С какими трудностями приходится сталкиваться несовершеннолетним во время поиска работы

Задания Д5 C3 № 1219

Прочитайте современный народный афоризм: «Никогда человек не бывает так близок к совершенству, как при заполнении резюме для получения работы».

1.  Как Вы понимаете смысл слова «резюме»?

2.  Дайте своё объяснение смысла высказывания.

3.  С какими трудностями, по Вашему мнению, приходится сталкиваться несовершеннолетним во время поиска работы?

Пояснение.

1.  Документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании и другую относящуюся к делу

информацию, обычно требуемую при рассмотрении кандидатуры человека для найма на работу.

2.  Желая получить работу, человек указывает свои достоинства, подчёркивает свои преимущества перед другими претендентами и совершенно не упоминает о своих недостатках.

3.  Нежеланием работодателя брать на себя ответственность за несовершеннолетнего работника, а также обучать несовершеннолетнего, неопытного работника.

Источник: ВПР по обществознанию 7 класс 2020 год. Вариант 17.

В летние каникулы многие компании готовы дать подросткам возможность подработать. Курьеры, официанты, промоутеры — вот наиболее популярные специальности для несовершеннолетних. Что стоит учесть, нанимая их на работу, рассказали эксперты.

1. Низкая трудовая ответственность

Вряд ли стоит надеяться, что несовершеннолетний сотрудник, принятый на работу, сразу же продемонстрирует высокий уровень профессионализма и трудового сознания. С базовыми понятиями корпоративной этики, на которых строится деятельность компании, такой сотрудник знаком поверхностно. И далеко не всегда готов выполнять предъявляемые к нему требования.

Наталья Сторожева, бизнес-тренер Русской Школы Управления по управлению персоналом: «Главная трудность в работе с несовершеннолетними — это низкий уровень ответственности и самоорганизации таких «сотрудников». Они еще не вполне понимают, что значит «работать», соблюдать трудовую дисциплину, субординацию. Работающие школьники или студенты первых курсов воспринимают своих работодателей так же, как преподавателей или учителей. То есть, все сказанное старшими — это рекомендации и пожелания, их нужно выслушивать, кивать и соглашаться, но делать совсем не обязательно. Вот несколько эпизодов из практики: промоутер, поставленный раздавать листовки на перекрестке, ушел со своего боевого поста, просто потому, что «устал»; начинающий подсобник на кухне в столовой бросил котлы грязными, потому что «не нашел тряпки», девочки-аниматоры, работающие в парке развлечений, сняли костюмы кошек и смыли грим, потому что им «было жарко».

2. Высокая вероятность нарушений дисциплины

Приглашая на работу подростков, работодатель должен осознавать уровень своей ответственности за них, понимая, что подход к несовершеннолетним должен отличаться от модели взаимодействия со взрослыми работниками. Важно понятно объяснить, почему стоит выполнять те задачи, которые поставлены, в полном объеме, и руководствуясь четкими указаниями руководства. При возможных нарушениях трудовой дисциплины несовершеннолетним руководитель обязан применить такт и деликатность, а не ограничиваться наложением тех или иных санкций.

Наталья Сторожева: «Работодатели часто сталкиваются с опозданиями и прогулами несовершеннолетних работников. Они привыкли опаздывать на учебу и продолжают так же вести себя на работе, при этом совершенно не считая это проступком. Когда же их начинают ругать или штрафовать, они часто «обижаются» и реагируют следующим образом: «Я проснулся и понял, что проспал, поэтому решил в этот день на работу не ехать. А чтобы меня не доставали, выключил телефон».

3. Воспитание как фактор работы

В работе с несовершеннолетними важен фактор правильного педагогического подхода. Если работодатель не готов к такому взаимодействию с сотрудником, у него нет времени или необходимой подготовки для работы с несовершеннолетними, лучше воздержаться от приема на работу сотрудников рассматриваемой возрастной категории.

Наталья Сторожева: «Быть первым работодателем — не такая простая задача, и нужно быть готовым к тому, что сотрудников нужно будет не только обучать конкретным обязанностям, но и воспитывать, прививать навыки взаимодействия во взрослом коллективе».

4. Четкие обязанности и соблюдение границ

Принимая несовершеннолетнего на работу, некоторые предпринимател склонны считать такого сотрудника практически бесплатной рабочей единицей. Соответственно, пытаются на него «навесить» дополнительные задачи, которые не входят в его прямые обязанности, поручая принести, убрать, сварить кофе, вымыть посуду и прочее. Это порождает множество конфликтов и не приносит пользы ни юным сотрудникам, ни коллективу в целом. Приглашая подростков работать, четко пропишите их должностные обязанности, соблюдайте договоренности сами и контролируйте, как их соблюдают другие сотрудники.

Алина Сибирякова, руководитель отдела кадров компании PROM-INVEST: «Что самое печальное, очень редко несовершеннолетний может отстоять свою правоту и соблюсти интересы, не потеряв при этом рабочего места. Обвиняя таких сотрудников в нарушении дисциплины, отсутствии профессиональной подготовки или других недостатках, работодатель рискует сознательно преувеличить вину сотрудника, не заметив при этом ценности выполняемой работы. Юридические механизмы защиты работающих несовершеннолетних еще только в процессе разработки, и это оставляет много возможностей для спекуляций со стороны недобросовестных работодателей».

