Реквизиты заключения эксперта организации проводившей специальную оценку условий труда

Срок действия документа ограничен 1 марта 2028 года.

Приложение N 1

к приказу Министерства труда

и социальной защиты

Российской Федерации

от 17 июня 2021 г. N 406н

См. данную форму в MS-Word.

ФОРМА

Декларация

соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

(наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя),

подавшего декларацию, место нахождения и место осуществления деятельности,

идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер)

заявляет, что на рабочем месте (рабочих местах)

(наименование должности, профессии или специальности работника (работников), занятого (занятых) на рабочем месте (рабочих местах), индивидуальный номер (номера) рабочего места (рабочих мест), численность занятых работников в отношении каждого рабочего места)

по результатам идентификации не выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы или условия труда по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, условия труда соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда.

Декларация подана на основании

(реквизиты заключения эксперта организации, проводившей специальную оценку условий труда, и (или) протокола (протоколов) проведения исследований (испытаний) или измерений вредных и (или) опасных производственных факторов)

Специальная оценка условий труда проведена

(наименование организации, проводившей специальную

оценку условий труда, регистрационный номер в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда)

Дата подачи декларации «__» ______________ 20__ г.

М.П.

(подпись)

(инициалы, фамилия)

Сведения о регистрации декларации

(наименование территориального органа Федеральной службы по труду и занятости, зарегистрировавшего декларацию)

(дата регистрации)

(регистрационный номер)

М.П.

(подпись)

(инициалы, фамилия должностного лица территориального органа Федеральной службы по труду и занятости, зарегистрировавшего декларацию)

Зарегистрировано в Минюсте России 29 июля 2021 г. N 64444


МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 17 июня 2021 г. N 406н

О ФОРМЕ И ПОРЯДКЕ ПОДАЧИ ДЕКЛАРАЦИИ СООТВЕТСТВИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫМ НОРМАТИВНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА, ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРА ДЕКЛАРАЦИЙ СООТВЕТСТВИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫМ НОРМАТИВНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991; 2021, N 1, ст. 42) и подпунктом 5.2.15 пункта 5 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528; 2014, N 32, ст. 4499), приказываю:

1. Утвердить:

форму декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда согласно приложению N 1;

Порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда согласно приложению N 2;

Порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда согласно приложению N 3.

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 февраля 2014 г. N 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 мая 2014 г., регистрационный N 32387);

пункт 2 изменений, вносимых в нормативные правовые акты Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 1 мая 2016 г. N 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральный закон «О специальной оценке условий труда», внесенных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 ноября 2016 г. N 642н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2017 г., регистрационный N 45539).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации А.В. Вовченко.

4. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г.

Министр
А.О. КОТЯКОВ

Приложение N 1
к приказу Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации
от 17 июня 2021 г. N 406н

ФОРМА

ДЕКЛАРАЦИЯ СООТВЕТСТВИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫМ НОРМАТИВНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА

 
(наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя),
 
подавшего декларацию, место нахождения и место осуществления деятельности,
 
идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер)
заявляет, что на рабочем месте (рабочих местах)
 
(наименование должности, профессии или специальности работника (работников), занятого (занятых) на рабочем месте (рабочих местах), индивидуальный номер (номера) рабочего места (рабочих мест), численность занятых работников в отношении каждого рабочего места)
по результатам идентификации не выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы или условия труда по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, условия труда соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда.
Декларация подана на основании  
 
(реквизиты заключения эксперта организации, проводившей специальную оценку условий труда, и (или) протокола (протоколов) проведения исследований (испытаний) или измерений вредных и (или) опасных производственных факторов)
Специальная оценка условий труда проведена  
  (наименование организации, проводившей специальную
 
оценку условий труда, регистрационный номер в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда)
   
Дата подачи декларации «__» ____________ 20__ г.
М.П.      
  (подпись)   (инициалы, фамилия)
       
Сведения о регистрации декларации
     
(наименование территориального органа Федеральной службы по труду и занятости, зарегистрировавшего декларацию)
     
  (дата регистрации)   (регистрационный номер)
М.П.      
  (подпись)   (инициалы, фамилия должностного лица территориального органа Федеральной службы по труду и занятости, зарегистрировавшего декларацию)

Приложение N 2
к приказу Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации
от 17 июня 2021 г. N 406н

ПОРЯДОК ПОДАЧИ ДЕКЛАРАЦИИ СООТВЕТСТВИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫМ НОРМАТИВНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА

1. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее — декларация) оформляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее — работодатель) в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса по результатам осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991; 2016, N 18, ст. 2512).

2. Декларация подписывается руководителем юридического лица и заверяется печатью (при наличии), либо подписывается лично индивидуальным предпринимателем и подается работодателем по форме согласно приложению N 1 к Приказу в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости (далее — государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации) по месту своего нахождения либо нахождения своего филиала или представительства лично или направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.

3. Декларация может быть подана в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью работодателя, посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

4. Декларация подается работодателем в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991; 2021, N 1, ст. 42), на рабочих местах, в отношении которых подается декларация с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

5. В случае подачи декларации в отношении хотя бы одного аналогичного рабочего места, признанного таковым в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, в декларацию включаются сведения обо всех рабочих местах, аналогичных данному рабочему месту.

