Регистрация в росфинмониторинге бухгалтерских компаний

Мы привыкли к тому, что 115-ФЗ — это закон для банков. Банки проверяют клиентов, следят за транзакциями и, если что-то кажется им подозрительным, блокируют счета компаний. Но выполнять 115-ФЗ должны не только банки, но и бухгалтерские фирмы. Рассказываем, как выполнить требования закона.

Статья подготовлена по материалам брифинга по 115-ФЗ на конференции «Каждый бухгалтер желает знать». Вы можете посмотреть его в записи.

Бухгалтерские фирмы и аутсорсеры — субъекты 115-ФЗ

115-ФЗ распространяется на бухгалтерские фирмы. В законе сказано, что он  распространяется в том числе на лиц, которые ведут предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг (ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).

Это относится ко всем обслуживающим бухгалтериям. В законе есть перечень операций, которые позволяют отнести бухгалтерскую фирму к субъектам 115-ФЗ. Вот эти операции:

  • сделки с недвижимым имуществом;
  • управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  • управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также купля-продажа организаций.

Многие бухгалтерские фирмы считали, что не проводят эти операции, а значит, и 115-ФЗ на них не распространяется.

Но это не так. Росфинмониторинг разъяснил, что «обеспечение деятельности», которое упоминается в последнем пункте, — это в том числе бухучет и сдача отчетности (информационное письмо Росфинмониторинга от 19.07.2018 № 54). А значит, все обслуживающие бухгалтерии автоматически подпадают под 115-ФЗ.

Из закона следует, что перед 115-ФЗ все равны: и бухгалтерские фирмы и ИП. Например, если бухгалтер — индивидуальный предприниматель заключает договор с организацией о том, что он оказывает этой организации бухгалтерские услуги, ИП автоматически становится субъектом 115-ФЗ.

extern

Контролируйте отчеты и требования по всем организациям, общайтесь с клиентами без звонков и встреч

Подробнее

Какие требования закона нужно выполнять: пошаговая инструкция

Контролировать, как обслуживающие бухгалтерии и бухгалтеры-аутсорсеры соблюдают 115-ФЗ может как прокуратура, так и ФНС. Налоговая — регулятор деятельности бухгалтерских фирм в сфере «антиотмывочного» законодательства.

Вот на какие нормативные акты и материалы можно опираться, чтобы сделать все правильно:

  • Приказ Росфинмониторинга от 20.05.2022 № 100 — описано, как должна строиться система работы по ПОД/ФТ — противодействию отмыванию доходов и финансированию терроризма;
  • Информационное письмо Росфинмониторинга от 01.03.2019 № 59 — рассказано, как оценивать риски по ПОД/ФТ;
  • Методические материалы Минфина — презентация для тех, кто оказывает бухгалтерские услуги.
  • Постановлении Правительства от 14.07.2021 № 1188 — требования к составлению правил внутреннего контроля (ПВК) бухгалтерскими фирмами.

Мы разложили все по порядку. 

Шаг 1. Зарегистрировать личный кабинет на сайте Росфинмониторинга 

Как только вы открыли юрлицо или ИП, которое будет оказывать бухгалтерские услуги, можете в этот же день подать заявку на регистрацию личного кабинета на сайте Росфинмониторинга. Для уже действующих фирм штрафов за отсутствие личного кабинета нет. Но чем быстрее зарегистрировать его, тем лучше.

Процедура регистрации личного кабинета на сайте Росфинмониторинга состоит из четырех шагов:

  1. Перейдите по ссылке и выберите нужную форму для регистрации. Для юрлиц и ИП страницы заявок разные.
  2. Заполните заявление на подключение к личному кабинету.
  3. Подпишите его квалифицированной электронной подписью.
  4. Когда заявление зарегистрируют, на электронную почту придет уведомление. 

Шаг 2. Разработать и утвердить правила внутреннего контроля. Загрузить их в личный кабинет на сайте Росфинмониторинга

Правила внутреннего контроля (ПВК) — это объемный документ, который можно написать в электронном виде или на бумаге, а затем утвердить подписью руководителя организации.

В этих правилах нужно прописать, как вы: 

  • идентифицируете клиентов;
  • управляете рисками по 115-ФЗ;
  • выявляете сомнительные операции;
  • отправляете формализованные сообщения в Росфинмониторинг,
  • обучаете сотрудников по ПОД/ФТ и другое.

С 13 января 2022 года вступили в силу требования к правилам внутреннего контроля для обслуживающих бухгалтерий. Они сформулированы в Постановлении Правительства от 14.07.2021 № 1188. О том, как бухгалтерской фирме составить ПВК, мы подробно рассказали в отдельной статье.

Шаг 3. Назначить того, кто будет отвечать за соблюдение правил внутреннего контроля

Сотрудника, который отвечает за соблюдение правил внутреннего контроля, называют специальным должностным лицом. Его назначает руководитель организации.

Важно, чтобы он вступил в должность в тот же день, когда приняты правила внутреннего контроля, чтобы не получилось, что правила приняты, а за их выполнением никто не следит. Регулятор при проверке сочтет это нарушением.

Шаг 4. Проводить идентификацию клиентов до приема на обслуживание

Обязанность идентифицировать клиентов (как физических, так и юридических лиц) прописан в ст. 7 115-ФЗ. По закону перед заключением договора нужно собрать пул фактов о клиенте: от ИНН до финансового положения. Чтобы сделать это, можно попросить клиента заполнить опросник, найти данные в интернете или использовать сервисы, которые сами проводят идентификацию.

Шаг 5. Определить уровень риска клиентов

После того как вы соберете все необходимые данные о клиенте, присвойте ему уровень риска. Он может быть высоким, средним или низким. Какие именно факты в деятельности клиента влияют на степень риска, пропишите в правилах внутреннего контроля.

Чаще всего клиенту присваивается высокий риск, если сработали один или несколько следующих критериев:

  • частая смена учредителей;
  • адрес массовой регистрации;
  • массовый директор — зарегистрирован в качестве генерального директора исполнительного лица;
  • наличие у клиента ОКВЭДов, которые ЦБ отнес к высокорисковым видам деятельности;
  • непубликация бухгалтерской отчетности за последний год или несколько;
  • неуплата налогов.

