Работа организации в условиях военного времени

1. Организации обязаны:

1) организовывать и проводить мероприятия по обеспечению своей мобилизационной готовности;

2) создавать мобилизационные органы или назначать работников, выполняющих функции мобилизационных органов (далее — мобилизационные работники);

3) разрабатывать мобилизационные планы в пределах своих полномочий;

4) проводить мероприятия по подготовке производства в целях выполнения мобилизационных заданий (заказов) в период мобилизации и в военное время;

5) выполнять мобилизационные задания (заказы) в соответствии с заключенными договорами (контрактами) в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации;

6) при объявлении мобилизации проводить мероприятия по переводу производства на работу в условиях военного времени;

7) оказывать содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации, включая:

обеспечение своевременного оповещения и явки работающих (проходящих службу, обучающихся) в этих организациях граждан, входящих в состав аппарата усиления военных комиссариатов или подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части;

(в ред. Федерального закона от 25.10.2006 N 169-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечение поставки техники на сборные пункты или в воинские части в соответствии с планами мобилизации;

(пп. 7 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

8) — 9) утратили силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

10) предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации здания, сооружения, коммуникации, земельные участки, транспортные и другие материальные средства в соответствии с планами мобилизации с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

11) создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, обеспечивать представление отчетности по бронированию.

2. Организации не вправе отказываться от заключения договоров (контрактов) о выполнении мобилизационных заданий (заказов) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, если с учетом мобилизационного развертывания производства их возможности позволяют выполнить эти мобилизационные задания (заказы). Возмещение государством убытков, понесенных организациями в связи с выполнением ими мобилизационных заданий (заказов), осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

3. Организации обязаны предоставлять информацию, необходимую для разработки и осуществления мобилизационных мероприятий, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

I. В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ

1. Общие положения

1.1. Под устойчивым функционированием организаций в военное время понимается их способность обеспечивать производство продукции (оказывать услуги, обеспечивать жизнедеятельность населения) в установленной номенклатуре и объемах.

1.2. При разработке и реализации мероприятий по повышению (поддержанию) функционирования организации в военное время следует исходить из того, что устойчивое функционирование организации в военное время достигается заблаговременным планированием и выполнением в мирное время мероприятий по подготовке организации к защите от воздействия современных средств поражения, в том числе от вторичных факторов поражения, к снижению тяжести последствий воздействия этого оружия.

1.3. Мероприятия по повышению функционирования организации должны быть дифференцированы по составу, содержанию, объему и времени выполнения. Они разделяются на два этапа:

первый этап – подготовка к работе в военное время;

второй этап – работа в условиях военного времени.

Мероприятия первого этапа являются основными и выполняются заблаговременно с привлечением необходимых для этого финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов.

Мероприятия второго этапа планируются заблаговременно, но осуществляются с объявлением военного положения, в целях выполнения задач по выпуску продукции в объемах и номенклатуре, установленных на военное время.

Подготовка организаций к устойчивому функционированию в военное время включает в себя комплекс инженерно-технических, организационных и иных мероприятий, выполняемых на стадиях проектирования, строительства новых и реконструкции действующих организаций, а также в период функционирования организаций.

При определении условий функционирования организаций в военное время необходимо учитывать:

— вероятные варианты воздействия противника;

— степень возможных повреждений (разрушений) сооружений и технологического оборудования организации и прогнозируемый выход из строя части производственных мощностей;

— возможность внезапного прекращения (нарушения) электро-, газо-, водо- и теплоснабжения;

— радиоактивное, химическое и бактериологическое заражение местности;

— возможность катастрофического затопления части организации при разрушении гидросооружений;

— дефицит квалифицированных кадров в связи с призывом части рабочих и служащих предприятий на военную службу.

При планировании и выполнении мероприятий, связанных с поддержанием устойчивого функционирования организации, необходимо предусматривать:

— обеспечение надежной защиты персонала организации;

— организацию защиты и обеспечение сохранности основных производственных фондов (ОПФ), материальных, сырьевых и других запасов;

— меры по последующему восстановлению производственного процесса при частичном разрушении объектов организации в возможно кратчайшие сроки;

— организацию охраны и обороны.

2. Требования к повышению (поддержанию) устойчивого функционирования организаций

2.1. Повышение устойчивости функционирования (ПУФ) организаций достигается заблаговременным проведением организационных, инженерно-технических и других мероприятий, направленных на максимальное снижение результатов воздействия средств поражения противника на организации и создание условий для быстрой ликвидации последствий этого воздействия.

2.2. Организационные и инженерно-технические мероприятия по ПУФ организаций проводятся руководителями этих организаций и включают:

— защиту населения, рабочих и служащих работающих смен организаций, продолжающих работу в военное время, а также смен дежурного и линейного персонала, обеспечивающего жизнедеятельность организаций;

— защиту ОПФ и осуществление мероприятий по уменьшению ущерба от возможных вторичных факторов поражения;

— создание надежных систем электро-, водо-, газо- и теплоснабжения организаций;

— повышение противопожарной устойчивости организаций;

— создание устойчивой системы материально-технического снабжения;

— создание устойчивой системы управления;

— подготовку к быстрому восстановлению нарушенного производства.

2.3. Защита населения, рабочих и служащих организаций, продолжающих производственную деятельность в военное время, а также смен дежурного и линейного персонала, обеспечивающего жизнедеятельность объектов, достигается:

— своевременным оповещением об угрозе нападения противника, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении и ЧС природного и техногенного характера;

— укрытием в защитных сооружениях, рассредоточением средств индивидуальной и медицинской защиты, соблюдением режимов радиационной защиты, осуществлением дозиметрического и химического контроля, проведением мероприятий по светомаскировке населенных пунктов:

— обучением населения гражданской обороне.

Мероприятия по защите населения разрабатываются и проводятся в соответствии с основными принципами защиты населения от оружия массового поражения и нормами проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны.

В целях обеспечения защиты населения предусматривать:

— развитие, совершенствование и поддержание в готовности территориальной и объектовых систем и средств оповещения об угрозе нападения противника, радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении;

— создание локальных систем оповещения населения;

— развитие и совершенствование системы разведки, сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) за радиоактивным, химическим и бактериологическим заражением природной среды, пищевого сырья, фуража, продуктов питания и питьевой воды;

— накопление и поддержание в исправности фонда защитных сооружений гражданской обороны (убежищ и ПРУ);

— совершенствование организации рассредоточения и эвакуации населения и заблаговременную подготовку загородной зоны;

— накопление и освежение средств индивидуальной защиты, своевременную выдачу их населению;

— осуществление мероприятий по подготовке к медицинскому обслуживанию населения в военное время и в ЧС природного и техногенного характера;

— подготовку сил и средств гражданской обороны для проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения, а также для выполнения других мероприятий по ликвидации последствий нападения противника и ЧС;

— совершенствование форм и методов обучения населения способам защиты от современных средств поражения и действиям после нападения противника и последствий ЧС природного и техногенного характера.

В комплексе мер по обеспечению жизнедеятельности населения в военное время и в ЧС природного и техногенного характера предусматривать:

— организацию снабжения населения продовольствием, питьевой водой и предметами первой необходимости;

— коммунально-бытовое обслуживание населения с учетом проведения эвакуационных мероприятий;

— организацию медицинского обеспечения населения;

— установление режимов деятельности населения в условиях радиоактивного, химического и бактериологического заражения;

— организацию массовой санитарной обработки населения;

— защиту продовольствия, водоисточников и систем водоснабжения от всех видов заражения;

— подготовку к проведению работ по обеззараживанию территории, сооружений, транспортных средств, оборудования, сырья, материалов и готовой продукции;

— организацию информации населения, обеспечивающую его жизнедеятельность после нападения противника, морально-психологическую подготовку населения;

— меры, направленные на предотвращение или ослабление неблагоприятных для людей экологических последствий применения противником современных средств поражения.

2.4. Для защиты ОПФ зданий и сооружений, станочного и технологического оборудования, энергетических и инженерных коммуникаций необходимо:

— рациональная планировка объектов народного хозяйства и промышленных зон;

— внедрение технологических процессов и конструкций, обеспечивающих снижение опасности возникновения вторичных очагов поражения;

— осуществлять мероприятия по защите уникального оборудования, аппаратуры и приборов;

— размещение технологических установок и оборудования в тех случаях, когда это допустимо по условиям эксплуатации, на открытых площадках или под легкими огнестойкими покрытиями;

— применять для строительства новых и реконструкции существующих зданий и сооружений жесткие каркасные конструкции с легким заполнением и легкими перекрытиями, а также огнестойкие ограждающие конструкции;

— размещать наиболее ответственные участки производства, энергетические установки в частично или полностью заглубленных помещениях, а наиболее ценные и уникальные оборудование и приборы – в специальных защитных сооружениях;

— энергетические и инженерные коммуникации устраивать способом подземной прокладки и кольцевания;

— максимально сокращать запасы аварийно химически опасных и взрывоопасных веществ в организациях, производящих или потребляющих их;

— создавать системы автоматического пожаротушения и нейтрализации в местах хранения огнеопасных и аварийно химически опасных веществ;

— хранить запасы аварийно химически опасных, взрыво- и огнеопасных веществ и материалов в подземных заглубленных или обвалованных складах (емкостях) и принимать меры для предотвращения их розлива;

— устанавливать на рабочих местах расходные заглубленные емкости для аварийного слива аварийно химически опасных веществ и горючих жидкостей;

— внедрять системы безаварийной остановки опасных производств, технологических установок и аппаратов с непрерывным технологическим процессом;

— осуществлять светомаскировку населенных пунктов и организаций;

— мероприятия по защите производственных фондов, зданий, сооружений и оборудования отражаются в заблаговременно разрабатываемых планах гражданской обороны организаций и планах-графиках выполнения технических и технологических мероприятий по сокращению и (или) безаварийной остановке производства в организации.

