Шаблоны организационного бизнес-моделирования
Технология организационного бизнес-моделирования предполагает использование типовых шаблонных техник описания компании.
Шаблон разработки миссии
Как было сказано выше, любая компания с ее микро- и макроокружением представляет собой иерархию вложенных друг в друга открытых, субъектно-ориентированных систем. Компания, с одной стороны, является частью рынка, а с другой отстаивает в конкурентной борьбе собственные интересы. Миссия представляет собой результат позиционирования компании среди других участников рынка. Поэтому миссию компании нельзя описывать путем анализа ее внутреннего устройства. Для построения модели взаимодействия компании с внешней средой (определение миссии компании на рынке) необходимо:
- идентифицировать рынок (надсистему), частью которого является компания;
- определить свойства (потребности) рынка;
- определить предназначение ( миссию ) компании, исходя из ее роли на рынке.
Кроме этого, миссия, как было сказано выше, это компромисс между потребностями рынка, с одной стороны, и возможностями и желанием компании удовлетворить эти интересы, с другой. Поиск компромисса может быть выполнен по шаблону, представленному на
рис.
4.4.
Рис.
4.4.
Шаблон разработки миссии ( матрица проекций)
При разработке модели миссии компании рекомендуется:
- Описать базис конкурентоспособности компании — совокупность характеристик компании как социально-экономической системы. Например:
- для объекта — уникальность освоенных технологий и исключительность имеющихся в компании ресурсов (финансовых, материальных, информационных и др.)
- для субъекта — знания и умения персонала и опыт менеджеров.
Это определяет уникальность ресурсов и навыков компании и формирует позицию «могу».
- Выяснить конъюнктуру рынка, т.е. определить наличие платежеспособного спроса на предлагаемые товары или услуги и степень удовлетворения рынка конкурентами. Это позволяет понять потребности рынка и сформировать позицию «надо».
- Выявить наличие способствующих и противодействующих факторов для выбранного вида деятельности со стороны государственных институтов в области политики и экономики.
- Оценить перспективу развития технологии в выбранной сфере деятельности.
- Оценить возможную поддержку или противодействие общественных организаций.
- Сопоставить результаты вышеперечисленных действий с учетом правовых, моральных, этических и др. ограничений со стороны персонала и сформировать позицию «хочу».
- Оценить уровень возможных затрат и доходов.
- Оценить возможность достижения приемлемого для всех сторон компромисса и сформулировать Миссию компании в соответствии с шаблоном, приведенным на
рис.
4.5.
Рис.
4.5.
Шаблон разработки миссии
Миссия в широком понимании представляет собой основную деловую концепцию компании, изложенную в виде восьми положений, определяющих взаимоотношения компании с другими субъектами:
- что получит Заказчик в части удовлетворения своих потребностей;
- кто, для чего и как может выступать в качестве партнера компании;
- на какой основе предполагается строить отношения с конкурентами (какова, в частности, готовность пойти на временные компромиссы);
- что получит собственник и акционеры от бизнеса;
- что получат от бизнеса компании менеджеры;
- что получит от компании персонал;
- в чем может заключаться сотрудничество с общественными организациями;
- как будут строиться отношения компании с государством (в частности, возможное участие в поддержке государственных программ).
Шаблон формирования бизнесов
В соответствии с разработанной Миссией компании определяются социально значимые потребности, на удовлетворение которых направлен бизнес компании.
Разработка бизнес-потенциала компании может быть выполнена по Шаблону формирования бизнесов, представленному на
рис.
4.6.
Рис.
4.6.
Шаблон формирования бизнесов
В результате формируются базовый рынок и базовый продукт, детализация которых определяет предложения компании глазами покупателей (товарные группы) и однородные по отношению к продуктам компании группы покупателей (сегменты рынка). С помощью матричной проекции (
рис.
4.7) устанавливается соответствие между сформированными товарными группами и сегментами рынка и определяется список бизнесов компании (на пересечении строк и столбцов находятся бизнесы компании).
Рис.
4.7.
Шаблон формирования бизнесов (матрица проекций)
Рис. 5.3. Полная бизнес-модель компании
Таким образом, организационный анализ предполагает построение комплекса взаимосвязанных информационных моделей компании, который включает:
Стратегическую модель целеполагания (отвечает на вопросы: зачем компания занимается именно этим бизнесом, почему предполагает быть конкурентоспособной, какие цели и стратегии для этого необходимо реализовать);
Организационно-функциональную модель (отвечает на вопрос кто-что делает в компании и кто за что отвечает);
Функционально-технологическую модель (отвечает на вопрос что-как реализуется в компании);
Процессно-ролевую модель (отвечает на вопрос кто-что-как-кому);
Количественную модель (отвечает на вопрос сколько необходимо ресурсов);
Модель структуры данных (отвечает на вопрос в каком виде описываются регламенты компании и объекты внешнего окружения).
