Все, у кого есть наемные работники, должны провести специальную оценку рабочих мест.
Эта статья для малых предприятий и ИП, потому что крупные сами все знают.
На самом деле мало провести спецоценку — нужно еще заполнить декларацию и подать ее в трудовую инспекцию. И уже тут начинаются нюансы.
Весной я проводила спецоценку в маленьком агентстве недвижимости. Нужно было оценить четыре офисных места, расположенных в центре Санкт-Петербурга, запас времени у меня был. В итоге я заплатила 6000 Р за оценку четырех рабочих мест и осталась довольна. Расскажу по порядку.
Что такое специальная оценка условий труда
СОУТ — это оценка рабочих мест: эксперты определяют вредные производственные факторы и оценивают, насколько показатели на производстве соответствуют нормативам.
Есть закон, по которому организации с работниками должны проводить специальную оценку рабочих мест, сокращенно СОУТ. По ее результатам определяют класс условий труда. В зависимости от класса считаются взносы, закупается спецодежда или, например, устанавливаются дополнительные светильники.
При проведении спецоценки оценивают вредные факторы, а не эстетику. На шум, пыль или отсутствие света эксперт обратит внимание, на цвет стен или качество дверной фурнитуры — нет. Еще могут измерить тяжесть труда, химические, биологические факторы. Но обычно это касается сложных производственных предприятий.
ФЗ «О специальной оценке условий труда». Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ определяет понятие специальной оценки условий труда, ее необходимость и правила, по которым работодатели должны проводить спецоценку.
В законе установлены права и обязанности работодателя, работника и организации, проводящей СОУТ. Указано, как должны применяться результаты оценки, а также перечислены мероприятия, которые обязательно необходимо провести. Закон регламентирует требования к организациям, имеющим право проводить СОУТ, и государственный контроль за спецоценкой.
Опять душат бизнес проверками?
Специальная оценка условий труда — это, скажем прямо, головная боль. Много возни, бумажек и формальностей.
Но есть у нее и смысл: СОУТ помогает убедиться, что сотрудники работают в нормальных условиях, им есть чем дышать, на них не сыпется радиоактивная известь, а глаза не вытекают из-за сумрака в офисе.
Кто должен проводить
Оценивать рабочие места должен любой бизнес, в котором работают сотрудники. Оценке подлежат все места, на которых работают люди: в офисе, на кухне в кафе, в швейном цехе и на мебельном производстве.
Оценку проводят специализированные фирмы. Эксперт такой фирмы приходит в офис или на производство, проверяет все, а потом пишет отчет. На основании этого отчета вы заполняете и подаете в трудовую инспекцию декларацию.
Кто не должен проводить оценку условий труда
Компании без сотрудников. Допустим, в компании единственный сотрудник — гендиректор. Работает он из дома, потому что офисного помещения нет. Тогда нет предмета оценки, а значит, она и не нужна.
Если у ИП нет сотрудников, то оценивать ничего тоже не нужно.
Компании без рабочих мест — все сотрудники удаленные. Не нужно оценивать рабочие места дистанционных и надомных работников: если, например, дизайнер или швея работают дома и это прописано у них в трудовом договоре — оценку проводить не нужно. Не нужно оценивать вакантные места — это когда место есть, а на нем никто не работает.
Обычные люди. Процедура не касается физических лиц: если у вас частный повар или личный помощник, которому вы платите как физическое лицо, то проводить процедуру тоже не нужно.
Нюансы
Иногда нужна спецоценка, но декларация не нужна: это в основном касается всяких производств, кафе и ресторанов. Или любого бизнеса, где обнаруживаются вредные или опасные факторы, — тут нужно действовать иначе, но это тема отдельной статьи.
Права и обязанности работника и работодателя при СОУТ
Первая обязанность работодателя — провести спецоценку. В ходе этого работодатель обязан:
- Предоставить организации, проводящей СОУТ, сведения и документы, которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по этому поводу. Состав информации должен быть указан в договоре на оказание услуг по проведению спецоценки. Это может быть: технологическая документация, проекты строительства зданий, сертификаты соответствия производственного оборудования, машин установленным требованиям. Если работодатель не предоставит указанные сведения и документы или не даст разъяснений, исполнитель приостановит проведение спецоценки или не приступит к ней.
- Предоставить организации, проводящей спецоценку, предложения по выявлению на рабочих местах сотрудников потенциально опасных факторов, если такие предложения выдвинули сами сотрудники.
- Не сужать преднамеренно круг вопросов, которые необходимо выяснить при проведении СОУТ и которые влияют на результаты ее проведения.
- Давать работнику разъяснения по вопросам проведения СОУТ на его рабочем месте.
По итогам спецоценки работодатель должен:
- Показать работнику результаты проведения спецоценки на его рабочем месте.
- Улучшать условия труда с учетом результатов СОУТ.
- Рассмотреть замечания работника в отношении результатов спецоценки и в случае необходимости принять решение о проведении внеплановой СОУТ.
Проводить внеплановую СОУТ работодатель имеет право и без замечаний работников.
По итогам спецоценки работодатель имеет такие права:
- Требовать, чтобы организация, проводящая СОУТ, обосновала результаты.
- Требовать, чтобы организация, проводящая спецоценку, представила документы, подтверждающие соответствие оценки требованиям, установленным законом.
- Требовать, чтобы организация, проводящая СОУТ, подтвердила, что внесла сведения о проведенной проверке в информационную систему учета.
- Обжаловать действия или бездействие организации, проводящей СОУТ.
Работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте оценки и имеет право:
- Присутствовать на рабочем месте во время СОУТ.
- Обращаться к работодателю, организации, проводящей проверку, или ее эксперту с предложениями по выявлению на своем рабочем месте потенциально опасных факторов.
- Обжаловать результаты СОУТ на своем рабочем месте.
- Представлять работодателю, организации, проводящей спецоценку, или в профсоюз письменные замечания относительно результатов СОУТ, проведенной на его рабочем месте.
В какие сроки проводится спецоценка
При подготовке к СОУТ вы делаете график, в котором прописываете ее этапы и сроки. Месяца на спецоценку будет достаточно.
Когда проведете СОУТ, у вас будет 30 рабочих дней с даты утверждения отчета, чтобы оформить и подать декларацию по СОУТ.
Как часто проводить и сколько действует СОУТ
Декларация соответствия условий труда нормативам является бессрочной, если не меняются условия труда. Поэтому проходить спецоценку заново вы не должны.
Оформить новую декларацию СОУТ придется, только если:
- С работником произошел несчастный случай на производстве не по вине третьих лиц.
- У работника нашли заболевание, которое появилось из-за вредных или опасных факторов на работе.
- В ходе проверки трудовая инспекция выявила нарушения норм охраны труда.
В этих случаях помимо прекращения действия декларации соответствия придется заново провести внеплановую специальную оценку условий труда. Еще внеплановая спецоценка потребуется, если появились новые рабочие места или изменился офис. С 1 января 2020 года работодатель также может провести внеплановую проверку, если сотрудник направит ему замечания и возражения по поводу результатов спецоценки на своем рабочем месте.
Кем проводится спецоценка
Предприниматель не может проводить спецоценку условий труда для себя сам. Ее проводят совместно работодатель и специальные люди, у которых для этого есть оборудование и знания. К организации, которая проводит специальную оценку условий труда, предъявляют определенные требования:
- У исполнителя должна быть аккредитация — ее можно проверить на сайте Минтруда.
- В штате должны состоять не менее пяти экспертов, имеющих сертификат на право выполнения работ по специальной оценке условий труда. Как минимум один из этих экспертов должен иметь высшее образование по одной из специальностей: общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования.
Такая организация и ее эксперты должны быть независимы. Например, СОУТ не могут проводить чиновники, которые контролируют сферу деятельности фирмы, в которой проводится спецоценка, и проводят государственную экспертизу условий труда. Проверку не должны делать организации и эксперты, которые имеют финансовые или родственные связи с компаниями, где проводится спецоценка.
Документы для спецоценки
На этапе подготовки к спецоценке потребуется штатное расписание и режим работы сотрудников. Вы составите приказ о создании комиссии для СОУТ, утвердите график проведения и перечень мест для оценки, заключите договор с организацией-исполнителем.
Исполнитель сделает отчет о спецоценке, вы сдадите декларацию в Роструд. Затем вы составите допсоглашение к трудовым договорам.
Еще будет таблица 5 в отчет 4-ФСС. Результаты специальной оценки условий труда сообщают в ФСС. Это делают, когда подают отчетность по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Порядок проведения оценки условий труда
Для себя я поделила весь процесс на три этапа:
- Подготовка — выбор исполнителя, сбор документов.
