Разработка бизнес плана проекта бронникова

Раскрывается сущность стратегического планирования развития предприятия. Отличительной особенностью учебного пособия является рассмотрение бизнес-плана проекта с позиций системного подхода, что приводит к развитию творческого мышления и профессиональных компетенций студентов. Приводятся вопросы, тесты и задания для самостоятельной работы.
Соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования последнего поколения.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент», аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации.

Только для владельцев печатной версии книги: чтобы получить доступ к дополнительным
материалам, пожалуйста, введите последнее слово на странице
№106 Вашего печатного экземпляра.

  • ПРИЛОЖЕНИЕ.pdf

Разработка бизнес-плана проекта, 2019, 171350.06.01
Разработка бизнес-плана проекта, 2018, 171350.05.01
Разработка бизнес-плана проекта, 2017, 171350.04.01
Разработка бизнес-плана проекта, 2014, 171350.02.01
Разработка бизнес-плана проекта, 2012, 171350.01.01

Фрагмент текстового слоя документа размещен для индексирующих роботов.
Для полноценной работы с документом, пожалуйста, перейдите в
ридер.

РАЗРАБОТКА 
БИЗНЕС-ПЛАНА 
ПРОЕКТА

Т.С. БРОННИКОВА

Допущено УМО 
по образованию в области производственного менеджмента 
в качестве учебного пособия для бакалавров 
высших учебных заведений, обучающихся 
по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент»

Москва
ИНФРА-М
2022

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

2-е издание, переработанное и дополненное
УДК 657.312
ББК 65.290-2
 
Б88

Бронникова Т.С.
Б88 
 
Разработка бизнес-плана проекта : учебное пособие / Т.С. Бронни-
кова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 
215 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. — (Высшее образова-
ние: Бакалавриат). — DOI 10.12737/22181.

ISBN 978-5-16-013492-5 (print)
ISBN 978-5-16-105309-6 (online)
Раскрывается сущность стратегического планирования развития пред-
приятия. Отличительной особенностью учебного пособия является рас-
смотрение бизнес-плана проекта с позиций системного подхода, что 
приводит к развитию творческого мышления и профессиональных ком-
петенций студентов. Приводятся вопросы, тесты и задания для самостоя-
тельной работы.
Соответствует требованиям Федерального государственного образова-
тельного стандарта высшего образования последнего поколения.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направле-
нию подготовки 38.03.02 «Менеджмент», аспирантов, слушателей курсов 
повыш ения квалификации.
УДК 657.312
ББК 65.290-2

Р е ц е н з е н т ы:
М.А. Боровская — доктор экономических наук, профессор (Южный 
федеральный университет);
В.А. Горемыкин — доктор экономических наук, профессор (Коро-
лёвский институт управления, экономики и социологии)

ISBN 978-5-16-013492-5 (print)
ISBN 978-5-16-105309-6 (online)

Материалы, отмеченные знаком 
, доступны 
в электронно-библиотечной системе Znanium.com

© Бронникова Т.С., 2016
Предисловие

Современные предприниматели, менеджеры предприятий раз-
личных форм собственности, специалисты при разработке бизнес-
проектов должны осуществлять технико-экономический прогноз, 
маркетинговые исследования, участвовать в конкурентной борьбе, 
обосновывать использование материальных, трудовых, интеллекту-
альных и финансовых ресурсов, оценивать экономическую эффек-
тивность инвестиций. Менеджеру проекта важно владеть приемами 
и методами технико-экономического обоснования, сопоставления 
альтернативных вариантов, анализа чувствительности обобщающих 
финансово-экономических показателей проекта, оценки риска. 
Бизнес-планирование представляет собой, с одной стороны, тех-
нико-экономическое обоснование бизнес-проекта и один из его 
основных документов, а с другой — план действий по реализации 
идеи бизнес-проекта.
При выборе варианта осуществления проекта предпосылками 
принятия правильного решения служат:
 
• последовательный анализ идеи проекта;
 
• технико-экономическая оценка конкурентоспособности про-
екта;
 
• учет собственного экономического интереса разработчика, из-
готовителя, а также интересов потребителей, партнеров, инвес-
торов;
 
• знание возможных альтернатив, их оценка и выбор лучшего ва-
рианта, соответствующего заданным критериям.
В бизнес-плане рассматриваются вопросы технико-экономичес-
кого обоснования проекта и формирования плана его реализации 
для достижения финансово-экономических результатов. Основной 
итог технико-экономического обоснования проекта выражается 
в оценке ряда обобщающих показателей, что позволяет подготовить 
решение о целесообразности (нецелесообразности) инвестиций 
в реализацию предлагаемого бизнес-проекта. Составление бизнес-
плана служит первым шагом каждого начинающего предпринима-
теля в сфере инновационной, хозяйственной, коммерческой или 
инвестиционной деятельности.
С позиций системного подхода бизнес-план представляет собой 
комплексную систему, состоящую из совокупности подсистем (раз-
делов бизнес-плана), характеризующих различные виды деятель-
ности объекта планирования, имеющих организационные и эконо-
мические отношения внутри комплексной системы и вне ее и ори-
ентированных на достижение единой цели системы — реализации 
проекта с заданными параметрами.
Методология бизнес-планирования интегрирует теоретические 
основы, методики проведения исследований, методики расчета по-
казателей и рекомендуемые формы практического представления 
информации по каждой подсистеме (разделу бизнес-плана) как 
части единого целого — бизнес-плана проекта.
Освоение и использование методологии бизнес-планирования 
особенно востребовано в кризисные периоды, так как позволяет:
 
• до наступления этапа спада в жизненном цикле организации 
подготовить проект нового продукта (услуги) и обосновать его 
эффективность для замены существующего продукта в соответ-
ствии с законами самосохранения и развития организации и для 
обеспечения устойчивости бизнеса (организации);
 
• организовать собственное дело;
 
• провести диверсификацию;
 
