Развитие малого бизнеса краснодарский край

Врио руководителя департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Кубани Виталий Воронов во время прямой линии рассказал о мерах по господдержке бизнеса

— Как часто можно пользоваться услугами господдержки малого бизнеса?

— На сегодняшний день в Краснодарском крае действует целая система государственной поддержки малого бизнеса. Это порядка 17 источников (различные органы власти и подведомственные госучреждения), в совокупности они предлагают порядка 220 услуг.

Действительно, по некоторым позициям есть ограничения. В течение одного календарного года одну услугу вы не можете получить более одного раза. Но очень надеемся, что большее количество вам и не потребуется — такие услуги господдержки как, к примеру, разработка веб-сайта, маркетинговое исследование или разработка бизнес-плана, чаще чем раз в год просто не нужны.

С полным перечнем услуг, которые оказывает государство малому бизнесу, можно ознакомиться на сайте mbkuban.ru или в центре поддержки предпринимательства Краснодарского края.

— Когда стоит обращаться в систему господдержки, а когда лучше попробовать справиться собственными силами?

— В систему господдержки вы можете обращаться в любое время, не исключая выходных дней. Она построена таким образом, чтобы каждый предприниматель, независимо от того, на каком этапе своего развития он находится, мог получить нужную ему услугу, консультацию и информацию.

Каждая услуга в сфере господдержки востребована предпринимателями на определенном уровне развития их бизнеса. Например, если вы еще не начали свое дело, но очень горите своей идеей и хотите ее проверить, «упаковать» или посоветоваться, то вам, скорее всего, в «Школу молодого предпринимателя». Это наш проект, который мы ведем уже не первый год, и есть немало примеров успеха его участников.

Если вы уже зарегистрированы как предприниматель и начали вести предпринимательскую деятельность, вы можете обратиться в Центр поддержки предпринимательства и получить ту услугу, которая вам на сегодня необходима. Возможно, на этом этапе вам нужно «упаковать» свой бизнес, создать свой бренд. Может быть, вы уже серьезный, «взрослый» предприниматель, который готов экспортировать свои товары и продукты на зарубежные рынки, — для помощи в этом есть отдельные учреждения.

Если вы, к примеру, вы имеете оборот до 5 миллионов рублей, то можете обратиться за кредитной поддержкой в Фонд микрофинансирования. Если вы более серьезный предприниматель и управляете активами от 5 млн рублей и выше, то, скорее всего, вам в Фонд развития промышленности, который предоставляет займы от 5 до 50 млн рублей.

Система господдержки структурирована. На конкретный вопрос предпринимателя у нас есть конкретный перечень услуг и алгоритм действий.

— Что мне делать, если нет залога и поручителей, но необходимы средства для развития действующего бизнеса?

— Если вы начинающий предприниматель и вашему бизнесу менее одного года, то вы можете обратиться Фонд микрофинансирования Краснодарского края. У нас есть уникальный продукт «Старт» — по нему начинающие предприниматели могут получить до 300 тыс. рублей без залога и поручителей. В ближайшее время мы будем увеличивать этот лимит для того, чтобы охватить большую аудиторию наших клиентов. При этом хочу обратить внимание, что по проекту «Старт» вы можете получить деньги под бизнес-план. Если идея проработана, а вы продемонстрируете уверенность в том, что вы готовы реализовать свое дело, то мы эти деньги предоставляем.

Если вам требуется сумма более 500 тысяч рублей, то вы можете обратиться в Фонд развития бизнеса, который является региональной гарантийной организацией. Этот фонд готов решить проблемы отсутствия залога и поручителя у начинающего предпринимателя, выступая неким гарантом при заеме денежных средств банке или Фонде микрофинансирования.

— Как, по вашему мнению, в Краснодаре можно создать условия для привлечения инноваторов, инвестиций и совершить технологический скачок?

