2.1 Сущность логистического сервиса и его влияние на конкурентоспособность предприятия
В
процессе выбора направления рыночной
ориентации в деятельности организация
определяет позицию продукта на отдельных
рыночных сегментах.
Позиционирование
продукта заключается в том, чтобы исходя
из оценок потребителей позиции на рынке
определенного продукта, осуществлять
выбор таких параметров продукта и
элементов комплекса маркетинга, которые
с точки зрения целевых потребителей
обеспечат продукту конкурентные
преимущества.
Конкурентное
преимущество – преимущество над
конкурентами, полученное путем
предоставления потребителям больших
благ, — или за счет реализации более
дешевой продукции, или за счет предложения
высококачественных продуктов с набором
необходимых услуг, но по оправданно
более высоким ценам.
Конкурентоспособность
– комплекс потребительских и стоимостных
(ценовых) характеристик товара,
определяющих его успех на рынке, те
преимущества именно этого товара над
другими в условиях широкого предложения
конкурирующих товаров-аналогов. И
поскольку за товарами стоят их
изготовители, то можно с полным основанием
говорить о конкурентоспособности
соответствующих предприятий, объединений
фирм, равно как и стран, в которых они
базируются.
Для
завоевания крепких позиций в конкурентной
борьбе, исходя из результатов
позиционирования своих продуктов,
организация выделяет характеристики
продукта и маркетинговой деятельности,
которые могут в выгодную сторону отличать
ее продукты от продуктов конкурентов,
то есть проводить дифференциацию своих
продуктов. Причем для разных продуктов
могут выбирать разные направления
дифференциации. Например, в бакалейной
лавке ключевым фактором дифференциации
может быть цена, а в банке – уровень
услуг, качество и надежность определяют
выбор компьютера и т.п.
Выделяют
продуктовую дифференциацию, сервисную
дифференциацию, дифференциацию персонала
и дифференциацию имиджа.
Сервисная
дифференциация заключается в предложении
услуг (скорость и надежность поставок,
установка, послепродажное обслуживание,
обучение клиентов, консультирование),
сопутствующих продукту и по своему
уровню превосходящих услуги конкурентов.
Сервис
– это непременное условие рыночного
успеха товара (но, разумеется на
конкурентном рынке). В отсутствие
сервисного обслуживания товар теряет
свою потребительскую ценность (или
часть ее), становится конкурентоспособным
и отвергается покупателем.
В
условиях конкуренции производитель
берет на себя ответственность за
поддержание работоспособности выпущенного
и проданного изделия в течение всего
времени его экономически целесообразной
эксплуатации с позиций потребителя в
силу следующих обстоятельств.
Во-первых,
отлаженный сервис помогает изготовителю
формировать перспективный, достаточно
стабильный рынок для своих товаров.
Во-вторых,
высокая конкурентоспособность товара
в значительной, а нередко в решающей
мере зависит от высококачественного
сервиса.
В-третьих,
сервис сам по себе обычно достаточно
прибыльное дело.
В-четвертых,
отлично налаженный сервис – непременное
условие высокого авторитета (имиджа)
предприятия-производителя.
Под
сервисом (обслуживанием) понимается
система обеспечения, позволяющая
покупателю (потребителю) выбрать для
себя оптимальный вариант приобретения
и потребления технически сложного
изделия, экономически выгодно
эксплуатировать его в течение разумно
обусловленного срока, диктуемого
интересами потребителя.
В
основные задачи системы сервиса входят:
Консультирование
потенциальных покупателей перед
приобретением ими изделий данного
предприятия, позволяющее им сделать
осознанный выбор.
Подготовка
персонала покупателя (или его самого)
к наиболее эффективной и безопасной
эксплуатации приобретаемой техники.
Передача
необходимой технической документации,
позволяющей специалистам покупателя
должным образом выполнять свои функции.
Предпродажная
подготовка изделия во избежание малейшей
возможности отказа в его работе во время
демонстрации потенциальному покупателю.
Одним
из элементов товарной политики является
служба сервиса для клиентов. Товар фирмы
обычно предполагает наличие тех или
иных услуг. Сервис может быть незначительным,
а может играть для товара определяющую
роль.
При
налаживании сервисной службы деятелю
рынка предстоит принять три решения:
какие
услуги включить в рамки сервиса;
какой
уровень сервиса предложить;
в
какой форме предлагать услуги клиентам.
1.
Решение относительно комплекса услуг.
Деятелю рынка следует изучить потребителей,
чтобы уяснить себе, какие основные
услуги можно было бы им предложить и
какова относительная значимость каждой
из них. Этот вопрос решить не так уж
просто. Услуга может быть чрезвычайно
важной для потребителей и тем не менее
не является решающей при выборе
поставщика, если все имеющиеся поставщики
предоставляют ее на одном и том же
качественном уровне.
2.
Решение об уровне сервиса. Потребителя
интересуют не только определенные
услуги сами по себе, но и их объем и
качество. Если клиентам банка придется
выстаивать длинные очереди или общаться
с угрюмыми служащими или кассирами, они
могут поменять банк.
Фирме
необходимо постоянно следить за тем,
насколько уровень ее собственных услуг
и услуг конкурентов отвечает ожиданиям
заказчиков. Обнаружить изъяны в системе
сервиса можно с помощью ряда приемов,
таких, как проведение сравнительных
закупок, регулярные опросы потребителей,
установка ящиков для предложений и
создание системы работы с жалобами и
претензиями. Все это поможет фирме иметь
представление о том, как она работает,
а разочарованным клиентам – получить
удовлетворение.
3.
Решение о форме сервисного обслуживания.
Деятель рынка должен также решить в
каких формах будут предоставляться
различные услуги. Первый вопрос, какие
расценки установить на каждый вид
сервисных работ? Каждый вид услуг можно
предоставлять по-разному. И решение
фирмы будет зависеть от предпочтений
клиентов, и от подходов, применяемых
конкурентами.
Одним
из видов сервисов выделяют логистический
сервис.
Природа
логистической деятельности предполагает
возможность оказания потребителю
материального потока разнообразных
логистических услуг.
Логистический
сервис неразрывно связан с процессом
распределения и представляет собой
комплекс услуг, оказываемых в процессе
поставки товаров.
Объектом
логистического сервиса являются
различные потребители материального
потока (рис.1). Осуществляется логистический
сервис либо самим поставщиком, либо
экспедиторской фирмой, специализирующейся
в области логистического обслуживания.
