С какого момента управляющая компания имеет право выставлять квитанции

Вопрос: прошу разъяснить с какого момента управляющая компания многоквартирным домом может выставлять квитанции — с даты заключения договора управления МКД или с даты включения в реестр лицензий сведений об адресе МКД, которым управляет УК?
Договор управления заключен в 2017 году, адрес в реестр лицензий включен в июле 2019 года.
Есть ли у собственника обязанность оплатить данной УК услуги по содержанию дома за период с 2017 по июль 2019 года?

Сообщаю Вам следующее:

Согласно нормам действующего жилищного законодательства при выполнении требований о размещении указанных сведений в системе и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи — ст. 198, «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 26.07.2019) {КонсультантПлюс} Управляющая организация обязана приступить к выполнению договора с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ в связи с заключением данного договора (ч. 7 ст. 162 ЖК РФ).

В судебной практике единого подхода не сложилось. При первом подходе разрешение правовых ситуаций строится на необходимости выяснения вопроса о соблюдении управляющей организацией требования о включении МКД в перечень домов, находящихся под управлением лицензиата, при втором — на установлении даты расторжения договора управления с предыдущей компанией и даты начала фактического осуществления новой управляющей организацией деятельности по управлению.

Между тем, как следует из «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015) {КонсультантПлюс}  из системного толкования указанных выше норм Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Жилищного кодекса РФ следует, что отсутствие в реестре лицензий сведений о многоквартирном доме, фактическую деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, само по себе не означает недействительность ранее выданной лицензии или осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем такой деятельности без лицензии.

Таким образом, осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем на основании соответствующей лицензии предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в случае, когда в реестре лицензий отсутствуют сведения об адресе многоквартирного дома, управление которым осуществляет лицензиат, не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Например, Верховный суд в {Определении Верховного Суда РФ от 06.02.2019 N 309-КГ18-25178 по делу N А60-2556/2018 {КонсультантПлюс}} указал, что права и обязанности, связанные с управлением, а также право на взимание платы вытекает из условий договора управления, заключенного на основании решения общего собрания собственников помещений, а также фактического предоставления коммунальных услуг. Вывод суда согласуется с пунктом 21 Обзора практики Верховного Суда Российской Федерации от 25.11.2015 N 3 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.

Полагаем, на основании изложенного, можно сделать вывод, что УК вправе требовать взыскания с собственников платы на содержание МКД в спорный период, при условии наличия договора управления и фактического оказания услуг. Между тем, ввиду того, что единого подхода в судебной практике не сложилось, считаем, что имеются риски оспаривания правомерности указанных начислений со стороны ГЖИ и собственников.

Судебную практику прилагаем.

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

Как следует из содержания ч. 4 ст. 198 ЖК РФ, лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению конкретным многоквартирным домом при условии заключения договора управления таким домом и выполнения требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации, а также внесения органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, отражающих изменения в перечне многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат.

Согласно ч. 2 ст. 195 ЖК РФ реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

Из системного толкования указанных выше норм Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Жилищного кодекса РФ следует, что отсутствие в реестре лицензий сведений о многоквартирном доме, фактическую деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, само по себе не означает недействительность ранее выданной лицензии или осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем такой деятельности без лицензии.

Таким образом, осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем на основании соответствующей лицензии предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в случае, когда в реестре лицензий отсутствуют сведения об адресе многоквартирного дома, управление которым осуществляет лицензиат, не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1.3 КоАП РФ.


«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015) (ред. от 28.03.2018) {КонсультантПлюс}

При первом подходе разрешение правовых ситуаций строится на необходимости выяснения вопроса о соблюдении управляющей организацией требования о включении МКД в перечень домов, находящихся под управлением лицензиата <10>, при втором — на установлении даты расторжения договора управления с предыдущей компанией и даты начала фактического осуществления новой управляющей организацией деятельности по управлению.

———————————

<10> См.: Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 мая 2018 г. по делу N А11-4613/2017; Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22 мая 2018 г. по делу N А28-14714/2017; решение Арбитражного суда Вологодской области от 9 июля 2018 г. по делу N А13-5006/2018; решение Арбитражного суда Забайкальского края от 1 октября 2018 г. по делу N А78-12155/2018 (документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс».

Так, признавая недействительными предписания о прекращении выставления платы за содержание и ремонт общего имущества в связи с отсутствием сведений о доме в реестре лицензий, суды указали, что права и обязанности, связанные с управлением, напрямую не связаны с внесением изменений в реестр лицензий, а вытекают из условий договора управления. В этом вопросе имеет место приоритет воли собственников. Отклоняя доводы надзорного органа со ссылкой на ч. 7 ст. 162 ЖК РФ в редакции Закона N 485-ФЗ, арбитражный суд сослался на действие закона во времени, отметив факт исполнения управляющей компанией обязанностей по договору управления до внесения соответствующих изменений <11>.

———————————

<11> См.: Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11 мая 2018 г. по делу N А35-2789/2017 (Определением Верховного Суда Российской Федерации от 06.09.2018 N 310-КГ18-13156 по делу N А35-2789/2017 в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано); Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 июля 2018 г. по делу N А45-29464/2017; решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 16 августа 2018 г. по делу N А22-1118/2018 (документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс».


