Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу
1. Правительство Российской Федерации вправе определить особенности осуществления конкретной закупки, в том числе установить способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не предусмотренный статьей 24 настоящего Федерального закона, а также в целях создания для Российской Федерации дополнительных технологических и экономических преимуществ (в том числе встречных обязательств) вправе определить дополнительные условия исполнения контракта, не связанные с его предметом.
2. Порядок осуществления закупок, установленный настоящим Федеральным законом, применяется к закупке, в отношении которой Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи установлены особенности ее осуществления и (или) дополнительные условия исполнения контракта, с учетом таких особенностей и (или) таких условий.
С 2022 года действуют новые правила ведения реестра контрактов в ЕИС по 44-ФЗ, заключенных заказчиками. Учитывайте обновления при регистрации записи о государственном или муниципальном контракте в Единой информационной системе.
Проверка информации о заключенном контракте
Порядок ведения контрактного реестра закреплен в ст. 103 44-ФЗ с последними изменениями в 2022 году. Заказчики обязаны регистрировать заключенные контракты в ЕИС. В реестре отражают сведения о заключении и внесении изменений в соглашения, а сроки направления отличаются по видам процедур. Информацию направляют:
- в течение 5 рабочих дней с даты заключения соглашения;
- в течение 3 рабочих дней с даты заключения контракта по итогам электронных процедур (с 01.04.2023 — о заключении, с 01.07.2023 — о внесении изменений).
Вот как выглядит реестр муниципальных контрактов и госконтрактов в ЕИС:
Формирует и ведет реестр госконтрактов Федеральное казначейство. Заказчики предоставляют казначеям информацию для включения в реестровую запись Единой информационной системы (ч. 1, 3, 4 ст. 103 44-ФЗ).
В 2022 году правила ведения перечня контрактов изменили. Новый порядок закреплен в Постановлении Правительства № 60 от 27.01.2022.
Сведения о заключенном контракте обязательно проверяют. Перечень информации, которую надо включить в реестровую запись контракта в ЕИС, приведен в п. 10 правил из ПП РФ № 60. А в пп. «д» п. 18 правил указаны реквизиты, которые контролеры проверяют на соответствие условиям госконтракта.
Список заключенных соглашений опубликован в открытой части сайта: реестр контрактов в закрытой части сайта не ведется. В закрытой части тоже публикуют информацию о госконтрактах, но только о тех, которые не доступны широкому кругу пользователей, — с гостайной или по решению правительства.
Необязательные реквизиты для контракта
Некоторые реквизиты надо включать в реестр, хотя они и не обязательны для госконтрактов. Требования к содержанию соглашений прописаны в Федеральной контрактной системе (ст. 34 44-ФЗ). А в правилах закреплено, что ведение реестра контрактов предусматривает включение информации, необязательной для госконтракта. Это касается некоторых кодов:
- ОКОПФ — организационно-правовая форма заказчика;
- ОКПД2 — классификация продукции по видам экономической деятельности;
- КБК — код бюджетной классификации для оплаты по контракту;
- КВР — код вида расходов.
Кроме того, в реестре надо указывать способ определения поставщика и размер аванса. Эти реквизиты проверяют на соответствие условиям госконтракта, если они в нем указаны. Но поскольку эта информация в соглашении не обязательна, ее отсутствие в контракте не является основанием для отрицательного результата проверки.
Но есть важный нюанс. Контролеры проверяют непревышение объема финансового обеспечения по плану-графику над объемом финансирования, доведенным заказчику на осуществление закупки по извещениям и условиям контрактов (ч. 5, 5.1 ст. 99 44-ФЗ). Проверку проводят по информации, опубликованной в Единой информационной системе. Финансирование проверяют по каждому КБК (п. 14 правил контроля из ПП РФ № 1193 от 06.08.2020).
Кроме того, проверят и КВР по источнику финансирования и его соответствие объекту закупки, который указан в извещении и проекте контракта в ЕИС в случаях, предусмотренных п. 2, 3, 6, 7, 10-14, 16, 17, 19, 22, 31-33,35, 37-39, 47, 48, 54, 55 ч. 1 ст. 93 Федеральной контрактной системы (пп. «г» п. 11 правил контроля). Это означает, что коды бюджетной классификации и вида расходов надо указывать и в проекте контракта, и в самом госконтракте.
Проверка размера обеспечения госконтракта и обеспечения гарантийных обязательств
Обеспечение исполнения и гарантийных обязательств по контракту проверяют, если их вносят в форме денежных средств (пп. «д» п. 18 правил № 60). Но для СМП сделали исключение: им не надо предоставлять обеспечение исполнения и гарантийных обязательств, если участник предоставит подтверждение из реестра контрактов (ч. 8.1 ст. 96 44-ФЗ).
Даже если по условиям госконтракта требуется обеспечение, субъекты малого предпринимательства его не предоставляют. А это означает, что сведения об обеспечении не включаются в реестр контрактов. Информацию об освобождении поставщика от обеспечения тоже не показывают в госреестре. И отсутствие таких условий в закупках не является нарушением только для СМП. Во всех остальных случаях несоответствие информации повлечет отрицательный результат проверки.
Аванс по контрактам на оказание коммунальных услуг
Сведения о размерах авансирования по госконтракту и по каждому его этапу надо включать в госреестр (пп. «и» п. 10 правил). При реализации этапа аванс отражают в виде процента цены этапа. В функционале ЕИС тоже предусмотрена такая возможность: авансирование показывают либо в процентном, либо в денежном выражении. Система автоматически пересчитывает показатель в процентное или денежное выражение соответственно.
