Как подчеркнул в беседе с «РГ» шинный эксперт Леонид Пащенко, «Michelin и Nokian работали в премиальном сегменте, где шины отличается не только более высокой ценой, но и определенным набором характеристик.
Премиальные ноу-хау дают преимущества в тормозном пути на мокром и сухом асфальте, во времени прохождения круга, максимальной скорости, ходимости — то есть вещах, увязанных с безопасностью и эксплуатационными характеристиками. Точнее, важен баланс характеристик. Тот же Michelin — это как автомат «Калашникова». Есть шины, у которых многие показатели превосходные, но есть и удовлетворительные. У Michelin же все показатели топовые, а провалы отсутствуют».
Китайцы, считает Пащенко, на такой уровень не вышли.
«В теории из азиатских брендов альтернативой могли бы стать покрышки корейской Hankook. Также у нас на рынке остаются Pirelli, у них имеется завод мирового уровня в Воронеже, есть также площадка Continental в Калуге. Есть Yokagama, которая в целом не претендует на премиум-сегмент, но некоторые модели, например, линейка Advan, очень близко подходят к премиуму, да и зимние шины Yokagama Ice Guard IG могут соревноваться с премиальными по ряду характеристик. Для всех этих брендов уход Michelin и Nokian Tyres — благо. Они избавляются от конкурентов», — отмечает эксперт.
Уточним, что завод Yokohama в Липецкой области работал до марта. «Японцы» не объявляли об уходе с нашего рынка, но уточнили, что выпуск остановлен из-за сложностей с логистикой.
Леонид Пащенко также не исключает, что российские и белорусские шинные бренды могут дорасти до премиума при соответствующей необходимости.
«Пока в этом не было нужды. Фирмы, подобные Cordiant, работали в среднем и даже бюджетном сегментах и прекрасно продавались из-за высокого спроса на массовые автомобили», — подытожил эксперт.
Как подчеркнул журналист «Авторевю» Олег Растегаев, главные сложности возникнут из-за пробелов в зимнем сегменте.
«Пока на российском рынке остаются Continental и Pirelli. У Nokian была очень широкая линейка шипованных шин. Сontinental в какой-то мере может заменить соответствующие финские модели, но не полностью. А поскольку Michelin ушел, с премиальными «шиповками» может возникнуть дефицит. Полностью заменить их в широкой гамме пока нечем», — отметил эксперт.
На вопрос, смогут ли подтянуться до премиума и занять опустевшую нишу российские шинники, Олег Растегаев сказал следующее:
«Соrdiant в эту размерную линейку в обозримом будущем не подтянется. У них сейчас в летней линейке 18 дюймов — это потолок, и пока для них нет никаких предпосылок делать 19-дюймовые и 20-дюймовые шины».
Фото: Евгений Биятов/РИА Новости
При этом специалист призвал прислушаться к словам генерального директора Nokian Tyres в России Андрея Пантюхова о том, что компания продолжит выпуск шин на своем заводе в Ленинградской области и уже ведет переговоры с Nokian об автономном продолжении деятельности.
«Я думаю, самый реальный путь — это вывести на рынок какой-то третий бренд кроме Nokian и Nordman и под этой маркой продолжать производство шин по договоренности с финнами только для внутреннего рынка. Не исключаю, что останутся и так называемые большие дюймы (шины, размерностью больше 19 дюймов — «РГ»), поскольку у России все возможности для выпуска такой продукции есть», — считает Олег Растегаев.
Он также допускает, что к процессу импортозамещения смогут оперативно подключиться «китайцы» — GT Radial, Triangle, Maxxis, Linglong и другие.
«Среди «корейцев» же реальные заместители позиций Nokian Tyres и Michelin — это Hankook, потому что Kumho и Nexen по качеству продукции и по ассортименту все же отстают. Hankook же — компания топ-уровня, которая давно пришла в Россию на первичную комплектацию, успешно конкурируя с Michelin, Pirelli и Continental», — считает Растегаев.
По мнению редактора журнала «Пятое колесо» Станислава Шустицкого, с выходом из бизнеса компаний Michelin и Nokian закрыть эту нишу будет проблематично.
«У «Камы» нет в портфолио резины большой размерности. Сordiant только-только начал работать с большими размерами, в частности, с 18-дюймовыми моделями. Для создания шин большего диаметра необходим длительный период разработок, тестирования и самое главное — оборудование. Поэтому это будет проблемой», — считает эксперт.
«Частично нишу может закрыть Yokagama — особенно с учетом финансовой поддержки со стороны губернатора Липецкой области (завод шинной компании Yokohama расположен под Липецком — «РГ»). Но это опять — период разработок, тестирования и переоснастки оборудования», — уточнил он.
Также, считает Шустицкий, вклад могут внести китайцы.
«Та же компания Triangle работает очень быстро, и они хорошие бизнесмены. Если рынок потребует резины большой размерности, они, конечно, будут заниматься этим вопросом. Наконец, завод Nokian после административных изменений продолжит работать.
Впрочем, с локализацией некоторых компонентов, грубо говоря, полимеров и химии, могут возникнуть проблемы. Тем не менее, вполне можно ожидать, что в создавшихся условиях финны могут начать работу над какой-то новой бюджетной шиной специально для России, как они уже ранее делали в случае с линейкой Nordman» , — полагает эксперт.
Фото: Алексей Куденко/РИА Новости
А что же говорят сами шинники? Как рассказала «РГ» менеджер по маркетингу и работе с клиентами китайской компании Triangle Ирина Галкина, на фоне ухода ведущих западных шинных брендов компания Triangle старается увеличивать поставки дистрибьюторам. Что касается зимней линейки, то с уходом Nokian Tyres, как считает Ирина Галкина, имеет хорошие шансы «выстрелить» такая шинная новинка Triangle, как TI 501, а также проверенная временем шиповка PS 01.
При этом Галкина сообщила, что в портфолио марки имеется в том числе и резина большой размерности — 19 и 20 дюймов. Она также подчеркнула, что при разработке шинных новинок марки привлекались финские специалисты и использовались голландские технологии.
«Иными словами, мы можем предложить более бюджетные и при этом качественные аналоги моделей западных брендов, которые покидают российский рынок», — пообещала маркетолог, добавив, что в КНР Triangle считается топ-брендом.
В компании Cordiant «РГ» на соответствующий запрос ответили следующее:
«Cordiant внимательно следит за ситуацией, которая складывается на российском рынке. В целом каких-то глобальных изменений в деятельности компании и производственных площадок в Ярославле и Омске не планируется.
В сегменте больших размеров Cordiant предлагает зимние и летние шины для легковых автомобилей и кроссоверов размером 17 и 18 дюймов массовых типоразмеров, согласно тестам ведущих автомобильных изданий и экспертов, обладающих характеристиками, не уступающими премиальным аналогам».
При этом, по оценкам наших собеседников-экспертов, на создание фирменных шин больших размеров у Cordiant, как и у любой фирмы, начинающей разработку шинной новинки с нуля, может уйти от трех до пяти лет, и этот процесс потребует внушительных затрат.
В 2022 году в России выпустили 42,7 млн шин, а весь рынок, включая сегмент сельскохозяйственной и спецтехники, составил свыше 35 млн штук. Кризис сказался на продажах шин, они упали почти на 15%, на рынке особенно отмечают сокращение доли премиального сегмента из-за падения спроса. В то же время розничные продажи легковых шин выросли на 3,3%. Аналитики отмечают, что часть автовладельцев могла заранее купить шины на фоне опасений прекращения поставок в начале кризиса.
