Роль международных организаций в международном бизнесе

В эпоху глобализации хозяйственных отношений и усиления взаимозависимости стран и других субъектов мировой экономики особую важность для развития международного бизнеса приобретают вопросы эффективного регулирования международных связей и формирования стабильной инфраструктуры для развития международных торгово-экономических отношений. Ключевую роль в этом призваны играть международные договоренности, механизмы и такие институты глобального управления, как Организация Объединенных Наций (ООН), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирная торговая организация (ВТО) и другие международные экономические организации.

4.1. Организация Объединенных Наций и ее специализированные учреждения

Деятельность ООН оказывает все большее влияние на характер и развитие важнейших социально-экономических процессов на глобальном и национальном уровнях. Будучи международным форумом для обсуждения и принятия сугубо политических решений по самым актуальным вопросам в рамках практически всех сфер человеческой деятельности и международных отношений, ООН определяет приоритеты, цели и стратегии развития международного сотрудничества по формированию мирового экономического пространства. Международный бизнес заинтересован в эффективном регулировании процессов и рыночных отношений на глобальном уровне, без которых международное экономическое сотрудничество оказывается практически невозможным. Для ООН частный сектор выступает как своего рода стратегический партнер по привлечению ресурсов для развития стран и укрепления их экономического потенциала.

Сотрудничество между ООН и всеми партнерами, в том числе частным сектором, должно служить целям и принципам, воплощенным в Уставе ООН, и вносить конкретный вклад в достижение целей, содержащихся в итоговых документах международных конференций и встреч на высшем уровне ООН, особенно в области ликвидации нищеты и бедности и обеспечения развития наций.

Развитие отношений международных организаций с деловым сообществом приобретает все большее значение в силу многих причин.

Во-первых, торговля и инвестиции являются важнейшими факторами экономического развития стран. По мере возрастания роли частного сектора в создании общественного богатства и новых рабочих мест правительства стран будут ориентировать международную политику на развитие сотрудничества с частными деловыми кругами и формирование эффективных механизмов регулирования такого сотрудничества. Особенно важно это для стран, где частный сектор может содействовать эффективной мобилизации ресурсов, например, путем расширения ввоза капитала, доступа к новейшим технологиям, распространения передового управленческого опыта и т.п.

Во-вторых, деловое сообщество все лучше начинает осознавать роль международных организаций в обеспечении стабильных и благоприятных условий для предпринимательской деятельности. Международный бизнес широко пользуется услугами, оказываемыми межправительственными организациями в таких сферах, как укрепление мира и безопасности, установление норм и стандартов в экономической, технической, правовой и других областях, содействие общему развитию социально-экономического потенциала стран мира, решение проблем, связанных с охраной окружающей среды, развитием инфраструктуры и т.п. В начале XXI в. понимание этой роли все более отчетливо проявляется, в частности, в том, что многие фирмы, особенно транснациональные корпорации (ТНК), демонстрируют серьезный интерес к современным переговорным процессам в рамках ООН и могут оказывать решающее влияние на ход и результаты этих процессов, имеющих отношение к регулированию принципов функционирования мировой экономики в целом и международного бизнеса в частности.

В-третьих, международное деловое сообщество рассматривает межправительственные организации не только с позиции функциональных органов по установлению общих международных норм и принципов, но и в качестве полноценного участника многосторонних отношений с общественным и государственным сектором в отдельно взятой стране. В целях развития конкурентных преимуществ в каждой стране возникает необходимость укрепления национального экономического потенциала как частного, так и общественного, что ныне отчетливо осознают все участники международных экономических отношений. Налаживание надежных и общепонятных механизмов взаимодействия между бизнесом, государством и гражданским обществом не может полноценно проходить без участия международных институтов, создающих основу координации на глобальном уровне и предоставляющих открытый форум для обмена опытом и формирования партнерских сетей.

ООН присуще большое институциональное разнообразие, проявляющееся в широкой репрезентативности как входящих, так и сотрудничающих с ООН организаций. Во-первых, ООН представляет собой совокупность органов (Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет, Секретариат и др.). Во-вторых, ООН выступает как система организаций, состоящих из специализированных и других самостоятельных учреждений (Всемирный банк, Международный валютный фонд, Конференция ООН по торговле и развитию, Организация Объединенных Наций по промышленному развитию и др.). Ряд международных специализированных учреждений создан как до, так и после учреждения ООН. В-третьих, партнерская сеть ООН включает частные и общественные организации.

Долгосрочные взаимоотношения с организациями частного сектора берут свое начало со времени основания ООН в 1945 г. В XXI в. партнерство ООН с частным сектором стало обоюдно востребованным, тем более что глобализация мирохозяйственных отношений определяется в новом столетии именно активностью международного бизнеса даже в более значительной степени, чем намерениями государств.

Необходимость эффективного международного регулирования в сфере мирового бизнеса была очевидна еще до появления ООН. Решение об учреждении постоянно действующей всемирной бизнес-организации было принято в 1919 г. в Атлантик-Сити (штат Нью-Джерси, США) группой представителей крупного международного бизнеса из Западной Европы, приехавших по приглашению Торговой палаты США. В 1920 г. в Париже была учреждена Международная торговая палата (МТП), которая была незамедлительно аккредитована при Лиге Наций в Женеве, также образованной в 1920 г. После учреждения ООН — преемницы Лиги Наций после Второй мировой войны — Международная торговая палата получила в ней консультативный статус, благодаря чему было окончательно развеяно мнение о том, что ООН как межправительственный орган якобы не имеет отношения к бизнесу. МТП и поныне продолжает оставаться важным посредником по вопросам сотрудничества ООН с частным сектором.

Помимо МТП были созданы специализированные объединения, представляющие интересы компаний и предпринимательских кругов, которые ориентированы на сотрудничество с ООН и содействие в решении глобальных экономических проблем. Среди таких организаций — Международная организация работодателей (1920 г.), Всемирный экономический форум (1971 г.), Всемирный совет предпринимателей по устойчивому развитию (1995 г.) и др.

На высоком политическом уровне вопрос о дальнейшем укреплении взаимодействия ООН и международного бизнеса был поднят, в частности, Генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном на Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария, 1997 г.). Его утверждение о том, что рыночные силы играют все более существенную роль в устойчивом развитии, продемонстрировало новый подход к капитализму, основанному на цивилизованных рыночных отношениях как общественной ценности, чего до этого не делал ни один из его предшественников. В рамках ООН при принятии программных и нормативно-правовых документов обязательно учитывается роль бизнеса и акцентируется внимание на всемерное вовлечение частного сектора в решение вопросов как глобального, так и локального масштаба.

Роль ООН в регулировании глобальной экономики. Уникальность роли ООН в формировании международной экономической инфраструктуры заключается в выполнении важнейших общественно значимых функций в сфере глобального управления. Объектами регулирования являются многочисленные связи и отношения на международном уровне, существование и стабильность которых воспринимаются как должное. Принятые в рамках ООН и действующие по сей день нормы, правила и режимы обеспечивают соблюдение законодательно установленных требований к проводимым операциям, определяют общие стандарты внешнеэкономических отношений, охраняют права собственности. Например, Конвенция ООН об открытом море (1985 г.) гарантирует свободное перемещение в открытом море за пределами территориальных вод, а также прокладку подводных кабелей и трубопроводов. Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях (1988 г.) регулирует кредитно-финансовые отношения при международных расчетах.

Многие специализированные учреждения ООН играют активную роль в развитии и унификации мер экономической политики, анализируют состояние международных рынков и инфраструктуры, способствуют согласованию правил и процедур частного коммерческого права. Среди регулятивных функций ООН и агентств, ответственных за разработку нормативов регламентации международного бизнеса, наиболее важными представляются следующие:

  • проведение в жизнь соглашений о сферах государственной юрисдикции (Генеральная Ассамблея), которое помогает определять, какая страна обладает правомочиями по отношению к той или иной наземной и водной территории, воздушному пространству, обусловливая, к примеру, условия транспортировки или добычи полезных ископаемых;
  • проведение в жизнь договоренностей о правах интеллектуальной собственности (Всемирная организация интеллектуальной собственности — ВОИС). Экспорт высокотехнологичной продукции, охрана торговых марок и патентов были бы осложнены без соблюдения строго регламентированных прав интеллектуальной собственности, охрана которых обеспечивается через ВОИС и ТРИПС (Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности).