Рис.
1. Варианты поступления материального
потока в систему потребления.
Все
работы в области логистического
обслуживания можно разделить на 3
основные группы:
предпродажные,
т.е. работы по формированию системы
логистического обслуживания;
работы
по оказанию логистических услуг,
осуществляемые в процессе продажи
товаров;
послепродажный
логистический сервис.
До
начала процесса реализации работа в
области логистического сервиса включает
в себя, в основном, определение политики
фирмы в сфере оказания услуг, а также
их планирования.
К
предпродажному сервису относятся
консультирование, соответствующая
подготовка изделий, а в случае передачи
техники в бесплатную пробную эксплуатацию
– обучение персонала покупателя (или
его самого), демонстрация техники в
действии, обеспечение необходимой
документацией. После прибытия товара
к местам продажи работники службы
сервиса устраняют возникшие во время
транспортировки неполадки, монтируют
и регулируют оборудование, т.е. приводят
его в рабочее состояние. Предпродажный
сервис всегда бесплатен.
В
процессе реализации товаров могут
оказываться разнообразные логистические
услуги, например:
наличие
товарных запасов на складе;
исполнение
заказа, в том числе, подбор ассортимента,
упаковка, формирование грузовых единиц
и другие операции;
обеспечение
надежности доставки;
предоставление
информации о прохождении грузов.
Послепродажные
услуги – это гарантийное обслуживание,
обязательства по рассмотрению претензий
покупателей, обмен и т.д. Послепродажный
сервис делится на гарантийный и
послегарантийный по чисто формальному
признаку: «бесплатно» (в первом случае)
или за плату (во втором) производятся
предусмотренные сервисом или перечнем.
Формальность здесь проявляется в том,
что стоимость работы, запасных частей
и материалов в гарантийный период входит
в продажную цену или в иные (послегарантийные)
услуги.
В
гарантийный период производитель
старается взять на себя все работы, от
которых зависит длительная безотказная
эксплуатация изделия (машины, оборудование,
бытовые приборы), например, консультации
по строительным вопросам, организация
шеф-монтажа. Производитель обучает
персонал покупателя, контролирует
правильность эксплуатации, работники
службы сервиса без специального вызова
осматривают проданную технику и проводят
все необходимые профилактические
работы, заменяют сломавшиеся части.
Послепродажный
послегарантийный сервис проводится за
плату, а его объем и цены определяются
условиями контракта на данный вид
сервиса, прейскурантами и иными подобными
документами. Некоторые виды послепродажного
сервиса носят название технического
обслуживания (ТО). Как правило, это
разного рода осмотры, ремонты, проверки
в необходимых сочетаниях, определяемых
временем, прошедших с начала эксплуатации
изделия и (или) последнего технического
обслуживания данного вида. Входящие в
ТО работы определяются и видом изделия.
В
принципе, возможны следующие шесть
основных вариантов организации системы
сервиса, причем все они имеют свои
достоинства и недостатки.
Сервис
ведется исключительно персоналом
производителя.
Сервис
осуществляется персоналом филиалов
предприятия-изготовителя.
Для
сервиса создается консорциум производителей
отдельных видов оборудования, а также
деталей и узлов.
Сервис
поручается независимой специализированной
фирме.
Для
выполнения сервисных работ привлекают
посредников (агентские фирмы, дилеры),
несущих полную ответственность за
качество и удовлетворение претензий
по сервису.
Работы,
относящиеся к ТО, поручаются персоналу
предприятия-покупателя.
Формирование
системы логистического сервиса происходит
следующим образом.
Потребитель
при выборе поставщика принимает во
внимание возможность последнего в
области логистического сервиса, т.е. на
конкурентоспособность поставщика
влияет ассортимент и качество предлагаемых
им услуг. С одной стороны, расширение
сферы услуг сопряжено с дополнительными
затратами.
Широкая
номенклатура логистических услуг и
значительный диапазон, в котором может
меняться их качество, влияние услуг на
конкурентоспособность фирмы и величину
издержек, а также ряд других факторов
подчеркивают необходимость для фирмы
иметь точно определенную стратегию в
области логистического обслуживания
потребителей. Рассмотрим последовательность
действий, которые позволяют сформировать
систему логистического сервиса:
Сегментация
потребительского рынка, т.е. его разделение
на конкретные группы потребителей, для
каждой из которых могут потребоваться
определенные услуги в соответствии с
особенностями потребления.
Определение
перечня наиболее значимых для покупателей
услуг.
Ранжирование
услуг, входящих в составленный перечень,
сосредоточение внимания на наиболее
значимых для покупателей услугах.
Определение
стандартов услуг в разрезе отдельных
сегментов рынка.
Оценка
оказываемых услуг, установление
взаимосвязи уровнем сервиса и стоимостью
оказываемых услуг, определение уровня
сервиса, необходимого для обеспечения
конкурентоспособности компании.
Установление
обратной связи с покупателями для
обеспечения соответствия услуг
потребностям покупателей.
Сегментация
потребительского рынка может осуществляться
по географическому фактору, по характеру
сервиса или по какому-либо иному признаку.
Выбор значимых для покупателей услуг,
их ранжирование, определение стандартов
услуг можно осуществить, проводя
различные опросы. Оценка оказываемых
услуг осуществляется различными
способами. Например, уровень надежности
поставки можно измерить долей поставленных
в срок партий. Ресурсы компании
концентрируются на предоставлении
покупателям выявленных наиболее важных
для них услуг.
Показатели
качества сервиса.
При
осуществлении транспортного сервиса
как необходимой «принадлежности»
логистики должен быть выполнен ее
основополагающий принцип – высокий
экономический эффект. Реализация этого
принципа достигается высоким качеством
обслуживания.
К
ключевым параметрам качества обслуживания
потребителей относятся:
время
от получения заказа до доставки;
надежность
и возможность доставки по требованию;
стабильность
снабжения;
полнота
и степень доступности выполнения заказа;
удобство
размещения и подтверждения заказа;
объективность
цен и регулярность информации о затратах
на обслуживание;
предложения
о возможности предоставления кредитов;
эффективность
технологии грузопереработки на складах;
качество
упаковки и выполнение пакетных и
контейнерных перевозок;
надежность
и гибкость поставки;
возможность
выбора способа доставки.
Соотношение
значимостей отдельных показателей
может меняться. Например, в условиях
дефицита платежных средств в РФ высокое
значение имело предоставление кредитов.