2.5. Для ПУФ электроэнергетики необходимо:

— обеспечить возможность деления схемы электрических сетей на независимые работающие части;

— закольцевать распределительную электрическую сеть и подключить к нескольким источникам энергоснабжения;

— создать в организациях резерв стационарных и передвижных электростанций;

— создать на электростанциях необходимый запас топлива и подготовить тепловые электростанции для работы на резервных видах топлива;

— дублировать ввод инженерных и энергетических коммуникаций.

2.6. Для ПУФ систем водоснабжения необходимо:

— базировать системы хозяйственно-питьевого водоснабжения на подземных источниках, а при их отсутствии или недостаточной мощности – на двух источниках – поверхностном и подземном;

— использовать оборотное водоснабжение при создании систем технического водоснабжения населенных пунктов и организаций;

— создать две группы заборных головных сооружений (для систем водоснабжения, базирующихся на поверхностных источниках), одна из которых должна быть вне зон возможных сильных разрушений;

— защищать водоисточники и резервуары чистой воды от радиоактивного, химического и бактериологического заражения;

— создать системы водоснабжения, позволяющие при необходимости подавать чистую воду в сеть, минуя водопроводные башни, а также подавать воду от одного водопровода к другому с соблюдением санитарных норм;

— использовать технические водопроводы для пожаротушения, расположить пожарные гидранты и задвижки водопроводов на незатопляемой территории.

2.7. Для ПУФ систем газо-, тепло- и топливоснабжения необходимо:

— основные распределительные газопроводы высокого и среднего давления устраивать способом подземной прокладки и кольцевания;

— газораспределительные станции и опорные пункты обводных газопроводов (байпасов), обеспечивающих газоснабжение при выходе их из строя, устраивать в подземных частях;

— устанавливать в основные узловые точки систем газоснабжения отключающие устройства, срабатывающие от давления ударной волны, а на скважинах для исключения свободного фонтанирования нефти и газа – глубинные отсекающие устройства;

— создавать подземные (заглубленные) хранилища для хранения нефтепродуктов.

При развитии систем топливоснабжения предусматривать:

— возможность перераспределения в военное время топливных ресурсов по направлениям, объемам и потребителям;

— накопление и сохранение установленных по нормам запасов топлива:

— использование местных видов топлива;

— развитие и строительства хранилищ для жидкого топлива;

— развитие сети стационарных и передвижных автозаправочных станций;

— разработку мероприятий по использованию торфяного и дровяного фондов снабжения населения на военное время;

— разработку оптимальных схем подачи топлива потребителям в военное время;

— разработку упрощенных технологических способов добычи торфа в военное время.

2.8. Для повышения противопожарной устойчивости организаций необходимо:

— максимально сократить запасы горючих и взрывоопасных веществ и провести инженерно-технические мероприятия, обеспечивающие успешное проведение работ по локализации и тушению пожаров;

— внедрение современных систем (средств) оповещения и пожаротушения.

2.9. Для ПУФ системы материально-технического снабжения необходимо организовать:

— создание в организациях защищенных запасов и резервов сырья, топлива, комплектующих изделий, оборудования, позволяющих продолжать работу в случае дезорганизации снабжения и организовать рассредоточение и надежное их хранение. Порядок создания запасов и резервов определяется ведомствами (объединениями, обществами и т.д.), в ведении которых находится организация;

— рациональное размещение запасов материально-технических ресурсов на территории района и установлению оптимальных объемов их хранения на базах и складах;

— маневрирование материальными ресурсами в условиях военного времени, упрощение хозяйственных связей, эффективное использование местных сырьевых ресурсов;

— проведение мероприятий по ограничению, с введением особого периода, подвоза материальных ресурсов в категорированный город, ускоренной отгрузке из города (района)  готовой продукции и вывозу материальных ценностей, а также переадресовке находящихся в пути грузов с учетом обстановки после нападения противника;

— защиту сырья, материалов и готовой продукции от всех видов поражения;

— разработку мероприятий по совершенствованию взаимодействия системы материально-технического снабжения с органами управления различных видов транспорта.

В системе торговли и общественного питания обеспечить:

— подготовку и осуществление мероприятий по бесперебойному снабжению населения продовольствием и предметами первой необходимости с учетом рассредоточения и эвакуации населения и укрытия его в защитных сооружениях;

— подготовку к организации органов рабочего снабжения в военное время и закрепление их за предприятиями важнейших отраслей;

— создание баз предприятий торговли и общественного питания, специальных подразделений для обеспечения продовольствием и предметами первой необходимости личного состава невоенизированных формирований и пострадавшего населения, а также подготовку этих подразделений для работы в полевых условиях;

— приспособление выделенных зданий и подготовку к строительству временных сооружений для развертывания предприятий торговли и общественного питания в местах размещения эвакуируемого и рассредоточиваемого населения;

— строительство складов, холодильников и хранение продовольствия с учетом организации контроля и защиты от заражения.

В отраслях, производящих продовольственные товары, осуществлять:

— внедрение прогрессивной технологии переработки сырья, в том числе автоматических и закрытых поточных линий, обеспечивающих надежную изоляцию пищевых продуктов от внешней среды;

— защиту пищевого сырья и продовольствия от современных средств поражения на всех этапах производства и обращения, герметизацию складов, хранилищ и холодильников;

— совершенствование методов контроля зараженного пищевого сырья и продовольствия, а также способов и средств обеззараживания;

— мероприятия по сокращению ассортимента выпускаемой продукции в военное время;

— внедрение современных методов и средств консервирования и бесхолодильного хранения продовольствия и пищевого сырья, а также новых пищевых продуктов массового потребления с длительным сроком хранения;

— мероприятия по подготовке производства и использования пищевых добавок и заменителей продуктов питания в военное время.

В рыбном хозяйстве осуществлять:

— разработку и внедрение способов обеспечения сохранности и увеличения рыбных запасов внутренних водоемов и рек.

В системе коммунального хозяйства и бытового обслуживания предусмотреть:

— мероприятия по снижению разрушений, заглубленное размещение коммуникаций;

— автоматические отключающиеся устройства, аварийные перемычки и аварийные сбросы, централизованное отключение систем;

— заблаговременную подготовку объектов в загородной зоне для санитарной обработки населения и обеззараживания одежды с созданием соответствующих запасов;

— вывоз оборудования бытового обслуживания в загородную зону.

В системе общего образования предусмотреть:

— подготовку материальной базы и учебно-методической документации для обеспечения учебного процесса в военное время.

В системе гидрометеорологии и контроля природной среды предусматривать:

— мероприятия, обеспечивающие деятельность оперативно-прогностических органов, их стационарных наблюдений, прогнозирование загрязненности, методическое руководство.

В системе общего образования и культуры осуществлять:

— разработку учебных планов и других документов для обеспечения учебного процесса в высших и средних специальных учебных заведениях в военное время, в том числе для перехода на ускоренную подготовку кадров;

— разработку учебных планов и методических указаний для ускоренной подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях системы профессионально-технического образования и непосредственно на производстве;

— подготовку материальной базы для обеспечения учебного процесса учебных заведений, научно-исследовательских работ, развертывания школ, дошкольных учреждений в местах размещения эвакуируемого населения.

В системе здравоохранения и социального обеспечения осуществлять:

— совершенствование организации медицинского обеспечения населения в военное время;

— совершенствование методов лечения поражения, проведение санитарно-гигиенических, противоэпидемических и лечебно-эвакуационных мероприятий;

— введение эффективных средств профилактики и лечения поражений ядерным, химическим и бактериологическим оружием;

— совершенствование системы снабжения медикаментами и медицинским имуществом, обеспечивающей работу учреждений здравоохранения и медицинских формирований в условиях применения противником оружия массового поражения;

— подготовку лечебных учреждений к оказанию населению всех видов медицинской помощи в условиях применения противником оружия массового поражения, а также материальной базы в загородной зоне для обеспечения развертывания лечебных и других медицинских учреждений с учетом увеличения численности населения в этой зоне в военное время;

— создание запасов медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества, в том числе специальной медицинской техники, для обеспечения дополнительного развертывания коек и оснащения медицинских формирований;

— подготовку к организации массовой заготовки крови;

— осуществления санитарного надзора и экспертизы за зараженностью пищевого сырья, продуктов питания и питьевой воды.

2.10. Для создания устойчивой системы управления необходимо предусмотреть:

— подготовку органов управления к осуществлению перевода объектов экономики района, его отраслевых и территориальных звеньев на выполнение заданий по плану расчетного года, а также к управлению действующими на территории района объектами народного хозяйства (независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности) при нарушении связей с центральными отраслевыми органами управления;

— создание в установленном порядке системы рационального размещения запасных пунктов управления, оснащение их современными техническими средствами управления, автономными источниками электроснабжения и обеспечение необходимой документацией;

— создание дублирующих пунктов управления, а также заблаговременную разработку и определение порядка сбора и обработки информации об обстановке сложившейся на территории района после нападения противника и в ЧС, использование автоматизированных систем управления;

— обеспечить пункты управления связью от загородных узлов по кольцованным линиям связи, а также создать резерв мобильных средств связи.

