Реквизиты установленные формуляром образцом

3.1 Формуляр-образец организационно-распорядительного
документа. Общие сведения о реквизитах

Формуляр-образец ОРД применяется как
основа для построения любого вида
организационно-распорядительного
документа -приказа, постановления,
письма, протокола, акта — на бумаге
формата А4и А515 (формат А4 — 210×297 мм, формат
А5 — 210х 148 мм) (рис. 1, 2, 3).

Формуляр-образец устанавливает следующие
размеры полей, не более: 35 мм — левое; 10
мм — правое; 20 мм — верхнее; 20 мм — нижнее.

Левое поле документов необходимо для
подшивки документов в дело, и оно должно
обеспечивать свободное чтение текста
документа после его подшивки в дело. На
левом поле может оформляться только
один реквизит (18 «Отметка о контроле»),
который наносится либо рукописным
способом, либо штемпелем и необходим
до тех пор, пока документ не исполнен и
не подлежит подшивке в дело. При
проектировании бланков в организации
левое поле документа разрешается
устанавливать 20 мм или увеличивать до
35 мм в зависимости от того, какие средства
хранения документов будут применяться.

Верхнее поле отводится для размещения
таких реквизитов, которые не могут быть
нанесены машинописным способом — реквизит
01 «Государственный герб РФ», реквизит
02 «Герб субъектов федерации», реквизит
03 «Эмблема организации или товарный
знак (знак обслуживания)». Эти реквизиты
наносятся, как правило, типографским
способом заранее на бланк документа.
Реквизит 03 может оформляться с помощью
ПК. На верхнем поле располагается также
реквизит 13 «Гриф ограничения доступа
к документу», который чаще всего наносится
специальным штемпелем или оформляется
также с помощью ПК.

Рис. 1. Формуляр-образец ОРД с угловым
вариантом расположения реквизитов (ф.
А4- 210×297 мм)( см. ниже)

Рис. 2. Формуляр-образец ОРД с продольным
вариантом расположения реквизитов (ф.
А4 — 210×297 мм)

Рис. 3. Формуляр-образец ОРД с угловым
вариантом расположения реквизитов (ф.
А5- 148×210 мм)

Правое поле — 10 мм, и оно не заполняется
какими-либо реквизитами.

Нижнее поле — 20 мм, и на нем располагаются
реквизиты, которые проставляются
рукописным способом или специальным
штемпелем.

Формуляр-образец устанавливает
определенные требования к построению
конструкционной сетки.

Конструкционная сетка — эта сетка,
состоящая из горизонтальных и вертикальных
линий, нанесенных на лист бумаги
стандартного формата.

Вертикальные линии расположены с
расстоянием, кратным шагу письма
печатающих устройств (так называемый
шаг письма равен одному знаку).

Расстояние между горизонтальными
линиями кратно шагу строки, которое
показывает интервал, обозначаемый
следующим образом: 1,0; 1,5; 2,0; 2,5; 3,0 и др.

С помощью такой конструкционной сетки
определены максимальное число знаков,
которые могут быть напечатаны на одной
строке от левого до правого поля, и
максимальное число строк при определенном
интервале. С учетом этого определены
зоны расположения каждого реквизита
ОРД, принимая во внимание максимальную
величину каждого реквизита в знаках.
Кроме того, определен максимальный
состав реквизитов — 29, однако они не все
присутствуют на любом виде
организационно-распорядительного
документа. Формуляр определенного вида
ОРД, например, приказа, будет отличаться
от формуляра служебного письма набором
реквизитов. Неизменными будут оставаться
место расположения и правила оформления
реквизитов, включаемых в формуляр
документа, вне зависимости от его вида.
Например, реквизит 09 «Дата документа»
на любом виде ОРД будет оформляться
всегда одинаково — на одном и том же
месте (в одной и той же зоне) и по единым
правилам. А реквизит 07 «Справочные
данные об организации» будет оформляться
только в служебных письмах, но в отведенной
ему зоне и по установленным правилам.

Формуляром-образцом, как уже было
сказано, установлено 29 реквизитов,
которые используются при подготовке и
оформлении организационно-распорядительных
документов. В их состав входят:

01 — Государственный герб Российской
Федерации;

02 — герб субъекта Российской Федерации;

03 — эмблема или товарный знак организации
(знак обслуживания);

04 — код организации;

05 — код формы документа;

06 — наименование организации;

07 — справочные данные об организации;

08 — наименование вида документа;

09 — дата документа;

10 — регистрационный номер документа;

11 — ссылка на регистрационный номер и
дату документа;

12 — место составления или издания
документа;

13 — гриф ограничения доступа к документу;

14 — адресат;

15 — гриф утверждения документа;

16 — резолюция;

17 — заголовок к тексту документа;

18 — отметка о контроле;

19 — текст документа;

20 — отметка о наличии приложения;

21 — подпись;

22 — гриф согласования документа;

23 — визы согласования документа;

24 — печать;

25 — отметка о заверении копии;

26 — отметка об исполнителе;

27 — отметка об исполнении документа и
направлении его в дело;

28 — отметка о поступлении документа в
организацию;

29 — идентификатор электронной копии
документа. Организационно-распорядительные
документы изготавливаются с помощью
различных печатных устройств.

Начало зоны расположения реквизитов
на формуляре-образце соответствует
определенному положению табулятора
печатающего устройства.

При расположении реквизитов на документе
используют восемь положений табулятора.
При этом счет ведется от границы левого
поля:

0 …. 1 ………..2……..3 ……..4……..5
……..6………7

5 уд. 16 уд. 24 уд. 32 уд. 40 уд. 48 уд. 56 уд.

Реквизиты располагаются следующим
образом.

Нулевое положение табулятора:

от нулевого положения табулятора
печатаются следующие реквизиты:
наименование организации; справочные
данные об организации; наименование
вида документа; место составления или
издания документа (при флаговом
расположении перечисленных реквизитов);
дата документа; ссылка на регистрационный
номер и дату документа; заголовок к
тексту; текст (кроме начала абзацев);
отметка о наличии приложения; наименование
должности в реквизите «подпись»; гриф
согласования (кроме расшифровки подписи);
заверительная надпись «верно»;
наименование должности лица, заверяющего
документ; дата заверения; отметка об
исполнении; второй гриф утверждения.

Первое положение табулятора:

начало абзацев в тексте (в том числе и
нумерованных).

Второе положение табулятора:

регистрационный номер документа;
расшифровка фамилии в первом грифе
согласования.

Третье положение табулятора:

используют при составлении таблиц.

Четвертое положение табулятора:

адресат (каждый элемент реквизита
печатают на отдельной строке).

Пятое положение табулятора:

гриф утверждения (кроме расшифровки
подписи); гриф ограничения доступа к
документу; второй гриф согласования.

