В бюджетных организациях здравоохранения (далее — организация здравоохранения) часто возникает необходимость поручать работникам дополнительную работу. При этом варианты организации труда могут быть разные: в частности, работа сверх продолжительности рабочего времени по основной работе, сверхурочная работа, совмещение, совместительство, дежурство. Рассмотрим их подробнее.
Работа сверх продолжительности рабочего времени
Медицинские работники (далее — медработники) могут выполнять работу сверх продолжительности рабочего времени по основной работе (далее — работа СПРВ). Эта особенность их труда определена Минздравом <*>.
Обратите внимание!
Продолжительность работы СПРВ не должна превышать 900 часов в год <*>.
Работа СПРВ связана:
— с организацией и оказанием медицинской помощи;
— обеспечением санитарно-эпидемического благополучия населения;
— проведением медицинской экспертизы.
Обратите внимание!
По общему правилу, работу СПРВ могут выполнять медработники, то есть лица с высшим или средним специальным медобразованием (например, врач-терапевт, медицинская сестра) <*>.
Вместе с тем некоторые другие категории работников здравоохранения также могут работать сверх продолжительности рабочего времени по основной работе. К ним относятся лица, которые не имеют медобразования, но обеспечивают оказание медицинской помощи, в том числе:
— санитары (санитарки);
— медицинские дезинфекторы;
— инструкторы-методисты физической реабилитации;
— иные работники, которые выполняют функции по уходу за пациентами, оказывают помощь медработникам в проведении медицинских процедур и других лечебных мероприятиях <*>.
На заметку
Работник может работать во вредных и (или) опасных условиях труда (далее — «с вредностью») по основной работе и работе СПРВ <*>.
Работа СПРВ может выполняться как по той же должности (профессии), по которой с работником заключен трудовой договор по основной работе, так и по другой должности (профессии).
Пример 1
Врач-терапевт участковый работает сверх продолжительности рабочего времени по основной работе по должности врача-терапевта участкового не более 900 часов в год.
Пример 2
Заведующий педиатрическим отделением — врач-педиатр работает сверх продолжительности рабочего времени по основной работе по должности врача-педиатра не более 450 часов в год.
Работа СПРВ оплачивается за фактически отработанное время на основании табеля использования рабочего времени <*>.
Сверхурочная работа
Сверхурочная работа выполняется работником по предложению, распоряжению или с ведома нанимателя сверх установленной для него продолжительности рабочего времени, предусмотренной ПВТР или графиком работы (сменности) <*>.
Обратите внимание!
Как правило, для привлечения работника к сверхурочной работе необходимо его согласие <*>.
В некоторых случаях, например, для оказания скорой медицинской помощи, на сверхурочную работу согласие работника не требуется <*>, за исключением некоторых категорий работников, в частности <*>:
— женщин, имеющих детей от 3 до 14 лет (детей-инвалидов — до 18 лет);
— инвалидов в случае, когда такие работы им не запрещены индивидуальными программами реабилитации инвалидов.
На заметку
Отдельные категории работников не допускаются к сверхурочным работам (в частности, беременные женщины, женщины, имеющие детей до 3 лет, и др.) <*>.
По общему правилу, работник не может выполнять сверхурочную работу более 10 часов в рабочую неделю и 180 часов в год. Ежедневная работа с учетом сверхурочной не должна превышать 12 часов <*>. Наниматель ведет учет сверхурочных работ, например, в табеле использования рабочего времени <*>.
За сверхурочную работу наниматель выплачивает работнику доплату или с его согласия предоставляет другой неоплачиваемый день отдыха в порядке, установленном законодательством <*>.
Дополнительная работа в течение рабочего дня (смены)
Работник может выполнять в той же организации здравоохранения наряду со своей основной работой дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника. При этом дополнительная работа выполняется работником в течение рабочего дня (рабочей смены) по основной работе <*>. Отметим, что в такой ситуации требуется согласие работника <*>.
На заметку
За совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника производится доплата в размере до тарифной ставки (оклада) отсутствующего работника в зависимости от объема выполняемых работ <*>.
Пример 3
Санитарке педиатрического отделения устанавливается доплата за расширение зоны обслуживания в размере 25% от тарифной ставки санитарки педиатрического отделения.
