Слайд 1
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В УТРЕННЕЕ ВРЕМЯ
Слайд 2
Воспитатель должен лично встретить родителей и каждого ребенка. Поздороваться с ним. Выразить радость по поводу того, что они пришли. Сказать ребенку, что его прихода с нетерпением ждут другие дети.
Слайд 3
спросить у родителей о состоянии здоровья ребенка. проверить по сезону ли одеты дети.
Слайд 4
Профилактический осмотр детей. В соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 В дошкольных образовательных организациях проводится ежедневный утренний приём детей воспитателями и ( в младшей группе ) медицинскими работниками, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья и проводят термометрию (измерение температуры) в присутствии родителей, по показаниям. Выявленные больные дети или дети с подозрением на заболевание в дошкольные образования организации не принимаются.
Слайд 5
Работа с родителями Эффективной формой работы с родителями являются индивидуальные беседы воспитателей и других сотрудников со взрослыми членами семьи. Они могут проходить по инициативе воспитателя или самих родителей
Слайд 6
Формы работы К онсультации. Папки- передвижки Анкетирование Почтовый ящик Банк родительских идей
Слайд 7
Помните, что на первом месте для вас всегда должен быть ребенок и его интересы. Взрослые всегда подождут. Конечно, со взрослыми надо каждый день здороваться, и разговаривать, но если в данную минуту вы озабочены безопасностью или поведением ребят, то попросите срочно ими заняться младшего воспитателя или же, извинившись, уклонитесь от разговора со взрослым.
Слайд 8
Информировать воспитателя о болезни или опоздании до 8.30. После трёхдневного пропуска приходить в садик со справкой. Вы можете побеседовать с воспитателем о своём ребёнке С 7.45 до 8.15, с 17.30 до 18.00, не отвлекая его от работы с детьми. Приём детей до 8.30. приводите ребёнка в сад не нарушая циклограммы. Если вы привели ребёнка во время занятий, подождите его окончания, не отвлекая других
Государственное учреждение образования «Ясли-сад №30 г.Лида»
Рекомендации для педагогических работников
Утренний прием. Проведение опроса родителей
Разработала: заместитель заведующего по ОД Скопец Т.Ф.
сентябрь 2019г.
В распорядок дня учреждения дошкольного образования входит обязательный компонент — прием детей. Прием детей осуществляется в соответствии с утвержденным режимом работы группы:
с 7.30 – 7.50 (первая младшая группа №1, вторая младшая группа №2)
с 7.30 – 7.57 (средняя группа №4)
с 7.30 – 8.04 (разновозрастная группа №3)
с 7.00 – 8.11 (группа №5 для детей с тяжелыми нарушениями речи)
с 8.00 – 8. 19 (группа №4 интегрированного обучения и воспитания)
Прием воспитанников в группе проводит воспитатель дошкольного образования либо в его отсутствие — другой педагогический работник. Родители (законные представители) воспитанника либо другие лица, которые по их поручению приводят его в учреждение образования, должны передать ребенка воспитателю дошкольного образования, а в случае его отсутствия – иному педагогическому работнику, осуществляющему прием воспитанников группы. Воспитатель дошкольного образования (другой педагогический работник) принимает детей в соответствии списочного состава группы, отмечает приход воспитанника в Табеле учета посещаемости. Ведение Табеля учета посещаемости детей является обязательным документом в каждой группе на протяжении учебного года (с 01.09.2019 по 31.08.2020). С момента передачи ребенка, воспитатель дошкольного образования (другой педагогический работник) несет ответственность за сохранение жизни и здоровья воспитанника до того момента пока родители, законные представители не заберут его из учреждения дошкольного образования. В случае, когда существует объективная причина, по которой родители (законные представители) ребенка не могут забирать (болезнь, служебная командировка, график работы и др.), это могут осуществлять другие лица (ближайшие родственники). Об этом родители (законные представители) ребенка должны проинформировать заведующего государственного учреждения образования «Ясли-сад №30 г.Лида»
Запрещается отдавать воспитанников лицам, которым не исполнилось 16 лет, и лицам, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении.
В Табеле учета посещаемости детей воспитатель дошкольного образования (либо другой педагогический работник) отмечает отсутствие тех воспитанников, которых до конца утреннего приема не привели в учреждение дошкольного образования.
Наблюдательный педагог видит, с каким настроением пришел ребенок утром в детский сад, визуально оценивает его состояние здоровья. Педагогическими работниками учреждения дошкольного образования проводится утренний прием воспитанников, предусматривающий опрос родителей о самочувствии ребенка. Проведение опроса родителей осуществляется на основе доброжелательного отношения, уважения к личности законного представителя, взаимопонимания. В общении с родителями, законными представителями проявите повышенное внимание, наблюдательность, педагогический такт. Старайтесь обратиться к ним по имени, отчеству. Это вызывает доверие, интерес к предстоящей беседе.
Во время беседы следите за своим настроением, культурой общения. Грустное, подавленное настроение педагога настораживает не только детей, но и родителей. Общение с родителями (законными представителями) должно быть равноправным. Родители (законные представители) являются участниками образовательного процесса учреждения дошкольного образования. В ходе беседы целесообразно выяснить: Как чувствует себя ребенок? С каким настроением пришел в детский сад? Не жаловался ли на свое плохое самочувствие? Хорошо ли он спал? Какой у него аппетит? Что может его тревожить? При подозрении на заболевание ребенка предложите родителям (законным представителям) обратиться к медицинской сестре учреждения дошкольного образования. В связи с чем, воспитанник направляется на осмотр к медицинскому работнику для принятия решения о возможности допуска в учреждение дошкольного образования.
Приход ребенка в детский сад не всегда вызывает положительные эмоции, так как ему надо расставаться с родителями. Расставание маленьких детей иногда сопереживается с плаксивостью, повышенной тревогой, нежеланием идти в группу. Хорошо организованное проведение утреннего приема имеет большое значение для создания у ребенка хорошего настроения, положительного микроклимата в группе в течении дня. Атмосфера любви, тепла, уюта, доброты, внимания обеспечат психологическую безопасность, уменьшат эмоциональное напряжение, содействуют формированию психических свойств личности ребенка не только младшего дошкольного возраста, но и среднего, старшего дошкольного возраста. Использование эффективных приемов, облегчающих утреннее расставание, организация и проведение разнообразной деятельности в утренний отрезок времени способствуют созданию комфортной атмосферы для пребывания воспитанников в условиях учреждения дошкольного образования. Как считают специалисты, педагоги, психологи, для этого, педагогу важно сконцентрироваться на некоторых традициях. Вот некоторые из них. Каждое утро встречайте воспитанников с улыбкой, приготовьте сюрприз – игрушки, воздушные шарики, самоделки, куклы — необычные, яркие, музыкальные, механические, разноцветные. Сюрпризы привлекают внимание, повышают эмоциональный тонус, вызывают желание поиграть, а тем более те, которые вместе с воспитателем ожидают ребенка сегодня в детском саду. Придумайте забавный ритуал приветствия. Например, поздороваться с воспитателем и детьми можно словом «Доброе утро» либо подать руку для приветствия, нежно коснувшись ладони ребенка, а можно предложить детям коснуться разными частями тела (носом, щекой, спиной). Созданию хорошего настроения способствуют хороводные игры с художественным словом («Знакомство», «А-у, а-у ты сейчас в лесу..», «Зайка серенький, зайка беленький», «Петушок», «Это я, это я – это все мои друзья!»), музыкальным сопровождением («К нам гости пришли», «Музыкальный платочек»). Наличие в группе эмоционального уголка, зеркала не оставит ребенка равнодушным. Предложите малышу посмотреть в зеркало, улыбнуться, подарить улыбку другим детям группы, помощнику воспитателя. Уточните — какое у ребенка настроение? Вместе с ним выберите изображение (символ), которое соответствует его настроению (грустному, радостному, печальному, веселому). Спросите: почему он сегодня печальный (веселый, грустный)? Чем бы хотел заняться? В какую игру хотел бы поиграть? В процессе общения проявите к ребенку симпатию, заботу, позитивные эмоции.
