Сазанье сердобский район пещерный монастырь часы работы

Новая история Сазанских пещер начинается уже в XX веке. В 1901 году в 6-ти верстах от Сердобска у речной излучины возник мужской монастырь. Его началом послужила келья в пещере, вырытой 70-летним старцем Силой Жулиным. Он был крестьянином, родом из села боровая Полянщина Сердобского уезда, который в то время входил в состав Саратовской губернии. В видении отцу Силе Жулину явилась Матерь Божия, которая благословила его идти в Сазанские леса, найти пещеры, поселиться в них, а также она сказала: «Спасёшься сам и спасутся рядом с тобою».

В 1913 году Сила стал монахом и прожил на Сазань-горе до его закрытия. По благословению Саратовского епископа Гермогена он рыл под землёй пещеры, где были устроены храм, кельи для затворников и ниши для погребения умерших монахов. Известно, что монах Серафим сам был затворником, провёл несколько лет в пещерах, не выходя из затвора. Келья старца Серафима и поныне сохранилась.

Основателем же монастыря считается сердобский мещанин Андрей Николаевич Грузинцев (1839 – 1935). Он основал пустынь, попросив Сердобскую Думу «уступить ему, для молитвы и подвигов в лесном овраге на грани городских урочищ со владениями князя Куракина, место». С тех пор Грузинцева называли старцем Андреем, хотя монашеского пострига он не принимал. Существует версия о том, что владыка Гермоген рукоположил старца в сан священника и постриг его. Вскоре к нему присоединились и другие люди, думавшие об уединении в монастырской тиши.

В 1904 году некий землемер Гавриил Григорьевич Крапивин обратился в Сердобскую городскую Думу с просьбой разрешить ему поставить в том же овраге часовню в память рождения наследника цесаревича Алексея Николаевича. Эта просьба, как и ранее просьба Грузинцева, была удовлетворена.

Выбранное монахами место было живописным: гора, сходящая в овраг и со всех сторон окружённая лесом, внизу протекала река Сердоба.

В 1905 году старец Андрей и его сподвижники получили поддержку епархиального начальства: преосвященный Гермоген, приехавший в Сердобск 1–3 апреля 1905 года для освящения собора Архангела Михаила, пожелал видеть строящуюся за городом часовню. «Саратовские епархиальные ведомости» писали об этом так: «После освящения собора, 3 апреля, несмотря на дурную по­году, Преосвященный, в сопровождении Городского головы, благочинного протоиерея Александра Образцова, некоторых священников соборной церкви и других лиц отправился к месту постройки. Сопровождавший епископа строитель часовни Крапивин особенно просил Владыку благосло­вить продолжение начатой постройки. Около часовни собралось человек 100 народу. Владыка был встречен хлебом и солью, благословил строителя и всех присутствующих. Войдя в часовню, по желанию Владыки собравшиеся пропели тропарь святителю Алексию, затем «Спаси Господи Люди Твоя» и другие песнопения. После беседы с прибывшими Преосвященный Гермоген вышел из часовни и подробно осмотрел её снаружи.

По просьбе старца Андрея, преподносившего владыке хлеб-соль, Его Преосвященство сошёл вниз по довольно крутой горе и посетил хижину, в которой было много икон и лампад. Здесь архиерей испил со старцами чаю с мёдом, чем доставил им величайшее наслаждение. Преосвященный подробно распросил подвижников об их жизни, занятиях, благословил их и отправился обратно в Сердобск. Тогда же Владыка высказал пожелание организовать на том месте полноценный монастырь, где бы и он сам мог иметь келью для отдыха».

Горячее участие в благоустройстве пустыни принял протоиерей о. Александр Капитонович Образцов. Это был старейший клирик Саратовской епархии, который в течение 11 лет, с 1901 по 1912 годы, был благочинным церквей Сердобского уезда.

Вскоре в обители стало уже три храма. 4 декабря 1905 года был освящён деревянный неотапливаемый храм-часовня в честь Казанской иконы Божьей Матери, а сама пустынь была приписана к Саратовскому Спасо-Преображенскому монастырю под названием Казанско-Алексиевской.

С этого времени строительство в пустыни не прекращалось, и уже совсем скоро там были возведены каменный тёплый храм с домом архиерея и несколько флигелей. В храме было два престола: главный престол — во имя Успения Божией матери, северный придел — во имя св. Алексия, митрополита Московского и преп. Сергия — игумена Радонежского чудотворца. Южный придел освящён не был.

17 сентября 1908 года епископ совершил освящение монастырского храма. Первым настоятелем был иеромонах Пантелеимон. Хотя первоначально по благословению епископа Гермогена предполагалось назначение на эту должность иеромонаха Иоанна, приехавшего со святой горы Афон.

Третий храм в обители – во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского чудотворца. Сам отец Андрей был состоятельным человеком и вкладывал собственные средства в строительство монастыря. В частности, на его деньги создавалась пещерная церковь в честь Николая Чудотворца.

Чуть позже возвели колокольню. Известно, что звон монастырских колоколов хорошо доносился до Сердобска, и жители города, услышав благовест, шли в обитель пешком.

Особо стоит сказать о владыке Гермогене. В 2000 году освящённым юбилейным Собором иерархов Русской Православной Церкви епископ Гермоген в сонме новомучеников и исповедников Российских был причислен к лику святых.

В пустыни, кроме храмов, были следующие строения:

1) Каменный двухэтажный корпус, пристроенный к каменной церкви.

2) Возле каменной церкви деревянный домик, занимаемый братской кухней и трапезной.

3) Три братских деревянных флигеля, занимаемых братией

4) Пять деревянных корпусов.