В то время в странах с развитой рыночной
экономикой наиболее значимым показателем
является надежность поставки.
Массовые
опросы клиентуры, проведенные западными
специалистами, дают следующую картину
ранжирования (по стопроцентной шкале)
показателей качества обслуживания: 100
пунктами оценена надежность поставки;
60 – удобство анализа, стабильность
получения информации, высокий уровень
выполнения принятых гарантий; 50 –
удобство контактов в процессе обслуживания;
10 – возможность предоставления кредита
и т.д. Цикл обслуживания на предприятии
состоит из трех элементов: время от
получения заказов до принятия решения
о его выполнении, время комплектации
заказа и время доставки.
Производители
требуют иногда весьма высоких стандартов
выполнения услуг со стороны службы
сервиса. Например, в течение недели
должно быть выполнено 95% полученных от
дилеров заявок на поставку. Заказы
дилеров должны быть исполнены с точностью
до 99%. Клиент должен не позднее чем через
3 часа получить запрос о состоянии товара
на транспорте, уровень потерь от
повреждения грузов в пути следования
не должен превышать 1%.
Четкость
обслуживания потребителей характеризуется
временем от получения заказа до его
выполнения. Потребители считают, что
лучше выполнить заказ точно за 10 дней,
чем время цикла будет колебаться от 3
до 30 дней. В зависимости от различной
продолжительности периодов планируемой
поставки считается допустимой следующая
вариабельность времени доставки: для
8-10 недель ±25%; 4-8 недель ±10%; менее 4 недель
±1%. Некоторые варианты вариабельности
изменяются также в зависимости от уровня
технического прогресса отдельных стран.
Изучение
психологии потребителей в зависимости
от их интересов и склонностей за рубежом
показало, что их можно разделить на три
группы:
Первые
предпочитают высокое качество
обслуживания.
Вторые
ориентируются на высокую скорость,
эффективность и минимум риска при
продаже.
Третьи
делегируют обслуживание процессов
сбыта и продажи посредникам.
Рассмотрим
непосредственно само логистическое
обслуживание.
Служба
сервиса охватывает всю логистическую
цепь, создавая своеобразную гармонию
между ее технологическими компонентами
и субъектами, использующими логистическую
систему (ЛС). В экономике развитых
зарубежных стран проблемам сервиса
всегда придавалось первостепенное
значение. Высокоорганизованный сервис,
который является одним из важных
элементов современной логистики в
условиях свободной рыночной экономики,
— это существенная часть маркетинга.
Услуги,
предоставляемые службами сервиса,
весьма разнообразны и носят системный
характер. Однако они в существенной
степени связаны с экспедиторской
деятельностью при обслуживании
материальных потоков распределением
продукции и доставки грузов «точно в
срок», непосредственно с работой
транспорта. Служба сервиса принимает
активное участие в осуществлении
горизонтальных экономических связей
между производителями и потребителями
продукции, включая транспорт и
экспедиционное обслуживание.
Экспедиционная
деятельность при обслуживании материальных
потоков отличается большим разнообразием
выполняемых услуг:
комиссионирование,
подгруппировка и упаковка грузов,
документальное оформление перевозок
и расчеты по тарифам за перевозку с
транспортными предприятиями;
погрузочно-разгрузочные
и складские операции, которые выполняют
как на региональных распределительных
складах, создаваемых предприятиями,
выпускающими готовую продукцию.
Современные тенденции в области
распределения продукции состоят в том,
чтобы размещать складские объекты, на
которых выполняются процедуры
комиссионирования, непосредственно у
пунктов производства;
передача
информации в продвижении материальных
потоков от поставщика продукции до
потребителей на всех фазах транспортного
процесса. В современной экспедиторской
деятельности применяют ЭВМ.
Принципами
логистики провозглашаются приоритеты
потребления, поэтому уровень и содержание
сервиса, предоставляемого клиентуре,
выдвигается в логистике на передний
план, а сокращение времени оперативного
выполнения заказа утверждается главной
целью логистики. Проблема логистического
обслуживания включает 3 группы вопросов:
Технология
и организационная структура обслуживания.
Показатели
качества обслуживания.
Целесообразный
уровень обслуживания и определение
оптимальной сферы обслуживания.
Экспедиторские
организации – это полномочные нейтральные
посредники между отправителями,
получателями и транспортом. Экспедиция
выделяется из сферы производства и
торговли и функционирует в качестве
третьего юридического лица.
Развитие
индивидуальных требований промышленности
и торговли вынуждает предпринимателей
прибегать к определенной защите и тогда
возникает потребность обращаться к
своеобразному маклеру, посреднику и
организатору. Поэтому за рубежом все
производители предлагают свои товары
рынку через посредников. Каждый из них
стремится сформировать собственный
канал распределения. При этом
предприниматели считают, что использование
посредников, в том числе взаимоотношений
с транспортными организациями,
представляет определенные выгоды. Резко
уменьшается число контрактов производителя
с вероятными покупателями товара
(рис.2).
А)
Б)
Рис.2.
Схема организации сервиса индивидуальная
(А), с посредником-экспедитором (Б): Пр –
производитель, К – клиент, П – посредник.
Дистрибьютор
сокращает число контрактов. Кроме того,
у многих производителей недостаточно
ресурсов для осуществления прямого
маркетинга. Обращение предпринимателя
к посредникам также объясняется высокой
эффективностью посреднических мер по
повышению доступности товара на рынке
сбыта. Все это обусловливает своеобразный
ренессанс классической экспедиции. В
экспедиторской деятельности необходимо
тщательно учитывать ситуацию, когда
перед ее клиентами стоит выбор, делать
или покупать, так как от этого выбора
зависят характер и масштабы сервиса.
От этого выбора зависит активность
предпринимательской деятельности. В
последнее время в связи с созданием
общего рынка активизируется международная
деятельность службы сервиса, которая,
также как и логистика, пересекает
национальные границы.
В
сфере обслуживания функционируют как
крупные фирмы – центры сервиса, оснащенные
современным электронным оборудованием,
так и небольшие частные экспедиционные
организации, которые обслуживают
небольшие предприятия по принципу
курьерской службы в короткое время и с
высокой степенью надежности.
В
рамках логистической системы при
организации сервиса применяют
индивидуальный, децентрализованный
способ, когда каждое предприятие или
фирма осуществляют сервис,
транспортно-экспедиционное обслуживание
самостоятельно, и централизованный,
когда обслуживание осуществляется
посредниками, специализированными
транспортно-экспедиционными организациями,
мощными центрами сервиса. Наиболее
простая и экономичная схема обслуживания
– один производитель – один потребитель.