Шестое положение табулятора:

расшифровка подписи в реквизите
«подпись»; расшифровка подписи в грифе
утверждения; расшифровка подписи во
втором грифе согласования.

Седьмое положение табулятора:

нумерационный заголовок в таблице.

Реквизиты документов, состоящих из
нескольких строк (кроме текста), печатают
через один межстрочный интервал строчными
буквами, например реквизит 17 «Заголовок
к тексту», если он состоит из нескольких
строк.

Составные части одного реквизита
печатают через 1,5-2 межстрочных интервала,
например составные части реквизита 14
«Адресат». Реквизит от реквизита печатают
через 2-4 межстрочных интервала, например
реквизит 19 «текст документа» от реквизита
21 «подпись».

Реквизиты, используемые при оформлении
ОРД, бывают постоянными и переменными.

К постоянным можно отнести такие
реквизиты, которые постоянно присутствуют
на документе в неизменном значении и
которые, следовательно, можно заранее
нанести на бланк организации. Это такие
реквизиты, как Государственный герб
Российской Федерации или гербы субъектов
Российской Федерации (если организация
имеет право изображать герб на своем
бланке), эмблема организации (если она
есть у организации), наименование
организации, справочные данные об
организации, код организации, код формы
документа (например, служебного письма).

Конечно, перечисленные реквизиты могут,
в силу определенных обстоятельств,
меняться, и тогда организации приходится
заново изготавливать бланки. Однако
это происходит не так часто, особенно
в государственных организациях. Поэтому
наносить заранее указанные реквизиты
выгодно — это сокращает время, затрачиваемое
на подготовку документов, исключает
появление ошибок и значительно улучшает
внешний вид документа, особенно, если
эти реквизиты нанесены типографским
способом.

К переменным можно отнести такие
реквизиты, которые зависят от конкретных
обстоятельств, например реквизит «дата
документа» зависит от того, когда
создается документ, реквизит «текст»
— от того, о чем будет сказано в документе,
т.е. от содержания вопроса, освещаемого
в документе.

Таким образом, значение переменных
реквизитов всегда будет разным, в
зависимости от обстоятельств подготовки
и вида документа, но неизменным все-таки
остаются место их расположения на
документе и правила их оформления.

Реквизиты можно разделить на обязательные
и дополнительные.

Обязательные реквизиты обеспечивают
юридическую силу документа и они
присутствуют всегда на любом виде ОРД.

К обязательным относятся следующие
реквизиты: наименование организации —
автора документа, дата, регистрационный
номер документа, заголовок к тексту
документа, текст документа, подпись и
др.

Дополнительные реквизиты могут быть
не на всех видах документов (например,
эмблема, отметка о контроле). Дополнительные
реквизиты могут характеризовать этапы
обработки документа (например, «отметка
о поступлении», «идентификатор электронной
копии документа»), но отсутствие
дополнительного реквизита на документе
не может повлиять на юридическую силу
документа.

Формуляр-образец предусматривает два
варианта оформления реквизитов: угловой
и продольный.

При угловом варианте заголовочная
часть бланка документа располагается
в левом верхнем углу листа формата А4
или А5.

При продольном варианте заголовочная
часть бланка продлевается до границы
правого поля.

Существуют два способа оформления
реквизитов: флаговый и центрованный.

При флаговом способе расположения
реквизитов начало реквизита расположено
всегда от левой границы зоны расположения
реквизита.

При центрованном способе расположения
реквизитов начало и конец каждой строки
реквизита равноудалены от границ зоны
расположения реквизитов.

Таким образом, формуляр-образец
устанавливает основные принципиальные
моменты, на основе которых выработаны
единые правила оформления реквизитов,
употребляемые при оформлении
организационно-распорядительных
документов.

Контрольные вопросы

1. Какие форматы бумаги используются
для построения формуляра-образца ОРД?

2. Какие размеры полей ОРД установлены
формуляром-образцом ОРД?

3. Могут ли на полях документа располагаться
какие-либо реквизиты?

4. Какой максимальный состав реквизитов
установлен формуляром-образцом?

5. Сколько положений табулятора
используется при оформлении реквизитов?

6. Какие реквизиты относятся к постоянным?

7. Какие реквизиты являются обязательными?

8. Сколько существует способов оформления
реквизитов?

9. Что характеризуют дополнительные
реквизиты ОРД?

10. Чем продольный вариант расположения
реквизитов заголовочной части бланка
отличается от углового?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

В статье мы дадим общую характеристику нового стандарта, а также рассмотрим, какие основные изменения в оформлении документов он вводит.

Приказом Росстандарта от 08.12.2016 № 2004-ст принят новый национальный стандарт по оформлению документов – ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (далее – ГОСТ Р 7.0.97-2016). Стандарт вводится в действиес 1 июля 2017 г. и заменяет ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированнаясистема организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (далее – ГОСТ Р 6.30-2003).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 29.06.2015№ 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» документ по стандартизации – это «документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается настоящим Федеральным законом».

К документам по стандартизации закон относит национальные стандарты Российской Федерации, правила стандартизации, рекомендации по стандартизации, информационно-технические справочники.

Добровольность применения национальных стандартов – один из важнейших принципов стандартизации – на практике означает, что организация самостоятельно решает, применять национальный стандарт или нет.

Если организация принимает решение применять его, он приобретает для данной организации характер нормативного документа.

ГОСТ СТАРЫЙ УХОДИТ, ПРИХОДИТ ДРУГОЙ…

ГОСТ Р 6.30-2003 был принят и введен в действие Госстандартом России в 2003 г. Положения стандарта распространяются на организационно-распорядительные документы, относящиеся к Унифицированной системе организационно-распорядительной документации (УСОРД), – постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, акты, письма и др.

Стандарт устанавливает состав реквизитов документов, требования к оформлению реквизитов и бланкам документов, включая бланки с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Стандарт действует и применяется уже более 13 лет. За это время практика документирования ушла вперед, и возникла необходимость изменения стандарта.

ГОСТ Р 6.30-2003 является фактически четвертой редакцией стандарта, впервые разработанного в 1972 г., точнее двух стандартов 1972 г.:

• ГОСТ 6.38-72 «Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»;

• ГОСТ 6.39-72 «Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Формуляр-образец».

Первый стандарт устанавливал требования к оформлению документов, второй – порядок расположения и границы реквизитов в формуляре-образце и требования к бланкам документов. Эти стандарты применялись в органах государственной власти, организациях на территории всей страны. В 1990 г. они были переработаны, их содержание было объединено в один стандарт – ГОСТ 6.38-90 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

Следующий этап – обновление стандарта в 1997 г. и появление ГОСТ 6.30-97 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

В стандарт 1997 г. постановлением Госстандарта России от 21.01.2000 № 9-ст были внесены изменения (изменение № 1 к стандарту), в том числе в оформление некоторых реквизитов (реквизиты «Адресат», «Дата», «Отметка о наличии приложения» и др.).

