Разрешены ли в россии частные военные компании по закону

 Государство выполняет множество функций. Однако не так давно начала наблюдаться тенденция «освобождения» государства от некоторых функций. В качестве примера можно привести военную сферу и сферу обеспечения безопасности государства. Это обусловлено появлением нового элемента политической системы общества, а именно частных военных компаний (private military companies) (ЧВК), которые являются негосударственными компаниями, представляющими собой своеобразный вид «наемничества», которые обладают полномочиями, выданными государством, на разрешение различных задач, связанных с военной деятельностью государства, например, на сопровождение людей или различных грузов в условиях боевых действий, или на охрану отдельных лиц или государства в целом, а так же иной деятельностью, например консультированием или обучением населения. У владельцев с крупным состоянием во всем цивилизованном мире растет спрос на деятельность данных организаций, в особенности на охрану собственности  и обеспечение личной безопасности. Однако довольно большой вопрос вызывает регламентация деятельности этих компаний, так как в некоторых странах, в соответствии с внутренним законодательством, их просто не существует. Все вышеуказанное обуславливает мой интерес к данной теме и причину выбора именно этой темы для изучения. 

Для того чтобы более полно разобраться в данном вопросе  необходимо выяснить, кто же такие «наемники». Для начала следует сказать о том, что «наемники» существовали практически всегда, но после Великой французской революции и начала деятельности регулярной армии в государствах количество наемников в Европе снизилось на минимум. Понятие «наемник» было сформулировано в Первом дополнительном протоколе, а точнее в его 47 статье, к Женевским конвенциям. В соответствии с данной статьей,  «наемник» — это лицо, которое:

1) специально завербовано на месте или за границей для участия в вооруженном конфликте; 

2) непосредственно участвует в военных действиях, в целях личной выгоды или денежного вознаграждения; 

3) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

4) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте; 

5) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

После окончания Второй мировой войны началось возрождение наемничества. Первыми кто понял выгоду ЧВК, стала Британия. В 1967 году полковник Дэвид Стирлинг организовал первую частную военную компанию под названием «Watch Guard International». Первоначально таких компаний было мало, а их деятельность тщательно скрывалась государствами, однако постепенно они начинали приобретать более открытый и массовый характер. 

В связи с распространением ЧВК, а так же с сокращением состава вооруженных сил во многих государствах начал увеличиваться спрос на услуги частных военных компаний, что в свою очередь привело к тому, что многие уволенные военнослужащие перешли работать в ЧВК, так как данная работа хорошо оплачивалась. Среди руководства частных военных компаний можно часто встретить бывших высокопоставленных государственных служащих в сфере обороны и безопасности, и это все не удивительно, ведь в таких компаниях бойцы получают от 200 до 1000 (иногда и больше) долларов в день, что значительно превышает денежное довольствие военнослужащих и полицейских.

Так же можно отметить, что для участия в ЧВК не нужно обязательно иметь высокую квалификацию, а достаточно иметь элементарные навыки, например, навыки владения оружия, которые можно приобрести отслужив в армии. Благодаря этим навыкам  можно работать в охранной деятельности ЧВК.

Как показывает практика, ЧВК обычно не раскрывают своего истинного предназначения, а так же согласно официальным документам, они призваны выполнять лишь  вспомогательные функции, которые не связанны с ведением боевых действий.

По деятельности все частные военные компании можно разделить на четыре группы:

1. Компании по предоставлению военных услуг (military provider companies). В сферу их деятельности входит тактическая поддержка и защита как частных лиц, так и государства во время боевых действий, а так же непосредственное участие в боевых операциях. В основном эти компании обвиняли и обвиняют в наемничестве, в подрывах политических строев государств и «теневой войне».

2. Военные консалтинговые компании (military consulting companies). Данные компании занимаются стратегическим планированием, реформированием вооруженных сил, непосредственной тренировкой различных армейских подразделений. 

3. Компании, занимающиеся военной логистикой (military support companies). Их деятельность заключается в тыловом обеспечении войск, в строительстве военных объектов и в обслуживании сложных систем вооружений.

4. Частные компании, занимающиеся охраной деятельностью (private security companies). Данные компании, так же как и компании по предоставлению военных услуг, занимаются защитой, и отличаются они друг от друга условно, так как во время боевых действий их деятельность становится схожей.

В основном государства отдают свое предпочтение своим отечественным ЧВК, однако и присутствуют исключения, выраженные в получении не отечественными ЧВК контрактов с каким-либо государством. В качестве примера можно привести случай, когда британская частная военная компания «Иджис» выиграла контракт с министерством обороны США по оказанию услуг в области безопасности и разведки в Ираке на  293 миллиона долларов.

Огромные проблемы вызывает вопрос ответственности государства за деятельность их ЧВК. Согласно всем Женевским конвенциям, любое  государство обязано соблюдать и обеспечивать соблюдение норм международного гуманитарного права (МГП). Опираясь на это положение можно сделать вывод о том, что, формально, государство может быть привлечено к ответственности за деятельность его частных военных компаний, если оно нарушит нормы международного гуманитарного права. На практике же возникают трудности с признанием ответственности государства за деятельность ЧВК в связи с тем, что государства, как правило, не имеют должного контроля над их операциями, которые осуществляются за пределами территории данных государств. 

В связи с тем, что за деятельность ЧВК государства не несут ответственность, они часто становятся участниками различного рода скандалов, так как некоторые из них выполняют и «нелегальные» заказы или же просто ведут такую деятельность. Рассмотрим же некоторые примеры:

 1.  Самый известный резонансный случай произошел в Ираке с частной военной компанией «Blackwater», от услуг которой нанимателям пришлось отказаться. 9 марта 2010 года произошла пропажа с американских складов в Афганистане более 500 автоматов Калашникова и других видов оружия. Было высказано предположение о том, что ответственным за пропажу оружия являлся сотрудник «Blackwater», который подписывал все накладные на изъятие оружия и боеприпасов со склада от имени персонажа одного известного американского мультфильма «South Park» Эрика Картмана. Уже 16 сентября 2010 года пятерым членам руководства «Blackwater», включая исполнительного директора, были предъявлены обвинения в незаконном обороте оружия. В ходе расследования выяснилось, что путем фальсификации документов должностные лица «Blackwater» хотели скрыть свой «презент» королю Иордании – Абдалле II в виде 22 единиц оружия, в состав которых входили 17 автоматов АК-47, которые захватили во время рейда в 2008 году.

