Работы это равномерное чередование выпуска продукции в единицу времени

Интенсивность труда отражает затраты энергии работника в единицу времени.

Темп работы исчисляется количеством движений человека в единицу времени.

Ритм работы — это равномерное чередование выпуска продук­ции в единицу времени.

Все эти понятия учитываются при организации трудовой дея­тельности на предприятии.

Важнейшей проблемой физиологии труда является проблема работоспособности человека. Во время трудовой деятельности функциональная способность человеческого организма может зна­чительно изменяться во времени. Эти изменения называются дина­микой работоспособности. Она имеет три стадии.

В стадии нарастающей работоспособности она повышается и в конце ее достигает максимального уровня.

Стадия устойчивой работоспособности характеризуется высоки­ми технико-экономическими показателями и является выражением нормального функционального состояния организма человека, за­нятого трудом.

На стадии развивающегося утомления уровень технико-экономи­ческих показателей начинает снижаться, ухудшается качество про­дукции, нарастает напряженность физиологических функций.

Значительное влияние на работоспособность оказывают условия труда работающих. Для поддержания работоспособности можно ис­пользовать функциональную музыку, производственную гимнасти­ку, рациональные режимы труда и отдыха.

В процессе труда изменяется и природа самого человека: разви­ваются его способности и умения, появляется производственный опыт. Роль труда состоит в том, что он является одним из основных условий здоровья, самоуважения и счастья человека.

3.2. Производительность труда работников.

Целью трудовой деятельности является производство продукции или оказание услуг. Обобщающим показателем результативности трудовой деятельности является производительность труда.

На уровне отдельного работника производительность труда оп­ределяется выработкой продукции в единицу времени. На уровне предприятия производительность труда исчисляется как отношение выпущенной продукции к среднесписочной численности работни­ков по формуле:

ПТ = ВП / ЧР

где: ПТ — производительность труда;

ВП — выпущенная продукция (в стоимостном или натуральном

выражении);

ЧР — среднесписочная численность работников.

Чем выше производительность труда, тем эффективнее исполь­зуются человеческие ресурсы предприятия, тем эффективнее работа предприятия в целом.

На уровень производительности труда оказывает влияние множество факторов. Факторы роста производительности труда обычно объединяются в три группы.

К первой относят факторы основного капитала. Их роль обусловлена качеством, уровнем развития и степенью использования основных производственных фондов. Эти факторы охватывают состояние техники и технологии, уровень механизации и автоматиза­ции труда.

Вторая группа — это социально-экономические факторы — состав и качество работников, их квалификация, условия труда, отношение к труду и т.п.

К третьей группе относят организационные факторы. Они охватывают целый комплекс действий по организации труда и управле­ние персоналом. В частности, к этой группе факторов можно отнести специализацию, кооперирование и комбинирование производства, стиль управления, трудовую дисциплину, психологический климат.

Остановимся более подробно на некоторых вопросах организа­ции труда.

На предприятиях применяются две формы организации труда — индивидуальная и коллективная. Их отличительный признак — уча­стие в выполнении производственного задания и ответственность за его результаты одного или нескольких лиц. Выбор формы органи­зации труда зависит от применяемой техники, особенностей произ­водственно-технологического процесса и особенностей отдельных видов работ.

На промышленных предприятиях различают три формы разде­ления труда,

1.Технологическое разделение труда связано с разделением производственного процесса по стадиям, циклам, переделам. Напри­мер, разделение труда по переделам обусловливает специализацию цехов (заготовительные, обрабатывающие, сборочные).

2. Квалификационное разделение труда обусловлено степенью
сложности выполняемой работы. Это разделение труда позволяет
поручать наиболее сложные работы высококвалифицированным ра­бочим и более рационально использовать труд рабочих различной квалификации.

3.Функциональное разделение труда устанавливается между различными группами промышленно-производственного персонала и внутри каждой группы. Например, выделяются инженерно-тех­нические работники, младший обслуживающий персонал и т.п.

К-во Просмотров: 707

Бесплатно скачать Курсовая работа: Оценка эффективности управления персоналом

2.1 Сущность и основные характеристики трудовой деятельности

Человек
реализует себя в определенной деятельности.
Обычно такой
деятельностью является труд. Процесс
труда включает в себя следующие
элементы: сам труд, предметы труда и
средства труда.

