Ленинградский Кировский завод – легендарный гигант советской тяжелой промышленности. В предвоенные годы он обеспечивал рабочими местами порядка 33 тысяч жителей города и производил более 50 танков в месяц. Какую роль завод сыграл в ходе Великой Отечественной войны и действительно ли он продолжал работу в годы блокады, рассказал в программе «Блокада. Развенчивая мифы» специалист-исследователь Европейского университета Андрей Рябков.
«У меня накопилось немало архивных изысканий на тему Кировского завода. Начнем с того, что это была совершенно огромная территория, на которой работали 33 тысячи человек. На Ижорском, для сравнения, работали 19 тысяч, а на Обуховском – 15 тысяч. При этом после событий Финской войны стало понятно, что Кировский завод имеет потенциальную уязвимость для бомбардировок. В 1941 году планировалось построить бомбоубежище, чтобы смена в 19 тысяч человек должна была спуститься в него за 10 минут, но реализовать этот план до войны не удалось», – говорит эксперт.
Кировский завод работал по двум основным направлениям: металлургия и машиностроение. То есть сырье для производства изготавливали прямо на месте. Здесь были и плавильни, и сталелитейные, и прокатные цеха, а прямо в центре города, напротив нынешней станции метро «Кировский завод» стояла мартеновская печь. Завод выпускал тракторы, полковые пушки, турбины для эсминцев, дизельные двигатели для бомбардировщиков, начиналась работа над турбореактивными двигателями. В начале 30-х годов установилось также производство танков КВ, в месяц их впускалось 50 штук. Одна такая боевая машина стоила 1,5 миллиона рублей при зарплате директора завода в 3 тысячи, а рабочего в 500 рублей. Таким образом, еще до войны завод работал на нужды и сухопутных войск, и флота, и авиационного строения.
«Когда в марте стало понятно, что войны не избежать, Кировскому заводу сразу же увеличили программу по выпуску танков КВ с 50 до 70 машин в месяц. Общий план был – достигнуть тысячи машин в год. Для этого ему передали находящийся поблизости Завод судовой арматуры имени Молотова. Это фактически лишило шансов нашу судостроительную программу, но танки тогда были важнее. Авиационное производство эвакуировали из города моментально, не дожидаясь войны. Ближе к концу лета 1941 вывезли и производство турбин, но зато, по указанию Горкома, вернулись к выпуску полковых пушек и минометов. Их доставляли на все фронты самолетами», – объясняет Андрей Рябков.
Очевидно, что Кировский завод изначально был привлекательной стратегической целью для немецких обстрелов. Поэтому на передовой он оказался в самом начале блокады Ленинграда – в сентябре 1941 года. На него обрушились самые первые артобстрелы, затем бомбардировки продолжились в середине сентября, когда немцы вышли к заливу в районе Стрельны. Полноценная работа цехов в таких условиях была уже невозможна. Производство танков КВ увезли в первую очередь и рассредоточили по четырем филиалам в более безопасных районах на другом берегу Невы.
4 октября 1941 года поступил приказ о полной эвакуации танкового производства. Все, что можно было разобрать и вывезти, подготовили к эвакуации. Часть оборудования успели перевезти через Ладогу, эвакуацией занимался лично директор Кировского завода Моисей Длугач. Однако многие станки так и не успели увезти, поэтому они стояли упакованные до 1942 года.
На том оборудовании, которое нельзя было демонтировать, вскоре запустили производство боеприпасов: снарядов, мин, корпусов для техники. Фактически, завод работал, но всего на 7 – 8% от своей мощности, от обстрела к обстрелу. Топлива и рабочих сил не хватало. Весной 1942 года вместо 33 тысяч человек на смены выходили 10 тысяч, а к концу 1942 года – меньше 5 тысяч.
«Есть ряд канонических фотографий, атрибутированных в архиве как «Кировский завод в годы войны». По факту, это не совсем верно. Например, есть известный кадр, где на шасси танка Т-26 монтируют орудие сборки Кировского завода – ту самую полковую пушку. Но дело происходит не на Кировском заводе, а на Заводе подъемно-транспортного оборудования имени С. М. Кирова рядом с Варшавским вокзалом. Ремонтировать Т-26 Кировский завод не мог просто физически из-за отсутствия оборудования», – объясняет специалист-исследователь Европейского университета Андрей Рябков.
Получается, что Кировский завод действительно продолжал производство в годы блокады. Он выстоял даже самую голодную и тяжелую блокадную зиму 1941 – 1942 года. Однако его огромные ресурсы, по вполне объяснимым причинам, использовались лишь на малую долю. Вопреки распространенному мнению, он не был единственным и самым крепким столпом, удержавшим Ленинград от гибели. Он работал наравне с несколькими другими заводами, причем не только на своей открытой для обстрелов территории, но и на четырех филиалах в разных районах. Производимое Кировским заводом оборудование участвовало в боях по всей стране, а каждого его сотрудника можно назвать героем. Однако не стоит забывать и о роли других, не менее значимых блокадных предприятий.
Кировский завод почти сразу же, с первых дней блокады оказался на линии фронта. До нее оставались считанные километры. Нет, разумеется, часть его мощностей успели перебросить на Урал, но как эвакуируешь целиком предприятие, буквально пустившее корни в питерскую землю?! Поэтому Ленинградский Кировский завод продолжал работать, хотя и в куда более суровых условиях, чем его челябинский «дублер». Не хватало практически всего – сырья, комплектующих, рабочих рук, но, тем не менее, пользуясь не полностью вывезенным складским «заделом», на Кировском собирали танки, которые прямо из цеха отправлялись на фронт, ремонтировали разнообразную военную технику и даже «сшивали корабли».
С завода – на фронт
А, надо сказать, задел на складах завода был более чем солидный – узлы, детали, целые блоки для танков. Причем не каких-нибудь, а самых, пожалуй, грозных танков начала Второй мировой – КВ и КВ-2. Разработанный еще в 1939 году, КВ весил приблизительно 47 тонн, а толщина его лобовой брони доходила до 75 мм, то есть была практически непробиваема тогдашними средствами. Его же орудие — 76,2 мм пушка Л-11 – могло с расстояния в полкилометра запросто проломить 56-милиметровую броню. В бою этому танку не было равных до 1943 года, когда ему на смену пришли еще более мощные ИСы. Правда довольствоваться приходилось именно тем, что есть на складе, поэтому из ворот завода периодически выходили «монстры», до сих пор приводящие в недоумение военных историков и моделистов – КВ с башней от КВ-2, танки, с нештатными защитными приспособлениями, придуманными буквально на ходу, чтобы заменить недостающие детали и так далее. Одновременно собирались полковые пушки, производились боеприпасы и мины. Только в конце октября 1941 производство танков в осажденном городе постепенно сошло на нет: с этого времени главной задачей ленинградского завода стали ремонтные работы.
Цитата
«В сентябре 1941 года мы покинули родной Кировский завод и своим ходом направились на Западный фронт… В октябре в районе станции Щербинка развернулись для работы в полевых условиях. В один из погожих осенних дней на базу прибыла рота танков KB, здорово потрепавшая накануне немецкий артиллерийский полк. Машины пришли прямо с передовой, их внешний вид свидетельствовал об ожесточенности проведенного боя: на броне всех без исключения танков виднелись следы многих попаданий. Однако пробоин и серьезных боевых повреждений эти танки не получили — настолько стойкой оказалась их броня».
Л. Н. Переверзев, начальник 22-й базы
Между тем на Урале, в Челябинске, на полную мощность работал «дублер» Ленинградского Кировского завода. Туда было переправлено более 15 000 рабочих, часть производственных мощностей. Огромный комплекс, выросший на базе ЧТЗ из, собственно, Челябинского тракторного, Кировского завода и Харьковского дизельного, получил имя Танкоград. Танки там собирались по невиданной доселе методе – не как «штучный товар», а конвейерным способом, так же, как трактора. До конца 1941 года с этого конвейера сошло 1358 КВ.
Впрочем, в Ленинграде работа тоже не останавливалась: из числа специалистов Кировского сформировали три передвижные танкоремонтные базы, обслуживавшие бронированные машины прямо на линии фронта. А те танки, что нуждались в более серьезном ремонте, отправлялись на завод, чтобы покинуть его уже своим ходом и, пройдя через город, снова оказаться в бою. Очевидцы вспоминают, как зимой 1941 года тяжелые машины «танцевали вальс» на улицах города: четкого поворота на обледеневшей дороге сделать не получалось, так что свежееотремонтированные КВ выписывали затейливые «кренделя».
