Предоставление государственной поддержки упрощает запуск своего дела с нуля. Грамотно выстроенная государственная политика по отношению к малому и среднему бизнесу стимулирует его рост, развитие и совершенствование. Создавая компанию, предприниматель сталкивается с недостатком денежных средств и информации. Одной из главных задач государственного регулирования данной сферы должно быть создание эффективных мер финансовой поддержки субъектов малых и средних форм предпринимательской деятельности.
Ключевые слова:малый и средний бизнес, малое и среднее предпринимательство, экономическое развитие территории, социальное значение малого и среднего предпринимательства
Малое и среднее предпринимательство объективно ведет свою деятельность и прогрессирует как более или менее самостоятельная отрасль нынешней рыночной экономики. МСП имеет немаловажную социально-экономическую роль, ведь оно поддерживает как социальную, так и политическую устойчивость, формирует рациональную структуры экономики, содействует ослаблению влияния структурных изменений, наиболее оперативно приспосабливается к изменениям потребностей того или иного рынка, содействует развитию регионов страны, обеспечивает рост доходной части бюджетов всех уровней, создает и применяет инженерные, промышленные, а также управленческие новшества.
Цель исследования — проанализировать роль малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии территории.
В качестве методов исследования были использованы общетеоретические и эмпирические методы, такие как: аналитический метод, исследование и детальный анализ.
Благодаря малому бизнесу появляются новые рабочие места, которые повышают экономическую активность населения, а это необходимо для развития экономики России. Появление новых вакансий обеспечивается за счет образования новых субъектов МСП, а не за счет компаний, относящихся к крупному предпринимательству. Пропорция разных категорий трудящихся в малом и среднем бизнесе РФ выражена наибольшим количеством постоянно занятых работников, то есть МСП почти не применяет такой способ увеличения результативности деятельности, как вторичная занятость.
Общемировой тенденцией становится создание специализированных структур, ведающих делами малого бизнеса; реализация государственных программ финансового, технологического, инфраструктурного, внешнеэкономического, информационного, консультационного, кадрового содействия малым предприятиям. При этом меры поддержки не направлены на сдерживание естественных изменений рыночных условий в среднесрочной и долгосрочной перспективе и защиту неконкурентных малых предприятий, а на создание среды, благоприятствующей развитию сектора малого бизнеса, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект в стране, регионе, либо совокупности стран (например, в Европейском Союзе) [5].
Малый и средний бизнес сегодня сталкивается с рядом барьеров, которые прежде всего выражены невнятностью и несовершенством политики государства по отношению к субъектам МСП. Из года в год определенные трудности у предпринимателей не изменяются:
‒ большая налоговая нагрузка и неоднократные внесения поправок в налоговое законодательство и налоговую отчетность;
‒ изменчивое и непрозрачное законодательство, которое регламентирует деятельность малых форм хозяйствования в различных сферах: непрерывное осуществляется корректирование правил работы компаний (особенно, касаемо налогообложения и внешнеэкономической деятельности);
‒ наличие слабых мест в законодательстве: неполноценность обеспечения равноправия различных форм собственности и защиты частной собственности;
‒ частые проверки контролирующих органов;
‒ невысокий покупательский спрос.
Роль малого предпринимательства в экономике страны, как правило, определяется следующими факторами:
‒ численностью малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономики;
‒ вкладом малых предприятий в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции (выполнение работ, оказание услуг);
‒ вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование федерального и региональных бюджетов;
‒ ростом численности на малых предприятиях занятого трудоспособного населения, вкладом в сокращение числа безработных;
‒ насыщением рынка потребительскими товарами (работами, услугами), лучшим удовлетворением потребностей населения;
‒ навыками дееспособных граждан в создании собственного дела, накоплением опыта управления предприятиями и др. [2, c. 208].
Повышение значимости малого и среднего бизнеса в российской экономике осуществляется за счет роста количества выпуска продукции (работ, услуг).
Для субъектов МСП успешным фактором их деятельности служит увеличение такого показателя, как среднесписочная численность работников. Такая ситуация говорит о том, что малый и средний бизнес эффективен в общих экономических процессах.