ВОИС определяет порядок подачи заявок во всех странах, в которых запрашивается охрана права интеллектуальной собственности, и лимитирует связанные с этим расходы. ВОИС осуществляет административные функции по договорам, устанавливающим согласованные на международном уровне права и общие стандарты, которые государства соглашаются соблюдать и применять на своих территориях. Договоры ВОИС, охватывающие изобретения и соответствующие патенты, товарные знаки и промышленные образцы, обеспечивают такое положение, при котором одна международная регистрация или подача заявки будет иметь действие в любом из государств — участников соглашений. Признанным и широко используемым является Договор о патентной кооперации, который вводит концепцию единой международной патентной заявки, имеющей действие во многих странах. ВОИС также были сформулированы конкретные рекомендации по способам защиты имен доменов (кодовых обозначений адресов) в Интернете, что является предметом заботы и внимания коммуникационных и интернет-компаний;

  • унификация экономических терминов, систем мер и показателей (Статистическая комиссия ООН, Комиссия ООН по праву международной торговли — ЮНСИТРАЛ и др.). Практически все органы ООН в какой-то степени обеспечивают стандартизацию, что упрощает проведение объективных международных сопоставлений;
  • разработка и согласование правил международной коммерческой деятельности (ЮНСИТРАЛ, Конференция ООН по торговле и развитию — ЮНКТАД). Регулирование коммерческой деятельности строго посредством предлагаемых инструментов и процедур, несомненно, способствует развитию торговли и логически увязывает глобальные потоки товаров и информации;
  • предотвращение ущерба товарам и услугам, представленным на мировых рынках, и обеспечение компенсаций издержек (ЮНСИТРАЛ, Международная организация гражданской авиации, Международная морская организация, Международный союз электросвязи, Всемирный почтовый союз). Без действенных соглашений о предотвращении ущерба компаниям-перевозчикам и товарам, как и о гарантиях сохранения информации, бизнес был бы менее расположен осуществлять международные коммерческие операции. Для компаний также важно, что в случае аварий при международных перевозках они могут рассчитывать на возмещение финансовых убытков;
  • борьба с экономическими преступлениями (Комиссия ООН по предотвращению преступлений и уголовному правосудию). Криминальная деятельность создает дополнительное финансовое бремя для законопослушного бизнеса, так как косвенно поощряет коррупцию, ограничивает свободную конкуренцию и неизбежно повышает расходы на безопасность;
  • сбор, анализ и распространение достоверной экономической информации, способствующей заключению международных соглашений (ЮНСИТРАЛ, ЮНКТАД, Всемирный банк), помогает странам и компаниям в оценке рынков, сопоставлении собственных ресурсов и возможностей и разработке внешнеэкономических стратегий. Агентства ООН, предоставляющие статистические данные, рассматриваются как авторитетные и достоверные источники официальной статистики.

Помимо регулирующих функций, специализированные учреждения ООН разрабатывают долгосрочные стратегии и инструменты в отношении проблем мировой экономики на базе международных экспертных консультаций и согласований с правительствами и предлагают мировому сообществу возможные пути их решения.

Вопросы инвестиций в развивающиеся страны, развития малого и среднего бизнеса в настоящее время относятся к числу весьма актуальных. Они затрагивают любое учреждение ООН, обладающее мандатом в сфере экономического развития. Ведущими среди них являются Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) и Программа развития ООН (ПРООН). ЮНИДО прилагает необходимые усилия для повышения экономического потенциала развивающихся стран и стран с переходной экономикой на основе развития их промышленных предприятий. Предоставляемые ЮНИДО рекомендации призваны помочь этим странам преодолеть трудности в социальной и экономической областях и добиться более широкого и успешного участия в международном сотрудничестве.

ПРООН содействует развитию бизнеса посредством механизмов финансирования и поддержки частных и государственных компаний в развивающихся странах. ПРООН и ЮНКТАД на регулярной основе среди прочих учреждений ООН привлекают представителей бизнеса к участию в форумах и семинарах, посвященных экономическим вопросам.

ЮНКТАД играет ключевую роль в системе ООН в решении вопросов международной торговли, финансов, инвестирования и технологий, в частности, содействуя развивающимся странам в создании предприятий и развитии предпринимательства. Комиссия ЮНКТАД по предпринимательству, упрощению деловой практики и развитию способствует разработке и осуществлению стратегий эффективного развития предпринимательства, содействует диалогу между частным и государственным секторами. Среди проектов технического сотрудничества ЮНКТАД следует отметить автоматизированную систему обработки таможенных данных, программу сети центров по вопросам торговли, программу ЭМПРЕТЕК.

Проект автоматизированной системы обработки таможенных данных помогает модернизировать таможенные процедуры и управление таможенными службами, что значительно упрощает бюрократическую составляющую внешнеэкономической деятельности. Программа сети центров по вопросам торговли обеспечивает информационную сеть торговых организаций по всему миру. Предприниматели из развивающихся стран, многим из которых пока трудно найти торговых партнеров за границей, используют такого рода центры для успешного выхода на мировые рынки. Глобальная сеть облегчает трансграничные связи, предоставляет доступ к международным базам данных и электронной торговле.

Координируемая ЮНКТАД программа ЭМПРЕТЕК призвана содействовать решению проблемы более эффективного выхода на рынок для предприятий из развивающихся стран. Она была учреждена для оказания помощи малым и средним предприятиям в развивающихся странах и странах с переходной экономикой в содействии появлению совместных предприятий и налаживанию деловых связей с ТНК, в придании интернационального характера их деятельности. Основное внимание в программе уделяется выявлению перспективных предпринимателей и обеспечению их профессиональной подготовки, оказанию им консультативных услуг по вопросам управления и привлечению партнеров, включая иностранные компании. С 1988 г. ЭМПРЕТЕК уже оказала помощь более 20 тыс. предпринимателей в ряде стран Африки и Латинской Америки.

При осуществлении экономической деятельности государства и компании должны неукоснительно учитывать экологические требования, предусмотренные положениями ряда международных природоохранных конвенций. Такие глобальные экологические проблемы, как опустынивание, утрата биоразнообразия, изменение климата, входят в область компетенции Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). ЮНЕП совместно со Всемирной метеорологической организацией разработали Рамочную конвенцию ООН об изменении климата, которая была принята в 1992 г. В XXI в. именно она лежит в основе предпринимаемых в мировом масштабе усилий по борьбе с глобальным потеплением в результате человеческой деятельности. Документ, в частности, предусматривает сокращение выбросов двуокиси углерода и других парниковых газов, что налагает определенные обязательства и на промышленные компании — источники этих выбросов, существенно затрагивает сельское хозяйство, транспорт и прочие отрасли экономики, воздействие которых на природу все более возрастает.

Помимо запретительных и предписывающих нормативов имеет место практика использования мотивирующих стимулов. Например, международная премия в сфере бизнеса за достижения в охране окружающей среды, учрежденная в 2000 г. под эгидой Программы ООН по окружающей среде с целью признания и награждения выдающихся достижений в природоохранной области компаний, работающих в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.

Вопросы охраны культурного и природного наследия, имеющие прямое отношение к развитию индустрии международного туризма, а также согласование экономических потребностей с необходимостью охраны окружающей среды, международного информационного обмена и статистики являются частью мандата Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

ООН и бизнес: примеры эффективного партнерства. Так, взаимоотношения системы ООН с организациями частного сектора могут осуществляться в различных формах. Эти формы включают как давно устоявшиеся процедуры участия в межправительственном процессе по примеру консультативного статуса при Экономическом и социальном совете (ЭКОСОС), договорные отношения, так и более сложные отношения по созданию механизмов сотрудничества и развитию партнерских связей в международном бизнесе.

Одной из выдвинутых за последние годы прошлого столетия партнерских инициатив является «Глобальный договор», вызвавший большой интерес у государств, частного делового сектора и общественности. Эта инициатива была выдвинута Генеральным секретарем ООН в 1999 г. на Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария). Она представляет собой призыв к руководителям деловых кругов во всех странах мира применять в своих сферах компетенции комплекс из девяти согласованных на международном уровне принципов, касающихся окружающей среды, трудовых отношений и прав человека. При выборе этих принципов использовались следующие критерии: они должны вытекать из межправительственных соглашений; иметь непосредственное практическое и стратегическое значение для частного делового сектора.

За прошедшие годы инициатива развилась в охватывающую большое число заинтересованных сторон сеть по изучению опыта и ведения диалога, главной движущей силой которой стала деятельность участников, представляющих деловые и общественные круги. Сеть включает подразделения ООН, бизнес (компании и ассоциации предпринимателей), профсоюзы, учебные заведения. В сети участвуют несколько сотен компаний (около 2/3 из них являются компаниями из более чем 10 развивающихся стран), включая малые и средние предприятия.

Значение партнерства в рамках «Глобального договора» заключается в том, что включение универсальных ценностей в структуру существующих экономических правил будет способствовать достижению общих целей и устранять негативные последствия глобализации при одновременной поддержке открытых рынков. Благодаря этому корпоративная деятельность приводится в соответствие с целями и принципами международных отношений. «Глобальный договор» призывает лидеров деловых кругов руководствоваться на практике международно признанными принципами в области прав человека, трудовых отношений и охраны окружающей среды.

Ряд подразделений системы ООН работают с конкретными группами субъектов частного сектора, обусловленными спецификой их сфер компетенции. Другие агентства, такие, как Программа развития ООН и Всемирный банк, поддерживают отношения с широким кругом организаций бизнес-сообщества. Помимо двусторонних отношений, участие бизнес-групп в деятельности ООН может обеспечиваться посредством институционализации такого участия в структуре международной организации. Примером является существующая с 1919 г. Международная организация труда (МОТ), в которой представителям работников и работодателей даны равные с представителями правительств возможности влиять на разработку политики МОТ.