2.11. Для создания устойчивой системы связи предусматривать:

— подготовку органов и средств связи к работе в военное время и в ЧС природного и техногенного характера;

— размещение приемных и передающих радиоцентров вне зоны возможных сильных разрушений;

— прокладку основных и резервных линий связи по различным трассам, исключающим их одновременное повреждение, а междугородных линий – вне зоны возможных разрушений;

— установку специальной аппаратуры циркулярного вызова и дистанционного управления системами оповещения гражданской обороны при проектировании новых АТС;

— подключение приемных и передающих радиоцентров к сетевым и загородным узлам связи;

— создание системы управления и резервирования, позволяющей оперативно заменить вышедшие из строя тракты и каналы;

— создание локальных систем оповещения и связи;

— использование единой автоматизированной сети связи;

— подготовка отраслевых АСУ к решению задач военного времени и отработка способов управления при ее выходе из строя.

2.12. Подготовка к быстрому восстановлению нарушенного производства проводится заблаговременно и включает:

— разработку необходимой технической, технологической и другой документации;

— создание запасов материальных средств для восстановительных работ;

— составление необходимых расчетов потребности сил и средств для восстановительных работ, а также по восполнению понесенных потерь в рабочей силе и производственном оборудовании;

— определение вероятной очередности работ по восстановлению производства с учетом наличия ресурсов и местных условий.

При подготовке к выполнению работ по восстановлению объектов экономики района предусматривать:

— разработку вариантов возможного поражения объектов экономики и определения характера и ориентировочных объемов восстановительных работ;

— создание и подготовку специальных формирований для выполнения восстановительных и строительных работ;

— разработку и подготовку мероприятий по восстановлению транспортных коммуникаций, мостовых переходов, путепроводов и дорожного хозяйства в сельской местности.

3. Требования к промышленному производству и размещению производительных сил

Размещение производительных сил на территории района должно осуществляться с учетом обеспечения максимально возможного снижения их уязвимости от современных средств поражения и создание условий для устойчивого функционирования объектов экономики района в военное время и в ЧС.

При разработке схемы развития района, а также важнейших территориально-производственных комплексов предусматривать:

— рассредоточение производительных сил на территории с учетом производства важнейшей промышленной продукции в отдельных районах;

— совершенствование и повышение надежности межрайонных и межотраслевых хозяйственных связей;

— развитие экономически перспективных малых и средних городов, поселков городского типа и крупных сельских населенных пунктов с размещением в них предприятий;

— ограничение строительства новых промышленных предприятий в зонах возможных сильных разрушений.

Для повышения устойчивости работы отраслей промышленности в военное время предусматривать:

— размещение заданий по производству важнейших видов народохозяйственной продукции в первую очередь на предприятиях, расположенных в загородной зоне;

— подготовку на предприятиях производственных площадей, технологического оборудования, сырьевых и топливно-энергетических ресурсов для выполнения заданий военного времени;

— разработку и внедрение непрерывных малооперационных (малостадийных) максимально автоматизированных процессов производства;

— разработку допустимых на военное время отклонений от проектно-конструкторской документации и технических требований на изделия промышленности;

— разработку упрощенных технологических процессов и подготовку производства для выпуска продукции по техническим требованиям военного времени;

— создание страхового фонда технической документации (ксерокопии, микрофильмирования) на производство важнейших видов продукции и комплектующих изделий;

— внедрение в производство приборов и систем измерительной техники многоцелевого назначения.

В капитальном строительстве предусматривать:

— подготовку строительно-монтажных организаций к массовому строительству в особый период быстровозводимых защитных сооружений, а также к ведению восстановительных работ;

— широкое применение при строительстве и реконструкции промышленных зданий каркасных конструкций с легким огнестойким заполнением, новых видов материалов и изделий, обеспечивающих снижение потерь технического оборудования предприятий от вторичных факторов поражения;

— совершенствование существующих и разработку новых более эффективных способов применения строительных материалов и средств малой механизации при строительно-монтажных и восстановительных работах;

— подготовку технической документации и оснастки для массового производства конструкций, предназначенных для защитных сооружений.

В производстве строительных материалов осуществлять:

— разработку технологических схем изготовления строительных материалов и конструкций в полевых условиях с использованием местного сырья;

— разработку технической документации и оснастки по массовому производству строительных материалов, железобетонных конструкций и изделий для строительства защитных сооружений гражданской обороны и подготовку предприятий к их выпуску в особый период;

— изыскание месторождений нерудных строительных материалов и подготовку технической документации для их использования в военное время.

4. Требования к повышению (поддержанию) устойчивого функционирования сельскохозяйственного производства

4.1. При поддержании устойчивого функционирования сельскохозяйственного производства предусматривать внутрихозяйственную и межхозяйственную специализацию и кооперацию с учетом возможного нарушения хозяйственных связей мирного времени.

4.2. ПУФ организаций сельскохозяйственного производства в военное время достигается заблаговременным проведением организационных, инженерно-технических и других мероприятий, направленных на максимальное снижение результатов воздействия на сельскохозяйственных животных и растения современных средств поражения противника, создание условий для быстрой ликвидации последствий применения современных средств поражения противника и обеспечения производства доброкачественной сельскохозяйственной продукции.

4.3. Планирование мероприятий по ПУФ организаций сельскохозяйственного производства в военное время возлагается на руководителей организаций. К разработке мероприятий по ПУФ организаций сельскохозяйственного производства и их проведению привлекаются службы обеспечения мероприятий гражданской обороны района, а также специалисты ветеринарных, зоотехнических, агрохимических и других учреждений.

4.4. Основными направлениями ПУФ организаций сельскохозяйственного производства в военное время являются:

— обеспечение защиты рабочих и служащих в процессе сельскохозяйственного производства;

— строительство животноводческих и производственных зданий, складов и других сельскохозяйственных сооружений с повышенными защитными свойствами, с учетом защиты производственного персонала, сельскохозяйственных животных, сырья, готовой продукции, водоисточников и систем водоснабжения от радиоактивного, химического и бактериологического заражения;

— обеспечение животноводческих ферм, складов, хранилищ и других сельскохозяйственных помещений средствами пожаротушения;

— накопление для удовлетворения аварийных нужд производства автономных источников электроэнергии и приспособление для этих целей сельскохозяйственной техники;

— создание запасов материалов для герметизации животноводческих и других помещений, источников водоснабжения, а также для укрытия зерна, кормов, овощей и других сельскохозяйственных продуктов в период их уборки, транспортирования, переработки и хранения;

— создание необходимых запасов кормов, биопрепаратов, антибиотиков, средств обеззараживания животных и растений, воды и других материальных средств;

— подготовка и приспособление сельскохозяйственной техники для использования ее при ликвидации последствий применения противником современных средств поражения;

— обеспечение племенных и высокопродуктивных, а по возможности всех групп животных простейшими средствами индивидуальной защиты органов дыхания;

— создание хороших зоогигиенических условий содержания, кормления и эксплуатации животных;

— регулярное проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации в хозяйствах, а также плановой иммунизации животных против инфекционных заболеваний;

— внедрение в севооборот высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур, устойчивых к болезням и некоторым вредителям;

— своевременное и полное проведение агротехнических и агрохимических мероприятий;

— освоение методов ведения сельскохозяйственного производства в условиях заражения местности радиоактивными, отравляющими (химическими) веществами и бактериальными средствами с учетом почвенных и других условий организации сельскохозяйственного производства.

4.5. Для повышения устойчивости сельскохозяйственного производства предусматривать:

— подготовку к ведению сельскохозяйственного производства в условиях радиоактивного и других видов заражения, а также к изменению его структуры;

— внедрение в производство высокоурожайных культур, технических культур, устойчивых к воздействию радиоактивных, химических и бактериологических средств;

— внедрение новых высокоэффективных агротехнических приемов земледелия, позволяющих снизить степень воздействия поражающих факторов на сельскохозяйственную продукцию;

— внутрихозяйственную и межхозяйственную специализацию и кооперацию с учетом возможного нарушения хозяйственных связей мирного времени;

— размещение вновь создаваемых агропромышленных предприятий, животноводческих комплексов, птицефабрик вне зон возможных разрушений;

— расширение на предприятиях сельскохозяйственного производства производственной базы и промыслов для переработки сельскохозяйственной продукции, выпуска строительных материалов и товаров народного потребления из местного сырья;

— внедрение быстровозводимых хранилищ для временного хранения сельскохозяйственной продукции в местах ее производства;

— подготовку к массовой иммунизации сельскохозяйственных животных;

— подготовку к вынужденному массовому убою пораженных животных и обеззараживанию полученной при этом продукции;

— подготовку мероприятий по утилизации и захоронению пораженных сельскохозяйственных животных;

— разработку упрощенной технологии заготовки, консервации и приготовления кормов в военное время;

— создание запасов кормов и фуража.

