Обладая информацией о себестоимости одного машино-часа работы транспортного средства, компания имеет возможность выгодно выбрать поставщика, предоставляющего услуги по аренде машин и механизмов. Предлагаем вам подробный алгоритм такого расчета.
Для определения себестоимости работы транспортной техники необходимо в первую очередь рассчитать себестоимость одного машино-часа. Данный расчет необходим в следующих случаях:
- выбор поставщика транспортных услуг для нужд предприятия. Обладая информацией о реальной себестоимости одного машино-часа, можно выбрать поставщика на наиболее выгодных условиях. Анализ рынка в данном случае не даст объективную информацию, так как поставщики стремятся к получению максимальной прибыли;
- сдача в аренду собственных машин и механизмов сторонним организациям. Правильный расчет позволит установить оптимальный размер плановых накоплений.
Для определения себестоимости одного машино-часа определенного вида транспортного средства необходимо учитывать следующие показатели:
- балансовая стоимость транспортного средства;
- амортизация основного средства;
- затраты на выполнение всех видов ремонта, диагностическое и техническое обслуживание;
- затраты на топливо и горюче-смазочные материалы;
- оплата труда машиниста с учетом отчислений с заработной платы;
- накладные расходы.
Рассмотрим подробнее каждый показатель и приведем примеры расчета.
Балансовая стоимость транспортного средства — стоимость транспортного средства, отраженная в учетных документах, которая при приобретении транспортного средства равна первоначальной стоимости транспортного средства, а после переоценки равна восстановительной или полной восстановительной стоимости транспортного средства.
Норма амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества при применении линейного метода определяется по формуле:
- = (1 / n) × 100 %,
где K — норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества;
n — срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.
Обратите внимание!
При установлении сроков полезного использования основных средств необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (в ред. от 10.12.2010).
Нормативный показатель затрат на выполнение всех видов ремонта, диагностическое и техническое обслуживание машин определяется по формуле:
где Вс — восстановительная стоимость машины, руб.;
Нр — норма годовых затрат на ремонт и техническое обслуживание в процентах от восстановительной стоимости машин;
Т — годовой режим работы машин, маш.-ч/год.
Затраты на топливо и горюче-смазочные материалы можно определить на основании норм расхода на топливо и смазочные материалы, установленных в конкретной организации. Обычно эти нормы устанавливают и утверждают на производственном совещании в компании.
Также можно руководствоваться методическими рекомендациями «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденными Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (в ред. от 14.05.2014).
Оплата труда машиниста с учетом отчислений с заработной платы зависит от формы оплаты труда в компании. Наиболее распространенными является сдельная и повременная форма оплаты труда.
Сдельная форма оплаты труда предполагает оплату труда по количеству произведенной продукции (работы) установленного качества с учетом сложности и условий труда. Согласно принятому порядку учета может учитываться результат труда каждого исполнителя в отдельности или коллективной (групповой) результат (по всей группе работающих).
При повременной форме труд оплачивается в зависимости от отработанного времени по часовым, дневным и месячным ставкам или окладам. Данная форма оплаты применяется в тех случаях, когда выработка отдельного работника не может быть точно учтена и выражена в определенном количестве продукции или работы или когда по характеру работы экономически нецелесообразно переводить работников на сдельную оплату труда.
Пример 1
Необходимо рассчитать заработную плату машиниста бульдозера.
Исходные данные:
- количество отработанных часов в месяц — 162;
- расценка за час, установленная в компании, — 130 руб./ч;
- повышающий коэффициент — 1,3.
Заработная плата с учетом НДФЛ составит: 162 × 130 × 1,3 = 27 378,00 руб.
Отчисления с заработной платы: 27 378,00 × 0,3 = 8213,4 руб.
____________________
Накладные расходы сопутствуют основному производству, связаны с ним. Это затраты на содержание и эксплуатацию основных средств, на управление, организацию, обслуживание производства, на командировки, обучение работников и так называемые непроизводительные расходы (потери от простоев, порчи материальных ценностей и др.). Накладные расходы включаются в себестоимость продукции, издержки ее производства и обращения.
Пример 2
Предположим, что в примере 1 рассмотрено промышленное строительство. В соответствии с нормативами накладные расходы должны составлять 90 % от фонда оплаты труда. Соответственно, накладные расходы составят: 27 378,00 × 0,9 = 24 640,20 руб.
______________________________
Рассмотрим пример расчета себестоимости за 1 машино-час.
