Мониторинг экономических санкций и контроль за их применением — пожалуй, наиболее сложная область комплаенса. Сейчас введение экономических санкций — это инструмент внешней политики. Их вводят против определенных стран, организаций или физических лиц.
Санкционные режимы делятся на несколько типов типов:
1. Замораживание активов / Блокирующие санкции SDN
2. Ограничения финансирования / Секторальные санкции SSI
3. Ограничения в нефтяной сфере
4. Эмбарго на поставку оружия
5. Ограничения в Крыму и Севастополе
Замораживание активов / Блокирующие санкции
Европейский союз запрещает:
- Осуществлять деятельность с денежными средствами или другими экономическими ресурсами, которые принадлежат или контролируются лицами, включенными в список Европейского союза.
- Совершать сделки с денежными средствами для предоставления преимуществ напрямую или косвенно лицам, включенным в список Европейского союза.
США запрещает:
- Предоставлять товары или услуги лицам, включенным в список OFAC.
- Действовать в экономических интересах лиц, включенных в список OFAC.
Ограничения финансирования / Секторальные санкции
Отраслевые санкции применяются к отдельным субъектам в финансовом, энергетическом и оборонном секторах России. Лица США не имеют права участвовать в определенных сделках с организациями, которые определены в соответствии с одной из четырех директив:
- Директива 1: as Amended Under Executive Order 13662 (November 28, 2017)
- Директива 2: as Amended Under Executive Order 13662 (November 28, 2017)
- Директива 3: Under Executive Order 13662 (September 12, 2014)
- Директива 4: Under Executive Order 13662 (October 31, 2017)
Ограничения по финансированию применяются в отношении ряда банков, оборонных предприятий и нефтяных компаний.
Секторальные санкции США запрещают:
- Предоставлять банкам кредиты или траншеи дольше, чем 30/14 дней.
- Предоставлять нефтяным компаниям кредиты дольше, чем на 90/60 дней.
- Предоставлять кредиты оборонным компаниям дольше, чем на 30 дней.
Секторальные санкции Евросоюза запрещают:
- Предоставлять займы и кредиты дольше, чем на 30 дней.
- Покупать или продавать выпущенные ими новые акции, облигации или «подобные финансовые инструменты» со сроком обращения более 90 дней, если они выданы после 1 августа 2014 года, или более 30 дней, если они выданы после 12 сентября 2014 года.
Те же политики применяется к дочерним компаниям и лицам, действующим от их имени.
Санкции США: обзор санкционных программ
1. OFAC SDN List. Список блокирующих санкций содержит 68 санкционных программ.
2. OFAC NON SDN. Consolidated Sanctions List Консолидированный список содержит 8 санкционных программ.
3. BISN Bureau of Internal Security & Nonproliferation. Консолидированный список содержит 11 санкционных программ.
Санкции ЕС, Швейцарии и UK: обзор санкционных программ
1. EU Consolidated List of Sanctions. Консолидированный список санкций ЕC содержит более 2 000 юридических и физических лиц по 29 санкционным программам. К ограничительным мерам относятся замораживание активов, запрет на въезд и т.д.
2. Финансовые санкции ЕС в отношении ряда стран не входят в консолидированный список. Финансовые санкции в отношении России.
3. Консолидированный список ООН санкций содержит более 1 000 юридических и физических лиц по 15 санкционным программам.
Все страны-участники ООН обязаны его соблюдать.
4. Списки SECO Швейцария Консолидированный список санкций содержит более 2 000 юридических и физических лиц к 21 санкционной программе.
5. Консолидированный список санкций Великобритании. К ограничительным мерам относятся: замораживание активов и инвестиционные запреты.
6. Финансовые санкции Великобритании в отношение некоторых стран.
Санкции других стран: обзор санкционных программ
1. Консолидированный список Австралия санкций содержит 8 санкционных программ.
Министерство иностранных дел и торговли «DFAT» ведет сводный перечень санкций.
2. Консолидированный список Канады содержит более 10 санкционных программ.
Департамент иностранных дел, торговли и развития ведет Консолидированный список.
3. Большинство стран Северной и Южной Америки выполняют требования ООН и не ведут своих локальных санкционных списков.
4. Большинство стран Европы выполняют требования ЕС и ООН и не ведут своих локальных санкционных списков. В некоторых случаях списки повторяют консолидированный список ООН.
Исключения — Франция, Германия, Люксембург, Гибралтар, Испания, Бельгия, Джерси, Латвия, Мальта, Монако, Нидерланды, Россия и Украина.
5. Большинство стран Африки и Среднего Востока не ведут своих локальных санкционных списков. Существует проблема с раскрытием информации.
6. Большинство стран Азии не ведут своих локальных санкционных списков.
Исключения — Япония, Гонконг, Сингапур, Китая, Индия, Пакистан, Азербайджан и Грузия.
Правило 50 %
Согласно правилу, любая организация, которая на 50 и более процентов принадлежит компаниям, находящимся под санкциями, тоже попадает под эти санкции. Важно проверять контрагентов, чтобы быть уверенными в их защищенности от санкций.
Например, заблокированное лицо X владеет 50 % предприятия A и 50 % предприятия B. Каждому субъекту A и B принадлежит 25 % предприятия C. Получается, компанией С на 50 % владеют организации, находящиеся под санкциями. Значит, она тоже попадает под санкции.
Сотрудничать с компаниями, которые находятся под санкциями, опасно: это может привести к штрафам и судебным разбирательствам, из-за которых пострадает корпоративная репутация. Контур.Призма разработала глобальные санкционные списки, чтобы компании могли быстро проверять контрагентов не только по критериям 115-ФЗ, но и по требованиям международного законодательства.
Светлана Кирланова, эксперт в области законодательства 115-ФЗ по выявлению и анализу комплаенс-рисков, проект Контур.Призма
Совет Евросоюза 16 декабря утвердил новый санкционный пакет в отношении России. «Санкции нацелены на Кремль. Их цель — ослабить способность российского правительства финансировать агрессию против Украины. Санкции откалиброваны таким образом, чтобы минимизировать негативные последствия для российского населения», — заявила Еврокомиссия. По ее мнению, санкции доказывают свою эффективность, затрудняя возможности России по производству нового оружия и ремонту старого.
Постпредство России при ЕС назвало новый пакет санкций нелегитимным, подчеркнув, что преследуемая Евросоюзом цель — оказание давления на суверенные государства, а введенные ограничения противоречат системе международных финансовых и торговых отношений. В свою очередь, официальный представитель российского МИДа Мария Захарова отметила, что новый пакет санкций Евросоюза вызовет социально-экономические проблемы в самом Евросоюзе.