цитата
Осенью 1941 года наша бригада получила на пополнение несколько танков КВ, один из которых назывался «За Родину». Он был изготовлен в единственном экземпляре на Кировском заводе. Он обладал теми же возможностями, что и танк КВ, но имел усиленную броневую защиту, вес более 100 тонн и более мощный двигатель с турбиной. При движении на высших передачах двигатель свистел и этот свист был очень похож на свист пикирующих «юнкерсов». Первое время после получения танка при его движении в бригаде даже подавали сигнал «Воздух!». Танк считался практически неуязвимым для артиллерии противника и предназначался для штурма укрепленных позиций.
Д. Осадчий, командир танковой роты 124-й танковой бригады
Самый длинный в мире корабль
Другой фронт работ Кировского завода покажется тем, кто не знаком с историей предприятия, несколько непрофильным – судоремонт: здесь восстанавливались и ремонтировались корабли Балтийского флота. А подчас даже не восстанавливались, а просто собирались из обломков. Так, именно на Кировском заводе «сшили» из двух половин «самый длинный корабль в мире» — теплоход «Челюскинец», выполнявший в войну вспомогательные функции, и прослуживший как минимум до конца 70-х.
Самым длинным он стал не по замыслу конструкторов, задумавших его всего лишь 121-метровым, а по несчастной случайности. Писатель Виктор Конецкий, которому довелось послужить на этом судне в конце 60-х, писал: «В марте 1940 года теплоход, следуя из Нью-Йорка в Ленинград, при подходе к Таллинскому рейду выскочил на каменистую банку. Поднявшимся штормом судно переломило на две части. Носовая осталась на мели, а кормовую понесло ветром. Корму поймали милях в семи от носа, что дало возможность говорить легкомысленным морским острякам, что «Челюскинец» — самое длинное на планете судно». Надо сказать, что если бы не война и блокада, теплоход еще долго пребывал бы в виде руины, но в 1942-м он понадобился Балтфлоту как транспортник, и рабочие Кировского вернули «Челюскинца» к жизни. Впрочем, это был далеко не единственный случай судоремонта.
Справка
Кировский (а ранее- Путиловский) завод за свою историю нередко выполнял заказы флота. Так, со стапелей Кировского сошли знаменитый эсминец «Новик» и ставшая легендарной канонерская лодка «Кореец», принявшая вместе с «Варягом» бой в бухте Чемульпо. Завод строил паровые котлы и турбины, артиллерийские башни для линкоров и крейсеров, торпедные аппараты для крейсеров, эскадренных миноносцев и подводных лодок, много других механизмов. На нем разработана первая башенная установка для военных кораблей. А в конце минувшего века Кировский выпускал турбинные установки для подводных лодок, атомных ледоколов, танкеров.
Поддержка с тыла
Самой сложной проблемой Ленинградского Кировского завода было даже не сырье и не энергия — понимая важность работы предприятия для города, эти вопросы решали на самом высоком уровне, — а кадры. Около 10 000 рабочих ушли на фронт еще в самом начале войны (1-я Кировская дивизия народного ополчения прикрывала город на Лужском рубеже, на Ленинградском фронте воевал сформированный на заводе батальон войск НКВД, диверсионная группа, а в лесах под Лугой беспокоили врага 10 партизанских отрядов, тоже состоящих из рабочих-кировцев), почти 15 000 человек были эвакуированы на Урал, и на Ленинградском Кировском осталось меньше 10 000 работников. Иван Голушко, бывший командиром танковой части, вспоминает свой приезд на завод: «Военпред инженер-майор А. Ф. Волков сразу повел меня в цех, где ремонтировались моторы. Кировский завод находился совсем рядом с передним краем и подвергался обстрелу. Но люди спокойно трудились на своих рабочих местах, не считаясь ни со временем, ни с силами, ни с бомбежками. Когда погрузили два двигателя в автомобиль, рабочие пригласили меня к печке-времянке на перекур, стали расспрашивать, откуда приехал, как на фронте, как ведут себя в бою отремонтированные ими двигатели. Предложили закурить либо попить чайку. Я не курил, а чайку попробовал, как говорится, с «таком», то есть без сахару. Кто-то невесело пошутил: сахар, мол, это углеводы, которые пожилому человеку уже вредны. Действительно, среди рабочих не было молодых». Точнее так: молодые были, но — слишком молодые, вчерашние ученики ФЗУ, подростки. Но рабочих рук все равно не хватало, равно как и технических мощностей: приходилось буквально выкручиваться, изобретать на ходу, чтобы выполнять поставленные задачи. Так, корпуса снарядов вытачивались из проката, а корпуса авиабомб сваривались из проката или отливались из бетона. А как в практически фронтовых условиях поддерживали в рабочем состоянии станки – и вовсе трудно себе представить: по воспоминаниям очевидцев, из трех «мертвых» станков удавалось собрать один «живой».
Цитата
Я был командиром ремонтного взвода двадцать первой подвижной базы. Осенью сорок первого года нас с завода перебросили в окрестности города, и мы работали в непосредственной близости от района боевых действий. Ремонтировали и танки, и бронемашины, и мотоциклы. Чего мы только не изобретали, чтобы как можно быстрее снова могли бить врага поврежденные боевые машины! Из старого танка сделали самоходный подъемный кран — без него в полевых условиях мы просто не смогли бы снимать башни танков. Другую, окончательно вышедшую из строя машину оборудовали специальным устройством, и ее, когда требовалось, превращали в мост, по которому перетаскивали через глубокие овраги нашу технику. Сварку деталей и узлов делали прямо на поле: из брезента устраивали большую палатку, закатывали туда сварочную машину — и пошла работа!
Михаил Давыдов
Рабочий паек
Условия, в которых трудились рабочие, сложно назвать даже экстремальными: рабочий паек, считавшийся по меркам декабря 1941 года едва ли не настоящим сокровищем, едва позволял поддерживать силы. Иными словами, если цитировать ставшую уже классической фразу кузнеца-кировца М. Серафимовича, «Мы трудились порой до изнеможения. — Бывало, в глазах все темнеет — и упадешь тут же, обессиленный. Товарищ подойдет, даст нюхнуть нашатырного спирта, отведет в столовую, там получишь чего-нибудь горячего — снова вроде бы ожил. Опять пойдешь в цех и становишься к своей ковочной машине». То, что в тылу делают все возможное и невозможное, — понимали и на фронте. Иван Голушко, своими глазами видевший, что происходит на Кировском, пишет: «ленинградским рабочим было гораздо труднее, чем фронтовикам. Нас, солдат, кормили, одевали, вооружали. А рабочий должен был заботиться сам о себе: питание, одежда, отопление, передвижение к дому и обратно на завод — все ложилось на его плечи». Была и другая опасность: для немецкой разведки не было секретом, что за корпуса виднеются на горизонте, практически сразу за передовой. Поэтому обстрелы велись постоянно: за время блокады завод в течение 752 часов находился под сигналом «воздушная тревога», из них 124 часа — под артиллерийским обстрелом. На Кировский завод было сброшено 4 423 снаряда, 78 фугасных и сотни зажигательных бомб. Все вместе, в сочетании с голодом, это делало работу на предприятии делом более чем рискованным. Только в рабочее время, на территории завода 2 500 рабочих умерли от голода, 139 погибли от осколков снарядов, 788 получили ранения.
Был вполне реальной и угроза захвата завода. Поэтому из числа рабочих были сформированы собственный артиллерийский дивизион, три стрелковые роты, истребительная, пулеметная и танковая, минометный, саперный и разведывательный взводы, обслуживающие подразделения. Кировский превратился в «крепость в крепости».
Кстати, когда блокада была снята, артиллерийский дивизион Кировского был прикомандирован к действующей армии и прошел с войсками до Берлина.
факт
В январе 1943 года на Кировском заводе произошло событие, имевшее, скорее, не прикладное, а пропагандистское значение, но от того – не менее заметное — товарищеский матч по русскому хоккею с динамовцами. В трех километрах от фронта. Просто чтобы еще раз показать противнику: мы живы.
А в это время на Урале
На Урале, между тем, начал работать в полную силу Танкоград. Или, как он, согласно указанию Сталина назывался официально, — Челябинский Кировский завод. Надо сказать, что без специалистов с Ленинградского Кировского завода этот проект заработал бы едва ли: крестным отцом его, поставившим производство на ноги, был Исаак Зальцман, директор Кировского завода в Ленинграде, возглавивший Танкоград. В кратчайшие сроки ему ужалось наладить производство КВ и КВ-2 на Урале. А летом 1942 года он получил указание начать выпуск среднего танка Т-34. До этого на заводе средних танков не выпускали, специального оборудования для этого установлено не было, да и вообще, необычным для того времени делом было производство двух столь разных машин на одном предприятии. Но Зальцману удалось справиться, организовать производство: первые «тридцатьчетверки» сошли с конвейера всего через месяц с небольшим.