Шаг 6. Сверять клиентскую базу со списком террористов и экстремистов и другими перечнями

Еще один важный момент при проведении первичной идентификации — сверка клиента с перечнями, которые ведет Росфинмониторинг. Используйте три основных списка:

  • террористов и экстремистов;
  • террористов, экстремистов и распространителей оружия массового уничтожения (формируется Советом Безопасности ООН);
  • межведомственной комиссии (МВК).

Каждый из этих списков можно скачать в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга. При первичной идентификации выбирайте самую свежую редакцию. Если в списках клиента нет, с ним можно сотрудничать.

Однако на этом работа со списками не заканчивается. Нужно регулярно проводить сверку клиентской базы с перечнями, так как они постоянно обновляются. Уведомление о выходе новой редакции перечня отображается в личном кабинете.

Если кто-то из действующих клиентов оказался в списке, нужно обязательно уведомить об этом Росфинмониторинг. Для этого отправьте формализованное электронного сообщения (ФЭС) через личный кабинет.

Еще в личном кабинете вы можете посмотреть статистику по работе с перечнями. Интерфейс позволяет проверить, скачали вы определенную редакцию списка или нет.

Пример страницы по статистике работы с перечнями в личном кабинете, зарегистрированном на сайте Росфинмониторинга.

Шаг 7. Сформировать анкету клиента

Результаты идентификации, сверки с перечнями и уровень риска клиента зафиксируйте в анкете (Приказ Росфинмониторинга от 20.05.2022 № 100). Анкета хранится в течение всего периода обслуживания клиента и еще пять лет после прекращения сотрудничества. Не реже раза в год  все идентификационные данные нужно обновлять.

prizma

Как проверять клиентов — автоматически или вручную

Росфинмониторинг рекомендует идентифицировать клиентов с помощью специальных программ, но это не обязательно. Можно и вручную. 

Проблема заключается в том, что клиентов нужно проверять по множеству списков и критериев, причем регулярно. Например, когда вы принимаете на обслуживание компанию, по ней все чисто, а через полгода директор появляется в списке экстремистов. Чтобы соблюдать требования закона, придется как минимум каждый месяц вручную заходить и проверять.

Другая ситуация: директор компании, с которой вы работаете, стал публичным должностным лицом. Как это проверить? Как такового списка публичных должностных в открытом доступе не существует. Нужно заходить и вручную искать приказы о назначении вашего клиента и его родственников на какую-то публичную должность или приказы о снятии.

Если у вас на обслуживании одна-две компании, то задача вполне посильная. Для 5-10 клиентов времени на ручную проверку будет уходить очень много. 

Но проблема не только в удобстве. Вручную можно что-то пропустить, а штрафы начинаются от 50 тысяч рублей. Автоматизация процессов стоит дешевле. Получается, расходы оправдывают себя, потому что программа проверит клиента за вас точно по требованиям закона.

prizma

Будут ли проверки и штрафы

Пока регулятор не проверяет обслуживающие бухгалтерии. Это временно: о том, что бухгалтерские фирмы подпадают под 115-ФЗ, Росфинмониторинг заявил только в 2018 году. Компаниям дали время, чтобы они успели разработать правила внутреннего контроля, назначить специальное должностное лицо, пройти обучение и втянуться в процесс.

Но проверок не было не только поэтому. До сих пор для бухгалтерских фирм не были предусмотрены штрафы за несоблюдение 115-ФЗ. В новой редакции КоАП они появятся. Пока проект Кодекса находится на стадии публичных обсуждений.

За неисполнение требований 115-ФЗ лиц, которые оказывают бухгалтерские услуги, ждет предупреждение или административный штраф от 50 до 100 тысяч рублей (п. 7 ст. 30.3 новой редакции). 

По статистике Росфинмониторинга самые частые поводы для штрафов у других субъектов 115-ФЗ:

  • нет правил внутреннего контроля;
  • не назначено специальное должностное лицо;
  • нет анкет клиентов с идентификационными данными или они вовремя не обновлены.
  • отсутствие работы с перечнями Росфинмониторинга.

Бухгалтеры должны выявлять подозрительных клиентов: Росфинмониторинг рассказал, каких доносов ждет

Росфинмониторинг, наконец, подробно рассказал, кто и зачем должен регистрироваться в личном кабинете на его сайте. 

Кто должен сообщать

Антиотмывочный закон 115-ФЗ в ряде случаев предписывает идентифицировать клиентов и в случае подозрений на легализацию ими доходов, сообщать в Росфинмониторинг.

В соответствии со ст.7.1 закона 115-ФЗ это требование распространяются на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

— сделки с недвижимым имуществом;

— управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;

— управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;

— привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;

— создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

Таким образом, организации и ИП, осуществляющие вышеуказанную деятельность, обязаны исполнять требования законодательства в сфере ПОД/ФТ.

Такие разъяснения даются в Информационном письма Росфинмониторинга № 54 от 19.07.2018.

Личный кабинет

Необходимо ли лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, подключаться к Личному кабинету на сайте Росфинмониторинга?

Да, сообщается в письме службы.

В силу положений пункта 2 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ при наличии у лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции клиентов осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем или финансирования терроризма, они обязаны уведомить об этом Росфинмониторинг.

Порядок передачи такой информации утвержден Постановлением Правительства от 16.02.2005 № 82.

Формат представления информации, форма кодирования и перечни (справочники) кодов, подлежащих использованию при ее представлении, иные особенности представления информации, а также информационно-телекоммуникационные сети, подлежащие использованию для передачи информации в электронной форме, регламентируется Инструкцией, утвержденной Приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 № 110.

Согласно пункту 2.8 Инструкции представление формализованных электронных сообщений (ФЭС) осуществляется лицами с использованием Личного кабинета.

Учитывая изложенное, лицам, оказывающим бухгалтерские и юридические услуги, необходимо зарегистрироваться в Личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга.

Арбитражный управляющий

Необходимо ли арбитражному управляющему подключиться к личному кабинету на сайте Росфинмониторинга, если он оказывает юридические услуги юридическим и физическим лицам в процедурах банкротства?