Обратите внимание!
По общему правилу, руководителям организаций здравоохранения и их заместителям (далее — руководитель) не устанавливаются доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника <*>.
Руководителю выплачивается доплата в размере до 25% оклада врача-специалиста (провизора, фармацевта), если одновременно выполняются условия <*>:
— наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором (контрактом), руководитель выполняет дополнительную работу по должности врача-специалиста (провизора, фармацевта);
— руководитель дополнительно работает в организации здравоохранения, в штате которой он состоит;
— дополнительная работа выполняется в течение рабочего дня по основной работе.
Внутреннее совместительство
В организации здравоохранения работники могут дополнительно работать также на условиях внутреннего совместительства. В этом случае оплачиваемая работа выполняется в свободное от основной работы время в той же организации здравоохранения. При этом с внутренним совместителем заключается другой трудовой договор <*>.
Обратите внимание!
Работнику здравоохранения нельзя работать по совместительству на работах «с вредностью», если по основной работе и работе по совместительству законодательством предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени <*>.
Пример 4
Врач-лаборант лаборатории N 1 работает «с вредностью», и ему по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда установлено сокращенное рабочее время. Такому работнику нельзя работать по совместительству по должности врача-лаборанта лаборатории N 2, по которой также подтверждена «вредность» и установлено сокращенное рабочее время <*>.
Дежурство на дому
Для обеспечения оказания экстренной медицинской помощи медработники могут привлекаться к дежурствам на дому в нерабочее время (далее — дежурство). Такая форма работы используется, если организовать рабочий процесс иным способом невозможно, например, по причине дефицита кадров в организации здравоохранения <*>.
Пример 5
Врач-специалист, который дежурит на дому, в течение определенного времени находится дома в ожидании вызова на работу.
На заметку
Для привлечения работника к дежурству требуется его согласие <*>.
Планировать дежурства медработников на дому целесообразно в отдельном графике, а учет такой работы вести в табеле учета фактического времени дежурств <*>.
Обратите внимание!
Врачам, среднему медперсоналу за дежурства, в том числе в выходные и праздничные дни, производится доплата из расчета 50% оклада за фактическое время дежурства <*>.
04.11.2021
Минздрав урегулировал труд медработников
Постановлением Министерства здравоохранения от 22 октября 2021 г. № 113 «Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 2 июля 2014 г. № 52» урегулирован труд медицинских работников, которые привлекаются к работе сверх нормативной продолжительности рабочего времени (свыше 900 часов год).
Ранее, постановлением Минздрава от 2 июля 2014 г. № 52 «О некоторых вопросах организации труда медицинских работников» было определено, что продолжительность работы, связанной с организацией и оказанием медпомощи, обеспечением санитарно-эпидемического благополучия населения, проведением медэкспертизы, выполняемой медработниками сверх продолжительности рабочего времени по основной работе, не должна превышать 900 часов в год. В современных условиях, учитывая напряженный труд медицинских работников в условиях пандемии коронавирусной инфекции, установленная норма, в отдельных случаях (и только по согласию медработника), может быть превышена. В связи с этим постановлением № 113 определено, что в 2021–2022 годах работа сверх установленной законодательством продолжительности рабочего времени по основной работе может увеличиваться до 1800 часов в год. Увеличение может быть – только с согласия медицинского работника и по согласованию с профсоюзом. Отметим, что оплата работы медицинских специалистов за время сверх ставки (до 1800 часов в год) производится согласно трудовому законодательству в соответствии с условиями оплаты труда, определенными документами Минтруда и Минздрава.
По сообщению официального сайта Министерства здравоохранения Республики Беларусь
30 октября 2017
Продолжительность работы, связанной с организацией и оказанием медицинской помощи, обеспечением санитарно-эпидемического благополучия населения, проведением медицинской экспертизы, выполняемой медицинскими работниками сверх продолжительности рабочего времени по основной работе, не должна превышать 900 ч в год. Это определено постановлением Минздрава Республики Беларусь от 02.07.2014 № 52 «О некоторых вопросах организации труда медицинских работников» (далее – постановление № 52).