{Статья: О некоторых проблемах административно-правового механизма реализации права на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами (Корякина К.Г.) («Арбитражный и гражданский процесс», 2019, N 1) {КонсультантПлюс}}

В ходе проверки департаментом сделан вывод о том, что в платежных документах за период с апреля 2016 по март 2017 года управляющей компанией неправомерно жителям МКД выставлены суммы задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги за период отсутствия данного дома в перечне многоквартирных домов, являющемся неотъемлемой частью реестра лицензий Свердловской области.

По результатам проверки вынесено предписание, которым на общество возложена обязанность прекратить выставлять задолженность жителям указанного МКД за период отсутствия дома в перечне многоквартирных домов, являющемся неотъемлемой частью реестра лицензий Свердловской области.

Общество, полагая предписание незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

При рассмотрении заявления суды руководствовались статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса, статьями 161, 162, 192, 195, 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходили из того, что МКД в спорный период не был включен в перечень домов, находящихся под управлением общества по данным Перечня.

Суд округа отменил названные судебные акты и признал недействительным предписание. При этом суд исходил из следующего.

Само по себе отсутствие названного МКД в реестре не свидетельствует о законности оспариваемого предписания, выданного органом жилищного надзора, поскольку право на взимание платы за коммунальные услуги вытекает из условий договора по управлению домом, заключенного на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, и фактического оказания данных услуг этой управляющей компанией.

Оказание в спорный период коммунальных услуг по указанному МКД подтверждается фактом выставления ему ресурсоснабжающими организациями счетов за теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение.

Отсутствие сведений об управляющей организации и управляемым ею доме в реестре лицензий Свердловской области не должно предопределять разрешение вопроса о доказанности управления многоквартирным домом без учета факта предоставления коммунальных услуг в течение спорного периода времени (в том числе в период спора с иным лицом о наличии права на управление жилым домом).

Исходя из положений части 7 статьи 155, части 9 статьи 161 и частей 2, 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, принимая во внимание установленные фактические обстоятельства дела, суд сделал вывод о том, что права и обязанности, связанные с управлением, а также право на взимание платы вытекает из условий договора управления, заключенного на основании решения общего собрания собственников помещений, а также фактического предоставления коммунальных услуг.

Вывод суда согласуется с пунктом 21 Обзора практики Верховного Суда Российской Федерации от 25.11.2015 N 3 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд округа признал оспариваемое предписание не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы общества.


{Определение Верховного Суда РФ от 06.02.2019 N 309-КГ18-25178 по делу N А60-2556/2018 {КонсультантПлюс}}

Между тем, толкование, в силу которого отсутствие в реестре сведений означает безлицензионное, а следовательно, нелигитимное управление, не соответствует содержанию указанной нормы закона, противоречит положению части 1 статьи 192 ЖК РФ, не учитывает позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в п. 21 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015.

Часть 4 статьи 198 ЖК РФ определяет условия, при которых управляющая организация вправе приступить к управлению, но не момент начала управления.

Начало управления, как указывает норма части 4 статьи 198 ЖК РФ, определено частью 7 статьи 162 ЖК РФ, а именно, как указано выше, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.

Ссылка в кассационной жалобе на часть 7 статьи 162 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 31.12.2017 N 485-ФЗ, в силу которой управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом, не учитывает правило действия закона во времени.

ООО «УК «Наш дом», как установили суды, избрана управляющей организацией 29.09.2014 года, приступила к деятельности до внесения указанных изменений в закон.

Кроме того, положения названных норм не применимы к рассматриваемой в деле ситуации, поскольку предписанием в качестве нарушения вменено в вину непрекращение ранее осуществляемой деятельности, а не нарушение, связанное с началом деятельности.

В кассационной жалобе Инспекция указывает на обстоятельства создания в указанном многоквартирном доме ТСЖ «ПЛК 52-Б» 10.07.2014, определившее управляющей организацией иную управляющую компанию — ООО «Курская домовая компания», полагая, что решение Курского областного суда, апелляционным определением от 15.04.2015 по делу N 33-955-2015 изменившим решение Промышленного районного суда г. Курска, указывает на легитимность деятельности ООО «Курская домовая компания». Также Инспекция указывает, что именно это обстоятельство послужило основанием исключения из Реестра лицензий сведений об ООО «УК «Наш дом».

Однако заявитель кассационной жалобы не учитывает, что обстоятельства, имевшие место до 29.09.2014, не имеют значения для дела, потому что вне зависимости от решения собственников помещений в многоквартирном доме 20.07.2014 и последовавших в его исполнение действий, новым волеизъявлением, выраженным в решении общего собрания от 29.09.2014, собственники избрали способ управления и управляющую организацию — ООО «УК «Наш дом».

Инспекция в ходе проверки вопрос о ничтожности решения общего собрания от 29.09.2014 не ставила, этим обстоятельством вынесение предписания не обуславливала, ООО «Курская управляющая домовая компания» самостоятельную кассационную жалобу не подавало, поэтому доводы указанного Общества о необходимости суду в споре о признании недействительным предписания Инспекции установить ничтожность общего собрания от названной даты оценке не подлежат.

