Пять пальцев в бурятии как проехать на машине

Табáн Хургáн (бур. табан хурган — «пять пальцев») — памятник природы, каменный останец, напоминающий кисть руки с обращёнными вверх немного сжатыми пальцами. Находится Табан Хурган в Тугнуйской долине близ сёл Галтай и Нарсатуй Мухоршибирского района Бурятии. Памятник природы является священным камнем бурят, а ранее — живших здесь меркитов, а ещё ранее — хунну.

Табан Хурган появился в результате серии разломов. Ветер и воды в течение времени окончательно сформировали созданный природой рисунок, и в результате появился известный далеко за пределами региона памятник природы.

Табан Хурган (Пять пальцев)

Легенды

Существует легенда, что племена меркитов, заселявшие эти места, поклонялись небу. Во время грома меркит вскакивал в седло и с криком «Я — меркит!» скакал по степи, пуская стрелы в небо.

В XII веке меркиты под натиском Чингисхана были вынуждены уйти на север в Баргузинскую долину. Когда меркиты вернулись, они были уверены, что прогневили небо и поэтому совершали обряды жертвоприношения на останце, символизирующем кисть человека, молящего небо о прощении.

Другая легенда гласит, что символ своей правой руки в виде камня оставил здесь Чингисхан: таким образом великий хан отметил своё пребывание на земле и в этих местах. Похожий останец — левая рука — находится в Монголии.

Уникальный памятник природы и святое место

Неудивительно, что жители Монголии, Китая и других азиатских стран активно посещают «Пять пальцев». Считается благоприятным в качестве подношения оставить в каменной ладони монетку, а также на специально отведённом месте повязать хадак или ленточку на счастье и благополучие.

Табан Хурган / Пять пальцев в Бурятии

Здесь целый комплекс останцовых скал, ярко демонстрирующий геологические процессы. Не только работа воды и ветра, но и структурные текстурные особенности горных пород, а также тектонические движения (системы трещиноватости) создали целые скульптуры из камня, самой примечательной из которых является скала «Пять пальцев», удивительно похожая на кисть правой руки человека.

Местные жители регулярно проводят тут религиозные обряды. Табан Хурган считается одним из сильнейших мест поклонения духам предков.

Местоположение Табан Хурган

«Пять пальцев» находятся между улусами Галтай и Нарсатуй Мухоршибирского района Республики Бурятия. Двигаясь из Улан-Удэ, следует свернуть с федеральной трассы налево (на восток) в сторону улуса Хошун-Узур. Затем нужно двигаться по дороге до Галтая. Проехав Галтай, ищите слева указатель в виде небольшой прямоугольной доски. Там и нужно повернуть налево (на север) в степь.

Можно попасть на «Пять пальцев» и со стороны Нарсатуя. Поверните налево после проезда села к двух характерным холмам, между которыми проходит дорога. Немного не доезжая «Пять пальцев» можно найти и посмотреть нарсатуйские керексуры (херексуры) — древние захоронения в виде могильных плит или круглых каменных сооружений.

Республика Бурятия

  • История, география

Достопримечательности

  • Озера, водохранилища
  • Горы, вершины, хребты
  • Реки, пороги
  • Пещеры
  • Водопады
  • Исторические памятники
  • Долины, степи
  • Музеи, памятники
  • Заповедники, лесничества
  • Храмы, монастыри
  • Источники, ключи

  • Посмотреть на карте
  • Посмотреть весь список

Турбазы

  • Посмотреть на карте
  • Посмотреть весь список

  • Добавить турбазу

Другие регионы

  • Республика Алтай
  • Республика Тыва
  • Республика Саха (Якутия)
  • Республика Хакасия
  • Алтайский край
  • Забайкальский край
  • Камчатский край
  • Красноярский край
  • Приморский край
  • Хабаровский край
  • Амурская область
  • Иркутская область
  • Кемеровская область
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Сахалинская область
  • Томская область
  • Тюменская область

Опубликовано (обновлено) в каталоге: 18.02.2014

Скала Табан-хурган («Пять пальцев»)

Расположение: Республика Бурятия

посмотреть на карте

В Тугнуйской долине недалеко от села Галтай, находится каменный останец, внешне похож на немного сжатую ладонь человека с поднятыми вверх пальцами. Время, ветер и вода создали этот удивительный памятник, на котором можно увидеть черточки и линии, как у живого человека.