6. При поступлении декларации в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости на бумажном носителе должностным лицом территориального органа Федеральной службы по труду и занятости, ответственным за прием и регистрацию деклараций, заполняется соответствующий раздел декларации «Сведения о регистрации декларации». При подаче декларации в электронном виде данная информация заполняется автоматически с учетом места нахождения рабочих мест, в отношении которых подается декларация.

Основанием для отказа в принятии декларации является ее несоответствие форме, предусмотренной приложением N 1 к Приказу.

Отказ в принятии декларации по иным основаниям не допускается.

7. При наличии основания для отказа в принятии декларации, поданной на бумажном носителе, государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации в течение не более десяти рабочих дней со дня поступления декларации возвращает ее работодателю посредством почтовой связи с указанием причин возврата.

8. В случае устранения оснований, послуживших отказу в принятии декларации, работодатель вправе повторно подать декларацию.

Приложение N 3
к приказу Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации
от 17 июня 2021 г. N 406н

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРА ДЕКЛАРАЦИЙ СООТВЕТСТВИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫМ НОРМАТИВНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА

1. Формирование и ведение реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее соответственно — декларация, реестр) осуществляются Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991; 2021, N 1, ст. 42) с применением стандартизированных технических и программных средств, позволяющих осуществлять обработку информации на основе использования единых форматов и стандартных протоколов и с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации.

2. Федеральная служба по труду и занятости обеспечивает:

а) техническое функционирование реестра;

б) безопасное хранение и использование информации, содержащейся в реестре;

в) осуществление автоматизированного сбора, хранения, обработки, обобщения и анализа информации, содержащейся в реестре;

г) доступ к информации, содержащейся в реестре;

д) защиту информации, содержащейся в реестре, включая уничтожение, модификацию и блокирование доступа к ней, в том числе защиту сведений, относящихся к государственной и иной охраняемой законом тайне, в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

е) актуализацию содержащейся в реестре информации, обмен информацией с иными информационными системами.

3. В реестр вносятся сведения о поступивших декларациях, прекращении их действия в отношении рабочих мест, на которых с работниками произошли несчастные случаи на производстве (за исключением несчастных случаев на производстве, произошедших по вине третьих лиц), или в случаях, когда у работников выявлены профессиональные заболевания, при условии, что причиной таких несчастных случаев и профессиональных заболеваний явилось воздействие на работников вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, либо в отношении работника и (или) на его рабочем месте выявлены в ходе проведения федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.

4. Сведения о декларации вносятся в реестр в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления декларации на бумажном носителе в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости или получения заполненной и подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью работодателя электронной формы декларации, размещенной на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

5. В случае выявления факта недостоверности сведений, указанных в декларации, Федеральная служба по труду и занятости или ее территориальный орган в течение пяти рабочих дней с момента их выявления обеспечивает внесение в реестр записи о прекращении действия декларации.

6. В реестре содержатся следующие сведения:

а) полное наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;

б) место нахождения и место осуществления деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;

в) идентификационный номер налогоплательщика юридического лица (индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;

г) основной государственный регистрационный номер юридического лица (индивидуального предпринимателя), подавшего декларацию;

д) полное наименование организации, проводившей специальную оценку условий труда;

е) перечень рабочих мест, в отношении которых подана декларация, с указанием индивидуального номера рабочего места, численности работников, занятых на данном рабочем месте;

ж) реквизиты заключения эксперта организации, проводившей специальную оценку условий труда, и (или) протокола (протоколов) проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, явившихся основанием для подачи декларации;

з) дата прекращения действия декларации (при наступлении обстоятельств, являющихся основанием прекращения действия декларации в соответствии с частью 5 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991; 2021, N 1, ст. 42).

7. Сведения, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, относящихся к государственной и иной охраняемой законом тайне.

Все, у кого есть наемные работники, должны провести специальную оценку рабочих мест.

Эта статья для малых предприятий и ИП, потому что крупные сами все знают.

На самом деле мало провести спецоценку — нужно еще заполнить декларацию и подать ее в трудовую инспекцию. И уже тут начинаются нюансы.

Весной я проводила спецоценку в маленьком агентстве недвижимости. Нужно было оценить четыре офисных места, расположенных в центре Санкт-Петербурга, запас времени у меня был. В итоге я заплатила 6000 Р за оценку четырех рабочих мест и осталась довольна. Расскажу по порядку.

Что такое специальная оценка условий труда

СОУТ — это оценка рабочих мест: эксперты определяют вредные производственные факторы и оценивают, насколько показатели на производстве соответствуют нормативам.

Есть закон, по которому организации с работниками должны проводить специальную оценку рабочих мест, сокращенно СОУТ. По ее результатам определяют класс условий труда. В зависимости от класса считаются взносы, закупается спецодежда или, например, устанавливаются дополнительные светильники.

При проведении спецоценки оценивают вредные факторы, а не эстетику. На шум, пыль или отсутствие света эксперт обратит внимание, на цвет стен или качество дверной фурнитуры — нет. Еще могут измерить тяжесть труда, химические, биологические факторы. Но обычно это касается сложных производственных предприятий.

ФЗ «О специальной оценке условий труда». Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ определяет понятие специальной оценки условий труда, ее необходимость и правила, по которым работодатели должны проводить спецоценку.

В законе установлены права и обязанности работодателя, работника и организации, проводящей СОУТ. Указано, как должны применяться результаты оценки, а также перечислены мероприятия, которые обязательно необходимо провести. Закон регламентирует требования к организациям, имеющим право проводить СОУТ, и государственный контроль за спецоценкой.

Опять душат бизнес проверками?

