Работа с детьми в летнее время в библиотеке

Организация летнего отдыха детей и
подростков – традиционное направление деятельности библиотек. Летом главная
задача всех библиотек заключается в том, чтобы охватить содержательным отдыхом
как можно больше школьников, расширить их кругозор, научить творчеству, общению,
бережному отношению к природе, привить любовь к книге.

 Библиотеки сотрудничают со школами, детскими
садами, с лагерями труда и отдыха, спортивными лагерями, чтобы организовать
летний отдых. 

Чем заполнить свободное время  детей и подростков? Как сделать, чтобы  летом им было интересно с книгой? На решение
этих вопросов направлены 
летние  программы. Они включают в себя:

·        
привлечение
детей и подростков в библиотеку,

·        
организацию
их летнего досуга;

·        
развитие
интеллекта школьника через игру и книгу;

·        
совместное
творчество детей и их родителей

На смену отдельным
мероприятиям приходят комплексные и профильные летние программы, в которых
отражается все многообразие тематических направлений работы, составляются с
учетом специфики различных возрастных категорий, что повышает интерес детей ко
всем проводимым мероприятиям. Вот
примеры летних программ, по которым
библиотеки могут работать:
«Удивительные
каникулы», «Летний калейдоскоп», «Лето, книга,  я – друзья», «Лето с книгой», «Путешествие по
книжной Вселенной», «Каникулы с книгой», «Тайна в книге, книга – тайна».

Эти программы интересны тем,
что позволяют сочетать чтение с творческой и игровой деятельностью, обсуждение
книг с просмотрами кинофильмов и мультфильмов.

В
летний период целесообразно проводить работу, применяя такие формы работы, как
путешествия, турниры, экологические часы и уроки, творческие мастерские.

Но лето – это не только чтение книг. Это
и большая перемена, которая дана  ребятам
для укрепления их здоровья, физической закалки. Поэтому с ними  необходимо проводить  подвижные игры, спортивные  праздники, олимпиады.

Мероприятия  следует проводить  как с  организованными детьми
(посещающими летние детские площадки при школах, домах культуры, спортивных
учреждениях), так и с неорганизованными детьми – теми, кто по ряду причин не
выехал на отдых и был предоставлен сам себе.



Для того чтобы заинтересовать детей в
летние каникулы, попробуйте создать игровую ситуацию. Можно подобрать
подходящую ролевую игру или придумать свою. Наиболее распространена
игра-путешествие. Рисуем большую карту путешествия «По морям, по волнам».
Читатель садится на корабль и берет с собою библиотечку. Летнее чтение можно
сравнить с морским погружением. «Нырните в вашу библиотеку этим летом и
присоединяйтесь к морским приключениям, к летней литературной игре.
Зарабатывайте очки, читая книги, отвечая на вопросы, участвуя в библиотечных
мероприятиях. Каким ты будешь ныряльщиком? С маской, с аквалангом,
глубоководным?». Помещение библиотеки можно оформить деталями морских глубин:
рыбы, кораллы, водолазы, ныряльщики.


Можно предложить читателям и такую игру:
«Если тебе интересно стать современным Робинзоном и провести лето с книжкой на
собственном необитаемом острове, библиотека приглашает тебя принять участие в
летней
программе «Робинзон – 2012».

В ходе игры дети должны заполнить «Дневник Робинзона», выполненный в виде
буклета.

Мероприятия, проводимые
библиотеками в летний период, отличает большое тематическое разнообразие,
охватывающее различные области знаний: литературоведение, экология, география,
история, краеведение и т.д., так как здесь, кроме заполнения досуга детей и
привлечение к чтению, еще и ставится задача получения новых знаний по различным
темам. 

Помимо программной, можно
предложить досуговую и познавательную литературу, с которыми можно
познакомиться на красочно оформленных
выставках:

 
«Секреты летнего чтения»

 
«Лето – это маленькая жизнь»

 
«Король – оранжевое лето»

 
«Учусь читать по слогам»
(для будущих
первоклассников) и др.

Непременные атрибутами этих выставок могут  быть закладки, памятки, рекомендательные
аннотированные списки литературы.

