Последнее обновление: 30.10.2020
Коды и реквизиты платежей
Оплата экологического сбора осуществляется:
1. Импортерами и производителями-импортерами — по реквизитам Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Центральный аппарат Службы);
2. Производителями — по реквизитам территориальных органов службы.
Информация о необходимости использования стандартных платежных инструкций Банка России
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования информирует, что в целях обеспечения систематизации и идентификации на всей территории Российской Федерации муниципальных образований и входящих в их состав населенных пунктов Министерством финансов Российской Федерации принято решение о переходе с 1 января 2014 года на использование в бюджетном процессе вместо применяемых в настоящее время кодов Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (далее — ОКАТО) кодов Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (далее — ОКТМО). В этой связи природопользователям при осуществлении платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых Росприроднадзором, а также при заполнении Расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду, представляемой в Росприроднадзор, в поле «код ОКАТО» рекомендуется указывать код ОКТМО.
Обращаем внимание на то, что плата за НВОС перечисляется по реквизитам соответствующего территориального органа Росприроднадзора (реквизиты находятся на их официальных сайтах)
Учреждение | Федеральная служба по надзору в сфере природопользования |
Юридический адрес | 123995, г. Москва, ул. Б.Грузинская, д.4/6 кор.А;Б |
Код по ОКПО | 00083428 |
Главный распорядитель | 048 |
ОКТМО | 45380000 |
ИНН | 7703381225 |
КПП | 770301001 |
ОГРН | 1047703033300 |
ОКОПФ | 81 |
ОКВЭД | 84.11 |
Наименование получателя | Межрегиональное операционное УФК (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, л/с 04951000480) |
Номер лицевого счета | 04951000480 |
Казначейство | Межрегиональное операционное УФК |
Номер расчетного счета | 40102810045370000002 |
Банк организации | Операционный департамент Банка России//Межрегиональное операционное УФК г. Москва |
БИК | 024501901 |
Коды и реквизиты платежей
Коды и реквизиты с 01.01.2021
XLSX , 12.45 Kb
19.11.2020 17:17
XLSX , 12.58 Kb
19.11.2020 17:17
XLS , 37 Kb
19.11.2020 17:18
XLS , 37.5 Kb
19.11.2020 17:18
XLS , 37.5 Kb
19.11.2020 17:18
XLS , 37 Kb
19.11.2020 17:19
XLS , 37 Kb
19.11.2020 17:19
XLS , 37 Kb
19.11.2020 17:19
XLS , 38 Kb
19.11.2020 17:19
XLS , 37 Kb
19.11.2020 17:19
XLS , 37 Kb
27.01.2021 17:15
XLS , 37.5 Kb
19.11.2020 17:20
XLSX , 12.56 Kb
19.11.2020 17:21
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 октября 2015 г. N 1073
О ПОРЯДКЕ ВЗИМАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СБОРА
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
В соответствии со статьей 24.5 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила взимания экологического сбора.
2. Установить, что:
а) уплата экологического сбора и представление расчета суммы экологического сбора осуществляются в следующие сроки:
в 2015 году — до 15 октября 2015 г. (за 9 месяцев 2015 года);
в 2016 году — до 1 февраля 2016 г. (за октябрь, ноябрь, декабрь 2015 г.);
начиная с 2017 года ежегодно — до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом;
б) отчетным периодом по экологическому сбору (начиная с отчетности за 2016 год) признается календарный год.
3. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности ее работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Службе в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на руководство и управление в сфере установленных функций.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. МЕДВЕДЕВ
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 8 октября 2015 г. N 1073
ПРАВИЛА ВЗИМАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СБОРА
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
1. Настоящие Правила устанавливают порядок взимания экологического сбора, в том числе порядок его исчисления, срок уплаты, порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его внесения, а также порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм экологического сбора. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
2. Исчисление и уплата экологического сбора осуществляются производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (далее — плательщики), по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно перечню товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. N 2970-р (далее — перечень товаров). (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается теми плательщиками, которые производят и (или) ввозят (импортируют) товары в этой упаковке. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
Экологический сбор в отношении товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
2.1. В отношении товаров, реализуемых лицам, осуществляющим производство колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, перечень видов и категорий которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», экологический сбор уплачивается плательщиками только в отношении упаковки таких товаров. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
3. Взимание экологического сбора, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его уплаты осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее — администратор экологического сбора). (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
4. Уплата экологического сбора осуществляется путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации: (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
а) плательщиками, являющимися производителями товаров, — на счет территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Федеральном казначействе по месту государственной регистрации плательщика; (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
б) плательщиками, являющимися импортерами товаров, — на счет Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Федеральном казначействе. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
4.1. В случае если плательщик одновременно является производителем товаров и импортером товаров, уплата экологического сбора осуществляется путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации на счет Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Федеральном казначействе. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
5. Информация о реквизитах счетов для уплаты экологического сбора доводится Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами до сведения плательщиков и размещается на официальных сайтах Службы и ее территориальных органов в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе сети «Интернет» (далее — телекоммуникационные сети). (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
6. Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу выпущенного в обращение на территории Российской Федерации товара, реализованного для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за календарный год, предшествующий отчетному периоду (на количество единиц товара в зависимости от вида товара), либо на массу выпущенной в обращение на территории Российской Федерации упаковки товара, реализованной для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за календарный год, предшествующий отчетному периоду, и на норматив утилизации, установленный на отчетный период и выраженный в относительных единицах. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
7. Расчет суммы экологического сбора производится по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
8. В случае недостижения нормативов утилизации отходов от использования товаров экологический сбор рассчитывается плательщиками посредством умножения ставки экологического сбора на разницу между установленным и фактически достигнутым значением количества утилизированных отходов от использования товаров. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
9. Экологический сбор не уплачивается в отношении того количества товаров, упаковки товаров, которое вывозится из Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
10. В сроки, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 1073 «О порядке взимания экологического сбора» для уплаты экологического сбора, плательщик или его уполномоченный представитель представляет в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования или ее территориальный орган, в которых осуществляется декларирование количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год (далее — декларирование товаров и упаковки товаров), заполненную форму расчета суммы экологического сбора, к которой прилагаются следующие документы: (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
а) копии платежных документов об уплате экологического сбора;
б) документ, подтверждающий полномочия представителя плательщика на осуществление действий от имени плательщика.
11. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования на своих официальных сайтах в телекоммуникационных сетях обеспечивает доступ к электронным сервисам для представления расчета суммы экологического сбора, заявления о проведении совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, заявления о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, которые должны быть доступны для плательщиков на безвозмездной основе.
12. Расчет суммы экологического сбора представляется плательщиками администратору экологического сбора посредством телекоммуникационных сетей в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
Формат, структура, порядок подтверждения принятия и представления расчета экологического сбора в форме электронного документа, а также телекоммуникационные сети, используемые для передачи расчета экологического сбора в электронной форме в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил, определяются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
13. В случае отсутствия технической возможности использования телекоммуникационных сетей расчет суммы экологического сбора может представляться плательщиками или их уполномоченными представителями в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования или ее территориальные органы, в которых осуществляется декларирование товаров и упаковки товаров, на бумажном носителе в одном экземпляре (с описью вложения и с уведомлением о вручении). (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
При представлении расчета суммы экологического сбора в электронной форме дополнительное представление на бумажном носителе не требуется.
Датой представления расчета суммы экологического сбора в электронной форме считается дата его отправления по телекоммуникационным сетям в адрес Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или ее территориальных органов. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
Датой представления расчета суммы экологического сбора на бумажном носителе считается отметка Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или ее территориальных органов о его получении с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе, или дата почтового отправления. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
14. Контроль за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения осуществляется администратором экологического сбора в течение 3 месяцев со дня представления расчета суммы экологического сбора. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
15. Администратор экологического сбора осуществляет контроль за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения с учетом информации, имеющейся в распоряжении администратора экологического сбора и (или) полученной им в установленном порядке при декларировании товаров и упаковки товаров, при представлении отчетности о выполнении нормативов утилизации (далее — отчетность о нормативах) и при проведении контроля выполнения установленных нормативов утилизации, а также федерального государственного экологического надзора. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
15.1. Контроль за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения осуществляется администратором экологического сбора посредством проверки полноты и правильности заполнения расчета суммы экологического сбора и соблюдения сроков его представления, при которой устанавливается соответствие сведений и расчетов, представленных плательщиком в составе расчета суммы экологического сбора и прилагаемых к нему документов, требованиям, установленным настоящими Правилами, а также проверки своевременности и полноты внесения экологического сбора. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
15.2. В случае если при осуществлении контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения, указанного в пункте 15.1 настоящих Правил, в расчете суммы экологического сбора выявлены ошибки и (или) противоречия (несоответствия), либо выявлено несоответствие сведений, представленных плательщиком, информации, указанной в пункте 15 настоящих Правил, либо установлен факт невнесения, внесения не в полном объеме или несвоевременного внесения экологического сбора, администратор экологического сбора составляет акт проведения контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения (далее — акт контроля), форма которого утверждается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
15.3. В акте контроля указываются: (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
а) факты ошибок, допущенных при выполнении расчетов, и противоречий (несоответствий) между сведениями, содержащимися в расчете суммы экологического сбора, и информацией, имеющейся в распоряжении администратора экологического сбора и (или) полученной им в установленном порядке при декларировании товаров и упаковки товаров, при представлении отчетности о нормативах и при проведении контроля выполнения установленных нормативов утилизации, а также федерального государственного экологического надзора; (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
б) факты невнесения, внесения не в полном объеме или несвоевременного внесения экологического сбора; (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
в) факт завышения размера исчисленного и (или) уплаченного экологического сбора; (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
г) требование о представлении администратору экологического сбора в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования обоснованных пояснений, касающихся расчета суммы экологического сбора, и (или) внесения в него исправлений для устранения фактов, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, путем внесения изменений в расчет суммы экологического сбора, которые повторно направляются администратору экологического сбора, и (или) погашения задолженности по экологическому сбору в случае выявления фактов, указанных в подпункте «б» настоящего пункта. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
15.4. Акт контроля в течение 3 рабочих дней после его подписания направляется администратором экологического сбора плательщику вместе с требованием, указанным в подпункте «г» пункта 15.3 настоящих Правил. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
15.5. В случае если расчет суммы экологического сбора представлялся плательщиком, в отношении которого проводится контроль за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения, посредством телекоммуникационных сетей в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, акт контроля направляется администратором экологического сбора плательщику посредством телекоммуникационных сетей в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
15.6. В случае если расчет суммы экологического сбора представлялся плательщиком, в отношении которого проводится контроль за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения, на бумажном носителе, акт контроля направляется администратором экологического сбора плательщику почтовым отправлением с уведомлением о вручении. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
15.7. В случае несогласия с требованием, указанным в акте контроля, плательщик в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования направляет администратору экологического сбора копии документов, подтверждающих обоснованность расчета суммы экологического сбора, уплату экологического сбора, а также пояснения о причинах несоответствия сведений, представленных плательщиком, информации, указанной в пункте 15 настоящих Правил. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
15.8. Если после рассмотрения представленных плательщиком исправлений, пояснений и копий документов, предусмотренных пунктом 15.7 настоящих Правил, администратором экологического сбора выявлены ошибки и (или) противоречия (несоответствия), либо выявлено несоответствие сведений, представленных плательщиком, информации, указанной в пункте 15 настоящих Правил, либо выявлено неисполнение плательщиком требования, указанного в подпункте «г» пункта 15.3 настоящих Правил, администратор экологического сбора начинает процедуру взыскания экологического сбора в судебном порядке. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
15.9. В случае выявления факта, указанного в подпункте «в» пункта 15.3 настоящих Правил, администратор экологического сбора одновременно с актом контроля направляет плательщику письмо с предложением произвести зачет суммы излишне уплаченного экологического сбора в счет предстоящих платежей. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
15.10. В случае несогласия плательщика с предложением администратора экологического сбора, указанным в пункте 15.9 настоящих Правил, он вправе направить администратору экологического сбора заявление о возврате суммы излишне уплаченного экологического сбора в соответствии с пунктами 17, 19 и 20 настоящих Правил. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
15.11. Результаты проведения контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения используются при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
16. Уплата экологического сбора может осуществляться плательщиком с зачетом суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора.