Представленная совокупность моделей обеспечивает необходимую полноту и точность описания компании и позволяет вырабатывать понятные требования к проектируемой информационной системе.
Шаблоны организационного бизнес-моделирования
Технология организационного бизнес-моделирования предполагает использование типовых шаблонных техник описания компании.
126
Шаблон разработки миссии
Как было сказано выше, любая компания с ее микро- и макроокружением представляет собой иерархию вложенных друг в друга открытых, субъектно-ориентированных систем. Компания, с одной стороны, является частью рынка, а с другой отстаивает в конкурентной борьбе собственные интересы. Миссия представляет собой результат позиционирования компании среди других участников рынка. Поэтому миссию компании нельзя описывать путем анализа ее внутреннего устройства. Для построения модели взаимодействия компании с внешней средой (определение миссии компании на рынке) необходимо:
идентифицировать рынок (надсистему), частью которого является компания;
определить свойства (потребности) рынка;
определить предназначение (миссию) компании, исходя из ее роли на рынке.
Кроме этого, миссия, как было сказано выше, это компромисс между потребностями рынка, с одной стороны, и возможностями и желанием компании удовлетворить эти интересы, с другой. Поиск компромисса может быть выполнен по шаблону, представленному на рис. 5.4.
Рис. 5.4. Шаблон разработки миссии ( матрица проекций)
При разработке модели миссии компании рекомендуется:
1.Описать базис конкурентоспособности компании — совокупность характеристик компании как социально-экономической системы. Например:
o для объекта — уникальность освоенных технологий и исключительность имеющихся
в компании ресурсов (финансовых, материальных, информационных и др.)
oдля субъекта — знания и умения персонала и опыт менеджеров.
Это определяет уникальность ресурсов и навыков компании и формирует позицию «могу».
2.Выяснить конъюнктуру рынка, т.е. определить наличие платежеспособного спроса на предлагаемые товары или услуги и степень удовлетворения рынка конкурентами. Это позволяет понять потребности рынка и сформировать позицию «надо».
3.Выявить наличие способствующих и противодействующих факторов для выбранного вида деятельности со стороны государственных институтов в области политики и экономики.
4.Оценить перспективу развития технологии в выбранной сфере деятельности.
5.Оценить возможную поддержку или противодействие общественных организаций.
127
6.Сопоставить результаты вышеперечисленных действий с учетом правовых, моральных, этических и др. ограничений со стороны персонала и сформировать позицию «хочу».
7.Оценить уровень возможных затрат и доходов.
8.Оценить возможность достижения приемлемого для всех сторон компромисса и сформулировать Миссию компании в соответствии с шаблоном, приведенным на рис. 5.5.
Рис. 5.5. Шаблон разработки миссии
Миссия в широком понимании представляет собой основную деловую концепцию компании, изложенную в виде восьми положений, определяющих взаимоотношения компании с другими субъектами:
что получит Заказчик в части удовлетворения своих потребностей;
кто, для чего и как может выступать в качестве партнера компании;
на какой основе предполагается строить отношения с конкурентами (какова, в частности, готовность пойти на временные компромиссы);
что получит собственник и акционеры от бизнеса;
что получат от бизнеса компании менеджеры;
что получит от компании персонал;
в чем может заключаться сотрудничество с общественными организациями;
как будут строиться отношения компании с государством (в частности, возможное участие
в поддержке государственных программ).
Шаблон формирования бизнесов
В соответствии с разработанной Миссией компании определяются социально значимые потребности, на удовлетворение которых направлен бизнес компании.
Разработка бизнес-потенциала компании может быть выполнена по Шаблону формирования бизнесов, представленному на рис. 5.6.
128
Рис. 5.6. Шаблон формирования бизнесов
В результате формируются базовый рынок и базовый продукт, детализация которых определяет предложения компании глазами покупателей (товарные группы) и однородные по отношению к продуктам компании группы покупателей (сегменты рынка). С помощью матричной проекции (рис. 5.7) устанавливается соответствие между сформированными товарными группами и сегментами рынка и определяется список бизнесов компании (на пересечении строк и столбцов находятся бизнесы компании).
Рис. 5.7. Шаблон формирования бизнесов (матрица проекций)
Шаблон формирования функционала компании (основных бизнес-функций)
На основании списка бизнесов, с помощью матричной проекции (рис. 5.8) формируется классификатор бизнес-функций компании.
