С компанией ребят серьезно увлекающимися туризмом

Русский язык и литература. Русский язык 11 класс — Р. Н. Бунеев 2016

Текст как средство коммуникации. Совершенствование текста
Языковые ошибки

Занятие 8 (У)

Тема: возникновение языковых ошибок

Основные понятия: литературная норма, языковая вариативность, языковая ошибка.

Работа по орфографии: правописание не с различными частями речи.

1. Прокомментируйте высказывания известных лингвистов. Свяжите их с темой занятия.

«Все изменения языка… куются и накопляются в кузнице разговорной речи» (Л. В. Щерба).

«Пусть книга способствует неподвижности языка, зато живая речь — всегда фактор движения» (Марк Блок).

    • Приведите примеры ожидаемых изменений в языке, которые накапливаются сегодня «в кузнице разговорной речи».

2. Прочитайте отрывки из стихотворных текстов. Какое языковое явление можно проиллюстрировать этими примерами?

За тысячу вёрст

В стороне приднепровской —

Нежаркое солнце

Поры августовской.

      (А. Т. Твардовский)

Не хочу я лететь в зенит,

Слишком многое телу надо,

Что ж так имя твоё звенит

Словно августовская прохлада?

      (С. А. Есенин)

Не достроил и устал

и уселся у моста.

Травка выросла у моста,

По мосту идут овечки…

      (В. В. Маяковский)

• К каким выводам вы пришли?

3. Прочитайте и объясните, как и почему языковая ошибка может стать литературной нормой.

Язык представляет собой текучую, открытую систему, в которой искусственно выделяется языковая (литературная) норма — принятые в общественно-языковой практике правила произношения и ударения, словоупотребления, использования грамматических, стилистических и других языковых средств. Вследствие нарушения языковых норм возникают языковые ошибки (орфографические, пунктуационные, орфоэпические, грамматические и др.).

Однако многие языковые нормы вариативны: вариативность пронизывает все уровни языка. Языковая вариативность есть след языкового развития. Рядовой носитель языка видит только современное состояние языковой системы и оценивает её как нечто застывшее. Но язык не стоит на месте, он развивается, изменяется — очень медленно и почти незаметно для одной человеческой жизни.

Языковая вариативность — это способ постоянного внутреннего обновления языка, его движения, развития. Живым носителям живого языка остаётся одно — приспособиться к постоянному обновлению языка, к языковой вариативности, к появлению и исчезновению языковых ошибок.

Интересно проследить «рождение» таких ошибок.

На исходной позиции вариант какого-либо языкового явления отсутствует. Например, украинские фамилии на -енко в начале XIX века, когда в русском языке склонялись почти все иноязычные фамилии и вообще все иностранные слова, склонялись.

Далее в языке появляется иной вариант, который почти всегда оценивается как ошибка. Так начинается борьба двух вариантов, которая первоначально ещё не осознаётся как борьба: существует правильное решение, но в противовес ему появился новый вариант. Он бракуется учителями, негативно оценивается словарями, исправляется редакторами, но тем не менее упорно существует. Первые попытки не склонять фамилии на -енко появились в русском языке приблизительно в середине ХIХ века. Они противоречили правилам грамматики и оценивались как грамматические ошибки.

Постепенно ошибочный вариант получает распространение, его употребительность увеличивается и переходит условную отметку, и в словарях такие варианты приводятся с пометами «недопуст.» и «просторечное». Склонение фамилий на -енко перешло в разряд просторечия, то есть стало употребляться в массовой речи, в начале второй половины XIX века.

Затем употребительность просторечного варианта возрастает. Тогда составители словарей отступают и снабжают новый вариант пометой «разговорное» или даже «допустимое». Склонение фамилий на -енко стало разговорным вариантом в последней трети ХIХ века.

Наконец употребительность разговорного варианта настолько возрастает, что он начинает конкурировать на равных со старым, нормативным вариантом. Наступает пора признать равноценность обоих вариантов. Для фамилий на -енко равновесие склоняемого и несклоняемого вариантов наступило в конце XIX века.

После прохождения равновесной области происходит перемена: новый вариант становится нормативным и воспринимается теперь как традиционный, а старый вариант оценивается как разговорный или допустимый.

И, наконец, старый вариант переходит в разряд просторечий. Например, фамилии на -енко в наши дни склоняют преимущественно люди старейшего возраста или те, кто испытал влияние украинского языка, где такие фамилии склоняются. Сейчас в русском языке склонение фамилий на -енко воспринимается как языковая ошибка. Это последняя позиция кодификации языковой нормы. Процесс конкуренции двух языковых вариантов закончился, и продолжался он полтора века или чуть более.

Таков полный цикл борьбы вариантов — движения языковой, стихийной нормы и смены позиций её кодификации. Конкретное время существования и борьбы вариантов может быть и пятьдесят лет, и двести. Раньше, в XVI — XVII веках, когда не было лингвистов и других хранителей литературной нормы, ошибки получали распространение и вытесняли старый вариант гораздо легче и быстрее. Но и сейчас новый вариант, если он вытекает из часто необъяснимой языковой потребности, может начать своё победное восхождение от бытового разговорного языка к книжному литературному. Таких явлений, зафиксированных различными нормативными словарями, около 150 тысяч, в среднем один вариант на одно предложение (20 слов).

• Назовите основные этапы кодификации языковой нормы.

    • Найдите в современных толковых словарях примеры слов, вариативность форм которых официально зафиксирована.

4. Просмотрите текст. До изучающего чтения определите, какую проблему поднимает автор, сформулируйте его позицию. Прочитайте текст внимательно. Обратите внимание на то, как автор аргументирует разные точки зрения.

Чёрный кофе или чёрное кофе?

Вопрос может показаться странным, так как достаточно взглянуть только на банки с кофе, чтобы увидеть надпись: натуральный, растворимый. Следовательно, нужно говорить чёрный кофе? Не торопитесь с ответом.

Замечательный русский лингвист, создатель первой стилистической грамматики русского языка В. И. Чернышёв ещё в 1914 году писал: «Иностранные, не склоняющиеся слова на -а, -е, -и, -о, -у, означающие предметы неодушевлённые единственного числа, употребляются обыкновенно в среднем роде». Среди многочисленных приведённых им примеров есть и тёплое кофе. Но далее В. И. Чернышёв пишет: «Однако у авторов встречаем иногда такие слова, употреблённые и по мужскому роду, согласно с французским языком, из которого заимствованы». Приводятся примеры из Пушкина, Гоголя, Григоровича, Достоевского, в том числе иллюстрирующие употребление слова кофе: Потом свой кофе выпивал (А. С. Пушкин); Вельчанинов прихлёбывал свой кофе (Ф. М. Достоевский). И затем В. И. Чернышёв ещё более определённо подтвердил мужской род интересующего нас слова: «…кофе тоже обыкновенно имеет форму мужского рода: молотый кофе, холодный кофе». Тем не менее род кофе требовал всегда специальных замечаний.

В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова слово кофе относилось к мужскому роду, но не исключался и средний род, который оценивался как разговорный. Однако примеры, приводимые в словаре, все даны в форме мужского рода: молотый кофе, жареный кофе, чёрный кофе. В последующих словарях русского языка (семнадцатитомном, четырёхтомном и словаре С. И. Ожегова) слово кофе рекомендовалось употреблять только в мужском роде. Между тем форма среднего рода не была забыта, она пробивала себе дорогу, поэтому в словаре-справочнике «Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка» под редакцией К. С. Горбачевича отмечено: «В современной разговорной речи широко встречается употребление слова кофе и в среднем роде. Примеры: Я обменял на это кофе коробку табака (К. Г. Паустовский «Повесть о жизни»). «А кофе действительно колдовское», — поспешил сказать Артём Игнатьевич. (Е. И. Ратнер «Степь широкая»). В «Русской грамматике» вновь подтверждён мужской род слова кофе, но отмечено: «…допустимо употребление этого слова и в среднем роде: сгущённое кофе с молоком». Такой же пометой сопровождается употребление слова кофе в среднем роде и в «Орфоэпическом словаре русского языка».