- Проведение — исследование и получение документов от организации.
- Сдача отчетности — заполнение декларации, уведомление сотрудников.
Пошагово рассмотрим эти этапы.
Создание комиссии, утверждение графика. Чтобы организовать и провести специальную оценку условий труда, работодатель должен сформировать комиссию. Число членов комиссии должно быть нечетным. Конкретное количество будет зависеть от штатного расписания.
Возглавить ее должен работодатель или его представитель. В состав комиссии должны войти представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, а если в компании есть профсоюзная организация — ее представитель.
Звучит громко, но на самом деле нужно составить и подписать у гендиректора приказ, в котором указан порядок деятельности комиссии и перечислен ее состав из сотрудников компании. Единой формы такого приказа нет, поэтому каждая компания вправе самостоятельно разработать удобную для себя форму. После издания приказа о проведении СОУТ с ним нужно ознакомить всех членов комиссии под подпись.
Если СОУТ проводится у индивидуального предпринимателя, он сам должен обязательно войти в состав комиссии. Если спецоценка на микропредприятии, там может не быть возможности создать комиссию. В этом случае полномочия комиссии исполняет сам работодатель — индивидуальный предприниматель, руководитель организации или другой работник, уполномоченный работодателем.
Если специальная оценка проводится в крупной организации, которая включает в себя обособленные структурные подразделения, лучше создать не одну комиссию, а несколько — в каждом подразделении под председательством работодателя или его представителя.
Работодатель должен утвердить график проведения специальной оценки, в котором будут прописаны сроки и этапы проведения СОУТ. У графика нет какой-то установленной формы, вы составляете его так, как все остальные внутренние документы. График можно утвердить отдельным приказом, включить в текст приказа о проведении спецоценки или оформить приложением к нему.
Утверждение перечня рабочих мест. До начала проведения СОУТ комиссия должна утвердить перечень рабочих мест, которые подлежат оценке, включая аналогичные рабочие места. Вакантные места в перечень включать не нужно — на них спецоценка не проводится. Единой формы этого перечня нет, поэтому компания может составить его в произвольной форме. Закон содержит обозначения рабочих мест, которые стоит учесть при составлении перечня.
Оценку условий труда проводятся на всех рабочих местах, которые включены в перечень. На аналогичных рабочих местах СОУТ достаточно сделать в отношении 20% от общего числа таких мест, но не меньше двух мест. Результаты будут распространяться на все аналогичные места. Если выяснится, что хотя бы одно рабочее место из числа тех, что ранее были признаны аналогичными, не является таковым, проверку проводят на всех рабочих местах.
Ни приказ, ни график, ни перечень мест не нужно никуда сдавать. Они хранятся вместе с другими документами в толстой папочке у бухгалтера.
Выбор организации. Я обзвонила десяток компаний, выбрала три с нормальной для меня ценой, проверила, чтобы у них была аккредитация, а потом вспомнила, в какой компании из трех со мной дружелюбнее говорили по телефону. С этой компанией я заключила стандартный договор.
Сначала читать, потом подписывать
Заключение договора. Чтобы провести спецоценку, работодатель заключает со специализированной организацией гражданско-правовой договор.
В договор обязательно надо внести такие условия:
- Виды работ и услуг по специальной оценке условий труда.
- Сроки выполнения работ и оказания услуг по СОУТ.
- Стоимость выполнения работ по проведению спецоценки и порядок оплаты.
- Права и обязанности работодателя при проведении СОУТ.
- Права и обязанности специализированной организации при проведении СОУТ.
- Ответственность сторон в случае неисполнения обязательств по договору.
На этом этап подготовки закончен — переходим к оценке рабочих мест.
Идентификация вредных или опасных производственных факторов. При оценке рабочих мест есть два этапа: идентификация, а потом замеры и исследования.
Идентификация не проводится в отношении рабочих мест, которые уже считаются вредными или опасными:
- За работу на которых досрочно назначается страховая пенсия по старости или предоставляются гарантии и компенсации за работу во вредных или опасных условиях труда.
- На которых по результатам ранее проведенной специальной оценки были установлены вредные или опасные условия труда.
Сначала эксперт осмотрел помещение, поговорил с сотрудниками и их непосредственным руководителем: например, спрашивал, сколько времени они проводят за компьютером. Задача была в том, чтобы понять, что собой представляет рабочий процесс и какие измерения или исследования потребуются.
О времени вы договариваетесь заранее — важно, чтобы сотрудники были на рабочих местах и присутствовали участники комиссии, которые указаны в приказе. Эксперту нужно будет показать:
- Перечень рабочих мест и собственно сами рабочие места.
- Режим работы сотрудников.
- Оборудование, за которым сотрудники работают.
Эксперт заносит результаты идентификации в протокол, который после утверждает комиссия по проведению специальной оценки. Если эксперт не нашел вредных или опасных производственных факторов, условия труда на таком рабочем месте признаются комиссией допустимыми и исследования и измерения не проводятся.
После осмотра эксперт сказал, что замерять будет один фактор — освещенность. Комиссия согласилась, и мы назначили дату новой встречи.
Исследования и измерения. Эксперт, испытательная лаборатория и другие работники организации, проводящей СОУТ, проводят измерения всех идентифицированных вредных или опасных производственных факторов на рабочих местах. Перечень таких факторов комиссия формирует:
- Исходя из требований охраны труда.
- Производственного оборудования.
- Применяемых материалов.
- Результатов ранее проводившихся исследований.
- Предложений работников.
При исследованиях применяются аттестованные методики измерений.
В нашем офисе нужно было измерить «параметры световой среды»: достаточно ли в помещении света для работы за компьютером. Для исследования эксперт привез люксметр и замерил уровень искусственного освещения.
Результаты проведенных исследований оформляются протоколами по каждому из факторов в отдельности.
Эксперт описал результаты в протоколе измерений и выставил класс условий труда. Всего выделяют 4 класса условий труда:
- Оптимальные (первый класс).
- Допустимые (второй класс).
- Вредные (третий класс), есть еще и подклассы.
- Опасные (четвертый класс).
Класс влияет на уровень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым в производстве с вредными факторами. В нашем офисе поставили второй класс — это допустимые условия труда.
Класс условий труда эксперт заносит в карту, а потом делает отчет. Срок подготовки отчета указан в договоре. В моем случае в договоре было прописано 30 календарных дней после поступления нашей оплаты, и я получила документы точно в указанный срок.
В отчете есть письменная часть — называется «заключение эксперта» — и сводные таблицы, в которых указывают в том числе и класс условий труда.
В отчете должны быть:
- Сведения об организации, оценивающей рабочие места, копии аттестата аккредитации и область аккредитации.
- Перечень рабочих мест, на которых проводилась оценка, с перечислением обнаруженных вредных факторов.
- Протоколы проведения исследований и измерений.
- Карты специальной оценки.
- Сводная ведомость результатов СОУТ и сводная таблица классов условий труда.
- Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий, если нужно.
- Заключение эксперта.
Отчет должны утвердить и подписать председатель и члены комиссии.
В некоторых случаях провести измерения нельзя. Это происходит, когда проведение исследований может создать угрозу для жизни. В этих случаях комиссия вправе принять решение о невозможности проведения таких исследований. Оно оформляется протоколом, содержащим обоснование этого решения, и вносится в отчет о проведении СОУТ.
На этом этап измерений заканчивается, и мы переходим к отчетности.
Декларирование соответствия условий труда. Эксперт отдает вам отчет на утверждение, а вы его подписываете. В нашем случае мы получили заключение 15 мая, а 16 мая его подписал гендиректор. В течение трех рабочих дней после утверждения вы должны любым доступным способом сообщить об этом в организацию, которая оценивала рабочие места. Мы отправили скан подписанного титульного листа отчета по электронной почте.
После этого организация, проводящая СОУТ, отправляет отчет о спецоценке во ФГИС (Федеральная государственная система учета результатов проведения СОУТ) и в течение трех рабочих дней сообщает об этом заказчику. Все эти действия — в срок действия договора.
По местам, на которых не нашли ничего вредного и опасного, подается декларация соответствия. Есть исключения, например по медицинским и педагогическим работникам: список исключений смотрите в п. 6 ст. 10 закона 426-ФЗ. Подать декларацию обязан работодатель. Форма декларации утверждена приказом Минтруда.
При заполнении декларации необходимо учитывать следующее:
- Наименование должности или специальности, а также численность работников надо указать в соответствии с картой специальной оценки условий труда. Карта СОУТ входит в отчет о проведении специальной оценки условий труда.