Специальная оценка условий труда — это, скажем прямо, головная боль. Много возни, бумажек и формальностей.

Но есть у нее и смысл: СОУТ помогает убедиться, что сотрудники работают в нормальных условиях, им есть чем дышать, на них не сыпется радиоактивная известь, а глаза не вытекают из-за сумрака в офисе.

Кто должен проводить

Оценивать рабочие места должен любой бизнес, в котором работают сотрудники. Оценке подлежат все места, на которых работают люди: в офисе, на кухне в кафе, в швейном цехе и на мебельном производстве.

Оценку проводят специализированные фирмы. Эксперт такой фирмы приходит в офис или на производство, проверяет все, а потом пишет отчет. На основании этого отчета вы заполняете и подаете в трудовую инспекцию декларацию.

Кто не должен проводить оценку условий труда

Компании без сотрудников. Допустим, в компании единственный сотрудник — гендиректор. Работает он из дома, потому что офисного помещения нет. Тогда нет предмета оценки, а значит, она и не нужна.

Если у ИП нет сотрудников, то оценивать ничего тоже не нужно.

Компании без рабочих мест — все сотрудники удаленные. Не нужно оценивать рабочие места дистанционных и надомных работников: если, например, дизайнер или швея работают дома и это прописано у них в трудовом договоре — оценку проводить не нужно. Не нужно оценивать вакантные места — это когда место есть, а на нем никто не работает.

Обычные люди. Процедура не касается физических лиц: если у вас частный повар или личный помощник, которому вы платите как физическое лицо, то проводить процедуру тоже не нужно.

Нюансы

Иногда нужна спецоценка, но декларация не нужна: это в основном касается всяких производств, кафе и ресторанов. Или любого бизнеса, где обнаруживаются вредные или опасные факторы, — тут нужно действовать иначе, но это тема отдельной статьи.

Права и обязанности работника и работодателя при СОУТ

Первая обязанность работодателя — провести спецоценку. В ходе этого работодатель обязан:

  1. Предоставить организации, проводящей СОУТ, сведения и документы, которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по этому поводу. Состав информации должен быть указан в договоре на оказание услуг по проведению спецоценки. Это может быть: технологическая документация, проекты строительства зданий, сертификаты соответствия производственного оборудования, машин установленным требованиям. Если работодатель не предоставит указанные сведения и документы или не даст разъяснений, исполнитель приостановит проведение спецоценки или не приступит к ней.
  2. Предоставить организации, проводящей спецоценку, предложения по выявлению на рабочих местах сотрудников потенциально опасных факторов, если такие предложения выдвинули сами сотрудники.
  3. Не сужать преднамеренно круг вопросов, которые необходимо выяснить при проведении СОУТ и которые влияют на результаты ее проведения.
  4. Давать работнику разъяснения по вопросам проведения СОУТ на его рабочем месте.

По итогам спецоценки работодатель должен:

  1. Показать работнику результаты проведения спецоценки на его рабочем месте.
  2. Улучшать условия труда с учетом результатов СОУТ.
  3. Рассмотреть замечания работника в отношении результатов спецоценки и в случае необходимости принять решение о проведении внеплановой СОУТ.

Проводить внеплановую СОУТ работодатель имеет право и без замечаний работников.

По итогам спецоценки работодатель имеет такие права:

  1. Требовать, чтобы организация, проводящая СОУТ, обосновала результаты.
  2. Требовать, чтобы организация, проводящая спецоценку, представила документы, подтверждающие соответствие оценки требованиям, установленным законом.
  3. Требовать, чтобы организация, проводящая СОУТ, подтвердила, что внесла сведения о проведенной проверке в информационную систему учета.
  4. Обжаловать действия или бездействие организации, проводящей СОУТ.

Работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте оценки и имеет право:

  1. Присутствовать на рабочем месте во время СОУТ.
  2. Обращаться к работодателю, организации, проводящей проверку, или ее эксперту с предложениями по выявлению на своем рабочем месте потенциально опасных факторов.
  3. Обжаловать результаты СОУТ на своем рабочем месте.
  4. Представлять работодателю, организации, проводящей спецоценку, или в профсоюз письменные замечания относительно результатов СОУТ, проведенной на его рабочем месте.

В какие сроки проводится спецоценка

При подготовке к СОУТ вы делаете график, в котором прописываете ее этапы и сроки. Месяца на спецоценку будет достаточно.

Когда проведете СОУТ, у вас будет 30 рабочих дней с даты утверждения отчета, чтобы оформить и подать декларацию по СОУТ.

Как часто проводить и сколько действует СОУТ

Декларация соответствия условий труда нормативам является бессрочной, если не меняются условия труда. Поэтому проходить спецоценку заново вы не должны.

Оформить новую декларацию СОУТ придется, только если:

  1. С работником произошел несчастный случай на производстве не по вине третьих лиц.
  2. У работника нашли заболевание, которое появилось из-за вредных или опасных факторов на работе.
  3. В ходе проверки трудовая инспекция выявила нарушения норм охраны труда.

В этих случаях помимо прекращения действия декларации соответствия придется заново провести внеплановую специальную оценку условий труда. Еще внеплановая спецоценка потребуется, если появились новые рабочие места или изменился офис. С 1 января 2020 года работодатель также может провести внеплановую проверку, если сотрудник направит ему замечания и возражения по поводу результатов спецоценки на своем рабочем месте.