• деятельно контролировать ситуацию в процессе разработки 
и реализации проекта для своевременного внесения коррекций.
В связи с изложенным бизнес-планирование как раздел дисцип-
лины «Планирование на предприятии» востребовано работниками 
предприятий различных форм собственности, в том числе руко-
водителями, менеджерами по маркетингу, производству и сбыту, 
планированию, экономистами, финансистами, юристами и т.п., 
а также инвесторами. Им необходимо знать структуру и содер-
жание бизнес-плана, методику его разработки, методику оценки 
эффективности инвестиций в бизнес-проект как при разработке 
бизнес-плана собственными силами предприятия — инициатора 
проекта, так и для подготовки исходной информации при привле-
чении специалистов-разработчиков бизнес-плана со стороны.
Разработка бизнес-плана проекта требует интегрирования 
знаний и умений из таких дисциплин, как планирование пред-
приятия, инновационный менеджмент, стратегический менедж-
мент, промышленный менеджмент, управление проектами, марке-
тинг, организация и планирование производства, экономика пред-
приятия, финансы и кредит, бухгалтерский учет, оценка рисков 
и страхование, инвестиции и их экономическая оценка.
Данное учебное пособие позволит студентам освоить основы 
бизнес-планирования, получить компетенции и подготовку к при-
нятию квалифицированных решений в разработке бизнес-плана 
как инструмента взаимосвязанных стратегического, тактического, 
оперативного и функциональных планов.
Каждая тема включает теоретическую, методическую и практи-
ческую части, контрольные вопросы, тесты и задания для практи-
ческих и самостоятельных работ и выполнения курсовой работы.
На практических занятиях выполняются задания с использованием
методов деловой и ролевой игры. В каждой группе рекомендуется
создать несколько подгрупп из трех-четырех студентов. Студенты
подгруппы самостоятельно выбирают объект бизнес-планиро-
вания, разрабатывают все разделы бизнес-плана в соответствии
с заданиями. Организация обучения теоретическим основам
и практическим методам бизнес-планирования представлена в Ра-
бочей программе дисциплины «Бизнес-планирование» (направ-
ление 38.03.02 «Менеджмент», профиль «Управление проектами»)
(приложение 6
).
Глава 1 
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  
РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

В результате изучения главы 1 у студента формируется компетенция 
ОК-03 (способность использовать основы экономических знаний 
в различных сферах деятельности).
Для получения данной компетенции обучающийся должен:
• знать понятие и сущность стартегического планирования;
• уметь разрабатывать стратегию бизнес-проекта;
• владеть методами стратегического планирования проекта.

1.1. СущНОСТь СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Формальное планирование побуждает менеджмент предприятия 
постоянно думать о будущем, четче определять свои цели и по-
литику, добиваться согласованности на всех уровнях управления 
и дает объективные показатели эффективности работы.
Планирование как функция управления является центральным 
звеном организации любого дела. В системе планирования сфор-
мировалась следующая иерархия взаимосвязанных видов планов:
 
• стратегические — долгосрочные, среднесрочные;
 
• тактические — годовые;
 
• оперативные — квартальные, месячные, декадные.
Анализ бизнес-плана проекта показал, что он представляет собой 
взаимосвязанную совокупность перечисленных видов планов: стра-
тегического, так как в бизнес-плане рассматривается стратегия раз-
вития предприятия и он составляется на несколько лет, тактичес-
кого, поскольку он составляется на каждый год, и оперативного, 
так как на первый год составляется с помесячной детализацией, 
а на второй — с поквартальной.
С позиции организации бизнеса бизнес-план выступает ра-
бочим инструментом проектно-инвестиционных решений, он по-
стоянно обновляется, отражая изменения во внутренней и внешней 
среде на всех этапах жизненного цикла проекта. Только с помощью 
бизнес-плана можно создать инновационный образ развития пред-
приятия, региона, отрасли, обосновать и обеспечить при его реали-
зации рост стоимости капитала, поскольку в процессе бизнес-пла-
нирования дается объективная оценка как предпринимательской 
деятельности инициатора проекта, так и внешнего окружения.
Стратегическое планирование служит фундаментом для 
 остальных видов планирования на предприятии и состоит из не-
скольких основных этапов:
 
• определение глобальных целей и миссии предприятия;
 
• установление более конкретных целей, для чего собирается 
полная информация о внутренней и внешней среде пред-
приятия, его конкурентах, ситуации на рынке и обо всем, что 
поможет повлиять на работу предприятия;
 
• подготовка на основе результатов SWOT-анализа подробного 
отчета о сильных и слабых сторонах предприятия, возможностях 
и угрозах, с которыми ему придется столкнуться;
 
• принятие руководством решения, какими конкретно видами 
деятельности и продуктами и услугами следует заниматься, 
какую поддержку необходимо предоставить каждому из них.
В то же время требуется разработать подробные маркетинговые 
и другие планы в соответствии с общими целями и задачами. Мар-
кетинговое планирование осуществляется на каждом направлении 
производства, отвечающем за отдельные виды деятельности, ка-
тегории продуктов (услуг) и рынки. Оно облегчает стратегическое 
планирование за счет детального планирования различных марке-
тинговых ситуаций.
Стратегический план можно определить как процесс уста-
новления и сохранения стратегического соответствия между це-
лями и возможностями предприятия, с одной стороны, и изме-
няющимися возможностями рынка — с другой. Он создается для 
того, чтобы помочь предприятию использовать в своих интересах 
возможности в постоянно изменяющейся среде.
Текущий (годовой) план является частью стратегического и пред-
ставляет собой краткосрочный план, описывающий текущую си-
туацию, цели предприятия, стратегию на предстоящий год, прог-
рамму действий, бюджет и формы контроля. В процессе планиро-
вания реализуются четыре основные задачи планирования:
 
• полный анализ положения дел на предприятии, а именно анализ 
среды, в которой предприятие функционирует, для выявления 
благоприятных возможностей и исключения угроз; анализ 
сильных и слабых сторон предприятия и т.д. Анализ обеспе-
чивает каждый последующий этап необходимой информацией. 
На этапе стратегического планирования предприятие решает, 
какие действия ему предпринять в отношении каждого фактора 
производства;
 
• организация планирования — определение маркетинговых, 
производственных, финансовых и других стратегий, которые 
обеспечат достижение предприятием общих стратегических 
целей;
 
• реализация стратегических планов, в результате чего достига-
ются цели предприятия. Планы реализуют работники пред-
приятия, взаимодействующие с другими работниками как 
внутри предприятия, так и за его пределами;
 