Сумма излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика по экологическому сбору либо возврату плательщику.
17. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора производится администратором экологического сбора после составления акта совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, форма которого утверждается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее — акт сверки), на основании заявления плательщика о проведении совместной сверки расчетов суммы экологического сбора по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
Заявление о проведении совместной сверки расчетов суммы экологического сбора представляется плательщиком посредством телекоммуникационных сетей в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью.
В случае отсутствия технической возможности использования телекоммуникационных сетей заявление о проведении совместной сверки расчетов суммы экологического сбора представляется плательщиком или его уполномоченным представителем в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования или ее территориальный орган, в которых осуществляется декларирование товаров и упаковки товаров, на бумажном носителе в одном экземпляре. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
В заявлении о проведении совместной сверки расчетов суммы экологического сбора плательщик (по своему выбору) указывает форму получения акта сверки (выдача лично на руки, отправка почтой, отправка по телекоммуникационным сетям).
Отправка администратором экологического сбора акта сверки плательщику производится посредством телекоммуникационных сетей. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
Выдача администратором экологического сбора акта сверки лично на руки представителю плательщика производится на основании документа, подтверждающего его полномочия на осуществление действий от имени плательщика. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
18. Зачет суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора в счет предстоящих платежей по экологическому сбору осуществляется на основании заявления плательщика о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
На основании заявления о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора администратор экологического сбора производит зачет суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора в счет предстоящих платежей, о чем уведомляет плательщика путем направления ему в течение 15 рабочих дней со дня получения указанного заявления решения о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
В случае если суммы, указанные в заявлении о зачете излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, не совпадают с суммами уплаченного (взысканного) экологического сбора, выявленными по результатам совместной сверки расчетов, проведенной в соответствии пунктом 17 настоящих Правил, и указанными в акте сверки, администратор экологического сбора в течение 15 рабочих дней со дня получения заявления о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора направляет плательщику письмо, в котором сообщает о невозможности произвести зачет суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора в счет предстоящих платежей. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
19. Сумма излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора подлежит возврату плательщику после проведения совместной сверки расчетов суммы экологического сбора в порядке, установленном пунктом 17 настоящих Правил, и на основании заявления плательщика о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (с приложением подтверждающих документов, указанных в пункте 20 настоящих Правил), в течение одного месяца со дня получения администратором экологического сбора такого заявления. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
20. Заявление, указанное в пункте 19 настоящих Правил, может быть подано плательщиком или его представителем администратору экологического сбора в течение 3 лет со дня последней уплаты (взыскания) экологического сбора с приложением документов: (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
а) позволяющих определить уплату (взыскание) экологического сбора в размере, который превышает размер экологического сбора, подлежащего уплате, а также ошибочную уплату (взыскание) экологического сбора;
б) подтверждающих полномочия лица, подписавшего заявление или заверенную копию указанного документа;
в) подтверждающих полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если заявление, указанное в пункте 19 настоящих Правил, подается представителем плательщика.
21. В течение 15 рабочих дней со дня получения заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, указанного в пункте 19 настоящих Правил, администратор экологического сбора: (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
а) принимает решение о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, и направляет его плательщику;
б) принимает решение об отказе в возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, и направляет его плательщику в случае отсутствия в заявлении необходимых сведений и (или) непредставления документов, указанных в пункте 20 настоящих Правил, а также в случае отсутствия акта сверки. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
22. До истечения срока, установленного абзацем первым пункта 21 настоящих Правил, поручение на осуществление возврата суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, оформленное на основании решения администратора экологического сбора о возврате этой суммы, подлежит направлению администратором экологического сбора в Федеральное казначейство или его территориальный орган для осуществления возврата плательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации на счет плательщика, указанный в заявлении. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
23. Заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора представляется плательщиком посредством телекоммуникационных сетей в виде электронных документов, подписанных простой электронной подписью.
В случае отсутствия технической возможности использования телекоммуникационных сетей заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора представляется плательщиком или его уполномоченным представителем в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования или ее территориальный орган, в которых осуществляется декларирование товаров и упаковки товаров, на бумажном носителе в одном экземпляре. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
В случае если заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора было представлено администратору экологического сбора в электронной форме, решение о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решение об отказе в возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решение о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора направляются плательщику посредством телекоммуникационных сетей в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
В случае если заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора было представлено администратору экологического сбора в бумажном виде, решение о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решение об отказе в возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решение о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора направляются плательщику на бумажном носителе. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
24. Возврат излишне уплаченных экологических сборов производится в валюте Российской Федерации. При возврате излишне уплаченных (взысканных) экологических сборов проценты с излишне уплаченных (взысканных) экологических сборов не выплачиваются, суммы не индексируются.