Новые персональные санкции
В санкционный список, предполагающий запрет европейским компаниям и гражданам вести дела с его фигурантами и заморозку возможных европейских активов участников перечня, попали около 200 человек и организаций, включая трех вице-премьеров правительства и девять министров, офицеров Главного вычислительного центра Вооруженных сил, губернаторов, депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, Вооруженные силы РФ, ряд разработчиков и производителей боевых систем.
Объясняя включение в список вице-премьера Виктории Абрамченко, Совет ЕС указал, что она «осуществляла контроль за попытками перенаправить зерно с Украины без согласия Украины». Вице-премьер Татьяна Голикова, по мнению ЕС, «одобряла решения правительства России по мобилизации» и в конечном счете ответственна за внедрение российской системы образования на новых территориях. Еще одного зампреда правительства — Алексея Оверчука — ЕС назвал «ответственным за предоставление бюджетной поддержки Белоруссии», которая, в свою очередь, поддерживает военные действия России на Украине.
Под блокирующие санкции также попали ВГТРК, Национальная медиа группа, АНО «ТВ-новости» (телеканал RT), ряд российских оборонно-промышленных предприятий (КБ «Точмаш», автомобильный завод «Урал», Воткинский завод, Казанский оптико-механический завод и т.д.), политические партии КПРФ, «Справедливая Россия — Патриоты — За правду», ЛДПР, «Новые люди», «Единая Россия» и два банка — Московский кредитный банк (МКБ) и Дальневосточный банк.
Санкции против банков
МКБ до этого попал под секторальные санкции США (запрет на предоставление долгового и акционерного финансирования), под блокирующие санкции Великобритании, а Евросоюз с июня отключил его от системы финансовых сообщений SWIFT.
Европейским контрагентам МКБ и Дальневосточного банка предоставлен относительно большой срок на то, чтобы закрыть корреспондентские отношения и транзакции с этими банками — до 17 июня 2023 года. Также МКБ и Дальневосточному банку, как и другим российским банкам, разрешено участвовать в финансировании и обслуживании международной торговли удобрениями и сельскохозяйственными товарами.
Еще один российский банк — Всероссийский банк развития регионов (ВБРР) — пополнил другой список Евросоюза: в него входят российские организации, с которыми европейцам запрещены любые транзакции (он чуть мягче основного санкционного списка, поскольку не подразумевает заморозки активов этих структур). В этот же список уже входит «Роснефть», которая на своем сайте сообщает, что ей принадлежит 98,3% акций ВБРР. Блокирующие санкции ЕС обычно распространяются и на всю цепочку дочерних компаний, но для санкций в виде запрета на сделки такого правила нет — запрет касается только компании, непосредственно указанной в перечне. Полноценно для ВБРР запрет на транзакции с европейцами вступит в силу в марте: до 18 марта 2023 года разрешены сделки по контрактам, заключенным до 17 декабря.
Инвестиции в горную добычу
ЕС решил в дополнение к существующему запрету на новые инвестиции в российский сектор энергоносителей запретить и новые вложения в горнодобывающую отрасль (включая кредиты). Здесь, однако, введены очень широкие исключения из запрета, покрывающие «некоторые критически значимые сырьевые материалы». Новые инвестиции для европейцев будут возможны в проекты, направленные на добычу или производство бокситов и алюминия, хрома, кобальта, меди, железной руды, минеральных удобрений (включая фосфоритную руду и калий), молибдена, никеля, палладия, родия, скандия, титана, ванадия и редкоземельных элементов.
Ранее Евросоюз исключил из-под действия импортных и транспортных санкций российские титан, алюминий, медь, никель, палладий и железную руду.
Фактически под запрет новых европейских инвестиций подпадают добыча свинца, цинка, вольфрама, золота, серебра, алмазов и других драгоценных камней, строительных материалов. Ранее уже были запрещены инвестиции в российскую добычу нефти, газа и угля.
Технологии двойного назначения
ЕС расширил запрет на поставку в Россию товаров двойного назначения и «продвинутых» технологий, добавив в список двигатели возвратно-поступательного действия, роторные двигатели внутреннего сгорания и электрические двигатели — все для использования в летательных аппаратах, в том числе беспилотниках (БПЛА), вертолетах, гибридных самолетах (электрических), радиоуправляемых моделях. Одновременно с 16 января 2023 года запрещены к поставке в Россию авиационные двигатели и запчасти к авиадвигателям внутреннего сгорания, которые не входят в номенклатуру товаров двойного назначения (до 16 января возможны поставки по действующим контрактам).
Помимо двигателей для дронов в перечень товаров двойного назначения, запрещенных к поставке в Россию, добавлены электронные компоненты, «обнаруженные в районах боевых действий на Украине», как указывает Еврокомиссия, а также камуфляжные тенты, палатки, сетки и одежда.
Еврокомиссия утверждает, что санкции также запрещают экспорт двигателей для БПЛА в третьи страны, включая Иран, если существует риск реэкспорта в Россию для военных целей. В целом, согласно регламентам ЕС, европейские компании обязаны следить за тем, чтобы реэкспорт товаров двойного назначения в Россию не допускался — например, через условия в договорах о штрафных санкциях за такие поставки или проверках того, продолжает ли оборудование находиться в стране покупателя.
Из эмбарго на экспорт технологий двойного назначения по списку предусмотрены исключения: поставки в Россию возможны, если получателем является невоенный пользователь, для гражданских целей, таких как гуманитарные цели, предотвращение чрезвычайных происшествий, медицинские, фармацевтические цели, использование потребительских коммуникационных устройств и др. Для удобства соблюдения эмбарго власти ЕС ведут перечень российских предприятий и организаций, связанных с военно-промышленным сектором, которым точно нельзя поставлять перечисленные в списке технологии двойного назначения: теперь в него добавлены еще 168 наименований (включая Центральный институт авиационного моторостроения, НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского», «Ремдизель», «Металлист-Самара», Московский авиационный институт, Росстандарт, холдинг «Швабе», «Ангстрем» и т.д.), так что всего в этом списке теперь уже 410 предприятий и организаций.
Запрет на экспорт ноутбуков, игрушек с мотором
ЕС отдельно введен запрет на продажу в Россию товаров, которые могут способствовать «улучшению ее промышленных возможностей» (это, например, ПВХ, краски и лаки, бумага и картон, латекс, электрические аккумуляторы, различные машины и многое другое). Этот список теперь дополнился ноутбуками, запоминающими устройствами, кинокамерами, объективами для камер, электрогенераторными установками с поршневым двигателем с искровым зажиганием, радиоаппаратурой дистанционного управления, а также игрушками и моделями со встроенным двигателем. Эти товары можно ввозить только до 16 января по действующим контрактам.