2. Еще одним примером является трагическое и вызывающее множество споров событие в истории Америки. Я говорю об 11 сентября 2001 года, когда были разрушены две башни-близнецы в ходе террористического акта. В ходе расследования обстоятельств данного события выяснилось, что британские частные военные компании «Sakina Security» и «Trans Global Security» в тайне тренировали боевиков исламистских группировок для дальнейшей их отправки в Чечню и Афганистан. По некоторым данным шесть курсантов «Trans Global Security» позже стали бойцами Аль-Каиды. 

3. Довольно печальный случай произошел летом 2009 года в провинции Кандагар. В офис местного прокурора пришла группа сотрудников ЧВК, по некоторым данным прошедших подготовку у американских инструкторов и работающие в системе служб безопасности США в Афганистане, занимающихся охранной деятельностью, для того, чтобы освободить одного из своих коллег. В связи с этим началась драка, которая переросла в перестрелку, в результате которой погибло девять афганских полицейских, включая начальника полиции Кандагара. Представитель министерства внутренних дел Замарэй Башари осудил действия охранников. «Те, кто осуществил это нападение и убил начальника полиции и других полицейских, — преступники.», — сказал Башари в интервью BBC. Позднее президент Афганистана Хамид Карзай также возложил ответственность за убийство полицейских на сотрудничающих с войсками США частные военные компании. 

4. В качестве последнего примера можно привести операции «Буря», которую 4 августа 1995 года начали хорватские вооруженные силы, на стороне которых воевали 2000 военных инструкторов из западных ЧВК. В итоге  данной операции, спустя три дня, была ликвидирована Республика Сербская Краина и Республика Западная Босния, созданные в 1991 году. Одним из организатором операции была компания под названием Мilitary Professional Resources Inc. (МРRI) — по существующим данным — коммерческая структура.

Следует отметить, что это далеко не все примеры, которые отражают «нелегальную» деятельность ЧВК, направленную на получение дополнительной прибыли и подрыв политической и иных систем государств. В данной работе я рассмотрел только наиболее нашумевшие случаи и вызвавшие наибольший интерес у меня.

Государствам выгодно использовать частные военные компании как новое средство ведения войны. Ведь ЧВК находится вне рамок гражданского контроля, в отличие от тех же регулярных армий, им можно поручить самую грязную работу: от свержения законных правительств до устранения неугодных политиков и общественных деятелей. В случае, если миссии ЧВК предадутся огласки, то государство-заказчик может свободно «откреститься» от них, так как «действовали коммерческие структуры».

Следует отметить, что вопрос о частных военных компаниях в России дискуссионный и довольно сложный. Дело в том, что российские частные военные компании практически отсутствуют. Это связано с тем, что в России «наемничество» официально запрещено в соответствии со ст. 359 Уголовного кодекса РФ, в которой идет речь о том, что вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечения наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях противозаконна и наказывается лишением свободы от четырех до семи лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового. Следует так же сказать о том, что закон о частных военных компаниях в России активно обсуждался в федеральном парламенте еще в 2015 году. Предполагалось принять специальный законопроект, который позволил бы РФ защищать свои экономические интересы на Ближнем Востоке и в Арктике, но он так и не был принят. 

Однако в России существуют частные военные компании. Их список возглавляет самая известная — «РСБ-Групп». Как они указывают на своем сайте, они не занимаются наемничеством, не принимают участие в боевых действиях на стороне иностранных государств и незаконных вооруженных группировок. Они предлагают широкий спектр услуг. Так же «РСБ-Групп» является официальным партнером ООН в России. Ее работа регламентирована резолюций Совета Безопасности, уставом ООН, Кодексом Красного Креста. Компания осуществляет сопровождение грузов и людей на суше и на море, техническую защиту,например при проведении секретных совещаний, проводит обучение и консалтинг, занимается разминированием территорий, охраной объектов в пределах Российской Федерации, а так же занимаются установкой акустических пушек, как утверждают они сами — «нелетального действия». Так же в перечне услуг «РСБ-Групп» есть и весьма специфичные. Например, проведение разведки и аналитики. В интересах заказчика добывается информация о клиентах, конкурентах или поставщиках. Однако они не ведут промышленный шпионаж и не добывают  сведения, которые являются государственной тайной. Следует сказать о том, что многие частные военные компании в России могут предложить такой же перечень услуг, что указывает на то, что деятельность частных военных компаний в России довольно ограничена. Из вышесказанного можно сделать вывод, что хоть и частные военные компании в России существуют, но их деятельность сильно ограничивается внутренним законодательством, что может создать коллизии в данном вопросе.

В настоящее время чаще всего сотрудников ЧВК используют для защиты нефтяных месторождений и нефтяных баз, энергетических систем. Также эти организации предлагают свои услуги в качестве частных охранных предприятий в зарубежных странах. Например, они могут защищать посольства, сопровождать гуманитарные конвои и представителей Организации Объединенных Наций. В странах третьего мира, в которых ведутся боевые действия, специалисты этих компаний часто обучают местных офицеров и солдат правительственных вооруженных сил, готовят полицейских, а также других представителей служб безопасности. Частные военные компании порой охраняют тюрьмы, такие прецеденты были в Ираке и Афганистане. Участвуют в операциях по разминированию, выполняют функции военных переводчиков. Проводят авиационную разведку, выполняют вооруженное сопровождение судов для защиты от пиратов. Такой вид услуг стал чрезвычайно популярным после активизации морских разбойников в Сомали.