5. Честность в основе взаимоотношений

Не все работодатели готовы честно и объективно оценить труд своих несовершеннолетних сотрудников. Всегда остается соблазн уменьшить ценность выполняемых ими обязанностей, при этом увеличив их объем. Даже если работодатель не стремится напрямую обмануть работающего у него молодого человека — всегда возможно возникновения неприятных нюансов и конфликтных ситуаций, поиск оптимального выхода из которых требует значительной самодисциплины и профессионального сознания. Будьте честны сами и оценивайте работу подростков

Наталья Сторожева: «Очень часто работодатели обманывают подростков. Первая и самая частая несправедливость, с которой сталкиваются пытающиеся подзаработать подростки — это обман при оплате. Им почти всегда недоплачивают. Есть множество способов обосновать удержание денег: опоздание, ненадлежащий внешний вид, ошибки в работе, различные оплошности. За разбитую тарелку или торчащую из-под косынки челку могут удержать стоимость рабочей смены. А если несовершеннолетний труженик попытается „качать права“, ему быстро покажут на дверь и оставят совсем без зарплаты».

6. Правильное оформление

При приеме подростков на работу важно соблюсти все юридические нюансы и учесть все правовые нормы. Недавно были вненсены поправки, касающиеся трудовой деятельности несовершеннолетних. Внимательно изучите законодательство по этой теме. Помните, что для несовершеннолетних действуют ограничения по продолжительности рабочего дня, недели, им запрещен труд, связанный с риском для здоровья и жизни.

Александр Волков, основатель центра юридической поддержки «Ваше право»: «Прием на работу несовершеннолетнего сотрудника связан с рядом юридических нюансов и запретных норм. В частности, для 16-летних подростков действует ограничение в рабочем времени до 24 часов/неделя, а для молодых людей от 16 до 18 лет — это 35-часовая норма трудовой нагрузки. Работодатель обязан обеспечить несовершеннолетнего сотрудника ежегодным отпуском продолжительностью в 31 день. Механизм увольнения такого сотрудника осложняется рядом формальностей. Чтобы расторгнуть трудовой договор, необходимо согласие государственных юридических инстанций, занимающихся правами несовершеннолетнего населения».

Бросив клич в Сети, порыскав в Интернете, созвонившись с центрами занятости, понимаешь, что услуги подростков мало востребованы, им не готовы предложить даже низкооплачиваемую работу. Конечно, при желании ребенок может расклеить объявления и предложить свои услуги, допустим, выгулять собак, вынести мусор, посидеть с ребенком. Знаю ребят, которые раздают флаеры и получают за это в среднем 150 рублей в час. Но опять же, как повезет с заказчиком, ведь официально эта работа не оформляется договором.

Знаю, что в некоторых районах Подмосковья трудоустройством подростков занимается отдел по работе с молодежью. Вот и нам повезло. В отделе по работе с молодежью с первого апреля принимали заявки на трудоустройство подростков во время летних каникул. На каждый месяц формируется бригада из 40 школьников, проживающих в районе. Детей направляют на уборку территорий города, в трудовой книжке потом будет стоять запись — «работник зеленого хозяйства».

Работник зеленого хозяйства может заработать до десяти тысяч рублей в месяц. Эта сумма складывается из бюджетной статьи региона по благоустройству плюс федеральные субсидии. Режим работы щадящий — до обеда.

На почту разносить корреспонденцию подростков не берут, так как это работа, связанная с материальной ответственностью. По законодательству для привлечения детей к труду есть и множество других ограничений. К примеру, им нельзя разгружать вагоны, давать в руки химикаты, колюще-режущие орудия труда и даже подпускать их к водоему тоже строго запрещено.

Чиновники из отдела молодежи посоветовали обратиться напрямую к одному из работодателей в нашем районе. Дали наводку — это неплохо развивающийся молокоперерабатывающий комбинат. Но лишь узнав, в чем дело, замдиректора тут же категорически выдал: «Подростков не берем, нам это экономически невыгодно».

В популярных сетях быстрого питания постоянно приглашают на работу молодежь. Но 15-летних тоже не берут. Менеджер объяснила, что вновь прибывших нужно две недели обучать за счет компании, а в результате они проработают только максимум пару месяцев до начала школьной поры. Да и ответственность за подростков предусмотрена законодательством очень серьезная. Экономически невыгодны такие работники компаниям даже за чисто символическую зарплату.

Тинейджерам сложно отличить серьезную компанию от лохотрона

Непросто трудоустроить 15-летнего подростка и в других регионах. Например, в Екатеринбурге, где живут почти полтора миллиона человек, официальную подработку на лето смогут найти только около 500 ребят в возрасте от 14 до 18 лет. Центр занятости предлагает тинейджерам достаточно скучные вакансии: озеленители, подсобные рабочие, курьеры, почтальоны, помощники соцработников. Зарплатный потолок для участвующих в программе временного трудоустройства — 8 тысяч рублей в месяц, из которых 1466 — материальная поддержка от службы занятости.

На рекрутинговых порталах Екатеринбурга предложения поинтереснее. Например, расклейщику объявлений обещают 8-15 тысяч рублей в месяц, промоутеру — 120 рублей в час. Проблема в том, что это, как правило, неофициальное трудоустройство, без договора. Доказать что-либо в случае конфликта с работодателем сложно. Кроме того, ребятам в силу небольшого жизненного опыта сложно отличить серьезную компанию от лохотрона. В Калининграде официальным трудоустройством подростков занимаются несколько муниципальных культурных и спортивных учреждений, заключивших договоры с городскими властями и службой занятости. К примеру, на базе молодежного центра Калининграда школьники смогут поработать вожатыми в летних лагерях, курьерами, уборщиками и дворниками. Все рабочие места здесь заняты — на 42 вакансии пришлось больше двухсот заявлений от подростков.

В другом молодежном центре, который специализируется на развитии альтернативных видов спорта и субкультур, создали 10 летних рабочих мест для школьников. Ребята будут трудиться курьерами, а также помогать сотрудникам центра в организации различных спортивных фестивалей и соревнований. Все вакансии спортивного центра тоже закрыты.