Арбитражный управляющей, оказывающий юридические услуги юридическим и физическим лицам в рамках процедуры банкротства, не является субъектом статьи 7.1 закона № 115-ФЗ и на него не распространяются требования антиотмывочного законодательства.

Вместе с тем арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности и предпринимательской деятельностью.

В случае осуществления арбитражным управляющим иной предпринимательской деятельности, в частности, предпринимательской деятельности, поименованной в статье 7.1 закона N 115-ФЗ, на него распространяются обязанности по исполнению требований законодательства в сфере ПОД/ФТ, в том числе по подключению к Личному кабинету как лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических услуг.

Регистраторы

Относится ли деятельность организации по оказанию услуг по регистрации юрлиц к операциям, указанным в пункте 1 статьи 7.1 закона № 115-ФЗ? Необходимо ли им подключиться к Личному кабинету на сайте Росфинмониторинга? Да, сообщается в письме.

Согласно положениям статьи 7.1 закона № 115-ФЗ отдельные требования законодательства в сфере ПОД/ФТ распространяются, в том числе, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юруслуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента сделки по созданию организаций, обеспечению их деятельности или управлению ими, а также по купле-продаже организаций.

Согласно положениям ГК, юрлица и ИП приобретают правоспособность (считаются созданными) после внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Учитывая изложенное, деятельность по оказанию услуг по госрегистрации юрлиц (ИП) относится к деятельности лиц, указанных в статье 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ.

В случае, если лицо осуществляет указанную деятельность, на него распространяются обязанности по исполнению требований законодательства о ПОД/ФТ, предусмотренные статьей 7.1 закона № 115-ФЗ, а также по подключению к Личному кабинету на официальном сайте Росфинмониторинга.

Обеспечение деятельности

Что включает в себя закрепленное в ст. 7.1 закона № 115-ФЗ словосочетание «обеспечение их деятельности», и является ли договор на оказание бухгалтерских или юридических услуг обеспечением такой деятельности?

Обеспечение деятельности общества (предприятия) может включать юридическое, бухгалтерское, информационное и другие виды сопровождения деятельности общества, которые требуют специальных профессиональных знаний.

Юридическое обеспечение деятельности являет собой правовое сопровождение деятельности общества, например, организация деятельности общества, разработка и анализ учредительных и других документов, консультационные услуги по профильному законодательству, оценка хозяйственных схем с правовой точки зрения, анализ и составление договоров и сопровождающих документов, сопровождение заключаемых обществом сделок (договоров), а также прочие консультации в сфере трудового и гражданского права, деловая переписка и т.д.

Бухгалтерское обеспечение деятельности являет собой профессиональное и качественное бухгалтерское сопровождение деятельности общества, в частности, организация и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование, обработка первичных документов, оформление документов, сдача отчетности и др.

Юридическое или бухгалтерское обеспечение деятельности может получать общество, в штате которого есть юрист/бухгалтер, или же если таковой отсутствует, в том числе и на основании заключенного договора на оказание юридических и/или бухгалтерских услуг.

При этом субъектом исполнения статьи 7.1 закона № 115-ФЗ является организация или ИП, оказывающие юридические и/или бухгалтерские услуги на основании заключенного договора на оказание соответствующих услуг.

Правила внутреннего контроля

Распространяется ли на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, обязанность по разработке правил внутреннего контроля, а также назначению специального должностного лица?

В соответствии со статьей 3 закона № 115-ФЗ организация внутреннего контроля — это совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.

Организации и ИП, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, обязаны разработать правила внутреннего контроля, а также назначить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля.

Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию, утверждены Постановлением Правительства от 29.05.2014 № 492.

Штат бухфирм

Обязан ли ИП, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, нанимать отдельного сотрудника на должность специального должностного лица?

Необязательно, сообщается в письме.

Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, вправе как самостоятельно исполнять функции специального должностного лица, так и возложить указанные обязанности на работника (при наличии), при условии соблюдения требований по прохождению обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Передача информации

Необходимо ли лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, представлять в Росфинмониторинг информацию, предусмотренную подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 закона № 115-ФЗ?

Нет, ответил Росфинмониторинг.

Положения подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ на субъектов статьи 7.1 указанного Федерального закона не распространяются.

Напомним,3 в пп.7 п.1 ст.7 закона 115-ФЗ идет речь об обязанности не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган.

С другими рекомендациями Росфинмониторинга по исполнению лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских и юридических услуг, требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, можно ознакомиться на сайте ведомства.

Если у организации и ИП, ведущих деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, появились подозрения, что их клиент связан с отмыванием доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, они обязаны сообщить о своих подозрениях в Росфинмониторинг. Сделать это можно только через Личный кабинет на сайте ведомства.

Источник: Информационное сообщение Росфинмониторинга от 26.01.2018

Порядок регистрации в Личном кабинете зависит от того, есть ли у организации (ИП) усиленная квалификационная электронная подпись (ЭП) или нет. Так, при отсутствии подписи алгоритм действий следующий:

— через сайт Росфинмониторинга нужно заполнить и отправить соответствующую заявку;

— распечатать заполненную заявку, которая придет на адрес электронной почты, указанный при заполнении, заверить ее подписью и печатью (при наличии) и отправить по адресу: 107450, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 39, стр. 1. < … >

К бумажной заявке обязательно нужно приложить скан-копию документа, подтверждающего статус лица, ведущего деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг.

Если у вас есть усиленная квалификационная электронная подпись, все намного проще. Зарегистрироваться в Личном кабинете можно, заполнив специальную форму, размещенную на сайте Росфинмониторинга в разделе «Регистрация с использованием электронной подписи», и подписав ее ЭП.

Если при регистрации или входе в Личный кабинет что-то пошло не так, необходимо обратиться в техподдержку Росфинмониторинга по телефонам: 8 (495) 627-33-98 или 8 (495) 627-32-99.


06.12.2022


Передача информации в Росфинмониторинг: изменения для бухгалтеров и аудиторов с 1 декабря 2022 года

Власти уточнили правила передачи в Росфинмониторинг обязательной информации, а также расширили перечень передаваемой организациями и ИП информации. Изменения касаются всех аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также лиц, оказывающих бухгалтерские услуги. Рассказываем, какую информацию должны теперь передавать бухгалтеры и аудиторы.