Пример 3
Рассчитаем себестоимость 1 машино-часа работы автокрана короткообразного ZOOMLION RT-550 грузоподъемностью 55 т. Для расчета используем следующие данные:
- балансовая стоимость автокрана — 10, 3 млн руб.;
- срок полезного использования — 61 месяц;
- количество отработанных часов в месяц — 166;
- годовая норма затрат на техническое обслуживание и ремонт машины — 23 %;
- тарифная ставка для оплаты труда — 140 руб./ч;
- норма расхода топлива на 1 маш/час — 14, 3 л;
- стоимость 1 л ГСМ — 27,34 руб.;
- норма расхода смазочных материалов на 100 л расхода топлива — 2 л;
- стоимость 1 л смазочных материалов — 169,49 руб.;
- норма накладных расходов — 90 % от фонда оплата труда.
Расчет представлен в таблице.
Таблица 2. Калькуляция себестоимости 1 машино-часа работы автокрана |
||||
Наименование механизма: Автокран короткообразный ZOOMLION RT-550, г/п 55 т |
||||
№ п/п |
Наименование затрат |
Единица измерения |
Расчет |
Итого |
1 |
Балансовая стоимость |
руб. |
10 300 000,00 |
|
2 |
Амортизация |
|||
Норма месячной амортизации |
% |
1 / 61 мес. × 100 % |
1,64 |
|
Месячная амортизация |
руб. |
10 300 000,00 / 1,64 % × 100 % |
168 852,46 |
|
Часовая амортизация |
руб. |
168 920,00 / 166,00 |
1 017,18 |
|
3 |
Затраты на техническое обслуживание и ремонт машины |
|||
Годовая норма |
% |
23,00 |
||
Годовые затраты |
руб. |
10 300 000,00 × 0,23 |
2 369 000,00 |
|
Месячные затраты |
руб. |
2 369 000 / 12,00 |
197 416,67 |
|
Часовые затраты |
руб. |
197 416,67 / 166,00 |
1 189,26 |
|
4 |
Оплата труда (зарплата машиниста) |
|||
Тарифная ставка, руб./ч |
руб. |
140,00 |
||
Страховые взносы |
руб. |
140,00 × 0,30 |
42,00 |
|
Часовая заработная плата |
руб. |
140,00 + 42,00 |
182,00 |
|
5 |
Затраты на топливо |
|||
Норма расхода топлива на 1 маш.-ч |
л |
14,30 |
||
Стоимость 1 л ГСМ |
руб. |
27,34 |
||
Часовая стоимость топлива |
руб. |
14,30 × 27,34 |
390,96 |
|
Затраты на смазочные материалы |
||||
Норма расхода масла на 100 л расхода топлива (автокран) |
л |
2,00 |
||
Норма расхода масла в соответствии с нормой расхода ГСМ |
л |
14,30 × 2,00 / 100 |
0,29 |
|
Часовые затраты на смазочные материалы |
руб. |
169,49 × 0,29 |
48,47 |
|
6 |
Накладные расходы |
руб. |
140 × 0,9 |
126,00 |
Итого себестоимость за 1 машино-час |
руб. |
1017,18 + 1189,26 + 182 + 390,96 + 48,47 + 126 |
2953,88 |
Статья опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 10, 2014.
Калькулятор расходов на автомобиль
Маршруты
{{head}} | ||||
---|---|---|---|---|
{{Auto.subTotalLength(route)}} | ||||
Годовой пробег, км: | {{Auto.routeTotalLength()}} |
Топливо
{{head}} | |||
---|---|---|---|
{{Auto.gasolineTotalConsumption()}} | {{Auto.gasolineTotalCost()}} |
Обслуживание
{{head}} | ||||
---|---|---|---|---|
{{Auto.subTotalMaintenance(maintenance)}} | ||||
Итого затраты на обслуживание: | {{Auto.TotalMaintenance()}} |
Итого затраты за год:
{{Auto.TotalConsumption()}}
Приложение N 5
к Контракту
1. Цена 1 км пробега транспортных средств (Цкм) определяется по формуле:
Цкм = Ц x pкм / L, руб./км,
где:
Ц — установленная цена Контракта (этапа исполнения Контракта), руб.;
pкм — часть цены контракта, оплачиваемая исходя из пробега транспортных средств (значение устанавливается Заказчиком) <72>;
L — установленный Контрактом (этапом исполнения Контракта) пробег транспортных средств, км;
2. Цена 1 часа работы транспортных средств (Цчас) определяется по формуле:
Цчас = Ц x pчас / Ч, руб./час,
где:
Ц — установленная цена Контракта (этапа исполнения Контракта), руб.;
pчас — часть цены контракта, оплачиваемая исходя из часов работы транспортных средств (значение устанавливается Заказчиком) <73>;
Ч — установленные Контрактом (этапом исполнения Контракта) часы работы транспортных средств, час.
