Договор (контракт) состоит из реквизитов (например, номер контракта, адрес) и условий. По юридическому значению условия договора (контракта) делятся на существенные, обычные и случайные.
Важно! Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (ГК РФ. Ст. 432, п. 1).
Иными словами, несоблюдение формы либо недостижение соглашения, а равно отсутствие в договоре хотя бы одного существенного условия влечет следующие правовые последствия: договор считается незаключенным. Формами договора являются: устная и письменная (в т. ч. в форме электронного документа) Отсюда несоблюдение электронной формы договора влечет его незаключение в соответствии со ст. 432 ГК РФ.
Существенными в соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ являются условия:
1) о предмете договора,
2) условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида,
3) условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Отсюда следует вывод, что все условия проекта контракта, размещенного заказчиком, следует отнести к существенным.
Существенными условиями контракта, которые применяются во всех случаях, являются условия:
1) о предмете контракта,
2) цене контракта и порядке оплаты,
3) сроках (периодах) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги,
4) ответственности сторон,
5) приемке продукции,
6) стране происхождения товара.
Кроме того, в отдельные типы контрактов включаются в качестве существенных иные условия.
«При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом» (Закон 44-ФЗ, далее – Закон) (Закон, ст. 34, ч. 2). Однако Федеральный закон от 08.03.2022. № 46-ФЗ (ст. 18, ч. 1, п. 11) установил, что Правительство РФ в 2022 г. вправе принимать решения, предусматривающие, в т. ч., установление порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Такой порядок и случаи изменения существенных условий контракта Правительство установило Постановлением (далее – ПП) от 16.04.2022 № 680, в которое уже 28.07.2022 были внесены изменения ПП РФ № 1344.
Таким образом, случаи изменения существенных условий контракта установлены статьями Закона 51 (ч. 2, п. 2); 95 (ч. 1); 112 (ч. 65.1, ч. 65.2, ч. 70) и ПП РФ № 680.
Итак, рассмотрим установленные случаи изменения условий контракта при его заключении и исполнении.
1. При заключении контракта только в одном случае разрешается внести изменения — при формировании и размещении в единой информационной системе проекта контракта заказчик вправе (за исключением закупки с неопределенным объемов) увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта и начальной (максимальной) ценой контракта (Закон, ст. 51, ч. 2, п. 2).
2. При исполнении контракта допускаются следующие изменения:
2.1) поставка улучшенной продукции. При исполнении контракта (кроме случаев, установленных нормативными правовыми актами (далее – НПА), принятыми в соответствии с ч. 6 ст. 14 Закона (национальный режим) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем допускается поставка товара, работы, услуги (далее – ТРУ), качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и характеристиками, указанными в контракте (ст. 95, ч. 7);
2.2) снижение цены контракта (далее – ЦК) без изменения предусмотренных контрактом количества ТРУ, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта (ст. 95, ч. 1, п. 1.1);
2.3) увеличиваются (по предложению заказчика) предусмотренные контрактом* количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%.
При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства ЦК пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы (далее – ЦЕ) товара, работы или услуги, но не более чем на 10% ЦК.
При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену ЦК исходя из ЦЕ товара, работы или услуги.
ЦЕ дополнительно поставляемого товара или ЦЕ товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной ЦК на предусмотренное в контракте количество такого товара;
2.4) в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 БК РФ, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в т. ч. цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом (ст. 95, ч. 1, п. 6);
2.5) в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии со следующими восемью пунктами части 1 ст. 93 Закона:
1 (товары, работы, услуги, относящиеся к сфере деятельности субъектов естественных монополий);
8 (вода, канализация, тепло);
22 (управление многоквартирным домом);
23 (содержание общего имущества зданий);
29 (энергоснабжение);
32 (аренда здания);
34 (лечение за границей);
51(защита интересов РФ за границей) (ст. 95, ч. 1, п.10)
Остальные случаи, большинство из которых составляет стройка, рассмотрим в продолжение статьи.
Автор: Г.Б. Добрецов
Посмотреть программы обучения и подать заявку можно на сайте:
Вопросы можно задать по телефону или написать WhatsApp:
Агафонов Александр Федорович
Юристконсульт Линии юридических консультаций
Алёшин Игорь Николаевич
Бизнес-консультант, предприниматель, эксперт-практик по оптимизации бизнес-процессов и проектов, руководитель консалтинговой группы AL-BPM.
Алиев Нурлан Арифович
Адвокат. Аспирант, Преподователь в СГЭУ
Антипова Наталья Александровна
Эксперт Линии финансовых и кадровых консультаций, специалист по бюджетному учету.
Башкатов Максим Леонидович
Преподаватель кафедры гражданского права Юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, руководитель направления «Правовое развитие» в Фонде «Центр стратегических разработок», член экспертного совета Службы финансового уполномоченного
Беляева Ольга Александровна
Главный научный сотрудник, завкафедрой частноправовых дисциплин Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, профессор РАН, доктор юридических наук.
Богачева Алла Сергеевна
Специалист в области корпоративного права, юрисконсульт Линии юридических консультаций.