Так какого же рода слово кофе? — спросит нас нетерпеливый читатель. Ответим: мужского, но кто говорит чёрное кофе, молотое кофе, тот не делает ошибки.

(Д. Э. Розенталь)

    • Перечислите словари, на которые делает ссылки автор.

    • Статья Д. Э. Розенталя написана в 1990 году. Попробуйте определить этап кодификации языковой нормы, в соответствии с которой сегодня определяется род слова кофе.

    • Обратитесь к «Орфоэпическому словарю» под редакцией Р. И. Аванесова и «Новому орфоэпическому словарю» Т. Ф. Ивановой. Какая языковая норма слова кофе в них зафиксирована?

5. PО Выберите из текстов заданий 1 — 4 слова с не и объясните выбор слитного или раздельного написания. Запишите примеры, вызвавшие у вас затруднение на этапе объяснения.

6. Докажите, опираясь на график, справедливость или несправедливость следующего утверждения: «С удалением от наших дней степень архаичности русского языка возрастает».

Увеличение степени грамматической архаичности русского языка за два века

Самостоятельная исследовательская работа (по выбору)

7. Соберите необходимый материал для наблюдений к тексту статьи. Найдите в прозе А. С. Пушкина примеры последовательного склонения фамилий на -енко, в прозе А. П. Чехова — примеры склоняемого и несклоняемого употребления таких фамилий, в современной прозе — примеры их последовательного несклонения.

8. На графике указаны даты — 1792 г., 1833 г. и пр. В 1792 г. написана повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», в 1833 г. — повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама». Найдите произведения Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, написанные в 1856 г., 1881 г. Выпишите примеры морфологических архаизмов из текста каждого произведения. Сделайте вывод об их количестве в тексте.

Занятие 9 (Б)

Тема: грамматические ошибки

Основные умения: словообразовательные ошибки, морфологические ошибки, синтаксические ошибки.

Работа по орфографии: правописание производных предлогов.

1. Найдите единственную ошибку, которую допустил автор. Объясните, почему её можно отнести к грамматическим ошибкам.

Впервые как штатная единица палач появился в Египте. Казнённый сам принимал яд. В средневековой Европе, в частности в Германии, казнь осуществляли судьи, родственники убитых или самый молодой супруг в общине. Позже к этой цели стали привлекаться преступники. Узники, согласившиеся взять на себя роль палача, сами освобождались от казни. Одежда палача — чёрный плащ с красной каймой, жёлтый пояс. В Испании палачи могли жить только за городской чертой, их дом красили в красный цвет. Должность обычно наследовалась.

(Из газеты «Аргументы и факты»)

• Выпишите предложение с ошибкой. Сделайте морфологический разбор слова, употреблённого в ошибочной форме. Запишите предложение в исправленном виде. Проверьте себя.

Ответ: Ошибка — в неправильно выбранной форме причастия. Казнённый — страдательное причастие прошедшего времени. Таким образом, получается, что тот, кого уже казнили, сам принимает яд. Правильно будет: Приговорённый к казни сам принимал яд.

2. Вспомните, что изучают такие разделы языкознания, как морфология, словообразование, синтаксис.

    • Прочитайте. По ходу чтения выписывайте понятия, значение которых вы забыли; найдите ответ на вопрос о причинах возникновения грамматических ошибок.

Грамматические ошибки возникают вследствие нарушений грамматических законов языка. Чаще всего эти ошибки наблюдаются в образовании форм слов, в построении словосочетаний и предложений, поэтому в соответствии с тремя основными разделами грамматики различаются ошибки в словоизменении, словообразовании и синтаксисе (морфологические, словообразовательные, синтаксические).

Помощь в преодолении этих ошибок, помимо правил грамматики, могут оказать грамматические словари, например, словарь-справочник «Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка» (редактор К. С. Горбачевич), словарь «Грамматическая правильность русской речи. Опыт частотно-стилистического словаря вариантов» (авторы Л. К. Граудина, В. А. Ицкович, Л. П. Катлинская).

В первом словаре даётся качественное описание языкового явления. Например, в статье на слово кофе объясняется, что это слово мужского рода (чёрный кофе), но в разговорной речи оно встречается и в среднем роде (чёрное кофе). Во втором, частотном словаре даётся статистика вариантов и их процентное соотношение: кофе остыл (встречается в 65% случаев) и кофе остыло (35%), а потом явление характеризуется стилистически и комментируется.

Грамматические ошибки возникают там, где в языке наблюдаются конкретные речевые проблемы.

Например, многие морфологические ошибки связаны с проблемой склонения числительных. Можно выделить следующие основные ошибки в их склонении:

— в составных числительных (двух- и трёхзначные числа) склоняется только последняя часть числительного: «представители сто двадцать одной страны» вместо «ста двадцати одной»;

— сложные числительные 300, 400, 700 в родительном падеже получают окончание именительного: «участвовало свыше семьсот тысяч человек» вместо «свыше семисот тысяч»;

— сложные числительные 500, 600, 700, 800, 900 в родительном падеже получают окончание «…ста»: «экспорт пятиста тысяч тонн» вместо «экспорт пятисот тысяч тонн»;

— в сложных прилагательных, произведённых от числительных, не склоняется первая часть: «восемьсотлетие памятника» вместо «восьмисотлетие» и др.

Другие морфологические ошибки связаны с проблемами склонения топонимов на -о, -ово /-ево, -ино, употребления заимствованных слов и пр.

Синтаксические ошибки столь же разнообразны, как и морфологические, и также связаны с конкретными речевыми проблемами.

Одна из таких проблем — связь сказуемого и подлежащего, выраженного количественным сочетанием типа «100 человек сидело/сидели». Сегодня множественное число глагола рассматривается как новая форма, а единственное — как старая, однако процесс перехода норм наблюдается уже в течение нескольких десятилетий, и пока он далёк от завершения. В простых случаях — числительное плюс существительное с уточняющими словами (более, свыше, около, почти, примерно, по крайней мере и т. п.) — оба варианта глагола равноправны и встречаются одинаково часто. Но в трёх случаях вариантов нет:

1) при составном количественном числительном, оканчивающемся на единицу, употребляется только единственное число глагола (работал 21 человек);

2) при собирательном числительном употребляется только множественное число глагола (семеро одного не ждут);

3) при определении во множественном числе употребляется только множественное число глагола (эти семь лет прошли быстро).

Другая проблема, приводящая к возникновению синтаксических ошибок, связана с управлением. Например, читаем в газете: Поле было посеяно высокосортной пшеницей (надо: Поле было засеяно высокосортной пшеницей.). Это ошибка по аналогии (посеять что + засеять чем = посеять чем): точное слово заменяется на синоним, при этом управление остаётся от заменённого слова.

Наряду с проблемой управления слов существует и другая, не менее актуальная — неправильное присоединение деепричастного оборота. Лингвисты называют деепричастный оборот своего рода индикатором культуры письменной речи. Его неправильное присоединение русские писатели использовали в речевой характеристике малограмотных персонажей: «Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа». (А. П. Чехов), «Севши на извозчика, дождь всё усиливался» (А. Т. Аверченко).

Причина возникновения подобных ошибок — в неточном знании нормы. В русском языке деепричастие соотносится не только с глаголом-сказуемым, но и с подлежащим: подлежащее должно быть носителем действия, выраженного деепричастием. В шутке Чехова получается, что к станции подъезжала шляпа, а в шутке Аверченко подлежащее — дождь, выходит, что он и сел на извозчика.

    • Какие разделы языкознания включает в себя грамматика? Приведите примеры морфологических и синтаксических ошибок.

• Расскажите о причинах возникновения грамматических ошибок.

    • Найдите в своих письменных работах грамматические ошибки, попробуйте определить, с нарушением норм какого раздела языкознания они связаны.

    • Перечитайте тексты ученических эссе (занятие 2) и найдите в них грамматические ошибки.

3. РО Найдите в тексте статьи и выпишите предложения с производными предлогами (вследствие, в течение, помимо, наряду). Вспомните правила правописания производных предлогов.