Кем проводится спецоценка

Предприниматель не может проводить спецоценку условий труда для себя сам. Ее проводят совместно работодатель и специальные люди, у которых для этого есть оборудование и знания. К организации, которая проводит специальную оценку условий труда, предъявляют определенные требования:

  1. У исполнителя должна быть аккредитация — ее можно проверить на сайте Минтруда.
  2. В штате должны состоять не менее пяти экспертов, имеющих сертификат на право выполнения работ по специальной оценке условий труда. Как минимум один из этих экспертов должен иметь высшее образование по одной из специальностей: общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования.

Такая организация и ее эксперты должны быть независимы. Например, СОУТ не могут проводить чиновники, которые контролируют сферу деятельности фирмы, в которой проводится спецоценка, и проводят государственную экспертизу условий труда. Проверку не должны делать организации и эксперты, которые имеют финансовые или родственные связи с компаниями, где проводится спецоценка.

Документы для спецоценки

На этапе подготовки к спецоценке потребуется штатное расписание и режим работы сотрудников. Вы составите приказ о создании комиссии для СОУТ, утвердите график проведения и перечень мест для оценки, заключите договор с организацией-исполнителем.

Исполнитель сделает отчет о спецоценке, вы сдадите декларацию в Роструд. Затем вы составите допсоглашение к трудовым договорам.

Еще будет таблица 5 в отчет 4-ФСС. Результаты специальной оценки условий труда сообщают в ФСС. Это делают, когда подают отчетность по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Порядок проведения оценки условий труда

Для себя я поделила весь процесс на три этапа:

  1. Подготовка — выбор исполнителя, сбор документов.
  2. Проведение — исследование и получение документов от организации.
  3. Сдача отчетности — заполнение декларации, уведомление сотрудников.

Пошагово рассмотрим эти этапы.

Создание комиссии, утверждение графика. Чтобы организовать и провести специальную оценку условий труда, работодатель должен сформировать комиссию. Число членов комиссии должно быть нечетным. Конкретное количество будет зависеть от штатного расписания.

Возглавить ее должен работодатель или его представитель. В состав комиссии должны войти представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, а если в компании есть профсоюзная организация — ее представитель.

Звучит громко, но на самом деле нужно составить и подписать у гендиректора приказ, в котором указан порядок деятельности комиссии и перечислен ее состав из сотрудников компании. Единой формы такого приказа нет, поэтому каждая компания вправе самостоятельно разработать удобную для себя форму. После издания приказа о проведении СОУТ с ним нужно ознакомить всех членов комиссии под подпись.

Если СОУТ проводится у индивидуального предпринимателя, он сам должен обязательно войти в состав комиссии. Если спецоценка на микропредприятии, там может не быть возможности создать комиссию. В этом случае полномочия комиссии исполняет сам работодатель — индивидуальный предприниматель, руководитель организации или другой работник, уполномоченный работодателем.

В комиссию должно войти минимум три человека. Если в компании нет трех сотрудников, то в комиссию можно позвать человека со стороны

Если специальная оценка проводится в крупной организации, которая включает в себя обособленные структурные подразделения, лучше создать не одну комиссию, а несколько — в каждом подразделении под председательством работодателя или его представителя.

Работодатель должен утвердить график проведения специальной оценки, в котором будут прописаны сроки и этапы проведения СОУТ. У графика нет какой-то установленной формы, вы составляете его так, как все остальные внутренние документы. График можно утвердить отдельным приказом, включить в текст приказа о проведении спецоценки или оформить приложением к нему.

Приказ и график составила лично я — для примера. Оформление может отличаться от вашего

Утверждение перечня рабочих мест. До начала проведения СОУТ комиссия должна утвердить перечень рабочих мест, которые подлежат оценке, включая аналогичные рабочие места. Вакантные места в перечень включать не нужно — на них спецоценка не проводится. Единой формы этого перечня нет, поэтому компания может составить его в произвольной форме. Закон содержит обозначения рабочих мест, которые стоит учесть при составлении перечня.

Оценку условий труда проводятся на всех рабочих местах, которые включены в перечень. На аналогичных рабочих местах СОУТ достаточно сделать в отношении 20% от общего числа таких мест, но не меньше двух мест. Результаты будут распространяться на все аналогичные места. Если выяснится, что хотя бы одно рабочее место из числа тех, что ранее были признаны аналогичными, не является таковым, проверку проводят на всех рабочих местах.

Ни приказ, ни график, ни перечень мест не нужно никуда сдавать. Они хранятся вместе с другими документами в толстой папочке у бухгалтера.

Так выглядит таблица рабочих мест. Оформление перечня мест никак не регламентируется, но сам документ для порядка должен быть

Выбор организации. Я обзвонила десяток компаний, выбрала три с нормальной для меня ценой, проверила, чтобы у них была аккредитация, а потом вспомнила, в какой компании из трех со мной дружелюбнее говорили по телефону. С этой компанией я заключила стандартный договор.

Сначала читать, потом подписывать

Заключение договора. Чтобы провести спецоценку, работодатель заключает со специализированной организацией гражданско-правовой договор.

В договор обязательно надо внести такие условия:

  1. Виды работ и услуг по специальной оценке условий труда.
  2. Сроки выполнения работ и оказания услуг по СОУТ.
  3. Стоимость выполнения работ по проведению спецоценки и порядок оплаты.
  4. Права и обязанности работодателя при проведении СОУТ.
  5. Права и обязанности специализированной организации при проведении СОУТ.
  6. Ответственность сторон в случае неисполнения обязательств по договору.