Детям младшего дошкольного возраста свойственна высокая заражаемость эмоциональным состоянием других детей и взрослых. Поиграйте с ним в забавные игры с мячом, обручем, скакалкой, вызывая эмоциональный отклик, радость. Привлекайте к совместным играм других детей. В процессе игровой деятельности налаживайте эмоционально-деловое общение, помогите ребенку установить контакты с другими детьми, в основе которых лежат первоначальные навыки эффективной коммуникации в соответствии с правилами культурного общения: «Поздоровайся с Катей, она пришла в группу», «Посмотри Саше в глаза, он хочет тебе что-то сказать, выслушай его!», «Скажи Ване – спасибо! Он дал тебе свою любимую игрушку» и т.д. Развитию ситуативно-делового (внеситуативно-делового) общения способствует формирование у детей умений отвечать и задавать вопросы, воспитание нравственных чувств (делиться игрушками, организовывать игры, помогать друг другу). Побуждение ребенка в процессе общения проявлять дружелюбие, внимательность, тактичность способствуют решению познавательных, практических и коммуникативных задач, создает условия для хорошего начала дня в детском саду.
Постепенно у детей формируется потребность в любви, нежности со стороны не только родителей, но и воспитателей, развивается чувство доверия, привязанности к ним. Потребность во внимании со стороны взрослого находит свое отражение в старшем дошкольном возрасте, шестого и седьмого года жизни. Возникает новая форма общения – внеситуативно-личностная. Воспитанникам становятся интересными разговоры об окружающих людях, их тревоги и переживания, о героях литературных произведений, фильмов и, безусловно, о самих себе. В таких беседах активно формируются коммуникативные способности воспитанников. Утренние беседы, разыгрывание коммуникативных ситуаций, обсуждение событий, составление рассказов могут быть организованы индивидуально либо с подгруппой детей.
Игра служит своеобразной психологической поддержкой, является толчком для создания радостного настроения, когда ребенок приходит в детский сад.
Учитывая особенности развития игровой деятельности на каждом возрастном этапе, воспитатель дошкольного образования в первой младшей группе побуждает детей от игры «рядом» к игре «вместе», создает условия для эмоционального реагирования, обучает способам использования игрушек и иных предметов в разных видах игр. Во второй младшей группе воспитатель дошкольного образования способствует формированию умений ставить игровые цели, договариваться, соблюдать правила игры. Застенчивому, не уверенному в себе, грустному воспитаннику предоставьте возможность выигрывать! В средней группе педагог поддерживает радостное настроение в процессе игровых действий, замысла, соблюдении правил. В старшей группе — содействует развитию ролевых игр, интеллектуальных, дидактических, игр-головоломок, которые вызывают у детей удовольствие, удерживают контекст общения с ровесниками и взрослыми.
В утренний отрезок времени включая элементарную трудовую деятельность воспитатель дошкольного образования привлекает к уходу за растениями, животными, предлагает переодеть куклу, сложить картинки, протереть полки В младшей группе воспитанники выполняют трудовые поручения совместно со взрослым. В средней и старшей группах поручения выполняют в парах, подгруппах, коллективно. Организация элементарной трудовой деятельности в утренний отрезок времени способствует созданию возможностей для реализации потребности в индивидуальной и совместной деятельности. Предметы, явления, объекты окружающей жизни привлекают внимание детей, побуждают к предметной (познавательной практической) деятельности, способствуя развитию перцептивных действий. Организация познавательной практической (предметной — в первой младшей группе) деятельности стимулируется, поддерживается педагогом. Активизации познавательной активности способствуют вопросы к детям: что? кто? где? почему? Предоставляя детям возможность узнать новое, вспомнить то, что они знают, видели, наблюдали – вызывают радость, пробуждают любознательность, интерес к окружающему миру, другим людям, самому себе.
Планирование образовательного процесса в утренний отрезок времени осуществляется с учетом реализации содержания учебной программы дошкольного образования, возрастных особенностей во всех видах детской деятельности: общение, игровая деятельность, элементарная трудовая деятельность, познавательная практическая (предметная), художественная. Утренние часы – удачное время для проведения индивидуальной работы с детьми.
Создание психологически комфортной среды в группе, безопасных условий пребывания воспитанников в учреждении дошкольного образования, предотвращение возникновения конфликтных ситуаций будет во многом зависеть от организации и проведения утреннего приема детей, культуры общения педагогических работников с законными представителями, создания условий для разнообразной детской деятельности с учетом желаний, индивидуальных особенностей, состояния здоровья воспитанников.
Рекомендации
для воспитателя
«Как правильно организовать
утренний отрезок времени в детском саду»
Утро – время формирования настроя человека на предстоящий день. С
каким настроением воспитатель начнет свой рабочий день, с таким настроением
зайдут в группу дети. Для того чтобы день начался с позитивной ноты, педагогу
необходимо абстрагироваться от всех своих неблагоприятных мыслей и встречать
детей и родителей в спокойствии, добром расположении духа и улыбкой. Не зря
говорят, поведение детей – это отражение отношения взрослого к ребенку.
Готовимся к приходу детей
Воспитатель должен занять
свое рабочее место за 10-15 минут до прихода детей. За это время педагог без
спешки
Ø обязательно
осуществляет проветривание помещений в соответствии с утвержденным
руководителем графиком;
Ø подготавливает
журналы фиксации утреннего фильтра детей группы для родителей, табель
посещаемости и другую локальную документацию в соответствии с возрастом своей
возрастной группы;
Ø готовится
к первому занятию: готовит демонстрационные материалы, раздаточные (если
необходимы), материалы и оборудование для продуктивных видов деятельности,
физкультурных занятий, подобрать музыкальное сопровождение (при необходимоси) и
т.д., продумывает удобное расположение демонстрационных материалов (для
восприятия детей и для объяснения и показа педагогом),
Ø готовится
индивидуальной работе с воспитанниками в соответствии с планом: готовит
художественную литературу, дидактические игры, игрушки и другие необходимые
материалы;
Ø Продумывает
информацию которую необходимо донести родителям или готовит вопросы которые
хочет узнать педагог (самочувствие ребенка, как спал, вопросы по питанию,
одежде и прочие).
Встреча детей и родителей
Ø ВОСПИТАТЕЛЬ
ОБЮЯЗАТЕЛЬНО ВСТРЕЧЕТ ДЕТЕЙ! Нельзя допускать того, чтобы педагог занимался
своими делами, а дети и без внимания педагога заходили в группу.
Ø Как
только ребёнок или несколько детей пришли, воспитатель выходит в приемную,
здоровается со всеми, интересуется настроением ребят, как добрались до детского
сада, что было в дороге интересного и т.д.
Ø Общаясь
с детьми и родителями воспитатель наблюдает за психическим и физическим
состоянием каждого пришедшего воспитанника. Если ребенок вялый, у него
температура или другие признаки заболевания, педагог тактично объясняет
родителям, что сегодня он не сможет их принять. (Так как у Максима насморк и
слабость, он бледный, ему необходимо побыть дома, подлечиться, а родителям
понаблюдать за состоянием и если станет хуже обратиться к врачу). Обязательно
проводится температурный фильтр с занесением данных осмотра в журнал.
Ø Педагог
встречает пришедших с улыбкой и ровным, доброжелательным голосом.
Ø Если
возникает необходимость, педагог советует родителям одеть ребенка по легче или
немного по теплее (например, сегодня ветер в сторону окон нашей группы, поэтому
лучше оставить Олю в колготках и одеть водолазку).
Ø Также,
воспитатель должен обратить внимание на то, с каким настроением ребенок пришел
в детский сад, как с ним общаются родители. Если ребенок расстроен и в
конфликте с родителем, поинтересуйтесь что стряслось, постарайтесь сгладить
ситуацию (если ребенок не слушается маму, скажите о том, что Миша, наверное, не
специально расстроил маму. Скорее всего, он не выспался или у него плохое
настроение, но сегодня все наладиться, и он обязательно встретит маму вечером с
хорошим настроением и т.д.).
Ø Если
ребенок очень расстроен и отказывается идти в группу, постарайтесь его отвлечь:
расскажите, чем сегодня планируете заниматься, что нового сегодня увидят
ребята, завлеките игрушкой. Это поможет переключить ребенка, он немного
успокоится. Протяните ребенку руки, попытайтесь его обнять, скажите что вы и
ребята его очень ждали, чтобы поиграть, сходить вместе на музыкальное занятие,
прогулку и т.д.
Ø Приучайте
детей и родителей здороваться при встрече. Ваш личный пример очень важен. Если
ребята молчат при встрече, поздоровайтесь с ним и спросите, что он забыл вам
сказать? В младших группах можно завести дидактическую куклу, которая каждое
утро будет встречать ребят и здороваться.