На основе всего выше сказанного можно выделить ряд преимуществ частных военных компаний перед регулярными вооруженными силами:

1. Использование частных военных компаний в военных конфликтов вызывает меньше общественного недовольства, чем использование вооруженных сил, так как найти прямые доказательства причастности государства к деятельности ЧВК очень сложно.

2. Частные военные компании более мобильны, чем регулярная армия Они могут представлять собой противовес местным вооруженным силам в государствах со слабыми политическими институциями.

3. Потери со стороны частных военных компаний не указываются в государственных отчетах.

Так же можно выделить и ряд недостатков:

1. Частные военные компании мотивированы прибылью, а не чувством долга перед государством, что может создать множество проблем. 

2. Частое использование частных военных компаний государствами может навредить их экономике, так как у ЧВК высокая цена. 

3. Частные военные компании достаточно часто выходят из под контроля и могут навредить невинным людям. Это обуславливается их минимальным контролированием со стороны государств.

Следует еще раз сказать о том, что наемничество официально запрещено в большинстве стран мира. В целом, вся международно-правовая регламентация деятельности ЧВК отражена в следующих актах:

§     Ст.47 Дополнительного протокола №1 от 08.06.1977 к Женевским конвенциям от 12.08.1949 «О защите жертв международных вооруженных конфликтов». В данной статье, как я указывал выше, дается определение термина «наемник». 

§     Закон «О контроле над экспортом вооружений». Данный закон был принят в США. Согласно ему, госдепартамент США лицензирует деятельность их частных военных компаний за рубежом, а так же следит за выполняемостью контракта. Сделки, связанные с деятельностью ЧВК, сумма которых превышает 50 миллионов долларов, должны быть согласованы с конгрессом США и одобрены им.

§     Закон «О регулировании иностранной военной помощи». Данный закон считается своего рода актом о наемниках, принятый в 1998 году в ЮАР. Согласно ему, деятельность частных военных компаний лицензируется  национальным комитетом, отвечающим за контроль над простым вооружением страны.

§     Резолюция ООН «Определение агрессии» от 1974 года. В данной резолюции применение наемников и частных военных компаний против других стран квалифицируется как  как международное правонарушение.

§     Резолюция ООН от 14.12.1979 года, согласно которой наемничество является преступлением против мира и человечества и приравнивается к геноциду, убийствам и иным особо тяжким преступлениям.

§     Конвенция ООН  «О запрете на вербовку, использование, финансирование и обучение наемников» от 1989 года, принятая 20.10.2001 года. Данная конвенция дало более широкое толкование термину «наемник», в котором была отражена материальная заинтересованность наемников. 

§     Правовые инициативы «Green Рарег» Великобритании от 2002 года и Швейцарии от 2006 года. Данные инициативы ставят перед собой цели усиления контроля над деятельностью частных военных компаний. Суть инициатив состояла в создании международного органа для контроля над деятельностью ЧВК с правом на запрет их деятельности в государствах-«агрессорах», а так же в международном контроле над режимом лицензирования этих компаний, в мониторинге за деятельностью компаний, а так же в разработке соглашений между государствами, имеющими частные военные компании. 

§     «Международный кодекс поведения ЧОК» от 2010 года. Данный документ явился началом узаконивания института наемничества на базе международно-правовых основ использования наемников, МГП и законодательства в сфере прав человека. Согласно этому кодексу, соблюдение его норм – непременное условие при заключении любого вида контракта в области военных услуг на международном уровне. Однако, данный документ, так же как и «Документ Монтре» носит только лишь рекомендательный характер.

§     «Документ Монтре» от 2008 года. В нем содержатся рекомендации по регулированию деятельности сотрудников частных военных компаний  в зонах военных конфликтов. За нарушение норм международного гуманитарного права, согласно данному документу, за частные военные компании ответственны государства, откуда произошли эти ЧВК, государства-контрагенты, а также государства территориальной юрисдикции. Все государства, согласно Документу Монтре, обязуются пресекать нарушения МГП, расследовать нарушения, принимать соответствующие законы, искать и привлекать к ответственности нарушителей.

Резюмируя, можно отметить, что сейчас (особенно США и Великобританией) ставится задача полного контроля услуг ЧВК на мировом рынке через создание единого органа (международного) лицензирования, мониторинга таких компаний.

Государствам необходима четкая регламентация деятельности частных военных компаний внутри них, а так же международным организациям необходимо разработать регламентацию деятельности ЧВК во время различных международных конфликтов и иных внешнеполитических мероприятий государств, а так же при организации миротворческих миссий и операций по принуждению к миру.

Просмотров 6.3k. Опубликовано 06.11.2022

Многие видели открытие «офиса» «ЧВК «Вагнера» в Санкт-Петербурге. В государстве, где монополия на вооруженные силы принадлежит государству, а право работает, не пришлось бы объяснять, как такое возможно. Но люди спрашивают, поэтому попробую объяснить — прокомментировал адвокат Калой Ахильгов у себя в телеграмм-канале.

Как на открытие «ЧВК Вагнер Центра» почти пришел Пригожин, а Вика Цыганова «пришла» многократно — репортаж «Фонтанка.ру»

В нашей стране запрещены любые военные организации, учрежденные не государством.

В УК есть статья 208, предусматривающая ответственность за деятельность незаконных вооруженных формирований.

Но почему-то все ссылаются на статью 359 УК (наемничество), которая в данном случае к ЧВК не применима из-за критериев, которые указаны в УК. Давайте разберемся.

Статья 208 УК предусматривает ответственность за создание, финансирование или руководство вооруженным формированием (объединением, отрядом или иной группой), не предусмотренным законом.

При этом под созданием понимается момент объединения нескольких лиц в группу и приобретения хотя бы некоторыми из них оружия, боеприпасов, взрывных устройств, боевой техники.

Руководство таким формированием заключается в осуществлении управленческих функций в отношении такого формирования (например, распределении функций между членами незаконного вооруженного формирования).