4. КР Запомните!

    Предлоги согласно, благодаря, вопреки требуют после себя дательного падежа: согласно требованию, благодаря знаниям, вопреки обстановке.

    Предлог по в значении «после» употребляется с существительным в предложном падеже: по приезде, по прибытии, по окончании.

5. Найдите морфологическую ошибку в каждом предложении, исправьте её и, если сможете, объясните происхождение.

1) Решение было одобрено около восьмистами делегатов.

2) Здесь вырос большой город с населением более полмиллиона человек.

3) Объём продукции фермерских хозяйств будет на 44 процента ниже прошлогоднего уровня — наихудший показатель за последние четверть века.

4) В южных районах республики сила толчков достигала пяти с половиной балла.

5) В заключение можно сказать, что ряд членов правительства уже сейчас говорят, что продержатся у власти не более 6 месяцев.

6) К тому же при температуре свыше 20 градусов при магазинах будут работать свыше 120 выносных столика по продаже прохладительных напитков.

7) Сабиро считается одним из фигур, замешанных в скандале с махинациями в администрации города Нью-Йорк.

8) Как показал опрос, 61 процент американцев убеждены, что правительство скрывает информацию, которую люди должны знать.

9) Один из ведущих американских официальных лиц призвал кокаинового барона сдаться.

10) Размер книги не превышает десять сантиметров.

(Из газет)

6. Найдите и исправьте синтаксические ошибки. Попробуйте объяснить их происхождение.

1) Президент, переодетый под полицейского, покинул здание.

2) Другая задача словаря состоит в предупреждении от типичных, распространённых в речи ошибок.

3) Он поблагодарил за письмо и документ и заверил, что доведёт о них до сведения президиум конгресса.

4) На Садовой улице водитель трамвайного парка Александр Петров, упавший с балкона второго этажа, госпитализирован с ушибами и переломом руки.

5) Мы ни к кому не можем обратиться о том, чтобы готовили для нас кадры.

6) Необходимо разъяснять журналистам о том, что существует такое понятие, как профессиональная этика.

7) Мне приходится делать вид о том, что я не замечаю происходящее.

8) ГАИ за управление транспортом, будучи в нетрезвом состоянии, лишила его водительских прав.

9) Основание о том, что будет следующая жертва махинации, мне даёт анализ случившегося.

(Из различных печатных изданий)

7. В каждом предложении выделите грамматическую основу, укажите связи между словами. Определите, в каких предложениях не требуется исправлять присоединение деепричастного оборота.

Исправьте ошибки.

1) Изучая русскую живопись XIV века, бросается в глаза одна любопытная деталь.

2) Забросив две шайбы в ворота нашей сборной, канадскую команду просто не узнать.

3) Не умея ненавидеть, невозможно искренне любить. (М. Горький)

4) Слушая молдавские мелодии, невольно возникает ощущение праздника.

5) Стоя на высоком открытом холме, мне казалось, что я знаю этот городок с детства.

6) Покупая костюм прямо с фабрики, он обойдётся вам на 25% дешевле.

7) Не приглашая представителей соответствующих организаций, решение было принято.

8) Рассматривая детали костюма, невольно поражаешься мастерству ткачихи.

(Из различных печатных изданий)

8. Составьте правильные словосочетания, выбрав нужное слово.

1) Мы до этого (не догадались, не додумались). 2) Датчики (сообщают, говорят, подсказывают) о состоянии лётчика. 3) Комментатор должен был в течение часа (описывать, рассказывать) о хоккее. 4) Вот до чего (доводит, приводит) невнимательность. 5) Есть группа людей, которые мне (говорят, намекают) о том, что будет с моими работами. 6) Министр (выступал, говорил) о том, что отрасль рентабельна. 7) Он (поразился, удивился) случившемуся. 8) Автор (предоставляет, представляет) своего героя.

9. КР Раскройте скобки, употребите данные существительные в форме родительного падежа множественного числа, поставьте ударение.

    Пять килограммов (помидоры, яблоки, апельсины, мандарины) …

    Пара (чулки, сапоги, носки) …

Несколько (зеркальца, полотенца, деревца, оконца, вафли, копны, очистки, шпроты) …

10. Познакомьтесь с содержанием таблицы. Назовите ошибки, которые можно отнести к словообразовательным, морфологическим, синтаксическим.

    • Все примеры запишите в исправленном виде. Слова со словообразовательными ошибками разберите по составу, подберите слова, по аналогии с составом которых возникли ошибочные написания.

    • Выделите актуальные для вас ошибки, самостоятельно подберите примеры.

Грамматические ошибки

Вид ошибки

Примеры

1

Ошибочное словообразование

будующий

надсмехаться

2

Ошибочное образование формы существительного

красивые польта

не хватает время

3

Ошибочное образование формы прилагательного

более красивее,

красивше

4

Ошибочное образование формы числительного

с пятьсот рублями

в двух тысяча седьмом году

5

Ошибочное образование формы местоимения

ихнего пафоса,

ихние проблемы

6

Ошибочное образование формы наречия

отсюдова, откудова

7

Ошибочное образование формы глагола

они ездиют, хочут, ложат пиша сочинение

8

Нарушение согласования

с компанией ребят, серьёзно увлекающимися туризмом

9

Нарушение управления

дотронуться к берёзе сделать свою комнату более красивую

показалось о том, что

10

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

растут много берёз

11

Нарушение способа выражения сказуемого

Все были рады, счастливы и весёлые.

12

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Хотел сказать о значении книг и почему я их люблю.

13

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая книгу, заболела голова.

14

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

У него был устремлённый взгляд в море.

15

Ошибки в построении простого и сложного предложения

Ты не забудешь о празднике никогда, который тебя порадовал.

Мне показалось то, что это сон.

16

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением многих.

17

Нарушение границ предложения

Девочка беспокоится за своих близких. Поэтому так печально глядит она вдаль.

18

Ошибки в выборе и употреблении сочинительного или подчинительного союза

И вдруг мы увидели светящуюся точку, и у нас появилась надежда.

Комната нравится мне из-за того, что она большая и светлая.

11. Жизненная задача

Ситуация. Подготовка текста к печати.

Ваша роль. Редактор газеты.

Описание ситуации. Журналист принёс в редакцию газеты свою статью, в которой используется много имён числительных. Все они написаны цифрами. Для увеличения объёма статьи вам нужно записать все числа словами.

Результат. Текст статьи, в котором все имена числительные записаны словами.

Приложение. Для выполнения задания найдите в газете или журнале статью (заметку) с большим количеством имён числительных. Используйте её в качестве исходного материала.

Резюме § 2

1. Происхождение языковых ошибок связано с вариативностью языка. Языковые ошибки возникают вследствие нарушения языковых (литературных) норм (орфографических, пунктуационных, орфоэпических, грамматических и др.).

    2. Грамматические ошибки возникают вследствие нарушений законов грамматики. В соответствии с тремя основными разделами грамматики различаются ошибки в словоизменении, словообразовании и синтаксисе (морфологические, словообразовательные, синтаксические).

    3. Грамматические ошибки — одна из причин коммуникативных неудач в письменной речи.

Литература по теме:

1. Граудина Л. К. и др. Грамматическая правильность русской речи. — М., 1976.

2. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию, произношению и литературному редактированию. — М., 1994.

3. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка. Словарь-справочник / Под ред. К. С. Горбачевича (любое издание).

4. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. — М., 1982.

Впр по русскому языку 7 класс задание 6 номер 398

2013г. Выбран Выбрать (готовое домашние задание из решебника) на Номер №398 по учебнику Русский язык. 7 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тросенцова и др. Просвещение, 2013г.

2019г. Выбран Выбрать (готовое домашние задание из решебника) на Номер №398 по учебнику Русский язык. 7 класс : учебник для общеобразовательных организаций. 1 и 2 часть. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тросенцова и др. Просвещение, 2019г.

Условие 2013 2019 г.

Вспомните виды орфограмм, изученных в темах «Предлог» и «Союз». Запишите по три примера слов, в которых есть эти орфограммы, обозначая условия их выбора.