5) Два монастырских сарая, покрытые тёсом.

6) Колокольня деревянная, на столбах, обшитая тёсом.

Содержался монастырь на средства благотворителей и других доходов не имел.

В монастыре жили 30 человек, из них 16 – послушники. Монастырь стал известен по всей округе. Сюда приезжали люди из соседних уездов – Аткарского, Балашовского, Кирсановского.

Известно, что в 1910 – 1911 годах в Сердобск и Сазанскую пустынь приносили на поклонение Казанскую Ломовскую икону Божией Матери, от которой происходили многочисленные исцеления. В Сердобском краеведческом музее сохранились записи из регистрационной книги монастыря за 1910-1911 годы об исцелениях от этой чудотворной иконы.

В 1915 году архиепископом Саратовским и Царицынским был Владыка Палладий, который в июне того же года предпринял поездку по Сердобскому уезду для обозрения тамошних церквей и монастырей.

Сазанская обитель была монастырём необычным. Во-первых, монастырь был пещерным: имел выстроенные монахами подземные кельи и храм. Во-вторых, среди насельни­ков пустыни были монахи из самых разных мест: со Старого и Нового Афона, Ки­евской, Полтавской, Курской, Астраханской, Тамбовской, Пензенской, Казанской и, наконец, Саратовской губерний. Конечно, в пустыни проживали и лица, посланные на исправление. Но в основном здесь подвизались истинные подвижники веры и благочестия, в необычайной простоте жития стяжавшие великую благодать Свя­таго Духа.

Сазанский монастырь был закрыт согласно поста­новлению Уисполкома от 1 августа, утверждённого 24 августа 1923 года. А 12 сентября того же года была создана комиссия по ликвидации монастырского имущества и построек, с указанием срочно приступить к работам.

В 2005 году, по инициативе иеромонаха Андрея (Афанасьева) и благословению архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета было начато строительство церкви во имя Казанской иконы Божией Матери на том месте, где когда-то находился монастырь.Был найден источник. В августе 2005 года началось строительство храма во имя Казанской иконы Божией Матери. Здание было построено за 4 месяца. 23 апреля 2005 года в Светлое Христово Воскресенье, в храме прошла первая служба и малое освящение храма. С этого дня службы в обители не прекращаются.

В июле 2006 года пещеры были почти полностью расчищены. Главные работы сделаны благодаря помощи детской научно-экологической экспедиции из Пензы. Накануне праздника, 20 июля в братскую усыпальницу были перезахоронены останки, найденные во время работ в пещерах. На Рождество Христово 2007 года в пещерном храме в честь Николая Чудотворца была проведена первая служба.

В настоящее время построены:

Наземный храм в честь Казанской иконы Божией Матери;

Часовня в честь святителя Николая Чудотворца над входом в пещерный монастырь;

Расчищены пещеры, в которых освящён Никольский храм;

Оборудован источник с купальней и часовней в честь Казанской иконы Божией Матери;

Колокольня с 11-ю колоколами и электро-механическим звонарём.

Наземный храм

Наземный храм

Расписание богослужений

  • — Богослужение в обители совершается ежедневно:
  • — полунощница и братское правило в 6:00
  • -литургия в 8:00 в Казанском храме, а по четвергам в пещерном Никольском храме
  • — после литургии панихида по почившим
  • — вечерня с утреней в 16:00
  • — вечернее правило в 18:30
  • — каждое воскресенье совершается водосвятный молебен
  • — в Великий пост совершается таинство елеосвящения
  • — по просьбе прихожан, больных причащают Святых Тайн на дому

пещерный храм

пещерный храм

Храмы и Святыни

На территории монастыря находятся: Казанский храм, пещерный храм в честь Николая Мирликийского Чудотворца(в пещерном комплексе расположена братская усыпальница, в которой покоятся останки местночтимого старца Андрея, который как при жизни так и после кончины отличается даром исцелений), источник освящённый в честь иконы Казанской Божией матери с купальней.В Казанском храме помещены более 50-ти      частиц мощей святых угодников Божиих.

паломники в летней трапезной

паломники в летней трапезной

Для паломников и прихожан

На территории монастыря работает иконная лавка, библиотека, в летнее время ларек «Трапеза паломника». Экскурсии по монастырю проводятся ежедневно с 10.00-15.00 ежечасно. По вопросам экскурсионного обслуживания звонить по номеру 89093177836 Ольга Владимировна.

вид монастыря. Начало ХХ векаИстория

Основан монастырь в 1901 году местночтимым старцем Андреем Грузинцевым. В 1905 году был освящен деревянный храм — часовня в честь Казанской иконы Божией Матери, а сама пустынь была приписана к Саратовскому Спасо — Преображенскому монастырю. В 1908 году 17 сентября епископ Гермоген (Долганов) канонизированный в 2000 году как новомученник совершил освящение Успенского храма, который имел еще два предела в честь Свт. Алексия Московского и Прп. Сергия Радонежского. Третий храм был пещерным. Освящен в честь Свт. Николая Чудотворца. Также в монастыре имелись: пещерный комплекс, источник Казанской иконы Божией Матери,  деревянная колокольня, каменный двухэтажный корпус, пристроенный к Успенской церкви, братская трапезная, три братских корпуса, 5 деревянных флигелей. Содержался монастырь на средства благотворителей. На 1918г. проживало 30 насельников. Монастырь закрыли в 1923 году. В 2005 году началось возрождение обители. В 2005 году построен наземный Казанский храм, освящённый в 2008 году Архиерейским чином. Пещерный Никольский храм был восстановлен в 2006 году, освящение каменного престола в нём было совершено 11.08.2009 году иерейским чином. История пещер до конца не изучена, они простираются на значительно большее расстояние, чем известны сейчас. Этот пещерный комплекс уникален тем, что пещеры вырыты в обожжённой глине, в нашей стране им нет аналогов.