- Индивидуальный номер рабочего места проставляют в соответствии с первой графой перечня рабочих мест. Если у работодателя существуют аналогичные рабочие места, их порядковые номера надо указать с добавлением прописной буквы «А» — в соответствии с данными четвертой графы перечня рабочих мест. Перечень рабочих мест входит в отчет о проведении СОУТ.
- В строке «Реквизиты заключения эксперта организации, проводившей специальную оценку условий труда» нужно указать фамилию и инициалы эксперта, а также дату и номер экспертного заключения.
Подавать нужно в Роструд: лично, по почте ценным письмом с описью вложения и уведомлением о доставке или, если есть квалифицированная электронная подпись, можно заполнить декларацию прямо на сайте Роструда.
Срок подачи — 30 рабочих дней с даты утверждения отчета. За нарушение срока и правил подачи декларации могут привлечь к административной ответственности. За первое нарушение должностному лицу и ИП грозит штраф от 2000 до 5000 Р, компании — от 50 000 до 80 000 Р. Повторное нарушение обойдется дороже: должностных лиц могут оштрафовать на сумму от 30 000 до 40 000 Р или дисквалифицировать на срок от 1 года до 3 лет, ИП могут назначить штраф на сумму от 30 000 до 40 000 Р или приостановить его деятельность на срок до 90 суток, компанию могут оштрафовать на сумму от 100 000 до 200 000 Р или приостановить ее деятельность на срок до 90 суток.
Результаты. В результате проведения специальной оценки устанавливают класс и подкласс условий труда на конкретном рабочем месте.
Класс и подкласс устанавливает эксперт организации, проводящей специальную оценку, по итогам ее проведения.
Организация, которая проводила СОУТ, оформляет итоги оценки в виде отчета.
Что делать по итогам СОУТ
Класс условий труда | Что делать работодателю | Примеры | Нормативная база |
---|---|---|---|
Четвертый или третий класс: опасные или вредные условия труда | Платить дополнительные взносы в ПФР | Максимальный тариф — 8% от зарплаты при опасных условиях | п. 3 ст. 428 НК РФ |
Предоставлять работникам гарантии и компенсации | — Если условия труда опасные или третьей — четвертой степени вредности — сократить рабочее время; — если условия труда опасные или второй — четвертой степени вредности — предоставить ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск; — повысить оплату труда |
пп. 6 п. 1 ст. 7 Закона № 426-ФЗ | |
Улучшать условия труда работников | — Установить защитные и сигнализирующие устройства; — уменьшить загазованность, запыленность воздуха; — улучшить освещение |
пп. 6 п. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ | |
Обеспечивать работников средствами индивидуальной и коллективной защиты | пп. 3 п. 1 ст. 7 Закона № 426-ФЗ | ||
Давать работникам молоко или другие равноценные пищевые продукты | ст. 222 ТК РФ | ||
Второй или первый класс: допустимые или оптимальные условия труда | Контролировать условия труда и вовремя устранять факторы, которые могут повлиять на уровень безопасности | — Вовремя менять перегоревшие лампочки; — следить за состоянием вентиляции; — обеспечивать уборку |
пп. 1, 4 п. 1 ст. 7 Закона № 426-ФЗ |
Четвертый или третий класс: опасные или вредные условия труда
Что делать работодателю
Платить дополнительные взносы в ПФР
Примеры
Максимальный тариф — 8% от зарплаты при опасных условиях
Что делать работодателю
Предоставлять работникам гарантии и компенсации
Примеры
— Если условия труда опасные или третьей — четвертой степени вредности — сократить рабочее время;
— если условия труда опасные или второй — четвертой степени вредности — предоставить ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;
— повысить оплату труда
Что делать работодателю
Улучшать условия труда работников
Примеры
— Установить защитные и сигнализирующие устройства;
— уменьшить загазованность, запыленность воздуха;
— улучшить освещение
Что делать работодателю
Обеспечивать работников средствами индивидуальной и коллективной защиты
Что делать работодателю
Давать работникам молоко или другие равноценные пищевые продукты
Второй или первый класс: допустимые или оптимальные условия труда
Что делать работодателю
Контролировать условия труда и вовремя устранять факторы, которые могут повлиять на уровень безопасности
Примеры
— Вовремя менять перегоревшие лампочки;
— следить за состоянием вентиляции;
— обеспечивать уборку
Результаты специальной оценки условий труда можно применять, если организация, проводившая СОУТ, внесла сведения о них в информационную систему учета.
Если в результатах содержится государственная или иная охраняемая законом тайна, их можно применять со дня утверждения отчета о проведении спецоценки.
Снижение класса условий труда возможно, если эксперт по специальной методике установит, что работники используют эффективные средства индивидуальной защиты — СИЗ.
К СИЗ, которые проверяются по этой методике, относятся специальная защитная одежда, в том числе для рук, ног и головы, костюмы, изолирующие от химических факторов, изолирующие и фильтрующие средства защиты органов дыхания.
Чтобы установить, что средства индивидуальной защиты действительно эффективные и класс условий труда можно снижать, надо:
- Проверить соответствие наименования СИЗ и нормы их выдачи типовым нормам.
- Проверить документы, которые подтверждают соответствие средств индивидуальной защиты техническому регламенту.
- Проверить, чтобы маркировка СИЗ соответствовала техническому регламенту.
- Проверить их комплектность.
- Оценить эффективность выбора средств индивидуальной защиты.
- Оценить эффективность применения СИЗ.
Класс или подкласс условий труда может быть снижен решением комиссии по проведению СОУТ на основании заключения эксперта. Самостоятельно класс можно снизить только на одну ступень, например с 3.2 на 3.1. Снизить более чем на одну ступень возможно только по согласованию с Роспотребнадзором. Снижать класс условий труда ниже 3.1 — на класс 2 «Допустимые условия труда» — нельзя.
Ознакомление работников с результатами. Работодатель обязан в письменной форме ознакомить работников с результатами спецоценки на их рабочих местах. Работники могут согласиться с результатами или представить письменные возражения, которые работодатель должен будет рассмотреть и при необходимости принять решение о проведении внеплановой проверки.
Ознакомить работников с результатами нужно под подпись в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ. В этот срок не включаются больничный, междувахтовый отдых, отпуск или командировки работника. Подпись работник должен ставить на карте специальной оценки условий труда.
Сотрудников, которые будут устраиваться на работу после проведения СОУТ, тоже надо будет ознакомить под подпись с результатами, зафиксированными в карте спецоценки условий труда на их рабочих местах, и установленными компенсациями за работу во вредных или опасных условиях труда.
К трудовым договорам нужно заключить допсоглашение, в котором будет указан класс условий труда на рабочем месте. Я составила его так:
Размещение результатов на сайте работодателя. Если у организации есть официальный сайт, то на нем тоже нужно разместить информацию об условиях труда: установленные классы условий труда на рабочих местах и перечень мероприятий по улучшению этих условий. Это нужно сделать в течение 30 календарных дней после подписания отчета.
Но тут есть нюанс: в законодательстве нет определения «официального сайта» — на самом деле никто не знает, нужно ли добавлять сведения о СОУТ на ваш сайт-визитку. Но на всякий случай добавьте.
Как применить результаты проведения спецоценки условий труда
Результаты проведения СОУТ применяют для улучшения условий труда работников. Работодатель сможет обеспечить работников нужными средствами индивидуальной защиты и оборудовать рабочие места средствами коллективной защиты.
По результатам проверки компании будет проще контролировать состояние условий труда на рабочих местах. Работодатель может установить сотрудникам гарантии и компенсации.
После проведения спецоценки у работодателя будет обоснование финансирования мероприятий по улучшению условий труда, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Еще будут сведения для подготовки отчетности об условиях труда и принятия решения об ограничениях для отдельных категорий работников. Можно оценить уровни профессиональных рисков.
Внеплановая специальная оценка труда
Иногда работодатель должен провести внеплановую оценку условий труда. На это дают полгода или год.
В каких случаях требуется внеплановая СОУТ
Когда проводят | Сроки |
---|---|
Появились новые рабочие места | Год с момента изменений |
Поменялись технологический процесс, оборудование, если они способны повлиять на уровень опасности для работников | |
Поменялись состав применяемых материалов или сырья, средства индивидуальной и коллективной защиты, если они способны повлиять на уровень опасности для работников | Полгода с момента событий |
Трудовая инспекция вынесла предписание провести внеплановую СОУТ. Такое происходит, если во время проверки нашли нарушения | |
На рабочем месте произошел несчастный случай. Исключение — несчастный случай по вине третьих лиц | |
На рабочем месте выявлено профессиональное заболевание, которое возникло из-за вредных или опасных условий труда | |
Провести внеплановую проверку предложил профсоюз. Такое предложение должно быть мотивированным. Например, работник не согласен с результатами плановой СОУТ |
Когда проводят
1. Появились новые рабочие места.