— Односложного ответа сейчас дать нельзя. Это целая система и среда, если можно так сказать, определенная предпринимательская инновационная атмосфера в регионе. В ней должны развиваться инновации, инвестиции и технологическое предпринимательство. В нашем регионе в этом направлении ведется интенсивная работа.

Здесь, как показывает практика, существуют две составляющие, которые влияют на наш успех и дают возможность для технологического скачка. Первое — это географическое положение. Очень много людей с интересными проектами переезжают в наш регион, остаются здесь жить и готовы вкладываться в инфраструктуру края, развивать в т.ч. технологическое предпринимательство.
Не менее важную роль играет предпринимательский климат, который у нас является одним из самых благоприятных в стране: по некоторым позициям Краснодарский край входит в десятку лучших регионов России, по отдельным — в пятерку. Сочетание двух этих факторов говорит о том, что в крае формируется определенное сообщество.

Сегодня мы уже наблюдаем, как у нас уже формируется некий IT-кластер. В ближайшее время мы объявим об открытии нашего первого инновационного центра «Аквариум» в Краснодаре. В перспективе именно он должен стать своеобразным эпицентром для предпринимательского сообщества в крае.

Залогом инновационного скачка в регионе должны стать сообщество кадров, которые это могут сделать, и предпринимательский климат, который позволит совершить этот скачок.

— Интересовался возможным кредитом от «Мой бизнес». Сказали, что деньги можно будет тратить только на то, что можно потрогать: столы, стулья, ноутбуки, офис. Есть ли виды кредитов и субсидий, которые можно потратить на рекламу в социальных сетях — через их официальные инструменты?

— Важно понимать, что господдержка дает «дешевые» деньги — по сниженной процентной ставке в отношении рынка практически в два раза. Этим мы стараемся минимизировать нагрузку на предпринимателя. Но чтобы сделать господдержку клиентоорентированной и прозрачной, мы должны «на берегу» проговаривать, на что мы тратим деньги. Мы доверяем нашим клиентам, но изначально обозначаем, что можно, а чего нельзя делать на эти деньги. Это действительно очень важно, потому что господдержка и госфинансирование должны быть адресно направленными.

Если компания не требует каких-то серьезных материальных затрат и не имеет своего производства, то вам нужна другая форма поддержки. Для решения этого вопроса я бы предложил два варианта. Если вы приобретаете какие-то материальные активы, я бы посоветовал направить деньги, занятые у государства, именно на это, а высвободившиеся ваши средства направить на закупку услуг (реклама, продвижение в социальных сетях и т.д.).

Если же вы в принципе не приобретаете материальные активы, я бы посоветовал обратиться в Центр поддержки предпринимательства, где в нынешнем году была запущена услуга по продвижению предприятий в социальных сетях. В рамках нее большие специалисты с уже оплаченными за вас бюджетами на рекламу будут продвигать ваши продукты в сети Интернет, социальных сетях или поисковых системах. В этом случае вы просто обращаетесь за тем, что вам нужно и не участвуете в кредитно-денежных отношениях с государством.

В Краснодарском крае расширяют меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Краевые власти обратили внимание на малый и средний бизнес: в регионе действует целая система мер государственной поддержки, количество занятых в МСП на Кубани в 2020 году должно составить не менее 800 тыс. человек.

Какие субсидии могут получить малые предприятия Кубани

В январе текущего года Краснодарский край возглавил рейтинг инвестиционной активности регионов, опубликованный деловым изданием «Инвест-Форсайт». Ещё в декабре Кубань находилась в этом рейтинге на 34-м месте. Но проекты в сфере АПК, торговли и туризма, общественного питания, ЖКХ и социальной инфраструктуры позволили региону занять верхнюю строчку.

Большое влияние на инвестиционный климат в регионе оказывает государственная поддержка малого и среднего бизнеса. Руководитель Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Кубани Виталий Воронов рассказывал, что в Краснодарском крае действует целая система господдержки МСП: различные органы власти и подведомственные госучреждения в целом предлагают 220 услуг.