Не имеют отношения к предмету спора ссылки заявителя кассационной жалобы на то, что ТСЖ «ПЛК 52-Б» до настоящего момента не ликвидировано.

Ссылаясь в кассационной жалобе на судебные акты арбитражного суда по делу А35-3118/2016, Инспекция не учитывает, что отказ в удовлетворении ООО «УК «Наш дом» о признании незаконными действий Инспекции по исключению сведений из Реестра имел место в связи с единственным обстоятельством — истечением срока на обжалование, и все факты, приведенные в судебных актах, не относятся к оценке требований заявителя по существу, а устанавливались и приводились только в целях определения момента, с которого заявитель узнал о нарушенном праве.

Ввиду отсутствия соответствующих положений в статье 69 АПК РФ не являются источником преюдициальных обстоятельств и судебные акты о привлечении к административной ответственности директора ООО «УК «Наш дом», указанные в кассационной жалобе.

Следовательно, преюдициально установленные в ином деле обстоятельства отсутствуют, и в рамках данного дела апелляционный суд был вправе и обоснованно самостоятельно установил, что ООО «УК «Наш дом», несмотря на безосновательное исключение ее Инспекцией из Реестра лицензий (в реестре на момент выдачи предписания значилась не фактически управляющая компания — ООО УК «Наш дом», а ООО «Курская управляющая домовая компания», не представившая доказательств своего управления спорным домом в период после 29.09.2014), законно осуществляла деятельность, связанную с предоставлением коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту дома.

Суд правомерно указал, что в соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме; обязанности потребителя вносить плату за содержание и ремонт помещения, коммунальные услуги, корреспондирует обязанности управляющей компании рассчитать размер платы за содержание и ремонт помещения, коммунальные услуги и предоставить потребителю соответствующие платежные документы; соответственно, взимание ООО УК «Наш дом» платы с собственников за оказанные услуги и направление квитанций на оплату услуг с 29.09.2014 является правомерным.


{Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11.05.2018 N Ф10-656/2018 по делу N А35-2789/2017 {КонсультантПлюс}}

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.05.2018 N Ф01-1585/2018 по делу N А11-4613/2017

По мнению суда, сославшегося на ч. 2, 3, 9 ст. 161, ч. 1, 7, 8.2 ст. 162, ч. 1, 2 ст. 192, ч. 1 — 4 ст. 198 ЖК РФ, п. п. 18 и 19 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416), из изложенных норм следует, что одним из условий для начала осуществления деятельности по управлению домом является включение в реестр лицензий субъекта Российской Федерации соответствующих сведений об управлении многоквартирным домом.


{Подборка судебных решений за 2018 год: Статья 161 «Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом» ЖК РФ (В.Н. Трофимов) {КонсультантПлюс}}

Ответ подготовил Консультант Регионального информационного центра сети КонсультантПлюс

 Четвертных Светлана Юрьевна

Ответ актуален на 07.08.2019 г.

Сегодня жители многоквартирных домов могут получать счета за ЖКУ не только в бумажном виде в почтовые ящики, но и в электронном формате: поставщики услуг направляют их по электронной почте, размещают в ГИС ЖКХ и личных кабинетах. Читайте о том, почему УО обязаны направлять абонентам счета на бумаге даже при наличии электронной копии платёжного документа.

Потребители жалуются на отсутствие бумажного счёта за ЖКУ

В районный суд Н. Тагила с иском к исполнителю коммунальной услуги по газоснабжению обратилась собственница двух квартир в многоквартирных домах. Она в течение длительного периода не получала счета на оплату газа в своих квартирах. На неоднократные обращения к поставщику газа ответа либо не было, либо он был неполным.

Истица в суде рассказала, что в ответ на её первую претензию о неполучении счетов поставщик газа сообщил о запланированной проверке изложенных фактов, но о результатах проверки её не известили.

Собственник обращалась с вопросом о квитанциях на оплату ресурса в абонентский отдел исполнителя КУ, где ей сообщили, что счета направляются только абонентам, по лицевым счетам которых сформировалась задолженность более 300 рублей. Остальные потребители могут просматривать квитанции в личных кабинетах на сайте поставщика газа.

В иске к поставщику ресурсов потребитель требовала обязать исполнителя услуги по газоснабжению ежемесячно предоставлять в её адрес счета на оплату, а также взыскать с организации компенсацию морального вреда.

Организация-поставщик с претензиями собственника не согласилась. Ответчик утверждал, что по первому же письму истицы ей были направлены счета и расчёты за два месяца, а остальные счета размещены в личном кабинете клиента, о чём ей сообщалось в ответах на обращения.