Богунова Наталья Анатольевна
Специалист в области бухгалтерского и налогового учёта
Букина Ольга Александровна
Практикующий аудитор, налоговый консультант, член учебно-методического совета Палаты налоговых консультантов, преподаватель, кандидат экономических наук
Булгаков Александр Николаевич
Юрисконсульт Линии юридических консультаций, советник государственной гражданской службы РФ I класса, специалист в области таможенного права.
Вагнер Станислав Александрович
Генеральный директор ООО «БухгалтерияПлюс», советник государственной гражданской службы РФ 3 класса.
Ветрова Дарья Евгеньевна
Юрисконсульт линии юридических консультаций
Гайдук Лариса Владимировна
Налоговый адвокат, эксперт-практик, аудитор, директор аудиторской компании «Метроэк».
Гусева Наталия Михайловна
Директор Центра образования и внутреннего контроля ИДПО «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2 класса
Данилова Светлана Викторовна
Ведущий специалист учебно-методического центра.
Данякина Елена Ивановна
Сертификаты ДипИФР, CAP, ДипНРФ. Профбухгалтер, преподаватель ИПБ
Дорошенко Мария Валериевна
Генеральный директор компании «LegalPics», преподаватель Российской академии интеллектуальной собственности (РГАИС)
Желудков Анатолий Евгеньевич
Консультант по финансово-управленческому учету, кандидат экономических наук.
Журавлева Ирина Витальевна
Юрист, консультант по кадровому учету и трудовым спорам, научный редактор журнала «Кадровые решения», создатель и преподаватель курса повышения квалификации «Школа кадровика».
Зайцев Михаил Михайлович
Юрист, директор АНО «ИПЦ «Согласие».
Зуйков Александр Константинович
Практикующий юрист по решению внештатных ситуаций в области трудового законодательства, кадровой политики компаний, охраны труда работодателя, взыскания дебиторской задолженности. Автор многочисленных семинаров по вопросам трудового права.
Кайдаш Виктория Александровна
Руководитель отдела семинаров.
Климова Марина Аркадьевна
Независимый консультант-практик по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета и трудового права, кандидат экономических наук.
Котова Любовь Алексеевна
Действительный государственный советник РФ 3 класса, Министерство финансов РФ.
Крутякова Татьяна Леонидовна
Аттестованный преподаватель ИПБ России, автор многочисленных книг и публикаций в профессиональных бухгалтерских изданиях
Леонтьева Татьяна Юрьевна
Ведущий преподаватель Негосударственного образовательного учреждения «Академия кадрового резерва», эксперт, акредитованный Министерством юстиции РФ
Лысов Сергей Владимирович
Член Адвокатской палаты г. Москвы, адвокат АБ «Кульков, Колотилов и партнеры, автор публикаций по вопросам разрешения споров, международного арбитража и банкротства.
Майфет Юлия Юрьевна
Эксперт по налоговому праву, действующий адвокат по налоговым спорам, юрист, кандидат юридических наук, заместитель начальника отдела выездных проверок Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (2009-2015гг.)
Маковская Александра Александровна
Эксперт по гражданскому и корпоративному праву, начальник отдела законодательства о юридических лицах Исследовательского центра частного права им. С.С. Алексеева при Президенте РФ, судья Высшего Арбитражного Суда РФ с 2005 по 2014 год (ВАС с 06.08.2014 включен в состав Верховного суда), имеет первый квалификационный класс судьи, удостоена награды — медаль «За заслуги перед судебной системой Российской Федерации» I и II степеней и звания «Почетный работник судебной системы
Микишанов Алексей Николаевич
Генеральный директор консалтинговой компании «ProBusiness Group», входящей в состав самой крупной российской рекрутинговой сети «ВИЗАВИ Метрополис».
Молочков Андрей Александрович
Специалист в области банкротства
Недозор Александра Александровна
Генеральный директор ООО Юридический центр «Ваше право», юрист
Нефедьева Наталья Геннадьевна
Управляющий директор компании «Ваш, налоговый консультант»
Никитин Роман Игоревич
Юрисконсульт Линии юридических консультаций.
Никифоров Максим Владимирович
Эксперт в области административного права
Николаева Ольга Викторовна
Бизнес-тренер по деловым тематикам, эксперт учебно-методического центра.
Пилипенко Елена Алексеевна
Магистр юриспруденции, член «Ассоциации юристов России», советник гос. гражданской службы 3 класса, руководитель юридического центра.
Плавник Радион Борисович
Главный эксперт по бюджетному учету Международного института сертифицированных бухгалтеров и финансовых менеджеров, аттестованный преподаватель ИПБ России, действительный член Палаты налоговых консультантов России.
Подберёзко Денис Васильевич
Юрист-практик. Сопровождение и организация капитального строительства. Организация бизнес-процессов.
Поликарпова Ольга Валентиновна
Специалист в области бухгалтерского и налогового учета, эксперт Линии финансовых консультаций, налоговый консультант.
Полякова Екатерина Сергеевна
Специалист в области жилищного и семейного права.
Простенко Надежда Владимировна
МВА, аттестованный налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов РФ.