иконная лавка

иконная лавка

Иконная лавка
Прихожане и паломники обители могут заказать следующие требы:обедни о здравии, за упокой, обедни с прошением, сорокоусты, полугодоусты, годоусты, водосвятные молебны, панихиды, а также приобрести свечи, иконы, духовную литературу и другую церковную утварь и сувениры. Монастырь изготавливает по старинным рецептам пряники,  мази, мыло ручной работы, различные сборы трав, мёд  с монастырской пасеки.

Время работы : 8.00-18.00

библиотека

библиотека

Библиотека

Для прихожан и паломников (вторник, четверг, суббота, воскресенье с 8.00-18.00) работает монастырская библиотека, где насчитывается более 5000 книг, около 400 видео и аудио материалов. Основу составляют книги Священного Писания, книги по богословию, церковной истории, святоотеческой литературы, иконографии, книги о монашестве и старчестве на Руси.  Библиотечный фонд систематически пополняется, в том числе и периодическими изданиями.

52.506289; 44.168492

Россия, Пензенская область, Сердобский район, посёлок Сазанье

посёлок Сазанье,Пензенская область

Россия

Алексиево-Сергиевская_пустынь_Наземный_храм

Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь находится на юго-востоке Пензенской области, в Сазанье — небольшом посёлке, расположенном в 2,5 км от города Сердобска. Там она находилась и более ста лет назад.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Зарождение монастыря
    • 1.2 Новая история Сазанских пещер
    • 1.3 Новейшая история
  • 2 Современное состояние. Храмы
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Как разместиться
  • 7 Паломнику
    • 7.1 Расписание богослужений
    • 7.2 Экскурсии
    • 7.3 Библиотека
    • 7.4 Иконная лавка
  • 8 Фото
  • 9 Ссылки

История[править]

Зарождение монастыря[править]

По одной из легенд ещё в XVIII веке монахи-отшельники вырыли в глухом лесу пещеру, где молились о спасении мира. Во время пугачёвского восстания (1773–1775 г.г.) они приняли в убежище, по заповедям Христовым, скрывавшихся от властей пугачёвцев, наткнувшихся на пещеру случайно. Об этом вскоре узнали жители Сердобинской слободы и донесли властям. Присланный карательный отряд изрубил всех, живших в пещере, без разбора…

Новая история Сазанских пещер[править]

Новая история Сазанских пещер началась в XX веке. Сердобчане помнят о том, как перед октябрьской революцией 1917 г. на Сазань-горе находился мужской пещерный монастырь. Известно также, что в монастыре был старец Андрей, который исцелял людей, в том числе и от беснования…

В силу разных обстоятельств новая история монастыря, как и история его основания, была практически утеряна и восстанавливалась по крупицам. Вот что удалось выяснить исследователям.

В 1901 году в 6-ти верстах от Сердобска у речной излучины возник мужской монастырь. Его началом послужила келья в пещере, вырытая 70-летним старцем Силой Жулиным. Он был местным крестьянином. В видении отцу Силе Жулину явилась Матерь Божия, которая благословила его пойти в Сазанские леса, найти пещеры, поселиться в них, а также она сказала: «Спасёшься сам и спасутся рядом с тобою». Так он и сделал.
В 1913 году Сила стал монахом (Серафимом) и, по благословению Саратовского епископа Гермогена, всю жизнь рыл под землёй пещеры, где были устроены храм, кельи для затворников и ниши для погребения умерших монахов…

Основателем же монастыря считается сердобский мещанин Андрей Николаевич Грузинцев (1839 – 1935). Он основал пустынь, попросив Сердобскую Думу «уступить ему, для молитвы и подвигов в лесном овраге на грани городских урочищ со владениями князя Куракина, место». С тех пор Грузинцева называли старцем Андреем, хотя монашеского пострига он не принимал. (Однако существует и иная версия: владыка Гермоген рукоположил старца в сан священника и постриг его.)

Активное развитие монастыря

В 1905 году старец Андрей и его сподвижники получили поддержку епархиального начальства, преосвященного Гермогена, приехавшего в Сердобск для освящения собора Архангела Михаила и пожелавшего увидеть строящуюся за городом часовню (в память рождения наследника цесаревича Алексея Николаевича. Разрешение на её строительство в 1904 г. получил некий землемер Гавриил Григорьевич Крапивин). Владыка осмотрел часовню внутри и снаружи, а после посетил хижину, где испил со старцами чаю, подробно расспросил подвижников об их жизни, занятиях, благословил и тогда же высказал пожелание организовать на том месте полноценный монастырь, где и у него самого была бы келья для отдыха.

С той поры пустынь активно благоустраивалась. Горячее участие в этом деле принял протоиерей о. Александр Капитонович Образцов (старейший клирик Саратовской епархии, в течение 11 лет был благочинным церквей Сердобского уезда). Совсем скоро в обители стало уже три храма.

4 декабря 1905 года был освящён деревянный не отапливаемый храм-часовня в честь Казанской иконы Божьей Матери, а сама пустынь была приписана к Саратовскому Спасо-Преображенскому монастырю под названием Казанско-Алексиевской.