 Особой
популярностью пользуются  такие
формы  библиотечной работы
как:
театрализованные представления, игры-обзоры, литературные круизы,
географические информжурналы, искусствоведческие расследования.  Словом, не только чтением ограничивается  досуг детей и подростков летом в библиотеке.
Некоторые ребята стремятся блеснуть эрудицией, разгадывая кроссворды и шарады,
отвечая на вопросы викторин. Другие предпочитают проявить себя в литературном
творчестве – пишут стихи, рассказы, письма любимым героям. Третьи пробуют себя
в качестве художников-иллюстраторов, воплощая образы книжных героев в рисунках.



Несмотря на  подвижные  летние забавы, ребятам можно предложить  с увлечением посещать  занятия «Школы нравственности», «Школы
юного пешехода», «Волшебной школы вежливости»
,
которые открываются  в летний период при библиотеках.

Цикл уроков компьютерной грамотности помогает ребятам  общаться с этой умной техникой на «ты».

Особое  внимание необходимо уделять
выставкам, ориентированным на определенную читательскую аудиторию. Подросткам
можно предложить выставку-кроссворд
«Ищу читающего друга». Чтобы решить
этот кроссворд и найти правильные ответы, они должны были прочесть книги, представленные
на выставке.

Для любителей  интеллектуального
досуга в работу библиотек можно внедрить новую форму
«Эрудит-кафе».
Это цикл познавательных занятий с детьми не только в стенах библиотеки, но и
выход за ее пределы: экскурсии в краеведческий музей, в парк культуры и отдыха.
Темы встреч в кафе самые разнообразные: беседы о любви и дружбе, товариществе,
краеведческие викторины о родном крае и знаменитых земляках, литературные
конкурсы и интеллектуальные поединки.           

 Многие библиотеки  могут  активно
использовать свои технические возможности для создания видеосалонов,
видеоклубов,  организовать  показ
мультипликационных фильмов и слайдов, караоке-турниры, шахматно-шашечные
турниры.

 Интересна такая форма работы,  как 
организация летнего читального зала.  Целью этой работы является
продвижение чтения средствами книг и периодики через читальный зал под открытым
небом. Немаловажным аспектом  его функционирования является
информационно-просветительская и досуговая деятельность. Рассчитанная на детскую
и подростковую аудиторию, эта работа включает в себя проведение веселых игр,
познавательных викторин, интересных конкурсов.

Библиотеки открывают
передвижные пункты в летних оздоровительных лагерях и школьных лагерях дневного
пребывания. Отдыхающих там ребят  можно пригласить
 в стены «книжного царства», где  их знакомят с новинками  литературы, детскими газетами и журналами.

Во время летних каникул
многие библиотеки могут приобщать детей к библиотечной деятельности. Можно
организовать школу
«Юного библиотекаря»,
 «Уголок книжного Айболита»,
кружки по ремонту книг
«Книжкина
больница»,
 
провести акцию «Живи долго, книга!». Также возможно
привлечь детей к редактированию каталогов и картотек. 

Традиционно все мероприятия, проводимые
в период летних каникул, отражают несколько приоритетных
направлений:  

 
экологическое воспитание  

 
краеведение

 
нравственно-эстетическое воспитание 

 
привитие интереса к чтению

 
творческое развитие детей

Такое разнообразие является
несомненным достоинством библиотек и залогом успешной реализации летней
кампании. Остановимся
подробнее на каждом из  указанных
направлений.


Экологическое воспитание

Его цель — воспитание у детей
экологической грамотности через знакомство с творчеством писателей-натуралистов:
Сладкова, Пришвина, Паустовского и др.

 Формы работы самые разнообразные: громкие
чтения, игры, интеллектуальное лото, викторины и загадки, обсуждение
произведений. Ребята с большим удовольствием  могут принимать   участие в заседании круглого стола «Земля – наш дом»,  можно предложить  создать свою «Декларацию природы», принять активное участие в создании
экологической книги.        

Чтобы повысить интерес к
родному краю, его природе, увидеть и попытаться решить его проблемы, библиотеки
проводят  мероприятия с выходом на
природу:

·        
«Живой родник» — занимательная экологическая
экскурсия

·        
«Мы идем в поход» — экологическая игра

  Можно
организовать  «Экологический
десант»
по очистке лесопарковой зоны от 
мусора.

