Если человек не развивается, он деградирует. Аналогично и компаниям важно развивать своих сотрудников, чтобы сохранить и улучшить результаты бизнеса на изменчивом рынке. Развитие персонала — обязательное условие роста компании.
Зачем развивать персонал
Успех любого бизнеса зависит от квалификации команды. Есть два способа сформировать сильную команду — нанимать все более профессиональных специалистов или развивать действующих сотрудников, чтобы они постепенно росли.
Если руководитель выбирает первый вариант, он будет непрерывно находиться в поиске. Существование идеального сотрудника — это иллюзия. Всегда можно найти кого-то лучше тех, кто есть сейчас, поэтому фокус внимания руководителя будет находиться за пределами компании. Выгоднее направить его внутрь бизнеса и повышать профессионализм тех, кто уже работает в компании. Человек, имеющий реальный опыт в бизнесе, всегда эффективней, чем новый профессионал.
Развитие персонала в организации – это регулярное повышение профессиональных и личностных компетенций работников. Например, это оттачивание навыков, обучение новым технологиям работы, развитие личностных качеств.
На что влияет развитие персонала организации?
Эффективность работы
Человек получает новые знания и навыки, применяет их на практике и улучшает эффективность труда. Снижается количество ошибок в работе. В результате поддерживается высокое качество продукта или услуги компании.
Мотивация к росту
Профессиональный и карьерный рост — одна из причин, почему сотрудники остаются в компании. Чтобы привлечь в компанию хороших профессионалов или сохранить своих ценных работников, нужно предоставить им возможности для развития. Заинтересовать новыми вызовами и более сложными задачами.
Лояльность сотрудников
Занимаясь обучением и развитием персонала, вы проявляете заботу о работниках. Они чувствуют благодарность за то, что вы инвестируете в них, и в ответ на это стараются производить ценный результат на рабочем месте.
Формирование команды и общих стандартов
Когда сотрудники изучают одну и ту же информацию и работают по одинаковой технологии, у них образуется общее информационное поле. Им становится проще взаимодействовать друг с другом.
Укрепление репутации
Клиенты, которые знают, что компания развивает экспертность своих сотрудников, больше доверяют ей и спокойны за качество ее продукта или услуги.
Если вы задумываетесь о запуске развития персонала, могут возникнуть вопросы: каких сотрудников обучать и каким знаниям, как организовать процесс развития и кто будет им заниматься. Можно самостоятельно искать ответы на эти вопросы, а можно обратиться к консультантам компании Unicraft, которые специализируются на корпоративном обучении.
Кейс: Как развивают сотрудников в сети аптек АО “Талап” →
Виды развития персонала
Выделяют три основных вида развития сотрудников, которые можно использовать для корпоративного обучения:
- Первичная подготовка
Это обучение новых сотрудников тем знаниям, которые необходимы для старта работы на выбранной должности. Например, во вводном курсе обучают правилам работы в компании, должностным инструкциям и технологиям выполнения работы. - Повышение квалификации
Это углубление существующих знаний. Например, у HR-менеджера не всегда получается найти подходящих кандидатов на должность в компанию. Чтобы улучшить результаты его работы, нужно повысить его квалификацию, обучив новой технологии найма. Менеджер обучается и параллельно применяет технологию в работе. - Переподготовка
Это получение знаний в смежном или вообще другом направлении. Например, вы планируете повысить менеджера по продажам до руководителя отдела продаж. Для этого ему нужно овладеть дополнительными навыками. Можно назначить ему обучение по управлению командой и передать некоторые задачи РОПа, чтобы он мог сразу использовать новые знания.
Какие виды обучения актуальны для ваших сотрудников? Обсудим в следующем разделе.
Каким знаниям обучать персонал
При планировании обучающей программы сотрудников нужно отталкиваться от целей бизнеса. Чтобы составить программу, ответьте на три вопроса:
- Какие цели стоят перед компанией на ближайшие один-два года?
- Как должно измениться поведение и компетенции сотрудников, чтобы компания достигла этих целей?