Для госконтрактов на оказание коммунальных услуг действуют специальные правила расчета аванса. Его рассчитывают по плановому или фактическому объему потребления, и в денежном выражении он отличается от периода к периоду. В реестре ЕИС авансы по коммуналке показывают только в процентном выражении.
Информация об агенте по сбору платежей, который не является стороной госконтракта
В госконтракте по 44-ФЗ нельзя указывать несколько поставщиков. По правилам, заказчик платит непосредственно поставщику, подрядчику или исполнителю (п. 2 ч. 1 ст. 94 44-ФЗ). Оплата товаров, работ и услуг контрагенту, который не является стороной контракта, не предусмотрена (письма Минфина № 24-01-06/104735, 24-03-08/104809 от 01.12.2020). Такие платежи не санкционируют. В госреестре соглашений по 44-ФЗ такие сведения не показывают.
Информация об исполнении госконтракта
По правилам, обязательно и размещение в ЕИС информации об исполнении контракта по 44-ФЗ в 2022 году — отражают и исполнение госконтракта, и отдельного его этапа (п. 11 правил). В госреестр включают информацию и документы:
- о приемке товаров, работ, услуг — не позднее одного рабочего дня после дня их подписания, а если подписали в ЕИС (электронное актирование), отправьте сведения в день подписания;
- об оплате поставки или аванса по товарам, работам, услугам — размещение платежного поручения в ЕИС в 2022 году проводится в течение пяти рабочих дней со дня после подписания документов, а с 01.01.2023 сроки направления информации изменятся;
- о договорах с соисполнителями, субподрядчиками из числа СМП и СОНКО (ч. 6 ст. 30 44-ФЗ);
- о применении мер ответственности и совершении других действий, если стороны нарушили условия госконтракта.
А если госконтракт расторгли или признали недействительным в суде, включите в реестровую запись (п. 13 правил):
- информацию и документы о расторжении соглашения — решение об одностороннем отказе от исполнения и проч.;
- информацию о признании госконтракта недействительным.
Если из-за расторжения соглашения заказчику или поставщику причинен ущерб, в госреестр вносят сведения об уплате возмещения такого ущерба. Информацию о расторжении или признании договора недействительным направляют казначеям в течение пяти рабочих дней со дня после расторжения соглашения. Если госконтракт заключили по результатам электронных процедур, отчитайтесь о расторжении в течение трех рабочих дней.
С 01.07.2023 срок подачи сведений сократят с пяти до трех рабочих дней. А соглашения о расторжении договора начнут подписывать в ЕИС.
Контракты, которые не надо включать в реестр
Есть соглашения, которые не надо регистрировать в ЕИС. К ним относятся (ч. 1 ст. 103 44-ФЗ, п. 6 правил):
- госконтракты с единственным поставщиком, которые заключили по п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Не регистрируют соглашения с единственным поставщиком на закупку работ, услуг по техобслуживанию, эксплуатационному контролю зданий, сооружений, работ по сохранению объектов культурного наследия, содержанию и ремонту общего имущества в здании, одного или нескольких нежилых помещений заказчика, услуг по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, теплоснабжению, газоснабжению, услуг по охране, по обращению с ТКО. Но только если все эти работы оказываются другому лицу или другим лицам, которые используют нежилые помещения в здании заказчика (п. 23 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
- соглашения с едпоставщиком на закупку Росстатом и его подразделениями у физлиц работ по сбору, обработке первичных статистических данных (п. 42 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
- госконтракты с единственным поставщиком на закупку библиотеками, образовательными учреждениями, научными организациями услуг по предоставлению права доступа к зарубежным базам данных, к базам данных международных индексов научного цитирования из правительственного перечня (п. 44 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
- договоры с едпоставщиком на закупки у физлиц за счет финансовых средств, которые выделили на оперативно-розыскную деятельность (п. 46 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
- госконтракты, заключенные заказчиками, которые работают и заключают соглашения на территории иностранных государств.
Кроме того, не надо вносить реестровые записи по госконтрактам с особенностями, определенными российским правительством, из-за которых нельзя размещать сведения в ЕИС (ч. 1 ст. 111 44-ФЗ). А вот соглашения с единственным поставщиком по ч. 12 ст. 93 44-ФЗ — исключение. Заказчики обязаны регистрировать такие сведения в Единой информационной системе.
Общая информация о закупке
Закрытый аукцион с учетом положений ст. 111 Закона № 44-ФЗ
Заказчик
Проведение работ по техническому обслуживанию и
планово-предупредительному ремонту кондиционеров (сплит-систем)
Реквизиты нормативного правового акта, являющегося основанием для осуществления закупки с
учетом положений статьи 111 Федерального закона № 44-ФЗ
Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2017 г. №1428 «Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства».
Определение поставщика завершено
Номер типовых условий контракта
Связь с типовым контрактом, типовыми условиями контракта не установлена
29.06.2021 09:00 (МСК+4)
Обязательное общественное обсуждение по закупке у единственного поставщика (подрядчика,
исполнителя) не проводится в соответствии с пунктом 1.5 Порядка, утвержденного приказом
Минэкономразвития России от 30.10.2015г. № 795 «Об утверждении Порядка обязательного
общественного обсуждения крупных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта,
заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей»
Да
Начальная (максимальная) цена контракта
Начальная (максимальная) цена контракта / Максимальное значение цены контракта
90 933,34
Российский рубль
211190105226019010100100000154322214
Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта в случаях, установленных
Правительством Российской Федерации
Начальная (максимальная) цена контракта, рассчитана методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), в соответствии с доведенными лимитами бюджетного финансирования.