В 2003 г. стандарт 1997 г. был пересмотрен, и как итог – введен в действие ГОСТ Р 6.30-2003, действующий в настоящее время.

В каких случаях обновляют ГОСТ? Процедура разработки и утверждения национальных стандартов Российской Федерации, порядок их обновления, а также правила отмены действующих стандартов установлены ГОСТ Р 1.2-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены» (далее – ГОСТ Р 1.2-2004). В разделе 5 этого документа перечислены случаи, при которых национальный стандарт подлежит обновлению:

• если содержание стандарта вошло в противоречие с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, техническими регламентами, целями и принципами национальной стандартизации и в результате не удовлетворяет современным экономическим, социальным или иным потребностям страны, в том числе не соответствует уровню развития науки и техники;

• если содержание стандарта препятствует соблюдению вновь заключенного международного соглашения;

• если содержание стандарта противоречит содержанию вновь разрабатываемого или другого обновляемого национального стандарта Российской Федерации (в том числе межгосударственного стандарта, вводимого в действие в качестве национального стандарта) или если эти стандарты дублируют друг друга.

Что касается ГОСТ 6.30-2003, то основанием для его пересмотра стали причины, названные в первом пункте этого списка. Это прежде всего расхождения, которые возникли в составе реквизитов документов в связи с принятием Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 № 477). А также тот факт, что по сравнению с 2003 г., когда утверждался и вводился в действие ГОСТ Р 6.30-2003, значительно расширилась сфера использования электронных документов в управлении, что, безусловно, должно быть отражено в стандарте.

Кто и как меняет ГОСТ? Пункт 5.1.2 ГОСТ Р 1.2-2004 устанавливает, что обновление действующего национального стандарта может быть осуществлено путем его пересмотра, разработки изменения к стандарту, а в исключительных случаях (при наличии опечаток, ошибок или иных неточностей) – путем внесения поправки в стандарт.

Решение о том, какой вариант обновления стандарта будет выбран (пересмотр или внесение изменений), принимает национальный орган по стандартизации. При этом он руководствуется предложениями разработчика стандарта и учитывает характер тех изменений, которые необходимо внести в стандарт.

Разрабатывал ГОСТ Р 6.30-2003 ВНИИ документоведения и архивного дела, который в 2013 г. инициировал обновление стандарта. Поскольку Технический комитет Госстандарта, через который в свое время проходил ГОСТ Р 6.30-2003, был ликвидирован, было принято решение вести пересмотр стандарта в Техническом комитете 191 Росстандарта, ответственном за систему стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД).

По этой причине новый ГОСТ имеет иной номер и входит в иной класс стандартов. Несколько изменилось и его название. ГОСТ Р 6.30-2003 был связан с УСОРД, и название этой системы фигурирует в названии стандарта, однако с 1993 г. она не ведется и не актуализируется, поскольку в настоящее время нет органа государственной власти, уполномоченного на ведение и развитие УСОРД.

Таким образом, изменение названия стандарта означает, что новый ГОСТ не связан с УСОРД и распространяется на всю организационно-распорядительную документацию.

КАК ИЗМЕНИЛАСЬ СТРУКТУРА ГОСТА?

Сравним структуру старого и нового стандартов:

Из приведенной таблицы следует, что в новом стандарте появились новые разделы (разделы 2 и 3), а также новое приложение – форма титульного листа документа.

Титульный лист, как правило, используется при оформлении многостраничных документов, относящихся к системе организационно-правовой документации (правила, положения, инструкции, регламенты, стандарты и др.), а также при подготовке программ, планов, отчетов и др.

Раздел «Нормативные ссылки» сегодня включается во все национальные стандарты и содержит номера и названия тех ГОСТов, с которыми связано содержание нового стандарта. В ГОСТ Р 7.0.97-2016 даются нормативные ссылки на следующие стандарты:

• ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»;

• ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования».

Раздел «Общие требования к созданию документов». Это совершенно новый раздел стандарта. В нем перечислены основные правила, которые следует соблюдать при создании документов (шрифты, интервалы, элементы форматирования, нумерация страниц и др.).

Основные положения этого раздела:

• документы могут создаваться на бумажном носителе и в электронной форме с соблюдением установленных правил оформления документов;

• предпочтительными гарнитурами и размерами шрифтов для реквизитов документа являются: Times New Roman № 13, 14; Arial № 12, 13; Verdana № 12, 13; Calibri № 14 и приближенные к ним;

• вторую и последующие страницы документа нумеруют (номер страницы проставляются посередине верхнего поля документа на расстоянии не менее 10 мм от верхнего края листа);

• допускается создание документов на лицевой и оборотной сторонах листа;

• абзацный отступ текста документа составляет 1,25 см;

• текст документа печатается через 1–1,5 межстрочных интервала, многострочные реквизиты печатаются через один межстрочный интервал;

• текст документа выравнивается по ширине листа (по границам левого и правого полей документа);

• допускается выделение реквизитов «Адресат», «Заголовок к тексту» или «Подпись», а также отдельных фрагментов текста полужирным шрифтом.

СОСТАВ РЕКВИЗИТОВ: ЧТО НОВОГО?

Новый ГОСТ отличается от предыдущего составом реквизитов:

• часть реквизитов не включена в новый ГОСТ;

• появились новые реквизиты;

• есть реквизиты, названия которых в новом стандарте изменены.

Реквизиты, которых нет в новом стандарте. В ГОСТ Р 7.0.97-2016 не включены в качестве самостоятельных следующие реквизиты, которые были в предыдущем ГОСТе:

• код организации (реквизит 04):

• основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица (реквизит 05):

• идентификационный номер налогоплательщика / код причины постановки на учет (ИНН/КПП) (реквизит 06):

Сведения о коде организации по ОКПО, ОГРН и ИНН/КПП включены в состав реквизита «Справочные данные об организации» (это реквизит, который присутствует в бланках писем):

• идентификатор электронной копии документа (реквизит 30 по ГОСТ Р 6.30-2003):

Имело смысл применять этот реквизит на начальных этапах автоматизации делопроизводства, когда электронная база данных выполняла функции регистрационно-поисковой системы.

В современных условиях, когда применяются системы электронного документооборота, документ включается в них в виде электронной копии (скан-копии) бумажного документа и его поиск осуществляется по реквизитам электронной карточки. В этом случае дополнительные идентификаторы документа не требуются.

