Сериал про заговор фармацевтических компаний

На стриминговом сервисе Hulu вышел мини-сериал «Ломка», рассказывающий, как братья Саклеры, основавшие компанию Purdue Pharma, подсадили всю Америку на опиаты. И хотя к сценарию проекта много вопросов, эта драма стала первым развернутым высказыванием на тему опиоидной эпидемии в США. Рассказываем, что не так с «Ломкой», зачем Саклеры вынудили американцев принимать OxyContin и почему от него умирают сотни тысяч человек в год

В октябре 2021 года на стриминговом сервисе Hulu стартовал драматический мини-сериал «Ломка». Шоураннером проекта стал Дэнни Стронг, который начинал когда-то как актер, сыгравший Джонатана Левинсона в шоу «Баффи — истребительница вампиров». На протяжении несколько лет Стронг снимался только в ситкомах и поверхностных комедийных сериалах, мечтая получить хоть одну главную роль в приличном проекте. Отчаявшись привлечь внимание продюсеров и режиссеров, Дэниел решил написать собственный сценарий фильма, в котором сыграл бы основного героя. И хотя идея провалилась (никто не захотел вкладывать деньги в мрачную комедию о людях, убивших пенсионера, чтобы заполучить его квартиру), Стронг понял, что мечтает быть сценаристом. 

Его первым успешным проектом стал художественный фильм о выборах президента США в 2000 году (тогда Джордж Буш-младший с большим трудом победил в противостоянии с Альбертом Гором), который получил название «Пересчет». Картина вышла на HBO в 2008 году и была получила три премии «Эмми», один «Золотой глобус» и отличные рецензии кинокритиков. Это была очень увлекательная, проницательная и интригующая кинолента с Кевином Спейси (еще не познавшим забвение) в главной роли о том, как врут и манипулируют общественным мнением политики и какие схемы они используют, чтобы обманом выиграть выборы.

Капитализм прогнил

В «Ломке» Стронг выступил в первую очередь в качестве исполнительного продюсера и сценариста. Основой для создания шоу стала книга «Ломка: дилеры, доктора и фармацевтические компании, пристрастившие Америку» Бетт Мейси, рассказывающая о том, как семья Саклеров, владеющая фармацевтической компанией Purdue Pharma, подсадила всю Америку на препарат OxyContin — рецептурное опиоидное обезболивающее. Как и «Пересчет», картина основана на реальных событиях. Но если первый был очень бодрой и смелой околодокументальной политической драмой, то «Ломка» оказалась невероятно занудным, тягучим и надменным шоу, предлагающим зрителю ровно один банальный смысл — капитализм прогнил, ибо ради денег богачи готовы убивать простой народ. 

Возможно, Стронгу сложно работать с большими и средними формами. «Ломка» — хоть и мини-сериал, но все-таки это целых восемь эпизодов продолжительностью в один час каждый, тогда как «Пересчет» был обычным полнометражным фильмом, снятым для телевизионного канала. Вместо драматичной и шокирующей истории (учитывая, что в США от передозировки опиоидами умерли около 700 000 человек с 1999 по 2017 год, она действительно шокирует) получилась унылая псевдодокументальная мелодрама. Дэнни пытается давить на жалость и вызывать эмоции у зрителя, но делает это слишком осторожно, медленно и плоско. 

Стронг пытается играть на контрастах. Зритель постоянно курсирует между двумя «городами»: в одном живут аристократы и богачи Саклеры, которые ради собственного благополучия, подкупая врачей подарками, убеждают их снова и снова удваивать дозы опиоидных обезболивающих, даже если у пациента всего лишь болит голова, в другом — шахтеры, круглыми сутками занятые адским физическим низкооплачиваемым трудом в экстремальных тяжелых условиях. Саклеров совершенно не волнует, что они подсаживают американцев на тяжелые наркотики, потому что они алчные сволочи, мечтающие купить еще одну картину или лошадь. В свою очередь, простые работяги настолько устали от жизни и так плохо образованы, что совершенно не разбираются в лекарствах и болезнях. Врачи в маленьких городах тоже сидят на таких скромных окладах, что легко обольщаются подарками от Purdue Pharma и верят, что фармацевтическая корпорация проводит десятки исследований OxyContin и действительно создает безопасное обезболивающее. 