25. В случае невнесения, внесения не в полном объеме экологического сбора и (или) непредставления расчета суммы экологического сбора плательщиком в установленные сроки администратор экологического сбора направляет плательщику требование о добровольном погашении задолженности и представлении расчета суммы экологического сбора. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
В случае если в течение 15 календарных дней со дня получения плательщиком требования о добровольном погашении задолженности плательщик не погасил указанную задолженность в добровольном порядке, администратор экологического сбора осуществляет взыскание задолженности в судебном порядке. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2018 N 986)
Экологический сбор — неналоговый платеж, получая который государство создает механизм утилизации использованной упаковки и товаров с закончившимся сроком использования на территории России.
Сдадим отчеты по экосбору
Руководитель отдела отходов и отчетности
Полина Сидоренкова
Что такое экологический сбор
Обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации распространяется в отношении и товаров, импортированных или произведенных в России, и упаковки этих товаров.
Чтобы регулировать процесс утилизации, правительство ввело отчетность по экологическому сбору, которая включает сдачу трех форм и внесение платежа.
Наши услуги
Кто обязан платить экологический сбор
В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается теми плательщиками, которые производят и (или) ввозят (импортируют) товары в этой упаковке.
Экологический сбор в отношении товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки.
ВАЖНО! Экологический сбор не уплачивается в отношении того количества товаров, упаковки товаров, которое вывозится из Российской Федерации.
Сроки подачи отчетности и уплаты экологического сбора
Плательщикам экологического сбора необходимо до 1 апреля 2023 г. заполнить и представить:
Сервисы для формирования необходимого формата (XML) всех перечисленных выше документов размещены на официальном сайте Росприроднадзора: “Личный кабинет природопользователя” https://lk.rpn.gov.ru/
Сервисы для формирования необходимого формата (XML) всех перечисленных выше документов размещены на официальном сайте Росприроднадзора: “Личный кабинет природопользователя” https://lk.rpn.gov.ru/
Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации
Декларация представляется:
Производителями товаров в отношении: | Импортерами товаров в отношении: |
товаров, произведенных на территории РФ; | товаров, ввезенных из государств – членов Евразийского экономического союза; |
упаковки товаров, произведенных на территории РФ; | товаров, импортированных из третьих стран в РФ и прошедших соответствующие таможенные операции; |
упаковки товаров, ввезенных из государств – членов Евразийского экономического союза; | |
упаковки товаров, импортированных из третьих стран в РФ и прошедших соответствующие таможенные операции. |
Многооборотная упаковка товаров декларируется как товар.
При составлении декларации о количестве товаров, упаковки товаров (далее – декларация) не учитываются:
- товары, которые вывозятся из России;
- упаковка товаров, которые вывозятся из России.
Декларация представляется производителями товаров, импортерами товаров посредством телекоммуникационных сетей в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью. Дополнительное представление декларации на бумаге не требуется.
Отчет о выполнении норматива утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств
Отчетность представляется
производителями товаров в отношении: | импортерами товаров в отношении: | ассоциацией, созданной производителями товаров, импортерами товаров в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации, российским экологическим оператором – в случае, установленном федеральным законом “Об отходах производства и потребления”, в отношении: |
товаров, произведенных на территории РФ | товаров, ввезенных из государств – членов Евразийского экономического союза | товаров, произведенных на территории РФ |
упаковки товаров, произведенных на территории РФ | товаров, импортированных из третьих стран в РФ и прошедших соответствующие таможенные операции | упаковки товаров, произведенных на территории РФ |
упаковки товаров, ввезенных из государств – членов Евразийского экономического союза | товаров, ввезенных из государств – членов Евразийского экономического союза | |
упаковки товаров, импортированных из третьих стран в Российскую Федерацию и прошедших соответствующие таможенные операции | товаров, импортированных из третьих стран в Российскую Федерацию и прошедших соответствующие таможенные операции | |
упаковки товаров, ввезенных из государств – членов Евразийского экономического союза | ||
упаковки товаров, импортированных из третьих стран в Российскую Федерацию и прошедших соответствующие таможенные операции. |
При составлении отчетности не учитываются:
а) товары, которые вывозятся из России;
б) упаковка товаров, которые вывозятся из России.
Отчетность представляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 г. № 2010, в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью. При этом дополнительное представление отчетности на бумаге не требуется.
Форма расчета суммы экологического сбора
В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается теми плательщиками, которые производят и (или) ввозят (импортируют) товары в этой упаковке. Экологический сбор в отношении товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки.
Ответственность
В статье 8.5_1.КоАП РФ указаны штрафы за:
1. Непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение в Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления в Российской Федерации за предыдущий календарный год:
- должностным лицам в размере от 3 000 до 6 000 рублей;
- лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 50 000 до 70 000 рублей;
- юридическим лицам – от 70 000 до 150 000 рублей.
2. Представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных товаров, упаковки товаров, в неполном объеме либо отчетности, содержащей недостоверные сведения:
- должностным лицам в размере от 3 000 до 6 000 рублей;
- лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 100 000 рублей;
- юридическим лицам – в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 250 000 рублей.
В случае невнесения, внесения не в полном объеме экологического сбора и (или) непредставления расчета суммы экологического сбора плательщиком в установленные сроки администратор экологического сбора направляет плательщику требование о добровольном погашении задолженности и представлении расчета суммы экологического сбора.
Если в течение 15 дней со дня получения плательщиком требования о добровольном погашении задолженности он не погасил указанную задолженность в добровольном порядке, администратор экологического сбора осуществляет взыскание задолженности в судебном порядке.
Почему заполнить экологическую отчетность в нашей компании удобно и выгодно
Если Вам нужно заполнить экологическую отчетность и рассчитать сумму экологического сбора:
- без ошибок и исправлений;
- в соответствии с правилами заполнения;
- в максимально короткие сроки.