129
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Слайд 13
3
Литература:
Основная литература
Мильнер, Б. 3. Теория организации: учебник для вузов / Б.
3. Мильнер — 6-е изд., перераб. и доп. М: ИНФРА-М 2008. -797с.
Михеева, Е. Н. Управление качеством: учебник для вузов / Е. Н. Михеева, М. В. Сероштан. — М.: изд. торг. корп. Дашков К 2009. -708с.
Слайд 2Рис. 1.1. Обобщенная схема организационного
бизнес- моделирования
Слайд 3
Управленческие регистры по своей структуре представляют собой иерархические классификаторы. Объединяя классификаторы
в функциональные группы и закрепляя между собой элементы различных классификаторов с помощью матричных проекций, можно получить полную бизнес-модель компании. При этом происходит процессно-целевое описание компании, позволяющее получить взаимосвязанные ответы на следующие вопросы: зачем-что-где-кто-как-когда-кому-сколько.
Рис. 1.2. Основные этапы процессно-целевого описания компании
Слайд 4Следовательно полная бизнес-модель компании — это совокупность функционально ориентированных информационных моделей,
обеспечивающая взаимосвязанные ответы на следующие вопросы: «зачем» — «что» — «где» — «кто» — «сколько» — «как» — «когда» — «кому».
Рис. 1.3. Полная бизнес-модель компании
Слайд 5Рис. 1.3. Полная бизнес-модель компании
Слайд 6Стратегическую модель целеполагания (отвечает на вопросы: зачем компания занимается именно этим
бизнесом, почему предполагает быть конкурентоспособной, какие цели и стратегии для этого необходимо реализовать);
Организационно-функциональную модель (отвечает на вопрос кто-что делает в компании и кто за что отвечает);
Функционально-технологическую модель (отвечает на вопрос что-как реализуется в компании);
Процессно-ролевую модель (отвечает на вопрос кто-что-как-кому);
Количественную модель (отвечает на вопрос сколько необходимо ресурсов);
Модель структуры данных (отвечает на вопрос в каком виде описываются регламенты компании и объекты внешнего окружения).
Таким образом, организационный анализ предполагает построение комплекса взаимосвязанных информационных моделей компании, который включает:
Представленная совокупность моделей обеспечивает необходимую полноту и точность описания компании и позволяет вырабатывать понятные требования к проектируемой системе.
Слайд 7
2. Шаблоны огранизационного бизнес – моделирования
Слайд 8
Рис. 1.4. Шаблон разработки миссии ( матрица проекций)
Слайд 9
Рис. 1.5. Шаблон разработки миссии
Слайд 10что получит Заказчик в части удовлетворения своих потребностей;
кто, для чего и
как может выступать в качестве партнера компании;
на какой основе предполагается строить отношения с конкурентами (какова, в частности, готовность пойти на временные компромиссы);
что получит собственник и акционеры от бизнеса;
что получат от бизнеса компании менеджеры;
что получит от компании персонал;
в чем может заключаться сотрудничество с общественными организациями;
как будут строиться отношения компании с государством (в частности, возможное участие в поддержке государственных программ).
Миссия в широком понимании представляет собой основную деловую концепцию компании, изложенную в виде восьми положений, определяющих взаимоотношения компании с другими субъектами:
Слайд 11Рис. 1.6. Шаблон формирования бизнесов
Слайд 12Рис. 1.7. Шаблон формирования бизнесов (матрица проекций)
Слайд 13
Рис. 1.8. Шаблон формирования основных бизнес-функций
Слайд 14Рис. 1.9. Шаблон формирования основных функций менеджмента
Слайд 15Рис. 1.10. Шаблон распределения функций по организационным звеньям
Слайд 16Рис. 1.11. Потоковая процессная модель
Слайд 17
3. ПОСТРОЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ КОМПАНИИ
Слайд 18Рис. 1.12. Функциональная схема компании
Слайд 19Рис. 1.13. Схема создания Положения об организационно- функциональной структуре компании
Слайд 20корпоративное управление;
финансы;
персонал;
материальные ресурсы;
заказы;
производство;
разработка продуктов;
планирование;
снабжение/закупки;
качество;
сбыт/продажи.
Функции подразделений производственного предприятия рассматриваются в рамках следующих
функциональных областей:
Распределение функций по структурным подразделениям в разрезе отдельных функциональных областей деятельности по управлению производственным предприятием представлено на рис. 1.14. Функции подразделений торгового предприятия рассматриваются в рамках иных функциональных областей (см. рис. 1.15).
Слайд 21Описание фрагмента организационно-функциональной модели производственного предприятия
Слайд 22Распределение функций по подразделениям
торгового предприятия