Новые реквизиты. В ГОСТ включены новые реквизиты:

• наименование структурного подразделения – автора документа (реквизит 06 по ГОСТ Р 7.0.97-2016):

• наименование должности лица – автора документа (реквизит 07):

• гриф ограничения доступа к документу (реквизит 14):

• отметка об электронной подписи (реквизит 23):

Наименование структурного подразделения и должности лица – автора документа[1]. Включение в стандарт реквизитов «Наименование структурного подразделения – автора документа» и «Наименование должности лица – автора документа» обусловлено тем, что эти реквизиты на практике используются в бланках документов структурных подразделений и бланках должностных лиц. Например,

Гриф ограничения доступа к документу. Поскольку в делопроизводстве используются отметки (пометки, грифы) конфиденциальности[2], которые проставляются на документах ограниченного пользования, в стандарт включен реквизит «Гриф ограничения доступа к документу» (реквизит 14 по ГОСТ Р 7.0.97-2016), который, как отмечено в разделе 5 стандарта, проставляется в правом верхнем углу первого листа документа (проекта документа, сопроводительного письма к документу) на границе верхнего поля при наличии в документе информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В состав грифа ограничения доступа к документу входит ограничительная надпись («Для служебного пользования», «Конфиденциально», «Коммерческая тайна» или др.), которая может дополняться номером экземпляра документа и другими сведениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, например:

В организациях допускается использование грифов ограничения доступа, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Кроме того, порядок их проставления должен быть закреплен в локальных нормативных актах организаций.

Отметка об электронной подписи. Еще один новый реквизит – отметка об электронной подписи (реквизит 23 по ГОСТ Р 7.0.97-2016) используется для визуализации электронной подписи на электронном документе.

Использование отметки об электронной подписи предусмотрено приказом Минкомсвязи России и ФСО России от 27.05.2015 № 186/258 «Об утверждении Требований к организационно-техническому взаимодействию государственных органов и государственных организаций посредством обмена документами в электронном виде».

При визуализации электронного документа на экране монитора или на бумажном носителе при распечатке электронного документа в месте, где проставляется собственноручная подпись должностного лица (если документ изначально оформляется на бумаге), программными средствами воспроизводится отметка, например:

«Объединенные» и «разделенные» реквизиты. Еще одно изменение в составе реквизитов – это объединение нескольких реквизитов в один и разделение одного реквизита на два.

Реквизит 01 «Герб (Государственный герб Российской Федерации, герб субъекта Российской Федерации, герб (геральдический знак) муниципального образования» (по ГОСТ Р 7.0.97-2016) – результат объединения реквизитов «Государственный герб Российской Федерации» и «Герб субъекта Российской Федерации».

В разделе 5 ГОСТ Р 7.0.97-2016 (п. 5.1) поясняется: «Герб (Государственный герб Российской Федерации, герб субъекта Российской Федерации, герб (геральдический знак) муниципального образования) воспроизводится на бланках документов в соответствии с Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации», законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления».

Объединение изображений данных гербов в один реквизит оправдано тем, что в одном документе может воспроизводиться изображение только одного из названных гербов.

Изображение герба (государственного, субъекта Российской Федерации, герба (геральдического знака) органа местного самоуправления) помещается, как это установлено в стандарте, посередине верхнего поля бланка документа над реквизитами организации – автора документа, на расстоянии 10 мм от верхнего края листа.

Реквизиты 02 и 03 «Эмблема» и «Товарный знак (знак обслуживания)» в новом ГОСТ Р 7.0.97-2016 – результат разделения реквизита 03 «Эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания)» (по ГОСТ Р 6.30-2003). Реквизиты 02 «Эмблема» и 03 «Товарный знак» могут выглядеть так:

Эмблемы и товарные знаки применяются с различными целями: эмблема органа власти (организации) используется как средство визуальной идентификации организации (органа власти), а товарный знак (знак обслуживания) – для идентификации товаров и услуг. Кроме того, их использование регулируется разными законодательными актами.

Изображение эмблемы помещается посередине верхнего поля бланка документа над реквизитом «Наименование организации – автора документа» на расстоянии 10 мм от верхнего края листа (Пример 1).

Изображение товарного знака (знака обслуживания) воспроизводится аналогичным образом либо слева на уровне реквизита «Наименование организации – автора документа» (допускается захватывать часть левого поля) (Пример 2).

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В ОФОРМЛЕНИИ РЕКВИЗИТОВ?

В разделе 5 «Оформление реквизитов документов» изменения минимальны, поскольку основная задача при разработке каждой новой редакции стандарта – сохранить преемственность с предыдущим стандартом, ввести в новую версию только те изменения, которые действительно актуальны в практике документирования. Рассмотрим наиболее значимые изменения.

■  Инициалы пишем после фамилии в реквизите «Адресат». Приведено к единообразию проставление инициалов лица, которому адресован документ: независимо от того, кому адресован документ, должностному лицу или физическому лицу (гражданину), инициалы ставятся после фамилии. Например, если получатель – должностное лицо:

Если документ адресован физическому лицу:

Указываем адрес электронной почты. Новым элементом оформления реквизита «Адресат» является указание адреса электронной почты или номера телефона (факса), если письмо отправляется только по электронной почте или по факсимильной связи (без досылки по почте), например:

Указываем вид электронного носителя в реквизите «Приложение». Правила оформления реквизита «Отметка о приложении» дополнены положением о том, что эта отметка оформляется в случае, если приложением является физически обособленный электронный носитель (компакт-диск, USB-флеш-накопитель и др.):

При этом указывается, что на вкладыше (конверте), в который помещается носитель, необходимо перечислить наименования документов, записанных на носителе, имена файлов.

На первом листе документа-приложения ставим отметку о приложении и гриф утверждения. Уточнены правила оформления отметки о приложении на приложениях к распорядительным документам (постановлениям, решениям, приказам, распоряжениям), если приложением является нормативный правовой акт или иной документ, утверждаемый данным распорядительным документом.

Согласно новому ГОСТу на первом листе приложения проставляется отметка о приложении (без ссылки на распорядительный документ) и гриф утверждения, в котором указываются данные распорядительного документа, которым утвержден документ-приложение:

Реквизит «Отметка об исполнителе» дополняем новыми элементами. Изменены правила оформления реквизита «Отметка об исполнителе». Она дополнена новыми элементами: наименование должности, структурного подразделения и электронного адреса исполнителя. Эти сведения могут указываться по желанию организации – автора документа, в соответствии с ее локальными нормативными актами. Например:

Отметка об исполнителе может оформляться как нижний колонтитул и печататься шрифтом меньшего размера.

Отметку о заверении копии документа дополняем записью о месте хранения оригинала. В правила оформления отметки о заверении копии включены новые положения: если копия выдается для представления в другую организацию, отметка о заверении копии дополняется записью о месте хранения документа, с которого была изготовлена копия, и заверяется печатью организации:

Текст документа пишем с учетом нововведений. Расширен раздел стандарта (п. 5.18), посвященный тексту документа. Те положения, которые имелись в стандарте 2003 г., в ГОСТ Р 7.0.97-2016 дополнены положениями:

• о языках, на которых может составляться текст документа (государственный язык Российской Федерации или государственный язык (языки) республик в составе Российской Федерации в соответствии с законодательством республик в составе Российской Федерации);

• правилах указания в тексте документа реквизитов законодательных или иных нормативных правовых актов, ранее изданных распорядительных документов, если они выступают в качестве оснований для издания документа;

• этикетных фразах (вступительное обращение и заключительная этикетная фраза), которые могут использоваться при ведении переписки.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В БЛАНКАХ ДОКУМЕНТОВ?