Так, в Центре поддержки предпринимательства в 2019 году была запущена услуга по продвижению предприятий в социальных сетях. В рамках этой услуги специалисты с уже оплаченными за предпринимателей бюджетами на рекламу продвигают продукты компаний в Интернете, социальных сетях, поисковых системах. По словам Виталия Воронова, предприниматель просто обращается в Центр за услугой, а в кредитно-денежных отношениях с государством участия не принимает.

В свою очередь, Фонд развития бизнеса Краснодарского края в 2019 году выдал рекордное количество поручительств – 165 поручительств на общую сумму более 1,6 млрд рублей. Это позволило предприятиям привлечь более 2,3 млрд рублей в виде кредитов и займов. Например, при поддержке Фонда в Краснодаре развивается международная сеть пиццерий. С привлечением средств господдержки в регионе стартовал проект технологического перевооружения производства ПЭТ-тары.

Кому субсидии, кому микрозаймы

Поддержку предпринимателям оказывает краевой Фонд микрофинансирования. По итогам прошлого года эта организация выдала на 42,5% больше займов и предоставила предприятиям МСП льготное финансирование на сумму 1,3 млрд рублей. Больше всего средств поддержки получили компании и предприниматели, занятые в реальном секторе экономики региона. В 2020 году объем Фонда микрофинансирования Краснодарского края составит 2,5 млрд рублей. Судя по информации на сайте организации, в фонде действуют 14 видов займов на льготных условиях. Среди них – микрозаймы начинающим предпринимателям, займы для тех, чей бизнес пострадал в результате ЧС, а также для предпринимателей, занятых в сфере туризма, промышленного производства. Например, по условиям займа «Старт» начинающие предприниматели могут получить от 100 тыс. до 2 млн рублей без залога и поручителей.

До 2020 года краевой Фонд микрофинансирования выдавал малому и среднему бизнесу займы от 100 тыс. до 3 млн рублей. Начиная с этого года максимальный размер займа увеличен до 5 млн рублей при льготной ставке от 1 до 6% годовых на срок от 1 месяца до 3 лет.

Промышленным предприятиям региона также предоставляются субсидии. По данным краевого Департамента промышленной политики, до 1 млн рублей на возмещение затрат на образовательную деятельность (возмещается до 70% расходов). Также компенсируется до 10% затрат на реализацию инвестиционных проектов, а сумма субсидии составляет до 10 млн рублей. Кроме того, субсидии промышленникам предоставляются на технологическое присоединение, на уплату процентов по кредитам и уплату дохода лизинговых компаний, на создание новых производств, модернизацию и приобретение оборудования.

Фермерам – особое внимание

Один из драйверов малого и среднего предпринимательства на Кубани – агропромышленный комплекс. Как сообщил губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев, объем господдержки сельского хозяйства в регионе составляет 8,5 млрд рублей. В 2020 году до 2 млрд рублей увеличат финансирование животноводства. По словам главы региона, край лидирует в России по производству питьевого молока. Впервые в истории краевого животноводства от каждой коровы было получено свыше 8 тонн молока. Это более чем на тонну превышает общероссийский показатель. Краснодарский край – лидер по темпам развития свиноводства, а также входит в первую пятерку регионов по производству мяса и яиц. В крае растет поголовье крупного рогатого скота.

В 2020 году на поддержку малых хозяйств выделено 537 млн рублей – на 10% больше, чем в 2019-м. Эти деньги муниципалитеты получат в качестве субвенций, которые фермеры смогут потратить, например, на возведение теплиц, приобретение сельскохозяйственных животных и кормов для них. На гранты начинающим фермерам по новой госпрограмме «Агростартап» в крае выделят 65 млн рублей. Средства предусмотрены в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». В 2019 году этот грант был очень востребован среди аграриев: заявки на участие в конкурсе подали 100 начинающих фермеров.