Увеличение роли малого и среднего предпринимательства в экономике страны характеризуется еще и повышением инвестиционной активности компаний, а также поступлением инвестиций в основной капитал малых форм хозяйствования.
Малый и средний бизнес наиболее рационально применяет находящиеся в их распоряжении следующие факторы производства: основные средства, сырье, материалы, топливо, энергия, а также рабочая сила. Благодаря этому, зачастую, на малых предприятиях рентабельность значительно выше в соответствии со среднедостигнутой в той или иной отрасли экономики.
При развитии малых форм хозяйствования успешно решаются следующие вопросы:
‒ формируются конкурентных условия, позволяющие обеспечить оптимальную цену товаров (работ, услуг);
‒ обеспечивается лучшее удовлетворение покупательского спроса в товарах (работах, услугах);
‒ увеличивается ассортимент, а также повышается качества предлагаемых на рынке товаров, работ, услуг [4].
Развитие малого и среднего предпринимательства в регионах значимо по следующим факторам.
Во-первых, МСП первостепенно образовывает собственные организационные структуры в пределах малого и среднего бизнеса, который находится в ведомстве местных органов власти, что значительно упрощает мониторинг деятельности компаний.
Во-вторых, специфической особенностью рыночной экономики является наиболее эффективная деятельность на микроуровне, на уровне компании. Для принятия решений, приносящих наибольший эффект, достаточное внимание должно быть уделено окружающей компанию среде, а она формируется опять же в регионах.
В-третьих, каждый субъект Российской Федерации имеет индивидуальную конъюнктуру и спрос. Необходимо для каждого конкретного региона формировать свой подход к созданию предпринимательской среды, ведь если использовать общий принцип, тогда результаты деятельности малого и среднего бизнеса будут низкими, а это недопустимо, тем более в условиях экономического кризиса, при котором все решения должны быть максимально продуманы, точны и конкретны.
Общегосударственная поддержка субъектов МСП также крайне необходима. Взаимодействие федеральных органов власти и органов муниципальной власти при создании комплекса мер финансовой поддержки малого и среднего бизнеса поспособствует развитию, совершенствованию, а также расширению малого и среднего предпринимательства, как одного из наиболее значимых элементов рыночной экономики, необходимых для ее развития [3].
Малое предпринимательство является одной из наиболее эффективных и часто встречающихся в различных странах мира форм экономической активности. МСП в России должно быть опорой государства в пределах осуществляемых социально-экономических реформ, а не являться не более, чем дополнением крупного предпринимательства, обеспечивающим только десятую часть ВВП государства. Малый бизнес — неотделимая составляющая воспроизводственного процесса при переходе цивилизации на постиндустриальный путь развития, который обеспечивает присутствие мобильного инновационного потенциала, который оказывает преобразующее влияние на характер и уровень региональной конкуренции.
Литература:
- О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ: принят Государственной Думой 6 июля 2007 г.: [ред. от 27.11.2017 г.]. — КонсультантПлюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
- Босчаева, З. Н. Формула малого предпринимательства как основы развития регионов / З. Н. Босчаева — М.: Экономика, 2013. — 254 c.
- Драчева, Н. Малое предпринимательство как объект наблюдения в новейшей истории России // Предпринимательство. — 2014. — № 6. — С. 32–41.
- Каленская, Н. В. Государственное регулирование инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства / Н. В. Каленская, Р. М. Ахметшин // Экономика, предпринимательство и право. — 2013. — № 2 (19). — С. 3–8.
- Кривопал, М. Ю. Малый и средний бизнес: системы развития в США и России / М. Ю. Кривопал, Н. Е. Шмелева // Материалы апрельской научно-практической конференции молодых учёных ШЭМ «Новая экономика, бизнес и общество». — 2017. — С. 184–188.
Основные термины (генерируются автоматически): среднее, малый бизнес, бизнес, малая форма хозяйствования, малое предпринимательство, малый, рыночная экономика, крупное предпринимательство, предпринимательство, экономика страны.
