Риск на бизнес собственников банка норматив

ЦБ усложнит банкам кредитование связанных заемщиков

25 июня 2018

ЦБ разработал 16 критериев для определения связанности заемщиков банка. Нынешнее определение позволяет соблюдать норматив риска на одного заемщика лишь формально, и некоторые банки успешно обходят его

Банк России разработал 16 критериев определения экономической связи между заемщиками, следует из проекта указания регулятора. Эти критерии банки должны будут учитывать при кредитовании для выполнения обязательного норматива H6, ограничивающего размер риска на одного заемщика или группу связанных сторон (не более 25% капитала для универсальных банков, 20% — для банков с базовой лицензией).

Связанные заемщики — юридические и физические лица, связанные между собой таким образом, что ухудшение финансового положения одного делает вероятным ухудшение финансового положения другого (других заемщиков), что может явиться причиной неисполнения этой группой обязательств перед банком по его кредитным требованиям.

Заемщики будут признаваться связанными, если будут удовлетворять хотя бы одному из этих критериев, говорится в документе. Связанность сторон необходимо учитывать, поскольку ухудшение финансового положения одного заемщика может привести к неисполнению обязательств другого перед банком, отмечается в пояснительной записке к документу.

Сейчас банки при расчете норматива используют более общее определение связанности заемщиков, данное в статье 64 закона «О Центральном банке».

Формальный Н6

Существующие правила отнесения заемщиков к взаимосвязанным очень формальны, сказал РБК старший аналитик агентства Moody’s Семен Исаков. Несмотря на пристальное внимание со стороны ЦБ к этой проблеме в последнее время, нынешнее регулирование позволяет многим средним и небольшим по размеру банкам успешно обходить ограничения по концентрации на группу взаимосвязанных заемщиков. «В основном используются сложные цепочки собственников, включая нерезидентов, а также оформление [кредитов] на разных физических лиц, которые представляют экономические интересы одного конечного бенефициара», — пояснил Исаков.

О необходимости изменения подходов к расчету норматива Н6 заявляла на Международном финансовом конгрессе в Петербурге глава ЦБ Эльвира Набиуллина, указывая на то, что высокая концентрация риска на одного заемщика может угрожать устойчивости самих банков. Сейчас в расчет Н6 не попадает довольно широкий круг заемщиков, которые являются связанными, говорил там же журналистам зампред ЦБ Василий Поздышев. По его словам, анализ ситуации в рухнувших банках также продемонстрировал фиктивное соблюдение нормативов: «Когда выходила временная администрация и спрямляла схемные сделки, норматив Н6 нарушался».

Высокая концентрация бизнес-рисков зачастую приводит к банкротству банков даже в случае, когда формально кредиты были не связаны с бизнесами собственников, отметил аналитик S&P Роман Рыбалкин. «Например, один из российских банков выдал кредиты на сумму, как минимум в два раза превышающую объем собственного капитала, компаниям, которые занимались заготовкой, транспортировкой и переработкой древесины и целлюлозы и формально принадлежали разным владельцам, но одновременно прекратили выплачивать проценты по кредитам и допустили дефолт», — рассказывает аналитик. По его словам, критерии, приведенные в проекте ЦБ, направлены на выявление подобных ситуаций.

Четкие критерии

Разработанные ЦБ критерии детально описывают, какие компании необходимо относить к связанным. Среди них — осуществление заемщиком доверительного управления более 20% активов другого заемщика; получение более 50% совокупной выручки или расходов заемщика за последний год от операций с другим заемщиком (за исключением естественных монополий); последовательное участие заемщиков на разных стадиях производства конечного продукта или реализации единого экономического (производственного, инвестиционного, торгового) цикла; и даже наличие операций, совершаемых между заемщиками не по рыночной стоимости (без указания масштаба таких сделок).

Детальное описание критериев — следствие давней дискуссии между ЦБ и банковским сообществом, которая идет с тех пор, когда регулятор получил право применять мотивировочное суждение для определения сторон, связанных с банком, в рамках расчета норматива Н25, сказал Рыбалкин. По его словам, банки неоднократно просили ЦБ формализовать критерии связанности, теперь это, видимо, происходит и в отношении всех заемщиков, а не только связанных с банком.

Наряду с кредитованием связанных сторон чрезмерная концентрация на группу взаимосвязанных заемщиков является одной из основных причин финансовой несостоятельности банков, отметил Семен Исаков. «Предложенные более четкие критерии, безусловно, являются положительными и должны привести к снижению рисков концентрации в ссудных портфелях банков, а значит, и усилить банковскую систему», — считает он.

Мотивировочное заключение Банка России, которое тот будет делать о связанности заемщиков, теперь будет более четким и объективным в связи с уточнением критериев, считает старший менеджер департамента управления рисками компании Deloitte СНГ Сергей Гришунин. По его мнению, сами критерии объективны и могут повлиять на дальнейшее кредитование банками компаний.

Но некоторые критерии вызывают у экспертов вопросы. Например, заемщики признаются связанными, если более 20% активов заемщика представлены требованиями к другому заемщику. Однако под этот критерий могут попасть лица, которые ни прямо, ни косвенно не связаны, а просто являются значимыми друг для друга контрагентами, предупредила заместитель директора группы банковских рейтингов АКРА Ирина Носова.

Эффекты от реформы

В связи с появлением новых критериев связанности банки могут стать более изобретательными, а не более избирательными в плане выбора заемщика, предположила Носова. «Появится больше промежуточных компаний между заемщиками, и при проверке регулятору будет сложнее выявить их связанность», — сказала она. Наличие у банка четкой инструкции, по которой необходимо проверить наличие/отсутствие экономической связи, с одной стороны, существенно упрощает процесс принятия соответствующего решения, а с другой — возможно, повлечет усложнение процесса проверки и необходимость изучения большего массива документов, оценила последствия нововведений для банков замгендиректора по правовым вопросам национальной юридической службы «Амулекс» Юлия Галуева.