 Неизменным успехом у детей и подростков
пользуется  игра-воображение «Лесная
книга жалоб и предложений»
,
День
здоровья
, на котором  составляется «Дерево здоровых привычек», заочная экскурсия в лес, для чего по
всем правилам необходимо снарядить экологическую экспедицию юных краеведов «На
лесных тропах».   

Неизменный интерес
вызывает  литературно-биологический КВН в
лесу «Медвежьи игры», который
закончился уборкой леса от бытового мусора и приготовлением угощения для лесных
жителей; акция по озеленению «Цветущая
планета детства»,
в которой принимают участие самые  активные читатели библиотек.

Краеведение

Без этого направления работы
нельзя представить деятельность библиотеки сегодня, особенно детской. Работники
библиотек находятся в постоянном поиске наиболее эффективных форм работы с
краеведческой книгой, пропаганды краеведческих знаний.

Летние чтения могут пройти
под девизом  «Помни: мира не узнаешь, не зная края своего». Программу можно
назвать «Мой край родной – частица
Родины большой»
. Работа библиотек по краеведческому просвещению  включает в себя три основных направления:

·        
«Наш общий друг – природа» (природа, экология
края)

·        
«Писатели и поэты родного края»                                                     

·        
«По родной сторонке»                                                              

Библиотекарям  следует предлагать  читателям произведения писателей родного края,
участвовать  в конкурсах, викторинах,
выполнение различных творческих заданий, встречи с интересными людьми .

 В рамках программы летнего отдыха детей
необходимо организовать разнообразные мероприятия:

·        
«Каким я вижу свое село» — конкурс рисунков,

·        
 «Родная
улица моя» — познавательный час,

·        
«Край чудес» — краеведческая  игра-викторина,

·        
«Листая страницы истории» — экскурс в историю,

·        
«Лучше один раз увидеть» — краеведческое
путешествие.

Символ программы «Мой край
родной – частица Родины большой»– Дедушка-краеведушка.  Именно от 
его лица необходимо разработать буклет-вкладыш с заданиями.

Вот с какими словами
обращается Дедушка-краеведушка к участникам чтений: «Дорогой друг! Рад с тобой
познакомиться. Я – Дедушка-краеведушка, поведу тебя с помощью карт, книг,
загадок, конкурсов в удивительный мир природы, познакомлю с историей и
литературой края, подскажу, как увидеть необычное в обычном. В конце летних
каникул, возможно, именно ты получишь один из призов в номинациях: лидер
краеведческого чтения, читатель-художник, читатель-писатель,
читатель-фантазер».

Итоги подводятся на общем библиотечном
празднике, где пройдет награждение победителей летних чтений.

Нравственно-эстетическое воспитание,
привитие интереса к чтению

Организация досуга детей,
привлечение их к чтению, расширение кругозора и формирование эстетического
восприятия детьми окружающего мира всегда были приоритетными направлениями в
работе библиотек в летний период.

 Помимо традиционной недели детского чтения,
которая проходит во время весенних каникул, особенно много внимания детскому
чтению «не по учебной программе» уделяют библиотеки летом.

Чтобы привлечь детей к
чтению, следует использовать игровые формы работы, конкурсы, создавать
различные кружки, клубы, объединения. Все мероприятия должны проводиться так,
чтобы присутствующие были не только зрителями, но и полноправными участниками
происходящего, например:

·        
«Турнир поэтов»: 
поэтический конкурс

·        
«Путешествие в Читай-город»: праздник для
любителей книг

·        
«Необыкновенные приключения»: литературная
викторина

Традиционно во многих
библиотеках кампания по организации работы в летний период начинается с
Пушкинских дней. Библиотеки  проводят
блицтурниры,  литературные марафоны,
викторины, посвященные наследию великого поэта.

 «Литературная беседка» — под
таким названием можно организовать 
программу летних чтений в библиотеке. Участники программы имеют
возможность проявить в ней свои литературные способности, развить  фантазию, приобрести навыки общения. 