«Табан хурган», как называют его местные жители, в переводе с бурятского языка означает «пять пальцев». Ежегодно шаманы Бурятии проводят здесь ритуал почитания это сакрального места.

По легенде племена меркитов, заселявшие окрестности данного памятника природы, поклонялись небу. В XII веке меркиты под натиском Темуджина (будущего Чингисхана) и Ван-хана с Джамухой были вынуждены уйти на север в Баргузинскую долину. Лишь через несколько лет меркитам удалось вернуться на родную землю, где они продолжили поклоняться своим божествам. Тогда Небо, смилостивившись, ниспослало им в дар необычный символ их веры — «Табан хурган». Так и стоит с тех пор эта «рука», символизирующая кисть человека, молящего о прощении, счастье, удаче и благополучии у отца всего сущего — Вечного синего неба.

Существует также легенда, что «табан хурган» — это окаменевшая левая рука Чингисхана, а правая рука находится в Монголии.

На протяжении многих веков буряты поклонялись «Пяти пальцам» вплоть до 1930-х годов. В советское время на долгие годы священные обряды были прекращены. Лишь в 2006 году представители религиозной организации шаманов «Тэнгэри» возобновили обряд поклонения «Табан хурган».

Турбазы региона

  • Просмотр на карте
  • Все турбазы региона

  • База отдыха «Иркутская» на Култушной
  • Гостевой дом «Уютный Дворик»
  • Детский оздоровительный лагерь «Берег Пиратов»
  • Культурно-оздоровительный центр «Радуга»
  • Турбаза «Энергия»
  • Туристическая база «Шумак»

  • Добавить турбазу

В это воскресенье удалось организовать еще один интересный тур выходного дня — в Тугнуйскую долину, на останец «Табан Хурган» («Пять пальцев») и в пещеры на горе Баян-Хан. Друг от друга оба объекта находятся не очень далеко, на отворотах с трассы Хошун-Узур — Саган-Нур. Группа собралась очень быстро, набрали микроавтобус и легковую машину. Погодка, конечно, подкачала немного — было достаточно свежо) 

После Барского перевала, в самом начале Мухоршибирского района идет ремонт дороги, пришлось потрястись немного по ухабам. На самом перевале сделали group photo — таких еще много за день потом наделали)  

В принципе, поворот на Пять пальцев хорошо виден с трассы, нужно проехать еще чуть больше 5 км после села Галтай по трассе, и повернуть налево на грунтовку (на дороге есть указатель, написано «Табан-Хурган»).

Потом нужно еще немного проехать по дороге в сторону отрогов Цаган-Дабана, и через три километра начнется серия скальников. «Пять пальцев» — не единственный красивый останец в этом месте, но он самый необычный и красивый. Есть поверье, что это правая рука Чингисхана, а левая находится в Монголии. Где именно в Монголии — я не знаю, а интернет по этому поводу молчит, хотя я даже на английском языке пробовал искать. Может быть, надо на монгольском искать? 

Скальник «Пять Пальцев» является сакральным в шаманизме, здесь часто проводятся обряды и тайлганы (коллективные молебны). 

Останцы находятся на небольшой возвышенности, и с них хорошо просматривается долина реки Галтай и собственно Тугнуйская долина.

Пониже есть более или менее ровная площадка, где можно оставить машину и приготовить обед. Этим мы и занялись сразу после того, как полазали по скальникам. Время было обеденное, вкуснях взяли все много, и все дружно налопались еды, пока варился борщ на костре.

  

Некоторые вкусняхи я даже не успел попробовать=(

Поели, немного поиграли в подвижные игры и поехали дальше — в сторону пещер Баин-Хара. Эти пещеры находятся в горе Баян-Хан, за селом Нарсата. Поворот от трассы незаметен, нужно ориентироваться по навигатору или просто спрашивать, где поворот на дацан Амарлин. Этот дацан строится как раз у подножия горы Баян-Хан. Строителем и настоятелем дацана является один-единственный человек — Баясхалан-лама. «Амарлин» в переводе означает «островок благополучия».  

