Дата публикации: 14.12.2020 03:24
С 01.01.2021 снижены ставки страховых взносов для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.
Так, если в 2020 году общий тариф страховых взносов для таких организаций (код тарифа «06») составлял 14%, в 2021 году – 7,6%, в том числе:
— на обязательное пенсионное страхование – 6%;
— на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в т. ч. в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации, за исключением высококвалифицированных специалистов) – 1,5%;
— на обязательное медицинское страхование – 0,1 процента.
Кроме того, с 01.01.2021 вводится новый пониженный тариф для организаций, осуществляющих деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции (код тарифа «22») в размере 7,6%, в том числе:
— на обязательное пенсионное страхование – 6%;
— на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 1,5%;
— на обязательное медицинское страхование – 0,1 процента.
Условиями для применения нового пониженного тарифа страховых взносов являются:
— организация включена в реестр организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации;
— доля доходов от реализации услуг (работ) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации (для вновь созданных организаций – за расчетный (отчетный) период текущего года, для организаций, не являющихся вновь созданными – за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженному тарифу);
— среднесписочная численность работников организации составляет не менее 7 человек.
В случае, если по итогам расчетного (отчетного) периода организация не выполняет хотя бы одно условие, а также в случае исключения ее из реестра организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции, такая организация лишается права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала расчетного периода, в котором допущено несоответствие установленным условиям или произошло исключение из указанного реестра.
Новые льготы
Для стимулирования развития IT-бизнеса в российском законодательстве действуют налоговые льготы и преференции в отношении контрольной деятельности. Наиболее выгодными, с финансовой точки зрения, являются льготное налогообложение по налогу на прибыль, НДС и страховым взносам. Законодательные нововведения, связанные с IT-компаниями, были приняты для оптимизации фискальной нагрузки и перераспределения платежей в бюджет.
Дополнительной преференцией для высокотехнологичных компаний является освобождение от множества контрольных мероприятий, в том числе от выездных налоговых проверок. Ослабление государственного контроля позволит бизнесу развиваться не отвлекаясь на сопровождение различных проверок. Подобные выгоды должны стимулировать создание новых рабочих мест и повышение доходности IT-компаний.
При широком перечне возможных льгот, законодательно установлены ограничения: применять наиболее выгодные схемы налогообложения смогут только те компании, которые соответствуют определенным критериям. Причем для каждой из установленных льгот действует свой набор критериев.
Основные условия, необходимые для применения льготных ставок налогов и взносов, связаны с долей доходов от IT-деятельности и наличием государственной аккредитации. Дополнительно могут быть установлены специализированные критерии для отдельных налогов. Например, для нулевой ставки НДС при реализации ПО требуется включение реализуемой программы в государственный реестр.
Важно отметить, что предоставляемые льготы являются дополнением к уже доступным преференциям. Например, если компания является резидентом Сколково, она имеет возможность получить дополнительные льготы. Например, освобождение от НДС и налога на имущество в течение десяти лет.
Льготные ставки по налогу на прибыль
На период 2023-2024 годы ИТ-компании при соблюдении установленных критериев смогут не платить налог на прибыль, определяя величину налоговой задолженности по ставке 0%.
Для применения льготы компания должна получить в Минцифре документ о государственной аккредитации организации, ведущей деятельность в области информационных технологий. Преференции по налогу на прибыль возникают с того налогового периода, в котором был получен документ о государственной аккредитации.
Если компания была включена в специализированный реестр в середине или в конце года, применять льготу можно с начала года.
Второй обязательный критерий – доля доходов от IT-деятельности должна составлять не менее 70% от общей суммы доходов. К этому виду поступлений относят:
-
доходы от реализации разработанных и/или модифицированных налогоплательщиком программ;
-
доходы от передачи исключительных прав на собственное ПО;
-
поступления от предоставления удаленного доступа к ПО;
-
доходы от выполнения работ (оказания услуг) по разработке и адаптации программ;
-
поступления от услуг по установке, тестированию и сопровождению собственного программного обеспечения;
-
выплаты от предоставления доступа к аудиовизуальным записям;
-
доходы от передачи исключительных прав на разработанных сайт.
Доходы, которые не учитываются при расчете норматива:
-
поступления от консультационных услуг по выбору программ;
-
доходы от реализации ПО, если организация является правообладателем (но не разработчиком);
-
доход от уступки прав требования долга, возникшего по IT-деятельности.
Если оба условия выполняются нулевая ставка применяется ко всей налоговой базе. При этом других критериев применения льготы (например, численность сотрудников) законодательно не предусмотрено.
При уменьшении доли IT-доходов или исключения компании из реестра, она теряет право на льготу. Придется сдать уточненные налоговые декларации и доплатить налог на прибыль, а также – пени.