Рабинович Альмин Моисеевич
Руководитель управления бухгалтерского и налогового консалтинга АКГ «Финэкспертиза», кандидат исторических наук, аудитор
Селезнева Галина Анатольевна
Действительный государственный советник РФ 3 класса, Министерство финансов РФ
Смирнова Татьяна Степановна
Эксперт по налогообложению и налоговому контролю, кандидат юридических наук, начальник отдела документальных проверок и ревизий Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ, проводит налоговые проверки организаций — налогоплательщиков различных форм собственности
Тарасов Артем Александрович
Юрисконсульт Линии юридических консультаций.
Тимошина Светлана Вячеславовна
Эксперт в области государственных и муниципальных закупок.
Трусова Эмма Валерьевна
Психолог-консультант, преподаватель, сертифицированный тренер профессионального и личностного роста.
Тюрин Антон Станиславович
Юрисконсульт. Линия юридических консультаций.
Удовик Екатерина Юрьевна
Директор агенства недвижимости «Домлайт», входит в президиум Поволжской Гильдии Риэлторов (ПГР), председатель комитета по PR и связям со СМИ в ПГР.
Ушак Наталья Владимировна
Кандидат экономических наук, доцент, лектор института профессиональных бухгалтеров России, независимый консультант-эксперт в сфере бухгалтерского учёта, налогооблажения и финансов.
Фомин Владимир Михайлович
Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области.
Фисун Екатерина Александровна
Ведущий специалист учебно-методического центра.
Церковников Михаил Александрович
Доцент кафедры обязательственного права Исследовательского центра частного права имени С.С.Алексеева при Президенте РФ, кандидат юридических наук
Шарынина Т.В.
Экономист, финансист, методолог, кризисный менеджер
Шилкина Елена Викторовна
Специалист по охране труда.
Заказать
Если Вы являетесь нашим клиентом, то обязательно заполните ИНН:
Заказать
Если Вы являетесь нашим клиентом, то обязательно заполните ИНН:
На чтение 10 мин Просмотров 68.8к. Опубликовано 25.10.2018 Обновлено 17.02.2023
Развиваю вместе с топовыми экспертами soft и hard skills специалистов в тендерном клубе
Существенные условия контракта по 44-ФЗ – это обязательные положения документа, которые являются его неотъемлемой частью. В контрактном законодательстве определены случаи, когда их можно изменять. Тема актуальна и для заказчиков, и для поставщиков.
Содержание
- Что относится к существенным условиям контракта по 44-ФЗ?
- Изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ
- Изменение условий при заключении контракта по 44-ФЗ
- Нарушение существенных условий контракта по 44-ФЗ
Что относится к существенным условиям контракта по 44-ФЗ?
В ч.13 ст.34 перечислены условия, которые являются обязательными для контрактов по 44-ФЗ — это одновременно общие обязательные условия договора по гражданскому законодательству для того или иного договора и специальные, которые прописаны в контрактном законодательстве.
Согласно ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Таким образом, существенными условиями контракта (сокращенно СУК) являются такие условия, без которых документ считается недействительным, а также в отношении которых должно быть достигнуто соглашение.
Что относится к обязательным положениям по 44-ФЗ?
- Цена.
- Срок действия.
- Срок выполнения обязательств.
- Предмет контракта (наименование товаров, работ или услуг).
- Способ и размер ОИК, а также срок действия и возврата обеспечения.
- Количество товара, объем работ (услуг).
- Порядок и дата приемки товара (результата работ).
- Порядок и сроки оплаты.
- Ответственность поставщика и заказчика (размер штрафных санкций).
- Иные требования, имеющие существенное значение в контексте заключенного договора.
- Уменьшение оплаты по контракту на размер обязательных платежей (включая налоги, сборы), связанных с оплатой обязательств, если их в бюджеты бюджетной системы перечисляет заказчик. Например, если поставщик — физлицо, заказчик выполняет функции налогового агента и уменьшает цену госконтракта на налог на доход физлиц (НДФЛ).
- Источники финансирования.
Госучреждения, которые являются получателями средств федерального бюджета в случаях, указанных в 459-ФЗ от 29.11.2018, в текст договора добавляют существенное условие о казначейском сопровождении целевых средств, а в некоторых случаях — и о казначейском обеспечении обязательств.
В ч.1 ст.34 44-ФЗ сказано, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением (приглашением принять участие в закупке), документацией о закупке, заявкой участника закупки. Соответственно, положения указанные во всех этих документах также относятся к существенным.
Также в п.2 письма МЭР № Д28и-2286 от 03.08.2015 года по поводу СУК сказано следующее:
“Закон № 44-ФЗ не раскрывает содержание понятия “существенные условия контракта”. Вместе с тем в статье 34 Закона № 44-ФЗ определены обязательные условия исполнения контракта.
Учитывая, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается, в том числе на положениях ГК РФ, контракт, заключенный в рамках Закона № 44-ФЗ, должен содержать обязательные условия, предусмотренные статьей 34 Закона № 44-ФЗ, и соответствовать требованиям, установленным ГК РФ в зависимости от предмета контракта.”