На этом этап подготовки закончен — переходим к оценке рабочих мест.

Идентификация вредных или опасных производственных факторов. При оценке рабочих мест есть два этапа: идентификация, а потом замеры и исследования.

Идентификация не проводится в отношении рабочих мест, которые уже считаются вредными или опасными:

  1. За работу на которых досрочно назначается страховая пенсия по старости или предоставляются гарантии и компенсации за работу во вредных или опасных условиях труда.
  2. На которых по результатам ранее проведенной специальной оценки были установлены вредные или опасные условия труда.

Сначала эксперт осмотрел помещение, поговорил с сотрудниками и их непосредственным руководителем: например, спрашивал, сколько времени они проводят за компьютером. Задача была в том, чтобы понять, что собой представляет рабочий процесс и какие измерения или исследования потребуются.

О времени вы договариваетесь заранее — важно, чтобы сотрудники были на рабочих местах и присутствовали участники комиссии, которые указаны в приказе. Эксперту нужно будет показать:

  1. Перечень рабочих мест и собственно сами рабочие места.
  2. Режим работы сотрудников.
  3. Оборудование, за которым сотрудники работают.

Эксперт заносит результаты идентификации в протокол, который после утверждает комиссия по проведению специальной оценки. Если эксперт не нашел вредных или опасных производственных факторов, условия труда на таком рабочем месте признаются комиссией допустимыми и исследования и измерения не проводятся.

После осмотра эксперт сказал, что замерять будет один фактор — освещенность. Комиссия согласилась, и мы назначили дату новой встречи.

Исследования и измерения. Эксперт, испытательная лаборатория и другие работники организации, проводящей СОУТ, проводят измерения всех идентифицированных вредных или опасных производственных факторов на рабочих местах. Перечень таких факторов комиссия формирует:

  1. Исходя из требований охраны труда.
  2. Производственного оборудования.
  3. Применяемых материалов.
  4. Результатов ранее проводившихся исследований.
  5. Предложений работников.

При исследованиях применяются аттестованные методики измерений.

В нашем офисе нужно было измерить «параметры световой среды»: достаточно ли в помещении света для работы за компьютером. Для исследования эксперт привез люксметр и замерил уровень искусственного освещения.

Результаты проведенных исследований оформляются протоколами по каждому из факторов в отдельности.

Эксперт описал результаты в протоколе измерений и выставил класс условий труда. Всего выделяют 4 класса условий труда:

  1. Оптимальные (первый класс).
  2. Допустимые (второй класс).
  3. Вредные (третий класс), есть еще и подклассы.
  4. Опасные (четвертый класс).

Класс влияет на уровень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым в производстве с вредными факторами. В нашем офисе поставили второй класс — это допустимые условия труда.

Класс условий труда эксперт заносит в карту, а потом делает отчет. Срок подготовки отчета указан в договоре. В моем случае в договоре было прописано 30 календарных дней после поступления нашей оплаты, и я получила документы точно в указанный срок.

В отчете есть письменная часть — называется «заключение эксперта» — и сводные таблицы, в которых указывают в том числе и класс условий труда.

В отчете должны быть:

  1. Сведения об организации, оценивающей рабочие места, копии аттестата аккредитации и область аккредитации.
  2. Перечень рабочих мест, на которых проводилась оценка, с перечислением обнаруженных вредных факторов.
  3. Протоколы проведения исследований и измерений.
  4. Карты специальной оценки.
  5. Сводная ведомость результатов СОУТ и сводная таблица классов условий труда.
  6. Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий, если нужно.
  7. Заключение эксперта.

Отчет должны утвердить и подписать председатель и члены комиссии.

В некоторых случаях провести измерения нельзя. Это происходит, когда проведение исследований может создать угрозу для жизни. В этих случаях комиссия вправе принять решение о невозможности проведения таких исследований. Оно оформляется протоколом, содержащим обоснование этого решения, и вносится в отчет о проведении СОУТ.

На этом этап измерений заканчивается, и мы переходим к отчетности.

В этой таблице указан класс условий труда

Декларирование соответствия условий труда. Эксперт отдает вам отчет на утверждение, а вы его подписываете. В нашем случае мы получили заключение 15 мая, а 16 мая его подписал гендиректор. В течение трех рабочих дней после утверждения вы должны любым доступным способом сообщить об этом в организацию, которая оценивала рабочие места. Мы отправили скан подписанного титульного листа отчета по электронной почте.

После этого организация, проводящая СОУТ, отправляет отчет о спецоценке во ФГИС (Федеральная государственная система учета результатов проведения СОУТ) и в течение трех рабочих дней сообщает об этом заказчику. Все эти действия — в срок действия договора.

По местам, на которых не нашли ничего вредного и опасного, подается декларация соответствия. Есть исключения, например по медицинским и педагогическим работникам: список исключений смотрите в п. 6 ст. 10 закона 426-ФЗ. Подать декларацию обязан работодатель. Форма декларации утверждена приказом Минтруда.

При заполнении декларации необходимо учитывать следующее:

  1. Наименование должности или специальности, а также численность работников надо указать в соответствии с картой специальной оценки условий труда. Карта СОУТ входит в отчет о проведении специальной оценки условий труда.
  2. Индивидуальный номер рабочего места проставляют в соответствии с первой графой перечня рабочих мест. Если у работодателя существуют аналогичные рабочие места, их порядковые номера надо указать с добавлением прописной буквы «А» — в соответствии с данными четвертой графы перечня рабочих мест. Перечень рабочих мест входит в отчет о проведении СОУТ.
  3. В строке «Реквизиты заключения эксперта организации, проводившей специальную оценку условий труда» нужно указать фамилию и инициалы эксперта, а также дату и номер экспертного заключения.