В 2021 году страны ЕС экспортировали в Россию ноутбуки, жесткие диски, блоки обработки данных (это только часть того, что попало под эмбарго) на $1,5 млрд. Впрочем, в 2022 году из-за санкционных рисков и неопределенности и ухода из России многих европейских поставщиков экспорт этой продукции в Россию сократился до символических $5 млн в месяц (по данным за август, более свежих данных нет).
В новом санкционном пакете европейские власти ввели и послабления: хлебопекарные печи, машины для подогрева пищи, оборудование для производства хлебобулочных изделий, которые ранее попали под эмбарго, можно будет поставлять для личного пользования в российских домохозяйствах.
В целом импорт в Россию товаров из Европы сократился до $4,16 млрд в сентябре 2022 года по сравнению с $9,1 млрд в сентябре 2021-го. В том числе поставки электрооборудования (включая полупроводники) за тот же период снизились до $200 млн по сравнению с $650 млн в сентябре прошлого года, свидетельствуют данные аналитического центра Bruegel.
Услуги по тестированию продукции и соцопросы
Эмбарго на поставки в Россию и российским юридическим лицам европейских услуг (ранее затронуло архитектурные и инженерные услуги) расширено на рекламу, исследования рынка, опросы общественного мнения, а также услуги по тестированию продукции (сюда включаются тестирование и анализ физических свойств, механических и электрических систем) и проведению технических инспекций. Завершить предоставление этих услуг по действующим контрактам разрешено до 16 января 2023 года.
В России маркетинговыми и социологическими исследованиями, например, занимались европейские группы GfK и Ipsos.
Послабление для экспорта российских удобрений
Евросоюз разрешил российским подсанкционным лицам, которые до их попадания под санкции играли «существенную роль» в международной торговле продовольствием и удобрениями, пользоваться размороженными в порядке исключения средствами или активами, если такие ресурсы необходимы для обеспечения поставок российских сельхозтоваров и удобрений в третьи страны. Такая разморозка будет возможна в отдельных случаях и для каждой отдельной транзакции по поставке удобрений или продовольствия по решению компетентных органов страны ЕС, заморозившей средства. Причем страна будет обязана в двухнедельный срок проинформировать о таком решении остальных членов ЕС.
Вопрос о таком послаблении был камнем преткновения в переговорах европейских стран (Литва и Польша выступали против). Крупнейшие российские производители удобрений — «ФосАгро», «Акрон», «Еврохим», «Уралхим», а также сельхозпроизводитель «Русагро» — ранее принадлежали или контролировались бизнесменами, попавшими под европейские санкции (Андрей Гурьев, Вячеслав Кантор, Андрей Мельниченко, Дмитрий Мазепин, Вадим Мошкович). Чтобы не подвергать компании санкционному риску, они снизили свои доли в них ниже 50% или вовсе вышли из капитала, покинули руководящие посты. В ряде случаев (например, «Акрон») компании предусмотрели гарантии того, что подсанкционный предприниматель не получит от них никаких денежных средств или экономических ресурсов. Тем не менее у европейских контрагентов (страховщиков, портовых операторов, судовладельцев) все равно оставались сомнения в том, что бизнесмены под санкциями фактически отошли от дел в своих компаниях, из-за чего поставки в третьи страны могли затрудняться.
Другое
Болгарии, Словакии и Венгрии разрешили экспортировать на Украину «в знак солидарности» определенные нефтепродукты (дизельное топливо, авиационное топливо и т.д.), производимые из российской сырой нефти, которую этим странам ЕС разрешено ввозить в качестве исключения из общеевропейского эмбарго.
Болгарии также разрешено экспортировать в любые страны некоторые нефтепродукты из российской нефти в пределах установленной квоты и при условии, что безопасное хранение этих продуктов на территории Болгарии невозможно гарантировать.
ЕС отмечает, что газовый конденсат, производимый на российских заводах по производству СПГ, исключен из нефтяного эмбарго, но в целях избежания незаконного обхода санкций вводится обязанность для европейских импортеров газового конденсата из России уведомлять регуляторов о таких сделках, включая закупленные объемы.
Европейцам теперь запрещено занимать посты в любых российских госкомпаниях (включая контролируемые Банком России), ранее этот запрет касался только 13 компаний из списка (ОАК, «Роснефть», «Транснефть», «Газпром нефть» и т.д.). Но исключения могут быть сделаны для компаний, обеспечивающих «критические поставки энергоносителей» в Европу (предположительно, таких как «Газпром») или транзит нефти из третьих стран (предположительно, «Транснефть»).
Практические аспекты взаимодействия с попавшими под санкции лицами
Вопросы о работе с ними до сих пор остаются
Практический опыт показывает, что санкции – это подвижная категория. Они меняются с течением времени, появляются новые разъяснения и судебная практика. Несмотря на то что ограничения действуют не первый год, вопросы клиентов относительно них почти не меняются. Самыми популярными остаются вопросы о возможностях работы с санкционными компаниями, их «дочками», западными банками, а также о смене юрисдикции с целью ухода от санкций.
Последствия работы с санкционными компаниями
Формально санкции обязательны для соблюдения в первую очередь европейскими и американскими компаниями, а также гражданами ЕС и США. Законы Евросоюза не предусматривают конкретных юридических оснований для введения санкций в отношении нерезидентов ЕС, которые их не соблюдают. Куда больше бизнес беспокоят так называемые вторичные санкции США: в блокировочный список (в США его фигуранты – это specially designated nationals and blocked persons, SDN) может быть включена любая иностранная компания, которая пытается обойти ограничения или способствует заключению значимой сделки в интересах санкционных лиц.
Не все санкции запрещают ведение любой коммерческой деятельности с такими компаниями – это касается только блокировочных санкций. К секторальным ограничениям применимо другое правило: если они не связаны с предметом сделки, то работать с санкционной компанией можно. Важно учитывать вид ограничений и то, какие товары и услуги вы продаете или оказываете.
В качестве примера можно привести попавшие под секторальные санкции банки: выкупать их бонды нельзя (за редким исключением), а поставлять новые банкоматы можно. Но иногда работу с санкционной компанией приостанавливают не из-за ограничений как таковых, а из-за опасения их введения в будущем: из-за угрозы вторичных санкций США швейцарский подрядчик «Газпрома» остановил прокладку труб для «Северного потока – 2».
Важно помнить о контроле
Ограничения распространяются не только на фигурантов санкционных списков, но и на аффилированные с ними компании. Однако и с ними зачастую можно вести бизнес. Для этого необходимо главным образом уточнить долю санкционного лица в компании (прямую или косвенную).