Классификация товаров, работ и услуг
43.22.12.150: Работы по монтажу вентиляционного, холодильного оборудования или оборудования для кондиционирования воздуха в жилых зданиях, компьютерных центрах, офисах и магазинах
Преимущества, требования к участникам
Не установлены
1
Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ
дополнительная информация к требованию отсутствует
2
Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ
дополнительная информация к требованию отсутствует
Не установлены
Информация о банковском и (или) казначейском сопровождении контракта
Банковское или казначейское сопровождение контракта не требуется.
1. Заказчики, осуществляющие деятельность на территории иностранного государства, осуществляют закупки на территории иностранного государства в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, с учетом следующих особенностей:
1) информация и документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в единой информационной системе не размещаются;
2) согласования, предусмотренные частью 2 статьи 72 и пунктом 4 части 5 статьи 93 настоящего Федерального закона, и контроль, предусмотренный частями 5 и 5.1 статьи 99 настоящего Федерального закона, не осуществляются;
3) приглашение направляется не менее чем трем участникам закупок. Такое приглашение должно содержать информацию, предусмотренную частью 2 статьи 73 настоящего Федерального закона, информацию о возможности подачи заявки на участие в закупке с использованием любых средств связи и доставки, в том числе в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до окончания срока подачи заявок на участие в закупке, а также информацию о применении особенностей, предусмотренных настоящей частью;
4) заявка на участие в закупке не может быть отклонена в случаях ее несоответствия требованиям части 7 статьи 43 настоящего Федерального закона или непредставления декларации, предусмотренной подпунктом «о» пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона;
5) контракт по результатам закрытого конкурса, закрытого аукциона заключается не позднее чем через двадцать дней со дня, следующего за днем подписания протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в письменной форме, предусмотренной законодательством иностранного государства, на территории которого заказчик осуществляет закупку, а при отсутствии такого законодательства — в соответствии с традициями делового оборота такой страны;
6) заказчик вправе:
а) не руководствоваться положениями статей 14, 23, 28 — 30.1, 34 — 37, 41, 44, 45, 103 и 104 настоящего Федерального закона;
б) установить требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством иностранного государства, на территории которого заказчик осуществляет закупку, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
в) включить в проект контракта условия с учетом требований законодательства иностранного государства, на территории которого заказчик осуществляет закупку;
г) установить требование обеспечения исполнения контракта в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или законодательством иностранного государства, на территории которого осуществляется закупка, либо в определенных законодательством иностранного государства случаях не устанавливать такое требование;
д) не разрабатывать и не утверждать документацию о закупке. В этом случае информация и документы, предусмотренные подпунктами «а» — «д» пункта 1 части 1 статьи 72 настоящего Федерального закона, включаются с учетом особенностей, предусмотренных настоящей частью, в состав приглашения;
е) не проводить процедуру подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) при проведении закрытого аукциона;
7) в случае непроведения заказчиком в соответствии с подпунктом «е» пункта 6 настоящей части процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона):
а) заявка на участие в закупке должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона;
б) протокол рассмотрения заявок на участие в закупке не формируется, действия, предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 74 настоящего Федерального закона, не осуществляются;
в) не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в приглашении, осуществляются действия, предусмотренные пунктом 1 части 2, частью 5 статьи 74 настоящего Федерального закона;
г) протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1 и 2 части 3, пунктами 3 — 6 части 6 статьи 74 настоящего Федерального закона.
2. Правительство Российской Федерации вправе определить:
1) особенности планирования закупок заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства;
2) конкретных заказчиков, осуществляющих свою деятельность на территориях иностранных государств, в отношении которых могут быть установлены отдельные особенности планирования и осуществления закупок.
3. Утратил силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ.
19.10.2018
спикер: Ольга Дементьева
скачать презентацию
Содержание:
- Изменения по ЕИС;
- Осуществление закупок у единственного поставщика;
- Обзор НПА, вносящих актуальные изменения по закупкам;
- Изменения в планировании закупок;
- Изменения в описании объекта закупки;
- Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- Требования к участникам закупок;
- Изменение правил предоставления преимуществ организациям инвалидов;
- Изменение требований к субъектам МСП;
- Антидемпинг;
- Ответы на вопросы.
При ведении закупок по 44ФЗ важно обращать внимание на наличие нормативно-правовой документации, регламентирующей тот или иной вид закупок в регионе заказчика. Как показывает практика, при ведении закупочной деятельности в каждом из регионов встречаются особенности. Кроме того важно понимать какой характер имеет тот или иной нормативно-правовой акт: обязательный к исполнению или рекомендательный.
Так, например, 1 июля 2018 года вступил в силу новый ГОСТ Р 7.0.97–2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД), имеющий рекомендательный характер и косвенно касающийся закупочной сферы. Согласно этому ГОСТу были изменены требования к оформлению документов:
- Появилась ссылка на новые реквизиты документов (в зависимости от региона);
- Появилась отметка об электронной подписи;
- Изменилось написание даты. Форма — 1 сентября 2018 года (ранее – 01 сентября 2018 года);
- Изменилось написание адресата. Форма — «Фамилия И.О.», ранее – «И.О. Фамилия»;
- «Гриф утверждения» коллегиальным органом с реквизитами протокола и т.д.
Изменения по ЕИС
После вступления в силу приказа Федерального казначейства от 22 февраля 2018 г. № 12н «О внесении изменений в Порядок регистрации в единой информационной системе в сфере закупок, утвержденный приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2015 г. № 27н» был актуализирован порядок регистрации в ЕИС участников контрактной системы в сфере закупок, а также иных лиц, использующих ЕИС для реализации своих функций и полномочий, предусмотренных Законами № 44-ФЗ и 223-ФЗ, за исключением участников закупок, утвержденный приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 № 27н. Нововведение заключается в том, что региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок регистрируются в ЕИС исключительно после тестирования информационного взаимодействия между системами.