Вслед возведён каменный тёплый храм (с домом архиерея и несколькими флигелями). В храме было два престола: главный престол — во имя Успения Божией матери, северный придел — во имя св. Алексия, митрополита Московского и преп. Сергия — игумена Радонежского чудотворца. Южный придел освящён не был. Осенью 1908 г. епископ совершил освящение монастырского храма. (Первым настоятелем был иеромонах Пантелеимон.)

Третий храм – пещерная церковь во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского чудотворца – создавался на деньги самого отца Андрея, который был состоятельным человеком и вкладывал собственные средства в строительство монастыря.

Чуть позже возвели колокольню. Известно, что звон монастырских колоколов доносился до Сердобска, и жители города, услышав благовест, шли в обитель, которая располагалась в невероятно живописном месте: гора, сходящая в овраг и со всех сторон окружённая лесом, внизу река Сердоба…

Послереволюционная жизнь

Но длиться мирной жизни было не долго, и после революции 1917 г. начались репрессии. Среди прочих людей и священников был арестован епископ Гермоген. Несколько месяцев он провёл в разных тюрьмах Сибири, где подвергался допросам и унижениям. После чего был переведён на пароход «Ока» и утоплен. До последней минуты он творил молитву, и кротко благословил своих палачей, когда те привязывали верёвками камень к его шее… Жители Сердобского района гордятся духовной связью с их краем человека, причисленного к лику святых.

Известно, что на 1918 год всего в обители проживало 29 человек. С приходом советской власти деятельность монастыря прекратилась не сразу. Сначала туда (во флигели) заселили рабочих. Потом, весной 1922 г. изъяли церковные ценности. И в довершение, в августе 1922, издали «Указ о закрытии Сазанского монастыря»: «…монастырь закрыть и всю дрянь разогнать, материал одновременно посылаем с просьбой экстренного утверждения…» (Причиной такого поспешного закрытия монастыря стала борьба между т.н. «живой церковью», поддерживающей большевиков, и сторонниками истинной Православной Церкви, которых тогда называли «тихоновцами» – по имени патриарха Тихона.)

После закрытия монастыря, оставшиеся в живых насельники, разошлись по сёлам или подверглись репрессиям – доподлинно судьба каждого из них пока не установлена. Зато известно, что монастырские постройки были целы ещё и в 1932 году.

Забвение

Сазанские_пещеры_План.jpg

После 1932-го было уничтожено и то малое из оставшегося. Лишь в овраге одиноко упрямо бил источник, водой которого местные жители пользовались до 1983 г. Известно о нескольких попытках благоустройства его. Однако все они оказались неудачными — постепенно овраг вместе с источником захламили и превратили в поселковую свалку.

И казалось уничтожено уже всё, но только не память! В народе ходила молва, и все, даже подростки, знали о том, что когда-то в этих местах был монастырь. Возможно благодаря именно этой людской памяти в августе 1985 г. заброшенные пещеры по заданию областного Совета по туризму и экскурсиям обследовала группа спелеотуристов. В заключении говорилось: «…Пещера, несомненно, искусственного происхождения… Система невысоких (1,8 – 2 м) ходов шириной от 0,6 до 0,8 м соединяет несколько подземных комнат – келий. В центре – относительно большой зал размерами 9 на 4,5 м, имеющий несколько входо-выходов…»

Однако та мимолётная заинтересованность продолжения не получила. И в начале 1990-х вход в пещеры всё же завалили окончательно. Произошло это из-за несчастного случая с солдатами недалеко располагавшейся воинской части, которые попытались найти в пещерах «ценности» и попали под обвал…

Новейшая история[править]

Алексиево-Сергиевская_пустынь_Пещерный_храм.jpg

Алексиево-Сергиевская пустынь, Пещерный храм

В 2005 году, по инициативе иеромонаха Андрея (Афанасьева) и благословению архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета было начато строительство церкви во имя Казанской иконы Божией Матери на том месте, где когда-то находился монастырь.

В июне 2005 г. с помощью местных жителей и военных началась расчистка оврага, был найден источник, найден и расчищен вход в пещеры. Здание нового храма было построено всего за 4 месяца. И 23 апреля, в Светлое Христово Воскресенье, там прошла первая служба и малое освящение храма. С этого дня службы в обители не прекращаются.

Летом 2006 г. пещеры были почти полностью расчищены, в братскую усыпальницу перезахоронены найденные останки. На Рождество Христово 2007 года в пещерном храме в честь Николая Чудотворца была проведена первая служба.

Р.Б. Ирина

Февраль 2016, по материалам сайта http://sazanskayapustin.cerkov.ru

Современное состояние. Храмы[править]

За совсем небольшой период времени возрождения (с 2005 г.) в обители проделана колоссальная работа. По этому поводу к десятилетию возрождения «Мосфильм» снял картину о монастыре «Крестный ход длиною в 10 лет».

В настоящее время в пустыни построены:

  • Наземный храм — храм в честь Казанской иконы Божией Матери.
  • Вход в пещеры — часовня в честь святителя Николая Чудотворца над входом в пещерный монастырь.
  • Расчищены пещеры, в которых освящён Никольский храм.
  • Оборудован источник с купальней и часовней в честь Казанской иконы Божией Матери.
  • Построена колокольня с 11-ю колоколами и электро-механическим звонарём.

В тёплое время, начиная с весны и до самой осени, обитель утопает в цветах, несмотря на то, что монастырь мужской. За монастырём дубовая роща, где летом трелями заливаются соловьи. А внизу, если спуститься с горы (минут 10-15), можно поплавать в реке Сердобе.