Подавать нужно в Роструд: лично, по почте ценным письмом с описью вложения и уведомлением о доставке или, если есть квалифицированная электронная подпись, можно заполнить декларацию прямо на сайте Роструда.

Срок подачи — 30 рабочих дней с даты утверждения отчета. За нарушение срока и правил подачи декларации могут привлечь к административной ответственности. За первое нарушение должностному лицу и ИП грозит штраф от 2000 до 5000 Р, компании — от 50 000 до 80 000 Р. Повторное нарушение обойдется дороже: должностных лиц могут оштрафовать на сумму от 30 000 до 40 000 Р или дисквалифицировать на срок от 1 года до 3 лет, ИП могут назначить штраф на сумму от 30 000 до 40 000 Р или приостановить его деятельность на срок до 90 суток, компанию могут оштрафовать на сумму от 100 000 до 200 000 Р или приостановить ее деятельность на срок до 90 суток.

Результаты. В результате проведения специальной оценки устанавливают класс и подкласс условий труда на конкретном рабочем месте.

Класс и подкласс устанавливает эксперт организации, проводящей специальную оценку, по итогам ее проведения.

Организация, которая проводила СОУТ, оформляет итоги оценки в виде отчета.

Что делать по итогам СОУТ

Класс условий труда Что делать работодателю Примеры Нормативная база
Четвертый или третий класс: опасные или вредные условия труда Платить дополнительные взносы в ПФР Максимальный тариф — 8% от зарплаты при опасных условиях п. 3 ст. 428 НК РФ
Предоставлять работникам гарантии и компенсации — Если условия труда опасные или третьей — четвертой степени вредности — сократить рабочее время;
— если условия труда опасные или второй — четвертой степени вредности — предоставить ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;
— повысить оплату труда
пп. 6 п. 1 ст. 7 Закона № 426-ФЗ
Улучшать условия труда работников — Установить защитные и сигнализирующие устройства;
— уменьшить загазованность, запыленность воздуха;
— улучшить освещение
пп. 6 п. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ
Обеспечивать работников средствами индивидуальной и коллективной защиты пп. 3 п. 1 ст. 7 Закона № 426-ФЗ
Давать работникам молоко или другие равноценные пищевые продукты ст. 222 ТК РФ
Второй или первый класс: допустимые или оптимальные условия труда Контролировать условия труда и вовремя устранять факторы, которые могут повлиять на уровень безопасности — Вовремя менять перегоревшие лампочки;
— следить за состоянием вентиляции;
— обеспечивать уборку
пп. 1, 4 п. 1 ст. 7 Закона № 426-ФЗ

Четвертый или третий класс: опасные или вредные условия труда

Что делать работодателю

Платить дополнительные взносы в ПФР

Примеры

Максимальный тариф — 8% от зарплаты при опасных условиях

Что делать работодателю

Предоставлять работникам гарантии и компенсации

Примеры

— Если условия труда опасные или третьей — четвертой степени вредности — сократить рабочее время;
— если условия труда опасные или второй — четвертой степени вредности — предоставить ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;
— повысить оплату труда

Что делать работодателю

Улучшать условия труда работников

Примеры

— Установить защитные и сигнализирующие устройства;
— уменьшить загазованность, запыленность воздуха;
— улучшить освещение

Что делать работодателю

Обеспечивать работников средствами индивидуальной и коллективной защиты

Что делать работодателю

Давать работникам молоко или другие равноценные пищевые продукты

Второй или первый класс: допустимые или оптимальные условия труда

Что делать работодателю

Контролировать условия труда и вовремя устранять факторы, которые могут повлиять на уровень безопасности

Примеры

— Вовремя менять перегоревшие лампочки;
— следить за состоянием вентиляции;
— обеспечивать уборку

Результаты специальной оценки условий труда можно применять, если организация, проводившая СОУТ, внесла сведения о них в информационную систему учета.

Если в результатах содержится государственная или иная охраняемая законом тайна, их можно применять со дня утверждения отчета о проведении спецоценки.

Снижение класса условий труда возможно, если эксперт по специальной методике установит, что работники используют эффективные средства индивидуальной защиты — СИЗ.

К СИЗ, которые проверяются по этой методике, относятся специальная защитная одежда, в том числе для рук, ног и головы, костюмы, изолирующие от химических факторов, изолирующие и фильтрующие средства защиты органов дыхания.

Чтобы установить, что средства индивидуальной защиты действительно эффективные и класс условий труда можно снижать, надо:

  1. Проверить соответствие наименования СИЗ и нормы их выдачи типовым нормам.
  2. Проверить документы, которые подтверждают соответствие средств индивидуальной защиты техническому регламенту.
  3. Проверить, чтобы маркировка СИЗ соответствовала техническому регламенту.
  4. Проверить их комплектность.
  5. Оценить эффективность выбора средств индивидуальной защиты.
  6. Оценить эффективность применения СИЗ.

Класс или подкласс условий труда может быть снижен решением комиссии по проведению СОУТ на основании заключения эксперта. Самостоятельно класс можно снизить только на одну ступень, например с 3.2 на 3.1. Снизить более чем на одну ступень возможно только по согласованию с Роспотребнадзором. Снижать класс условий труда ниже 3.1 — на класс 2 «Допустимые условия труда» — нельзя.