Пониженные тарифы страховых взносов
Льготный тариф взносов на социальное страхование для ИТ-компаний установлен НК в размере 7,6% для выплат в пределах единой предельной величины (в 2023 году – 1 917 000 руб.), для выплат сверх установленного лимита применяется ставка 0%. Пониженные тарифы могут применять ИТ-компании при одновременном выполнении двух условий:
-
Организация прошла аккредитацию в Минцифру и включена в специализированный реестр. При этом пониженный страховые взносы нельзя применять ранее месяца получения документа о государственной аккредитации.
-
Доля доходов от деятельности в сфере IT должна составлять не менее 70% от общей совокупной выручки. Расчет осуществляется по тем же правила, по которым определяется доля для применения льготы по налогу на прибыль.
Описанные условия должны соблюдаться не только по итогам года, но и результатам каждого отчетного периода, в котором компания планирует применять льготу. При этом численность сотрудников не имеет значения. Если условия выполняются, то пониженные тарифы применяются к выплатам в пользу всех физических лиц.
Льготная ставка взносов не зависит от применяемой системы налогообложения: компании на УСН имеют право применять пониженные тарифы, если работают в IT-сфере и выполняются установленные законодательством условия (аккредитация и доля IT-доходов). Важное отличие от компаний на ОСНО: при расчете доли доходов необходимо применять кассовый метод.
Для обособленных подразделений IT-компаний специальных правил не установлено, они вправе применять льготу, если организация в целом соблюдает критерии.
Некоторые компании не смогут воспользоваться пониженными ставками взносов, даже если выполняют обязательные условия. Это страхователи, которые:
-
созданы в результате реорганизации в любой форме (кроме преобразования) после 1 июля 2022;
-
реорганизованы в форме присоединения к ним другой компании после 1 июля 2022;
-
реорганизованы и из них выделены одна или несколько организаций после 1 июля 2022;
-
имеют долю прямого или косвенного участия государства не менее 50%.
Возможны ситуации, когда компания имеет право на льготные тарифы по нескольким основаниям. Например, организация может получить льготу как малое предприятие и как ИТ-компания. В этом случае необходимо самостоятельно выбрать одно основание для применения пониженных ставок. Минфин запрещает частично применять пониженные тарифы по нескольким основаниям одновременно.
Если по итогам отчетного (расчетного) периода организация не выполняет одно или оба критерия, то применять льготные ставки взносов нельзя с начала текущего года. Потребуется пересчитать взносы по общему тарифу с начала года и сдать уточненные расчеты за предыдущие периоды. Также потребуется доплатить взносы в бюджет.
Законодательно сроки доплаты не установлены, при этом штрафов и пеней не будет, если компания утратила право на пониженные тарифы в последующих отчетных периодах.
Если право на льготу было утрачено и вновь приобретено в течение года, то придется пересчитать страховые взносы по выплатам сотрудникам по пониженным тарифам с начала текущего года. После перерасчета, потребуется представить уточненные РСВ за каждый отчетный период года, за который сделали перерасчет.
Освобождение от НДС
Льгота по налогу на добавленную стоимость применяется при передаче исключительных прав на компьютерные программы и базы данных, включенные в единый реестр российского ПО, прав на использование подобных программ (баз данных). Освобождением от НДС вправе воспользоваться компании, которые передают неисключительные права по лицензионному или сублицензионному договору.
Льготный порядок налогообложения действует как для передачи прав на сами программы, так и на их обновление и дополнительные функциональные модули к ним.
Нельзя воспользоваться льготой в отношении программ, которые предназначены для получения и распространения рекламы в интернете, для поиска потенциальных клиентов и заключения сделок. В частности, освобождение от НДС недоступно для налогоплательщиков, которые передают права на ПО для организации продажи товаров дистанционным способом.
Важная особенность применения льготы – освобождение действует независимо от вида договора, по которому передаются права на ПО. С учетом норм гражданского законодательства, налоговой преференцией могут воспользоваться:
-
разработчики ПО, передающие исключительные права по договору об отчуждении;
-
обладатели исключительных прав, которые передают права лицензионному договору либо по договору присоединения;
-
компании и предприниматели, передающие права на ПО.
Права на программное обеспечение могут передаваться, в том числе по договору, который содержит элементы различных видов соглашений. В этом случае налоговой льготой можно воспользоваться, если стоимость передачи прав прописано отдельно от стоимости услуг (работ), облагаемых НДС. Дата заключения договора и способ передачи прав не важны для применения освобождения от НДС. Компьютерную программу можно передавать на материальных носителях или через удаленный доступ к сайту (базе данных).
Название договора не влияет на применение льготы. При этом в соглашении должны быть прописаны все условия, которые обязательны по нормам ГК для договора о передаче прав того или иного вида. В противном случае признать договор недействительным в силу его ничтожности может любая заинтересованная сторона: лицензиар, лицензиат, налоговая инспекция и т. д. (ст. 166 ГК).
В частности, ничтожный договор может повлечь отказ налоговиков признать платежи по нему в налоговых расходах приобретателя прав. Ведь такие затраты не обоснованы (п. 1 ст. 252 НК).