Самым заметным примером мобилизации частного капитала для финансирования программ и проектов ООН является беспрецедентный в практике и истории как бизнеса, так и ООН благотворительный взнос известного телемагната Теда Тернера. Пожертвование, сделанное им ООН в 1997 г. в размере 1 млрд. дол., было обосновано тем, что ООН — это единственный международно признанный инструмент поиска решений мировых проблем, с которыми люди сталкиваются повсеместно. Взнос был разбит на 10 частей по 100 млн. дол. на год, для управления распределением которых был учрежден Фонд ООН. Целями Фонда являются: предоставление финансирования для целей и программ ООН, содействие укреплению связей между агентствами ООН, частным и неправительственным сектором, повышение информированности о роли и задачах ООН, привлечение дополнительных ресурсов со стороны частных доноров. Финансирование распределяется по программным приоритетам: окружающая среда, здоровье детей, гуманитарные вопросы (мир, безопасность и права человека), права женщин и вопросы народонаселения.

Весомый вклад в развитие международного делового сотрудничества вносит еще одна авторитетная международная организация семейства ООН, речь о которой пойдет в следующей части этой главы.

В
формировании стабильной инфраструктуры
для развития международных
торгово-экономических отношений ключевую
роль призваны играть международные
договоренности, механизмы и такие
институты глобального

управления,
как Организация Объединенных Наций
(ООН), Организация экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР),
Всемирная торговая организация (ВТО) и
другие международные экономические
организации.

Деятельность
ООН оказывает все большее влияние на
характер и развитие важнейших
социально-экономических процессов на
глобальном и национальном уровнях.

  • ООН
    определяет приоритеты, цели и стратегии
    развития международного сотрудничества
    по формированию мирового экономического
    пространства.

  • Многие
    специализированные учреждения ООН
    играют активную роль в развитии и
    унификации мер экономической политики,
    анализируют состояние международных
    рынков и инфраструктуры, способствуют
    согласованию правил и процедур частного
    коммерческого права.

Среди
регулятивных функций ООН и агентств,
ответственных за разработку нормативов
регламентации международного бизнеса,
наиболее важными представляются
следующие:

— проведение
в жизнь соглашений о сферах государственной
юрисдикции (Генеральная Ассамблея),
которое помогает определять, какая
страна обладает правомочиями по отношению
к той или иной наземной и водной
территории, воздушному пространству;

— проведение
в жизнь договоренностей о правах
интеллектуальной собственности
(Всемирная организация интеллектуальной
собственности— ВОИС и ТРИПС (Соглашение
о торговых аспектах прав интеллектуальной
собственности).Экспорт высокотехнологичной
продукции, охрана торговых марок

и
патентов были бы осложнены без соблюдения
строго регламентированных прав
интеллектуальной собственности,

  • унификация
    экономических терминов, систем мер и
    показателей (Статистическая комиссия
    ООН, Комиссия ООН по праву международной
    торговли — ЮНСИТРАЛ и др.).

  • разработка
    и согласование правил международной
    коммерческой деятельности (ЮНСИТРАЛ,
    Конференция ООН по торговле и развитию
    — ЮНКТАД).

  • ЭМПРЕТЕК
    призвана содействовать решению проблемы
    более эффективного выхода на рынок для

предприятий
из развивающихся стран.

  • Вопросы
    охраны культурного и природного наследия
    являются частью мандата Организации
    Объединенных Наций по вопросам
    образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Организация
экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР) была создана в 1961 г. после ратификации
Конвенции об ее учреждении всеми
странами, ставшими членами.

Главной
функцией ОЭСР считается координация
экономической политики стран-членов в
интересах регулирования международной
торговли, стабилизации мировой
валютно-кредитной системы, решения
проблем взаимоотношений с развивающимися
странами. Финансирование деятельности
ОЭСР осуществляется за счет вкладов
членов организации. Руководящий орган
ОЭСР — Совет, в который входят по одному
представителю от каждой страны-члена.

Основными
целями ОЭСР признаны:

— содействие
устойчивому экономическому и социальному
развитию стран;

— разработка
эффективных методов координации их
торговой и экономической политики;

— содействие
достижению наиболее высокого уровня
устойчивого экономического роста,
занятости и уровня жизни в странах-членах
при сохранении финансовой стабильности;

— содействие
развитию мировой торговли

— стимулирование
и координация действий в области оказания
помощи развивающимся странам.

ВТО
играет решающую роль в регулировании
мировой торговли товарами, услугами,
интеллектуальной собственностью, а
также в формировании торговой политики
стран-членов и в урегулировании торговых

споров
между ними.
Всемирная торговая организация была
основана в 1995 г. ВТО получила юридический
статус специализированного учреждения
системы ООН.

Правовую
основу ВТО составляют три основных
соглашения:

—Генеральное
соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ)
заключено
в Женеве в 1947 г. 23 государствами. Его
основные принципы и соглашения легли
в правовую основу и практическую
деятельность ВТО.

—Генеральное
соглашение по торговле услугами (ГАТС)
охватывает
ГАТТ-94,а также соглашения по сельскому
хозяйству, по техническим барьерам в
торговле, по инвестиционным мерам, по
правилам происхождения, по субсидиям
и компенсационным мерам, по защитным
мерам и др. С 1 января 1995 г. ГАТС вошло в
качестве неотъемлемой и составной части
в пакет документов о создании ВТО.

— Соглашение
по торговым аспектам прав на интеллектуальную
собственность (ТРИПС). С
1 января ТРИПС вошло в качестве неотъемлемой
и составной части в пакет документов о
создании ВТО.

Главными
задачами ВТО являются
либерализация международной торговли,
обеспечение ее справедливости и
предсказуемости, способствование
экономическому росту и повышению
экономического благосостояния людей.

Важнейшие
принципы ВТО:

Режим
наибольшего благоприятствования —
Любой из членов ВТО одинаково относится
к импортируемым товарам из любого
другого государства — члена ВТО.

Принцип
национального режима (страны-участницы
должны предоставлять товарам иностранного
происхождения тот же режим, что и
национальным товарам в области внутренних
налогов и сборов.)

Принцип
защиты национальной промышленности.
через
импортные тарифы страна может осуществлять
защиту, основанную только на таможенных
тарифах

Принцип
создания устойчивой основы торговли —
обязательностью соблюдения тарифных
уровней

Принцип
содействия справедливой конкуренции.

Общее
запрещение количественных ограничений
импорта.

Принцип
возможных действий в чрезвычайных
обстоятельствах.-
возможность отмены конкретных обязательств
в рамках ВТО

Принцип
региональных торговых договоренностей,
группа
стран соглашается ликвидировать или
снизить барьеры в отношении друг друга

Специальные
условия для развивающихся стран —
поощрение
помощи развивающимся странам и обеспечение
более благоприятных условий доступа
их товаров на мировые рынки.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

1 Международные компании и их роль в современном мире

1.1 Международный менеджмент и сфера его деятельности

Международный менеджмент — система управления внешнеэкономической деятельностью фирмы.

Можно рассматривать как с позиции общих (организация, планирование, координация, регулирование, мотивация и контроль), так и конкретных специализированных функций (материально-техническое снабжение, оперативное управление производственным процессом, управление качеством, управление персоналом, маркетинг, управление финансами, логистика, контроллинг, международный менеджмент и др.).

Международный менеджмент — система научных взглядов и положений, отражающих объективные законы управления внешнеэкономической деятельностью, существующая наряду с другими разделами теории менеджмента: финансовым, инновационным, проектным, стратегическим, инвестиционным и др.

Инструментарий международного менеджмента представляет собой совокупность конкретных методов и приемов в работе менеджера: изучение внешних рынков, выбор зарубежного контрагента, подготовка и проведение деловых переговоров, заключение внешнеторгового контракта, финансоворасчетные отношения и страхование, транспортировка и хранение товара, организация рекламы и сбыта и др.

Внешнеэкономическая деятельность — совокупность производственно-хозяйственных, финансово-экономических, научно-технических, коммерческих отношений между хозяйствующими субъектами из разных стран.

Внешнеэкономическая деятельность осуществляется в 4 видах:

1 внешнеторговая деятельность — международный обмен товарами, услугами, работами, информацией, результатами интеллектуального труда. Наряду с ростом товарооборота растет значение торговли услугами: международного туризма, международной миграции рабочей силы, транзита, международного лизинга;

2 международное инвестиционное сотрудничество — предпринимательская деятельность, связанная с ввозом и вывозом капитала как самовозрастающей стоимости в виде ссудного или предпринимательского капитала;

3 международные производственно-хозяйственные кооперационные связи фирм-изготовителей продукции из разных стран, специализирующихся на изготовлении комплектующих, узлов и деталей;

4 международное кредитно-финансовые и валютно-расчетные отношения — совокупность экономических отношений, обслуживающих межгосударственные займы, деятельность международных финансовых и экономических организаций, многообразие взаимных финансовых расчетов, страховых операций, кредитование всех участников внешнеэкономической деятельности.

1.2 Глобализация мировой экономики

Современный мир пронизан взаимосвязями. Он представляет собой стремительно интегрирующуюся сеть: современные технологии размывают национальные границы и юрисдикции. Все большое число стран вступает в сотрудничество по различным аспектам своей деятельности. Мировое хозяйство в основном подчиняется единым современным правилам организации экономических, юридических и финансовых систем.