Святыни[править]

На территории монастыря находятся:

  • Казанская икона Божьей Матери (местночтимая) в Казанском храме.
  • Более 50-ти частиц мощей святых угодников Божиих помещены там же.
  • Братская усыпальница, где покоятся останки местночтимого старца Андрея, который как при жизни, так и после кончины, отличается даром исцелений. Находится усыпальница в пещерном комплексе храма в честь Николая Мирликийского Чудотворца.
  • Источник, освящённый в честь иконы Казанской Божией Матери, с купальней.

Престольные праздники[править]

Икона Пресвятой Богородицы «Казанская» — 21 июля, 4 ноября

Сергий Радонежский, преподобный — Собор Московских святых, 18 июля, 8 октября

Алексий Московский, святитель, чудотворец — 25 февраля

Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель — 22 мая, 19 декабря

Как добраться[править]

Адрес: 442882 Пензенская область, Сердобский район, пос. Сазанье, монастырь

Телефон: 88416797885, 89063997034

Электронная почта: pustyn2005saz@yandex.ru

Как проехать

  • Автомобилем: Для тех, кто поедет на автомобиле, нужно прокладывать маршрут в навигаторе на Сердобск либо посёлок Сазанье. С основной магистрали два съезда — поворот на Каменку или на Тамбов.
  • Общественным транспортом: поездом до Ртищева или Пензы. Далее пересадка на автобус до Сердобска (если в Пензе, то от ж/д до автовокзала нужно будет перейти только по подземному переходу, автобусы отправляются каждый час). Из Сердобска с интервалом 30 мин. идут автобусы до посёлка Сазанье либо такси.

Как разместиться[править]

В любое время года паломники имеют возможность переночевать и потрапезничать, на территории монастыря есть гостиница.

По вопросам размещения и экскурсионного обслуживания внутри пустыни можно обращаться по телефону 8-903-324-5087 (Роман — очень гостеприимный, радушный, всё подскажет, не оставит без внимания). Если группа у вас больше двух-трёх человек, лучше позвонить заранее, чтобы Вам забронировали места.

Платы за размещение в гостинице нет. Если кто-то захочет отблагодарить монастырь за гостеприимство, есть специальные кружки для пожертвований. Можно ещё привезти с собой какие-нибудь продукты.

Паломнику[править]

Расписание богослужений[править]

Богослужение в обители совершается ежедневно:

  • полунощница и братское правило в 6:00,
  • литургия в 8:00 в Казанском храме (а по четвергам в пещерном Никольском храме),
  • после литургии панихида по почившим,
  • вечерня с утреней в 16:00,
  • вечернее правило в 19:00.

Кроме того:

  • каждое воскресенье совершается водосвятный молебен,
  • в Великий пост совершается таинство елеосвящения.

В обитель могут обращаться мужчины, страдающие разными видами зависимости (алкоголизм, наркомания, игромания…). Для помощи нужно позвонить по телефону 8-960-327-7544.

Экскурсии[править]

Экскурсии по монастырю проводятся ежедневно с 10.00-16.00 ежечасно (начало последней в 15 ч.). В любое время года паломники имеют возможность бесплатно переночевать и потрапезничать.

Библиотека[править]

Для прихожан и паломников в обители работает библиотека, где собрано более 3 000 книг, около 400 видео и аудио материалов, периодика (подшивки журналов и газет). В фондах библиотеки богатый подбор святоотеческой литературы, литературы об истории православия и истории семьи царственных страстотерпцев. Библиотечный фонд систематически пополняется.

Режим работы библиотеки: вторник, четверг, суббота, воскресенье с 8.00 до 18.00 ч.

Иконная лавка[править]

Здесь можно заказать следующие требы: обедни о здравии, за упокой, обедни с прошением;
сорокоусты, полугодоусты, годоусты; водосвятные молебны; панихиды.

Можно приобрести: свечи, иконы, духовную литературу, церковную утварь и сувениры. Кроме того монастырь изготавливает по старинным рецептам: пряники, квас, мази. Можно здесь купить и мыло ручной работы, различные сборы трав, мёд с монастырской пасеки.

Время работы иконной лавки: ежедневно с 8.00 до 18.00 ч.

Фото[править]

  • Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь, Наземный храм

  • Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь, Вход в пещеры

  • Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь, Пещерный храм

  • Сазанские пещеры, План

  • Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь, Источник

  • Казанская Алексиево-Сергиева пустынь, Колокольня

  • Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь, Купальня

Ссылки[править]

Сазанские пещеры

Сайт обители

Сазанский монастырь Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь

Сокращенно: Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь

Адрес:

Россия,

Пензенская обл., Сердобский р-н,

п.Сазанье

Основание: 1773   Тип:
Монастырь   Церковь:
РПЦ МП

Епархия:
Сердобская

Расписание

Вы можете добавить информацию …

Добавить

Православный портал iTreba создается православными людьми.

Если Вы настоятель этого Храма, вступите в клир для управления Вашим Храмом.
Вы можете значительно помочь порталу, поделившись с нами информацией о расписании богослужений,
добавив ее в раздел соответствующего Храма.

Спасибо за Ваш вклад!

Адрес:Сердобский район, пос. Сазанье

Телефон:8 (84167) 9-78-85, 8-906-399-70-34

Email:pustyn2005saz@yandex.ru

Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь находится на юго-востоке Пензенской области, в Сазанье — небольшом посёлке, расположенном в 2,5 км от города Сердобска. Здесь возрождена мужская обитель на том же месте, где она находилась более ста лет назад.