Что обязательно и что запрещено размещать на платёжных документах

Что обязательно и что запрещено размещать на платёжных документах

Исполнитель услуг обязан направлять потребителям счета на оплату

Суд, принимая решение по делу, исходил из следующих норм законодательства РФ:

  1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации о товарах, работах и услугах (п. 1 ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1).
  2. Исполнитель КУ обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности начисления платы за коммунальные услуги и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи (п. 31, пп. «б», «г» п. 33 ПП РФ № 354).
  3. Плата за ЖКУ вносится на основании платёжных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истёкшим периодом, если иной срок не установлен договором управления либо решением ОСЧ ТСЖ/ЖК (ч. 2 ст. 155 ЖК РФ).
  4. Обязанность направлять в адрес собственника платёжные документы на основании информации, передаваемой в том числе с помощью электронных или иных платёжных систем, возложена на ответчика.
  5. В договоре на поставку газа указываются адрес и способ доставки абоненту счёта для оплаты ресурса (пп. «п» п. 15 постановления Правительства РФ от 21.07.2008 № 549). При этом, каким способом получать счета – по почте или с помощью электронных систем, определяет потребитель.

Чтобы установить факт доставки потребителю счетов на оплату потреблённого ресурса, судья привлёк к делу ФГУП «Почта России». Организация по договору с поставщиком газа печатала и направляла потребителям платёжные документы.

Сравнив количество лицевых счетов абонентов согласно справке исполнителя КУ и акты оказанных ФГУП «Почта России» услуг, судья установил, что в течение 11 месяцев количество напечатанных и доставленных счетов было значительно меньше, чем абонентов. Поэтому суд посчитал доказанным факт, что исполнитель КУ нарушает права некоторых потребителей, не направляя им ежемесячно платёжные документы.

Поставщик газа по решению суда должен был возместить истице 3 000 рублей за причинение морального вреда и выплатить штраф в 1 500 рублей за отказ добровольно выполнить требования собственника (п. 6 ст. 13 № 2300-1). Также суд обязал ответчика выплатить потребителю компенсацию за оказанные ей юридические услуги и возместить транспортные расходы.

Особенности и трудности размещения платёжных документов в ГИС ЖКХ

Особенности и трудности размещения платёжных документов в ГИС ЖКХ

Ненаправление бумажной квитанции за ЖКУ нарушает права потребителя

Собственник не согласилась с решением суда, который удовлетворил её иск лишь частично, и подала апелляцию в областной суд. Она настаивала на том, чтобы суд обязал исполнителя коммунальных услуг доставлять квитанции на оплату газоснабжения не позднее 1 числа, следующего за расчётным, в её почтовый ящик.

Также потребитель посчитала, что размер компенсации за моральный вред, который исполнитель КУ обязан ей выплатить, был неправомерно занижен при первом рассмотрении дела. Она просила суд пересмотреть сумму компенсации.

Апелляционный суд, рассматривая жалобу истицы, отметил, что судом первой инстанции был установлен факт нарушения прав потребителя на получение платёжных документов. Поэтому на исполнителя КУ наложено взыскание в пользу собственника в счёт компенсации морального вреда.

При этом ответчик обязан ежемесячно доставлять в адрес истицы счета на оплату в силу договора, заключённого между собственником и поставщиком услуг. Суд установил, что исполнитель КУ возобновил доставку платёжных документов собственнику, следовательно, ответчик не уклоняется от выполнения условий договора.

По вопросу изменения суммы моральной компенсации за недоставление ответчиком счетов на оплату судья сослался на п. 45 постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 № 17. Размер такой компенсации определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда с учётом характера причинённых нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

Судья счёл, что компенсация в 3 000 рублей соответствует установленным ВС РФ принципам и отказал собственнику в увеличении суммы. Жалоба собственника была отклонена, а решение суда первой инстанции оставлено в силе.

Электронный счёт за ЖКУ не может заменить бумажный счёт без согласия потребителя

В Ростовской области исполнитель КУ по электроснабжению пытался доказать в апелляционном суде, что не нарушал прав потребителя и предоставлял ему платёжные документы. Организация ссылалась на то, что закон не регламентирует обязательного способа доставки счетов потребителям. Исполнители КУ направляют их на бумажном носителе по умолчанию.

Организация для удобства клиентов размещала счета на оплату в личных кабинетах клиентов на своём сайте. Также собственнику было направлено предложение о получении платёжных документов по электронной почте.

Но суд отверг эти доводы, отметив, что между исполнителем КУ и собственником помещения в доме отсутствует письменное соглашение о направлении квитанций за электроэнергию в электронном виде. Потребитель неоднократно обращалась к поставщику с требованием предоставлять документы на бумажном носителе, но организация это требование не исполнила.

Размещение двухмерных штрихкодов в платёжных документах

Размещение двухмерных штрихкодов в платёжных документах

В отсутствие квитанции потребитель не имеет возможности узнать о долге

Верховный суд РФ, рассматривая дело № А40-15611/2017 о взыскании с собственника в пользу управляющей организации платы за содержание и обслуживание машино-мест в многоквартирном доме, сделал важное замечание о начислении пени на сумму долга.

В суде был доказан факт непредоставления УО в адрес собственника платёжных документов и отсутствия каких-либо уведомлений о задолженности. Долг копился в течение 2,5 лет, и только после этого управляющая организация направила собственнику требование об оплате ЖКУ с указанием суммы долга, периода оплаты, реквизитов и пени.

Поскольку собственник до момента получения указанного требования не знал о предъявляемых к нему требованиях, ВС РФ отказал УО в праве начислять пени на сумму долга, образовавшуюся до получения ответчиком соответствующей информации.