Преобладающей тенденцией в современных международных отношениях становится процесс глобализации.

Глобализация (от лат. globus — шар) — эволюционный процесс развития мировой экономики и международных отношений, результатом которого является все возрастающее влияние на экономику, политику, социальные системы отдельных стран различных факторов международного значения: экономических и политических связей, технического, информационного и культурного обмена.

Глобализация дает небывалые возможности для развития стран и компаний. Географические границы не препятствуют проведению бизнес — сделок.

Практически все страны в той или иной степени зависят от международного бизнеса, что, с одной стороны, даст им определенные преимущества, а с другой — создает ряд трудностей.

К числу преимуществ можно отнести возможность поиска на мировом рынке недостающих ресурсов и возможностей. Недостаток собственных сырьевых, финансовых, трудовых ресурсов можно компенсировать за счет мировых источников. Большие перспективы открывает рациональное использование единого научно-технического потенциала. Все большее распространение в мировой торговле получают операции по купле-продаже патентов, лицензий. Это положительно сказывается на развитии отдельных компаний, стран и мирового бизнеса в целом.

Вместе с тем существенно возросла зависимость стран от состояния мировых рынков в целом. Экономические и политические кризисы в отдельных странах и регионах значительно увеличивают риски нестабильности во всем мировом хозяйстве. Состояние экономики влияет на внутреннюю и внешнюю политику каждой страны. Внутренняя политика определяет внешнюю. Примером этого могут служить нестабильность японской экономики, азиатский кризис, дефолты в латиноамериканских странах, в России, стагнация американской экономики.

Современный мир характеризуется также активно развивающимися интеграционными процессами: расширяется Европейский Союз (ЕС), в большинстве европейских стран введена единая валюта — евро. Все это приводит к повышению конкурентоспособности компаний и стран.

Положительное влияние на развитие международного бизнеса оказывает развитие отрасли информационных технологий, прежде всего сети Интернет. «Мир без границ» — действительно актуальный лозунг с точки зрения современных возможностей получения информационных ресурсов.

Вместе с тем одним из актуальных вопросов на сегодняшний день являются изменения в окружающей среде и климате нашей планеты. Это становится серьезной экономической проблемой для компаний и стран, вынужденных тратить большие средства на реализацию экологических программ.

Решение всех перечисленных проблем уже не является задачей каждой страны или компании в отдельности. Это проблемы всего мирового сообщества. Именно в этом заключается характерная черта современных мировых отношений.

В настоящее время осуществляется переход oт периода, когда приоритетными являются интересы каждой отдельно взятой национальной экономики, к периоду глобальной экономики, когда нет единого жесткого аппарата ее регулирования и усиливается взаимозависимость экономик разных стран.

В качестве примера можно привести следующие факты. До недавнего времени рост или спад в национальных экономиках обычно был вызван внутренними причинами. Так, в начале 1990-х годов Германия переживала кризис после присоединения ГДР, в Японии в тот же период прорвался «пузырь» на рынке недвижимости и на фондовом рынке, в США в разгаре был кредитный кризис, начавшийся в конце 1980-х годов.

С ростом международной торговли и потоков инвестиций в 1980-е годы связи между национальными экономиками стали укрепляться. В 1990-е годы бум международных слияний и инвестиций и зарубежные проекты еще сильнее сплотил страны. Цепочки поставщиков крупных компаний зачастую проходят через несколько стран, так что изменение ситуации в одной стране способно повлиять на решения об инвестициях и найме персонала в другой.

Состояние мировой экономики в последние годы свидетельствует о том, что страны, расположенные в разных частях света, становятся все более зависимыми друг от друга.

Важным фактором синхронизации экономических циклов в разных странах является сходная денежная политика. Подтверждением тому может служить создание Европейского центрального банка (ЕЦБ). Большинство азиатских стран в значительной степени синхронизируют свою денежную политику с политикой Федеральной резервной системы (ФРС) США, поскольку зависят от экспорта в США.

Не менее важным фактором глобализации является внешняя торговля. Однако главным движущим стимулом этого процесса в последнее время стали иностранные инвестиции. Все больше компаний решаются на открытие иностранных подразделений или создание совместных предприятий, чтобы не экспортировать свои товары или услуги.

Примером развития международных связей является Ирландия. Почти треть ВВП страны формируется за счет экспорта технологической продукции, производимой в местных подразделениях таких американских компаний, как Intel, Xerox, Lucent Technologies, Hewlett-Packard, Gateway. Благодаря приходу этих компаний рост ирландской экономики начал составлять 10 % в год, однако экономический спад в США обернулся для Ирландии потерей тысячи рабочих мест. Аналогичная ситуация складывается в экономике Китая и других азиатских странах.

Важной составляющей процесса глобализации мировой экономики является функционирование международных экономических организаций, объединений, союзов и ассоциаций. Это, прежде всего, Организация Объединенных Наций (ООН), Европейский Союз (ЕС), Всемирная торговая организация (ВТО), Международный валютный фонд (МВФ), Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Возрастание роли международных экономических организаций обусловлено тем, что мировое хозяйство стало единым организмом. Национальные и региональные проблемы превратились в проблемы глобальные. Решать эти проблемы и регулировать мирохозяйственные связи призваны международные экономические организации.

Активное развитие процесса глобализации вызвано также изменениями в составе субъектов экономической деятельности и изменениями хозяйственных процессов. Важнейшими субъектами мировых отношений на сегодняшний день являются международные компании, представляющие собой сложные многоуровневые системы. Они рассматривают мир как единое поле для своей коммерческой деятельности, способствуя тем самым активному развитию процесса глобализации.

Исходя из сказанного можно сделать вывод: в мировой системе хозяйства в последние десятилетия произошли существенные изменения, которые обусловили объективную потребность в усилении координирования и регулирования многих мирохозяйственных процессов.

1.3 Международный бизнес

Международный бизнес имеет многовековую историю. Великие географические открытия в XVI веке положили начало активному развитию международной торговли. Значительные прибыли стали мощным стимулом, вовлекшим в международный бизнес отдельных предпринимателей и целые страны. Параллельно начала развиваться инфраструктура бизнеса: транспорт, складское хозяйство, страхование и т.д.

Развитие промышленного производства и последующие достижения технологического развития привели к активизации мирового бизнеса. Государства оказывали поддержку собственным предпринимателям и поощряли их зарубежную деятельность.

Колониальная политика европейских стран также оказала значительное влияние на развитие мирового бизнеса, а разные темпы развития государств, различия в обеспеченности природными и другими ресурсами предопределили целесообразность и выгодность международного разделения труда.

Важным этапом в развитии международных экономических отношений стал XX век. Первая и вторая мировые войны привели к появлению новых суверенных государств, самостоятельно выстраивающих политические и экономические отношения. В этот период активно развиваются международные рынки капиталов, появляются новые финансовые инструменты бизнеса, расширяется сфера услуг (международный аудит, консалтинг и т.д.).

Во второй половине XX века компании разных стран осуществили прорыв к мультинациональному бизнесу. Лидерами в данном процессе стали американские корпорации. Однако уже в 60-е, а особенно в 70-е годы, американских пионеров международного бизнеса догнали, а во многом и перегнали их европейские и в еще большей степени японские соперники. Образовалась сложнейшая трехслойная структура международного бизнеса, в рамках которой идет конкурентная борьба компании на внутреннем страновом рынке с местными фирмами, борьба с работающими в стране международными компаниями и, наконец, борьба международных компаний между собой.

В 70-е и 80-е годы XX столетия значительно возросло число МНК (многонациональных компаний). При этом наблюдался качественный прорыв: в число крупнейших МНК вошли фирмы таких развивающихся стран, как Южная Корея, Филиппины, Индия, Тайвань. Страны социалистического блока также активно включились в мировые интеграционные процессы. Мультинациональность бизнеса усиливалась, и в 90-е годы наметился переход международного бизнеса к наиболее высокой точке его развития — глобализации.

Таким образом, мировой бизнес начала XXI века можно охарактеризовать как сложную, динамично развивающуюся систему, которая не ограничивает ведение бизнеса по всему миру. И хотя международный бизнес регулируется соответствующими законодательствами стран, любая фирма получает все больше возможностей принципиально изменить стратегические и тактические перспективы своего развития. Для компаний открываются большие возможности проявить деловую активность.

Любая компания может войти в международный бизнес. Как правило, этот процесс проходит поэтапно: компания, осуществлявшая обычную зарубежную торговлю (экспортные и импортные операции), по мере развития достигает высшей формы — становится международной компанией.

Одной из проблем управления в международных компаниях становится взаимодействие национального и интернационального факторов. Довольно трудно однозначно ответить на вопрос о том, чего больше в современном международном бизнесе — национального или интернационального. Международные компании стремятся унифицировать стратегию и тактику ведения бизнеса во всех принимающих странах. Однако это не всегда возможно без учета национальных факторов. Поэтому более эффективна стратегия, при которой в деятельности компании максимально учитываются и используются национальные особенности, причем везде, где это возможно.

Современные технологические возможности весьма существенно изменили характер международного бизнеса, который в современных условиях приобрел принципиально новые черты. Бизнесмены могут эффективно осуществлять управление компанией «не выходя из офиса» в режиме реального времени и с помощью телекоммуникаций охватывать все интересующие бизнес-рынки товаров, капиталов, рабочей силы, информации и т.д.