- Какие новые знания и навыки должны получить сотрудники, чтобы изменилось их поведение?
Отвечая на второй вопрос, можно составить матрицу компетенций — это таблица, в которой указываются целевые профессиональные и личностные компетенции сотрудников на каждой должности. Составив целевую модель работников, оцените реальный уровень компетенций каждого сотрудника на текущий момент. Разница между реальным и желаемым уровнем должна лечь в основу индивидуальных планов развития. Например, одному руководителю нужно изучить инструменты для управления командой, а другому проработать свои лидерские качества.
Каких сотрудников обучать в первую очередь
Стоит ли обучать сразу весь персонал компании? С каких должностей начать развитие?
Следует выделить приоритетные направления и должности для развития, чтобы в короткие сроки запустить учебный процесс:
- Сфокусируйтесь на самых проблемных или важных бизнес-процессах компании. Часто в первую очередь обучают менеджеров по продажам, потому что они непосредственно влияют на прибыль бизнеса. Или запускают обучение руководителей и топ-менеджеров, поскольку они управляют линейным персоналом и оказывают значительное влияние на их результаты работы. В вашей компании это могут быть другие должности.
- Планируя программу развития, стоит учитывать, что не все работники хотят развиваться. Чтобы на первом этапе не столкнуться с сопротивлением сотрудников к обучению, определите тех, кто хочет и готов обучаться. Для этого можно провести опрос среди работников — в каких направлениях человеку интересно развиваться, почему ему это интересно, какую должность он хочет занимать через два года. Следует учесть их пожелания и начать развитие сотрудников с самых заинтересованных.
Таким образом, в первую очередь нужно обучать сотрудников, которые заинтересованы в развитии и оказывают прямое влияние на достижение целей компании. В дальнейшем можно расширять учебную программу и подключать новых сотрудников.
Как создать обучающую программу
Развитие сотрудников можно организовать по-разному — задействовать опытных специалистов вашей компании или нанять внешних тренеров. Чаще всего малый и средний бизнес комбинируют оба формата. А крупные компании создают корпоративные университеты, которые полностью покрывают вопросы развития персонала.
Внешнее развитие
Внешнее обучение проводится за счет приглашенных тренеров или обучающих организаций. Внимательно выбирайте поставщиков курсов для сотрудников. В образовательную сферу легкий порог входа, поэтому на рынке много дилетантов — каждый может объявить себя тренером или коучем. Проверяйте квалификацию тренеров — найдите проекты, в которых они работали, посмотрите соцсети этих тренеров. Не доверяйте громким обещаниям, ищите и читайте реальные кейсы студентов, которые уже учились у этого тренера. По возможности свяжитесь с ними и задайте вопросы об обучении.
Внутреннее развитие
Внутреннее обучение разрабатывается в несколько этапов — выбираете формат занятий, составляете структуру обучения, собираете необходимый материал, упаковываете его в последовательную программу и разрабатываете практические упражнения для закрепления материала. Обучающая программа должна состоять только из той информации, которую человек может сразу применить в работе. В противном случае ненужная информация сотрется из его памяти. А значит, бюджет и время на развитие были потрачены впустую.
Как самостоятельно создать обучение для сотрудников →
Совет. Чтобы сэкономить время разработки обучающих материалов для сотрудников, можете воспользоваться услугами методиста компании Unicraft, который возьмет все задачи на себя с минимальным вашим участием.
Методы развития сотрудников
Развитие персонала может проходить в очном или дистанционном формате. Зачастую используют смешанное обучение. Например, когда сотрудники изучают теоретическую часть, а практические навыки отрабатывают на очных тренингах. Или наоборот. Плюсы и минусы онлайн обучения →
Выбирая методы и инструменты развития персонала, следует руководствоваться правилом 70/20/10. 70% времени сотрудник обучается на практике, 20% взаимодействует с коллегами или наставником, 10% изучает теоретический материал.
Лекции
Это односторонний формат обучения, когда лектор читает материал для слушателей без обратной связи. Лекции можно проводить как офлайн или онлайн мероприятия. Они позволяют собрать большую аудиторию слушателей. Лекцию можно записать на видео, и транслировать ее повторно как видеоурок.