Подобные мероприятия имеют не
просто развлекательный характер, а несут в себе насыщенную информацию,
очарование книгой, пробуждают фантазию. Создание игровой ситуации снимает
болезненный для детей мотив «проверки способностей», и их наклонности и
привычки раскрываются более полно.

Творческое развитие детей

  Решая задачу
привлечения детей к чтению,  библиотеки способствуют развитию литературных
и творческих способностей.

Особенно  популярны  летом конкурсы рисунков на асфальте: «Ах, это лето!», «Пусть всегда будет
солнце»
и др.

Летом можно организовать
творческую мастерскую «Пестрый городок»,
на базе которой дети будут  рисовать,
заниматься  пластикой, изготовлять
поделки из природного материала. Результатом работы творческой мастерской станет
выставка детского творчества «Природа и
фантазия»
и выставка рисунков «Сказочная
страна».

Конкурс  «Мы рисуем Мир» также привлекает
внимание читателей, прежде всего, возможностью творческого самовыражения.
Все  желающие подходят к доске с маркерами
и разноцветными фломастерами и пытаются передать свое представление о
счастливом детстве.

Библиотеки  могут организовать целый город со своей «Площадью
развлечений», «Перекрестком увлечений», «Бульваром здоровья», «Улицей добрых
дел», и собственным издательским домом.

Мероприятия, проводимые в
библиотеках в летний период, разрабатываются с учетом интересов детей и
подростков, их возрастных особенностей и отличаются  многоплановостью: это часы затей,  кукольные спектакли, театрализованные
представления, ролевые и литературные игры, конкурсы «Книга дарит вдохновение», рисунков «Моя любимая сказка», сочинений «Любимая
книга моей семьи».

Творческая и
плодотворная  работа  библиотек в летний период  еще раз подтверждает востребованность
библиотек, повышает их престиж  в
обществе.   С уверенностью можно сказать,
что лето — это самый активный сезон в работе с читателями, время творчества,
фантазии, активизации всех форм индивидуальной и массовой работы. 


Ссылки:

http://nenuda.ru/методические-рекомендации-по-организации-работы-библиотек.html 
http://veidbibl.ucoz.ru/leto_2013_metod-rek..doc
http://blagovarcbs.ru/wp-content/uploads/2013/11/metod.-po-letnim-chteniyam.docx
http://www.nlr.ru/nlr/div/nmo/zb/lib/search.php?id=2168&r=4

В дни летних школьных каникул, когда дети свободны от учебных занятий, они могут больше времени посвящать свободному чтению, отдыху, досугу. Ребята, чей летний отдых проходит в школьных оздоровительных лагерях, являются постоянными участниками культурно-массовых мероприятий детских отделов библиотек Ивановской области. Программы летнего чтения, которые ежегодно разрабатываются библиотекарями, нацелены на привлечение детей в библиотеку, организацию их летнего отдыха, досуга через чтение книг и игры, тесное общение библиотекаря с читателем, рекламу художественной и специальной литературы, воспитание бережного отношения к природе и чувства любви и патриотизма к Родине. Самое главное для детской библиотеки – научить детей хотеть читать и помочь взрослым приучить их к чтению. Для этого необходимо ежегодно придумывать что-то новое, чтобы не проводить из года в год одни и те же мероприятия с одними и теми же названиями. Надеемся, что опыт библиотек других регионов, который мы предлагаем вашему вниманию, будет полезным и актуальным.

Названия некоторых программ летнего чтения:

  • «Остров Читалия на планете Лето»;

  • «Лето с книгой»;

  • «Лето у книжной полки»;

  • «У книжек нет каникул»;

  • «Лето – это маленькая жизнь»;

  • «Литературные странствия юного читателя»;

  • «Читай, играя! Отдыхай, твори!»;

  • «Лето с книгой в рюкзаке»;

  • «Мы с друзьями не скучаем, а играем и читаем»;

  • «Книжное лето»;

  • «Мы хотим, чтоб ваше лето было книгами согрето!»;

  • «Девчонки и мальчишки, читайте летом книжки!»;

  • «Литературный марафон длиною 90 дней»;

  • «Лето книжное, будь со мной»;

  • «Лето с книжкой на скамейке».