• контроль — анализ и оценка результатов выполнения планов 
и связанной с этим деятельности предприятия, принятие 
в случае необходимости корректирующих и регулирующих мер 
для достижения поставленных целей.
Создание новых проектов предполагает предварительное эко-
номическое обоснование их целесообразности, последующее пла-
нирование необходимых затрат на их осуществление и получение 
ожидаемых конечных результатов. Бизнес-планирование позволяет 
экономистам-менеджерам обосновать не только необходимость 
разработки того или иного бизнес-проекта, но и возможность его 
реализации в действующих рыночных условиях. Разработка та-
кого плана требует всесторонней экономической оценки будущего 
бизнес-проекта профессиональными менеджерами, а также не-
посредственного участия предпринимателей и топ-менеджмента 
предприятия.
В период становления рыночных отношений стала распростра-
няться теория о том, что на смену внутрихозяйственному планиро-
ванию пришло бизнес-планирование. Однако многолетняя прак-
тика подтвердила и возможность, и необходимость совместного 
существования этих систем планирования на отечественных пред-
приятиях.
Механизм делового рыночного планирования (бизнес-плани-
рования) включает теорию, методологию и практику планово-уп-
равленческой деятельности, отражающей общие закономерности 
и российскую специфику рыночных экономических отношений, 
основу которых составляют рыночные законы спроса и предло-
жения. В бизнес-плане объединяются все этапы реализации пред-
принимательских проектов — от выбора стратегической или такти-
ческой цели до ее полной реализации на соответствующем рынке. 
Бизнес-планирование включает такие этапы, как выбор и обосно-
вание вида деятельности, выявление наиболее реальных проектов 
ее осуществления, экономическую оценку затрат и результатов, 
разработку детализированного бизнес-плана, обеспечение проекта. 
Бизнес-план ориентируется главным образом на разработку новой 
стратегии или тактики бизнес-проектов развития предприятия, 
а внутрихозяйственное планирование включает выполнение ме-
роприятий текущей производственно-хозяйственной деятельности 
и коррекцию плановых показателей, а также мероприятий по вы-
полнению и уточнению бизнес-планов проектов развития пред-
приятия.
Однако при наличии тесного взаимодействия бизнес-планов 
и внутрихозяйственных планов, сложившихся на российских пред-
приятиях в последние годы, между этими видами планов суще-
ствуют различия, свидетельствующие о том, что у каждого из них 
есть свой собственный предмет и место как в сфере внутрифирмен-
ного планирования, так и во всей системе рыночного хозяйство-
вания.
В о - п е р в ы х, в отличие от внутрихозяйственного планиро-
вания бизнес-планирование включает не весь комплекс общих 
целей предприятия, а одну из важнейших задач, определяющих 
конкретное содержание планирования нового вида деятельности.
В о - в т о р ы х, бизнес-планы разрабатываются на инноваци-
онные проекты, четко очерченные сроками их выполнения, по ис-
течении которых работа над данным бизнес-проектом завершается. 
Внутрихозяйственное планирование осуществляется непрерывно 
на всех уровнях управления хозяйством.
В - т р е т ь и х, основное назначение бизнес-плана состоит в от-
крытии нового дела и получении на выполнение проекта необхо-
димых производственных ресурсов и денежных средств от инвес-
торов. Внутрихозяйственные планы необходимы в большей сте-
пени для собственного использования в интересах предприятия.
В - ч е т в е р т ы х, бизнес-планы разрабатываются непосред-
ственно под руководством и при личном участии руководителя 
предприятия, предпринимателя. Внутрихозяйственным планиро-
ванием, как правило, занимаются профессиональные экономисты-
менеджеры и плановики линейных и функциональных подразде-
лений предприятия.

1.2. ПОНЯТИЕ, цЕЛИ, ЗАДАЧИ И КЛАССИфИКАцИЯ ПРОЕКТОВ

В экономической литературе используются такие понятия, как 
проект, бизнес-проект, инвестиционный проект.
Под проектом в широком смысле понимают любые изменения 
в жизни (проект создания «кремниевой долины» в Сколково, проект 
исследования воздействия лекарственных препаратов на очаг за-
болевания, проект ресурсосбережения в жилищно-коммунальном 
хозяйстве, проект договора, проект организации торговой точки 
и т.п.). Проект это не только идея, замысел, это система действий, 
направленных на достижение целей и обеспеченных ресурсами, ме-
тодами и способами. Реализация проекта может принести прибыль 
или не иметь прибыли, но иметь социальный, оборонный или иной 
народнохозяйственный эффект.
Под бизнес-проектом понимают такие проекты, которые имеют 
коммерческий результат, т.е. приносящие прибыль. Все бизнес-
проекты являются инвестиционными, так как они могут быть реа-
лизованы только при наличии вложения ресурсов (инвестиций).
Согласно Федеральному закону № 39-Ф3, «инвестиционный 
проект есть обоснование экономической целесообразности, объема 
и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе не-
обходимая проектно-сметная документация, разработанная в со-
ответствии с законодательством Российской Федерации и утверж-
денными в установленном порядке стандартами (нормами и прави-
лами), а также описания практических действий по осуществлению 
инвестиций (бизнес-план)».
Таким образом, в соответствии с Законом инвестиционный 
проект следует понимать как комплект документов, формулиру-
ющих цель предстоящей деятельности и определяющих комплекс 
действий, направленных на ее достижение, состоящий из двух 
крупных пакетов документов:
 
• обоснование экономической целесообразности, объема и сроков 
осуществления капитальных вложений, включая необходимую 
проектно-сметную документацию, разработанную в соответ-
ствии с законодательством РФ и утвержденными в установ-
ленном порядке стандартами (нормами и правилами);
 
• бизнес-план как описание практических действий по осуще-
ствлению инвестиций.
В более широком смысле инвестиционный проект — это ком-
плекс действий, связанных с прогнозом спроса на продукцию пред-
приятия, объема производства, определением стоимости основных 
фондов и оборотных средств, необходимых для реализации про-
екта, оценкой издержек производства и реализацией продукции, 
введением производственных мощностей в эксплуатацию, оценкой 
эффективности инвестиций.
Классификация инвестиционных проектов приведена 
на рис. 1.1 [12].
Масштаб (общественная значимость) проекта определяется 
влиянием результатов его реализации хотя бы на один из рынков 
(внутренних или внешних): финансовых, продуктов и услуг, труда 
и т.д., а также на экономическую и социальную ситуацию в регионе, 
в стране.

Укажите регион, чтобы мы точнее рассчитали условия доставки

Начните вводить название города, страны, индекс, а мы подскажем

Например: 
Москва,
Санкт-Петербург,
Новосибирск,
Екатеринбург,
Нижний Новгород,
Краснодар,
Челябинск,
Кемерово,
Тюмень,
Красноярск,
Казань,
Пермь,
Ростов-на-Дону,
Самара,
Омск

М.В. Новиков, Т.С. Бронникова

Разработка бизнес-плана проекта

Учебное пособие. Таганрог: ТРТУ, 2001.

ВВЕДЕНИЕ

 

В рыночной экономике страны действуют предприниматели, новое поколение менеджеров предприятий различных форм собственности, специалисты, которые в изменившихся условиях хозяйствования обязаны делать технико-экономический прогноз, осуществлять маркетинговые исследования, участвовать в конкурентной борьбе, обосновывать использование финансовых средств при получении инвестиций.

Любой предпринимательский проект требует тщательного изучения с научно-технической, экономической, коммерческой, социальной точек зрения. Будущему инженеру, программисту, менеджеру важно уверенно владеть приемами и методами технико-экономического обоснования, сопоставления альтернативных вариантов, анализа чувствительности обобщающих финансово-экономических показателей проекта, оценки риска.