Действия Purdue Pharma пытаются расследовать полицейские и прокуратора, которые во-первых, хотят снизить уровень преступности в маленьких городах, а во-вторых — выслужиться перед начальством, чтобы получить повышение и прибавку к жалованию. Их образы тоже прописаны плоско и банально — наглые и дерзкие копы, которые ненавидят богачей, потому что и сами являются жертвами социального неравенства. И хотя «Ломка» получилась довольно скучной, это самое мощное и развернутое высказывание на тему опиоидной эпидемии в США. Одна только правильно выбранная повестка принесла сериалу три номинации на «Золотой глобус» и три номинации на премию «Выбор критиков».

Освободить Америку от боли и Саклеров

В Америке о семье Саклеров, вреде OxyContin и последствиях злоупотреблении обезболивающими сейчас говорят все. Ежедневно в США погибают от передозировки опиоидами 142 человека. Например, в 2016 году число жертв ДТП и огнестрельных ранений в совокупности уступило количеству погибших от побочных эффектов опиоидов. Эта страшная статистика так или иначе привела к тому, что в 2019 году компания Purdue Pharma обанкротилась после многочисленных судебных разбирательств и многомиллиардные исков (в декабре 2021 года Саклеров даже убрали из списка главных меценатов Музея Метрополитен в Нью-Йорке — Forbes Life)

За историей создания Purdue Pharma стоят три брата — Артур, Мортимер и Реймонд. Главным идеологом компании и самым талантливым бизнесменом из этой троицы был старший Артур. Он начал свою карьеру копирайтером в рекламном агентстве и впоследствии всегда опирался в бизнесе на правильный маркетинг и коммуникацию — причем как с покупателями, так и с врачами. Именно Артур начал издавать газету Medical Tribune, которую читало больше полумиллиона врачей, чтобы повысить уровень доверия и лояльности профессионального сообщества к Purdue Frederic (Саклеры купили уже действующую компанию с таким названием в 1952 году, а затем переименовали ее в Purdue Pharma в 1987-м). 

Благодаря Артуру, Purdue Pharma стала первой компанией, использующей врачей для продвижения препаратов. Саклер понял, что подружиться с докторами, которые выписывают таблетки пациентам, гораздо легче, чем впечатлить миллионы простых людей. Он был готов подкупать врачей, дарить им презенты, устраивать для них вечеринки и симпозиумы, чтобы заручиться поддержкой. Причем зачастую в рекламных кампаниях Саклер использовал образы и имена несуществующих докторов, с чем пытались бороться независимые медицинские организации и пресса. 

Артура считали маркетинговым гением. Он умел продавать любые препараты и при этом избегать каких-либо наказаний за фальсификации и манипуляции в реальных кампаниях. В индустрии его так уважали, что фармацевтическая компания Roche даже наняла старшего Саклера как консультанта для разработки стратегии продвижения транквилизатора валиума. Результатом работы Саклера стало то, что в 1960 годах он стал самым выписываемым препаратом в США. 

Мортимер и Реймонд хоть и владели Purdue Pharma вместе с братом, всегда стояли в стороне, потому что компанией руководил Артур. Именно он вошел в зал славы работников медицинской рекламы. Но все изменилось в 1987 году, когда старший брат умер от сердечного приступа. Мортимер и Реймонд выкупили долю Артура и начали управлять бизнесом так, как считали нужным. Первым их большим запуском стал препарат MS-Contin— инновационное болеутоляющее на основе морфина с отсроченным высвобождением. После войны во Вьетнаме, где тысячи американских солдат подсели на героин, вопрос снятия болевого синдрома в Штатах стоял крайне остро. И Purdue Pharma удалось молниеносно и успешно отреагировать на этот запрос, создав рецептурное обезболивающее на основе морфина. И хотя MS-Contin отлично снимал боль, люди боялись принимать его долго, потому что считали морфин слишком сильным и опасным наркотиком. 

И Ричард Саклер — сын Реймонда, занимавший тогда должность президента Purdue Pharma, решил создать препарат на основе оксикодона. Это обезболивающее средство, представляющее собой полусинтетический опиоид, получаемый из тебаина (опиумный алкалоид), который немцы разработали еще в 1916 году. Ричард понимал, что в конце 1980-х годов у опиоидов репутация была лучше, чем у морфина. Американцы считали, что оксикодон действует мягче и слабее. И знал, что средство на основе этого ингредиента можно будет выписывать не только при очень сильных болях, но и назначать при хронических или незначительных синдромах. Так в арсенале Purdue Pharma появился препарат OxyContin, действие которого на самом деле было в несколько раз сильнее морфина. 