А финансирование такого формирования – это предоставление или сбор средств, либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для обеспечения его деятельности.

Наказание за такие деяния предусмотрено в виде лишения свободы от 10 до 20 лет. Кроме того, за участие в таких формированиях также предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок от 8 до 15 лет.

А теперь посмотрим на любую ЧВК. Как я сказал, все частные военные организации запрещены. Никакого закона, разрешающего деятельность ЧВК в России нет.

Создание таковой под любым соусом (ЧОП и прочее) подпадает под статью о создании незаконного вооруженного формирования. Добавьте сюда выступления «известного предпринимателя» в различных колониях и СМИ, и мы получим еще два критерия: руководство и финансирование.

Более того (как сказал бы прокурор в правовом государстве), усматриваются признаки организованного преступного сообщества (статья 210 УК).

Что касается статьи 359 УК (наемничество), то часть первая этой статьи предполагает ответственность за вербовку, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в военных действиях в виде лишения свободы на срок от 12 до 18 лет.

При этом наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

В данном случае завербованные в колониях и не только — являются гражданами государства, участвующего в военных действиях, и проживают на территории РФ (конечно, можно там найти и иностранцев, но оставим предположения).

И когда кто-то из защитников ЧВК говорит, что это не наемничество, так как члены ЧВК – граждане России, надо признать, что они правы, но это не освобождает их от ответственности, предусмотренной статьей 208 УК РФ.

Чуть больше года назад глава МИД Лавров, выступая в ООН, заявил, что власти Мали обратились за помощью к «частной военной компании из России», хотя знал, что они запрещены в нашей стране.

В государстве, где монополия на вооруженные силы принадлежит государству, а право работает, министр никогда бы такого не сказал.

Источник: адвокат Калой Ахильгов

Глава «Справедливой России» Миронов: кабмин отказался поддержать закон о легализации ЧВК

Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости

Правительство России отказалось поддержать проект закона о легализации частных военных компаний (ЧВК) в России. Об этом сообщил глава партии «Справедливая Россия» и одноименной фракции в Госдуме, инициатор инициативы Сергей Миронов, его слова приводятся на сайте политической силы.

По словам Миронова, проект закона был представлен кабмину на рассмотрение еще в марте прошлого года. В качестве причины отказа в поддержке закона правительство назвало противоречие инициативы Конституции России.

«Доводы правительства не выдерживают критики. Так, авторы отзыва указывают на противоречие законопроекта части 5 статьи 13 Конституции РФ. Однако хватит пары минут за компьютером, чтобы ознакомиться с этой статьей и понять, что она никакого отношения к ЧВК не имеет. Там идет речь об организациях, которые угрожают целостности страны и безопасности государства», — заявил депутат.

В таком отзыве на свой законопроект Миронов увидел беспримерный цинизм чиновников. По словам Миронова, работа над проектом продолжится.

Ранее сообщалось, что глава ЧВК «Вагнер» прислал Миронову кувалду. Этот инструмент, которым якобы был казнен боец «Вагнера» Евгений Нужин, стал символом внесудебной казни.

Известно, что власти России рассматривают вопрос о поддержке семей тех, кто участвует в специальной военной операции и в качестве добровольцев, и через ЧВК. О такой поддержке сообщал президент России Владимир Путин.

«Беспримерный цинизм». Миронова возмутил отказ легализовать ЧВК

Глава фракции Госдумы «Справедливая Россия – За правду» Сергей Миронов заявил, что правительство не поддержало закон, легализующий деятельность частных военных компаний. По его мнению, в своем ответе правительство «не предъявило внятных аргументов» против инициативы, поэтому его доводы «не выдерживают критики».

Ответ правительства

Руководитель фракции «Справедливая Россия – За правду» Сергей Миронов сообщил, что правительство отклонило законопроект «О частной военной и военно-охранной деятельности», однако, по его мнению, при этом оно «не предъявило внятных аргументов» против инициативы.

«Законопроект мы направили на заключение кабмина еще в марте прошлого года, а ответ получили буквально на днях. Само по себе это недвусмысленно говорит о том, что на высших этажах власти многие противятся легализации ЧВК, ведь неопределенный статус того же «Вагнера» открывает простор для различных бюрократических каверз», – приводит слова Миронова его пресс-центр.

По его мнению, за время, прошедшее с марта 2022 года, можно было развернуто обосновать свою позицию, чего правительство не сделало. Глава «Справедливой России» считает, что доводы правительства «не выдерживают критики».

В частности, Миронова возмутило, что авторы отзыва на законопроект указали, что инициатива противоречит пятой части 13-й статьи Конституции России.

«Хватит пары минут за компьютером, чтобы ознакомиться с этой статьей и понять, что она никакого отношения к ЧВК не имеет. Там идет речь об организациях, которые угрожают целостности страны и безопасности государства. Указывать на это применительно к тем, кто сегодня, не щадя жизни, защищает целостность и безопасность России, – это какой-то беспримерный цинизм со стороны наших чиновников», – подчеркнул он.

Миронов пообещал, что его партия продолжит работу над отвергнутым законопроектом. Он добавил, что для доработки инициативы ведутся «консультации с профессиональным экспертным сообществом».

«Мы этого дела не оставим и продолжим добиваться принятия закона, который поставит на твердую правовую почву частную военную деятельность и защитит ее участников», – заключил парламентарий.

Согласно пятой части 13-й статьи Конституции России, «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности» России, подрыв ее безопасности и «создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

Разработка закона в ЧВК

31 марта 2022 «Коммерсант» сообщил, что депутаты Госдумы от «Справедливой России» направили правительству на заключение законопроект о частных военных компаниях. Инициатива предлагала законодательно закрепить, что ЧВК могут создаваться только в форме ООО. Кроме того, документ предполагал, что ЧВК могут оказывать «военные и военно-охранные работы и услуги», например, участвуя в миротворческих операциях, обучая зарубежных военных и полицейских.