Кроме того, были приняты нормативные акты в целях эксплуатации ГИС (в рамках ЕИС). ПП РФ № 881, № 882 и № 883 от 28 июля 2018 г. в соответствии с п. 2–4 ч. 14 ст. 4 Закона № 44-ФЗ установлены о следующие требования, необходимые для эксплуатации государственной информационной системы, предназначенной для мониторинга и фиксации действий, бездействия участников контрактной системы в ЕИС и на электронной площадке:
- Требования к эксплуатации ГИС, порядку формирования, хранения и использования содержащейся в ней информации (ПП № 881 вступит в силу с 1 октября 2019 г);
- Правила мониторинга доступности (работоспособности) ЕИС, электронной площадки (ПП № 882 вступит в силу с 1 октября 2019 г);
- Правила фиксации, включая видеофиксацию, в режиме реального времени действий, бездействия участников контрактной системы в ЕИС, на ЭП (ПП № 883 вступит в силу с 1 октября 2019 г).
В соответствии с ч. 53 ст. 112 Закона № 44-ФЗ указанная выше государственная информационная система (ГИС) фиксирует действия, бездействие участников контрактной системы, осуществляемые в ЕИС и на ЭП, начиная с 1 октября 2019 г.
Осуществление закупок у единственного поставщика
С 01.07.2018 заказчики вправе осуществлять закупки в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 с использованием единого агрегатора торговли (Березка) — информационного ресурса (Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N 824-р) в соответствии с пунктами 4, 5 и 28 части 1 статьи 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Единый агрегатор торговли («БЕРЕЗКА») должен обеспечивать:
- Доступ лиц, зарегистрированных в единой информационной системе в сфере закупок, к использованию единого агрегатора торговли;
- Недискриминационный доступ при размещении предложений потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с использованием в том числе иных информационных систем;
- Информационное взаимодействие с региональной автоматизированной информационной системой Правительства Москвы «Портал поставщиков»;
- Применение информации о товарах, работах, услугах, содержащейся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, размещенном в единой информационной системе в сфере закупок.
Оператором единого агрегатора торговли было определено акционерное общество «РТ-Проектные технологии», г. Москва (далее — оператор). Федеральным органам исполнительной власти и находящимся в их ведении федеральным казенным учреждениям (за исключением заказчиков — федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, и подведомственных им федеральных казенных учреждений) теперь необходимо осуществлять с 1 ноября 2018 г. закупки, указанные в с использованием единого агрегатора торговли, а органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется осуществлять закупки, предусмотренные пунктами 4, 5 и 28 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, с использованием единого агрегатора торговли.
Данное распоряжение не применяется при осуществлении закупок, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.
Распоряжением Правительством РФ от 5 сентября 2018 г. № 1856-р (в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 и ч. 1 ст. 111 Закона № 44-ФЗ) определен перечень единственных исполнителей осуществляемых Минпромторгом РФ в 2018 году закупок автомобилей скорой медицинской помощи и школьных автобусов российского производства, а также услуг по их доставке до конечных получателей в субъектах РФ.
Определено, что Минпромторг РФ заключает контракты с органами исполнительной власти субъектов РФ, единственными исполнителями и получателями.
Предусмотрены существенные условия, которые должны быть установлены в заключаемых контрактах. Установлена возможность принятия до 1 декабря 2018 г. Минпромторгом РФ бюджетных обязательств, возникающих на основании заключенных контрактов, подлежащих исполнению в 2018 году.
Распоряжением № 1856-р утверждены планы распределения автомобилей и автобусов по субъектам РФ.
Документ действует с 5 сентября 2018 года.
С 1 января 2018 года возобновилось действие пункта 2 Правил ведения реестра единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением РФ от 27.02.2017 № 231.
Таким образом, в ЕИС появился Реестр единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории РФ.
Данный реестр доступен в ЕИС по ссылке: http://zakupki.gov.ru/epz/rep/quicksearch/search.html
Правительством РФ в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44ФЗ в распоряжении от 28 июля 2018 г. № 1574р определен единственный исполнитель авиационных работ в целях оказания медицинской помощи для государственных нужд в 20182019 гг., которым является АО «Национальная служба санитарной авиации». Теперь власти субъектов РФ имеют право заключать контракты на услуги санавиации с единственным исполнителем без проведения конкурентных процедур.
При этом установлено, что цена таких контрактов будет рассчитываться заказчиками по утвержденной методике, а также будет разработан типовой контракт на выполнение авиационных работ.
Распоряжение № 1574р действует с 28 июля 2018 г.
