Росфинмониторинг список факторинговых компаний

Ассоциация факторинговых компаний (АФК) сообщает о вводе в эксплуатацию системы идентификации факторинговых компаний, состоящих на учете в Федеральной службе по финансовому мониторингу.

Система реализована посредством web-интерфейса на портале Росфинмониторинга по адресу  https://portal.fedsfm.ru/check-inn , в качестве идентификатора используется ИНН.

Любое заинтересованное лицо может самостоятельно проверить данные о постановке на учет в Росфинмониторинге своего контрагента — факторинговой компании.

Согласно статье 825 Гражданского кодекса РФ, заключать договоры факторинга в качестве финансового агента вправе любая коммерческая организация.

Надзорный орган в сфере деятельности указанных организаций (факторинговых компаний) отсутствует.

Согласно Федеральному закону  от 7 августа 2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», коммерческие организации, заключающие договоры факторинга в качестве финансового агента (фактора), являются субъектами данного закона.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 № 58 факторинговые компании подлежат постановке на учет в Росфинмониторинге.

Отсутствие данных о постановке факторинговой компании на учет в Росфинмониторинге может свидетельствовать о неисполнении такой компанией требований действующего законодательства.

Лица, выступающие контрагентами факторинговых компаний, не состоящих на учете в Росфинмониторинге, вправе отказаться от заключения договоров факторинга с такими компаниями до устранения нарушений.

Также отсутствие факторинговой компании в реестре Росфинмониторинга может служить основанием для кредитной организации отказать в проведении операций с денежными средствами по договорам факторинга.

АФК напоминает действующим и создающимся факторинговым компаниям о необходимости соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

АФК рекомендует клиентам факторинговых компаний до заключения договоров факторинга осуществлять самостоятельную проверку своих контрагентов на портале Росфинмониторинга.

Росфинмониторинг поможет выявить нелегальные факторинговые компании

08.07.2016 10:12


Для проверки необходимо на сайте Росфинмониторинга указать ИНН факторинговой компании и сервис укажет, состоит ли компания на учете в ведомстве. Сервис призван уберечь потенциальных клиентов от псевдофакторов и возможных претензий со стороны налоговиков.

На сайте Росфинмониторинга можно проверять, состоит та или иная факторинговая компания на учете в ведомстве или работает нелегально. Сервис убережет потенциальных клиентов от псевдофакторов и возможных претензий со стороны налоговиков.

Росфинмониторинг — единственный регулятор факторинговой деятельности в рамках закона о противодействии легализации преступных доходов (закон N115-ФЗ). Именно это ведомство ведет учет игроков рынка факторинга, регистрирует и контролирует их. Лицензий факторинговые компании не имеют, ЦБ рынок не контролирует. В результате нередки случаи, когда факторинговые услуги предлагают компании, не зарегистрированные Росфинмониторингом. Новый сервис поможет клиентам отличить псевдофактора от реального. «До введения сервиса проверить выполнение факторинговой компанией требований законодательства было крайне сложно, Росфинмониторинг эту информацию не раскрывал»,— говорит руководитель службы финансового мониторинга НФК Вера Янченко.

Участники рынка отмечают, что такая проверка необходима. Случаи, когда далекие от факторинга компании берутся за факторинг, не редкость. Пример тому — недавний спор МРУ Росфинмониторинга по СФО с коллектором ООО «Траст» и компанией ООО «Финансовая экспертиза», которые не были зарегистрированы как факторинговые компании, но в то же время оказывали такие услуги, в том числе и СУ-155. «Возможность проверки, безусловно, способствует общему повышению репутации и прозрачности факторингового рынка, поскольку позволяет осуществить проверку фактора до заключения с ним договора,— отмечает генеральный директор «ВТБ Факторинг» Антон Мусатов.— Это существенно снижает для организаций риск уступки дебиторской задолженности нелегальным структурам». Как отмечал в мае заместитель главы Росфинмониторинга Павел Ливандый, последней тенденцией стало повышение активности факторинговых компаний в теневых схемах. Финразведка уличила их в отмывании 5,6 млрд руб.

Подобная проверка нужна в том числе и для снятия претензий со стороны налоговиков в отсутствии должной осмотрительности в выборе контрагента. «Всегда был шанс, что налоговая в ходе проверки снимет расходы — оплату услуг фактора на том лишь основании, что его нет в реестре Росфинмониторинга,— отмечает партнер юридического бюро DS Law Михаил Александров.— Особенно актуально это могло быть в случае, когда право требования уступается, а деньги от фактора не дошли или дошли не полностью. Проверка же контрагента через сервис усилит аргументы компании в случае судебного спора».