Для того чтобы в дальнейшем избежать спорных ситуаций с поставщиками некоторые заказчики прямо прописывают в договоре, какие условия являются существенными и не подлежат изменению.
Изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ
По общему правилу изменение СУК по 44-ФЗ не допустимо. Однако в ст.95 44-ФЗ перечислены случаи, в которых допускается изменение таких условий по соглашению сторон. Главное, чтобы такая возможность была предусмотрена Заказчиком в документации о закупке и самом договоре.
Итак, что же можно изменить?
- Цену договора по соглашению сторон без изменения количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий договора;
- Цену договора, если не более чем на 10% изменяется количество товара, объем работы или услуги;
- Цену договора, если изменились регулируемые тарифы (газ, свет, вода, теплоснабжение);
- Цену, количество товара (объем работы или услуги), сроки выполнения, если казенному учреждению уменьшили лимиты;
- Цену договора при изменении перечня услуг при лечении гражданина РФ за границей;
- Количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право Заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе.
- Качество, технические и функциональные характеристики товара в сторону их улучшения.
Отдельно отметим специально установленные основания для изменения контрактов на выполнение строительных работ (строительство, реконструкция, капремонт, снос объекта капитального строительства, осуществление работ по сохранению объектов культуры (п. 1.3, пп. 8, 9, 11 ч. 1, ч. 1.2 ст. 95 44-ФЗ).
Согласно чч. 1.3 — 1.6 ст.95 указанные в ч.1 ст.95 изменения возможны при условии предоставления поставщиком ОИК, если такие изменения ведут к возникновению новых обязательств поставщика, не обеспеченных ранее предоставленным ОИК, и если при определении исполнителя было установлено требование обеспечения исполнения контракта в соответствии со ст. 96 44-ФЗ.
Полный перечень оснований для изменения существенных условий контракта дается в ч.1, 1.2 и 7 ст.95 44-ФЗ.
Факт внесения корректировок в существенные пункты контракта оформляется дополнительным соглашением.
Изменение условий при заключении контракта по 44-ФЗ
Если договор заключается по результатам электронного конкурса, электронного аукциона, закрытого электронного конкурса, закрытого электронного аукциона, то стороны по соглашению могут увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, и НМЦК (п.2 ч.2, пп. «б» п.2 ч.3, пп. 2 и 3 ч.4 ст.51, ч.13 ст.75, ч.8 ст.76 44-ФЗ).
Если заключается по результатам электронного запроса котировок, закрытого конкурса, закрытого аукциона, то у сторон отсутствует такая возможность (п.4 ч.6 ст.50, ч.14 ст.73, ч.8 ст.74 44-ФЗ).
Также у сторон нет такой возможности и в случаях, указанных в ч.24 ст.22 44-ФЗ, когда объем исполнения по контракту невозможно рассчитать на момент его заключения (п.2 ч.2 ст.51 44-ФЗ).
Нарушение существенных условий контракта по 44-ФЗ
Стороны не могут изменять существенные положения, если на это нет оснований в 44-ФЗ. Например, что нельзя поменять:
- Страну происхождения товара, если о запрете говорится в НПА, относящихся к нацрежиму по ч.6 ст.14 44-ФЗ.
- Исполнитель, кроме уступки третьей стороне права требования к заказчику об исполнении денежного обязательства (п. 17 обзора судебной практики Президиума Верховного Суда от 28.06.2017).
- Предмет договора.
- Иные положения, которые не касаются ст. 95 44-ФЗ.
Как для поставщика, так и для заказчика нарушение СУК может обернуться штрафными санкциями (штрафы и пени), либо может и вовсе привести к расторжению договора. Штрафы и пени для заказчиков и поставщиков рассчитываются в соответствии с требованиями ПП РФ № 1042 от 30.08.2017 г.
Для поставщика одностороннее расторжение договора по инициативе заказчика может привести еще к более серьёзным последствиям — включению информации о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Согласно ч.4 ст.7.32 КоАП РФ изменение обязательных пунктов, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей; на юридических лиц — 200 000 рублей.
Согласно ч.5 ст.7.32 КоАП РФ изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, юридических лиц в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения.
Как вы понимаете, изменение и нарушение положений, указанных в договоре, дело очень серьезное. Поэтому к решению таких вопросов нужно подходить с большой ответственностью.
На этом наша статья подошла к концу. Если информация была для вас полезной, ставьте лайки, делайте репосты и делитесь этой информацией со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.
Развиваю вместе с топовыми экспертами soft и hard skills специалистов в тендерном клубе
Я искренне вам завидую! Когда в 2002 году я только начинал заниматься госзакупками, подобных ресурсов в интернете не было. А также не было курсов и обучающих программ. Всю информацию приходилось собирать по крупицам и набивать шишки на собственном опыте. Сейчас же информации по госзакупкам в открытом доступе хоть отбавляй. Как говорится, бери и внедряй. Но многие просто не могут заставить себя этого сделать. Не хватает времени, дисциплины а также мотивации. Если вы давно мечтали освоить эту тему, а также начать зарабатывать на тендерах, то я приглашаю вас на наш бесплатный 5-ти дневный марафон «Специалист по тендерам». На нем мы перейдем от пустых мечтаний к реальным действиям. Готовы? Тогда переходите по ссылке ниже и занимайте себе место.