Из-за большого количества критериев связанности заемщиков главным эффектом указания ЦБ будет не ​увеличение отказов в выдаче кредитов, а возможное нарушение норматива Н6 целыми группами банков, предупредил Гришунин.

Оценить масштаб возможных нарушений Н6 банками на данный момент эксперты затрудняются. Норматив Н6 раскрывается только в ежемесячной отчетности, которая не является публичной, пояснил директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Руслан Коршунов. По его словам, у розничных банков, как правило, показатель Н6 ниже из-за меньшей концентрации кредитных рисков на заемщиках-физлицах. Кроме того, косвенная, а не прямая связанность заемщиков, которых кредитуют банки, может сильно искажать этот показатель, заключил эксперт.

Тэги:

  • ЦБ
  • норматив
  • кредиты
  • связанные заемщики

Читайте также

Инструкция Банка России от 28.06.2017 N 180-И
(ред. от 06.05.2019)
«Об обязательных нормативах банков»
(вместе с «Методикой расчета кредитного риска по условным обязательствам кредитного характера», «Методикой расчета кредитного риска по ПФИ», «Методикой определения уровня риска по синдицированным ссудам», «Порядком расчета норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) по сделкам, совершаемым на возвратной основе», «Методикой расчета риска изменения стоимости кредитного требования в результате ухудшения кредитного качества контрагента», «Порядком распределения прибыли (части прибыли)»)
(Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2017 N 47383)

Этот документ в некоммерческой версии КонсультантПлюс доступен
по расписанию:

  • по рабочим дням с 20-00 до 24-00 (время московское)
  • в выходные и праздничные дни в любое время

Вы можете заказать документ на e-mail

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Банк России)

Департамент банковского
регулирования и надзора

Исполнительному вице-президенту
Ассоциации российских банков
А.В. Емелину

от 26.10.2011 № 15-6-1-1/4597


Об оценке рисков банков
на собственников

Уважаемый Андрей Викторович!

Департамент банковского регулирования и надзора рассмотрел обращение Ассоциации Российских Банков от 26.09.2011 №А-02/5-725 об оценке рисков банков на собственников и сообщает следующее.

Банк России при оценке уровня рисков на бизнес собственников исходит из фактического владения физическими лицами кредитной организацией, а также из оценки существенности оказываемого на кредитную организацию влияния, вне зависимости от наличия формальных критериев. Данный подход изложен в письме Банка России №04-15-6/1550 от 05.04.2010, согласно которому оценка уровня рисков на собственников банка проводится исходя из содержательных подходов, т.е. не только по критерию правовых связей или связей по капиталу. При этом Банк России придерживается консервативного подхода в оценке указанных рисков и наличия очевидных экономических взаимосвязей между собственниками банка и получателями ссуд при принятии решения о включении последних в расчет совокупной величины риска на собственников банка. Кроме того, особое внимание уделяется результатам содержательного анализа источников финансирования бизнеса собственников (аффилированных с ними лиц), равно как и источников формирования у них средств, направляемых на выполнение обязательств перед банком, на предмет «связанности» со средствами самой кредитной организации. При этом наличие у кредитуемых предприятий реальной хозяйственной деятельности само по себе не может считаться опровержением такой взаимосвязи. Также необходимо сознавать, что в ряде случаев происходит камуфлирование реальных операций по кредитованию бизнеса собственников банка, причем применяемые схемы могут иметь несколько ступеней.

С учетом вышеизложенного, установление каких-либо дискретных значений, соответствие которым позволяло бы включать ссудную задолженность в расчет совокупной величины риска на бизнес собственников, не представляется возможным.

В этой связи полагаем необходимым проводить обсуждение вопросов, аналогичных поставленным, с территориальным учреждением, осуществляющим надзор за кредитной организацией, исходя из каждого конкретного случая.

При обсуждении с территориальным учреждением целесообразно совместно проанализировать обоснованность включения тех или иных юридических лиц в расчет совокупной величины риска, мотивировав позицию фактами, подтверждающими наличие или отсутствие фактической связи с бизнесом собственника и существенного влияния (контроля) собственников на предприятия-ссудозаемщики.

И.о. директора Департамента банковского
регулирования и надзора А.В. Плякин

Прикрепленные документы

  • Полный текст документа

О порядке определения расчетной базы норматива Н25

Вопрос

от 27.01.2020

В соответствии с нижеприведенной схемой (приложение) родственник контролирующего Банк лица входит в группу связанных с Банком лиц, и его обязательства учитываются Банком при расчете норматива Н25 по группе связанных с Банком лиц в соответствии с п.8.3 Инструкции Банка России № 199-И.

Компании 1-3 образуют с близким родственником контролирующего Банк лица группу лиц в соответствии с критериями, указанными в Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Просим дать разъяснения, как учитывать обязательства компаний 1-3 при расчете норматива Н25.

Ответ

от 27.01.2020 № 199-I-2020/5

Порядок определения расчетной базы норматива максимального размера риска на связанное с банком лицо (группу связанных с банком лиц) Н25, установленный в статье 641 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», включает определение перечня связанных с кредитной организацией юридических и физических лиц. Из числа указанных лиц формируется одна единая группа связанных с кредитной организацией лиц (из которой исключаются лица, установленные абзацем 6 ст. 641 Федерального закона № 86-ФЗ [1] ), в отношении которых рассчитывается норматив Н25 с учетом лиц, входящих в группу лиц. Т.е. исключение из группы связанных с кредитной организацией лиц распространяется только на юридических лиц, которые являются связанными с Банком на основании наличия контроля или значительного влияния в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

В предложенном к рассмотрению примере компании 1 – 3, образующие группу лиц с близким родственником связанного с Банком лица, не являются самостоятельными связанными с Банком лицами, т.е. не подпадают под исключение, предусмотренное абзацем шестым статьи 641 Федерального закона № 86-ФЗ. В данном случае группа связанных с банком лиц для целей расчета норматива Н25 будет состоять из контролирующего лица, близкого родственника, компаний 1-3.