При выборе варианта осуществления проекта обязательными предпосылками принятия правильного решения служат:

— последовательный анализ идеи проекта;

— его технико-экономическая оценка и конкурентоспособность;

— учет собственного экономического интереса разработчика, изготовителя, интересов потребителей, партнеров, инвесторов;

— знание возможных альтернатив, их оценка и выбор лучшего варианта с учетом ранее определенного критерия.

Учебное пособие составлено применительно к дипломному проектированию, однако оно может быть использовано для разработки бизнес-плана любого предпринимательского проекта .

Учебное пособие состоит из 10 разделов, в которых рассматриваются вопросы как технико-экономического обоснования проекта, так и формирования бизнес-плана. Основной итог технико-экономического обоснования (ТЭО) выражается, как это принято в мировой практике, в оценке ряда обобщающих показателей, позволяющих подготовить решение о целесообразности (нецелесообразности) инвестиций для реализации предлагаемого проекта. К ним относятся:

— чистая текущая стоимость;

— рентабельность;

— внутренний коэффициент эффективности;

— период возврата капитальных вложений (срок окупаемости);

— максимальный денежный отток (сумма инвестиций);

— точка безубыточности.

При дипломном проектировании допускается точность расчетов на уровне ±20%. Объем бизнес-плана должен быть в пределах 15-20 страниц рукописного текста.

Наименования разделов пояснительной записки дипломного проекта и этапов работ по ТЭО и формированию бизнес-плана приведены в табл.1.

Таблица 1

Наименование разделов пояснительной записки дипломного проекта

Этапы работы по расчету показателей ТЭО и формированию бизнес-плана проекта

Анализ технического задания

Выработка идеи проекта (новой техники, технологии, программного продукта, технического решения, товара и т.п., в дальнейшем — НТ)

Техническое предложение.

Оценка возможных вариантов технических решений идей НТ. Описание идеи (сущности проекта). Анализ производственных возможностей фирмы в реализации идеи проекта. Оценка стоимости проекта (инвестиций).

Эскизный и технический проекты (ЭП) и (ТП)

Разработка рабочей КД

Расчет технических параметров НТ и оценка конкурентоспособности.

Расчет средних условно-постоянных и условно-переменных издержек и себестоимости единицы НТ.

Организационно-экономическая часть проекта

Оценка рынка сбыта

Разработка плана маркетинга

Разработка плана производства

Разработка организационного плана

Расчет показателей технико-экономического обоснования проекта (чистой прибыли, рентабельности, внутреннего коэффициента эффективности, периода возврата капитальных вложений, максимального денежного оттока, точки безубыточности)

Разработка финансового плана (плана доходов и расходов, плана денежных поступлений и выплат)


Оглавление |
Следующая страница

Бронникова, Т. С. Разработка бизнес-плана проекта: учебное пособие / Т. С. Бронникова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 215 с. — (Высшее образование. Бакалавриат) ББК 65.9(2) Б 88 Имеются экземпляры в отделах: всего 1:ЧЗ (1)
Раскрывается сущность стратегического планирования развития предприятия. Отличительной особенностью учебного пособия является рассмотрение бизнес-плана проекта с позиций системного подхода, что приводит к развитию творческого мышления и профессиональных компетенций студентов. Приводятся вопросы, тесты и задания для самостоятельной работы.
Соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования последнего поколения.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки

38.03.02 «Менеджмент», аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации.
Оглавление
Предисловие
Глава 1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Сущность стратегического планирования
1.2. Понятие, цели, задачи и классификация проектов
1.3. Фазы, стадии и этапы жизненного цикла проекта
Тесты
Глава 2. БИЗНЕС-ПЛАН: НАЗНАЧЕНИЕ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
2.1. Цель, назначение и функции бизнес-плана
2.2. Методики разработки бизнес-планов проектов
2.3. Методология бизнес-планирования
Тесты.
Глава 3. РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА БИЗНЕС-ПЛАНА
«ОПИСАНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ ИДЕИ ПРОЕКТА»
3.1. Формирование титульного листа бизнес-плана проекта
3.2. Формирование резюме бизнес-плана проекта
3.3. Формирование информации об инициаторе проекта
3.4. Описание и обоснование идеи проекта
Тесты
Задание для практической и самостоятельной работы
Глава 4. РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА БИЗНЕС-ПЛАНА «АНАЛИЗ РЫНКА»
4.1. Локальные бизнес-процессы анализа рынка
4.2. Методы оценки конъюнктуры рынка
4.3. Исследование и оценка потенциальных потребителей продукта (услуги)
проекта.
4.4. Исследование и оценка конкурентоспособности продукта (услуги)
на рынке сбыта
4.5. Исследование рынка материальных ресурсов
4.6. Оценка потенциальной емкости рынка сбыта
Тесты
Задание для практической и самостоятельной работы
Глава 5. РАЗРАБОТКА ПЛАНА МАРКЕТИНГА
5.1. Методология формирования плана маркетинга
5.2. Разработка стратегий развития продукта (услуги)
5.3. Разработка стратегий маркетингового ценообразования
5.4. Разработка стратегий распространения продукта (услуги) бизнес-проекта
5.5. Разработка стратегий стимулирования продаж продукта (услуги)
5.6. Оценка затрат на маркетинговые мероприятия
Тесты
Задание для практической и самостоятельной работы
Глава 6. РАЗРАБОТКА ПЛАНА НИОКР
6.1. Локальные бизнес-процессы разработки плана НИОКР
6.2. Разработка структурной схемы элементов проекта (пакетов работ) НИОКР….
6.3. Составление календарного плана стадий (этапов) НИОКР
6.4. Оценка стоимости ресурсов НИОКР
6.5. Составление сметы затрат на НИОКР
Тесты
Глава 7. РАЗРАБОТКА ПЛАНА ПРОИЗВОДСТВА
7.1 Анализ производственных возможностей предприятия
7.2. Методика выбора месторасположения предприятия
7.3. Оценка производственной мощности и годовой производственной
программы бизнес-проекта
7.4. Оценка капитальных затрат и амортизационных отчислений
7.5. Оценка издержек производства
7.6. Оценка и анализ точки безубыточности
производства
7.7. Формирование проекта плана производства
Тесты
Задание для практической и самостоятельной работы
Глава 8. РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПЛАНА ПРОЕКТА
8.1. Структура и содержание организационного плана
8.2. Разработка организационной структуры управления предприятием
8.3. Правовые вопросы осуществления проекта
8.4. Разработка организационно-управленческих документов
8.5. Основные партнеры
8.6. Разработка плана мероприятий по реализации проекта
Тесты
Задание для практической и самостоятельной работы
Глава 9. РАЗРАБОТКА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПЛАНА ПРОЕКТА
9.1. Структура инвестиционного плана проекта
9.2. Оценка объема инвестиций в основной капитал
9.3. Оценка объема инвестиций в первоначальные оборотные средства
(оборотный капитал)
9.4. Разработка инвестиционного плана по периодам реализации проекта
9.5. Источники и формы финансирования инвестиционных издержек
Тесты
Задание для практической и самостоятельной работы
Глава 10. ОЦЕНКА РИСКОВ ПРОЕКТА
10.1. Оценка рисков при реализации проекта
10.2. Методы оценки устойчивости проекта
Тесты
Задание для практической и самостоятельной работы
Глава 11. РАЗРАБОТКА ФИНАНСОВОГО ПЛАНА ПРОЕКТА
11.1. Исходные данные, основные условия и допущения
11.2. Отчет о прибылях, убытках бизнес-проекта
11.3. Отчет о движении денежных средств
Вопросы для обсуждения и контроля
Тесты
Задание для практической и самостоятельной работы
Глава 12. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕС-ПРОЕКТА.
12.1. Понятие эффективности инвестиционных проектов
12.2. Методы оценки основных показателей эффективности инвестиционных
проектов
Тесты
Задание для практической и самостоятельной работы
Глава 13. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
13.1. Классификация программного обеспечения для бизнес-планирования
13.2. Сравнительные характеристики программных продуктов
для бизнес-планирования