Частным военным компаниям также предлагалось разрешить заниматься «пресечением международной террористической деятельности» и защищать иностранных физических лиц. В пояснительной записке к документу говорилось, что ЧВК могут реализовывать эти полномочия исключительно за пределами России. А лицензию на подобную деятельность частные военные компании должны были бы получать в Минобороны РФ, которое также определяло бы места их постоянной дислокации, выдавало бы разрешение на проведение операций и перемещение сотрудников и техники.

«Все знают, что ЧВК были и есть. Но они работали в «сером» режиме. Надо как-то их легализовать. У людей, которые служат, рискуют своей жизнью, должны быть социальные права военнослужащих, участников боевых действий. Родина своих не бросает. Человек имеет право получить льготы, привилегии, которые он достойно заслужил», — сказал изданию один из авторов законопроекта Дмитрий Кузнецов.

17 января Миронов на пленарном заседании Госдумы отметил роль ЧВК «Вагнер» во взятии под контроль Соледара и вновь предложил легализовать частные военные компании. Он также напомнил, что еще в 2018 году его фракция вносила подобный законопроект, но он был отклонен.

«Законопроект готов, понятно, кто против него возражает, почему правительство дает раз за разом отрицательные заключения. Но раз уже правоотношения есть, разве не дело законодателя урегулировать их нормой закона?» — возмутился парламентарий.

УК РФ

Статья 359. Наемничество

1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет, либо без такового.

3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

Есть люди – мужчины, а иногда и женщины, с повышенной склонностью к насилию. Иногда они идут на службу в государственные структуры – десантные войска, спецназ, где их наклонности и способности могут быть использованы на благо государства. Порой они встраиваются в профессиональный спорт – силовые единоборства, бои без правил.

В этом случае чаще всего всё заканчивается хорошо. Человек занимает своё место в жизни, получает своё причитающееся вознаграждение, использует свои наклонности и способности там, где они приносят пользу. Однако вакансий спецназовцев и спортсменов на всех не хватает: в современной армии требуется больше технических специалистов – операторов комплексов вооружений, нежели «викингов».

В результате огромный пласт людей вымещает свои негативные качества на окружающих, идёт умышленно или попадает случайно в криминальную среду, разрушая общество изнутри и вынуждая государство тратить средства на их нейтрализацию и содержание (к сожалению, из-за запрета смертной казни ограничиться только нейтрализацией не получится).


Насильственные преступления являются одной из самых значимых проблем современной России – по данным МВД, в 2020 году от преступных посягательств погибли свыше 20 000 человек, свыше 60 000 получили тяжкий вред здоровью.

В многонациональной России существуют целые регионы, население которых мало склонно к работе, но зато исключительно воинственно. Регионы эти, как правило, являются дотационными.

Почему бы не дать им возможность подзаработать их же агрессией на законных основаниях?

А так ли в действительности необходима статья 359 УК РФ?

В конце концов, какая государству разница, чем занимаются его граждане за границей?

Россия приютила миллионы гастарбайтеров, которые вывозят из нашей страны деньги, ослабляя бюджет России, а взамен везут заразу (прививки-то там уже не делают – рай антипрививочников) и преступность (ведь не профессора к нам едут улицы мести).

Так почему бы не дать и своим гражданам заработать за рубежом и привезти деньги домой?

Какие негативные последствия несёт для нашей страны участие граждан РФ в военных конфликтах за рубежом?

Криминализация профессии наёмника лишь лишает бюджет налоговых поступлений, причём в виде свободно конвертируемых денежных единиц.

При этом международное право наёмничество не запрещает:

Определение наёмника сформулировано в ст. 47 (2) первого Дополнительного протокола к Женевским конвенциям, подписанного в 1977 году.

Наёмником считается лицо, которое:

– специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооружённом конфликте;

– фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;

– принимает участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооружённых сил данной стороны;

– не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

– не входит в личный состав вооружённых сил стороны, находящейся в конфликте;

– не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооружённых сил.

Убрав статью о запрете наёмничества, государство даст значительной части населения зарабатывать на законных основаниях, фактически осуществить «экспорт агрессии» за пределы своих границ.

Но основная задача отмены статьи 359 УК РФ – это легализация деятельности в России частных военных компаний (ЧВК).

Частные военные компании

Конец XX – начало XXI века время расцвета нового формата вооружённых сил (ВС) – частных военных компаний. Человечество с давних времён знакомо с наёмниками, их услугами активно пользовались во все времена, существовали целые отряды организованных наёмников, готовых сражаться за того, кто платит.


Отряды наёмников существовали ещё во времена Древней Греции

В определённый исторический период ЧВК, ещё не имевшие на тот момент этого наименования, казалось бы, практически ушли со сцены – на первое место вышли огромные армии призывного и контрактного типа. Тем не менее группы наёмников активно действовали по всему миру, зачастую меняя его куда сильнее, чем армии великих держав.

Кроме того, выяснилось, что, несмотря на всю свою мощь, государственные вооружённые силы имеют определённые недостатки – они недостаточно гибки, скованы национальными и международными законами, уставами, к их действиям, и в особенности потерям, приковано внимание общества и прессы.

Частные военные компании приобрели известность после появления одной из самых неоднозначных ЧВК – американской компании Blackwater («Черная вода»), основанной в 1997 году бывшим коммандос Эриком Принсом и тренером по стрельбе Эль Кларком.

В лице своего филиала Blackwater Security Consulting эта ЧВК активно участвовала в боевых операциях в Ираке и в Афганистане, заслужив там неоднозначную репутацию. В 2009 году ЧВК Blackwater была переименована в XeServices LLC, а затем в 2010 году – в Academi.

Частные военные компании: экспорт агрессии
Логотипы Blackwater, XeServices LLC, Academi

При этом официально первой частной военной компанией принято считать британскую Watch Guard International (WGI), созданную в 1967 году ветеранами SAS (Специальной десантной службы) Дэвидом Стирлингом и Джоном Вудхаусом.

