Риск ориентированный подход в страховой компании

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОНЦЕПЦИЯ

ВНЕДРЕНИЯ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К РЕГУЛИРОВАНИЮ

СТРАХОВОГО СЕКТОРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  • 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  • 1.1. Понятия и их определения
  • 1.2. Периметр регулирования в рамках риск-ориентированного подхода
  • 1.3. Нормативные документы, на основании которых внедряется риск-ориентированный подход
  • 1.4. Международный опыт и практика регулирования страхового сектора
  • 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНЕДРЕНИЯ
  • 3. ДЕЙСТВУЮЩИЙ ПОДХОД К РЕГУЛИРОВАНИЮ СТРАХОВОГО СЕКТОРА
  • 3.1. Требования к учету и отчетности
  • 3.2. Величина и расчет капитала и страховых резервов
  • 3.3. Правила инвестирования
  • 3.4. Требования к корпоративному управлению
  • 4. ПЛАНИРУЕМЫЙ ПОДХОД К РЕГУЛИРОВАНИЮ СТРАХОВОГО СЕКТОРА
  • 4.1. Компонент 1 «Определение количественных требований к капиталу»
  • 4.2. Компонент 2 «Система корпоративного управления»
  • 4.3. Компонент 3 «Требования к раскрытию информации и отчетности»
  • 5. ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОГО СЕКТОРА
  • 5.1. Этапы перехода к внедрению риск-ориентированного регулирования страхового сектора
  • 5.2. Количественные исследования
  • 5.3. Переходный период
  • 6. РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОГО СЕКТОРА

При регулировании деятельности страховых организаций Банк России предлагает использовать риск-ориентированный подход, применяемый в государствах — членах Европейского Союза 

«Концепция внедрения риск-ориентированного подхода к регулированию страхового сектора в Российской Федерации»

Концепцией предусматривается внедрение компонентов риск-ориентированного подхода, аналогичных компонентам подхода, предусмотренного режимом Solvency II, действующего в Европейском союзе и установленного Директивой Европейского парламента и Совета Европейского союза от 25.11.2009 N 2009/138/ЕС «Об организации и осуществлении деятельности в области страхования и перестрахования (Solvency II)».

Планируется, что риск-ориентированный подход к регулированию страхового рынка будет включать 3 компонента:

компонент 1 «Определение количественных требований к капиталу» — устанавливает требования в отношении подходов к оценке активов и обязательств, в том числе технических резервов страховой организации, в отношении структуры капитала и количественной оценки рисков;

компонент 2 «Система корпоративного управления» — предполагает установление требований в отношении системы управления рисками, самостоятельной оценки рисков и платежеспособности, внутреннего контроля, внутреннего аудита, принципа осмотрительности (или принципа свободы инвестирования), раскрытия регулятору информации аудитором и страховой организацией, возможности аутсорсинга;

компонент 3 «Требования к раскрытию информации и отчетности» — предполагает установление требований в отношении публичной и конфиденциальной отчетной информации по оценке платежеспособности на основе риск-ориентированного подхода, периодичности предоставления информации, формата передачи отчетных данных.

Предусматривается, что переход к новой системе будет осуществляться в несколько этапов с окончательным завершением к 2022 году.

Содержание страницы

  1. Что собой представляет риск-ориентированный подход
  2. Базовые принципы риск-ориентированного подхода
  3. Периодичность проверок
  4. Структура системы риск-ориентированного подхода
  5. Нюансы проверки пожарной безопасности с применением риск-ориентированного подхода

3 сентября 2016 года было выпущено Постановление №806 «О риск-ориентированном подходе». Оно регулирует нюансы установления классов риска для ИП и ЮЛ. В Постановлении же перечислены формы госконтроля, при использовании которых актуален риск-ориентированный подход.

Современная политика государства направлена на либерализацию взаимоотношений в сфере предпринимательства и оптимизацию деятельности контролирующих органов. Одним из направлений такой политики является применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля.

Что собой представляет риск-ориентированный подход

Риск-ориентированный подход (РОП) – это способ организации надзора, в рамках которого строгость осуществления контрольных мероприятий зависит от категории риска проверяемых субъектов. ЮЛ или ИП наделяются классом опасности контролирующими органами. При этом принимается во внимание тяжесть результатов несоблюдения правил безопасности. РОП используется со следующими целями:

  • Оптимизация использования ресурсов при проведении проверки.
  • Сокращение издержек ЮЛ и ИП.
  • Увеличение эффективности надзорных мероприятий.
  • Повышение безопасности деятельности проверяемых субъектов.
  • Уменьшение количества аварийных ситуаций и их последствий.
  • Снижение трудоемкости надзорных мероприятий.

Что означает риск-ориентированный подход и в каких сферах он применяется?

С 1 июля 2021 г. (за исключением отдельных положений) действует Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Соответствующие изменения будут отражены в материале при его актуализации.?

Использование риск-ориентированного подхода регулируется статьей ФЗ от 26.12.2008 г. №294, Постановлением Правительства от 05.07.2017 №801. В чем заключается суть РОП? При проведении проверок используется два подхода: полный и дифференцированный. Всеобъемлющие проверки отличаются тратой больших ресурсов, низкой эффективностью. Направленные проверки позволяют сконцентрировать усилия проверяющих органов на организациях, которые потенциально могут причинить вред. Одновременно с этим снижается нагрузка на организации, которые не несут никакой угрозы. То есть число проверок в отношении добросовестных учреждений уменьшается.

К СВЕДЕНИЮ! Риск-ориентированный подход используется при проверках медучреждений, при контроле пожарной безопасности. Это достаточно универсальный инструмент.