«В нынешнем виде сервис малоинформативен, раскрываемой информации явно недостаточно, чтобы составить представление о факторе,— возражает глава крупной факторинговой компании.— Если же появится компания из теневых структур, то для нее не будет проблемой зарегистрироваться в Росфинмониторинге, так что стопроцентной гарантии проверки качества оказываемых услуг этот сервис не даст».

Дата публикации: 16.11.2019 08:00

В одной из наших статей мы рассматривали вопрос о каких сделках должны сообщать в Федеральную службу по финансовому мониторингу факторинговые компании. Вкратце напомню, что согласно ст.ст. 6 и 7.5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон №115-ФЗ) факторинговая операция, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей НЕ относится к операциям с денежными средствами или иным имуществом подлежащим обязательному контролю. Правильное ли это толкование ст.ст. 6 и 7.5 Федерального закона №115-ФЗ и планируется ли внесение изменений (дополнений) для регулирования данного вопроса с таким официальным запросом мы обратились в Федеральную службу по финансовому мониторингу. И вот в начале ноября 2019 года мы получили официальный ответ, с которым решили поделится.

path_v5-lin Вам также может быть интересно:

О каких операциях клиентов должна сообщать факторинговая компания в Федеральную службу по финансовому мониторингу

Принимая во внимание положения ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ, наличие у факторинговой компании, статуса субъекта указанного закона, обязывает ее принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма или финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ), к которым, в частности, относится представление в Росфинмониторинг сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также в отношении которых при реализации правил внутреннего контроля (ПВК) возникают подозрения об их осуществлении в целях ОД/ФТ.

В статьях 6 и 7.5 Федерального закона №115-ФЗ содержится исчерпывающий перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, сведения о которых подлежат представлению в Росфинмониторинг в сроки, установленные подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ.

При этом операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если она одновременно соответствует двум условиям: по своему характеру относится к одному из видов операций, перечисленных в ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ, а сумма, на которую она совершается, равна или превышает установленное пороговое значение.

Таким образом, при условии, что для факторинговой деятельности профильные операции не включены в перечень операций, подлежащих обязательному контролю, на организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов (факторинговые компании) распространяется обязанность представления в Росфинмониторинг сведений:

обо всех совершенных операциях, подлежащих обязательному контролю в соответствии со ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ, с учетом дополнения в ст. 7.5 указанного закона, в порядке пп. 4 п. 1 ст. 7 указанного закона;

о подозрительных операциях, определенных пунктом 3 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ, в соответствии с приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 г. №103.

В целях совершенствования обязательного контроля рассматривается вопрос о дополнении ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ профильными операциями факторинговых компаний.

Урок об операциях подлежащих обязательному контролю

 

Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель компании Ю-ПИТЕР КОНСАЛТИНГ, e-mail: info@law115.ru

Государственный надзор за деятельностью факторинговых компаний

«Факторинг и торговое финансирование», 2009, N 2

В предлагаемой публикации автор широко освещает насущные вопросы регулирования факторинговой деятельности в Российской Федерации и особенности контроля за ней со стороны Федеральной службы по финансовому мониторингу. Некоторые выводы автора и его предложения не лишены спорных моментов, поэтому могут являться объектом дискуссий, в том числе и на страницах нашего издания.

Общая информация

Чуть больше года назад, 15 января 2008 г., вступил в силу Федеральный закон N 275-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Этот Закон был направлен на совершенствование правового механизма противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Дело в том, что организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов, подпадают под установленное ФАТФ определение «финансовых учреждений», в связи с чем на них должны распространяться все базовые требования национального законодательства о противодействии отмыванию денег и финансированию терроризма.

Считаем необходимым отметить, что своеобразным компенсирующим механизмом контроля за деятельностью финансовых агентов (факторинговых компаний) ввиду отсутствия лицензирования является включение коммерческих организаций, заключающих договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов, в список организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, установленный ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ.

В соответствии с указанным Законом организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов (фактически речь идет о факторинговых компаниях, осуществляющих свою деятельность без банковской лицензии), включаются в перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, что обязывает финансовых агентов соблюдать требования Закона о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Так как деятельность финансовых агентов в целом не отнесена к сфере компетенции какого-либо надзорного органа, то на основании Федерального закона N 115-ФЗ обязанность по осуществлению контроля за исполнением финансовыми агентами законодательства о противодействии отмыванию доходов автоматически возлагается на Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

Таким образом, включение финансовых агентов (т.е. факторинговых компаний) в перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, означает, что все специализированные факторинговые компании, осуществляющие свою деятельность без банковской лицензии, подлежат постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу и обязаны представлять в Росфинмониторинг информацию об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ.