АННОТАЦИЯ. Движущей силой экономического развития является деятельность предпринимателей, направленная на совершенствование своего дела и проявления оригинального новаторского мышления, смелость идти на риск и брать на себя финансовую ответственность.
Роль малого, среднего и крупного бизнеса сложно переоценить. Ведь именно предприниматели создают новые рабочие места, внедряют новые технологии, что способствует повышению экономической эффективности любого региона и страны в целом.
ABSTRACT
The driving force of economic development is the activity of entrepreneurs aimed at improving their business and displaying original innovative thinking, the courage to take risks and take financial responsibility.
The role of small, medium and large businesses is difficult to overestimate. After all, it is entrepreneurs who create new jobs and introduce new technologies, which contributes to improving the economic efficiency of any region and the country as a whole.
Ключевые слова: предпринимательство; государственная поддержка.
Keywords: business; government support.
Развитие предпринимательства оказывает положительное влияние на экономику отдельных регионов, т.к. влияет на состояние рынка труда в результате создания новых рабочих мест, тем самым увеличивая спрос на рабочую силу. Налоговые и прочие поступления составляют значительную часть бюджета регионов и муниципальных образований.
Развитие сектора предпринимательства является важнейшей частью социально-экономического развития страны. Многие специалисты расходятся во мнении о роли и месте предпринимательства в современной экономке. Но их мнения сходятся в том, что предпринимательство способствует увеличению занятости населения и созданию товаров и услуг, необходимых потребителю. В результате возникает новая конкуренция на рынке, разнообразие форм собственности, а также происходит противодействие монополизации экономики крупными фирмами.
К основным показателям предпринимательства следует отнести:
количество субъектов в целом по отдельным отраслям;
количество субъектов в расчёте на 1000 человек населения;
среднесписочную численность работников субъектов предпринимательства;
структуру субъектов предпринимательства.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Цена статьи
Основным официальным источников информации о субъектах малого и среднего бизнеса является Федеральная налоговая служба. Согласно статье 4.1. Федерального закона №209-ФЗ с 1 августа 2016 года ФНС России на основе информации о хозяйствующих субъектах, содержащейся в информационных системах, ведёт единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, который размещён на портале ведомства в сети «Интернет». Информация предоставляется ежемесячно, по состоянию на 10 число соответствующего периода.
При рассмотрении динамики числа предприятий, занесённых в реестр, можно обнаружить определённую закономерность. В августе каждого года происходит сокращение числа предприятий, занесённых в реестр. Это связано с пересмотром возможности отнесения предприятий к соответствующей категории на основании данных о выручке компании за предшествующий год и значительная часть предприятий удаляется из данного реестра. Из реестра исключается очень много фирм «однодневок». Затем за счет регистрации новых и перерегистрации действующих предприятий реестр пополняется.
Так с 2017 года в России наблюдался постоянный рост числа субъектов малого и среднего бизнеса. На конец 2017 года в Российской Федерации было зарегистрировано 5 998 371 субъект, в декабре 2018 года 6 042 898 субъектов, а на конец 2019 года количество субъектов малого и среднего бизнеса напротив сократилось и насчитывалось 5 924 681.
Анализируя данные показатели, важно понимать, что вызывает такую динамику, что происходит с предприятиями, покинувшими реестр субъектов малого и среднего предпринимательства: они перестают соответствовать критериям и продолжают функционировать в ином качестве, либо прекращают свою деятельность. Ответ на этот вопрос в значительной мере может повлиять на оценку государственных мер поддержки предпринимательства.
При оценке развития предпринимательства, необходимо изучить не только общую динамику количества предприятий, но и плотность проникновения бизнеса, которая характеризуется количеством субъектов предпринимательства в расчёте на 1000 человек населения.
В результате сопоставления данных единого государственного реестра и материалов Росстата о численности населения были получены значения рассматриваемого показателя.
Важной характеристикой развития бизнеса является количество занятого населения в данной сфере.