Цитата
Задача, которая поставлена сейчас, не имеет себе равных. История не знает таких примеров, чтобы в течение одного месяца весь завод перестроили на новую машину. Считается, что это технически невозможно. В ЦК партии мне так и сказали: “Да, технически невозможно. Но Родине это нужно, и кировцы должны это сделать”.
Из речи Исаака Зальцмана перед рабочими ЧКЗ
Между тем, военная техника развивалась не только в Советском Союзе: к 1942 году немцы разработали эффективное средство борьбы с тяжелыми танками – термитные снаряды, прожигавшие прежде неуязвимую броню. Ленинградский ополченец Василий Чуркин вспоминал: «Недалеко от моста, стояло около десяти наших подбитых танков. Среди них были маленькие, средние и даже большие танки «КВ» (Клим Ворошилов). Экипажи находились внутри, мертвыми. Метрах в четырехстах по ту сторону моста, на обочине дороги стояла небольшая сорокапятимиллиметровая немецкая пушка, разбитая нашим снарядом. Она и подбила наши танки. Пушка стреляла термитными снарядами на таком близком расстоянии прямой наводкой без промаха. Снаряд, ударившись о броню танка, не отскакивал от нее, а мгновенно воспламенялся, развивая температуру до двух тысяч градусов, и металл в этом месте плавился. У танка заклинивало башню или же он загорался. Как новинку военной техники, пушку эту разобрали и увезли в Ленинград».
И тогда на смену КВ пришли ИСы – танки «Иосиф Сталин».
Новая машина оказалась немецкой артиллерии не по зубам: в этом тяжелом танке, разработанном, кстати, в Ленинграде, в КБ Котина на Кировском заводе, были сведены воедино все лучшие черты его предшественников. ИСы стали, мягко говоря, неприятным сюрпризом для немцев: они с легкостью пробивали броню немецких тяжелых танков на дальностях до двух километров. Германское командование даже в приказном порядке запретило своим танкистам вступать в бой с этими танками.
До победы
Сложно сказать, как сложилась бы судьба Ленинграда, если бы не удалось сохранить производственные мощности Кировского завода. Определенно, танковые войска Ленинградского фронта без завода и его ремонтных бригад быстро оказались бы небоеспособными. Недаром лозунгом кировских ремонтников был: «Один восстановленный танк спасает сто бойцов!» А без разработок конструкторов Кировского завода не было бы и новых танков, ставших серьезным козырем в войне.
Но за победу предприятию пришлось заплатить серьезную цену, рассчитаться разрушенными цехами, уничтоженными станками, поредевшим кадровым составом. В блокадном городе завод вел собственную войну, продолжая существовать и работать буквально в двух шагах от фронта.
Героизм работников Кировского завода во времена блокады Ленинграда запомнился на многие поколения
Автор:
27 января 2020 13:47
О подвигах блокадников Ленинграда ходит большая слава. Не секрет, что большую роль в обороне Ленинграда сыграл Кировский завод, где производились и ремонтировались танки, а рабочие сформировали целую дивизию ополчения.
Во время блокады Ленинграда полностью эвакуировать предприятие не хватило времени, поэтому завод продолжал свою работу, невзирая на бомбежку в считанных километрах от города и скудный рабочий паек.
Как известно, на заводе строились одни из самых грозных танков во времена Второй мировой войны – КВ и КВ-2. Вплоть до 1943 года таким танкам в бою не было равных. Однако, с октября 1941 года производство тяжелых машин постепенно прекратилось: рабочие осажденного города занимались только их ремонтом, чтобы снова выпустить в бой.
Немногим известно, что Кировский завод также занимался ремонтом кораблей Балтийского флота, что несколько отличалось от его профиля. Так, например, рабочие предприятия смогли «сшить» две части корабля, тем самым создав теплоход «Челюскинец» — самое длинное судно в мире. Примечательно, что создание такого корабля вышло совсем случайно. Однако «Челюскинец» прослужил до конца 70-х годов.
Во время блокады Ленинграда большой проблемой производства был не только недостаток электроэнергии и сырья: больше всего заводу не хватало рабочих рук, ведь большинство людей либо ушли на фронт, либо были эвакуировано. В итоге на заводе оставалось меньше 10000 рабочих, причем практически все были людьми преклонного возраста или совсем юными.
Неизвестно, как сложилась бы судьба Ленинграда, если бы не усердия рабочих Кировского завода. Работе этих героев в экстремальных условиях помогал лозунг рабочих: «Один восстановленный танк спасает сто бойцов!». Конечно, им пришлось заплатить большую цену за оборону родного города. Героизм работников завода помог советским солдатам победить в Великой отечественной войне и отстоять Ленинград.
Ссылки по теме:
Новости партнёров
реклама
Накануне Великой Отечественной войны Ленинград был крупнейшим индустриальным, научным и культурным центром нашей страны. Активно развивалось тяжёлое электромашиностроение и станкостроение, развивается современное судостроение и приборостроение. Строились новые предприятия. Заводы и фабрики реконструировались и оснащались лучшим оборудованием.
Естественно, что с началом войны роль предприятий Ленинграда существенно возросла. Город, располагающий огромным производственным потенциалом, многоотраслевой промышленностью, должен был быстро наладить выпуск различного вооружения, боеприпасов, снаряжения, дать фронту необходимую технику.
С июля 1941 по октябрь 1943 года из Ленинграда было эвакуировано 92 крупнейших предприятия различных отраслей промышленности, мощность ленинградской промышленности уменьшилась на 70% по сравнению с довоенным уровнем. На начало 1941 года в Ленинграде действовало около 1000 фабрик и заводов. За время войны 840 промышленных предприятий были выведены из строя. Но и в самые суровые годы в Ленинграде работало порядка 50 предприятий, производивших вооружение и боеприпасы. Выпускались танки, артиллерийские орудия, миномёты, пулемёты, автоматы, снаряды, мины — около 100 видов оборонной продукции (по данным — http://itar-tass.com/spb-news/820620).
После прорыва блокады в начале 1943 года почти все предприятия Ленинграда, сохранившие оборудование, были расконсервированы и вновь запущены. Многие из них продолжают свою работу и сегодня.
Кировский завод
Осенью 1941 года большая часть оборудования и около 15 тыс. человек вместе с членами семей были эвакуированы на Урал, где на Челябинском Кировском заводе (известном как Танкоград) было развернуто массовое производство «танков Победы» — тяжелых танков серий КВ и ИС, а также самоходных артиллерийских установок (САУ) на их базе. Всего с конца 1939 года по май 1945-го в войска поступило более 19 тыс. различных типов тяжелых танков и САУ производства Кировского завода (около 20% общей численности бронетанковой техники, выпущенной танковой промышленностью страны). Особой страницей в трудовой и военной летописи завода вписана блокада. В осажденном Ленинграде, в 4-х километрах от передовой, Кировский завод был одним из главных объектов артобстрелов и бомбардировок. По далеко не полным данным, на территорию предприятия упало 4700 снарядов и 770 бомб. 2,5 тыс. заводчан умерли от голода и около 150 погибли при обстрелах и бомбежках. Несмотря на это, ни на день не прекращался выпуск продукции для фронта. На Кировском заводе зарождалось народное ополчение Ленинграда: из рабочих завода был сформирован 1-й стрелковый полк 1-й Кировской дивизии народного ополчения. Всего в годы войны на фронтах сражались тысячи кировцев. В послевоенные годы основными направлениями деятельности Кировского завода становятся массовое производство военной техники, тракторов «Кировец» (с 1962 года), атомное и энергомашиностроение.
Адмиралтейские верфи
В условиях войны и блокады Адмиралтейские верфи сдали флоту 7 подводных лодок, 22 катера типа МБК, 48 морских охотников, 116 самоходных плашкоутов, 5 судоподъемных понтонов грузоподъемностью 200 т. На заводах было переоборудовано и отремонтировано более 260 кораблей и судов. Женщины и дети, заменившие у станков мужчин, изготовили для нужд фронта около 3 000 комплектов тралов, 8 000 патронов для тралов, 120 000 морских мин МШ-120, 300 якорных мин, 1 500 минометов МБ-82, 30 000 металлических и саперных лопат, 900 буев для тралов, 91 комплект параванов, 80 000 корпусов снарядов, мин, авиабомб, 18 300 единиц деталей для танков было поставлено Кировскому заводу. Самоотверженный труд коллектива верфи по выполнению фронтовых заказов, строительству и ремонту боевых кораблей получил высокую оценку. В 1946 г. коллективу Адмиралтейского завода было передано на вечное хранение Знамя Государственного комитета обороны СССР. В 40-ю годовщину Победы Ленинградское Адмиралтейское объединение было награждено орденом Отечественной войны 1 степени за заслуги в обеспечении Советской Армии и ВМФ в годы Великой Отечественной войны. В послевоенное время предприятие продолжало строить подводные лодки и боевые надводные корабли, суда гражданского флота самого различного назначения.