3. Цена за перевозку 1 пассажира (Цпасс.) определяется по формуле:
Цпасс = Ц x pпасс / Q, руб./час,
где:
Ц — установленная цена Контракта (этапа исполнения Контракта), руб.;
pпасс. — установленная Заказчиком часть цены контракта, оплачиваемая исходя из количества перевезенных пассажиров (значение устанавливается Заказчиком) <74>;
Q — установленный Контрактом (этапом исполнения Контракта) объем перевозок пассажиров, пасс.
Если контактом предусматривается использование для перевозок транспортных средств нескольких классов, то цена единицы работы (за исключением цены за перевозку 1 пассажира) приводится к номинальной вместимости транспортных средств. В этом случае настоящее приложение излагается в следующей редакции:
«1. Цена 1 пассажиро-километра (Цпасс.-км) определяется по формуле:
где:
Ц — установленная цена Контракта (этапа исполнения Контракта), руб.;
pкм — часть цены контракта, оплачиваемая исходя из пробега транспортных средств (значение устанавливается Заказчиком) <70>;
Li — установленный Контрактом (этапом исполнения Контракта) пробег транспортных средств i-ого класса, км;
Vi — номинальная вместимость транспортных средств i-ого класса, пасс. (значение устанавливается Заказчиком);
n — количество предусмотренных Контрактом классов транспортных средств).
2. Цена 1 пассажиро-часа (Цпасс.-час) определяется по формуле:
где:
Ц — установленная цена Контракта (этапа исполнения Контракта), руб.;
pчас — часть цены контракта, оплачиваемая исходя из часов работы транспортных средств (значение устанавливается Заказчиком) <71>;
Чi — установленные Контрактом (этапом исполнения Контракта) часы работы транспортных средств i-ого класса, час;
Vi — номинальная вместимость транспортных средств i-ого класса, пасс. (значение устанавливается Заказчиком);
n — количество предусмотренных Контрактом классов транспортных средств).
———————————
<71> Если объемы предусмотренных Контрактом работ установлены в километрах пробега транспортных средств и (или) часах работы транспортных средств, то цена единицы работы определяется соответственно в расчете на 1 км (1 пасс.-км) и (или) в расчете на 1 час (1 пасс.-час).
<72> Если Контрактом предусматривается плата только за фактический пробег транспортных средств, pкм принимается равным 1,0.
<73> Если Контрактом предусматривается плата только за фактическое количество часов работы транспортных средств, pчас принимается равным 1,0.
<74> Если Контрактом не предусматривается плата за фактическое количество перевезенных пассажиров, pпасс. принимается равным 0.
Как рассчитать стоимость грузоперевозки
На самом деле это не сложно. И делать это надо обязательно. Денежки счет любят. Представьте себе перевозчика, который не в состоянии оценить плохой был для него год или хороший. Или экспедитора, который только по взмаху каких-нибудь палочек определяет стоимость грузоперевозки. Вроде абсурд, но на практике такие люди встречаются и это не редкость. Мы такими быть не хотим и будем учиться считать нашу прибыль. Мы будем лучшие!
Наша задача:
- научиться оценивать маршруты
- научиться рассчитывать себестоимость грузоперевозок
- подводить итоги работы за определенный период
- рассчитать стоимость перевозки из пункта А в пункт Б
- стать круче и повысить свой профессиональный навык
Теория
В теории я напишу пункты, которые попадают в расчет на больших расстояниях. Например, при оценке стоимости конкретного заказа на цену может повлиять скорость выгрузки или способ оплаты. А мы напишем только основу основ всех подсчетов. А дальше каждый для себя сам посчитает и найдет свои подходящие пункты, необходимы для более точных данных.
Основные (стандартные):
Период – Определенный промежуток времени, за который мы делаем расчет.
Пример: период 1 год. (253 рабочих дня)
Пробег — Общий (холостой пробег включен) средний пробег автотранспорта (1 единица) за период. Кто за какой период делает расчет.
Пример: пробег 150 000 км (Это средний пробег одной единицы транспорта за период).
Валовый доход — заработок за пробег (без учета расходов). Для наглядности выражают валовый доход за 1 км.
Пример: валовый доход 29 рублей за 1 км. (Это заработок за 1 км. пробега, без вычета расходов).
Расход по транспорту:
ДТ (топливо) – Затраты на дизельное топливо за пробег.
Пример: 35 литров на 100 км. 150 000 / 100 х 35 х 41 руб за литр= 2 152 500 рублей.