Рынок шин в РФ в 2022 году сократился на 14,9%, составив 35,1 млн штук, следует из оценок “Ъ”, на основе данных «Обзора по товарной категории шины», подготовленного ЦРПТ (оператор системы «Честный знак») совместно с Национальным научным центром компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции (ННЦК) при Минпромторге. Всего из оборота за этот период выведено 49,1 млн шин. Данные учитывают легковые, грузовые шины, а также резину для спец- и сельхозтехники и прочую продукцию.
Выпуск в стране за год составил 42,7 млн штук, в основном это были летние (14,5 млн штук) и зимние ошипованные (11,3 млн штук) шины. Большая часть летних шин была произведена с января по май, зимних — с мая по ноябрь.
Только в четвертом квартале в оборот было введено 16 млн шин, из которых 8,6 млн приходилось на выпуск в РФ.
Конечным потребителям в торговых точках и дистанционно за прошлый год было реализовано 19,1 млн шин, что на 19,4% меньше, чем годом ранее. В основном (78,5%) это были легковые шины, причем их продажи, наоборот, выросли на 3,3%, почти до 15 млн штук. Организациям поставлено почти 15 млн шин, и это всего на 6,1% меньше, чем годом ранее. Здесь в основном отгрузки приходились на легковые (почти 7 млн) и грузовые шины (5,5 млн). Если учесть число выпущенных в РФ легковых и грузовых автомобилей, то на вторичную комплектацию, по расчетам “Ъ”, могло уйти свыше 30 млн шин.
Продажи производителей шин для вторичной комплектации последние годы составляли около 30–40 млн штук в год, сообщается в обзоре. В Nokian Tyres и Michelin оценивали рынок шин для вторичной комплектации в 2021 году в 40,5–40,7 млн штук (см. “Ъ” от 10 февраля 2022 года). Обе компании уходят из РФ, Nokian почти завершила продажу своих российских активов, включая завод во Всеволожске, «Татнефти». В 2022 году из иностранных марок в РФ работали заводы Nokian, Pirelli, Continental и Bridgestone. Но сложности с поставками сырья и исполнением санкций уже сказывались на объемах.
Экспорт шин из РФ за прошлый год упал на 18,2%, почти до 12 млн штук.
Из этого объема почти 9,5 млн штук предназначались для легковых автомобилей, почти 2 млн — для грузовиков. При этом наиболее активно отгрузки за пределы РФ шли в докризисном январе, а затем в апреле, июле и октябре 2022 года. Экспорт шин из РФ в ЕС запрещают санкции США. В Минпромторге не ответили на вопросы “Ъ” об экспортных направлениях.
Средняя цена комплекта шин в 2022 году выросла на 3%. При этом средняя цена легковой шины по итогам года выросла на 20,5%, до 6,4 тыс. руб. В обзоре рынка отмечается, что наиболее популярными шинами остаются шины c ценой ниже среднего, занимая больше половины от всех продаж. В «Нокиан Тайерс» добавляют, что в 2022 году премиальный сегмент шин сократился на фоне падения спроса.
Продажи шин в преддверии зимы 2022 года оказались на 14% ниже, чем годом ранее
После начала кризиса в 2022 году на фоне того, что цены выросли, а поставок может не быть, часть автовладельцев пыталась закупиться вперед — маслами, запчастями, иногда и шинами, отмечает Сергей Удалов из «Автостата». Такая тенденция, считает аналитик, характерна именно для розничного сегмента. При этом существенное сокращение премиального сегмента вряд ли произошло, полагает господин Удалов, допуская, что часть клиентов могла из-за роста цен спуститься на сегмент ниже или отсрочить замену на сезон.
В этом году ажиотажного спроса, как это было прошлой весной, ожидать не стоит — за исключением традиционного сезонного всплеска продаж, говорит аналитик. Скорее всего, полагает Сергей Удалов, рынок задержится на уровне прошлого года, а покупки и выбор марки будут происходить в обычном режиме — накануне замены резины.
Эксперты рассказали о ситуации на российском рынке шин для легкового транспорта
Средняя стоимость автомобильных шин в России выросла на 23,5% по итогам 2022 года, говорится в отчете Росстата. Это вдвое выше официального уровня инфляции: общий индекс цен на товары и услуги за год вырос на 11,94%. Как сообщили в Росстате, для этого специалисты изучили цены в автомагазинах, на авторынках, в шиномонтажных мастерских и в автосервисах, а также на официальных сайтах продавцов. Для исследований взяли наиболее популярные шины среднего ценового сегмента трех-пяти марок. При этом подорожание коснулось как импортных шин, так и отечественных, производство которых невозможно без использования импортного натурального каучука — вещества, получаемого из сока деревьев, которые в российском климате просто не растут. Портал Autonews.ru решил разобраться, что будет с ценами на покрышки в 2023 году.
Резкий рост цен на автомобили, запчасти и шин для легковых моделей начался в России в конце февраля 2022 года. Autonews.ru
вместе с аналитиками портала «Дром» проследил, как за год изменилась стоимость самых ходовых моделей автомобильной резины, как зимней, так и летней. В частности, рост цен почти на все модели в процентах выражается двукратным числом. В наименьшей степени это касается отечественной марки Viatti, а из импортных брендов стоимость не так сильно выросла у шин у итальянских Pirelli. При этом абсолютным рекордсменом оказались 16-дюймовые шины Hankook Ventus S1 Evo2 K117 — их цена увеличилась сразу на 61%: с 4 607 до 7 425 руб.: таким образом комплект подорожал с 18 428 до 29 700 руб.
Если говорить о зимних шинах, то к середине зимы, когда спрос на них упал, цены снизились только у отечественных брендов. Так, например, одна шина Cordiant Snow Cross 2 диаметром 18 дюймов сейчас стоит 7 866 руб, что даже на 7% ниже, чем годом ранее. В марте 2022 года, когда наблюдался ажиотажный спрос, эта же шина стоила 11 413 руб. Таким образом комплект подешевел с 45 652 до 31 464 руб.
Сезон смены резины с зимней на летнюю в центральной полосе России наступит только через полтора-два месяца, однако спрос на летние шины есть уже сейчас, и здесь цены поднялись относительно прошлого года у всех марок, включая российские. Это говорит об изменении поведения покупателей, считает заместитель гендиректора компании «Автокомплекс ЕвроАвто» Илья Плисов: «Клиенты все более аккуратно подходят к трате средств и помимо смещения в бюджетный сегмент применяют другие способы экономии: покупка через Интернет, а также покупка в не сезон. Люди понимают, что к весне цена поднимется и начинают покупать летнюю резину уже сейчас».
В свою очередь руководитель категории запчасти в «Авито» Александр Куроптев предсказывает популяризацию еще одного способа сэкономить: «У владельцев автомобилей среднего ценового сегмента, которые раньше покупали исключительно новые шины, отношение к б/у шинам будет меняться, их покупка будет рассматриваться все чаще», — отмечает эксперт.
Куроптев подтверждает и тенденцию увеличения доли онлайн-продаж: количество объявлений о продаже новых шин за год выросло в 2,5 раза.
Впрочем, стоимость летних шин российских, а также китайских брендов относительно прошлого года увеличилась не так сильно, как у европейских, японских, корейских и американских марок. И это существенно отразилось на спросе.
По данным «Авито», за прошедший год продажи шин для легковых автомобилей выросли на 5%, но в первую очередь за счет бюджетного сегмента. Так, рекордсменами стали российские марки «Кама» (рост в 2,2 раза) и Viatti (+68%), а из иностранных брендов наибольшую положительную динамику показала Pirelli (+26%). То есть спрос увеличился как раз на продукцию тех марок, которая подорожала менее всего. Средняя стоимость одной шины в России сейчас составляет 10 490 руб., подсчитали в «Авито».
До начала 2022 года в России работали шинные заводы практически всех крупных марок. При этом часть продукции уходила на экспорт. К примеру, Nokian и вовсе выпускала 80% своих легковых шин в Ленинградской области, и эти шины не только продавались в России, но и шли на экспорт.