Обзор НПА, вносящих актуальные изменения по закупкам
Важно отметить следующие изменения в работе 44ФЗ: Изменение ст. 93 ч.1 п. 8: |
|
Было: Оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ; |
Стало: Оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ; (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ |
Дополнение к ст. 93 ч.1. п. 9. |
|
Было: Закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме; |
Дополнения: 1) В том числе в случаях, предусмотренных частями 7 и 12 статьи 82 44- ФЗ; 2) Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера; 3) Ст. 82 «Особенности осуществления закупок путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера» п. 7 – подана 1 заявка или не подано ни одной; п. 12 – если после заключения контракта объема поставляемых ТРУ недостаточно, Заказчик может заключить контракт п.9. |
Изменения в Ст. 93. ч. 1 п. 25 |
|
— убрали электронный аукцион; — добавлено «Для целей настоящего Федерального закона участник закупки, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим пунктом, приравнивается к победителю определения поставщика (подрядчика, исполнителя)»; Обратите внимание на новые ссылки на статьи в протоколах! Так же были добавлены новые пункты 25.1, 25.2, 25.3; 25.1 — признание несостоявшимися открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона в соответствии с частями 1, 2 и 5 статьи 55.1, частями 1 — 3.1 статьи 71 настоящего Федерального закона. При этом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, но не выше начальной (максимальной) цены контракта в сроки, установленные статьей 83.2 настоящего Федерального закона. Для целей настоящего Федерального закона участник закупки, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим пунктом, приравнивается к победителю определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 25.2 — признание несостоявшимся запроса котировок в электронной форме в соответствии с частью 3 статьи 82.6 настоящего Федерального закона. При этом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, но не выше начальной (максимальной) цены контракта в сроки, установленные статьей 83.2 настоящего Федерального закона. Для целей настоящего Федерального закона участник закупки, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим пунктом, приравнивается к победителю определения поставщика (подрядчика, исполнителя); 25.3 — признание несостоявшимся запроса предложений в электронной форме в соответствии с частью 26 статьи 83.1 настоящего Федерального закона. При этом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, но не выше начальной (максимальной) цены контракта в сроки, установленные статьей 83.2 настоящего Федерального закона. Для целей настоящего Федерального закона участник закупки, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим пунктом, приравнивается к победителю определения поставщика (подрядчика, исполнителя). |
|
Изменение в Ст. 93 ч.1. п. 28 |
|
Было: «Осуществление закупок лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое отражается в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии…» «При этом объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объем таких препаратов, необходимый для указанного пациента в течение срока, необходимого для осуществления закупки лекарственных препаратов в соответствии с положениями пункта 7 части 2 статьи 83» |
Стало: «При этом объем закупаемых лекарственных препаратов недолжен превышать объем таких препаратов, необходимый для указанного пациента в течение срока, необходимого для осуществления закупки лекарственных препаратов в соответствии с положениями пункта 7 части 2 статьи 83, пункта 3 части 2 статьи 83.1» |
Изменение в Ст. 93 ч.1. п. 38 |
|
Было: заключение органами исполнительной власти, органами местного самоуправления контрактов на приобретение жилых помещений, соответствующих условиям отнесения к жилью экономического класса, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, с юридическим лицом, заключившим в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации договор об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договор о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, по цене и в сроки, которые определены договором об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договором о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, при условии, что договором об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договором о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса предусмотрено заключение государственных и (или) муниципальных контрактов; |
Стало: Заключение органами исполнительной власти, органами местного самоуправления контрактов на приобретение жилых помещений, соответствующих условиям отнесения к стандартному жилью, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, с юридическим лицом, заключившим в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации договор об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договор о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, по цене и в сроки, которые определены договором об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договором о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, при условии, что договором об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договором о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья предусмотрено заключение государственных и (или) муниципальных контрактов; |
Изменение в ст. 93 ч.1. п. 39 |
|
Было: заключение органами исполнительной власти, органами местного самоуправления контрактов на приобретение жилых помещений, соответствующих условиям отнесения к жилью экономического класса, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, с лицом, заключившим в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», договор безвозмездного пользования земельным участком для строительства жилья экономического класса, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе строительство жилья экономического класса, договор аренды земельного участка для строительства жилья экономического класса, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе строительство жилья экономического класса, или договор аренды земельного участка для строительства в минимально требуемом объеме жилья экономического класса, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматриваются в том числе строительство в минимально требуемом объеме жилья экономического класса и иное жилищное строительство, по цене и в сроки, которые определены любым из этих договоров, при условии, что им предусмотрено заключение государственных и (или) муниципальных контрактов; |
Стало: заключение органами исполнительной власти, органами местного самоуправления контрактов на приобретение жилых помещений, соответствующих условиям отнесения к стандартному жилью, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, с лицом, заключившим в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», договор безвозмездного пользования земельным участком для строительства стандартного жилья, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе строительство стандартного жилья, договор аренды земельного участка для строительства стандартного жилья, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе строительство стандартного жилья, или договор аренды земельного участка для строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматриваются в том числе строительство в минимально требуемом объеме стандартного жилья и иное жилищное строительство, по цене и в сроки, которые определены любым из этих договоров, при условии, что им предусмотрено заключение государственных и (или) муниципальных контрактов; |
Изменение в ст. 93 ч.1. п. 42 |
|
Уточнена компетенция Росстата как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в РФ. Теперь это звучит так: Функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации |
|
Изменение в ст. 93 ч.1. Данная статья дополнена 53 и 54 пунктами: |
|
54 пункт. Осуществление закупки работ по модернизации федеральных государственных информационных систем для информационно-правового обеспечения деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации и услуг по сопровождению таких систем. (п. 54 введен Федеральным законом от 29.12.2017 N 475-ФЗ) |
|
В распоряжение № 1574-р были внесены технические правки, вступившие в силу с 28 июля 2018 г. Изменение формулировки ст. 93 ч. 2 |
|
Было: При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 3, 6 — 8, 11 — 14, 16 — 19 части 1 настоящей статьи, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. |
Стало: При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 3, 6 — 8, 11 — 14, 16 — 19 части 1 настоящей статьи, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта (за исключением осуществления закупки заказчиками, включенными в перечень, предусмотренный пунктом 5 части 2 статьи 84 настоящего Федерального закона) – закрытые процедуры. |
Изменения в планировании закупок
Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2018 г. № 952 в целях приведения нормативных актов о планировании в соответствии с редакцией Закона № 44-ФЗ, действующей с 1 июля 2018 г. были внесены технические правки.