Постановка на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу

Постановка на учет осуществляется в соответствии с Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 N 28.

Все действующие на территории Российской Федерации организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов, должны встать на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу. Вновь создаваемые организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов, должны встать на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу в течение 30 дней с даты их государственной регистрации.

Для постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов, обязаны представить:

  • заявление о постановке на учет в произвольной форме, подписанное руководителем и заверенное печатью организации;
  • карту постановки на учет по форме, утвержденной Федеральной службой по финансовому мониторингу (форма утверждена Приказом Росфинмониторинга от 30.11.2005 N 164 «Об утверждении формы карты постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы»).

Заявление и карта постановки на учет представляются представителем факторинговой компании лично либо отправляются по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Росфинмониторинг в течение 10 дней с даты представления факторинговой компанией документов принимает решение о постановке либо отказе в постановке на учет финансового агента. Решение об отказе в постановке на учет Росфинмониторингом принимается в случае представления документов, оформленных ненадлежащим образом. При этом финансовый агент после устранения причин, по которым ему было отказано в постановке на учет, в течение 5 дней после получения уведомления об отказе может вновь представить документы в Росфинмониторинг.

В случае изменения сведений, содержащихся в карте постановки на учет, факторинговая компания в течение 5 дней сообщает о таких изменениях в Росфинмониторинг.

При ликвидации факторинговой компании либо изменении вида ее деятельности факторинговая компания должна будет направить в Росфинмониторинг заявление о снятии ее с учета. Заявление составляется в произвольной форме, подписывается руководителем и заверяется печатью организации.

Разработка правил внутреннего контроля и программ его осуществления

В целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов, должны разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Правила внутреннего контроля утверждаются руководителем организации и представляются на согласование в Росфинмониторинг в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.

Правила внутреннего контроля разрабатываются в соответствии с Рекомендациями по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденными Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2002 N 983-р.

Указанные Рекомендации определяют единый подход к разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, включая организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов, правил внутреннего контроля, осуществляемого в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с Рекомендациями Росфинмониторинга правила внутреннего контроля должны содержать:

  • порядок документального фиксирования необходимой информации;
  • порядок обеспечения конфиденциальности информации;
  • квалификационные требования к подготовке и обучению кадров;
  • порядок приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, предусмотренных п. 10 ст. 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом специфики деятельности организации.

Правила также должны предусматривать выявление и документальное фиксирование наряду с операциями, подлежащими обязательному контролю, операций со следующими основными признаками:

  • запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
  • несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным ее учредительными документами;
  • неоднократное совершение операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля.

Правила должны предусматривать разработку и реализацию следующих программ осуществления внутреннего контроля:

  1. идентификация клиентов организации, установление и идентификация выгодоприобретателей;
  2. выявление операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций, связанных с отмыванием доходов;
  3. оценка риска совершения клиентом организации операций, связанных с отмыванием доходов;
  4. документальное фиксирование необходимой информации;
  5. обучение сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Все правила и программы осуществления внутреннего контроля должны предусматривать обеспечение конфиденциальности фиксируемой информации о клиентах организации, выгодоприобретателях и совершенных ими операциях, а также о мерах, принимаемых организацией при реализации таких программ.

Порядок представления информации в Росфинмониторинг

Следующий вопрос, на который следует обратить внимание, — это порядок представления организациями, заключающими договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов, информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

Финансовые агенты должны представлять информацию в соответствии с Положением о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.04.2002 N 245.

Информация по операциям (сделкам) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, представляется в Росфинмониторинг организациями не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения соответствующей операции (сделки).

Информация по операциям (сделкам) с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых при реализации программ внутреннего контроля возникают подозрения об их осуществлении с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, представляется организациями не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления соответствующей операции (сделки).

Вся информация представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу в электронном виде по каналам связи или на магнитном носителе. Единый формат представления информации, форма кодирования и перечни (справочники) кодов, подлежащие использованию при ее представлении, а также каналы связи для передачи информации определяются Федеральной службой по финансовому мониторингу.

В целях проверки достоверности получаемой информации и выявления операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, Росфинмониторинг вправе направлять в организации письменные запросы о представлении информации по операциям (сделкам) и документов, подтверждающих эту информацию. В свою очередь организации представляют запрашиваемую информацию и документы в течение 5 рабочих дней с даты получения соответствующего запроса.

Подготовка и обучение кадров

Подготовка и обучение кадров факторинговых компаний в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма должны осуществляться организациями в соответствии с Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденным Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 01.11.2008 N 256.

Целью обучения является получение работниками организации знаний в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, необходимых для соблюдения ими законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также правил внутреннего контроля организации, программ его осуществления и иных организационно-распорядительных документов организации, принятых в целях организации внутреннего контроля.