Государственный Обуховский Завод
В первый день войны, на заводе, как и на других предприятиях Ленинграда, состоялись митинги. Около 6000 работников предприятия ушло на фронт. В первые месяцы войны сильно изменился состав работников завода. Ушедших на фронт мужчин на всех участках производства заменили женщины (к декабрю 1941 года доля женского труда составляла от 30 до 50% в разных цехах) и подростки от 13 до 15-ти лет. Вернулись к станкам и мартеновским печам ветераны. Работа на заводе не прекращалась ни днем, ни ночью. Несмотря на значительное сокращение численности личного состава, завод не снижал темпов производства: за июль-август месяцы 1941 года сталевары выплавили металла столько же, сколько за 1-е предвоенное полугодие. Завод работал для фронта и одновременно сам был частью фронта. На территории завода были возведены оборонительные укрепления, огневые точки, в стенах цехов пробиты стрелковые амбразуры. Наступило самое трудное время — зима 1941-1942г.г. Остановились прокатка, кузница, сталефасонный и мартеновский цеха. Законсервировав оборудование остановившихся цехов, люди уходили на другие участки производства. С 4 сентября 1941 года по 1944 год на завод было сброшено более 3500 артиллерийских снарядов, более 500 крупных и несколько тысяч зажигательных авиабомб. Несмотря на отсутствие топлива и почти полное отключение электроэнергии, обстрелы и бомбежки, большую смертность людей от истощения, завод не прекращал работы. При свечах и коптилках, вручную сборщики ремонтировали прибывающие с фронта искалеченные орудия. С ноября 1941 года по апрель 1942 года большая группа работников завода работала на постройке и обслуживании Дороги жизни, на переоборудовании 5-й ГЭС с угля на торф и на подаче топлива.
Несмотря на тяжелые условия блокадного Ленинграда на заводе зародилось движение «За ремонт и изготовление орудий в свободное от работы время». Во внеурочное время было изготовлено 9000 кинжалов, более 3000 тысяч саперных лопаток, отремонтировано более 20 орудий.
В военные годы завод бесперебойно снабжал армию орудиями, минами, снарядами: было изготовлено более 20 тысяч бронетанковых и фугасных снарядов калибра 130, 160, 305, 356 и 406 мм; выпущено более 90 тысяч деталей для реактивных мин М-13 (Катюша), 11 тысяч разных деталей для пулемета «Максим», 125 тысяч мин калибра 82 мм; создано 30 новых артиллерийских батарей на железнодорожных платформах, оснащенных двумя или четырьмя главными орудиями до 152 мм включительно; во 2-м квартале 1944 года налажено серийное производство противотанковой пушки калибра 100 мм. В годы Великой Отечественной войны погибло от бомбежек и умерло от голода более 4-х тысяч работников завода. 5898 работников завода было награждено медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», из них 524 человека посмертно, 3201 человек награждены медалью «За оборону Ленинграда». 16 сентября 1945 года за беспримерный трудовой подвиг в годы Великой Отечественной войны, за выпуск военной продукции для фронта завод был награжден «Орденом Красного Знамени».
ОАО «Средне-Невский судостроительный завод»
В годы Великой Отечественной войны завод, находясь в нескольких километрах от линии фронта, под бомбежками и обстрелом врага, занимался достройкой тральщиков, ремонтом кораблей, строительством, плашкоутов для Дороги Жизни, тендеров и понтонов для переправы войск и военной техники. С первых дней войны были призваны в Красную армию и ушли на фронт 272 добровольца из числа заводчан. Другая часть сотрудников завода ушла в партизанский отряд, командиром которого стал секретарь парткома завода Федор Тищенко. После эвакуации на заводе осталась небольшая группа работников. На должность исполняющего обязанности директора был назначен Петр Ильич Карпов – с ноября завод был обязан приступить к достройке тральщиков. Для выполнения задания потребовалось большое количество рабочих: с этой целью на завод было принято порядка 300 женщин, детей, а также моряков Балтийского флота, которые прошли для этого обучение нужным специальностям. Многие заводчане погибли на различных фронтах и на территории завода при бомбежках и обстрелах. К 30-летию Победы на территории завода был установлен монумент «Защитникам Родины», на котором золотом вписаны фамилии 78 работников завода, не вернувшихся с войны. Ежегодно в День снятия блокады Ленинграда и в День Победы благодарные потомки в память о погибших героях возлагают цветы к подножию монумента. После войны, за самоотверженный труд и поставку военной техники фронту Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 мая 1985 года завод награжден орденом Отечественной войны 1 степени.
Завод «Петмол»
70 лет жители нашего города знают и помнят о героическом подвиге ленинградцев, об их сильнейшей воле и стремлении победить фашистов. В годы войны каждая частичка города, каждый его житель боролся за освобождение Ленинграда. Многие предприятия не останавливали производства, снабжая осажденный город продовольствием и вооружением.
Одним из таких предприятий был Ленинградский молочный комбинат №1. В годы Великой Отечественной войны и Блокады завод не останавливал работу ни на один день и кормил ленинградцев и фронт. В военное время продукция производилась из соевых бобов.
После войны заводу удалось выйти в лидеры пищевых предприятий Северо-Запада благодаря внедрению новейших технологий. В середине 60х годов комбинат был награжден орденом Ленина.
В 1992 году Ленинградский молочный комбинат №1 имени С. М. Кирова становится Санкт‑Петербургским молочным комбинатом «ПЕТМОЛ». Весной 2014 года завод отметит 80-летний юбилей.
Арсенал
Перед Великой Отечественной войной в Советском Союзе была создана новая оборонная промышленность, не уступающая военно-промышленному комплексу западно-европейских стран. Одним из этих заводов, работающих на оборону, стал «Арсенал». Именно на «Арсенале» были созданы первые в России модели орудий с нарезным стволом. В годы Великой Отечественной войны завод не только продолжал бесперебойно работать, но и освоил производство лучшего, по тем временам, 100-мм противотанкового орудия БС-3, а также совместно с другими предприятиями принял участие в создании знаменитых «Катюш». Помимо выполнения отдельных заказов Ленинградского фронта, здесь было организовано производство трех новых изделий: пулеметов ДП, защитных панцирей для личного состава Армии и Флота, минометов М-20.
ПАО «Кировский завод», ранее «Путиловский завод» – одно из старейших и крупнейших машиностроительных и металлургических предприятий Российской Империи, СССР и современной России. Днем рождения завода считается 3 апреля (21 марта) 1801 года, когда в его цехах было отлито первое пушечное ядро. В 1868 году пайщики не выполнили уставных условий, и кредиторы продали завод предпринимателю Н.И. Путилову, после смерти которого (в 1880 году) на заводе началось строительство миноносцев и корабельных башенных орудий. В 1890-е гг. завод выпускал пушки, снаряды, станки, экскаваторы, паровозы, вагоны и пр.
В
1917 году завод был национализирован, в 1922 году переименован в «Красный
путиловец», и на предприятии началось проектирование и производство тракторов.
До 1941 года заводом было выпущено около 200 тысяч тракторов
«Фордзон-Путиловец» и «Универсал» – предшественников легендарного трактора
«Кировец».
С первых дней Великой
Отечественной войны более 10 тысяч тружеников завода подали заявления с
просьбой направить их в действующую армию. В июне 1941 года на предприятии был
сформирован первый стрелковый полк 1-й Кировской дивизии народного ополчения. В
июле ополченцы-кировцы преградили путь врагу на Лужском рубеже. На заводе были
созданы истребительный и танковый батальоны, 10 партизанских отрядов, батальон
войск НКВД, диверсионная и разведывательная группы, артиллерийский дивизион,
переброшенный от стен завода на Пулковские высоты и позднее прошедший с боями
до Берлина.
В начале сентября
1941 года линия фронта приблизилась вплотную к Кировскому заводу, враг был
остановлен всего в трех километрах от его стен. Из числа специалистов были
сформированы три передвижные ремонтные бригады (ПРБ 21, 22, 23),
предназначенные для ремонта танков на передовой: две ушли на Ленинградский
фронт, одна – на Западный. На территории завода и вокруг него было построено
512 стрелковых бойниц, 115 пулеметных гнезд в заводских зданиях, 37 стрелковых
окопов, 17 артиллерийских дотов и дзотов, 1050 метров
металлических баррикад с бойницами, 650 противотанковых «ежей». Завод обороняли
три рабочих отряда, три роты для борьбы с авиадесантами противника,
круглосуточное дежурство осуществляли бойцы МПВО.