Можно организовать мероприятия летней программы как тематические акции, причем акция может как бы «перетекать» в разные дни (по календарю):

  • «Растим патриотов»: 12 июня – День России, 22 июня – День памяти и скорби, 29 июня – День партизан и подпольщиков, 8 июля – День семьи, любви и верности, 31 июля – День Военно-Морского Флота, 22 августа – День Государственного флага Российской Федерации;

  • «Здоровье, закалка – превыше всего, и знают об этом все люди давно»: 21 июня – Международный день скейтбординга, 23 июня – Международный Олимпийский день, 26 июня – Международный день борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков, 27 июня – Всемирный день рыболовства, 2 июля – Международный день спортивного журналиста, 13 августа – День физкультурника.

По итогам летних чтений принято определять лучших читателей, можно взять для образца следующие номинации:

  • «Верный друг» – пользователь с самым большим читательским стажем;

  • «Библиомарафонец» – тот, кто посетил библиотеку летом самое большое количество раз;

  • «Почитатель книг» – читатель, прочитавший самое большое количество книг;

  • «Литературный гурман» – самый разборчивый, читающий лучшую литературу;

  • «Премьер-читатель» – читающий только новинки;

  • «Вечный двигатель» – самый активный участник летних мероприятий библиотеки;

  • «Чудо в книгах» – читатель, удививший библиотекарей;

  • «Я и книга» – победитель одноименного фотоконкурса.

Центральная городская детская библиотека им. Н.К. Крупской (г. Батайск Ростовской области) поделилась информацией о проведении летних программ на своем официальном сайте: «Самым ярким получился праздник-игра «Каравелла поднимает паруса», посвященный Дню военно-морского флота, который был проведен дважды… для ребят из летнего лагеря гимназии № 7 и для неорганизованных детей. Команды соревновались, кто из них сильнее, быстрее, дружнее в конкурсах «Корабельная качка», «Макароны по-флотски», «Морской узел», в перетягивании каната. Также школьники узнали об истории Российского флота и посмотрели отрывки из фильмов и мультфильмов о море. Мероприятие было направлено на воспитание чувства гражданственности и гордости за свое Отечество».

Заслуживает внимания опыт Красноярской краевой детской библиотеки, в одном из методических пособий размещен примерный план мероприятий, предлагаем вам с ним познакомиться.

Примерный календарный план мероприятий публичной библиотеки по организации занятости, содержательного досуга детей в летний период (скачать, .pdf)

Реализация Программ летнего чтения, по которым работают библиотеки, помогает сделать чтение привлекательным, интересным и полезным, позволяет продумано строить систему работы со всеми группами читателей, и, безусловно, определяет «лицо» библиотеки, ее индивидуальность и неповторимость.

В журнале «Библиополе» № 1 за 2016 год представлен сценарий театрализованного представления «По тропинке сказок в страну знаний», подготовленный сотрудниками Центральной детской библиотеки имени С.Я. Маршака и Центральной городской библиотеки имени Н.К. Крупской (г. Тамбов). Материалы данного сценария можно использовать при проведении мероприятий летней программы, здесь много хороших и полезных моментов. Если ваша библиотека не получает по подписке журнал, а вы хотели бы посмотреть сценарий, пишите, мы пришлем вам отсканированный вариант.

С уважением, главный библиотекарь методического отдела С.А. Соловьева

Малоузенская сельская библиотека — филиал

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование

программы

Программа «Летняя занятость детей»

Основание для

разработки

  • Нормативные документы Федерального, регионального, муниципального уровней.

  • План работы сельской библиотеки.

Разработчики программы

Библиотекари сельской библиотеки

Цель программы

Создание благоприятных условий для активного отдыха и развития учащихся, их трудовой занятости, экологической и спортивной деятельности; укрепления здоровья детей в летний период, пропаганда чтения и популяризация книги.

Сроки и этапы

реализации

Программа рассчитана на летний период 2016 года

Исполнители

Библиотекари, воспитатели, учителя начальных классов. Работники культуры.