Посёлок Сазанье назван так по Сазань-горе, о которой среди сердобчан ходит множество легенд. Одна из них говорит о том, что ещё в XVIII веке неизвестные монахи – отшельники вырыли в глухом лесу пещеру. Этот своеобразный монастырь не был зарегистрирован ни в одной епархии. Далее легенда рассказывает о том, что во время пугачёвского восстания в 1773 – 1775 годах скрывавшиеся от властей пугачёвцы наткнулись на эту пещеру и попросили у монахов убежища. Монахи, следуя христианским заповедям, приняли повстанцев. Жители Сердобинской слободы донесли властям. Был прислан карательный отряд. Все жившие в пещере были изрублены (разбираться в том, кто монах, кто повстанец, каратели не стали).

Новая история Сазанских пещер начинается уже в XX веке. Сердобчане помнят о том, что перед октябрьской революцией 1917 г. на Сазань-горе находился мужской монастырь, а жили монахи в пещерах. Известно также, что в монастыре был старец Андрей, который исцелял людей, в том числе и от беснования.

Когда началось восстановление обители, одной из серьёзных проблем было почти полное отсутствие документальных свидетельств о создании и деятельности монастыря в начале ХХ века. Одна из причин – сложности с передачей архивных документов из-за административных преобразований: до 1939 года Сердобский район входил в состав Саратовской области, а с 1939 – во вновь созданную Пензенскую область, в результате документы рассеялись по архивам обеих областей, не всегда числятся в соответствующих фондах. Поэтому документы пришлось собирать буквально по крупицам. Но со временем документальных свидетельств, воспоминаний становилось всё больше и больше. Самые первые сведения были собраны Сергеем Маркиным – сердобским краеведом, автором брошюры «Православные храмы Сердобска» и книги «По страницам истории Сердобского края», в которых опубликованы найденные им документы. Затем ряд документальных свидетельств был опубликован в книге православного историка А. Мраморнова, посвящённой жизнеописанию новомученика епископа Гермогена. Бесценные сведения предоставил монастырю пензенский историк Сергей Зелёв. Конечно, в истории обители ещё немало «белых пятен», но в целом биография пустыни восстановлена. Началась она в первый год XX века. В 1901 году в шести верстах от Сердобска у речной излучины возник мужской монастырь. Его началом послужила келья в пещере, вырытой 70-летним старцем Силой Жулиным. 

Основателем же монастыря считается сердобский мещанин Андрей Николаевич Грузинцев (1839 – 1935). Он основал пустынь, попросив Сердобскую Думу «уступить ему, для молитвы и подвигов в лесном овраге на грани городских урочищ со владениями князя Куракина, место». С тех пор Грузинцева называли старцем Андреем, хотя монашеского пострига он не принимал. 

Выбранное монахами место было живописным: гора, сходящая в овраг и со всех сторон окружённая лесом, внизу протекала река Сердоба.

В 1905 году старец Андрей и его сподвижники получили поддержку епархиального начальства: преосвященный Гермоген, приехавший в Сердобск 1–3 апреля 1905 года для освящения собора Архангела Михаила,  пожелал видеть строящуюся за городом часовню. 

Вскоре в обители стало уже три храма. 4 декабря 1905 года был освящён деревянный неотапливаемый храм-часовня в честь Казанской иконы Божьей Матери, а сама пустынь была приписана к Саратовскому Спасо-Преображенскому монастырю под названием Казанско-Алексиевской.

С этого времени строительство в пустыни не прекращалось, и уже совсем скоро там были возведены каменный тёплый храм с домом архиерея и несколько флигелей. В храме было два престола: главный престол — во имя Успения Божией матери, северный придел — во имя святителя Алексия, митрополита Московского и преподобного Сергия — игумена Радонежского чудотворца. Южный придел освящён не был.

17 сентября 1908 года епископ совершил освящение монастырского храма. Первым настоятелем был иеромонах Пантелеимон. 

Третий храм в обители – во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского чудотворца. Чуть позже возвели колокольню. Известно, что звон монастырских колоколов хорошо доносился до Сердобска, и жители города, услышав благовест, шли в обитель пешком.

С 20 по 28 марта 1922 года в Сердобском уезде происходило изъятие церковных ценностей. В городе, Пригород­ной слободе и Казанской пустыни было изъято серебра – 5 пудов, 33 фунта, 6 зо­лотников; золота – 31 фунт. Однако изъятие было прервано из-за внезапной кончины одного из членов комиссии, из-за болезни председателя комиссии Ливанова, а так же из-за разлива рек в уезде.

Сазанский монастырь был закрыт согласно поста­новлению Уисполкома от 1 августа, утверждённого 24 августа 1923 года. А 12 сентября того же года была создана комиссия по ликвидации монастырского имущества и построек, с указанием срочно приступить к работам.

Причиной поспешного закрытия монастыря стало чрезвычайно интересное и важное событие, связанное с борьбой между так называемой «живой церковью», поддерживающей большевиков, и сторонниками истинной Православной Церкви, которых в то время называли «тихоновцами» (по имени патриарха Тихона).

К моменту начала строительства в 2005 г. монастырь  был совершенно стёрт с лица земли. Местные жители знали только о том, что в овраге рядом с посёлком существуют заваленные пещеры.

В 2005 году, по инициативе иеромонаха  Андрея (Афанасьева) и благословению архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета было начато строительство церкви во имя Казанской иконы Божией Матери на том месте, где когда-то находился монастырь.

В августе 2005 года началось строительство храма во имя Казанской иконы Божией Матери. Здание было построено за 4 месяца. И 17 апреля, в Великий Понедельник Великого поста, на храм водружали кресты. 23 апреля, в Светлое Христово Воскресенье, в храме прошла первая служба и малое освящение храма. С этого дня службы в обители не прекращаются.