Из данных простых предложений составьте сложноподчинённые, употребляя подходящие по смыслу подчинительные союзы: после того как, как только, едва, до того как, перед тем как, прежде чем. Между частями сложного предложения поставьте запятую. • Подчинительные союзы заключите в овал. Для мальчиков: запишите названия современных средств передвижения; для девочек: расскажите, как, переходя улицу, ориентироваться на дорожные знаки.

1. По..вился первый автомобиль. Р..шили научить улицу разговаривать, дать ей точный и выразительный язык знаков. 2. На свет..форе заж..гся зелёный свет. Дорогу можно переходить. 3. Под улицами Москвы прот..нулись подземные коридоры. Движение стало более безопасн..м. 4. Построили (под)земные переходы (под)Триумфальной площадью. Здесь было тесно и пешеходам, и автомобилям. 5. Свет..форы нового типа установит (по)всюду. Машинам не пр..дётся простаивать у перекрёс(?)ков. семафор
Светофор

2019г. Выбран Выбрать (готовое домашние задание из решебника) на Номер №398 по учебнику Русский язык. 7 класс : учебник для общеобразовательных организаций. 1 и 2 часть. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тросенцова и др. Просвещение, 2019г.

2013г. Выбран Выбрать (готовое домашние задание из решебника) на Номер №398 по учебнику Русский язык. 7 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тросенцова и др. Просвещение, 2013г.

Запишите по три примера слов, в которых есть эти орфограммы, обозначая условия их выбора.

Otvetkin. info

24.10.2019 6:16:37

2019-10-24 06:16:37

Источники:

Https://otvetkin. info/reshebniki/7-klass/russkiy-yazyk/ladyzhenskaya-baranov/nomer-398

ВПР–2022, русский язык–7: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина. » /> » /> .keyword { color: red; } Впр по русскому языку 7 класс задание 6 номер 398

Впр по русскому языку 7 класс задание 6 номер 398

Впр по русскому языку 7 класс задание 6 номер 398

Задание 6 № 398

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

1) Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающимися музыкой.

2) Согласно свидетельствам очевидцев авария случилась по вине водителя грузовика.

3) Плывя в лодке, множество птиц виднелось по берегам реки

4) Несмотря на недомогание, он вышел на работу.

Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающихся музыкой. Плывя в лодке, мы видели по берегам множество птиц.

Задание 6 № 398

1 Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающимися музыкой.

Rus7-vpr. sdamgia. ru

31.07.2020 17:13:49

2020-07-31 17:13:49

Источники:

Https://rus7-vpr. sdamgia. ru/problem? id=398

Решать задание 3 ВПР 7 класс. Выпишите предложения, в которых выделенные слова являются предлогами. » /> » /> .keyword { color: red; } Впр по русскому языку 7 класс задание 6 номер 398

Впр по русскому языку 7 класс задание 6 номер 398

Задание 3 ВПР по русскому языку для 7 класса 2020

Формулировка задания 3. Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

Вариант 1. Задание 3

Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

1) (В)продолжени.. фильма появились новые герои.
2) Я остался в деревне (в)следстви.. паводка.
3) Струйки дыма тянулись (на)встречу брызгам волн.
4) (Не)смотря себе под ноги в гололёд, вы можете упасть.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложений с предлогом: Я остался в деревне вследствие паводка. Струйки дыма тянулись навстречу брызгам волн;
2) правильное написание предлогов: вследствие, навстречу

Вариант 2. Задание 3

Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

Мальчик бросился (на)встречу матери.
(Не)смотря на усталость, они продолжали готовиться к конференции.
(В)роде Толстых было немало одарённых людей.
(В)продолжени.. романа А. Дюма появились новые герои.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Распознавание предложений с предлогом: Мальчик бросился навстречу матери. Несмотря на усталость, они продолжали готовиться к конференции;
Правильное написание предлогов: навстречу, несмотря на

Вариант 3. Задание 3

Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

Эта книга — нечто (в)роде воспоминаний.
Не выполнил (в)виду недостатка времени.
(В)следстви.. по делу о разведении костра в лесу появились новые свидетели.
Они устало брели домой, (не)смотря под ноги.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Распознавание предложений с предлогом: Эта книга — нечто вроде воспоминаний. Не выполнил ввиду недостатка времени;
Правильное написание предлогов: вроде, ввиду

Вариант 4. Задание 3

Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

Мы долго говорили (на)счёт похода.
(В)течени.. реки много водоворотов.
(Не)взирая на дождь, вылет состоялся.
Всегда имей это (в)виду!

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Распознавание предложений с предлогом: Мы долго говорили насчёт похода. Невзирая на дождь, вылет состоялся;
Правильное написание предлогов: насчёт, невзирая на

Вариант 5. Задание 3

Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

Он долго смотрел (в)след уходящему поезду.
Мы шли (на)встречу со школьными друзьями.
(В)течени.. осени и зимы мы подкармливали птиц.
(Не)смотря на слушателей, поэт продолжал читать стихи с закрытыми глазами.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Распознавание предложений с предлогом: Он долго смотрел вслед уходящему поезду. В течение осени и зимы мы подкармливали птиц;
Правильное написание предлогов: вслед, в течение

Вариант 6. Задание 3

Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

(На)против двери висел пёстрый плакат.
Моя сестра волновалась (в)продолжени.. всего экзамена.
Мы верим (в)силу и выдержку наших спортсменов.
Бумажный кораблик сразу попал (в)течени.. ручейка.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Распознавание предложений с предлогом: Напротив двери висел пёстрый плакат. Моя сестра волновалась в продолжение всего экзамена;
Правильное написание предлогов: напротив, в продолжение

Вариант 7. Задание 3

Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

У бабушки брошка (на)подобие стрекозы.
(Не)смотря на трудности, мы одержали победу в матче.
(В)течени.. болезни наступил перелом.
(В)последстви.. мы стали настоящими друзьями.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложений с предлогом: У бабушки брошка наподобие стрекозы. Несмотря на трудности, мы одержали победу в матче’,
2) правильное написание предлогов: наподобие, несмотря на
Распознавание предложений

Вариант 8. Задание 3

Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

(В)течени.. долгих лет Олег вспоминал школьных друзей.
Ученик отсутствовал на уроке (в)следстви.. недомогания.
Учитель математики указал (на)подобие двух геометрических фигур.
(Не)смотря на схему метро, я сам проложил завтрашний маршрут.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Распознавание предложений с предлогом: В течение долгих лет Олег вспоминал школьных друзей. Ученик отсутствовал на уроке вследствие недомогания’,
Правильное написание предлогов: в течение, вследствие

Вариант 9. Задание 3

Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

Новые данные внесены (в)следстви.. по делу об угоне машины.
Мы опоздали на спектакль (в)виду огромных автомобильных пробок.
(В)продолжени.. всего пути я пытался рассмотреть местность.
Мои друзья отказывались верить (в)заключени.. специалистов.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложений с предлогом: Мы опоздали на спектакль ввиду огромных автомобильных пробок. В продолжение всего пути я пытался рассмотреть местность;
2) правильное написание предлогов: ввиду, в продолжение

Вариант 10. Задание 3

Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

Малыш протянул руки (на)встречу маме.
(В)продолжени.. урока мы не раз повторили все формулы.
(В)заключени.. врачей указан метод дальнейшего лечения.
Обо всех недоразумениях мы (в)последстви.. забыли.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложений с предлогом: Малыш протянул руки навстречу маме. В продолжение урока мы не раз повторили все формулы;
2) правильное написание предлогов: навстречу, в продолжение

Вариант 11. Задание 3

Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

(В)следстви.. непогоды концерт отменили.
(На)встречу Маше выбежал симпатичный щенок.
(В)продолжени.. книги мы узнали о судьбе главного героя.
Актёр произносил свой монолог, (не)смотря в зрительный зал.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Распознавание предложений с предлогом: Вследствие непогоды концерт отменили. Навстречу Маше выбежал симпатичный щенок;
Правильное написание предлогов: вследствие, навстречу