Влияет ли данная норма законодательства на продолжительность работы по совместительству?
Не влияет.
Продолжительность рабочего времени, устанавливаемого нанимателем для работающих по совместительству, не может превышать половины нормальной продолжительности рабочего времени, установленной ст. 111–114 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) (часть первая ст. 345 ТК). В то же время в части второй ст. 119 ТК совместительство упомянуто как разновидность работ сверх установленной продолжительности рабочего времени, о которых говорится и в постановлении № 52. Поэтому у специалистов возникает закономерное предположение, что на работу по совместительству для медицинских работников наложено дополнительное ограничение до 900 ч.
Однако в данном случае совместительство под действие постановления № 52 не подпадает. Такой вывод основан на анализе иных нормативных документов Минздрава.
Например, дополнительное повышение заработной платы работнику начисляется и выплачивается за фактически отработанное время как по основной должности, так и по должности, занимаемой на условиях совместительства, а также за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени согласно постановлению № 52 (п. 10 Порядка определения экономии бюджетных ассигнований и ее использования в 2017 году, утвержденного приказом Минздрава Республики Беларусь от 15.02.2017 № 141). То есть в данном случае Минздрав различает работы по постановлению № 52 и работы по совместительству. Аналогичный подход наблюдается в п. 14 Методических рекомендаций по порядку материального стимулирования работников организаций, подчиненных управлениям здравоохранения облисполкомов и комитету по здравоохранению Минского горисполкома, и организаций, финансируемых из бюджета, системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь, утвержденных приказом Минздрава Республики Беларусь от 10.07.2014 № 746.
Но наиболее полную информацию по этому вопросу дает письмо Минздрава Республики Беларусь от 28.06.2016 № 9-2-6/848-218/1 «О разъяснении», в котором разъясняются особенности оформления данных двух видов работ сверх установленной нормы рабочего времени.
Согласно приведенному документу руководителям государственных организаций здравоохранения предоставлено право на выполнение оплачиваемой работы на условиях совместительства в виде медицинской практики (ст. 255 ТК). В данном случае с руководителем заключается новый трудовой договор на выполнение работы по должности врача-специалиста с указанием в нем условий организации и оплаты труда. Что же касается работ по постановлению № 52, то основанием для их выполнения является заявление руководителя, а для оплаты – табель учета рабочего времени по должности врача-специалиста.
Можно сделать вывод, что работа по постановлению № 52 не включает в себя работу по совместительству и, следовательно, не ограничивает ее продолжительность.
Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беоарусь от 22 октября 2021 г. №113 урегулирован труд медицинских работников, которые привлекаются к работе сверх нормативной продолжительности рабочего времени. Документ официально опубликован на Национальном правовом интернет-портале.
Более ранним постановлением Минздрава от 2 июля 2014 года №52 «О некоторых вопросах организации труда медицинских работников» определялось, что продолжительность работы, связанной с организацией и оказанием медпомощи, обеспечением санитарно-эпидемического благополучия населения, проведением медэкспертизы, выполняемой медработниками сверх продолжительности рабочего времени по основной работе, не должна превышать 900 часов в год.
Сейчас, в нынешних условиях, когда медикам приходится напряженно работать в условиях пандемии коронавирусной инфекции, ранее установленная норма в отдельных случаях может превышаться – если на то есть согласие самого медработника.
Новая редакция постановления определяет: в 2021-2022 годах работа сверх установленной законодательством продолжительности рабочего времени по основной работе может увеличиваться до 1800 часов в год. Однако это возможно лишь, если есть согласие медработника и ситуация согласована с профсоюзом.
Оплачивать труд медработников за время сверх ставки (до 1800 часов в год) будут, отталкиваясь от норм трудового законодательства в соответствии с условиями оплаты труда, определенными документами Минтруда и Минздрава.
Согласно ч. 2 ст. 319 Трудового кодекса Республики Беларусь особенности условий труда медицинских работников регулируются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом с учетом норм, установленных Трудовым кодексом.
Со ссылкой на ст. 319 ТК издано постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 апреля 2002 г. № 533 «Об особенностях условий труда медицинских работников» (далее — постановление № 533), разрешившее медицинским работникам выполнять работу по оказанию медицинской помощи сверх установленной для них продолжительности рабочего времени в пределах 900 (1800) часов в год.