Не начислять НДС при передаче прав на ПО можно с момента включения программы (базы данных) в единый реестр российского программного обеспечения. Налоговое законодательство не устанавливает порядок подтверждения освобождения от налога. Сведения из реестра открыты и общедоступны, поэтому право на льготу можно подтвердить выгрузкой из реестра соответствующей записи о программе.
«Клерк.Премиум» – лучшая бухгалтерская подписка в стране!
-
эксперты рядом 24 на 7 — сдать годовую отчетность будет проще – эксперты помогут заполнить декларации;
-
можно задавать вопросы, заказывать статьи, смотреть любые нужные в работе вебинары;
-
цена смешная – сейчас всего 10800 рублей и курс повышения квалификации в подарок! За курсы и вебинары даем сертификаты.
Забирайте лучший бухгалтерский подарок, пока скидка!
Приостановление выездных проверок IT-компаний
В рамках дополнительных мер поддержки ФНС приостановила проведение выездных налоговых проверок IT-компаний. Этот вид контрольных мероприятий не будет назначаться на срок до 3 марта 2025 года включительно. ИФНС сможет назначить выездную проверку только с согласия руководителя (или его заместитель) вышестоящей инспекции. Для этого налоговикам необходимо будет представить мотивированный запрос.
Налоговые проверки, которые стартовали до моратория, будут завершены в общем порядке: их будет нельзя приостановить или продлить. Но при необходимости налоговые инспекторы смогут назначать дополнительные контрольные мероприятия. Важно отметить, что ограничение на проведение налоговых проверок для IT-компаний распространяется только на выездные проверки. Для камеральных, проводимых на основании поданной налоговой отчетности, подобный мораторий не установлен.
Кроме налоговых проверок, в отношении IT-компаний не будут проводиться контрольные мероприятия по соблюдению трудового законодательства, мер пожарной безопасности, санитарных правил и прочих видов контроля. Ограничения на проверки будут действовать три года.
Высокотехнологичные компании нельзя включать в планы проведения проверок на 2023 и 2024 годы. Уже начатые проверки, не завершенные до вступления в силу моратория, должны быть завершены в течение пяти дней.
Важно отметить, что мораторий вводится только на часть проверок. Контролирующие органы смогут проводить проверки по соблюдению валютного, таможенного, банковского законодательства, уплаты страховых взносов, кассовой и платежной дисциплины, контроля в области иностранных инвестиций, финансово-бюджетной сфере и прочих. Также не будет ограничений по контрольным мероприятиям по заявлениям о преступлении или нарушении антимонопольного законодательства.
09.07.2021
В 2021 году российские организации, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов. Но для этого надо выполнять установленные ст. 427 НК РФ условия. Рассмотрим актуальные вопросы, которые возникают при этом.
Каков размер пониженных тарифов страховых взносов в 2021 году?
Согласно пп. 1.1 п. 2 ст. 427 НК РФ размер тарифов страховых взносов для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, в 2021 году равен 7,6 % (до 01.01.2021 – 14 %):
– на обязательное пенсионное страхование – 6 %;
– на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 1,5 %;
– на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), – 1,5 %;
– на обязательное медицинское страхование – 0,1 %.
Указанные тарифы применяются в рамках установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования.
Отметим также, что приведенные пониженные тарифы страховых взносов утверждены на бессрочный период.
Каковы условия применения пониженных тарифов?
Условия применения пониженных тарифов страховых взносов организациями, работающими в сфере информационных технологий, установлены п. 5 ст. 427 НК РФ отдельно для вновь созданных организаций и для организаций, не являющихся таковыми.
Для вновь созданных организаций
Условиями применения пониженных тарифов страховых взносов для вновь созданных организаций являются:
– получение документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в установленном порядке, или свидетельства, удостоверяющего регистрацию организации в качестве резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или промышленно-производственной особой экономической зоны. Положение о государственной аккредитации утверждено Постановлением Правительства РФ от 06.11.2007 № 758 «О государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий»;
– доля доходов от реализации продукции в области информационных технологий по итогам отчетного (расчетного) периода составляет не менее 90 % в сумме всех доходов организации за указанный период;
– среднесписочная численность работников за расчетный (отчетный) период составляет не менее семи человек.
Для организаций, не являющихся вновь созданными
Для организаций, не являющихся вновь созданными, в целях применения пониженных тарифов нужно выполнить следующие условия:
– получить документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, или свидетельство, удостоверяющее регистрацию организации в качестве резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или промышленно-производственной особой экономической зоны;
– иметь долю доходов от реализации продукции в области информационных технологий по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам не менее 90 % в сумме всех доходов организации за указанный период;
– средняя численность работников за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, должна составлять не менее семи человек.
Какие доходы учитываются при расчете доли доходов для целей применения пониженных тарифов?