[1] Юридические и (или) физические лица, связанные с кредитной организацией, в соответствии с настоящим Федеральным законом составляют группу связанных с кредитной организацией лиц, за исключением юридических лиц, деятельность которых контролирует или на которых оказывают значительное влияние кредитная организация или близкие родственники связанных с кредитной организацией лиц.

Файл

В ответе ЦБ говорится, что в настоящее время проходит процедуру подготовки к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении проект федерального закона, в рамках которого предусмотрен перенос срока вступления в силу новой редакции статьи 64 и статьи 64 Федерального закона № 86-ФЗ с 1 января 2015 года на 1 января 2016 года. При принятии Федерального закона это будет учтено в Инструкции № 139-И.

В письме Банка России отмечается также, что:

1. При оценке наличия возможности со стороны кредитной организации контролировать деятельность юридического лица или при оценке наличия у нее возможности оказывать значительное влияние на принятие решений по его финансовой и операционной политике, термины «контроль» и «значительное влияние» следует применять в значениях, определенных Международными стандартами финансовой отчетности (далее — МСФО), признанными на территории Российской Федерации, в том числе МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» и МСФО (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия»).

Большинство критериев контроля и значительного влияния, как это отмечено в обращении, не содержат четких количественных критериев, т.е. носят оценочный характер. Вместе с тем, следует иметь в виду, что МСФО представляют собой свод принципов, применяемых при составлении финансовой отчетности организаций, и не являются совокупностью четко прописанных правил и формализованных критериев. Учитывая эти обстоятельства, кредитная организации вправе в целях оценки правоотношений между ней и другими юридическими лицами на предмет наличия контроля или значительного влияния определить в своих внутренних документах, например, в учетной политике, подходы (критерии) отнесения лица (лиц) к связанному с нею. Указанные подходы могут, в том числе, содержать как количественные, так и качественные критерии оценки, которые, однако, не должны противоречить принципам, изложенным в МСФО.

О внесении изменений в инструкцию ЦБ № 139-И в части норматива Н25 Банк России пояснил следующее:

1. Порядок определения расчетной базы норматива Н25, установленный в статье 641 Федерального закона № 86-ФЗ, включает определение перечня связанных с кредитной организацией юридических и физических лиц (с учетом лиц, входящих в группу каждого из указанных лиц). Из числа указанных лиц формируется одна единая группа связанных с банком лиц (с учетом исключений, установленных абзацем 6 ст. 64′ Федерального закона № 86-ФЗ), в отношении которых рассчитывается норматив Н25 с учетом требований к лицам, входящим в группу лиц в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Федеральный закон № 135-ФЗ).

Кроме того, расчет указанного норматива осуществляется в отношении отдельных связанных с банком лиц (с учетом лиц, входящих в группу лиц), которые не объединяются в группу связанных с банком лиц, а именно юридические лица, деятельность которых контролирует или на которых оказывают значительное влияние кредитная организация или близкие родственники связанных с кредитной организацией лиц (сами близкие родственники связанных с кредитной организацией лиц подлежат включению в группу связанных с банком лиц).

Предложения ассоциации «Россия» и ответ ЦБ РФ смотрите в разделе «Банкинг в центре внимания».

Зарегистрировано в Минюсте России 2 марта 2018 г. N 50206


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТРУКЦИЯ
от 6 декабря 2017 г. N 183-И

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ НОРМАТИВАХ БАНКОВ С БАЗОВОЙ ЛИЦЕНЗИЕЙ

(в ред. Указаний ЦБ РФ от 18.07.2019 N 5213-У, от 27.02.2020 N 5404-У, от 22.04.2020 N 5450-У)