Здесь подходы США и Евросоюза к санкциям отличаются, но ключевым фактором является размер участия санкционного лица в другой компании. Ограничения США действуют в отношении аффилированных компаний участников списков SDN или SSI (секторального), только если они владеют компанией на 50% и более. Сам по себе факт контроля (т. е. если санкционное лицо в реальности контролирует деятельность компании, но владеет менее 50%) не является основанием для применения санкций к такой компании, а владение 50% минус 1 акция не нарушает ограничений. В свое время ВТБ сократил свою долю в «Почта банке» до 49,99%, чтобы, по всей видимости, исключить распространение на него санкций.
Секторальные санкции ЕС применяются к аффилированным компаниям, если они принадлежат санкционным лицам более чем на 50%, контролируются ими (т. е. действуют от их имени или по их указанию) или другими компаниями, принадлежащими им более чем на 50%. В случае с блокировочными санкциями контроль трактуется более широко. Например, если одна компания в силу договора может оказывать на другую доминирующее влияние, это будет оценено как контроль.
О банках
Есть свои тонкости и во взаимодействии с банками. Например, обслуживание компании в санкционных банках может затруднить расчеты с зарубежными партнерами. Иностранные банки негативно относятся к любому взаимодействию с банками под санкциями – доходит даже до приостановки операций по перечислению средств на счета компании, открытые в санкционном банке. Они также могут отказать лицу под санкциями в обслуживании. Например, Борис Ротенберг (под санкциями США) проиграл суд ряду европейских банков и не смог доказать, что отказ в обслуживании по причине санкций США является дискриминацией.
Кроме того, если компания заключит кредитный договор с санкционным банком, предоставив в залог (в качестве обеспечения) более 50% своего уставного капитала, то потенциально это может расцениваться как переход под контроль санкционного банка. В этом случае уже сама компания-заемщик будет считаться санкционным лицом со всеми вытекающими ограничениями.
Российские офшоры вряд ли помогут
В августе 2018 г. вступил в силу закон «О международных компаниях и международных фондах», дающий иностранным компаниям возможность смены юрисдикции на российскую (редомициляция). Ключевое требование – исключение такой компании из иностранного реестра юрлиц. Может даже сложиться впечатление, что зарубежные компании, попавшие под санкции, могут уйти от них, став «российскими».
Однако такая смена юрисдикции с высокой долей вероятности будет расценена как попытка обойти санкции, а иностранные компетентные органы откажут в исключении компании из реестра юрлиц. Поэтому закон о международных компаниях и фондах не является эффективным механизмом для вывода иностранных санкционных компаний из-под ограничений.
Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Сегодня санкции все еще остаются одним из основных рисков для международного и российского бизнеса. Они создают сложности для всех: для зарубежных инвесторов, желающих внести свой вклад в нашу экономику, для иностранных партнеров России, для контрагентов отечественных компаний…
Самая главная проблема заключается в том, что срок этих ограничений остается неопределенным. К тому же периодически возникают новые антироссийские «барьеры».
С чего все начиналось
Напомним, что принятие основного пласта международных санкций против РФ произошло в 2014 году. Спровоцировали это событие присоединение Крыма к составу России и вооруженный конфликт на Донбассе.
Вот уже 6 лет мировой политический и экономический климат находится под воздействием данных ограничений. Продление санкций происходит каждый год, а их перечень то и дело расширяется.
Виды санкций
Дипломатическое противостояние России и США привело к тому, что на сегодняшний день в отношении нашей страны около 60 государств приняли санкции. Некоторые из них являются срочными, то есть действуют от полугода до трех лет и подвергаются периодическому продлению. Другие относятся к бессрочным. Таковыми считаются санкции против многих российских физических (примерно 200 человек) и юридических (около 40 компаний) лиц.
Также санкции можно разделить на секторальные и блокирующие:
- Секторальные санкции (SSI – Sectoral Sanctions Identifications): распространяются на конкретных персон в определенных отраслях экономики и на предприятия, контролируемые такими лицами или находящиеся в их собственности. Активы таких компаний не замораживаются, организация не изолируется от финансовой системы. Но на нее распространяется ограничение по новому финансированию от американских или европейских компаний.
- Блокирующие санкции (SDN – Specially Designated Nationals): определенным физическим лицам запрещен въезд на территорию США и/или стран ЕС. А активы этих лиц или компаний блокируются полностью.
Как санкции отражаются на экономике РФ?
За все годы экономической изоляции Россия смогла неплохо адаптироваться к поставленным условиям.
Точечные санкции относительно крупных корпораций в банковской, оборонно-промышленной, нефтегазовой областях не оказали на их деятельность критического влияния. Да, эти компании лишились финансирования от кредитных организаций Европы и Америки. Но негативные последствия от этого удара были преодолены. Точечные санкции ограничивают возможности для роста, но не для стабильной деятельности.
Секторальные же санкции имеют более серьезные последствия:
·Со стороны США это относится к запрету на поставки в Россию продукции, которая потенциально может использоваться в военных целях. Данное ограничение касается в том числе комплектующих для авиационной и космической сферы.
·Что до Европы, то наиболее болезненными оказались запреты на инвестиции, кредитование и поставку оборудования для добывающей, энергетической, транспортной и телекоммуникационной областей.
Все это влияет не только на внешнеполитическую деятельность нашего государства, но и на деятельность иностранных компаний на нашем рынке. Но Россия довольно быстро нашла варианты, как стабилизировать свое положение на мировой арене и минимизировать полученный ущерб.
Мы стали более тесно сотрудничать со странами БРИКС и другими государствами, не поддержавшими санкции ЕС и США. Но по факту и с Европой связь полностью не оборвалась: поставки продолжаются иногда через страны-посредники; Европейский банк выдает краткосрочные кредиты не только нашим компаниям, но и государству. Ограничительные меры невыгодны ни одной стороне. Но, к сожалению, политика диктует свои правила.
Что делать бизнесу?
Международные санкции – существующая реальность, под которую приходится подстраивать рабочие процессы. Санкционные риски актуальны как для российских компаний без иностранного участия, экспортирующих свою продукцию за рубеж, так и для организаций с иностранным присутствием (например, когда одним из учредителей является юридическое лицо другой страны).
Нарушение санкционного режима чревато следующими последствиями для персон и их бизнеса:
- Гражданские иски со стороны третьих лиц;
- Запреты на въезд/выезд физических лиц;
- Потеря репутации;
- Закрытие доступа на рынок;
- Судебное преследование компании и выплата многомилионных штрафов;
- Уголовное наказание с огромными штрафами и возможным лишением свободы.
К ответственности за нарушение американского санкционного режима привлекает Минюст США, а европейского – уполномоченный орган соответствующей страны ЕС.
В сложившейся ситуации многие международные организации разрабатывают собственную систему деятельности в санкционной обстановке. Авторы этих методических рекомендаций сходятся в едином мнении: санкции разрослись до таких масштабов, что есть огромные риски нарушить тот или иной запрет совершенно случайно, неумышленно.