За время блокады
завод в течение 752 часов находился под сигналом «воздушная тревога», на
Кировский завод было сброшено 4423 снаряда, 78 фугасных и сотни зажигательных
бомб, было разрушено несколько цехов и более 150 производственных и бытовых
построек. На территории завода 2,5 тысячи кировцев умерли от голода, 139
погибли от осколков снарядов, 788 получили ранения.
Для Кировского завода
– основного поставщика танков в стране – первоочередной задачей стало
увеличение темпов их выпуска: за три первых военных месяца было собрано 492
танка «КВ» («Клим Ворошилов»).
В тяжелейших условиях Кировский завод продолжал давать фронту боевые машины. Даже когда немецкие войска подошли к Ленинграду, в условиях постоянных бомбежек и артобстрелов завод продолжал выпускать танки. Они шли в бой прямо из заводских цехов.
Танк «КВ» выходит с завода
В связи с приближением фронта с сентября по декабрь 1941 года прошла широкомасштабная эвакуация танкового и основного артиллерийского производств на Урал. Из блокированного города в Челябинск и Свердловск вместе с оборудованием были переправлены свыше 15 тысяч кировцев и членов их семей. На Урале наращивался выпуск танков «КВ» нескольких модификаций, в 1943 году был разработан новый тяжелый танк «ИС» («Иосиф Сталин»), началось производство самоходно-артиллерийских установок (САУ).
Танк
ИС-1
В Челябинске было
поставлено на конвейер вооружение, которое по своим характеристикам и
технологичности превосходило немецкие образцы. Завод выиграл и грандиозную
битву боевых машин: «ИС» – тяжелые танки прорыва – не только превзошли новейшие
немецкие танки, но и своей броней, гусеницами и огнем сокрушили сильно
укрепленные позиции противника.
Новая
модель – ИС-2 – вскоре стала грозой для немецких танкистов. Могучая машина с
прочной броней и сильным вооружением неизменно выходила победителем из всех
схваток с немецкими танками. Тяжелый танк ИС-2 обладал следующими
характеристиками:
- масса – 46 тонн;
- пушка – 122 мм;
- броня – до 90 мм;
- экипаж – 5 человек.
Танки ИС-2 также принимали участие в освобождении от фашистских захватчиков городов Европы и в победной Берлинской операции 16 апреля-8 мая 1945 года. Модернизированная версия ИС-2 служила советской и российской армии до 1995 года.
Танк ИС-2 в Берлине
За период войны
Кировский завод дал фронту 18 тысяч танков и САУ, свыше 48 тысяч танковых моторов,
85 тысяч комплектов топливной аппаратуры, более 17 миллионов заготовок
снарядов, разработал и поставил на серийное производство 13 типов боевых машин
и 6 видов танковых двигателей, отремонтировал сотни танков.
За годы Великой
Отечественной войны 11 кировцев были удостоены звания Героя Советского Союза.
После окончания войны
(в 1947 году) коллектив Кировского завода получил приказ изготовить рабочий
проект и образцы трелевочного трактора. В послевоенные годы велись работы по
созданию тяжелых танков Т-10, Т-10М и самоходных пусковых установок на
гусеничном ходу для ракет. Также были разработаны гусеничная машина «Пингвин»
для советских антарктических экспедиций и мощный колесный трактор «Кировец»,
получивший широкое распространение в сельском хозяйстве и в различных областях
промышленности.
С целью подготовки специалистов-практиков и квалифицированных рабочих для предприятий тяжелого машиностроения после Великой Отечественной войны в Ленинграде были созданы «Ленинградский машиностроительный техникум» (в 1944 году) и «Невский машиностроительный техникум» (в 1956 году).В результате объединения этих образовательных учреждений 27 апреля 2018 года образовалось Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Академия машиностроения имени Ж.Я. Котина» (АМК).
Невский машиностроительный факультет АМК (ул. Бабушкина, 119)
Ленинградский машиностроительный факультет АМК (пр. Стачек, 47)
В 2020
году – в Год памяти и славы
– СПб ГБПОУ«Академия машиностроения
имени Ж.Я. Котина» отмечает 40-летие со
дня присвоения имени Ж.Я. Котина Ленинградскому машиностроительному
техникуму (ныне Ленинградский машиностроительный факультет Академии) Приказом Министерства оборонной
промышленности СССР от 22 апреля 1980 года.
Имя легендарного советского конструктора, генерал-полковника инженерно-технической службы, доктора технических наук Жозефа Яковлевича Котина (1908–1979) неразрывно связано с историей Кировского завода.
Ж.Я. Котин
Ж.Я. Котин начал
трудовой путь подручным слесаря
на
заводе «Труд». Во время работы на заводе Котин
сделал первое изобретение – слесарные тиски, отличавшиеся оригинальным
техническим решением. Одновременно Котин учился на рабфаке (вечернем рабочем
факультете), который окончил в 1927 году. После рабфака Котин поступил на автомобильный
факультет Харьковского технологического института, откуда в августе 1929 года с
3-го курса по набору ЦК ВКП(б) его откомандировали в Ленинград для продолжения
обучения в Военно-технической академии им. Ф.Э. Дзержинского на факультете
механизации и моторизации РККА.
23 мая 1937 года, в
возрасте 29 лет, военный инженер 2-го ранга Ж.Я. Котин возглавил танковое
конструкторское бюро на Кировском заводе. С этого дня началась история развития
советского тяжелого танкостроения. Вокруг Котина собрался слаженный коллектив,
настоящая команда единомышленников. Над разработкой тяжелого танка трудились и
инженеры, и рабочие. Необходимо было максимально сократить затраты времени на
производство. При изготовлении экспериментального образца в мастерских по
совету рабочих менялись методы обработки деталей, технологии. На испытаниях
постоянно присутствовал Котин, который внимательно выслушивал мнения
подчиненных.
Члены Правительства и
лично И.В. Сталин требовали от КБ Котина получения результатов в танкостроении
в кратчайшие сроки. Котин использовал мировой опыт в танкостроении, говоря: «Мы
не имеем права пренебрегать капиталистической техникой». При этом партийное
самосознание не позволило Котину ни один танк назвать своим именем. Времени на
создание танка «с нуля» у КБ не было, поэтому велась работа по модернизации
имеющихся моделей. Опытные образцы тяжелых танков были готовы к началу
советско-финской войны, а в бой экспериментальные танки вступили 17 января 1940
года.
Великая
Отечественная война застала Ж.Я. Котина в должности главного конструктора
Кировского завода. Под его руководством к тому времени были созданы и
поставлены на серийное производство тяжелые танки «КВ». Оставаясь главным
конструктором завода, Котин был назначен заместителем наркома танковой промышленности.
Из книги авторского
коллектива под руководством Н.С. Попова «Конструктор боевых машин»:
«22 июня 1941 г. на Кировском заводе работали лишь цеха непрерывного производства и ремонтники. К полудню, как только прозвучало по радио сообщение о вероломном нападении фашистов на нашу страну, на завод без вызова стали приходить рабочие, инженеры, конструкторы. […] Ж.Я. Котин, как и все руководители завода, перешел на казарменное положение и редко покидал конструкторское бюро. Одной из задач стала организация на Кировском заводе танкового учебного центра для подготовки механиков-водителей танков КВ и переподготовки на новые машины водителей легких танков Т-26 и БТ. […] 12 сентября 1941 г. по инициативе партийного комитета был создан штаб обороны Кировского завода. Начальником штаба одного из участков обороны Кировского завода назначили Ж.Я. Котина. Жозеф Яковлевич тщательно изучил весь порученный ему район – обследовал каждый овраг, ручей, продумал как лучше приспособить местность к обороне».
В
октябре 1941 года, когда ленинградское предприятие перебазировалось на
Челябинский тракторный завод, туда же была эвакуирована и группа конструкторов,
в которую входил Ж.Я. Котин.
6 октября 1941 г. по
решению И.В. Сталина Челябинский завод был переименован в Кировский, его
директором назначен И.М. Зальцман (директор Кировского завода с 1938 г.),
главным конструктором – Ж.Я. Котин.
Весь танкостроительный комплекс получил название «Танкоград». Спустя много лет Котин вспоминал:
«Сейчас, пожалуй, не скажешь, кто впервые назвал челябинский исполин предельно точно – Танкоград. Как на фронте продолжались бои с фашистами, так и у нас не затихала ежедневная, ежечасная борьба с гитлеровскими конструкторами» (из книги «Конструктор боевых машин»).