Считается, что ЧВК обходятся гораздо дороже, чем профессиональные армии. Например, солдат вооружённых сил США получает порядка 150–200 долларов в день, тогда как наёмник из Blackwater/Academi обходится примерно в 1 200 долларов в день.

В реальности всё гораздо сложнее: в ВС деятельность солдат застрахована – в случае ранений они получают значительные выплаты (серьёзные ЧВК сейчас также страхуют своих специалистов, но можно предположить, что делается это далеко не всегда). Военнослужащие зачастую имеют различные льготы, в том числе ранний выход на пенсию, что можно отнести к косвенным расходам. Государство несёт расходы на экипировку военнослужащего и его обучение.

Не стоит забывать, что в ЧВК чаще всего работают специалисты уже с опытом, тогда как в ВС солдата сначала надо обучить, а это стоит дорого и занимает много времени. Даже прямые расходы на профессионального бойца могут превзойти указанные 150–200 долларов в день, что уж тут говорить про всё остальное.

Разумеется, ЧВК не заменяют профессиональные армии, но в высшей степени эффективно их дополняют.

В наиболее часто решаемые ЧВК задачи входит (но этим не ограничивается):

– непосредственное участие в боевых действиях;

– проведение специальных операций, в том числе добывание разведывательной информации;

– авиационная разведка;

– обеспечение охраны и безопасности объектов инфраструктуры;

– обеспечение охраны государственных структур;

– обеспечение безопасности перевозок, сопровождение конвоев, защита морского судоходства и морских судов;

– обучение военнослужащих, полиции и других силовых структур;

– тыловое снабжение войск;

– поддержание функционирования систем связи и управления, пунктов и центров управления;

– услуги военных аналитиков;

– разминирование и уничтожение неразорвавшихся боеприпасов.

В некоторых источниках ЧВК ассоциируют со специальными подразделениями – спецназом. В реальности, в зависимости от рода деятельности ЧВК, их можно отнести к спецназу, аналитикам, профессиональным охранникам, логистам и так далее.

Помимо Blackwater/XeServices LLC/Academi, появилось и множество других ЧВК – британские G4S, Erinys International и Aegis Defense Services, американские FDG Corp, MRPI, крупнейшая американская ЧВК DynCorp, британо-американская Northbridge Services Group – и это лишь малая часть.

В России ЧВК также существуют, и считается, что они достаточно эффективно действуют по всему миру, в том числе в Сирии, на Донбассе и в Луганской области.

Самыми известными российскими ЧВК на сегодняшний день являются:

– ЧВК «Вагнера»;

– «Славянский корпус» (возможно, является одним из подразделений ЧВК Вагнера);

– «Редут-Антитеррор»;

– «Ферракс»;

– «РСБ-Групп»;

– PMC FDG Corp.

Как и наёмничество, деятельность ЧВК в России официально запрещена, благодаря всё той же статье 359 УК, поэтому российские ЧВК зарегистрированы как частные охранные предприятия (ЧОП). Также они могут иметь зарубежные филиалы и работать под флагами других государств.

В 2016 году попытки легализации ЧВК наткнулись на сопротивление правительства, которое сослалось на часть 5 статьи 13 Конституции России:

Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Разумеется, этот аргумент притянут за уши – ЧВК попадают под действие этого пункта только в том случае, если они изначально ставят перед собой в качестве цели изменение основ конституционного строя, что звучит абсолютно абсурдно: неужели прямо так в Уставе запишут?

Так, под ч. 5 ст. 13 можно что угодно подтянуть: хоть кружок юных техников, хоть общество любителей рыбалки – мало ли зачем они собираются? И что они там делают, может, тоже что-то против основ конституционного строя замышляют?

Министр иностранных дел С. В. Лавров в 2018 году вновь предложил вернуться к обсуждению вопроса легализации российских ЧВК для того, чтобы обеспечить правовую базу, защищающую российских сотрудников ЧВК. Очевидно, что, как министр иностранных дел, С. В. Лавров достаточно хорошо осведомлён о деятельности российских и зарубежных ЧВК и эффективности их использования.

Необходимо понимать, что легализация ЧВК не подразумевает (не должна подразумевать) раскрытие деятельности таких компаний за рубежом – специалисты ЧВК не обязаны носить военную форму или иные признаки принадлежности к той или иной структуре, в случае если этого требует специфика контракта и выполняемой работы.

Зачем нам нужны частные военные компании?

Они позволят превратить неорганизованный рынок наёмников в организованный.

Сами по себе «дикие гуси» могут зарабатывать деньги за рубежом, но платить налоги они вряд ли будут, да и не факт, что они привезут эти деньги в страну, а не оставят на зарубежных счетах.

Неорганизованные наёмники будут отстаивать экономические и политические интересы, но чьи это будут интересы – США, Великобритании, Франции?

Как обеспечить контроль за тем, чтобы их деятельность не была направлена против интересов РФ?

Наибольшую эффективность для всех сторон – российских наёмников, российских компаний и государства даст организация «диких гусей» под эгидой российских ЧВК.

Сейчас много говорится о том, что оборонные предприятия должны перестраиваться на гражданское направление – «перековать мечи на орала». Однако сделать это будет не просто – предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) просто не оптимизированы для того, чтобы производить холодильники и сковородки.

Между тем рынок оружия – один из немногих рынков, который не сокращается, а непрерывно растёт.

Учитывая значительную милитаризацию нашей промышленности, сформировавшейся ещё во времена СССР, гораздо выгоднее стимулировать предприятия ОПК на захват всё большей части мирового рынка оружия – здесь есть куда развиваться.

Можно и нужно «отжимать» максимально-возможную долю рынка вооружений у США, Франции, Китая, Турции и других стран, не пускать на него новых игроков, выдавливать старых.

И ЧВК могут этому способствовать.

ЧВК и ОПК

Как связаны частные военные компании и предприятия оборонно-промышленного комплекса?

В настоящее время никак.

Во-первых, в России официально не разрешены ЧВК.