В настоящее время построены: храм в честь Казанской иконы Божией Матери; часовня в честь святителя Николая Чудотворца над входом в пещерный монастырь; расчищены пещеры, в которых освящён Никольский храм; оборудован источник с купальней и часовней в честь Казанской иконы Божией Матери; колокольня с 11-ю колоколами и электро-механическим звонарём; часовня в честь Ильи Муромца (освящена в 2015 году); храм в честь Вифлеемских младенцев (закладка храма прошла 13 июля 2014 года, в настоящее время ведется строительство данного храма).

В монастыре ежедневно ведутся службы. Многочисленные прихожане и паломники приезжают в обитель помолиться и искупаться в святом источнике.

В это место я изначально не собирался, более того, я даже не слышал о нем, а когда мне предложили посмотреть не отказался. Впечатления о самой пустыни остались двоякие.

История пустыни начинается еще в XVIII веке, когда неизвестные монахи — отшельники вырыли в глухом лесу пещеру, где молились о спасении мира. Этот монастырь не был зарегистрирован ни в одной епархии. Во время пугачевского восстания в 1773 — 1775 годах скрывавшиеся от властей пугачевцы наткнулись на эту пещеру и попросили у монахов убежища. Монахи, следуя христианским заповедям, приняли повстанцев. Жители Сердобинской слободы донесли властям, которые выслали карательный отряд. Все жившие в пещере были изрублены — разбираться в том, кто монах, кто повстанец, каратели не стали.

[Читать историю полностью]
Новая история Сазанских пещер начинается в XX веке.

В 1901 году, в шести верстах от Сердобска, у речной излучины вновь возник мужской монастырь. Его началом послужила келья в пещере, вырытая 70-летним старцем Серафимом. Он был крестьянином, родом из села Боровая Полянщина Сердобского уезда, который в то время входил в состав Саратовской губернии. В видении отцу Серафиму явилась Матерь Божия, которая благословила его идти в Сазанские леса, найти пещеры, поселиться в них, а также она сказала: «Спасешься сам и спасутся рядом с тобою». По благословению Саратовского епископа Гермогена он нашел и рыл дальше под землей пещеры, где были устроены храм, кельи для затворников и ниши для погребения умерших монахов. Из «Саратовских епархиальных ведомостей» известно, что монах Серафим сам был затворником, провел несколько лет в пещерах, не выходя из кельи, которая сохранилась и поныне. «Без всякого компаса и без прибора-уровня старец нашел на значительной глубине восточную сторону для подземного алтаря и, не делая отдушин (чтобы не осушить и не ослабить грунта) устроил два выхода из подземного храма, причем, один выход на 2 сажени выше другого, и воздух циркулирует и постоянно освежается».

Основателем же монастыря считается сердобский мещанин Андрей Николаевич Грузинцев (1839 — 1935). Он положил начало пустыни, попросив Сердобскую Думу «уступить ему, для молитвы и подвигов в лесном овраге на грани городских урочищ со владениями князя Куракина, место». С этого времени старцы Андрей (Грузинцев) и Серафим (Жулин) начали подвизаться вместе.

Выбранное монахами место было живописным: гора, со всех сторон окруженная лесом, сходила в овраг, внизу протекала река Сердоба.

В 1905 году старец Андрей и его сподвижники получили поддержку епархиального начальства: преосвященный Гермоген (позже прославленный во Святых как Святитель Гермоген Тобольский), приехавший в Сердобск 1-3 апреля 1905 года, посетил монашескую обитель, осмотрел строящуюся часовню, подробно расспросил подвижников об их жизни, занятиях, благословил их и высказал пожелание организовать на том месте полноценный монастырь, где бы и он сам мог иметь келью для отдыха.

Вскоре в обители стало уже три храма. 4 декабря 1905 года был освящен деревянный холодный храм-часовня в честь Казанской иконы Божьей Матери, а сама пустынь была приписана к Саратовскому Спасо-Преображенскому монастырю под названием Казанско-Алексиевской.

С этого времени строительство в пустыни не прекращалось, и уже совсем скоро там были возведены каменный теплый храм с домом архиерея и несколько флигелей. К названию пустыни добавилось еще слово «Сергиевская», по названию северного придела соборного храма.

Третий храм во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского чудотворца, был построен в пещерах на деньги отца Андрея. Чуть позже возвели колокольню.

Содержался монастырь на средства благотворителей и других доходов не имел. В 1908 году в обители жили уже 30 человек. Монастырь стал известен по всей округе.

Известно, что в 1910 — 1911 годах в Сердобск и Сазанскую пустынь приносили на поклонение чудотворную Казанскую Ломовскую икону Божией Матери, от которой происходили многочисленные исцеления.

Сердобская пустынь была монастырем необычным. Во-первых, монастырь был пещерным: имел выстроенные монахами подземные кельи и храм. Во-вторых, среди насельников пустыни были монахи из самых разных мест: со Старого и Нового Афона, Киевской, Полтавской, Курской, Астраханской, Тамбовской, Пензенской, Казанской и, наконец, Саратовской губерний. Нетипичным было и сложное название пустыни — Казанская Алексиево-Сергиевская.

С приходом советской власти деятельность монастыря не прекращалась вплоть до 1923 года. Казанско-Сергиевский монастырь был закрыт согласно постановлению Сердобского Уисполкома утвержденного 24 августа 1923 года в связи с борьбой между так называемой «Живой Церковью», поддерживающей большевиков, и сторонниками Истинной Православной Церкви, которых в то время называли «тихоновцами» (по имени патриарха Тихона). Вот отрывок из отчета: «Борьба между старыми и новыми церковцами усилилась, движение захватило почти весь уезд, подтверждается полное засилие тихоновщины … и полное бессилие представителей живой церкви… Большую услугу во всем этом оказывает черная ряса Сергиевой пустыни. Уисполком 1-го августа вынес постановление: монастырь закрыть и всю дрянь разогнать… Положение не терпит отлагательства».