>>>Бесплатный 5-ти дневный марафон «Специалист по тендерам»<<<
Развиваю вместе с топовыми экспертами soft и hard skills специалистов в тендерном клубе
Телеграм-чат
Подписывайтесь на наш Телеграм-чат. Здесь вы получите все самое интересное и актуальное по теме госзакупок. В чате общаются тендерные специалисты, поставщики, заказчики, представители сервисов. А по средам проводим live-трансляции, на которых обсуждаем последние новости из сферы госзакупок и делимся рабочими инструментами.
Уважаемые заказчики, вы помните, как наше управление штрафовало Вас за то, что на пени, штрафы в контрактах вы ссылались только на Постановление Правительства и искренне не понимали за что мы вас штрафуем.
Вот Вам ответ:
В случае, когда величина штрафа не определена, условие о неустойке за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту признается несогласованным.
К данному выводу пришел суд кассационной инстанции, отказав заказчику во взыскании штрафа с исполнителя, который нарушил условия контракта.
Согласно заключенному контракту стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение его условий. При этом конкретный размер штрафа, исчисляемый в том числе с учетом законодательства о контрактной системе, в контракте предусмотрен не был.
Суд также учел, что заказчик не доказал факт ненадлежащего исполнения контрагентом условий контракта.
Документ: Постановление АС Северо-Западного округа от 14.10.2015 по делу N А56-73983/2014
Еще один актуальный вопрос: можно ли применить к контрактам по 44-ФЗ 425- ГК
Письмо от 3 августа 2015 г. N Д28и-2286
В соответствии с пунктом 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона N 44-ФЗ закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 44-ФЗ определение поставщика начинается с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом N 44-ФЗ случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается заключением контракта.
Таким образом, применение положений пункта 2 статьи 425 ГК РФ не представляется возможным к отношениям, регулируемым Законом N 44-ФЗ, в связи с тем что обязательственные правоотношения между заказчиком и поставщиком начинаются исключительно с момента заключения контракта.
Вопрос: что такое «существенные условия контракта по 44-ФЗ» и указание на источник финансирования — это существенное условие?
Закон N 44-ФЗ не раскрывает содержание понятия «существенные условия контракта». Вместе с тем в статье 34 Закона N 44-ФЗ определены обязательные условия исполнения контракта.
Учитывая, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях ГК РФ, контракт, заключенный в рамках Закона N 44-ФЗ, должен содержать обязательные условия, предусмотренные статьей 34 Закона N 44-ФЗ, и соответствовать требованиям, установленным ГК РФ в зависимости от предмета контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки содержит в том числе информацию об источнике финансирования.
При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 Закона N 44-ФЗ и статьей 95 Закона N 44-ФЗ.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Таким образом, по мнению Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России, изменение источника финансирования в ходе исполнения контракта является существенным изменением.
Вопрос
В контракте исполнитель неправильно указал свое наименование и реквизиты. Стоит ли расторгать этот договор и заключать новый или можно обойтись дополнительным соглашением? Свои обязательства по контракту исполнитель выполнил, но из-за неправильных реквизитов мы не можем оплатить.
Ответ
В данном случае имеет существенное значение, какие из реквизитов неправильно указаны.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Если в контракте указаны абсолютно другое наименование, ИНН поставщика (подрядчика, исполнителя), по которым невозможно идентифицировать победителя закупки, то такой контракт подлежит расторжению, как заключенный не с участником (победителем) закупки в нарушение Закона N 44-ФЗ, т.к. в данное обстоятельство может быть расценено контролирующим органом как перемена поставщика (подрядчика, исполнителя).
Обоснование
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закона N 44-ФЗ) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Закона N 44-ФЗ (часть 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
Согласно статье 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу положений Закона N 44-ФЗ существенными условиями контракта являются следующие:
— о цене контракта (ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);
— об ответственности заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика) (ч. 4 — 6, 7 — 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);
— о порядке и сроках оплаты товара, работы, услуги (п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Учитывая изложенное, в случае изменения банковских реквизитов для оплаты товаров, работ, услуг по заключенному контракту, а также адреса места нахождения поставщика (подрядчика, исполнителя) стороны вправе заключить дополнительное соглашение к такому контракту (Письмо Минэкономразвития России от 31.03.2016 N Д28и-854).
В соответствии с ч. 5 ст. 95 Закона N 44-ФЗ не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя) при исполнении контракта. Исключение возможно лишь в случае правопреемства вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.
Таким образом, если в контракте указаны абсолютно другое наименование, ИНН поставщика (подрядчика, исполнителя), по которым невозможно идентифицировать победителя закупки, то такой контракт подлежит расторжению, как заключенный не с участником (победителем) закупки в нарушение Закона N 44-ФЗ, т.к. в данное обстоятельство может быть расценено контролирующим органом как перемена поставщика (подрядчика, исполнителя).