Такая схема реализуется в ограниченных
секторах экономики. Чаще крупные фирмы
и предприятия имеют более сложные схемы
реализации сбыта и поставок. Для каждого
обобщенного производителя на макроуровне
решается задача идентификации величины
торговых зон, сфер обслуживания. Иногда
выделяют макро- и микроуровни логистического
обслуживания.
При
макроуровне для отдельных компонентов
логистической деятельности. На макроуровне
осуществляется идентификация сегментов
и групп потребителей по географическим
зонам или характеру обслуживания.
При
идентификации групп потребителей по
торговым сегментам или зонам в первую
очередь руководствуются характером
сервиса и географическим фактором. На
основании такого анализа определяются
зоны доступности логистического
обслуживания, осуществляется группировка
и определяется его уровень. При
распределении потребителей по торговым
зонам руководствуются также объемом и
характером деловых операций,
платежеспособностью, потребным уровнем
обслуживания и другими факторами.
При
определении оптимальных зон обслуживания
– торговых сегментов, — помимо классических
методов решения производственно-транспортных
задач, применяют эвристические подходы,
например, теорию нечетких множеств.
Важным
критерием, позволяющим оценить систему
сервиса, как с позиции поставщика, так
и с позиции получателя услуг, является
уровень логистического обслуживания.
Расчет
данного показателя выполняют по следующей
формуле:
m
η
= — * 100% (1)
М
где:
η
– уровень логистического обслуживания;
m
– количественная оценка фактически
оказываемого объема логистического
сервиса;
М
– количественная оценка практически
возможного объема логистического
сервиса.
Для
оценки уровня логистического обслуживания
выбираются наиболее значимые виды
услуг, т.е. услуги, оказание которых
сопряжено со значительными затратами,
а неоказание с существенными потерями
на рынке.
Уровень
обслуживания потребителей определяется
эффективностью логистики, слагаемые
которой следующие:
срок
поставки – промежуток между датами
выдачи и выполнения заказа. Выигрывает
на рынке производитель, обеспечивающий
меньший срок поставки;
обязательность
(точность) поставки – оценка верности
поставщика согласованным срокам. Она
является мерой надежности и доверия,
которые клиент проявляет к изготовителю
продукции;
готовность
к поставке – согласованность и
подтверждение срока выполнения заказа
поставщиком в соответствии с пожеланиями
клиента;
качество
поставок – характеристика доли заказов,
выполненных в соответствии с заказом
(спецификацией) клиента;
информационная
готовность – готовность предприятия
выдать всю запрашиваемую покупателем
информацию относительно поставляемой
ему продукции;
гибкость
– готовность предприятия выполнить
вносимые клиентом изменения в ранее
оформленный заказ.
Существенным
показателем сервиса является уровень
обслуживания η,
который
определяется соотношением:
n
∑ ti
i=1
η
= ——
N
∑ ti
i=1
где:
n – фактичесмкое количество оказываемых
услуг;
N
– количество услуг, которое теоретически
может быть оказано;
ti
– время на выполнение i-той услуги.
Т
n
∑ ti
i=1
аким образом, — суммарное
время, фактически затрачи-
ваемое
на оказание услуг.
N
∑ ti
i=1
А
— время, которое теоретически
может быть затрачено
на
выполнение всего комплекса возможных
услуг (рис.3)
Рис.3.
График зависимости затрат на обслуживание
от величины уровня обслуживания
Начиная
от 70% и выше, затраты сервиса растут
экспоненциально в зависимости от уровня
обслуживания, а при уровне обслуживания
90% и выше сервис становится невыгодным.
Специалисты подсчитали, что при повышении
уровня обслуживания от 95 до 97% экономический
эффект повышается на 2%, а расходы
возрастают на 14%.
С
другой стороны, снижение уровня
обслуживания ведет к увеличению потерь,
вызванных ухудшением качества сервиса.
Эта зависимость также может быть
представлена графиком (рис.4)
Потери,
вызванные ухудшением
обслуживания
(руб.)
%
– уровень обслуживания
Рис.4.
График зависимости потерь, вызванных
ухудшением обслуживания от величины
уровня обслуживания
Таким
образом, рост конкурентоспособности
компании, вызванный ростом уровня
обслуживания, сопровождается, с одной
стороны, снижением потерь на рынке, а с
другой – повышением расходов на сервис.
Задача логистической службы заключается
в поиске оптимальной величины уровня
обслуживания.
Для
определения оптимального уровня
обслуживания осуществляется своеобразная
балансировка расходов, доходов и прибыли,
реализуется принцип компромиссного
решения, при котором фирмы прилагают
усилия, чтобы достигнуть наилучшего
соотношения между ценами и уровнем
обслуживания, между расходами и доходами.
По существу, эта процедура сводится к
тому, что сопоставляются затраты,
связанные с увеличением уровня
обслуживания, с потерями доходов на
рынке продажи, которые растут при
уменьшении числа услуг. В итоге
балансировки находится некоторый
оптимум уровня обслуживания. Клиент
несет потери в зависимости от уровня
обслуживания.
Графически
оптимальный размер уровня сервиса можно
определить, построив суммарную кривую
F3, отражающую поведение затрат и потерь
в зависимости от изменения уровня
обслуживания. График функции F3 получен
суммированием функций F1 и F2.
Затраты
и потери, руб.
Оптимальный
уровень
обслуживания
%,
уровень обслуживания
Рис.5.
График зависимости затрат и потерь от
величины уровня обслуживания (функция
F3)
Вследствие
трудностей поиска и практической
реализации оптимального уровня
обслуживания посреднические фирмы и
их клиентура ориентируется на «достаточно
хорошие решения» – на удовлетворительный
баланс расходов и доходов. Нередко при
определении масштабов услуг по требованию
потребителей исходят из ограниченных
бюджетных возможностей потребителя и
некоторого предельного уровня сервиса.
При
наличии нескольких конкурирующих между
собой посреднических центров сервиса
(транспортно-экспедиционного обслуживания)
потребитель имеет свободу выбора и
руководствуется в первую очередь
экономическими соображениями. Для
формализации процедуры поиска оптимального
варианта обслуживания пользуются
довольно простой матричной моделью. По
горизонтали матрицы размещается массив
экспедиторских поручений, по вертикали
– посреднические центры, занимающиеся
этой деятельностью. На пересечении
строк и столбцов указывают расходы по
выполнению того или иного вида деятельности
центра. Суммируя по столбцам отдельные
элементы затрат, потребитель имеет
возможность выбрать наилучший вариант
сервиса по критерию минимума расходов.