Ознакомление работников с результатами. Работодатель обязан в письменной форме ознакомить работников с результатами спецоценки на их рабочих местах. Работники могут согласиться с результатами или представить письменные возражения, которые работодатель должен будет рассмотреть и при необходимости принять решение о проведении внеплановой проверки.

Ознакомить работников с результатами нужно под подпись в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ. В этот срок не включаются больничный, междувахтовый отдых, отпуск или командировки работника. Подпись работник должен ставить на карте специальной оценки условий труда.

Сотрудников, которые будут устраиваться на работу после проведения СОУТ, тоже надо будет ознакомить под подпись с результатами, зафиксированными в карте спецоценки условий труда на их рабочих местах, и установленными компенсациями за работу во вредных или опасных условиях труда.

К трудовым договорам нужно заключить допсоглашение, в котором будет указан класс условий труда на рабочем месте. Я составила его так:

Размещение результатов на сайте работодателя. Если у организации есть официальный сайт, то на нем тоже нужно разместить информацию об условиях труда: установленные классы условий труда на рабочих местах и перечень мероприятий по улучшению этих условий. Это нужно сделать в течение 30 календарных дней после подписания отчета.

Но тут есть нюанс: в законодательстве нет определения «официального сайта» — на самом деле никто не знает, нужно ли добавлять сведения о СОУТ на ваш сайт-визитку. Но на всякий случай добавьте.

Как применить результаты проведения спецоценки условий труда

Результаты проведения СОУТ применяют для улучшения условий труда работников. Работодатель сможет обеспечить работников нужными средствами индивидуальной защиты и оборудовать рабочие места средствами коллективной защиты.

По результатам проверки компании будет проще контролировать состояние условий труда на рабочих местах. Работодатель может установить сотрудникам гарантии и компенсации.

После проведения спецоценки у работодателя будет обоснование финансирования мероприятий по улучшению условий труда, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Еще будут сведения для подготовки отчетности об условиях труда и принятия решения об ограничениях для отдельных категорий работников. Можно оценить уровни профессиональных рисков.

Внеплановая специальная оценка труда

Иногда работодатель должен провести внеплановую оценку условий труда. На это дают полгода или год.

В каких случаях требуется внеплановая СОУТ

Когда проводят Сроки
Появились новые рабочие места Год с момента изменений
Поменялись технологический процесс, оборудование, если они способны повлиять на уровень опасности для работников
Поменялись состав применяемых материалов или сырья, средства индивидуальной и коллективной защиты, если они способны повлиять на уровень опасности для работников Полгода с момента событий
Трудовая инспекция вынесла предписание провести внеплановую СОУТ. Такое происходит, если во время проверки нашли нарушения
На рабочем месте произошел несчастный случай. Исключение — несчастный случай по вине третьих лиц
На рабочем месте выявлено профессиональное заболевание, которое возникло из-за вредных или опасных условий труда
Провести внеплановую проверку предложил профсоюз. Такое предложение должно быть мотивированным. Например, работник не согласен с результатами плановой СОУТ

Когда проводят

1. Появились новые рабочие места.
2. Поменялись технологический процесс, оборудование, если они способны повлиять на уровень опасности для работников.

Полгода с момента событий

Когда проводят

1. Поменялись состав применяемых материалов или сырья, средства индивидуальной и коллективной защиты, если они способны повлиять на уровень опасности для работников.
2. Трудовая инспекция вынесла предписание провести внеплановую СОУТ. Такое происходит, если во время проверки нашли нарушения.
3. На рабочем месте произошел несчастный случай. Исключение — несчастный случай по вине третьих лиц.
4. На рабочем месте выявлено профессиональное заболевание, которое возникло из-за вредных или опасных условий труда.
5. Провести внеплановую проверку предложил профсоюз. Такое предложение должно быть мотивированным. Например, работник не согласен с результатами плановой СОУТ.

Компания может провести реорганизацию и поменять штатное расписание, состав и наименования подразделений, наименования рабочих мест и должностей работников. Если при этом новые рабочие места не появились и условия труда не изменились, внеплановую специальную оценку условий труда можно не проводить. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно быть принято комиссией по СОУТ и оформлено протоколом.

Если сотрудников отправляли на удаленную работу, проводить внеплановую СОУТ после их возвращения на рабочие места не нужно. Перечень, установленный законом, содержит исчерпывающие основания, и возвращения с удаленки там нет.

Как связаны взносы на страхование и спецоценка

Спецоценка влияет на размер взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование.

Компании, в которых есть работы с правом на досрочную пенсию, приведенные в специальных списках, должны платить взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам. Дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации устанавливается по результатам СОУТ. Он зависит от класса условий труда, установленного спецоценкой. Для опасного класса доптариф составляет 8%, для вредного — от 2 до 7%, для допустимого или оптимального — 0%.

По результатам СОУТ рассчитываются скидки или надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Cтоимость спецоценки, кто ее оплачивает

Поскольку спецоценку проводят коммерческие организации, цены на свои услуги они устанавливают самостоятельно. Законодатель цену не регулирует. В среднем по России стоимость спецоценки колеблется от 1500 до 3500 Р за рабочее место. Оценка одного рабочего места в Санкт-Петербурге стоит от 600 до 2000 Р, в Москве цены примерно на том же уровне.