Новая информация для Росфинмониторинга

Постановление Правительства РФ от 06.10.2022 № 1773 расширило для аудиторов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, перечень передаваемых в Росфинмониторинг сведений. С 1 декабря 2022 года в Росфинмониторинг необходимо представлять еще и сведения о принятых бухгалтерами и аудиторами мерах по замораживанию и блокированию денежных средств и иного имущества, принадлежащих организациям или физлицам.

Напомним, аудиторы и бухгалтеры в рамках своих договорных полномочий обязаны предпринимать меры по блокированию денег и иного имущества компаний и физлиц при наличии любых оснований полагать, что ими совершаются подозрительные операции (ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»). Меры по блокированию денег и иного имущества подозрительных клиентов включают, в том числе, полный отказ от совершения каких-либо сделок и операций (переводов) с принадлежащими таким клиентам деньгами и имуществом.

Ранее аудиторы и бухгалтеры были обязаны уведомлять Росфинмониторинг только о совершении (намерении совершения) их клиентами подозрительных операций и сделок, которые потенциально могут быть направлены на отмывание преступных доходов и финансирование терроризма.

По новым правилам с 1 декабря 2022 года (новая редакция пп. «в» п. 3 постановления Правительства РФ от 19.03.2014 № 209) бухгалтеры и аудиторы обязаны представлять в Росфинмониторинг сведения о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих их клиентам, – организациям и физлицам. При этом незамедлительно информировать Росфинмониторинг нужно не обо всех случаях блокировки денег и имущества подозрительных клиентов, а только в тех ситуациях, когда:

  • клиенты были включены в перечень организаций и физлиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
  • в их отношении клиентов Росфинмониторингом было принято решение о блокировании принадлежащих им денег и имущества;
  • клиенты были включены в международные перечни организаций и физлиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения.

Для передачи в Росфинмониторинг сведений о принятых мерах по блокировке денег и имущества достаточно, чтобы подозрительный клиент соответствовал хотя бы одному из вышеперечисленных условий.

Порядок представления новых сведений в Росфинмониторинг

Информацию о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих подозрительным клиентам, бухгалтеры и аудиторы обязаны представлять в Росфинмониторинг незамедлительно. Крайний срок — не позднее одного рабочего дня, следующего за днем применения мер по замораживанию и блокированию денежных средств или иного имущества.

Данную информацию необходимо представлять в форме электронного сообщения через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга. Сообщение подписывают усиленной квалифицированной электронной подписью. В электронное сообщение нужно обязательно включить:

  • сведения, необходимые для идентификации лица, в отношении которого применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
  • основание для применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и дату применения таких мер;
  • сведения о сумме замороженных денежных средств или стоимости заблокированного имущества.

При невозможности направления электронного сообщения через личный кабинет (например, по причине технического сбоя) сообщение о принятых мерах по замораживанию денег и имущества можно направить на оптическом или цифровом носителе. К такому носителю нужно приложить сопроводительное письмо на бумаге, которое подписывается собственноручной подписью бухгалтера или аудитора. Сопроводительное письмо вместе с цифровым носителем информации можно направить в Росфинмониторинг либо непосредственно, либо заказным письмом с уведомлением о вручении (п. 8 постановления Правительства РФ от 09.04.2021 № 569).

Поделиться с друзьями:

Подписаться на комментарии

Отправить на почту

Печать

Написать комментарий

Основным видом деятельности ООО является оказание услуг в области бухучета: нужно ли регистрироваться в Росфинмониторинге?

Добрый день!  Подскажите пожалуйста ООО с основным кодом ОКВЭД 69.20.2 Деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета нужно ли регистрироваться в Росфинмониторинге?

ЭЦП для отчетности на 2023 год

Получите электронную подпись без посещения госорганов

Александра Кривошеева, спасибо!

Александра Кривошеева, спасибо за помощь!

ПОСТАНОВКА НА УЧЕТ В РОСФИНМОНИТОРИНГЕ

Для постановки на учет необходимо представить в территориальный орган Росфинмониторинга карту постановки на учет в течение 30 календарных дней:

— с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

— с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

— с даты внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;

— не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.

Организация представляет карту постановки на учет в территориальный орган Росфинмониторинга по месту государственной регистрации юридического лица.

Индивидуальный предприниматель представляет карту постановки на учет в территориальный орган Росфинмониторинга по месту жительства.

Порядок и сроки постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу определены Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 N 58.

Постановке на учет в территориальном органе Росфинмониторинга подлежат следующие организации и индивидуальные предприниматели:

— лизинговые компании;

— операторы по приему платежей;

— организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

— индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

— коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

Порядок постановки на учет определен Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 N 58 (далее — Постановление Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 N 58).

Постановку на учет организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляют территориальные органы Росфинмониторинга в соответствии с местом государственной регистрации организации или местом жительства индивидуального предпринимателя.

С адресами и контактными телефонами территориальных органов Росфинмониторинга можно ознакомиться непосредственно на официальном сайте Росфинмониторинга в подразделе «Территориальные органы» раздела «Организационная структура» по адресу https://fedsfm.ru/about/departments, а также в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по адресу www.gosuslugi.ru.

Для постановки на учет организация или индивидуальный предприниматель представляет в территориальный орган Росфинмониторинга карту постановки на учет по форме, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 11.02.2019 N 33 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной услуги по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы».

Карта постановки на учет направляется организацией или индивидуальным предпринимателем в течение 30 календарных дней:

— с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

— с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

— с даты внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;

— но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.

Организация направляет (представляет) карту постановки на учет в территориальный орган Росфинмониторинга по месту государственной регистрации юридического лица.

Индивидуальный предприниматель направляет (представляет) карту постановки на учет в территориальный орган Росфинмониторинга по месту жительства.

Организация или индивидуальный предприниматель может направить карту постановки на учет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, представить документы лично или направить в электронном виде с использованием Личного кабинета организации или индивидуального предпринимателя в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по адресу www.gosuslugi.ru (далее — Личный кабинет на сайте госуслуг).

Карта постановки на учет на бумажном носителе может быть заполнена с использованием текстового редактора на компьютере либо рукописным способом (печатными буквами) и подписана руководителем организации или индивидуальным предпринимателем. Подпись скрепляется печатью (при ее наличии). Нотариального свидетельствования подлинности подписи не требуется.