Участники программы

Обучающиеся и воспитанники МОУ СОШ и МДОУ с. Малый Узень

Ожидаемые конечные

результаты программы

для реализации и развития разносторонних интересов и увлечений детей в каникулярный период;

для укрепления здоровья детей, привития навыков здорового и безопасного образа жизни;

— профилактика правонарушений;

предполагается сокращение детского и подросткового травматизма и гибели в летний и другие каникулярные периоды, сокращение детской и подростковой преступности.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ

Программа «Летняя занятость детей» помогает государству в воспитании подрастающего поколения, осуществляя тем самым социальный заказ общества — «вырастить достойного гражданина своего Отечества». С приходом детей в школу заметно изменяется развитие их умственных способностей, воли и чувств. С ней связаны новые переживания. В каждом ребенке скрыто доброе и цель программы — выявлять и развивать то положительное, всеми подходящими приемами и практикой. Являясь связующим звеном между школьной и социальной педагогикой, основываясь на принципах добровольности и гуманизма, демократии, открытости и самодеятельности, программа способна успешно решать задачи воспитания подрастающего поколения. Многообразие существующей программы деятельности и организации досуга помогает ребенку найти свое место в жизни, самореализоваться, реально осуществить свои планы.

В условиях демократизации общественной жизни чрезвычайно актуальна проблема воспитания лидеров, организаторов, которые в обозримом будущем могли бы взять на себя ответственность в решении задач экономического, политического, культурного характера.

Каникулярный период деятельности создает особенно благоприятные условия для общения детей, обмена духовными ценностями, реализации личных интересов.

Концептуальные основы программы опираются на гуманизацию процесса воспитания, которое должно быть обращено к человеку как высшей ценности и цели воспитательного процесса.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Лето!

Лето — это замечательное время года, время долгожданных летних каникул, когда дети иначе воспринимают окружающий мир и все, что в нем происходит. Открывают себя в этом мире, осваивают летнее пространство времени.

Лето — это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полную интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, когда им предоставляется уникальная возможность развития творчества, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.

Именно поэтому летний отдых детей всегда был и остается важной и непростой, как в организационном, так и в содержательном планах, проблемой для общества, педагогов и родителей.

В системе воспитания каникулы играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков. В школе сложилась определённая традиционная система в организации каникулярного отдыха. Воспитательная ценность системы состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.

Организация воспитательной работы в каникулы в рамках Программы «Летняя занятость детей» предполагает сочетание разноплановой деятельности, различных направлений воспитания и развития детей, поскольку предполагает действовать в интересах каждого.

Все направления работы в каникулы – физкультурно-оздоровительное, туристско-краеведческое, трудовое и др. – имеют познавательный характер. Организация досуга, игровая деятельность должны побуждать к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям.

Разумное сочетание отдыха и труда, спорта и творчества дисциплинирует ребёнка, балансирует его мышление и эмоции.

Составляя план работы по организации каникулярного отдыха учащихся, библиотека ставит перед собой задачи по охвату большего количества детей организованным отдыхом, с привлечением родителей.

Большое внимание уделяется созданию необходимых условий для обеспечения непрерывного воспитательного процесса в области безопасного дорожного движения и правил техники безопасности школьников.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Создание благоприятных условий для активного отдыха и развития учащихся, их трудовой занятости, экологической и спортивной деятельности; укрепления здоровья детей в летний период, пропаганда чтения и популяризация чтения среди детей, осуществление комплексного подхода к организации летнего отдыха и занятости учащихся.

  • Организация активного отдыха детей, приобретение ими конкретных умений и навыков, необходимых для участия в общественной деятельности, создание благоприятной атмосферы общения, формирование навыков толерантности;

  • Обеспечение включенности подростков в реальные социальные отношения;

  • Профилактика   детской безнадзорности в каникулярное время, организация общественно – полезной занятости несовершеннолетних;

  • Обучение детей и подростков основам безопасности жизнедеятельности в условиях общества и общественной среды обитания  — природы;

  • Формирование у детей осознания нравственного и правового долга, чувства ответственности за свое поведение;

  • Содействие формированию основ здорового образа жизни детей и подростков;

  • Формирование базовых предпосылок  творческого развития детей, стимулирование процесса саморазвития личности ребенка;

  • Информационно – методическое обеспечение  каникулярного отдыха, укрепление материально – технической базы;