На сайтах пишут минимальную цену, дальше она меняется в зависимости от деталей:

  1. Общее количество мест — чем меньше, тем дороже.
  2. Расположение офиса — выезд в промзону на окраину города будет дороже.
  3. Сложность оценки — если оцениваете не офис, а, например, швейное производство, то потребуются дополнительные замеры шума и тяжести трудового процесса, это будет дороже.
  4. Срочность.
Санкт-Петербургский центр экспертизы условий труда делает для заказчиков подробную калькуляцию цены на проведение СОУТ

Возможность проведения СОУТ за счет средств ФСС. Оплачивает проведение спецоценки работодатель, но в последующем компания может часть этих затрат вернуть из ФСС. Обратиться в ФСС за возмещением расходов на спецоценку может любой работодатель, который своевременно уплачивает взносы на травматизм за своих сотрудников — возмещение затрат на СОУТ происходит за счет этих взносов. Если у работодателя на момент обращения за компенсацией будет недоимка по взносам на травматизм, ФСС откажет в возврате денег.

Есть еще два повода для отказа в возврате: в документах для возмещения расходов содержатся ошибки или они отправлены в неполном объеме либо предусмотренные бюджетом средства фонда в текущем году полностью распределены.

Фонд возвращает не более 20% от суммы страховых взносов, перечисленных в ФСС за предшествующий год. Если у компании в этом периоде были страховые случаи, сумму уменьшают на сумму выплат застрахованным лицам.

«Живые» деньги компания в любом случае не получит. Возврат будет оформлен как уменьшение страховых взносов на травматизм в текущем году.

Что будет, если не провести СОУТ

Если не провести СОУТ или провести ее неправильно, могут оштрафовать саму компанию и ее руководителя. Могут наказать организацию и должностных лиц одновременно. В административном кодексе прописан вариант замены штрафа предупреждением, но практика показывает, что это маловероятно.

Как проверяют выполнение спецоценки рабочих мест. Специалисты территориальных органов Роструда проводят плановые проверки, а также могут провести внеплановую проверку, если поступит жалоба от работника.

Административная ответственность за непроведение спецоценки

Вид наказания К кому применяется Размер наказания
Предупреждение
ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ
Юридическое лицо
Должностное лицо организации
Индивидуальный предприниматель
Штраф
ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ
Юридическое лицо
Должностное лицо организации
Индивидуальный предприниматель
60 000—80 000 Р
5000—10 000 Р
Штраф при повторном нарушении
ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ
Организация (юридическое лицо)
Должностное лицо организации
Индивидуальный предприниматель
100 000—200 000 Р
30 000—40 000 Р
Приостановление деятельности при повторном нарушении
ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ
Юридическое лицо
Индивидуальный предприниматель
До 90 суток
Дисквалификация при повторном нарушении
ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ
Должностное лицо организации От 1 года до 3 лет

К кому применяется

Юридическое лицо
Должностное лицо организации
Индивидуальный предприниматель

К кому применяется

Юридическое лицо
Должностное лицо организации
Индивидуальный предприниматель

Размер наказания

60 000—80 000 Р
5000—10 000 Р

К кому применяется

Организация (юридическое лицо)
Должностное лицо организации
Индивидуальный предприниматель

Размер наказания

100 000—200 000 Р
30 000—40 000 Р

К кому применяется

Юридическое лицо
Индивидуальный предприниматель

Размер наказания

До 90 суток

К кому применяется

Должностное лицо организации

Размер наказания

От 1 года до 3 лет

При этом Минтруда России указывает, что специалист по охране труда не входит в число должностных лиц, для которых предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Эта ответственность предусмотрена только для руководителей.

Уголовная ответственность. В уголовном кодексе нет нормы, которая бы напрямую предусматривала ответственность за непроведение спецоценки, но из-за этого повышается риск несчастного случая на производстве. За это уже существует уголовная ответственность: если в результате несчастного случая будет причинен тяжкий вред здоровью сотрудника или наступила его смерть, руководство понесет наказание.

Ответственность руководителя за нарушение требований охраны труда

Преступление Варианты наказания
Нарушение требований причинило тяжкий вред здоровью человека — Штраф до 400 000 Р или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;
— обязательные работы на срок от 180 до 240 часов;
— исправительные работы на срок до 2 лет;
— принудительные работы на срок до 1 года;
— лишение свободы на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 1 года или бессрочно
Нарушение требований повлекло смерть человека — Принудительные работы на срок до 4 лет;
— лишение свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или бессрочно
Нарушение требований повлекло смерть двух или более лиц — Принудительные работы на срок до 5 лет;
— лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

Преступление

Варианты наказания

Нарушение требований причинило тяжкий вред здоровью человека

— Штраф до 400 000 Р или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;
— обязательные работы на срок от 180 до 240 часов;
— исправительные работы на срок до 2 лет;
— принудительные работы на срок до 1 года;
— лишение свободы на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 1 года или бессрочно

Нарушение требований повлекло смерть человека

— Принудительные работы на срок до 4 лет;
— лишение свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или бессрочно

Нарушение требований повлекло смерть двух или более лиц

 — Принудительные работы на срок до 5 лет;
— лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Совокупность реквизитов документа расположенных в установленной последовательности это
  • 2 насос за 1 час совершает механическую работу равную 27 кдж определить мощность насоса
  • Акционерное общество научно производственная фирма башкирская золотодобывающая компания
  • Персонал предприятий ресторанного бизнеса состав структура коэффициенты движения кадров
  • Совокупность реквизитов для конкретного документа с определением их взаимного положения