Настоящая Инструкция на основании статей 62, 64, 64.1, 66, 67, 72, 74 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 19, ст. 2061; N 25, ст. 2648; 2007, N 1, ст. 9, ст. 10; N 10, ст. 1151; N 18, ст. 2117; 2008, N 42, ст. 4696, ст. 4699; N 44, ст. 4982; N 52, ст. 6229, ст. 6231; 2009, N 1, ст. 25; N 29, ст. 3629; N 48, ст. 5731; 2010, N 45, ст. 5756; 2011, N 7, ст. 907; N 27, ст. 3873; N 43, ст. 5973; N 48, ст. 6728; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7591, ст. 7607; 2013, N 11, ст. 1076; N 14, ст. 1649; N 19, ст. 2329; N 27, ст. 3438, ст. 3476, ст. 3477; N 30, ст. 4084; N 49, ст. 6336; N 51, ст. 6695, ст. 6699; N 52, ст. 6975; 2014, N 19, ст. 2311, ст. 2317; N 27, ст. 3634; N 30, ст. 4219; N 40, ст. 5318; N 45, ст. 6154; N 52, ст. 7543; 2015, N 1, ст. 4, ст. 37; N 27, ст. 3958, ст. 4001; N 29, ст. 4348, ст. 4357; N 41, ст. 5639; N 48, ст. 6699; 2016, N 1, ст. 23, ст. 46, ст. 50; N 26, ст. 3891; N 27, ст. 4225, ст. 4273, ст. 4295; 2017, N 1, ст. 46; N 14, ст. 1997; N 18, ст. 2661, ст. 2669; N 27, ст. 3950; N 30, ст. 4456) (далее — Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»), статьи 24 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 1998, N 31, ст. 3829; 1999, N 28, ст. 3459, ст. 3469; 2001, N 26, ст. 2586; N 33, ст. 3424; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 27, ст. 2700; N 50, ст. 4855; N 52, ст. 5033, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 1, ст. 18, ст. 45; N 30, ст. 3117; 2006, N 6, ст. 636; N 19, ст. 2061; N 31, ст. 3439; N 52, ст. 5497; 2007, N 1, ст. 9; N 22, ст. 2563; N 31, ст. 4011; N 41, ст. 4845; N 45, ст. 5425; N 50, ст. 6238; 2008, N 10, ст. 895; 2009, N 1, ст. 23; N 9, ст. 1043; N 18, ст. 2153; N 23, ст. 2776; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5731; N 52, ст. 6428; 2010, N 8, ст. 775; N 27, ст. 3432; N 30, ст. 4012; N 31, ст. 4193; N 47, ст. 6028; 2011, N 7, ст. 905; N 27, ст. 3873, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7069; N 50, ст. 7351; 2012, N 27, ст. 3588; N 31, ст. 4333; N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7605, ст. 7607; 2013, N 11, ст. 1076; N 19, ст. 2317, ст. 2329; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3438, ст. 3477; N 30, ст. 4084; N 40, ст. 5036; N 49, ст. 6336; N 51, ст. 6683, ст. 6699; 2014, N 6, ст. 563; N 19, ст. 2311; N 26, ст. 3379, ст. 3395; N 30, ст. 4219; N 40, ст. 5317, ст. 5320; N 45, ст. 6144, ст. 6154; N 49, ст. 6912; N 52, ст. 7543; 2015, N 1, ст. 37; N 17, ст. 2473; N 27, ст. 3947, ст. 3950; N 29, ст. 4355, ст. 4357, ст. 4385; N 51, ст. 7243; 2016, N 1, ст. 23; N 15, ст. 2050; N 26, ст. 3860; N 27, ст. 4294, ст. 4295; 2017, N 14, ст. 2000; N 18, ст. 2661, ст. 2669; N 25, ст. 3596; N 30, ст. 4456; N 31, ст. 4754) и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 27 ноября 2017 года N 30) устанавливает обязательные нормативы для банков с базовой лицензией, их числовые значения и методику расчета, а также осуществление Банком России надзора за их соблюдением.

Глава 1. Обязательные нормативы

1.1. Настоящая Инструкция устанавливает следующие обязательные нормативы банков с базовой лицензией (далее — обязательные нормативы):

достаточности собственных средств (капитала) (Н1.0);

достаточности основного капитала (Н1.2);

текущей ликвидности (Н3);

максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6);

максимального размера риска на связанное с банком с базовой лицензией лицо (группу связанных с банком с базовой лицензией лиц) (Н25).

1.2. Расчет обязательных нормативов осуществляется банками с базовой лицензией с учетом требований пунктов 1.3 — 1.10 Инструкции Банка России от 29 ноября 2019 года N 199-И «Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией», зарегистрированной Министерством юстиции Российской Федерации 27 декабря 2019 года N 57008 (далее — Инструкция Банка России N 199-И). (в ред. Указания ЦБ РФ от 27.02.2020 N 5404-У)

Глава 2. Числовые значения и методика расчета обязательных нормативов

2.1. Норматив достаточности собственных средств (капитала) (Н1.0) и норматив достаточности основного капитала (Н1.2) рассчитываются в соответствии с подпунктом 2.1.1 пункта 2.1 Инструкции Банка России N 199-И с учетом пунктов 2.3 — 2.6 Инструкции Банка России N 199-И, приложений 1, 2, 4 и 7 к Инструкции Банка России N 199-И и приложения к настоящей Инструкции либо в соответствии с подпунктами 3.1.1 и 3.1.3 пункта 3.1 Инструкции Банка России N 199-И с учетом пунктов 3.3 и 3.4 Инструкции Банка России N 199-И, приложений 1, 4, 7 и 11 к Инструкции Банка России N 199-И и приложения к настоящей Инструкции. (в ред. Указания ЦБ РФ от 27.02.2020 N 5404-У)

Минимально допустимое числовое значение норматива Н1.0 устанавливается в размере 8 процентов.

Минимально допустимое числовое значение норматива Н1.2 устанавливается в размере 6 процентов.

Кредитные требования и требования по получению начисленных (накопленных) процентов по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, входящие в портфели однородных ссуд, предоставленные субъектам малого и среднего предпринимательства, включаются банками с базовой лицензией в расчет кода 8740 приложения 1 к Инструкции Банка России N 199-И, если количество отдельных заемщиков, кредитные требования и (или) условные обязательства кредитного характера которых удовлетворяют требованиям данного кода, составляет не менее 50 и при одновременном соблюдении условий, перечисленных в графе первой строки указанного кода (за исключением абзаца пятого графы первой строки кода 8740 приложения 1 к Инструкции Банка России N 199-И). (в ред. Указаний ЦБ РФ от 18.07.2019 N 5213-У, от 27.02.2020 N 5404-У)

2.2. Норматив текущей ликвидности (Н3) рассчитывается в соответствии с пунктом 5.3 Инструкции Банка России N 199-И с учетом пунктов 5.4 и 5.6 Инструкции Банка России N 199-И. (в ред. Указания ЦБ РФ от 27.02.2020 N 5404-У)

Минимально допустимое числовое значение норматива Н3 устанавливается в размере 50 процентов.