Поскольку состав реквизитов изменился – одни появились (наименование структурного подразделения – автора документа, гриф ограничения доступа к документу, отметка об электронной подписи), другие исчезли (код организации по ОКПО, ОГРН и ИНН/КПП, идентификатор электронной копии документа), изменился состав реквизитов бланков документов. Это отражено в приложении Б (схемы расположения реквизитов) и приложении В, в котором представлены образцы бланков документов. Состав видов бланков (общий бланк, бланк письма и бланк конкретного вида документ) и правила их проектирования остались без изменений.

Расположение реквизитов на «двуязычных» угловых и продольных бланках. Приведены в соответствие с законодательством положения об использовании бланков на русском языке как государственном языке Российской Федерации и государственных языках республик в составе Российской Федерации.

В ГОСТ Р 7.0.97-2016 также включено положение (не было в стандарте 2003 г., но было в стандартах 1990 и 1997 гг.) о том, что для переписки с иностранными корреспондентами используются бланки на двух языках – русском и английском или ином иностранном языке. Пример такого бланка – в приложении В.8 к стандарту (Пример 3).

ПОЯСНЕНИЯ К ПРИМЕРАМ 4 И 5: ПОЧЕМУ ДОКУМЕНТ «НЕСУЩЕСТВУЮЩИЙ»

Мы создали несуществующий документ, чтобы показать вам полный состав реквизитов. В примерах 4 и 5[3] приведен состав реквизитов, с 1 по 30, и их оформление по старому и новому ГОСТам. Вы можете сравнить состав, оформление реквизитов по старому и новому ГОСТам, их названия.

В качестве примера мы выбрали исходящее письмо. Этот документ – условный, так как исходящее письмо в реальной практике не может содержать все реквизиты ГОСТа.

Реквизиты, которые могут быть в исходящем письме, выделены так: 

Остальные реквизиты, которые не используются в исходящем письме, но присутствуют в других документах (приказах, положениях и т.д.), выделены так: 

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ИСПОЛЬЗОВАНиЯ РЕКВИЗИТОВ В ПИСЬМАХ 

В следующих номерах журнала мы продолжим комментировать ГОСТ.  

[1]Одновременно эти реквизиты не ставятся – либо один, либо другой.

[2]В частности, Федеральным законом от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (в ред. от 12.03.2014 (п. 5 ст. 10) предусмотрено нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна»; постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1233 «Об утверждении положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности» (п. 1.4) установлено: «На документах (в необходимых случаях и на их проектах), содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется пометка «Для служебного пользования».

[3]Примеры разработаны редакцией.

Статья опубликована в журнале «Секретарь-референт» № 3, 2017.

Содержание

  1. Схемы расположения реквизитов документов
  2. Формуляр документа. Порядок оформления реквизитов организационно-распорядительных документов.
  3. Сколько существует способов оформления реквизитов?
  4. Какие существуют варианты расположения реквизитов бланка?
  5. Какие способы расположения реквизитов на бланке предлагает гост?
  6. Какие виды бланков установлены Гостом?
  7. Сколько вариантов бланков установлено в зависимости от расположения реквизитов?
  8. Что такое угловое расположение реквизитов?
  9. Какие реквизиты входят в формуляр решения?
  10. Какие реквизиты не могут быть вместе проставлены на одном документе?
  11. Какой максимальный состав реквизитов установлен формуляром образцом?
  12. Каким образом могут располагаться реквизиты на бланке письма?
  13. Какие поля должен иметь каждый лист документа оформленный как на бланке так и без него мм?
  14. Какие виды бланков документов существуют?

Официальные документы, как правило, создаются на бланках. Применение бланков сокращает время, затрачиваемое на составление документа, повышает культуру делопроизводства.

Бланк документа по определению ГОСТ Р 51141-98 — это набор реквизитов, идентифицирующих автора официального письменного документа. Он представляет собой стандартный лист бумаги, на котором отображена постоянная информация и оставлено место для переменной. На бланках изготавливают только первую страницу документа, для всех последующих страниц используются стандартные листы бумаги.

Требования к бланкам организационно-распорядительных документов установлены ГОСТ Р 6.30-2003.Устанавливают два стандартных формата бланков документов — А4 (210 х 297 мм) и А5 (148 х 210 мм). Каждый лист документа, оформленный как на бланке, так и без него, должен иметь поля, определенное пространство между краем листа и текстом, необходимое для подшивки документа, для проставления некоторых служебных отметок. ГОСТ Р 6.30-2003 установил следующие размеры полей не менее: 20 мм — левое; 10 мм — правое; 20 мм — верхнее; 20 мм — нижнее.

Это минимальные размеры полей, меньшие поля не допускаются, так как будет затруднено дальнейшее оформление и хранение документов, но большие поля допустимы. При изготовлении документов на двух и более страницах, вторая и последующие нумеруются арабскими цифрами посередине верхнего поля без слова «страница» и знаков препинания.

Наиболее распространенный способ изготовления бланков — типографский. Бланк может быть изготовлен также с помощью средств оперативной полиграфии или воспроизведен с помощью компьютера. Бланки документов следует изготавливать на белой бумаге или бумаге светлых тонов.

Для организации, ее структурного подразделения, должностного лица устанавливают следующие виды бланков документов: общий бланк; бланк письма; бланк конкретного вида документа. Общий бланк используют для изготовления любых видов документов, кроме письма.

В зависимости от расположения реквизитов устанавливают два варианта бланков — угловой и продольный. Угловой вариант позволяет более экономно использовать площадь листа бумаги, так как правый угол документа остается свободным для размещения грифа утверждения (в положениях, инструкциях, актах), адресования (в письмах, докладных записках, заявлениях), для написания резолюции.

Реквизиты бланков могут располагаться одним из способов:

— центрированным (начало и конец каждой строки реквизитов равно удалены от границ зоны расположения реквизитов);

— флаговым (каждая строка реквизитов начинается от левой границы зоны расположения реквизитов).

В организациях субъектов Российской Федерации, имеющих наряду с русским языком в качестве государственного национальный язык, могут создаваться бланки, в которых реквизиты печатают на двух языках: русском и национальном. Возможно создание бланка на двух языках, если организация ведет переписку с иностранными корреспондентами.