2. Поменялись технологический процесс, оборудование, если они способны повлиять на уровень опасности для работников.
Полгода с момента событий
Когда проводят
1. Поменялись состав применяемых материалов или сырья, средства индивидуальной и коллективной защиты, если они способны повлиять на уровень опасности для работников.
2. Трудовая инспекция вынесла предписание провести внеплановую СОУТ. Такое происходит, если во время проверки нашли нарушения.
3. На рабочем месте произошел несчастный случай. Исключение — несчастный случай по вине третьих лиц.
4. На рабочем месте выявлено профессиональное заболевание, которое возникло из-за вредных или опасных условий труда.
5. Провести внеплановую проверку предложил профсоюз. Такое предложение должно быть мотивированным. Например, работник не согласен с результатами плановой СОУТ.
Компания может провести реорганизацию и поменять штатное расписание, состав и наименования подразделений, наименования рабочих мест и должностей работников. Если при этом новые рабочие места не появились и условия труда не изменились, внеплановую специальную оценку условий труда можно не проводить. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно быть принято комиссией по СОУТ и оформлено протоколом.
Если сотрудников отправляли на удаленную работу, проводить внеплановую СОУТ после их возвращения на рабочие места не нужно. Перечень, установленный законом, содержит исчерпывающие основания, и возвращения с удаленки там нет.
Как связаны взносы на страхование и спецоценка
Спецоценка влияет на размер взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование.
Компании, в которых есть работы с правом на досрочную пенсию, приведенные в специальных списках, должны платить взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам. Дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации устанавливается по результатам СОУТ. Он зависит от класса условий труда, установленного спецоценкой. Для опасного класса доптариф составляет 8%, для вредного — от 2 до 7%, для допустимого или оптимального — 0%.
По результатам СОУТ рассчитываются скидки или надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Cтоимость спецоценки, кто ее оплачивает
Поскольку спецоценку проводят коммерческие организации, цены на свои услуги они устанавливают самостоятельно. Законодатель цену не регулирует. В среднем по России стоимость спецоценки колеблется от 1500 до 3500 Р за рабочее место. Оценка одного рабочего места в Санкт-Петербурге стоит от 600 до 2000 Р, в Москве цены примерно на том же уровне.
На сайтах пишут минимальную цену, дальше она меняется в зависимости от деталей:
- Общее количество мест — чем меньше, тем дороже.
- Расположение офиса — выезд в промзону на окраину города будет дороже.
- Сложность оценки — если оцениваете не офис, а, например, швейное производство, то потребуются дополнительные замеры шума и тяжести трудового процесса, это будет дороже.
- Срочность.
Возможность проведения СОУТ за счет средств ФСС. Оплачивает проведение спецоценки работодатель, но в последующем компания может часть этих затрат вернуть из ФСС. Обратиться в ФСС за возмещением расходов на спецоценку может любой работодатель, который своевременно уплачивает взносы на травматизм за своих сотрудников — возмещение затрат на СОУТ происходит за счет этих взносов. Если у работодателя на момент обращения за компенсацией будет недоимка по взносам на травматизм, ФСС откажет в возврате денег.
Есть еще два повода для отказа в возврате: в документах для возмещения расходов содержатся ошибки или они отправлены в неполном объеме либо предусмотренные бюджетом средства фонда в текущем году полностью распределены.
Фонд возвращает не более 20% от суммы страховых взносов, перечисленных в ФСС за предшествующий год. Если у компании в этом периоде были страховые случаи, сумму уменьшают на сумму выплат застрахованным лицам.
«Живые» деньги компания в любом случае не получит. Возврат будет оформлен как уменьшение страховых взносов на травматизм в текущем году.
Что будет, если не провести СОУТ
Если не провести СОУТ или провести ее неправильно, могут оштрафовать саму компанию и ее руководителя. Могут наказать организацию и должностных лиц одновременно. В административном кодексе прописан вариант замены штрафа предупреждением, но практика показывает, что это маловероятно.
Как проверяют выполнение спецоценки рабочих мест. Специалисты территориальных органов Роструда проводят плановые проверки, а также могут провести внеплановую проверку, если поступит жалоба от работника.
Административная ответственность за непроведение спецоценки
Вид наказания | К кому применяется | Размер наказания |
---|---|---|
Предупреждение ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ |
Юридическое лицо Должностное лицо организации Индивидуальный предприниматель |
— |
Штраф ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ |
Юридическое лицо Должностное лицо организации Индивидуальный предприниматель |
60 000—80 000 Р 5000—10 000 Р |
Штраф при повторном нарушении ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ |
Организация (юридическое лицо) Должностное лицо организации Индивидуальный предприниматель |
100 000—200 000 Р 30 000—40 000 Р |
Приостановление деятельности при повторном нарушении ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ |
Юридическое лицо Индивидуальный предприниматель |
До 90 суток |
Дисквалификация при повторном нарушении ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ |
Должностное лицо организации | От 1 года до 3 лет |
К кому применяется
Юридическое лицо
Должностное лицо организации
Индивидуальный предприниматель
К кому применяется
Юридическое лицо
Должностное лицо организации
Индивидуальный предприниматель
Размер наказания
60 000—80 000 Р
5000—10 000 Р
К кому применяется
Организация (юридическое лицо)
Должностное лицо организации
Индивидуальный предприниматель
Размер наказания
100 000—200 000 Р
30 000—40 000 Р
К кому применяется
Юридическое лицо
Индивидуальный предприниматель
Размер наказания
До 90 суток
К кому применяется
Должностное лицо организации
Размер наказания
От 1 года до 3 лет
При этом Минтруда России указывает, что специалист по охране труда не входит в число должностных лиц, для которых предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Эта ответственность предусмотрена только для руководителей.
Уголовная ответственность. В уголовном кодексе нет нормы, которая бы напрямую предусматривала ответственность за непроведение спецоценки, но из-за этого повышается риск несчастного случая на производстве. За это уже существует уголовная ответственность: если в результате несчастного случая будет причинен тяжкий вред здоровью сотрудника или наступила его смерть, руководство понесет наказание.
Ответственность руководителя за нарушение требований охраны труда
Преступление | Варианты наказания |
---|---|
Нарушение требований причинило тяжкий вред здоровью человека |
— Штраф до 400 000 Р или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев; — обязательные работы на срок от 180 до 240 часов; — исправительные работы на срок до 2 лет; — принудительные работы на срок до 1 года; — лишение свободы на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 1 года или бессрочно |
Нарушение требований повлекло смерть человека |
— Принудительные работы на срок до 4 лет; — лишение свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или бессрочно |
Нарушение требований повлекло смерть двух или более лиц |
— Принудительные работы на срок до 5 лет; — лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового |
Преступление
Варианты наказания
Нарушение требований причинило тяжкий вред здоровью человека
— Штраф до 400 000 Р или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;
— обязательные работы на срок от 180 до 240 часов;
— исправительные работы на срок до 2 лет;
— принудительные работы на срок до 1 года;
— лишение свободы на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 1 года или бессрочно
Нарушение требований повлекло смерть человека
— Принудительные работы на срок до 4 лет;
— лишение свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или бессрочно
Нарушение требований повлекло смерть двух или более лиц
— Принудительные работы на срок до 5 лет;
— лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового
На чтение 14 мин Просмотров 4.6к. Опубликовано 09.01.2023
Экспертное заключение – это документ, подтверждающий соответствие определенным нормам и правилам, либо содержащий выводы по специальным вопросам. Получение экспертного заключения нужно в случаях, когда требуются специальные познания или выводы в науке, технике, иных вопросах. Также заключение экспертов может потребоваться при проверке экспертной документации и строительных работ, для оценки соответствия продукции по санитарным нормам. Эксперт, проводивший проверку, несет ответственность за свои выводы.
Читайте в материале, когда нужно получить экспертное заключение на продукцию или по другим вопросам, кто выдает заключение, какие требования к оформлению заключения экспертизы предусмотрены нормативными актами.
Содержание
- Что такое экспертное заключение Роспотребнадзора
- Когда нужно получить экспертное заключение
- Виды экспертных заключений
- Правила оформления экспертного заключения
- Экспертное заключение Роспотребнадзора на продукцию
- Экспертное заключение Роспотребнадзора на вид деятельности
- Экспертное заключение для суда
- Экспертное заключение на проект
- Форма заключения эксперта
- Образец и пример экспертного заключения
- Список полезных документов
- Стоимость и сроки экспертного заключения
- Преимущества нашей компании
- Выводы
Что такое экспертное заключение Роспотребнадзора
Роспотребнадзор является государственным ведомством, которое следит за санитарно-эпидемиологической и гигиенической безопасностью в стране. Помимо издания руководящих актов в указанной сфере, в полномочия службы входит:
- проверка продукции, видов деятельности, строительных работ на предмет соответствия санитарным, гигиеническим и эпидемиологическим требованиям;
- проведение обязательных и добровольных экспертиз, оформление экспертного заключения на товары, проектную документацию, по другим вопросам;
- выдача предписаний по факту нарушений со стороны граждан и юридических лиц.