Заключение
Деятельность
производителя любых изделий, но особенно
технически сложных, как производственного,
так и сбытового назначения, обречена
на неудачу, если не организован должным
образом высококачественный сервис.
Раньше
сервис был одним из наиболее отсталых
сфер производственно-сбытовой деятельности
отечественных предприятий и объединений,
как на внутреннем, так и на внешнем
рынках. Вследствие устойчивости
менталитета прошлых лет, сложившегося
у производственников в условиях
дефицитного рынка, в силу которого они
не интересовались судьбой своих изделий,
покинувших заводскую территорию,
организация требуемого сервиса
представляет собой сложную задачу. Ее
решение облегчается наличием богатого
мирового опыта сервисной деятельности,
использовать который с учетом специфики
российских условий настоятельно
необходимо.
К
основным принципам, которые положены
в основу современного сервиса, относятся:
Максимальное
соответствие его требованиям потребителей
и характеру потребляемых изделий.
Неразрывная
связь сервиса с маркетингом, его основными
принципами и задачами.
Гибкость
сервиса, его направленность на учет
меняющихся требований рынка, потребителей,
обслуживаемых продуктов.
Доставка
изделия на место эксплуатации (потребления)
таким образом, чтобы свести к минимуму
вероятность его повреждения в пути.
Приведение
изделия (техники) в рабочее состояние
на месте эксплуатации (установка, монтаж)
и демонстрация его покупателю в действии.
Обеспечение
полной готовности изделия к эксплуатации
в течение всего срока нахождения его у
потребителя.
Оперативная
поставка запасных частей и создание
для этого необходимой сети складов,
тесный контакт с изготовителями запасных
частей.
Сбор
и систематизация информации о том, как
эксплуатируется техника потребителями
(условия, продолжительность, квалификация
персонала и т.д.) и какие они при этом
высказывают замечания, жалобы, предложения.
Участие
в совершенствовании и модернизации
потребляемых изделий по результатам
анализа указанной выше информации.
Сбор
и систематизация информации о том, как
ведут сервисную работу конкуренты,
какие новшества сервиса предлагают они
клиентам.
Помощь
службе маркетинга предприятия в анализе
и оценке рынков, покупателей и товара.
Формирование
постоянной клиентуры рынка по принципу:
«Вы покупаете наш товар и используете
его – мы делаем все остальное».
Сервис
подразделяется на предпродажный и
послепродажный, а последний на гарантийный
и послегарантийный.
Качество
сервиса – есть ключ к коммерческому
успеху. Мировая практика выработала
определенные правила организации
эффективного сервиса, суть которых
состоит в следующем.
Сервис
должен быть обещан покупателю. Иначе
говоря, текст с описанием содержания
сервиса, оказываемого предприятием,
должен быть доведен до покупателей
данного сегмента рынка. Предварительно
следует изучить, какой именно уровень
сервиса покупатели этого сегмента
считают отличным.
Гарантии
сервиса и его качества должны быть более
обширными, чем ожидает покупатель. В
этом случае они вызывают положительные
эмоции и стремление продолжать контакт
с источником таких эмоций. Любые, даже
мимолетные, контракты с покупателем
должны развивать и закреплять положительную
оценку покупателем службы сервиса
предприятия.
Персоналу
службы сервиса следует ясно представлять,
какое именно качество работы от него
ожидают. Для этого должны быть разработаны
стандарты обслуживания для каждого
сотрудника службы.
Под
стандартами обслуживания понимаются
правила работы сотрудников сервисного
комплекса (сервис-центра). Эти правила
обязательны для исполнения, чтобы
гарантировать высокое качество всех
производимых
Главная / Экономика /
Введение в логистику / Тест 10
Упражнение 1:
Номер 1
Сервис — это
Ответ:
(1) работа по оказанию услуг, т.е. по удовлетворению чьих-нибудь нужд
(2) гарантийное обслуживание потребителей
(3) конкретное действие, приносящее пользу
(4) комплекс услуг, оказываемых в процессе потребления товаров
Номер 2
Кем может осуществляться логистический сервис?
Ответ:
(1) предприятием — изготовителем продукции
(2) посредниками
(3) любым участником распределительной цепи
(4) покупателем
Упражнение 2:
Номер 1
Что является объектом логистического сервиса?
Ответ:
(1) материальный поток
(2) материальные и связанные с ними информационные потоки
(3) потребители материального потока
(4) процесс продажи товара
Номер 2
Графически оптимальный уровень сервиса находится
Ответ:
(1) в точке максимума кривой общих затрат и потерь
(2) в точке минимума кривой общих затрат и потерь
(3) в точке, где касательная перпендикулярна оси Х
(4) в точке, где касательная перпендикулярна оси Y
Упражнение 3:
Номер 1
Как меняются потери, вызванные ухудшением обслуживания при уменьшении уровня обслуживания?
Ответ:
(1) увеличиваются
(2) уменьшаются
(3) сначала увеличиваются затем уменьшаются
(4) сначала уменьшаются затем увеличиваются
Номер 2
Чем сопровождается рост конкурентоспособности предприятия, вызванный ростом уровня обслуживания?
Ответ:
(1) снижением спроса на товар
(2) снижением потерь на рынке
(3) повышением расходов на сервис
(4) потерей рынка сбыта
Упражнение 4:
Номер 1
Чем определяется качество логистического обслуживания?
Ответ:
(1) временем на осуществление заказа
(2) наличием запасов
(3) возможностью предоставления кредитов, скидок
(4) конкурентоспособностью предприятия
Номер 2
Чем определяется качество логистического обслуживания?
Ответ:
(1) надежностью поставки
(2) полным временем от получения заказа до поставки партии материальных ресурсов
(3) возможностью выбора способа доставки
(4) типом товара
Упражнение 5:
Номер 1
Какова задача логистической службы?
Ответ:
(1) определить оптимальную величину уровня обслуживания
(2) определить минимальную величину уровня обслуживания
(3) определить максимальную величину уровня обслуживания
(4) определить минимальный уровень затрат на обслуживания
Номер 2
Сервис оценивают показателем
Ответ:
(1) уровня обслуживания
(2) фактического количества оказываемых услуг
(3) времени на выполнение услуг
(4) конкурентоспособности
Упражнение 6:
Номер 1
Что из перечисленного относится к действиям, которые позволяют сформировать систему логистического сервиса?