Базовые принципы риск-ориентированного подхода

Рассмотрим базовые принципы РОП:

  1. Четко сформированные критерии риска. Возможность точного определения потенциального риска ЮЛ и ИП по сформированным критериям.
  2. Нацеленность на деятельность компаний, которые могут представлять опасность для ценностей, охраняемых законом.
  3. Риск-ориентированный подход при проведении трудовых проверок

  4. Формирование системы управления рисками.
  5. Оценка субъекта на соответствие категории риска на основании правдивых и полных сведений.
  6. Субъект может изменяться, а потому важна периодическая переоценка рисков.
  7. Совершенствование системы сбора информации, на основании которой принимается решение о присуждении определенной категории.

Оценка должна выполняться непредвзято. Перед присуждением категории собирается вся необходимая информация о субъекте.

Как определяется класс риска?

Категория риска присуждается на основании двух факторов:

  • Потенциальный вред при игнорировании требований, степень негативных последствий.
  • Степень вероятности нарушения требований.

Порядок присуждения категории риска регламентирован Постановлением от 17 августа 2016 года №806. Проверка осуществляется в отношении медицинских учреждений. Конкретная категория присуждается на основании информации, которая содержится в едином реестре лицензий на медицинскую деятельность. Наделять субъекты определенным классом риска может только руководитель или заместитель руководителя Росздравнадзора. Осуществляется эта процедура на основании критериев, изложенных в приложении к Постановлению №801.

Категории риска

При определении категории используется показатель риска. Образуется он путем суммирования значений показателей, которые характерны для конкретного субъекта. Данные для расчетов приведены в приложении к Постановлению №801. Рассмотрим категории:

  1. Очень высокий риск.
  2. Высокий.
  3. Значительный.
  4. Умеренный.
  5. Пониженный.

Пять категорий риска нужны для определения частоты проверок. Класс, присужденный учреждению, может меняться. Внесение изменений осуществляется на основании итогов предыдущих проверок.

Периодичность проверок

Чем более высокую категорию риска имеет субъект, тем чаще проводятся проверки:

  • Очень высокий – проверки единожды в год.
  • Высокий риск – проверки раз в два года.
  • Значительный – раз в три года.
  • Средний – раз в пять лет.
  • Умеренный – раз в шесть лет.
  • При низком риске проверки не проводятся.

Существуют также критерии вероятности несоблюдения субъектом требований, что может повлечь за собой негативные последствия. Оценка этой вероятности осуществляется на основании информации о результатах проверок, выполняемых ранее, назначенных наказаниях.

Структура системы риск-ориентированного подхода

Внедрение РОП предполагает прохождение ряда этапов. Рассмотрим основные этапы проверок:

  1. Формирование категорий классов риска.
  2. Сбор информации о конкретном субъекте.
  3. Анализ полученных сведений.
  4. Планирование надзорных мероприятий.
  5. Реализация проверок.
  6. Анализ эффективности надзорных мероприятий.

После проведения проверок, если это требуется, категория риска субъекта изменяется.

Нюансы сбора информации о субъекте

В отношении компании перед проведением проверки обязательно выполняется сбор информации. В частности, собираются следующие данные:

  • Наличие лицензии.
  • Прохождение аттестации.
  • Страхование.
  • Показатели аварийности и травматизма.
  • Отчетность по рискам и прочим показателям.
  • Декларации и экспертиза.
  • Наличие внутреннего подразделения, отслеживающего исполнение требований.
  • Наличие административных наказаний относительно нарушений в компании.
  • Информация о выполнении предписаний и рекомендаций госорганов.
  • Данные о наличии несчастных случаев и инцидентов в учреждении.
  • Устранение нарушений, которые были выявлены в результате предыдущих проверок.
  • Прочие сведения о конкретном субъекте, касающиеся предмета надзорных мероприятий.

При анализе компании во внимание принимается вся совокупность информации.

Нюансы проверки пожарной безопасности с применением риск-ориентированного подхода

При назначении категории, о чем было упомянуто ранее, принимается во внимание возможность нарушения требований субъектом. Если учреждение часто нарушает требования, назначается более высокий класс опасности. Возможность нарушений требований подразумевает анализ такой информация, как:

  1. Итоги прошлых проверок, при которых выявилось несоответствие субъекта требованиям безопасности.
  2. Наличие данных о возгораниях в учреждении в течение 5 предшествующих лет.
  3. Наличие административного наказания, касающегося нарушения требований пожарной безопасности, вступившего в силу в течение 3 последних лет.

Регулярно проводится переоценка класса риска. Переход в другую категорию выполняется в соответствии со следующими условиями:

  1. Формированием подразделений пожарной охраны для повышения степени защиты.
  2. Формированием в учреждении специального подразделения, которые будет заниматься профилактикой возгораний. Кадровый состав подразделения должен включать в себя сотрудников с пожарно-техническим образованием и стажем работы в соответствующих органов, составляющим не менее 5 лет.
  3. Отсутствием нарушений пожарной безопасности при исполнении проверок.

К примеру, в учреждении была проведена проверка, в результате которой не выявлены нарушения. В этом случае субъект вместо значительной категории риска приобретает средний класс риска. Переход из одной категории в другую должен быть обоснован. Если в учреждении ничего не поменялось, то и класс риска не будет изменяться.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Рисковые облигации иностранных компаний тест втб
  • Ритуальные услуги бизнес план пример с расчетами
  • Ритуальные услуги как бизнес идея для начинающих
  • Ришелье шато управляющая компания личный кабинет
  • Робостанция на вднх официальный сайт часы работы