Изменился характер деловых операций. Все большее значение приобретают финансовые операции. Появился специальный термин «новая экономика», некоторые современные ученые применяют термин «финансиаризация», или «финансомика». Современный бизнес все больше использует достижения финансового менеджмента и новейшие финансовые инструменты.

Мировой финансовый рынок имеет гигантские возможности. Так, основным показателем деятельности компаний на сегодняшний день является се капитализация.

Совершенно очевидно, что международный бизнес не получил бы такого развития, если бы в его основе не лежали мотивационные факторы. Их принято разделять на три группы (рисунок 1).

Рисунок 1 — Мотивация международного бизнеса

Первая группа мотивационных факторов — поиск и освоение новых рынков. Стремление компаний расширить рынок сбыта своей продукции и услуг является, пожалуй, основным мотивом участия компаний в международном бизнесе. Высокий уровень сбытa означает и более высокий уровень прибыли. Кроме того, здесь действует правило «экономии на масштабах деятельности». Многие крупнейшие международные компании свыше половины своих доходов получают от продаж за рубежом (таблица 1).

Вторая группа мотивационных факторов — приобретение необходимых компании ресурсов. Компании не всегда обладают необходимыми для своей полномасштабной деятельности материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами и поэтому активно занимаются их поиском. Фирмы-производители и дистрибьюторы довольно часто подыскивают необходимые виды изделий и услуг, а также полуфабрикаты, комплектующие изделия и конечную продукцию в других странах. В одних случаях это делается с целью снижения затрат, в других — с целью приобрести продукцию или условия, недоступные в собственной стране.

Таблица 1 — Рейтинг компаний по величине международных операций

* Таблица составлена на основании данных, опубликованных в журнале

Третья группа мотивационных факторов — диверсификация (использование возможностей, открывающихся для бизнеса на рынках разных стран). Обычно компании предпочитают не допускать больших колебаний в уровне своих продаж и прибылей и с этой целью тщательно подыскивают подходящие для сбыта и закупок зарубежные рынки. Многие компании используют несовпадение экономических циклов в различных странах. Когда в одной стране, вступившей в период спада, уровень продаж снижается, он повышается в другой, которая находится на стадии экономического подъема. Определив рынок для приобретения одного и того же товара или его компонента в разных странах, компания может снизить ущерб от колебаний цен или дефицита в какой-либо конкретной стране.

Для успешной работы компании на мировом рынке очень важно определить страны, в которых выгодно вести бизнес. Определяя целевые рынки, международные компании обращают внимание, прежде всего, на уровень экономического развития отдельных стран, сходство или различия культур страны базирования и стран пребывания, природные (включая наличие минеральных, водных и др. ресурсов, климатические условия и т.д.) и демографические особенности стран (население, его размещение по территории, уровень урбанизации и т.д.).

Кроме того, международные компании должны учесть все составляющие бизнес-среды принимающей страны (рисунок 2).

Экономическая среда — это совокупность экономических условий страны, таких, как уровень экономического развития, инфраструктура, рынки ресурсов и готовых продуктов, курсы валют, инфляция, процентные ставки, показатели экономического роста.

Законодательно-политическая среда. Выходя на рынки других стран, компании сталкиваются с незнакомыми ранее политическими системами, а также усиленным контролем и регулированием со стороны местных властей. Государство, да и просто граждане, часто смотрят на зарубежные компании как на чужаков и с подозрением относятся к их влиянию на экономическую независимость и политический суверенитет страны. К основным проблемам законодательно-политического характера, с которыми сталкиваются международные фирмы, относятся политические риски, политическая нестабильность, национальные законы и ограничения.

Рисунок 2 — Основные факторы международной бизнес-среды

Социально-культурная среда. Под национальной культурой понимается совокупность знаний, убеждений и ценностей, а также характерные для всех членов общества единые стереотипы поведения и мышления. Культурные факторы гораздо более сложны и неоднозначны, нежели факторы политические или экономические. Культура присутствует во всех сферах человеческой жизни. Ее трудно исследовать и еще сложнее понять. Международные компании обязательно должны изучать местную культуру и эффективно пользоваться этими знаниями.

Учет всех составляющих бизнес-среды каждой из принимающих стран — необходимое условие успешного ведения бизнеса.

Международный бизнес включает любые хозяйственные операции, которые проводятся двумя или более странами. Такие деловые взаимоотношения могут возникать на уровне как частных, так и государственных организаций. Частные компаний обычно проводят такие хозяйственные операции с целью получения прибыли.

Деятельность компаний (фирм), субсидируемых правительственными органами, не всегда ориентирована на прибыль.

Для достижения любой из своих целей в международном бизнесе кампания должна устанавливать формы внешнеторговых операций.

Причем некоторые из них могут существенно отличаться от используемых внутри страны. Выбор форм зависит не только от поставленной цели, но и от внешней среды, в которой компании предстоит действовать. Среда влияет также на выбор средств, определяющих такие функции бизнеса, как, например, маркетинг.

Проведение международных операций зависит от целей, которые ставят перед собой компании, и от средств их достижения. Деловые операции оказывают влияние на общую и конкурентную внешнюю среду (внешние условия) и сами подвергаются ее влиянию.

Компании, ведущие международный бизнес, могут использовать различные формы хозяйственных операций: экспорт и импорт товаров и услуг; путешествия, туризм и транспорт; деятельность за границей; использование активов из-за рубежа (роялти); инвестиционную деятельность (прямые и портфельные инвестиции). Делая выбор, компании ориентируются на собственные цели и оценивают ресурсы, а также условия осуществления своей деятельности.

1.4 Международные компании и их роль в процессе глобализации

Международные компании — это компании, имеющие зарубежные активы и рассматривающие мировое хозяйство как единый рынок для своей деятельности.

В современной литературе используются и другие термины для обозначения международных компаний, например: многонациональная компания (МНК) и транснациональная корпорация (ТНК).

Термин «МНК» (multinational enterprise, MNE) наиболее часто встречается в зарубежной бизнес-литературе, в частности, в научном труде Джона Д. Дэниелса и Ли X. Радеба «Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции». Авторы характеризуют МНК как компанию, которая использует международный подход в поиске заграничных рынков и при размещении производства, а также комплексную глобальную философию бизнеса, предусматривающую функционирование компании как внутри страны, так и за рубежом.

Зачастую, особенно в рамках ООН, вместо термина «МНК» используют термин «ТНК» (transnational corporation, TNC). Определений ТНК довольно много, эксперты и ученые спорят о том, что является отличительными признаками ТНК. В 70-80-е годы XX столетия эксперты ООН к ТНК относили любую компанию, имеющую производственные мощности за границей. Однако в настоящее время в силу значительного расширения сферы деятельности и объемов дохода экономисты относят к ТНК в основном компании, более 1020 % активов которых вынесены за национальные границы. По данным ООН, в 80-е годы их насчитывалось около 10 тыс. (90 тыс. подразделений), сегодня их уже около 60 тыс. (до 600 тыс. аффилированных структур).

Некоторые авторы разграничивают понятия МНК и ТНК, относя к ТНК компании, имеющие «национальность», т.е. капитал которых принадлежит предпринимателям одной страны, а к МНК — компании с многонациональным капиталом. Однако этот под-ход является спорным, поскольку в настоящее время происходит масштабное слияние, «переплетение» финансов предпринимателей разных стран и определить национальную принадлежность капиталa компании достаточно сложно.

Ввиду того, что в учебной литературе и книгах по бизнесу в последнее время чаще употребляется термин «международная компания», будем в дальнейшем использовать именно его.

Масштабы деятельности международных компаний растут из года в год. Доход многих из них сопоставим с валовым национальным продуктом небольших стран. Их уже называют глобальными. Они интегрируют хозяйственную деятельность, осуществляемую в разных странах.

Международные компании привлекают к себе повышенное внимание общественности многих стран и вызывают столь же большие опасения: ведь в рамках их «империй» из страны в страну перемещаются огромные капиталы, что оказывает воздействие не только на национальную экономику и политику, но и на культуру.

Международные компании имеют ряд общих характерных черт. Менеджмент международных компаний представляет собой управление интегрированной всемирной бизнес-системой, когда зарубежные подразделения тесно сотрудничают друг с другом, между ними проходит интенсивное перемещение капитала, технологий и человеческих ресурсов. Компании закупают материалы и производят продукцию там, где им это выгодно.

Высшей управленческой структурой международных компаний является единственное подразделение — материнская (головная) компания. Иногда во главе компании может стоять более одной материнской компании, как, например, в англо-голландских концернах Unilever, Royal Dutch/Shell, которые являются бинациональными компаниями. Управленческое подразделение принимает основные стратегические решения относительно развития всех филиалов. То есть имеет место определенная степень централизации руководства, что позволяет координировать деятельность подразделений в глобальном масштабе и максимизировать прибыль компании в целом.

Высшие руководители (топ-менеджеры) международных компаний, являясь специалистами по глобальной деятельности, рассматривают мировое пространство в качестве единого рынка и, исходя из этого, принимают стратегические решения, приобретают ресурсы, руководят организацией производственных процессов, проводят маркетинговые мероприятия.