Карта постановки на учет в электронной форме, направляемая с использованием Личного кабинета на сайте госуслуг, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации или индивидуального предпринимателя.

Направление карты постановки на учет через Личный кабинет на сайте госуслуг осуществляется путем заполнения интерактивной формы карты постановки на учет.

Для направления карты постановки на учет в электронной форме необходимо иметь усиленную квалифицированную подпись, выданную в любом аккредитованном Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» удостоверяющем центре.

Информацию об удостоверяющих центрах можно найти по ссылке http:e-trust.gosusiugi.ru

Одновременно с уведомлением о постановке на учет организации или индивидуальному предпринимателю предоставляется доступ к Личному кабинету на сайте Росфинмониторинга, позволяющему осуществлять информационное взаимодействие, в том числе предоставление отчетов, прохождение дистанционных курсов обучения и т.д.

Территориальный орган принимает решение о постановке организации или индивидуального предпринимателя на учет в срок, не превышающий 15 календарных дней со дня получения карты постановки на учет.

Территориальный орган Росфинмониторинга вправе отказать организации или индивидуальному предпринимателю в постановке на учет в случае:

— представления карты постановки на учет, оформленной ненадлежащим образом (а именно: представление карты постановки на учет в формате приказа, утратившего силу, не заполнение обязательных полей, а также, если текст не поддается прочтению (в случае заполнения карты постановки на учет рукописным способом);

— наличия в карте постановки на учет недостоверной информации, основываясь на информации Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

— представления карты постановки на учет в территориальный орган Росфинмониторинга не по месту государственной регистрации организации или месту жительства индивидуального предпринимателя;

— представления карты постановки на учет организацией или индивидуальным предпринимателем, в сфере деятельности которых имеются соответствующие надзорные органы.

При изменении сведений, содержащихся в карте постановки на учет, организация или индивидуальный предприниматель в течение 10 календарных дней представляет (направляет) в территориальный орган Росфинмониторинга по месту своей регистрации или месту жительства карту постановки на учет, содержащую новые сведения.

По результатам рассмотрения карты постановки на учет, содержащей новые сведения, территориальный орган Росфинмониторинга направляет организации или индивидуальному предпринимателю уведомление о принятии карты постановки на учет, содержащей новые сведения либо об отказе в принятии карты постановки на учет, содержащей новые сведения.

Организация или индивидуальный предприниматель имеет право на обжалование решений и действий (бездействия) территориального органа Росфинмониторинга, должностных лиц территориального органа Росфинмониторинга, осуществляемых в ходе предоставления государственной услуги (по постановке на учет), в досудебном порядке.

Постановка организации на учет в Росфинмониторинге

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом и не имеющие в
сфере своей деятельности надзорных органов, обязаны встать на учет в Уполномоченный орган РФ.


Какие организации обязаны вставать на учет

Постановке на учет в территориальном органе Росфинмониторинга
подлежат следующие организации и индивидуальные предприниматели:

  • лизинговые компании;
  • операторы по приему платежей;
  • организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

Важно:

если деятельность, осуществляемая индивидуальным предпринимателем (ИП), относится к
одному из видов деятельности тех категорий организаций, которые обязаны вставать на учет в Росфинмониторинге,
индивидуальный предприниматель вправе (но не обязан) по собственной инициативе встать на учет в Росфинмониторинге

Документы, необходимые для постановки на учет

  • Карта постановки на учет (Приложение 2 к Приказу Росфинмониторинга № 207 от 06.08.2014г)

Срок представления документов для постановки на учет в Росфинмониторинге

30 дней:

— с даты государственной регистрации организации или Индивидуального предпринимателя;

— с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы, либо в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП;

но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.

Срок рассмотрения документов 15 дней с даты представления документов для постановки на учет
Документ, подтверждающий постановку на учет 15 дней с даты представления документов для постановки на учет
Что может повлечь отказ в постановке на учет

Территориальный орган отказывает в постановке на учет организации или Индивидуальному предпринимателю в случае:

а) представления карты, оформленной ненадлежащим образом (не по соответствующией форме, утвержденной Федеральной службой по финансовому мониторингу);

б) представления карты в территориальный орган не по месту государственной регистрации организации или месту жительства Индивидуального предпринимателя;

в) представления карты организацией или Индивидуальным предпринимателем, в сфере деятельности которых имеются соответствующие надзорные органы.

Сообщение об изменении сведений в карте постановки на учет при изменении сведений, содержащихся в карте постановки на учет, организация или Идивидуальный предприниматель в течение 5 рабочих дней представляет (направляет) в территориальный орган карту, содержащую новые сведения.
Снятие с учета

При смене вида деятельности организация или индивидуальный предприниматель направляет в территориальный орган почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о снятии с учета (в произвольной форме) с обязательным указанием причины снятия с учета.

Заявление о снятии с учета направляется в течение 5 рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы организации или принятия индивидуальным предпринимателем решения о смене вида его деятельности.

Территориальный орган принимает решение о снятии организации или индивидуального предпринимателя с учета в течение 15 календарных дней со дня получения заявления.

Территориальный орган принимает решение о снятии организации или индивидуального предпринимателя с учета в следующих случаях:

а) наличия у Территориального органа сведений о ликвидации вышеуказанных лиц (основываясь на ифнормации ЕГРЮЛ или ЕГРИП);

б) появления в сфере деятельности указанных лиц соответствующего надзорного органа.