Предоставьте нашей компании достоверные исходные данные и оплатите услугу. Наши экологи заполнят отчетность и рассчитают экологический сбор, не допуская ошибок, и избавят Вас от необходимости тратить время на разбирательство с цифрами и законодательством. Доверьтесь специалистам – и получите на руки документы, готовые к отправке в Росприроднадзор.
Экологи, которые быстро и без ошибок заполнят экологическую отчетность
- Читайте также
- Вопрос-ответ
Читайте также
О чек-листах проверки по экологии
Вопрос-ответ
Как рассчитывается экологический сбор?
Экологический сбор рассчитывается умножением ставки экологического сбора на массу выпущенного в обращение в Российской Федерации товара, реализованного для внутреннего потребления, за календарный год, предшествующий отчетному периоду (на количество единиц товара в зависимости от вида товара), или на массу выпущенной в обращение в Российской Федерации упаковки товара, реализованной для внутреннего потребления в Российской Федерации за этот же период, и на норматив утилизации, установленный на отчетный период и выраженный в относительных единицах.
Где найти реквизиты счетов для уплаты экологического сбора?
Информация о реквизитах счетов для уплаты экологического сбора размещена на официальных сайтах Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов
Как оплатить экологический сбор?
Уплата экологического сбора осуществляется путем перечисления денежных средств:
- производителями товаров, – на счет территориального органа Росприроднадзора в Федеральном казначействе по месту государственной регистрации плательщика;
- импортерами товаров, – на счет Росприроднадзора в Федеральном казначействе.
Наш блог
Учет в области обращения с отходами
Декларация о плате за НВОС. Сроки внесения платы.
В правила взимания экологического сбора внесены изменения. Теперь законодательно закреплен порядок уплаты сбора за упаковку. Так, если товары в упаковке не являются готовыми к употреблению изделиями, то экологический сбор уплачивается только в отношении упаковки. Если при проверке будут выявлены несоответствия, противоречия, ошибки в отчетности или факт несвоевременной уплаты сбора, то контролеры составят акт и запросят у плательщика дополнительные пояснения. Подробнее о новшествах — в комментарии экспертов 1С.
Некоторые виды товаров и упаковки нужно утилизировать после того, как они утратят свои потребительские свойства. Перечень товаров и упаковки, подлежащих утилизации, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р.
Если производитель и (или) импортер таких товаров и (или) упаковки не обеспечивает утилизацию либо утилизирует их не полностью, он должен перечислить сумму экологического сбора в бюджет (п. 2, 7 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Его уплата регулируется статьей 24.5 Закона № 89-ФЗ.
Кроме того, отдельные особенности исчисления и уплаты экологического сбора, а также представления отчетности по нему установлены нормативными актами Правительства РФ.
В декабре 2017 года в Закон № 89-ФЗ Федеральным законом от 31.12.2017 № 503-ФЗ были внесены поправки, которые действуют с 01.01.2018.
В связи с этим подзаконные нормативные акты также приведены в соответствие с новыми положениями Закона № 89-ФЗ. В частности, изменены Правила взимания экологического сбора, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073.
Поправки внесены Постановлением Правительства РФ от 23.08.2018 № 986 и действуют с 04.09.2018.
Что же изменилось? Рассказываем.
Уплата экологического сбора отдельно за товары и упаковку
Из Закона № 89-ФЗ и Правил теперь следует, что экологический сбор должны платить (п. 2 Правил):
- в отношении товаров и упаковки как готового товара — производители и импортеры товаров;
- в отношении упаковки как сырья (для упаковки иных товаров) — производители и импортеры товаров в этой упаковке.
Ранее из нормативных актов это четко не следовало. Однако Росприроднадзор в письме от 20.02.2017 № ОД-06-02-32/3380 дал пояснения, которые теперь закреплены законодательно.
На практике сложности могут возникнуть при уплате сбора в отношении упаковки товара. Например, производитель стеклянной тары может поставлять ее магазинам розничной сети, производителям напитков.
В подобной ситуации нужно вести раздельной учет тары, поскольку:
- в первом случае такая тара является готовым товаром, и ответственность за ее утилизацию и уплату сбора (если утилизация не проводится) несет производитель стеклотары,
- во втором случае эта ответственность возлагается на производителя напитков в указанной таре.
В Правилах появилась новая норма. Она касается производителей товаров, которые затем реализуются лицам, изготавливающим специальные колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним. Перечень таких транспортных средств утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291. Производители указанных товаров экологический сбор должны платить только в отношении их упаковки (п. 2.1 Правил).
Неизменным осталось положение о том, что не нужно платить экологический сбор по товарам и упаковке, которые вывозятся из России (п. 9 Правил).
Уточнен порядок уплаты экологического сбора и сдачи отчетности
В соответствии с поправками экологический сбор необходимо перечислять на счет (п. 4, 4.1 Правил):
- территориального органа Росприроднадзора по месту госрегистрации организации или предпринимателя, если плательщик сбора является производителем товара и (или) упаковки;
- центрального аппарата Росприроднадзора, если плательщик является импортером товаров и (или) упаковки либо одновременно производителем и импортером.
Коды и реквизиты платежей, образцы платежных поручений для уплаты экологического сбора представлены:
- производителями — на сайтах территориальных органов Росприроднадзора (например, на сайте Департамента Росприроднадзора по ЦФО в разделе «Реквизиты»);
- импортерами и производителями-импортерами — на сайте центрального аппарата Росприроднадзора.
Экологический сбор перечисляется ежегодно в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом (п. 2 ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ). Соответственно, платеж, исчисленный по обновленным Правилам, нужно заплатить по итогам 2018 года до 15.04.2019.
Одновременно с уплатой экологического сбора в соответствующий орган ведомства (территориальное отделение либо центральный аппарат) необходимо представить расчет сбора (п. 10 Правил). Его форма утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488.