Разработка бизнес-плана проекта | Бронникова Т. С.

Издательство: ИНФРА-М
Год издания: 2022
ISBN: 978-5-16-013492-5

Раскрывается сущность стратегического планирования развития предприятия. Отличительной особенностью учебного пособия является рассмотрение бизнес-плана проекта с позиций системного подхода, что приводит к развитию творческого мышления и профессиональных компетенций студентов. Приводятся вопросы, тесты и задания для самостоятельной работы.
Соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования последнего поколения.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент», аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации.

Дополнительная информация:
Артикул: 2982771
ISBN: 978-5-16-013492-5
Тип переплета: твердый
Тираж: 20
Название: Разработка бизнес-плана проекта
Автор: Т. С. Бронникова
Место издания: Москва
Издатель: ИНФРА-М
Дата издания: 2022
Количество страниц: 214
Серия: Высшее образование: Бакалавриат
Высота, см.: 22
Ширина, см: 14,5
Толщина, см: 1,2
Вес в граммах: 310

Бронникова Тамара Семеновна

Бронникова, Т. С. Разработка бизнес-плана проекта : учеб. пособие / Т.С. Бронникова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 215 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа https://znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/22181. — ISBN 978-5-16-105309-6. — Текст : электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1001318 читать

978-5-16-013492-5

Раскрывается сущность стратегического планирования развития предприятия. Отличительной особенностью учебного пособия является рассмотрение бизнес-плана проекта с позиций системного подхода, что приводит к развитию творческого мышления и профессиональных компетенций студентов. Приводятся вопросы, тесты и задания для самостоятельной работы.
Соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования последнего поколения.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент», аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации.

Книга входит в коллекции:

  • КазНУ им. аль-Фараби. Экономика и бизнес

Бронникова Тамара Семеновна

Бронникова, Т. С. Разработка бизнес-плана проекта: Учебное пособие / Т.С. Бронникова. — Москва : Альфа-М: ИНФРА-М, 2012. — 224 с. (Технологический сервис). ISBN 978-5-98281-276-6. — Текст : электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/253662 читать

978-5-98281-276-6

Бронникова Тамара Семеновна

Бронникова, Т. С. Разработка бизнес-плана проекта : учеб. пособие / Т.С. Бронникова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2018. — 215 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа: https://znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/22181. — ISBN 978-5-16-105309-6. — Текст : электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/937594 читать

978-5-16-013492-5

Раскрывается сущность стратегического планирования развития предприятия. Отличительной особенностью учебного пособия является рассмотрение бизнес-плана проекта с позиций системного подхода, что приводит к развитию творческого мышления и профессиональных компетенций студентов. Приводятся вопросы, тесты и задания для самостоятельной работы.
Соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования последнего поколения.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент», аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации.

Бронникова Тамара Семеновна

Бронникова, Т. С. Разработка бизнес-плана проекта: Учебное пособие / Т.С. Бронникова. — Москва : Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 224 с. (Технологический сервис). — (Бакалавриат). ISBN 978-5-98281-276-6. — Текст : электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/424617 читать

978-5-98281-276-6

Книга входит в коллекции:

  • КазНУ им. аль-Фараби. Экономика и бизнес

Бронникова Тамара Семеновна

Бронникова, Т. С. Разработка бизнес-плана проекта : учеб. пособие / Т.С. Бронникова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2017. — 215 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа: https://znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/22181. — Текст : электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/670875 читать

Раскрывается сущность стратегического планирования развития предприятия. Отличительной особенностью учебного пособия является рассмотрение бизнес-плана проекта с позиций системного подхода, что приводит к развитию творческого мышления и профессиональных компетенций студентов. Приводятся вопросы, тесты и задания для самостоятельной работы.
Соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования последнего поколения.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент», аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации.

Источник

Ì.Â. Íîâèêîâ, Ò.Ñ. Áðîííèêîâà

Ðàçðàáîòêà áèçíåñ-ïëàíà ïðîåêòà

Ó÷åáíîå ïîñîáèå. Òàãàíðîã: ÒÐÒÓ, 2001.

Èñòî÷íèê:
https://www.aup.ru/

Ïåðåõîä ê
áèáëèîòåêå

1. ÍÀÇÍÀ×ÅÍÈÅ È ÔÓÍÊÖÈÈ ÁÈÇÍÅÑ-ÏËÀÍÀ

Áèçíåñ-ïëàí — ýòî îáùåïðèíÿòàÿ â ìèðîâîé õîçÿéñòâåííîé ïðàêòèêå ôîðìà
ïðåäñòàâëåíèÿ äåëîâûõ ïðåäëîæåíèé è ïðîåêòîâ, ñîäåðæàùàÿ ðàçâåðíóòóþ
èíôîðìàöèþ î ïðîèçâîäñòâåííîé, ñáûòîâîé è ôèíàíñîâîé äåÿòåëüíîñòè ôèðìû è
îöåíêó ïåðñïåêòèâ, óñëîâèé è ôîðì ñîòðóäíè÷åñòâà íà îñíîâå áàëàíñà
ñîáñòâåííîãî ýêîíîìè÷åñêîãî èíòåðåñà ôèðìû è èíòåðåñîâ ïàðòíåðîâ,
èíâåñòîðîâ, ïîòðåáèòåëåé è êîíêóðåíòîâ.