Вариант 12. Задание 3

Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

1) О дальнейшей судьбе героев автор собирается рассказать (в)продолжени.. повести.
2) (В)следстви.. недостатка дров договорились о новых заготовках.
3) Охотники всматривались (в)след этого удивительного зверя.
4) (В)течени.. ближайших суток погода не изменится.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Распознавание предложений с предлогом: Вследствие недостатка дров договорились о новых заготовках. В течение ближайших суток погода не изменится;
Правильное написание предлогов: вследствие, в течение

Вариант 13. Задание 3

Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

(Не)смотря на полный мрак, я нащупал ручку двери.
(В)следстви.. вмешались общественные организации.
(На)счёт в банке была переведена крупная сумма денег.
(В)продолжени.. всего дня мы вспоминали утренние события.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Распознавание предложений с предлогом: Несмотря на полный мрак, я нащупал ручку двери. В продолжение всего дня мы вспоминали утренние события;
Правильное написание предлогов: несмотря на, в продолжение

Вариант 14. Задание 3

Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

(В)виду снегопада движение на дорогах затруднено.
Очень опасно переходить дорогу, (не)смотря по сторонам.
(В)продолжени.. инструкции включили новую информацию.
Метели не прекращались (в)течени.. января.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Распознавание предложений с предлогом: Ввиду снегопада движение на дорогах затруднено. Метели не прекращались в течение января;
Правильное написание предлогов: ввиду, в течение

Вариант 15. Задание 3

Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

(Не)смотря на обледенение дороги, он поехал в гости на машине.
(В)следстви.. по делу о хищении товара появились новые улики.
Я решил узнать всё (на)счёт предстоящей экскурсии.
Антон читал стихи выразительно, (не)смотря в текст.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Распознавание предложений с предлогом: Несмотря на обледенение дороги, он поехал в гости на машине. Я решил узнать всё насчёт предстоящей экскурсии,
Правильное написание предлогов: несмотря на, насчёт

Вариант 16. Задание 3

Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

(В)виду нехватки времени я не закончил упражнение.
(В)продолжени.. занятий мы не заинтересованы.
(На)встречу нам из двора вышла компания мальчишек.
Давно пришло время вмешаться (в)следстви.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Распознавание предложений с предлогом: Ввиду нехватки времени я не закончил упражнение. Навстречу нам из двора вышла компания мальчишек;
Правильное написание предлогов: ввиду, навстречу

Вариант 17. Задание 3

Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

(В)продолжени.. всего утра шёл снег.
Он перевёл деньги (на)счёт другого банка.
Он спешил (на)встречу приключениям.
Он переходил дорогу, (не)смотря по сторонам.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Распознавание предложений с предлогом: В продолжение всего утра шёл снег. Он спешил навстречу приключениям;
Правильное написание предлогов: в продолжение, навстречу

Вариант 18. Задание 3

Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

(В)заключени.. экспертизы не были записаны выводы.
Для ловли бабочек нужно что-то (на)подоби.. сачка.
Я всё-таки надеюсь (на)встречу с ней.
(Не)смотря на общее одобрение, он не был доволен докладом.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Распознавание предложений с предлогом: Для ловли бабочек нужно что-то наподобие сачка. Несмотря на общее одобрение, он не был доволен докладом;
Правильное написание предлогов: наподобие, несмотря на

Вариант 19. Задание 3

Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

(В)следстви.. недомогания она осталась дома.
(В)заключени.. книги мы узнаём о главной тайне героя.
(В)течени.. болезни наступил перелом.
Вы что-то говорили на(счёт) занятий в кружке?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Распознавание предложений с предлогом: Вследствие недомогания она осталась дома. Вы что-то говорили насчёт занятий в кружке?,
Правильное написание предлогов: вследствие, насчёт

Вариант 20. Задание 3

Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

(В)продолжени.. утра мы собирались на озеро.
Он говорил об отъезде, (не)смотря мне в глаза.
Мы долго говорили (на)счёт поездки на дачу.
(В)последстви.. я ни разу не пожалел о своём решении.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложений с предлогом: В продолжение утра мы собирались на озеро. Мы долго говорили насчёт поездки на дачу;
2) правильное написание предлогов: в продолжение, насчёт

Всего дня мы вспоминали утренние события.

Rustutors. ru

05.08.2019 0:39:42

2019-08-05 00:39:42

Источники:

Https://rustutors. ru/vprrusskiy/vpr7rus/zadaniavpr7rus/2358-zadanie-3-vpr-7-klass. html

Он говорил мне то же самое , что и ты

Надо много работать, чтобы добиться успеха

Наступает жара, и утренние голоса смолкают, зато оживает мир насекомых

Мой отец любил охоту так же, как и его старший брат

Подлежащим,но может и быть дополнением.Смотря какое предложение

Рыбное филе;пеньковая веревка;песцовый воротник;пуховый платок;глиняная посуда;шерстяной платок;мясные тефтели;медный подсвечник.

Первым снегом приходит настоящая зима. Он совершенно преображает землю, и окутывает снегом кроны деревьев. Незаметно создается невероятно прекрасная и радостная картина чистой белизны и сияющей зимней свежести. В это время очень интересно ходить в гости в лес. Да, именно в лес!

Сама озаглавишь?

3 ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТАМ ТОРЖЕСТВУЯ

1. Установите соответствие между предложениями
и допущенными в них грамматическими ошибками: к
каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца.

А)Читая текст, возникает такое  приятное
чувство.
1) неправильное употребление падежной формы
существительного с предлогом.
Б) Те, кто увлечённо работает в какой бы то ни
было области знаний, тянется к новаторству
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В)Узкая дорожка была покрыта проваливающимся
снегом под ногами
3) нарушение в построении предложения с
несогласованным приложением
Г) Семён был уволен согласно приказа. 4) ошибка в построении предложения с
однородными членами
Д) Игрок, который играет в команде «Зенита»,
получил замечание судьи.
5) неправильное построение предложения с
деепричастным оборотом
  6) нарушение в построении предложения с
причастным оборотом
  7) неправильное построение предложения с
косвенной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под
соответствующими буквами.

Ответ :

2. Установите соответствие между предложениями
и допущенными в них грамматическими ошибками: к
каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца.

А) Я знаком с группой ребят,
серьезно увлекающимися джазом.
 1) неправильное употребление падежной формы
существительного с предлогом
Б) Проблемы экономики и бизнеса были в центре
внимания ведущего телепередачи «Деловой
Москвы».
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Дима признался, что я сегодня не готов к
уроку
3) нарушение в построении предложения с
несогласованным приложением
Г) Те, кто согласились с этим решением, об этом
пожалели.
4) ошибка в построении предложения с
однородными членами
Д). Подростки  редко прислушиваются и
выполняют советы старших.
5) неправильное построение предложения с
деепричастным оборотом
  6) нарушение в построении предложения с
причастным оборотом
  7) неправильное построение предложения с
косвенной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под
соответствующими буквами.

Ответ :

3. Установите соответствие между предложениями
и допущенными в них грамматическими ошибками: к
каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца

А)Мы любим и гордимся нашими боксёрами. 1) неправильное употребление падежной формы
существительного с предлогом
Б)Те, кто отстал, не терял надежды догнать
передовой отряд
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В)Благодаря доброты и взаимопонимания
родителей в семье всегда царили мир и согласие.
3) нарушение в построении предложения с
несогласованным приложением.
Г)Лучшие из русских народных сказок,
переведённые на все языки мира, стали добрыми
спутниками детей в разных странах
4) ошибка в построении предложения с
однородными членами
Д) Студент сказал, что я ещё не подготовился к
ответу.
5) неправильное построение предложения с
деепричастным оборотом
  6) нарушение в построении предложения с
причастным оборотом
  7) неправильное построение предложения с
косвенной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под
соответствующими буквами.