В итоге школьники, работая не дольше четырех часов в день, смогут заработать за месяц около пяти тысяч рублей за вычетом налога. «Всем юным сотрудникам заведут трудовые книжки, все они предоставят ИНН и СНИЛС, сделают свои первые пенсионные отчисления», — рассказывает представитель Молодежного центра Калининграда Людмила Енухова.

Больше повезло с временными вакансиями подросткам в Ульяновской области. Традиционно в период временного трудоустройства ребят привлекают на сельхозработы, они работают мойщиками автотранспорта, занимаются сортировкой готовой продукции, благоустройством населенных пунктов, территорий предприятий и организаций, ремонтом школ, курьерской работой и другими видами трудовой деятельности, не требующей профессиональной квалификации. Кроме того, во многих муниципальных образованиях подростки оказывают помощь ветеранам войны и семьям погибших в горячих точках воинов: покупают продукты питания, убирают их комнаты и придомовые территории.

Прямая речь

Петр Шелищ, глава Союза потребителей России:

-Я начал работать электромонтером, когда мне еще не исполнилось и 15 лет. Первая зарплата, как сейчас помню, была 300 рублей. Родители немного добавили и на эти деньги купили мне диван.

Владимир Климанов, директор Института реформирования общественных финансов:

— Подрабатывать начал, когда уже учился в вузе на третьем курсе. Понимаю, что многие в студенческие годы активно ищут подработку. Моему младшему сыну 15 лет, и я против подработки в школьном возрасте. Считаю, что приобретаемые навыки могут не пригодиться в дальнейшем.

Добавить в «Нужное»

Особенности труда несовершеннолетних

Трудовое законодательство устанавливает ряд особенностей правового регулирования труда несовершеннолетних, из-за чего нередко работодатели сталкиваются с трудностями и не желают нанимать таких работников. Однако труд несовершеннолетних может быть полезным, например, на сезонных работах, а иногда и просто незаменимым, например, в театральных постановках с участием детских персонажей. Особые правила устанавливаются для трудоустройства несовершеннолетних, осуществления ими трудовой деятельности и прекращения трудовых отношений с несовершеннолетними работниками.

Особенности принятия на работу несовершеннолетних

Правовым основанием найма несовершеннолетних, как и лиц, достигших 18 лет, является трудовой договор. По общему правилу трудовой договор заключается с лицами, достигшими возраста 16 лет. Исключения из этого правила приведены в таблице:

возраст (лет) характер труда или вид деятельности дополнительные условия
15 лёгкий труд, при котором вред здоровью отсутствует
14 лёгкий труд, при котором отсутствуют:
— вред здоровью;
— негативное влияние на обучение
— согласие законного представителя;
— разрешение органа опеки и попечительства (ООиП)
до 14 творческий труд, связанный с участием в создании кинематографических, театральных, концертных, цирковых произведений или участием в них (далее — творческие работники), при котором отсутствуют:
— вред здоровью;
— негативное влияние на нравственное развитие ребенка
— согласие законного представителя;
— разрешение ООиП с указанием максимально возможной продолжительности рабочего времени в день и иных условий труда
с работником–спортсменом разрешение ООиП выдается на основании предварительного медицинского осмотра

Для трудоустройства несовершеннолетних граждан необходимо представить стандартный пакет документов: документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку (при наличии); пенсионное страховое свидетельство (при наличии). В качестве документа, удостоверяющего личность, несовершеннолетний в возрасте до 14 лет представляет свидетельство о рождении, достигший 14 лет – паспорт. Испытательный срок для работников, не достигших совершеннолетия, не устанавливается.

Трудовой договор подписывается несовершеннолетним работником, за исключением случаев заключения трудового договора с несовершеннолетним до 14 лет — в этом случае договор подписывается законным представителем. При учете мнения законных представителей согласно нормам Трудового кодекса РФ достаточно согласия одного из них. В случае, если один из родителей против трудоустройства ребенка, при заключении трудового договора нужно основываться на мнении самого ребенка и ООиП.

Ещё одним условием допуска к работе лица, не достигшего совершеннолетия, является обязательный медицинский осмотр, который оплачивается работодателем.

Особенности регулирования труда несовершеннолетних

Существует ряд ограничений при выполнении работы несовершеннолетними, среди которых:

  • привлекать несовершеннолетних к работе, связанной с ручной переноской и передвижением предметов, возможно только в пределах установленных Постановлением Министерства труда РФ от 7 апреля 1999 г. № 7 норм допустимых нагрузок (устанавливается в килограммах);
  • нельзя привлекать несовершеннолетних к работам с вредными и опасными условиями труда, перечень которых определен Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 163. Увеличение предельных нагрузок допускается только в рамках подготовки к соревнованиям работников–спортсменов при условии, что это не повредит его здоровью, что подтверждается медицинским заключением;
  • нельзя привлекать несовершеннолетних к работам, которые могут негативно сказаться на их морально-нравственном развитии, перечисленным в абз. 1 ст. 265 Трудового кодекса РФ.

Во время выполнения несовершеннолетними трудовых обязанностей запрещаются:

  • направление в командировки, сверхурочная работа, работа в выходные и праздничные дни, ночная работа (исключение составляют творческие работники и спортсмены), вахтовые работы, работа в религиозных организациях;
  • заключение договоров о полной материальной ответственности, а значит, и взыскание ущерба (за исключением умышленного причинения ущерба работодателю в состоянии опьянения или если вред стал следствием совершения правонарушения (преступления)).

Отметим, что с 2014 года стало возможно привлекать несовершеннолетних к работе по совместительству.

Особые требования к охране труда несовершеннолетних влияют и на время работы, для детей оно сокращено по сравнению с общеустановленным (40 часов в неделю).