Семинары
Формат обучения похож на лекции, но слушатели могут задавать вопросы спикеру. Аналог семинара в онлайн формате — вебинар. Во время вебинара слушатели могут задавать вопросы в чате. Где провести вебинар →
Тренинги
Это практические занятия под присмотром тренера, которые позволяют отработать отдельные компетенции. Например, ведение переговоров или тайм-менеджмент. Обычно тренинг проводится в небольших группах, чтобы каждый участник мог попрактиковаться и получить обратную связь. Может проходить как в офлайн, так и в онлайн формате.
Наставничество
Метод подходит как для новичков, так и для действующих работников, которые переходят на новую должность. Опытный сотрудник передает знания новичку и дает обратную связь. Обычно это взаимодействие происходит в режиме реального времени на рабочем месте. Например, наставничество в сети продуктовых магазинов ЖизньМарт реализовано на платформе Unicraft.
Интересно. В Великобритании распространена форма наставничества «buddying» (с англ. buddy – «приятель»), когда взаимодействие происходит на равных условиях. Нет учителя и ученика, оба сотрудника равноправны и обмениваются опытом.
Временная ротация
Человек временно переходит в другой отдел или даже в другую компанию, чтобы расширить свою точку зрения и посмотреть на решение задач с другой стороны.
Деловые игры
Развитие персонала в игровой форме. Этот метод позволяет смоделировать рабочие ситуации и научить сотрудников работать в команде. Проводятся как в офлайн, так и в онлайн формате.
Интерактивные методы
Это обучение сотрудников с использованием информационных технологий. Например, диалоговые тренажеры, обучающие онлайн игры, чат-боты, виртуальная реальность и другие технологии дистанционного обучения.
Электронные курсы
Курсы могут объединять в себе большинство вышеперечисленных методов обучения. Например, вебинары, видео-уроки, инструкции, диалоговые тренажеры, онлайн-игры и практические упражнения с обратной связью.
Курс размещается на онлайн платформе, которая позволяет автоматизировать процесс развития персонала. Вы добавляете на платформу курс и назначаете на него сотрудника. Человек самостоятельно изучает урок за уроком, и выполняет практические задания. А вы можете анализировать скорость и результаты обучения всех сотрудников и каждого по отдельности, чтобы контролировать учебный процесс. Система онлайн обучения значительно упрощает управление развитием подчиненных.
Вывод. Современный сотрудник должен быть профессионально гибким, чтобы подстраиваться под запросы рынка, успевать за изменениями в бизнесе и помогать ему достигать поставленных целей. Быть гибким — это получать новые знания в своей сфере и в других направлениях, сразу применяя их в работе. Ответственность за передачу знаний лежит в первую очередь на компании, поскольку она заинтересована в развитии персонала.
Вам будет интересно
«Какая цель существования у вас и вашего бизнеса?» — обзор книги Джона Стрелеки
Как законченная работа сотрудника освободит время руководителя
Какую программу выбрать: сравнение облака и коробки
Перейти на главную блога
В этой статье мы рассмотрим 11 самых эффективных методов развития сотрудников.
Вы узнаете, когда их использовать, каковы их преимущества, и мы оценим, какой метод развития лучше всего подходит для каких областей навыков.
Сотрудники и работодатели могут по-разному применять на практике развитие навыков сотрудников.
Основная цель – укрепить широкий спектр навыков сотрудников, будь то гибкость, организационная способность, творческий подход, коммуникация или лидерство.
Некоторые из наиболее эффективных методов развития сотрудников включают:
1. Тренинг
Этот метод включает в себя развитие навыков сотрудников с помощью комбинации лекций, практических упражнений, видео, подкастов, моделирования и индивидуальных/групповых заданий.
Он включает как формальный (в классе, под руководством инструктора, курсы электронного обучения), так и неформальный (просмотр видео на YouTube, обзор учебных блогов и публикаций на форумах коллег, таких как LinkedIn или чаты, самостоятельное обучение) подходы к развитию навыков.