Ведомство еще до внесения изменений указывало на такой алгоритм уплаты сбора и подачи расчета (несмотря на то, что Правила предусматривали единый порядок перечисления платежей и сдачи отчетности для всех категорий плательщиков — по реквизитам территориальных органов Росприродназора, см. подробнее об этом в 1С:ИТС).
В решениях «1С:Предприятия 8» форма расчета суммы экологического сбора реализована. Отправить Расчет суммы экологического сбора в Росприроднадзор, а также отследить состояние прохождения отчета можно с помощью сервиса 1С-Отчетность.
Дополнены правила проведения проверок
Расчет сумм экологического сбора органы Росприроднадзора проверяют в течение трех месяцев с даты его представления (п. 14 Правил).
Правила дополнены положением о том, что теперь контролирующие органы должны составлять акт контроля по завершении проверки, если по ее итогам выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств (п. 15.2, 15.3 Правил):
- В расчете сумм экологического сбора допущены ошибки.
- Сведения, отраженные в расчете, не соответствуют или противоречат данным о плательщике, которыми располагают проверяющие.
- Экологический сбор не уплачен (уплачен не полностью) и (или) с нарушением сроков.
- Экологический сбор исчислен и (или) уплачен излишне.
Акт контроля в течение трех рабочих дней с даты его подписания орган Росприроднадзора направляет плательщику (п. 15.4 Правил). Акт направляется по почте или в форме электронного документа: это зависит от того, каким способом плательщик представил расчет (п.п. 15.5, 15.6 Правил).
В перечисленных выше первых трех случаях акт контроля будет содержать требование о предоставлении пояснений относительно выявленных неточностей или противоречий, внесении изменений в расчет (и представлении его повторно) либо о доплате суммы сбора. Срок для исполнения требования — 10 рабочих дней с даты получения (пп. «г» п. 15.3 Правил).
Если плательщик не согласен с таким требованием, то в течение 10 рабочих дней с момента его получения он должен представить в орган Росприроднадзора копии документов (пояснения), подтверждающих (в зависимости от вида выявленного нарушения) (п. 15.7 Правил):
- правильность расчета сбора;
- факт уплаты сбора;
- причины противоречий между представленными сведениями.
В противном случае орган Росприроднадзора имеет право взыскать экологический сбор в судебном порядке (п. 15.8 Правил).
В случае обнаружения переплаты проверяющие вместе с актом контроля должны направить плательщику письмо с предложением зачесть излишне уплаченные суммы в счет предстоящих платежей (п. 15.9 Правил).
Если плательщик согласен на зачет, ему нужно направить в адрес органа Росприроднадзора следующие документы (п. 17, 18 Правил):
- заявление о зачете суммы изменения управляющего сбора (по форме из Приложения № 3 к приказу Росприроднадзора от 22.08.2016 № 489);
- заявление о проведении совместной сверки расчетов (по форме из Приложения № 2 к Приказу № 489).
В Правилах не прописан срок, в течение которого следует представить документы для проведения зачета.
Прежняя редакция Правил также не содержит никаких упоминаний о сроке. На наш взгляд, целесообразнее сделать это в кратчайшие сроки после получения предложения о зачете от органа Росприроднадзора.
Если плательщик вместо зачета хочет получить возврат переплаты, в орган Росприроднадзора необходимо представить (п. 15.10, 17, 19 Правил):
- заявление о возврате (по форме из Приложения № 5 к Приказу № 489);
- заявление о проведении совместной сверки расчетов (по форме, приведенной в Приложении № 2 к Приказу № 489);
- документы, подтверждающие уплату сбора в повышенном размере.
За возвратом можно обратиться в течение трех лет с момента возникновения переплаты (п. 20 Правил).
Как видно, поправками процедура зачета/возврата излишне уплаченного сбора практически не изменена. Новшеством является только направление плательщику акта контроля и предложения провести зачет.
Сокращен срок для добровольного погашения задолженности по уплате сбора
Если плательщик не уплачивает экологический сбор или уплачивает его не полностью, орган Росприроднадзора направит в его адрес требование о погашении задолженности в добровольном порядке.
Сделать это необходимо в течение 15 календарных дней. По истечении этого срока контролирующие органы будут взыскивать долг через суд (п. 25 Правил). Если суд вынесет решение в пользу Росприроднадзора, потребуется заплатить не только недоимку, но также возместить судебные расходы ведомства (ст. 110 АПК РФ).
До внесения изменений срок для добровольного погашения задолженности был продолжительнее — 30 календарных дней.
Отметим, что специальных норм, предусматривающих ответственность за неуплату сбора и непредставление отчетности, на текущий момент законодательством РФ не предусмотрено.
При этом согласно информации на сайтах региональных управлений Росприроднадзора плательщиков, не подавших расчет сумм экологического сбора, могут привлечь к административной ответственности по одной из следующих статей КоАП РФ:
- статья 8.5 КоАП РФ «Сокрытие или искажение экологической информации». Она предусматривает штраф в отношении должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 3 000 до 6 000 руб.; в отношении организаций — от 20 000 до 80 000 руб.;
- статья 19.7 КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)». Эта статья предусматривает штраф в отношении должностных лиц и предпринимателей в размере от 300 до 500 руб.; в отношении организаций — от 3 000 до 5 000 руб.
Что касается ответственности за неуплату (неполную уплату) экологического сбора, то штрафные санкции за это правонарушение отсутствуют.
Тем не менее, числящуюся за плательщиком задолженность орган Росприроднадзора вправе взыскать.
Новые ставки экологического сбора
Правительство РФ скорректировало ставки экологического сбора для утилизируемых товаров и упаковки (Постановление от 31.10.2018 № 1293). Ранее был дополнен перечень товаров, подлежащих утилизации (Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р). Следствием этого является возникновение новых групп утилизируемых товаров и упаковки, по которым теперь установлены ставки сбора. В частности, введены группы № 37-54 со следующими ставками сбора:
- группа № 37 «Элементы первичные и батареи первичных элементов» 33 476 руб.,
- группа № 38 «Аккумуляторы свинцовые» 2 025 руб. и др.