Требования к недельной продолжительности рабочего времени для несовершеннолетних:

возраст (лет) максимальная продолжительность рабочего времени в неделю (часы)
от 16 до 18 35
до 16 24

Требования к недельной продолжительности рабочего времени в учебном году для несовершеннолетних, обучающихся в образовательных организациях:

возраст (лет) максимальная продолжительность рабочего времени в неделю (часы)
от 16 до 18 17,5
до 16 12

Дополнительно установлены требования к дневной продолжительности рабочего времени для несовершеннолетних:

возраст (лет) максимальная продолжительность рабочего времени в день (часы)
от 16 до 18 7
от 15 до 16 5
до 14 должна быть указана в разрешении ООиП

Как видно из таблицы, законом не урегулирована максимальная продолжительность дневного рабочего времени в отношении работников от 14 до 15 лет, если работа осуществляется ими не в учебное время или в том случае, если они не обучаются в общеобразовательной организации. Полагаем, что в этом случае во избежание спорных ситуаций вопрос разрешается ООиП.

Требования к дневной продолжительности рабочего времени в учебном году для несовершеннолетних, обучающихся в образовательных организациях (школах и организациях среднего профессионального образования):

возраст (лет) максимальная продолжительность рабочего времени в день (часы)
от 16 до 18 4
от 14 до 16 2,5
до 14 должна быть указана в разрешении ООиП

Дополнительные гарантии несовершеннолетним работникам:

  • работодатель обязан за свой счет ежегодно организовывать проведение медицинского осмотра;
  • предоставление отпуска большей продолжительности по сравнению с общеустановленной (28 календарных дней) – 31 календарный день, причем в любое удобное для несовершеннолетнего работника время. Если отпуск предоставляется за время работы до наступления совершеннолетия, но уже после 18 лет, количество дней отпуска исчисляется пропорционально. Запрещается отзывать работника из отпуска, переносить отпуск на следующий год, заменять отпуск денежной компенсацией.

Особенности прекращения трудовых отношений с несовершеннолетними

Предусмотрена усложненная процедура прекращения трудовых отношений с несовершеннолетним по инициативе работодателя. Кроме соблюдения общего порядка (ст. ст. 81, 82 Трудового кодекса РФ), необходимо получить разрешение государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних. Если причиной расторжения трудового договора послужила ликвидация организации (прекращение деятельности ИП), к несовершеннолетним применяется общий порядок.

Трудовая занятость подростков:

проблемы, поиски решения

Введение

Народная мудрость гласит: «Дети — наше будущее». Но каким оно будет зависит от успешности  процесса социализации.  Великий педагог В.А.Сухомлинский считал, что учеба и труд играют значительную роль в становлении личности [1]. В современных реалиях общественно-полезный труд детей и подростков как метод воспитания сведен на «нет». При этом в условиях рыночной экономики удовлетворение постоянно растущих материальных потребностей одна из самых больных проблем не только для взрослого населения, но и для подростков. Стремление молодежи к независимости от старшего поколения напрямую связано с деньгами. Все вышеперечисленное заставляет задуматься об актуальности проблемы трудовой  занятости подростков. Речь идет о вторичной занятости: в течение учебного года  наряду с основным видом деятельности (получением образования) подростки выполняют различные виды работ за денежное вознаграждение.

Цель исследовательской работы – определение круга проблем временной занятости несовершеннолетних и поиск их решения.

В работе решаются следующие задачи: 

—     анализ социологической литературы по проблеме трудовой занятости подростков;

—    выявление и рассмотрение причин, которые побуждают детей в возрасте от 14 лет трудоустраиваться;

— определение уровня адаптации подростков г. Радужный к требованиям современного рынка труда;

—    выявление возможностей трудоустройства несовершеннолетних граждан.

Объектом исследования являются несовершеннолетние учащиеся МОУ СОШ № 8

как субъекты трудовой деятельности.

Предмет исследования — трудовая занятость подростков в условиях малого города.

В своей работе попытался найти подтверждение гипотезе — трудовая занятость несовершеннолетних является важным фактором социализации.

Новизна в решении проблемы трудовой занятости подростков состоит в  использовании адаптированного для местных условий мирового,  общероссийского и регионального опыта исходя из результатов его сравнительного  анализа.  

При написании работы использованы следующие методы исследования: анализ статистических данных, анкетирование, интервьюирование.

Глава 1. Проблема трудоустройства несовершеннолетних в социологической литературе

В современной социологической литературе вопрос занятости рассматривается, главным образом, в контексте решения проблем безработицы, например, в книге В.А.Павленкова «Рынок труда. Занятость. Безработица» [2], в работе  А.А. Никифоровой «Рынок труда: занятость и безработица» [3].  Вторичная занятость подростков не может рассматриваться с подобных позиций, так как является дополнением к основному учебному виду деятельности.  Вопросы трудоустройства несовершеннолетних подробно изложены в публикации Л.В. Кравченко, А.П.Кудря, Т.А. Никушиной «Где и как подростку найти работу?» [4], но данная работа имеют только просветительский характер, являясь рекомендацией.

Наибольший интерес вызывает статья В.П.Бусыгина, И.И. Харченко «Экономическое сознание и поведение школьников» [5], напечатанная в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе» №2-2008. Ученые высшей школы рассматривают проблему занятости подростков в свете недостаточной организации работы общеобразовательных школ в данном направлении. Подобный подход не предоставляет возможности увидеть решение вопросов трудоустройства подростков в рамках приоритетных направлений молодежной политики соответствующих государственных социальных структур, а также проследить  влияние вторичной занятости несовершеннолетних на формирование менталитета современной молодежи.