  • Развитие и укрепление связей школы, семьи, общественности, учреждений дополнительного образования детей, культуры, здравоохранения в организации каникулярного отдыха детей, занятости детей и подростков.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ

Программа основывается на следующих  принципах:

  • Принцип участия: привлечение детей к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности  по оздоровлению своего организма, рациональному использованию свободного времени, вовлечение родителей в целенаправленную деятельность по формированию у детей здоровых привычек, вовлечение детей в различные объединения, в  проведение активного отдыха, в создание благоприятной атмосферы общения;

  • Принцип социальной компенсации: обеспечение социальной и правовой защищенности детей и подростков, находящихся в семьях, требующих социальной поддержки;

  • Принцип гарантий: реализация конституционных прав детей и подростков на медицинское обслуживание, выполнение государственных гарантий, направленных на здравоохранение и здоровьеукрепление подрастающего поколения.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Главная идея программы организации разнообразной общественно — значимой досуговой деятельности и в свободе выбора деятельности, как необходимого условия самостоятельного, творческого развития и самореализации ребенка.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

Летний оздоровительный лагерь при Малоузенской сельской библиотеке «Каникулы в Простоквашино»

В настоящее время одним из приоритетных направлений в сфере каникулярного отдыха детей и подростков является организация лагерей дневного пребывания.

         Оздоровительный лагерь  является учреждением для учащихся от 7 до 15 лет в котором сочетается оздоровление, организованный досуг, интеллектуальное развитие, общественно полезный труд, разумный отдых. Лагерь «Каникулы в Простоквашино» организуется на время летних каникул (июнь-июль -август). В лагере предоставляется возможность каждому ребенку, подростку удовлетворить свои интересы, раскрыть способности и возможности, попробовать себя в различной сфере деятельности.

Программа лагерной смены разрабатывается в организационный период подготовки оздоровительной кампании библиотекарями, на все три смены. Программа реализуется на три смены, по одному большому мероприятию в неделю.

ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ

«Каникулы в Простоквашино»

Цель: создание условий для полноценного отдыха и оздоровления детей, развитие кругозора и творческой активности ребят, популяризация чтения и пропаганда книги.

Запланировано 3 сезона оздоровительного лагеря дневного пребывания.

Категории воспитанников — обучающиеся из малообеспеченных, многодетных, неполных семей, одаренные дети.

До набора детей в отряды проводится изучение их интересов, потребностей и возможностей (анкетирование, беседы). Это позволяет осуществить корректировку программы с учетом индивидуальных возможностей.

Для отслеживания эмоционального самочувствия детей предлагается модификация методики цветописи (по А. Н. Лутошкину). Воспитанники еженедельно выбирают лепесток определенного цвета, соответствующий их настроению, и составляют свой личный цветок.

Сроки проведения:

1 период — июнь 2016 года.

2 период — июль 2016 года.

3 период – август 2016 года

Летний лагерь будет работать по направлениям:

— краеведение;

— экология;

— ЗОЖ;

— нравственно-патриотическое;

— правовое.

ПЛАН РАБОТЫ

Малоузенской сельской библиотеки – филиала на июнь, июль, август 2016 года

Летняя площадка «Каникулы в Простоквашино»

Режим работы: среда, пятница с 14.00 – 17.00 часов

месяц

Дата пров.

Название мероприятия

Форма проведения

Место проведения

Ответствен-ные

1

И Ю Н Ь

1.06

«Здравствуй, Лето!»

Конкурсно-игровая программа

Библиотека

Б И Б Л И О Т Е К А Р И

2

03.06

Играя – читаем!

Игротека

Библиотека

3

06.06

«Пушкинское Лукоморье»

Игровая программа, просмотр диафильма.

Библиотека

4

10.06

«Ой, Россия, ты Россия!»

Познавательная викторина.

Библиотека

5

15.06

«Как хорошо уметь читать»

Игротека.

Библиотека

6

17.06

«Экологический кросс»

Турнир знатоков природы.

Библиотека

7

22.06

«День памяти и скорби»

Информационный час

Библиотека

8

24.06

«Путешествие по планете Загадок»

Викторина по ЗОЖ

Библиотека

9

29.06

«Детектив идет по следу»

Игровая программа по праву.