Труд
это
целесообразная деятельность человека
по созданию материальных
и духовных благ, необходимых для
удовлетворения потребностей
каждого индивидуума и общества в целом.
К
предметам
труда
относятся
сырье, материалы, полуфабрика­ты,
информационные потоки и т.п. Средствами
труда
являются
машины, приборы, инструменты, различное
оборудование и др.

Человек
обладает способностью к труду, являясь
тем самым ра­бочей
силой. Реализуя эту способность, он с
помощью средств тру­да
создает материальные и духовные блага,
необходимые для суще­ствования.

Трудовая
дея­тельность
человека характеризуется такими
физиологическими кри­териями,
как тяжесть и напряженность работы,
интенсивность тру­да,
темп и ритм работы.

Тяжесть
работы
характеризуется
количеством затрачиваемой работником
энергии для выполнения этой работы.
Напряженность
работы
определяют
напряжением нервной сис­темы:
памяти, внимания, слуха, зрения и т.д.
Интенсивность
труда
отражает
затраты энергии работника в единицу
времени. Темп
работы
исчисляется
количеством движений человека в единицу
времени. Ритм
работы

это равномерное чередование выпуска
продук­ции
в единицу времени. Все
эти понятия учитываются при организации
трудовой деятельности
на предприятии.

Персонал
предприятия —
это
совокупность физических лиц,
состоящих с предприятием как юридическим
лицом в отношениях, регу­лируемых
договором найма.
Категория
«персонал предприятия» отражает
совокупность работников различных
профессиональ­но-квалификационных
групп, занятых на предприятии и входя­щих
в его списочный состав. В списочный
состав включаются все работники,
принятые на работу, связанную как с
основной, так и
с не основной деятельностью предприятия.

Для
характеристики трудового потенциала
предприятия в экономи­ческой
литературе и хозяйственной практике
наряду с категорией «персонал»
используются и такие понятия, как
«кадры», «рабочая сила»,
«трудовые ресурсы» и «человеческие
ресурсы». В одних слу­чаях
они употребляются как синонимы, в других
— для выделения специфики
трудовых ресурсов как особого вида
применяемых фир­мой
ресурсов.

Обычно
под
рабочей силой
понимается
совокупность физических и умственных
способностей человека, которые
исполь­зуются
им для производства материальных благ
и услуг. Понятие «трудовые
ресурсы»
предприятия
характеризует ее потенциальную рабо­чую
силу как часть трудовых ресурсов страны.
Под
кад­рами
фирмы
понимается основной (штатный, постоянный),
как правило,
квалифицированный состав работников
предприятия. В
понятие «человеческие
ресурсы»
вкладывается
более широкий и глубокий
смысл, чем в понятие «трудовые ресурсы»
и «рабочая сила» за
счет отражения активной роли человека
в экономике, призна­ния
экономической целесообразности
капиталовложений в фор­мирование,
использование и развитие работников.

Человеческие
ресурсы фирмы являются главным ресурсом
каж­дого
предприятия, от качества и эффективности
использования которого во многом зависят
результаты деятельности предприятия
и его конкурентоспособность. Отличие
человеческих ресурсов от других видов
ресурсов фир­мы
заключается в том, что каждый наемный
работник может отка­заться
от предложенных ему условий и потребовать
изменения ус­ловий
труда и модификации неприемлемых с его
точки зрения работ, переобучения
другим профессиям и специальностям,
может
уволиться с предприятия по собственному
желанию.

Персонал
предприятия и его изменения имеют
определенные количе­ственные,
качественные и структурные характеристики,
которые
могут
быть с меньшей или большей степенью
достоверности изме­рены и отражены
следующими абсолютными и относительными
показателями:

• списочная
и явочная численность работников
предприятия и/или его внутренних
подразделений, отдельных категорий и
групп на определенную
дату;

  • среднесписочная
    численность работников фирмы и/или ее
    внутренних
    подразделений за определенный период;

  • удельный
    вес работников отдельных подразделений
    (групп, категорий)
    в общей численности работников фирмы;

  • темпы
    роста (прироста) численности работников
    фирмы за определенный
    период;

  • средний
    разряд рабочих предприятия;

  • удельный
    вес служащих, имеющих высшее или среднее
    специальное
    образование в общей численности служащих
    и/или ра­ботников предприятия;

  • средний
    стаж работы по специальности руководителей
    и спе­циалистов
    фирмы;

  • текучесть
    кадров;

  • фондовооруженность
    труда работников и/или рабочих на фирме
    и
    др.