Таблица 1
Количество работников в субъектах малого и среднего предпринимательства
год | количество работников | в т.ч. | |
Малый бизнес | Средний бизнес | ||
2017 | 15 855 749 | 13 896 928 | 1 958 821 |
2018 | 16 106 581 | 14 128 995 | 1 977 586 |
2019 | 15 873 589 | 14 061 622 | 1 811 967 |
2020 | 15 321 788 | 13 618 795 | 1 702 993 |
Источник: [9]
Как видно из таблицы 1 в целом за период наблюдается сокращение числа занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса на 533 961 человек. Данная ситуация сложилась из сокращения занятых в малом бизнесе и сокращения работников на предприятиях среднего бизнеса.
Для предпринимателей развитие в России связано с множеством трудностей.
Предприниматели считают, что государство не оказывает им должной поддержки. Чуть больше половины (53%) опрошенных считают господдержку эффективной.
Условия ведения бизнеса в Рос сии могут быть улучшены. Это можно сделать, изменив систему регулирования и улучшив налогообложение. Повышая эффективность работы налоговых органов и анализируя рентабельность государственных предприятий, правительство могло бы снизить налоговую нагрузку на предпринимателей. Другой путь -это совершенствование законодательной базы и борьба с коррупцией.
Эксперты уверены, что дальнейшее развитие предпринимательства в Рос сии является од ним из ключевых факторов восстановления положительного имиджа страны на мировой арене.
В последние годы многие предприниматели получили финансирование через различные программы поддержки. Конечно, помощь не всегда существенна и не всегда объективна, но то, что такая работа ведется, несомненно, является положительным фактом. Так, на примере Тюменской области можно наглядно увидеть положительное влияние предпринимательства на экономику региона.
Малый и средний бизнес Тюменской области имеет положительное влияние на социально-экономическое развитие общества, занятость населения и создание конкурентной среды на рынке товаров и услуг.
Правительство Тюменской области системно помогает развитию предпринимательства в регионе, а именно проводится очень много обучающих мероприятий, направленных на получение новых знаний и улучшение навыков в ведении бизнеса. Так же в области предоставляется различная государственная поддержка (имущественная, финансовая, консультационная, административная, налоговая).
Нужна помощь в написании статьи?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Цена статьи
Рассмотрим инфраструктуру поддержки МСП в Тюменской области. В инфраструктуру Тюменской области входят следующие организации:
Фонд «Инвестиционное агентство Тюменской области»;
Фонд микрофинансирования Тюменской области;
Гарантийный фонд;
Центр поддержки предпринимательства;
Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства;
Государственное бюджетное учреждение Тюменской области «Областной бизнес-инкубатор»
Технопарк «Западно — Сибирский инновационный центр нефти и газа»
Нужна помощь в написании статьи?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Подробнее
На базе Фонда «Инвестиционное агентство Тюменской области» создан Центр поддержки предпринимательства. Финансирование мероприятия осуществляется посредством перечисления имущественного взноса.
По статистическим данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на начало 2020 года 66 675 субъектов малого и среднего предпринимательства, что по сравнению с началом 2017 года больше на 3 444 субъекта. Увеличение количества субъектов малого и среднего бизнеса предполагает повышение оборота продукции и услуг, производимых индивидуальными предпринимателями и малыми предприятиями, которые осуществляют деятельность в Тюменской области. Наглядно увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства можно представить на рисунке 1.
Источник: [4]
В целом в России предпринимательство, как малое, так и среднее, постепенно раскрывает свои огромные потенциальные возможности.
Причины недостаточно сильного развития малого и среднего бизнеса в России достаточно многомерны. Начальный этап развития является самой очевидной причиной. Ещё одной из основных причин является недостаточность внимания государства страны к потребностям малого бизнеса в течение длительного времени в постсоветский период. [6]
В настоящее время ситуация в российской экономике несколько изменилась. Так, 29 июня 2015 года президент России подписал Федеральный закон № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Создана рабочая группа по разработке Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. За короткий промежуток времени Минэкономразвития и другие члены рабочей группы проделали достаточно большую работу. Его результаты уже видны. Разработана стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года. В нем изложены довольно четкие руководящие принципы.
В ходе работы над стратегией было предложено выделить несколько важных вопросов разработки стратегии развития малого и среднего предпринимательства (далее-МСБ), в том числе:
1. Необходимость в маркетинговой составляющей стратегии.