На основании пп. 3 п. 1 и п. 5 ст. 427 НК РФ организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, в доле доходов для применения пониженных тарифов страховых взносов учитывает:
– доходы от реализации программного обеспечения собственной разработки;
– доходы от предоставления прав использования программного обеспечения собственной разработки по лицензионным договорам, в том числе путем предоставления удаленного доступа к программному обеспечению собственной разработки, включая обновления к нему и дополнительные функциональные возможности, через Интернет (за исключением прав, состоящих в получении возможности:
а) распространять рекламную информацию в Интернете и (или) получать доступ к такой информации;
б) размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
в) осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки;
– доходы от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программного обеспечения, в том числе программного обеспечения организаций-партнеров;
– доходы от оказания услуг (выполнения работ) по установке, тестированию и сопровождению того программного обеспечения, разработку или адаптацию, или модификацию которого она осуществляла.
Согласованная с Минфином позиция по данному вопросу приведена в Письме ФНС России от 14.12.2020 № БС-4-11/20560@.
Аналогичные разъяснения даны в письмах Минфина России от 13.01.2021 № 03-07-08/727, от 28.01.2021 № 03-15-06/5250.
При этом по вопросу отнесения каких-либо работ к работам по разработке программного продукта представители Минфина рекомендуют обращаться в Минцифры, поскольку в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 № 418, Минцифры является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий и уполномоченным на осуществление государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.
В письмах Минфина России от 28.01.2021 № 03-15-06/5240, от 29.01.2021 № 03-15-06/5687, от 09.02.2021 № 03-15-06/8372 уточнено, что организация с целью применения пониженных тарифов страховых взносов в доле доходов от осуществления деятельности в области информационных технологий вправе учесть доходы от оказания услуг (выполнения работ) по установке, тестированию и сопровождению только тех программ для ЭВМ, баз данных, разработку, или адаптацию, или модификацию которых она осуществляла.
Доходы от реализации экземпляров программного обеспечения, разработанного иным лицом, предоставившим организации право использования этого программного обеспечения по лицензионному договору, в долю доходов этой организации от осуществления деятельности в области информационных технологий в целях применения пониженных тарифов страховых взносов не включаются (Письмо Минфина России от 24.02.2021 № 03-15-05/12598).
В Письме ФНС России от 26.02.2021 № СД-4-3/2475 прямо сказано, что перечень услуг, по которым российские организации вправе включить доход для расчета доли доходов для применения пониженных тарифов страховых взносов, перечислен в абз. 4 п. 5 ст. 427 НК РФ. Консультационные услуги по выбору программ для ЭВМ в указанных нормах отсутствуют.
Что касается доходов по агентским договорам, заключаемым с клиентами IT-организации для размещения их рекламы в сети Интернет, то включению в долю доходов от осуществления деятельности в области информационных технологий в целях пониженных тарифов страховых взносов такие доходы не подлежат (Письмо Минфина России от 03.02.2021 № 03-15-06/6834).
В Письме Минфина России от 25.02.2021 № 03-15-06/13084 разъяснено: если предоставление физическим и юридическим лицам прав доступа к разработанной организацией базе данных, содержащей информацию о соискателях вакансий, ведет к использованию базы данных в целях размещения предложений о приобретении услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, доходы IT-организации от предоставления таких прав по лицензионным договорам не могут быть включены в долю доходов от IT-деятельности в целях применения пониженных тарифов страховых взносов.
Но с целью применения пониженных тарифов страховых взносов в доле доходов от осуществления деятельности в области информационных технологий IT-организация вправе учесть доходы от оказания услуг (выполнения работ) по разработке и модификации сайтов в сети Интернет, правообладателем которых может являться организация – заказчик данных сайтов в сети Интернет (Письмо Минфина России от 20.02.2021 № 03-15-06/12206).
Также IT-организация вправе учитывать доходы от предоставления права доступа к программному обеспечению, разработанному организацией, по лицензионному договору, а также доходы от реализации услуг по сопровождению указанного программного обеспечения (Письмо Минфина России от 25.02.2021 № 03-07-07/12920).
С какого момента вновь созданная организация может применять пониженные тарифы?
В Письме Минфина России от 09.02.2021 № 03-15-05/8406 рассмотрен конкретный пример применения пониженных тарифов страховых взносов вновь зарегистрированной организацией.
Организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, создана 27 октября 2020 года. При этом документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, зарегистрирован в феврале 2021 года.
По мнению представителей Минфина, если вновь созданная IT-организация получит документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в феврале 2021 года и выполнит установленные п. 5 ст. 427 НК РФ условия о необходимой доле доходов (не менее 90 %) и среднесписочной численности работников (не менее семи человек) за отчетный период – I квартал 2021 года, то она может применить пониженные тарифы страховых взносов с месяца получения документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, то есть с февраля 2021 года.
Как применять пониженные тарифы в случае реорганизации в форме разделения или выделения?