2.3. Норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) рассчитывается в соответствии с пунктом 6.1 Инструкции Банка России N 199-И с учетом пунктов 6.2 (за исключением абзаца четвертого), 6.3 — 6.6, абзаца второго пункта 6.7, пунктов 6.8 — 6.11 Инструкции Банка России N 199-И и приложения к настоящей Инструкции. (в ред. Указания ЦБ РФ от 27.02.2020 N 5404-У)

Все кредитные требования банка с базовой лицензией к заемщику или группе связанных заемщиков, условные обязательства кредитного характера, производные финансовые инструменты (далее — ПФИ) (за исключением кредитных требований, поименованных в абзацах третьем — пятом настоящего пункта) включаются в расчет норматива Н6 с коэффициентом риска в зависимости от заемщика (контрагента) в соответствии с подпунктами 2.3.1 — 2.3.4 пункта 2.3 Инструкции Банка России N 199-И и кодами 8660, 8735, 8741, 8752, 8772, 8807, 8847, приведенными в приложении 1 к Инструкции Банка России N 199-И, или пунктом 3.3 Инструкции Банка России N 199-И. При этом применяется коэффициент риска, установленный в отношении балансовых активов, размещенных у соответствующего заемщика (контрагента). (в ред. Указаний ЦБ РФ от 27.02.2020 N 5404-У, от 22.04.2020 N 5450-У)

Кредитные требования банка с базовой лицензией к субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям Российской Федерации, кредитные требования, обеспеченные гарантиями и (или) залогом долговых ценных бумаг указанных лиц, включаются в расчет норматива Н6 с коэффициентом риска 100 процентов.

Кредитные требования банка с базовой лицензией к заемщику или группе связанных заемщиков, условные обязательства кредитного характера, ПФИ, относимые к V группе активов в соответствии с подпунктом 2.3.5 пункта 2.3 Инструкции Банка России N 199-И, пунктом 10 приложения 2 к Инструкции Банка России N 199-И и пунктом 7 приложения к настоящей Инструкции, включаются в расчет норматива Н6 с коэффициентом риска 100 процентов. (в ред. Указания ЦБ РФ от 27.02.2020 N 5404-У)

Кредитные требования банка с базовой лицензией к кредитным организациям, осуществляющим функции центрального контрагента, в части коллективного клирингового обеспечения включаются в расчет норматива Н6 с коэффициентом риска 100 процентов.

Для целей расчета норматива Н6 банк с базовой лицензией имеет право в отношении кредитных требований к заемщику или группе связанных заемщиков, исполнение обязательств по которым обеспечено залогом долговых и долевых ценных бумаг (в том числе полученных по сделкам, совершаемым на возвратной основе, без первоначального признания), и (или) гарантийным депозитом (вкладом), и (или) залогом золота в слитках, и (или) первоначальным платежом, прочими периодическими платежами, и (или) встречным требованием, возникшим из договора об обмене депозитами, номинированными в одной или разных валютах, применять подход, предусмотренный пунктом 2.6 Инструкции Банка России N 199-И. (в ред. Указания ЦБ РФ от 27.02.2020 N 5404-У)

Для расчета норматива Н6 кредитные требования к контрагенту по сделке, по которой исполнение обязательств перед банком с базовой лицензией (за исключением требований по синдицированным кредитам, аккредитивам, ипотечным ценным бумагам) зависит от исполнения обязательств третьим лицом (третьими лицами), взвешиваются на максимальный коэффициент риска из установленных пунктом 2.3 или пунктом 3.3 Инструкции Банка России N 199-И в отношении контрагента или третьего лица (третьих лиц). (в ред. Указания ЦБ РФ от 27.02.2020 N 5404-У)

В период по 31 декабря 2022 года операции, отраженные на балансовых и внебалансовых счетах по 31 декабря 2017 года, включаются в расчет норматива Н6 за вычетом сформированного резерва на возможные потери в соответствии с Положением Банка России от 28 июня 2017 года N 590-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 12 июля 2017 года N 47384 (далее — Положение Банка России N 590-П), и Положением Банка России от 23 октября 2017 года N 611-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 15 марта 2018 года N 50381, 19 декабря 2018 года N 53054, 12 сентября 2019 года N 55911 (далее — Положение Банка России N 611-П), с коэффициентом 80 процентов и с коэффициентом риска в зависимости от заемщика (контрагента) в соответствии с подпунктами 2.3.1 — 2.3.4 пункта 2.3 Инструкции Банка России N 199-И и кодами 8660, 8735, 8741, 8752, 8772, 8807, 8847, приведенными в приложении 1 к Инструкции Банка России N 199-И, или пунктом 3.3 Инструкции Банка России N 199-И, а также с учетом абзацев второго — седьмого настоящего пункта. (в ред. Указаний ЦБ РФ от 18.07.2019 N 5213-У, от 27.02.2020 N 5404-У, от 22.04.2020 N 5450-У)

Абзацы девятый — восемнадцатый — Утратили силу. (в ред. Указания ЦБ РФ от 22.04.2020 N 5450-У)

Максимально допустимое числовое значение норматива Н6 устанавливается в размере 20 процентов. (в ред. Указания ЦБ РФ от 18.07.2019 N 5213-У)

2.4. Норматив максимального размера риска на связанное с банком с базовой лицензией лицо (группу связанных с банком с базовой лицензией лиц) (Н25) рассчитывается в соответствии с главой 8 (за исключением абзаца четвертого пункта 8.1) Инструкции Банка России N 199-И. (в ред. Указания ЦБ РФ от 27.02.2020 N 5404-У)

Для расчета норматива Н25 показатель Крл рассчитывается как совокупная сумма требований банка с базовой лицензией к связанному с ним лицу (группе связанных с ним лиц), возникающих по обязательствам связанного с банком с базовой лицензией лица (группы связанных с банком с базовой лицензией лиц) перед банком с базовой лицензией и вследствие наличия обязательств связанного с банком с базовой лицензией лица (группы связанных с банком с базовой лицензией лиц) перед третьими лицами, вследствие которых у банка с базовой лицензией возникают требования в отношении указанного лица (лиц, входящих в группу лиц), за вычетом сформированного резерва на возможные потери по указанным требованиям в соответствии с Положением Банка России N 590-П и Положением Банка России N 611-П. Показатель Крл рассчитывается с учетом требований для расчета показателя Крз, установленных главой 6 (за исключением абзацев первого, второго и шестого пункта 6.6, абзацев первого, третьего — девятого пункта 6.7 и пункта 6.12) Инструкции Банка России N 199-И, и с учетом абзацев второго — седьмого пункта 2.3 настоящей Инструкции. (в ред. Указаний ЦБ РФ от 18.07.2019 N 5213-У, от 27.02.2020 N 5404-У, от 22.04.2020 N 5450-У)

Максимально допустимое числовое значение норматива Н25 устанавливается в размере 20 процентов.