В некоторых случаях философия управления международной компанией отличается от описанной выше. Например, ряд исследователей выделяют этноцентрические компании (основной упор на операции в стране происхождения), полицентрические компании (ориентированы на рынки отдельных зарубежных стран) и геоцентрические компании (истинно глобальные, не отдают предпочтения ни одной конкретной стране).

Международные компании оказывают существенное влияние на мировую экономику. В их руках сосредоточено приблизительно 30 % частных производственных фондов, около 50 % международной торговли, 80 % патентованных нововведений и почти вся торговля сырьевыми ресурсами. Совокупные валютные резервы международных компаний в несколько раз больше резервов всех центральных банков мира вместе взятых.

Основное предпочтение в своей деятельности международные компании отдают новым, перспективным, быстроразвивающимся отраслям промышленности. В настоящее время к ним можно отнести электронную промышленность, сферу телекоммуникаций, ин формационных и биотехнологий. Немаловажное место занимают компании, работающие в химической, добывающей, автомобилестроительной и торговой отраслях.

Обратимся к истории возникновения международных компаний и их развития. Большинство современных международных компаний были созданы в конце XIX — начале XX веков. Именно тогда произошло мощное развитие производства и образование таких компаний, как Ford, General Electric, Singer Sewing Machine, Sony. Начало XX столетия было золотым веком глобализации: огромные масштабы миграции, снижение стоимости перевозок, расцвет торговли, рост зарубежных инвестиций. Например, компания Ford, основанная в 1903 году, первой применила конвейерное производимо и уже в 1905 году начала экспансию на зарубежные рынки с открытия завода в Канаде (Уокервиль, провинция Онтарио). Продвижение на зарубежные рынки усиливалось, и к 1927 году Ford превратилась в гигантский индустриальный комплекс, охватывающий весь мир. На сегодняшний день Ford владеет производственными, сборочными и дистрибутивными подразделениями в 200 странах.

Многие бурно развивающиеся компании стали международными. Особенно четко эта тенденция проявилась в конце 40-х и 50-х годах ХХ века.

Развитие компаний, увеличение масштабов их деятельности привели к существенным, можно даже сказать, кардинальным изменениям в процессе управления. Большие перемены произошли во всех аспектах менеджмента: от процесса производства до организационных структур и методов управления персоналом.

Широкое развитие стали получать производственное сотрудничество и связанная с ним торговля научно-техническими знаниями. Активно внедрялось производственное кооперирование, и развивались интеграционные процессы как внутри одной компании, так и между различными фирмами.

Эволюция организационных структур управления шла от простейших линейных, функциональных форм к матричной, и, наконец, сформировались дивизиональные структуры. Специфика работы в принимающих странах, культурные различия требовали от менеджмента головных компаний умения приспосабливаться к национальным рынкам при формировании стратегий развития бизнеса, маркетинговых стратегий, при решении вопросов кадровой политики и т.н.

Конец 60-х и 70-е годы XX века были ознаменованы волной активных поглощений. Крупные компании покупали более мелкие.

В результате таких активных действий, когда приобреталось практически все, что дешево продавалось, многие компании превратились в диверсифицированные конгломераты. Внутри одной компании множество подразделений занимались совершенно не связанным между собой бизнесом. Управлять такими гигантами старыми методами было сложно. Кроме того, каждый вид бизнеса требовал совершенно различных методов управления.

В связи с этим существенные изменения претерпели организационные структуры компаний. Активно стала внедряться дивизиональная структура управления. В бизнесе начали использовать стратегические подходы к управлению. В структуре компаний появились стратегические центры хозяйствования (СЦХ).

Несмотря на все попытки справиться с управлением сильно диверсифицированными компаниями, многие из них в конце 70-х годов XX века стали продавать убыточный бизнес, освобождаться от ненужных подразделений. Наиболее активно эти процессы осуществлялись в 80-е годы XX века и сопровождались массовыми увольнениями работников, повышенным уровнем безработицы, активизацией профсоюзного движения.

К началу 90-х годов XX века многие компании были диверсифицированными, но диверсификация при этом имела в основном вертикальную направленность, т.е. бизнес подразделений внутри одной компании был связан определенным технологическим процессом, единством отраслей.

Жесткая конкурентная борьба вынуждала компании изыскивать новые способы повышения эффективности бизнеса (увеличения прибыли, снижения затрат). В поисках новых путей компании совершенствовали процесс управления. Появились новые технологии производства, активно развивалась торговля лицензиями, ноу-хау и т.д. Значительные резервы для повышения производительности труда были найдены благодаря совершенствованию управления персоналом. Во многих компаниях появились службы управления человеческими ресурсами. Они занимались не только традиционными кадровыми вопросами, но и рассматривали персонал как ресурс, способный совершенствоваться, развиваться, приносить большую отдачу.

Подверглись изменениям и бизнес-стратегии. Все большее значение стали приобретать маркетинговые исследования рынка, стратегии диверсификации и партнерства.

Однако обостряющаяся конкурентная борьба требовала от бизнеса новых путей выживания, и, начиная с середины 90-х годов XX века многие компании вновь стали прибегать к стратегиям объединения (слияния и поглощения). При этом многие из них планировались как дружественные слияния. Примером такой сделки является объединение в 1998 году автомобилестроительных компаний немецкой Daimler Benz и американской Chrysler. Несмотря на декларирование дружественного характера объединения этих компаний, в прессе часто упоминается о том, что управление в новой компании DaimlerChrysler сосредоточено в руках немецкой стороны.

Волна слияний и поглощений затронула многие промышленные сферы. Объединялись автомобилестроительные, фармацевтические, авиационные, телекоммуникационные и другие компании. Большинство таких сделок были международными, т.е. осуществлялись между компаниями разных стран. Основной причиной объединения была возможность экономии на масштабе производства, использование эффекта синергии. Многие слияния на деле оказались неравноправными. В результате дружеское объединение превращалось в фактическое поглощение слабого сильным.

Кроме того, процесс объединения компаний требовал длительной и тщательной подготовки, но ввиду жесткой конкурентной борьбы времени на это было немного. Проблемы возникли и с адаптацией корпоративных культур друг к другу. В результате многие сделки по слияниям были признаны неудачными.

Однако в бизнесе ведется активный поиск новых путей повышения эффективности. На смену слияниям и поглощениям пришли новые интеграционные стратегии — стратегические альянсы между компаниями, которые не предусматривают полного объединениями капитала и являются гибкой формой интеграции компаний.

Упомянутая новая компания DaimlerChrysler нашла себе азиатского партнера по альянсу — Mitsubishi Motors. Положителен пример стратегического альянса между французской Renault и японской Nissan. Японские компании Toshiba и Matsushita Electric, специализирующиеся на выпуске электроники, создали альянс (совместное производство) по производству жидкокристаллических панелей. Таких примеров можно привести много.

Укрупнение масштабов деятельности международных компаний, происходившее за счет слияний и поглощений, привело к изменению монополистической системы в определенных отраслях производства. Вместе с тем изменилась и международная монополистическая структура, и как уже отмечалось ранее, международные компании стали главными участниками мирового хозяйственного процесса. Именно они активизируют процесс глобализации мировой экономики, рассматривая мир как единую сферу деятельности в области производства, сбыта, финансирования.

Ежегодно различные международные агентства проводят рейтинги компаний. Наиболее известны исследования журналов Business Week и Fortune, газеты Financial Times.

Журнал Fortune публикует список 500 крупнейших компаний мира и США — «Fortune 500». Следует отметить изменения, которые произошли в оценочных показателях деятельности компаний, положенных в основу рейтингов. До конца 90-х годов XX века большинство рейтингов проводились по показателям достигнутого компаниями дохода. Затем за основу «Financial Times 500» был принят показатель рыночной капитализации компании. Этот рейтинг публикуется ежегодно в апреле-мае. Данные изменения связаны главным образом с развитием финансовой сферы бизнеса.

Следует отметить, что показатель рыночной капитализации представляет собой «мгновенный снимок» финансового состояния компании. Потрясения на финансовом рынке, прежде всего на американском, произошедшие в 2001-2002 годах, отчетливо видны при сравнении показателей за разные годы.

Размер рыночной капитализации напрямую зависит не только от деятельности компании, но и от складывающейся на рынке ситуации и настроений инвесторов. Возникает вопрос: насколько объективным является распределение компаний в соответствии с таким показателем в период высокой волатильности на фондовых рынках? Financial Times считает, что стоимость акций компаний на рынке остается одним из лучших критериев ее деятельности и возможности доступа к рынкам капитала.

Основными тенденциями, определившими формирование списка 500 крупнейших компаний мира в 1999 году, стал стремительный рост рыночной капитализации и устойчивый рост в экономике и на фондовых рынках стран Азиатского региона.

В 2000 году компании — представители «новой экономики» были потеснены «старыми» компаниями. Первая в рейтинге — компания General Electric, в числе первых были также банки, страховые и фармацевтические компании. Аналитики Financial Times объясняли такое положение дел временным «безумием» рынка.