4.6. Для обеспечения защиты сельскохозяйственных животных и растений осуществлять:

— развитие сети ветеринарных и агротехнических лабораторий, станций защиты растений и животных и подготовку их к работе в условиях военного времени и в ЧС;

— профилактические, ветеринарно-санитарные, агротехнические и другие мероприятия, направленные на снижение ущерба от современных средств поражения;

— подготовку и проведение мероприятий по защите продовольствия, пищевого сырья, фуража, семенного фонда и источников водоснабжения от всех видов заражения;

— приспособление сельскохозяйственной техники для обработки пораженных животных, растений и готовой продукции, а также для обеззараживания территории и сооружений.

4.7. Для повышения надежности технического обеспечения сельскохозяйственного производства в военное время предусматривать:

— расширение сети стационарных и передвижных ремонтно-обслуживающих предприятий (бригад), станций технического обслуживания;

— проведение мероприятий по подготовке сельскохозяйственной техники для работы в условиях заражения;

— подготовку ремонтных предприятий к работе в полевых условиях;

— проведение мероприятий по подготовке механизаторов из числа невоеннообязанных.

При мелиорации земель и в водохозяйственном строительстве обеспечить подготовку мелиоративных, ирригационных сооружений и систем к эксплуатации в условиях военного времени;

— расширение сети хранилищ в районах заготовки сельскохозяйственной продукции, обеспечивающих ее сохранность в условиях заражения окружающей среды;

— мероприятия, обеспечивающие заготовку и хранение сельскохозяйственных продуктов и сырья в условиях заражения окружающей среды;

— подготовку к осуществлению перевозок сельскохозяйственных продуктов и сырья железнодорожным, автомобильным и водным транспортом в условиях заражения окружающей среды;

— совершенствование системы лабораторного контроля, методов и технических средств обеззараживания зерна и зернопродуктов и другой сельскохозяйственной продукции при ее заготовке, переработке и хранении;

— подготовку сил и средств для дезактивации, дегазации и дезинфекции сельскохозяйственной продукции;

— мероприятия по герметизации элеваторно-складских емкостей, производственных участков и технологических линий.

4.8. В лесном хозяйстве осуществлять:

— защиту лесов от биологических и химических средств поражения;

— внедрение новых средств и способов разведки и тушения лесных и торфяных пожаров;

— создание резерва лесосечного фонда и определение порядка его использования;

— разработку упрощенной технологии для производства деловой древесины, пиломатериалов, сборно-щитовых домов и конструкций;

— разработку мероприятий по обеспечению сбора лекарственного сырья, а также его переработке.

5. Особые требования к территориальным звеньям экономики областного подчинения

Мероприятия по повышению устойчивости необходимо предусматривать в планах экономического и социального развития районов, городов, в схемах районной планировки, в проектах и планах застройки и реконструкции городов и населенных пунктов, а также в планах гражданской обороны и в планах действий при ЧС.

5.1. В целях комплексного решения задач защиты населения и обеспечения его жизнедеятельности предусматривать:

— накопление фонда убежищ и противорадиационных укрытий, поддержание их в исправном состоянии;

— обеспечение населения средствами индивидуальной защиты;

— обеспечение размещения рассредоточиваемого и эвакуационного населения в загородной зоне;

— развитие в загородной зоне существующих и строительство новых лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений и общественных зданий, круглогодичного функционирования для развертывания в них коечной сети в военное время;

— разработку мероприятий по приспособлению общественных зданий для размещения лечебных учреждений и их материально-техническое обеспечение в военное время по существующим нормам и развертыванию дополнительных койко-мест в ЛУ при ЧС;

— подготовку в загородной зоне источников и систем водоснабжения к работе в условиях военного времени;

— организацию питания и снабжения населения предметами первой необходимости, его медицинского, коммунально-бытового и социального обеспечения;

— организацию перевозки рабочих и служащих к местам работы в загородную зону.

5.2. При совершенствовании размещения производительных звеньев объектов экономики области и района обеспечивать:

— организацию устойчивых транспортно-экономических связей путем приближения кооперативных поставок и подготовку дублирующих источников материально-технического снабжения;

— подготовку к организации внутриобластной кооперации при восстановлении нарушенного производства важнейших видов продукции;

— максимальное использование местных сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, разработку мероприятий по замене на военное время сырья и материалов, ввозимых из других районов, на местные;

— разработку мероприятий по созданию подсобных хозяйств предприятий, учреждений и организаций;

— развитие коллективного и индивидуального огородничества, фермерских, частных и разных форм собственности коллективного сельского хозяйства.

5.3. В схемах и проектах планировки предусматривать:

— выявление природных, трудовых и экономических ресурсов, возможности размещения и развития в ее пределах промышленного, гражданского, сельскохозяйственного и транспортного строительства;

— определение перспектив изменения численности населения, основных направлений формирования систем расселения и реконструкции сети сельских населенных пунктов и городов;

— определение перспектив водоснабжения, энергоснабжения, развития транспортных и инженерных магистральных коммуникаций, системы охраны воздушных, водных бассейнов и окружающей среды.

5.4. Для повышения устойчивости хозяйственно-питьевого водоснабжения и очистных сооружений предусматривать:

— заблаговременное осуществление мероприятий по защите водоисточников, поверхностных водозаборов, водопроводных сооружений, артезианских скважин и шахтных колодцев от всех видов заражения;

— создание временных стационарных и подвижных средств очистки воды; совершенствование организации контроля за зараженностью питьевой воды на городских водопроводных станциях и в сельской местности;

— оборудование артезианских скважин приспособлением для обеспечения разбора воды населением.

5.5. Подготовка к восстановлению нарушенного городского хозяйства должна включать:

— заблаговременную разработку возможных вариантов восстановления важнейших объектов городского хозяйства с определением оптимальной очередности восстановительных работ;

— подготовку сил и средств для выполнения восстановительных работ на водозаборных канализационных, газовых и энергетических сетях.

5.6. В местной промышленности осуществлять:

— разработку мероприятий по ускоренному развертыванию производства важнейшей промышленной продукции, а также использованию резервных видов сырья на случай прекращения основных поставок;

— проведение мероприятий по подготовке производственных мощностей к переходу на выпуск в военное время товаров первой необходимости из местного сырья и отходов производства;

проведение мероприятий по повышению физической устойчивости производственных объектов.

5.7. В системе жилищно-коммунального и бытового обслуживания предусматривать:

— создание резерва автономных источников электроэнергии для обеспечения бесперебойной работы важнейших систем городского хозяйства при нарушении централизованного снабжения;

— разработку мероприятий по отключению магистральных и квартирных вводов газовых и других инженерных сетей в период эвакуации и рассредоточения населения из города Новомичуринска;

— разработку мероприятий по консервированию в особый период жилых зданий, население которых будет эвакуировано в загородную зону;

— оборудование источников водоснабжения в городах и поселках, расположенных в районах эвакуации и рассредоточения населения;

— строительство (оборудование) банно-прачечных предприятий в районах эвакуации и рассредоточения населения;

— разработку мероприятий по приспособлению бань, предприятий химчистки и прачечных для работы в качестве санитарно-обмывочных пунктов и станций обеззараживали одежды, а также пропитки ее защитными средствами;

— подготовку средств санитарной очистки и уборки для проведения дезактивации, дегазации и дезинфекции городов, населенных пунктов и объектов экономики в военное время и в ЧС.

6. Мероприятия по подготовке организаций к устойчивому функционированию в военное время

6.1. Мероприятия по подготовке органов управления.

Управление организацией есть постоянное и целенаправленное воздействие органов управления организации на деятельность организации в целях обеспечения ее надежного функционирования в условиях мирного и военного времени.

Подготовка органов управления организации к действиям в военное время проводится с учетом обеспечения:

— устойчивости, непрерывности и скрытности управления при переводе гражданской обороны в высшие степени готовности;

— оперативности, обоснованности и своевременности принятия и выполнения решений;

— организации дублирования управления;

— комплексности в постановке и решении задач управления;

— достоверности оценки обстановки и прогноза ее развития;

— координации и взаимодействия органов управления всех уровней;

— накопления достоверной информации о последствиях воздействия противника;

— оперативного перевода управления на децентрализованную форму;

— готовности органов управления к работе в условиях полной или частичной потери связи;

— заблаговременной подготовкой резерва кадров всех уровней;

— организации охраны и обороны организаций, защиты средств управления и мест их размещения.

Для подготовки системы управления к действиям в военное время целесообразно предусмотреть:

— наличие штатных расписаний, схем управления и связи организаций на военное время, их своевременную корректировку;

— разработку схем оповещения организаций с учетом штатных расписаний на военное время;

— соответствие схем связи по различным уровням управления и с различных пунктов управления (основных, запасных, дублеров) в организациях;

— оснащение современными средствами связи и автоматизации пунктов управления и поддержание их в готовности к применению;

— своевременную корректировку планов гражданской обороны и инструкций для должностных лиц, органов и пунктов управления по действиям в военное время;

— систематическое проведение в мирное время учений и тренировок как основной формы подготовки органов управления к выполнению своих функций в военное время.

При подготовке системы связи к работе в военное время необходимо предусматривать мероприятия по:

— своевременному и срытому развертыванию системы связи в соответствии с потребностями управления;

— маневру средствами связи (каналами, линиями) в соответствии с обстановкой, обеспечению своевременного прохождения информации;

— контролю за соблюдением дисциплины связи;

— защите пунктов управления и линий связи от воздействия средств поражения противника (в том числе от средств радиоэлектронного подавления, разведывательно-диверсионных групп);

— быстрому восстановлению нарушенных связей.