Для допуска некоторых видов продукции на рынок России требуется государственная регистрация. Обязательным условием для прохождения этой процедуры является составление экспертного заключения. Оно оформляется специалистами Роспотребнадзора, либо аккредитованными органами. Также в Решении Комиссии ЕАЭС № 299 есть перечень товаров, подлежащих санитарному контролю при выпуске в оборот или при ввозе по импорту. Для таких товаров регистрация не нужна, однако требуется экспертное заключение о соответствии санитарным нормам безопасности.
Комментарий специалиста. Сведения о продукции, прошедшей экспертизу и (или) регистрацию, вносятся в специальный реестр Роспотребнадзора. Аналогичным образом в реестре вносится каждое экспертное заключение о соответствии санитарно эпидемиологическим правилам. По информации из реестра можно поверить, когда и кем проводилась экспертиза, какие эксперты сделали вывод о соответствии.
Когда нужно получить экспертное заключение
Экспертизы и заключения могут быть обязательными или добровольными. В обязательном порядке нужно получить:
- экспертное заключение о соответствии продукции единым санитарным нормам (перечни такой продукции указаны в Разделе 2 Решения Комиссии ЕАЭС № 299);
- экспертное заключение на продукцию, подлежащую гос. регистрации (перечни такой продукции есть в технических регламентах ЕАЭС, в Разделе 1 Решения Комиссии ЕАЭС № 299);
- заключение на документацию для проведения строительных работ и объекта недвижимости (например, при переводе нежилого помещения в жилое нужно подтвердить, что оно пригодно для проживания граждан).
Также эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора может выноситься по итогам проверок и обследований объектов, учреждений, территорий. Такие поверки проводятся по мере необходимости, по обращениям и жалобам граждан, организаций, государственных служб.
В добровольном порядке можно получить экспертное заключение на вид деятельности, на продукцию, не включенные в обязательные перечни на регистрацию. Например, для поставок в детские и медицинские организации практически всегда устанавливаются повышенные требования по санитарным и гигиеническим нормам. Чтобы получить преимущества перед конкурентами и заключить выгодный контракт, предприниматели добровольно проходят проверки в Роспотребнадзоре.
№ п/п | Виды экспертных заключений | Цели и предмет исследования |
1 | Экспертное заключение Роспотребнадзора | Оформляется на продукцию, производимую в странах ЕАЭС, либо ввозимую на их территорию по импорту. Заключение подтверждает соответствие товара по санитарно-гигиеническим нормам. |
2 | Экспертное заключение для суда | Оформляется после исследований, если для судебного разбирательства нужны специальные познания в науке, технике, искусстве. Назначается определением суда, либо заказывается сторонами дела. |
3 | Экспертное заключение на проектную документацию | Оформляется на проекты строительства и реконструкции. Требуется для оформления разрешений на строительство в Госстройнадзоре. |
4 | Экспертиза качества работ и услуг | Оформляется в рамках дел о защите прав потребителей, при разрешении споров между контрагентами. |
Виды экспертных заключений
Направления экспертных мероприятий, проводимых Роспотребнадзором, определены Федеральным законом № 52-ФЗ (скачать), Постановлением Правительства РФ № 322 (скачать), нормативными актами ЕАЭС. В зависимости от объекта проверки, выделяются следующие виды заключений эксперта
- на продукцию;
- на объекты недвижимости;
- на работы и услуги;
- на документацию.
В отдельную группу можно выделить экспертные заключения для суда. Они оформляются по запросу судебного органа, либо по инициативе участников процесса. В данном случае эксперт изучает поставленные вопросы, проводит проверки и излагает выводы в письменном заключении.
Комментарий специалиста. Для оценки соответствия продукции можно обращаться в органы, центры и лаборатории, аккредитованные Роспотребнадзором. Например, экспертное заключение лаборатории можно использовать как доказательство при сертификации или декларировании продукции. Помимо заключений, по итогам исследований в лабораторных условиях можно получить еще и протоколы. Помощь в прохождении экспертных мероприятий вы можете получить у специалистов компании Смарт Вэй.
Константин М.
Эксперт в сфере сертификации, кадастра, недвижимости и проектирования. Высшее юридическое образование, опыт работы более 10 лет.
Задать вопрос
Здравствуйте! Как правильно понять, нужно ли экспертное заключение на нашу продукцию? Название очень схоже со списком Решения № 299, по признаки отличаются.
С этой целью проводится идентификация товара в аккредитованном органе. Изучается название, признаки, коды ОКПД2 и ТН ВЭД. По совокупности признаков определяется вид разрешительного документа.
Добрый день! Если у нас разнородные товары, нам нужно получать экспертные заключения на каждый из них?
Да. протоколы испытаний и экспертные заключения нужно оформлять отдельно на каждую разновидность продукции. Несколько видов товаров можно включить только в декларацию соответствия.
Можно получить экспертное заключение добровольно, если продукция не подпадает по Решение № 299?
Экспертные заключения по санитарно-гигиеническим норма можно получить на любой вид продукции. Обычно это дает преимущества в тендерах и госзакупках, особенно при поставках для детских и образовательных учреждений, больниц.
Мы обязаны передать покупателю экспертное заключение или его можно только показать?
Покупатель вправе знакомиться с экспертным заключением на товар, но оригинал всегда остается у продавца. Обычно для потребителей выставляются копии документов в общедоступных местах, либо их размещают в интернете.
Правила оформления экспертного заключения
Требования к оформлению экспертного заключения указаны в Решении Комиссии ЕАЭС № 299 (скачать). Другие виды заключений оформляются в соответствии с Законом № 52-ФЗ, ГОСТ, СанПиН. Единая форма экспертного заключения утверждена только в отношении продукции. Для других видов проверок форма бланка законодательством не утверждена.
Экспертное заключение Роспотребнадзора на продукцию
Если товар подпадает под обязательный санитарный надзор или гос. регистрацию, на него нужно получить экспертное заключение. Алгоритм действий заключается в следующем:
- нужно подготовить документы на продукцию, отобрать образцы для исследований;
- необходимо заключить договор с аккредитованной лабораторией, передать документацию и образцы;
- по образцам товаров пройдут тесты и исследования, где будет проверено соответствие санитарным нормам;
- по итогам проверок эксперт оформляет заключение, где будут указаны выводы о соответствии санитарным нормам.
Содержание экспертного заключения будет включать фактические характеристики товара и нормативные значения. Если они соответствуют друг другу, делается вывод о допуске продукции в оборот. Сроки проведения испытаний, экспертиз и исследований могут составлять от нескольких дней до одного месяца (это зависит от особенностей и вида продукции).
Комментарий эксперта. Срок действия экспертного заключения на продукцию законом не определен. Фактически, документ действует бессрочно, либо до истечения срока годности (службы) товара. После получения заключения его нужно предъявлять при ввозе импортных товаров, при проверках в рознице.
Экспертное заключение Роспотребнадзора на вид деятельности
Экспертное заключение на услуги и вид деятельности должны получить детские дошкольные учреждения, пришкольные организации с дневным пребыванием детей, оздоровительные лагеря и иные аналогичные структуры. Экспертиза проводится ежегодно через подразделение Роспотребнадзора по месту нахождения заявителя. Экспертное санитарно эпидемиологическое заключение будет содержать следующие данные:
- информация о предписаниях и нарушениях, выявленных в предшествующий год, результаты их устранения;
- акт заключения экспертизы, составленный по итогам обследований, проверок;
- перечень нормативных актов, ГОСТ и СанПиН, которым соответствует вид деятельности или услуга.
Формы выводов в заключении эксперта будут отличаться для разных видов деятельности. Например, для сезонных оздоровительных лагерей проверяется эпидемиологическая обстановка в регионе, определяется соответствие по нормам заполняемости. Для стационарных учреждений также есть специальные требования санитарных и гигиенических норм.
Комментарий эксперта. Для положительного прохождения поверок нужно подготовить документы, привести в соответствие объекты недвижимости, территорию, оборудование. При необходимости, может потребоваться проведения строительных работ, модернизация оборудования. В компании Смарт Вэй вы можете заказать проектную, рабочую и исполнительную документацию, которая нужна для получения экспертного заключения Роспотребнадзора.