Однако эти тенденции сохранились и в 2001 году. Рецессия в США, замедление темпов роста в основных экономических центрах и, как следствие, падение прибыльности компаний заставили инвесторов вкладывать деньги в «защитные» акции — бумаги фармацевтических компаний и производителей потребительских товаров, обеспечивающих стабильный доход в любой экономической ситуации.

Слабость иены и устойчивое развитие экономики Великобритании позволили британским компаниям обойти по капитализации японские, хотя численное представительство обеих стран сократилось.

В 2001 году в «Financial Times 500» впервые вошли четыре российские компании: «ЮКОС» (227-е место), «Газпром» (250-е место), «Сургутнефтегаз» (344-е место) и «ЛУКОЙЛ» (362-е место).

1.5 Вопросы для самопроверки

1 Что такое процесс глобализации мировой экономики?

2 Каковы характерные черты современных мировых отношений?

3 Как развивался международный бизнес и что лежит в основе его мотивации?

4 Какие факторы бизнес-среды оказывают влияние на деятельность компаний?

5 Что такое международные компании?

6 Каковы общие характерные черты международных компаний?

7 В чем различие между этноцентрическими, полицентрическими и геоцентрическими компаниями?

8 Какое место занимают международные компании в системе мирового хозяйства?

9 По каким показателям проводятся мировые рейтинги компаний?

10 Компании каких отраслей занимают первые позиции в рейтингах последних лет?

1.6 Рекомендуемая литература

1Белорусов, А.С. Международный менеджмент: учебник / А.С. Белорусов. — Юристъ, 2000. — 224 с.

2Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. / И.Н. Герчикова. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 501 с.

3 Дафт, Ричард Л. Менеджмент / Дафт Ричард Л.. — СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 32 с.

4Дэниелс, Д. Международный бизнес / Д. Дэниелс, Ли X. Рабеда / пер. с англ. — М.: Дело, 998. — 784 с.

5 Международный менеджмент: учебник для вузов / под ред. С.Э. Пивоварова, Д.И. Баркана, Л.С. Тарасевича, А.И. Майзеля. — СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 624 с.

6Халевинская, Е. Мировая экономика / Е. Халевинская, И. Крозе. — Юрист, 1999. — 346 с.

1.7 Тест по теме — Международные компании и их роль в современном мире

1 Преобладающей тенденцией развития современной мировой экономики является:

а) децентрализация управления;

б) глобализация;

в) национализация экономик;

г) интеграция.

2 К основным преимуществам глобализации относятся:

а) поиск на мировом рынке недостающих ресурсов и возможностей;

б) развитие отрасли информационных технологий;

в) независимость стран от состояния мировых рынков;

г) развитие международного рынка труда.

3 Лидерами в развитии мультинационального бизнеса во второй половине XX века являются:

а) Японские корпорации;

б) Российские корпорации;

в) Европейские корпорации;

г) Американские корпорации.

4 Основными показателями деятельности компаний на сегодняшний день являются:

а) глобализация;

б) организация совместной деятельности;

в) капитализация;

г) интеграция деятельности.

5 К основным факторам международной бизнес среды относятся:

а) экономические;

б) географические;

в) законодательно-политические;

г) социально-культурные;

д) производственные.

6 Компания управляемая двумя материнскими компаниями называется:

а) этноцентрическая;

б) геоцентрическая;

в) бинациональная;

г) многонациональная.

7 Современные международные компании были созданы:

а) в начале XIX века;

б) в конце XIX — начале XX веков;

в) в начале XXI века;

г) в середине XX века.

8 Компании, какой страны занимают первые позиции в рейтингах последних лет?

а) Великобритании;

б) Китая;

в) России;

г) США.

Международный менеджмент — это…

а) система управления внешнеэкономической деятельностью фирмы;

б) совокупность производственно-хозяйственных, финансовоэкономических, научно-технических, коммерческих отношений между хозяйствующими субъектами из разных стран;

в) система научных взглядов и положений, отражающих объективные законы управления внешнеэкономической деятельностью, существующая наряду с другими разделами теории менеджмента;

г) совокупность экономических отношений, обслуживающих межгосударственные займы, деятельность международных финансовых и экономических организаций, многообразие взаимных финансовых расчетов, страховых операций, кредитование всех участников внешнеэкономической деятельности.

10 Внешнеторговая деятельность — это…

а) предпринимательская деятельность, связанная с ввозом и вывозом капитала как самовозрастающей стоимости в виде ссудного или предпринимательского капитала;

б) международные производственно-хозяйственные кооперационные связи фирм-изготовителей продукции из разных стран, специализирующихся на изготовлении комплектующих, узлов и деталей;

в) международный обмен товарами, услугами, работами, информацией, результатами интеллектуального труда. Наряду с ростом товарооборота растет значение торговли услугами: международного туризма, международной миграции рабочей силы, транзита, международного лизинга;

г) совокупность экономических отношений, обслуживающих межгосударственные займы, деятельность международных финансовых и экономических организаций, многообразие взаимных финансовых расчетов, страховых операций, кредитование всех участников внешнеэкономической деятельности.

На какие группы делятся международные торговые организации? Какие международные организации являются межправительственными, а какие неправительственными? Какая международная организация является основой мировой торговли? В чем заключается деятельность Международной торговой палаты?  

Free-trade.jpg

Существует целый ряд международных организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере международной торговли. Международные торговые организации важно знать каждому коммерсанту. Они пригодятся для регулирования внешнеэкономических сделок и решения возникших проблем во время импорта и экспорта.

Международные торгово-экономические организации



Как правило, международные организации делятся на две категории: межправительственные организации (МПО) и неправительственные организации (НПО), которые могут являться ассоциациями или федерациями, представляющими деловые, отраслевые, профессиональные, потребительские и иные интересы. Некоторые из наиболее значимых организаций перечислены ниже:

1. Межправительственные организации (МПО):

1) Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), Вена. ЮНСИТРАЛ является органом ООН по содействию развитию международного частного права. ЮНСИТРАЛ преимущественно разрабатывает документы, предназначенные для того, чтобы стать частью международного или национального права, такие как международные договоры, конвенции и типовые или единообразные законы. Так, например, ЮНСИТРАЛ одобрила Международную Конвенцию о независимых гарантиях и Типовой Закон об электронном обмене данными. Возможно, главным вкладом ЮНСИТРАЛ в международную торговлю стала Венская Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров, разработка которой была завершена в 1980 г. и которая вступила в силу в 1988 г. Регламент международного коммерческого арбитража ЮНСИТРАЛ является альтернативой другим арбитражным или судебным системам.

2) Международный институт унификации частного права (УНИДРУА), Рим. Эта международная организация была создана ещё под эгидой Лиги Наций и продолжила свое независимое существование после создания ООН. В последние годы УНИДРУА занимается активным исследованием международного частного права, связанного с договорами лизинга, франчайзинга, инспектирования и агентскими договорами, в целях разработки международных правовых конвенций в областях, где это может быть востребовано. Веб-сайт УНИДРУА: www.unidroit.org.

3) Всемирная таможенная организация (ВТО/СТС), Брюссель. Прежде известная как Совет по таможенному сотрудничеству, ВТО/СТС является компетентной международной межправительственной организацией по таможенным вопросам. Её членами являются национальные таможенные органы, которые сотрудничают друг с другом в целях повышения эффективности таможенных процедур. Информацию о Всемирной таможенной организации можно найти на сайте www.wcoomd.org.

  • Таможенная очистка в международной торговле

4) Центр ЮНКТАД/ВТО по международной торговле (ЦМТ), Женева. Является центральным агентством существующей в рамках ООН системы по содействию экспорту из развивающихся стран. ЦМТ реализует широкий спектр обучающих программ для экспортёров и импортёров, а также для преподавателей местных торговых палат. ЦМТ также публикует многочисленные руководства по экспорту с акцентом на конкретных сферах торговли, таких как упаковка, маркетинг или продвижение товаров. Веб-сайт ЦМТ www.intracen.org.

2. Неправительственные организации (НПО):

1) Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА), Монреаль и Женева. Как отраслевая организация мировых авиакомпаний, ИАТА играет важную роль в упрощении и стандартизации авиатранспортных документов, таких как авиатранспортные накладные. Больше информации на сайте www.iata.org.

2) Международная федерация экспедиторских ассоциаций (ФИАТА), Цюрих. Международная организация, занимающаяся разработкой стандартов и повышением качества международных экспедиторских услуг. Определенные документы ФИАТА, такие как коносамент ФИАТА, стали важными отправными точками в международной торговле. Руководство ФИАТА по таможенной очистке товаров стало важным справочным документом для профессионалов транспортной сферы. Более подробная информация находится на сайте www.fiata.com.

3) Международный морской комитет (ММК) (CMI – Comité Maritime International), Брюссель. Организация, созданная в 1897 г. для содействия унификации морского и торгового права, морских обычаев, обыкновений и практики. В период между 1910 и 1971 гг. в результате деятельности ММК на свет появилось 18 «Брюссельских» конвенций и протоколов по морскому праву, включая ключевые инструменты международного регулирования коносаментов, известные как Гаагские и Гааго-Висбийские правила. Сайт ММК www.comitemaritime.org.