Каждый вариант зависит от потребностей организации и предмета обсуждения.
Например, практическое обучение под руководством инструктора может быть лучшим вариантом для обучения подробному процессу или торговле, например сложный производственный процесс или приготовление авторского блюда для ресторана.
Этим чрезвычайно специфическим задачам нельзя обучить через YouTube или исследования, которых может хватить для более общих предметов, таких как строительные нормы и правила или вопросы IT-поддержки.
Сотрудники должны активно проходить обучение (оплачиваемое ими самими или организацией) на протяжении всей своей карьеры, чтобы улучшить навыки, которые они (после консультации со своими менеджерами/руководителями) считают необходимыми для выполняемой ими роли.
Однако организации должны также активно поддерживать развитие навыков сотрудников для выполнения будущих ролей/обязанностей, которые компания надеется доверить этим сотрудникам.
Идеально для:
Тренинг – идеальный метод развития сотрудников, когда речь идет о применении как жестких (технических), так и мягких (коммуникация, разрешение конфликтов, управление временем) навыков.
2. Ротация задач/работ
Сотрудники могут добровольно меняться ролями с коллегами в смене/команде, чтобы применить некоторые из этих новых навыков на практике.
Работодатели также могут поощрять разделение работы как метод развития сотрудников, которые выразили желание получить практический опыт, чтобы развить некоторые дополнительные навыки.
Цель состоит в том, чтобы чередовать задачи и роли, чтобы узнать что-то новое или получить возможность применить на практике то, что было изучено.
Расширенные задания: этот метод предполагает, что руководство работает с сотрудниками, чтобы понять, в чем они хотят улучшиться, а затем находит задания для сотрудников для развития этих навыков.
Как правило, задания расширяют границы существующей роли/ответственности сотрудника, расширяя сферу их действия, чтобы включить дополнительные навыки, требующие развития.
Расширенные назначения могут быть горизонтальными (задание сотруднику использовать дополнительные навыки для выполнения большего количества работы, аналогичной – хотя и не такой же – их существующей роли), либо вертикальным (расширение сферы роли сотрудника на последующие или восходящие обязанности).
Идеально для:
Этот метод развития сотрудников – лучший способ тренировать гибкость и адаптивность.
Он также отлично подходит для повышения технических навыков сотрудника, но, в зависимости от типа поставленных сложных целей, может помочь в развитии других вспомогательных навыков, таких как управление временем, управление стрессом и навыки разрешения конфликтов.
Все зависит от роли/должности, насколько это применимо. Например, если вы попросите разработчика поговорить/провести переговоры с клиентами, он, вероятно, будет не так хорош, как менеджер, но, по крайней мере, в какой-то мере получит навыки управления проектами.
3. Коучинг
Говоря о различных методах развития сотрудников и их преимуществах, мы не можем подчеркнуть важность помощи сотрудникам в оттачивании их навыков посредством наставничества.
Этот метод развития навыков обычно предполагает работу старших сотрудников один на один с менее опытными людьми.
Это может ускорить понимание сотрудником множества тем, но имейте в виду, что такой подход может потребовать много времени (задействовать активы опытных/ценных сотрудников) и привести к клоновому знанию предмета – в отличие от сотрудника, изучающего предмет самостоятельно или благодаря вкладу широкого круга коллег и наставников.
Идеально для:
В зависимости от акцента задействованного коучинга, это может быть быстрый способ освоить очень специфические навыки лидерства и управления командой. Он также может быть сосредоточен на определенных организационных навыках.
Коучинг обычно представляет собой очень практический подход к развитию навыков и идеально подходит для развития таких навыков, как технические и аналитические. Через коучинговые лагеря, спонсируемые работодателем, сотрудники также могли приобрести бесценные навыки межличностного общения и разрешения конфликтов.
4. Наставничество
Этот метод предполагает, что старшие руководители/менеджеры берут под свое крыло младших сотрудников, чтобы помочь развить важные навыки, которых может не хватать.
Более формальные программы наставничества обычно используются для старших руководителей, в то время как менее формальные структуры могут быть внедрены и среди младшего руководства.