Краевые власти рассчитывают, что благодаря нацпроекту в этом году на территории региона будет создано не менее 20 крестьянско-фермерских хозяйств и сельхозкооперативов. Всего же по нацпроекту к 2024 году в малый и средний сельскохозяйственный бизнес власти региона планируют привлечь до 1,4 тыс. человек.

Местным инвесторам здесь рады

Краснодарский край принимает участие в реализации 11 национальных проектов. Для этого разработано 48 региональных программ. В 2019 году их финансирование составило 24 млрд рублей, а в 2020-м – порядка 32 млрд рублей. Губернатор Вениамин Кондратьев ещё в конце прошлого года отметил, что регион досрочно выполнил показатели нацпроекта по льготному финансированию малого предпринимательства.

Как ранее сообщала пресс-служба администрации Краснодарского края, в 2020 году регион намерен привлечь в экономику 360 млрд рублей инвестиций. При этом краевые власти заинтересованы в первую очередь в местных инвесторах, которых считают одними из драйверов развития региональной экономики. По словам губернатора, малый и средней бизнес должен занять до 35% в экономике Кубани. Столь пристальный интерес власти к малому и среднему бизнесу вполне объясним. Развитие МСП положительно влияет на экономику и, как показывают рейтинги, на инвестиционную привлекательность региона в целом. Главное – чтобы тренд на господдержку был долгосрочным, правила игры – прозрачными, а предприниматели получали реальную помощь.

Источник

1. Совершенствование нормативно-правовой базы регулирования развития малого предпринимательства.

С целью оптимизации нормативно-правовых основ государственного регулирования отношений, складывающихся в сфере малого предпринимательства, необходимо целенаправленно формировать правовое поле, обеспечивающее беспрепятственное развитие малого бизнеса и устраняющее бюрократические барьеры на его пути. Это должно быть обеспечено за счет реализации следующих мер со стороны СПК:
1) консультационная помощь в регулировании отношений, складывающихся в сфере малого предпринимательства, преимущественно через нормы прямого действия, определенные в краевом законодательстве;

2) консультационная помощь в пересмотре подзаконных нормативных правовых актов, препятствующих развитию малого предпринимательства;

3) введение ответственности должностных лиц, препятствующих созданию и деятельности субъектов малого предпринимательства;

4) введение в практику оценки последствий принимаемых нормативных правовых актов исполнительными и законодательными органами государственной власти и местного самоуправления Краснодарского Края по развитию малого бизнеса и недопущение ухудшения положения субъектов малого предпринимательства вследствие принятых решений;

5) введение в практику учета предложений предпринимателей, в том числе через объединения предпринимателей, при подготовке проектов нормативных правовых актов, по вопросам развития и регулирования малого бизнеса;


2. Противодействие избыточным административным барьерам, препятствующим развитию малого предпринимательства.



Административные барьеры — препятствия, связанные с необходимостью выполнения субъектами малого предпринимательства избыточных обязательных правил и процедур, предусмотренных законодательными и подзаконными актами, а также произвольные действия органов власти, затрудняющие развитие бизнеса.

Приоритетные направления работы Союза предпринимателей Кубани по вопросам связанным с административным регулированием и содействию в развитии малого предпринимательства:
1) улучшение качества и доступности государственных услуг субъектам малого предпринимательства, повышение эффективности и прозрачности деятельности органов исполнительной власти, упрощение административных процедур, внедрение в органах исполнительной власти принципов управления по результатам, механизмов противодействия коррупции;

2) консультационная помощь в устранении избыточных контрольно-надзорных, экспертных, согласительно-разрешительных функций органов исполнительной власти, возлагающих дополнительные обязанности на предпринимателей, а также функций, затрудняющих реализацию гражданами своих конституционных прав на предпринимательскую деятельность;

3) помощь в формировании эффективно работающего механизма разрешения споров между, как, субъектами малого предпринимательства, так и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления за счет совершенствования административных процедур, соблюдения принципа добросовестности субъекта малого предпринимательства, досудебного рассмотрения жалоб и содействия предпринимателям в применении судебных механизмов;

3) помощь в создании механизма уменьшения издержек бизнеса на преодоление административных барьеров, снижение коррупционных потерь в сфере малого предпринимательства;

7) учет общественных интересов и интересов потребителей в производстве субъектами малого предпринимательства качественных товаров, работ и услуг с интересами предпринимателей по упорядочению и сокращению проверок выполнения обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных нормативными правовыми актами.