В Письме от 27.01.2021 № СД-4-3/877@ ФНС рассмотрела вопрос о том, могут ли применять налоговые льготы в IT-отрасли налогоплательщики, получившие в результате реорганизации в форме разделения или выделения исключительные права на программы для ЭВМ (базы данных).
В соответствии со ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица в виде разделения или выделения может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.
Согласно ст. 1241 ГК РФ переход исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации к другому лицу без заключения договора с правообладателем допускается в том числе в порядке универсального правопреемства (реорганизации юридического лица).
В силу п. 3 ст. 58 ГК РФ при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом.
На основании п. 4 ст. 58 ГК РФ при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Таким образом, в случае реорганизации юридического лица в форме выделения или разделения с передачей исключительных прав на программы ЭВМ (базы данных) организации-правопреемнику организация-правопреемник для расчета доли в 90 % вправе учитывать все виды доходов, предусмотренных в абз. 4 п. 5 ст. 427 НК РФ и возникающих в связи с использованием указанных программ (баз данных), при условии, что указанные программы ЭВМ (базы данных) были разработаны (созданы) реорганизованной организацией.
Как заполнить расчет по страховым взносам вновь созданной организации?
В соответствии с п. 5 ст. 427 НК РФ одним из условий применения упомянутых пониженных тарифов страховых взносов для вновь созданных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, является условие о среднесписочной численности работников за отчетный (расчетный) период не менее семи человек.
Согласно ст. 423 НК РФ отчетными периодами признаются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, а расчетным периодом – календарный год.
В силу п. 3.5 ст. 55 НК РФ при создании организации первым расчетным периодом для нее является период времени со дня создания организации до конца календарного года, в котором она создана.
Таким образом, в целях исчисления страховых взносов первым отчетным периодом для вновь созданной организации является период времени со дня создания до окончания отчетного периода.
В связи с этим организация, которая была создана в течение расчетного периода, определяет среднесписочную численность работников за соответствующий отчетный (расчетный) период путем деления суммы среднесписочной численности работников за каждый календарный месяц со дня создания до окончания этого отчетного (расчетного) периода на количество таких календарных месяцев и отражает ее по строке 010 приложения 5 к разделу 1 расчета по страховым взносам.
При этом начиная с представления расчета по страховым взносам за расчетный период 2020 года на титульном листе расчета по страховым взносам предусмотрено заполнение поля «Среднесписочная численность (чел.)», в котором на основании п. 3.11 приложения 2 «Порядок заполнения формы расчета по страховым взносам» к Приказу ФНС России от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@ указывается среднесписочная численность работников плательщика страховых взносов, определяемая им в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики.
Из совокупного анализа положений п. 79.6, 79.9 и 79.10 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1, № П-2, № П-3, № П-4, № П-5(м) (Приказ Росстата от 27.11.2019 № 711) следует: если организация вновь создана и в связи с этим работала неполный квартал (год), то среднесписочная численность работников за этот квартал (год) определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы в этом квартале (году) и деления полученной суммы на 3 (12 соответственно).
Таким образом, представляемые вновь созданной организацией, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в составе расчета по страховым взносам сведения о среднесписочной численности работников, указанные на титульном листе расчета по страховым взносам, могут не корреспондироваться со сведениями, указанными по строке 010 приложения 5 к разделу 1 расчета по страховым взносам ввиду различного порядка определения данных показателей.
Принимая по внимание изложенное, в целях осуществления надлежащего правового регулирования полагаем возможным рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в Приказ ФНС России от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@ в части установления единого порядка определения среднесписочной численности работников для вновь созданных организаций.
Такие разъяснения даны в Письме ФНС России от 17.06.2021 № БС-4-11/8511@, которым направлено для использования в работе Письмо Минфина России от 26.02.2021 № 03-15-07/13523.
Нужно ли начислять пени, если организация утратила право на применение пониженных тарифов?
Согласно п. 5 ст. 427 НК РФ в случае, если по итогам расчетного (отчетного) периода организация не выполняет хотя бы одно из условий (о доле доходов или численности работников), установленных указанным пунктом, а также в случае лишения ее государственной аккредитации либо статуса резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или промышленно-производственной особой экономической зоны такая организация лишается права применять тарифы страховых взносов, предусмотренные пп. 1.1 п. 2 данной статьи, с начала расчетного периода, в котором допущено несоответствие установленным условиям, либо такая организация лишена государственной аккредитации, либо в реестр резидентов особой экономической зоны внесена запись о лишении организации статуса резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или промышленно-производственной особой экономической зоны.
Таким образом, если организация по итогам деятельности за какой-либо отчетный (расчетный) период не подтвердила соответствие условию о доле доходов или численности работников, то она должна была применить к выплатам работникам общеустановленные тарифы страховых взносов, предусмотренные ст. 425 НК РФ, с начала расчетного периода – календарного года и произвести перерасчет ранее уплаченных платежей по страховым взносам исходя из этих общеустановленных тарифов.