Положение устанавливает, что руководитель организации утверждает перечень работников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Для финансовых агентов в этот список в соответствии с п. 3 Положения должны входить следующие работники:

а) руководитель организации;

б) руководитель филиала организации;

в) заместитель руководителя организации (филиала);

г) специальное должностное лицо организации (филиала), ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления;

д) главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала) при наличии должности в штате организации (филиала) либо работник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета;

е) работники юридического подразделения организации (филиала), юрист (при наличии);

ж) работники службы внутреннего контроля организации (филиала) (при наличии);

з) иные работники организации (филиала) с учетом особенностей деятельности организации и ее клиентов.

Обучение в соответствии с Положением проводится в следующих формах:

  • вводный инструктаж в организации — проводится специальным должностным лицом при приеме на работу на указанные выше должности и при переводе (временном переводе) в подразделения организации работников иных подразделений этой организации на эти же должности;
  • плановый инструктаж в организации — проводится специальным должностным лицом не реже одного раза в год;
  • внеплановый инструктаж в организации — проводится специальным должностным лицом для перечисленных выше работников в следующих случаях:
  • при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • при утверждении организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления;
  • при переводе работника организации на другую постоянную работу (временную работу) в рамках подразделений организации, в случае когда имеющихся у него знаний в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма недостаточно для соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • при поручении работнику организации работы, выполняемой вышеуказанными работниками организации, но не обусловленной заключенным с ним трудовым договором, когда выполнение такой работы не влечет изменения условий заключенного с работником трудового договора;
  • участие работников организации в конференциях, семинарах и иных аналогичных мероприятиях (целевой инструктаж) — для специальных должностных лиц в организациях проводится не реже одного раза в год, для специальных должностных лиц в организациях, осуществляющих деятельность на финансовом рынке, — не реже двух раз в год, а для иных работников организаций — не реже одного раза в три года;
  • самостоятельное изучение работником законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, иных нормативных правовых актов в данной области, а также правил внутреннего контроля организации и программ его осуществления.

Программы обучения в соответствии с Положением разрабатываются с учетом требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также особенностей деятельности организации и ее клиентов.

Программы обучения включают в себя:

а) изучение нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

б) изучение правил внутреннего контроля организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, программ его осуществления при исполнении работником организации должностных обязанностей, а также мер ответственности, которые могут быть применены к работнику организации за неисполнение требований нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и иных организационно-распорядительных документов организации, принятых в целях организации внутреннего контроля;

в) периодичность и сроки обучения;

г) проведение практических занятий по выполнению правил внутреннего контроля и программ его осуществления;

д) порядок, формы и периодичность проверки знаний и навыков работников организации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

е) участие специальных должностных лиц в конференциях, семинарах и иных аналогичных мероприятиях по тематике противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

ж) ознакомление с мерами, которые необходимо предпринимать в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

На основе программы обучения организация должна разработать план-график реализации программы обучения на очередной календарный год не позднее 31 января текущего года, но при необходимости в него могут вноситься коррективы, утверждаемые руководителем организации.

План-график содержит тематику обучающих мероприятий, сроки их проведения; в нем указываются лица, ответственные за организацию и проведение обучения.

План-график определяется организацией для каждого указанного в п. 3 Положения работника организации исходя из занимаемой им должности, уровня его квалификации и должностных обязанностей, с учетом требований, установленных Положением.

План-график должен периодически (не реже одного раза в год) анализироваться специальным должностным лицом и обновляться при изменении действующих, вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, при утверждении организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления, а также при изменении организационно-распорядительных документов организации, принятых в целях организации внутреннего контроля.

Проверка знаний и навыков работников организаций в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проводится регулярно, но не реже одного раза в год. Первичная проверка знаний и навыков работников проводится по истечении одного месяца с даты вводного инструктажа в организации.

Форма и порядок проведения проверки знаний работников организации определяются организацией самостоятельно.

Целевой инструктаж должен осуществляться организациями, учрежденными Федеральной службой по финансовому мониторингу, и другими организациями по программам, устанавливаемым Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Организация должна вести учет прохождения ее работниками обучения. Порядок и сроки обучения работников организации устанавливаются руководителем организации.

Документы, подтверждающие прохождение работником организации обучения, приобщаются к личному делу работника.

Проверки исполнения факторинговыми компаниями обязанностей

Проверку исполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Росфинмониторинг осуществляет в соответствии с Приказом Росфинмониторинга от 23.05.2008 N 131 «Об утверждении Положения о порядке осуществления Федеральной службой по финансовому мониторингу контроля за исполнением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» <1>.