Весной 2022 года многие производства были приостановлены, как из-за санкций, которые не давали возможности работать в полную силу, так и по причине нарушения логистических цепочек. Однако к лету большинство заводов заработало вновь. При этом некоторые компании, включая европейские Nokian и Michelin, приняли решение уйти из России. Но это не означает, что сами заводы будут закрыты.
В Nokian официально объявили о продаже российского бизнеса компании «Татнефть». Сейчас сделка находится в стадии согласования. В Michelin и Bridgestone также объявили, что ищут покупателей на свои предприятия. При этом как минимум завод Nokian продолжит выпуск шин, правда уже под собственными российскими брендами. К тому же налаживаются поставки по параллельному импорту.
«Из «премиума» фактически всю продукцию можно купить. Continental, Goodyear, Toyo», — констатирует Плисов.
Кроме того, продолжают работать и заводы российских шинных компаний. Источник Autonews.ru
в одной из них высказал мысль, что здесь плюсом оказался опыт, приобретенный во время пандемии коронавируса, когда производителям пришлось искать альтернативные способы закупки сырья за рубежом. «Сейчас мы знаем, где взять все необходимые импортные компоненты для производства шин. Более того, на всякий случай у нас даже есть запасные поставщики», — рассказал он.
О том же заявил и исполнительный директор Торгового дома Kama Tyres Тимур Шарипов: «В сегменте легковых и легкогрузовых шин рост цен обусловлен, в первую очередь, вынужденной перестройкой логистических связей, которая началась еще в период пандемии. Также не стоит забывать, что шина — это сложный технологический продукт, в котором много разных составляющих, поэтому на стоимость влияют также и курсовые колебания. Не все импортные компоненты заменяемы — например, натуральный каучук в силу географического положения не производится в нашей стране».
Последствия от санкций и уход некоторых крупных игроков уже сказались на продажах шин в России и их ценах, так что в 2023 году будут наблюдаться те же тренды, что и в конце 2022 года, считают эксперты и участники рынка.
«В 2023 году рост цен замедлится, если и будет подорожание, то небольшое. Но дефицита не будет. В России довольно неплохо обстоит дело с производством шин массового сегмента, также китайские производители будут увеличивать долю на рынке России. При этом спрос автолюбителей будет смещаться в более демократический сегмент», — считают аналитики «Дрома».
По словам Плисова из «Автокомплекс ЕвроАвто», многие дилеры перед зимой и вовсе переоценили последствия от ухода некоторых марок, и сейчас у них на складах остались существенные нераспроданные запасы зимних шин китайского производства.
«Если все останется на прежнем уровне, при сегодняшнем наборе поставщиков, даже ввод резины в пакет санкций значимо не повлияет на отрасль. Будут ли клиенты экономить и дальше зависит от общей экономической ситуации. Впрочем, пока все указывает на хорошие перспективы для местного недорогого продукта», — говорит эксперт.
При этом эксперты признают, что шины редких размеров уже сейчас найти непросто, а цены на них выросли.
«Существенных проблем с популярными типоразмерами мы не прогнозируем, но можем предположить, что редкие размерности стало найти сложнее, и подорожали они более заметно», — признает Шарипов. То же отмечают и аналитики «Дрома».
Еще одна категория шин, спрос на которые может превышать предложение — это резина для машин китайских брендов. У этих автомобилей, порой, специфические размерности колес, для которых ранее в России резина не предлагалась.
«Взрыв китайского автопрома привел к росту потребности в “своих” размерах для автомобилей из Китая. Некоторым дефицитом стали размеры: 215/55 R18 [подходят для Chery Tiggo 4 и Geely Coolray], 215/55 R19 [подходят для Haval F7] и 225/55R19 [для Changan UNI-K]» — предупреждает Плисов.
С этим соглашается и Куроптев: «Стоит ожидать изменения популярных размеров шин в сторону увеличения ширины и диаметра, так как среди китайских авто преобладают кроссоверы, но это в перспективе 3-5 лет».
Впрочем, резкий рост продаж машин китайских марок среднего ценового сегмента (а именно они, а не бюджетные модели, комплектуются шинами диаметром 17 дюймов и выше) произошел только в 2022 году, а значит менять летние шины взамен изношенных им пока рано. К следующей зиме рынок адаптируется и предложение будет соответствовать спросу, сходятся во мнении эксперты.
Содержание:
- Введение
- Проблемы с шинами в 2022 году
- Как дела у Bridgestone
- А что с шинами Yokohama?
- Останутся ли в России Continental
- Michelin нас покинул?
- Что насчет Pirelli
- И, наконец, про Nokian Tyres
- Выручат ли нас российские шины
- Китайское – не значит, плохое?
- Выводы
Введение
Точные прогнозы на 2023 год, конечно, предоставить не получится. Но можно предположить, в каких направлениях будет развиваться шинный рынок в России и какие шины будут доступны россиянам. Также пройдемся по основным шинным брендам: какие ушли, какие остались с нами, а какие трансформируются в нечто новое.
Проблемы с шинами в 2022 году
В 2022 году в шинной индустрии в России был отмечен значительный спад. Повлияли внешнеполитические процессы, введение санкций. В октябре, например, на российских предприятиях выпустили 3,3 млн автошин. Это на 42,4% меньше, чем в октябре 2021 года.
Уменьшение темпов производства связано, в первую очередь, с приостановкой деятельности заводов мировых брендов — Bridgestone, Continental и других. Остановимся на каждом из флагманов шинной индустрии подробнее.
Как дела у Bridgestone
Завод японского шинного гиганта Bridgestone работал в г. Ульяновске с 1998 года. Мощность завода — до 2 млн. шин в год. После начала СВО, в марте предприятие приостановило свою работу. Закрытие завода руководство компании связало с «серьезными проблемами, вызванными перебоями в цепочке поставок и логистике, волатильностью национальной и иностранной валют, которые серьезно сказываются на возможности обеспечить стабильное производство в России».
В октябре 2022 года в компании заявили, что в обстановке общей неопределенности и сбоев с поставками в России, Bridgestone начинает поиск покупателя своих российских активов. Заявлено, что искать новых владельцев будут несколько месяцев. Надеемся, что к середине 2023 года производство шин возобновится. В каком виде это будет — пока сказать сложно.
А что с шинами Yokohama?
Завод второй крупной японской марки шин Yokohama расположен в Липецкой области. Предприятие «ЙОКОХАМА Р.П.З.» было основано в 2008 году. Ежегодно завод выпускал до 1,6 млн шин. В марте 2022 года завод приостановил работу по выпуску автошин по причине сложностей с доставкой сырья из-за границы.
10 августа 2022 года предприятие снова запустило процесс изготовления автошин. Это произошло благодаря содействию губернатора Липецкой области, пообещавшего помочь компании Yokohama адаптироваться к новым условиям поставок. В итоге нашли нового поставщика сырья, и деятельность завода возобновилась. Так что шины Йокохама опять с нами.
Останутся ли в России Continental
Завод немецкого легендарного производителя шин Continental в Калуге, построенный в 2013 году, аналогично коллегам по шинному делу приостановил деятельность в России в марте 2022 года. К радости поклонников шин Континенталь (и их поставщиков) производство запустилось уже 1 августа 2022 года.
Губернатор Калужской области объявил, что руководство предприятия смогло перестроить логистику и найти новых поставщиков сырья. Мощность завода — 4 миллиона шин в год.
Michelin нас покинул?
Французы Michelin прекратили производство шин и экспорт в РФ весной 2022 года. Тогда руководство компании заявило, что продолжит адаптировать свои решения в соответствии с развитием политико-экономической ситуации. Завод по производству шин Мишлен работал в Давыдово Московской области с 2004 года.