Анализ литературы по проблеме трудовой занятости несовершеннолетних показал, что вопрос с социологической точки зрения, в целом, недостаточно изучен.  Трудоустройства подростков в условиях малых северных городов имеет ряд специфических особенностей, но данная проблема не являлась объектом  исследования.

Все вышеизложенное заставляет рассмотреть проблему трудовой занятости подростков в свете ее влияния на формирования личностных качеств молодого поколения в новых рыночных реалиях  в условиях малого северного города.

 Глава 2. Трудовая занятость подростков:  проблемы, поиски решения 

2.1. Причины трудоустройства подростков  

При исследовании трудовой занятости подростков  в городе Радужном встал вопрос о её реальных объемах, так как официальная статистика не учитывает нелегальное  устройство на работу. Данные социологического опроса показали, что уровень подростковой занятости составляет   36% от общей численности респондентов (Приложение 1), но проявляют  желание совмещать работу с учебой — 73% , что свидетельствует о значимости  проблемы занятости как для учащихся МОУ СОШ № 8, так, вероятно, для всех юных горожан (Приложение 2).  

В ходе проведения анкетирования выяснилось:

  • на первое место среди мотивов поиска подростками работы выходит желание иметь карманные деньги, заработанные собственным трудом (29,9%);
  •  стремление заработать деньги для покупки нужной вещи (22,5%);
  • получение опыта работы по будущей специальности является актуальным  для 14,6% опрошенных подростков;
  •  для 1,7% опрошенных подростков мотивом устройства на работу является получение денег для приобретения сигарет и спиртных напитков (Приложение 3).

Немаловажный фактор для части несовершеннолетних — трудное материальное положение в семье. Оказание помощи родителям является одним из мотивов трудоустройства для 13% респондентов. Этот факт косвенно подтверждается  и мониторингом данных по трудоустройству   несовершеннолетних в г. Радужный. В кризисный 2008 год  в 2 раза возросло число обращений по вопросам трудоустройства в МУ ГМЦ «Вектор М». Из 100% трудоустроенных подростков 2010 году 29% находились в тяжелой жизненной ситуации.

Большинство подростков устраиваются на работу по собственному желанию (82,7%), на втором месте — инициатива родителей (6,8%), в ряде случаев(5,6%) — идея трудоустройства принадлежит друзьям (Приложение 4) .

Опрос родителей по проблеме трудовой занятости подростков показал:

  • нередко причиной конфликтов являются материальные потребности детей (44%);
  • родители одобряют трудовую занятость подростков(100%);
  • большинство опрошенных не одобряют работу подростков во время  учебного года, небезосновательно опасаясь, что это ведет к переутомлению ребенка, снижению его успеваемости (64%);
  • родители считая, что работа помогает осознать «цену денег» (100%);
  • трудовая деятельность снижает возможность совершения подростками противоправных поступков (16%) (Приложение 5).

Потребность подростков  работать поддерживается родителями. При этом, если для несовершеннолетней молодежи наиболее значимой является финансовая сторона вопроса — получение собственного дохода, то для родителей – воспитательный аспект, Расходуя заработанные собственным трудом деньги, ребенок учится разумно их тратить. Нереализованное желание законным путем заработать деньги может послужить мотивом к совершению противоправных действий со стороны несовершеннолетних, склонных к негативному девиантному поведению.

2.2. Подросток на рынке труда

Изъявляя желание работать, подросток должен понимать,  что он выступает в качестве своеобразного товара на рынке труда.  Покупатель, в данном случае, работодатель, должен ценить этот товар. Основная задача любого работника — найти на рынке потребителя своего труда.

Мировой опыт показывает, что достаточно востребованным является неквалифицированный труд молодежи. Многие подростки используют свое свободное время, подрабатывая в магазинах, работая в гаражах, разнося газеты, работая в саду, занимаясь дизайном помещений и мойкой машин для людей, живущих по соседству [6].

В крупных российских городах России при сравнительно высоком уровне жизни населения обслуживающий труд подростков достаточно востребован. Там же большим спросом пользуется труд несовершеннолетних в сфере частного бизнеса.  Московскими работодателями  подросткам предлагается работа в должности подсобного рабочего, курьера, официанта, уборщика, фасовщика, упаковщика, грузчика, мойщика машин. Встречаются вакансии оператора ПК, секретаря.

В городе Радужном часть подростков работает в сфере частного бизнеса. Из числа опрошенных  учащихся МОУ СОШ №8 38%  при устройстве не заполняли трудовой договор, выполняя работу на устной  договоренности с  частным предпринимателем. Подростки работают грузчиками в магазинах, выполняют покрасочные работы, расклеивают объявления.

Желающий работать подросток должен осознавать, чем ценен его труд, что он может предложить работодателю?  При ответе на этот вопрос учащиеся МОУ СОШ №8 отметили:

  • умение набирать текст на компьютере,
  • владение иностранным языком, опыт работы с техникой,
  • интерес к фото — и видеосъемке,
  • достижения в спортивной и творческой деятельности.

При этом учащиеся старшего звена  более уверены в компьютерной грамотности, чем 14-15-летние подростки. (Приложение 6,7). Но владение некоторыми навыками не означает обладание  достаточной квалификацией и способностью самостоятельно выполнить порученную работу.

Незнание ценности своего труда и реалий оплаты труда ведет к тому, что  при незначительном опыте работы и невысоком уровне знаний и навыков несовершеннолетняя молодежь стремятся получить высокую заработную плату. Удовлетворены полученным доходом 47% респондентов, не довольны — 53% опрошенных.