<1> Зарегистрирован в Минюсте России 06.06.2008 N 11811.

Проверки организаций проводятся в форме камеральных и выездных проверок.

Камеральные проверки проводятся по месту нахождения Росфинмониторинга и его территориальных органов путем анализа имеющейся в распоряжении Росфинмониторинга (территориального органа) информации о проверяемой организации, а также сведений и документов, полученных от организации по письменным запросам Росфинмониторинга или его территориальных органов согласно Приложению 1 рассматриваемого Приказа, в порядке и в соответствии с требованиями, предусмотренными Приказом.

Выездные проверки проводятся по месту нахождения проверяемой организации путем анализа документов и иной информации, истребованных от организации, а также информации о проверяемой организации, имеющейся в распоряжении Росфинмониторинга (территориального органа), в порядке и в соответствии с требованиями указанного Приказа. Срок проверки не должен превышать 30 дней, однако этот срок может быть продлен еще на 30 дней в исключительных случаях и на основании мотивированного запроса приказом руководителя Росфинмониторинга.

Проверке подлежит любой период деятельности организации начиная с 15 января 2008 г. — даты вступления в силу соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон — с учетом сроков хранения организацией документов и сведений.

Проверка проводится на основании приказа, подписанного руководителем Росфинмониторинга (уполномоченным им должностным лицом), руководителем территориального органа (уполномоченным им должностным лицом), заверенного печатью Росфинмониторинга (территориального органа) с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Приказ о проведении проверки должен содержать:

  • цель проводимой проверки;
  • наименование организации, в которой проводится проверка, место нахождения организации, основной государственный регистрационный номер (ОГРН), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  • период деятельности организации, подлежащий проверке;
  • фамилию, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного(ых) на проведение проверки;
  • дату начала и дату окончания проверки.

Повторная выездная проверка за один и тот же период деятельности организации может проводиться только по приказу руководителя Росфинмониторинга (уполномоченного им должностного лица) на основании мотивированного обращения руководителя территориального органа (уполномоченного им должностного лица).

По результатам проверок составляются акты проверки в двух экземплярах.

Оба экземпляра акта проверки подписываются должностными лицами Росфинмониторинга или его территориального органа, уполномоченными на проведение проверки.

Второй экземпляр акта проверки не позднее трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляется организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или вручается представителю организации, полномочия которого подтверждены в соответствии с законодательством Российской Федерации, под расписку на первом экземпляре акта проверки с целью подтверждения факта получения акта проверки.

К акту выездной проверки прилагаются заверенные подписью руководителя организации (уполномоченного им представителя организации) и печатью организации копии документов, подтверждающие информацию о выявленных в ходе проверки нарушениях Федерального закона.

Заключительные положения

В заключение необходимо отметить, что в соответствии со ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение коммерческой организацией, заключающей договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансового агента, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб.; на юридических лиц — от 50 до 500 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

О.Е.Грицай

Президент

Ассоциации факторинговых компаний

Приводим текст методических рекомендаций рекомендаций от Банка России.

В соответствии с подпунктами «а» и «е» пункта 2 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы1, лизинговые компании и коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов (далее — факторинговые компании), подлежат постановке на учет в территориальном органе Росфинмониторинга.

Как показывает практика, в ряде случаев лизинговые компании и факторинговые компании не выполняют указанное требование и не становятся на учет в территориальном органе Росфинмониторинга.

Указанное может свидетельствовать в том числе об уклонении лизинговых компаний и факторинговых компаний от необходимости соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — ПОД/ФТ).

В рамках реализации кредитными организациями программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ выявление факта отсутствия постановки лизинговых компаний и (или) факторинговых компаний на учет в территориальных органах Росфинмониторинга рекомендуется рассматривать в качестве фактора, влияющего на оценку риска клиента (в частности, в категории «риск по типу клиента и (или) бенефициарного владельца»2 и (или) «риск, связанный с проведением клиентом определенного вида операций»).

В целях минимизации риска вовлечения кредитных организаций в осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма Банк России рекомендует кредитным организациям в рамках исполнения ими обязанности, установленной пунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ3 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ) до принятия лизинговых компаний и (или) факторинговых компаний на обслуживание, а также при выявлении фактов осуществления уже находящимися на обслуживании клиентами лизинговой и (или) факторинговой деятельности устанавливать факт их постановки на учет в территориальных органах Росфинмониторинга с использованием информационного сервиса, размещенного на официальном сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»4.