Как и в случае с коучингом, помните о временных ресурсах и о еще более узкой воронке модели обучения один на один.
Идеально для:
Поскольку для этого требуется приверженность высшего руководства, наставничество обычно используется для развития навыков высокого уровня, таких как лидерство, стратегическое управление, коммуникация, критическое мышление и формулирование долгосрочного видения.
Наставничество не очень эффективно для развития навыков, необходимых на более низких уровнях организационной структуры, таких как помощник в цеху или руководитель бухгалтерии. Коучинг может быть лучшим методом для развития навыков на этих уровнях.
Более опытные сотрудники могут наставлять менее опытных и молодых сотрудников, и это не обязательно ограничивается руководством. Это можно сделать на любом профессиональном уровне и идеально подходит для развития коммуникативных, лидерских и организационных навыков. Его также можно применять для обучения чему-то новому или даже обучения творчеству.
5. Семинары и рабочие группы
Это методы, которые дают сотрудникам возможность взаимодействовать с коллегами как внутри организации, так и за ее пределами.
Преимущество здесь – широкий доступ к похожим коллегам (внутренним) и разнородным коллегам (внешним).
Этот широкий диапазон входных данных и знаний может быть полезен для получения новых идей, устранения проблем и обмена передовыми методами.
Это идеально подходит для коммуникативных навыков и совместной работы, но может применяться и ко всему остальному.
Идеально для:
Семинары отлично подходят для развития ряда мягких навыков, таких как навыки коммуникации, командной работы, презентации, публичных выступлений, нетворкинга и лидерства. Их также можно использовать для совершенствования исследовательских и аналитических навыков.
6. Симуляторы
Они становятся очень популярными благодаря тому, насколько привлекательными и эффективными они стали.
В своей простейшей форме имитация может представлять собой ролевую игру взаимодействия со службой поддержки клиентов, например, обучение тому, как избавиться от разгневанного и конфронтационного клиента лично, или реагирование на чрезвычайную ситуацию, например имитацию сценариев оказания первой помощи.
На самом высоком уровне симуляции могут включать полностью виртуальные миры, такие как пожарно-спасательные или летные тренировки, где сотрудники могут получить навыки, необходимые в несущественной обстановке.
Это чрезвычайно полезно для того, чтобы применить концептуальные или учебные знания к реальному миру, что дает сотруднику как ноу-хау, так и открытость и удобство в решении таких задач.
Идеально для:
Работает для всех типов навыков. Групповые симуляции можно использовать даже для обучения социальным навыкам.
7. Конференции
Как и семинары и рабочие группы, конференции – полезный способ наладить контакты и получить доступ к обширной базе знаний как междисциплинарных, так и внешних отраслей.
Как правило, доступны специальные занятия для повышения осведомленности и обучения по соответствующим темам, часто в выбранном формате, который может быть интересен/полезен для определенных подгрупп внутри организации.
Идеально для:
В зависимости от применимости и специфики конференции, они работают над всеми типами навыков, включая твердые и мягкие навыки и личное развитие. Это может дополнительно помочь в развитии коммуникативных навыков.
8. Развитие на рабочем месте
Сотрудники, прошедшие базовый курс обучения техническим навыкам (будь то работа на новой машине или изучение новых методов финансового анализа), часто найдут повышение квалификации на рабочем месте отличным методом для оттачивания этих навыков.
В основном это обучение на собственном опыте, которое обычно делается сразу после тренировки.
Основная цель повышения квалификации на рабочем месте – предоставить сотруднику все для самостоятельного обучения на работе. Сотрудники учатся использовать что-то или применять методы по мере выполнения поставленных задач.
Это очень популярный способ развития сотрудников, поскольку у компаний обычно нет времени обучать каждого сотрудника каждому отдельному навыку, особенно если для этого навыка не требуются специальные/продвинутые знания.
Идеально для:
Хотя знакомство с работой обычно полезно для развития профессиональных навыков, этот метод также может помочь развить широкий спектр навыков сотрудников, включая твердые и мягкие навыки.