6.2. Мероприятия по защите персонала организаций.

Для защиты жизни и здоровья персонала предприятий необходимо предусматривать следующие мероприятия:

— укрытие персонала в защитных сооружениях и приспособленных для защиты помещениях;

— рассредоточение и эвакуация персонала;

— обеспечение персонала индивидуальными средствами защиты;

— подготовка к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ;

— медицинская защита персонала.

6.3. Мероприятия по созданию запасов материальных средств.

В состав запасов материальных средств целесообразно включать, кроме имущества, необходимого для производственного процесса организации:

— отдельные виды комплектующих изделий (для обеспечения безопасного производства работ в организациях);

— специальную оснастку (для ремонта техники и оборудования);

— технические средства и имущество для выполнения спасательных и восстановительных работ (в том числе для развертывания формирований для ведения спасательных и других неотложных работ);

— медицинское, санитарно-хозяйственное и другое имущество (для оказания помощи персоналу организаций);

— средства разведки, дегазации, дезактивации, дезинфекции;

— специальное оборудование и имущество для выполнения эвакуационных перевозок (людей и оборудования).

II. В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

1. Общие положения

1.1. Подготовка экономики к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях (далее – ЧС) – комплекс экономических, организационно-технических мероприятий, осуществляемых с целью достижения устойчивости ее функционирования в ЧС.

1.2. Повышение устойчивого функционирования экономики достигается осуществлением мероприятий, направленных на:

— предотвращение и уменьшение возможности образования крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий;

— снижение возможных потерь и разрушений в случае их возникновения, а также от современных средств поражения и вторичных поражающих факторов;

— создание условий для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в результате применения современных средств вооруженной борьбы, проведения работ по восстановлению нарушенного хозяйства и обеспечения жизнедеятельности населения.

1.3. Непосредственное руководство разработкой и проведением мероприятий по ПУФ осуществляют соответствующие комиссии по ПУФ экономики (организаций).

На них возлагаются следующие задачи:

— организация работы по ПУФ подчиненных (подведомственных) организаций, предприятий и учреждений;

— контроль планирования и выполнения мероприятий по предотвращению возможных потерь и разрушений в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий и воздействия современных средств поражения вероятного противника в подчиненных (подведомственных) организациях, предприятиях и учреждениях;

— оценка состояния, возможностей и потребностей подчиненных (подведомственных) организаций, предприятий и учреждений для обеспечения жизнедеятельности населения, выпуска заданных (необходимых) объемов и номенклатуры продукции с учетом возможных потерь и разрушений;

— организация исследований по вопросам устойчивого функционирования подчиненных (подведомственных) организаций, предприятий и учреждений, подготовка предложений по целесообразности практического осуществления выработанных мероприятий;

— проверка качества выполнения мероприятий по ПУФ подчиненных (подведомственных) организаций, предприятий и учреждений;

— обобщение данных и подготовка предложений главе администрации муниципального образования (руководителю организации) по вопросам повышения устойчивого функционирования экономики для принятия решения по переводу подчиненных (подведомственных) организаций, предприятий и учреждений на работу в режиме чрезвычайной ситуации;

— обобщение данных обстановки и подготовка предложений по вопросам организации производственной деятельности, восстановления нарушенного управления подведомственными организациями, предприятиями, учреждениями и проведения аварийно-восстановительных работ.

1.4. На организации (предприятия) муниципального образования возлагаются:

— планирование и выполнение мероприятий по повышению устойчивого их функционирования;

— планирование и выполнение мероприятий по предотвращению возможных потерь и разрушений в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий и воздействия современных средств поражения вероятного противника:

— обеспечение выпуска продукции (работ, услуг) в заданных (необходимых) объемах и номенклатуре с учетом возможных потерь и разрушений;

ответственность за выделение необходимых материальных и финансовых средств.

1.5. Председателем комиссии по ПУФ экономики муниципального образования (организации) (далее – Комиссия) назначается глава администрации муниципального образования. Членов Комиссии целесообразно разбить на подкомиссии:

— по рациональному размещению производственных сил;

— по устойчивому функционированию топливно-энергетического комплекса, промышленного производства и транспортной системы;

— по устойчивому функционированию агропромышленного комплекса, сфер обращения и услуг;

— по устойчивому функционированию социальной сферы;

— по устойчивому функционированию управления и т.д., где председателями подкомиссий назначать ответственных должностных лиц администрации района (организаций) по этим направлениям деятельности.

Секретарь комиссии назначается из должностных лиц администрации (организации).

Планирование работы Комиссии осуществляется с составлением плана мероприятий по ПУФ экономики района с разбивкой мероприятий по каждому направлению (подкомиссии). На основании данного плана составляются годовые планы работы как Комиссии в целом, так и подкомиссий. Годовой план Комиссии состоит из планов подкомиссий и объединяющих мероприятий.

2. Основные направления повышения устойчивого функционирования экономики

2.1. Основные направления повышения устойчивого функционирования экономики муниципального образования:

— обеспечение защиты населения и его жизнедеятельности в ЧС;

— рациональное размещение производственных сил на территории города, района;

— проведение технических мероприятий, направленных на повышение устойчивого функционирования экономики;

— подготовка к работе в ЧС отраслей экономики;

— подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики в ЧС;

— подготовка системы управления экономикой для решения задач в ЧС.

2.2. Основные направления повышения устойчивого функционирования учреждений, предприятий и организаций:

— обеспечение защиты рабочих, служащих, членов из семей, населения, проживающего в ведомственных населенных пунктах, и их жизнедеятельности в ЧС;

— рациональное размещение производственных сил организаций на соответствующей территории;

— подготовка организаций к работе в ЧС;

— подготовка к выполнению работ по восстановлению организаций в ЧС;

— подготовка системы управления организаций для решения задач в ЧС.

По основным направлениям разрабатываются и осуществляются мероприятия по ПУФ.

Мероприятия по ПУФ организаций разрабатываются и осуществляются заблаговременно, с учетом возможных последствий крупных производственных аварий, стихийных бедствий и катастроф мирного времени, перспектив развития и совершенствования способов и средств поражения экономики в военное время.

Мероприятия, которые по своему характеру не могут быть осуществлены заблаговременно, проводятся в возможно короткие сроки в ЧС (например: эвакомероприятия, изменения технологических режимов работы, производственных связей, структуры управления и другие).

Предложения по ПУФ организаций разрабатываются на основе результатов научных исследований, обобщения и анализа опыта.

Проводится два вида исследовательской работы по ПУФ:

1 – специальные исследования, проводимые, главным образом, силами инженерно-технического персонала объектов и органов управления экономики.

2 – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, проводимые научно-исследовательскими учреждениями.

Оба вида исследований дополняют друг друга, являются составной частью организаторской работы по решению проблем устойчивого функционирования.

Мероприятия по ПУФ организаций рекомендуется выделять в отдельное приложение, которое может называться планом по ПУФ организаций муниципального образования.

Часть мероприятий по ПУФ организаций предусматривается в соответствующих планах гражданской обороны и планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Контроль выполнения мероприятий, предусмотренных в планах гражданской обороны, осуществляет орган, специально уполномоченный на решение задач в области защиты от ЧС.

Эффективность мероприятий по подготовке организаций к устойчивому функционированию в ЧС определяется при проведении специальных учений гражданской обороны.

Организация работы по ПУФ организаций делится на 3 основных этапа:

I этап исследовательский, на котором выявляются слабые, узкие места в деятельности звена экономики, вырабатываются предложения по устранению этих слабых, узких мест.

II этап проверки и оценки предполагаемых мероприятий на эффективность и выбор наиболее целесообразных решений для данных условий (учения гражданской обороны).

III этап реализации обоснованных мероприятий через установленные системы планирования и контроля.

3. Перечень типовых мероприятий по повышению устойчивого функционирования экономики

3.1. Основными этапами выбора и обоснования мероприятий по предотвращению (снижению риска) возникновения аварий и катастроф являются:

— выявление возможных источников ЧС (сооружения, технологические установки, виды производств, емкости с химически опасными веществами (АХОВ), оборудование с опасными параметрами, способы организации производства и т.п.);

— анализ риска возникновения ЧС на каждом элементе источнике ЧС и возможных социально-экономических последствий;

— выбор основных мероприятий предотвращения (снижения риска) возникновения ЧС.

3.2. Исходя из требований по защите производственного персонала (населения) и подготовки системы жизнеобеспечения определяются основные пути реализации этих требований:

— совершенствование ОПФ и производственных процессов;

— разработка (уточнение) и соблюдение требований и норм безаварийного производства;

— эффективный контроль состояния ОПФ;

— проведение регулярного технического обслуживания и ремонта ОПФ;

— повышение квалификации персонала в области безаварийности производства.

С этой целью необходимо:

— выявлять источники ЧС;

— прогнозировать последствия;

— уменьшать количество источников ЧС.

В случае невозможности полностью исключить риск возникновения ЧС необходимо обеспечить защиту производственного персонала путем:

— своевременного оповещения персонала;

— создания и подготовки сил и средств для защиты персонала в ЧС;

— подготовки к оказанию первой медицинской помощи;

— подготовки системы жизнеобеспечения к работе в условиях ЧС.

3.3. При создании новых, реконструкции (расширении) существующих хозяйственных объектов экономики учитываются требования к их размещению, а также к размещению их элементов. Исходя из этих требований, наиболее общими (универсальными) типовыми мероприятиями являются:

— размещение объектов и выбор площадок для размещения их элементов с учетом рельефа и грунтовых условий, а также других особенностей местности;

— исключение (ограничение) размещения элементов объекта на локально неблагоприятных участках местности;

— рассредоточение элементов крупных объектов и ограничение расширения крупных производств;

— ограничение размещения опасных объектов в зонах опасных природных явлений и размещение их на безопасном удалении от других объектов;

— строительство базисных складов для хранения вредных, взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ за пределами территории объекта в загородной зоне.

3.4. Уменьшение ущерба производственному персоналу и населению, снижение экономического ущерба и ограничение (исключение) негативного воздействия на окружающую среду достигается проведением заблаговременных технических мероприятий по ПУФ:

— защиты ОПФ от поражающих факторов ЧС;

— проведения специальных природоохранных мероприятий.

Защита основных производственных фондов:

— повышение физической стойкости ОПФ;

— установка пожарной сигнализации, систем пожаротушения;

— внедрение технологий, конструкций зданий, оборудования, обеспечивающих снижение вероятности возникновения ЧС;

— защита уникального и ценного оборудования, подготовка его к эвакуации.

Природоохранительные мероприятия:

— очистка стоков;

— герметизация оборудования, трубопроводов;

— снижение использования в технологиях веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы.

3.5. Подготовка хозяйственных объектов экономики к работе в условиях ЧС осуществляется с целью:

— обеспечения выпуска важных видов продукции (услуг) в условиях ЧС;

— устойчивого снабжения объектов материально-техническими ресурсами, энергией и водой;

— обеспечения безопасности работающей смены.

С учетом этих требований мероприятиями в этой области являются:

— оценка возможностей выпуска важнейших видов продукции;

— совершенствование производственных связей с поставщиками;

— подготовка к независимому функционированию отдельных производств;

— подготовка к работе по упрощенной технологии;

— создание минимально необходимого запаса материально-технических ресурсов;

— подготовка к использованию местных ресурсов;

— обеспечение автономными источниками энерго- и водоснабжения;

— использование кабельных линий электропередач;

— электроснабжение объекта от двух и более источников;

— подготовка к централизованному отключению отдельных потребителей;

— обеспечение аварийного освещения территории и помещений;

— обеспечение объектов системами оборотного водоснабжения и автономными водозаборами;

— своевременное оповещение персонала об аварии и стихийном бедствии (угрозе их возникновения);

— создание и подготовка сил и средств для защиты персонала в условиях ЧС;

— обучение персонала способам защиты в условиях ЧС;

— подготовка к оказанию первой медицинской помощи;

— подготовка системы жизнеобеспечения к работе в условиях ЧС.

3.6. Подготовка системы управления, сил и средств к ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий направляется на:

— создание условий для своевременного оповещения персонала и населения;

— проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР).

Эти цели достигаются путем:

— заблаговременной подготовки сил и средств;

— подготовки системы управления.

3.7. Типовыми мероприятиями по подготовке сил и средств являются:

— создание и обучение формирований, материально-техническое обеспечение;

— создание чрезвычайных резервных фондов материально-технических ресурсов;

— подготовка к развертыванию постов наблюдения и контроля;

— подготовка к использованию местных ресурсов;

— обеспечение автономными энергетическими водоисточниками;

— создание и сохранность страхового фонда документации.

3.8. Типовыми мероприятиями по подготовке системы управления являются:

— разработка и постановка задач организациям на ликвидацию последствий аварий, ЧС;

— обеспечение органов управления организаций нормативно-технической документацией;

— создание СНЛК на территории организаций и прилегающей местности;

— создание и поддержание в готовности системы оповещения;

— создание систем сбора и анализа информации об источниках ЧС;

— создание системы пунктов управления;

— развитие системы связи;

— уточнение прогноза возможных ЧС и планов действий;

— организация взаимодействия функциональных и территориальных органов управления;

— подготовка информационных центров организаций к работе в ЧС;

— подготовка персонала органов управления организаций;

— обеспечение контроля за безопасным функционированием объектов и их готовностью;

— обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам повышения устойчивости.

4. Типовые мероприятия по ПУФ в отраслях с опасными объектами (производствами)

4.1. Химически опасные объекты:

— обеспечение персонала защитными сооружениями (ЗС);

— обеспечение персонала средствами индивидуальной защиты;

— защита водоисточников и систем водоснабжения объектов от АХОВ;

— создание системы оповещения персонала и населения вблизи объектов;

— обеспечение вытяжными системами и респирационными установками для удаления газов, паров, аэрозолей от мест их образования;

— подготовка к эвакуации персонала, не занятого работами по ликвидации последствий аварии;

— подготовка к обеспечению укрываемых в ЗС продуктов питания и др.;

— подготовка к санитарной обработке персонала;

— накопление медицинских средств для первой медицинской помощи;

— обучение персонала способам защиты от АХОВ и действиям в ЧС;

— подготовка к использованию верхних этажей зданий и возвышенностей;

— регулярный медицинский контроль и соблюдение санитарно-гигиенического режима на объектах экономики (ОЭ);

— размещение объектов с подветренной стороны относительно города и населенных пунктов;

— размещение складов с АХОВ с подветренной стороны основных цехов ОЭ, где работает наибольшее число персонала;

— создание санитарно-защитных зон и зон наблюдения в районе ОЭ;

— ограничение объемов АХОВ, легковоспламеняющихся горючих жидкостей (далее ЛВГЖ), взрывчатых веществ (ВВ), хранящихся на территории ОЭ;

— подземное хранение АХОВ, ЛВГЖ, ВВ;

— обвалование, поддоны;

— сооружение защитных оболочек вокруг емкостей с АХОВ;

— применение автоматических устройств, блокировок на технологических линиях;

— герметизация оборудования и трубопроводов с АХОВ, бесшовные трубы;

— регулярный контроль состояния оборудования, емкостей с АХОВ, ЛВГЖ, ВВ;

— своевременное техобслуживание и ремонт (замена) элементов ОЭ;

— строгий учет количества, местонахождения и перемещения АХОВ;

— подготовка к дегазации территории, оборудования, транспорта;

— обеспечение формирований объектов материально-техническими средствами для локализации ЧС;

— устройство ловушек, направленных стоков для приема разлившихся АХОВ;

— оснащение технологических линий, трубопроводов системами экстренного опорожнения;

— внедрение систем автоматической нейтрализации АХОВ;

— внедрение резервного (дублирующего) газоочистного, пылеулавливающего оборудования;

— обеспечение возможности автономного управления оборудованием при аварии с выбросом АХОВ;

— разработка мер по усилению контроля зараженности территорий ОЭ и местности;

— разработка режимов работы персонала в условиях заражения ОЭ;

— регулирование контроля импорта и экспорта АХОВ.

4.2. Взрывоопасные объекты:

— обеспечение персонала ЗС;

— обеспечение персонала средствами индивидуальной защиты;

— изоляция взрывоопасных зон прочными стенами;

— использование рельефа и других особенностей местности для изоляции рабочих помещений от опасных зон;

— подготовка к эвакуации персонала, не занятого в ликвидации последствий аварий, ЧС;

— подготовка к обеспечению, укрываемых в ЗС и эвакуированных, продуктами и т.п.;

— накопление медицинских средств первой медицинской помощи;

— обучение персонала действиям при угрозе взрыва и при пожаре;

— размещение объектов и их элементов с учетом рельефа и других особенностей;

— создание во взрыво- и пожароопасных зонах инертной среды;

— предотвращение образования взрывоопасных смесей при пожарах;

— автоматический контроль и регулирование состава технологических смесей (определение концентрации);

— установка автоматических устройств для подавления взрыва (обнаружение, тушение пожаров);

— разработка высоконадежных средств и способов транспортировки ВВ, ЛВГЖ;

— обеспечение грозозащитными устройствами;

— установка предохранительных клапанов для сброса давления;

— обеспечение прочности паровых котлов, автоклавов и других емкостей, работающих под давлением;

— использование несгораемых конструкций и материалов;

— создание противопожарных взрывов и минеральных полос;

— создание ограждающих рвов, обваловок и стенок для локализации ЛВГЖ;

— запрещение взрывных работ вблизи объектов;

— строгое соблюдение правил пожарной безопасности;

— обеспечение пожарной техникой, оборудованием и инструментом;

— обеспечение пожарными водоемами и средствами пожаротушения;

— подготовка пожарных проездов для пожарной техники.