Резина – средства которые заменят износ резины (При подсчете не забывайте о резине которую скоро надо менять, но время еще не пришло. Ведь она тоже получила износ. Просто ее износ еще не достиг 100%).
Пример: резина 10 шт. х 11 000 рублей = 110 000 рублей. (Это затраты на резину за указанный пробег).
Замена масла – денежки, которые мы отдали на замену масла. (При подсчете помните что в расчет должны входить все затраты на масло, обратите внимание на пример)
Пример: 7.5 раз х (200 руб. х 40 л.) = 60 000 рублей (затраты на замену масла за пробег).
Фильтра топливные = 15 раз х 1000 руб. = 15 000 рублей.
Фильтра масляные = 7.5 раз х 3000 руб. = 22 500 рублей.
Ремонтный фонд – сюда входит ремонт и замена расходников. 30 000 рублей на 10 000 км.
Пример: 150000: 10000 х 30000 = 450 000 руб.
Амортизация – износ основных средств. Износ тягача и полуприцепа.
1: 60 месяцев х 100% = 1.67% — месячная норма амортизации. (60 месяцев это срок полезного использования транспортного средства, Вы можете поставить свой срок.).
(3 600 000 цена сцепки х 1.67 : 100) ежемесячные отчисления х 12 = 721440 руб. в год.
Итого: 20 рублей за 1 км.
Расход по работнику (водитель):
Зарплата 3 рубля/км.
Отчисления на зарплату 34 % = 3/100х34 = 1.02 руб/км.
Командировочные 370 рублей в сутки х 253 рабочих дня = 93610 рублей.
Итого: 4.64 рубля за 1 км.
Расход на связь/офис/другое:
Связь — (440 интернет + 1600 мобильные + 3600 факс, стационарный номер) расходы на связь за один месяц х 12 = 67680 рублей.
Офис – 6000 рублей за 1 месяц х 12 = 72 000 рублей
Другое – расходники (принтер, факс, тонер, страховка …), налоги, другие непредвиденные расходы.
Пример: 150 000 / 100 х 12 = 522 000 рублей в год.
Итого: 661680 рублей или 4.41 рубля за 1 км.
Практика?
Вот я тут вроде бы в теории для самых самых маленьких расписал. Но все же давайте подведем итоги наших небольших примеров.
Период: 1 год (253 рабочих дня)
Пробег: 150 000 км.
Валовый доход: 29 руб/км.
29 — Расход по транспорту: 20 руб/км. — Расход по работнику: 4.64 руб/км. — Расход на связь/офис/другое: 4.41 руб/км. = — 0.05 руб/км.
Минус 5 копеек за каждый километр. За год работы мы в минусе 7500 рублей. Не ожидали? А так часто бывает! Сколько я встречал на своем жизненном пути таких горе-перевозчиков. Поэтому очень важно правильно уметь рассчитывать стоимость грузоперевозки. Что бы в конце не получить отрицательный баланс. Конечно, многие скажут, что в примере завышены цифры с амортизацией и вообще транспорт только дорожает. Но видимо Вы, не учитываете ежегодную инфляцию.
Как рассчитать стоимость грузоперевозки?
На самом деле это не вопрос. Ответ на него уже дан в этой статье. Все точные цифры можно получить только на практике, запуская машину в рейс, но если подумать и напрячь серое вещество можно легко спрогнозировать свои затраты на определенные маршруты. Подсчитайте стоимость грузоперевозки под свой транспорт и текущие цены на топливо, налоги, ремонт, другие расходники, аренду. Добавьте 30% рентабельности в год и Вы получите оптимальную стоимость оплаты за километр.
Совет(!): необходимо рассчитывать стоимость услуг так, что бы на длинной дистанции быть в плюсе.
Например: Вам предложили поехать в Урюпинск за 1000 км. Ваш оптимальный валовый доход 35 руб/км. И кажется что все просто, 1000 х 35 = наша стоимость грузоперевозки. Но нет. Это только так может считать житель Урюпинска, который уже бабла заработал и домой возвращается и денег лишь бы на топливо и к дочке на день рождение успеть да цветы купить. Да и то, он себе цену знает и поедет намного дороже.
Ну и как тут быть? За сколько поехать? А вот тут и надо проявить дальновидность. Оцените близ лежащие крупные города и ставки домой. Рассчитайте круг по своему валу. И объявите стоимость заказчику. Ну не дармовозы мы! И он Вас поймет. Конечно бывают крупные заказчики. Которым надо сделать скидку в таких направлениях, чтобы выиграть потом в других.
Рассчитать себестоимость можно здесь. Для более точных данных необходимо поменять в окнах данные на свои и нажать кнопку рассчитать.