При выявлении фактов отсутствия постановки лизинговых компаний и (или) факторинговых компаний на учет в территориальных органах Росфинмониторинга кредитным организациям рекомендуется информировать указанных лиц о наличии у них обязанности вставать на учет в Росфинмониторинге в соответствии с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ в сроки и порядке, определенные Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 58, а также:

  • реализовывать право на отказ от заключения договора банковского счета (вклада) в соответствии с пунктом 5.2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ в отношении лизинговых компаний и (или) факторинговых компаний, намеревающихся заключить с кредитной организацией договор банковского      счета (вклада) и  не исполнивших предусмотренную Федеральным             законом № 115-ФЗ  обязанность по постановке на  учет в территориальных органах Росфинмониторинга;
  • реализовывать право на отказ в выполнении распоряжения о совершении операции в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ в отношении операций, осуществляемых находящимися на обслуживании клиентами — лизинговыми компаниями и (или) факторинговыми компаниями, не исполнившими предусмотренную Федеральным законом № 115-ФЗ обязанность по постановке на учет в территориальных органах Росфинмониторинга.

С Росфинмониторингом (Г.В. Бобрышева) согласовано.

Настоящие методические рекомендации подлежат размещению на официальном сайте Банка России в информационно­телекоммуникационной сети «Интернет».

Заместитель Председателя

Банка России                                                                                       Д.Г. Скобелкин

1 Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 № 58 «Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы» (далее — постановление Правительства Российской Федерации № 58).

2 Например, наличие оснований полагать, что представленные клиентом документы и информация, в том числе в целях идентификации являются недостоверными (абзац третий пункта 4.4 Положения Банка России от 02.03.2012 № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

3 Кредитные организации обязаны при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов, в том числе иностранных структур без образования юридического лица, получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с данной организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом, на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов.

Росфинмониторинг раскрывает список организаций, причастных к терроризму

3 июля 2008

Как стало известно газете «Коммерсант», один из самых закрытых регуляторов финансового рынка страны — Федеральная служба по финансовому мониторингу намерена обнародовать черный список лиц и организаций, причастных к терроризму. По мнению банковского сообщества, таким образом Росфинмониторинг пытается привлечь широкую общественность к борьбе с легализацией преступных доходов. Реализация этой инициативы увеличит давление регуляторов на банки и сопряжена с серьезными репутационными рисками, предупреждают эксперты.

Обязанность вести список лиц, подозреваемых в терроризме и экстремизме, возложена на Росфинмониторинг законом № 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Список состоит из двух частей и содержит несколько тысяч фамилий и названий компаний. В первую часть вынесен согласованный с резолюциями Совета Безопасности ООН список международных террористов, в который уже внесены и некоторые руководители незаконных вооруженных формирований, действующих на территории Чечни. Во вторую — физические лица, в отношении которых возбуждены уголовные дела о причастности к терроризму, и организации, работа которых на территории Российской Федерации решениями судов прекращена в связи с их противоправной деятельностью. Формированием и обновлением списка Росфинмониторинг занимается с 2003 года совместно с правоохранительными органами, Федеральной регистрационной службой и МИДом. До сведения банков список доводится через Банк России.

Намерение разместить в открытом доступе на официальном сайте перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, «Ъ» подтвердила пресс-служба Росфинмониторинга. До сих пор этой информацией обладали лишь подотчетные ведомству организации (банки, страховщики, ломбарды и т. п.), непосредственно обязанные противодействовать легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

Обнародовав свой черный список, ведомство последует примеру других регуляторов финансового рынка. В феврале перечень недобросовестных банкиров вывесили на своих сайтах Банк России и Агентство по страхованию вкладов. В апреле перечень недобросовестных страховщиков раскрыла Федеральная служба страхового надзора. В конце июня Федеральная служба по финансовым рынкам опубликовала на сайте список компаний, обладающих признаками финансовых пирамид.

Как сообщили «Коммерсанту» в Росфинмониторинге, первым шагом к открытой публикации черных списков станет согласование этой идеи с другими заинтересованными ведомствами. «Список носит сводный характер: сведения предоставляются различными государственными органами, — пояснили в пресс-службе. — Вопрос о его открытости необходимо согласовать с ними».

На практике черный список Росфинмониторинга используется следующим образом. При осуществлении операций, требующих установления личности клиента (все, кроме обмена валюты на сумму менее 15 тыс. и социальных перечислений до 30 тыс. рублей), банковский служащий проверяет, нет ли клиента в списке. В случае полного совпадения данных (Ф.И.О, дата рождения, номер паспорта) сотрудник банка обязан под любым благовидным предлогом отказать клиенту в обслуживании и не позднее чем через сутки сообщить об этом факте в Росфинмониторинг, а тот, в свою очередь, — проинформировать правоохранительные органы.