2. Региональный характер и специфика МСП.
3. Антикоррупционная поддержка малого и среднего бизнеса.
По результатам разработки стратегии создано ОАО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», то есть специальная структура, ответственная за реализацию стратегии и за развитие малого и среднего предпринимательства в целом.
Поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, между которыми законом «О развитии малого и среднего предпринимательства» распределяются полномочия по развитию малого предпринимательства. Важную роль в развитии МСБ играет региональная система, формы и методы которой определяются:
меры, применяемые на государственном уровне;
задачи и специфика самого региона.
Инфраструктура поддержки МСБ включает центры, фонды, агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационные центры, торгово-промышленные палаты, консалтинговые и другие организации.
В России существует государственная организация поддержки малого предпринимательства «Корпорация МСП». Корпорация была создана без ограничения срока и осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Он действует как Институт развития малого и среднего бизнеса в целях координации поддержки МСП.
Нужна помощь в написании статьи?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.
Заказать статью
Все субъекты малого и среднего предпринимательства могут воспользоваться государственной поддержкой на условиях, предусмотренных соответствующими программами развития малого предпринимательства
Подводя итоги, важно отметить, что региональным властям в России необходимо понимать, что при поддержке предпринимательства в своём регионе они самостоятельно привлекают капитал в бюджет. К сожалению, не все регионы страны это осознают так, как правительство Тюменской области. Всем регионам страны нужно прийти к тому, чтобы поддерживать те местные предприятия, которые действительно работают в регионе, пополняют его бюджет, снижают социальную напряжённость и т.д. А это в первую очередь малый и средний бизнес.
Список литературы:
Абрамов В.Н. Статистический анализ динамики числа субъектов малого предпринимательства в России. // Проблемы и перспективы развития молодежного малого предпринимательства в России: материалы IX Международной научно-практической конференции –Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2020.2.
Газета Экономика и жизнь. Москва 2019. https://www.eg-online.ru/article/404971/
Гафуров И.Р., Садыртдинов Р.Р., Гильванов Ш.Р. Оценка развития малого предпринимательства в городах-миллионниках России // Фундаментальные исследования. –2019. –No 10. –С. 12-17; URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=425573. (дата обращения: 28.06.2020).
Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Раздел: О реестре;URL: https://ofd.nalog.ru/about.html4.
Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.Раздел: Статистика; URL: https://ofd.nalog.ru/statistics.html5. (дата обращения: 28.06.2020).
Либерман, И. А. Комплексный экономический анализ: Учебное пособие / И.А. Либерман. — 3-е изд. — М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 205 с.
Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.gks.ru/ (дата обращения 28.06.2020);
Федеральная налоговая служба: официальный сайт. Москва. URL: https://www.nalog.ru/rn86/ (дата обращения: 28.06.2020).
Численность постоянного населения на 1 января. Витрина статистических данных. Росстат.; URL: https://showdata.gks.ru/report/278928/ (дата обращения: 28.06.2020).
УДК 332
РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА
Калганова Олеся Олеговна1, Власова Наталья Юрьевна2
1Уральский государственный экономический университет, магистрант
2Уральский государственный экономический университет, научный руководитель, доктор экономических наук, профессор
Аннотация
Статья посвящена роли субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике каждого отдельного региона. Рассмотрена экономическая сущность малого и среднего бизнеса. Выявлены аспекты влияния субъектов малого и среднего предпринимательства на региональную экономику.
Ключевые слова: малое предпринимательство, малый бизнес, регион, региональная экономика, среднее предпринимательство, средний бизнес
THE ROLE OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES IN THE REGION’S ECONOMY
Kalganova Olesya Olegovna1, Vlasova Natalya Yurevna2
1Ural State University of Economics, undergraduate
2Ural State University of Economics, scientific adviser, doctor of economic sciences, professor
Abstract
The article devoted to the role of small and medium-sized enterprises in the economy of each individual region. The author has considered the economic essence of small and medium-sized businesses. The author has revealed aspects of the impact of small and medium-sized enterprises in the regional economy.