12 сентября того же года была создана комиссия по ликвидации монастырского имущества и построек с указанием срочно приступить к работам.

Отец Андрей переехал жить в Сердобск. В последние годы жизни он болел, но дом его всегда был полон людьми — к нему продолжали ехать со всей округи, несмотря на опасность. Удивительным является и сам факт того, что отец Андрей не был репрессирован.

Похоронен он на городском кладбище. Могила его, к счастью, не затерялась. Доподлинно известно, что и по сей день люди берут землю с этой могилы, считая ее целебной. А в первые годы после смерти Отца Андрея постоянно приходилось обновлять надгробный холмик, так как его буквально растаскивали по щепотке.

Монастырские постройки были целы еще в 1932 году.

Окончательно монастырские пещеры были засыпаны и замурованы в 1982 году.

Еще одна святыня Сазанского монастыря – Святой источник Казанской иконы Божьей Матери просуществовал до 1983 года, пока в овраге, где он находился, не образовалась поселковая свалка, под которой источник был погребен, казалось, на веки…

Очень многие сердобчане хранят семейные легенды о по­сещении их родственниками монастыря на Сазань-горе. Многие рассказывают об исцелениях, особенно от бесно­вания. Причём часто говорится о том, что больные исцеля­лись при подходе к монастырю, рассказывают и о прозор­ливости отца Андрея. В частности, к его пророчествам от­носится его предсказание о том ,что монастырь, будет вос­становлен его тёзкой. И действительно, все работы по воз­рождению монастыря осуществляются под руководством настоятеля иеромонаха Андрея (Афанасьева).

Совсем недавно архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет благословил строительство церкви во имя Казанской иконы Божией Матери на том месте, где когда-то находился монастырь.

21 июня 2005 года в праздник Казанской иконы Божией Матери состоялся крестный ход из г.Сердобска к месту строительства храма. К этому времени уже был расчищен источник, целебная вода которого пользуется большим спросом.

А на Пасху 2006 года во вновь построенном храме в честь Казанской иконы Божией Матери прошла первая литургия.

Перед входом в монастырь установлен памятник, который называется «Благовещенье» , он посвящен монахам погибшим во время репрессий.

Приезжаем на остановку:

Вообще это не центральный вход, а конец, но разницы нет откуда заходить:

Пробираемся:

Сразу за углом бетонного забора начинается территория пустыни:

Здесь у них свой цветник:

Идем попить воды, говорят она обладает целебной силой:

Стараюсь в таких местах не пользоваться лежащими там кружками. За день из этой кружки пьет огромное количество людей, это не стерильно, какой бы святой не была вода, извольте, нет.

Здесь рассказывается откуда течет вода:

Двигаемся к центральной части пустыни. Вот это красное сооружение, вход в те самые пещеры о которых я писал в начале поста, туда я к сожалению не попал. Самому туда пройти нельзя, водят экскурсии за деньги, что еще ожидать.

Рядом есть детская площадка, даже лучше чем во многих московских дворах:

Эти пристройки как я узнал позже, для паломников:

Здесь они покупают еду:

Тут трапезничают:

В этом вагончике живут:

Журавли:

Центральный вход в пустынь Сазанье. В этой колокольне для женского пола предусмотрены платки и юбки, стираются не каждый день это заметно:

На территории довольно тихо и аккуратно, чего не скажешь об уюте:

Закончилась служба, из храма вышли попы. Мне всегда было интересно, почему священнослужители такие хмурые, никогда не видел улыбающегося попа, монаха и т.д.

Храм:

На заднем плане, как я понял, дома где живут все кто трудится в пустыни. Тот что справа, на переднем плане, библиотека:

Зашел внутрь, они уже не работали, но посмотреть разрешили:

Полочка с книгами о Николае II:

Библиотекарь много рассказывала о том, какие экспозиции у них здесь, к каким праздникам сделано:

Я особо не вникал, т.к. у меня нет сильной заинтересованности к религии, это скучно:

Потом она показала старую библейскую книгу, она тяжелая и очень красивая:

Надолго меня не хватило, мне вручили кучу брошюр о Боге, Христе, и различной религиозной информации, я понял, пора уходить:

Это иконная лавка:

Интересные окошки:

Я как-то в детстве, делал церквушку на конкурс из спичек, было красиво:

Качество товара скажем так себе, впрочем, я купил себе икону Николая II:

У Каждого свои проблемы:

Все приходят сюда и находят то, что им нужно:

А окошки все-же хороши, жаль что лавка не из дерева:

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
В могилах братских не были зарыты,
А превратились в белых журавлей.

Забор очень красивый, вот такие заборы ставить можно:

Иду на остановку:

Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь:

Пруд где громко квакали жабы, я давно такого не слышал:

Прекрасный забор с граффити:

Это военный городок, боятся нечего, рядом святынь:

Когда я уезжал, по дороге увидел это прекрасное советское наследство.

Храни вас Бог!

Я в Твиттере, Инстаграме, Фейсбуке и во Вконтакте

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сайт лесдревпром строительная компания официальный сайт
  • Сайт ноу классическая академия бизнеса официальный сайт
  • Сайт транспортной компании стоп лист московская область
  • Сайт фсс саратовской области официальный сайт реквизиты
  • Сакская водная компания официальный сайт личный кабинет