В итоге Мишлен решил окончательно уйти с российского рынка до конца 2022 года, продав активы местному менеджменту. Управленцы компании признались, что возобновить производство технически невозможно, в частности, из-за проблем с поставками в условиях общей неопределенности. По данным Michelin, в России компания продавала не более 2% шин от своих мировых объемов. Мощность предприятия — 1,5-2 миллиона в год.
Ждем новостей о судьбе завода Michelin в России под управлением российских собственников.
Что насчет Pirelli
Компания Пирелли в марте также перестала инвестировать в заводы по производству шин бренда, расположенные в Кирове и Воронеже, и направила российское производство на внутренний рынок. К счастью, шины Pirelli пока с нами. Общая мощность предприятий — 2 млн. шин в год.
В мировом масштабе эти заводы давали 10% от общего объема выпуска шин Pirelli и около 4% выручки.
И, наконец, про Nokian Tyres
Финский бренд Nokian Tyres работает в России с 2005 года. В Ленинградской области в г. Всеволжске построен гигантский завод по производству автошин — самое крупное шинное предприятие в РФ. Завод выпускал шины марок Nokian Tyres и Nokian Tyres Nordman. В 2021 году около 80% шин Nokian Tyres для легковых автомобилей было произведено в России, а бизнес-направление «Россия и Азия» принесло компании 20% от чистых продаж. Зимние шины от Nokian Tyres особенно и заслуженно ценятся среди российских автолюбителей за адаптивность к российским погодным условиям.
В июне 2022 руководство компании приняло решении о постепенном уходе с российского рынка. В октябре 2022 поступили новости о продаже бизнеса Nokian Tyres в России российской нефтяной компании «Татнефть».
Ожидается, что во втором квартале 2023 года в Ленобласти заново запустится производство автошин, только уже под другими брендами. Интересно, что по данным Роспатента, в декабре ООО «Нокиан Тайерс» подала заявки на товарные знаки «Торстен» и Torsten, Ikonan, Ikon. Предполагаем, что именно под такими названиями будут выходить новые шины.
Выручат ли нас российские шины
Как мы писали выше, производить шины в 2022 году на российском рынке стали существенно меньше. Причин много: дефицит сырья и компонентов, которые завозили из-за границы, уход из РФ крупных иностранных брендов, ограничения на экспорт шин со стороны Евросоюза, снижение доходов россиян, падение продаж новых автомобилей на 60%. По разным оценкам продажи шин в 2022 году упали, по сравнению с периодом 2020-2021, на 15-20%.
Показатели продаж снизились, в том числе, по причине дефицита шин определенных брендов, моделей, типоразмеров, который возник из-за запрета поставок продукции в РФ из Европы.
С помощью упрощения правил ввоза шин в РФ по «параллельному импорту» поставщикам удалось в какой-то степени поддержать разнообразие ассортимента. Однако полностью наладить логистику пока не удалось, поэтому количества и разнообразия шинной продукции для потребителей будет все еще не хватать.
В России трудятся несколько собственных крупных производителей шин. Нижнекамский комплекс Kama Tyres производит шины брендов Кама и Viatti. АО «Кордиант» выпускает продукцию под брендом Cordiant, Tunga, включает две производственные площадки в Омске и одну в Ярославле с совокупным объемом производства 8 миллионов шин в год.
Также в число лидеров российской шинной индустрии входит АО «Волтайр-Пром» из Волгоградской области, которое производит шины под разный вид транспорта под брендом VOLTYRE. Крупный шинный завод «Нортек», г. Барнаул, выпускает шинную продукцию, в том числе, коммерческие автошины под маркой Forward и Nortec.
Проблем с популярными размерами шин возникнуть не должно: мощностей отечественных заводов для этого достаточно и уровень качества российских шин достойный. Но вот с диаметром колес от R19 предположительно будет сложнее. Из-за проблем с их доступностью, вероятно, возрастет и цена.
Журналист издания «Авторевю» Олег Растегаев в интервью «Российской газете» отметил, что главные сложности с шинами возникнут из-за пробелов в зимнем сегменте. Приводим цитату эксперта: «Пока на российском рынке остаются Continental и Pirelli. У Nokian была очень широкая линейка шипованных шин. Сontinental в какой-то мере может заменить соответствующие финские модели, но не полностью. А поскольку Michelin ушел, с премиальными «шиповками» может возникнуть дефицит. Полностью заменить их в широкой гамме пока нечем».
Журналист считает, что Cordiant не сразу сможет подтянуться в эту размерную линейку, так как самый большой диаметр, который производит компания — 18 дюймов.
У «Камы» тоже пока нет в портфолио легковых шин больших размеров. Для создания шин большего диаметра нужны дополнительные разработки, тестирование, оборудование — на это нужно время. Есть надежда, что на заводах, оставленных Nokian Tyres в России, будет возможность в ближайшем будущем продолжать выпускать шины размером больше 19 дюймов.
Китайское – не значит, плохое?
Поправить ситуацию теоретически могли бы шины из дружественных стран. Но белорусская Belshina, популярная в России, поставила в 2022 году около 2 миллионов шин и увеличить объем у предприятия пока не получится. Постепенно заходят на рынок шины из Узбекистана, например, бренд Bars.
В условиях проблем с поставками и санкционных ограничений российский шинный рынок начал перестраиваться на поставки из Китая. В 2022 году за первые пять месяцев поставки китайских автошин в РФ увеличились на 9,6%. Интерес к китайским шинам у автолюбителей увеличился на 33% по данным портала Дром. Одновременно с этим улучшилось и мнение потребителей по поводу качества китайской шинной продукции — об этом говорят отзывы автолюбителей. Конечно, одно из основных преимуществ шин из КНР — их доступная цена.
Среди популярных китайских шинных брендов — Triangle, Sailun, Goodride, HiFly и другие. Некоторые из них выпускаются в премиальном сегменте и идут в базовой комплектации многих автомобилей. Например, шины Triangle выбрал для своих автомобилей Nissan. Кстати, в размерном ряду шин Triangle имеются диаметры 19 и 20 дюймов.
В производстве шин китайских брендов также применяются европейские наработки и оборудование высокого класса. Бренд Goodride получил знак качества авторитетного TÜV SÜD, а шины Triangle сертифицированы в 60 странах мира.
Эксперты считают, что шины китайского производства вполне могут сравниться с продукцией лидеров европейского рынка по составу, рисунку протектора и другим параметрам. И усовершенствование процессов производства на китайских шинных заводах продолжаются.
Южнокорейские шины тоже могут набрать большую популярность. Такие бренды, как Hankook, Kumho, Marshal, Nexen, востребованы у автолюбителей и обладают достойными ходовыми характеристиками, подтвержденными тестами авторитетных изданий, и средней ценой.
Выводы
Хоть некоторые бренды и уйдут с российского рынка, у нас остаются их заводы, первоклассное оборудование и налаженная организация производственного процесса. Так, местные производители смогут продолжать выпускать шины высокого качества. Эксперты отрасли считают, что для потребителей эта продукция будет восприниматься уже по-другому, как совершенно новый товар. Автолюбители долго еще будут вспоминать, например, про «тот самый Мишлен». Со временем будут создаваться новые бренды на базе этих предприятий — нам остается только ждать.
Предполагаем, что потребности автовладельцев будут закрывать по большей части шины российского, китайского производства и продукция дружественных стран. В любом случае, мы держим руку на пульсе и будем обеспечивать наших покупателей шинами лучшего качества и широкого размерного ряда из доступных вариантов.