Они варьируются от технических навыков, развития лидерских качеств и аналитических знаний до организационных навыков, таких как управление временем, многозадачность и расстановка приоритетов.
9. Самостоятельная работа
Это может быть достигнуто с помощью различных методов: чтения/исследования, занятий и т. д. вне рабочего времени.
Тема не всегда связана с навыками, которые необходимы организации, а скорее с чем-то новым, что, по их мнению, улучшит их работу.
Хотя время, потраченное на самообучение, напрямую не компенсируется, если сотрудник купил курс, который улучшит его работу, компания должна компенсировать ему оплату за этот курс.
Преимущество состоит в том, что сотрудник решает, что ему интересно, и занимается самостоятельно. И наоборот, часто бывает трудно мотивировать сотрудников тратить свободное время на деятельность, связанную с работой.
Идеально для:
Это отличное средство для развития творческих способностей и любознательности, поскольку сотрудники естественным образом выбирают темы, представляющие интерес/увлечение. Однако в зависимости от изученного материала он может применяться ко всем навыкам.
10. Обзор производительности на 360 градусов
Этот метод включает в себя получение отзывов о сотруднике от множества коллег, подчиненных, руководителей и других людей, а затем определение возможностей развития навыков на основе этих данных.
Идеально для:
Из-за довольно широкого диапазона обратной связи, на который опирается этот метод, он обычно хорош для выявления пробелов в навыках в ролях, связанных с людьми, включая разрешение конфликтов, коммуникацию, тактичность и навыки межличностного общения.
11. Планирование карьеры
Хотя этот метод обычно рассматривается как что-то «управляемое работодателем» – когда HR решает, какой сотрудник должен занимать какую роль – это не должно быть так!
Сотрудники также могут предлагать будущие/альтернативные пути карьерного роста для себя, своих руководителей/менеджеров и инициировать обсуждение планирования карьеры.
На основе обзора бизнес-целей и оценки кадровых ресурсов организации работодатели могут определить существующие навыки, которые необходимо улучшить в организации, или предполагаемые новые навыки, которые необходимо приобрести бизнесу.
Затем в ходе обсуждений с руководством отдельные сотрудники должны проанализировать свои сильные и слабые стороны и добровольно взять на себя некоторые из этих ролей. Затем при консультации с отделом кадров можно составить индивидуальные планы карьеры с указанием конкретных этапов развития навыков для каждой должности.
Идеально для:
При использовании в сочетании с другими методами развития сотрудников, планирование карьеры может помочь выявить и развить широкий спектр межорганизационных навыков сотрудников.
Как правило, на занятиях по планированию карьеры выявляются мягкие навыки, такие как коммуникация, навыки межличностного общения и тайм-менеджмент, для развития на руководящих должностях, в то время как жесткие/технические навыки проявляются для развития в рядах рядовых сотрудников.
Предприниматель, бизнес-тренер, специалист по обучению персонала по следующим темам: менеджмент, улучшение клиентского опыта, личная эффективность, работа с возражениями.
«Отдел кадров коммерческой организации», 2014, N 1
РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА
В современных условиях технического прогресса и конкурентного рынка обучение персонала — уже не просто средство мотивации и инструмент управления персоналом. Это, очевидно, необходимо для продвижения бизнеса. Все чаще руководители организаций проявляют интерес к этому вопросу и готовность вкладывать финансовые ресурсы в развитие сотрудников, обеспечение обмена между ними имеющимся опытом и получение ими новых знаний, умений и навыков…
Понятие и система
До недавнего времени работа с персоналом заключалась исключительно в подборе рабочей силы для выполнения определенных задач. Однако в настоящее время подобный подход к формированию штата может завести в тупик. Руководство организации должно работать над постоянным повышением потенциала работников, их профессиональным и личностным развитием, поскольку человеческие ресурсы, в отличие от остальных ресурсов компании, с годами только увеличивают свою ценность.