Ответ:
(1) оценка оказываемых услуг
(2) установление взаимосвязи между уровнем сервиса и стоимостью оказываемых услуг
(3) определение уровня сервиса, необходимого для обеспечения конкурентоспособности компании
(4) установление обратной связи с покупателями для обеспечения соответствия услуг потребностям покупателей
Номер 2
Что из перечисленного относится к действиям, которые позволяют сформировать систему логистического сервиса?
Ответ:
(1) сегментация потребительского рынка
(2) определение перечня наиболее значимых для покупателей услуг
(3) ранжирование услуг, входящих в составленный перечень
(4) сосредоточение внимания на наиболее значимых для покупателей услугах
Упражнение 7:
Номер 1
Каковы виды логистического сервиса?
Ответ:
(1) предпродажный, послепродажный, логистический сервис во время продажи
(2) ознакомительный, основной и гарантийный
(3) первичный и послепродажный
(4) официальный и неофициальный
Номер 2
Логистический сервис — это
Ответ:
(1) комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товаров
(2) комплекс услуг, оказываемых в процессе потребления товаров
(3) комплекс услуг, оказываемых экспедиторской фирмой
(4) комплекс услуг, оказываемых в гарантийные сроки
Для определения оптимального уровня обслуживания необходимо сопоставить
Работа по оказанию услуг, т.е. по удовлетворению чьих-либо нужд, называется сервисом.
Логистический сервис осуществляется либо самим поставщиком, либо экспедиторской фирмой, специализирующейся в области послепродажного обслуживания.
2.7.2. Система логистического сервиса
Формирование системы логистического сервиса
Определение политики предприятия в сфере оказания услуг связано с формированием системы логистического сервиса и предполагает проведение комплекса взаимосвязанных работ.
При этом сегментация потребительского рынка может осуществляться по географическому фактору, по характеру оказываемых услуг или другому признаку. Выбор значимых для покупателей услуг, их ранжирование и определение стандартов логистического обслуживания производится путем проведения опросов потребителей.
Уровень логистического обслуживания
Основным критерием, позволяющим оценить систему сервиса, как с позиции поставщика, так и с позиции получателя услуг, является уровень логистического обслуживания.
Уровень логистического обслуживания это количественная характеристика соответствия фактических значений показателей качества и количества логистических услуг оптимальным или теоретически возможным значениям этих показателей. Расчет уровня логистического обслуживания выполняется по следующей формуле:
где Y уровень логистического обслуживания;
m количественная оценка фактически оказываемого объема логистических услуг;
М количественная оценка теоретически возможного объема логистического сервиса.
Пример 2.7.1. Рассмотрим деятельность оптового предприятия, торгующего запасными частями к автомобилям определенной марки. Допустим, что общий список запасных частей для автомобилей данной марки содержит 2000 видов, из которых на предприятии постоянно имеются 500 видов. Тогда уровень обслуживания будет равен
Уровень обслуживания можно оценивать также, сопоставляя время на выполнение фактически оказываемых в процессе поставки логистических услуг со временем, которое необходимо было бы затратить в случае оказания всего комплекса возможных услуг в процессе той же поставки. Расчет выполняется по следующей формуле:
где n и N соответственно фактическое и теоретически возможное количество оказываемых услуг;
t i время на оказание i-й услуги.
Для оценки уровня логистического обслуживания выбираются наиболее значимые виды услуг, оказание которых сопряжено со значительными затратами, а отсутствие с существенными потерями на рынке.
Зависимость расходов на сервис от уровня обслуживания показана на рис. 2.7.1.
Рис. 2.7.1. Зависимость затрат на обслуживание от уровня обслуживания
Начиная от 70% и выше затраты на сервисное обслуживание растут экспоненциально в зависимости от уровня обслуживания и при достижении уровня 90% увеличение объема логистического сервиса становится невыгодным. При этом снижение уровня обслуживания ведет к увеличению потерь, вызванных ухудшением качества сервиса (рис. 2.7.2).
Рис. 2.7.2. Зависимость потерь, вызванных
ухудшением обслуживания, от уровня обслуживания
Задача логистической службы заключается в поиске оптимальной величины уровня обслуживания. Графически оптимальный размер уровня сервиса можно определить, построив суммарную кривую F, отражающую поведение затрат и потерь в зависимости от уровня обслуживания (рис. 2.7.3).
Рис. 2.7.3. Зависимость затрат и потерь от величины уровня обслуживания
2.7.3. Критерии качества
логистического обслуживания
Гибкость поставки характеризует степень удовлетворения пожелании клиента об изменении первоначальных условий поставки без нарушения согласованного срока выполнения заказа. Сюда относят возможность изменения формы или способа передачи заказа, вида тары и упаковки по сравнению с установленными в рамках спецификации заказа и др.
Надежность поставки определяет способность поставщика соблюдать обусловленные договором сроки выполнения заказа. Существенным фактором, влияющим на надежность поставки, является наличие предусмотренных договором обязательств (гарантий), в силу которых поставщик несет ответственность за нарушение сроков поставки.
Длительность выполнения заказа характеризует календарный период с момента получения заказа до поставки партии товаров потребителю. Длительность выполнения заказа включает в себя время оформления заказа, изготовления (если заказанные товары отсутствуют на складе), упаковки, отгрузки и доставки потребителю.
2.7.4. Послепродажное логистическое обслуживание
Послепродажное логистическое обслуживание представляет собой комплекс услуг по техническому обслуживанию товаров в течение всего срока их эксплуатации, информированию и обучению потребителей.
Вопросы для повторения
© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет
Источник
Для определения оптимального уровня обслуживания необходимо сопоставить
Работа по оказанию услуг, т.е. по удовлетворению чьих-либо нужд, называется сервисом.
Логистический сервис осуществляется либо самим поставщиком, либо экспедиторской фирмой, специализирующейся в области послепродажного обслуживания.
2.7.2. Система логистического сервиса
Формирование системы логистического сервиса
Определение политики предприятия в сфере оказания услуг связано с формированием системы логистического сервиса и предполагает проведение комплекса взаимосвязанных работ.