Официальная цель публикации черного списка — облегчить участникам рынка исполнение закона и активизировать борьбу с легализацией преступных доходов. «Из-за того, что файл с обновленным списком сначала пересылается в центральный аппарат ЦБ, оттуда в теруправления Банка России и только потом банкам, на его обновление уходит два-три дня»,— пояснил «Ъ» зампред правления Собинбанка Александр Баскаков. По его оценкам, централизованное обновление списка через сайт может занять всего один час.

В банках не исключают, что, делая черные списки публичными, Росфинмониторинг рассчитывает подключить к борьбе с легализацией преступных доходов не только подконтрольные ему организации, но и широкую общественность. «Если инициатива Росфинмониторинга получит широкую огласку, сигналы о подозрительных людях, компаниях и их действиях будут идти изо всех сфер, а не только из финансовой», — считает господин Баскаков. «С точки зрения борьбы с экстремистами это было бы верное решение, — поддерживает зампред правления банка «Возрождение» Александр Долгополов. — Но информацию нужно тщательно дозировать, чтобы не пострадали невиновные».

Риски, сопряженные с реализацией инициативы Росфинмониторинга, могут перевесить возможные выгоды, полагают участники рынка. «Непонятно, как банки должны будут узнавать об обновлении списков на сайте Росфинмониторинга, — беспокоится Александр Баскаков. — Если участников рынка не будут об этом извещать, может сработать человеческий фактор: банк вовремя не заметит обновления информации и в итоге может нарушить закон». Невыполнение законодательства о легализации преступных доходов является одним из самых серьезных нарушений в финансовом секторе: за это ЦБ отзывает большинство банковских лицензий.

Банки также высказали опасение, что черные списки, размещенные на сайте Росфинмониторинга, могут быть использованы для недобросовестной конкуренции. «Интернет-сайты нередко подвергаются хакерским атакам,— говорит начальник управления мониторинга операций клиентов СБ банка Елена Федосова. — Есть риск, что в списке окажутся имена людей или названия организаций, не имеющих никакого отношения к экстремистской деятельности». Такой удар по репутации будет очень сложно компенсировать, прогнозирует она.

Скандалы с черными списками

История вопроса

13 мая 2004 года Банк России отозвал лицензию у Содбизнесбанка (впервые в истории — за отмывание доходов, полученных преступным путем). 17 мая глава Федеральной службы по финансовому мониторингу Виктор Зубков заявил, что в тех же махинациях подозреваются еще десять банков. На рынке появились слухи о нескольких вариантах черных списков подозрительных кредитных организаций. В результате практически прекратилось межбанковское кредитование. Наиболее пострадавшими оказались банк «Кредиттраст» (лишился лицензии) и Гута-банк (остановил платежи и в итоге был продан ВТБ за символический 1 млн руб.).

9 августа 2005 года Минфин опубликовал на своем сайте черный список из 26 управляющих компаний, инвестирующих пенсионные накопления. За то, что они не предоставили в срок отчетность о своих владельцах, государство могло расторгнуть с ними договор. Большинство компаний из списка заявили, что отправляли документы и у них есть подтверждение этого. 10 августа список удалили с сайта, а сотрудники Минфина признали «техническую ошибку».

13 апреля 2008 года Федеральная служба страхового надзора (ФССН) опубликовала на сайте службы черный список топ-менеджеров страховых компаний, которые ушли с рынка, не предоставив полагающейся отчетности. Многие менеджеры, оказавшиеся под угрозой увольнения на новых местах работы, опротестовали свое внесение в список. Так, бывший гендиректор и главный бухгалтер перестраховочной компании АПК РЕ Дмитрий Мороз сообщил, что уволился из компании еще до того, как у нее отозвали лицензию. ФССН была вынуждена признать ошибку и вычеркнуть господина Мороза из списка.

Вы верите в черные списки?

Андрей Нечаев, президент банка «Российская финансовая корпорация»:

— Конечно. Это нормальная практика, если списки трижды проверены. Вероятность ошибок огромна, и можно публично ославить человека! Эти списки — своего рода солидарность всех банков против нечистых на руку людей.

Алексис Родзянко, управляющий директор компании Credit Suisse:

— Доверяй, но проверяй. На мой взгляд, такая практика очень опасна, как для банков, так и для клиентов. На Западе предварительно составляются административные акты, проходящие через жесткие процедуры, и только после этого списки обнародуются.

Евгений Адамов, научный руководитель НИКИЭТ им. Н. А. Доллежаля:

— Не слишком. Наш НИИ попал в список госдепартамента США как помогающий мировому терроризму не из-за Бушерской АЭС, а из-за меня. Что же до банков, то и у них дорога, вымощенная добрыми намерениями, может завести не туда, и людям, случайно попавшим в эти списки, будет трудно отмыться от клеветы.