10

И Ю Л Ь

1.07

«Праздник Солнца»

Познавательная программа

Библиотека

11

6.07

«Старинные игры и забавы»

Игротека

Библиотека

12

8.07

«Я, ты, он, она – вместе дружная семья!»

Конкурсно-игровая программа

Библиотека

13

13.07

«Каникулы в Простоквашино»

Мультмарафон.

Библиотека

14

15.07

«Секреты старичка – лесовичка»

Викторина

Библиотека

15

20.07

« Ребята! Давайте жить дружно!»

Игротека

Библиотека

16

22.07

«Подвески королевы»

Спортивная игра на свежем воздухе.

Библиотека

17

27.07

«Чистота – залог здоровья!»

Познавательный час

Библиотека

18

29.07

«Умный в гору»

Игра – викторина.

Библиотека

19

А В Г У С Т

3.08

«Забытая старина»

Экскурсия в краеведческую комнату.

Библиотека

20

5.08

«Радуга мультфильмов детства»

Просмотр диафильмов, конкурс рисунков.

Библиотека

21

10.08

«Сказочный Ералаш»

Игротека

Библиотека

22

12.08

«Земля наш общий дом!»

КВН

Библиотека

23

17.08

«Волшебное яблочко»

Игровая программа

Библиотека

24

19.08

«Наш флаг»

Информационно – познавательная программа

Библиотека

25

24.08

«Будешь книги читать – будешь всё знать!»

Игротека

Библиотека

26.08

«С детства дружбой дорожим»

Урок доброты

Библиотека

ЛИТЕРАТУРА

  1. Астахова Н.И. Калейдоскоп веселья. Барнаул 2001

  2. Баршай В.М. Активные игры для детей. Феникс, 2001 г.

  3. Безруких М.М., Филипова Т.А.,.Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья. Москва «Нестле» 2003г

  4. Григоренко Ю.Н. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере. М.. 2002 г.

  5. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис-2. Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. М., 2002 г.

  6. Журналы «Классный руководитель», 2002-2008 г.

  7. Зайцева О.В., Карпова Е.В. На досуге. Игры в школе, дома. Во дворе. Ярославль, 1997 г.

  8. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1987г.

  9. Ильина В.А. Игры, конкурсы, развлечения. Волгоград, 2001 г.

  10. Информационно-методические материалы «Лето 2002», Комитет администрации Алтайского края по образованию, Барнаул, 2002 г.

  11. Ищук В.В., Нагибина М.И. Домашний праздник, Академия Холдинг 2002г.

  12. Коваль М.Б. «В сфере детского досуга»//»Народное образование»// 1994г. № 5.

  13. Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьника. М.. 2000 г.

  14. Коморин С., Афанасьев С. Сто отрядных дел. – Кострома, 2000г.

  15. Крылова Н. Три золотых правила педагогики каникул. / Народное образование, 2001 г., № 3

  16. Кулагина «Возрастная психология», М., 1998 г.

  17. Любимые детские игры. Сост. Гришина Г.Н. М.. 1999 г.

  18. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Летние праздники, игры и забавы для детей. М., 2001г.

  19. Позывные лета. Калейдоскоп летнего отдыха детей. М., 2000 г.

  20. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Сост. Тарабарина Т.И., Елкина Н.А., Ярославль, 1998 г.

  21. Праздники в средней школе. Сост. Мельникова А.М., Волгоград, 2001 г.

  22. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. Сост. Римская Р., Римский С., М.. 2001 г.

  23. Программа летней школы здоровья, знаний, творчества и успехов: методические рекомендации. Барнаул, АКДЮЦ, 2000г.

  24. Ребенок в зазеркалье лета: анализ, концепция и перспективы развития системы отдыха детей, ВНИИК «Лето». М., 1991-1992гг.

  25. Рогов Е.И., Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995 г.

  26. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. – М., 1999г.

  27. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. М.. 1999 г.

  28. Сысоева М.Е. Педагогика и лето. – М., 1996г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Радиатор печки газель бизнес камминз купить
  • Размер обложки для фейсбука бизнес страницы
  • Размещение реквизитов флаговым способом это
  • Разработка маркетинговой части бизнес плана
  • Разработка фирменного стиля компании диплом