Совокупность
перечисленных и ряда других показателей
может дать
представление о количественном,
качественном и структур­ном
состоянии персонала предприятия и
тенденциях его изменения для целей
управления персоналом, в том числе
планирования, анализа и
разработки мероприятий по повышению
эффективности исполь­зования
человеческих ресурсов предприятия.

Трудовые
коллективы классифицируют по различных
признакам. По
виду деятельности и особенностям
конечного продукта вы­деляют
две большие группы:

  1. коллективы
    производственных отраслей
    (промышленности, торговли,
    сельского хозяйства, строительства,
    общественного питания,
    грузового транспорта, сбыта, связи и
    других отраслей, относя­щихся
    к сфере материального производства);

  2. коллективы
    непроизводственных отраслей, конечным
    продуктом
    деятельности которых являются различного
    рода услуги (здра­воохранение,
    физкультура, социальное обеспечение,
    образование, культура
    и искусство, кредитование,
    жилищно-коммунальное хозяйство,
    страхование, наука, пассажирский
    транспорт).

В
зависимости от выполняемых функ­ций
работники производственного предприятия
разделяются на несколько
категорий и групп.

Работники
торговли и общественного питания,
жилищного хозяйства, медицинских и
оздоровительных учреждений, учебных
заведений и курсов, а также учреждений
до­школьного воспитания и культуры,
состоящих на балансе пред­приятия,
относятся к непромышленному
персоналу
предприятия.

Кадры
предприятия, непосредственно связанные
с процессом производства
продукции (услуг), т. е. занятые основной
производ­ственной
деятельностью, представляют собой
промышленно-производственный
персонал.
Работники
промышленно-производственного персонала
подраз­деляются на две основные группы
— рабочие и служащие. К рабо­чим
относятся
лица, непосредственно занятые созданием
матери­альных
ценностей, ремонтом основных средств,
перемещением гру­зов,
перевозкой пассажиров, оказанием
материальных услуг и др. В
свою очередь, рабочие обычно подразделяются
на основных и вспомогательных.

В
группе служащих
обычно
выделяются такие категории работа­ющих,
как руководители, специалисты и собственно
служащие. Отнесение работников предприятия
к той или иной группе определяется
классификатором
профессий рабочих, должностей и тарифных
раз­рядов
служащих, имеющих, по существу, значение
общероссий­ского
государственного стандарта.

К
руководителям
относятся
ра­ботники,
занимающие должности руководителей
предприятия и его струк­турных
подразделений, а также их заместители
по следующим должностям:
директоры, начальники, управляющие,
заведующие на
предприятии, в структурных единицах и
подразделениях; глав­ные
специалисты (главный бухгалтер, главный
инженер, главный механик, главный
технолог, главный экономист и др.).

К
специали­стам
относятся
работники, занятые инженерно-техническими,
экономическими,
бухгалтерскими, юридическими и другими
ана­логичными
видами деятельности. К собственно
служащим
относят­ся
работники, осуществляющие подготовку
и оформление доку­ментации,
учет и контроль, хозяйственное обслуживание
и дело­производство (агенты, кассиры,
контролеры, делопроизводители, учетчики,
фармацевты, провизоры, чертежники и
др.).

В
зависимости от характера трудовой
деятельности кадры пред­приятия
подразделяются по профессиям,
специальностям и уров­ням квалификации.
При
этом под профессией
под­разумевается
особый вид трудовой деятельности,
требующий опре­деленных
теоретических знаний и практических
навыков, а под спе­циальностью
вид
деятельности в пределах профессии,
который имеет
специфические особенности и требует
от работников допол­нительных
специальных знаний и навыков.