Îí ñîñòàâëÿåòñÿ ïðè ïîñòàíîâêå íàó÷íûõ èññëåäîâàíèé è
îïûòíî-êîíñòðóêòîðñêèõ ðàçðàáîòêàõ íîâûõ èçäåëèé, òîâàðîâ, ïðîäóêòîâ,
óñëóã (â äàëüíåéøåì ÍÒ), ïðîåêòèðîâàíèè ñòðîèòåëüñòâà íîâûõ îáúåêòîâ,
ñîçäàíèè íîâûõ ïðåäïðèÿòèé, ïðîèçâîäñòâ, òîðãîâûõ òî÷åê, îáúåêòîâ
ñåðâèñíîãî îáñëóæèâàíèÿ è ò.ï. è äëÿ îðãàíèçàöèè äåÿòåëüíîñòè äåéñòâóþùèõ
ïðåäïðèÿòèé ðàçëè÷íûõ ôîðì ñîáñòâåííîñòè è âûïîëíÿåò ñëåäóþùèå
ôóíêöèè:
— îöåíêà ïåðñïåêòèâû ðàçâèòèÿ ôèðìû èëè ïðîåêòà, êîòîðàÿ
ïîçâîëÿåò áûòü ãîòîâûì ê èçìåíåíèÿì ðûíî÷íîé è ýêîíîìè÷åñêîé
ñèòóàöèè;
— ïîâûøåíèå êâàëèôèêàöèè àïïàðàòà óïðàâëåíèÿ, çàñòàâëÿÿ
ìåíåäæåðîâ ïðàêòè÷åñêè äóìàòü î âîçìîæíîñòÿõ ôèðìû, åå êîíêóðåíòàõ è
äðóãèõ ïðîáëåìàõ, ÷òî âåäåò ê ïðèíÿòèþ áîëåå êâàëèôèöèðîâàííîãî
ðåøåíèÿ;
— çàùèòà ñðåäñòâ èíâåñòîðîâ, ÷òî ÿâëÿåòñÿ ìîðàëüíûì è
þðèäè÷åñêèì äîëãîì ïðåäïðèíèìàòåëÿ;
— îïðåäåëåíèå îñíîâíûõ
ïîòðåáèòåëåé ÍÒ è ñòðàòåãèè êîíêóðåíòíîé áîðüáû;
— èíôîðìèðîâàíèå
èíâåñòîðà î ñîñòîÿíèè äåë ïðåäïðèíèìàòåëÿ, ÷òî î÷åíü âàæíî äëÿ ïðåîäîëåíèÿ
âîçìîæíûõ ôèíàíñîâûõ ïðîáëåì;
— îáåñïå÷åíèå ïîñòàâîê ñûðüÿ è
êîìïëåêòóþùèõ èçäåëèé áåç ïðåäîïëàòû, òàê êàê ïîñòàâùèê, áëàãîäàðÿ
áèçíåñ-ïëàíó, ìîæåò óâèäåòü ñâîåãî ïîòåíöèàëüíîãî íàäåæíîãî
êëèåíòà;
— ðåêëàìèðîâàíèå è ôîðìèðîâàíèå óáåæäåíèÿ ïîòåíöèàëüíûõ
ïîòðåáèòåëåé â ñïîñîáíîñòè ôèðìû ïðîèçâîäèòü ñâîþ ïðîäóêöèþ â äîñòàòî÷íîì
êîëè÷åñòâå è äîñòàòî÷íîãî óðîâíÿ êà÷åñòâà;
— ñíèæåíèå âåðîÿòíîñòè
áàíêðîòñòâà â ñâÿçè ñ îáíàðóæåíèåì âîçìîæíûõ äîðîãîñòîÿùèõ îøèáîê.

Ïðîöåññ ñîñòàâëåíèÿ áèçíåñ-ïëàíà âûíóæäàåò ïðåäïðèíèìàòåëÿ êðèòè÷åñêè
îöåíèâàòü ñîáñòâåííûå ñèëû, òàê êàê åìó ïðèõîäèòñÿ îòâå÷àòü íà òàêèå
âîïðîñû, êàê:
Òàê ëè óæ õîðîøà ñàìà èäåÿ?
Áóäåò ëè ïîëîæèòåëüíûé
ðåçóëüòàò?
Íà êîãî ðàññ÷èòàíà íîâàÿ òåõíèêà, ïðîäóêò èëè
óñëóãà?
Íàéäåò ëè îíà ñâîåãî ïîêóïàòåëÿ?
Ñ êåì ïðèäåòñÿ
êîíêóðèðîâàòü?
Ñìîãó ëè çàùèòèòü ñâîè ïðàâà íà íîâèçíó èëè êîíêóðåíòàì
íå ïðåäñòàâëÿåò òðóäà åå ñêîïèðîâàòü?
Ïî ñèëàì ëè îðãàíèçîâàòü òàêîé
ïðîåêò?

Äëÿ ñîñòàâëåíèÿ áèçíåñ-ïëàíà íåîáõîäèìà ñëåäóþùàÿ
èíôîðìàöèÿ:
— èäåÿ è öåëü íîâîãî ïðîåêòà;
— îáúåì
ïîòåíöèàëüíîãî ñïðîñà;
— îöåíêà ïðîèçâîäñòâåííûõ âîçìîæíîñòåé äëÿ
ðåàëèçàöèè ïðîåêòà;
— îöåíêà óïðàâëåí÷åñêîé êîìàíäû.

Îáÿçàòåëüíûìè ýëåìåíòàìè áèçíåñ-ïëàíà ÿâëÿþòñÿ:
1. Îöåíêà
êîíêóðåíòîñïîñîáíîñòè ÍÒ;
2. Ìàðêåòèíãîâàÿ ñòðàòåãèÿ, âêëþ÷àÿ
öåíîâóþ ïîëèòèêó è ó÷åò ïîòðåáíîñòåé ðûíêà;
3. Îáúåì ðåàëèçàöèè
(ïðîãíîç íà 3 ãîäà);
4. Ïîêàçàòåëè ôèíàíñîâîé äåÿòåëüíîñòè ôèðìû
(ïðîãíîç íà 3 ãîäà);
5. Ïðåäëîæåíèÿ ïîòåíöèàëüíîìó èíâåñòîðó.