Виктор Геращенко, в 1998—2002 годах глава Центробанка России:

— А судьи кто? В такие списки может попасть любой, пусть даже списки будут сотни раз сверены с судебными решениями. История ЮКОСа показала, что рассчитывать на нашу правовую систему не стоит. К тому же нарушения у лиц из списка могут быть разные, а разглашение их имен портит репутацию всем одинаково.

Денис Хадеев, старший вице-президент ОАО «Первый объединенный банк» (Самара):

— Я против списков — и черных, и белых. Публикация даже положительных списков нервирует рынок. Перед публикацией списков тех, кто вошел в систему страхования вкладов, нервничали все, и банки, и их контрагенты, ведь от ошибок и сбоев никто не застрахован. И рынку такая нервозность пользы не приносит.

Айдар Хамидуллин, председатель правления Банка Казани:

— А это не утка? Что-то не верится. Сколько говорили об этих списках, никто их не видел. И для кого их составляют, непонятно.

Евгений Гуревич, один из акционеров холдинга «Адамант», Санкт-Петербург:

— У нас есть подобный список фирм, с которыми мы не работаем и никому не рекомендуем. Жаль, что внедрение в практику черных списков идет слишком медленно.

Юлия ШАЛИМОВА, Светлана ДЕМЕНТЬЕВА

Источник: Коммерсант

Читайте также

Теперь на сайте Росфинмониторинга можно проверять, состоит та или иная факторинговая компания на учете в ведомстве или работает нелегально. Новация убережет потенциальных клиентов от псевдофакторов и возможных претензий со стороны налоговиков.

На днях появился сервис проверки добросовестности факторинговых компаний на сайте Росфинмониторинга. Росфинмониторинг — единственный регулятор факторинговой деятельности в рамках закона о противодействии легализации преступных доходов (закон N115-ФЗ). Именно это ведомство ведет учет игроков рынка факторинга, регистрирует и контролирует их. Лицензий факторинговые компании не имеют, ЦБ рынок не контролирует. В результате нередки случаи, когда факторинговые услуги предлагают компании, не зарегистрированные Росфинмониторингом. Новый сервис поможет клиентам отличить псевдофактора от реального. «До введения сервиса проверить выполнение факторинговой компанией требований законодательства было крайне сложно, Росфинмониторинг эту информацию не раскрывал»,— говорит руководитель службы финансового мониторинга НФК Вера Янченко.

Участники рынка отмечают, что такая проверка необходима. Случаи, когда далекие от факторинга компании берутся за факторинг, не редкость. Пример тому — недавний спор МРУ Росфинмониторинга по СФО с коллектором ООО «Траст» и компанией ООО «Финансовая экспертиза», которые не были зарегистрированы как факторинговые компании, но в то же время оказывали такие услуги, в том числе и СУ-155. «Возможность проверки, безусловно, способствует общему повышению репутации и прозрачности факторингового рынка, поскольку позволяет осуществить проверку фактора до заключения с ним договора,— отмечает генеральный директор «ВТБ Факторинг» Антон Мусатов.— Это существенно снижает для организаций риск уступки дебиторской задолженности нелегальным структурам». Как отмечал в мае заместитель главы Росфинмониторинга Павел Ливандый, последней тенденцией стало повышение активности факторинговых компаний в теневых схемах. Финразведка уличила их в отмывании 5,6 млрд руб.

Подобная проверка нужна в том числе и для снятия претензий со стороны налоговиков в отсутствии должной осмотрительности в выборе контрагента. «Всегда был шанс, что налоговая в ходе проверки снимет расходы — оплату услуг фактора на том лишь основании, что его нет в реестре Росфинмониторинга,— отмечает партнер юридического бюро DS Law Михаил Александров.— Особенно актуально это могло быть в случае, когда право требования уступается, а деньги от фактора не дошли или дошли не полностью. Проверка же контрагента через сервис усилит аргументы компании в случае судебного спора».

«В нынешнем виде сервис малоинформативен, раскрываемой информации явно недостаточно, чтобы составить представление о факторе,— возражает глава крупной факторинговой компании.— Если же появится компания из теневых структур, то для нее не будет проблемой зарегистрироваться в Росфинмониторинге, так что стопроцентной гарантии проверки качества оказываемых услуг этот сервис не даст».

Вероника ГОРЯЧЕВА

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

  • Роуминг гудбай для бизнеса страны 1 подключить
  • Реквизиты оплаты патента в челябинской области
  • Роуминг гудбай для бизнеса страны 1 что входит
  • Реквизиты оплаты патента нижегородская область
  • Рош фармацевтическая компания официальный сайт

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии