Расходы управляющей компании в многоквартирном доме

Особенности учёта расходов УК на услуги управления МКД

Особенности учёта расходов УК на услуги управления МКД

Как показывает практика, некоторые управляющие компании путаются в понятиях «затрат на услуги управления» жилищного законодательства и «управленческих расходов» бухгалтерского и налогового учётов. Поэтому по старинке сажают затраты на услуги управления МКД на счёт 26 «Общехозяйственные расходы». Но это не верно. Попытаемся в этом разобраться.

Что такое услуга на управление МКД

В соответствии с п.2 ст.162 ЖК РФ управляющая компания по договору управления МКД по заданию собственников помещений в этом доме за определённую плату обязуется выполнять работы и оказывать услуги по управлению многоквартирным домом.

Имеется в виду не одна услуга, а целый комплекс работ и услуг, выполнение которых входит в обязательство УК по договору управления домом. В п.4 Правил управления МКД перечислен список работ и услуг по управлению домом.

Подробнее про услуги управления МКД и связанные с этим расходы читайте здесь.

Учёт затрат на услуги управления МКД

С 1 сентября 2014 года в ст.162 ЖК РФ услуга управления выделена в отдельную категорию. И это вполне обосновано, поскольку в п.3 Правил управления МКД сказано, что УК осуществляет управление по каждому отдельному многоквартирному дому. Согласно этому определению каждый отдельный МКД рассматривается как самостоятельный объект управления.

Поэтому услуга управления является основным видом деятельности УК подобно услуге по содержанию и ремонту общего имущества в МКД. Следовательно, расходы на услуги управления МКД должны отражаться на счёте 20 «Основное производство», а не на счёте 26 «Общехозяйственные расходы».

Ведь по сути управляющая компания приходит на рынок ЖКХ для управления многоквартирными домами. Это источник доходов УК. Поэтому она должна сделать все, что прописано в договоре управления с собственниками помещений в МКД в отношении выполнения работ и предоставления коммунальных услуг для надлежащего содержания общего имущества в доме.

Если проводить сравнительную классификацию работ и услуг управляющей компании, то услуги управления по приоритету займут самое почётное место среди всех остальных.

Логически неверно сажать затраты по управлению МКД на счёт 26 «Общехозяйственные расходы». Поскольку в Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учёта (Приказ Минфина РФ №94н от 31.10.2000) сказано, что «Счёт 26 «Общехозяйственные расходы» используется для обобщения информации о расходах УК для нужд управления, не связанных напрямую с производственным процессом.

Счёт 26 «Общехозяйственные расходы» может использоваться, если УК кроме управления МКД занимается и другими видами деятельности, не связанными с управлением. В этом случае расходы на управление УК будут накапливаться на счёте 26, а потом распределяться на соответствующие субсчета к счёту 20 по доле выручки от каждого вида деятельности.

Всё вышеописанное является правилами ведения раздельного учёта по НДС в отношении облагаемых и не облагаемых НДС работ и услуг и служит базой для формирования учётной политики УК.

Подробные бухгалтерские проводки по счетам смотрите в этой статье.

Отражение затрат на управление МКД на счете 26 «Общехозяйственные расходы»

Мы не ошибёмся, если скажем, что этим методом пользуется много управляющих компаний, которые сажают расходы на содержание и ремонт общего имущества на счёт 20, а затраты на управление МКД — на счёт 26.

Полдела посадить расходы на счёт 26. Но потом начинается настоящая головоломка, куда отнести собранные на этом счёте расходы. Согласно п.9 ПБУ 10/99 «Расходы организации» и Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учёта (Приказ Минфина РФ №94н от 31.10.2000), затраты на услуги управления МКД, которые отражаются на счёте 26 «Общехозяйственные расходы», могут ежемесячно списываться 2 способами:

  • в качестве условно-постоянных — Дт 90-2 «Себестоимость продаж»;
  • в себестоимость работ или услуг — Дт 20, 23, 29.

Эти расходы таким способом можно списать только на управление МКД, а на содержание и ремонт общего имущества и на коммунальные услуги нельзя.

Стоимость коммунальных услуг для потребителей должна обязательно быть равна затратам на их приобретение (п.38 Правил предоставления коммунальных услуг, утверждённых в ПП РФ №354 от 06.05.2011). Если 1 кубометр воды куплен за 100 рублей, то продать его можно только за 100 рублей. Нельзя сверху накрутить долю расходов со счёта 26 «Общехозяйственные расходы», поскольку стоимость приобретения и реализации КУ не совпадут.

Если обратится к судебной практике в области применения льготы по пп.30 п.3 ст.149 НК РФ, то в подавляющем большинстве случаев суды считают, что от обложения НДС освобождаются операции по реализации работ/услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД по стоимости, равной стоимости их приобретения у РСО (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18 июня 2014 г. по делу №А17-2773/2013).

Если списать стоимость услуг управления со счёта 26 «Общехозяйственные расходы» на стоимость услуг по содержанию и ремонту общего имущества, то получится разница за счёт распределенных затрат на управление. В этом случае налоговые инспекторы смогут обоснованно предъявить УК претензии. Выходит, что с точки зрения жилищного законодательства вкупе с Налоговым кодексом этот подход может вызвать нарекания со стороны налоговых органов.

Так как управление МКД является основным видом деятельности УК, то и расходы по этой статье должны формироваться на счёте 20 «Основное производство». При этом, счёт 20 имеет преимущества для отражения затрат на управление МКД перед привычным способом отражения этих расходов на счёте 26. Поэтому имеет смысл всё таки отражать расходы в бухгалтерском учёте правильно.

Перечислим эти преимущества:

  • затраты на управление конкретным многоквартирным домом можно отражать на счёте без привязки к методам распределения расходов в зависимости от площади МКД, фонда оплаты труда и прочих критериев;
  • экономия на НДС. Если в учётной политике компании признать управление МКД отдельной услугой, то отпадает надобность делить входящий НДС по работам и услугам, приобретённым для целей управления домом на облагаемые и необлагаемые НДС операции (п.4 ст.170 НК РФ). Весь НДС с услуги управления МКД можно принять к вычету, так как она облагается НДС в полном объёме.

Учётная политика УК

С 2015 года в целях соответствия Стандарту раскрытия информации (Постановление Правительства РФ №731) управляющие компании должны вести раздельный учёт доходов и расходов. Это нужно для того, чтобы в годовом отчёте управляющей компании правильно отразить требуемые данные.

Подробнее про годовой отчёт управляющей компании читайте в этой статье.

Поэтому имеет смысл прописать в учётной политике вашей управляющей компании правила ведения раздельного учёта доходов и расходов. Надеемся, что наша статья вам в этом помогла.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!

Подпишитесь на рассылку

Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ.
Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку, присоединяйтесь к 75 902 подписчикам

Статьи по теме

Доходы управляющей компании

Доходы управляющей компании

Мы продолжаем цикл статей под общим названием “Отчёт управляющей компании за 2015 год”. И сегодня поговорим о том, что такое доходы управляющей компании, из чего они скалываются, где учиты…

Земельный участок в составе общего имущества МКД

Земельный участок в составе общего имущества МКД

Зачастую земельный участок под МКД не сформирован и не состоит на кадастровом учёте. Поэтому невозможно определить границы придомовой территории, входящей в общее имущество собственников помещений в М…

Вопросы по теме

Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru

Учет в управляющей компании: шпаргалка для бухгалтера

Поскольку в управляющих организациях часто разница между доходами и расходами небольшая или равная доходам, а даже иногда превышает доходы, выбор падает в основном на УСН 15%.

Доходы от реализации услуг по содержанию общего имущества собственников многоквартирных домов необходимо учитывать ежемесячно на последний день календарного месяца, исходя из фактически оказанных услуг.

Что говорит закон?

«Если по результатам исполнения договора управления многоквартирным домом в соответствии с размещенным в системе отчетом о выполнении договора управления фактические расходы управляющей организации оказались меньше тех, которые учитывались при установлении размера платы за содержание жилого помещения, при условии оказания услуг и (или) выполнения работ по управлению многоквартирным домом, оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных таким договором, указанная разница остается в распоряжении управляющей организации при условии, что полученная управляющей организацией экономия не привела к ненадлежащему качеству оказанных услуг и (или) выполненных работ по управлению многоквартирным домом, оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных таким договором, подтвержденному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом договором управления многоквартирным домом может быть предусмотрено иное распределение полученной управляющей организацией экономии.»

Федеральный закон от 31.12.2017 N 485-ФЗ

Как все это понять?

Представим, что условия, указанные в ч. 12 ст. 162 ЖК РФ, соблюдены, и в распоряжении управляющей организации остается экономия средств между запланированными и фактическими расходами. Тогда на момент возникновения права на распоряжение данной экономией (что происходит только после размещения годового финансового отчета в государственной информационной системе ЖКХ), неиспользованные деньги, поступившие в счет оплаты работ (услуг), могут считаться дополнительным налогооблагаемым доходом от реализации УО.

На основании поправок в НК по Федеральному закону № 325-ФЗ управляющая организация на упрощенке «доходы минус расходы», которая выступает как исполнитель коммунальных услуг, не должна с 1.01.2018 учитывать при определении объекта налогообложения:

  • доходы, полученные от собственников помещений в МКД в качестве платы за коммунальные услуги;
  • расходы на приобретение коммунальных ресурсов у РСО для оказания указанных услуг.

Такой порядок учета нужно применять вне зависимости от того, что утверждено в учетной политике организации. Если же там прописан другой порядок учета, надо внести изменения в действующие документы в соответствии с НК РФ.

Учет в управляющей организации на примерах

Разберем подробнее ведение учета полученных и израсходованных средств в управляющей организации.

Деньги, полученные от собственников жилых помещений в счет услуг по содержанию и ремонту имущества МКД, в данном случае являются авансом и формируют кредиторскую задолженность — и в таком случае они должны учитываться обособленно на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Дебет 51 Кредит 62, субсчет «Расчеты по авансам полученным», в учете указывается «получены денежные средства от собственников имущества МКД».

При фактическом оказании услуг по содержанию (последний день календарного месяца) и передаче результатов выполненных работ по текущему ремонту (дата подписания акта) в учете организации отражается выручка от реализации работ (услуг) (п.п. 5, 6, 6.1, 12 ПБУ 9/99):

Дебет 62, субсчет «Расчеты за выполненные работы (оказанные услуги)» Кредит 90, субсчет «Выручка», в учете указывается «доход от реализации работ (услуг)»

В этот момент расходы по обычным видам деятельности, формирующие себестоимость выполненных работ (услуг) (п.п. 5, 7, 9 ПБУ 10/99), переносятся в дебет счета 90 «Себестоимость продаж»:

  • Дебет 90, субсчет «Себестоимость продаж» Кредит 20 — списана себестоимость работ (услуг);
  • Дебет 62, субсчет «Расчеты по авансам полученным» Кредит 62, субсчет «Расчеты за выполненные работы (оказанные услуги)»;
  • Дебет 90, субсчет «Прибыль/убыток от продаж» Кредит 99 — отражена прибыль от реализации результатов работ (услуг) (выявляется за отчетный месяц).

или

  • Дебет 99 Кредит 90, субсчет «Прибыль/убыток от продаж» — отражен убыток от реализации результатов работ (услуг).

При получении экономии в учете возможны следующие записи:

  • Дебет 62, субсчет «Расчеты за выполненные работы (оказанные услуги)» Кредит 90, субсчет «Выручка»- отражен доход в виде экономии;
  • Дебет 62, субсчет «Расчеты по авансам полученным» Кредит 62, субсчет «Расчеты за выполненные работы (оказанные услуги)»- зачтены авансы в счет получения экономии.

Счет 20

Подробнее поговорим о списании себестоимости работ (услуг) на счет 20.

В большинстве случаев в управлении (обслуживании) управляющих организаций находится не один, а несколько многоквартирных домов. На каждый МКД тариф утверждается индивидуально, исходя из его технических характеристик, особенностей и перечня услуг, в том числе и помимо утвержденного законодательством перечня.

В установлении размера платы за услуги по содержание и ремонту общего имущества многое зависит от предпочтений, интересов и финансовых возможностей собственников. Соответственно, и затраты на каждый дом будут разные, и учитывать их необходимо раздельно, не «перемешивая» деньги разных МКД между собой.

Поэтому для счета 20 нужно создавать несколько номенклатурных групп с наименованием объекта управления, по которому списывается та или иная услуга (работа).

Сфера ЖКХ жестко регулируется контролирующими органами. Согласно ЖК РФ, произведенные управляющей организацией работы должны быть подтверждены собственниками МКД путем подписания акта выполненных работ (в котором прописан вид работ, материалы и дата выполнения), акт подписывают уполномоченные собственники и сотрудник управляющей организации. Такой акт выполненных работ прикладывается к бухгалтерским документам (счет-фактура, акт, авансовый отчет) и только после этого производится списание на 20 счет материалов или работ.

Такой способ ведения раздельного учета помогает:

  • быстро и без проблем проходить проверки надзорных органов и отвечать на запросы собственников о расходах;
  • быстро и четко понять, хватает ли утвержденного тарифа на тот или иной МКД;
  • в формировании ежегодного финансового отчета управляющей организации перед собственниками МКД.

Стародубцева Ирина Валерьевна, Мударисова Анастасия Владимировна

В данной статье мы затронем вопросы управления многоквартирным домом, расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения, цены и тарифы на коммунальные услуги в случае управления домом управляющей компанией.

Большая часть населения в крупных городах являются собственниками квартир в многоквартирном доме.

Многоквартирный дом может управляться:

  • непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме;
  • товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
  • управляющей организацией.

Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Управление многоквартирным домом требует специальных знаний и опыта. Поэтому собственники все чаще прибегают к услугам специализированных организаций, таких как управляющие компании. Взаимоотношения сторон — управляющей компании и собственников жилья — строятся на договорной основе.

Управляющая организация — это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

Деятельность управляющих организаций регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (в ред. от 26.03.2014).

Многоквартирный дом в соответствии с п. 9 ст. 161 ЖК РФ может управляться только одной управляющей организацией.

Если собственники решили доверить управление домом управляющей организации, то с ней в письменной форме заключается договор управления многоквартирным домом. Условия договора управления многоквартирным домом регламентируются Жилищным кодексом РФ.

Информация, обязательная для раскрытия, по выбору управляющей организации размещается:

  • на сайте управляющей организации;
  • на сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
  • на сайте органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность.

Расходы управляющей компании

Расходы управляющей компании можно разделить на следующие виды:

  • расходы на содержание подъезда жилого дома;
  • расходы по ремонту жилого помещения;
  • расходы по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
  • расходы по капитальному ремонту;
  • расходы по содержанию придомовой территории.
Расходы на содержание подъезда жилого дома

Расходы на содержание подъезда жилого дома включают:

  • расходы на содержание в исправном состоянии входных дверей, домофонов, почтовых ящиков, окон, лифтов, мусоропроводов, электрооборудования, системы отопления;
  • расходы на содержание в чистоте стен, полов, окон, лифтов и мусоропроводов.

Управляющая организация обязана:

  • следить за температурой воздуха в подъезде (температура воздуха должна быть не менее +16 С˚), незамедлительно заменять разбитые стекла в дверях и окнах подъезда;
  • следить за исправностью конструктивных элементов подъезда и своевременно их ремонтировать;
  • ежедневно проводить влажное подметание лестничных клеток первых двух этажей, площадок перед мусоропроводами;
  • ежедневно вывозить отходы из мусороприемной камеры и проводить ее уборку;
  • ежедневно мыть пол лифта;
  • 2 раза в месяц проводить влажную уборку всех лестничных площадок и пролетов в домах без лифта;
  • 1 раз в месяц проводить влажную уборку всех лестничных площадок и пролетов в домах, оборудованных лифтом;
  • 1 раз в месяц мыть, чистить и дезинфицировать все элементы мусоропровода.
Расходы по ремонту жилого помещения

Расходы по ремонту жилого помещения и внутриквартирного инженерного оборудования, которое принадлежит собственнику жилья, в ежемесячную плату не включены. Тем не менее управляющая организация должна содержать в порядке и при необходимости ремонтировать общедомовое имущество, находящееся в квартире.

Управляющая организация обязана:

  • содержать и ремонтировать стояки холодного и горячего водоснабжения и канализации;
  • следить за работоспособностью систем вентиляции;
  • в квартирах с газовыми плитами регулярно проверять безопасность работы газового оборудования, установленного в квартире;
  • обеспечивать бесперебойную работу системы отопления, ремонтировать оборудование при необходимости;
  • следить за состоянием стен дома, проводить ремонт, включая капитальный, если повреждения произошли по вине управляющей организации.
Расходы по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме

Содержание и ремонт жилых помещений предусматривает оплату услуг по выполнению работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Управляющая организация за счет средств на текущий ремонт проводит замену и восстановление общедомового инженерного оборудования.

Управляющая организация обязана:

  • содержать и ремонтировать системы водоснабжения и канализации;
  • следить за работоспособностью систем противопожарной автоматики и дымоудаления;
  • в домах с газовыми плитами регулярно проверять безопасность системы газоснабжения;
  • обеспечивать бесперебойную работу системы отопления и внутренних инженерных систем и оборудования, своевременно устранять аварийные ситуации;
  • ремонтировать кровлю.

Работы по прекращению протечек из-за неисправности кровли выполняются управляющей организацией в течение смены, мелкий ремонт кровли выполняется при благоприятных погодных условиях в течение суток, смена кровельного покрытия до 50 % производится за счет средств текущего ремонта.

Расходы по капитальному ремонту

Решение о проведении капитального ремонта общего имущества принимается на общем собрании собственников. Организационную и информационную поддержку в проведении общего собрания может оказать управа района.

К сведению

Государственной программой города Москвы «Жилище» на 2012–2016 гг. предусмотрено предоставление из бюджета города Москвы субсидий на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах Москвы при долевом финансировании расходов за счет средств собственников помещений в многоквартирных домах. Субсидии получают ТСЖ, ЖСК, управляющие организации. Участие и контроль со стороны жителей — залог качественно выполненного ремонта.

Общее собрание собственников принимает решение:

  • о проведении капитального ремонта общего имущества дома;
  • о долевом финансировании ремонта за счет средств собственников помещений в доме.
  • утверждает виды, объемы и сроки проведения работ;
  • утверждает предварительный расчет стоимости по видам работ;

Управляющие организации подают заявку на предоставление субсидии в Департамент капитального ремонта (ДКР) города Москвы. Порядок предоставления субсидий и состав заявки определён постановлением Правительства Москвы от 6 декабря 2011г. №575-ПП.

Услуги по управлению дома должны оказываться своевременно и соответствовать требованиям Правила предоставления коммунальных услуг.

Доходы управляющей компании

К доходам управляющей компании относятся:

  • суммы платежей, поступающих от собственников помещений в многоквартирных домах управляющей организации в рамках договора управления многоквартирными домами (плата за управление домом);
  • средства, поступающие от населения сверх квартирной платы (дополнительный ремонт квартир, установка санитарно-технических изделий или замена пришедших в негодность по вине жильцов и т. д.);
  • средства, поступающие от арендаторов за коммунальные услуги, содержание и ремонт многоквартирного дома;
  • средства от посреднической деятельности (получение агентского вознаграждения от ресурсоснабжающих организаций за сбор коммунальных платежей).

В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ к доходам не относятся средства целевого финансирования, а именно:

  • средства бюджетов, выделяемые на управление многоквартирными домами управляющим организациям, направленные на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов (в частности, бюджетные средства, предоставляемые Фондом содействия реформированию ЖКХ на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов);
  • средства собственников помещений в многоквартирных домах, поступающие на счета управляющей компании, направленные на финансирование работ по проведению ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Приведем пример калькулирования себестоимости услуг, учета доходов и расходов управляющей организацией.

Пример

Собственники многоквартирного дома на общем собрании решили доверить управление домом Управляющей компании ООО «Восток» и заключили с ней договор управления сроком на 3 года.

По условиям договора управляющая компания в течение согласованного срока за плату обязуется:

  • оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию общего имущества в данном многоквартирном доме;
  • предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам;
  • осуществлять текущий и капитальный ремонт общего имущества данного дома;
  • осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Общая площадь данного многоквартирного дома составляет 12 546 м2.

Многоквартирный дом состоит из:

  • 204 жилых помещений — квартир, принадлежащих на праве собственности физическим лицам;
  • нежилых помещений (подсобные помещения, используемые для хранения инвентаря, находящиеся на первом этаже).

Управляющая компания заключает договоры подряда со специализированными организациями на комплексное обслуживание многоквартирного дома, в которое входит:

  • техническое обслуживание помещений;
  • аварийно-диспетчерское обслуживание;
  • сбор и вывоз мусора;
  • санитарное содержание мест общего пользования и придомовой территории;
  • обслуживание инженерных сетей до границы эксплуатационной ответственности.

Жилищно-коммунальное обслуживание осуществляется строго в соответствии с действующими нормативными актами по содержанию и ремонту жилищного фонда на основании сметы расходов.

Смета расходов на управление многоквартирным домом включает:

1. Расходы по договорам с ресурсоснабжающими организациями за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в случае его наличия), отопление (теплоснабжение).

Порядок определения объема предоставляемых ресурсоснабжающими организациями услуг холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, отопления (теплоснабжения) зависит от наличия или отсутствия приборов учета. В нашем многоквартирном доме установлены общедомовые приборы учета. Поэтому стоимость предоставляемых коммунальных услуг определяется как произведение установленного для определенной категории потребителей тарифа на объем потребленных им коммунальных услуг в натуральных единицах, в частности:

  • водоснабжение — на 1 м3 отпущенной воды;
  • водоотведение — на 1 м3 отведенной сточной жидкости;
  • теплоснабжение — на 1 Гкал отпущенной тепловой энергии;
  • горячее водоснабжение — на Гкал тепловой энергии на подогрев воды, или м3 отпущенной горячей воды;
  • электроснабжение — на 1 кВт×ч. отпущенной электроэнергии.

2. Расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.

Отражается общая сумма расходов по оплате услуг специализированных подрядных организаций, выполняющих по договору с управляющей организацией работы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме. К таким расходам относится:

  • вывоз бытового мусора;
  • уборка территории;
  • уборка внеквартирных мест общего пользования, в том числе мусоропроводов;
  • содержание придомовой территории, в том числе озеленение;
  • содержание и ремонт лифтов;
  • техническое обслуживание инженерного оборудования и конструктивных элементов зданий;
  • обслуживание и очистка вентиляционных каналов;
  • подготовка к зиме (утепление оконных и балконных проемов, замена разбитых стекол окон и балконных дверей, утепление входных дверей в квартирах и нежилых помещениях, являющихся помещениями общего пользования).

Поясним, что к инженерному оборудованию в многоквартирном доме относится оборудование по водоснабжению, отоплению, канализации, электроснабжению, а к основным конструктивным элементам здания — фундаменты, стены, перекрытия, перегородки, крыша, лестницы, окна, двери, балконы.

3. Расходы на ремонт.

Отражается общая сумма расходов по оплате услуг подрядных организаций, выполняющих по договору с управляющей организацией ремонтные и строительно-монтажные работы.

К расходам на ремонт относятся расходы на текущий (профилактический) и непредвиденный ремонт (работы, связанные с устранением аварийных ситуаций).

Расходы на профилактический ремонт включают расходы:

  • на восстановление поврежденных участков зданий, фундаментов;
  • устранение неисправностей и профилактический ремонт внутренних инженерных систем и оборудования (устранение неисправностей кровель, замена водосточных труб, ремонт вентиляции и т. п.);
  • ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, дорожек, отмосток ограждений, навесов для контейнеров, мусоросборников.

4. Расходы на капитальный ремонт.

Отражается сумма расходов по оплате услуг подрядных организаций, производящих капитальных ремонт.

Капитальный ремонт предполагает замену:

  • систем инженерного оборудования;
  • отдельных элементов несущих строительных конструкций многоквартирного дома.

5. Расходы управляющей организации.

К расходам управляющей организации относятся:

  • материальные расходы;
  • расходы на оплату труда;
  • расходы на амортизацию;
  • прочие расходы, связанные с предоставлением услуг по управлению многоквартирным домом.

В составе материальных расходов управляющей организации учитываются расходы на:

  • приобретение сырья, материалов, топлива, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, используемых в процессе предоставления услуг по содержанию многоквартирного дома;
  • оплату аренды нежилых помещений, занимаемых управляющей организацией;
  • коммунальные услуги, потребляемые управляющей организацией;
  • транспортные услуги;
  • другие расходы.

В расходах управляющей организации на оплату труда работников учитываются затраты на оплату труда сотрудников управляющей организации, занятых заключением договоров с подрядными, специализированными и ресурсоснабжающими организациями, начислением и сбором платежей, ведением претензионной работы, выполнением других функций по управлению многоквартирным домом, в соответствии с утвержденным штатным расписанием.

В составе расходов на амортизацию оборудования управляющей организации, используемого в процессе предоставления услуг по управлению многоквартирным домом, учитываются амортизационные отчисления по объектам основных средств, числящимся на балансе управляющей организации.

В прочих расходах управляющей организации отражаются расходы, не вошедшие в перечисленные:

  • отчисления на страховые взносы работников управляющей организации во внебюджетные фонды;
  • оплата услуг банка;
  • оплата консультационных, информационных, консалтинговых и аудиторских услуг;
  • расходы, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;
  • платежи по обязательному страхованию имущества, гражданской ответственности, отдельных категорий работников в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ;
  • налоги, сборы, платежи и другие отчисления, установленные законодательством РФ;
  • другие расходы.

Расходы в бухгалтерском учете отражаются в соответствии с положениями учетной политики управляющей компании, разработанной в соответствии с требованиями нормативных актов по бухгалтерскому учету:

  • Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 04.11.214) «О бухгалтерском учете»;
  • План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (в ред. от 08.11.2010);
  • Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 94н (в ред. от 27.04.2012).

Расходы разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся:

  • материальные расходы;
  • расходы на оплату коммунальных услуг предприятиям жилищно-хозяйственного комплекса;
  • расходы на оплату услуг подрядным организациям, оказывающие ремонтно-эксплуатационные услуги по содержанию и ремонту дома;
  • расходы на оплату услуг подрядным организациям, выполняющим строительно-монтажные работы по капитальному ремонту зданий и сооружений;
  • расходы по оплате услуг единого расчетного центра;
  • прочие расходы, связанные с деятельностью по управлению многоквартирным домом.

Остальные расходы, в том числе связанные с содержанием аппарата управления компании, являются косвенными.

Прямые расходы учитываются на счете 20 «Основное производство» следующим образом:

20.01 — расходы по коммунальным платежам;

20.02 — расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме;

20.03 — расходы на текущий ремонт;

20.04 — расходы на капитальный ремонт.

Кроме того, предусмотрена детализация по субсчетам, открытым для каждого вида коммунальных платежей (20.01/«Отопление», 20.01/«ХВС», 20.01/«ГВС», 20.01/«Водоотводы», 20.01/«Электроснабжение»).

Косвенные расходы, в том числе расходы на содержание аппарата управления ООО «Восток», отражаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Косвенные расходы ежемесячно списываются на финансовый результат (в дебет счета 90.02).

Бухгалтер ежемесячно составляет калькуляцию произведенных расходов (ниже представлен пример калькуляции фактических расходов за декабрь 2013 г.).

Пример калькуляции себестоимости услуг

Калькуляция себестоимости услуг за декабрь 2013 г.

Наименование услуг

Счет учета затрат

Сумма затрат на оказание услуг, руб.

Объем предоставленных услуг

Себестоимость единицы услуги, руб.

Единица измерения

Количество

Отопление

20.01/«Отопление»

185 622,69

Гкал

163,2020

1137,38

Холодное водоснабжение

20.01/«ХВС»

118 189,50

м3

4161,6020

28,40

Горячее водоснабжение

20.01/«ГВС»

322735,48

м3

2779,8060

116,10

Водоотводы

20.01/ «Водоотводы»

139889,47

м3

6942,4056

20,15

Электроснабжение

20.01/«Электроснабжение»

64 350,00

кВт×ч

20 428,5711

3,15

Итого расходов на коммунальные платежи

20.01

830 787,14

Расходы на содержание дома

20.02

238 750,38

Руб. за 1 м2 площади

12 546

19,03

Ремонт

20.03

69 630,30

Руб. за 1 м2 площади

12 546

5,55

Управление домом

26

40 272,66

Руб. за 1 м2 площади

12 546

3,21

Всего произведенных расходов

1 179 440,48

Главный бухгалтер                 Иванова                     Иванова А. Г.

Также управляющая компания оформляет получение субсидий из бюджета. Сумма начислений эксплуатационных расходов для собственников при этом снижается на сумму предоставленных субсидий.

В нашем многоквартирном доме субсидию получает семья из 4-х человек: муж, жена и двое детей 3 и 7 лет. Порядок получения субсидии:

1. В первую очередь рассчитаем сумму оплаты за жилищно-коммунальные услуги по стандарту, приведенному в Постановлении Правительства РФ от 21.02.2013 № 146 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2013–2015 годы» (далее — Постановление № 146):

147 руб. × 18 м2 × 4 чел. = 10 584 руб.,

где 147 руб. — это регламентированный стандарт стоимости оплаты коммунальных услуг за 1 м2 в г. Москве, утвержденный Постановлением № 146;

      18 м2 — это социальная норма площади жилья для 3-х и более человек, прописанных в жилом помещении.

2. Далее определим ежемесячный совокупный доход семьи.

Для расчета берутся все доходы, включая стипендии, пособия, пенсии и доплаты.

В нашем случае доход родителей в месяц составляет 18 000 руб. + пособия на детей (500 руб.).

Общий доход семьи будет 18 500 руб. (18 000 руб. + пособия на детей 500 руб.).

Доход на 1 человека соответственно составит:

18 500 руб. / 4 чел. = 4625 руб.

3. Подсчитаем средний прожиточный минимум на семью.

Для подсчета необходимо взять показатели прожиточного минимума, утвержденные правительством. В нашем примере для московской семьи:

  • трудоспособное население — 11 249 руб.;
  • дети — 8559 руб.

На основе этих данных определим средний прожиточный минимум на семью:

(11 249 руб. × 2 чел. + 8559 руб. × 2 чел.) / 4 чел. = 9924 руб.

4. Находим поправочный коэффициент

Для расчета необходимо совокупный доход семьи на одного человека разделить на средний прожиточный минимум на семью:

4625 руб. / 9924 руб. = 0,47.

5. Определим процент платежей за услуги ЖКХ из общего дохода.

Для расчета необходимо поправочный коэффициент умножить на стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, который утвержден правительством Москвы.

Размер компенсационного стандарта города Москвы устанавливается:

  • для семей, одиноко проживающих граждан, имеющих соответственно среднедушевой доход и доход свыше 600, но не более 1500 руб. в месяц, — 3 %;
  • для семей, одиноко проживающих граждан, имеющих соответственно среднедушевой доход и доход свыше 1500, но не более 2000 руб. в месяц, — 6 %;
  • для семей, одиноко проживающих граждан, имеющих соответственно среднедушевой доход и доход свыше 2000 руб. в месяц, — 10 %.

Следовательно, для нашего примера процент платежей равен:

0.47 × 10 % = 4,7 %.

6. Установим сумму максимально возможного платежа за коммунальные услуги.

Для этого совокупный доход семьи умножаем на процент платежей за услуги из общего дохода:

18 500 руб. × 4,7 % = 869,50 руб.

7. Вычисляем размер субсидии на оплату ЖКУ.

Сумму оплаты ЖКУ по стандарту (п. 1) минус сумма максимально возможного платежа за услуги:

10 584 руб. – 869,50 руб. = 9714,50 руб.

_____________________

Формирование цен на услуги управляющей компании

Размер платы за содержание и ремонт многоквартирного дома формируется по следующему перечню работ и услуг:

1. Управление многоквартирным домом:

  • осуществление планового надзора и контроля за техническим состоянием объектов, переданных в управление, обеспечением их содержания и ремонта в соответствии с действующими нормативно-техническими требованиями;
  • организация работ по обследованию объектов с целью определения их технической готовности к эксплуатации (в том числе к сезонной), необходимости проведения текущего и капитального ремонта;
  • планирование работ по содержанию и ремонту переданных в управление объектов;
  • планирование финансовых и технических ресурсов;
  • осуществление систематического контроля над качеством услуг, работ подрядчиков и за исполнением иных договорных обязательств, корректировка размера оплаты услуг в сторону ее снижения при ненадлежащем их качестве;
  • финансирование работ и услуг подрядчиков (участников процесса производства работ, услуг) в соответствии с заключенными договорами и с учетом штрафных санкций за ненадлежащее качество работ и услуг;
  • ведение технической документации на переданные в управление объекты;
  • работа с населением, в том числе рассмотрение обращений и жалоб по качеству обслуживания;
  • выполнение диспетчерских функций по приему заявок от населения;
  • осуществление договорно-правовой деятельности;
  • организация работы по приему, расчету и учету платежей нанимателей и собственников помещений, взыскание задолженности по оплате, в том числе за коммунальные услуги согласно заключенным договорам на поставку коммунальных ресурсов.

2. Содержание общего имущества многоквартирного дома:

  • санитарное содержание домохозяйства (уборка внеквартирных мест общего пользования, придомовых территорий, дератизация и дезинсекция; противопожарные мероприятия);
  • уход за элементами внешнего благоустройства;
  • вывоз и утилизация твердых бытовых отходов;
  • техобслуживание жилых зданий (проведение частичных осмотров элементов жилого дома, устранение мелких неисправностей в ходе проведения частичных осмотров, а также по заявкам населения);
  • техобслуживание, техосвидетельствование и диагностическое обследование лифтов;
  • подготовка жилого дома к эксплуатации в весенне-летний период;
  • подготовка жилого дома к эксплуатации в осенне-зимний период;
  • обслуживание, обследование, регулировка и наладка систем инженерного оборудования, обслуживающего более одного жилого помещения: вентиляции, холодного водоснабжения, канализации, горячего водоснабжения, центрального отопления, электроснабжения;
  • обслуживание и очистка дымоходов, газоходов и вентиляционных каналов;
  • обслуживание, техническое диагностирование и обследование систем газоснабжения, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома и обеспечивающих работоспособность оборудования для более чем одного жилого помещения (кроме внутриквартирного газового оборудования — плит, газовых колонок);
  • уход за зелеными насаждениями.

3. Текущий ремонт — комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов здания и поддержания нормального уровня эксплуатационных показателей.

Коммунальные расходы определяются по общегородским тарифам. Цена услуги управляющей компании, согласованная с собственниками многоквартирного дома, составляет примерно 5–8 % от расходов на содержание и ремонт многоквартирного дома (пример представлен в табл. 2).

Таблица 2. Цены на услуги управляющей компании

Услуги, оказываемые потребителям

Цена услуги, руб. за 1 м2 площади

Содержание дома

Содержание лифтов

6,30

Содержание лестничных клеток и мусоропроводов

1,35

Содержание придомовой территории

2,00

Техническое обслуживание инженерного оборудования и конструктивных элементов зданий

4,14

Очистка вентиляционных каналов и дымоходов

0,12

Противопожарные мероприятия

0,03

Сбор, вывоз и утилизация (захоронение) ТБО и КГМ

3,50

Услуги ЕРЦ

0,15

Содержание управляющей компании

1,5

Итого расходов на содержание дома

19,09

Прибыль

1,51

Стоимость содержания дома

20,60

Ремонт

Непредвиденный ремонт

2,00

Профилактический ремонт

3,55

Итого расходов на ремонт

5,55

Прибыль

0,45

Цена реализации на ремонт

6,00

Расчет коммунальных платежей производится на основании единой квитанции установленной формы. Собственники переводят квартирную плату на счет управляющей компании. Управляющая компания заключает договор о начислении и сборе платежей собственников помещений с центром коммунальных платежей. Правами на программу расчета жилищно-коммунальных услуг владеет управляющая компания. По штрих-коду квитанции бухгалтер получает полную информацию о движении денежных средств и все данные о собственнике.В договорах с ресурсоснабжающими организациями предусмотрено вознаграждение управляющей организациям за сбор средств от населения.

Пример

Продолжаем рассматривать наш пример.

В договоре о поставке коммунальных услуг, заключенном между управляющей организацией и ресурсоснабжающими организациями, имеется пункт, согласно которому размер вознаграждения управляющей организации за услуги населению, сбор платежей от населения по договору составляет 4 % от перечисленной суммы.

В декабре 2013 г. управляющая компания предъявила к оплате собственникам платежей на сумму 1 159 991,18 руб.:

  • за коммунальные услуги — 830 787,14 руб.;
  • за услуги по содержанию дома — 258 447,60 руб. (12 546 м2 × 20,60 руб.);
  • на покрытие расходов по текущему ремонту — 75 276 руб. (12 546 м2 × 6,00 руб.).

При этом в декабре 2013 г. на расчетный счет управляющей компании поступили:

  • плата по коммунальным платежам — 650 000 руб.;
  • плата на возмещение расходов по содержанию дома — 240 000 руб.;
  • плата за возмещение расходов по текущему ремонту — 70 000 руб.;
  • денежные средства из бюджета — субсидии — 50 000 руб.

Из полученных денег:

  • оплачено поставщикам — ресурсоснабжающим организациям — 630 000 руб.;
  • оплачено подрядным организациям за содержание и текущий ремонт дома — 300 000 руб.;
  • перечислено ЕРЦ за обслуживание — 20 000 руб.;
  • начислено комиссионное вознаграждение — 25 200 руб. (630 000 руб. × 4 %).

___________________

НДС и налог на прибыль с доходов управляющей компании

НДС

В письме ФНС России от 15.03.2013 № АС-3-3/904 указано, что реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, не облагаются НДС в следующих случаях:

  • коммунальные услуги приобретены у организаций коммунального комплекса, поставщиков электроэнергии и газоснабжающих компаний;
  • услуги управляющими компаниями оказываются по стоимости приобретения их приобретения у организаций жилищно-коммунального комплекса.

Важно!

Нормами Налогового кодекса РФ не предусмотрено освобождение от налогообложения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых собственными силами управляющих компаний. Следовательно, операции по выполнению управляющей организацией работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома на основании п. 1 ст. 146 НК РФ признаются объектами налогообложения по НДС.

Пример

В нашем случае объектами налогообложения НДС будут являться следующие доходы управляющей компании:

  • комиссионное вознаграждение в сумме 25 200 руб., в том числе НДС 3844,06 руб.;
  • плата за услуги по содержанию дома в части разницы между ценами приобретения услуг у организаций жилищно-коммунального комплекса и ценой реализации этих услуг собственникам многоквартирного дома;
  • плата за услуги по текущему ремонту, так как эти работы выполняла не специализированная организация, в сумме 75 276 руб., в том числе НДС 11 482,77 руб.

Регистр расчета суммы НДС к уплате в бюджет за услуги по содержанию многоквартирного дома представлен в табл. 3.

Таблица 3. Регистр расчета суммы НДС к уплате в бюджет за услуги по содержанию многоквартирного дома

Вид дохода

Единица измерения

Количество

Цена услуги спецпредприятий ЖКХ

Цена реализации управляющей компании

Налогооблагаемая база НДС (гр. 5 – гр. 4) × гр. 3

Сумма НДС

(18 % × гр. 6)

1

2

3

4

5

6

7

Содержание дома

руб. за 1 м2 общей площади

12 546

19,03

20,60

19 697,22

3545,50

Итого

19 697,22

3545,50

Всего начислено НДС с реализации услуг за декабрь 2013 г.:

(3844,06 руб. + 11 482,77 руб. + 3545,50 руб.) = 18 872,33 руб.

Сумму НДС, начисленную на реализацию, уменьшают на сумму НДС, принятую к зачету в бюджет, по выполненным подрядной организации ремонтным работам. Всего подрядная организация выполнила работ на сумму 82 163,75 руб., в том числе НДС 12 533,45 руб.

Итак, в декабре 2013 г. сумма НДС к уплате в бюджет составит:

(18 712,33 руб. – 12 533,45 руб.) = 6338,88 руб.

____________________

Налог на прибыль

В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения налогом на прибыль для российских организаций признается прибыль, исчисляемая как разница между полученными доходами и произведенными расходами.

Доходами управляющей компании в целях налогообложения являются предъявленные собственникам к оплате суммы платежей (коммунальные, по содержанию дома и текущему  ремонту), поступающие от собственников помещений в рамках договора управления многоквартирным домом, а также комиссионное вознаграждение.

Не признаются доходом целевые поступления из бюджета (в нашем примере это субсидии) при условии их раздельного учета.

Расходами в целях налогообложения признаются документально подтвержденные, обоснованные расходы (п. 1 ст. 252 НК РФ), понесенные управляющей компанией при осуществлении деятельности по управлению домом. К таким расходам относятся расходы по оплате услуг специализированных ресурсоснабжающих и подрядных организаций, расходы по управлению домом (заработная плата персонала управляющей компании, отчисления во внебюджетные фонды, амортизация, прочие расходы).

Из доходов при расчете налога на прибыль вычитаются суммы НДС, начисленные на реализацию услуг.

Пример

Рассчитаем налог на прибыль управляющей организации (табл. 4).

Таблица 4. Расчет налога на прибыль управляющей организации

Вид дохода/расхода

Сумма, руб.

Отражение в регистрах бухгалтерского учета

Отражение в регистрах налогового учета

Плата по коммунальным платежам

830 787,14

90.01/1 «Коммунальные платежи»

«Доходы за коммунальные платежи»

Плата за услуги по содержанию дома

258 447,60

90.01/2 «Услуги по содержанию и ремонту дома»

«Доходы за услуги по содержанию и ремонту дома»

Плата за текущий ремонт

75276

90.01/2 «Услуги по содержанию и ремонту дома»

«Доходы за услуги по содержанию и ремонту дома»

Агентское вознаграждение

25 200

90.01/3 «Агентское вознаграждение»

«Доходы за полученное агентское вознаграждение»

Итого доходов

1 189 710,74

Сумма НДС, начисленная с доходов по реализации

18 872,33

68.4 «Расчеты по налогу на прибыль»

Расходы на коммунальные платежи

830 787,14

20.01 «Расходы по коммунальным платежам

«Расходы по коммунальным платежам»

Расходы по содержанию дома

238 750,38

20.02 «Расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме»

«Расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме»

Расходы на текущий ремонт

69 630,30

20.03 «Расходы на текущий ремонт

«Расходы на текущий ремонт»

Расходы по управлению домом

40 272,66

26 «Общехозяйственные расходы»

«Косвенные расходы»

Итого расходов

1 179 440,48

Налогооблагаемая база

–8601,59 (1 189 710,74 – 18 872,33 – 1 179 440,48)

Сумма налога на прибыль

Как видим, за декабрь 2013 г. организация получила убыток, а значит, налог на прибыль не уплачивается.

________________

В настоящее время деятельность по управлению многоквартирными домами на рынке коммунальных услуг востребована и интенсивно развивается. Появляются новые управляющие компании, растет конкуренция. На конкурентоспособность управляющей  компании прежде всего может повлиять качество оказываемых услуг и приемлемые цены, поэтому важно грамотно распределить затраты и зоны ответственности.

Статья опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 12, 2014.

РЕКОМЕНДАЦИИ СОБСТВЕННИКАМ.

Часть 1 Способы управления МКД, условия договора управления

Часть 3 Формирование размера платы за содержание и ремонт общего имущества МКД

Часть 4 Раскрытие информации о деятельности управляющей компании

Часть 5 Отчёт управляющей организации об итогах управления МКД

Приложение: Примерный перечень работ и услуг по управлению общим имуществом.

2.1. Классификация и перечень расходов на содержание и ремонт многоквартирного дома

2.1.1. Согласно требованиям ЖК РФ собственники помещений в МКД обязаны нести расходы на содержание принадлежащих им помещений, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

2.1.2. Расходы на содержание МКД включают:

а) Расходы на содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД:

— расходы на содержание конструктивных элементов здания;

— расходы на содержание внутридомового инженерного оборудования;

— расходы на благоустройство и обеспечение санитарного состояния МКД и придомовой территории);

— расходы на текущий ремонт конструктивных элементов здания;

— расходы на текущий ремонт внутридомового инженерного оборудования;

— расходы на текущий ремонт объектов благоустройства.

б) Расходы на капитальный ремонт общего имущества в МКД.

в) Расходы на управление многоквартирным домом.

г) Расходы на иную деятельность, направленную на достижение целей содержания МКД.

2.1.3. Расходы на проведение работ по содержанию и текущему ремонту конструктивных элементов определяются на основе следующих видов работ:

— технические осмотры конструктивных элементов;

— работы по текущему ремонту конструктивных элементов (кровельные работы, малярные работы, плотничные работы, стекольные работы, штукатурные работы, столярные работы, ремонтно-строительные работы, сварочные работы, подсобные работы и иные работы).

2.1.4. Расходы на содержание и текущий ремонт внутридомового инженерного оборудования МКД определяются на основе следующих видов работ:

— технические осмотры внутридомового инженерного оборудования;

— санитарно-технические работы, работы по ремонту электросетей и электрооборудования;

— сварочные работы;

— работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования;

— работы по ремонту контрольно-измерительных приборов и автоматики;

— работы по содержанию и ремонту коллективных (общедомовых) приборов учета;

— аварийно-восстановительные работы;

— работы по содержанию и ремонту лифтов;

— прочие работы по содержанию и ремонту внутридомового инженерного оборудования.

2.1.5. Расходы на благоустройство и обеспечение санитарного состояния МКД и придомовой территории определяются на основе следующих видов работ:

— уборка лестничных клеток и проемов;

— содержание мусоропроводов;

— содержание придомовой территории;

— содержание зеленых насаждений;

— дератизация и дезинсекция;

— вывоз твердых и жидких бытовых отходов;

— прочие виды работ, связанных с благоустройством и обеспечением санитарного состояния МКД и придомовой территории.

2.1.6. Периодичность выполнения работ и оказания услуг должна быть определена собственниками помещений в МКД на общем собрании.

2.1.7. Перечень работ по текущему ремонту общего имущества МКД рекомендуется определять по итогам технического осмотра каждого конкретного МКД.

Возможный перечень работ по текущему ремонту общего имущества МКД определен в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170.

2.1.8. По капитальному ремонту общего имущества МКД собственникам в МКД целесообразно принять решение об оплате данной услуги в ежемесячном равном размере в течение определенного количества лет, с целью накопления средств необходимых для проведения работ по капитальному ремонту.

Данный вопрос рекомендуется рассматривать в качестве отдельного вопроса в повестке дня решения общего собрания собственников помещений.

Накопление средств на капитальный ремонт общего имущества МКД позволит избежать единовременного резкого роста расходов собственников помещений в случае решения о проведении капитального ремонта.

2.1.9. Решение об использовании данных средств, о сроке начала проведения капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта, должно приниматься на общем собрании учетом предложений управляющей организации.

2.2. Порядок и условия определения расходов на содержание, ремонт и управление многоквартирным домом

Расходы по содержанию и ремонту общего имущества МКД

2.2.1. Размер и состав расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД зависит от состава общего имущества, а также перечня, состава и периодичности работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества.

2.2.2. Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД работ и услуг, порядок их оказания и выполнения должны быть установлены Правительством РФ в ближайшее время.

2.2.3. При формировании перечня работ учитываются: конструктивные и объемно-планировочные решения многоквартирного дома, срок эксплуатации, степень его износа, этажность, характеристика и оборудование придомовой территории и другие факторы.

2.2.4. После определения состава общего имущества в МКД собственники устанавливают перечень, состав и периодичность работ по его содержанию и ремонту.

2.2.5. При определении размера платы за содержание и ремонт помещений рекомендуется применять перечень, состав и периодичность работ по содержанию и ремонту конструктивных элементов, инженерных систем МКД, благоустройству и обеспечению санитарного состояния придомовой территории и мест общего пользования, без которых невозможно полноценное проживание в нем.

Такие работы обеспечивают удовлетворение требований и запросов собственников помещений по уровню комфортности, безопасности проживания, этике обслуживания и поддержание в технически исправном состоянии конструктивных элементов здания и его инженерной инфраструктуры.

Такой перечень работ может быть определен с использованием Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491.

Для более подробной детализации работ могут быть применены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.

2.2.6. Расходы на содержание и текущий ремонт общего имущества МКД представляют собой стоимость трудовых ресурсов, используемых в процессе выполнения работ материалов, основных средств (включая машины и механизмы), а также другие затраты.

2.2.7. При определении расходов по содержанию и ремонту общего имущества МКД управляющая компания исходит из предложений предприятий-подрядчиков действующих на данном рынке услуг, а также применяет нормативный метод, заключающийся в определении расходов на основе трудовых, материальных и финансовых норм и нормативов, которые позволяют экономически обосновать расход соответствующих ресурсов.

К примеру, расчет потребностей на проведение текущего ремонта рекомендуется осуществлять на основе сметной стоимости, определенной с применением территориальных норм и расценок.

Расходы по управлению МКД

2.2.8. При управлении МКД управляющей организацией расходы на управление включают расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды работников, занятых управлением многоквартирным домом, расходы на содержание и эксплуатацию помещения (здания), в котором находится офис управляющей организации, другие расходы, связанные с управлением многоквартирным домом.

2.2.9. Расходы на управление могут быть определены исходя из среднерыночной стоимости указанных услуг, а также имеющейся информации о расходах на управление по многоквартирным домам, где выбраны аналогичные способы управления.

2.2.10. Утверждать величину расходов на управление МКД рекомендуется в виде одного из двух вариантов:

— в виде абсолютной величины;

— в виде доли от общих расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества МКД.

2.2.11. Примерный перечень работ по управлению МКД приведен в Приложении к данным рекомендациям.

Автор публикации

0

Комментарии: 0Публикации: 1288Регистрация: 17-07-2018

Все чаще офисы различных организаций размещаются в помещениях многоквартирных домов. Организации бюджетной сферы не исключение. Так же как и физические лица организации несут расходы на содержание жилого помещения в многоквартирном доме. В статье мы рассмотрим, как правильно выбрать КВР и КОСГУ для отнесения расходов по договору с управляющей компанией.

Расходы по договору с управляющей компанией на оплату коммунальных ресурсов: коммунальные расходы или расходы на содержание имущества?

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых помещений в многоквартирном доме платят за содержание жилого помещения, включая
— плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом;
— плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
— плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

К коммунальным ресурсам относятся холодная и горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме

При заключении договора с управляющей компанией расходы на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, являются расходами управляющей компании. Для учреждения плата за коммунальные ресурсы, по сути, является составной частью общей платы за содержание управляющей компанией жилого помещения. Поэтому расходы на оплату ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества, относятся не к коммунальным расходам, а к расходам на содержание имущества.

В такой ситуации можно говорить о комплексной услуге по содержанию имущества, оказываемой управляющей компанией.

КВР и КОСГУ для отражения расходов по договору с управляющей компанией

Нередко при оплате счетов за содержание общего имущества многоквартирного дома бухгалтеры задаются вопросом об отнесении указанных расходов на соответствующие КВР и КОСГУ. Чаще всего сомнения связаны с отражением расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые для общедомовых нужд, а именно какой КВР (244 или 247) и подстатью КОСГУ (223 или 225) применить.

Оплату счетов за содержание общего имущества многоквартирного дома, включая набор потребляемых для этих целей коммунальных услуг, следует производить по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг». Оплачивать такие расходы по КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов» нельзя (смотрите письмо Минфина России от 17.02.2021 № 02-05-10/10752).

Дело в том, что КВР 247 используется для отражения ограниченного перечня расходов и не может использоваться для отражения расходов, не поименованных в п. 48.2.4.7 Порядка N 85н. В частности, по данному коду отражаются расходы на закупку энергетических ресурсов (электроэнергии, газа, теплоснабжения (отопления и горячего водоснабжения)) по договорам, заключенным непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.

Аналогичная ситуация и с выбором подстатьи КОСГУ для отражения расходов по договору с управляющей компанией.

Как уже было отмечено ранее, расходы по договору с управляющей компанией на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, не относятся к коммунальным расходам, за потребление которых оплата по установленным тарифам отражается по подстатье 223 КОСГУ, а являются составной частью общей платы за содержание управляющей компанией жилого помещения.

При этом расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием нефинансовых активов, относятся на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ (п. 10.2.5 Порядка N 209н).

Таким образом, приходим к выводу, что расходы по договору с управляющей компанией, включая потребляемые для общедомовых нужд ресурсы, в полном объеме можно отражать по КВР 244 в увязке с подстатьей 225 КОСГУ.


Опубликовано 02.02.2022



Источник фото: https://www.pexels.com/

Имея за плечами более 800 проведенных семинаров для управляющих компаний и ТСЖ, могу смело сказать, что обсуждение платы за управление и всего, что с ней связано всегда превращается в жаркий спор. Основные баталии возникают вокруг вопросов связанных с бухгалтерским и налоговым учетом платы за управление, необходимости актирования данной услуги с собственниками помещений, структуре этой платы и т.д. Так как вопросы постоянные, то  решился написать цикл статей, в которых попытаюсь «разжевать» общественности особенности данной строки в квитанции.

Начнем издалека.

Кто бы что ни говорил, но управляющая организация «заходит на МКД» не для удовлетворения потребностей жителей (для этого есть государство и лица противоположного пола), а для получения прибыли. Прибыль в свою очередь – самый страшный раздражитель для огромного количества собственников помещений, так как они по-настоящему уверовали в то, что обслуживание их МКД стоит копейки, и инфляция на затраты управляющих компаний не распространяется.

Государство в п.2 ст.162 ЖК РФ прямо указало, что управляющая организация (далее по тексту – УО) по договору управления «обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам…».

Обратите внимание на текст выше и увидите, что в нем услуги управления отделены от услуг по содержанию и ремонту общего имущества, а также от коммунальных услуг, поэтому давайте сразу определимся, что плата за управление МКД – это плата за отдельный вид деятельности УО, хоть и может включаться в состав платы за содержание жилого помещения в соответствии с пп.2 п.1 ст.154 ЖК РФ.

На практике плата за управление может быть:

  1. выделена отдельной строкой в платежном документе;

  2. в платежном документе включена в строку «плата за содержание жилого помещения», но выделена отдельно в перечне работ и услуг;

  3. в платежном документе включена в строку «плата за содержание жилого помещения», но НЕ выделена отдельно в перечне работ и услуг.

Первый и второй варианты, указанные выше безопасны с точки зрения последствий «войнушки» за деньги УО, а вот третий вариант чреват ооооочень нехорошими последствиями.

Проблема в том, что хотя это прямо и не написано в нормативно-правовых актах, суды однозначно дают понять, что есть деньги, принадлежащие
собственникам помещений, и есть деньги, которые после оплаты собственникам уже не принадлежат. Так ВС РФ в Определении Верховного Суда РФ от 25.06.2018 N 304-ЭС18-7866 по делу N А46-15897/2016 (на самом деле таких определений уже сотни) указал, что взносы собственников в виде платы за содержание жилого помещения «имеют целевой характер и не поступают в собственность Общества».

Что все это значит на практике?

А значит это то, что если УО не отделит мух от котлет, а правильнее свои деньги от «их» денег, то может получится так, что своих денег у нее попросту не будет. Судьи из решения в решение говорят о том, что если УО не выполнила работы, то денежные средства остаются на лицевом счете МКД и если предположим МКД «ушел», то «неосвоенные» денежные средства должны быть возвращены собственникам помещений как неосновательное обогащение.

С точки зрения нашего достаточно «укуренного» законодательства, регулирующего сферу управления МКД списание денежных средств с лицевого счета МКД возможно только после подписания акта выполненных работ
между представителем собственников помещений в МКД и управляющей организацией (п.4.11 ГОСТ Р 56192-2014. «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания общего имущества многоквартирных домов. Общие требования»).

И тут из-за угла вылазит 2 проблемы:

  1. в МКД некому подписывать акты выполненных работ, потому что настоящих буйных мало и никто председателем совета дома стать не решился;

  2. а как вообще можно заактировать работы по управлению???

Первую проблему можно обойти через договор управления или общее собрание собственников (если интересно – пишите в комментариях и напишу подробный FAQ), а вторая проблема на самом деле зачастую неразрешима.

Есть «замечательный» документ, который называется Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 №290 (далее по тексту – Правила №290). Так вот в п.9 Правил №290 указано, что «сведения об оказании услуг и выполнении работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, отражаются в актах, составляемых по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, и являются составной частью технической документации многоквартирного дома».

Если «провалиться» по ссылке в этом пункте, то вы увидите саму форму акта, которая утверждена Приказом Минстроя России от 26.10.2015 №761/пр «Об утверждении формы акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества
в многоквартирном доме».

Обратили внимание, что ни в названии документа, ни в самой форме не говорится об актировании услуги по управлению?

И это абсолютно верно, так как:

  1. ЖК РФ разделяет услуги по содержанию и ремонту общего имущества от услуги управления (п.2 ст.162 ЖК РФ);

  2. невозможно актировать с каждым домом услуги
    по заполнению ГИС ЖКХ, походам юристов в суд, раздумья главбуха и экономиста по вопросу отражения тех или иных данных в отчете по исполнению договора управления и других работ, которые согласно Правил осуществления деятельности по управлению МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 №416 (далее по тексту – Правила №416) относятся к услуге управления.

  3. детализация работ по управлению в перечне работ и услуг попросту невозможна, так как невозможно запланировать и впоследствии обосновать то, что не носит материального характера. Вы же в рабочее время читаете эту статью и вам за это платят собственники. Если они все сидят рядом и актируют этот процесс – передайте им от меня привет. Многие возразят, что мол мы детализируем всё как положено… Тогда у меня лично вопрос – КАК вы это делаете?

А теперь вернемся к тому, что было чуть выше по тексту и разберем ситуацию, когда плата за управление в перечне работ не выделена и включена в состав платы за содержание жилого помещения.

Ответьте мне на несколько вопросов (пишите в комментах):

  1. как вы будете отделять свои деньги (за родненькое управление) от «их» денег за содержание и ремонт?

  2. как вы будете актировать внутри услуги содержание и ремонт выполнение работ по управлению?

  3. ну и наперед, как вы будете применять льготу по пп.30 п.3 ст.149 НК РФ в части освобождения от НДС?

Если продолжение интересно – напишу вторую часть.

С уважением, ваш товарищ Сталин)))

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Расчет баланса рабочего времени практическая работа
  • Рейтинг компаний по капитализации в мире на сегодня
  • Расчет батарей для ибп от времени автономной работы
  • Рейтинг компаний по натяжным потолкам в красноярске
  • Расчет времени работы акб в зависимости от нагрузки