Ричард Саклер, который почему-то показан в «Ломке» как карикатурный злодей с психическим расстройством, на самом деле, во-первых, действительно верил, что сможет освободить Америку от боли (он считал, что боль стала главной проблемой человечества в 1990-х годов, потому что депрессию и тревогу вылечили в 1980-х с помощью транквилизаторов). Во-вторых, всю жизнь мечтал превзойти Артура Саклера. Стронг лишь намекает на то, что Ричард постоянно соперничал с покойным дядей, показывая, как он томно смотрит на портрет Артура в доме, но на самом деле слава основателя Purdue Pharma не давала Ричарду спокойно спать. Он мечтал стать таким же великим и влиятельным человеком в фармацевтическом бизнесе, как Артур Саклер. 

Разумеется, жажда славы ни в коем случае не оправдывает Ричарда, подсадившего Америку на OxyContin (именно он придумал концепцию свободного рецепта — врачи могли выписывать препарат в любой дозировке даже при слабой хронической боли). Но все же наводит на мысль, что Дэнни Стронг слишком упростил эту историю. Причиной страшной опиоидной эпидемии в США действительно стала всего лишь одна семья. И пожалуй, Саклеры заслужили предстать умными и талантливыми злодеями, а не просто алчными и однобокими коммерсантами.

«Ломка»: фармацевтический заговор против человечества

«Ломка»: фармацевтический заговор против человечества

Ломка / Dopesick (2021)

Рейтинг IMDb: 8,5

История-расследование деятельности крупной фармацевтической компании, которая через широкое внедрение лекарства, снимающего боль, вызвала у сотен тысяч людей зависимость от наркотического препарата. Сериал снят по книге американской журналистки и писательницы-публициста Бет Мэйси «Ломка: дилеры, доктора и фармацевтические компании, пристрастившие Америку».

Опиоидный кризис в США был вызван тем, что многие приобретали зависимость и становились наркоманами не по своей воле, а лишь принимая рецептурные обезболивающие. Одним из таких препаратов был назван – оксиконтин. Производство оксиконтина в 1996 году запустила крупная американская фирма Purdue Pharma. Компания принадлежит семье Саклер – известным меценатам и филантропам, которым удалось подсадить всю Америку на «легальный наркотик» и сколотить на этом многомиллиардное состояние. Саклеры убедили общественность в том, что побочные эффекты от приёма оксиконтина встречаются лишь у 1% пациентов, зато остальным 99% он помогает справиться с болью и вернуться к нормальной жизни. С момента поступления препарата в продажу от передозировок оксиконтином в США погибли сотни тысяч человек. Многие начав с легальных опиоиодов, в дальнейшем переходили на более тяжёлые наркотики. Злоупотребление оксиконтином вызвало в стране волну преступности.

В первом эпизоде сериала нас знакомят с Сэмюэлем Фенниксом (актёр Майкл Китон) – доктором общей практики в небольшом шахтёрском посёлке. Добросовестный и честный врач, которого убеждают прописывать оксиконтин, с ужасом наблюдает, как препарат разрушает жизни его пациентов. У доктора возникает подозрение о заговоре фармацевтических компаний, которые делают всё возможное, чтобы продать как можно больше опиоидных обезболивающих.

События показаны через драматические истории отдельных лиц, целых семей, которые стали жертвами препарата. Действие развивается в двух временных отрезках – 1996 году, когда оксиконтин только начинают продвигать на рынке и 2005 году – когда расследуются последствия употребления препарата. Для контраста авторы переносят зрителя из бедствующего горнорудного производства Вирджинии в роскошные интерьеры фармацевтического Манхэттена. Создатель сериала Дэнни Стронг умышленно рассказывает историю нелинейным способом, чтобы показать масштаб опиоидного кризиса, продемонстрировать, как много людей от него пострадало, озвучить имена героев, которые попытались дать системе отпор.

Мнения кинокритиков сошлись на том, что порою «Ломка» тонет под грузом информации, которую пытаются донести авторы, но сильная игра исполнителей главных ролей, глубокое сопереживание людям, ставших жертвами наркотических препаратов, превращают сериал в глубокую, сложную драму.

История доктора, который узнает о заговоре фармацевтических компаний, направленном на то, чтобы продавать больше опиоидных обезболивающих.