Ответ:

4. Установите соответствие между предложениями
и допущенными в них грамматическими ошибками: к
каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца

А)Кто бы ни изучали биографию А.С.Пушкина, все
знали о необычайном расцвете его поэтического
таланта в осеннюю пору.
1) неправильное употребление падежной формы
существительного с предлогом
Б)По приезду в Петербург экскурсанты сразу же
отправились в Русский Музей.
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Метеоролог заявил, что я затрудняюсь дать
точный прогноз погоды на завтра.
3) нарушение в построении предложения с
несогласованным приложением
Г)В автобиографической трилогии Л.Толстого
“Детстве”, “Отрочестве”, “Юности” главным
героем стал Николенька Иртеньев.
4) ошибка в построении предложения с
однородными членами
Д ) Зрители телепередачи ожидали и надеялись на
встречу с известным поэтом.
5) неправильное построение предложения с
деепричастным оборотом
  6) нарушение в построении предложения с
причастным оборотом
  7) неправильное построение предложения с
косвенной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под
соответствующими буквами.

Ответ:

5. Установите соответствие между предложениями
и допущенными в них грамматическими ошибками: к
каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца

А) Те, кто бывали летом в лесу, ощущали на себе
его благотворное влияние
1) неправильное употребление падежной формы
существительного с предлогом
Б) В одном из старинных домов, сохранившимися в
центре Москвы, бывали знаменитые русские поэты и
писатели, композиторы и художники.
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) В пьесе Н.В. Гоголя “Ревизоре” есть целый
ряд персонажей, чьи фамилии стали
нарицательными.
3) нарушение в построении предложения с
несогласованным приложением
Г) Прочитав пьесу, многое для меня осталось
непонятным.
4) ошибка в построении предложения с
однородными членами
Д) Пугачев сказал, что я проучу Швабрина. 5) неправильное построение предложения с
деепричастным оборотом
  6) нарушение в построении предложения с
причастным оборотом
  7) неправильное построение предложения с
косвенной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под
соответствующими буквами.

Ответ :

6.Установите соответствие между предложениями
и допущенными в них грамматическими ошибками: к
каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца

А)Увидев красный сигнал светофора,
машина была остановлена.
1) неправильное употребление падежной
формы существительного с предлогом
Б) Автор сказал, что я не
согласен с мнением рецензента.
2) нарушение связи между подлежащим и
сказуемым
В) На встречу с писателем пришли те, кто
любят современный детектив.
3) нарушение в построении предложения с
несогласованным приложением
Г)Страна любила и гордилась спортсменом. 4) ошибка в построении предложения с
однородными членами
Д) Мы заинтересовались книгами,
привезённых из типографии.
5) неправильное построение предложения
с деепричастным оборотом
  6) нарушение в построении предложения с
причастным оборотом
  7) неправильное построение предложения
с косвенной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под
соответствующими буквами.

Ответ :

7. Установите соответствие между предложениями
и допущенными в них грамматическими ошибками: к
каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца

А) Нужно верить и ждать чуда.  1) неправильное употребление падежной формы
существительного с предлогом
Б) По окончанию лекции у студентов всегда есть
возможность задать вопросы преподавателю.
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Студент утверждал, что я это знаю. 3) нарушение в построении предложения с
несогласованным приложением
Г) Живущие родственники в Сибири гостили у нас. 4) ошибка в построении предложения с
однородными членами
Д) Журнал «Работницу» мы выписываем регулярно. 5) неправильное построение предложения с
деепричастным оборотом
  6) нарушение в построении предложения с
причастным оборотом
  7) неправильное построение предложения с
косвенной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под
соответствующими буквами.

Ответ :

8.Установите соответствие между предложениями
и допущенными в них грамматическими ошибками: к
каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца

А) Плохая погода препятствует и
затягивает уборку урожая.
1) неправильное употребление падежной
формы существительного с предлогом
Б) Прищурив глаза, мама кажется
крошечной.
2) нарушение связи между подлежащим и
сказуемым
В) Не каждый может сказать, что моя жизнь
счастливая.
3) нарушение в построении предложения с
несогласованным приложением
Г). Благодаря доброту и
взаимопонимания  родителей в семье всегда
царили мир и согласие.
4) ошибка в построении предложения с
однородными членами
Д). Он видит лицо сына, внимательно
прислушивающимся к разговору.
5) неправильное построение предложения
с деепричастным оборотом
  6) нарушение в построении предложения с
причастным оборотом
  7) неправильное построение предложения
с косвенной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под
соответствующими буквами.

Ответ :

9.Установите соответствие между предложениями
и допущенными в них грамматическими ошибками: к
каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца

А) По приезду в Петербург экскурсанты сразу же
отправились в Русский Музей.
1) неправильное употребление падежной формы
существительного с предлогом
Б) Люди не видят и проходят мимо своего
будущего.
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Осуждая своих современников, М.Ю.Лермонтов
пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье».
3) нарушение в построении предложения с
несогласованным приложением
Г) В журнале «Неве» напечатана рецензия. 4) ошибка в построении предложения с
однородными членами
Д) Питаясь правильно, язва заживает быстро. 5) неправильное построение предложения с
деепричастным оборотом
  6) нарушение в построении предложения с
причастным оборотом
  7) неправильное построение предложения с
косвенной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под
соответствующими буквами.

Ответ :

10.Установите соответствие между предложениями
и допущенными в них
грамматическими ошибками: к каждой позиции
первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца

А)  Вопреки  ожиданию, паром так и не
пришёл в тот вечер.
1) неправильное употребление падежной формы
существительного с предлогом
Б) Может доверить и поделиться мыслями. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Прочтя первую строку, появляется желание
дочитать стихотворение до конца.
3) нарушение в построении предложения с
несогласованным приложением
Г) В романе “Войне и мире” более сотни
действующих лиц.
4) ошибка в построении предложения с
однородными членами
Д) Надо поощрять студентов, стремящимся к
знаниям и участвующим в жизни техникума.
5) неправильное построение предложения с
деепричастным оборотом
  6) нарушение в построении предложения с
причастным оборотом
  7) неправильное построение предложения с
косвенной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под
соответствующими буквами.

Ответ :

Ответы:

 А  Б  В  Г  Д
 1  5  2  4 1 3
 2  6  3  7 2 4
3  4  2  1 6 7
4  2  1  7 3 4
5  2  6  3 5 7
6  5  7  2 4 6
7  4  1  7 6 3
8  4  5 7 1 6
9  1  4 7 3 5
10  1  4  5 3 6

Задание 7 ЕГЭ -18 Синтаксические ошибки и алгоритм выполнения

1. Нарушение согласования

Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающимися джазом.

Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающихся джазом.

2. Нарушение управления

За молодёжью принадлежит будущее.

Молодёжи принадлежит будущее.

3. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Большинство возражали против такой оценки его творчества.

Большинство возражало против такой оценки его творчества

4. Нарушение способа выражения сказуемого

Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и весёлые.

Он написал книгу, которая является эпопеей. Все были рады, счастливы и весёлы.

5. Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я захотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

Страна любила поэта и гордилась им. В сочинении я захотел сказать о значении спорта и причинах моей любви к нему.

6. Ошибки в построении пред-ложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство…

Когда я читаю текст, возникает такое чувство…

7. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта провали-вающимся снегом под ногами.

Узкая дорожка была покрыта снегом, проваливающимся под ногами.

8. Ошибки в построении простого и сложного предложений

Эта книга научила меня ценить друзей, которую я прочитал ещё в детстве. Мне показалось то, что это сон.

Эта книга, которую я прочитал ещё в детстве, научила меня ценить друзей. Мне показалось, что это сон.

9. Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением многих.

Автор сказал, что он не согласен с мнением многих.

10. Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

Когда герой опомнился, было уже поздно.

11. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Замрёт на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Прочитать внимательно предложение. Найти грамматическую(-ие) основу(-ы). Проверить в каждом случае связь между подлежащим и сказуемым. (Найдя ошибку, вычеркивать соответствующий вариант из первого столбца.)

Почему в предложении стоят запятые?