Средняя стоимость автомобильных шин в России выросла на 23,5% по итогам 2022 года, говорится в отчете Росстата. Это вдвое больше официального уровня инфляции (общий индекс цен на товары и услуги за год вырос на 11,94%). Как сообщили Autonews.ru в Росстате, для этого специалисты изучили цены в автомагазинах, на авторынках, в шиномонтажных мастерских и автосервисах, а также на официальных сайтах продавцов. Для исследований взяли наиболее популярные шины среднего ценового сегмента трех — пяти марок. При этом подорожание коснулось как импортных шин, так и отечественных, производство которых невозможно без использования импортного натурального каучука — вещества, получаемого из сока деревьев, которые в российском климате просто не растут. Разбираемся, что будет с ценами на покрышки в 2023 году.
Ряд моделей подорожал на 61%
Резкий рост цен на автомобили, запчасти и шины для легковых моделей начался в России в конце февраля 2022 года. Autonews.ru вместе с аналитиками портала «Дром» проследил, как за год изменилась стоимость самых ходовых моделей автомобильной резины, как зимней, так и летней.
Рост цен почти на все модели в процентах выражается двукратным числом. В наименьшей степени это касается отечественной марки Viatti, а из импортных брендов стоимость не так сильно выросла у итальянских Pirelli.
При этом абсолютным рекордсменом оказались 16-дюймовые шины Hankook Ventus S1 Evo2 K117 — их цена увеличилась сразу на 61%, с 4607 до 7425 руб. Таким образом, комплект подорожал с 18 428 до 29 700 руб.
Если говорить о зимних шинах, то к середине сезона, когда спрос на них упал, цены снизились только у отечественных брендов. Так, например, одна шина Cordiant Snow Cross 2 диаметром 18 дюймов сейчас стоит 7866 руб., что даже на 7% ниже, чем годом ранее. В марте 2022 года, когда наблюдался ажиотажный спрос, эта же шина стоила 11 413 руб. Таким образом, комплект подешевел с 45 652 до 31 464 руб.
Сезон смены резины в центральной полосе России наступит только через полтора-два месяца, однако спрос на летние шины есть уже сейчас, и здесь цены поднялись относительно прошлого года у всех марок, включая российские.
Это говорит об изменении поведения покупателей, считает заместитель гендиректора компании «Автокомплекс ЕвроАвто» Илья Плисов.
«Клиенты все более аккуратно подходят к трате средств и, помимо смещения в бюджетный сегмент, применяют другие способы экономии: покупка через Интернет, а также покупка в несезон. Люди понимают, что к весне цена поднимется, и начинают покупать летнюю резину уже сейчас», — говорит эксперт.
В свою очередь, руководитель категории запчасти в «Авито» Александр Куроптев предсказывает популяризацию еще одного способа сэкономить: «У владельцев автомобилей среднего ценового сегмента, которые раньше покупали исключительно новые шины, отношение к б/у шинам будет меняться, их покупка будет рассматриваться все чаще», — отмечает эксперт.
Куроптев подтверждает и тенденцию увеличения доли онлайн-продаж: количество объявлений о продаже новых шин за год выросло в 2,5 раза.
Динамика изменения цен на зимние шины в России с 1 января по 31 декабря 2022 года (по данным «Дром», специально для Autonews.ru)
Модель шины | Диаметр | Цена одной шины в начале 2022 года | Цена одной шины в начале 2023 года | Измен. цены |
Yokohama Ice Guard IG65 | R16 | 7 050 ₽ | 8 835 ₽ | 25% |
Yokohama Ice Guard IG65 | R17 | 8 167 ₽ | 10 031 ₽ | 23% |
Yokohama Ice Guard IG65 | R18 | 11 235 ₽ | 13 254 ₽ | 18% |
Viatti Brina Nordico | R16 | 3 940 ₽ | 4 124 ₽ | 5% |
Viatti Brina Nordico | R17 | 6 297 ₽ | 6 674 ₽ | 6% |
Viatti Brina Nordico | R18 | 7 588 ₽ | 9 778 ₽ | 29% |
Toyo Observe GSi-6 HP | R16 | 6 077 ₽ | 7 648 ₽ | 26% |
Toyo Observe GSi-6 HP | R17 | 7 843 ₽ | 9 446 ₽ | 20% |
Toyo Observe GSi-6 HP | R18 | 12 146 ₽ | 13 997 ₽ | 15% |
Tigar Winter | R16 | 4 132 ₽ | 4 959 ₽ | 20% |
Tigar Winter | R17 | 5 522 ₽ | 6 616 ₽ | 20% |
Tigar Winter | R18 | 6 330 ₽ | 7 838 ₽ | 24% |
Pirelli Ice Zero 2 | R16 | 6 260 ₽ | 8 324 ₽ | 33% |
Pirelli Ice Zero 2 | R17 | 9 164 ₽ | 11 827 ₽ | 29% |
Pirelli Ice Zero 2 | R18 | 16 939 ₽ | 17 321 ₽ | 2% |
Nokian Nordman 8 | R16 | 7 017 ₽ | 9 158 ₽ | 31% |
Nokian Nordman 8 | R17 | 9 773 ₽ | 13 063 ₽ | 34% |
Nokian Nordman 8 | R18 | 12 046 ₽ | 16 379 ₽ | 36% |
Nokian Hakkapeliitta 9 | R16 | 7 155 ₽ | 9 058 ₽ | 27% |
Nokian Hakkapeliitta 9 | R17 | 9 538 ₽ | 11 693 ₽ | 23% |
Nokian Hakkapeliitta 9 | R18 | 13 957 ₽ | 16 645 ₽ | 19% |
Nexen Winguard WinSpike WH62 | R16 | 5 249 ₽ | 6 398 ₽ | 22% |
Nexen Winguard WinSpike WH62 | R17 | 6 476 ₽ | 7 989 ₽ | 23% |
Nexen Winguard WinSpike WH62 | R18 | 9 796 ₽ | 12 120 ₽ | 24% |
Michelin X—Ice Snow | R16 | 9 431 ₽ | 9 865 ₽ | 5% |
Michelin X—Ice Snow | R17 | 13 700 ₽ | 14 148 ₽ | 3% |
Michelin X—Ice Snow | R18 | 16 181 ₽ | 16 990 ₽ | 5% |
Maxxis SS-01 Presa SUV | R16 | 7 748 ₽ | 9 321 ₽ | 20% |
Maxxis SS-01 Presa SUV | R17 | 6 736 ₽ | 7 895 ₽ | 17% |
Maxxis SS-01 Presa SUV | R18 | 7 381 ₽ | 8 706 ₽ | 18% |
Matador MP-30 Sibir Ice 2 | R16 | 5 089 ₽ | 5 833 ₽ | 15% |
Matador MP-30 Sibir Ice 2 | R17 | 4 947 ₽ | 5 934 ₽ | 20% |
Kumho WinterCraft Ice WI31 | R16 | 5 233 ₽ | 6 077 ₽ | 16% |
Kumho WinterCraft Ice WI31 | R17 | 6 681 ₽ | 8 168 ₽ | 22% |
Kumho WinterCraft Ice WI31 | R18 | 9 084 ₽ | 11 738 ₽ | 29% |
Hankook Winter i*Pike RS2 W429 | R16 | 5 472 ₽ | 7 263 ₽ | 33% |
Hankook Winter i*Pike RS2 W429 | R17 | 7 618 ₽ | 10 204 ₽ | 34% |
Hankook Winter i*Pike RS2 W429 | R18 | 11 031 ₽ | 15 081 ₽ | 37% |
Goodyear UltraGrip Arctic 2 | R16 | 6 895 ₽ | 9 231 ₽ | 34% |
Goodyear UltraGrip Arctic 2 | R17 | 10 123 ₽ | 14 105 ₽ | 39% |
Goodyear UltraGrip Arctic 2 | R18 | 12 162 ₽ | 16 938 ₽ | 39% |
Dunlop Winter Maxx SJ8 | R16 | 8 140 ₽ | 10 467 ₽ | 29% |
Dunlop Winter Maxx SJ8 | R17 | 8 063 ₽ | 10 608 ₽ | 32% |
Dunlop Winter Maxx SJ8 | R18 | 8 565 ₽ | 11 085 ₽ | 29% |
Cordiant Snow Cross 2 | R16 | 5 487 ₽ | 5 828 ₽ | 6% |
Cordiant Snow Cross 2 | R17 | 7 091 ₽ | 7 214 ₽ | 2% |
Cordiant Snow Cross 2 | R18 | 8 438 ₽ | 7 866 ₽ | -7% |
Continental IceContact 3 | R16 | 10 351 ₽ | 11 426 ₽ | 10% |
Continental IceContact 3 | R17 | 13 681 ₽ | 14 009 ₽ | 2% |
Continental IceContact 3 | R18 | 14 352 ₽ | 16 054 ₽ | 12% |
Bridgestone Blizzak DM-V3 | R16 | 12 537 ₽ | 15 583 ₽ | 24% |
Bridgestone Blizzak DM-V3 | R17 | 12 768 ₽ | 16 693 ₽ | 31% |
Bridgestone Blizzak DM-V3 | R18 | 13 056 ₽ | 17 191 ₽ | 32% |
BFGoodrich g-Force Winter 2 | R16 | 6 102 ₽ | 7 268 ₽ | 19% |
BFGoodrich g-Force Winter 2 | R17 | 9 831 ₽ | 10 725 ₽ | 9% |
BFGoodrich g-Force Winter 2 | R18 | 11 232 ₽ | 13 135 ₽ | 17% |
Впрочем, стоимость летних шин российских, а также китайских брендов относительно прошлого года увеличилась не так сильно, как европейских, японских, корейских и американских марок. И это существенно отразилось на спросе.