Развитие — это процесс, предполагающий изменение материальных и духовных объектов, их усовершенствование. С точки зрения кадрового менеджмента, развитие персонала — это система организационно-экономических мероприятий, включающих:
V |
выработку стратегии; |
V |
прогнозирование и планирование потребности в персонале; |
V |
профессиональное обучение; |
V |
переподготовку и повышение квалификации персонала; |
V |
планирование деловой карьеры; |
V |
ротацию кадров; |
V |
работу с кадровым резервом; |
V |
организацию адаптации; |
V |
формирование корпоративной культуры. |
Цели развития персонала и факторы,
воздействующие на этот процесс
Некоторые фирмы-гиганты содержат в своей штатной структуре специальные подразделения — отделы профессионального развития. В них работают специалисты, за плечами которых имеется большой опыт развития человеческих ресурсов. Перед руководителями ставятся цели, задачи и планы профессионального развития, от выполнения которых напрямую зависит премиальный фонд. С позиции управления персоналом целями развития становятся:
— обеспечение подготовленным и заинтересованным в развитии компании персоналом;
— повышение потенциала работников;
— решение задач развития бизнеса;
— повышение эффективности труда;
— снижение текучести кадров;
— подготовка руководящих кадров;
— адаптация к новым технологиям.
Приобретение и использование нового оборудования, внедрение современных технологий ведут к изменениям качества и количества выполняемых работ. На выявление потребностей для развития персонала влияют такие факторы, как:
— внешняя среда (потребители, конкуренты, поставщики);
— интенсивное развитие техники и технологии, приводящее к появлению новых услуг и продукции;
— изменение стратегии развития организации и возникновение новых задач;
— создание новой организационной структуры или вида деятельности.
В связи с этим возникает потребность в дополнительных знаниях, в развитии новых навыков и нестандартных подходах к работе. Подобная тенденция обязывает руководство отправлять работников на обучение и переобучение, чтобы они, ознакомившись с новыми производственными функциями, могли занимать соответствующие должности, решать прежние задачи иным, более эффективным способом, принимать нестандартные решения и т. д. Успех работника будет означать и увеличение кадровых ресурсов компании в целом.
Методы обучения и основные направления
профессионального развития
Сразу следует отметить, что существует некое различие между понятиями «профессиональное развитие» и «профессиональное обучение». Суть его в том, что первое ориентировано на перспективу в будущем, а второе отвечает настоящим потребностям. Некоторые специалисты утверждают, что профессиональное развитие включает в себя и обучение, но в реальной жизни организаций, занимающихся и тем и другим, это неважно. Профессиональное обучение — процесс передачи новых профессиональных навыков или знаний сотрудникам организации, основанный на задачах и планах этой организации. Выделяют обучение на рабочем месте и вне его.
Наблюдение за опытным коллегой или начальником, а после этого выполнение работы самостоятельно — это обучение на рабочем месте. Такие отношения продолжаются до момента закрепления у ученика базовых знаний и формирования умения их применять, когда он в состоянии выполнить практическое задание полностью самостоятельно.
К методам обучения на рабочем месте относятся:
1. Наставничество. Это недорогая методика передачи опыта и формирования навыков. В данном случае структурные руководители дают своим подчиненным продуманные задания, а затем оценивают их выполнение и формулируют итоговые рекомендации.
2. Производственный инструктаж. Он применяется как для обучения ручному труду, так и для включения в организационные процессы. Это также недорогой, непродолжительный и один из самых распространенных способов обучения работников.
Как правило, инструктаж включает следующие несложные этапы:
— вызвать интерес у обучаемого и проверить имеющиеся знания;
— показать наглядно и объяснить важные моменты для каждой проводимой операции;
— поручить практическую задачу, а впоследствии проработать ошибки и проверить понимание;
— закрепить знания посредством самостоятельной работы ученика.
3. Ротация — метод, при котором сотрудники временно переходят на другую должность или отдел для свободного изучения иной профессии, приобретения новых навыков. Ротация также помогает избавить сотрудника от рутины, мотивировать его к саморазвитию.