Рабочие и служащие организаций здравоохранения с круглосуточным режимом работы названы в Перечне категорий работников, для которых может устанавливаться продолжительность смены свыше 12 часов, но не более 24 часов, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 2008 г. № 104, с последующим дополнением.
Во исполнение ст. 114 ТК и на основе делегированного полномочия Министерство здравоохранения Республики Беларусь постановлением от 5 апреля 2000 г. № 6 утвердило перечень работников организаций здравоохранения любых организационно-правовых форм собственности, для которых устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени (далее — постановление № 6).
Согласно ч. 3 ст. 113 ТК Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, утверждается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом. Однако вопреки ТК в соответствии с нормами постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда» с последующими изменениями и дополнениями (далее — постановление № 253) для определения права работника на сокращенную продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда требуется провести аттестацию рабочего места. Означает ли это, что постановление № 253, принятое со ссылкой на ст. 157 ТК (дополнительный отпуск), одновременно решает вопросы и ст. 113 ТК (сокращенная продолжительность рабочего времени)? Полагаю, что нет. В этом вопросе нужно руководствоваться постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 декабря 2007 г. № 170 «О сокращенной продолжительности рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда», которое было принято на основании Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь».
Таким образом, специальные нормы сосредоточены в подзаконных актах, среди которых есть и акты Министерства здравоохранения Республики Беларусь. В действующем Положении о Министерстве здравоохранения Республики Беларусь, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2000 г. № 1331, с последующими изменениями и дополнениями функция регулирования трудовых отношений медицинских работников прямо не прописана.
Исходя из системного анализа приведенных выше нормативных правовых актов, можно сделать вывод о том, что законодательство, устанавливая сокращенное рабочее время для медицинских работников, вместе с тем допускает работу сверх установленной продолжительности рабочего времени и удлиненную смену.
Теперь более подробно остановлюсь на специальных нормах.
Сокращенная продолжительность рабочего времени, обусловленная профессией
Постановлением № 6 установлены две разновидности сокращенной рабочей недели:
38,5-часовая рабочая неделя — врачам и среднему медицинскому персоналу большинства организаций здравоохранения и некоторых других;
33-часовая рабочая неделя — врачам-стоматологам всех наименований, кроме врачей стоматологов-хирургов стационаров, зубным врачам, зубным врачам-ортопедам; врачам и среднему медицинскому персоналу, постоянно занятому работой на лазерных установках 3-4 класса опасности; врачам врачебно-консультативных комиссий, врачам судебно-психиатрическим экспертам.
Следовательно, право на сокращенную продолжительность рабочего времени для младшего медицинского персонала не предусмотрено.
Для сравнения отмечу, что в Российской Федерации сокращенная продолжительность рабочего времени медицинских работников введена на уровне Правительства Российской Федерации постановлением от 14 февраля 2003 г. № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» с последующим изменением, а Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации поручено давать разъяснения по вопросам применения данного постановления.
В Российской Федерации выделены четыре разновидности сокращенной рабочей недели:
36 часов в неделю — по перечню согласно приложению № 1;
33 часа в неделю — по перечню согласно приложению № 2;
30 часов в неделю — по перечню согласно приложению № 3;
24 часа в неделю — для медицинских работников, непосредственно осуществляющих гамматерапию и экспериментальное гаммаоблучение гаммапрепаратами в радиоманипуляционных кабинетах и лабораториях.
В указанные перечни включен и младший медицинский персонал.
Сокращенная продолжительность рабочего времени в связи с вредными условиями труда
В настоящее время действует Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 декабря 2007 г. № 170 (далее — Список). Список предусматривает и занятость во вредных условиях труда в организациях здравоохранения, которая дает право на продолжительность рабочей недели 35 часов. В соответствующих главах этого Списка названы работники, относящиеся к младшему медицинскому персоналу.
Работа сверх установленной продолжительности рабочего времени
Трудовой кодекс различает следующие виды так называемых переработок сверх нормы продолжительности рабочего времени:
-
ненормированный рабочий день (ст. 118-1);
-
сверхурочная работа (ст. 119);
-
работа в выходные дни, государственные праздники и праздничные дни (ст. 142, 147);
-
совместительство (гл. 32).