Важно:

организация вправе представить для постановки на учет дополнительные документы, которые могут иметь значение для постановки на учет

Важно:

организация после устранения причин, по которым ей было отказано в постановке на учет, в течение 5 дней после получения уведомления об отказе вновь представляет документы, необходимые для постановки на учет, в территориальный орган Росфинмониторинга

Разработка Правил внутреннего контроля (ПВК)

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Статья 7, п.2, абзац 1

Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 308-ФЗ) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

При разработке (доработке) ПВК специалисты компании должны руководствоваться тремя важными принципами:

Принцип актуальности

Cоответствие всем последним изменениям в законодательстве, регулирующем деятельность в сфере ПОД/ФТ

Принцип индивидуальности

ПВК должны соответствовать той деятельности, которой занимается компания, ее особенностям

Принцип достаточности

ПВК должны содержать только необходимые и достаточные для каждой компании и сферы деятельности шаги по ПОД/ФТ

Способы разработки ПВК:

  • Самостоятельная разработка ПВК
  • Разработка ПВК с помощью специалистов-практиков

При самостоятельной разработке ПВК необходимо обратить внимание на следующие важные аспекты:

  • 1. ПВК в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма должны быть разработаны исключительно на основании действующего законодательства РФ. ПВК составляются с учетом требований, указанных в ФЗ № 115 от 07.08.2001, постановлениях Правительства РФ, приказах Росфинмониторинга.
  • 2. ПВК должны:

    • регламентировать организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
    • устанавливать обязанности и порядок действий должностных лиц и работников в целях осуществления внутреннего контроля;
    • определять сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию;
    • включать в себя все без исключения программы осуществления внутреннего контроля, установленные действующим законодательством;
    • учитывать специфику деятельности конкретной организации;
    • составляться с учетом особенностей структуры организации и штатной численности работников;
    • отражать наличие обособленных подразделений или филиалов, а также порядок осуществления в них внутреннего контроля.
  • 3. При составлении ПВК рекомендуется также пользоваться информационными письмами и сообщениями Росфинмониторинга, в которых содержится много полезной и нужной информации для осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ
 

Чтобы учесть все нюансы и составить грамотные ПВК, рекомендуется обращаться только к профессионалам в области ПОД/ФТ и не использовать шаблоны из Интернета и образцы ПВК других компаний.

Кроме того, чтобы самостоятельно ориентироваться во всех тонкостях законодательства, регулирующего деятельность в сфере ПОД/ФТ, необходимо проходить обучение в форме целевого инструктажа по финансовому мониторингу не реже одного раза в год.

Связано это с тем, что каждое полугодие в основные нормативные документы в сфере ПОД/ФТ вносятся коррективы и дополнения, меняются условия работы, и компании обязаны им следовать.


Требования к ПВК в целях ПОД/ФТ

Для кредитных
организаций

Положение Банка России от 02.03.2012 № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 02.03.2012 N 375-П) (ред. от 28.07.2016)

Для некредитных
финансовых организаций

Положение Банка России от 15.12.2014 № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 15.12.2014 N 445-П) (ред. от 28.07.2016)

Для прочих
организаций

Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 N 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»


Часто задаваемые вопросы

Список часто задаваемых вопросов, касающихся частных случаев взаимодействия с Росфинмониторингом:

Какие организации подлежат постановке на учет в Росфинмониторинге?

 Вопросы постановки на учет в территориальном органе Росфинмониторинга регламентируются Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 № 58.

  •  Так, постановке на учет в территориальном органе Росфинмониторинга подлежат следующие организации и индивидуальные предприниматели:
  • Лизинговые компании;
  • Операторы по приему платежей;
  • Организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • Индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • Коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

 Постановка на учет в территориальном органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.

Разьяснение:
 21.06.2014 подписано постановление Правительства Российской Федерации № 577 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Данным постановлением вносятся дополнения в требования к правилам внутреннего контроля, утвержденные постановлением Правительства России от 30.06.2012 № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

В какие сроки подлежат приведению в соответствие с нормами действующего законодательства правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом, а также индивидуального предпринимателя?

Необходимо ли включать в разрабатываемые в соответствии с постановлением Правительства России от 30.06.2012 № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» правила внутреннего контроля перечень признаков подозрительных операций?

 В пункте 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма закреплена обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, разрабатывать правила внутреннего контроля.

 Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций — Центральным банком Российской Федерации, и утверждаются руководителем организации.

 Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 (далее — Постановление Правительства РФ № 667) утверждены Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций).

 Согласно Требованиям, утвержденным Постановлением Правительства № 667, правила внутреннего контроля должны регламентировать организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в организации; устанавливать обязанности и порядок действий должностных лиц и работников в целях осуществления внутреннего контроля; определять сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию.

 Правила внутреннего контроля включают в себя, в частности, программу выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

 Во исполнение пункта 3 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ и Требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской № 667, Федеральной службой по финансовому мониторингу разработаны критерии выявления и признаки необычных сделок, утвержденные Приказом от 05.05.2009 № 103 (далее – Приказ Росфинмониторинга № 103).

 Критерии выявления и признаки необычных сделок необходимо учитывать при реализации программы выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

 Кроме того, согласно примечанию к Рекомендациям по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок, утвержденных Приказом Росфинмониторинга № 103, критерии и признаки групп 11 — 22 носят общий характер и используются организациями и иными лицами в полном объеме. Признаки групп 31 — 46 используются организациями и иными лицами с учетом специфики осуществляемой деятельности.

 Таким образом, организации при осуществлении внутреннего контроля должны руководствоваться общими критериями выявления и признаками необычных сделок, в дополнение к которым они могут самостоятельно разработать критерии с учетом специфики своей деятельности.

Каков последующий порядок действий организации при выявлении операции клиента с денежными средствами, подпадающими под критерии и признаки необычных сделок, утвержденные Приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103?

 В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон, Закон) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, включающие в том числе критерии выявления и признаки необычных (подозрительных) сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.

 Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона в случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в пункте 2 статьи 7 Федерального закона программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, подлежащим обязательному контролю.

 Критерии выявления и признаки необычных сделок утверждены Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 08.05.2009 № 103.

  •  Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона основаниями документального фиксирования информации являются:
  • Запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
  • Несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;
  • Выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Законом;
  • Совершение операции, сделки клиентом, в отношении которого уполномоченным органом в организацию направлен либо ранее направлялся соответствующий запрос;
  • Отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
  • Иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

 При формальном совпадении характера совершаемой операции с критериями и признаками, указанными в упомянутом Приказе Росфинмониторинга, а также с основаниями для документального фиксирования информации, приведенными в п. 2 ст. 7 Закона, у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникает обязанность дать оценку выявленной операции и документально зафиксировать полученную информацию.

 При этом пункты 27-28 Требований к Правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667, предусматривают обязательность составления внутреннего сообщения, отражающее результаты изучения операции и решение в соответствии с п. 24 названных Требований.