При этом сегментация потребительского рынка может осуществляться по географическому фактору, по характеру оказываемых услуг или другому признаку. Выбор значимых для покупателей услуг, их ранжирование и определение стандартов логистического обслуживания производится путем проведения опросов потребителей.
Уровень логистического обслуживания
Основным критерием, позволяющим оценить систему сервиса, как с позиции поставщика, так и с позиции получателя услуг, является уровень логистического обслуживания.
Уровень логистического обслуживания это количественная характеристика соответствия фактических значений показателей качества и количества логистических услуг оптимальным или теоретически возможным значениям этих показателей. Расчет уровня логистического обслуживания выполняется по следующей формуле:
где Y уровень логистического обслуживания;
m количественная оценка фактически оказываемого объема логистических услуг;
М количественная оценка теоретически возможного объема логистического сервиса.
Пример 2.7.1. Рассмотрим деятельность оптового предприятия, торгующего запасными частями к автомобилям определенной марки. Допустим, что общий список запасных частей для автомобилей данной марки содержит 2000 видов, из которых на предприятии постоянно имеются 500 видов. Тогда уровень обслуживания будет равен
Уровень обслуживания можно оценивать также, сопоставляя время на выполнение фактически оказываемых в процессе поставки логистических услуг со временем, которое необходимо было бы затратить в случае оказания всего комплекса возможных услуг в процессе той же поставки. Расчет выполняется по следующей формуле:
где n и N соответственно фактическое и теоретически возможное количество оказываемых услуг;
t i время на оказание i-й услуги.
Для оценки уровня логистического обслуживания выбираются наиболее значимые виды услуг, оказание которых сопряжено со значительными затратами, а отсутствие с существенными потерями на рынке.
Зависимость расходов на сервис от уровня обслуживания показана на рис. 2.7.1.
Рис. 2.7.1. Зависимость затрат на обслуживание от уровня обслуживания
Начиная от 70% и выше затраты на сервисное обслуживание растут экспоненциально в зависимости от уровня обслуживания и при достижении уровня 90% увеличение объема логистического сервиса становится невыгодным. При этом снижение уровня обслуживания ведет к увеличению потерь, вызванных ухудшением качества сервиса (рис. 2.7.2).
Рис. 2.7.2. Зависимость потерь, вызванных
ухудшением обслуживания, от уровня обслуживания
Задача логистической службы заключается в поиске оптимальной величины уровня обслуживания. Графически оптимальный размер уровня сервиса можно определить, построив суммарную кривую F, отражающую поведение затрат и потерь в зависимости от уровня обслуживания (рис. 2.7.3).
Рис. 2.7.3. Зависимость затрат и потерь от величины уровня обслуживания
2.7.3. Критерии качества
логистического обслуживания
Гибкость поставки характеризует степень удовлетворения пожелании клиента об изменении первоначальных условий поставки без нарушения согласованного срока выполнения заказа. Сюда относят возможность изменения формы или способа передачи заказа, вида тары и упаковки по сравнению с установленными в рамках спецификации заказа и др.
Надежность поставки определяет способность поставщика соблюдать обусловленные договором сроки выполнения заказа. Существенным фактором, влияющим на надежность поставки, является наличие предусмотренных договором обязательств (гарантий), в силу которых поставщик несет ответственность за нарушение сроков поставки.
Длительность выполнения заказа характеризует календарный период с момента получения заказа до поставки партии товаров потребителю. Длительность выполнения заказа включает в себя время оформления заказа, изготовления (если заказанные товары отсутствуют на складе), упаковки, отгрузки и доставки потребителю.
2.7.4. Послепродажное логистическое обслуживание
Послепродажное логистическое обслуживание представляет собой комплекс услуг по техническому обслуживанию товаров в течение всего срока их эксплуатации, информированию и обучению потребителей.
Вопросы для повторения
© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет
Источник
Уровень сервиса (Service Level)
Наиболее часто уровень сервиса определяется через 7+1 правило управления логистикой и цепями поставок, также называемое идеальный заказ (perfect order):
Такой способ оценки уровня сервиса уже стал достаточно стандартным для большинства компаний, а многие из них даже имеют весьма качественные данные и необходимые информационные технологии для постоянного мониторинга.
Уровень сервиса может (и должен) давать возможность для более широкой оценки эффективности управления в логистике и цепях поставок. Необходимо оценивать прямые и косвенные показатели, определяющие способность цепи поставок гибко реагировать на рыночный спрос и обеспечивать его удовлетворение, постоянно повышая уровень логистического обслуживания.
Чаще всего выделяют три дополняющих друг друга варианта оценки уровня логистического сервиса:
Первый, называемый α-уровень сервиса, представляет собой метрику, которая может быть ориентирована либо на события, либо на циклы в цепи поставок. С событийной точки зрения α-уровень сервиса определяется вероятностью того, что поступающий заказ может быть полностью выполнен с использованием текущих складских запасов. При определении этой вероятности берется в расчет предопределенный период (связанный со стратегическими целями компании), выражаемый в днях, неделях или относительно цикла обработки заказа. С точки зрения циклов α-уровень сервиса определяется как доля периодов, в течение которых не было ситуации «out of stock» («нет на складе»).
Расчет показателей уровня сервиса может осуществляться как в разрезе отдельных номенклатурных позиций, так и по исполнению заказов в целом. При этом можно рассматривать как количество товара, так и его стоимость, что дает немного разные взгляды на последствия низкого уровня сервиса для компании. Например, доля недовложений, рассчитанная исходя из количества недопоставленного товара, определяет степень эффективности цепи поставок по сравнению с теоретическим «идеалом». В то время как доля недовложений, рассчитанная в денежном эквиваленте, показывает, как низкая эффективность цепи поставок влияет на финансовый результат деятельности компании (ее оборот). Такой показатель также называется «потери по причине отсутствия товаров».
Повышение уровня логистического сервиса и затраты на его обеспечение
Поэтому цели значительного повышения уровня логистического сервиса и качества обслуживания клиентов должны опираться на оценку размера логистических затрат, которые компания вынуждена будет вложить для поддержания обещанного уровня обслуживания.
Источник
Управление запасами
Расчёт уровня логистического сервиса (уровень удовлетворения спроса запасами)
Выполняя консалтинговые проекты, я не раз сталкивался с ситуацией, когда представители заказчика больше упирали на проблему с дефицитами и неликвидами, не всегда уделяя должное внимание определению оптимального уровня удовлетворения спроса остатками. Оптимальным я называю такой уровень, который позволяет получать максимальную прибыль, причём в первую очередь – в абсолютном значении, а уже во вторую – в аналоге ROI – доходности на каждый рубль, вложенный в запасы.