а) если между частями сложного предложения – проверить, как они связаны между собой, где находится придаточная часть, к какому слову в главном относится;

б) если запятые между однородными членами, проверить, как они связаны (союз не только. но и; как…, так и; не столько…, сколько ); если однородные сказуемые – обратить внимание на видовременную соотнесённость;

в) если запятые при причастном обороте, проверить, как он согласуется с определяемым словом и где располагается;

г) если запятые при деепричастном обороте, проанализировать его построение (субъект действия, видовременную соотнесённость деепричастия и глагола-сказуемого).

3) Если в предложении есть название в кавычках (несогласованное приложение), проверить, есть ли перед ним слова журнал, газета, картина, пьеса, роман и т.п. (в этом случае название должно быть в И.п.: в театре «Современник», на ледоколе «Арктика»; НО в «В войне и мире» более 800 персонажей; в «Аргументах и фактах» интересная статья).

4) Если предложение передаёт чужую речь (глаголы писал, говорит, утверждал и т.п .) , обратить внимание на средство связи и местоимение (Прямая речь: «Чувства добрые я лирой пробуждал», —

писал Пушкин. Косвенная речь: Пушкин писал, что он «чувства добрые … лирой пробуждал»).

5) В предложениях (особенно без знаков препинания) проверить падежные формы существительных с предлогом, видовременную соотнесённость глагольных форм, глагольное и именное управление.

Нарушение способа выражения сказуемого

В журнале «Русский язык» (№1 2015 г.) ИД «Первое сентября» опубликованы дидактические материалы для подготовки к выполнению этого задания. Авторы рекомендаций Е.А.Гингель и А.Г.Нарушевич.

В новой демоверсии* КИМов единого государственного экзамена по русскому языку 2015 г. изменен формат ряда заданий, одно из них теперь выглядит следующим образом.

Задание 7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматичес­кими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А. Получив начальное домашнее

образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.

Б. Все, кто читал пушкинского «Бориса Году­нова», помнит бродягу Варлаама.

В. Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

Г. Благодаря повышения уровня

обслуживания в фирменных магазинах стало больше покупателей.

Д. Горячо любящим родную культуру предстает перед нами Д.С. Лихачев в книге «Письмах о добром и прекрасном»

1. Неправильное употребление

падежной формы существительного с предлогом.

2. Нарушение связи между подлежащим и ска­зуемым.

3. Нарушение в построении предложения с несо­гласованным приложением.

4. Ошибка в построении предложения с одно­родными членами.

5. Неправильное построение предложения с дее­причастным оборотом.

6. Нарушение в построении предложения с при­частным оборотом.

7. Неправильное построение предложения с кос­венной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

В предшествующей демоверсии в аналогич­ном задании необходимо было указать в ответе номер одного из 4-х предложений, в котором нарушена синтаксическая норма. В новой версии задания 5 предложений, и в каждом из них содержится грамматическая ошибка. Вы­пускнику необходимо выявить ошибки и по­нять их причину, затем установить соответс­твие, при этом в перечне ошибок предложено не 5 вариантов, а 7, что, безусловно, затрудня­ет выполнение задания. Чтобы выявить нару­шенную норму и верно «поставить диагноз», нужно хорошо разобраться в том, что собой представляет каждая из семи позиций второго столбца задания.

Кодификатор фиксирует умения выпускни­ков, в том числе и умение выполнять различные виды анализа:

• оценивать письменные высказывания с точ­ки зрения языкового оформления;

• разграничивать варианты норм, преднаме­ренные… нарушения языковых норм**.

И при выполнении задания 25 (часть 2, сочи­нение-рассуждение) весьма важно умение «при­менять в практике речевого общения основные… грамматические нормы современного русского литературного языка» и «редактировать собственный текст».**

Неудивительно, что задание № 7 экзаменаци­онной работы отнесено к высокому уровню слож­ности. За его верное выполнение можно получить 5 из максимальных 55 первичных баллов.

В Спецификации сказано: «За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (5 баллов: нет ошибок; 4 балла: допущена 1 ошиб­ка; 3 балла: допущено 2 ошибки; 2 балла: верно указаны 2 цифры; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный от­вет, т.е. неверная последовательность цифр или её отсутствие. Порядок записи цифр в ответе имеет значение».

Таким образом, для учеников важно приобрес­ти умение увидеть ошибку (нарушение литера­турной нормы); умение исправить ошибку в со­чинении; назвать вид ошибки из предложенного списка, выполняя задание № 7.

А для учителей еще более актуальной стала за­дача находить и использовать действенные мето­ды и приемы, чтобы научить детей видеть ошибки и понимать причину, вызывающую их (задание № 7), а в сочинении – исправлять различные ви­ды ошибок, т.е. редактировать собственный текст.

Для экспертов важно объективно оценить ра­боту ученика.

Если приемы выявления ошибок, их причин, а также виды правки станут привычными, превра­тятся в устойчивый навык, то и выполнение рас­сматриваемого задания, и работа над языком сочи­нения-рассуждения будут более эффективными.

Мы предлагаем материал, который поможет учителям подготовить учеников к выполнению этого задания и будет способствовать совершенствованию речевой культуры выпускников. Синтаксические нормы – это правила построения синтаксических единиц: словосочетаний и предложений. В содержание заданий, проверяющих усвоение этих норм, включены примеры различных синтаксических ошибок: необходимо установить соответствие между предложениями и допущенными в них ошибками. Рассмотрим типичные виды синтаксических ошибок.

1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

При употреблении падежных форм существительных с предлогом часто встречаются следующие ошибки:

1) употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: установить о причинах аварии (правильно: установить причины); не касаться к этим вопросам (правильно: не касаться этих вопросов);

2) беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность);

3) неправильный выбор предлога: партнер в игре в теннис (правильно: партнер по игре в теннис).

После предлога по в значении « после чего-либо» имя существительное употребляется в предложном падеже: по приезде в город, по возвращении домой; после предлогов благодаря, согласно, вопреки в дательном падеже: согласно приказу, вопреки прогнозу.

2. Ошибки в построении предложения с несогласованным приложением.

Названия книг, газет, журналов и т.п., заключенные в кавычки, не изменяются, если относятся к нарицательному существительному: Об этом писали в газете «Аргументы и факты».

Интервью для газеты «Аргументы и факты». Материалы опубликованы газетой «Аргументы и факты». Неправильно: Об этом писали в газете «Аргументах и фактах».

Если же нарицательного существительного нет, имя собственное может изменяться: В «Аргументах и фактах» была заметка об этом случае.

3. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

Например: Те, кто согласился с этим решением, об этом пожалел (правильно: Те, кто согласился с этим решением, об этом пожалели). Здесь главное предложение « перебивается» находящимся внутри него придаточным. При подлежащем главного предложения в конструкциях те, кто и все, кто сказуемое ставится во множественном числе: те пожалели.

В придаточном предложении относительное местоимение кто употребляется с глаголами в форме единственного числа: кто согласился? При неопределенных и отрицательных местоимениях некто, кто-то, никто и др. сказуемое ставится в единственном числе.

4. Нарушение способа выражения сказуемого, например: Книги эти интересны и хорошо иллюстрированные в качестве второго сказуемого следовало использовать краткую форму иллюстрированы.

5. Ошибки в построении предложения с однородными членами :

1) смешение компонентов двойных союзов – создание неправильной пары союзов: Новая статья напечатана не только в газетах, а также в глянцевых журналах (правильно: …не только в газетах, но и в глянцевых журналах);

2) неправильное расположение компонентов двойного союза: Пресса следит не только за ситуацией в регионе, но и во всей стране (правильно: …за ситуацией не только в регионе, но и во всей стране);

3) пропуск предлога: Предлагают туристические поездки в Турцию, Египет, Малайзию, Кубу (правильно: в Турцию, Египет, Малайзию, на Кубу);

4) нарушение согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова: Тема сочинения может быть раскрыта на примере произведений различных поэтов: А.Пушкин, С.Есенин, А.Блок (правильно:…А.Пушкина, С.Есенина, А.Блока);

5) нарушение управления при однородных членах: два и более однородных члена должно требовать от общего зависимого слова одинакового падежа и предлога: например: читать и конспектировать книгу; стирать и гладить белье и т.п.