Экспертное заключение на продукцию
26.92%
Экспертное заключение на недвижимость
8.65%
Экспертное заключение для суда
12.5%
Экспертное заключение на работы и услуги
32.69%
Экспертное заключение на проектную документацию
19.23%
Проголосовало: 104
Экспертное заключение для суда
Получение заключения Роспотребнадзора может потребоваться для рассмотрения гражданских, административных и уголовных дел:
- по защите прав потребителей;
- по нарушениям в сфере торговли, эпидемиологических требований;
- по фактам причинения вреда здоровью и жизни граждан;
- по иным вопросам, подпадающим под сферу деятельности Роспотребнадзора.
Согласно экспертному заключению может определяться размер ущерба, степень вины, иные важные обстоятельства. Вопросы, на которые должно ответить экспертное заключение, указываются в определении суда.
Экспертное заключение на проект
Экспертное заключение СЭС требуется на проект перепланировки. В ходе строительных работ, проводимых в жилых и нежилых помещениях МКД, должны соблюдаться нормы СанПиН. Как указывалось выше, это особенно актуально при изменении статуса помещений в МКД. Чтобы нежилое помещение было признано квартирой, необходимо подготовить и согласовать проект, получить согласие собственников дома, оформить санэпидем заключение Роспотребнадзора.
В Москве таким документом является экспертное заключение ФБУЗ ЦГиЭ. Это учреждение входит в структуру Роспотребнадзора, следит за соблюдением санитарных, гигиенических и эпидемиологических норм. Проведение экспертизы и заключение эксперта включает анализ документации, фактическое обследование объекта. При необходимости, проводится диагностика вентиляции, системы водоснабжения и канализации, проверяются нормативы естественного освещения, иные показатели.
Комментарий эксперта. Специалисты осуществляют надзор за предприятиями торговли и общепита, других сфер деятельности. Они могут проводить плановые и внеочередные проверки, выдавать предписания по фактам нарушений. Также предприниматель может заказать заключение о соответствии санитарно эпидемиологическим требованиям. Помощь в получении этого документам вам окажут специалисты компании Смарт Вэй.
Форма заключения эксперта
Разберем. какая информация должна отражаться в заключении эксперта. Требования к экспертному заключению на продукцию утверждены Решением Комиссии ЕАЭС № 299. Структура и содержание экспертного заключения включает:
- наименование органов или лабораторий, проводивших экспертизу;
- название и общие признаки товара;
- сведения о заявителе (юридическое лицо, ИП);
- фактические характеристики продукции, нормативные санитарно-гигиенические значения;
- сфера применения товара, с учетом его характеристик;
- выводы экспертов о соответствии;
- примечания экспертов (при необходимости).
В большинстве случаев справка и заключение эксперта выдается в электронной форме. Если заключение оформлялось для целей регистрации товара, оно направляется в подразделение Роспотребнадзора по каналам межведомственного взаимодействия. Требования к выводам экспертного заключения также указаны в Решении № 299 – они должны однозначно подтверждать соответствие санитарным нормативам.
По другим видам заключений экспертом типовой формы нет. На практике, специалисты описывают цель и предмет экспертизы, перечень применявшегося оборудования и список нормативных актов, ГОСТ, СанПиН, других руководящих документов. Для подтверждения соответствия санитарным нормам указываются точные значения, характеристики и описание объекта, работ, вида деятельности. Экспертное заключение по результатам санитарно эпидемиологической проверки всегда регистрируется в журналах Роспотребнадзора.
Образец и пример экспертного заключения
Ниже представлен образец бланка экспертного заключения, который выдается на продукцию. Также с примерами некоторых документов можно ознакомиться в таблице ниже.
Список полезных документов
Документы для скачивания:
№ п/п | Документ | Ссылка |
1 | Образец ТЗ на проведение экспертизы | Скачать |
2 | Образец ходатайства в суд о проведении экспертизы | Скачать |
3 | Образец заявления о проведении экспертизы | Скачать |
4 | Образец акта освидетельствования скрытых конструкций для экспертизы | Скачать |
5 | Обзор судебной практики по вопросам строительной экспертизы | Скачать |
6 | Образец отчета эксперта об оценке объекта | Скачать |
7 | Методические указания по проведению экспертиз и оценки объектов | Скачать |
8 | Образец технического заключения | Скачать |
Стоимость и сроки экспертного заключения
Экспертное заключение санитарно эпидемиологической экспертизы обычно выдается в срок от 1 до 4 недель (это зависит от особенностей проверки).
Стоимость экспертного заключения также зависит от вида объекта или продукции, целей проведения проверки. Наша компания окажет сопровождение при обращении на экспертизу в Роспотребнадзор, аккредитованные органы и лаборатории. Предварительные расценки за услуги можно увидеть в таблице ниже.
№ п/п | Услуга, документ | Стоимость |
1 | Экспертиза для суда | от 35 000 руб. (зависит от цели и предмета исследований, перечня вопросов эксперту) |
2 | Независимая оценка объекта недвижимости | от 38 0000 руб. |
3 | Заключение кадастрового инженера для суда | от 43 000 руб. |
4 | Сопровождение судебных споров в сфере строительства, кадастра.,недвижимости | от 50 000 руб. |
5 | Заключение для узаконивания самостроя | от 100 000 руб. |
6 | Помощь в оформлении экспертных заключений на продукцию | от 12 000 руб. |
Преимущества нашей компании
Если вам нужно получить экспертное заключение Роспотребнадзора, протоколы, акты и справки исследований, обращайтесь за помощью в компанию Смарт Вэй. Мы специализируемся на поддержке бизнеса в сфере сертификации и стандартизации, поможем быстро пройти обязательные и добровольные процедуры. При заключении договора вы можете ознакомиться с примерами наших работ, получить бесплатную консультацию специалистов. Также мы гарантируем индивидуальное коммерческое предложение для каждого клиента!
https://www.youtube.com/watch?v=HIvASqSml-0
Выводы
- Экспертное заключение о проведении санитарно эпидемиологической экспертизы оформляется Роспотребнадзором, аккредитованными органами и лабораториями.
- Заключение подтверждает, что продукция, объект недвижимости, работы и услуги, вид деятельности соответствуют санитарным, гигиеническим и эпидемиологическим нормам.
- В обязательном порядке нужно получить заключение на товары, указанные в Решении Комиссии ЕАЭС № 299, а в отдельных случаях и на проектную документацию при перепланировках.
В компании Смарт Вэй вы можете заказать услуги по сопровождению экспертиз Роспотребнадзора. По всем возникшим вопросам обращайтесь по телефонам, указанным на сайте.
Что такое экспертное заключение?
Как получить экспертное заключение на продукцию?
На какую продукцию нужно получить экспертное заключение?
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОЦЕНКИ
«Порядок проведения экспертизы, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО №5)»
утвержден Приказом Минэкономразвития России от 04.07.2011 №328 (ред. от 20.02.2017)
«Об утверждении Федерального стандарта оценки «Порядок проведения экспертизы, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО №5)»
(с изменениями на 14.04.2022)
I. Общие положения
1. Настоящий федеральный стандарт оценки разработан с учетом международных стандартов оценки, на основе Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст.3813; 2002, № 12, ст.1093, № 46, ст.4537; 2003, № 2, ст.167; 2004, № 35, ст.3607; 2006, № 2, ст.172, № 31, ст.3456; 2007, № 29, ст.3482, № 31, ст.4016; 2009, № 52, ст.6450; 2010, № 30, ст.3998; 2011, № 1, ст.43) (далее — Федеральный закон) и содержит требования к экспертизе отчетов об оценке.
2. Настоящий федеральный стандарт оценки устанавливает порядок проведения экспертизы отчетов об оценке, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения.
3. Настоящий федеральный стандарт оценки является обязательным к применению при осуществлении экспертизы отчетов об оценке.
4. Под экспертизой отчета об оценке в соответствии со статьей 17.1 Федерального закона понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях формирования мнения эксперта или экспертов в отношении отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, о соответствии требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки также о подтверждении рыночной стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
В ходе проведения экспертизы отчета об оценке проводится исследование работы, выполненной оценщиком (оценщиками). При проведении экспертизы отчета об оценке экспертом (экспертами) не проводится повторная оценка.
Экспертиза отчета об оценке проводится в соответствии с требованиями Федерального закона, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, членом экспертного совета которой является эксперт (эксперты), проводящий экспертизу отчета об оценке.
Действия (бездействие) эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков при проведении экспертизы отчета об оценке, результаты такой экспертизы могут быть обжалованы заинтересованными лицами в саморегулируемой организации оценщиков в порядке и в сроки, которые установлены требованиями к рассмотрению саморегулируемой организацией оценщиков жалобы на нарушение ее членом требований Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики, утвержденными уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, или оспорены в судебном порядке.