Во-вторых, инициировать разработку оружия и вооружений могут лишь государственные силовые структуры Российской Федерации. Но Министерство обороны РФ при всём желании не сможет охватить и оплатить многие интересные концепции и разработки – просто не хватит денег. Да и не все они необходимы вооружённым силам.

В то же время, специфика ЧВК может потребовать разработки вооружений, которые ВС РФ не очень-то и нужны, по крайней мере, на первый взгляд.


Лёгкие штурмовики не интересуют МО РФ, но могут заинтересовать ЧВК, поскольку они гораздо дешевле в приобретении и в эксплуатации, а затем они могут экспортироваться в другие страны, обладающие ограниченным оборонным бюджетом

Задачи, решаемые ЧВК, имеют особую специфику.

Например, отсутствие поддержки авиации, противостояние численно более крупным группировкам противника, действие в условиях противостояния нескольких центров силы.

В Сирии, к примеру, одновременно действуют США и НАТО, Израиль, Россия, Турция и многие другие страны. Не говоря уже о десятках, а то и сотнях независимых вооружённых группировок.

Выжить и обеспечить победу в этой ситуации поможет только самое эффективное вооружение и техника.

Необходимо не просто легализовать ЧВК, но и обеспечить им возможность инициировать и оплачивать разработку вооружений предприятиям российского оборонно-промышленного комплекса.

ЧВК могут быть куда менее инертны и куда более инициативны, чем МО, поскольку они не будут скованны уставами, регламентами и ответственностью за государственные деньги – это просто бизнес, ничего личного.

При этом, МО РФ может использовать результаты разработок, заказанных ЧВК, в своих интересах.

Выводы

ЧВК могут стать одним из наиболее эффективных инструментов экономики и внешней политики Российской Федерации.

Системная работа ЧВК, вооружённых сил и правоохранительных органов позволит выявить тех, кто подходит для работы в ЧВК, и «экспортировать» их склонность к насилию за пределы территории Российской Федерации, значительно сократив уровень насильственных преступлений на территории РФ (разумеется, речь не идёт о насильниках, педофилах и прочей мрази, у которых должна быть только одна дорога – на виселицу или в расстрельную камеру с опилками на полу).

Для формирования и развития ЧВК необходимо полностью отменить или радикально скорректировать статью 359 Уголовного кодекса РФ.

Необходимо обеспечить ЧВК возможность инициировать разработку и приобретение оружия и вооружений (в разумных пределах, речь не идёт о делегировании ЧВК полномочий по созданию стратегического оружия).

ЧВК не заменят, но эффективно дополнят вооружённые силы РФ, решая специфические задачи по защите национальных политических и экономических интересов.

В перспективе ЧВК смогут решать комплексные задачи по обороне или нападению в рамках целых государств и даже регионов.

P. S.


Глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан заявил Москве, что ей не нужно посылать ЧВК Вагнера в Мали. Такое вмешательство во внутренние дела этой африканской страны грозит «серьезными последствиями».

Что ж, если уже сейчас «несуществующие» российские ЧВК вызывают такой резонанс на международной арене, то что будет, если это направление получит активную поддержку государства?

В Госдуму внесен законопроект о регулировании деятельности российских частных военных компаний (ЧВК). Попытки легализовать ЧВК предпринимались за минувшие годы неоднократно, но все они были безуспешными. На фоне последних успехов группы «Вагнер» в зоне СВО отказ узаконить удачный военный формат выглядит, как минимум, странно.

«Хочу сказать о ЧВК „Вагнер“, потому что именно их усилиями освобожден Соледар. Нашей армии есть чему поучиться у ЧВК „Вагнер“ с точки зрения работы и подготовки своих новобранцев, своих мобилизованных, потому что здесь у них есть хороший опыт», — заявил с трибуны ГД соавтор законопроекта Сергей Миронов (с тех пор «Вагнер» взяла Клещеевку и подбирается к Артемовску — авт.).

Согласно пояснительной записке, законопроектом предлагается закрепить контрольные и надзорные функции за деятельностью ЧВК за Министерством обороны РФ. В частности, военное ведомство будет выдавать лицензию и разрешения таким организациям, определять место их дислокации. Кроме того, в законе отмечается, что действовать ЧВК смогут исключительно за пределами России.

О серьезности российских ЧВК говорит тот факт, что на них ополчился Вашингтон. Так, в американском Сенате представители обеих партий внесли законопроект, предлагающий объявить группу «Вагнер» и «любые аффилированные с ЧВК „Вагнер“ структуры или ее правопреемников» иностранными террористическими организациями. Есть информация и о награде «за голову» Евгения Пригожина.

Эффективность группы «Вагнер» настолько очевидна, а слава бесспорна, что ее основатель даже перестал открещиваться от своего детища. Пригожин решил «подарить победу» в суде бывшему главреду радиостанции «Эхо Москвы» Алексею Венедиктову*, который пытался «уличить» его в руководстве подразделением, так как «режим молчания» группе «Вагнер» больше не нужен.

— На сегодняшний день необходимость закона о ЧВК назрела и перезрела, — уверен адвокат и правозащитник Дмитрий Аграновский. — ЧВК есть, они действуют и показывают свою эффективность. Мы видим это прямо сейчас в зоне СВО. И поэтому законодательное регулирование их деятельности необходимо независимо от того, нравятся такие структуры кому-то или нет.

Вопрос этот сложный, нашей стране в последние сто лет не свойственный, но это не значит, что его невозможно решать. Есть российский дореволюционный опыт, когда существовали подобные формирования, есть современный мировой опыт ЧВК. Его можно изучать и каким-то образом применять. Вообще не правильно, когда группа вооруженных людей существует вне правового поля.

Кроме того, наши граждане — участники боевых действий в составе ЧВК должны четко понимать свой статус, быть уверенными в социальных гарантиях. Известно, что на сегодняшний день руководство частных компаний своих бойцов не обижает, выполняет свои обещания, но все это происходит по доброте душевной, а не по закону. Поэтому нужно регулирование.