3. Содействие в развитии малого инновационного предпринимательства

Цель — создание условий для повышения конкурентоспособности малых предприятий и выхода инновационной продукции на внешний рынок, увеличения вклада малого бизнеса области в процесс замещения импортной продукции на внутреннем рынке.

Поддержка инновационных проектов малых предприятий должна осуществляться с учетом приоритетных для экономики Края направлений: энерго- и ресурсосбережение, продукция высокой степени переработки, информационные технологии, приборостроение, глубокая переработка отходов, защита окружающей среды.

В инновационной сфере будут проявляться следующие тенденции:

1) повышение роли малых и средних форм хозяйствования в кравевой инновационной системе с превращением их в основу генерирования и реализации инновационного потенциала Краснодарского края и использованием для развития рыночных финансовых схем, а также механизмов государственно-частного партнерства;

2) формирование «инновационного ядра» коллективов с собственной экспериментальной и опытно-производственной базой, финансируемых преимущественно за счет собственных и привлеченных средств и взаимодействующих в своей деятельности с сетью малых и средних инновационных фирм.

Для создания благоприятных условий развития инновационной деятельности в сфере малого бизнеса необходимо осуществление следующих практических мер:

1) разработка проектов, стимулирующих развитие малого инновационного бизнеса;

2) формирование информационного банка данных о продукции и услугах, результатах научно-исследовательских работ, инновационных проектах, организациях инфраструктуры, содействующих инновационному бизнесу;

3) проведение для субъектов малого бизнеса конкурсов научных разработок и ярмарок инновационных проектов, предлагаемых к внедрению;

4) приглашение заинтересованных сторон к долевому участию органов государственной власти в финансировании научно-технологических исследований субъектов малого предпринимательства, ориентированных на решение приоритетных прикладных задач социально-экономического развития области, потребностей научно-производственной инфраструктуры, включая оплату патентно-лицензионных расходов;

5) создание возможностей участия субъектов малого инновационного предпринимательства Краснодарского края в программах по подготовке предпринимательских кадров в сфере, менеджмента инноваций;

6) содействие формированию и деятельности хозяйствующих субъектов, предоставляющих ресурсы и услуги субъектам малого предпринимательства Краснодарского Края, функционирующим в высокотехнологичных областях науки и промышленности.

4. Поддержка интеграционного взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса.

Малый бизнес, действуя на местном рынке, имеет непосредственную связь с потребителем, простоту и гибкость управления предприятием, узкую специализацию с ограниченными масштабами производства, оперативно реагируя на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Программа должны быть направлена на модернизацию структуры экономики края на основе оптимизации и разумного сочетания в ней разных типов и размеров предприятий, создание благоприятного хозяйственного, социального климата, условий и возможностей, способствующих трансформации малого бизнеса в средний, среднего — в крупный.

При этом усилия СПК следует сосредоточить на:

1) содействие реализации основной цели — снижению издержек производства, использование на взаимовыгодной основе предприятиями конкурентных преимуществ своих деловых партнеров;

2) содействие формированию и функционированию на взаимовыгодной основе совместных технологических, кооперационных, инновационных, реализационных и иных хозяйственных «цепочек» малого, среднего и крупного бизнеса, недопущению противостояния этих разных сфер бизнеса и превращения их интересов в объект постоянных конфликтов;

3) устранении факторов, препятствующих кооперации, — недостаток информации о потребностях крупных и возможностях малых предприятий, низкое качество товаров и услуг, предоставляемых некоторыми малыми предприятиями с нарушением сроков, недостаточная рыночная адаптация крупных предприятий и барьеры при получении производственных заказов малыми предприятиями.