Переход от бумажной квитанции к электронной возможен только с согласия потребителя

Управляющие организации, являясь исполнителями жилищных и коммунальных услуг, обязаны ежемесячно направлять потребителям платёжные документы с информацией о расчёте платы:

  1. По умолчанию счета направляют по почте на бумажном носителе.
  2. Изменить способ доставки платёжного документа можно только в случае, если это закреплено в договоре управления, решение принято на общем собрании собственников или с письменного согласия самого потребителя.
  3. УО должна иметь доказательства доставки счетов на оплату абонентам.
  4. Если УО не сможет доказать факт получения потребителем платёжных документов, то суд может отказать ей в праве начислять пени на сумму долга, образовавшегося по лицевому счёту абонента в период неполучения счетов.

Доставка счетов на оплату ЖКУ в электронном виде, конечно, выгодна управляющим организациям: они экономят на печати и доставке счетов на бумаге. Однако делать это можно в случае письменного согласия собственника на такой способ получения платёжных квитанций и отказа от их бумажных экземпляров.

А ваши клиенты соглашаются получать счета в электронном виде? Поделитесь с нами своим опытом.

С какого момента у УК возникает право выставлять квитанции за обслуживание МКД?

В течение весны и лета 2016 года за управлением нашим МКД спорило две управляющие организации, одновременно выставляя счета на оплату. Оплачивать в двойном размере естественно никто из собственников не хотел.

Начало периода управления домом на портале ГИС ЖКХ у одной из управляющей организации стоит дата 07.09.2016(кроме того это подтверждает и Решение о внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области № 608 от 07.09.2016). При этом квитанции за ремонт и обслуживание выставляются данной УК с февраля 2016 года. И на текущий момент по их подсчетам накопился немалый долг.

У другой УК окончание периода управления 06.09.2016, тем не менее за сентябрь выставлена квитанция на полную сумму.

Поясните как правильно в данном случае должна происходить оплата ЖКУ, правомерно ли выставлять счета на оплату до начала фактического управления домом.

Показать полностью

08 ноября 2016, 07:35, Наталья, г. Челябинск

Добрый день, Натлья.Согласно ст. 162 ЖК РФ

8.2. Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.

То есть, одной из ук должно быть направлено уведомление решение общего собрания собственников об отказе от исполнения договора управления МКД

08 ноября 2016, 09:53

Похожие вопросы

Взможно ли установление частного сервита на территории МКД решением суда по иску собственника соседнего

Здравствуйте. Взможно ли установление частного сервита на территории МКД решением суда по иску собственника соседнего участка без решения ОСС МКД об установлении сервитута, при условии, что ранее по решению ОСС МКД участок огорожен и на него ограничен доступ третьих лиц?

Поскольку отменить решение ОСС МКД суд не может, то каким образом может осуществляться проход третьих лиц церез участок?

19 марта, 09:48, вопрос №3642890, Дмитрий, г. Пенза

Какими документами можно оспорить это начисление, через стллько лет

Добрый вечер. Маме пришла квитанция, в которой появился долг за кап. Ремонт 2017 года. Мама платит все вовремя . До прошлого месяца долга не было. Правомерно ли это? Должна ли она платить? Есть ли срок давности? Какими документами можно оспорить это начисление, через стллько лет. Квитанции , как я понимаю мы должны хранить 3 года.

17 марта, 21:12, вопрос №3641570, Наталья, г. Санкт-Петербург

Вчера произошёл засор канализационной трубы, находящейся в подвале МКД, в результате чего в нашей квартире

Вчера произошёл засор канализационной трубы, находящейся в подвале МКД, в результате чего в нашей квартире произошёл потоп (залило весь коридор, туалет, одну из комнат), ванна была наполнена с вставшей водой. Председатель ЖСК ОТКАЗЫВАЕТСЯ брать вину на себя, утверждая что засор был именно в нашей квартире, хотя у нас в квартире его никто не устранял, устранили в подвале, и вода тут же убыла. Председатель отказывается составлять акт о засоре, о потопе. Скрывается от нас. В подвал не пустили, чтобы показать нам причину засора и трубу, из которой был удалён засор. Требуют 4000 за услуги по удалению засора.

17 марта, 15:17, вопрос №3641288, Татьяна, г. Коломна

Есть ли какие-либо нарушения Уголовное право в этом примере?

Здравствуйте,я студент учусь на юриста мне задали написать одну работу

13 февраля 2018 года следственный судья по предложению следователя рассмотрел вопрос о помещении подозреваемого под стражу без его присутствия, так как подозреваемый уклонялся и скрывался от следствия. Следственный судья вынес решение о заключении под стражу и вынес постановление о розыске подозреваемого.

Подозреваемый, который был найден и помещен под стражу 03 мая 2018 года, подал жалобу на решение следственного судьи 12 мая 2018 года.

Жалоба подозреваемого была отклонена на том основании, что срок подачи жалобы в 7 дней после принятия решения о заключении под стражу не был соблюден.

Есть ли какие-либо нарушения Уголовное право в этом примере? Дайте аргументированный ответ.