2.5. Банки с базовой лицензией осуществляют расчет обязательных нормативов, установленных настоящей Инструкцией, в процентах с одним знаком после запятой (округление до одного десятичного знака после запятой осуществляется по математическим правилам).

Глава 3. Соблюдение банками с базовой лицензией обязательных нормативов

3.1. Банки с базовой лицензией обязаны соблюдать установленные настоящей Инструкцией обязательные нормативы ежедневно.

Нарушение банком с базовой лицензией числового значения обязательного норматива по состоянию на любой операционный день является несоблюдением обязательного норматива.

3.2. При определении способов контроля банками с базовой лицензией за ежедневным соблюдением обязательных нормативов, перечня форм отчетности и порядка их представления в Банк России (территориальное учреждение Банка России, уполномоченное структурное подразделение центрального аппарата Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью банков с базовой лицензией (далее — Банк России (территориальное учреждение Банка России, уполномоченное структурное подразделение центрального аппарата Банка России), банкам с базовой лицензией следует руководствоваться пунктами 11.2 — 11.4 Инструкции Банка России N 199-И. (в ред. Указания ЦБ РФ от 27.02.2020 N 5404-У)

Глава 4. Осуществление Банком России надзора за соблюдением банками с базовой лицензией обязательных нормативов, установленных настоящей Инструкцией

4.1. Банк России (территориальные учреждения Банка России, уполномоченные структурные подразделения центрального аппарата Банка России) осуществляют надзор за соблюдением банками с базовой лицензией обязательных нормативов на основании:

данных, полученных в составе форм отчетности 0409101 «Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации», 0409123 «Расчет собственных средств (капитала) («Базель III»)», 0409135 «Информация об обязательных нормативах и о других показателях деятельности кредитной организации» и 0409118 «Данные о концентрации кредитного риска», установленных Указанием Банка России от 8 октября 2018 года N 4927-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 13 декабря 2018 года N 52992, 13 декабря 2019 года N 56796; (в ред. Указания ЦБ РФ от 22.04.2020 N 5450-У)

результатов проверок, осуществляемых Банком России (уполномоченными представителями (служащими) Банка России) в соответствии со статьей 73 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

данных отчетности, представленной банком с базовой лицензией по требованию Банка России (территориального учреждения Банка России, уполномоченного структурного подразделения центрального аппарата Банка России) на внутримесячную дату (внутримесячные даты) по формам отчетности 0409101 «Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации», 0409123 «Расчет собственных средств (капитала) («Базель III»)», 0409135 «Информация об обязательных нормативах и о других показателях деятельности кредитной организации» и 0409118 «Данные о концентрации кредитного риска»;

информации о величине кредитного риска по условным обязательствам кредитного характера в соответствии с пунктом 13 приложения 2 или приложения 11 к Инструкции Банка России N 199-И, представляемой банком с базовой лицензией по запросу Банка России (территориального учреждения Банка России, уполномоченного структурного подразделения центрального аппарата Банка России); (в ред. Указания ЦБ РФ от 27.02.2020 N 5404-У)

информации о величине кредитного риска по ПФИ по таблице пункта 10 приложения к настоящей Инструкции, представляемой банком с базовой лицензией по запросу Банка России (территориального учреждения Банка России, уполномоченного структурного подразделения центрального аппарата Банка России);

информации о величине риска изменения стоимости кредитного требования в результате ухудшения кредитного качества контрагента по таблице пункта 8 приложения 7 к Инструкции Банка России N 199-И, представляемой банком с базовой лицензией по запросу Банка России (территориального учреждения Банка России, уполномоченного структурного подразделения центрального аппарата Банка России). (в ред. Указания ЦБ РФ от 27.02.2020 N 5404-У)

4.2. Отчетность на внутримесячную дату (внутримесячные даты) представляется в следующие сроки:

банками с базовой лицензией, не имеющими филиалов, — не позднее чем через три рабочих дня после предъявления Банком России (территориальным учреждением Банка России, уполномоченным структурным подразделением центрального аппарата Банка России) требования о представлении отчетности;

банками с базовой лицензией, имеющими филиалы, — не позднее чем через четыре рабочих дня после предъявления Банком России (территориальным учреждением Банка России, уполномоченным структурным подразделением центрального аппарата Банка России) требования о представлении отчетности.

4.3. В целях контроля за рисками, принимаемыми банками с базовой лицензией, Банк России (территориальное учреждение Банка России, уполномоченное структурное подразделение центрального аппарата Банка России) осуществляет действия, предусмотренные пунктом 12.3 Инструкции Банка России N 199-И. (в ред. Указания ЦБ РФ от 27.02.2020 N 5404-У)

4.4. Банк России (территориальное учреждение Банка России, уполномоченное структурное подразделение центрального аппарата Банка России) имеет право применять к банкам с базовой лицензией меры, предусмотренные статьей 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в случае несоблюдения обязательного норматива в совокупности за шесть и более операционных дней в течение любых 30 последовательных операционных дней.

Глава 5. Заключительные положения

5.1. Настоящая Инструкция вступает в силу по истечении 10 дней после дня ее официального опубликования.