  • Что такое коносамент: виды, формы, функции

4) Международный союз автомобильного транспорта (IRU), Женева. Являясь международной федерацией, представляющей интересы автомобильных операторов, IRU преимущественно управляет таможенной системой TIR, позволяющей грузовикам, опечатанным таможенными органами, пересекать национальные границы без прохождения всех таможенных формальностей. Веб-сайт организации: www.iru.org.

Всемирная торговая организация (ВТО) как основа для мировой торговли



После Второй мировой войны в международном сообществе возник твердый консенсус в отношении необходимости создания международной торговой организации для осуществления контроля за постепенной либерализацией торговли на международных рынках. Якобы «временное» ГАТТ очень эффективно функционировало в период с 1947 по 1995 гг. в качестве координатора многосторонней торговой системы. В результате появления ГАТТ тарифы, которые в промышленных странах в среднем составляли 40% в конце 40-х годов, к началу 90-х годов снизились до 5%. Мировой экспорт вырос с 61 миллиарда долларов США в 1950 г. до 4 090 млрд.
долларов США в 1994 г. По результатам Уругвайского раунда в 1994 г. в качестве правопреемника ГАТТ была создана ВТО. Уругвайский раунд, который проводился с 1986 по 1993 гг., являлся самым сложным и всесторонним раундом по либерализации торговли из всех когда-либо проводившихся.

ВТО пришла на смену ГАТТ, но характер её значительно отличается от характера ГАТТ. Тогда как ГАТТ преимущественно представляло собой свод правил, администрируемых временным органом, ВТО является постоянно действующей организацией, имеющей свой собственный секретариат. Если сфера применения ГАТТ ограничивалась только торговлей товарами, ВТО, кроме этого, охватывает торговлю услугами и коммерческими аспектами прав интеллектуальной собственности.

Большое практическое значение имеет тот факт, что разрешение споров в рамках механизма ВТО осуществляется намного быстрее и более технологично, чем в рамках системы ГАТТ, и, таким образом, торговые барьеры могут быть преодолены намного быстрее и эффективнее.

Устоявшиеся принципы, воплощённые в изначальном ГАТТ, не исчезли с появлением ВТО, скорее, они просто были поглощены новой структурой. Таким образом, изначальное ГАТТ (с 1947 г.) продолжает существовать как так называемое «ГАТТ 1994», т.е. изменённая и обновлённая версия ГАТТ 1947 года, являющаяся неотъемлемой частью соглашения об учреждении ВТО. В ноябре 2001 г. в столице Катара Дохе ВТО инициировала девятый раунд многосторонних торговых переговоров под названием «Дохийская повестка развития», проводящихся под эгидой ГАТТ/ВТО в целях дальнейшей либерализации мировой торговли и усиления интеграции развивающихся стран во всемирную торговую систему. Сайт ВТО: www.wto.org.

  • Всемирная торговая организация ВТО: принципы, мифы и проблемы

Международная торговая палата (ICC) как поставщик стандартов для международной торговли


Международная торговая палата (ICC) — Всемирная организация бизнеса со штаб-квартирой в Париже – играет ключевую роль в международной торговле. Хотя ICC осуществляет различные виды деятельности, основной интерес для экспортёров и импортёров представляет роль ICC в качестве разработчика международных торговых, правовых и банковских стандартов. Так, ICC разработала нормы, регулирующие международную практику для документарных аккредитивов, – UCP. С точки зрения юридической практики, Международный арбитражный суд ICC, вероятно, является самым авторитетным в мире негосударственным арбитражем для разрешения частных коммерческих споров. Разработанные ICC правила «Инкотермс», включая стандартные торговые термины, такие как FOB и CIF, определяют правовое содержание ценовых котировок в международных сделках.

Цели. ICC служит международному бизнесу путём содействия торговле и инвестициям и открытию рынков для товаров и услуг, а также свободному движению капитала. Она защищает систему частного предпринимательства и поощряет саморегулирование бизнеса. Основанная в 1919 году, ICC является неправительственной организацией, членами которой являются тысячи компаний и бизнес-ассоциаций из более чем 143 стран и всех секторов экономики. Примерно 90 национальных комитетов ICC во всем мире информируют свои правительства о взглядах международного сообщества ICC и, с другой стороны, привлекают внимание международной штаб-квартиры в Париже к проблемам национального бизнеса.

Членство и доходы. ICC частично финансируется за счет доходов от взносов компаний-участниц и бизнес-ассоциаций в национальные комитеты ICC. Другая существенная часть доходов ICC формируется за счет административных сборов Международного арбитражного суда ICC. Дополнительный доход ICC получает от продажи регламентов и кодексов, разрабатываемых ICC, а также других книг (публикаций ICC) и семинаров.

Консультативный статус. Начиная с 1946 года ICC имеет консультативный статус в Организации Объединенных Наций (ООН), где она излагает согласованные позиции представителей международного бизнес-сообщества, включая промышленные и развивающиеся страны. Она также поддерживает тесные рабочие связи с Всемирной торговой организацией (ВТО), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейской Комиссией и другими межправительственными и неправительственными органами. Постоянный представитель ICC в ООН в Нью-Йорке наблюдает за развитием событий, влияющих на бизнес, в рамках ООН и её специализированных агентств. ICC обеспечивает доведение проблем бизнеса до внимания межправительственных организаций в форме программных заявлений, которые делает международная штаб-квартира в Париже, а через представителей национальных комитетов ICC — до сведения национальных правительств во всем мире.

Саморегулирование бизнеса. ICC также разрабатывает добровольные для исполнения бизнес-кодексы, в которых устанавливаются этические стандарты. Разработанная ICC «Бизнес-Хартия по устойчивому развитию» содержит 16 принципов, регулирующих каждый аспект деятельности компании в отношении защиты окружающей среды, начиная с разработки продукта и заканчивая консультациями клиентов. Кодексы ICC о рекламной и маркетинговой деятельности регулируют этические нормы поведения, касающиеся прямого маркетинга, рекламы, продвижения товара, маркетинговых исследований, рекламной и спонсорской деятельности, связанной с охраной окружающей среды. В 1977 г. ICC впервые выпустила правила, направленные на борьбу с коррупцией, взяточничеством и противоречащей этическим нормам деловой практикой в международной торговле. Эти правила обновлялись в 1999 и 2005 гг.

Комиссии и рабочие группы ICC. Форумы для выработки международных бизнес-правил – Специализированные Комиссии ICC проводят встречи на регулярной основе для изучения вопросов, влияющих на международный бизнес. Они охватывают широкий спектр направлений, в том числе банковскую деятельность, конкуренцию, охрану окружающей среды и энергетику, сектор финансовых услуг и страхования, интеллектуальную собственность, маркетинг, транспорт, налогообложение, а также торговую и инвестиционную политику. Такие комиссии по сути своей, являются международными комитетами ведущих экспертов по бизнесу, в рядах которых коммерсанты, юристы, перевозчики, банкиры и другие профессионалы. В случае принятия какой-либо комиссией решения о реализации того или иного проекта для выполнения этой задачи она создаёт подкомитет, известный как рабочая группа.

Бóльшая часть ключевых документов ICC создаётся такими комиссиями и рабочими группами. Например, регулярный пересмотр «Инкотермс» или UCP изначально осуществляется небольшой рабочей группой, действующей в качестве редакционной группы. Проекты новой редакции затем направляются экспертам из различных соответствующих комиссий, а на международном уровне распространяются через национальные комитеты ICC; полученные комментарии обрабатываются снова в рабочей группе. Окончательные проекты документов, будучи одобренными рабочей группой и комиссией, передаются для утверждения в Исполнительный совет ICC. Несмотря на то что такие широкомасштабные международные консультации, предусмотренные обычной процедурой ICC, занимают много времени, они обеспечивают высокую авторитетность официальных продуктов ICC как выражающих согласованную точку зрения международного бизнес-сообщества.

Служба ICC по борьбе с экономическими преступлениями. Это «зонтичная» организация для трех подразделений ICC, которые занимаются различными аспектами преступлений, затрагивающих бизнес:

— Международное морское бюро, которое занимается расследованием всех видов морских преступлений, включая мошенничество, кражи груза и пиратство;

— Бюро финансовых расследований, которое оказывает коммерческим банкам, сектору финансовых услуг и инвесторам широкий спектр услуг по противодействию финансовому мошенничеству и отмыванию денег; 

— Бюро по борьбе с контрафактной продукцией, которое помогает компаниям предотвращать подделку их продуктов.

Служба публикаций ICC предлагает профессионалам и предпринимателям, занимающимся международной торговлей, более 80 публикаций. Этот список пополняется каждый год новыми руководствами, сборниками правил, типовыми контрактами и справочниками. Публикации ICC могут быть заказаны напрямую в Службе публикаций ICC в Париже, в национальных комитетах ICC или на веб-сайте www.iccbooks.com.

  • Таможенный транзит: упрощенная схема прохождения от ICC

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Росгосстрах страховая компания страхование дома отзывы
  • Росприроднадзор реквизиты платы за нвос алтайский край
  • Росреестр в киржаче владимирской обл адрес часы работы
  • Росреестр кировской области официальный сайт реквизиты
  • Россельхозбанк кораблино часы работы рязанской области