По данным «Авито», за прошедший год продажи шин для легковых автомобилей выросли на 5%, но в первую очередь за счет бюджетного сегмента. Так, рекордсменами стали российские марки «Кама» (рост в 2,2 раза) и Viatti (+68%), а из иностранных брендов наибольшую положительную динамику показала Pirelli (+26%). То есть спрос увеличился как раз на продукцию тех марок, которая подорожала менее всего. Средняя стоимость комплекта от двух шин в России сейчас составляет 10 490 руб., подсчитали в «Авито».
Своих шин хватит
До начала 2022 года в России работали шинные заводы практически всех крупных марок. При этом часть продукции уходила на экспорт. К примеру, Nokian и вовсе выпускала 80% своей мировой продукции в Ленинградской области — эти шины не только продавались в России, но и шли на экспорт.
👉 Какие шины можно покупать: 6 дешевых, но хороших брендов
Весной 2022 года многие производства были приостановлены — как из-за санкций, которые не давали возможности работать в полную силу, так и по причине нарушения логистических цепочек. Однако к лету большинство заводов заработали вновь. При этом многие компании, включая европейские Nokian, Michelin, приняли решение уйти из России. Но это не означает, что сами заводы будут закрыты.
Динамика изменения цен на летние шины в России с 1 января по 31 декабря 2022 года (по данным «Дром», специально для Autonews.ru)
Модель шины | Диаметр | Цена одной шины в начале 2022 года | Цена одной шины в начале 2023 года | Измен. цены |
Yokohama BluEarth-GT AE-51 | R16 | 4 925 ₽ | 6 161 ₽ | 25% |
Yokohama BluEarth-GT AE-51 | R17 | 7 631 ₽ | 7 985 ₽ | 5% |
Yokohama BluEarth-GT AE-51 | R18 | 10 664 ₽ | 12 860 ₽ | 21% |
Viatti Strada Asimmetrico | R16 | 3 268 ₽ | 3 834 ₽ | 17% |
Viatti Strada Asimmetrico | R17 | 4 342 ₽ | 4 894 ₽ | 13% |
Viatti Strada Asimmetrico | R18 | 6 667 ₽ | 6 721 ₽ | 1% |
Triangle Sports TH201 | R16 | 4 537 ₽ | 5 180 ₽ | 14% |
Triangle Sports TH201 | R17 | 4 772 ₽ | 5 363 ₽ | 12% |
Triangle Sports TH201 | R18 | 5 945 ₽ | 6 562 ₽ | 10% |
Tigar Road Terrain | R16 | 8 228 ₽ | 9 403 ₽ | 14% |
Tigar Road Terrain | R17 | 10 221 ₽ | 10 828 ₽ | 6% |
Tigar Road Terrain | R18 | 10 669 ₽ | 12 277 ₽ | 15% |
Pirelli Cinturato P7 | R16 | 5 562 ₽ | 7 193 ₽ | 29% |
Pirelli Cinturato P7 | R17 | 7 024 ₽ | 9 271 ₽ | 32% |
Pirelli Cinturato P7 | R18 | 11 323 ₽ | 14 000 ₽ | 24% |
Nokian Hakka Green 3 | R16 | 5 615 ₽ | 6 695 ₽ | 19% |
Nokian Hakka Green 3 | R17 | 8 838 ₽ | 9 974 ₽ | 13% |
Nokian Hakka Green 3 | R18 | 9 658 ₽ | 11 075 ₽ | 15% |
Nexen Roadian HTX RH5 | R16 | 6 828 ₽ | 8 814 ₽ | 29% |
Nexen Roadian HTX RH5 | R17 | 6 857 ₽ | 8 903 ₽ | 30% |
Nexen Roadian HTX RH5 | R18 | 7 960 ₽ | 9 916 ₽ | 25% |
Michelin Primacy 4 | R16 | 8 750 ₽ | 10 053 ₽ | 15% |
Michelin Primacy 4 | R17 | 8 949 ₽ | 10 882 ₽ | 22% |
Michelin Primacy 4 | R18 | 11 455 ₽ | 14 523 ₽ | 27% |
Matador MP-47 Hectorra 3 | R16 | 4 366 ₽ | 5 240 ₽ | 20% |
Matador MP-47 Hectorra 3 | R17 | 6 021 ₽ | 7 205 ₽ | 20% |
Matador MP-47 Hectorra 3 | R18 | 7 346 ₽ | 9 344 ₽ | 27% |
Hankook Ventus S1 Evo2 K117 | R16 | 4 607 ₽ | 7 425 ₽ | 61% |
Hankook Ventus S1 Evo2 K117 | R17 | 6 849 ₽ | 9 552 ₽ | 39% |
Hankook Ventus S1 Evo2 K117 | R18 | 8 635 ₽ | 11 893 ₽ | 38% |
Goodyear Eagle F1 Asymmetric 5 | R17 | 10 767 ₽ | 12 121 ₽ | 13% |
Goodyear Eagle F1 Asymmetric 5 | R18 | 12 249 ₽ | 13 283 ₽ | 8% |
Formula Energy | R16 | 3 925 ₽ | 4 611 ₽ | 17% |
Formula Energy | R17 | 5 413 ₽ | 6 459 ₽ | 19% |
Formula Energy | R18 | 8 044 ₽ | 8 934 ₽ | 11% |
Dunlop Grandtrek PT3 | R16 | 5 681 ₽ | 7 440 ₽ | 31% |
Dunlop Grandtrek PT3 | R17 | 6 985 ₽ | 8 453 ₽ | 21% |
Dunlop Grandtrek PT3 | R18 | 8 017 ₽ | 10 389 ₽ | 30% |
Cordiant Comfort 2 | R16 | 4 349 ₽ | 5 386 ₽ | 24% |
Cordiant Comfort 2 | R17 | 4 295 ₽ | 6 080 ₽ | 42% |
Cordiant Comfort 2 | R18 | 8 697 ₽ | 11 179 ₽ | 29% |
Continental ContiSportContact 5 | R17 | 7 936 ₽ | 9 085 ₽ | 14% |
Continental ContiSportContact 5 | R18 | 10 026 ₽ | 11 009 ₽ | 10% |
Bridgestone Turanza T005 | R16 | 6 633 ₽ | 8 693 ₽ | 31% |
Bridgestone Turanza T005 | R17 | 8 274 ₽ | 11 014 ₽ | 33% |
Bridgestone Turanza T005 | R18 | 10 529 ₽ | 13 625 ₽ | 29% |
BFGoodrich All-Terrain T/A KO2 | R16 | 15 286 ₽ | 19 764 ₽ | 29% |
BFGoodrich All-Terrain T/A KO2 | R17 | 18 992 ₽ | 24 835 ₽ | 31% |
BFGoodrich All-Terrain T/A KO2 | R18 | 19 348 ₽ | 25 914 ₽ | 34% |
В Nokian официально объявили о продаже российского бизнеса компании «Татнефть». Сейчас сделка находится в стадии согласования. В Michelin и Bridgestone также проинформировали, что ищут покупателей на свои предприятия. При этом как минимум завод Nokian продолжит выпуск шин, правда, уже под собственными российскими брендами.