Исходя из положений п. 1, 7 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законодательством РФ о налогах и сборах сроки.
Согласно п. 3 ст. 431 НК РФ сумма страховых взносов, исчисленная организацией для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.
Из приведенных норм следует, что если организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, по итогам расчетного периода не подтвердила соответствие условию о доле доходов (численности работников) и произвела перерасчет ранее уплаченных с начала расчетного периода платежей по страховым взносам исходя из общеустановленных тарифов, уплатив по итогам этого расчетного периода сумму страховых взносов, исчисленную с учетом данного перерасчета, не позднее 15 января, следующего за этим расчетным периодом, то пени не начисляются (Письмо Минфина России от 17.02.2021 № 03-15-06/10863).
В случае уплаты за какой-либо расчетный период суммы страховых взносов, исчисленной исходя из тарифов страховых взносов, установленных ст. 425 НК РФ, с учетом уменьшения на величину уплаченных за этот расчетный период страховых взносов, исчисленных исходя из пониженных тарифов страховых взносов, позднее 15 января, следующего за этим расчетным периодом, пени начисляются в общеустановленном порядке.
Зобова Е. П.,
эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Федеральный закон от 14.07.22 № 321 смягчил условия, при соблюдении которых IT-компании могут применять пониженные тарифы взносов. ФНС в письме от 20.07.22 № БС-4-11/9270@ разъяснила, как заполнить расчет по страховым взносам с учетом этих изменений в законодательстве.
Как известно, при выполнении ряда условий IT-организации могут платить страховые взносы по пониженной ставке — 7,6% (п. 2 ст. 427 НК РФ). Ранее нужно было соблюдать лимит минимальной численности работников (не менее 7 человек). При этом доля доходов от IT-деятельности должна была составлять не менее 90% в сумме всех доходов.
Рассчитывать страховые взносы по новой, пониженной ставке
Попробовать бесплатно
Теперь эти требования смягчены. По новым правилам лимит доли доходов от IT-деятельности, необходимый для применения льгот, снижен до 70%. При этом требование о минимальном количестве сотрудников отменено. Кроме этого расширен перечень доходов, которые учитываются в доле доходов от IT-деятельности. Данные поправки вступили в силу «задним числом» — с 1 января 2022 года. (см. «Изменены условия предоставления налоговых льгот для IT‑организаций»).
В связи с этим IT-компаниям в приложении 3 к разделу 1 расчета по взносам не нужно заполнять:
- графу 2 строк 010 — 040;
- графу 3 строки 010.
Соответствующие изменения внесены в контрольные соотношения к РСВ (приведены в приложении к комментируемому письму).
Заполнить и сдать актуальную на сегодня форму РСВ через интернет
Сдать бесплатно
Автор: Марина Климова, профессиональный бухгалтер и независимый налоговый консультант, автор более 70 книг и многочисленных статей по проблемам бухгалтерского учёта и налогообложения, к. э. н.
I. НДС
Начиная с налогового периода 3-й кв. 2022 г., в новой редакции применяется пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. Напомним, что этой нормой от НДС освобождена реализация исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в Единый реестр российских программ и баз данных (далее – Единый реестр), прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности). Нововведение распространяет льготу на тех, кто предоставляет удаленный доступ к указанным ПО и БД через информационно-телекоммуникационные сети, отличные от интернета. Это хорошая новость для довольно широкого круга поставщиков, ведь в настоящее время активно используются локальные, корпоративные сети, сети специального назначения и т. п. Условия использования льготы не поменялись.
II. Налог на прибыль и страховые взносы
Самые яркие новшества касаются условий применения льготной ставки по налогу на прибыль (0 % в 2022-2024 гг.) и пониженного тарифа по страховым взносам (совокупные отчисления составляют 7,6 % от облагаемой базы).
Федеральным законом от 14.07.2022 № 321-ФЗ внесены изменения в п. 1.15 ст. 284 НК РФ и пп. 3 п. 1, п. 5 ст. 427 НК РФ.
Новые правила уже действуют – их распространили на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года (п. 3 ст. 3 Федерального закона № 321-ФЗ).
Сразу бросается в глаза, что из условий для применения этих льгот убрали требование о минимальной среднесписочной численности сотрудников – теперь она не значима, но требование о государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, по-прежнему актуально.
В ст. 427 НК РФ больше нет деления организаций на вновь созданные и не являющиеся таковыми.
В связи с этими изменениями ФНС России уже пояснила (Письмо от 20.07.2022 № БС-4-11/9270@), что в Расчете по страховым взносам не подлежит заполнению:
- гр. 2 строк 010-040 приложения 3 «Расчет соответствия условиям применения пониженных тарифов страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 3 или пп. 18 п. 1 ст. 427 НК РФ» к разделу 1;
- гр. 3 строки 010 приложения 3 к разделу 1.