Санкционный комплаенс
Комплаенс, направленный на превентивную защиту от наступления санкционных рисков, является самым надежным способом сохранения финансовой и репутационной стабильности бизнеса. Для этих целей необходимо внедрить в том числе систему тщательной проверки потенциальных контрагентов.
- Основные источники, из которых можно узнать, находится ли компания под санкциями, – списки SSI, SDN, Список лиц, попадающих под финансовые санкции ЕС («The Consolidated List OF Persons», «Groups and Entities Subject to EU Financial Sanctions»), специальный раздел сайта OFAC (Office of Foreign Assets Control – Управление по контролю за иностранными активами (США);
- Если организация, ее учредители, руководители, бенефициары или дочерние компании (доля владения более 50%) присутствуют в списках, то сотрудничество с таким контрагентом потенциально опасно;
- Отдельное внимание при проверке стоит уделить связи компании с Ираном, Сирией, ДНР, ЛНР, Крымом;
- Также важно проверять сферу деятельности контрагента и место эксплуатации товара, который он закупает.
Для того, чтобы безболезненно и эффективно внедрить систему санкционного комплаенса в бизнес – обратитесь к экспертам Национальной Юридической Сети. Мы обеспечим превентивную защиту вашей компании и ее ключевых персон.
ЕС принял уже девятый пакет санкций против России. Кроме расширения ограничений для персон и компаний в него вошли новые запреты на инвестиции и поставки. Разбор основных санкций, а также послаблений из них — в материале РБК
Вид на штаб-квартиру Европейского совета в Брюсселе
Совет Евросоюза 16 декабря утвердил новый санкционный пакет в отношении России. «Санкции нацелены на Кремль. Их цель — ослабить способность российского правительства финансировать агрессию против Украины. Санкции откалиброваны таким образом, чтобы минимизировать негативные последствия для российского населения», — заявила Еврокомиссия. По ее мнению, санкции доказывают свою эффективность, затрудняя возможности России по производству нового оружия и ремонту старого.
Постпредство России при ЕС назвало новый пакет санкций нелегитимным, подчеркнув, что преследуемая Евросоюзом цель — оказание давления на суверенные государства, а введенные ограничения противоречат системе международных финансовых и торговых отношений. В свою очередь, официальный представитель российского МИДа Мария Захарова отметила, что новый пакет санкций Евросоюза вызовет социально-экономические проблемы в самом Евросоюзе.
Новые персональные санкции
В санкционный список, предполагающий запрет европейским компаниям и гражданам вести дела с его фигурантами и заморозку возможных европейских активов участников перечня, попали около 200 человек и организаций, включая трех вице-премьеров правительства и девять министров, офицеров Главного вычислительного центра Вооруженных сил, губернаторов, депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, Вооруженные силы РФ, ряд разработчиков и производителей боевых систем.
Объясняя включение в список вице-премьера Виктории Абрамченко, Совет ЕС указал, что она «осуществляла контроль за попытками перенаправить зерно с Украины без согласия Украины». Вице-премьер Татьяна Голикова, по мнению ЕС, «одобряла решения правительства России по мобилизации» и в конечном счете ответственна за внедрение российской системы образования на новых территориях. Еще одного зампреда правительства — Алексея Оверчука — ЕС назвал «ответственным за предоставление бюджетной поддержки Белоруссии», которая, в свою очередь, поддерживает военные действия России на Украине.
Под блокирующие санкции также попали ВГТРК, Национальная медиа группа, АНО «ТВ-новости» (телеканал RT), ряд российских оборонно-промышленных предприятий (КБ «Точмаш», автомобильный завод «Урал», Воткинский завод, Казанский оптико-механический завод и т.д.), политические партии КПРФ, «Справедливая Россия — Патриоты — За правду», ЛДПР, «Новые люди», «Единая Россия» и два банка — Московский кредитный банк (МКБ) и Дальневосточный банк.
Санкции против банков
МКБ до этого попал под секторальные санкции США (запрет на предоставление долгового и акционерного финансирования), под блокирующие санкции Великобритании, а Евросоюз с июня отключил его от системы финансовых сообщений SWIFT.
Европейским контрагентам МКБ и Дальневосточного банка предоставлен относительно большой срок на то, чтобы закрыть корреспондентские отношения и транзакции с этими банками — до 17 июня 2023 года. Также МКБ и Дальневосточному банку, как и другим российским банкам, разрешено участвовать в финансировании и обслуживании международной торговли удобрениями и сельскохозяйственными товарами.
Еще один российский банк — Всероссийский банк развития регионов (ВБРР) — пополнил другой список Евросоюза: в него входят российские организации, с которыми европейцам запрещены любые транзакции (он чуть мягче основного санкционного списка, поскольку не подразумевает заморозки активов этих структур). В этот же список уже входит «Роснефть», которая на своем сайте сообщает, что ей принадлежит 98,3% акций ВБРР. Блокирующие санкции ЕС обычно распространяются и на всю цепочку дочерних компаний, но для санкций в виде запрета на сделки такого правила нет — запрет касается только компании, непосредственно указанной в перечне. Полноценно для ВБРР запрет на транзакции с европейцами вступит в силу в марте: до 18 марта 2023 года разрешены сделки по контрактам, заключенным до 17 декабря.
Инвестиции в горную добычу
ЕС решил в дополнение к существующему запрету на новые инвестиции в российский сектор энергоносителей запретить и новые вложения в горнодобывающую отрасль (включая кредиты). Здесь, однако, введены очень широкие исключения из запрета, покрывающие «некоторые критически значимые сырьевые материалы». Новые инвестиции для европейцев будут возможны в проекты, направленные на добычу или производство бокситов и алюминия, хрома, кобальта, меди, железной руды, минеральных удобрений (включая фосфоритную руду и калий), молибдена, никеля, палладия, родия, скандия, титана, ванадия и редкоземельных элементов.
Ранее Евросоюз исключил из-под действия импортных и транспортных санкций российские титан, алюминий, медь, никель, палладий и железную руду.
Фактически под запрет новых европейских инвестиций подпадают добыча свинца, цинка, вольфрама, золота, серебра, алмазов и других драгоценных камней, строительных материалов. Ранее уже были запрещены инвестиции в российскую добычу нефти, газа и угля.
Технологии двойного назначения
ЕС расширил запрет на поставку в Россию товаров двойного назначения и «продвинутых» технологий, добавив в список двигатели возвратно-поступательного действия, роторные двигатели внутреннего сгорания и электрические двигатели — все для использования в летательных аппаратах, в том числе беспилотниках (БПЛА), вертолетах, гибридных самолетах (электрических), радиоуправляемых моделях. Одновременно с 16 января 2023 года запрещены к поставке в Россию авиационные двигатели и запчасти к авиадвигателям внутреннего сгорания, которые не входят в номенклатуру товаров двойного назначения (до 16 января возможны поставки по действующим контрактам).