Не допускается: размещение на бланке только сокращенного наименования организации; «украшение» бланка рисунком, который можно принять за эмблему; размещение на бланке справочных данных об авторе, не соответствующих данным государственной регистрации; произвольное расположение реквизитов бланка, не соответствующее требованиям государственного стандарта; размещение реквизитов на бланках российских организаций по образцам бланков зарубежных партнеров, что нарушает отечественные традиции оформления документов и уместно только для совместных предприятий.

Схемы расположения реквизитов документов

Устанавливают два стандартных формата бланков документов — А4 (210 х 297 мм) и А5 (148 х 210 мм).

Каждый лист документа, оформленный как на бланке, так и без него, должен иметь поля не менее:

4.2. Бланки документов следует изготавливать на белой бумаге или бумаге светлых тонов.

4.3. Бланки документов оформляют в соответствии с приложением А. Ориентировочные границы зон расположения реквизитов обозначены пунктиром. Каждая зона определяется совокупностью входящих в нее реквизитов.

4.4. В зависимости от расположения реквизитов устанавливают два варианта бланков — угловой (рисунок А.1) и продольный (рисунок А.2).

4.5. Реквизит 01 (02 или 03) располагают над серединой реквизита 08. Реквизит 03 допускается располагать на уровне реквизита 08.

Реквизиты 08, 09, 10,14, ограничительные отметки для реквизитов 11, 12, 13 в пределах границ зон расположения реквизитов размещают одним из способов:

— центрированным (начало и конец каждой строки реквизитов равно удалены от границ зоны расположения реквизитов);

— флаговым (каждая строка реквизитов начинается от левой границы зоны расположения реквизитов).

4.6. Для организации, ее структурного подразделения, должностного лица устанавливают следующие виды бланков документов:

— бланк конкретного вида документа.

4.7. Общий бланк используют для изготовления любых видов документов, кроме письма. Общий бланк в зависимости от учредительных документов организации включает в себя реквизиты 01 (02 или 03), 08, 11, 14.

Бланк письма в зависимости от учредительных документов организации включает в себя реквизиты 01 (02 или 03), 04, 05, 06, 08, 09 и, при необходимости, ограничительные отметки для верхних границ зон расположения реквизитов 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20.

Бланк конкретного вида документа, кроме письма, в зависимости от учредительных документов организации включает в себя реквизиты 01 (02 или 03), 08, 10, 14 и, при необходимости, ограничительные отметки для границ зон расположения реквизитов 11, 12, 13, 18, 19.

4.8. Для организаций субъектов Российской Федерации, имеющих наряду с государственным языком Российской Федерации государственный язык субъекта Российской Федерации, целесообразно использование продольного бланка; при этом реквизиты 08, 09, 14 печатают на двух языках: русском (слева) и национальном (справа) на одном уровне.

4.9. При изготовлении документов на двух и более страницах вторую и последующие страницы нумеруют.

Номера страниц проставляют посередине верхнего поля листа.

Формуляр документа. Порядок оформления реквизитов организационно-распорядительных документов.

Формуляр документа – совокупность расположенных в установленной последовательности реквизитов документа. Реквизит документа (автор, адрес, дата, заголовок и т.п.) – обязательный информационный элемент, присущий определенному виду письменного документа. Понятие формуляра соотносим с составом и расположением реквизитов документа, понятие структуры связываем с композицией самостоятельно значимых частей делового текста.

Бланки ОРД проектируют в соответствии с расположением и границами зон реквизитов, предусмотренных ГОСТ Р 6.30-2003, на основе как углового (рис. 1), так и продольного (рис. 2) их размещения.

Вариант бланка с угловым расположением постоянных реквизитов считается более выгодным, поскольку позволяет сэкономить до 20 % площади формата под размещение переменных реквизитов. Угловое расположение реквизитов наиболее рационально для оформления писем, так как в этом случае правый верхний угол бланка используется для указания адреса получателя. Угловое расположение также удобно для документов, которые требуют утверждения, поскольку гриф утверждения тоже располагается в правом верхнем углу.

Для организации, ее структурного подразделения, должностного лица устанавливают следующие виды бланков документов: общий бланк; бланк письма; бланк конкретного вида документа, кроме письма.

Общий бланк используют для изготовления любых документов, кроме письма.

Бланки структурного подразделения или должностного лица проектируют в том случае, если руководитель подразделения или должностное лицо имеют право подписи. Разработка особого бланка для писем связана с тем, что в письмах, в отличие от других документов, указываются адресные данные организаций — получателей писем. Бланки конкретного вида документов (приказов, распоряжений, актов, протоколов) разрабатываются на основе общего бланка.

Такие бланки целесообразно создавать, если в организации находит применение большое количество документов данного вида. Общий бланк при этом дополняется реквизитом 08 (наименование вида документов).

В зависимости от учредительных документов организации указанные виды бланков включают:

общий бланк — реквизиты 01 (02 или 03), 08, 11, 14;

бланк письма — реквизиты 01 (02 или 03), 04, 05, 06, 08, 09 и при необходимости ограничительные отметки для обозначения верхних границ зоны расположения реквизитов 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20;

бланк конкретного вида документа (кроме письма) — реквизиты 01 (02 или 03), 05, 08, 10, 14 и при необходимости ограничительные отметки для границ зон расположения реквизитов 11, 12, 13, 18, 19.

Образцы бланков соответствующего назначения по ГОСТ Р 6.30-2003 изображены на рис. 3-8. ГОСТ Р 6.30-2003 предусматривает следующие варианты размещения на бланке постоянных реквизитов и ограничительных отметок. Реквизиты 01,02 или 03 располагаются над серединой реквизита 08.

Реквизит 03 допускается располагать на уровне реквизита 08.

Центрированный вариант расположения реквизитов используется при типографском способе изготовления бланков. При этом под реквизиты 11, 12, 13 трафаретные места (см. рисунок справа).

Флаговый вариант расположения реквизитов (рисунок слева) используется при воспроизведении угловых бланков на чистом листе бумаги с помощью ПК непосредственно при подготовке конкретного документа.

При этом воспроизведение постоянных реквизитов, предусмотренных ГОСТ Р 6.30-2003, для исходящих документов является обязательным. Для документов внутреннего хождения, например, таких как распоряжение, акт, протокол, положение, часть реквизитов (01-07, 09, 14), как правило, может не воспроизводиться, а реквизит 13 «Ссылка на регистрационный номер и дата документа» опускается вовсе. Такой подход весьма распространен в практике документирования.

Пример такого оформления приведен слева.

Подобное оформление углового штампа экономит труд составителя документа и увеличивает размер рабочего поля формата.

На бланках организаций субъектов Российской Федерации, имеющих наряду с русским языком в качестве государственного национальный язык, реквизиты 08, 09,14 печатаются на двух языках: русском и национальном, на одном уровне продольного бланка.

Особые требования к изготовлению, учету, использованию и хранению гербовых бланков оговаривает постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1995 г. № 1268 «Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации».