Перспективы законопроекта непонятны. Поскольку аналогичные проекты столько раз были отклонены, что могут не принять закон и в этот раз. По каким причинам? Мне неясно.

«СП»: — Из СМИ складывается впечатление, что ЧВК недолюбливают…

— Встречаются разные мнения. Возможно, по причине того, что Евгений Пригожин высказывается очень ярко, в том числе по политическим вопросам. Но я расцениваю это сегодня как позитивное, мобилизующее явление, дисциплинирующее определенную часть нашей власти. Действия «Вагнера» направлены на достижение победы в СВО, а это самое главное.

Ведь от победы России на Украине напрямую зависит и наше будущее и будущее всего мира. Понятно, что американцы этого не понимают, но проигрыш России, которого, конечно же, не будет, означал бы для всех, и даже для американцев, огромное количество проблем. А наша победа обуславливает достижение некой точки равновесия на достаточно длительное историческое время.

— Необходимость законодательного регулирования деятельности ЧВК очевидна, — отмечает замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. — Военная структура, которая юридически не существует — нонсенс. Закон надо было принять еще позавчера. Странно, что этого не сделали. Причина, думаю, в неадекватности ответственных лиц, попытке скрыть то, что скрыть невозможно.

Американцы, например, используют ЧВК чрезвычайно активно. В том же Ираке. Пентагон нанимает их напрямую. У нас все сложнее, потому что наше Минобороны, по-моему, очень сильно ревнует. В зоне СВО видно, что ЧВК эффективнее и ведомство это, конечно, огорчает. К тому же сейчас Пригожин претендует на то, чтобы сделать полноценную армию, пусть и меньшую по размерам, чем официальная. Он уже хочет авиацию и ПВО и вообще все подряд.

«СП»: — Чего бояться? ЧВК не смогут заменить Минобороны…

— ЧВК должны решать задачи исключительно за пределами страны. А официальные вооруженные силы должны быть основаны на призывном принципе. Интересно, что мобилизованные — по сути великовозрастные призывники, эффективнее контрактников-рядовых, составляющих так называемую профессиональную армию, которые идут в армию мирного времени за деньгами. Настоящая профессиональная армия — ЧВК. Их бойцам нравится воевать.

По мнению политолога Андрея Милюка, и эта попытка легализовать ЧВК в России, скорее всего, окончится ничем — все стороны заинтересованы ничего не менять.

— ЧВК изначально создавались для работы в «серой» правовой зоне — там где российское государство не может напрямую взять ответственность за свои действия. Но государство крепко держит в руках ЧВК: Министерство обороны дает им вооружение, ставит оперативные задачи. ЧВК очень и очень сильно зависят от Минобороны.

Дополнительный контроль со стороны чиновников тут будет избыточен. Он не приведет к защите прав простых граждан (бывает очень сложно найти управу на какого-нибудь нерадивого клерка муниципального уровня, а что уж говорить про человека с ружьем), но лишь создаст еще одну бессмысленную прослойку для согласования всего и вся.

Не заинтересованы в легализации и руководители ЧВК. Им комфортно в «серой» зоне с неограниченными правами и очень расплывчатыми обязанностями. «Вагнер» с его показной заботой о бойцах и кувалдами для предателей — это лишь красивая картинка вершины айсберга.

В его глубинах — множество более мелких ЧВК, о которых массовый потребитель новостей даже не слышал. Те, кто был в зоне СВО, знают про случаи и обмана, и невыплат, и брошенных на произвол судьбы бойцов — и никакой ответственности для руководства.

«СП»: — Оценка жесткая, но, увы, недалекая от истины…

— Сами ЧВК появились в России из-за двух объективных проблем. Это беспомощность военных и спецслужб, не умеющих эффективно вести боевые действия в современных локальных конфликтах. Слабость российского государства во внешней политике. Россия влезла в силовой передел сфер влияния в мире (и это хорошо!), но наша дипломатия оказалась неспособна обеспечить этим действиям соответствующее политическое прикрытие.

Решить эти проблемы — и закон о ЧВК в России будет не нужен. Как и сами ЧВК.

— Считаю, что этот закон не примут, — говорит военкор WarGonzo Дмитрий Селезнев. — Если частные военные компании будут легальны, то каждому законом будет дано право иметь компанию, имеющую на балансе оружие. А у нас традиционно вооруженные формирования — это прерогатива государства. Делиться властью оно не станет.

Разве что в исключительном случае. Группа «Вагнер» — такой случай и есть. Предполагаю, что ей благоволят в Кремле. Может быть даже лично президент РФ. Сейчас группа «Вагнер» находится на полулегальном положении. Это своего рода ручное управление. И власть это устраивает.

«СП»: — Как относятся к «вагнерам» на Донбассе?

— Ребят из «Вагнера» уважают. Они считаются элитой наших войск. В «большой» российской армии слишком много бюрократии, бумаг, показухи, замалчиваний и т. п. В реальных боевых условиях это сказывается на боеспособности. А у «Вагнера» этого нет. Естественно, офицеры стремятся там служить.

Мы наблюдаем как невероятная популярность позволяет «Вагнеру» иногда составлять конкуренцию Минобороны. Это приводит к плохо скрытой конкурентной полемике с ведомством, которое пыталось замалчивать успехи «Вагнера». Поэтому новые ЧВК могут представлять опасность для власти.

Отмечу, что мне, как журналисту, выходцу из андеграундной среды, нравятся заявления Пригожина. Они часто неоднозначные, но эмоциональные, живые. Именно такой стиль общения с людьми востребован в наступившие суровые времена. И это добавляет ему популярности в русском народе.


* Физическое лицо, выполняющее функции иностранного агента.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Разрешительная кировского района красноярска часы работы
  • Разрешительная система гувд мингорисполкома время работы
  • Разрешительная советского района красноярска часы работы
  • Разрывной график работы в трудовом кодексе сколько часов
  • Райффайзен бизнес онлайн банк вход в личный кабинет вход