После того как ребята вошли в группу педагог
организует с ребятами индивидуальную и подгрупповую работу. Дверь из приемной в
группу должна быть открыта, чтобы педагог всегда видел и приветствовал вновь
пришедших ребят и родителей. В младшем дошкольном возрасте дверь между приемной
и групповой ячейкой может быть закрыта (чтобы дети не выбегали в след за
родителями). Как только дверь открывается, и родители заводят ребят в группу,
воспитатель должен подойти и принять ребенка из рук в руки. Если какая либо
совместная с воспитанниками деятельность не позволяет педагогу подойти к двери
приемной встретить малыша, воспитатель протягивает руки к ребенку, здоровается
и обнимает его, интересуется настроением и новостями (тот же процесс встречи
ребят, как и в приемной).
Деятельность детей в утренний отрезок времени
1. Трудовая
деятельность в центре природы: младший
дошкольный возраст – помогает воспитателю полить цветы, вытереть тряпочкой
крупные листья цветов, вымыть поддон цветочного горшка, промокнуть тряпочкой
лишнюю воду; в среднем и старшем дошкольном возрасте – под контролем взрослого
самостоятельно полить цветы, протереть листья, очистить шероховатые листья от
пыли кисточкой, орошать цветы распылителем, прорыхлить землю и т.д.
2. Провести
работу в Календаре природы и наблюдений:
отметить время года, погодные условия (идет снег, светит солнце, дует ветер и
др.); в среднем и старшем дошкольном возрасте – дату и день недели, погодные
условия — яркость солнечного света, направление и сила ветра, осадки и т.д.,
каких животных и птиц видели на участке и другое.
3. Проведение
утренней гимнастики: ежедневно в
соответствии с расписанием музыкального зала (средний и старший дошкольный
возраст), в младших возрастных группах утренняя гимнастика , если позволяет
пространство может проводится в группе. В теплый период времени (лето) утренняя
гимнастика проводится на прогулке.
4. Чтение
художественной литературы: с использованием
наглядности (показ иллюстраций), инсценировка произведения с использованием
различных видов театра, слушанием аудиозаписи.
5. Беседа:
может осуществляться по содержанию прочитанной книги, тематическая беседа
(например, социально-нравственное развитие – этикет, безопасность, профессии,
поведение в общественных метах и др.)
6. Дежурство:
со среднего дошкольного возраста, ребята в фартуке и косынке помогают младшему
воспитателю накрывать на стол: разложить хлеб в хлебницу, разложить ложки,
расставить салфетницы; в старшем дошкольном возрасте – расставить бокалы,
разложить салфетки в салфетницу.
7. Игровая
деятельность: настольно-печатные, дидактические
игры — положительно влияют на формирование представлений о качествах предметов
и способствуют развитию внимания, мышления, речи ребенка. Важны игры, направленные
на развитие слухового, зрительного, вкусового, обонятельного, осязательного анализаторов
(восприятия). Игры на узнавание позволят детям в дальнейшем знакомиться с
окружающей действительностью. В старшей группе дидактические игры усложнены,
например, «Что из чего сделано», «Что где прорастает?», «Установи цепочки
развития» и т.д.;
сюжетно-ролевая
игра – игра, которую ребенок организует, опираясь на свой жизненный опыт. В
сюжетно-ролевых играх отражается имеющиеся у детей представления об окружающей
действительности. Эти игры помогают развить воображение, фантазию, речь, умение
общаться и взаимодействовать с коллективом, проявлять свои эмоции, свое отношение,
отстаивать свое мнение, через взятие на себя определенной роли и проигрывая
ее; пальчиковые игры – развивают речь ребенка, мелкую моторику рук, умение
соотносить свою речь с действием.
8. Индивидуальная
работа: по плану педагога.
9. Самостоятельная
деятельность детей: здесь
большую роль играет развивающая предметная среда. Развивающая предметная среда
– это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою
очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка.
Для
правильной организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать
развивающую предметную среду, которая предполагает наличие: игровых зон; центр
уединения и релаксации; разнообразие игрового оборудования и игрушек, в том
числе наличие современных игрушек; дидактического и демонстрационного
материала; в достаточном количестве материала для продуктивной деятельности; атрибутики
для творческой деятельности; центров воды и песка, экспериментирования; спортивного
инвентаря и оборудования; атрибутов для сюжетно-ролевых игр, разнообразие
конструкторов и модулей.
10. Гигиенические
процедуры: поход в туалет (на горшок), мытье рук,
очистка носа от слизи. Перед посещением туалетной комнаты воспитатель
напоминает правила безопасности – не толкаться, не лить воду на пол, открывать
вначале холодную воду, потом постепенно горячую. Воспитатель напоминает, что у
одной раковины стоят 2-3 человека, не толкаются. Напоминает, что обязательно
нужно закатать рукава, объясняет и/или показывает правило намыливания рук и
смывание водой. Во время гигиенических процедур педагог проговаривает названия
туалетных принадлежностей (мыльница, мыло, полотенце, раковина, унитаз и т.д.),
проговаривает свойства воды (мыльная-прозрачная вода, теплая-горячая-холодная
вода), проговаривает действия (намыливаем, смываем, вытираем, промываем, трем,
вода течет, брызжет и т.д).
Перед
тем как педагог позволит пройти ребятам за стол, необходимо напомнить им о правилах
поведения за столом (есть аккуратно, не крошить хлеб, ноги должны стоять ровно
на полу, не разговаривать за столом, не мешать другим и т.д.). Также
воспитатель обязательно знакомит ребят с теми блюдами, которые дети будут
употреблять на завтрак. Рассказывает о пользе этих блюд.
Правильно
спланированный и организованный утренний отрезок времени позволит сохранить
положительно-эмоциональный настрой вашей возрастной группы.
Разработала:
Телятник
Татьяна Адамовна
старший
воспитатель ВК категории
МДОАУ
«Детский сад №19 г.Орска»
Мастер класс для родителей.
Современные подходы к организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста. Утренний круг.
Согласно ФГОС ДО основной принцип организации образовательного процесса – это принцип интеграции образовательных областей.
Следовательно, интеграция в образовательном процессе дошкольного учреждения подразумевает подбор таких видов деятельности педагогов с детьми, которые затрагивают развивающее содержание сразу нескольких образовательных областей в одной форме работы. В соответствии с ФГОС ДО, нам необходимо было пересмотреть модель образовательного процесса, и в частности способ организации утреннего отрезка времени.
Используя в своей работе технологии международной общеобразовательной программы «Сообщество», в частности Утренний сбор(предлагаемую авторами Коллином Бейном, Хансен К.А., Кауфман Р. К., Сайфер ) при занятиях с детьми проектной деятельностью ,я продолжала анализировать методическую литературу и заинтересовалась формой организации детей -, утренним кругом или как его ещё называют : утренний круг радости.
Утренний круг – одна из форм организации образовательного процесса с детьми в утренний отрезок времени.
Пришёл он в детские сады вместе с методикой Марии Монтессори и Вальдорский, в российской образовательной практике стал аналогом «Утренний кружочек» — программы «Золотой ключик» Е.Е. Кравцова Г.Г. Кравцов,а так же «Утро радостных встреч» программы «Радуга» Т,Н, Дороновой, , «круг радости» примерной образовательной программы дошкольного образования «Открытия»/Под ред. Юдиной Е.Г. «утренний круг» программы ориентированной на ребёнка «Югорский трамплин» Юдиной Е.Г. и др.
Утренний круг позволяет гармонично включить несколько образовательных областей: социально-коммуникативное, физическое и речевое развитие.
Целью организации утреннего круга :
обеспечить возможность конструктивного межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых. , научить детей планировать свою деятельность.
С учетом этогоосновными задачами утреннего круга являются:
1. Создание эмоционального настроя на весь день — “задать тон”
2.Установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками; (учить объяснять словами свое эмоциональное состояние)
3. Социально- коммуникативное развитие (развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками) и речевого развития детей (обогащение активного словаря; развитие связной, речи.)
К образовательным результатам Утреннего круга можно отнести способность ребенка:
Контролировать свое поведение;
Устанавливать контакты; Выражать свое отношение;
Выполнять простые правила, следовать простому алгоритму при общении в группе;
Присваивать полученную информацию в доступной ребенку форме;
Задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта,
Высказываться в связи с высказываниями других,
Использовать элементарные нормы общения;
Сотрудничать (со взрослыми и детьми разного возраста) в предложенных формах.