При изготовлении бланков типографским способом размеры шрифтов выбирают в зависимости от количества печатных знаков в реквизите. Используют шрифты литературной, обыкновенной, газетной и других гарнитур 6-24-го кегля. Более крупным шрифтом выделяются наименования организаций и видов документов.

При этом следует соблюдать следующие условия: вертикальное начертание литер; простое и удобное их расположение; соблюдение пропорций между толщиной литер типографского набора и компьютерного текста. Допускается реквизит 08 (наименование организации) печатать рисованными шрифтами.

Бланки следует печатать красками насыщенного цвета, позволяющими при необходимости получать качественные копии документов с помощью копировальной техники.

Реквизит документа – обязательный элемент оформления официального документа. 1

Состав реквизитов, которые используются при подготовке и оформлении организационно-распорядительных документов, определяется ГОСТом Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

Кроме этого данный ГОСТ устанавливает требования к оформлению реквизитов, закрепляет схемы их расположения и выделяет реквизиты, которые должны использоваться при изготовлении бланков документов.

ГОСТ Р 6.30-2003 устанавливает следующие реквизиты, которые используются при подготовке и оформлении организационно-распорядительных документов:

01 — Государственный герб Российской Федерации; 02 — герб субъекта Российской Федерации; 03 — эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания); 04 — код организации; 05 — основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица; 06 — идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП); 07 — код формы документа; 08 — наименование организации; 09 — справочные данные об организации; 10 — наименование вида документа; 11 — дата документа; 12 — регистрационный номер документа; 13 — ссылка на регистрационный номер и дату документа; 14 — место составления или издания документа; 15 — адресат; 16 — гриф утверждения документа; 17 — резолюция; 18 — заголовок к тексту; 19 — отметка о контроле; 20 — текст документа; 21 — отметка о наличии приложения; 22 — подпись; 23 — гриф согласования документа; 24 — визы согласования документа; 25 — оттиск печати; 26 — отметка о заверении копии; 27 — отметка об исполнителе; 28 — отметка об исполнении документа и направлении его в дело; 29 — отметка о поступлении документа в организацию; 30 — идентификатор электронной копии документа.

Для документов, создаваемых в процессе деятельности федерального органа исполнительной власти, Правилами делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. № 477, установлен следующий состав реквизитов:

Государственный герб Российской Федерации; наименование федерального органа исполнительной власти; должность лица — автора документа; подпись должностного лица; вид документа; место составления (издания) документа; справочные данные о федеральном органе исполнительной власти; адресат; дата документа; регистрационный номер документа; наименование либо аннотация документа; текст документа; ссылка на исходящий номер и дату документа адресанта; отметка о наличии приложений; гриф согласования; гриф утверждения; виза; оттиск печати; отметка о заверении копии; отметка об исполнителе; указания по исполнению документа; отметка о контроле документа; отметка об исполнении документа; отметка о конфиденциальности; отметка о поступлении документа.

При подготовке и оформлении документов необходимо помнить, что различные документы состоят из разного набора реквизитов и что при составлении одного вида документа не нужно использовать их все. Некоторые реквизиты являются взаимоисключающими, например, «Название вида документа» и «Справочные данные об организации». Реквизит «Справочные данные об организации» указывается только в письмах, при этом на бланке письма не пишут наименование вида документа.

Число реквизитов, характеризующих документы, определяется целями создания документа, его назначением, требованиями к содержанию и форме данного документа, способом документирования. Для каждого вида документа может быть выделен состав обязательных реквизитов, которые должны использоваться при его создании.

Сколько существует способов оформления реквизитов?

Существует два способа оформления реквизитов: флаговый и центрированный. При флаговом способе расположения реквизитов начало реквизита расположено всегда от левой границы зоны расположения реквизита.

Какие существуют варианты расположения реквизитов бланка?

6.4 В зависимости от расположения реквизитов устанавливается два варианта бланков — угловой (рисунок Б. 1) и продольный (рисунок Б. 2). 6.5 Реквизиты 01, 02, 03 располагаются на верхнем поле документа над реквизитом 05 посередине зоны, занятой этим реквизитом.

Какие способы расположения реквизитов на бланке предлагает гост?

Эти положения стандарта повторяют старый ГОСТ Р 6.30-2003 и предлагают два способа оформления реквизитов в пределах зон их расположения: центрованный (по центру зоны расположения реквизитов); флаговой (по левой границе зоны).

Какие виды бланков установлены Гостом?

ГОСТ устанавливает следующие виды бланков организационно-распорядительных документов для организации, ее структурного подразделения и должностного лица: общий бланк для изготовления любого вида документа (кроме письма); бланк письма; бланк конкретного вида документа (кроме письма).

Сколько вариантов бланков установлено в зависимости от расположения реквизитов?

4.4. В зависимости от расположения реквизитов устанавливают два варианта бланков — угловой (рисунок А.

Что такое угловое расположение реквизитов?

Угловое расположение реквизитов предполагает их размещение в верхней левой части листа. Особенно удобен угловой бланк для писем, факсов, так как правый верхний угол используется для указания адреса получателя.

Какие реквизиты входят в формуляр решения?

Например, формуляр заявления включает в себя такие реквизиты: адресат, автор, указание вида деловой бумаги (заявление), текст, подпись, дата. Формуляробразец — это совокупность расположенных в определенной последовательности элементов, присущих всем видам данной системы документов.

Какие реквизиты не могут быть вместе проставлены на одном документе?

Таким образом, в стандарте перечислено 29 реквизитов. Но все реквизиты на одном документе быть не могут, так как некоторые из них взаимоисключающие, например, вид документа и справочные данные об организации; гриф утверждения и адресат.

Какой максимальный состав реквизитов установлен формуляром образцом?

Кроме того, определен максимальный состав реквизитов — 30, однако они не все присутствуют на любом виде организационно-распорядительного документа. . Формуляромобразцом, как уже было сказано, установлено 30 реквизитов, которые используются при подготовке и оформлении организационно-распорядительных документов.

Каким образом могут располагаться реквизиты на бланке письма?

Реквизит размещается в верхнем правом углу при угловом расположении реквизитов бланка и справа под реквизитами бланка при их продольном расположении. В качестве адресата могут быть организации, их структурные подразделения, должностные или физические лица.

Какие поля должен иметь каждый лист документа оформленный как на бланке так и без него мм?

согласно ГОСТ Р 6.30–2003 УСД «Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»: каждый лист документа, оформленный как на бланке, так и без него, должен иметь поля не менее: 20 мм – левое; 10 мм – правое; 20 мм – верхнее; 20 мм – нижнее.

Какие виды бланков документов существуют?

  • бланк письма;
  • бланк для изготовления всех других видов организационно-распорядительных документов, кроме письма, — общий бланк;
  • бланк конкретного вида документа.