5. Поддержка предпринимательства в сфере внешнеэкономической деятельности.

Цели поддержки малого предпринимательства в сфере внешнеэкономической деятельности:

1) развитие эффективного делового сотрудничества субъектов малого предпринимательства Краснодарского края с партнерами из ближнего и дальнего зарубежья;

2) привлечение в сферу малого бизнеса Краснодарского Края иностранных инвестиций, прогрессивных технологий, а также международных программ поддержки и развития малого предпринимательства;

3) продвижение субъектов малого предпринимательства на зарубежные рынки с конкурентоспособной продукцией и услугами.

Основными задачами поддержки малого предпринимательства в сфере внешнеэкономической деятельности являются:

1) содействие субъектам малого предпринимательства в развитии их торговых, научно-технических, производственных, исследовательских и информационных связей с зарубежными партнерами, участию в международных конгрессах, совещаниях, семинарах, выставках и ярмарках;

2) привлечение зарубежной информационной, технической и иной безвозмездной помощи, иностранных инвестиций и кредитов в сферу малого бизнеса;

3) расширение производственной кооперации с учетом международной специализации разделения труда;

4) развитие международного финансового лизинга и системы венчурного финансирования;

5) расширение спектра консультационных, информационных и других услуг субъектам малого предпринимательства для реализации программ и проектов с привлечением иностранной технической и финансовой помощи, а также при взаимодействии с потенциальными иностранными инвесторами;

6) организация взаимодействия с зарубежными организациями, фондами, агентствами в области поддержки и развития малого предпринимательства в Краснодарском Крае, содействие зарубежным партнерам в эффективной реализации их программ и проектов на территории Краснодарского Края;

7) изучение и обобщение опыта зарубежных стран в области развития и поддержки малого предпринимательства с целью его практического использования в условиях Краснодарского Края.

Содействие субъектам малого бизнеса в установлении деловых контактов с зарубежными партнерами должно быть сосредоточено на следующих направлениях:

1) проведение маркетинговых исследований по вопросам продвижения выпускаемой продукции и реализации услуг, поставке оборудования, материалов и товаров из-за рубежа;

2) предоставление адресной информации о потенциальных партнерах и их надежности, создание комплекса информационно-консультационных услуг по различным направлениям внешнеэкономической деятельности (ведение переговоров, заключение контрактов, условия поставки продукции);

3) создание условий и содействие в определении приоритетов деятельности при организации совместных предприятий;

4) содействие продвижению продукции предприятий малого бизнеса на зарубежные рынки с использованием механизмов поддержки экспорта кубанских товаров;

5) развитие связей между предприятиями Кубани и зарубежными фирмами (деловые визиты за рубеж, организация переговоров, бизнес-встреч, выставочной деятельности, информационный обмен);

6) содействие в обучении представителей малого бизнеса области по целевым программам.

6. Развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства.

С целью более активной ориентации малых форм хозяйствования на решение социальных проблем необходимо развитие профессиональной подготовки, предполагающей комплексную подготовку обучаемых с учетом конкретных потребностей малого бизнеса. Малый бизнес не только предъявляет спрос на кадры высокой квалификации, но и в перспективе может рассматриваться как один из источников финансирования (софинансирования) системы подготовки и переподготовки кадров.