Председатель Центрального банка
Российской Федерации
Э.С. НАБИУЛЛИНА

Приложение
к Инструкции Банка России
от 6 декабря 2017 года N 183-И
«Об обязательных нормативах
банков с базовой лицензией»

МЕТОДИКА РАСЧЕТА КРЕДИТНОГО РИСКА ПО ПФИ

(в ред. Указаний ЦБ РФ от 18.07.2019 N 5213-У, от 27.02.2020 N 5404-У, от 22.04.2020 N 5450-У)

1. В соответствии с настоящим приложением оценка кредитного риска осуществляется в отношении заключенных на внебиржевом рынке договоров, являющихся ПФИ.

2. Для расчета кредитного риска по ПФИ определяются следующие составляющие:

текущий кредитный риск (стоимость замещения финансового инструмента), отражающий на отчетную дату величину потерь в случае неисполнения контрагентом своих обязательств;

потенциальный кредитный риск (риск неисполнения контрагентом своих обязательств в течение срока от отчетной даты до даты валютирования в связи с неблагоприятным изменением стоимости базисного (базового) актива).

3. Текущий кредитный риск по ПФИ, которые удовлетворяют требованиям пунктов 1 и 3 статьи 4.1 Федерального закона от 23 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст. 4190; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 18, ст. 46; N 44, ст. 4471; 2006, N 30, ст. 3292; N 52, ст. 5497; 2007, N 7, ст. 834; N 18, ст. 2117; N 30, ст. 3754; N 41, ст. 4845; N 49, ст. 6079; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 4, ст. 14; N 18, ст. 2153; N 29, ст. 3632; N 51, ст. 6160; N 52, ст. 6450; 2010, N 17, ст. 1988; N 31, ст. 4188, ст. 4196; 2011, N 1, ст. 41; N 7, ст. 905; N 19, ст. 2708; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4301; N 30, ст. 4576; N 48, ст. 6728; N 49, ст. 7015, ст. 7024, ст. 7040, ст. 7061, ст. 7068; N 50, ст. 7351, ст. 7357; 2012, N 31, ст. 4333; N 53, ст. 7607, ст. 7619; 2013, N 23, ст. 2871; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3477, ст. 3481; N 30, ст. 4084; N 51, ст. 6699; N 52, ст. 6975, ст. 6984; 2014, N 11, ст. 1095, ст. 1098; N 30, ст. 4217; N 49, ст. 6914; N 52, ст. 7543; 2015, N 1, ст. 10, ст. 11, ст. 35; N 27, ст. 3945, ст. 3958, ст. 3967, ст. 3977; N 29, ст. 4350, ст. 4355, ст. 4362; 2016, N 1, ст. 11, ст. 27, ст. 29; N 23, ст. 3296; N 26, ст. 3891; N 27, ст. 4225, ст. 4237, ст. 4293, ст. 4305; 2017, N 1, ст. 29; N 18, ст. 2661; N 25, ст. 3596; N 31, ст. 4767, ст. 4815; N 48, ст. 7052) (далее — соглашение о неттинге по ПФИ), равен превышению суммы справедливых стоимостей всех ПФИ, представляющих собой актив, над суммой справедливых стоимостей всех ПФИ, представляющих собой обязательство, с учетом перечисленных возвратных первоначальных и (или) периодических платежей (разница между остатками на балансовых счетах N 52601 и N 52602).

Официальный источник электронного документа содержит неточность: Федеральный закон N 127-ФЗ был принят 26.10.2002.

Текущий кредитный риск по ПФИ, не включенным в соглашение о неттинге по ПФИ, равен величине справедливой стоимости ПФИ, представляющего собой актив (балансовый счет N 52601). По проданным опционам, не включенным в соглашение о неттинге по ПФИ, текущий кредитный риск (стоимость замещения) не рассчитывается.

4. Потенциальный риск по ПФИ, не включенным в соглашение о неттинге по ПФИ, рассчитывается путем умножения стоимости ПФИ, по которой он отражен на дату заключения договора (сделки), являющегося (являющейся) ПФИ, на соответствующих внебалансовых счетах (далее — номинальная контрактная стоимость) на коэффициенты в зависимости от срока, оставшегося от отчетной даты до даты валютирования, в соответствии со следующей таблицей.

N п/п Срок до даты валютирования Валютные сделки Процентные сделки Сделки с ценными бумагами Сделки с драгоценными металлами Прочие сделки
1 2 3 4 5 6 7
2 Менее 1 года 0,01 0,005 0,06 0,07 0,1
3 От 1 года до 5 лет 0,05 0,005 0,08 0,07 0,12
4 Свыше 5 лет 0,075 0,015 0,1 0,08 0,15

За номинальную контрактную стоимость бивалютных сделок принимается та валюта, по которой у банка с базовой лицензией формируются требования.

Номинальная контрактная стоимость ПФИ по договору, не предусматривающему поставку базисного (базового) актива, определяется по аналогии с договором (сделкой), предусматривающим (предусматривающей) поставку базисного (базового) актива.

Для сделок с несколькими обменами базисными (базовыми) активами объем потенциальных потерь увеличивается кратно количеству предусмотренных обменов базисными (базовыми) активами.

Величина потенциального риска не рассчитывается для проданных опционов.

По сделкам, условия которых пересматриваются на заранее определенные даты, за срок до даты валютирования принимается период, оставшийся до следующей даты пересмотра.

Величина потенциального риска по ПФИ, включенным в соглашение о неттинге по ПФИ, рассчитывается по формуле:

,

где:

ВПРк — величина потенциального риска по ПФИ, включенным в соглашение о неттинге по ПФИ;

ВПРв — величина потенциального риска по тем же самым инструментам, рассчитанная без учета соглашения о неттинге по ПФИ (в соответствии с требованиями настоящего пункта);

к — коэффициент, определяемый как отношение стоимости замещения по ПФИ, включенным в соглашение о неттинге по ПФИ (ЦЗв), и стоимости замещения по ПФИ, включенным в соглашение о неттинге по ПФИ, рассчитанной без учета этого соглашения (ЦЗ), по формуле:

,

В случае если величина ЦЗв меньше нуля, коэффициент «к» признается равным нулю.