Сериал, охватывающий девяностые и нулевые, демонстрирует болячки системы, бессилие докторов и бездействие власти перед корпорацией, которая агрессивно торгует наркотиками в пролетарских городах и селах. «Эти люди (рабочие) испытывают боль. У них тяжелая жизнь, а у нас есть лекарство», — объясняет маркетолог, и на наших глазах происходит переворот общественного сознания. Самопровозглашенные миссионеры по телевизору твердят, что таблетки подобны средневековому снадобью, но не уточняют, что это такое и что оно делает. Препарат должен не лечить, а приносить прибыль.

Конфликт истории классовый. Капитал дурачит и дурманит население, внушая надежду о жизни без боли, но оставляет лишь страх, стыд и отчаяние. Соскочить не получится. Только под кайфом. Глухая провинция загибается. Корпорацию не остановить, потому что на стороне воротил финансовые, юридические и лоббистские ресурсы. Медицинские общества и движения лживо навязывают оксиконтин, потому что оплачиваются фармацевтическим гигантом. Дрессированные эксперты — рупор пропаганды крупного капитала. И пока правоохранительные органы, заваленные бумагами, пытаются нарыть хоть какие-то зацепки, компания продолжает травить нищих и угнетенных. И никто из клана Саклеров не страдает. Семья нагло отрицает свою ответственность, перекладывая вину на потребителя.

Ради прибыли капитал идет на любые преступления, даже на войны, что мы сейчас видим в Украине.

Майкл Китон согласился участвовать в проекте, его звездная персона, конечно, привлекает внимание к сложному проекту. Он замечательный и тонкий актер, работает на очень глубоком уровне. Его персонаж Сэмюэль Финникс, работающий врачом в Аппалачах, сам становится оксиконтиновым наркоманом. Актер меняется физически, приобретает черты зависимого человека: ищущий взгляд, нервные бессознательные жесты, сутулость, внутреннюю опустошенность. Игра актера просто шикарная.

Ломка — это сильная эмоциональная и трагическая история. Когда перед нами статистика, голые цифры, они безликие, но кино, да и любое художественное произведение позволяет увидеть сломанные судьбы и наделить каждого субъектностью. И статистика расколдовывается, и предстают живые люди, прошедшие через ад, и трагически погибшие. «Ломка» снята по реальному делу. Оксиконтин продается до сих по и корпорация до сих пор зарабатывает миллиарды, а тысячи, миллионы американцев умирает.

Моя оценка: 4,5 балла из 5.

Стриминг-сервис Hulu на своём официальном YouTube-канале показал полноценный трейлер драматического мини-сериала «Ломка» (Dopesick), главную роль в котором исполнил актёр Майкл Китон («Бёрдмэн», «Бэтмен»). Ранее появлялся тизер сериала.

Основой для сюжета послужила книга-бестселлер Dopesick: Dealers, Doctors and the Drug Company that Addicted America американской писательницы Бет Мейси. В ней описывается хроника опиоидной эпидемии в Соединённых Штатах, которая продолжалась на протяжении нескольких десятилетий. Майкл Китон исполнил роль доктора Финникса, узнавшего о заговоре фармацевтических компаний, чья цель — продавать больше опиоидных обезболивающих.

Создателем сериала выступил Дэнни Стронг («Империя», «Дворецкий»). В «Ломке» также снимались Питер Сарсгаард («Воспитание чувств»), Уилл Поултер («Мы — Миллеры»), Джон Хугенэккер («Джонни Д.»), Кейтлин Дивер («Красивый мальчик»), Розарио Доусон (сериал «Мандалорец»), Майкл Стулбарг («Опасная игра Слоун») и другие.

«Ломка» выйдет на платформе Hulu уже 13 октября этого года

«Ломка» — драматический мини-сериал. В основе лежит книга Бетт Мейси и реальная история семьи Саклер.

Ломка / Dopesick фото

Описание на Кинопоиске:

История доктора, который узнает о заговоре фармацевтических компаний, направленном на то, чтобы продавать больше опиоидных обезболивающих.

История фокусируется на опиоидной эпидемии США. Авторы постараются разобраться, как одной семье удалось сколотить многомиллиардное состояние и подсадить на «легальный наркотик» всю Америку.

Ломка / Dopesick фото

Тема интересная и животрепещущая. Ведь фармакризис продолжает захватывать мир в условиях пандемии.