16 марта, 14:28, вопрос №3639976, Anastasija, г. Москва

Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Что делать, если из-за путаницы в управлении многоквартирным домом внесения платы за жилищно-коммунальные услуги требуют сразу две управляющие компании?

Откуда берутся «задвоенные» платежи за ЖКУ?

У многих из нас есть собственность. Каждый собственник должен помнить, что он несет бремя содержания своего имущества (ст. 210 ГК РФ). Так, жильцы в многоквартирных домах обязаны содержать свои квартиры и общее имущество (ч. 3 ст. 30 ЖК РФ), своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги ежемесячно не позднее 10-го числа (ч. 1 ст. 153, ч. 1 ст. 155 ЖК РФ).

Но что делать, если собственнику выставили «задвоенные» платежи за ЖКУ? Вот вам пример: 15 ноября 2021 г. на сайте прокуратуры Республики Карелия появилось сообщение о том, что после обращения жительницы Петрозаводска о необоснованном начислении управляющей компанией платы за жилищные услуги была проведена проверка. Установлено, что УК выставила жильцам нескольких домов «двойные» квитанции за услуги, которые они ранее оплатили. Перечисленные собственниками денежные средства похитило руководство УК. Материалы проверки прокуратура Петрозаводска направила в следственный орган, после чего в отношении должностных лиц управляющей организации были возбуждены уголовные дела.

Однако причиной выставления двойных платежей не всегда является мошенничество руководства УК. Такое возможно также из-за путаницы после перехода на «прямые» договоры с ресурсоснабжающими организациями или спора между управляющими компаниями по поводу управления многоквартирным домом. О втором случае мы и поговорим в этой статье.

Как неразбериха в управлении домом порождает двойные платежи за ЖКУ?

Прежде всего нужно уяснить: многоквартирным домом может управлять только одна управляющая организация (ч. 9 ст. 161 ЖК РФ). Решение о выборе способа управления домом и управляющей компании принимается в ходе собрания собственников большинством голосов. Принятое решение оформляется в виде протокола и является обязательным для всех собственников помещений в доме. При этом в собрании должны принимать участие собственники или их представители, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов. Количество голосов, которым обладает каждый собственник, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в доме.

При выборе управляющей организации общим собранием собственников с ними заключается договор управления многоквартирным домом. Этот документ регулирует отношения между собственниками помещений в доме и организацией, например управляющей компанией, которая за плату обязуется управлять домом, выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества и предоставлять коммунальные услуги (ст. 162 ЖК РФ).

Договор управления и решение общего собрания собственников о выборе УК могут быть признаны недействительными (ч. 1 ст. 431.1 и ст. 181.3, 181.4, 181.5 ГК РФ). Однако это не освобождает собственников от обязанностей по несению расходов на содержание общего имущества и внесению платы управляющей компании, осуществлявшей деятельность по управлению домом (Определение Верховного Суда РФ от 21 декабря 2017 г. № 306-ЭС17-9061).

Договор управления заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами. Управляющая компания, которая управляет спорным домом, обязана продолжать свою деятельность до внесения в реестр лицензий субъекта РФ сведений о том, что дом находится в управлении другой УК (ст. 200 ЖК РФ).

В подобных ситуациях жильцам бывает трудно разобраться, какая организация управляет их домом и кому нужно платить за услуги. Как бы там ни было, платить двум УК за один и тот же период собственники не должны.

Кому платить, если квитанции за один месяц пришли от двух УК?

Прежде всего внимательно изучите квитанции. Возможно, одна из них за предыдущий период, хоть и получили вы их в один месяц. Если все же периоды в двух платежках от разных УК совпадают, приступаем к активным действиям.

Шаг 1. Узнайте, кто управляет домом.

Определить, какая организация управляет вашим домом, поможет сайт ГИС ЖКХ. Этот информационный ресурс регулярно пополняется актуальными данными в сфере ЖКХ. Вносят их органы государственной власти и местного самоуправления, органы государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля, ресурсоснабжающие организации, УО, ТСЖ, ЖСК, ЖК. Размещенная в ГИС ЖКХ информация является официальной. Она может, например, использоваться в качестве доказательств при рассмотрении дел в суде.

Информация об управлении многоквартирным домом доступна на сайте ГИС ЖКХ в разделе «Реестр объектов жилищного фонда» (туда можно попасть при нажатии кнопки «Реестры» в меню). Достаточно выбрать адрес дома, и вы увидите дату заключения договора управления МКД и его электронный образ. Далее в разделе «Реестр лицензий субъектов РФ» вводим название или ИНН интересующей УК и проверяем, на управление какими домами и с какой даты имеет лицензию компания. Организация, которая указана в качестве управляющей вашим домом, и имеет право на плату за содержание общего имущества и предоставление коммунальных услуг. Право это она получила с того момента, как приступила к управлению домом. Если плату вы не вносили, УК может взыскать с вас долг.

Управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ в связи с заключением такого договора (ч. 7 ст. 162 ЖК РФ). С этого момента направлять квитанцию на оплату может только она. За выставление платежных документов управляющей организацией в период, когда дом находился в управлении другой УК, предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ.