В требованиях к форме планов закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов
РФ и муниципальных нужд, утвержденных ПП РФ от 5 июня 2018 г. № 552 и от 21 ноября
2013 г. № 1043, предусмотрено, что информация о закупках лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии, которые заказчик планирует осуществлять путем проведения запроса предложений в электронной форме, указывается в плане закупок одной строкой (укрупненно).
В плане-графике закупок отдельными строками указываются информация о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 и пунктами 4, 5, 23, 26, 33, 42 и 44 части 1 статьи 93 Федерального закона по каждому из следующих объектов закупки (в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.01.2017 N 73, от 16.08.2018 N 952) и лекарственные препараты, закупаемые в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 Федерального закона 44;
В правилах формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд, утвержденные, соответственно, ПП РФ от 5 июня 2015 г. № 553 и № 554, предусмотрено, что в случае осуществления закупок в связи с признанием процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) несостоявшимися в соответствии с ч. 2, 4-6 ст. 55, ч. 4 ст. 55.1, ч. 4 ст. 71, ч. 4 ст. 79, ч. 2 ст. 82.6, ч. 19 ст. 83, ч. 27 ст. 83.1 и закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по ч. 1 ст. 93 (за исключением п. 9) заказчик может вносить изменения в план-график закупок не позднее чем за 1 день до дня размещения извещения в ЕИС, а в случае, если Законом № 44-ФЗ размещение извещения в ЕИС не предусмотрено, то вносить изменения в план-график можно не позднее чем за 1 день до дня заключения контракта.
При осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях незамедлительного оказания помощи пострадавшим при авариях, в иных чрезвычайных ситуациях, в случае необходимости в экстренной либо неотложной медицинской помощи (п. 9 ч. 1 ст. 93), заказчики вправе изменять план-график закупок в день заключения контракта.
ч. 2, 4 — 6 статьи 55 | Заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторного конкурса в соответствии с частью 3 настоящей статьи или новую закупку в случаях, если конкурс признан не состоявшимся по основаниям ч.2 ст. 55 |
Ч.4 статьи 55.1 | Открытый конкурс в электронной форме |
Ч. 4 статьи 71 | Электронный аукцион |
Ч.4 статьи 79 | В случае, если после даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, указанного в извещении о продлении срока подачи таких заявок, не подано ни одной такой заявки |
Ч. 2 статьи 82.6, | По результатам продления срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме не подано ни одной заявки на участие |
Ч. 19 статьи 83 | В случае, если запрос предложений признается не состоявшимся в связи с тем, что до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений не подано ни одной такой заявки |
Ч.27 статьи 83.1 | В случае, если запрос предложений в электронной форме признается не состоявшимся в связи с тем, что не подано ни одной такой заявки на участие в запросе предложений в электронной форме, или в случае, если комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений в электронной форме и окончательных предложений отклонила все такие заявки |
Ч.1 статьи 93 | Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) |
29 августа 2018 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 16.08.2018 N 952 по планированию закупок. Его новшества в основном дублируют поправки в Закон N 44-ФЗ, которые позволили в ряде случаев размещать извещения через день после дня изменения плана-графика. Впрочем, есть и нововведения.
Кроме того, в этом постановлении уточнили, что если для закупки не предусмотрено извещение, менять план-график нужно не позже чем за день до даты заключения контракта. Для устранения последствий ЧС или для оказания экстренной медицинской помощи. Заключить контракт можно в день внесения изменений в план-график.
Изменения в ПП от 5 июня 2015 г. N 554 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта российской федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг»:
Было: В план-график закупок включается перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется путем проведения конкурса (открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса), аукциона (аукциона в электронной форме, закрытого аукциона), запроса котировок, запроса предложений, закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), а также путем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) способом, устанавливаемым Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 111 Федерального закона |
Стало: В план-график закупок включается перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется путем применения способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных частью 2 статьи 24 Федерального закона, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем применения способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), устанавливаемого Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 111 Федерального закона. |
Новая редакция пункта 13 Требований к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 554 (ПП РФ от 25.01.2017 N 73):
Было: ПГЗ содержит приложения, содержащие обоснования в отношении каждого объекта закупки, подготовленные в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии с ч.7 ст. 18 ФЗ 44, в том числе: обоснование НМЦК или цены контракта, заключаемого с ед. п, (п, и), определяемых в соответствии со ст. 22 ФЗ 44; Обоснование способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с гл. 3 ФЗ-44, в том числе доп. требования к УЗ (при наличии таких требований), установленные в соответствии с ч. 2 ст. 31. |
Стало: ПГЗ содержит приложения, содержащие обоснования в отношении каждого объекта закупки, подготовленные в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии с ч. 7 ст. 18 ФЗ-44, в т. Ч.: обоснование НМЦК или цены контракта, заключаемого с ед. п. (п., и.), определяемых в соответствии со ст. 22 ФЗ, с указанием включенных в объект закупки количества и единиц измерения товаров, работ, услуг (при наличии); Обоснование способа определения п. (п.и.) в соответствии с гл. 3 ФЗ, в том числе доп. требования к УЗ (при наличии таких требований), установленные в соответствии с частью 2 статьи 31. |
«Региональным и муниципальным заказчикам и нужно скорректировать планы закупок в части ПО» — такая задача содержится в Методических рекомендациях Минкомсвязи по переходу на российское программное обеспечение. Планы закупок нужно проанализировать и скорректировать, чтобы составить план мероприятий по переходу на российское ПО к 2020 году.