В медицине введена еще одна разновидность переработки, которая не предусмотрена ТК.
ПРИМЕР 1
В организации многие врачи работают сверх установленной нормы рабочего времени. Такая работа оформляется приказом нанимателя — на период отсутствия основного работника или до укомплектования вакантной должности (трудовой договор не оформляется). Возникает вопрос: как быть с работой сверх установленной нормы продолжительности рабочего времени?
Постановление № 533 установило медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь, допустимую продолжительность работы сверх установленного рабочего времени до 900 часов в год, для работающих в организациях здравоохранения, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также врачей участковых больниц и амбулаторий, расположенных в сельской местности, — до 1800 часов в год. Причем оплата производится за фактически отработанное время в обычные дни недели в одинарном размере.
Несмотря на то что постановление № 533 было принято Правительством и в нем не было указания Министерству здравоохранения Республики Беларусь давать разъяснения по нему, тем не менее Министерство здравоохранения в своем письме от 20 мая 2009 г. № 03-2-07/848-168 «О применении нормативных актов» распространило среди подведомственных государственных организаций следующую информацию: «Оказание медицинской помощи осуществляется с участием работников, не имеющих медицинского образования, но оказывающих медицинскую помощь (уход за больными, помощь медицинской сестре в проведении медицинских манипуляций, гигиенический туалет лежачих пациентов, транспортировку пациентов, кормление, выполнение санитарно-гигиенических мероприятий, проведение дезинфекционных мероприятий, регистрацию больных, хранение и доставку медицинской документации и др., т.е. названные работники находятся в постоянном контакте с больными и работают во вредных и (или) опасных условиях труда). В связи с этим разъясняем, что действие норм постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26 апреля 2002 г. № 533 «Об особенностях условий труда медицинских работников» распространяется как на работников, имеющих медицинское образование, так и на работников здравоохранения, не имеющих медицинского образования, но допущенных в установленном порядке к занятию должностей медицинских работников, а также иных лиц, работающих в области здравоохранения и обеспечивающих оказание медицинской помощи (дезинфекторы, инструкторы-дезинфекторы, медицинские регистраторы, инструкторы по лечебной физкультуре с высшим образованием, сестры-хозяйки, младшие медицинские сестры, санитарки и другие работники, определенные ранее понятиями «средний медицинский персонал» и «младший медицинский персонал»)».
В данном письме, которое не является нормативным правовым актом, усматривается попытка отступить от легального толкования термина «медицинский работник», данного в ст. 1 Закона Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. «О здравоохранении» (в редакции Закона Республики Беларусь от 20 июня 2008 г.; далее — Закон о здравоохранении). Статья 1 однозначно определяет, что медицинский работник — физическое лицо, имеющее высшее или среднее специальное медицинское образование, подтвержденное документом об образовании установленного образца, и в установленном законодательством порядке занимающееся деятельностью, связанной с организацией и оказанием медицинской помощи, обеспечением санитарно-эпидемического благополучия населения, проведением медицинской экспертизы, и что медицинская помощь осуществляется именно медицинскими работниками. В письме же Министерства здравоохранения Республики Беларусь указано, что лица без медицинского образования «обеспечивают оказание медицинской помощи» и в качестве примера названы санитарка, сестра-хозяйка. На мой взгляд, пример не совсем удачный, т.к. работа указанных лиц относится к так называемым сервисным, а не к медицинским услугам.
На момент подготовки новой редакции Закона о здравоохранении уже действовали российские нормы, которые можно было учесть при решении вопроса, кого относить к медицинским и фармацевтическим работникам. Для справки приведу утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. № 526 профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников:
1. Профессиональная квалификационная группа |
|
Квалификационные уровни |
Должности служащих, отнесенные к квалификационным уровням |
1 квалификационный уровень |
санитарка; санитарка (мойщица); младшая медицинская сестра по уходу за больными; сестра-хозяйка; фасовщица |
2. Профессиональная квалификационная группа «Средний медицинский |
|
3. Профессиональная квалификационная группа «Врачи и провизоры» |
|
4. Профессиональная квалификационная группа «Руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием (врач-специалист, провизор)» |
|
1 квалификационный уровень |
заведующий структурным подразделением* (отделом, отделением, лабораторией, кабинетом, отрядом и др.); начальник структурного подразделения (отдела; отделения; лаборатории; кабинета; отряда и др.) |
2 квалификационный уровень |
заведующий отделением хирургического профиля стационаров |
* Кроме заведующих отделениями хирургического профиля стационаров.