4.3. Объекты, расположенные в зонах опасных природных явлений:

— создание необходимой физической стойкости к поражающим факторам ЧС;

— создание укрытий для производственного персонала в районах расположения;

— утепление рабочих помещений, зданий, сооружений и тепловых сетей;

— обеспечение персонала объектов спецодеждой с учетом специфики ЧС;

— создание минимально необходимого фонда спасательных плавающих средств;

— размещение рабочих помещений ОЭ на возвышенностях (гидрологические ЧС);

— установка режима поведения персонала при получении информации о ЧС;

— запрещение (ограничение) размещения ОЭ и их элементов с учетом возможного затопления;

— размещение ОЭ и их элементов с учетов снижения эффективности воздействия на ЧС;

— проведение агротехнических, лесомелиоративных защитных мероприятий на склонах;

— применение бесшовных труб для транспортировки нефтепродуктов и газа в зонах ЧС;

— регулирование стока воды из водохранилищ, устройство искусственного и естественного регулирования стока;

— обеспечение предварительного срабатывания верхнего бьефа водохранилищ в случае угрозы ЧС;

— создание запасов материалов для укрепления дамб (при угрозе ЧС);

— строительство объектов на возвышенностях (в зонах гидрологических ЧС);

— защита уникального и особо ценного оборудования;

— создание запасов дефицитных материалов для аварийно-восстановительных работ;

— берегоукрепительные работы для профилактики оползней и обрушений;

— подготовка к укреплению элементов зданий, сооружений;

— локальная защита объектов и небольших участков территории;

— подготовка к проведению аварийных работ по предотвращению прорыва плотин, дамб и оградительных валов;

— стабилизация слабых грунтов, устройство дренажа;

— подготовка к эксплуатации в условиях ЧС наиболее стойких зданий;

— гидроизоляция зданий, сооружений на гидродинамических опасных ОЭ;

— подготовка плавающих средств для эвакуации ОЭ в зонах затопления.

4.4. Нефтяная и газовая отрасль:

— перераспределение в условиях ЧС ресурсов нефтепродуктов и газа по направлениям, объемам и потокам;

— создание перемычек и кольцевых магистральных трубопроводов с существующими и строящимися;

— резервирование и повышение устойчивости подводных переходов через реки;

— разработка и применение систем противокоррозионной защиты оборудования;

— размещение подземных хранилищ нефтепродуктов и газа вне зон природных ЧС;

— подземная прокладка трубопроводов через автомобильные и железные дороги;

— размещение на газопроводах поочередно компрессоров с электро- и газотурбинными агрегатами;

— создание аварийного неснижаемого запаса труб различного диаметра и запорной арматуры;

— оборудование ОЭ байпасами и клапанами – отсеками в защитных колодцах;

— подземное хранение сжиженных газов и хранение их в отверженном состоянии;

— регулярный контроль над герметичностью трубопроводов и технологических систем;

— создание автоматических систем обнаружений утечки опасных веществ и экстренного отключения аварийных участков, магистральных газопроводов и компрессорных станций.

4.5. На всех видах транспорта:

— подготовка постоянных транспортных устройств, подвижного состава (судов) и производственно-технической базы транспорта к работе в условиях ЧС;

— обеспечение эксплуатационными, техническими материалами и энергоресурсами для работы в условиях ЧС;

— подготовка транспорта к перевозке сил и средств, ресурсов, необходимых для ликвидации последствий ЧС, а также для эвакомероприятий;

— обеспечение защиты грузов от заражения (загрязнения);

— разработка (уточнение) нормативных документов, направленных на обеспечение безаварийности транспортного процесса и достижение минимального риска возникновения ЧС;

— повышение эффективности контроля за состоянием транспортных средств и режимов перевозочного процесса.

4.6. На железнодорожном транспорте:

— создание резерва локомотивной автономной тяги на электрифицированных участках сети для работы в условиях нарушения электроснабжения;

— создание запасов топлива и других ресурсов для успешной эксплуатации локомотивов всех видов;

— подготовка к доставке грузов получателям в обход возможных зон ЧС;

— подготовка подвижного состава, находящегося в зонах возможных крупномасштабных ЧС, к перевозкам эвакуируемого населения;

— подготовка станций, входящих во временные перегрузочные районы, а также погрузочно-выгрузочные районы для работы в условиях ЧС;

— разработка норм, типовых проектов и вариантов восстановления инженерных сооружений железнодорожного транспорта;

— проектирование и подготовка к строительству временных переправ и строительство подходов к мостам-дублерам и временным переправам, используемым в условиях ЧС;

— осуществление мероприятий по техническому прикрытию и восстановлению объектов железнодорожного транспорта.

4.7. На автомобильном транспорте:

— подготовка объездов возможных зон ЧС;

— подготовка к прокладке путей движения автотранспорта в очагах поражения;

— установление оптимальных маршрутов перевозки опасных веществ, для обеспечения минимального риска аварий и снижения тяжести их последствий для населения и народного хозяйства;

— подготовка автотранспорта и дорожной сети в зонах возможных ЧС к перевозкам эвакуируемого населения;

— рациональное размещение в зонах ЧС производственной базы технического обслуживания, ремонта и заправки автомобилей;

— разработка и подготовка к использованию упрощенных методов технического обслуживания, ремонта и восстановления техники в условиях ЧС;

— создание и хранение в резерве мобильных средств технического обслуживания и специальной обработки зараженной автотехники;

— накопление и хранение неприкосновенного запаса запасных частей, оборудования, инструмента;

— совершенствование системы технического прикрытия автодорог и объектов, входящих в основные транспортные направления и проложенных в зонах опасных природных явлений;

— строительство автодорог вблизи железных дорог, находящихся в зонах возможных ЧС, подготовка подходов к местам дублирования мостовых переходов;

— подготовка производственных мощностей предприятий (асфальтовые заводы, карьеры и т.п.) для строительства и ремонта дорог в ЧС;

— совершенствование дорожно-строительной и мостостроительной техники с учетом эксплуатации ее в ЧС;

— разработка типовых проектов решений, вариантов и нормативов проведения работ по восстановлению постоянных автотранспортных устройств, подвижного состава и производственно-технической базы в условиях ЧС.

4.8. На воздушном транспорте:

— подготовка аэропортов к перераспределению пассажирских и грузопотоков при возникновении ЧС;

— подготовка самолетов и вертолетов для ведения разведки, проведения АСДНР в ЧС;

— подготовка к проведению мероприятий по обеспечению рассредоточения авиационного парка в ЧС;

— создание и накопление в резерве универсальных комплектов транспортно-санитарного оборудования для магистральных пассажирских самолетов;

— подготовка экипажей воздушных судов для работы по ликвидации последствий ЧС, перевозки раненых и больных, эвакуации населения из опасных зон;

— совершенствование системы технического прикрытия аэропортов.

4.9. На трубопроводном транспорте:

— реконструкция, новое строительство стационарных нефтепродуктопроводов с учетом безопасной эксплуатации их в условиях ЧС;

— строительство площадок на трассах магистральных трубопроводов для массовой заправки горючим автотранспорта, сооружение колодцев для подключения трубопроводов;

— создание и совершенствование автоматических систем обнаружения утечки опасных веществ и отключения аварийных участков;

— подготовка к транспортировке нефтепродуктов из зоны возможных ЧС и обход компрессорных станций в случае нарушения их работы;

— заглубленная прокладка трубопроводов в зонах возможных разрушений и вынос главных насосных станций за пределы таких зон;

— создание базовых складов резерва материалов и оборудования для восстановления участков и прокладки временных трубопроводов;

— создание и внедрение в эксплуатацию передвижных перекачивающих средств;

— строительство отходов от магистральных трубопроводов к ближайшим нефтебазам и транспортным узлам;

— повышение надежности электроснабжения компрессорных станций систем дублирования открытых линий электропередач и прокладки подземных кабелей.

4.10. На объектах энергетики:

— распределение энергоисточников по районам и потребителям;

— внедрение кабельных сетей для энергоснабжения особо важных объектов;

— кольцевание отдельных энергосистем, обеспечение разделения их на независимо работающие подсистемы;

— организация технологического цикла тепловых энергосетей с соблюдением норм предельно допустимых выбросов в атмосферу и сбросов сточных вод в природные водоемы;

— создание береговых устройств для приема электроэнергии от судовых установок;

— внедрение эффективных устройств для прогрева и плавки гололеда на воздушных линиях электропередач;

— подготовка к оперативному отключению второстепенных потребителей;

— подготовка энергосистем к работе по специальным режимам ЧС;

— подготовка к работе резервных видов топлива за счет местных ресурсов.

4.11. В пищевой промышленности:

— обеспечение автономными источниками энерго- и водоснабжения в минимально необходимых объемах (для важнейших объектов пищевой промышленности);

— создание и внедрение в производство закрытых технологических линий (защитных);

— автоматизация технологических процессов подачи сырья до упаковки;

— подготовка предприятий пищевой промышленности к временному переходу на упрощенные технологии;

— разработка сетевых графиков безаварийной остановки с учетом особенностей объектов экономики;

— дублирование основных видов продукции для обеспечения потребителей в ЧС;

— организация хранения запасов с повышенной герметизацией;

— защита пищевого сырья и продовольствия от заражения путем использования защитной тары;

— разработка и внедрение защитной тары (нетоксичной);

— совершенствование существующих и разработка новых методов и способов обеззараживания пищевого сырья и готовой продукции от АХОВ и бактериальных средств;

— обеспечения предприятий пищевой промышленности средствами и методами определения уровней содержания нитратов в растительных продуктах, необходимыми средствами лабораторного контроля загрязнения (заражения) радиоактивными и химическими веществами и биотоксинами;

— совершенствование методов лабораторного контроля, предусматривающих комплексное использование приборов и электронно-вычислительных машин для экстренного определения загрязнения (заражения) пищевых продуктов;

— снижение взрыво- и пожарной опасности мукомольных предприятий, подготовка бестарной приемки муки, исключающих ее загрязнение;

— накопление подвижных средств хлебопечения для создания резерва производственных мощностей хлебопекарной промышленности и использования их в условиях ЧС;

— разработка типовых стационарных и передвижных убойных пунктов заводов и цехов, перечня необходимого оборудования и инвентаря для вынужденного убоя пораженных животных в условиях ЧС;

— оснащение предприятий отрасли установками для обеззараживания источников;

— создание запасов консервантов и материалов первичной обработки мяса (соли и другого) в условиях ЧС.