Структура «Утреннего круга»:
1 Приветствие или «Минутка вхождения в день»
2 «Новости дня», обмен информацией.
3 Дыхательная и пальчиковая гимнастика.
4 Игра по теме периода .
5 Планирование или календарь дел.
Утренний круг — длится 10-15 минут.
У меня есть приглашающий сигнал, это звучание бубна.
Приглашаю родителей принять участие в практической деятельности.
Круг радости
1.Приветствие. Минутка вхождения в день.
— Здравствуйте! Сегодня мы поговорим об именах. У всех у вас красивые имена.
Давайте послушаем, как они звучат. Предлагаю вам встать в круг радости, громко и радостно называя свое имя. Вы готовы?
Встань скорее,
Раз, два, три!
Свое имя назови!
(5 участников называют свои имена и становятся в круг ,все здороваются и повторяют имя ).
У нас сегодня действительно радостный круг из ваших имен. Нам было очень приятно повторить их.
А как вы думаете можно ли поздороваться по-другому?
Давайте попробуем, для этого потрем свою ладонь о ладошку соседа слева. Доброе утро. А теперь давайте поздороваемся коленями, плечами, спинами, ступнями, лбами… Замечательно!
— Встаньте снова в круг радости. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу, поделитесь хорошим настроением со своими друзьями!
-Как вы думаете, почему люди любят собираться в круг? (Ответы детей)
— Правильно, уважаемые родители, круг сближает, объединяет людей. Все равны, каждый часть целого.
— А теперь повторяйте за мной:
Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)
Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу)
Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)
Делиться счастьем и добром! (руки в стороны)
2. «Новости дня» Обмен информацией.
Представьте, что я корреспондент детского журнала “Радуга”. (Вводится микрофон) По очереди обращаясь к каждому, задаю вопросы.
Следующий момент нашего Утреннего круга — это
3. Дыхательная или пальчиковая гимнастика.
Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, выдохните из себя свежесть и красоту белого снега. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте злобу, выдохните из себя тепло солнечных лучей. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте беспокойство, выдохните из себя чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
4.Игра по теме периода или проекта.
Практикуются такие виды игровой деятельности, которые:
заставляют детей смеяться
При этом воспитатель учитывает: изучаемые в настоящий момент темы по программе.
Игра по правилам периода. Предлагаю родителям поучаствовать в игре: «Найди ответ у себя на лбу».
5.Планирование или календарь дел.
(Совместное планирование деятельности на текущий день)
Далее выбор карточек, обозначающих действия :игры, загадки, чтение сказок, далее выбор карточки изображающей занятие и работы в центрах активности.
Так утренний кругпозволяет спокойно и организованно переключиться на непосредственно образовательную деятельность.
Если в традиции дошкольного учреждения входит утренний сбор, он становится любимым «ритуалом» и для детей и для взрослых .
Утренний Круг, по моему глубокому убеждению, технология, которую можно (и нужно) ввести в жизнь каждой программы, ориентированной на ребенка, на педагогику развития.
Хороший утренний сбор, как одно мгновение – проводится быстро, легко и непринуждённо. И хотелось бы пожелать вам , уважаемые родители , побольше таких мгновений в воспитании и обучении ваших детей.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/465832-master-klass-dlja-roditelej-sovremennye-podho
Организация дня
Методика проведения утреннего сбора в детском саду
11.01.20184255.4k
В отношении маленьких детей, дошкольников, переоценить значение утра просто невозможно: от того, как проходит пробуждение, утренний туалет, завтрак, зависит настроение на весь последующий день. В ряд этих непременных атрибутов в будние дни добавляется ещё один этап — поход в детский сад. Утренний сбор в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) — это своего рода начало рабочего дня маленького человека, которое организуется не самим малышом, а взрослыми: родителями и, конечно, педагогом. Вот почему тонкостям организации приёма и утреннего сбора ребят воспитатели уделяют особое внимание.
Психолого-педагогическая суть процесса
Утренний сбор (групповой сбор или утренний круг) — это режимный момент, являющийся формой организации образовательного процесса при совместной деятельности взрослых и детей, который проводится сразу после завтрака.
Большинство дошкольников (особенно младшего возраста) болезненно переживают приход в детский сад: их рано разбудили, оторвали от дома и любимых игрушек, то есть малыш обижен на всех. Таким образом, основная цель проведения утреннего сбора — «задать тон» всему дню, то есть создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным. Кроме этого, групповой сбор:
- развивает толерантное отношение к людям;
- формирует первичные представления о понятиях нормы и правилах поведения в обществе;
- позволяет детям почувствовать свою значимость, уверенность в том, что их принимают в кругу сверстников такими, какие они есть.
Утренний сбор способствует тому, что дети учатся играть не рядом, а вместе, терпимо относясь друг к другу
Задачи
Утренний круг решает целый ряд образовательных задач:
- Создаёт условия для общения детей и взрослых:
- Познавательного характера, если речь идёт об обсуждении новой информации, которую малыши получили с момента предыдущей встречи.
- Делового толка, если говорить о решении организационных вопросов, например, распределении обязанностей при подготовке костюмов к утреннику.
- Межличностного характера, определяющего взаимодействие детей между собой, а также с педагогом.
- Развивает коммуникативные навыки и способность планировать собственную деятельность. Иными словами, ребята учатся правильно строить разговор (к примеру, давать возможность высказаться товарищу), привыкают к режиму дня (например, переодевание по приходу в сад, расставание с родителем, игры, подготовка к завтраку и т. д.).
- Нарабатывает у детей опыт понимать эмоциональное состояние других людей, то есть развивает эмпатию. Например, видя, что товарищ расстроен, малыш ищет способ его отвлечь, дав любимую игрушку или пригласив вместе поиграть с кубиками.
- Работает над развитием навыков культурного общения. Малыши, придя в группу, получают комплименты относительно новой одежды, заколки, причёски и т. п. Постепенно дети приучаются так же вести себя со взрослыми: воспитательницей, нянечкой.
- Обучает аргументированному построению высказываний, отстаиванию своей точки зрения. Например, если обсуждается поступок героев прочитанной накануне сказки или увиденного мультфильма.
Взрослый показывает малышам пример правильного построения высказывания, а также нормы ведения обсуждений
- Развивает умение вычленять из своего опыта интересные события, а также описывать их лаконично, последовательно и логично.
- Формирует навык коллективного труда, то есть умения распределять обязанности, роли, вырабатывать правила поведения. К примеру, чтобы не затягивать время, дети должны сами определить принцип, по которому будут выбираться ребята, презентующие новости.
Таблица: актуальные задачи группового сбора для разных возрастных групп
Младший дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст |
|
|
Цит. по: https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-vospitateley-utrenniy-sbor-1415994.html |
Видео: опыт проведения утренних сборов с комментариями воспитателя
Тематика утренних кругов
Сбор группы обычно носит обобщённый характер, то есть не привязан к конкретной теме. Однако ряд приёмов (например, на этапе игры) может быть объединён общей сюжетной линией с другими занятиями в группе. Поэтому рекомендуется составлять календарный план проведения утренних сборов, группируя приёмы по темам.
Тема конкретного утреннего сбора должна прослеживаться на всех этапах работы, в том числе и в процессе игры
Тематика утренних кругов может быть понедельной.
Таблица: картотека утренних сборов во второй младшей группе (фрагмент)
Автор | Фатиева И., воспитатель МБДОУ комбинированного вида №1, п. Шушенское, Красноярский край. |
Тема | Структура утреннего сбора |
Вкусные дары осени | Позывной «Дудочка».
Приветствие.
По окончании текста с движениями дети, взявшись за руки, произносят слова:
Игра-тренинг.
Дидактическая игра «Посадим овощи на грядку».
Игра на воображение с опорой на комментарий. |
Грузовик привёз игрушки | Позывной «Погремушка».
Приветствие.
Игра-тренинг.
Подвижная игра «Найди домик игрушки». |
Дом, в котором мы живём | Позывной «Картинка — дом».
Приветствие.
Пальчиковая гимнастика «Дом».
Интервью «Какой дом у тебя».