В 1941 году директор Кировского завода И.М. Зальцман и главный конструктор танкового КБ Ж.Я. Котин удостоены звания Героя Социалистического Труда.
Кировский
завод в 1941 году
«В Челябинске Ж.Я. Котин проявил себя как талантливый организатор, – вспоминает один из ближайших его сотрудников Г.Н. Москвин. – Задания выполнялись в фантастически короткие сроки. Особая сложность заключалась в том, что не было времени для проведения длительных испытаний – прямо с листа шла серия. Это накладывало большую ответственность на конструктора, ибо исполненный им чертеж сразу же шел в работу» (из книги «Конструктор боевых машин»).
1 февраля 1946 года в газете «Челябинский рабочий» вышла статья, в которой было написано следующее:
«Говорить о товарище Котине – это значит говорить о всей истории развития советской тяжелой промышленности. Созданные под руководством тов. Котина тяжелые танки КВ и ИС являются результатом большого созидательного труда […] Уже после того как танк КВ стал любимой машиной советских танкистов, во втором периоде Великой Отечественной войны опытное конструкторское бюро под непосредственным руководством тов. Котина создает в рекордные сроки новый мощный тяжелый танк, который в течение 56 дней осваивается в серийном производстве Кировским заводом. Фронт получил новый танк «Иосиф Сталин». […] Этот танк победоносно закончил освободительную войну с немецко-фашистскими захватчиками: он форсировал Одер, штурмовал Берлин и своими стальными гусеницами прогремел по улицам фашистской столицы. […] В историю Великой Отечественной войны, в славную историю побед Красной Армии войдет имя создателя тяжелых танков Жозефа Яковлевича Котина».
Газета «Челябинский рабочий» (01.02.1946)
(Из коллекции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи)
Под руководством Ж.Я. Котина велась интенсивная конструкторская работа. За годы Великой Отечественной войны были разработаны 13 типов новых танков и САУ. А главные конструкторы Котин и Духов спроектировали модели танков КВ-1С, КВ-85, ИС-1, ИС-2, ИС-3, а также САУ СУ-122 и ИСУ-152 – самоходно-артиллерийские установки (САУ), созданные на базе танков серии «ИС», знаменитые «Зверобои», про которые сам Сталин сказал: «С этим оружием будем заканчивать войну».
Первая рабоче-студенческая газета «Невский машиногстроитель» в выпуске 01.05.2018 г. писала:
«Разработка нового тяжёлого танка ИС «Иосиф Сталин» – для замены КВ – весной 1942 года стала первым правительственным заданием Опытного завода. Под руководством Ж.Я. Котина и главного конструктора А.С. Ермолаева над танком ИС трудилась группа из восьми конструкторов и других специалистов. Все проектные и расчетные работы велись в большой секретности. […] В тот период ни один танк в мире не имел подобного вооружения, – западные страны перевели свои тяжёлые танки на 120-мм пушки лишь через 30–40 лет. […] На Кировском заводе в Челябинске наладили поточное производство тяжёлых танков, где впервые в практике мирового танкостроения такие машины начали выпускаться конвейерным способом».
Газета «Невский машиностроитель» (01.05.2018)
Память о Ж.Я. Котине на Кировском заводе священна. 6 мая 1985 года, в канун 40-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне, на территории завода был открыт памятник главному конструктору.
Памятник Ж.Я. Котину
В
Челябинске, на доме, где жил Котин, установлена мемориальная доска. Челябинская
средняя школа №86 с 1980 года носит имя Ж.Я. Котина и находится на одноименной
улице. В школе создан единственный в России музей имени Ж.Я. Котина.
Память о выдающемся конструкторе бережно хранят его земляки-павлоградцы. Материалы о жизни и деятельности Ж.Я. Котина широко представлены в музее Павлограда, в залах боевой славы местных школ. В 1986 г. альпинисты Днепропетровска совершили восхождение на безымянный пик в районе Туркестанского хребта Тянь-Шаня и присвоили покоренной ими вершине высотой 4820 метров название «Пик Котина».
Пик Котина
Сегодня ПАО «Кировский завод» (такое название
группа компаний носит с 2002 года) – одна из крупнейших российских промышленных
компаний машиностроительного профиля с развитой металлургической базой. В 2009
году она была включена в перечень системообразующих предприятий РФ.
Имущественный комплекс ПАО «Кировский завод» включает около 400 га земельных
участков и порядка 1,5 млн кв. м зданий и сооружений. Производственные и
инфраструктурные объекты компании расположены в Санкт-Петербурге на участке
площадью около 200 га, в Ленинградской области и на юге России. На Кировском заводе
работают около 6000 сотрудников. Экспорт готовой продукции Группы компаний
осуществляется более чем в 30 стран мира.
АО «Петербургский
тракторный завод»
(входит в Группу компаний ПАО «Кировский завод») – единственный
российский производитель мощных колесных сельскохозяйственных тракторов
«Кировец» – одного из ведущих брендов Санкт-Петербурга и России, известного не
только на территории РФ и стран СНГ, но и по всему миру.
ЗАО «Металлургический завод «Петросталь», также входящее в
состав ПАО «Кировский завод»,
является членом Санкт-Петербургского регионального отделения Союза
машиностроителей России с 19
сентября 2017 года.
29 октября 2019 года подписано соглашение о сотрудничестве между Санкт-Петербургским региональным отделением Союз машиностроителей России и Академией машиностроения имени Ж.Я. Котина. Сегодня Академия готовит специалистов среднего звена по 12 специальностям, в том числе единственной в Северо-Западном регионе специальности «Специальные машины и устройства», а также по 2 рабочим профессиям.
Материалы предоставлены Академией машиностроения имени
Ж.Я. Котина и Военно-историческим музеем артиллерии, инженерных войск и войск
связи.
Дополнительные
источники: https://kzgroup.ru/, https://academykotin.ru/, https://warspot.ru/
Фото: http://www.pomnite-nas.ru/, https://открытыйгород.рф/, https://www.innovatione.ru/, https://yandex.ru/, http://www.mountain.ru/, https://www.pinterest.es/
Когда говорят о войне, чаще всего вспоминают подвиг солдат, погибших на передовой. Однако заслуги работников тыла не менее важны. К началу Великой Отечественной большинство заводов находились на западе страны, и их было необходимо срочно эвакуировать. Только из Ленинграда вывезли 92 предприятия. На оставшихся производствах истощенные рабочие в несколько смен изготавливали необходимые элементы для различных видов вооружения.
Кировский завод
Кировский завод был для немцев привлекательной целью. Предприятие — основное в стране по производству танков — находилось под обстрелом с первых дней блокады. Немудрено: в его цехах за три месяца с начала боевых действий собрали для фронта 492 тяжелых штурмовых танка КВ-2 — «Клим Ворошилов», разработанных здесь еще до войны, и создали условия для ремонта этих машин. Также на заводе формировались бригады по ремонту танков и отправлялись на фронт.
Когда немцы окружили Ленинград, рабочие вышли на защиту оборонного предприятия. Однако спустя месяц власти приняли решение срочно эвакуировать производство — работа в полном объеме под бомбардировками была уже невозможна. Тогда под руководством директора Моисея Длугача специалисты срочно упаковали станки, которые по воде вывозили из осажденного города. Успели забрать не все, и оставшиеся стояли без дела вплоть до следующего года.
На тех, которые демонтировать не удалось, продолжали работать. Конечно, мощности были не те, что до начала осады, — много людей еще в июне ушли на фронт, остальные отправились со станками на восток страны, чтобы продолжить делать оружие там. Тем не менее, используя всего 8% своих возможностей, завод выпускал снаряды, мины и детали для техники. В городе не хватало ни рабочих рук, ни топлива. Условия были невыносимые.
За время блокады на предприятие сбросили 4680 снарядов и несколько сотен зажигательных бомб. Были разрушены бытовые постройки и цеха, у станков погибли тысячи рабочих: 2500 умерли от голода, 139 — во время обстрелов.
В эвакуации Кировский завод сделал для победы очень многое. В Челябинск и Свердловск со станками прибыли 15 000 рабочих с семьями. Их силами предприятие дало фронту 18 000 танков и десятки тысяч комплектующих к ним. Именно здесь разработали и поставили на серийное производство 13 типов боевых машин и 6 видов танковых двигателей. 14 работников предприятия удостоены звания Героя Советского Союза, а сам завод награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.
Завод «Климов»
Пусть изобрели легендарные «Катюши» не в Ленинграде, но вот их выпуск наладили на Выборгской стороне нашего города. Уже в начале 1942 года производство техники поставили на конвейер. Один за одним изготавливали минометы — «оружие русских», так ошеломившее немцев.