Рубрика: Экономика
Библиографическая ссылка на статью:
Калганова О.О., Власова Н.Ю. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике региона // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/01/18813 (дата обращения: 24.02.2023).
Малое и среднее предпринимательство играет весомую роль в народнохозяйственном комплексе любого региона и всей страны в целом. Оно представляет собой сложное социально-экономическое явление и обладает количественными и качественными характеристиками. Субъекты малого и среднего предпринимательства присутствуют и успешно во множестве отраслей экономики.
Малым признается то предприятие, чья средняя численность, без учета внешних совместителей составляет от 16 до 100 работников, а величина дохода не превышает 800 миллионов рублей. Предприятие является средним, если его численность работников находится в пределе от 101 до 250 человек, и доход не превышает 2 миллиардов рублей [1].
Что касается структуры уставного капитала ООО и АО, то суммарная доля участия либо голосующие акции Российской Федерации в целом, или ее субъектов (областей, краев, автономных округов) и муниципалитетов, а также организаций, имеющих религиозную или общественную направленность, а также различных фондов (в т. ч. и благотворительных) ООО или АО не должны быть больше четверти (т.е. 25%). Также суммарная доля участия либо голосующие акции в уставном капитале ООО или АО иностранных юридических лиц и юридических лиц, не являющихся субъектами МСП не должна превышать 49%[1].
Малое и среднее предпринимательство, несомненно, важная, даже неотъемлемая часть структуры области или региона, как социальной, так и экономической. Сегодня доля малого предпринимательства в экономике субъекта РФ очень значительна. Малый и средний бизнес выказывает ярко выраженную региональную ориентацию в силу своих специфических особенностей. Его субъекты ориентируются на потребности местного рынка, а также на существующие возможности, и уже исходя из этого, строят свою предпринимательскую деятельность.
Развитие малого и среднего предпринимательства имеет огромное влияние на экономику региона и его роль в экономике региона проявляется во множестве аспектов. Рассмотрим их подробнее.
Автор выделяет шесть аспектов влияния субъектов малого и среднего предпринимательства на экономику любого региона (Рис.1).
Рисунок 1 – Роль малого и среднего предпринимательства в экономике региона
Первым, и самым важным, аспектом является повышение уровня занятости и самозанятости в регионе. Человек получает возможность реализовать свои предпринимательские способности. Все, кто хочет работать – имеют такую возможность. Развитие предпринимательства позитивно сказывается на состоянии рынка труда. Это объясняется в первую очередь тем, что создаются новые рабочие места, а это в свою очередь значит, что увеличиться и спрос на рабочую силу. Одним из показателей, характеризующих эффективность хозяйственную деятельности региона, является уровень безработицы [2, с.45]. Таким образом, участие в экономике региона субъектов малого и среднего предпринимательства очевидно.
Во-вторых – малое и среднее предпринимательство создает комфортную среду для жизни населения. Оно помогает ослабить тенденции к социальной дифференциации, которые присущи рыночной экономике.
Третье проявление роли выражается в удовлетворении локального спроса и специфических потребностей в специализированной продукции и услугах, так как только малые предприятий способны обеспечить индивидуальный подход к клиенту и в полной мере удовлетворить спрос за счет узкой специализации. Лучше всего представление о конъюнктуре рынка дает именно малый бизнес, учитывает все детали [3, с.14]. Благодаря субъектам малого и среднего предпринимательства удается обеспечивать индивидуальный подход к каждому клиенту, что никогда не удастся крупному бизнесу, с его направленностью на удовлетворение спроса широких слоев населения.
Также, малое и среднее предпринимательство способствует развитию региональных рынков, так как оно отвечает и за формирование местной инфраструктуры. Благодаря ему, есть возможность снижения транспортных расходов на перевозки меж регионами. К сожалению, в настоящее время наблюдается большой отток рабочей силы с периферии страны в центр. Поддержка и развитие малого и среднего бизнеса уменьшает отток рабочей силы и формирует экономику региона.