Дидактическая игра «Помоги Кате навести порядок» (разложить предметы по назначению: посуду на стол, игрушки на полку, одежду в шкаф). |
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/-kartoteka-utrenego-sbora-vo-2-mladshei-grupe.html |
Таблица: картотека утренних сборов для старшего дошкольного возраста (фрагмент)
№ недели | Тема недели | Структура утреннего сбора |
1 | Лето |
|
2 | Овощи, фрукты |
|
29 | Космос |
|
Этапы группового сбора и приёмы их проведения
Однообразие порождает апатию, что совершенно неприемлемо по отношению к детям, тем более дошкольникам. Поэтому педагогу необходимо постоянно пополнять свою методическую копилку новыми и содержательными приёмами проведения утреннего сбора. Некоторые из них малышам нравятся больше, другие — меньше. Так появляются традиции утреннего круга. Но чтобы подобрать действенные методические приёмы проведения утреннего сбора, нужно представлять, из каких этапов он состоит.
- Приветствие (1–3 минуты).
- Игра (2–5 минут).
- Обмен новостями (2–10 минут).
- Составление плана дня (5–12 минут).
Иногда даже простая игрушка при проведении привычных видов работы вносит необходимую новизну в традиционный утренний круг
Приветствие
Альтернативной формой могут быть пожелания (например, ребята не просто здороваются, но и желают, каким должен быть день у собравшихся), комплименты (после приветствия малыш говорит 2–3 комплимента товарищам).
Относительно комплиментов как приёма проведения первого этапа утреннего сбора у методистов нет однозначного мнения: одни отстаивают пользу такого задания (дети расширяют словарный запас, учатся быть вежливыми и предупредительными), другие настаивают на том, что много комплиментов малыши не подберут, то есть некоторые дети останутся без внимания. Значит, обида от всех негативных составляющих (расставания с домом, ранний подъём в детский сад и пр.) усилится.
Одной из традиций является начало утреннего сбора в форме позывных. Для оповещения можно выбрать:
- музыку (примеры песенок можно посмотреть здесь);
- звуки колокольчика (этот позывной хорошо подходит для детей старшего возраста, так как приучает их воспринимать школьный звонок как сигнал концентрации внимания на работе);
- речёвку (может сочетаться с движениями; периодически рифмовки нужно обновлять).
Соединение рук под речёвку настраивает ребят на совместное дружное времяпрепровождение
Многие методисты считают, что сама по себе речёвка в качестве позывного малоэффективна, так как настраивает на работу только тогда, когда произносится очень громко, хором, что осуществить очень сложно, ведь дети ещё не настроены на совместную деятельность. Поэтому этот приём рекомендуется сочетать с музыкой или звоном колокольчика.
Таблица: примеры речёвок для утреннего сбора
Автор | Медовикова Ж. А., воспитатель МДОУ детский сад №113, г. Рыбинск, Ярославская область. |
Текст речёвок |
|
Цит. по: http://vospitateljam.ru/kartoteka-utrennix-privetstvij/ |
Игра
Ребята выбирают игры из предложенного списка или организуют их самостоятельно. При наличии условий в это время дети слушают музыку и, возможно, поют.
Дошкольник будет стараться любой вид деятельности свести к игре, поскольку именно в ней он приобретает необходимые навыки и умения.
Забавы в младших и средней группах могут быть:
- пальчиковыми (например, «Домик», «Кошки-мышки» и др.);
Пальчиковые игры с миниатюрными героями очень нравятся детям
- словесными («Найди рифму», «Закончи предложение» и др.);
- играми-фантазиями (к примеру, «Оживление предметов» в старшей группе может быть представлено повествованием сказки или истории от лица главного героя);
- играми-цепочками (берём игрушку, а последующее задание — поздороваться, рассказать новости — происходит от лица персонажа).
В старших группах игра может проводиться в форме тренингов на разные темы. К примеру, можно обсуждать перспективу предстоящего дня при плохом настроении и при хорошем. Большинство игр утреннего круга для детей старшего дошкольного возраста носят характер психогимнастики, то есть метода социализации ребят посредством эмоциональных реакций зачастую даже при отсутствии речевого сопровождения.
Психологические особенности возраста таковы, что младшие ребята предпочитают на этом этапе взаимодействие с игрушками, в то время как старшие стремятся к организации игр в мини-группах, парах.
Таблица: игры для утреннего круга
Возраст | Название | Цели | Содержание |
Младший дошкольный | «Снежный ком» | Тренировка памяти, речи. | Воспитатель первым называет своё имя (или любое слово). Каждый последующий участник игры повторяет его и называет своё. Последний ребёнок повторяет имена (слова) в порядке их представления и называет своё имя (слово). |
«Да, нет» | Формирование умения работать коллективно, развитие быстроты реакции и внимания. | Педагог задаёт вопросы: «Вы хорошие дети? Это вы разбили окно?» и т. д. Ребята должны ответить хором и правильно. | |
Средний, старший | «Послушай тишину» | Развитие речи, воображения, умения сосредотачиваться на поставленной задаче. | Воспитатель предлагаем детям 1–2 минуты посидеть в тишине. За это время они должны попытаться услышать как можно больше звуков и затем рассказать о них. Например: «Я слышал, как чирикает воробей», «Я услышал, как шумят машины». |
Старший | «Нос, нос, рот» | Тренировка координировать действия со словами, слушать и слышать инструкции, развитие быстроты реакции. | Ведущий говорит: «Нос, нос, нос, нос, рот». При первых словах он касается рукой носа, а потом вместо рта дотрагивается до другой части головы. Сидящие около воспитателя дети должны делать всё не так, как они слышат, но так, как они видят, то есть так, как делает ведущий. |
«Покажи своё настроение» | Развитие речи, эмоциональной сферы детей, артистических способностей. | Эту игру можно проводить по-разному. Например, предложить одним детям показать мимикой и жестами, какое у них сейчас настроение, а другим — разгадать его. Вариант: дать одному ребёнку картинку с нарисованным «настроением», он пытается воспроизвести его на своём лице, а остальные отгадывают, какое же настроение он изображает. |
Фотогалерея: образцы пальчиковых игр
Игровые ситуации
Если тема позволяет, то весь сбор может быть объединён общей сюжетной линией игровой ситуации.
Это интересно. Танграм — головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.).
Таблица: примеры игровых ситуаций для группового сбора
Тема | Суть игровой ситуации |
День улыбок | Этот день в группе начинается с рисования улыбок:
В центрах активности детям предлагается найти самую удивительную улыбку (для этого понадобятся фотографии улыбающихся людей, животных, фотоаппарат для фотосессии, зеркала для практики). В центре музыки самостоятельно или вместе с музыкальным руководителем можно послушать аудиозапись песенки или разучить её. В центре театрализации/книги — устроить весёлое представление. В центре игры — организовать любимые игры под музыку. |
День переучёта | Пришёл день, когда нужно пересчитать всё, что есть в групповой комнате:
Во время группового сбора эта работа будет спланирована и распределена между участниками. В конце дня самым усердным счетоводам выдаются дипломы. |
День, когда всё наоборот | Детям предлагается потрудиться над путаницами, а также:
Во время группового сбора воспитатели могут предложить игры с клубками, словесные игры-перевёртыши, а в центрах активности детей будут ждать лабиринты, танграмы, задания на сообразительность. |
Цит. по: https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-vospitateley-utrenniy-sbor-1415994.html |
Обмен новостями
Обычно это самый любимый этап у малышей. Дети озвучивают и обсуждают (в старших группах) всё новое, что они услышали и увидели накануне. Как правило, обмен фактами происходит в форме монолога ребёнка — реакции на вопрос взрослого.
Малыши обычно с удовольствием делятся своими новостями-впечатлениями, так что к организации этого этапа нужно отнестись со всей серьёзностью
Для детей первой младшей группы (а иногда и второй) уместно проводить обмен новостями в вопросно-ответной форме, то есть в виде интервью, где ответные реплики малышей, которые только учатся говорить, будут короткими. Примеры вопросов:
- Что за погода на улице?
- Какое сейчас время года?
- Какой месяц, день недели, число?
- Сколько дней осталось до ближайшего праздника? Что это будет за мероприятие?
- Кого вы встретили, подходя к садику? Предполагается, что ответом на вопрос будет: «Дворника».
- Кто сегодня из ребят нашей группы не пришёл в садик?
- Сколько сегодня девочек/мальчиков в группе?