II. Виды экспертизы отчета об оценке
(Раздел утратил силу — приказ Минэкономразвития России от 20 февраля 2017 года № 71)
III. Порядок проведения экспертизы
6. Экспертиза отчета об оценке проводится на добровольной основе на основании договора между заказчиком экспертизы и саморегулируемой организацией оценщиков.
Размер платы за проведение экспертизы отчета об оценке определяется договором и не может зависеть от вывода, содержащегося в положительном (отрицательном) экспертном заключении, подготовленном экспертом (экспертами) саморегулируемой организации оценщиков по результатам проведения экспертизы (далее — экспертное заключение).
7. Экспертиза отчета об оценке проводится в сроки, установленные внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков (если иные сроки не предусмотрены договором на проведение экспертизы) или договором на проведение экспертизы.
8. Выбор эксперта (экспертов) саморегулируемой организации оценщиков, осуществляющего (осуществляющих) экспертизу отчета об оценке, проводится в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков, содержащими критерии выбора и процедуру назначения эксперта (экспертов) саморегулируемой организации оценщиков, основания и порядок отказа эксперта (экспертов) саморегулируемой организации оценщиков от участия в проведении экспертизы отчета об оценке.
9. Экспертиза отчета об оценке не может проводиться экспертом, подписавшим отчет об оценке, в отношении которого проводится экспертиза, либо являющимся учредителем, собственником, акционером, должностным лицом или работником юридического лица — заказчика экспертизы, собственника объекта оценки.
Экспертиза отчета об оценке также не может проводиться экспертом в случае, если эксперт имеет имущественный интерес в объекте оценки, в отношении отчета об оценке которого проводится экспертиза, либо если эксперт состоит с учредителем, собственником, должностным лицом юридического лица — заказчика экспертизы, физическим лицом — заказчиком экспертизы или лицом, подписавшим соответствующий отчет об оценке, в близком родстве или свойстве, а также если юридическое лицо — заказчик экспертизы является кредитором или страховщиком эксперта.
10. Эксперт обязан уведомлять саморегулируемую организацию оценщиков о фактах оказания на него воздействия со стороны любых лиц в целях влияния на вывод (выводы), содержащийся (содержащиеся) в экспертном заключении.
11. Для проведения экспертизы отчет об оценке или заверенная в установленном саморегулируемой организацией оценщиков порядке его копия предоставляется в саморегулируемую организацию оценщиков, с которой заказчик экспертизы заключил договор, в порядке и в сроки, установленные внутренними документами такой саморегулируемой организации оценщиков, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
12. При проведении экспертизы саморегулируемой организацией оценщиков устанавливаются допущения и ограничительные условия, с учетом которых проводится экспертиза отчета об оценке, не противоречащие Федеральному закону, федеральным стандартам оценки и иным нормативным правовым актам Российской Федерации в области оценочной деятельности, утверждаемым уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
13. Для целей проведения экспертизы необходимая для проведения экспертизы, но отсутствующая в отчете об оценке информация, на которую ссылается оценщик в отчете об оценке, представляется оценщиком по запросу эксперта. Эксперт направляет запрос в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков, содержащими требования к:
- содержанию запроса и срокам его направления;
- обоснованию необходимости представления информации;
- срокам и порядку направления оценщиком информации.
14. При проведении экспертизы отчета об оценке эксперт использует информацию, доступную участникам рынка на дату оценки. В отношении информации, которая стала доступна после даты оценки, эксперт руководствуется положениями пункта 12 Федерального стандарта оценки «Процесс оценки (ФСО III)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 г. № 200.
15. Порядок действий эксперта при проведении экспертизы отчета об оценке устанавливается внутренними документами саморегулируемой организации оценщиков.
IV. Требования к экспертному заключению
16. В экспертном заключении указываются:
а) дата составления и номер экспертного заключения;
б) основание для проведения экспертизы отчета об оценке;
в) сведения о заказчике экспертизы отчета об оценке или ином органе, инициировавшем проведение экспертизы отчета об оценке:
фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица;
реквизиты юридического лица — полное и (или) сокращенное наименование, основной государственный регистрационный номер или иной регистрационный номер юридического лица, место нахождения;
г) подпункт утратил силу — приказ Минэкономразвития России от 20 февраля 2017 года № 71;
д) сведения об отчете об оценке (дата составления и порядковый номер отчета об оценке, вид определяемой стоимости, цель оценки, предпосылки стоимости, допущения оценки, информация, идентифицирующая объект оценки, дата определения стоимости объекта оценки), а также сведения об иных документах и материалах, представленных для экспертизы отчета об оценке;
е) сведения о допущениях и ограничительных условиях, с учетом которых проведена экспертиза отчета об оценке;
ж) сведения об эксперте (экспертах), подписавшем (подписавших) экспертное заключение (фамилия, имя, отчество, регистрационный номер согласно реестру членов саморегулируемой организации оценщиков);
з) результаты проверки отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, подписавший отчет об оценке;
и) результаты проверки соответствия цели оценки установленному виду стоимости, предпосылок вида стоимости предполагаемому использованию объекта оценки, обоснованности выбранных оценщиком методов оценки в рамках каждого из использованных оценщиком подходов к оценке, корректности сделанных в процессе оценки допущений и проверки соответствия выполненного в отчете расчета стоимости объекта оценки соответствующим подходам и методам;
к) результаты и обоснование иных действий эксперта при проведении экспертизы;
л) вывод по итогам проведения экспертизы отчета об оценке, который должен быть обоснован.
17. Результатом экспертизы отчета об оценке является положительное или отрицательное экспертное заключение.
Положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, подписавший отчет об оценке и вывод о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Отрицательным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод, отличный от вывода, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Отрицательное экспертное заключение включает в себя полный перечень выявленных нарушений и их обоснование.
18. Отрицательное экспертное заключение должно содержать также перечень выявленных технических ошибок (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка), которые способны ввести в заблуждение пользователей отчета об оценке, а также приводят к неоднозначному толкованию.
Выявленные технические ошибки, допущенные оценщиком при составлении отчета об оценке, но не приведшие к нарушению требований законодательства Российской Федерации, в том числе требований Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности, и не отразившиеся на стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете об оценке, не являются основанием для составления отрицательного экспертного заключения.
19. Пункт утратил силу — приказ Минэкономразвития России от 20 февраля 2017 года № 71.
20. Экспертное заключение составляется в письменной форме в соответствии с требованиями Федерального закона, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, членом экспертного совета которой является эксперт (эксперты), проводящий (проводящие) экспертизу отчета об оценке, и должно быть пронумеровано постранично, подписано экспертом (экспертами), проводившим (проводившими) экспертизу отчета об оценке, утверждено руководителем экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков либо иным уполномоченным лицом, являющимся членом экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков, заверено руководителем исполнительного органа саморегулируемой организации оценщиков или иным уполномоченным лицом и утверждено в порядке, установленном саморегулируемой организацией оценщиков в соответствии с требованиями настоящего Федерального стандарта оценки.
Экспертное заключение в форме документа на бумажном носителе должно быть прошито и скреплено печатью саморегулируемой организации оценщиков.
Экспертное заключение в форме электронного документа должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
V. Требования к порядку утверждения экспертного заключения
21. Установленный саморегулируемой организацией оценщиков порядок утверждения экспертного заключения, подготовленного экспертом (экспертами) саморегулируемой организации оценщиков (далее — порядок утверждения экспертного заключения), должен содержать положения, определяющие:
- состав лиц, подписывающих экспертное заключение;
- форму утверждения экспертного заключения руководителем экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков либо иным уполномоченным лицом, являющимся членом экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков;
- форму заверения экспертного заключения руководителем исполнительного органа саморегулируемой организации оценщиков либо иным уполномоченным лицом;
- последовательность и сроки процедур подписания, утверждения и заверения экспертного заключения;
- состав и объем указываемых в экспертном заключении сведений о полученной от оценщика на основании запросов информации, необходимой для проведения экспертизы, но отсутствующей в отчете об оценке.
Порядок утверждения экспертного заключения должен содержать требования о подписании экспертного заключения, составленного в форме электронного документа, усиленной квалифицированной электронной подписью.
22. О результатах экспертизы отчета об оценке саморегулируемая организация оценщиков в течение десяти дней с даты подписания экспертного заключения на отчет уведомляет оценщика или оценщиков, которые подписали такой отчет, любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтверждения факта уведомления, а также направляет копии экспертных заключений в саморегулируемые организации оценщиков, членами которых являются оценщики, подписавшие отчет (в случае если оценщик или оценщики, подписавшие отчет, на который подготовлено экспертное заключение, являются членами другой саморегулируемой организации). Копия экспертного заключения может быть направлена в форме электронного документа.