Также изменены ставки сбора в отношении ряда товаров и упаковки (группы № 10-36). Все поправки действуют с 10.11.2018.
В «1С:Предприятии» необходимые изменения поддерживаются с выходом очередных версий. Подробнее о сроках см. в «Мониторинге изменений законодательства».
Ожидаемые изменения: экологический налог
Отметим, что Минфин России подготовил поправки в Налоговый кодекс РФ, в соответствии с которыми с 01.01.2020 планируется ввести экологический налог.
Он заменит действующие в настоящее время платежи за сбросы, выбросы загрязняющих веществ, захоронение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду.
Новый экологический налог будут уплачивать организации и индивидуальные предприниматели. Объект налогообложения — виды воздействия на окружающую среду, такие как выброс в атмосферный воздух веществ от стационарных источников, сброс веществ в водные объекты и образование отходов производства и потребления.
Налоговой базой признается масса выбросов и сбросов веществ в атмосферный воздух и водные объекты от стационарных источников загрязнения, масса образованных отходов производства и потребления.
Налоговые ставки устанавливаются в фиксированном виде и зависят от вида загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления. Например, за тонну меди, ее оксида, сульфата или хлорида ставка налога составит 5 473 руб.
Налоговым периодом по налогу признается календарный год. Суммы налога можно будет уменьшить на расходы, связанные с реализацией налогоплательщиками мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Актуальную информацию об экологических платежах и отчетности в Росприроднадзор можно найти на сайте в рубрике «Экологические платежи, отчетность в Росприроднадзор».
Информация Минприроды России Об актуальных вопросах исполнения расширенной ответственности производителей, импортеров товаров (далее — РОП)
Экологический сбор
Производители, импортеры товаров (включая упаковку) обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством РФ нормативов утилизации. Производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор.
Содержание:
1. Уплата экологического сбора и представление отчетности
2. Расчет и порядок уплаты экологического сбора
3. Перечень основных документов по теме
1. Уплата экологического сбора и представление отчетности
Вид отчетности и платежа |
Сроки сдачи отчетности/ уплаты экологического сбора |
Субъект сдачи отчетности, уплаты экологического сбора |
Представление декларации о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров |
Ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом (календарный год) |
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями товаров, импортерами товаров |
Представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров |
Ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом (календарный год) |
Отчетность представляется в отношении товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств: — производителями и импортерами товаров; — ассоциацией (союзом) производителей, импортеров товаров; — российским экологическим оператором |
Представление расчета суммы экологического сбора и прилагаемых к нему документов |
Ежегодно, до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом (календарный год) |
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями товаров, импортерами товаров, в случае невыполнения нормативов утилизации |
Уплата экологического сбора <1>, <2> |
Ежегодно, до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом (календарный год) |
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями товаров, импортерами товаров, в случае невыполнения нормативов утилизации. В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров в этой упаковке |
<1> Экологический сбор для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки.
В отношении товаров, реализуемых лицам, осуществляющим производство колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, перечень видов и категорий которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», экологический сбор уплачивается плательщиками только в отношении упаковки таких товаров.
<2> Экологический сбор не уплачивается в отношении количества товаров, упаковки товаров, которые вывозятся из РФ.
2. Расчет и порядок уплаты экологического сбора
Форма расчета суммы экологического сбора утверждена Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 N 488 (Документ включен в перечень актов, на которые не распространяется механизм «регуляторной гильотины», в части федерального государственного экологического надзора).
Форма декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, утверждена Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 N 1417 (Документ включен в перечень актов, на которые не распространяется механизм «регуляторной гильотины», в части федерального государственного экологического надзора).
Форма отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров утверждена Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 N 2010. <2>
Форма акта утилизации отходов от использования товаров утверждена Приказом Росприроднадзора от 15.02.2022 N 90.
Расчет экологического сбора для производителей (импортеров), не обеспечивающих самостоятельную утилизацию товара (упаковки):
Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу товара или на количество единиц товара (в зависимости от вида товара) либо на массу упаковки товара, выпущенных в обращение на территории РФ, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах. Таким образом,
ЭС = СТЭС
* М * НУ, где
ЭС — экологический сбор;
СТЭС — ставка экологического сбора;
М — масса товара или количество единиц товара (в зависимости от вида товара) либо масса упаковки товара, выпущенных в обращение на территории РФ;
НУ — норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.
Расчет экологического сбора для производителей (импортеров), самостоятельно утилизирующих товар (упаковку):
В случае недостижения нормативов утилизации отходов от использования товаров экологический сбор рассчитывается плательщиками посредством умножения ставки экологического сбора на разницу между установленным и фактически достигнутым значением количества утилизированных отходов от использования товаров. Таким образом,
ЭС = СТЭС
* (ОУСТ — ОФАКТ), где
ЭС — экологический сбор;
СТЭС — ставка экологического сбора;
ОУСТ — установленное значение количества утилизированных отходов от использования товаров;
ОФАКТ — фактически достигнутое значение количества утилизированных отходов от использования товаров.
Для расчета экологического сбора следует руководствоваться следующими нормативами утилизации отходов от использования товаров:
Период, на который приняты нормативы |
Нормативный правовой акт |
2021 — 2022 годы |
Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 N 3722-р |
2018 — 2020 годы |
Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 N 2971-р |
2015 — 2017 годы |
Распоряжение Правительства РФ от 04.12.2015 N 2491-р |
Для расчета экологического сбора следует руководствоваться следующими перечнями готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств:
Дата вступления в силу перечня товаров |
Нормативный правовой акт |
с 01.01.2021 |
Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 N 3721-р <1> |
с 01.01.2018 |
Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 N 2970-р |
с 28.09.2015 |
Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2015 N 1886-р |
Порядок подтверждения принятия и представления расчета экологического сбора в форме электронного документа, а также телекоммуникационные сети, используемые для передачи расчета экологического сбора в электронной форме, утверждены Приказом Росприроднадзора от 31.07.2020 N 920.