На этом этапе в средней и старших группах от педагога требуется особое внимание к организации обмена новостями, так как поделиться «тем, что ещё никто, кроме меня, не знает» захотят все малыши. Для решения этой непростой задачи воспитатель может предложить ребятам самим решить, сколько человек и кого именно сегодня они будут слушать, или оговорить, что свои новости рассказывают в этот день только девочки/мальчики и т. д. В целом этот этап позволяет:
- отрабатывать умение вести диалог, обсуждение;
- обогатить и активизировать свой словарь;
- формировать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.
Обмен новостями может быть организован в форме телефонного разговора двух подружек или друзей
Это интересно. Педагог должен следить за тем, чтобы раз в неделю каждый из ребят смог рассказать свои новости.
Подача новостей происходит в соответствии с правилами четырёх «не»:
- не регламентируем (нельзя требовать от малышей только по одному длинному или по два коротких сообщения);
- не отбираем (принцип «только хорошая информация» не подходит);
- не вытягиваем (фразы «а почему ты молчишь?» или «мы ещё не слышали новости Пети, Димы» недопустимы);
- не запрещаем (запретных тем нет).
Составление плана дня
Для малышей этот структурный элемент очень важен, он приучает к дисциплине. Обычно воспитатель озвучивает перечень занятий до обеда и после дневного сна, разъясняет, если необходимо, какие-то непривычные элементы, например, знакомство с классической музыкой в исполнении приглашённых артистов филармонии и пр.
Старшие дошкольники могут сами озвучивать все предстоящие виды деятельности. Воспитатель лишь корректирует последовательность и добавляет мероприятия, которые не являются обыденными для ребят. К примеру, выездной показ кукольного спектакля местного театра, встреча с интересным гостем и пр.
На этом этапе можно использовать такой приём, как презентация. Он особенно актуален, если перед педагогом стоит задача расширить информационное поле текущей темы. К примеру, при рассмотрении темы «Семья» в подготовительной группе в процессе планирования предстоящего дня каждый ребёнок демонстрирует родословное древо, рассказывает о своей семье.
Если этап составления плана на день включает проектную деятельность, то можно немного сократить этап обмена новостями
Ряд методистов советует на этапе планирования предлагать детям самим определить, чем они будут заниматься: рисовать, играть или слушать сказку, то есть выбрать центр активности. Обычно для такой «самодеятельности» выделяется 10–15 минут после дневного сна и полдника. Этот приём практикует малышей в принятии ответственных решений.
Итак, утренний сбор состоит из 4 этапов, на которые отводится до получаса (в младших группах — до 15 минут, в средней — до 20, в старших — до 30). Каждый временной отрезок требует использования характерных приёмов. Наглядность (картинки, слайды, игрушки) — эффективный способ заинтересовать малышей в работе, направленной на реализацию поставленных задач.
Сравнивая подходы к организации и проведению утреннего сбора, можно сделать следующие выводы:
- в младших группах новости вписаны в этап планирования деятельности;
- в работе с младшими дошкольниками большую часть утреннего круга озвучивает воспитатель, а дети повторяют за ним (такая форма работы связана с тем, что в возрасте 2–3 лет многие дети ещё не вполне понятно говорят и формулируют свои мысли);
Чем младше дети, тем больше нужно говорить воспитателю, так как малышам необходимо считывать речевой образец
- в средней группе новости и планирование происходят в вопросно-ответной форме — педагог «наводит» детей на нужные словесные реакции;
- в старшей группе игры приобретают характер психогимнастики;
- в подготовительной группе наблюдается аналитический подход к каждому из этапов (дети объясняют тот или иной выбор, свою оценку).
Таблица: примеры утренних сборов ДОУ для разных возрастных групп (фрагменты)
Автор | Группа | Содержание сбора |
Павлова О., воспитатель МБДОУ «Детский сад №7 «Дельфин», г. Троицк, Челябинская область. | Первая младшая |
|
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-utrenego-grupovogo-sbora-v-pervoi-mladshei-grupe-myshata.html | ||
Ковернева Н., воспитатель дошкольного мини-центра КГУ «Средняя школа №9», г. Петропавловск, Казахстан. | Вторая младшая |
|
Цит. по: https://multiurok.ru/files/utriennii-krugh-dlia-2-mladshiei-ghruppy.html | ||
Зарубина Н., воспитатель МБДОУ «Детский сад №31», г. Ачинск, Красноярский край. | Средняя |
|
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-utrenego-grupovogo-sbora-v-srednei-grupe.html | ||
Чекоева С., музыкальный руководитель МКДОУ №10, г. Беслан, Республика Северная Осетия. | Старшая | (Под музыку Г. Савельева «Большой хоровод» дети вместе с воспитателем садятся по кругу на подушечки). Приветствие. В.: Давайте поприветствуем друг друга.
<…В.: Ребята, Альбина с утра немного грустная. Давайте подарим Альбине хорошее настроение. Как это можно сделать? (Ответы детей: улыбнуться, пожелать что-нибудь доброе). Давайте испечём ей «Весёлый пирог».
В.: Мы с вами не виделись целый вечер и ночь. Кто хотел бы поделиться своими новостями? (Высказывания детей). Ребята, вспомните, над какой темой мы с вами работали прошлую неделю? («Мой Беслан»). А что вам больше всего понравилось делать по этой теме? Что запомнилось? (Высказывания детей). |
Мешкова М., воспитатель МДОУ №4 «Звёздочка», п. Шушенское, Красноярский край. | Подготовительная | В.: Ребята, настал новый день. Пришло время утреннего сбора. Я рада всех сегодня видеть. Давайте потрём свои ладошки, почувствуем тепло своих рук, передадим его своим товарищам. (Воспитатель показывает своими действиями, как можно передать своё тепло. После этого дети повторяют действия педагога). Ребята, у меня сегодня радостное настроение, и мне очень интересно узнать, с каким настроением вы пришли в детский сад. (Дети берут свою фотографию и помещают её в выбранный кармашек на стенде «Уголок настроения»). Ребята, сегодня у всех радостное настроение, и чтобы оно не исчезло, предлагаю поиграть в любую игру. (Дети предложили несколько игр и выбрали игру «Руки-ноги»). Давайте вспомним правила игры. Один хлопок — команда рукам. Их нужно поднять или опустить. Два хлопка — команда ногам. Нужно встать или сесть. Ребята, у нас есть красивая «Звезда недели». Давайте подумаем, чью фотографию мы поместим в кармашек. Но сначала давайте вспомним правила:
Дети делают и объясняют свой выбор. Помещают фотографию ребёнка в кармашек стенда «Звезда недели». |
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-utrenego-sbora-v-podgotovitelnoi-grupe.html |
Видео: утренний круг с элементами познавательной деятельности
https://youtube.com/watch?v=vd7l38-FiXg
Утренний сбор — важный режимный момент, объединяющий малышей общими эмоциональными впечатлениями и положительным настроем в отношении предстоящего дня. Эти факторы способствуют более тесному контакту педагога со всеми воспитанниками группы, а также с родителями, которые могут оценить эффективность группового сбора по тому, с какой охотой малыш идёт в детский сад. Таким образом, правильная методически грамотная организация утреннего круга помогает зарядить и детей, и взрослых позитивным отношением к жизни.
- Автор: Наталья Василишин
- Распечатать
Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.
Оцените статью:
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
(113 голосов, среднее: 4.4 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Мастер класс для родителей.
Современные подходы к организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста . Утренний круг.
Согласно ФГОС ДО основной принцип организации образовательного процесса – это принцип интеграции образовательных областей.
Следовательно, интеграция в образовательном процессе дошкольного учреждения подразумевает подбор таких видов деятельности педагогов с детьми, которые затрагивают развивающее содержание сразу нескольких образовательных областей в одной форме работы. В соответствии с ФГОС ДО, нам необходимо было пересмотреть модель образовательного процесса, и в частности способ организации утреннего отрезка времени.
Используя в своей работе технологии международной общеобразовательной программы «Сообщество»,в частности Утренний сбор(предлагаемую авторами Коллином Бейном, Хансен К.А., Кауфман Р. К., Сайфер ) при занятиях с детьми проектной деятельностью ,я продолжала анализировать методическую литературу и заинтересовалась формой организации детей -, утренним кругом или как его ещё называют : утренний круг радости.
Утренний круг – одна из форм организации образовательного процесса с детьми в утренний отрезок времени.