 Соответственно, полагаем, что руководитель организации в соответствии с п. 24 упомянутых Требований при совпадении с критериями и признаками, указанными в Приказе № 103, должен обратить внимание на такие операции. Принятие решения об отсутствии оснований для направления сообщения в уполномоченный орган в данном случае должно быть соответствующим образом мотивировано в рамках разработанных правил внутреннего контроля. Полагаем, что такое решение при формальном совпадении с критериями и признаками должно носит исключительных характер при соответствующей мотивировке.

 В случае нарушения указанных положений организация и виновные должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности по соответствующей части статьи 15.27 КоАП РФ.

Какие операции по расходованию подлежат обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 № 110-ФЗ)?

 В соответствии с пунктом 1.2 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ в указанной выше редакции операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее.

 При этом, с учетом системного толкования положений пункта 1.2 статьи 6 названного выше Федерального закона полагаем, что обязательному контролю подлежат операции по расходованию денежных средств и (или) иного имущества некоммерческой организацией, получившей денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Каким образом необходимо применять меры по блокированию (замораживанию) активов соответствующих лиц?

 Подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ установлена обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, применять меры по блокированию (замораживанию) безналичных денежных средств, бездокументарных ценных бумаг и иного имущества (активов клиента).

  •  В частности, указанными нормами Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе страховые компании, обязаны применять меры по блокированию (замораживанию) активов клиента, который является:
  • Организацией или физическим лицом, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее – Перечень);
  • Организацией или физическим лицом, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный Перечень.

 Федеральным законом № 115-ФЗ установлена обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, применять меры по блокированию (замораживанию) денежных средств или иного имущества незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в Перечень либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию).

 Информация об организациях и физических лицах, указанных в упомянутом выше подпункте 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 6 августа 2015 г. N 804 «Об утверждении правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей» размещена на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее – Росфинмониторинг), а также доступна в полном объеме в Личном кабинете пользователя интернет — портала Росфинмониторинга.

 Необходимо отметить, что применение процедур блокирования (замораживания) активов соответствующего клиента означает факт создания условий, при которых клиент организации будет практически лишен возможности распоряжения активами, и соответственно как следствие – создание условий, при которых указанным лицам фактически будут созданы условия невозможности направления активов на финансирование терроризма.

 При реальном применении указанной нормы необходимо в первую очередь исходить из целей, на достижение которых направлены приведенные нормы Федерального закона № 115-ФЗ в указанной части, при этом реализация механизма блокирования (замораживания) активов должным образом должна быть с достаточной степенью конкретности (позволяющей фактически применить такие меры и достигнуть необходимого результата) прописана в правилах внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом. Необходимо отметить, что при разработке указанного документа необходимо исходить также и из специфики деятельности организации – субъекта Федерального закона № 115-ФЗ. Безусловно, с учетом того, что виды деятельности организаций – субъектов Федерального закона № 115-ФЗ, достаточно специфичны, какой-либо универсальной формулы разработки правил внутреннего контроля и применения мер по блокированию (замораживанию) активов не существует и не может существовать. Как уже было указано выше, субъект Федерального закона № 115-ФЗ при применении мер по блокированию (замораживанию) активов должен исходить из специфики собственной деятельности, характера операции, а также специфичности клиента.

 Таким образом, применение указанных норм в первую очередь должно обеспечить невозможность распоряжения клиента активами.

 Считаем необходимым отметить, что подпунктом «в» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 № 209 установлено, что организации и индивидуальные предприниматели представляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу информацию в том числе о принятых мерах по блокированию (замораживанию) активов клиента.

Как и в каких целях будет использоваться Росфинмониторингом информация, полученная в порядке п.п. 5 ч. 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ? В частности, будет ли эта информация предоставляться другим государственным органам, организациям или гражданам? Будет ли она как-то обнародована (например, опубликована или размещена в свободном доступе в сети Интернет)?

 Действующими законодательными, подзаконными и нормативными документами не предусмотрено какое-либо распространение информации, полученной Федеральной службой по финансовому мониторингу в процессе осуществления деятельности в рамках установленных полномочий, в том числе предоставление ее другим государственным органам Российской Федерации, организациям и гражданам. Указанная информация не подлежит размещению в общедоступных источниках, в том числе не подлежит опубликованию, и размещению в сети Интернет.

 Полученная в порядке, установленном Федеральным Законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» информация будет использоваться Федеральной службой по финансовому мониторингу исключительно для внутреннего пользования и для осуществления полномочий, установленных указанным выше Федеральным законом и Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 года № 808.

 Исключение составляет передача информации в правоохранительные и налоговые органы в порядке, установленном статьей 8 Федерального закона № 115-ФЗ, которой установлено, что при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или с финансированием терроризма, уполномоченный орган направляет соответствующие информацию и материалы в правоохранительные или налоговые органы в соответствии с их компетенцией.

 Кроме того, в соответствии со статьей 8.1 указанного законодательного акта уполномоченный орган обязан в целях противодействия коррупции предоставлять руководителям (должностным лицам) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и Председателю Центрального банка Российской Федерации по их запросам, направленным в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, имеющуюся у него информацию.

 Необходимо отметить, что статьей 8 Федерального закона № 115-ФЗ работники уполномоченного органа (Росфинмониторинга) при исполнении указанного законодательного акта обеспечивают сохранность ставших им известными сведений, связанных с деятельностью уполномоченного органа, составляющих служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну или тайну связи, и несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение этих сведений.