К тому же налаживаются поставки по параллельному импорту. «Из премиума фактически всю продукцию можно купить — Continental, Goodyear, Toyo», — констатирует Плисов.
👉 Все о давлении в шинах: полный гайд
Кроме того, продолжают работать и заводы российских шинных компаний. Источник Autonews.ru в одной из них высказал мысль, что здесь плюсом оказался опыт, приобретенный во время пандемии коронавируса, когда производителям пришлось искать альтернативные способы закупки сырья за рубежом.
«Сейчас мы знаем, где взять все необходимые импортные компоненты для производства шин. Более того, на всякий случай у нас даже есть запасные поставщики», — рассказал источник.
Об том же заявил и исполнительный директор торгового дома Kama Tyres Тимур Шарипов.
«В сегменте легковых и легкогрузовых шин рост цен обусловлен в первую очередь вынужденной перестройкой логистических связей, которая началась еще в период пандемии. Также не стоит забывать, что шина — это сложный технологический продукт, в котором много разных составляющих, поэтому на стоимость влияют также и курсовые колебания. Не все импортные компоненты заменяемы — например, натуральный каучук в силу географического положения не производится в нашей стране», — говорит Шарипов.
Нужные шины придется поискать
Последствия от санкций и уход некоторых крупных игроков уже сказались на продажах шин в России и их ценах, так что в 2023 году будут наблюдаться те же тренды, что и в конце 2022 года, считают опрошенные эксперты и участников рынка.
Фото: Shutterstock
«В 2023 году рост цен замедлится: если и будет подорожание, то небольшое. Но дефицита не будет. В России довольно неплохо обстоит дело с производством шин массового сегмента, также китайские производители будут увеличивать долю на рынке России. При этом спрос автолюбителей будет смещаться в более демократический сегмент», — считают аналитики «Дрома».
По словам Ильи Плисова из «Автокомплекс ЕвроАвто», многие дилеры перед зимой и вовсе переоценили последствия от ухода некоторых марок и сейчас у них на складах остались существенные нераспроданные запасы зимних шин китайского производства.
«Если все останется на прежнем уровне, при сегодняшнем наборе поставщиков, даже ввод резины в пакет санкций значимо не повлияет на отрасль. Будут ли клиенты экономить и дальше зависит от общей экономической ситуации. Впрочем, пока все указывает на хорошие перспективы для местного недорогого продукта», — говорит эксперт.
👉 Что выбрать: шипы или липучку? В ГИБДД дали водителям совет
При этом эксперты признают, что шины редких размеров уже сейчас найти непросто, а цены на них выросли.
«Существенных проблем с популярными типоразмерами мы не прогнозируем, но можем предположить, что редкие размерности стало найти сложнее и подорожали они более заметно», — признает Шарипов. То же отмечают и аналитики «Дрома».
Еще одна категория шин, спрос на которые может превышать предложение, — это резина для машин китайских брендов. У этих автомобилей порой специфические размерности колес, для которых ранее в России резина не предлагалась.
«Взрыв популярности китайского автопрома привел к росту потребности в «своих» размерах для автомобилей из Китая. Некоторым дефицитом стали размеры 215/55R18 (подходят для Chery Tiggo 4 и Geely Coolray. — РБК), 215/55R19 (подходят для Haval F7. — РБК) и 225/55R19 (подходят для Changan UNI-K. — РБК)», — предупреждает Плисов.
С этим соглашается и Куроптев: «Стоит ожидать изменения популярных размеров шин в сторону увеличения ширины и диаметра, так как среди китайских авто преобладают кроссоверы, но это в перспективе трех — пяти лет».
Впрочем, резкий рост продаж машин китайских марок среднего ценового сегмента (а именно они, а не бюджетные модели, комплектуются шинами диаметром 17 дюймов и выше) произошел только в 2022 году, а значит, менять летние шины взамен изношенных им пока рано. К следующей зиме рынок адаптируется и предложение будет соответствовать спросу, сходятся во мнении эксперты.
- Какие проблемы ждут рынок автомобильных масел. Они уже подорожали на 80%
- «Скупили все». Как будет работать параллельный импорт в 2023 году
- Цены на иномарки установили рекорд: что будет с ценами в 2023 году
Продажи шин в России в 2022 году сократились на 15%. При этом спрос автовладельцев на легковые шины вырос на 3,3%. Эксперты объясняют это тем, что с началом кризиса весной прошлого года часть автовладельцев пыталась запастись шинами впрок
Продажи шин в России в 2022 году сократились на 14,9% и составили 35,1 млн штук, подсчитал «Коммерсантъ» на основе данных «Обзора по товарной категории шины», подготовленного Центром развития перспективных технологий (оператор системы «Честный знак») совместно с Национальным научным центром компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции (ННЦК) при Минпромторге.
Особенно сократились на фоне падения спроса продажи шин премиального сегмента, уточнил изданию представитель «Нокиан Тайерс».
Конечным потребителям в торговых точках и дистанционно было продано 19,1 млн шин — на 19,4% меньше, чем в 2021 году. Основной объем продаж пришелся на легковые шины, при этом за год они выросли на 3,3% и приблизились к 15 млн штук.
Средняя цена комплекта шин в 2022 году выросла на 3%. При этом шина для легкового автомобиля подорожала за год на 20,5% и ее средняя цена составила 6400 рублей.
Из оборота за год было выведено 49,1 млн шин. В стране за этот период было произведено 42,7 млн шин. Поставки на экспорт упали на 18,2%, почти до 12 млн штук, что объясняется запретом, введенным в рамках санкций США.
По мнению Сергея Удалова из «Автостата», весной 2022 года с началом кризиса часть автовладельцев пыталась закупиться вперед — в том числе и шинами. Эксперт уверен, что в этом году такого ажиотажного спроса не будет и рынок сохранится на прошлогоднем уровне.
Эксперты рассказали о ситуации на российском рынке шин для легкового транспорта
Средняя стоимость автомобильных шин в России выросла на 23,5% по итогам 2022 года, говорится в отчете Росстата. Это вдвое выше официального уровня инфляции: общий индекс цен на товары и услуги за год вырос на 11,94%. Как сообщили в Росстате, для этого специалисты изучили цены в автомагазинах, на авторынках, в шиномонтажных мастерских и в автосервисах, а также на официальных сайтах продавцов. Для исследований взяли наиболее популярные шины среднего ценового сегмента трех-пяти марок. При этом подорожание коснулось как импортных шин, так и отечественных, производство которых невозможно без использования импортного натурального каучука — вещества, получаемого из сока деревьев, которые в российском климате просто не растут. Портал Autonews.ru решил разобраться, что будет с ценами на покрышки в 2023 году.