Пришёл он в детские сады вместе с методикой Марии Монтессори и Вальдорский, в российской образовательной практике стал аналогом «Утренний кружочек» — программы «Золотой ключик» Е.Е. Кравцова Г.Г. Кравцов,а так же «Утро радостных встреч» программы «Радуга» Т,Н, Дороновой, , «круг радости» примерной образовательной программы дошкольного образования «Открытия»/Под ред. Юдиной Е.Г. «утренний круг» программы ориентированной на ребёнка «Югорский трамплин» Юдиной Е.Г. и др.
Утренний круг позволяет гармонично включить несколько образовательных областей: социально-коммуникативное, физическое и речевое развитие.
Целью организации утреннего круга :
обеспечить возможность конструктивного межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых. , научить детей планировать свою деятельность.
С учетом этого основными задачами утреннего круга являются:
1. Создание эмоционального настроя на весь день — “задать тон”
2.Установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками; (учить объяснять словами свое эмоциональное состояние)
3. Социально- коммуникативное развитие (развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками) и речевого развития детей (обогащение активного словаря; развитие связной, речи.)
К образовательным результатам Утреннего круга можно отнести способность ребенка:
Контролировать свое поведение;
Устанавливать контакты; Выражать свое отношение;
Выполнять простые правила, следовать простому алгоритму при общении в группе;
Присваивать полученную информацию в доступной ребенку форме;
Задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта, Высказываться в связи с высказываниями других,
Использовать элементарные нормы общения;
Сотрудничать (со взрослыми и детьми разного возраста) в предложенных формах.
Структура «Утреннего круга»:
1 Приветствие или «Минутка вхождения в день»
2 «Новости дня» Обмен информацией.
3 Дыхательная и пальчиковая гимнастика.
4 Игра по теме периода .
5 Планирование или календарь дел.
.
Утренний круг — длится 10-15 минут. У меня есть приглашающий сигнал, это звучание бубна с мерцающими лампочками
Приглашаю родителей принять участие в практической деятельности.
Круг радости
1.Приветствие . Минутка вхождения в день
— Здравствуйте! Сегодня мы поговорим об именах. У всех у вас красивые имена.
Давайте послушаем, как они звучат. Предлагаю вам встать в круг радости, громко и радостно называя свое имя. Вы готовы?
Встань скорее,
Раз, два, три!
Свое имя назови!
(5 участников называют свои имена и становятся в круг ,все здороваются и повторяют имя ).
У нас сегодня действительно радостный круг из ваших имен. Нам было очень приятно повторить их.
А как вы думаете можно ли поздороваться по-другому?
Давайте попробуем, для этого потрем свою ладонь о ладошку соседа слева. Доброе утро. А теперь давайте поздороваемся коленями, плечами, спинами, ступнями, лбами… Замечательно!
— Встаньте снова в круг радости. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу, поделитесь хорошим настроением со своими друзьями!
-Как вы думаете, почему люди любят собираться в круг? (Ответы детей)
— Правильно, уважаемые родители, круг сближает, объединяет людей. Все равны, каждый часть целого.
— А теперь повторяйте за мной:
Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)
Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу)
Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)
Делиться счастьем и добром! (руки в стороны)
2.«Новости дня» Обмен информацией.
Представьте, что я корреспондент детского журнала “Радуга”. (Вводится микрофон) По очереди обращаясь к каждому, задаю вопросы.
Следующий момент нашего Утреннего круга — это
3Дыхательная или пальчиковая гимнастика.
Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, выдохните из себя свежесть и красоту белого снега. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте злобу ,выдохните из себя тепло солнечных лучей. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте беспокойство, выдохните из себя чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
4.Игра по теме периода или проекта.
практикуются такие виды игровой деятельности, которые:
заставляют детей смеяться
При этом воспитатель учитывает: изучаемые в настоящий момент темы по программе.
.Игра по правилам периода. Предлагаю родителям поучаствовать в игре: «Найди ответ у себя на лбу».
5.Планирование или календарь дел.
(Совместное планирование деятельности на текущий день)
Далее выбор карточек , обозначающих действия :игры, загадки, чтение сказок, далее выбор карточки изображающей занятие и работы в центрах активности.
Так утренний круг позволяет спокойно и организованно переключиться на непосредственно образовательную деятельность.
Если в традиции дошкольного учреждения входит утренний сбор, он становится любимым «ритуалом» и для детей и для взрослых .
Утренний Круг , по моему глубокому убеждению, технология, которую можно (и нужно) ввести в жизнь каждой программы, ориентированной на ребенка, на педагогику развития.
Хороший утренний сбор, как одно мгновение – проводится быстро, легко и непринуждённо. И хотелось бы пожелать вам , уважаемые родители , побольше таких мгновений в воспитании и обучении ваших детей.
«Радость встречи». Утренний прием
Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий режим жизни детского сада.
Тон всего дня, как правило, задается уже с самых первых его минут.
Дети приходят в садик с самыми разными настроениями и с самыми разными впечатлениями от событий раннего утра. И поэтому очень важна приветливая встреча, она влияет на настроение, работоспособность, дисциплинированность. Если дети знают, что их ждут, что им будут рады, они с большим желанием идут в детский сад. Поэтому вечером я всегда говорю своим деткам, что я их очень буду ждать завтра, а утром напоминаю, что очень ждала, когда ты придешь.
Воспитатель всегда видит, с каким настроением пришел в сад ребенок, проявляет педагогический такт: либо сразу привлекает малыша к деятельности, либо дает ему возможность побыть одному, успокоиться. Есть дети, которым надо несколько минут «доспать» на диванчике или в кресле посидеть, в этом случае лучше дать им эту возможность.
Я всегда во время утреннего приема детей включаю веселые детские песни: «Буратино», «С голубого ручейка…», «Антошка» и многие другие, они очень хорошо поднимают настроение.
С младшей группы воспитатель приучает детей здороваться со всеми, кто их встречает, следит, чтобы они были вежливы и дружелюбны в обращении друг с другом.
Воспитатель заранее продумывает, как организовать деятельность детей, занять их полезными делами в период от приема до подготовки к завтраку. В это время дети в основном играют. Воспитатель подготавливает игры и игрушки, располагая их таким образом, чтобы детям было удобно взять их и играть, не мешая друг другу. И еще я предлагаю детям разнообразные дидактические игры, игры на развитие мелкой моторики рук, такие как мозаика, шнуровки.
Ведь дети всегда с особым нетерпением ждут того занятия, которое им больше нравится. Если вокруг себя ребенок видит все эти соблазнительные материалы, подготовленные интересные задания и друзей, то ему сразу захочется играть.
В первую половину дня воспитатель проводит большую индивидуальную работу с малышами. Например, организует специальные игры и упражнения с детьми по различным видам деятельности: исправление и воспитание у детей правильного звукопроизношения; развитие устной речи; физическое воспитание и другие.
В сфере познавательной деятельности хорошо планировать на утро короткие беседы с группой детей.
Например: «Беседа о котенке»
Цель: развивать у детей общие представления о кошке и ее повадках; воспитывать ласковое, дружелюбное отношение к живым существам.
Материал: игрушечная кошка и картина «кошка с котятами».
Педагог приносит в группу игрушку котенка.
- Ребята, к нам пришел гость. Кто это? (ответы детей)
- Да, это котенок.
Нужно обратить внимание детей на гладкие ушки, лапки и мягкую пушистую шерсть.
- Давайте поближе познакомимся с ним. Котенок, как тебя зовут?
- А теперь, ребята, назовите свои имена нашему новому другу. (Каждый ребенок называет свое имя.)
- А как зовут маму котенка, папу? (Ответы детей)
- А что котик любит кушать? (Ответы детей)
- Давайте покормим котенка молочком.
Педагог вместе с детьми «кормит» котенка молочком.
Еще малыши очень любят мыльные пузыри, они всегда поднимают настроение и поэтому их надувать лучше утром, чтобы задать тон всему дню!!!
Автор: Незамутдинова Антонина Алексеевна, воспитатель ОАО «РЖД» НДОУ № 258, п. Новый Ургал, Хабаровский край, Верхнебуреинский район.
Статья размещена в авторской редакции.
Консультация для воспитателей «Утренний прием детей в ДОУ»
Продуманное и хорошо организованное проведение утреннего приема детей имеет большое значение в режиме дня.
Принимать детей можно как на воздухе, так и в помещении. Предпочтительно проводить приём детей в любое время года в хорошую погоду на свежем воздухе. Разумеется, из этого могут быть исключения. Например, если воспитатель начинает работу с новой группой детей и еще не совсем хорошо знает их, или же принимает группу малышей, которые в первое время с трудом расстаются с близкими, в таких случаях целесообразнее организовать прием их в помещении, где легче отвлечь детское внимание.