Помимо двигателей для дронов в перечень товаров двойного назначения, запрещенных к поставке в Россию, добавлены электронные компоненты, «обнаруженные в районах боевых действий на Украине», как указывает Еврокомиссия, а также камуфляжные тенты, палатки, сетки и одежда.
Еврокомиссия утверждает, что санкции также запрещают экспорт двигателей для БПЛА в третьи страны, включая Иран, если существует риск реэкспорта в Россию для военных целей. В целом, согласно регламентам ЕС, европейские компании обязаны следить за тем, чтобы реэкспорт товаров двойного назначения в Россию не допускался — например, через условия в договорах о штрафных санкциях за такие поставки или проверках того, продолжает ли оборудование находиться в стране покупателя.
Из эмбарго на экспорт технологий двойного назначения по списку предусмотрены исключения: поставки в Россию возможны, если получателем является невоенный пользователь, для гражданских целей, таких как гуманитарные цели, предотвращение чрезвычайных происшествий, медицинские, фармацевтические цели, использование потребительских коммуникационных устройств и др. Для удобства соблюдения эмбарго власти ЕС ведут перечень российских предприятий и организаций, связанных с военно-промышленным сектором, которым точно нельзя поставлять перечисленные в списке технологии двойного назначения: теперь в него добавлены еще 168 наименований (включая Центральный институт авиационного моторостроения, НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского», «Ремдизель», «Металлист-Самара», Московский авиационный институт, Росстандарт, холдинг «Швабе», «Ангстрем» и т.д.), так что всего в этом списке теперь уже 410 предприятий и организаций.
Запрет на экспорт ноутбуков, игрушек с мотором
ЕС отдельно введен запрет на продажу в Россию товаров, которые могут способствовать «улучшению ее промышленных возможностей» (это, например, ПВХ, краски и лаки, бумага и картон, латекс, электрические аккумуляторы, различные машины и многое другое). Этот список теперь дополнился ноутбуками, запоминающими устройствами, кинокамерами, объективами для камер, электрогенераторными установками с поршневым двигателем с искровым зажиганием, радиоаппаратурой дистанционного управления, а также игрушками и моделями со встроенным двигателем. Эти товары можно ввозить только до 16 января по действующим контрактам.
В 2021 году страны ЕС экспортировали в Россию ноутбуки, жесткие диски, блоки обработки данных (это только часть того, что попало под эмбарго) на $1,5 млрд. Впрочем, в 2022 году из-за санкционных рисков и неопределенности и ухода из России многих европейских поставщиков экспорт этой продукции в Россию сократился до символических $5 млн в месяц (по данным за август, более свежих данных нет).
В новом санкционном пакете европейские власти ввели и послабления: хлебопекарные печи, машины для подогрева пищи, оборудование для производства хлебобулочных изделий, которые ранее попали под эмбарго, можно будет поставлять для личного пользования в российских домохозяйствах.
В целом импорт в Россию товаров из Европы сократился до $4,16 млрд в сентябре 2022 года по сравнению с $9,1 млрд в сентябре 2021-го. В том числе поставки электрооборудования (включая полупроводники) за тот же период снизились до $200 млн по сравнению с $650 млн в сентябре прошлого года, свидетельствуют данные аналитического центра Bruegel.
Услуги по тестированию продукции и соцопросы
Эмбарго на поставки в Россию и российским юридическим лицам европейских услуг (ранее затронуло архитектурные и инженерные услуги) расширено на рекламу, исследования рынка, опросы общественного мнения, а также услуги по тестированию продукции (сюда включаются тестирование и анализ физических свойств, механических и электрических систем) и проведению технических инспекций. Завершить предоставление этих услуг по действующим контрактам разрешено до 16 января 2023 года.
В России маркетинговыми и социологическими исследованиями, например, занимались европейские группы GfK и Ipsos.
Послабление для экспорта российских удобрений
Евросоюз разрешил российским подсанкционным лицам, которые до их попадания под санкции играли «существенную роль» в международной торговле продовольствием и удобрениями, пользоваться размороженными в порядке исключения средствами или активами, если такие ресурсы необходимы для обеспечения поставок российских сельхозтоваров и удобрений в третьи страны. Такая разморозка будет возможна в отдельных случаях и для каждой отдельной транзакции по поставке удобрений или продовольствия по решению компетентных органов страны ЕС, заморозившей средства. Причем страна будет обязана в двухнедельный срок проинформировать о таком решении остальных членов ЕС.
Вопрос о таком послаблении был камнем преткновения в переговорах европейских стран (Литва и Польша выступали против). Крупнейшие российские производители удобрений — «ФосАгро», «Акрон», «Еврохим», «Уралхим», а также сельхозпроизводитель «Русагро» — ранее принадлежали или контролировались бизнесменами, попавшими под европейские санкции (Андрей Гурьев, Вячеслав Кантор, Андрей Мельниченко, Дмитрий Мазепин, Вадим Мошкович). Чтобы не подвергать компании санкционному риску, они снизили свои доли в них ниже 50% или вовсе вышли из капитала, покинули руководящие посты. В ряде случаев (например, «Акрон») компании предусмотрели гарантии того, что подсанкционный предприниматель не получит от них никаких денежных средств или экономических ресурсов. Тем не менее у европейских контрагентов (страховщиков, портовых операторов, судовладельцев) все равно оставались сомнения в том, что бизнесмены под санкциями фактически отошли от дел в своих компаниях, из-за чего поставки в третьи страны могли затрудняться.
По данным внешнеторговой базы ООН, статистических органов Китая, Индии, США, в 2022 году российские экспортеры удобрений в разы увеличили выручку от продаж по всему миру. Так, импорт Бразилией российских удобрений в денежном выражении вырос в 2,5 раза в январе—августе 2022 года по сравнению с тем же периодом годом ранее — почти до $4,9 млрд. Импорт в Индию за январь—октябрь увеличился на 578%, до $2,2 млрд (годом ранее — лишь $325 млн). Поставки в США за аналогичный период выросли на 41%, до $1,36 млрд. При этом экспортная выручка увеличилась благодаря росту мировых цен на удобрения, тогда как физические объемы могли и не вырасти. Например, в январе—октябре ввоз российских удобрений в Китай сократился до 1,88 млн т по сравнению с 2,38 млн т за тот же период 2021 года, следует из данных Главного таможенного управления КНР.