Ïî òåì ñâåäåíèÿì, êîòîðûå ïðèâîäÿòñÿ â áèçíåñ-ïëàíå, ïîòåíöèàëüíûé ïàðòíåð ïî
ñîâìåñòíîé äåÿòåëüíîñòè èëè êðåäèòîð áóäåò ñóäèòü:
— î ñîñòîÿíèè äåë â
ôèðìå â íàñòîÿùåå âðåìÿ;
— ïåðñïåêòèâàõ ðàçâèòèÿ ôèðìû â ïîñëåäóþùèå
íåñêîëüêî ëåò;
— ðåàëèñòè÷íîñòè è ïåðñïåêòèâíîñòè òîãî ïðîåêòà
(íàó÷íî-òåõíè÷åñêîãî, ïðîèçâîäñòâåííîãî è äð.), êîòîðûé ëåæèò â îñíîâå
ïðåäëîæåíèÿ;
— öåëåñîîáðàçíîñòè ñîòðóäíè÷åñòâà ñ ôèðìàìè, èñõîäÿ
èç óñëîâèé, èçëîæåííûõ â áèçíåñ-ïëàíå.

Ïåðåõîä ê
áèáëèîòåêå

Источник

М.В. Новиков, Т.С. Бронникова
Разработка бизнес-плана проекта
Учебное пособие. Таганрог: ТРТУ, 2001.

В рыночной экономике страны действуют предприниматели, новое
поколение менеджеров предприятий различных
форм собственности, специалисты, которые в изменившихся
условиях хозяйствования обязаны делать технико-экономический
прогноз, осуществлять маркетинговые исследования, участвовать в конкурентной борьбе, обосновывать
использование финансовых средств при
получении инвестиций.

Любой предпринимательский проект требует тщательного изучения
с научно-технической, экономической, коммерческой, социальной точек зрения.
Будущему инженеру, программисту, менеджеру важно уверенно владеть приемами и
методами технико-экономического обоснования, сопоставления альтернативных вариантов,
анализа чувствительности обобщающих финансово-экономических
показателей проекта, оценки риска.

При выборе варианта осуществления проекта обязательными предпосылками принятия
правильного решения служат:
— последовательный анализ идеи проекта;
— его технико-экономическая оценка и конкурентоспособность;
— учет собственного экономического интереса разработчика, изготовителя,
интересов потребителей, партнеров, инвесторов;
— знание возможных альтернатив, их оценка и выбор лучшего варианта с учетом
ранее определенного критерия.

Учебное пособие составлено применительно к дипломному проектированию,
однако оно может быть использовано для разработки бизнес-плана любого предпринимательского проекта .

Учебное пособие состоит из 10 разделов, в которых рассматриваются вопросы как
технико-экономического обоснования проекта, так и формирования бизнес-плана.
Основной итог технико-экономического обоснования (ТЭО) выражается, как
это принято в мировой практике, в оценке ряда обобщающих показателей,
позволяющих подготовить решение о целесообразности (нецелесообразности)
инвестиций для реализации предлагаемого проекта. К ним относятся:
— чистая текущая стоимость;
— рентабельность;
— внутренний коэффициент эффективности;
— период возврата капитальных вложений (срок окупаемости);
— максимальный денежный отток (сумма инвестиций);
— точка безубыточности.

При дипломном проектировании допускается точность расчетов на уровне ±20%. Объем бизнес-плана должен быть в
пределах 15-20 страниц рукописного текста.

Наименования разделов пояснительной записки дипломного проекта и этапов работ по ТЭО и формированию бизнес-плана приведены в табл.1.

Таблица 1

Наименование разделов пояснительной записки дипломного проекта

Этапы работы по расчету показателей ТЭО и формированию
бизнес-плана проекта

Анализ технического задания

Выработка идеи проекта (новой техники, технологии, программного
продукта, технического решения, товара и т.п., в дальнейшем — НТ)

Техническое предложение.

Оценка возможных вариантов технических решений идей НТ.
Описание идеи (сущности проекта). Анализ производственных возможностей
фирмы в реализации идеи проекта. Оценка стоимости проекта (инвестиций).

Эскизный и технический проекты (ЭП) и (ТП)

Разработка рабочей КД

Расчет технических
параметров НТ и оценка конкурентоспособности.

Расчет средних условно-постоянных
и условно-переменных издержек и себестоимости единицы НТ.

Организационно-экономическая часть проекта

Оценка рынка сбыта
Разработка плана маркетинга
Разработка плана производства
Разработка организационного плана
Расчет показателей технико-экономического обоснования проекта (чистой
прибыли, рентабельности, внутреннего коэффициента эффективности,
периода возврата капитальных вложений, максимального денежного оттока,
точки безубыточности)
Разработка финансового плана (плана доходов и расходов, плана денежных
поступлений и выплат)

Источник

М.В. Новиков, Т.С. Бронникова
Разработка бизнес-плана проекта
Учебное пособие. Таганрог: ТРТУ, 2001.

Процесс от идеи до готового продукта (рис.2.) включает в себя
пять основных этапов: выработка идеи; концептуальная проработка; опытно-конструкторская
разработка, включая создание опытного образца; пробный выход на рынок; коммерциализация.

Рис.2. Процесс создания и продвижения НТ

На первом этапе производится первичная оценка предложений
по разработке НТ с целью выбора
из них более эффективных.

Идеи, прошедшие первоначальную оценку, подвергаются концептуальной проработке, где они уточняются с учетом запросов потенциальных потребителей. На этой стадии
составляется первый (рабочий) вариант
бизнес-плана, в котором описываются основные характеристики товара и предполагаемая
стратегия его сбыта с учетом, по возможности, мнения потенциальных покупателей.

После одобрения концепции начинается этап опытно-конструкторской
проработки, на котором решаются все схемно-конструкторские, технологические,
производственно-технические вопросы. Этап разработки завершается изготовлением
опытного образца для отработки конструкторской документации, отладки всего технологического
процесса, проведения испытаний и презентации покупателям для изучения их мнения
и выявления конкурентоспособности.

Перед окончанием ОКР должна быть собрана
вся информация, необходимая для составления окончательного варианта плана маркетинга.

Этап пробного выхода на рынок предусматривает изготовление
пробной партии, ее реализацию, по результатам которой можно судить о том, примет
ли рынок новый товар.

Если реализация пробной партии пройдет успешно, то вероятность конкурентоспособности велика.

В условиях дипломного проектирования обычно задание формулирует
руководитель дипломного проекта.
Однако студент может выбрать тему проекта самостоятельно.

Для этого им изучаются источники новых идей, которыми являются:
— потребители;
— товары конкурентов;
— мнение торговых работников;
— публикации правительства;
— НИР и ОКР.

Методами выработки идей НТ являются:
1. «Мозговая атака».
2. «Мозговая атака наоборот».
3. Метод Гордона.
4. Метод вопросника.
5. Метод вмененных связей.
б. Метод записной книжки.
7. Эвристический метод.
8. Научный метод.
9. Метод стоимостного анализа.
10. Метод матричных структур.
11. Параметрический метод.
12. Инвентаризации слабых мест и т.д.