Таким образом, обучение на рабочем месте закрепляет связь с производственными функциями и дает возможности для повторения и закрепления вновь изученного. Однако при всей своей дешевизне и простоте обучение на рабочем месте может оказаться недопустимым при недостатке знаний, времени, ответственности или авторитета у опытных коллег.
При обучении вне рабочего места сотрудник отрывается от повседневной работы, частично или полностью отвлекается от выполнения служебных обязанностей. К данному виду обучения относят:
— прослушивание лекций. Обычно это означает, что лектор излагает много материала в короткий срок, работая с большой группой слушателей одновременно;
— участие в деловых играх. При этом обучаемые могут выявить свои слабые и сильные стороны, оценить позиции и реакции других участников, развить навыки общения, а также разобраться в конкретных рабочих ситуациях.
К обучению вне рабочего места также относят участие в конференциях и семинарах, посещение групп по обмену опытом.
Такое обучение способствует формированию новых поведенческих и профессиональных компетенций. Оно проводится опытными специалистами с использованием современной информации, однако связано с дополнительными финансовыми затратами (расходы на проезд, питание, проживание работников; стоимость продукции, прибыли, потерянной в связи с отвлечением работника от его служебных обязанностей) и предполагает изучение только лишь теории, без моментального подкрепления на практике.
Универсального метода обучения, пожалуй, не существует, но можно составить под свой план профессионального развития программу, сочетающую несколько способов овладения материалом.
В заключение
Развитие персонала требует проведения ряда мероприятий по овладению новой специальностью, переквалификации и совершенствованию рабочих (в том числе психологических) характеристик людей. Данная система включает в себя прежде всего переподготовку кадров, то есть подготовку специалистов с целью освоения новых знаний, умений и навыков. При этом происходит получение второй профессии или второй специальности. Переподготовка, как правило, требуется работникам среднего и старшего возраста.
В условиях устаревания профессиональных знаний, появления более современного оборудования и технологий производства важную роль играет повышение квалификации. Оно подразумевает обучение сотрудников для усовершенствования имеющихся знаний, умений и навыков, связанное с изменением требований к профессии или повышением в должности.
Планирование деловой карьеры сотрудников представляет собой управление их развитием в необходимом для компании направлении. Для этого составляется план вертикального и горизонтального продвижения каждого работника по системе должностей с момента его приема на работу до предполагаемого увольнения.
Для решения проблем профессионального развития персонала важно понимать, что однократные мероприятия не дадут особых результатов. Нужна целая система профессионального развития и карьерного роста. Выбор способов развития и обучения кадров зависит от имеющихся у компании ресурсов, длительности соответствующих мероприятий, состава потенциальных участников, квалификации преподавателей, штатной структуры самой организации, а также целей и задач, которые ставит руководство. Крупные фирмы вкладывают солидные средства в повышение профессионализма своих специалистов. С изменением экономических условий, производственных процессов и т. д. прежние товары теряют свою новизну, меняется срок их «жизни» на рынке. В любой организации постоянно нужны специалисты, понимающие современные тенденции и способные своевременно применять новшества в своей работе.
Возможность профессионального обучения высоко ценится как кандидатами при наборе на вакансию, так и опытными работниками фирмы, поскольку оно способствует интеллектуальному развитию человека, позволяет ему расширить круг общения и укрепляет его уверенность в себе.
Наличие у персонала некоего набора знаний по специальности, отлаженное на определенном этапе деятельности производство не могут обеспечить компании вечный успех и лидерство среди конкурентов. В любой организации победы обусловливаются совместными усилиями руководителей и подчиненных. Прозрачная мотивация, благоприятный климат в коллективе, желание и готовность работников посвящать себя работе, их преданность компании и лояльность к руководству — вот то, что способствует укреплению положительных отношений между работодателем и работником. Желание сотрудников расти и развиваться в данной организации означает улучшение качества работы, отсутствие «перебежчиков» к конкурентам, быстрый и качественный подбор специалистов на вакантные должности. Таким образом, от этого напрямую зависит общая эффективность компании.
М. В. Герш
Эксперт журнала
«Отдел кадров
коммерческой организации»
Подписано в печать 26.12.2013