Резкий рост цен на автомобили, запчасти и шин для легковых моделей начался в России в конце февраля 2022 года. Autonews.ru вместе с аналитиками портала «Дром» проследил, как за год изменилась стоимость самых ходовых моделей автомобильной резины, как зимней, так и летней. В частности, рост цен почти на все модели в процентах выражается двукратным числом. В наименьшей степени это касается отечественной марки Viatti, а из импортных брендов стоимость не так сильно выросла у шин у итальянских Pirelli. При этом абсолютным рекордсменом оказались 16-дюймовые шины Hankook Ventus S1 Evo2 K117 — их цена увеличилась сразу на 61%: с 4 607 до 7 425 руб.: таким образом комплект подорожал с 18 428 до 29 700 руб.
Если говорить о зимних шинах, то к середине зимы, когда спрос на них упал, цены снизились только у отечественных брендов. Так, например, одна шина Cordiant Snow Cross 2 диаметром 18 дюймов сейчас стоит 7 866 руб, что даже на 7% ниже, чем годом ранее. В марте 2022 года, когда наблюдался ажиотажный спрос, эта же шина стоила 11 413 руб. Таким образом комплект подешевел с 45 652 до 31 464 руб.
Сезон смены резины с зимней на летнюю в центральной полосе России наступит только через полтора-два месяца, однако спрос на летние шины есть уже сейчас, и здесь цены поднялись относительно прошлого года у всех марок, включая российские. Это говорит об изменении поведения покупателей, считает заместитель гендиректора компании «Автокомплекс ЕвроАвто» Илья Плисов: «Клиенты все более аккуратно подходят к трате средств и помимо смещения в бюджетный сегмент применяют другие способы экономии: покупка через Интернет, а также покупка в не сезон. Люди понимают, что к весне цена поднимется и начинают покупать летнюю резину уже сейчас».
В свою очередь руководитель категории запчасти в «Авито» Александр Куроптев предсказывает популяризацию еще одного способа сэкономить: «У владельцев автомобилей среднего ценового сегмента, которые раньше покупали исключительно новые шины, отношение к б/у шинам будет меняться, их покупка будет рассматриваться все чаще», — отмечает эксперт.
Куроптев подтверждает и тенденцию увеличения доли онлайн-продаж: количество объявлений о продаже новых шин за год выросло в 2,5 раза.
Впрочем, стоимость летних шин российских, а также китайских брендов относительно прошлого года увеличилась не так сильно, как у европейских, японских, корейских и американских марок. И это существенно отразилось на спросе.
По данным «Авито», за прошедший год продажи шин для легковых автомобилей выросли на 5%, но в первую очередь за счет бюджетного сегмента. Так, рекордсменами стали российские марки «Кама» (рост в 2,2 раза) и Viatti (+68%), а из иностранных брендов наибольшую положительную динамику показала Pirelli (+26%). То есть спрос увеличился как раз на продукцию тех марок, которая подорожала менее всего. Средняя стоимость одной шины в России сейчас составляет 10 490 руб., подсчитали в «Авито».
До начала 2022 года в России работали шинные заводы практически всех крупных марок. При этом часть продукции уходила на экспорт. К примеру, Nokian и вовсе выпускала 80% своих легковых шин в Ленинградской области, и эти шины не только продавались в России, но и шли на экспорт.
Весной 2022 года многие производства были приостановлены, как из-за санкций, которые не давали возможности работать в полную силу, так и по причине нарушения логистических цепочек. Однако к лету большинство заводов заработало вновь. При этом некоторые компании, включая европейские Nokian и Michelin, приняли решение уйти из России. Но это не означает, что сами заводы будут закрыты.
В Nokian официально объявили о продаже российского бизнеса компании «Татнефть». Сейчас сделка находится в стадии согласования. В Michelin и Bridgestone также объявили, что ищут покупателей на свои предприятия. При этом как минимум завод Nokian продолжит выпуск шин, правда уже под собственными российскими брендами. К тому же налаживаются поставки по параллельному импорту.
«Из «премиума» фактически всю продукцию можно купить. Continental, Goodyear, Toyo», — констатирует Плисов.
Кроме того, продолжают работать и заводы российских шинных компаний. Источник Autonews.ru в одной из них высказал мысль, что здесь плюсом оказался опыт, приобретенный во время пандемии коронавируса, когда производителям пришлось искать альтернативные способы закупки сырья за рубежом. «Сейчас мы знаем, где взять все необходимые импортные компоненты для производства шин. Более того, на всякий случай у нас даже есть запасные поставщики», — рассказал он.
О том же заявил и исполнительный директор Торгового дома Kama Tyres Тимур Шарипов: «В сегменте легковых и легкогрузовых шин рост цен обусловлен, в первую очередь, вынужденной перестройкой логистических связей, которая началась еще в период пандемии. Также не стоит забывать, что шина — это сложный технологический продукт, в котором много разных составляющих, поэтому на стоимость влияют также и курсовые колебания. Не все импортные компоненты заменяемы — например, натуральный каучук в силу географического положения не производится в нашей стране».
Последствия от санкций и уход некоторых крупных игроков уже сказались на продажах шин в России и их ценах, так что в 2023 году будут наблюдаться те же тренды, что и в конце 2022 года, считают эксперты и участники рынка.
«В 2023 году рост цен замедлится, если и будет подорожание, то небольшое. Но дефицита не будет. В России довольно неплохо обстоит дело с производством шин массового сегмента, также китайские производители будут увеличивать долю на рынке России. При этом спрос автолюбителей будет смещаться в более демократический сегмент», — считают аналитики «Дрома».
По словам Плисова из «Автокомплекс ЕвроАвто», многие дилеры перед зимой и вовсе переоценили последствия от ухода некоторых марок, и сейчас у них на складах остались существенные нераспроданные запасы зимних шин китайского производства.
«Если все останется на прежнем уровне, при сегодняшнем наборе поставщиков, даже ввод резины в пакет санкций значимо не повлияет на отрасль. Будут ли клиенты экономить и дальше зависит от общей экономической ситуации. Впрочем, пока все указывает на хорошие перспективы для местного недорогого продукта», — говорит эксперт.
При этом эксперты признают, что шины редких размеров уже сейчас найти непросто, а цены на них выросли.
«Существенных проблем с популярными типоразмерами мы не прогнозируем, но можем предположить, что редкие размерности стало найти сложнее, и подорожали они более заметно», — признает Шарипов. То же отмечают и аналитики «Дрома».
Еще одна категория шин, спрос на которые может превышать предложение — это резина для машин китайских брендов. У этих автомобилей, порой, специфические размерности колес, для которых ранее в России резина не предлагалась.
«Взрыв китайского автопрома привел к росту потребности в “своих” размерах для автомобилей из Китая. Некоторым дефицитом стали размеры: 215/55 R18 [подходят для Chery Tiggo 4 и Geely Coolray], 215/55 R19 [подходят для Haval F7] и 225/55R19 [для Changan UNI-K]» — предупреждает Плисов.
С этим соглашается и Куроптев: «Стоит ожидать изменения популярных размеров шин в сторону увеличения ширины и диаметра, так как среди китайских авто преобладают кроссоверы, но это в перспективе 3-5 лет».
Впрочем, резкий рост продаж машин китайских марок среднего ценового сегмента (а именно они, а не бюджетные модели, комплектуются шинами диаметром 17 дюймов и выше) произошел только в 2022 году, а значит менять летние шины взамен изношенных им пока рано. К следующей зиме рынок адаптируется и предложение будет соответствовать спросу, сходятся во мнении эксперты.