Метод «мозговой атаки» представляет спонтанное генерирование участниками множества идей
по поставленной проблеме. Участниками могут быть люди разных профессий. Не допускаются к обсуждению признанные
авторитеты, запрещается критиковать или высказывать отрицательные оценки.

Метод «мозговой атаки наоборот» отличается от предыдущего
метода тем, что все участники группы должны выявлять недостатки предлагаемых
идей и предложить пути их устранения.

Метод Гордона предусматривает изложение ведущим концепции
к решению проблемы и высказывания участниками своих идей по этому вопросу. Затем ведущий
после уточнения исходной концепции вскрывает искомую проблему, а участники высказывают
конкретные предложения и свои идеи о том, как их реализовать.

Метод вопросника основан на составлении в произвольной форме
перечня вопросов, направленных на выявление возможностей улучшить конструкцию,
дизайн, использование товара по другому назначению, его перекомпоновку, уменьшение
и т.п. с целью выработки принципиально новых решений и поиска новых идей в заранее
предусмотренной области.

Метод вмененных связей включает несколько шагов по выявлению
всех входящих в проблему элементов, установлению всех взаимосвязей между
этими элементами, описанию этих взаимосвязей в структурированном виде, анализу
взаимосвязей с целью установления закономерностей и выявлению новых идей, вытекающих
из этих закономерностей.

Метод записной книжки основан на фиксировании в специальной
записной книжке, блокноте или тетради
всех известных фактов, имеющих отношение к решению исследуемой проблемы, и результатов
обдумывания проблемы и возможных путей ее решения. На основе анализа к концу
месяца составляется список самых лучших идей. При коллективном методе
выработки идей все участники сдают свои собственные записи координатору,
который сводит всю информацию воедино
и составляет общий список идей, по которому проводится
общее обсуждение.

Эвристический метод основан на умении строить догадки, используя
логические рассуждения, интуицию и прошлый опыт и предполагает
выявление всех концепций, которые имеют отношения к изучаемому товару и выработке на их основе всех возможных комбинаций
и идей.

Научный метод предполагает сбор данных в ходе наблюдений или
экспериментов и проверку на основании
этих данных различных гипотез с целью выбора наилучшего
из всех допустимых решений.

Стоимостный анализ предполагает максимизацию выгоды для предпринимателя и предприятия.

Метод матричных структур представляет собой метод систематизации
поиска новых идей путем построения матрицы, столбцы которой соответствуют обсуждаемым вариантам товаров, а строки — рыночным показателям этих товаров (на какой круг потребителей рассчитан товар, где можно использовать,
кто может использовать и т.п.).

Параметрический анализ предполагает
два этапа: первый — идентификация
параметров, второй — творческий синтез.

Источник

М.В. Новиков, Т.С. Бронникова
Разработка бизнес-плана проекта
Учебное пособие. Таганрог: ТРТУ, 2001.

Бизнес-план — это общепринятая в мировой хозяйственной
практике форма представления деловых предложений и проектов, содержащая развернутую
информацию о производственной, сбытовой и финансовой деятельности фирмы и оценку перспектив, условий и форм
сотрудничества на основе баланса собственного экономического интереса фирмы
и интересов партнеров, инвесторов, потребителей и конкурентов.

Он составляется при постановке научных исследований и опытно-конструкторских
разработках новых изделий, товаров, продуктов, услуг (в дальнейшем НТ),
проектировании строительства новых объектов, создании новых предприятий,
производств, торговых точек, объектов сервисного обслуживания и т.п. и
для организации деятельности действующих предприятий различных форм собственности
и выполняет следующие функции:
— оценка перспективы развития фирмы или проекта, которая позволяет быть
готовым к изменениям рыночной и экономической ситуации;
— повышение квалификации аппарата управления, заставляя менеджеров практически
думать о возможностях фирмы, ее конкурентах и других проблемах, что ведет
к принятию более квалифицированного решения;
— защита средств инвесторов, что является моральным и юридическим
долгом предпринимателя;
— определение основных потребителей НТ и стратегии конкурентной борьбы;
— информирование инвестора о состоянии дел предпринимателя, что очень
важно для преодоления возможных финансовых проблем;
— обеспечение поставок сырья и комплектующих изделий без предоплаты,
так как поставщик, благодаря бизнес-плану, может увидеть своего потенциального
надежного клиента;
— рекламирование и формирование убеждения потенциальных потребителей
в способности фирмы производить свою продукцию в достаточном количестве
и достаточного уровня качества;
— снижение вероятности банкротства в связи с обнаружением возможных
дорогостоящих ошибок.

Процесс составления бизнес-плана вынуждает предпринимателя критически оценивать
собственные силы, так как ему приходится отвечать на такие вопросы, как:
Так ли уж хороша сама идея?
Будет ли положительный результат?
На кого рассчитана новая техника, продукт или услуга?
Найдет ли она своего покупателя?
С кем придется конкурировать?
Смогу ли защитить свои права на новизну или конкурентам не представляет
труда ее скопировать?
По силам ли организовать такой проект?

Для составления бизнес-плана необходима следующая информация:
— идея и цель нового проекта;
— объем потенциального спроса;
— оценка производственных возможностей для реализации проекта;
— оценка управленческой команды.

Обязательными элементами бизнес-плана являются:
1. Оценка конкурентоспособности НТ;
2. Маркетинговая стратегия, включая ценовую политику и учет потребностей
рынка;
3. Объем реализации (прогноз на 3 года);
4. Показатели финансовой деятельности фирмы (прогноз на 3 года);
5. Предложения потенциальному инвестору. По тем сведениям, которые
приводятся в бизнес-плане, потенциальный партнер по совместной деятельности
или кредитор будет судить:
— о состоянии дел в фирме в настоящее время;
— перспективах развития фирмы в последующие несколько лет;
— реалистичности и перспективности того проекта (научно-технического,
производственного и др.), который лежит в основе предложения;
— целесообразности сотрудничества с фирмами, исходя из условий, изложенных
в бизнес-плане.

Источник

Раскрывается сущность стратегического планирования развития предприятия. Отличительной особенностью учебного пособия является рассмотрение бизнес-плана проекта с позиций системного подхода, что приводит к развитию творческого мышления и профессиональных компетенций студентов. Приводятся вопросы, тесты и задания для самостоятельной работы. Соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования последнего поколения.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент», аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации.

область образования

менеджмент, управление, делопроизводство

Поделитесь своим мнением об этом товаре с другими покупателями — будьте первыми.

Ваш населённый пункт:

г. Курск, Курская обл.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Разработка бизнес плана происходит на фазе
  • Регламент компании для сотрудников образец
  • Рейтинг руководителей управляющих компаний
  • Регулировка клапанов газель бизнес камминз
  • Разработка программных решений для бизнеса