23. Копия экспертного заключения хранится саморегулируемой организацией оценщиков в течение общего срока исковой давности, установленного законодательством Российской Федерации.
Копия экспертного заключения может храниться в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Материалы по теме:
- Приказ Минэкономразвития России № 328 от 04.07.2011 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО 5)»»;
- Приказ Минэкономразвития РФ от 20.02.2017 №71 «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 04.072011 №328 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО № 5)»;
- нормативно-правовые акты;
- методические материалы Ассоциации.
При появлении в ходе рассмотрения судебного дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, искусства, техники и ремесла, назначается судебная экспертиза – это специальное исследование, которое проводится в определенной законом форме для получения судебного доказательства – заключения эксперта. Заключение эксперта как документ является одним из источников сведений о фактах, на основании которых судом устанавливается наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон.
Для экспертного заключения как судебного доказательства характерны следующие черты:
- появляется в рассматриваемом судебном деле в результате проведенного экспертом исследования;
- исходит от лица, которое обладает специальными познаниями в определенной сфере, без знания, которых решение поставленных вопросов было невозможно;
- производится в соответствии и с соблюдением процессуального законодательства;
- в качестве исходного объекта исследования использует ранее собранные доказательства.
Содержание заключения эксперта
Заключение эксперта представляет собой письменный документ, в котором должно содержаться подробное описание проведенного исследования, отражающее ход и результаты этого исследования, и данные по ним выводы и ответы на поставленные судом вопросы. Если в ходе проведения экспертизы, эксперт установит обстоятельства, которые, по его мнению, имеют значение для рассмотрения и разрешения дела и по поводу которых ему не были поставлены вопросы, то он вправе включить в заключение эти обстоятельства.
Складывается заключение эксперта из трех частей — вводной, исследовательской и заключительной:
- во вводной части заключения указывается название, номер и вид экспертизы, и также название суда, который назначил экспертизу;
- исследовательская часть представляет собой описание процедуры изучения и его итоги, а также методы и приемы, использованные экспертом при изучении фактических обстоятельств;
- в заключительной части эксперт приводит собственные заключения в виде понятных решений в режиме установленных судом вопросов.
Заключение подписывается экспертом, который, в свою очередь, предупреждается судом или руководителем судебно-экспертного учреждения об ответственности, предусмотренной Уголовным Кодексом Российской Федерации, за дачу ложного заключения.
Отвод эксперта – недопустимость использования заключения эксперта
Вследствие того, что заключение эксперта может значительно повлиять на исход дела, зависимость эксперта (служебная, родственная и т.д.) от других лиц, участвующих в деле, является основанием для его отвода (самоотвода). Также при обнаружении такой зависимости позже, в ходе рассмотрения дела при наличии проведённой экспертизы и при отсутствии самоотвода эксперта, можно поставить вопрос о недопустимости использования заключения эксперта в качестве доказательства по делу.
Экспертиза как доказательство в суде
Экспертиза является наиболее трудной формой исследования доказательств, при этом именно данный вид доказательства в судебном процессе имеет особую ценность при установлении фактических обстоятельств, которые имеют принципиальное значение для рассмотрения и разрешения дела, по существу.
Согласно указанным в процессуальных кодексах определениям, средством доказывания в судопроизводстве выступает именно заключение эксперта, сформулированное на основе произведенной судебной экспертизы, но не сама экспертиза как способ исследования.
Последовательность изложения заключения эксперта и требования, предъявляемые к нему как к средству доказывания, определены в законе и выработаны практикой. В настоящий момент такие требования закреплены в ст. 25 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
Результаты исследования заключения эксперта в зависимости от достигнутых результатов могут быть:
- категоричными – при наличии однозначного вывода в нем;
- вероятными – когда невозможно дать однозначный ответ на поставленные вопросы;
- условными – когда категоричность выводов зависит от доказанности (недоказанности) фактов в ходе судебного разбирательства;
- с выводом о невыполнимости поставленной задачи – при недостаточности исходных данных.
Исследование и оценка заключения эксперта
Изучая заключение эксперта, суд контролирует соблюдение процессуальной формы получения этого доказательства по делу, а также гарантии прав лиц, участвующих в судебном разбирательстве. Изучение заключения эксперта отражается в судебном протоколе, что в дальнейшем дает суду необходимую информацию для его оценки.
Точная оценка доказательства, т.е. заключения эксперта, играет первостепенную роль для законного и обоснованного решения суда. Суд и лица, участвующие в деле могут задать вопросы эксперту или экспертам с целью разъяснения и дополнения заключения. Осуществляется это в рамках допроса эксперта.
Оценка заключения эксперта состоит из нескольких последовательных стадий:
- анализа соблюдения процессуального порядка назначения и проведения экспертизы;
- оценку соответствия заключения эксперта заданию;
- обзора полноты заключения;
- оценки научной обоснованности заключения;
- рассмотрения содержащихся в нем фактических данных с точки зрения их относимости и места в системе иных доказательств;
- сопоставления с другими доказательствами по делу
Оценка заключения эксперта считается завершенной в случае, если суд определит его доказательственную силу и значение в системе доказательств.
Оценивая заключение эксперта, суд может признать его:
- полным, научно обоснованным и взять в основу своего решения вместе с другими доказательствами по делу;
- недостаточно ясным или неполным и назначить дополнительную экспертизу;
- необоснованным, вызывающим сомнение в достоверности выводов и назначить повторную экспертизу.
Суд оценивает заключение эксперта с точки зрения его качественных характеристик: относимости, допустимости, достоверности (ч. 2 ст. 71 АПК РФ):
- относимость заключения эксперта может быть определена как способность установить какие-либо обстоятельства, имеющие значение для дела. Заключение эксперта относимо, если с его помощью устанавливаются или опровергаются факты, входящие в предмет доказывания по делу или имеющие значение для проверки иных доказательств по делу;
- допустимость оценивается с учетом целого ряда необходимых условий (наличие определения о назначении экспертизы, отсутствие личной заинтересованности, квалификация эксперта и т.д.) Особенность судебной экспертизы — в соблюдении процессуального порядка. В случае его нарушения заключение эксперта не приобретает свойства допустимости, т.е. обязательного требования, предъявляемого к доказательствам;
- определение достоверности заключения экспертизы представляет наибольшую сложность по сравнению с другими доказательствами Оценка достоверности заключения эксперта может осуществляться путем сопоставления заключения с другими собранными по делу доказательствами, анализа всех материалов дела. В данном случае заключение эксперта какой-либо специфики не имеет, поскольку оценивается лишь факт, установленный экспертом.
При сопоставлении заключения наряду с другими собранными доказательствами по делу выясняется соответствие данного заключения эксперта и иных доказательств. В связи с этим представляется неверным утверждение о том, что достоверность заключения эксперта может быть оценена сама по себе, вне связи и вне сопоставления с другими доказательствами. Достоверность заключения эксперта надо искать в нем самом вне связи с другими доказательствами.
Заключение эксперта не имеет каких-либо преимуществ перед иными доказательствами и должно оцениваться по общим правилам. В связи с чем сопоставление его наряду с другими материалами дела является необходимым элементом оценки. Оценка заключения эксперта исключительно с позиций обоснованности и порядка назначения и проведения экспертизы, квалификации эксперта, достаточности исходных данных, представленных на экспертизу, выбора методики исследования и т.п., вне связи с иными доказательствами, собранными по делу, может привести к принятию неправильного решения.
Если суд не согласен с заключением эксперта, то он должен мотивировать это в решении или определении суда.
Суд может отложить судебное разбирательство в зависимости от времени, необходимого для проведения экспертизы, либо приостановить производство по делу, что чаще происходит на практике.
Эксперт, как содействующий судам, органам дознания, следователям и прокурорам претворению в жизнь правосудия субъект процесса, по своему процессуальному статусу не может давать правовую оценку, обнаруженным им в ходе исследования событиям.
Обычно судебная экспертиза является способом получения доказательств – заключения эксперта, но может быть и способом проверки достоверности другого доказательства (например, аудио- или видеозаписи). Так, для проверки заявления о подложности доказательства суд может назначить экспертизу.
Заключение эксперта является результатом судебной экспертизы, и закон относит его к независимым средствам доказывания, оно имеет возможность значимо воздействовать на исход дела, в нем отражаются обнаруженные в ходе исследования факты особой природы. Экспертиза назначается в случаях установления фактов, где необходимо применение специальных знаний. И любые действия эксперта должны быть процессуально оформлены.