Формуляр документа в делопроизводстве — это типовой шаблон, содержащий обязательные реквизиты в правильном расположении на листе.

В статье поясняется, как именно его оформлять, а также дане ссылки, по которым можно скачать образец формуляра.

Содержание

  1. Что такое формуляр документа в делопроизводстве
  2. Классификация и виды в документообороте
  3. Как оформляется, какие реквизиты должны присутствовать
  4. Образцы

Что такое формуляр документа в делопроизводстве

Любая организация в своей деятельности составляет и использует множество различных документов. Каждый такой документ имеет конкретное название и надлежащее целевое назначение, а также содержит определенные сведения. При этом важная роль отводится наличию у документа должной юридической силы, обеспечиваемой в том числе присутствием необходимых реквизитов на его бланке.

Ещё один существенный нюанс заключается в том, что указанные реквизиты должны располагаться на обычном листе бумаги в установленном порядке.

Типовой шаблон, определяющий состав обязательных реквизитов документа, а также принципиальную схему их расположения на соответствующем бланке, принято называть формуляром документа.

Любой официальный документ всегда составляется в соответствии со строгим образцом – стандартным формуляром. Чтобы он обладал юридической силой, указанное условие должно неукоснительно соблюдаться.

Применение формуляра, устанавливающего реквизиты документа и определяющего схему их расположения на стандартном листе бумаги должного формата, позволяет, в первую очередь, избежать большинства ошибок, нередко допускаемых при составлении документации.

Кроме того, типичное расположение реквизитов, предусмотренное стандартным шаблоном, упрощает работу с документацией и ощутимо экономит время, необходимое для её составления и последующей обработки.

Формуляр обеспечивает размещение информации в определенных секторах бланка, что облегчает и ускоряет поиск нужных сведений.

Реквизитами деловой бумаги называется набор её обязательных компонентов. Каждый такой реквизит является необходимым элементом соответствующего документа. К подобным реквизитам обычно относятся название (вид) деловой бумаги, её составитель, адресат, содержательная часть (текст), а также дата оформления, подпись составителя (автора), резолютивная часть (резолюция) и целый ряд других элементов.

Каждая отдельно взятая разновидность деловой бумаги имеет свой конкретный состав реквизитов. Это значит, что у разных деловых бумаг указанные наборы обязательных элементов могут ощутимо отличаться.

Характер используемых реквизитов, их количество и расположение на бланке предопределяются следующими факторами:

  1. Целевое назначение данного документа.
  2. Обязательные требования, предъявляемые к содержанию бумаги.
  3. Правила оформления соответствующей документации.
  4. Применяемый порядок документирования.

Подавляющее большинство деловых бумаг имеют строго ограниченный набор обязательных реквизитов. Перечень необходимых элементов и порядок их расположения на бланке могут регламентироваться нормативно-правовыми актами, что характерно для официальных документов, выдаваемых и оформляемых уполномоченными органами власти.

Типичными примерами таких деловых бумаг являются паспорт гражданина, трудовая книжка, диплом ВУЗа, все виды свидетельств ЗАГС, прочие подобные документы.

Если необходимые реквизиты указаны некорректно или вообще отсутствуют, документ считается недействительным, то есть не обладающим юридической силой и правовым значением.

Классификация и виды в документообороте

У каждой разновидности официальной (служебной) деловой бумаги имеется в настоящее время свой конкретный формуляр, который и должен применяться в практике современного документооборота.

При этом формуляры, которые регулярно используются в делопроизводстве, подразделяются на следующие категории:

  1. Типовой. Он применяется для составления конкретного вида деловой (служебной) бумаги. В качестве характерных примеров можно указать формуляр заявления, распоряжения или какого-либо акта.
  2. Формуляр-образец. Он представляет собой шаблон, то есть стандартный набор элементов документа, расположенных в определенном порядке на бланке. Состав элементов и схема их расположения, предусмотренные образцом, считаются характерными для всех видов бумаг, относящихся к деловым документам.
  3. Индивидуальный. Он разрабатывается и применяется только для отдельных подвидов деловых бумаг. Например, приказ работодателя иметь целый ряд разновидностей – о приеме гражданина на работу, об увольнении сотрудника, о переводе сотрудника на другую должность и прочие. Для каждой такой разновидности применяют свой индивидуальный формуляр.

Как оформляется, какие реквизиты должны присутствовать

Формуляры документов, обязательные реквизиты деловых бумаг и схемы их расположения на бланках регламентируются нормативным актом – официальным стандартом ГОСТ Р 7.0.97-2016. Однако положения данного стандарта используются в делопроизводстве добровольно, что предусмотрено нормами закона «О стандартизации в РФ» № 162-ФЗ от 29.06.2015.

Принцип добровольности подразумевает, что организация самостоятельно принимает решение о применении этого стандарта в своей деятельности. Если указанное решение принимается руководством компании, стандарт становится для такой компании обязательным.

Типовой формуляр включает следующие реквизиты:

  1. Название организации, общие сведения о ней.
  2. Место/дата оформления.
  3. Исходящий регистрационный номер.
  4. Информация об отправителе (составителе, авторе).
  5. Информация об адресате составляемого документа.
  6. Название, отражающее смысл.
  7. Краткая суть.
  8. Основной текст.
  9. Подпись руководителя или иного уполномоченного субъекта.
  10. Информация о наличии документальных приложений.
  11. Информация об исполнителе.
  12. Подтверждение факта исполнения документа.
  13. Информация о наличии электронной версии и месте её хранения.

Формуляром-образцом устанавливаются такие компоненты:

  1. Заголовочный (титульный) блок. Здесь отражаются сведения об авторе, получателе и названии бланка.
  2. Содержательный блок. Он включает краткую суть, основной текст и информацию о наличии документальных приложений.
  3. Оформляющий блок. Этот компонент отвечает за отражение реквизитов, обеспечивающих правовую значимость.

Индивидуальные формуляры в целом ряде случаев не регламентируются как по форме, так и по содержанию, что позволяет при их составлении применять свободные шаблоны и не использовать полные наборы типичных реквизитов.

Образцы

Скачать образцы бланков:

  • общий;
  • документа;
  • угловой бланк письма;
  • продольный бланк письма.

Схемы расположения реквизитов:

Что такое формуляр документа в делопроизводстве - образец для скачивания

Уголовое расположение:

Что такое формуляр документа в делопроизводстве - образец для скачивания

Продольное расположение:

Что такое формуляр документа в делопроизводстве - образец для скачивания

Пример формуляра-образца:

Что такое формуляр документа в делопроизводстве - образец для скачивания

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Розы люксембург 60 гостехнадзор часы работы
  • Реквизиты уфк по нижегородской области 2021
  • Роли пользователей в сбербанк бизнес онлайн
  • Реквизиты уфк по новосибирской области ндфл
  • Ролик натяжителя ремня газель бизнес эвотек