Делали «Катюши» на заводе имени Климова — он тогда значился под номером 234. История предприятия начинается с 1914 года, когда учредили общество «Русский Рено», где изготавливали и ремонтировали авто и двигатели этой марки.
В первые же дни войны отсюда на фронт добровольцами ушли почти 700 рабочих. Летом 1941 года бóльшую часть завода эвакуировали в Уфу, и в Ленинграде остались менее тысячи сотрудников, продолжавших трудиться на оставшемся оборудовании. В цехах расположили 3-ю авиационную ремонтную базу Ленинградского фронта.
В основном здесь восстанавливали авиамоторы и металлические винты, делали детали для починки двигателей. Ремонтники часто выезжали на военные аэродромы, чтобы привести в порядок поврежденную технику. Чуть позже освоили и производство «Катюш». Точное количество созданных здесь минометов до сих пор неизвестно.
В столицу Башкирии завод прибыл по железной дороге. Рабочие взяли лучшие станки, металл, первые образцы авиадвигателей. Сами специалисты добирались до пункта назначения в переполненных вагонах — многим не хватало места даже для того, чтобы прилечь, — но зато без потерь. На устройство дали сутки: инженеры селились в бараках, домах местных жителей, школах. А затем — тяжелый труд по запуску работ. Ленинградский завод объединили с рыбинским 26-м, также эвакуированным.
Территория нового производства получилась настолько обширной, что детали по цехам развозили на телегах, запряженных лошадьми.
Завод принес фронту огромную и неоценимую пользу — наладил массовое производство советских авиадвигателей М-105, прозванные «моторами Победы». Их продолжили выпускать и модернизировать и после войны.
Обуховский завод
Сложно представить, но в войну здесь работали преимущественно женщины и подростки, ведь почти 6000 специалистов ушли отсюда на фронт. Иначе было нельзя — на Ленинградский государ-
ственный завод «Большевик» (тогда он носил это имя. — прим.ред.) возложили важнейшую задачу — без перебоя производить артиллерийские боеприпасы. В цехах с задачей справились: работа не прекращалась ни днем, ни ночью. Почти без топлива, тепла и света — при свечах вручную собирали и ремонтировали прибывшие с фронта орудия.
Даже после окончания смены домой не уходили — тогда зародилось движение «За ремонт и изготовление орудий в свободное от работы время». Так, внеурочно удалось изготовить 9000 кинжалов, более 3000 саперных лопаток, отремонтировать более 20 орудий.
Это предприятие, в отличие от остальных, не эвакуировали. «Обуховку» укрепили со всех сторон, а в стенах цехов пробили стрелковые амбразуры. Сколько снарядов и зажигательных авиабомб было сброшено на завод — не счесть.
Завод «Арсенал»
Предприятие, на котором отливали пушки еще при Петре I, продержалось и всю Великую Отечественную. Перед ней «Арсенал», как и многие другие заводы, начал работать на оборонную промышленность. Именно на нем были созданы первые в России модели орудий с нарезным стволом. А в годы войны освоено производство лучшего по тем временам 100-мм противотанкового орудия БС-3. Совместно с другими предприятиями здесь налаживали выпуск «Катюш», а еще пулеметов, защитных панцирей и минометов.
Интересно, что до нападения Германии на СССР специалистов завода готовили к возможной войне. После того как смена заканчивалась, сотрудники «Арсенала» оставались в цехах и тренировались: отрабатывали действия на случай воздушной тревоги, бегали в противогазах по 5 километров…
22 июня 1941 года многие из них добровольцами ушли на фронт. Большинство знали, что не вернутся. Тем не менее руководство завода старалось оставить у станков как можно больше квалифицированных рабочих, понимая, что без выпуска мощного современного оружия врага не победить.
Как и все другие заводы, «Арсенал» бомбили. Литейный, ремонтный и электромеханический цеха пострадали от авиаударов, склады с оборудованием сгорели. За годы войны от обстрелов и голода погибли две тысячи заводских рабочих.
Часть местного оборудования планировали эвакуировать в Омск. Станки демонтировали целый месяц, а затем отправили по железной дороге на север. Но из четырех эшелонов до пункта назначения добрались только два — остальным пришлось вернуться обратно в Ленинград, после того как немцы захватили станцию Мга.
Кстати
Совет по эвакуации был создан советскими властями на третий день войны. Важность танковых, авиационных и моторостроительных предприятий не подвергалась сомнению, а их переезд — дело не быстрое. Люди работали без выходных — ведь чем раньше оборудование доставят до пункта назначения, тем скорее оно начнет работу. А на запуск завода на новой территории уходили месяцы.
Однако показывать врагу свою неподготовленность было ни в коем случае нельзя, и газеты нередко публиковали репортажи с якобы работающих заводов. Оборудование все еще было в пути, но пресса сообщала: орудия успешно изготавливаются. Таким образом удавалось достичь двойного результата — пустить пыль в глаза захватчикам (конечно, враг внимательно изучал советские газеты) и поднять боевой дух своих граждан.
ЛЕНИНГРАД. 1944 год. 15 января. /ТАСС/. Кировский завод, оказавшийся в годы блокады на переднем крае обороны Ленинграда, продолжал практически на глазах у противника, в 3 км от линии фронта, выпускать боевую технику — танки, самоходные артиллерийские установки, корпуса для снарядов и даже наладил линию проката металла для строительства военных кораблей. Здесь же ремонтировалась поврежденная советская и трофейная техника. Вторая производственная площадка предприятия была развернута на Урале, где разрабатывались и выпускались новые модели танков.
Ленинградские газеты 15 января 1944 года опубликовали со ссылкой на ТАСС сообщение о том, что «на Кировском заводе вступило в строй 18 новых поточных линий»:
За последнее время на заводе создано 18 новых поточных линий обработки наиболее трудоемких деталей. Одновременно широко внедряется малая механизация. Это повысило на ряде участков производительность труда в полтора раза и высвободило для других участков 220 рабочих. Трудоемкость обработки деталей и сборки тяжелых машин снижена за один месяц на 21,4%. В ближайшее время вводятся в действие новые поточные линии. Заканчивается перевод на поток всего третьего механического цеха, что позволит ему без дополнительного набора рабочих значительно увеличить выпуск продукции ТАСС
В своем приветствии защитникам родного города, которое кировцы направили в связи с наступлением 1944 года, они рассказывали о своих трудовых успехах и обещали увеличить производство. ТАСС передал по своим каналам это сообщение работников Кировского завода:
За истекший год мы освоили выпуск нескольких новых видов вооружения. С каждым месяцем наш завод даёт фронту всё больше танков и танковых дизелей. Стремясь оказать помощь совхозам и МТС страны в подготовке к посевной кампании, кировцы выпустили в декабре на 4 миллиона рублей тракторных запасных частей. Кировцы взяли шефство над восстановлением Сталинградского тракторного завода. Заверяем вас, дорогие защитники нашего родного Ленинграда, что танкостроители-кировцы не пожалеют сил, помогая Красной Армии превратить новый 1944 год в год окончательной победы над врагом. С каждым днем мы будем увеличивать выпуск танков, танковых дизелей, самоходных пушек — всего, что необходимо для того, чтобы в 1944 году добить гитлеровских мерзавцев ТАСС
В отличие от других ленинградских производств, названия которых шифровались в прессе фразой «завод, директором которого товарищ …», имя Кировского завода газеты писали в открытую, несмотря на то что он выпускал важнейшую продукцию военного назначения. Объяснением этому факту могло служить то, что на территории Советского Союза в годы Великой Отечественной войны работали сразу два Кировских завода: один, оставшийся в осажденном Ленинграде, другой — созданный на неоккупированной территории в «городе Н» на Урале (в Челябинске). Специалисты Кировского завода, эвакуированные вместе с производством вглубь страны, сообщали через газеты землякам о своей поддержке.
Производство под прицелом
К моменту начала Великой Отечественной войны Кировский завод был основным поставщиком танков в стране. В 1939 году здесь было налажено серийное производство тяжелого танка «Клим Ворошилов» (КВ), до войны на заводе было выпущено 660 таких машин. С началом боевых действий возникла необходимость увеличить выпуск танков, и Кировский завод успешно справлялся с этой задачей до осени 1941 года.
Были также созданы условия для ремонта танков, приходящих с фронта. Из числа специалистов завода сформировались три передвижные ремонтные бригады для ремонта танков на передовой. Две из них ушли на Ленинградский фронт, одна — на Западный. В месячный срок с начала войны на Кировском заводе было развернуто производство полковых пушек, налажен массовый выпуск корпусов снарядов и мин.