Что касается обеспечения налоговых поступлений в бюджет региона – бюджет региона получает большую часть поступлений именно от налоговых отчислений субъектов МСП и прочих поступлений от них же.
И в завершении, малое и среднее предпринимательство, несомненно, способствует экономическому развитию региона. Это выражается и в создании значительной части валового регионального продукта, и в инновационной деятельности малых предприятий. Именно малый бизнес является «проводником» инноваций, активно осваивает новые технологии, а также создает инновационные продукты.
Таким образом, мы видим, что роль субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике любого региона крайне велика. Чем больше доля малых и средних предприятий, тем более развитой считается экономика региона. На сегодняшний день, лидерами являются Москва, Московская область, город Санкт-Петербург, а также Свердловская область.
Библиографический список
- Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в российской Федерации» № 95-ФЗ от 29.07.07 г. // Консультант Плюс.
- Поздеева О.Г., Иванова О.Ю.: Региональная экономика: учеб. пособие. Федер. агентство по образованию, Урал. гос. экон. ун-т. – Екатеринбург : Издательство УрГЭУ,2016. 112 с.
- Предпринимательство в регионе: состояние, перспективы / С.В. Теребова, О.В. Подолякин, В.С. Усков, С.Ю. Егорихина. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2011. 160 с.
Количество просмотров публикации: Please wait
Все статьи автора «Калганова Олеся Олеговна»
Инна Смирнова
Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»
преподавательский стаж — 15 лет
Задать вопрос автору статьи
Определение 1
Развитие муниципальных образований – это приоритетное направление муниципальной политики и соответствующая система принципов, методов, инструментов и мероприятий, призванных способствовать социально-экономическому развитию муниципальной территории и повышению благосостояния местного населения.
Бизнес как инструмент развития муниципальных территорий
Система местного самоуправления учреждается и функционирует для обеспечения развития муниципальных территорий и обеспечения благосостояния местного населения. Сегодня социально-экономическое развитие муниципальных территорий реализуется посредством разработки и осуществления программ развития. Такие программы предполагают комплексное воздействие на социально-экономическую сферу муниципальной территории и поддержку отдельных приоритетных для социально-экономического развития муниципальных территорий отраслей муниципального хозяйства.
Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽
Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online
Ключевым направлением обеспечения социально-экономического развития муниципальных территорий выступает поддержка бизнеса. Это обстоятельство связано с тем, что основные доходы бюджета страны и соответственно доходы муниципального образования – это доходы от экономической, прежде всего предпринимательской деятельности. Таким образом, развитие предпринимательства на муниципальной территории влечет увеличение доходов муниципалитета и соответственно повышает эффективность решения задач публичного управления, в том числе формирования необходимой инфраструктуры для бизнеса и социальной жизнедеятельности.
Кроме того, развитие бизнес-сферы на муниципальной территории формирует положительный инвестиционный климат, что позволяет привлечь на территорию дополнительные финансовые ресурсы, обеспечить дальнейшее развитие муниципального хозяйства.
Особую роль в развитии муниципальной территории играет малое предпринимательство, поскольку этот вид бизнеса способен эффективно реагировать на изменения конъюнктуры рынка, функционировать фактически во всех областях муниципального хозяйства и пр.
«Влияние бизнеса на развитие муниципальных образований» 👇
С социальной точки зрения бизнес на муниципальной территории решает следующие задачи:
- формирует новые рабочие места для местного сообщества, тем самым сокращая уровень безработицы, повышая уровень занятости населения, следовательно, и способность местного сообщества самостоятельно обеспечивать свои финансовые свои потребности;
- аккумулирует финансовые и производственные ресурсы местного сообщества;
- обеспечивает реализацию и дальнейшее развитие потенциала личности;
- формирует конкурентную среду на уровне муниципалитета, региона, страны;
- формирует гибкую экономику, способную эффективно реагировать на современные вызовы.