Несовершеннолетние испытывают значительные трудности в поиске работы.  Школьники называют следующие источники получения информации по вопросам трудоустройства (Приложение 8):

  • объявления в газете (7,6%),
  • опрос знакомых (13,9%),
  • личные связи (26,5%),
  • прямое обращение к работодателям (6,4%),
  • обращение в центры труда и занятости (29,3%),
  • поиск работы в Интернете (6,4%) ,
  • иные источники (9,9%).  

В крупных городах России, например в Санкт-Петербурге, Тюмени, вопросы занятости подростков освещены на сайтах центров занятости [7]. Подобная информация в интернете по г. Радужный   предоставлена в недостаточном объеме [8]. 

В целом, положения несовершеннолетних на рынке труда достаточно проблематично. Претензии подростка в сфере трудоустройства зачастую не совпадают с реальными возможностями. Отсутствие специальности, квалификации, жизненного опыта, «трудная» психология подростка – всё это создает дополнительные сложности.

Уровень доходов многих горожан не способствует росту спроса на обслуживающие виды труда со стороны подростков, им следует проявлять большую активность в поиске работы, предлагая свои услуги через доску объявлений, средства СМИ, знакомых.

Подросток учится адекватно оценивать свои возможности при поиске работы и в процессе трудовой деятельности.  Несовершеннолетний гражданин вступает в новые для него общественные отношения – трудовые, которые дисциплинируют подростка, способствуют формированию чувства ответственности, инициативности, активности.

В поисках работы неустойчивая психика подростка сталкивается с первыми взрослыми трудностями, это способствует формированию социальной апатии, неуверенностью в собственных силах, неудовлетворенностью жизнью у части подростков.  Незнание и непонимание законов рыночной экономики, является одной из причин разочарованности подростка. Правильно осмысленный опыт трудовой деятельности, наоборот, повышает мотивацию к более глубокой учебной деятельности, к дальнейшему развитие своих способностей в целях повышения конкурентоспособности.

2.3. Организация трудовой занятости подростков

В условиях недостаточной развитости рыночных отношений в России преобладают субсидированных формах занятости подростков. Наибольшее распространение получила программа «Временная занятость несовершеннолетних граждан». Большая часть детей занимается оказанием услуг по строительству, ремонту, уборке, озеленению, участвуют в сельскохозяйственных работах. К основным формам организации занятости подростков относятся: трудовые молодежные отряды, лагеря труда и отдыха; подготовка подростков к предпринимательской деятельности [9].

Дефицит государственного бюджета и постоянная нехватка денег на социальную сферу активизируют деятельность общественных  структур. Существует опыт привлечения негосударственных организаций к решению проблемы трудовой занятости несовершеннолетних. В 2009-2010 годах Благотворительный фонд «Утешение» реализовал программу содействия занятости несовершеннолетних в Республике Карелия «Работающий подросток» при финансовой поддержке Общероссийского общественного фонда «Национальный благотворительный фонд» [10].

Формированию российского рынка труда присущи территориальные различия. Поэтому далеко не весь российский опыт организации трудовой деятельности подростков может быть применен в должном масштабе для решения проблем трудоустройства  несовершеннолетних в условиях малого северного города. Многими видами деятельности, посильными для подростков, заняты женщины, например, уборкой территории, озеленением. Причиной этому является высокий процент женской безработицы в условиях северного региона, относительно низкий образовательный уровень части взрослого населения, неспособность к более квалифицированному труду.

В городе Радужном трудоустройство несовершеннолетних граждан  осуществляется   Агентством по трудоустройству молодежи при МУ ГМЦ «Вектор М». Из интервью с руководителем Захаровой О.В. стало известно, что с рядом муниципальных предприятий города подписаны договора о совместной деятельности по организации временного трудоустройства граждан, на основе которых выделяются рабочие места:

  • В 2008-2009 годах подростки были приняты на работу по следующим специальностям: помощник вожатого, уборщик территорий, курьер, журналист, консультант.
  • В 2010 году выбор специальностей был ограничен первыми тремя профессиями в связи с отсутствием заявок со стороны работодателей на остальные работы.

В летний период создаются молодежные трудовые отряды. В них подростки заняты не только работой, но и вовлечены в спортивные, культурно-массовые мероприятия.

Динамика организации трудовой занятости несовершеннолетних через отдел по трудоустройству молодежи за последние четыре года выглядит следующим образом:

  •  в 2007 году  трудоустроены  96% из числа обратившихся подростков;
  • в 2008 году показатель упал до 28% от числа желающих работать;
  • в 2009 году наблюдается возврат к докризисным цифрам желающих работать, при этом трудоустроено только 46%;
  • за 2010 год зарегистрировано 925 обращений несовершеннолетних, из числа обратившихся   трудоустроено 555 человек, что составляет  60%.

 Организаторы трудовой деятельности также преследуют цель оградить ребенка от возможных правонарушений. С 2010 года введена аналитика трудоустроенных подростков, состоящих на учете в КДН. Из данной категории принято на работу 15 человек, что составляет около 3% трудоустроенных (Приложение 9).  

Деятельность Агентством по трудоустройству молодежи только частично решает проблему трудовой занятости несовершеннолетних в силу ограниченности рамками финансирования. Она носит преимущественно социальный характер, и фактически не способствует профориентации подростков, что должно являться одним из приоритетных направлений организации трудовой занятости несовершеннолетних.

Следует признать недостаточный уровень организации трудовой деятельности подростков в городе, особенно в летний период. Учитывая ограниченность финансовых средств, выделяемых на реализацию программы по трудоустройству несовершеннолетних, необходимо принятие дополнительных мер для решения данной проблемы.

Основная проблема трудоустройства несовершеннолетних заключается в отсутствии экономической заинтересованности большинства работодателей на законных основаниях принимать на работу несовершеннолетних, «так как издержки, связанные с официальным оформлением подростка на работу, зачастую превосходят эффект от его труда» [5].