На вопрос отвечала: С. А. Токмина, |
Определение существенных условий контракта звучит в гражданской кодексе следующим образом:
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение
Статья 432. Гражданский кодекс РФ.
В самом ГК в качестве существенных условий перечислены: предмет, цена и сроки
Статья 34 Закона № 44-ФЗ расширяет данный список:
Условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.
Условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги. При этом Законодатель определил эти сроки: срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более 7 (конкурентная закупка), 10 (едпоставщик) дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством РФ.
Условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом
Условия о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств
В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа
Об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком
В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 — 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В контракт включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
В контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае заключения контракта с СМП и СОНО такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
В контракт включается дополнительное условие о продаже лесных насаждений для заготовки древесины при заключении контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов.
ПОСЛАБЛЕНИЯ К КОНТРАКТАМ
При заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктом 1, пунктами 4 и 5 (за исключением контрактов, заключенных в соответствии с частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), пунктами, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51 — 53 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, требования частей 4 — 9 (ответственность), 11 — 13 настоящей статьи (сроки оплаты, приемки) заказчиком могут не применяться к указанному контракту.
В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ для совершения сделок.
Отдельные условия для контрактов:
Заказчик вправе заключить контракт жизненного цикла в случае, если предметом такого контракта являются новые машины и оборудование, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
Предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В случае, если Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона в отношении конкретной закупки принято решение о необходимости включения в контракт дополнительных условий его исполнения, в том числе не связанных с предметом контракта, в документации о закупке должна быть указана информация о таких дополнительных условиях.
При заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено документацией о закупке. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении закупки.
Контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если будет установлена личная заинтересованность руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта. Такая заинтересованность заключается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц.
Условия при превышении цены контракта, установленной Правительством Российской Федерации
- В контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
- Информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.
- В случае непредоставления заказчику указанной информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) информация об этом размещается в единой информационной системе. Непредоставление указанной информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не влечет за собой недействительность заключенного контракта по данному основанию.
Также Правительство Российской Федерации вправе определить:
1) порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта;
2) требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
- Несущественные условия контракта по 44-ФЗ
- Как изменить несущественные условия контракта по 44-ФЗ на этапе заключения и исполнения
- Существенные условия контракта по 44-ФЗ
- Можно ли изменить существенные условия контракта по 44-ФЗ
- Как происходит изменение цены контракта по 44-ФЗ
- Примеры из судебной практики
В целом изменение условий контракта по 44-ФЗ законом не предусмотрено. Однако существуют два специальных правила, позволяющие это сделать. Именно на них нужно опираться при желании внести коррективы в уже подписанный договор.
Лояльнее закон относится к изменениям несущественных условий, в то время как изменение важных критериев регламентировано жестче. В каких случаях возможно инициировать процедуру изменения условий контракта и что при этом нужно учитывать, читайте в нашем материале.
Несущественные условия контракта по 44-ФЗ
Нередко в договор приходится вносить изменения, которые не могут повлиять на итог выполнения работ. Закон 44-ФЗ обозначает такие действия как корректировку несущественных положений.
В законе 44-ФЗ жестко зафиксированы правила для внесения поправок в наиболее значимые пункты соглашения. Но возникают сложности, когда во время выполнения обязательств по договору одному из участников приходится прибегнуть к изменению несущественных условий контракта по 44-ФЗ.
Дело в том, что в данном федеральном законе и ГК РФ нет объяснения, что именно входит в понятие несущественных положений. Согласно главе 28 ГК РФ, речь идет о параметрах, которые не могут значительно сказаться на данном виде сделки и не предполагают получения согласия обоих участников соглашения. Получается, что после внесения подобных поправок по контракту ТРУ должны быть предоставлены на изначально запланированных условиях.
Не затрагивая ключевые аспекты, допускается изменить такие разделы договора, как:
- Реквизиты для оплаты. При необходимости исправляются счета обоих участников, для расчетов используются услуги другого банка.
- Местонахождение организаций. Адрес, контактную информацию можно изменить, не получая разрешения второго участника.
- Случайно допущенные неточности. Могут устраняться любые опечатки при указании компаний, фамилий, имен, отчеств заказчика или продавца, ошибки, из-за которых спецификация не совпадает с ценой соглашения.
Принцип изменения условий контракта по 44-ФЗ зависит от конкретного этапа сделки. Именно на этом вопросе остановимся в следующем разделе.
Изменение несущественных условий контракта по 44-ФЗ на этапе заключения и исполнения
- Этап заключения.
Если поставщик хочет изменить несущественные положения договора, ему необходимо подготовить протокол разногласий с указанием причин для подобных действий. Допустим, организация снимает помещение, находящееся по новому адресу, а значит, реквизиты нужно исправить.
Если для проведения тендера была выбрана электронная форма, то передача протокола разногласий поставщиком осуществляется через ЭТП. В случае, когда заказчику нужно исправить несущественные положения, он отзывает бумаги для доработки, после чего еще раз отправляет продавцу.
Протокол, контракт после доработки обязательно проверяются, чтобы не допустить случайного нарушения закона, позволяющего проводить лишь незначительные изменения условий государственного контракта по 44-ФЗ.