Специальность
определяет вид трудовой деятельности
в рамках одной
и той же профессии. Например, экономисты
(профессия) под­разделяются
на плановиков, финансистов (специальность)
и т. д. Работники
каждой профессии и
специальности различаются уровнем
квалификации,
т.
е. степенью овладения
работниками той или иной профессией
или специально­стью,
которая отражается в квалификационных
(тарифных) разря­дах
и категориях.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Человек реализует себя в определенной деятельности. Обычно такой деятельностью является труд.

Труд – это целесообразная деятельность человека по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивидуума и общества в целом.

Процесс труда включает следующие элементы: сам труд, предметы труда и средства труда.

К предметам труда относятся сырье, материалы, полуфабрикаты, информационные потоки и т. п.

Средствами труда являются: машины, приборы, инструменты, различные виды оборудования и др.

Человек обладает рабочей силой – способностью к труду. Реализуя эту способность, он с помощью средств труда, используя предметы труда, создает материальные и духовные блага, необходимые для его существования.

В процессе труда в результате деятельности человека трансформируется предмет труда и создается новый продукт.

Трудовая деятельность человека характеризуется такими физиологическими критериями, как тяжесть и напряженность работы, интенсивность труда, темп и ритм работы.

Тяжесть работы устанавливается количеством затрачиваемой работником энергии для выполнения этой работы.

Напряженность работы определяют напряжением нервной системы: памяти, внимания, слуха, зрения и т. д.

Интенсивность труда отражает затраты энергии работника в единицу времени.

Темп работы исчисляется количеством движений человека в единицу времени.

Ритм работы – это равномерное чередование выпуска продукции в единицу времени.

Все эти понятия учитываются при организации трудовой деятельности на предприятии.

Важнейшей проблемой физиологии труда является проблема работоспособности человека. Во время трудовой деятельности функциональная способность человеческого организма может значительно изменяться во времени. Эти изменения называются динамикой работоспособности.

Различаются следующие стадии работоспособности.

1. Нарастающая работоспособность. В этот период работоспособность повышается и в конце его достигает максимального уровня.

2. Стадия устойчивой работоспособности. Она характеризуется высокими технико-экономическими показателями и является выражением нормального функционального состояния организма человека, занятого трудом.

3. Стадия развивающегося утомления. На этой стадии уровень технико-экономических показателей начинает снижаться, ухудшается качество продукции, нарастает напряженность физиологических функций.

Значительное влияние на работоспособность оказывают условия труда работающих. К мероприятиям по поддержанию работоспособности можно отнести:

– использование функциональной музыки;

– производственную гимнастику;

– применение рациональных режимов труда и отдыха.

В процессе труда изменяется и природа самого человека: развиваются его способности и умения, появляется производственный опыт. Роль труда состоит в том, что он является одним из основных условий здоровья, самоуважения и удовлетворенности человека.

Текущая страница: 11 (всего у книги 23 страниц) [доступный отрывок для чтения: 6 страниц]

10.5. Трудовая деятельность и ее основные характеристики

Человек реализует себя в определенной деятельности. Обычно такой деятельностью является труд. Труд – это целесообразная деятельность человека по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивидуума и общества в целом.

Процесс труда включает в себя следующие элементы: сам труд, предметы труда и средства труда. К предметам труда относятся сырье, материалы, полуфабрикаты, информационные потоки и т. п. Средствами труда являются машины, приборы, инструменты, различные виды оборудования и др.

Человек обладает рабочей силой – способностью к труду. Реализуя эту способность, он с помощью средств труда создает материальные и духовные блага, необходимые для существования.

В процессе труда в результате деятельности человека трансформируется предмет труда и создается новый продукт.

Трудовая деятельность человека характеризуется следующими физиологическими критериями:

1) тяжесть работы – количество затрачиваемой работником энергии для выполнения этой работы;

2) напряженность работы – напряжение нервной системы: памяти, внимания, слуха, зрения и т. д.;

3) интенсивность труда – затраты энергии работника в единицу времени;

4) темп работы – число движений человека в единицу времени;

5) ритм работы – равномерное чередование выпуска продукции в единицу времени.

Все эти понятия учитываются при организации трудовой деятельности на предприятии.

Важнейшей проблемой физиологии труда является работоспособность человека. Во время трудовой деятельности функциональная способность человеческого организма может значительно изменяться во времени. Эти изменения называются динамикой работоспособности.

Различают следующие стадии работоспособности.

1. Нарастающая работоспособность. В этот период работоспособность повышается и в конце его достигает максимального уровня.

2. Стадия устойчивой работоспособности. Она характеризуется высокими технико-экономическими показателями и является выражением нормального функционального состояния организма человека, занятого трудом.

3. Стадия развивающегося утомления. На этой стадии уровень технико-экономических показателей начинает снижаться, ухудшается качество продукции, нарастает напряженность физиологических функций.

Значительное влияние на работоспособность оказывают условия труда работающих. К мероприятиям по поддержанию работоспособности относят: использование функциональной музыки, производственную гимнастику, применение рациональных режимов труда и отдыха.

В процессе труда изменяется и природа самого человека: развиваются его способности и умения, появляется производственный опыт. Роль труда состоит в том, что он является одним из основных условий здоровья, самоуважения и счастья человека.

Контрольные вопросы

1. Почему возрастает роль личности в современной организации?

2. Каковы индивидуально-типологические особенности личности?

3. В чем состоит биосоциальная природа личности?

4. Какова структура личности?

5. Что представляют собой познавательные процессы?

6. Что представляет собой эмоционально-волевая сфера личности?

7. Что такое темперамент, какие виды темпераментов вы знаете?

8. Что такое характер, как он влияет на трудовую деятельность?

9. Что означает понятие «трудовая деятельность»?

10. Каковы основные характеристики трудовой деятельности?

Глава 11. Технологии управления персоналом

11.1. Сущность понятия «Технология управления персоналом»

В современном кадровом менеджменте все большее распространение получает понятие «технология управления персоналом». Само понятие «технология» вряд ли удачно сочетается с управлением людьми, так как оно явно позаимствовано из производства и не соответствует концепции гуманизма в управлении. Однако это понятие используется, и содержание его следует знать.

Технология – это система последовательно осуществляемых действий, операций и процедур, которая позволяет получить определенный запланированный результат независимо от изменений ситуации и конкретного содержания отдельной операции.

Социолог Ч. Перроу описывал технологию как средство преобразования сырья – будь то люди, информация или материалы – в искомые продукты и услуги.

Таким образом, технологию управления персоналом (или кадровую технологию) можно трактовать как определенный алгоритм (или набор) операций и процедур кадрового менеджмента, позволяющий удовлетворять потребности предприятия в эффективном формировании и использовании человеческих ресурсов.

Технологии управления персоналом необходимы для того, чтобы:

• своевременно оценивать профессиональную пригодность работников и уровень их квалификации;

• осуществлять обоснованное должностное перемещение сотрудников в организации;

• обеспечивать эффективную систему стимулирования и мотивацию деятельности персонала.

Объектом воздействия кадровых технологий являются способности человека, а целью применения – рациональное использование опыта персонала организации и создание условий для полноценного развития ее человеческих ресурсов.

К основным функциям кадровых технологий относятся:

• формирование рациональной системы управленческого воздействия на развитие социально-трудовых отношений в организации;

• осуществление дифференцированного воздействия на профессиональные возможности людей для развития этих способностей на благо организации;

• обеспечение воспроизводства и востребованности профессионального опыта персонала.

Круг отработанных технологий кадрового менеджмента разнообразен. Однако наиболее часто к технологиям управления персоналом относят профессиональную ориентацию, подбор и отбор, а также наем работников, их адаптацию, аттестацию и высвобождение персонала.

11.2. Профессиональная ориентация

Профессиональная ориентация включает в себя информацию о профессиях, необходимых обществу, и о требованиях к исполнителям профессий, а также оценку возможностей личности к овладению определенной профессией или занятию определенной должности.

Управление профессиональной ориентацией охватывает развитие психологического и мотивированного подхода к выбору профессии, а также формирование конкурентоспособной квалификации работника. С профессиональной ориентацией связаны: информация о профессиях, профессиональный отбор, профессиональное консультирование, профессиональное обучение.

Основными формами профессионально-ориентационной работы являются:

профессиональное просвещение – начальная подготовка школьников, осуществляемая через уроки труда, организацию кружков, проведение специальных уроков по основам различных профессий;

профессиональная информация – система мер по ознакомлению учащихся и безработных, ищущих работу, с ситуацией на рынке труда, условиями и оплатой труда различных профессий;

профессиональная консультация – оказание помощи людям, заинтересованным в выборе профессии и места работы, с учетом состояния их здоровья, возможностей и способностей;

профессиональный отбор – участие в отборе и найме персонала с учетом требований конкретных профессий и рабочих мест.

Профессиональная ориентация позволяет человеку выбрать профессию, наиболее полно соответствующую его возможностям, или вид деятельности, максимально соответствующий его способностям. При этом должны в полной мере учитываться перспективные потребности общества в определенных профессиях и специальностях.

Начинать профессиональную ориентацию необходимо еще в период школьного обучения, учитывая при этом как пожелания самих учащихся, так и их реальные возможности, оцененные профессиональным психологом.

Однако профессиональная ориентация в настоящее время осуществляется в основном спонтанно. Молодые люди могут получить необходимые знания о профессиях и спросе на них на ярмарках профессий, днях открытых дверей, которые проводятся различными учебными заведениями. Определенную информацию можно получить из специальных справочников о профессиях, которые выпускают Министерство труда и социального развития Российской Федерации и отраслевые министерства. Кроме того, существуют периодические издания, например журналы «Куда пойти учиться?», «Работа и зарплата» и др. Все более заметную роль в профессиональной ориентации и поиске работы играет Интернет.

Профессиональную ориентацию безработных осуществляют Федеральная служба по труду и занятости Российской Федерации и ее региональные органы. В их функции входит не только информация о спросе на отдельные профессии, но и услуги по переподготовке и обучению людей, имеющих определенные специальности, не востребованные обществом.

В профессиональной ориентации важную роль играют престиж и привлекательность профессии. Престиж характеризует оценку какого-либо вида деятельности в соответствии с принятой в обществе шкалой ценностей. Привлекательность определяет желательность приобретения профессии потенциальным работником.

Российское общество еще недостаточно использует для профессиональной ориентации возможности современной науки, в частности психологии.

Из-за изъянов в работе средств массовой информации в обществе в целом не престижны рабочие профессии и в то же время чрезмерно рекламируются криминальные структуры и различные их элементы.

Особенно остро в настоящее время ощущается нехватка квалифицированных рабочих. Система профессионально-технических училищ (ПТУ), которые в советский период осуществляли подготовку квалифицированных рабочих кадров, приходит в упадок, а новая не создана.

Иностранные рабочие, главным образом из Китая, Вьетнама и Турции, а также из стран СНГ, часто имеют недостаточный уровень квалификации и не могут работать на оборонных предприятиях.

Между тем на предприятиях России ощущается острая нехватка квалифицированных рабочих, особенно токарей, фрезеровщиков, слесарей и других рабочих специальностей. В кораблестроении и авиации катастрофически не хватает сварщиков, лекальщиков и других квалифицированных рабочих. Не хватает оборонному комплексу инженеров и химиков. В «оборонку» идут те, кто оказался не нужным в других отраслях, а это не лучшее пополнение персонала. Да и заработная плата в оборонном комплексе низкая.

В то же время уже ощущается перепроизводство юристов, экономистов и других специалистов, не востребованных обществом.

Таким образом, существует дисбаланс между потребностью общества в квалифицированных рабочих и специалистах и их подготовкой, а профессиональная ориентация пока не способствует решению этой проблемы.

11.3. Набор, отбор и наем персонала

Кадровое планирование дает информацию о потребности организации (предприятия) в рабочей силе и о наличии вакантных рабочих мест. После этого начинается процесс приема на работу, который подразделяется на четыре стадии:

1) детализация требований к рабочему месту и кандидату на его замещение;

2) набор кандидатов, желающих занять вакантное рабочее место;

3) отбор необходимого персонала;

4) прием на работу лиц, прошедших стадию отбора, и заключение с ними трудового договора.

Рассмотрим основное содержание каждой из этих стадий.

Детализация требований к рабочему месту и кандидату на его замещение. Рабочее место – это не только должность, но и определенные права, обязанности и ответственность, которые закрепляются за исполнителем данной должности. Описание рабочего места позволяет определить ряд критериев, по которым должны осуществляться процедуры набора и отбора кандидатов на занятие вакантных должностей. Обычно описание рабочего места включает в себя название и код должности, группу по оплате труда, основные задачи (или описание сферы деятельности), полномочия, подчинение.