Неправильны конструкции, в которых общее зависимое слово находится при словах, требующих разного падежа или предлога: Плохая погода препятствует или затягивает уборку урожая (препятствует чему?; затягивает что?).

Подобные предложения обычно редактируются добавлением ко второму управляющему слову местоимения в нужном падеже: Плохая погода препятствует уборке урожая или затягивает ее.

6) употребление в качестве однородных компонентов различных синтаксических элементов предложения – в однородный ряд ошибочно объединяются член предложения и придаточное предложение, причастный и деепричастный обороты: Это был человек, знавший себе цену и который никому не давал себя в обиду (правильно: … человек, знавший себе цену и никому не дававший себя в обиду… или … человек, который знал себе цену и никому не давал себя в обиду).

6. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом.

Следует обратить внимание на согласование определения, выраженного причастным оборотом, с определяемым словом. Например: Я бродил по улицам, заросших одуванчиками и цветущей травой (неверно выбран падеж причастия; правильно: …по улицам (каким?), заросшим…).

Причиной ошибки может быть также неверный порядок слов в предложении: Опубликованная статья в газете вызвала большой интерес (определяемое слово не должно находиться внутри определения; правильно: Статья, опубликованная в газете… или Опубликованная в газете статья…).

7. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом.

При использовании деепричастного оборота следует помнить, что, как правило, называемое им действие обозначает действие подлежащего: Приехав в Москву, я отправился на Воробьевы горы (я приехал и отправился).

Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве: Заполняя бланк ответов, следует использовать гелевую ручку.

Деепричастный оборот не употребляется в следующих случаях:

1) если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам): Подъезжая к городу, начался сильный ветер (правильно: Когда мы подъезжали к городу…);

2) если в безличном предложении нет инфинитива: Приехав в Москву, мне стало грустно (правильно: Когда я приехал в Москву…);

3) в пассивной конструкции: Уходя домой, оборудование проверяется рабочими (правильно: Уходя домой рабочие проверяют оборудование.)

8. Ошибки при построении сложного предложения, например: Этот человек стал для меня образцом благородства, у которого я многому научился – придаточное определительное должно зависеть от другого слова в главном предложении: Этот человек, у которого я многому научился, стал для меня образцом благородства.

9. Неправильное построение предложения с косвенной речью , например: Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю – при переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме первого лица следует заменить местоимениями и глаголами в форме третьего лица: Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает.

Также одной из распространенных ошибок является употребление союза что в придаточной части при наличии ли: Учитель спросил, что успеем ли мы закончить работу на этой неделе.

Задания для подготовки по данной теме. 17 вариантов с ответами.

Разновидности грамматических ошибок

Вопрос о классификации ошибок в речи школьников продолжает оставаться одной из болевых точек преподавания русского языка в школе. Данная проблема является болезненной не только для учителей, методистов, специалистов по культуре речи, она актуальна и для всех людей, пишущих и читающих по-русски.

Грамматические ошибки — это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок

  • Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка. Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.
  • Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи.
  • Синтаксические,связанные с нарушением синтаксических норм.

Вид ошибки

Примеры

Словообразовательные1Нарушение норм русского литературного словообразования:

Искажение словТрудолюбимый, надсмехаться, надсмешка, подчерк, нагинаться, пинжак, беспощадство, публицизм

разночинская интеллигенция; полность изображения; благородность души; взятничество; упорность; надсмешка; скупидомка; скучание; ихние слова; завсегдатели трактира; жаждает.2“Заменительное” словообразование, проявляющееся в замене какой-либо морфемы.Укидываться (вместо раскидываться), отвесить (от повесить);3Словосочинительство (создание несуществующей производной единицы, которую нельзя рассматривать как окказиональную)мотовщик, рецензист, не оглядаемая.

Неправильное формообразование, нарушение системных свойств формообразовательной системы у разных частей речи4Ошибочное образование формы существительногоМногие чуда техники, не хватает время5образование формы В.п. неодушевленного существительного, как у одушевленногоЯ попросила ветерка (вместо: ветерок);6образование формы В.п. одушевленного существительного, как у неодушевленногоЗапрягли в сани два медведя (вместо: двух медведей);7изменение рода при образовании падежных форм:пирожок с повидлой, февральский лазурь;8склонение несклоняемых существительныхиграть на пианине;9образование форм множественного числа у существительных, имеющих только единственное, и наоборотподнос чаев, небо затянулось облаком.

Ошибочное образование формы прилагательного10Неправильный выбор полной и краткой формШляпка была полная воды, мальчик был очень полон11Неправильное образование форм степеней сравнения:новенькие становятся боевее, она была послабже Пети; более интереснее, красивше12Нарушение норм формообразования глаголаЧеловек метается по комнате;13Нарушение образования деепричастий и причастийЕхавши в автобусе, охотник шел, озирая по сторонам14Ошибочное образование формы числительногоС пятистами рублями15Ошибочное образование формы местоименияИхнего пафоса, ихи дети, не хотелось от ее (книги) оторваться16Ошибочное образование формы глаголаОни ездиют, хочут, пиша о жизни природы17Нарушение согласованияЯ знаком с группой ребят, серьёзно увлекающемися джазом,

Базаров не может побороть чувство любви, охватывающую его;

По обоим сторонам дороги тянулись холмы; браконьерам, нарушающих закон;

Базаров говорит Аркадию, что твой отец — человек отставной.18Нарушение управленияНужно сделать свою природу более красивую, повествует читателей, согласно закона,

он показан человеком сильной воли, богатого умом, крепкого здоровьем;

особое внимание было уделено на составление плана; следует отметить о том, что в доме Ноздрева все имело хаотический вид; ему характерны многие отрицательные черты; уверен в будущее, Соня жалела и переживала за Раскольникова; жажда к славе;19

Ошибки в структуре простого предложения:

нарушение связи между подлежащим и сказуемым,Солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;20

Нарушение границы предложения

Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке. Когда герой опомнился. Было уже поздно.21Неудачное употребление местоименийПриезжий снял со стула тяжелый сверток и отодвинул его в сторону.

Манилов попросил Павла Ивановича пройти в его кабинет.

Собакевич потребовал у Чичикова написать себе расписку.22Нарушение связи между подлежащим и сказуемымБольшинство возражали против такой оценки его творчества.

Обычно молодежь является носителями передовых идей.

Произошло еще ряд событий.

Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, чёткость (вместо:….нужны смелость, знания, честность);23Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкцияхОн написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и весёлые.24Ошибки в построении предложения, ведущие к искажению его смысла, структурыВ своей пьесе Чехов показал также трудовую часть интеллигенции с ее мечтами о светлой и прекрасной жизни, представителем которой является Трофимов.

Порфирий был любимцем с детства матери.

Она уговорила отдать подводы для раненых, на которых уже были уложены вещи.25Ошибки, связанные с употреблением частиц

Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частиц от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушалась в сочинениях):

В тексте всего раскрываются две проблемы, (ограничительная частица всего” должна стоять перед подлежащим: “…всего две проблемы”.26Ошибки в построении предложения с однородными членамиСтрана любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.27

Разрушение ряда однородных членов

Настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн.28

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотомЧитая текст, возникает такое чувство… На картине “Вратарь” изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени.29Ошибки в построении предложения с причастным оборотомУзкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами; причалившая лодка к берегу.30

Местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего.Кусты, они покрывали берег реки.31

Пропуски необходимых слов.

Владик прибил доску и побежал в волейбол.32

Ошибки в структуре сложного предложения:

смешение сочинительной и подчинительной связи.

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве. Человеку показалось то, что это сон. Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами.

источники:

http://artansa.jimdofree.com/%D1%8D%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8B-1/%D0%B5%D0%B3%D1%8D/%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B/

http://urok.1sept.ru/articles/616719

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Санкции украины против рф сегодня список компаний
  • Савеловский проезд дом 10 гбу ритуал как проехать
  • Санминимум в архангельске на суворова часы работы
  • Савеловский рынок электроники каталог часы работы
  • Санминимум в воронеже на заставе часы работы цена