Утренний прием в детском саду нужно начинать с профилактического осмотра своих воспитанников. Хорошо зная индивидуальные особенности детей своей группы, можно определить по внешнему виду, здоров ли ребенок. Как правило, здоровые дети, придя в детский сад, начинают играть, охотно общаются друг с другом, с воспитателем, много двигаются. Каждое утро необходимо проводить беседы с родителями о том, как спал ребёнок, с каким настроением проснулся. Бывает и так, что в детский сад пришли уже с капризами, то желательно выяснить причину плохого настроения. Если возникает подозрение, что ребёнок не здоров, в таком случае обязательно измеряется температура при родителях. Если заболевание выявилось после ухода родителей, то воспитатель изолирует его от других детей, укладывает в постель, сообщает о случившемся членам семьи и приглашает медицинского работника, если таковой имеется.
В ясельных группах прием проходит с ежедневным измерением температуры тела. В период эпидемии гриппа – измерение температуры тела во всех возрастных группах ежедневно. Выявленные при осмотре дети с подозрением на заболевание в детский сад не принимаются.
Утренний прием в детском саду во многом зависит от того, как встретили ребенка взрослые, рады ли ему, и как вечером проводили домой. Воспитатели должны встречать детей и родителей с улыбкой, хорошим настроением, добрыми, ласковыми словами, не зависимо от того, в какой возрастной группе на данный момент работают. Ведь доброжелательная интонация, хорошее настроение воспитателя, помощника воспитателя передается детям: «Здравствуйте, мы рады видеть вас. До свидания, завтра ждем вас снова. Будем рады видеть вас». «Доброе утро, Тёма, идём посмотрим, что стоит на полочке и ждёт тебя.»
Если ребенка встретили ласковыми словами, доброжелательно, то у него будет добрый настрой на дальнейшее пребывание в детском саду.
В ясельной группе, куда приходят совершенно новые, маленькие детки, воспитателю необходимо стараться быть лаской, добротой, любовью, теплом приласкать, успокоить, отвлечь. В период адаптации ребенок скучает по дому, не способен к общению с другими детьми, находиться в угнетенном состоянии. Песенки, потешки, яркие игрушки помогают найти контакт, погасить отрицательные эмоции. Прочитанная потешка побуждает детей к действиям. Ритмичный текст стишков, потешек, прибауток побуждает детей к движениям, создавая радостное настроение. Если ребенок капризничает, нужно отвлечь его, найти способ помочь ребенку расслабиться, погладить, настроить на хорошее, а не торопить, не кричать.
У старших детей можно спросить: «Что удивительного видел по дороге в детсад, кого встретил?»
, либо взять такую же ноту, повторять его действия, ребенку нужно увидеть самого себя, как в зеркале.
Для установления эмоционального контакта большое значения имеет подготовленная заранее обстановка для приема детей. Организация развивающей предметно-пространственной среды предполагает создание условий для охраны нервной системы детей от чрезмерного возбуждения. Надо соответствующим образом организовать обстановку, подбирая пособия (музыка, спокойная игра, сказки с добрыми героями, поощрения, сюрпризы – игрушки – яркие музыкальные, механические и т. д.) Когда дети все соберутся в группе, можно сказать: «Доброе утро малыши. Настал новый день, мы улыбаемся друг другу. Нам будет сегодня весело, хорошо. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пожелаем друг другу хорошего дня.
От того, как прошел утренний прием, как ребенок вошел в группу, как его встретили, ждали ли его, какое настроение у окружающих его взрослых зависит эмоциональный уют в группе в течение дня, и в дальнейшем будет ли ребенок с удовольствием ходить в детский сад, с желанием заходить в группу, или будет искать причину остаться дома.
Приветливая встреча детей воспитателем влияет на настроение, работоспособность, дисциплинированность. Если дети знают, что их ждут, что им будут рады, они с большим желанием идут в детский сад. Наблюдательный воспитатель видит, с каким настроением пришел в сад ребенок, проявляет педагогический такт: либо сразу привлекает малыша к деятельности, либо дает ему возможность побыть одному, успокоиться.
Особого внимания требует ребенок, впервые пришедший в детский сад. Поэтому его надо занять игрушкой, отвлечь от грустных мыслей, стремлюсь сделать переход из домашней обстановки в детский сад менее болезненной.
Нежелание идти в сад иногда проявляется и у тех детей, которые давно посещают дошкольное учреждение. Причины могут крыться в состоянии здоровья ребенка, переутомлении, невыполнении взрослыми обещания и т. п. Иногда родители, торопясь на работу, начинают раздевать ребенка, вызывая его протест, или же, напротив, долго уговаривают. С такими родителями нужно разговаривать, убеждать их в том, что все это отрицательно действует на ребёнка, отражается на его настроении и что после ухода близких он долго не может успокоиться.
Чтобы быстрее отвлечь ребенка, надо переключить, его внимание на что-то интересное. Сделать это можно разными приемами: дать небольшое поручение, вместе понаблюдать за чем-либо интересным, предложить настольные, дидактические игры.
Во время приема детей воспитатель должен обращать внимание на их внешний вид. Заметив неполадки, предлагать ребенку привести себя в порядок, помочь ему. Приучать детей пользоваться зеркалом, проверять свой внешний вид, исправлять недостатки в костюме, прическе, вырабатывая привычку быть всегда чистым и опрятным.
С младшей группы приучать детей здороваться со всеми, кто их встречает, следить, чтобы они были вежливы и дружелюбны в обращении друг с другом. Некоторые педагоги делают ошибку, когда говорят детям «когда приходишь в детский сад нужно здороваться»
. Надо здороваться со всеми, кого встречаешь из знакомых людей, не только в детском саду.
Ребенка, который долго не посещал детский сад, нельзя принимать без осмотра его врачом или медицинской сестрой. Если ребенок пропустил детский сад более трех дней родители должны предоставить справку о том, что ребенок здоров.
Если прием проходит на участке, то при входе в помещение воспитатель должен обращать внимание детей на то, чтобы они тщательно вытирали обувь, чтобы не нести мусор с улицы в помещение. В приёмной комнате приучать детей раздеваться самостоятельно, аккуратно убирать в свой шкафчик одежду и переобуваться.
Заранее продумывать, как организовать деятельность детей, занять их полезными делами в период от приема до подготовки к завтраку. В это время дети в основном играют. Поэтому необходимо подготовить игры и игрушки, располагая их таким образом, чтобы детям было удобно взять их и играть, не мешая друг другу. Поощрять игры, возникающие по инициативе самих детей, помогать осуществлять задуманное, создавая для этого нужные условия. Предлагать детям разнообразные дидактические игры, уже знакомые им, а также подвижные, которые проводятся как на участке, так и в помещении.
В утренние часы может быть организована трудовая деятельность детей. Можно их привлекать к уходу за растениями (полить цветы, взрыхлить землю и т.д., убрать игрушки на места, переодеть кукол и т. д.) Дети выполняют трудовые поручения под наблюдением воспитателя и с его помощью.
В старшем возрасте дети дежурят в уголке природы. В это время можно также проводить с детьми (со всей группой и индивидуально)
различные наблюдения на участке и в помещении: за трудом взрослых, за природными явлениями и др.
Вовлекая детей в различные виды деятельности, воспитатель формирует у них привычку быть занятым. Закончив прием детей, воспитатель проверяет работу дежурных по уголку природы и приглашает детей на утреннюю гимнастику, которая проводится во всех группах, если позволяет погода на участке (в зависимости от времени года)
. Если погода не позволяет, то в хорошо проветренном помещении (в группе, физкультурном или музыкальном зале).
После гимнастики идет подготовка к завтраку. Дежурные накрывают столы, остальные дети играют в малоподвижные игры.
Таким образом, утренний приём детей имеет большое значение в организации всего дня. Каждый воспитатель имеет возможность занять и заинтересовать всех детей, пообщаться с родителями, определить состояние и настроение воспитанников. В плане необходимо конкретно определить ту деятельность, которая будет проводиться, с указанием названия и цели деятельности. При организации утреннего приёма планируются такие виды деятельности, как самообслуживание и элементарный бытовой труд, игровая деятельность (поручение, беседа, дидактические игры).