Долю доходов от профильной деятельности, необходимую для использования льготной ставки по налогу на прибыль и пониженного тарифа по страховым взносам, снизили с 90 % до 70 %. Определять, «работает» ли право на преференции стало проще:
- долю дохода определяют по итогам каждого отчетного (налогового, расчетного) периода. Кстати, сам порядок учета доходов;
- за отчетный период нулевая ставка, пониженный тариф применимы, если процентная доля доходов выдержана;
- если по итогам налогового (расчетного) периода (т. е., года) организация не выполняет условие о доле доходов либо лишена государственной аккредитации, она лишается права применять льготу с начала налогового (расчетного) периода, в котором допущено несоответствие указанному условию либо утрачена государственная аккредитация. Это означает, что нужно пересчитать и доплатить налог на прибыль и страховые взносы за весь год. Если доплату произвести в срок, установленный для уплаты налога (взносов) за налоговый (расчетный) период, то пени несостоявшемуся льготнику не грозят (Письмо Минфина России от 17.02.2021 № 03-15-06/10863, Письмо ФНС России от 01.03.2017 № БС-4-11/3705). Если по итогам отчетных периодов 1-го квартала и полугодия 2022 г. условие о доле доходов не выполняется, то пониженные тарифы страховых взносов можно применять в период с 1 июля по 31 декабря 2022 г. при соблюдении условия о доле доходов по итогам периодов с 1 июля по 30 сентября 2022 г. и с 1 июля по 31 декабря 2022 г. (см. п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 № 321-ФЗ).
В отчетных (расчетных) периодах 2022 г. при определении суммы всех доходов организации (т. е., 100 %) в целях расчета доли доходов от профильной деятельности не учитываются доходы от реализации или иного выбытия долей участия в уставном капитале организаций, если на дату реализации или иного выбытия они принадлежат налогоплательщику на праве собственности более одного года (см. п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 № 321-ФЗ).
Еще одним ключевым нововведением стало существенное расширение спектра доходов, которые учитываются как профильные. К ним (в дополнении к ранее имевшемуся списку) отнесены доходы:
- от реализации экземпляров программ для электронных вычислительных машин, баз данных (т. н., собственные программы для ЭВМ, базы данных), разработанных, адаптированных и (или) модифицированных лицом, входящим в одну группу лиц с налогоплательщиком, использующим рассматриваемые льготы, а также от передачи исключительных прав и прав пользования на такие продукты. При этом лицом, входящим в одну группу лиц с данной организацией, признается лицо, которое прямо участвует в данной организации, либо в котором прямо участвует данная организация, либо в котором и в данной организации прямо участвует третье лицо и доля участия во всех случаях составляет более 50 % (посл. абз. п. 1.15 ст. 284, посл. абз. п. 5 ст. 427 НК РФ). Эти новые формулировки призваны облегчить использование льгот группами компаний с внутригрупповым разграничением функций;
- от оказания услуг (выполнения работ) по разработке (включая тестирование и сопровождение) российских программно-аппаратных комплексов. Нужно иметь документ, подтверждающий отнесение предусмотренных договором услуг (работ) к разработке программно-аппаратных комплексов, выданный Минцифры, а также по адаптации, модификации, тестированию и сопровождению программно-аппаратных комплексов, включенных в Единый реестр;
- от реализации разработанных организацией программно-аппаратных комплексов, включенных в Единый реестр;
- от оказания организацией услуг с использованием собственного ПО и БД, включенных в Единый реестр (либо в случае, если составная часть собственной программы включена в Единый реестр), по распространению рекламной информации в интернете и (или) получению доступа к такой информации, а также по предоставлению доступа к контенту;
- от оказания образовательной организацией услуг по предоставлению доступа к электронной образовательной и (или) просветительской информации (сервисам) с использованием собственных программ для ЭВМ, баз данных, включенных в Единый реестр (либо в случае, если составная часть собственной программы включена в Единый реестр);
- от предоставления организацией прав использования собственных программ для ЭВМ, баз данных или от оказания услуг в интернете с использованием собственных программ для ЭВМ, баз данных, включенных в Единый реестр (либо в случае, если составная часть собственной программы для ЭВМ включена в Единый реестр), по размещению и (или) продвижению предложений, объявлений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав, предложений о трудоустройстве, услуг по осуществлению поиска таких предложений, объявлений (доступа к таким предложениям, объявлениям) и (или) по заключению договоров (за некоторыми исключениями).