Другое
- Болгарии, Словакии и Венгрии разрешили экспортировать на Украину «в знак солидарности» определенные нефтепродукты (дизельное топливо, авиационное топливо и т.д.), производимые из российской сырой нефти, которую этим странам ЕС разрешено ввозить в качестве исключения из общеевропейского эмбарго.
- Болгарии также разрешено экспортировать в любые страны некоторые нефтепродукты из российской нефти в пределах установленной квоты и при условии, что безопасное хранение этих продуктов на территории Болгарии невозможно гарантировать.
- ЕС отмечает, что газовый конденсат, производимый на российских заводах по производству СПГ, исключен из нефтяного эмбарго, но в целях избежания незаконного обхода санкций вводится обязанность для европейских импортеров газового конденсата из России уведомлять регуляторов о таких сделках, включая закупленные объемы.
- Европейцам теперь запрещено занимать посты в любых российских госкомпаниях (включая контролируемые Банком России), ранее этот запрет касался только 13 компаний из списка (ОАК, «Роснефть», «Транснефть», «Газпром нефть» и т.д.). Но исключения могут быть сделаны для компаний, обеспечивающих «критические поставки энергоносителей» в Европу (предположительно, таких как «Газпром») или транзит нефти из третьих стран (предположительно, «Транснефть»).
Краткие выводы из приведённых ниже рассуждений:
- Последний санкционный пакет EU не распространяется на иностранные компании, которыми владеют россияне-физические лица, не находящиеся под санкциями. То есть, кроме прочего, оффшорные компании, принадлежащие российским физлицам, до настоящего момента санкциями не затронуты, их функционирование продолжается без изменений
- Европейские юристы не могут более оказывать юридическую помощь Правительству Российской Федерации и российским юридическим лицам
- Ограничение, указанное в п. 2 выше, не распространяется на рассмотрение споров в должным образом созданных государственных органах (судах и др.), равно как и на третейские разбирательства, включая международный коммерческий арбитраж, и медиацию
Комментарий (юридическим заключением или советом не является )
Уже общеизвестно, что последним санкционным пакетом EU введен запрет на оказание юридической помощи.
Чтобы разобраться в сути произошедшего, обратимся к источнику, который действительно может показаться жёстким. Но дьявол, как всегда, в деталях. Итак, параграф 19 COUNCIL REGULATION (EU) 2022/1904 от 6 октября 2022 (далее – «Директива») года содержит следующее положение (привожу в оригинале с последующим разбором на русском языке):
«…, Decision (CFSP) 2022/1909 extends the existing prohibition on the provision of certain services to the Russian Federation by banning the provision of … legal advisory services. … ‘Legal advisory services’ covers: the provision of legal advice to customers in non-contentious matters, including commercial transactions, involving the application or interpretation of law; participation with or on behalf of clients in commercial transactions, negotiations and other dealings with third parties; and preparation, execution and verification of legal documents. ‘Legal advisory services’ does not include any representation, advice, preparation of documents or verification of documents in the context of legal representation services, namely in matters or proceedings before administrative agencies, courts or other duly constituted official tribunals, or in arbitral or mediation proceedings.»
Таким образом, Директива раскрывает понятие «юридические услуги» (“Legal advisory services”), устанавливая, что данное понятие включает в себя предоставление юридических консультаций в отношении коммерческих транзакций включая применение или интерпретацию законодательства; участие с или от имени клиентов в коммерческих сделках, переговоры и иные вопросы с третьими лицами; подготовку и подписание юридических документов.
Из приведённого текста может сформироваться впечатление о том, что запрещена любая юридическая работа, затрагивающая как заключение договоров, так и поддержание жизнедеятельности иностранных юридических лиц, созданных в низконалоговых, Кипр, BVI и др., и иных юрисдикциях, поскольку в процессе обслуживания таких юридических лиц нельзя обойтись без подготовки и подписания юридических документов.
Директива также устанавливает, что «юридические услуги» (“Legal advisory services”) не включают в себя представительство и консультирование по процессуальным вопросам, включающим в себя административные, судебные и иные разбирательства в официальных государственных органах, равно как и не включают в себя третейские разбирательства (комментарий автора – включая Международный Коммерческий Арбитраж), и медиацию.
Однако из приведённого положения не следует субъектный состав лиц, в отношении которых применяются указанные ограничения. Он определён в п. 12 Директивы, и устанавливает следующее:
«It shall be prohibited to provide, directly or indirectly, … legal advisory services … to:
(a) the Government of Russia; or
(b) legal persons, entities or bodies established in Russia.»
Таким образом, запрет оказания юридической помощи (прямо или косвенно), рассмотренный выше, применим только в отношении:
- Правительства России
и
- юридических лиц, созданных в России
Из этого следует, кроме прочего, что обслуживание иностранными юридическими фирмами иностранных юридических лиц, учреждённых российскими физическими лицами, действующим санкционным законодательством EU не затронуто.
Отмечу, что мои европейские коллеги продолжают помогать российскому бизнесу. Это чрезвычайно ценно иметь профессиональных партнёров в Европе и по всему миру, да и вообще всегда.
И мы будем рады быть полезными Вами и Вашим клиентам в наше непростое время.
Надеюсь, данные рассуждения будут интересны коллегам, так или иначе связанным с международными юридическими вопросами.
Александр Доля,
адвокат, LL.M., FCIArb
www.dolya.pro
Обзор ключевых санкций для РФ. Разбор юриста
Юристы рассказали о последних изменениях в экономике страны из-за столкновения с пакетом санкций и ограничений. По их мнению, ограничительные меры сильнее всего влияют на малый и крупнейший бизнес.
Название терминов |
Расшифровка |
---|---|
Блокирующие санкции |
Ограничения в отношении отдельных лиц (как юридических, так и физических). Направлены, в основном, против предприятий оборонно-промышленного комплекса и их руководства, а также ряда российских политиков и иных физических лиц. |
SDN List (Specially Designated Nationals And Blocked Persons List). |
Это вид блокирующих санкций. Применяются против конкретных физических и юридических лиц, а также объединений и организаций. По-другому — это список субъектов, которые попали под ограничения. |
Первичные санкции |
Лица, включенные в SDN list. Санкции против конкретно установленных субъектов. |
Экстерриториальный характер санкций |
Санкции распространяются за территории государства, наложившего санкции (в том числе на дочерние структуры). |
Вторичные санкции |
Имеют экстерриториальный характер. Могут быть применены к любому лицу, взаимодействующему с субъектами, находящимися в санкционных списках. |
Теневые санкции |
Вид вторичных санкций. Автоматически применяются в отношении лиц, которыми подсанкционное лицо индивидуально или в совокупности с другим(и) подсанкционным(и) лицом(ами) прямо или косвенно владеет 50 и более процентов акций (долей) в другом юридическом лице. |
SSI (Sectoral Sanctions Identifications) |
Секторальные санкции — меры, ограничивающие совершение ряда сделок и операций в отношении компаний определенных секторов экономики. |
SWIFT («Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications») |
Общество всемирных межбанковских каналов связи. Сама система не является платежной. Ее главное цель — создание и поддержание передачи сообщений между финансовыми организациями (SWIFT можно представить как мессенджер для общения банков). |
Листинг акций |
Любое размещение ценных бумаг на бирже. Это может быть дополнительный выпуск акций, размещение их на другой бирже, например на Нью-Йоркской (дополнительно к Московской) |
Юридическая фирма ООО «Юсконсалт» считает важным рассказать о последних изменениях в экономике страны в результате столкновения с пакетом санкций и ограничений. Ограничительные меры, предпринятые государствами в отношении Российской Федерации — значительно влияют на малый и крупнейший бизнес в России. Сейчас очень важно не поддаваться панике и действовать разумно, объединяться и оказывать поддержку, — комментируют в «Юсконсалт».