Итак, через ГИС ЖКХ мы проверили, какая организация управляет домом и с какой даты. Но поскольку споры из-за двойных платежей не редкость, дополнительные доказательства, подтверждающие вашу добросовестность, лишними не будут, они пригодятся в случае судебного разбирательства. Поэтому сверяем указанный в квитанции период, за который нужно внести плату, с информацией в ГИС ЖКХ. Если квитанцию выставила «не ваша» УК, пора приступить к взаимодействию с нею.

Шаг 2. Обратитесь в управляющую компанию.

Для начала имеет смысл обратиться в УК с вопросами по телефонам, указанным в квитанциях. Возможно, произошла ошибка, и после звонка делать больше ничего не придется. Если же на другом конце провода настаивают на своей правоте и не слушают ваши аргументы, придется перейти к более активным действиям.

Подготовьте письменное обращение с просьбой разъяснить, на каком основании выставлены квитанции. Передайте его в компанию, которая вам их направила, но при этом не имеет отношения к управлению домом в указанный период. Обращение можно выслать по почте России заказным письмом с уведомлением о вручении или направить на официальную электронную почту компании (адрес почты вы найдете в карточке организации на сайте ГИС ЖКХ). Также можно лично явиться в офис с двумя экземплярами обращения и попросить сотрудника поставить входящий штамп на своем экземпляре.

Такое же обращение стоит направить второй УК. При наличии сомнений в правомерности управления домом потребуйте выписку из реестра лицензий и копию протокола, на основании которого компания стала управлять домом.

Часто управляющие компании заключают договор о ведении расчетов по ЖКУ со специализированными организациями, например РКЦ или ООО «МосОблЕИРЦ» в Московской области. Туда тоже стоит обратиться с заявлением для получения разъяснений.

Шаг 3. Обратитесь в компетентные органы.

Нелишним будет подать заявление в государственную жилищную инспекцию, обратиться в администрацию населенного пункта и прокуратуру. В Московской области можно воспользоваться интернет-порталом «Единая книга жалоб и предложений Московской области» (dobrodel.mosreg.ru), а в Москве есть электронная жалобная книга «Наш город» (www.gorod.mos.ru). Нужно будет подробно описать ситуацию и приложить копии выставленных вам квитанций. Если к моменту обращения вы получили ответ из УК, его тоже нужно приложить.

Шаг 4. Подайте иск в суд.

Обычно первых двух шагов достаточно для решения проблемы. Но не всегда.

1. Если вы внесли плату по неправильной квитанции, а деньги вам теперь отказываются возвращать и ваши жалобы не возымели эффекта, следующим шагом станет подача искового заявления в суд. В таком случае рекомендую прибегнуть к помощи адвоката. Он составит иск, рассчитает госпошлину и при необходимости будет представлять ваши интересы в суде.

2. Если вы заплатили УК за период, когда она не управляла домом, то также вправе взыскать денежные средства в судебном порядке. Такие действия недобросовестной компании трактуются как неосновательное обогащение, т.е. получение чужих денег без законных на то оснований (ст. 1102 ГК РФ).

3. Еще одна возможная ситуация: новая УК «по бумагам» выбрана. Но вы убеждены, что собрание собственников не проводилось и ваши права нарушены. Может, вы даже обнаружили бланк голосования со своей поддельной подписью. В таком случае вы вправе оспорить решение общего собрания собственников в суде. Но помните: это не освобождает вас от обязанности оплатить предоставленные коммунальные услуги.

Срок исковой давности по этой категории дел составляет шесть месяцев с момента, когда собственник узнал о нарушении своих прав (ч. 6 ст. 46 ЖК РФ). Оспорить решение о выборе новой УК вправе собственник, который не голосовал или голосовал против. При этом ответчиком будет не новая УК, а те, кто выступил инициатором собрания и расписался в протоколе.

Копия этого протокола понадобится при подаче иска в суд. Ее можно запросить у инициатора общего собрания и новой УК, а также в ГЖИ. Там же можно получить копии решений собственников по вопросам, поставленным на голосование. Они пригодятся в суде как доказательства фальсификации собрания и позволят понять, расписался ли кто-нибудь за вас. Решение с вашей поддельной подписью вместе с заявлением нужно передать в полицию для проведения проверки и, возможно, возбуждения уголовного дела по факту подделки документов.

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 155 ЖК РФ

1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее — иной специализированный потребительский кооператив).

(в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:

1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 263-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Платежные документы, информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг подлежат размещению в системе в срок, предусмотренный частью 2 настоящей статьи.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 263-ФЗ)

2.2 — 2.3. Утратили силу с 1 января 2018 года. — Федеральный закон от 31.12.2017 N 485-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.

4. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

(в ред. Федеральных законов от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 03.04.2018 N 59-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Наниматель жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги наймодателю такого жилого помещения, если данным договором не предусмотрено внесение нанимателем платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 217-ФЗ)

5. Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 25.12.2012 N 271-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 25.12.2012 N 271-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. В случае заключения товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договора управления многоквартирным домом плата за коммунальные услуги вносится лицами, указанными в пунктах 1 — 5 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, управляющей организации.