Порядок уплаты экологического сбора
Взимание экологического сбора, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его уплаты осуществляется Росприроднадзором и его территориальными органами.
Уплата экологического сбора осуществляется путем перечисления денежных средств в валюте РФ:
— плательщиками, являющимися производителями товаров, — на счет территориального органа Росприроднадзора в Федеральном казначействе по месту государственной регистрации плательщика;
— плательщиками, являющимися импортерами товаров, — на счет Росприроднадзора в Федеральном казначействе.
В случае если плательщик одновременно является производителем товаров и импортером товаров, уплата экологического сбора осуществляется путем перечисления денежных средств в валюте РФ на счет Росприроднадзора в Федеральном казначействе.
Информация о реквизитах счетов для уплаты экологического сбора доводится Росприроднадзором и его территориальными органами до сведения плательщиков и размещается на официальных сайтах Росприроднадзора и его территориальных органов в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе сети «Интернет».
Порядок взимания экологического сбора, в том числе порядок его исчисления, срок уплаты, порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его внесения, а также порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм экологического сбора установлен Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1073 (Документ включен в перечень актов, на которые не распространяется механизм «регуляторной гильотины», в части федерального государственного экологического надзора).
Порядок подачи декларации о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 N 1417 (Документ включен в перечень актов, на которые не распространяется механизм «регуляторной гильотины», в части федерального государственного экологического надзора).
Порядок сдачи отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 N 2010. <2>
3. Перечень основных документов по теме
1. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
2. Постановление Правительства РФ от 08.10.2015 N 1073 «О порядке взимания экологического сбора» (Документ включен в перечень актов, на которые не распространяется механизм «регуляторной гильотины», в части федерального государственного экологического надзора);
3. Постановление Правительства РФ от 24.12.2015 N 1417 «Об утверждении Положения о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки» (Документ включен в перечень актов, на которые не распространяется механизм «регуляторной гильотины», в части федерального государственного экологического надзора);
4. Постановление Правительства РФ от 09.04.2016 N 284 «Об установлении ставок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (экологического сбора)» (Документ включен в перечень актов, на которые не распространяется механизм «регуляторной гильотины», в части федерального государственного экологического надзора);
5. Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 N 2010 «Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров»; <2>
6. Приказ Росприроднадзора от 22.08.2016 N 488 «Об утверждении формы расчета суммы экологического сбора» (Документ включен в перечень актов, на которые не распространяется механизм «регуляторной гильотины», в части федерального государственного экологического надзора, в части федерального государственного экологического надзора);
7. Приказ Росприроднадзора от 22.08.2016 N 489 «Об утверждении форм акта совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, заявления о проведении совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, заявления о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решения о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решения об отказе в возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решения о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора»;
8. Приказ Росприроднадзора от 31.07.2020 N 920 «Об определении формата, структуры, порядка подтверждения принятия и представления расчета экологического сбора в форме электронного документа, а также телекоммуникационных сетей, используемых для передачи расчета экологического сбора в электронной форме»;
9. Приказ Росприроднадзора от 21.09.2020 N 1216 «Об утверждении формы акта проведения контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения»;
10. Приказ Росприроднадзора от 15.02.2022 N 90 «Об утверждении формы акта утилизации отходов от использования товаров»; <2>
11. Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 N 3721-р «Об утверждении перечней товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств»; <1>
12. Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 N 3722-р «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров на 2021 год»;
13. Информация Минприроды России «Об актуальных вопросах исполнения «расширенной» ответственности производителей, импортеров товаров (далее — РОП)»;
14. Информация Росприроднадзора от 12.04.2021 «О предоставлении отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров и уплате экологического сбора»;
15. Информация Росприроднадзора «Расширенная ответственность производителя»;
16. Письмо Росприроднадзора от 30.12.2016 N АА-10-02-31/26672 «О рассмотрении обращения»;
17. Письмо Росприроднадзора от 26.01.2017 N АС-10-02-36/1417 «О направлении информации об утилизации отходов от использования товаров, упаковки»;
18. Письмо Росприроднадзора от 20.02.2017 N ОД-06-02-32/3380 «Об уплате экологического сбора»;
19. Письмо Росприроднадзора от 16.03.2017 N АС-10-02-36/5284 «Об исполнении нормативов утилизации»;
20. Письмо Росприроднадзора от 28.03.2017 N ВС-10-02-36/6393 «Об исполнении нормативов утилизации путем термической обработки отходов»;
21. Письмо Росприроднадзора от 30.06.2017 N АС-06-02-36/13945 «О представлении документов по экологическому сбору импортерами»;
22. Письмо Росприроднадзора от 16.01.2018 N ВС-06-02-32/603 «Об уплате экологического сбора»;
23. Письмо Росприроднадзора от 09.01.2018 N АС-10-02-36/156 «О направлении разъяснений»;
24. Письмо Росприроднадзора от 02.04.2018 N АС-10-02-36/6274 «О направлении информации»;
25. Письмо Росприроднадзора от 13.04.2020 N АА-10-03-32/11662 «О рассмотрении обращения»;
26. Письмо Росприроднадзора от 15.01.2021 N АА-10-03-34/657 «О рассмотрении обращения»;
27. Письмо Росприроднадзора от 19.03.2021 N АА-10-03-34/8125 «О рассмотрении обращения».
___________________________________
<1> действует до 01.09.2022
<2> действует до 01.09.2027