Содержание влияния бизнеса на развитие муниципальных образований
Современная система государственного и общественного устройства позволяет охарактеризовать влияние бизнеса на развитие любой территории следующим образом:
- развитие предпринимательства влечет развитие конкуренции и, как следствие, повышение качества продукта при приемлемых ценах на такой продукт;
- развитие предпринимательства влечет обеспечение баланса на рынке труда:
- развитие бизнеса влечет формирование рабочих мест, обеспечение занятости населения, сокращение безработицы, обеспечение высокого уровня благосостояния населения территории;
- развитие бизнеса требует разработки и внедрения инновационных решений в производство, непроизводственную сферу, в практику управления, что обеспечивает развитие технологий с производственно-финансовой, экологической точки зрения и др.;
- развитие бизнеса предполагает и развитие инфраструктуры, что, в свою очередь, выступает инструментом привлечения инвестиций на территорию и последующее прогрессивное развитие бизнеса и социальной сферы;
- развитие бизнеса обеспечивает эффективность реализации социальных обязательств со стороны публичного управления, поскольку гарантирует их финансовое обеспечение в отношении социально уязвимых слоев и гарантирует способность большей части населения самостоятельно удовлетворять собственные потребности;
- развитие бизнеса влечет развитие человеческих ресурсов. Иными словами, развитие бизнеса стимулирует профессиональное развитие кадров, поскольку растут требования к специалистам в развивающихся сферах местного хозяйства.
Проблемные аспекты влияния бизнеса на развитие муниципальных территорий
При высокой готовности российского населения реализовывать предпринимательскую инициативу, российский бизнес постоянно сталкивается с:
- административными барьерами;
- высокой налоговой нагрузкой;
- ограниченностью имеющихся в распоряжении ресурсов и трудоемкостью привлечения заемных ресурсов;
- зависимостью от компаний крупного бизнеса;
- низкой покупательной способностью населения и пр.
Значение бизнеса в социально-экономическом развитии муниципальных территорий и проблемы, с которыми он сталкивается, актуализируют разработку и осуществление специальных программ по поддержке малого и среднего бизнеса на территории муниципальных образований. Необходимо отметить, что такие программы в последние десятилетия активно разрабатываются и реализуются в практике большинства муниципальных образований, однако многие проблемные аспекты остаются неразрешенными.
Приоритетным направлением поддержки бизнеса на муниципальных территориях и на территории государства в целом должно стать обеспечение стабильности налогового и административного законодательства в области бизнеса. Это позволит субъектам бизнеса осуществлять стратегическое планирование развития, что способно существенно повысить эффективность бизнеса.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
| Цитирований: 1
Статья в журнале
Экономика и социум: современные модели развития (РИНЦ)
Том 6, Номер 2 (Апрель-Июнь 2016)
Цитировать:
Проценко О.Д., Дудин М.Н. РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ РОССИИ // Экономика и социум: современные модели развития. – 2016. – Том 6. – № 2. – С. 33-41.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=27708268
Цитирований: 1 по состоянию на 21.09.2021
Похожие статьи:
Тенденции развития высокотехнологичного малого бизнеса в системе социально-экономической безопасности в регионах России (Гончарова Е.А.) // Экономическая безопасность. № 2 / 2020
Экосистема социального предпринимательства в Республике Беларусь в контексте социально-экономического развития страны (Краенкова К.И.) // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. № 1 / 2022
Подробнее об авторах:
Вернуться к началу
Смотрите также:
Социально-экономическая контекстуализация в региональной системе оценки качества общего образования: из опыта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (Грошева Т.А., Петров А.А. и др.) // Вопросы инновационной экономики. № 4 / 2019
Влияние теневой экономики на динамику показателей регионального социально-экономического развития (Новенькова А.З.) // Теневая экономика. № 2 / 2017
Тенденции социально-экономического развития малых и средних городов (на примере города Лениногорска Республики Татарстан) (Медяник Ю.В.) // Экономика, предпринимательство и право. № 10 / 2020
Экономический потенциал региона: проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства (Волкова И.А., Галынчик Т.А.) // Экономика, предпринимательство и право. № 2 / 2023
Анализ влияния социально-экономических показателей на уровень занятых в неформальном секторе экономики Тюменской области (Каримова Д.В., Сапожникова А.В. и др.) // Экономика труда. № 4 / 2019
Страница обновлена: 21.09.2021 в 23:32:39