1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Склад нужен. Часто к вам приходят или звонят клиенты, которые согласны купить что-то только, если это есть у вас на складе прямо сейчас. Склад – это дополнительный уровень сервиса, за который согласны платить дополнительные деньги и без которого некоторые, вообще, не согласны работать с вами.
В результате получается, что хранение любой продукции на складе стоит компании 50% годовых от её стоимости.
Задача. Разработать критерий оптимального объёма складских остатков и способ расчёта нормы складского запаса для каждой позиции, который можно было бы использовать для определения объёма необходимого дозаказа у поставщика.
2. ПРИМЕР НЕЭФФЕКТИВНОСТИ 100%-НОГО УРОВНЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ СПРОСА ОСТАТКАМИ
Спрос – количество единиц по позиции, которое было бы продано за период, если бы эта позиция лежала на складе в течение всего периода в необходимом количестве.
Уровень удовлетворения спроса остатками – это отношение суммированных продаж компании за период к суммированному спросу за тот же период в той же компании.
Теперь через этот уровень удовлетворения спроса остатками надо определить, какое количество определённой позиции нам необходимо держать на складе. Если это количество будет равно максимально возможному спросу за период между заказами этой позиции, то мы сможем обеспечить 100%-ный уровень удовлетворения спроса остатками. Но дело в том, что зависимость необходимого складского запаса для удовлетворения определённого уровня спроса остатками растёт не линейно. То есть для обеспечения 100%-ного уровня вместо 90%-ного может понадобиться увеличить складские запасы не на те же 10-11%, а удвоить или даже утроить их – так происходит, когда наблюдается большая неравномерность спроса. А следствием из удвоения объёмов запасов служит и удвоение стоимости его обслуживания, которое может и не окупиться дополнительной маржой от удовлетворения б ольшего спроса.
Например, на этом графике, мы видим, что маржа, которую мы получаем при обеспечении уровня удовлетворения спроса остатками в 90% – наибольшая. А, значит, если перед нами не стоит стратегическая задача непрерывного процесса обеспечения этой позицией наших клиентов – то наиболее выгодным будет поддержание остатка на уровне удовлетворения спроса остатками именно в 90%. Это может быть не позволительно, когда мы обеспечиваем собственное производство, или у нас есть жёсткая договорённость с клиентами. Для большинства же складских позиций обеспечение 100%-ного уровня удовлетворения спроса остатками – обычно не обязательно и как мы видим из графика – менее прибыльно, а в ряде случаев – даже убыточно.
Простейший пример, хорошо подтверждающий такую ситуацию – продажи при каждодневном довозе до нормы складского остатка. В данном примере рассмотрены четыре стратегии, задаваемые нормой складского остатка в 50, 100, 150 и 200 единиц. Эта норма означает, что на каждое утро в точке продаж было это количество, которым и торговали в течение дня. Соответственно, продажи за день равны минимуму между спросом и этим нормативом. При этом маржа от продажи единицы товара равна трём рублям, а затраты на хранение единицы товара в течение дня равна одному рублю:
Источник
УРОВЕНЬ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Важным критерием, позволяющим оценить систему сервиса, как с позиции поставщика, так и с позиции получателя услуг, является уровень логистического обслуживания.
Расчет данного показателя выполняют по следующей формуле:
где h — уровень логистического обслуживания; m — количественная оценка фактически оказываемого объема логистического сервиса; М — количественная оценка теоретически возможного объема логистического сервиса.
Для оценки уровня логистического обслуживания выбираются наиболее значимые виды услуг, то есть услуги, оказание которых сопряжено со значительными затратами, а неоказание — с существенными потерями на рынке. Приведем два варианта расчета величины данного показателя.
Вариант 1. Рассмотрим в качестве примера, оптовое предприятие, торгующее запасными частями к автомобилям определенной марки. Допустим, что общий список (номенклатура) запасных частей для автомобилей данной марки содержит 2000 видов, из которых на предприятии постоянно имеются 500 видов. Тогда уровень обслуживания можно рассчитать как отношение максимально возможного количества видов запасных частей к количеству видов, фактически имеющемуся в продаже:
h = 500 / 2000 * 100 = 25%
Для того чтобы повысить значение данного показателя, необходимо понести дополнительные расходы в связи с увеличением запаса, применением более совершенной системы управления, а, также по ряду других причин. С другой стороны, в нашем случае повышение уровня обслуживания будет означать расширение ассортимента. Реакцию рынка, на подобную стратегию торговца в свое время образно показал А. Райкин: “Обувь, черный верх — белый низ, есть? — Есть!. Белый верх — черный низ, есть? — Есть!”. “ТОВАРОВЕД — УВАЖАЕМЫЙ ЧЕЛОВЕК”. Сегодня (как, впрочем и тогда) “уважение рынка” — это дополнительная прибыль.
Вариант 2. Уровень обслуживания можно оценивать также и сопоставляя время на выполнение фактически оказываемых в процессе поставки логистических услуг со временем, которое необходимо было бы затратить в случае оказания всего комплекса возможных услуг в процессе той же поставки. Расчет выполняют по следующей формуле*: *Данный метод количественной оценки уровня логистического обслуживания описан в работе Смехова А. А. Введение в логистику — М.: Транспорт, 1993.
где N — количество услуг, которое теоретически может быть оказало; n — фактическое количество оказываемых услуг; t, — время на выполнение i-той услуги.
Таким образом, — суммарное время, фактически затрачиваемое на оказание услуг, — время, которое теоретически может быть затрачено на. выполнение всего комплекса. возможных услуг.
На. рис. 70 показана зависимость расходов на сервис от величины уровня обслуживания.
С другой стороны, снижение уровня обслуживания ведет к увеличению потерь, вызванных ухудшением качества сервиса. Эта зависимость также может быть представлена графически (рис. 71).
Таким образом, рост конкурентоспособности компании, вызванный ростом уровня обслуживания, сопровождается, с одной стороны, снижением потерь на рынке, а с другой — повышением расходов на сервис. Задача логистической службы заключается в поиске оптимальной величины уровня обслуживания.
Графически оптимальный размер уровня сервиса можно определить, построив суммарную кривую Гз, отражающую поведение затрат и потерь в зависимости от изменения уровня обслуживания (рис. 72).
Источник