Даже после того как город был взят в блокаду, кировцы не хотели сворачивать работу, но поддерживать высокую производительность в осажденном городе было невозможно. Как и во всем городе, на заводе быстро закончились запасы топлива, к тому же он постоянно подвергался обстрелам и бомбардировкам (На Кировский завод было сброшено 4423 снаряда, 78 фугасных и сотни зажигательных бомб. Разрушено несколько цехов и более 150 производственных и бытовых построек). Существенно осложняла работу близость к линии фронта. Тем не менее завод продолжал функционировать даже после массовой эвакуации производства.
В начале сентября 1941 года линия фронта приблизилась к предприятию вплотную, враг был остановлен в 2,5-3 км. Завод обороняли три рабочих отряда, три роты для борьбы с авиадесантами противника; круглосуточно дежурили бойцы МПВО.
На территории завода и вокруг него было построено 512 стрелковых бойниц, 115 пулеметных гнезд в заводских зданиях, 37 стрелковых окопов, 17 артиллерийских дотов и дзотов, установлено 650 противотанковых ежей.
На случай вторжения гитлеровцев на территорию завода кировцы сооружали на подступах к нему баррикады. Конструкция из рельсов, колёс и прочих подручных материалов сооружалась по двум сторонам действующего проезда так, чтобы в случае необходимости сделать преграду сплошной, удалив всего один элемент (при этом Кировский завод, как и другие стратегические объекты Ленинграда, предписывалось взорвать в случае вторжения немцев в город).
Всего вокруг завода было построено 1050 метров металлических баррикад с бойницами. По опыту создания собственных баррикад специалисты завода оказали значительную помощь в возведении различных оборонительных сооружений в Ленинграде.
Крайние меры предосторожности при нахождении на территории завода необходимо было соблюдать даже после прорыва блокады в 1943 году, когда жизнь в осажденном Ленинграде стала постепенно возвращаться в нормальное русло. Когда работники предприятия отправлялись из других районов Ленинграда на Кировский завод, они говорили, что «пошли на фронт».
Танкоград на Урале
Эвакуация Кировского завода велась с сентября по декабрь 1941 года. На Урал было перенесено танковое и основное артиллерийское производства. В Челябинск и Свердловск вместе с оборудованием переправились 15 тысяч кировцев и членов их семей. 6 октября 1941 года Челябинский тракторный завод переименован в Кировский и проработал под этим именем всю войну.
Этот комплекс, в который влился также эвакуированный Харьковский моторостроительный завод, стал называться Танкоградом. Там впервые в мировой практике сборка тяжелых танков была поставлена на конвейер. Завод в Челябинске возглавил Исаак Зальцман, руководивший заводом в Ленинграде и наладивший до войны выпуск танка КВ (Клим Ворошилов).
На уральском Кировском заводе удалось наладить производство танков КВ нескольких модификаций, в 1943 году был разработан новый тяжелый танк ИС (Иосиф Сталин), началось производство самоходных артиллерийских установок (САУ) на базе танка ИС. В скором времени группа специалистов Кировского завода вернулась из Челябинска в Ленинград, чтобы наладить производство САУ в городе на Неве. С конца 1944 года в Ленинград было переведено производство танков ИС.
За время войны уральский Кировский завод выпустил 18 тысяч танков и самоходных артиллерийских установок, 48,5 тыс. танковых моторов, 85 тыс. комплектов топливной аппаратуры, более 17 млн заготовок снарядов, разработал и поставил на серийное производство 13 типов боевых машин и 6 видов танковых двигателей, отремонтировал сотни танков.
Завод на линии фронта
В блокаду в Ленинграде танки выпускали до конца 1941 года. После эвакуации основной части производства на Урал завод занимался ремонтом техники, выпуском корпусов снарядов (без начинки) и бытовой мелочи — делал механические зажигалки, лопаты, ножи типа «финки», портсигары, кружки, ложки и прочее. Более половины рабочих на заводе в тот период составляли женщины и подростки 12-15 лет, заменившие ушедших на фронт мужчин и работавшие с полной отдачей — сохранились многочисленные свидетельства о перевыполнении плана на 20-80%.
Осенью 1943 года перед Кировским заводом была поставлена задача совместно с Ленинградской военно-морской базой и КБФ наладить работу прокатного цеха для обеспечения строительства новых кораблей.
Об этом писал в своих воспоминаниях старший лейтенант Михаил Захаров, направленный для выполнения этого задания на Кировский завод во главе спецподразделения Ленинградской военно-морской базы (его воспоминания хранятся в музее Кировского завода). Перед советской промышленностью стояла цель в 1943-1945 годах построить 50-70 тральщиков, которые были бы способны вести активную борьбу с создавшейся в Финском заливе минной опасностью.
«Выполнение этого задания сопряжено с очень большим риском, так как при обнаружении противником работы прокатного стана ему не составит труда уничтожить здание цеха», — отмечал Михаил Захаров. Тем не менее, как писал он, «с 1 октября 1943 года в прокатном цехе Кировского завода специальная группа личного состава Краснознаменного Балтийского флота под руководством специалистов завода начала работу по прокату металла для строительства военных кораблей, которая продолжалась до глубокой осени 1944 года».
В 1944 году на ленинградском Кировском заводе было восстановлено танковое производство и налажен выпуск самоходок.
Трофейная техника
Помимо производства и ремонта отечественной военной техники, Кировский завод ремонтировал трофейные танки, которые потом использовались Красной Армией. По свидетельствам современников, проблем с ремонтом, так же как с вождением танков иностранного производства в Советском Союзе не возникало. В январе 1944 года в газете «На страже Родины» была размещена статья «Захват «Пантеры»:
«На окраине населённого пункта И. стоял в засаде тяжелый немецкий танк типа «Пантера». Наши стрелковые цепи пробивались сквозь огневые заслоны немцев и были еще далеко от деревни. Экипаж «Пантеры», выйдя из машины, сидел в доме. Внезапно с фланга к деревне подошли наши танки и с хода ворвались на улицу, сокрушая огнём и гусеницами растерявшихся фашистов. Немецкие танкисты выскочили из дома, бросились к «Пантере», но были в упор расстреляны пулемётным огнём танков. В «Пантеру» успел вскочить лишь один офицер, но и он был сражен осколком снаряда. Гвардии техник-лейтенант Логвиненко, находившийся вместе с танковой ротой, спрыгнул с брони танка и побежал к «Пантере». Она оказалась исправной, Логвиненко быстро завёл трофейную машину и уверенно повёл её».
Захват танков противника был важен в том числе для тщательного изучения техники, с которой приходится встречаться в бою, на предмет её уязвимости. Об одном из таких фактов вспоминал маршал Г. К. Жуков: «Среди многих других событий прорыва блокады Ленинграда в моей памяти остался один небезынтересный случай. Было это 14 января 1943 года. Нам доложили, что между Рабочим поселком № 5 и Рабочим поселком № 6 наши артиллеристы подбили танк, который по внешнему виду резко отличался от известных нам типов боевых машин. Причем гитлеровцы предприняли настойчивые попытки эвакуировать его из «нейтральной зоны».
Мы заинтересовались этим сообщением и приказали создать специальную группу в составе стрелкового взвода и четырех танков, которой была поставлена задача захватить вражеский танк, отбуксировать его в расположение наших войск, где его надлежит затем тщательно обследовать. Группа поддерживалась мощным артиллерийско-минометным огнем. В ночь на 17 января группа во главе со старшим лейтенантом Кесаревым приступила к выполнению боевого задания. Участок местности, где находился подбитый танк, противник держал под непрерывным обстрелом. Тем не менее захваченную машину удалось отбуксировать. Доставили даже формуляр танка, подобранный на снегу.
Танк действительно оказался необычной конструкции. Было установлено, что это экспериментальный образец нового тяжелого танка «тигр» N1, направленный гитлеровским командованием на Волховский фронт для испытаний. Захваченный танк был передан на всестороннее исследование. Опытным путем специалисты установили его наиболее уязвимые части. Результаты были незамедлительно сообщены всем советским войскам. Поэтому, когда потом во время Сталинградской и Курской битв немцы применили «тигры», наши танкисты и артиллеристы уже смело вступали с ними в единоборство».
В Ленинграде трофейную технику часто передавали в Музей артиллерии. Например, в декабре 1943 года Ленинградская правда писала: «Артиллерийский исторический музей пополнился новыми трофейными экспонатами. На днях в музей доставлены два немецких танка «Т-3», захваченные на Ленинградском фронте. Оба танка в полной исправности; они будут демонстрироваться бойцам и командирам, изучающим оружие врага«.
СПб РИЦ ИТАР-ТАСС благодарит за помощь в подготовке материала музей истории и техники Кировского завода.