III. Перечень документов по повышению (поддержанию) устойчивого функционирования экономики

1. Перечень документов по повышению (поддержанию) устойчивого функционирования организаций

При планировании мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций разрабатываются документы:

а) приказ руководителя организации о назначении постоянно действующей комиссии по планированию и разработке мероприятий по ПУФ организации в военное время.

В приказе целесообразно отразить:

— цель создания и задачи комиссии, порядок ее работы, документы комиссии;

— персональный состав комиссии (председатель, заместитель председателя, члены комиссии: ведущие специалисты по видам производства, специалист по гражданской обороне, финансовый работник, представитель хозяйственных органов и другие должностные лица по усмотрению руководителя организации).

В этом же приказе целесообразно предусмотреть мероприятия:

— своевременную разработку (корректировку) раздела мероприятия по ПУФ организаций в военное время (Плана гражданской обороны организации);

— заблаговременную разработку и своевременное уточнение плана-графика выполнения технических и технологических мероприятий по безаварийной остановке производства организации в военное время и схемы размещения (хранения) и доставки запасов материальных средств для поддержания (восстановления) производства организации (предприятия) в военное время;

б) раздел плана гражданской обороны организации «Основные мероприятия по ПУФ (поддержания устойчивого функционирования) организации в военное время» один из основных разделов плана гражданской обороны организации. В нем отражаются:

— особые меры по защите персонала, обусловленные характером возможного воздействия противника;

— меры по активной и пассивной защите важнейших производственных элементов организации;

— дополнительные меры по сохранению запасов материальных средств и обеспечению их оперативной доставки на объекты организации;

— мероприятия по подготовке и ведению аварийно-спасательных, других неотложных и последующих восстановительных работ в организации;

— мероприятия по поддержанию устойчивой работы средств управления и связи в условиях военного времени;

— дополнительные меры по организации материально-технического, инженерного, противопожарного, транспортного, медико-биологического, производственных и других видов обеспечения;

— меры по усилению охраны (обороны) организации.

В плане необходимо выделять два этапа работ:

этап выполнения мероприятий (работ) в мирное время;

этап выполнения мероприятий (работ) при объявлении военного положения или состояния войны;

в) план-график выполнения технических и технологических мероприятий по сокращению и (или) безаварийной остановке производства в организации (на предприятии) в военное время должен учитывать:

— потенциально опасные циклы (технологические процессы), не подлежащие остановке (прекращению) в военное время;

— близлежащие потенциально опасные объекты других организаций, влияющие на безопасность технологических процессов в организации (на предприятии);

— технологию работ по безаварийной остановке производства с отражением временных параметров;

г) схема размещения (хранения) и доставки запасов материальных ценностей для поддержания (восстановления) производства в организации (на предприятии) в военное время должна содержать:

— уточненный состав запасов материально-технических средств, необходимых для поддержания (восстановления) производства в организации (на предприятии), и дополнительные (резервные) места их хранения (складирования);

— организацию взаимодействия с органами местного самоуправления, с другими организациями, участвующими в пополнении и доставке запасов материальных средств в организацию (на предприятие).

2. Перечень документов по повышению (поддержанию) устойчивого функционирования муниципальных образований

При планировании мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования муниципальных образований разрабатываются документы:

2.1. Постановление администрации муниципального образования о комиссии по ПУФ объектов экономики с приложениями:

— состав комиссии по ПУФ объектов экономики;

— положение о комиссии по ПУФ объектов экономики.

2.2. План работы комиссии по ПУФ объектов экономики на год.

2.3. Протоколы заседания комиссии по ПУФ объектов экономики (не реже одного раза в квартал).

2.4. Комплект документов:

а) председателя комиссии:

— план-график мероприятий по ПУФ объектов экономики при переводе с мирного на военное время;

— ведомость контроля выполнения мероприятий по ПУФ объектов экономики при переводе с мирного на военное положение;

— личный план работы председателя комиссии при переводе с мирного на военное положение;

— список членов комиссии;

— функциональные обязанности ответственных за направления;

— схема оповещения членов комиссии;

— рабочая карта (план муниципального образования);

— схема связи;

— основные показатели плана ГО;

б) ответственного за устойчивость функционирования направления экономики;

— личный план работы;

— функциональные обязанности;

— журнал отданных и полученных распоряжений.

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 8/2020.

Другие статьи по теме

Военного положение. Какие организации при военном положении затронут в первую очередь

С 20 октября 2022 года в регионах России было введено военное положение. Такой режим предусматривает, что у некоторых должностных лиц и компаний возможно изменение привычной деятельности. Закон о военном положении

Во время военного положения экономика страны перестраивается на производство продукции и оказание услуг для нужд обороны и армии. Специальный порядок и режим работы вводится для объектов транспорта, связи, объектов энергетики и для организаций по гражданской обороне.

Максимальный уровень реагирования во время военного положения затронет работу всех организаций

Уровни готовности при военном положении

Военное положение делиться на 4 уровня реагирования, в зависимости от этого уровня меняется режим и порядок работы организаций

  • Максимальный уровень реагирования
  • Средний уровень реагирования
  • Уровень повышенной готовности
  • Уровень базовой готовности

Как меняется работа во время военного положения в компаниях

Если в регионе вводится военное положение для работодателя, то организации и проживающие жители этого региона автоматически меняют свой правовой статус. Это значит, что теперь все работают и предоставляют необходимое для обороны имущество и благо страны, с последующей компенсацией.

Как меняется работа во время военного положения в компаниях. Как работать в период военного положения. Во время военного положения к обязанностям всех организаций относиться:

  • Подготовить персонал к возможной эвакуации при чрезвычайной ситуации
    • Подготовить приказ об инструктаже персонала
    • Подготовить программу инструктажа при чрезвычайной ситуации
  • Выполнять распоряжения и указания властей, помогать властям в случае чрезвычайной ситуации и эвакуации людей
  • Подготовить планы эвакуации и инструктаж провести инструктаж, что бы при необходимости эвакуировать людей со всей территории предприятия
  • Содействовать властям в проведении эвакуационных мероприятий
  • Обеспечить персонал и остальных людей на своей территории средствами индивидуальной и другой защиты
  • Принять другие необходимые меры для защиты людей на территории компании

Изменение количества рабочих часов

В регионе с ВП работодатели вправе привлекать персонал к сверхурочной работе и работе в выходные и праздники без их на то согласия, если это связано с оборонными потребностями, ликвидацией последствий, необходимостью восстановления повреждений. Также для этого можно временно переводить сотрудников на другую работу без их согласия.

Как меняется зарплата при военном положении для работников

В регионах, где ввели военное положение можно привлекать сотрудников к работе сверхурочно.

На сегодняшний день в трудовом кодексе предусмотрен минимальный размер оплаты за сверхурочную работу в первые два часа — в полуторном размере, далее в двойном размере.

Организации которые входят в Оборонно-Промышленный Комплекс оплачивают сверхурочную занятость не менее чем в двойном размере, Постановление 1365. Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать 4 часа ежедневно.

Правила Оборонно-Промышленного Комплекса распространяются на предприятия, которые утвердил Минпромторг. Статус своей организации нужно уточнять самому в ведомстве региона.

На октябрь-ноябрь 2022 года оплата сверхурочной работы оформляется по общим правилам на всей территории России

Отпуск во время военного положения

Если во время военного положения в регионе есть сотрудники, которые находятся в отпуске, то их можно отозвать из отпуска, но только по согласию самих работников (ч. 2 ст. 125 ТК). Если работник не согласен, отозвать его из отпуска нельзя даже в условиях военного времени.

Что делать если сотрудника забирают

Мы подготовили статью, в которой рассказали пошагово как сохранить ключевого работника на своем предприятии.

Какие документы проверять во время военного положения из надзорных органов

Во время военного положения проверки не отменят. После введения военного положения организации нужно оперативно выполнить 3 условия:

  • у вас должны быть ответственные за обучение по гражданской обороне,
  • ваша организация проводит инструктаж по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям,
  • организация проводите обучение по гражданской обороне, и уже запланированное обучение на будущий год.

Итоги

Военное положение затрагивает все организации в регионе, в котором было объявлено

Есть 4 уровня реагирования

В организациях, которые попали под регион в котором введено военное положение должны позаботиться о сотрудниках: назначить ответственного за гражданскую оборону, проводить инструктажи по гражданской обороне и чрезвычайной ситуации, проводить эвакуационные мероприятия

Работодатель имеет право оформить сотрудника на сверхурочную работу

Есть перечень организаций которые входят в Оборонно-Промышленный комплекс. По своей организации нужно уточнять в ведомстве Минпромторга своего региона

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Рамка для переноса блока климата газель бизнес
  • Расклад таро найду ли работу в ближайшее время
  • Распадская угольная компания отзывы работников
  • Реквизиты для перевода сбербанк онлайн что это
  • Реквизиты для перечислений ифнс московской обл