После предоставления исполнителем указанного выше протокола заказчик исправляет текст и отдает документ на подпись второй стороне.
Иногда в контракте обнаруживается техническая ошибка, закон 44-ФЗ позволяет ее исправить. Но тогда стороны должны подписать документ, опубликовать его в ЕИС и только после этого можно корректировать текст соглашения.
Как показывает практика, при обнаружении незначительной неточности лучше просто подписать бумаги. Правда, в некоторых случаях ошибка может сильно сказаться на итоге работ по договору, кроме того, при ее обнаружении проверяющие выпишут штраф. Избежать этого позволяет протокол разногласий, своевременное исправление договора.
Согласно закону, спецификация может быть изменена, например, если требуется устранение технической ошибки при расчетах, когда соглашение уже попало в реестр контрактов. Стороны обнаруживают неточность, регистрируют договор в ЕИС, подготавливают дополнительное соглашение, в котором фиксируют новые условия.
- Этап исполнения.
На данном этапе используется уже описанный выше подход. Порядок изменения условий контракта по 44-ФЗ требует составления уведомления, оценки предложений стороны, которая не согласна с актуальным текстом документа, подготовки дополнительного соглашения.
Заказчик со своей стороны обязан составить акт корректировки и разместить его в ЕИС.
Существенные условия контракта по 44-ФЗ
Закон 44-ФЗ не устанавливает, какие именно условия договора относятся к существенным, – необходимые сведения можно найти в ст. 432 ГК РФ. Последняя фиксирует, что существенными являются условия о предмете соглашения, а также положения, признанные законом либо другими действующими правовыми актами существенными/необходимыми для контрактов данного вида. Кроме того, к данной категории относятся условия, при изменении которых необходимо получить согласие второй стороны.
Иными словами, существенными считаются условия, за счет которых договор получает юридическую силу и по которым стороны должны изначально договориться.
В их число входят:
- цена;
- срок действия соглашения;
- период выполнения условий договора;
- предмет закупки;
- количество необходимых ТРУ;
- порядок, сроки оплаты;
- ответственность сторон, в том числе размер штрафных санкций;
- другие значимые для конкретного соглашения положения.
Часть 1 ст.34 закона 44-ФЗ устанавливает, что при заключении договора отталкиваются от положений, зафиксированных в извещении о закупке, тендерной документации, заявке исполнителя и его окончательном предложении. Отметим, что все они считаются существенными условиями договора.
В пункте 2 письма Минэкономразвития № Д28и-2286 от 03.08.2015 г. подчеркнуто, что закон 44-ФЗ не позволяет понять, какие пункты договора относятся к существенным. В ст. 34 данного ФЗ перечислены обязательные условия предоставления ТРУ в рамках закупки.
Любая деятельность в сфере закупок осуществляется с учетом как закона 44-ФЗ, так и положений Гражданского кодекса РФ. Поэтому при подписании договора по 44-ФЗ в него вносят обязательные условия из ст. 34 данного нормативного акта, а также опираются на требования ГК РФ. Последние во многом зависят от предмета закупки.
Не желая попасть в неприятную ситуацию, заказчики иногда обозначают в контракте перечень условий, не поддающихся изменениям в процессе предоставления ТРУ, так как являются существенными.
Можно ли изменить существенные условия контракта по 44-ФЗ
В законе 44-ФЗ отсутствует возможность изменения таких условий контракта. Но в ст.95 закона 44-ФЗ названы ситуации, в которых единый принцип может быть нарушен при достижении договоренности между сторонами соглашения. Оговоримся, что поправки допустимы, если заказчик заранее указал подобный вариант развития событий в документации.
Могут быть изменены такие условия:
- цена договора при наличии согласия сторон, сохранении объема, качества ТРУ и отсутствия поправок в других положениях;
- стоимость контракта, когда объем предоставляемых ТРУ исправляется максимум на 10 %;
- цена соглашения, при условии, что регулируемые тарифы оплаты газа, света, воды, теплоснабжении выросли/упали;
- стоимость, объем ТРУ, сроки предоставления услуг, если сокращены лимиты, выделенные госучреждению для осуществления закупочной деятельности;
- цена договора после корректировки перечня услуг, когда речь идет об оказании медицинских услуг россиянину за пределами страны;
- объем ТРУ на сумму в пределах разницы между ценой выигравшего участника и НМЦК, если в документации по закупке было указана подобная возможность;
- качество, технические характеристики, функционал товара, при условии, что данные показатели будут изменены в лучшую сторону.
Важно! Названные изменения условий контракта по 44-ФЗ не допускаются на стадии подписания бумаг. Чтобы исправить договор по одному из указанных пунктов, необходимо подписать дополнительное соглашение.
Изменение цены контракта по 44-ФЗ
Закон 44-ФЗ позволяет назначить новую цену договора в ряде случаев:
- При подписании соглашения с иностранной организацией, по которому гражданину РФ будут предоставляться медицинские услуги за пределами страны. Тогда цена может измениться в любую сторону при наличии соответствующих медицинских показаний. Отметим, что данную возможность нужно изначально зафиксировать в договоре.