5. Величина, подверженная риску, определяется как сумма величин текущего и потенциального рисков (пункты 3 и 4 настоящего приложения).

Величина, подверженная риску по ПФИ, включенным в соглашение о неттинге по ПФИ, определяется по формуле:

,

где:

С — справедливая стоимость полученного обеспечения из числа указанного в подпункте 2.6.2 пункта 2.6 Инструкции Банка России N 199-И, удовлетворяющего требованиям подпункта 2.6.5 пункта 2.6 Инструкции Банка России N 199-И; (в ред. Указания ЦБ РФ от 27.02.2020 N 5404-У)

Hc — дисконт, применяемый к обеспечению, определяемый в соответствии с порядком, предусмотренным подпунктом 2.6.1 пункта 2.6 Инструкции Банка России N 199-И; (в ред. Указания ЦБ РФ от 27.02.2020 N 5404-У)

Hfx — дисконт в размере 8 процентов, применяемый при несовпадении валюты расчетов и валюты обеспечения.

6. В целях расчета нормативов Н1.0 и Н1.2 полученная величина, подверженная риску, взвешивается на коэффициент риска в зависимости от контрагента в соответствии с пунктом 2.3 или пунктом 3.3 Инструкции Банка России N 199-И. В целях расчета норматива Н6 полученная величина, подверженная риску, взвешивается на коэффициент риска в зависимости от контрагента в соответствии с пунктом 2.3 или пунктом 3.3 Инструкции Банка России N 199-И, с учетом абзацев третьего, четвертого и восьмого пункта 2.3 настоящей Инструкции. В целях расчета норматива Н25 полученная величина, подверженная риску, взвешивается на коэффициент риска в зависимости от контрагента в соответствии с пунктом 2.3 или пунктом 3.3 Инструкции Банка России N 199-И, с учетом абзацев третьего и четвертого пункта 2.3 настоящей Инструкции. При этом применяются коэффициенты взвешивания, установленные в отношении балансовых активов, размещенных у соответствующего контрагента. (в ред. Указаний ЦБ РФ от 18.07.2019 N 5213-У, от 27.02.2020 N 5404-У, от 22.04.2020 N 5450-У)

При наличии обеспечения (из числа перечисленного в пункте 2.3 или пункте 3.3 Инструкции Банка России N 199-И) по ПФИ, не включенным в соглашение о неттинге по ПФИ, полученная величина, подверженная риску, взвешивается на коэффициент, применяемый для взвешивания балансового актива, исполнение обязательств по которому обеспечено соответствующим залогом, банковской гарантией (гарантией), резервным аккредитивом соответствующего гаранта (поручителя), эмитента. (в ред. Указания ЦБ РФ от 27.02.2020 N 5404-У)

Абзац третий — Утратил силу. (в ред. Указания ЦБ РФ от 27.02.2020 N 5404-У)

Полученная величина кредитного риска по договорам, являющимся ПФИ, заключенными с контрагентами, не поименованными в подпунктах 2.3.1 — 2.3.3 пункта 2.3 Инструкции Банка России N 199-И и имевшими на момент заключения договора и (или) имеющими на момент расчета нормативов Н1.0 и Н1.2 рейтинг долгосрочной кредитоспособности по обязательствам в иностранной валюте или рублях, присвоенный как минимум одним из иностранных кредитных рейтинговых агентств на уровне ниже «B» по международной рейтинговой шкале «Эс-энд-Пи Глобал Рейтинге» (S&P Global Ratings) или «Фитч Рейтингс» (Fitch Ratings) либо «2» по международной рейтинговой шкале «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody’s Investors Service), а также кредитный рейтинг, присвоенный по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации российским кредитным рейтинговым агентством, умножается на коэффициент 1,5. (в ред. Указания ЦБ РФ от 27.02.2020 N 5404-У)

Полученная величина, подверженная риску, по договорам, являющимся ПФИ, стороной по которым является кредитная организация, осуществляющая функции центрального контрагента и соответствующая условиям кода 8846 приложения 1 к Инструкции Банка России N 199-И, взвешивается на коэффициент 0,05. (в ред. Указания ЦБ РФ от 27.02.2020 N 5404-У)

7. В случае применения подхода, предусмотренного пунктом 6 настоящего приложения, по ПФИ, включенным в соглашение о неттинге по ПФИ, по которым предоставлено обеспечение из числа указанного в подпункте 2.6.2 пункта 2.6 Инструкции Банка России N 199-И, повышенный коэффициент 1,5 не применяется. (в ред. Указания ЦБ РФ от 27.02.2020 N 5404-У)

Абзац второй — Утратил силу. (в ред. Указания ЦБ РФ от 22.04.2020 N 5450-У)

8. Итоговая величина кредитного риска по ПФИ (КРС) включается в знаменатель нормативов Н1.0, Н2.2 и числитель нормативов Н6, Н25.

9. Величина кредитного риска по ПФИ отражается банками с базовой лицензией в следующей таблице.

Величина кредитного риска по ПФИ по состоянию на ___ года

N п/п Вид сделки Номинальная стоимость Стоимость замещения сделки (текущий кредитный риск) Величина потенциального кредитного риска Итоговая величина кредитного риска Величина кредитного риска, взвешенная с учетом коэффициентов, установленных пунктами 7 и 8 настоящего приложения
1 2 3 4 5 6 7
1 ПФИ, включенные в соглашение о неттинге по ПФИ          
2 ПФИ, не включенные в соглашение о неттинге по ПФИ          
3 Итого величина кредитного риска по ПФИ (КРС) X X X    

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ритуальный бизнес в москве кому принадлежит
  • Ркц лесной свердловской области часы работы
  • Ркц полысаево часы работы паспортного стола
  • Рн банк страховые компании для автокредитов
  • Рнкб в москве адреса отделений время работы