Основу описания рабочего места составляет анализ работы, в ходе которого определяются наиболее существенные характеристики работы и работника. Анализ работы (рабочего места) в действующей организации осуществляется по следующему алгоритму:

1) составляется общее представление об организации в целом и о расположении каждого рабочего места в ней;

2) определяется, как и для чего будет использоваться информация по анализу работы;

3) выбирается типичный образец тех рабочих мест, которые будут конкретно анализироваться;

4) с помощью определенных методов (собеседования, наблюдения, опросов) осуществляется сбор необходимых данных для характеристики работы. При этом выявляется наиболее целесообразный режим работы и качества, необходимые исполнителю данной работы;

5) информация, полученная на предыдущей стадии, используется для комплексного описания рабочего места;

6) разрабатывается личностная спецификация, т. е. определяется набор требований к работнику, который должен выполнять данную работу на соответствующем рабочем месте.

Наряду с детализацией требований к рабочему месту существенное внимание уделяется требованиям к личностным качествам претендента на замещение вакантной должности. Например, набор требований, которые предъявляются к личностным качествам претендентов на вакантную должность руководителя или специалиста, можно подразделить на следующие группы: общественно-гражданская зрелость; отношение к труду; уровень знаний и опыт работы; организаторские способности; умение работать с людьми; умение работать с документами; умение своевременно принимать и реализовывать решения; способность увидеть и поддержать передовой опыт; морально-этическая зрелость.

Общественно-гражданская зрелость предполагает такие качества, как способность подчинять личные интересы общественным, быть самокритичным, активно участвовать в общественной деятельности.

Отношение к труду проявляется в личной ответственности за порученное дело, внимательном отношении к людям, трудолюбии, дисциплинированности.

Уровень знаний и опыт работы – это наличие квалификации (как минимум высшего профессионального образования), собственных трудовых навыков и опыта управленческой деятельности.

Организаторские способности предусматривают возможность ставить задачи перед подчиненными и побуждать их к решению этих задач, а также умение рационально использовать рабочее время, как свое, так и подчиненных.

Умение работать с людьми учитывает способность подбирать и закреплять кадры, создавать сплоченный коллектив, расставлять работников.

Умение работать с документами – это умение быстро ориентироваться в сложной обстановке, составлять деловые письма, приказы, распоряжения, читать документы.

Умение своевременно принимать и реализовать решения объединяет такие качества, как способность определять цели и воплощать их в соответствующие решения, контролировать выполнение решений, разрешать конфликтные ситуации и управлять собой.

Способность увидеть и поддержать передовой опыт предусматривает умение поддержать новаторов, распознать и нейтрализовать скептиков, авантюристов и ретроградов, смелость и решительность в поддержании инноваций, а также возможность обоснованного риска.

Морально-этическая зрелость предполагает честность, верность данному слову, порядочность, соблюдение нравственных норм, принятых в обществе, принципиальность, вежливость и опрятность.

В каждом конкретном случае из этого перечня личностно-деловых качеств выбираются те позиции, которые наиболее существенны для данной должности и организации. К этому перечню могут быть добавлены определенные специфические качества, которые необходимы для конкретной должности.

Набор кандидатов, желающих занять вакантное рабочее место.

Набор персонала включает в себя действия по привлечению на работу кандидатов, отвечающих необходимым требованиям вакантного рабочего места, а также по созданию резерва для отбора персонала.

Набор персонала осуществляется за счет внешних и внутренних источников. Внешние источники предполагают привлечение работников со стороны, а внутренние – перемещение сотрудников, уже работающих в организации.

При привлечении работников со стороны могут быть использованы такие источники, как служба занятости, частные агентства по найму, набор будущих сотрудников в учебных заведениях, Интернет и др.

Набор с использованием внутренних источников предусматривает проведение конкурсов на вакантные должности среди сотрудников предприятия или ротацию работников.

Источники, как внешние, так и внутренние, имеют свои преимущества и недостатки (табл. 11.1).