- При наличии соответствующего решения Правительства РФ, если цена контракта, целью которого является обеспечение федеральных нужд в течение минимум 3 лет, равна либо превышает установленный Правительством РФ предел в 10 миллиардов рублей. При этом работа по соглашению является невозможной по независящим от его участников обстоятельствам без поправки условий.
- На основании решения высшего исполнительного органа региональной власти, если для обеспечения нужд субъекта был заключен контракт на 3 года и более, а его цена составляет или превышает размеры, зафиксированные на правительственном уровне. Такая максимальная сумма составляет 1 млрд рублей. Кроме того, без изменения условий контракта по 44-ФЗ его исполнение невозможно по независящим от сторон обстоятельствам.
- После решения городской администрации, когда для обеспечения муниципальных нужд заключен договор на год и более, а его цена равна или выше 500 миллионов рублей, что является предельным порогом, установленным Правительством РФ для такого типа контрактов. В данном случае работы по соглашению также должны быть неосуществимы без изменения условий по причине обстоятельств, на которые стороны не могут повлиять.
Примеры из судебной практики
Пример 1.
Заказчик и продавец оформили дополнительное соглашение, чтобы поднять цену договора на 10 %. Данные действия оказались расценены как нарушение, после чего заказчик был привлечен к административной ответственности по ч. 5 ст. 7.32 КоАП РФ и должен был выплатить 1 млн рублей в виде штрафа. Проверяющие посчитали недопустимым, что такие изменения условий контракта по 44-ФЗ привели к дополнительному расходованию свыше 900 000 рублей из бюджета.
Покупатель не согласился с таким решением и обратился в суд. Последний встал на сторону заказчика, отметив, что цена договора изменилась не более чем на 10 % от изначально установленной суммы. Также необходимость выполнения дополнительных работ была согласована сторонами, после чего все необходимые услуги были оказаны. Иными словами, требование пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ не нарушено (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.02.2017 г. № Ф04-7084/2017).
Пример 2.
Достаточно часто в практике госзакупок встречается ситуация, когда исполнитель выполняет дополнительные работы, не подписав дополнительного соглашение к контракту, при этом сумма превышает 10 % от цены договора. После чего он обращается к покупателю с требованием оплаты. Однако пока отсутствуют изменения условий контракта, по 44-ФЗ у заказчика нет оснований платить продавцу.
Был подписан муниципальный контракт, по которому исполнитель должен был построить объект. Подрядчик указал, что проект не соответствует сметной документации, так как были произведены дополнительные работы, которые изначально не предполагались договором, в результате увеличились срок и его стоимость. Поэтому исполнитель направил заказчику предложение о заключении дополнительных соглашений, по которым продляется срок на выполнение работ и цена возрастает примерно на 15 %.
Заказчик подписал только соглашение об увеличении цены на 10 %. Так как исполнитель выполнил больший объем работ, он направил жалобу в суд.
Однако он получил отказ суда, поскольку оказывал услуги без соответствующего документального обязательства. Исполнитель не смог доказать, что выполнение таких работ не могло быть отложено и он действовал в интересах охраняемого публичного интереса, а у заказчика отсутствуют претензии по объему и качеству работ (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.04.2017 г. № Ф01-1334/2017).
Подобные ситуации зафиксированы в Постановлениях Арбитражного суда ДФО от 07.12.2016 г. № Ф03-5719/2016, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.11.2016 г. № Ф04-4859/2016, Арбитражного суда СЗФО от 14.12.2016 г. № Ф07-11988/2016.
Пример 3.
В августе 2014 года был подписан государственный контракт, по которому до 31.10.2014 г. должна была выполняться реконструкция автомобильной дороги. Но так как процедура размещения госзаказа длилась слишком долго, заказчик направил письмо в Управление проектирования и строительства автодорог о переносе ввода объекта в эксплуатацию на 2015 год и о рассмотрении новой разбивки бюджетных инвестиций.
Управление сократило лимиты бюджетных обязательств на 2014 год по данному объекту и уточнило госзадание на выполнение работ. В результате была уменьшена сумма, выделенная на заключенный контракт в 2014 году. Поэтому заказчик счет необходимым подготовить дополнительное соглашение, по которому завершение работ было сдвинуто на 31.10.2015 г.
Росфиннадзор провел ревизию, после чего выставил учреждению представление об устранении нарушений. Решением суда действия заказчика были признаны обоснованными, а предписание утратило свою силу (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.03.2017 г. № Ф02-7880/2016).
Пример 4.
Договор на энергоснабжение может содержать пункт, по которому устанавливается определенная сумма по регулируемым ценам и еще одна по нерегулируемым ценам. Немаловажно, что в части стоимости по нерегулируемым ценам сумма считается твердой и фиксируется на все время осуществления работ по данному соглашению. В части стоимости по регулируемым ценам возможно изменение данного условия контракта по п. 5 ч. 1 ст. 95 закона 44-ФЗ от 05.04.2013 г. Данный критерий не может быть оспорен (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.01.2017 г. № Ф04-5855/2016).