Рекомендации содержат показатели эффективного перехода — объем российского ПО, которого нужно придерживаться в 2018, 2019 и 2020 году.
Приказ Минкомсвязи России от 04.07.2018 N 335
С 01 января 2018 года вступили в силу изменения в постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». С 1 января 2018 года запрет не распространяется на программное обеспечение, включенное в реестр Евразийского ПО, за исключением РФ. До внесения изменений запрет на допуск не касался исключительно российского программного обеспечения, включенного в реестр российского ПО.
Изменения в описании объекта закупки
В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент»;
Либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком,
Либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Нарушение при описании объекта закупки. (135 ФЗ).
- Установления незаконных требований, ограничивающих доступ к участию
- Объединения в предмет закупки ТРУ технологически и функционально не связанных между собой
- Укрупнение предмета закупки для ограничения числа участников, в том числе путем необходимости выполнения работ, оказания услуг на большой территории в один временной интервал.
Предусмотрена административная ответственность ч. 4.1 ст. 7.30 – Включение в описание объекта закупки требований и указаний, влекущих за собой ограничение количества участников или объединение в 1 лот технологически и функционально не связанных между собой ТРУ предполагает административный штраф в размере 1% НМЦ, но не менее 10 тыс. руб. и не более 50тыс. руб.
Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Под каталогом товаров, работ, услуг понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Заказчик обязан указывать достоверную информацию о закупаемом товаре в соответствии с ОКПД2.
С 01 января 2018 года вступили в силу подпункт «д» пункта 10 и подпункт «б» пункта 13 Правил формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, пункт 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145.
В Каталоге товаров работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, ведущемся в ЕИС появилась справочная информация:
— коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии);
— информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии).
В случае, если в Каталоге содержится описание товара, работы, услуг в данное описание должная включаться в том числе и информация о распространяющихся на товары, работы, услуги технических регламентах и национальных стандартах.
Если заказчик при описании объекта закупки указывает в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены позицией Каталога, то с 01.01.2018 на него возлагается дополнительная обязанность:
В случае предоставления иной и дополнительной информации заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Внимание, с 22 октября 2018 обязательно для ООЗ следующих категорий продуктов питания:
- соль пищевая йодированная;
- яйца куриные в скорлупе свежие;
- джем;
- желе;
- масло подсолнечное рафинированное;
- какао-порошок;
- чай черный (ферментированный);
- ваниль обработанная;
- горох, консервированный без уксуса или уксусной кислоты (кроме готовых блюд из овощей).
Требования к участникам закупок
Появилось новое требование к участникам «отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации». Оно подлежит декларированию только в электронном конкурсе согласно пункту 11 части 1 статьи 31, и увы, не содержит подробной информации об ограничениях, чтобы применять его в работе.
Изменение правил предоставления преимуществ организациям инвалидов
ПП РФ от 22 июня 2018 г.№ 716 внесены изменения в правила предоставления преимуществ организациям инвалидов утвержденные ПП РФ от 15 апреля 2014 г.№ 341, теперь определено, что предметом одной закупки не могут быть товары, работы, услуги, включенные и не включенные в перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов, утвержденный Постановлением № 341.
В соответствии с ч. 3 ст. 29 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупок, за исключением закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15% в порядке, установленном Постановлением № 341. Информация о предоставлении
таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещении и в документации о закупке.
Изменение требований к субъектам малого и среднего предпринимательства
В 2018 году было скорректировано понятие «субъекты МСП»), под субъектами МСП понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с установленными условиями к малым предприятиям, в том числе к микро предприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статус субъектов МСП с 1 декабря 2018 г. присваивается также хозяйственным товариществам, соответствующим установленным в Законе № 209ФЗ требованиям. Малые или средние предприятия, в уставном капитал которых доля иностранного юридического лица, относящегося к субъектам МСП, превысит 49 %, сохранят статус субъекта МСП. Иностранное юридическое лицо в заявительной форме подтверждает свой статус в качестве субъекта МСП на основе заключения аудиторской организации.
АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» наделено правом оказывать услуги в целях развития малого и среднего предпринимательства не только действующим субъектам МСП, но и физическим лицам, которые планируют начать осуществлять предпринимательскую деятельность.
В целях проведения закупок, в том числе закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, в электронной форме утверждены перечни операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок. В перечни включены восемь операторов электронных площадок и один оператор специализированной электронной площадки, которые соответствуют установленным требованиям.
В перечень банков для открытия спецсчетов правительство внесет кредитные организации, которые соответствуют таким требованиям:
- имеют универсальную лицензию;
- располагают не менее 100 млрд руб. собственных средств либо не менее 25 млрд руб. собственных средств и кредитным рейтингом не ниже «A-(RU)» по шкале АКРА и не ниже «ruA-» по шкале «Эксперт РА»;
- участвуют в системе обязательного страхования вкладов физических лиц;
- не имеют просроченной задолженности по банковским депозитам, на которых были размещены средства федерального бюджета;
- заключили соглашения с каждым оператором электронных площадок из перечня, утвержденного правительством (с 1 сентября).
П. 6 — Наличие в соответствии с частью 13 статьи 44 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» соглашений о взаимодействии с каждым из операторов электронных площадок, включенных в перечень, предусмотренный частью 3 статьи 24.1 указанного Федерального закона, вступил в силу 01.09.2018 г.