Немаловажную роль в решении многих городских проблем играет социальное партнерство Администрации города и предприятий. Если в соглашения  о  партнерстве будет добавлен пункт о квотировании рабочих мест для несовершеннолетних для выполнения неквалифицированного труда, то подростки получат возможность не только заработать деньги, но и ближе познакомиться с производственными объектами города. Подобное решение также будет способствовать повышению качества профориентационной работы среди молодежи, которое на данный момент находится на очень низком уровне.

Особое внимание в городе уделяется развитию детского творчества. При должном уровне организации концертной, выставочной деятельности юные жители города, обладающие  творческим потенциалом, могли бы иметь определенный доход от такого вида деятельности.

В условиях низкой востребованности труда подростков государственным и общественным организациям следует усилить работу по организации  занятости подростков, более широко привлекая частные структуры.

Заключение.

В процессе исследования социальные аспектов трудовой занятости несовершеннолетних пришли к следующим выводам:

  • вопрос трудоустройства подростков с социологической точки зрения недостаточно изучен в литературе;
  • для подростков наиболее важным мотивом трудовой деятельности является реализация желания частичной финансовой независимости от родителей;
  • самореализации молодежи на рынке труда способствует формированию чувства ответственности, инициативности, активности;
  • государственным и общественным организациям следует усилить работу по организации  занятости подростков, более широко привлекая частные структуры.

Исследование подтвердило выдвинутую гипотезу. Вторичная трудовая занятость является важным элементом правильной социализации подростка. Она дает начало трудовой адаптации.

Материалы исследования могут быть использованы на уроках обществознания, классных часах. Дальнейшая работа над проблемой предполагает  обращение с предложениями решения проблемы трудовой занятости подростков в Комитет по молодежной политике, что составляет ее практическую значимость. 

Многие проблемы трудовой занятости несовершеннолетних имеют правовой характер. Предполагается продолжить исследование данной темы с юридической точки зрения.

Список литературы.

  1. Сухомлинский  В.А. Сердце отдаю детям. – К.: Радянська школа. 1988.
  2. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица. — М.: Изд-во Московского университета. 2009.
  3. Никифорова А.А. Рынок труда: занятость и безработица. — М.: Междунар. Отношения. 2008.
  4. Кравченко Л.В., Кудря А.П., Никушина Т.А. Где и как подростку найти работу ?       — М.: МЦТЗМ “Перспектива”. 2001.
  5. Бусыгин В.П., Харченко И.И. Экономическое сознание и поведение школьников. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2008. №2.
  6. «Youth Culture». 1997.
  7. http://trud.admtyumen.ru/zan_to/news.htm
  8. http://gradom.admrad.ru
  9. http://www.gov.spb.ru/gov/admin/otrasl/trud/materinstvo/analitic/p8
  10. uteshenie.karelia.ru

Многие подростки, которые мечтают о финансовой независимости, решают устроиться на работу и начать строить карьеру как можно раньше. Тем более, с развитием цифровых технологий появилось множество интересных профессий, которые можно освоить удаленно и применять полученные знания на практике. Но чтобы первый трудовой опыт был удачным, нужно хорошо знать свои права и обязанности.

В каких случаях возможно трудоустройство?

Трудоустройство граждан в возрасте от 14 до 16 лет возможно. Потребуется лишь получить письменное согласие от родителя (попечителя), а также разрешение от представителя органа опеки. С 16 лет разрешение родителей можно не получать.

Оформление 15-летнего сотрудника возможно в двух случаях:

  • если у него есть общее образование;

  • если он оставил учебное учреждение или обучается по вечерней форме или на заочке.

Если подросток относится к рассматриваемой категории соискателей, то нужно предоставить работодателю аттестат или приказ об отчислении из учебного учреждения (см. ст.63 ТК РФ).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА ПО ТРУДОВОМУ ПРАВУ

Общие правила трудоустройства

Работодатель не вправе устанавливать для лиц в возрасте от 14 до 18 лет испытательный срок (ст.70 ТК РФ). При приеме несовершеннолетнего на подработку, руководитель должен оформить срочный трудовой договор с сотрудником (в крайнем случае – ГПД, если подростку 15 лет и более).

При трудоустройстве несовершеннолетних нужно руководствоваться следующими правилами:

  1. При заключении ТД руководитель обязан ознакомить новичка с условиями труда и характером предстоящей работы, объяснить его права и обязанности, дать инструкции по технике безопасности.

  2. Необходимо учитывать нормы труда и отдыха, предусмотренные для несовершеннолетних работников.

  3. Работа должна быть простой, не препятствовать получению знаний в школе, лицее или техникуме, не вредить физическому и психологическому здоровью, общему развитию личности.

  4. Подростковый труд недопустим в определенных сферах: в игорном бизнесе, клубах и кабаре, и в других подобных заведениях. Кроме того, деятельность юных кадров не должна быть связана со спиртным, табаком, наркотиками, токсическими веществами, а также с эротическими материалами (см. ст.63, 265 ТК РФ).

  5. Условия труда определяются требованиями СанПиН 2.4.6.2553-09.

  6. Данной категории сотрудников нельзя поручать работы, связанные с перемещением тяжестей, выходящие за пределы установленных нормативов (ст.265 ТК РФ).

  7. Подростков нельзя заставить работать сверхурочно, привлекать к труду в праздники и выходные, а также с 22:00 до 6:00 утра, отправлять в командировки (кроме творческих профессий – см. ст.268 ТК РФ).

Несовершеннолетние работники обязаны пройти медосмотр и предоставить работодателю справку о состоянии здоровья перед трудоустройством. Причем до 18 лет затраты на ежегодный ПМО оплачивает работодатель (ст. 69, 266 ТК РФ).