Печальное положение дел, которое олицетворяет мрак капитализма. Статус-кво имеет тенденцию возлагать бремя и перекладывать ответственность на врачей и пациентов.

История делится на два временных отрезка – 1996 год, когда лекарство только продвигается на рынке и 2002 год во время фармакологического расследования. Отсутствие линейного повествования подводит рассказчиков истории.

Ломка / Dopesick фото

Ломка / Dopesick фото

Все начинается с семьи Саклеров. Семьи, которая подсадила Америку на опиоиды и заработала миллиарды.

Ричард (Майкл Стулбарг) накидывает небольшой бизнес-план по преодолению боли при помощи чудодейственного препарата известного как Оксиконтин.

В главных ролях – оксиконтин. Препарат широко известен как «деревенский героин». Оксиконтиновая зависимость превратилась в США в огромную проблему, связанную с преступностью.

Ломка / Dopesick фото

Ломка / Dopesick фото

Нас знакомят с доктором Сэмюэлем Финниксом (Майкл Китон), Бетси Маллум (Кейтлин Девер), Билли Катлером (Уилл Поултер) и Риком Маунткаслом (Питер Сарсгаард) – это главные действующие герои. Каждый из них исходит из совершенно разных точек зрения на свою принадлежность к опиоидам. Пути главных героев, так или иначе, пересекаются.

Ломка / Dopesick фото

Ломка / Dopesick фото

То, что могло быть чрезвычайно увлекательным об опиоидной эпидемии, раздиравшей нации, к сожалению, утоплено усталой и жалкой политической повесткой дня.

Нужно ли нам видеть межрасовую лесбийскую пару, занимающуюся сексом? Все ли остальные пары ОБЯЗАНЫ БЫТЬ МЕЖРАСОВЫМИ? А и да, эта парочка работает в шахте. Тяжелый физический труд теперь доступен всем! Какое отношение эта чепуха имеет к опиоидной эпидемии? Этот сценарный мусор отвлекает от основной истории.

Ломка / Dopesick фото

Ломка / Dopesick фото

Несмотря на хорошую игру Майкла Китона и нескольких его коллег, создатели все-таки сделали несколько промахов в выборе актерского ансамбля. Семейные сцены Саклеров казались странными, как криминальная семейная драма или люди-роботы восседают и ведут беседы. Смотреть было невыносимо скучно, досматривать до финала не буду.

Ломка / Dopesick фото

Все события развиваются медленно, герои медленно говорят, передвигаются в кадре. Воздух спертый и буквально нечем дышать. Персонажи слишком громко жуют еду, слишком много сцен, где они обедают и ведут беседы.

«Ломка» — разочаровывающая модная фигня, которая наносит больше вреда, чем пользы. Шоу теперь как под копирку похожи друг на друга, ведь нужны гей персонажи, парочка звездных имен, гомосексуальный секс, брендинг и рекламное пространство. Кажется, что пора уже все-таки повысить качество стандартов.

Достоинства:

  • Звездные имена в актерском составе и их выступления.

Недостатки:

  • Медленный темп.
  • Скучный.

Что будет, если государство позволит фармацевтической компании продавать наркотик под видом обезболивающего? Виновен ли доктор, выписавший пациентам препарат, который делает их зависимыми? Сериал «Ломка» пытается ответить на эти вопросы, параллельно рассказывая историю таблеток, захвативших американский рынок в начале нулевых. Таким же драматичным и реалистичным пытается выглядеть еще один сериал об изнанке жизни — «Виновная сторона». Он пытается рассказать о суровом американском медиарынке, но на деле лишь показывает, что такое плохой сценарий, и держит зрителей за дураков, а журналистов — за детей. Обозреватель «Сноба» Дмитрий Камышенко сравнивает две громкие новинки

«Ломка»

Где смотреть: Hulu

Сериал основан на книге Бетт Мейси «Ломка: дилеры, доктора и фармацевтическая компания, подсадившие Америку». Нам расскажут о препарате, принадлежащем к группе опиоидов, который всего несколько лет назад продавался под видом обезболивающего, не вызывающего привыкания (единственный опиоид с подобным статусом). Это привело к небывалому росту преступности в регионах, где врачи выписывали препарат своим пациентам. Сценаристы разбирают проблему с нескольких сторон.

Первая сюжетная линия рассказывает о жизни маленького шахтерского городка и местном враче-энтузиасте. Когда торговые представители вручают медику новый препарат, он без особого страха начинает выписывать его пациентам. Логика у доктора простая: «Раз государство проверило, что привыкания нет, значит, так оно и есть».