(в ред. Федеральных законов от 05.04.2013 N 38-ФЗ, от 03.04.2018 N 59-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Об особенностях применения ч. 6.2 ст. 155 к контрактам на услуги по обращению с ТКО, заключенным до 01.01.2016 на срок более 10 лет, см. ФЗ от 29.12.2014 N 458-ФЗ.

6.2. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

(часть 6.2 введена Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.3. Утратил силу. — Федеральный закон от 03.04.2018 N 59-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 25.12.2012 N 271-ФЗ, от 03.04.2018 N 59-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 03.04.2018 N 59-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.2. В случае заключения лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 13 статьи 161 настоящего Кодекса, а также в случае, если договор управления многоквартирным домом заключен с указанным лицом в соответствии с частью 8 статьи 161 настоящего Кодекса, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится такой управляющей организации.

(часть 7.2 введена Федеральным законом от 05.04.2013 N 38-ФЗ)

7.3. При осуществлении застройщиком управления многоквартирным домом без заключения договора управления таким домом с управляющей организацией плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, застройщику.

(часть 7.3 введена Федеральным законом от 05.04.2013 N 38-ФЗ)

7.4. При заключении застройщиком в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, такой управляющей организации.

(часть 7.4 введена Федеральным законом от 05.04.2013 N 38-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

Ст. 155 (в ред. ФЗ от 03.04.2018 N 59-ФЗ) в части внесения платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с ТКО распространяется на отношения, возникшие из договоров, заключенных до 03.04.2018.

7.5. В случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.

(часть 7.5 введена Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ)

8. Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

9. Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

10. Собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

КонсультантПлюс: примечание.

О выявлении конституционно-правового смысла ч. 11 ст. 155 см. Постановление КС РФ от 02.12.2022 N 52-П.

11. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 27.07.2010 N 237-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Плата за коммунальные услуги, предоставляемые временным жильцам, вносится нанимателем жилого помещения в соответствии с дополнительным соглашением с наймодателем, заключенным на срок проживания временных жильцов.

13. Наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.

КонсультантПлюс: примечание.

До 01.01.2024 размер пени определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.03.2022 N 474.

КонсультантПлюс: примечание.

Ст. 155 (в ред. ФЗ от 03.11.2015 N 307-ФЗ) распространяется на отношения, возникшие из договоров, заключенных до 05.12.2015.

14. Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

(часть 14 в ред. Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

До 01.01.2024 размер пени определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.03.2022 N 474.

14.1. Собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.

(часть 14.1 введена Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 03.11.2015 N 307-ФЗ, от 03.07.2016 N 355-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. При этом наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе взыскивать в судебном порядке просроченную задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

(часть пятнадцатая введена Федеральным законом от 03.06.2009 N 121-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 214-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

16. При привлечении лицами, указанными в части 15 настоящей статьи, представителей для осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется.

(часть 16 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 417-ФЗ)

17. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги может вноситься с использованием системы, в том числе на основании договоров на поставку ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, на предоставление коммунальных услуг, заключенных в электронной форме с использованием системы.

(часть 17 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 263-ФЗ)

18. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, не вправе уступать право (требование) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц. Заключенный в таком случае договор об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги считается ничтожным. Положения настоящей части не распространяются на случай уступки права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.

(часть 18 введена Федеральным законом от 26.07.2019 N 214-ФЗ)

19. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами или вновь выбранная, отобранная или определенная управляющая организация, созданные товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, иная ресурсоснабжающая организация, отобранный региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны уведомить в письменной форме собственника помещения в многоквартирном доме и нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, у которых имеется просроченная задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, об уступке права (требования) по возврату такой задолженности вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в течение десяти рабочих дней со дня заключения договора об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Указанные собственник и наниматель вправе не исполнять обязательство по погашению просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами до предоставления им уведомления об уступке права (требования) по возврату такой задолженности.

(часть 19 введена Федеральным законом от 26.07.2019 N 214-ФЗ)

В соответствии с ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Таким образом, если иной срок представления платежных документов не установлен договором управления многоквартирным домом, платежные документы о плате за жилье и коммунальные услуги должны быть представлены гражданам до 1 числа месяца, следующего за истекшим, то есть квитанции за февраль должны быть представлены до 1 марта, квитанции за март до 1 апреля и т.д.

Неисполнение данной обязанности управляющей компанией может повлечь административную ответственность по ст. 14.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, санкция которой предусматривает наказание для должностных лиц до 15 тыс. руб., а за повторное совершении аналогичного правонарушения — дисквалификацию до 1 года.

Рассмотрение указанных дел возложено на органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (Роспотребнадзора).

Прокурор района                                                                                        С.А. Андреев

Подробности

Опубликовано 21 Апрель 2014

Просмотров: 1567

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • С помощью какого реквизита оформляется внешнее согласование документов
  • С точки зрения конечной цели вложения средств предпринимателя в бизнес
  • С чего можно начать свой малый бизнес с нуля с минимальными вложениями
  • С чем связано возникновение бизнеса туроперейтинга на туристском рынке
  • Савеловский районный суд города москвы реквизиты для оплаты госпошлины