Антидемпинг
В случае проведения открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки в составе заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе. Комиссия по осуществлению закупок отклоняет такую заявку в случае признания этой информации недостоверной. Решение об отклонении такой заявки фиксируется в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с указанием причин отклонения такой заявки, доводится до сведения участника закупки, направившего заявку, не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола. Если участником закупки в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, в составе заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе не предоставлена информация, подтверждающая его добросовестность в соответствии с частью 3 настоящей статьи, контракт с данным участником заключается после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о закупке, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В случае проведения открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, аукциона информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки при направлении заказчику подписанного проекта контракта. При невыполнении таким участником, признанным победителем конкурса или аукциона, данного требования или признании комиссией по осуществлению закупок информации, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, недостоверной контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола (ранее было: размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников аукциона не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола).
Ответы на вопросы
- Вопрос: если эксперт по приемке — сотрудник учреждения: к нему есть какие-либо требования?
-
Ответ: Случаи проведения независимой экспертизы определены в Ст. 94. Ч. 4
Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев:
1) предусмотренных пунктами 1 — 9, 14, 15, 17 — 23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28 — 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45,
46, 47 – 48, 50 – 54 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;
2) осуществления закупок услуг экспертов, экспертных организаций;
3) если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации.
4.1. Правительство Российской Федерации вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
Статьей 41 определены требования к экспертам:
К проведению экспертизы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не могут быть допущены:
1) физические лица:
А) являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);
Б) имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;
В) являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и не полнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке;
2) юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем двадцатью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем двадцатью процентами вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц;
3) физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы.
3. Эксперт, экспертная организация обязаны уведомить в письменной форме заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы (в том числе об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы в соответствии с частью 2 настоящей статьи).
4. В случае выявления в составе экспертов, экспертных организаций лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, заказчик должен принять незамедлительные меры, направленные на привлечение для проведения экспертизы иного эксперта, иной экспертной организации.
5. Дополнительные требования к экспертам, экспертным организациям, привлекаемым для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги по государственному оборонному заказу, а также особенности проведения такой экспертизы могут быть установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
- Вопрос: Можно ли привлечь подведомственное учреждения в качестве эксперта сотрудника министерства?
- Ответ: Считаю, что не может, так как это противоречит ч.1 п.3. ст. 41 (выделено красным в тексте), возможно косвенное влияние.
- Вопрос: Могут ли быть оказаны на безвозмездной основе, или должен быть гражданско-правой договор с внешним экспертом?
- Ответ: Закон нам ничего об этом не говорит, считаю, что можно на безвозмездной основе привлекать эксперта, главное, что бы он соответствовал требованиям законодательства и итогом было соответствующее экспертное заключение.
- Вопрос: Какие критерии для выбора эксперта? Должна это быть организация, обладающая лицензией или сертификатом, или это может быть лицо обладающая опытом и профессиональными знания в данной сфере?
-
Ответ: Критерии поименованы в 44-ФЗ (п 15 ст. 3), и при отборе эксперта (экспертной организации) конкурентным способом, мы можем только установить требования к исполнителю в соответствии со ст. 31.
П. 15 ст. 3 44-ФЗ: эксперт, экспертная организация — обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных настоящим
Результатом оказания услуг по договорам (контрактам) с экспертами является экспертное заключение.
Обратите внимание: ч. 8 ст. 7.32. КоАП РФ «Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок о проведении экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги или отдельных этапов исполнения контракта в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок к проведению такой экспертизы заказчик обязан привлечь экспертов, экспертные организации, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.»
- Вопрос: Подскажите пожалуйста, как правильно закрывать контракты с единым поставщиком по теплоснабжению срок оказания услуг 31.12, акты поступают в следующем году. И невозможно точно просчитать Гкал. В любом случае будет либо дебиторка либо кредиторка.
-
Ответ: Существует несколько вариантов.
Вариант правильный : контракт можно (это не противоречит законодательству) закрыть в январе 2019 года (акты получаем от поставщика 9-10 января 2019, далее приемка 10-20 дней (тут зависит от условий контракта и регламента работы приемочной комиссии, если она есть), не забываем, что заказчик обязан провести экспертизу для проверки представленных исполнителем результатов оказанных услуг, предусмотренных контрактом — экспертиза заказчика (ч.3 ст. 94 ФЗ-44), т.е. подписываем акт с нашей стороны не ранее середины-конца января 2019 г., соответственно будет оплата в январе 2019 за декабрь 2018 из лимитов 2019 года. Это стандартная ситуация.
Тут нужно понимать, что позиция бухгалтерии (нужно потратить лимиты 2018 года) противоречит требованиям законодательства о закупках.
С предпочитаю следующую практику заключения контрактов по данному пункту:
Заключаем контракты ежегодно на оказание услуг с 01.12. по 30.11 (следующего года): плюсы этого контракта — задействованы лимиты одного года (оплачивать начинаем в январе за декабрь).
Вариант наиболее часто используемый заказчиками, при приемке товаров он еще как — то «проходит» в конце года:
Подписать акты 25 декабря, до 30 попробовать их оплатить, НО (срок оказания услуги до 31.12.2018!) при оплате по счетчикам, не возможно точно рассчитать 25.12,2018 то количество Гкал, которое точно будет на 31.12.2018 (а вы уже акты подписали!), следовательно, может быть переплата. Вопрос, какими документами ее потом обосновать?
Такую схему заказчики часто применяют исходя из того, что необходимо потратить лимиты текущего года. Обращаю внимание, что ч. 10 ст. 7.35 КоАП РФ предусмотрено — Приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.»