Виды санкций | Вводимые ограничения |
Субъекты, на которых распространяются веденные санкции |
|
---|---|---|---|
Соединенные Штаты Америки | |||
Блокирующие санкции |
Первичные санкции: Американским физическим и юридическим лицам на территории США запрещено участвовать в каких-либо сделках (связанных с передачей, оплатой, экспортом, списанием и пр.) с лицами из SDN List, и они должны блокировать любое имущество, находящееся в их владении или под их контролем, в отношении которого есть имущественный или иной интерес у лиц из SDN list.
Исключение: Торговля российскими энергоносителями. Американским компаниям до 24 июня 2022 года разрешены любые сделки с участием ВЭБа, Сбербанка, ВТБ, Совкомбанка и «Открытия», относящиеся к энергетике, в том числе покупки сырой нефти, нефтепродуктов, природного газа, угля, урана. Вторичные санкции: Санкции США имеют экстерриториальный характер и применяются в отношении любых следующих иностранных лиц:
Исключение: Минфин США сделал исключение для Алишера Усманова: транзакции с компаниями, в которых ему принадлежит 50% и более, разрешены, если они отдельно не внесены в санкционные списки Вашингтона. Теневые санкции: Блокирующие санкции применяются также к лицам, 50%+ акций/долей которых прямо или косвенно контролируют лица из SDN List. |
|
|
Секторальные санкции |
Исключения:
|
|
|
Экспортные и импортные ограничения |
С 03.03.2022 г. для поставки высокотехнологичной продукции необходима специальная лицензия. Лицензии выдаются с презумпцией отказа. Презумпция отказа не применяется только в отношении поставок для обеспечения безопасности на транспорте, гуманитарных нужд, работы российских дочерних структур западных корпораций и для осуществления сотрудничества в космосе. Высокотехнологичная продукция: Компьютеры, компоненты для авиационной и аэрокосмической промышленности, компоненты для аэрокосмической промышленности, навигационное оборудование, морское оборудование и компоненты для воздушных судов. Исключение: Запрет не распространяется на потребительские коммуникационные устройства (компьютеры, мобильные телефоны) для индивидуального использования обычными потребителями. |
Ограничения действуют в отношении американских и других иностранных лиц, которые используют технологии и оборудование США для производства аналогичной продукции. | |
Отдельные неблокирующие санкци |
Запрет действует с 26.03.2022 г. |
|
|
Страны ЕС | |||
Финансовые санкции |
|
Санкции против 351 депутата российского парламента, проголосовавших за признание и 27 физических и юридических лиц за их действия против территориальной целостности, суверенитета и независимости Украины; 98 лиц в том числе Путин, Лавров, Медведев, Мишустин, Колокольцев, а также список компаний, учреждений и органов, для которых ограничен доступ к капиталу и финансовым рынкам и услугам ЕС (в обновленный список включены в том числе Министерство Обороны, СВР, АП, РЖД, Совкомфлот, Ростех, Порт в Новороссийске). Правительство Рф; ЦБ РФ; ПАО «ФК Открытие», АО «Промсвязьбанк», ПАО Банк «ВТБ», ПАО «Совкомбанк» и другие. |
|
Экспортные и импортные ограничения |
Запрещено:
|
|
|
Канада | |||
Секторальные санкции |
Запрещено: 1. предоставление финансовых услуг; 2. предоставление и поставка товаров; 3. участие в активах и совершение сделок с активами. |
|
|
Великобритания | |||
Финансовые санкции |
Запрет на выдачу займов и кредитов. |
Правительство РФ. |
|
Запрет прямо или косвенно иметь дело (в том числе осуществлять куплю-продажу) с переводными ценными бумагами или инструментами денежного рынка, если срок их погашения превышает 30 дней, и они были выпущены 01.03.2022 или после этой даты. |
Любые физические и юридические лица — резиденты РФ. |
||
Заморозка любых активов на территории Великобритании под угрозой уголовного наказания. |
Любые физические и юридические лица — резиденты РФ + вторичные санкции. |
||
Заморозка активов |
Заморозка любых активов на территории Великобритании под угрозой уголовного наказания. |
|
|
Дополнительные ограничения | |||
SWIFT |
Прекращение членства российских банков в Обществе всемирных межбанковских финансовых каналов связи. Запрет на межбанковскую систему передачи информации и совершения платежей для некоторых банков РФ. Решение приняли: ЕС, США, Великобритания, Канада и Япония. SWIFT подтвердила, что ограничения вступают с 12.03.2022 г. |
Нижеперечисленные банки и + дочерние компании всех перечисленных банков с долей участия более 50%:
|
|
Поставка автомобилей |
General Motors; Volvo; Scania; Volkswagen; TOYOTA; Renault; Porsche; BMW; Audi; Jaguar; Land Rover. |
Официальные дилеры автомобилей в РФ. |
|
Авиасообщения |
Запрет на полеты в следующие страны: Болгария, Эстония, Польша, Чехия, Латвия, Литва, Румыния, Словения, США. ЕС, Канада и Великобритания запретили полеты российских самолетов над своей территорией. Самолеты российских компаний не могут совершать полеты в ЕС, Канаду и Великобританию. |
Воздушные суда, принадлежащие российским юридическим и физическим лицам. |
|
Банковские услуги |
Прекращение поддержки работы некоторых сервисов (Apple Pay и Google Pay); Запрет на оплату картами платежных систем Visa и Mastercard за пределами РФ для банков, которые включены в SDN List. |
Все пользователи Российской Федерации; ПАО «ВТБ»; ПАО «Совкомбанк»; ПАО «Промсвязьбанк»; ПАО «Банк «ФК Открытие». |