В новом постановлении Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 8 июня 2009 г. № 61 «Об утверждении номенклатуры должностей служащих с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием» выделены следующие должностные категории медицинских работников:
Раздел I. Должности служащих с высшим медицинским образованием в соответствии со специальностями и квалификациями |
1.1. Руководители организаций здравоохранения (за исключением аптечных организаций и организаций медицинской техники) |
1.2. Руководители обособленных подразделений (больницы, поликлиники, родильные дома, станции скорой помощи, станции переливания крови и другие) организаций здравоохранения, воинских частей, подразделений, входящих в систему органов внутренних дел |
1.3. Руководители структурных и (или) обособленных подразделений (больницы, амбулатории) организаций здравоохранения, воинских частей, подразделений, входящих в систему органов внутренних дел |
1.4. Врачи-специалисты (старшие) |
… |
Раздел III. Должности служащих со средним медицинским (фармацевтическим) образованием в соответствии со специальностями и квалификациями основного или дополнительного образования |
… |
3.2. Специалисты со средним медицинским (фармацевтическим) образованием (главная медицинская сестра, техник-массажист, лаборант (старший), рентгенолаборант (старший), медицинская сестра (старшая), фельдшер (старший), акушерка (старшая), зубной техник (старший), помощник врача-специалиста, медицинский статистик и др. |
… |
Таким образом, санитарки, сестры-хозяйки и др. в Республике Беларусь отнесены к рабочим специальностям. Допустить же в отношении рабочих, занятых в организациях здравоохранения, переработку, оплачиваемую одинарно и не квалифицируемую как сверхурочная работа с повышенной оплатой, означает отступление от основных принципов трудового права.
Полагаю, что введение дополнительных часов переработки допустимо только в целях обеспечения квалифицированной медицинской помощью населения, так как именно медицинских работников с медицинским образованием сегодня не хватает. На мой взгляд, всеобщее распространение этой правовой модели на всех работников, занятых в организациях здравоохранения, недопустимо.
Сверхурочная работа в медицине
По общему правилу сверхурочная работа допускается с согласия работника и имеет предельную годовую квоту — не более 120 часов (ст. 119, 120, 122 ТК). Как исключение допускается сверхурочная работа без согласия работника и без включения ее в предельную квоту часов. В числе оснований для такого исключения ст. 121 ТК называет «оказание экстренной медицинской помощи работниками учреждений здравоохранения». Данная формулировка, полагаю, имеет неточности. В медицине осуществляют деятельность не только учреждения, но и частные коммерческие организации. Далее, как следует из легального определения медицинской помощи, ее оказывают медицинские работники, т.е. служащие с высшим или средним медицинским образованием. В Законе о здравоохранении нет определения экстренной медицинской помощи. В статье 16 данного Закона указаны две формы медицинской помощи: скорая (неотложная) и плановая.
Скорая (неотложная) медицинская помощь — форма оказания медицинской помощи при внезапном возникновении у пациента заболеваний, в том числе травм, отравлений и других неотложных состояний, а также внезапном ухудшении состояния здоровья пациента с хроническими заболеваниями, угрожающими его жизни, при которых требуется срочное (неотложное) медицинское вмешательство.
Если предположить, что «экстренная медицинская помощь» и «скорая (неотложная) медицинская помощь» — идентичные понятия, то получается, что сверхурочные в медицине на основании ст. 121 ТК возможны в случаях, когда «требуется срочное (неотложное) медицинское вмешательство». Причем главным образом эта норма адресована не специализированным организациям здравоохранения, осуществляющим этот вид медицинской помощи (станциям и больницам скорой помощи, травмопунктам), а организациям здравоохранения, работающим в обычном режиме. Например, пациент с острой зубной болью должен получить медицинскую помощь и после окончания смены врачастоматолога (начата операция незадолго до окончания смены, а продолжается она после окончания смены врача). Все это случаи сверхурочной работы, компенсируемой по правилам ст. 69 ТК.