При появлении вакантных рабочих мест могут быть использованы различные альтернативы найму: лизинг персонала, т. е. привлечение сотрудников специализированных компаний для выполнения требуемой работы; сверхурочная работа; совмещение профессий; структурная реорганизация (или использование новых схем производства); временный наем.

Таблица 11.1

Отбор персонала – это процесс, в ходе которого организация выбирает из списка претендентов тех потенциальных сотрудников, которые наилучшим образом соответствуют вакантным рабочим местам.

На этом этапе обычно широко используют различные методы диагностики профессиональной пригодности работников. Все методы отбора персонала условно подразделяют на две группы:

1) пассивные – включают в себя изучение личного дела (получение необходимых сведений, справок, характеристик) и анкетирование;

2) активные – предусматривают собеседование, наблюдение, тестирование, деловые игры.

Наиболее распространенными методами оценки и отбора персонала являются анализ анкет, психологическое тестирование, деловые игры, квалификационное тестирование, проверка отзывов, собеседование.

Процесс отбора можно представить в виде следующего алгоритма:

1) сбор предварительной информации о кандидатах на вакантные должности (рабочие места), включая резюме кандидатов, предварительные собеседования, рассмотрение документов (об образовании, квалификации и т. п.), заполнение стандартной формы «Сведения о кандидате»;

2) проверка информации, полученной от кандидатов, включая сведения, приведенные в резюме;

3) оценка кандидатов, подразумевающая применение личностных опросников, тестов, групповых методов отбора и т. п. Опросники способствуют выявлению вкусов, привычек. Особое внимание на этой стадии уделяется тестированию. При этом используются тесты способностей, умений и навыков, тесты на восприятие (от зрительного восприятия до обоняния), ситуационные тесты и др. К групповым методам отбора можно отнести деловые игры, рассмотрение ситуаций в группах и т. д.;

4) проверка информации о состоянии здоровья, в том числе запросы в различные медицинские учреждения;

5) серии последовательных интервью;

6) окончательное решение о зачислении на работу.

Заключение трудового договора. В условиях рыночной экономики трудовой договор является основным правовым инструментом, регулирующим трудовые отношения в организации. Трудовой договор – это соглашение между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату своей трудовой функции. Он заключается в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (ТК РФ) по результатам отбора претендентов на вакантные должности.

Порядок заключения трудового договора имеет несколько стадий:

1) проведение предварительных переговоров об условиях трудового договора;

2) оформление достигнутого соглашения;

3) прохождение предварительного испытания (если это оговорено).

В соответствии со ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, должно предъявить работодателю паспорт, трудовую книжку и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, при заключении трудового договора должны предъявить документ воинского учета. Кроме того, лицо, поступающее на работу, обязано предъявить документ об образовании, квалификации.

Трудовой договор составляют по следующей схеме:

• общие положения (кто и с кем заключает договор, срок его действия);

• обязанности работника (профессия, специальность, трудовая функция);

• обязательства работодателя по созданию условий труда;

• правила оплаты труда;

• режим рабочего времени;

• время отдыха;

• социальное обслуживание;

• льготы по социальному обслуживанию;

• ответственность сторон;

• условия пересмотра договора.

Согласно ст. 70 ТК РФ, в трудовом договоре может быть установлен испытательный срок, в течение которого работник подтверждает (или не подтверждает) свою возможность работать в соответствующей должности. Срок испытания не может превышать трех месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств и иных обособленных структурных подразделений организаций – шести месяцев, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Отсутствие в трудовом договоре условия об испытании означает, что работник принимается на работу без испытания.

Испытание при приеме на работу не устанавливается для следующих лиц:

• поступающих на работу по конкурсу на замещение соответствующей должности;

• беременных женщин;

• не достигших возраста 18 лет и других категорий работников, отмеченных ст. 70 ТК РФ.

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается обеими сторонами. Один экземпляр договора передается работнику, другой хранится у работодателя.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Разведение баранов как бизнес в домашних условиях с нуля с чего начать
  • Разведение грибов в домашних условиях для начинающих как бизнес с нуля
  • Разведение индеек в домашних условиях для начинающих как бизнес с нуля
  • Разведение свиней в домашних условиях для начинающих как бизнес с нуля
  • Разведение улиток в домашних условиях для начинающих как бизнес с нуля