 Той же нормой Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ установлено, что вред, причиненный физическим и юридическим лицам незаконными действиями уполномоченного органа или его работниками в связи с выполнением уполномоченным органом своих функций, подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Организации, предоставляющие услуги по
постановке на учет в УО и разработке ПВК

Общая информация:

«Корпоративные юристы Смысловы» — широко известная Компания, работающая более 20 лет в области корпоративного права, финансового мониторинга и юридических услуг.
В структуру компании входят:

  • Индивидуальный предприниматель Смыслов Павел Александрович (коммерческое наименование «Корпоративные юристы Смысловы»);
  • ООО «Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга», учрежденный с целью оказания полного спектра образовательных и консультационных услуг в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ.
  • средство массовой информации «Вестник финансового мониторинга» (сетевое издание, адрес: www.vestnik115fz.ru)

Контакты:

Смыслов Павел Александрович, руководитель Компании, юрист, канд. истор. наук:
Телефон: 8 (903) 686 3187
Электронная почта: scorcher2002@mail.ru

Смыслова Серафима Александровна, генеральный директор ООО «Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга» (МУКПЦФМ)
(вопросы связанные с прохождением обучения по финансовому мониторингу, целевыми инструктажами по ПОД/ФТ, повышением уровня знаний)

Телефон: 8 (964) 705 8310
Электронная почта: 8 (964) 705 8310

Сайт:

http://www.smyslovy.ru/

Услуги в сфере финансового мониторинга (Росфинмониторинг) и ПОД/ФТ:

  • разработка и обновление Правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ
  • обучение в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма (обучение по ПОД/ФТ, целевой инструктаж, повышение уровня знаний и повышение квалификации в сфере ПОД/ФТ)
  • постановка на учет в Росфинмониторинг
  • организация внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и разработка пакета документов по ПОД/ФТ для работы специального должностного лица
  • получение и установка электронной цифровой подписи для отправки сообщений в Росфинмониторинг и Банк России
  • абонентское обслуживание по ПОД/ФТ и абонентское обслуживание по финансовому мониторингу
  • проверка Росфинмониторинга: консультации, помощь, сопровождение
  • аудит по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ
  • консультационные семинары для аудиторов по вопросам практики применения законодательства РФ о ПОД/ФТ при проведении аудиторских проверок
  • продажа и установка программного обеспечения для работы с Росфинмониторингом и исполнению норм Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 г. (ПОД/ФТ)
  • любые вопросы, связанные с финансовым мониторингом, противодействием отмыванию доходов, полученных преступным путем и финансирование терроризма (ПОД/ФТ)
  • организация исполнения мер по предупреждению коррупции и подготовка к проверкам исполнения антикоррупционного законодательства

Услуги для ювелирных организаций:

  • постановка на специальный учет в государственной инспекции пробирного надзора (постановка на специальный учет в пробирной палате)
  • разработка инструкции по учету и хранению драгоценных металлов и камней
  • консультации ювелиров по вопросам исполнения законодательства о драгоценных металлах и камнях

Услуги для организаций, поднадзорных Банку России (ломбарды, МФО, КПК, страховые организации, профессиональные участники РЦБ и другие):

  • внесение сведений в реестр микрофинансовых организаций (реестр МФО)
  • подготовка пакета документов для микрофинансовых организаций для вступления в СРО
  • получение и установка электронной цифровой подписи для отправки сообщений в Банк России
  • подготовка отчетов о деятельности ломбарда и о персональном составе руководящих органов ломбарда
  • подготовка отчетов о микрофинансовой деятельности микрофинансовой организации и о персональном составе ее руководящих органов
  • разработка правил предоставления микрозаймов микрофинансовой организации и размещение в сети Интернет правил выдачи микрозаймов
  • разработка положения о защите информации в микрофинансовой организации и организация защиты информации в микрофинансовой организации
  • любые вопросы, связанные со взаимодействием некредитных финансовых организаций с Банком России

г. Москва, основной офис:
Адрес: 125047, Россия, г. Москва, ул. Фадеева, д. 5, стр. 1, офис 201
Юрист-консультант: +7 (499) 638-44-96 доб. 635 Эл. почта:
Ведущий юрист –  blaw@blaw.ru
Администратор сайта –  admin@blaw.ru

г. Санкт-Петербург, партнерский офис:
Адрес: 199406, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Гаванская, 33 литер А, пом. 2Н
Юрист-консультант: +7 (812) 309-52-81 доб. 200

Сайт: www.blaw.ru

Услуги:

  • Постановка на учет в Росфинмониторинге;
  • Разработка и согласование Правил внутреннего контроля (ПВК);
  • Сообщение об изменении сведений в карте 2-КПУ;
  • Снятие с учета в Росфинмониторинге;
  • Получение копий уведомлений (отказов) либо экземпляра ПВК в случае их утери;
  • Представительство в Росфинмониторинге по вопросу привлечения к административной ответственности.

Данные о компании:

Адрес: г. Москва, ул. Фадеева, д. 5, стр.1, Бизнес-центр «Рознично-Торговая Палата»
Станции метро: Маяковская и Новослободская
Телефон: +7 495 509 44 80
Эл. почта: info@lotorus.ru

Сайт: www.lotorus.ru

Услуги:

  • Постановка на учет в Росфинмониторинге;
  • Разработка Правил внутреннего контроля (ПВК);
  • Сообщение об изменении сведений в карте постановки на учет;
  • Внесение изменений и/или дополнений в ПВК (новая редакция ПВК);
  • Снятие с учета в Росфинмониторинге;
  • Получение копии утраченного документа.

Данные о компании:

Адрес: г. Тольятти, Б-р Туполева 17 «А», ТД «Статус», офис 101
Телефон (многоканальный): 8-800-55-02-115
Телефоны: +7 (8482) 79-88-18; +7 (8482) 71-48-13
Эл. почта: oootlt@mail.ru

Сайт: юрист-тлт.рф

Услуги:

  • Разработка ПВК по ПОД/ФТ для АН, Ювелиров и иных организаций;
  • Разработка ПВК в целях ПОД/ФТ для МФО, КПК в т.к. СКПК, Ломбарда;
  • Постановка на учет в МРУ Росфинмониторинга;
  • Абонентское обслуживание по Финансовому мониторингу и ПОД/ФТ;
  • Разработка ПВК в целях ПОД/ФТ;
  • Постановка в ФКУ Пробирную палату России;
  • Разработка иных документов по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ;
  • Подготовка к проверкам Центрального Банка РФ, Прокуратуры, Росфинмониторинга.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Регулировка подшипников передней ступицы газель бизнес
  • Регулятор оборотов вентилятора отопителя газель бизнес
  • Регулятор скорости вентилятора отопителя газель бизнес
  • Регулятор холостого хода газель бизнес умз 4216 евро 3
  • Реестр лицензий иркутской области управляющих компаний