Ежегодный отпуск подростков составляет не 28, а 31 календарный день. Дни отдыха нельзя перенести на будущий год или получить компенсацию в денежном эквиваленте (ст.267 ТК РФ). Дополнительно данной категории сотрудников полагается учебный отпуск на время сессии и вступительных экзаменов.

!Трудовые споры
!Трудовые споры

Расторжение ТД возможно только по согласованию с инспекцией труда и КДН в силу ст. 269 ТК РФ. С подростками недопустимо заключать договор о матответственности: они несут ее только при умышленном причинении ущерба, в том числе в состоянии опьянения (см. ст.242 ТК РФ).

Перечень документов для трудоустройства

Несовершеннолетние соискатели должны предоставить потенциальному работодателю:

  • паспорт;

  • трудовую или выписку из электронной трудовой книжки – СТД-Р (если это – не первое место работы). Если подросток устраивается первый раз, то работодатель заведет на него электронную трудовую самостоятельно;

  • СНИЛС в виде уведомления из системы индивидуального учета ПФР, либо в электронном виде. При первичном трудоустройстве руководитель обязан оформить регистрацию в ПФР;

  • медицинскую справку.

Лицам в возрасте от 14 до 16 лет потребуется дополнительно приложить к указанному пакету документов:

  • разрешение от официального представителя органа опеки и попечительства;

  • письменное согласие родителя или попечителя;

  • справку с режимом обучения (расписание занятий).

Если соискателю от 16 до 18 лет, то перечень документации отличается. 

Вместо указанных трех документов потребуется предоставить своему руководителю:

  • документ об образовании или подтверждение квалификации (для вакансий, требующих особых знаний или спецподготовки);

  • приписное свидетельство (для парней с 17 лет).

С 1 января 2020 года вступил в силу закон об электронных трудовых. Работодатели вносят в ПФР сведения о деятельности работников в электронном виде. Но на россиян, которые решат начать свой трудовой путь в 2022 году, распространяется новый порядок.

Посмотреть информацию из электронной трудовой можно через личный кабинет на сайте ПФР, на портале госуслуг, в мобильном приложении, доступном в App Store и Google Play. Бумажную выписку можно получить у работодателя, через ПФР или МФЦ по письменному запросу работника. В будущем сотрудник будет отправлять новым работодателям данные по e-mail: СТД-ПФР или СТД-Р для подтверждения своего трудового стажа.

ЮРИСТ ПО ТРУДОВОМУ ПРАВУ

Продолжительность рабочего дня

Нормы рабочего времени подростков отличается от взрослых сотрудников, и составляет (см. ст.92 и ст.94 ТК РФ):

  • от 14 до 15 лет – до 24 часов в неделю, до 4 часов в сутки для 14-летних и до 5 часов для подростков в возрасте 15 лет. При совмещении с учебой время труда сокращается в 2 раза;

  • от 16 до 18 лет – до 35 в неделю и до 7 – в сутки. При совмещении с учебой несовершеннолетний сотрудник может работать не более 17,5 часов в неделю (4 в сутки).

Возможно ли заключить договор ГПХ?

ГПД активно используют работодатели для юридического оформления разовых проектов без приема сотрудника в постоянный штат. Трудовое законодательство на данную категорию работников не распространяется. Это значит, что у подростка будет отсутствовать ряд гарантий: отпуск, медицинские осмотры, особые условия расторжения ТД и так далее.

Заключить договор ГПХ с подростком в возрасте от 14 до 17 лет можно только с согласия родителя или попечителя. Без ведома родителей получится поработать лишь в после вступления в законный брак (п.2 ст.21 ГК РФ) или признания подростка дееспособным через суд или по решению органа опеки (ст.27 ГК РФ).

Аналогичные правила действуют и для самозанятых подростков.

Сколько могут зарабатывать подростки?

Законодательством РФ не установлен предел зарплаты для несовершеннолетних граждан. Организации и ИП самостоятельно разрабатывают систему оплаты труда, тарифные ставки, KPI, доплаты и премии. Часто лица в возрасте до 18 лет принимаются на неквалифицированные работы, и получают зарплату исходя из отработанного времени. При определении вознаграждения учитывается МРОТ и районный коэффициент. Прожиточный минимум в 2022 году в Москве составляет 21 371 рубль в месяц, а в большинстве регионов РФ – 13 890 рублей.

Остались вопросы? Оставьте заявку на индивидуальную консультацию юриста по трудовым спорам на сайте rosco.su.

с какими трудностями по вашему мнению приходится сталкиваться несовершеннолетним во время поиска работы


cjfugbgkd:
В  приведённых словах укажите синонимичные русские и международные терминологические словообразовательные элементы. Запишите слова парами.
Бинарный, асимметрия, сверхпроводимость, интерполяция, многомерный, неметаллы, монолитный, супергенератор, поликлиника, двугранный, межотраслевой, однофазный.
1)
2)
3)
4)
5)
6)

cjfugbgkd:
Помоги пожалуйста

VenaBum:
Я считаю что главная проблема в поиске работы это искать где хорошо платят и на какую профессию ты хочешь пойти!

Ответы на вопрос

Ответ:

Врат ли примут изо отсутствия опыта

Объяснение:

Новые вопросы

Like this post? Please share to your friends:
  • Человек отвечающий за повышение квалификации сотрудников компании 7 букв на английском
  • Чем заняться чтобы заработать много денег какое дело приносит сейчас прибыльный бизнес
  • Чем отличается продолжительность рабочего времени от нормы часов педагогической работы
  • Через какие финансовые инструменты можно инвестировать в чужой бизнес долговые долевые
  • Через какое время можно вновь устроиться на работу пенсионеру чтобы пересчитали пенсию