Привлечение к работе в выходной день
В качестве исключительного случая привлечения к работе в выходной день без согласия работника ст. 143 ТК называет «оказание медицинским персоналом экстренной медицинской помощи». Данная формулировка не согласована с терминами Закона о здравоохранении и может вызывать проблемы на практике. В частности, не ясно, кого относить к медицинскому персоналу.
Нет ясности и в вопросе, как должен работать механизм реализации права пациента на выбор лечащего врача (ст. 41 Закона о здравоохранении).
ПРИМЕР 2
Беременная женщина выбирает врача-акушера-гинеколога, между ней и роддомом заключается договор, в котором в том числе указывается, что роды будет принимать конкретный врач. Но роды происходят не в смену этого врача. Возникает вопрос, как квалифицировать процедуру привлечения выбранного пациенткой врача к работе в его выходной день? Если врач был в курсе заключенного договора, то это можно расценить как привлечение к работе с его согласия, причем таких вызовов на работу может быть не более 12 дней в году (ст. 142, 144 ТК). Если врач не согласен работать в выходной день, то можно ли в этой ситуации ссылаться на «экстренность» медицинской помощи и игнорировать его согласие? Вероятно, да. Но может сложиться ситуация, когда востребованного врача-акушера-гинеколога будут вызывать на роды (потому что таков выбор пациентки) и у него при этом не будет выходных дней.
Приложением № 2 к постановлению от 21 января 2001 г.[1] утверждены условия оплаты труда работников здравоохранения. В пункте 11 данного приложения предусмотрено, что за дежурства на дому в нерабочее время врачей, среднего медицинского персонала организаций здравоохранения производится доплата из расчета 50 % оклада за фактическое время дежурства. Доплата за дежурства на дому в выходные и праздничные дни осуществляется в одинарном размере. С момента вызова указанных работников в организацию для оказания медицинской помощи доплата производится из расчета оклада врача или среднего медицинского работника соответствующей специальности за фактически отработанные часы с учетом доплат за работу в ночное время.
Кстати, отмечу, что в Российской Федерации «дежурства на дому» в нерабочее время отменили как не предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации.
[1] Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета» с последующими изменениями и дополнениями.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 9 (104), сентябрь 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.
Продолжительность рабочего времени
Медработникам установлена сокращенная продолжительность рабочего времени – 38,5 ч в неделю (п. 1 постановления № 46). Данная норма не распространяется на работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, врачей-специалистов, являющихся руководителями организаций здравоохранения, медицинских научных организаций, санаторно-курортных и оздоровительных организаций, других организаций, которые наряду с основной деятельностью осуществляют медицинскую деятельность, обособленных подразделений этих организаций, главных медицинских сестер, медицинских сестер-диетологов, зубных техников. При этом зубному технику может устанавливаться сокращенная продолжительность рабочего времени по результатам аттестации рабочих мест, если он работает во вредных и (или) опасных условиях труда (п. 360 Списка).
Документ:
постановление Минздрава Республики Беларусь от 23.03.2016 № 46 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени для медицинских работников» (далее – постановление № 46).
Документ:
Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, утвержденный в качестве приложения к постановлению Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 07.07.2014 № 57 (далее – Список).
Документ:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
Работа сверх продолжительности рабочего времени
В организациях здравоохранения часто возникает необходимость поручать медперсоналу дополнительную работу.
Медицинские работники могут выполнять работу сверх нормы продолжительности рабочего времени по основной работе (часть вторая ст. 319 ТК, п. 1 постановления № 52).
Количество часов работы сверх продолжительности нормы рабочего времени имеет предел – не более 900 ч в год (п. 1 постановления № 52).
Работа сверх продолжительности нормы рабочего времени связана:
– с организацией и оказанием медицинской помощи;
– обеспечением санитарно-эпидемического благополучия населения;
– проведением медицинской экспертизы.