Программа развития предпринимательства на Кубани предусматривает следующие принципы развития системы подготовки кадров для малого предпринимательства:

1) соответствие направлений подготовки кадров потребностям малого предпринимательства;

2) инновационный характер построения и содержания образовательных программ и семинаров, их комплексное научно-методическое обеспечение;

3) интегрированный характер бизнес-образования, предусматривающий развитие мотивации обучающихся для организации своего дела, развитие личностных предпринимательских качеств и способностей, а также приобретение специальных знаний, умений и навыков, необходимых при организации и ведении своего дела;

4) многообразие уровней, форм и методов дополнительной профессиональной подготовки менеджеров, переподготовки преподавателей-консультантов;

5) дифференциацию и преемственность квалификационных уровней подготовки кадров для малого предпринимательства.

Системные действия СПК по обеспечению необходимым персоналом предприятий малого бизнеса предусматривают реализацию следующих механизмов:

1) организация совместно с территориальными объединениями работодателей малого предпринимательства сбора и обобщения информации о реальной потребности в подготовке персонала для малого бизнеса;

2) формирование образовательного заказа на профессиональную подготовку специалистов для малого предпринимательства;

3) стимулирование развития социального партнерства между образовательными учреждениями и объединениями работодателей малого бизнеса в части подготовки персонала для малого бизнеса;

4) объединение финансовых, материальных, интеллектуальных ресурсов работодателей и работников по организации учебного процесса;

5) создание условий для прохождения производственной практики учащихся в организациях малого бизнеса;

6) организация целевой контрактной подготовки в соответствии с заказом специалистов.

7. Этика предпринимательства

Предпринимательское сообщество подошло к пониманию значимости этики в системе ценностей бизнеса и необходимости руководствоваться на практике этическими нормами предпринимательского поведения. Однако еще нередки случаи применения неэтичных способов конкурентной борьбы и взаимоотношений с контрагентами бизнеса.

Содействие формированию профессиональной этики предпринимателей как важнейшей составляющей, характеризующей уровень развития предпринимательства, является одной из задач настоящей Программы и деятельности СПК в целом.

Всем заинтересованным сторонам и сторонам-участникам бизнес процесса сторонам необходимо содействовать предпринимателям и их объединениям в разработке профессиональных норм поведения, основанных исторических традициях российских предпринимателей и опыте предпринимателей Кубани.

Важнейшей задачей бизнес-образования должно стать формирование у предпринимателей таких личных качеств, как честность, надежность, ответственность, точное исполнение взятых перед партнерами обязательств и отказ от использования недобросовестных форм ведения конкурентной борьбы. Необходимо активизировать также обучение предпринимателей навыкам групповой работы, ведения переговоров, разрешения конфликтов. Объединения предпринимателей, средства массовой информации, организации инфраструктуры поддержки предпринимательства должны осуществлять мероприятия по целенаправленному формированию позитивного образа предпринимателя и повышению престижа предпринимательской деятельности в общественном сознании.

8. Экологическое предпринимательство.

Высокая концентрация сельхозпромышленности и перерабатывающих производств в Краснодарском Крае обусловили значительную экологическую нагрузку на окружающую среду. Малое предпринимательство имеет тенденцию к расширению своего участия на рынке экологических услуг, участвуя в реализации областных экологических программ и проектов.

Перспективные направления развития экологически ориентированного малого предпринимательства:

1) консалтинговые услуги в сфере охраны окружающей среды (экологический аудит, сертификация, разработка нормативно-методических документов, оценочная и страховая деятельность);

2) инновационный бизнес в области охраны окружающей среды, экологическое образование.

В целях стимулирования развития экологического предпринимательства и природоподобных технологий необходимо совершенствовать законодательную базу в области экологии и природопользования (по вопросам мониторинга, аудита, обязательного страхования), экономические механизмы регулирования природоохранной деятельности, поощряя экологическое предпринимательство и использование природоподобных технологий системой льгот и преференций со стороны государства, предоставляя государственные и муниципальные заказы. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Рейтинг компаний по производству ноутбуков
  • Регистрационная палата люберцы часы работы
  • Развитие малого бизнеса на дальнем востоке
  • Рейтинг компаний по ремонту квартир в туле
  • Регистрационный номер в реквизитах что это