Вторая линия сериала — расследование законности одобрения препарата в Штатах. Естественно, речь идет о коррупции в высших эшелонах власти и объединении фармкорпораций и государства.

Наконец, третья линия — собственно история той самой фармацевтической компании, желающей и заработать денег, и спасти мир от боли (впрочем, второе относится скорее лично к куратору производства таблеток).

В каждой серии повествование скачет по разным временным периодам. Вот — первые пациенты, вот суды и допросы, вот — первые опыты в лаборатории разработки препарата, а вот — преступления попавших в зависимость от таблеток. Все смешивается в едином драматическом клубке, при этом темп развития каждой сюжетной линии развивается без заметных проседаний, а сценаристам удается раскрывать характеры персонажей даже в режиме постоянных переключений во времени.

«Ломка» позволяет разгуляться актеру Майклу Китону. Он играет того самого провинциального доктора, который выписывает препарат больным, не зная, к чему это приведет. После того как станет известно о реальном действии таблеток, он начнет считать себя причастным к разрушению человеческих жизней. Очередная блестящая роль Китона.

Пожалуй, самая слабая часть сериала — попытки философствовать о природе боли. Получается местами поверхностно и излишне пафосно. Речи на эту тему постоянно произносит автор проекта производства препарата, то есть вполне себе злодей в контексте истории. Напоминает он скорее негативных героев из самых простых комиксов, рассказывающих, как они скоро изменят мир. 

В остальном же «Ломка» — блестяще сделанный сериал о фармакологии и времени, когда она стала играть огромную роль в жизни человека. 

«Виновная сторона»

Где смотреть: Amediateka

История о журналистке, которую уволили с работы за неправильно приведенную цитату. Происходит это событие уже на первых минутах сериала, причем предшествует ему вручение женщине престижной медиапремии.

После увольнения карьера героини стремительно рушится. В приличные места ее не берут. Некогда успешная журналистка практически бесплатно вынуждена работать для непонятного СМИ, описание которого больше всего напоминает блог в «Яндекс.Дзене».

Амбициозной журналистке не хочется писать статьи про Леди Гагу и Гарри Поттера, она скучает и медленно теряет вкус к жизни. А тут еще и муж вдруг заявляет, что хочет иметь детей.

Кризис длиною в год заканчивается лишь после того, как героиня получает письмо из тюрьмы. В нем незнакомая женщина рассказывает, что ее посадили ни за что, и просит помощи. Вот он — шанс на восстановление репутации. Именно вокруг этого расследования и будет вращаться весь сюжет.

Авторы позиционируют сериал как черную комедию, что неправда. Это стандартное телевизионное мыло, которое могло бы быть снято как в США, так и в России. Универсальная история с огромным количеством условностей и нелогичных эпизодов. К тому же сериал совсем не смешной. Плохие и однообразные шутки постоянно чередуются с драматическими моментами под грустную музыку. За первую серию длиной в 30 минут этот прием повторяется раз пять, и к окончанию пилота любой серьезный разговор героев начинает действовать на нервы.

Уже в первой серии становится понятно, что героиня не умеет искать информацию, отчего ее очень легко удивить. Она ведет себя как студентка второго курса журфака и все время пытается рассказать миру банальности о проблемах мигрантов, бездомных и заключенных. Карикатурно несерьезные молодые люди, которые ее окружают, не видят в этом ничего интересного и готовы обсуждать лишь Гарри Поттера.

Сериал не вытягивает и Кейт Бекинсейл — у нее нет персонажа, которого нужно играть, поэтому в кадре актриса просто кривляется. Сделать героиню более интересной можно было разными способами, хотя бы с помощью более-менее продуманной биографии или объяснений, почему ее считали хорошей журналисткой, хотя она не умеет пользоваться даже гуглом. Но ничего этого нет. Впрочем, шанса стать иностранным агентом у нее тоже нет — хоть в этом ей можно немного позавидовать.

Больше текстов о культуре и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект «Сноб» — Общество». Присоединяйтесь

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сериалы компании триикс медиа список фильмов
  • Сетевая организация это управляющая компания
  • Сетевой бизнес вчера сегодня завтра полежаев
  • Сетелем банк аккредитация страховых компаний
  • Сзиу ранхигс бизнес информатика учебный план