Учитывая, что IT-отрасль обласкана льготами различного характера (далеко не только налоговыми), появляется немало желающих воспользоваться ими без должных оснований. Внося рассматриваемые изменения, законодатель оговорил, что:
- с августа 2022 г. изменяется порядок государственной аккредитации IT-компаний (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 № 321-ФЗ) – попасть с реестр становится сложнее;
- вне зависимости от выполнения условий для использования льгот, ими не могут воспользоваться организации, созданные в результате реорганизации (кроме преобразования) или реорганизованные в форме присоединения к ним другого юридического лица либо выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц после 1 июля 2022 г. Исключение сделано тех, кто получил документ о государственной аккредитации до 1 июля 2022 г. и применял льготную ставку по налогу на прибыль и пониженный тариф страховых взносов в 2022 г. (п. 3, 4 ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 № 321-ФЗ). Целью данного ограничения является попытка сдержать фиктивное дробление бизнеса в отрасли с целью получения незаслуженных налоговых льгот.
III. Если обычный путь – не для вас
Для тех, кто не захотел или не смог себе позволить воспользоваться нулевой ставкой по налогу на прибыль, тоже есть хорошие новости.
С 01.01.2023 обладатели нематериальных активов в виде исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в Единый реестр, могут применять к основной норме амортизации таких объектов специальный коэффициент ускорения до 3 (пп. 6 п. 2 ст. 259.3 НК РФ, введенный Федеральным законом от 14.07.2022 № 321-ФЗ). Установить такой коэффициент можно учетной налоговой политикой, причем подход может быть индивидуален к каждому подобному объекту – исходя из своих экономических потребностей, налогоплательщики будут определять конкретный коэффициент, который будет применяться при расчете сумм амортизации по объекту.
Повышающий коэффициент нельзя применить, если срок полезного использования объекта нематериальных активов был определен налогоплательщиком самостоятельно и фактически произвольно исходя из правила абз. 2 п. 2 ст. 258 НК РФ. Напомним: срок полезного использования такого НМА как программа для ЭВМ или база данных может определяться следующим образом:
- исходя из срока действия Свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных (если права на такой объект зарегистрированы правообладателем в Роспатенте),
- исходя из полезного срока использования объекта, обусловленного соответствующими договорами,
- если невозможно определить достоверно, то 10 лет или налогоплательщик может определить срок самостоятельно, но минимальный предел – 2 года.
Последний вариант как раз и предусмотрен абз. 2 п. 2 ст. 258 НК РФ и именно он не сочетается с применением повышающего коэффициента амортизации.
Получается, что новая норма позволяет налогоплательщику выбирать между двумя механизмами, позволяющими снизить налоговую базу по налогу на прибыль организаций: определением срока полезного использования нематериального актива, который не может быть менее двух лет, или использованием повышенного специального коэффициента к основной норме амортизации.
Для создателей (заказчиков) ПО, относящегося к сфере искусственного интеллекта, новые положения п. 3 и п. 4 ст. 257 НК РФ с 01.01.2023 г. предусматривают умножение расходов при формировании первоначальной стоимости таких нематериальных активов на коэффициент 1,5. Таким образом, можно будет списать в целях налогообложения прибыли сумму большую, чем фактически вложена в объект. Применение коэффициента – дело добровольное. Но при желании воспользоваться льготой нужно обеспечить включение объекта в Единый реестр с указанием специального признака, указывающего, что он относится к сфере искусственного интеллекта (определяется соответствующим кодом класса ПО и БД в соответствии с Приказом Минкомсвязи России от 22.09.2020 № 486).
Если права на использование по договорам с правообладателем (по лицензионным и сублицензионным соглашениям) программ для ЭВМ и баз данных, включенных в Единый реестр, относящихся к сфере искусственного интеллекта, не могут быть признаны нематериальными активами, то расходы, связанные с приобретением, могут учитываться в составе прочих, причем с начала 2023 г. – в размере фактических затрат и также с применением коэффициента 1,5 (пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 323-ФЗ).
Наконец, если при инвентаризации обнаружатся имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности, включая ПО и БД, то доходы в виде их стоимости не следует включать в базу по налогу на прибыль. Это правило пп. 3.6 п. 1 ст. 251 НК РФ заработало с 01.01.2022 и прослужит налогоплательщикам до 31.12.2024 (до 31.12.2026 — для лиц, включенных на 01.01.2022 в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства) (п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2017 № 166-ФЗ (ред. от 28.05.2022)). НК РФ не предусматривает такого механизма как модернизация НМА, поэтому значительные доработки, создание новых версий, вариантов ПО и БД зачастую заставляют признавать новый объект. Нередко осмысление этого происходит именно в ходе очередной инвентаризации. Поэтому в отличие от забытых материальных ценностей, документы по которым давно затерялись, стоимость выявленного НМА вполне может быть без труда определена. Хорошая новость: если можно собрать первоначальную стоимость выявленного НМА, его можно амортизировать, учитывая расходы в целях налогообложения прибыли (абз. 11, 12 п. 3 ст. 257, п. 2 ст. 259.1 НК РФ, Письмо Минфина России от 28.08.2020 № 03-03-06/1/75787) даже несмотря на то, что от признания дохода налогоплательщик освобожден вышеуказанной нормой.
Отправить
Запинить
Твитнуть
Поделиться
Специальные предложения
Статьи по теме