 

Далее от дацана до самих пещер ведет более или менее нормальная проселочная дорога, а потом метров 500 придется до самих пещер пройти. Две пещеры, большая и маленькая, находятся совсем рядом друг с другом. В маленькой пещере есть прикольный тупиковый ход длиной около 4 метров, в котором можно на минуту почувствовать себя спелеологом — потому что темно, сухо и тихо, как и должно быть в настоящей пещере.

А вот большая пещера является большой из-за того, что она большая по размеру входного отверстия — на самом деле это даже не пещера, а грот. На дне этого грота десятки сантиметров коровьего навоза, а по стенам — хорошо сохранившиеся петроглифы.

Еще в 600 метрах от обеих пещер, если пройти через небольшую балку, можно найти еще одну небольшую пещеру — вход в нее виден, если пройти чуть направо от входа в первую пещеру.

Вообще, ландшафты рядом с горой Баян-Хан очень напоминают ландшафты Меркитской крепости, которая находится отсюда на расстоянии около 70 км на запад. Но в целом, вся эта гряда каменных останцев, скальников и глыб относится к мощной гряде Тугнуйских столбов, которые ограничивают долину реки Тугнуй с севера.

Как и на Меркитской крепости, по скальникам гуляют какие-то идолопоклонники, при виде фотоаппарата воздевающие руки к небу.

От Баян-Хана уже поехали в сторону Улан-Удэ. Кстати, буквально в пяти метрах от трассы, недалеко от Харьястки, находится крупная колония даурских пищух — это симпатичный зверек из отряда зайцеобразных. Там много жилых нор и свежего помета, а еще слышны были их вечерние трели. 

Хотели заехать еще на Колину Поляну, которая находится за селом Бар, но дорога туда совсем плохая, да и погода изрядно испортилась, пришлось отказаться от этих планов. На Колину поляну лучше ехать летом, по нормальной дороге. Но все-таки ненадолго остановились на Спящем Льве, в очередной раз полюбовались красавицей-Селенгой с высоты и сделали очередное общее фото на фоне совершенно испортившейся погоды). 

 

 

Вот такой вот тур выходного дня получился. Реально объехать все за день, не требуется особой физической подготовки — ходить пешком придется не очень много, да и к транспортному средству особых требований нет — проселочные дороги на Пять Пальцев и гору Баян-Хан в нормальном состоянии. Исключение — Колина Поляна, туда дорога трудно проходимая. 

Останец Табан Хурган «Пять пальцев»

Табан Хурган (бур. табан хурган — «пять пальцев») — памятник природы, каменный останец, напоминающий кисть руки с обращёнными вверх немного сжатыми пальцами. Находится останец Табан Хурган «Пять пальцев» в Тугнуйской долине близ сёл Галтай и Нарсатуй Мухоршибирского района Бурятии.
Памятник природы является священным камнем бурят, а ранее — живших здесь меркитов, а ещё ранее — хунну. Местные жители регулярно проводят тут религиозные обряды. Табан Хурган считается одним из сильнейших мест поклонения духам предков. Считается благоприятным в качестве подношения оставить в каменной ладони монетку, а также на специально отведённом месте повязать хадак или ленточку на счастье и благополучие.
Существует легенда, что племена меркитов, заселявшие эти места, поклонялись небу. В XII веке меркиты под натиском Чингисхана были вынуждены уйти на север в Баргузинскую долину. Когда меркиты вернулись, они были уверены, что прогневили небо и поэтому совершали обряды жертвоприношения на останце Табан Хурган «Пять пальцев», символизирующем кисть человека, молящего небо о прощении.
Другая легенда гласит, что символ своей правой руки в виде камня оставил здесь Чингисхан: таким образом великий хан отметил своё пребывание на земле и в этих местах. Похожий останец — левая рука — находится в Монголии.

Останец Табан Хурган «Пять пальцев» на Яндекс-карте
Координаты объекта: 
широта 51.2640° долгота 107.864°
Для составления маршрута нажмите на кнопку «Как добраться?»

Вид услуг Актуальность Дополнительно Стоимость

Галерея фото

Просмотров:
45

Оцените достопримечательность:

  • 0
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

«Табан-Хурган» – природный памятник, представляющий собой отдельно стоящую каменную возвышенность, напоминающую слегка сжатую пятипалую ладонь. Он расположен в Мухоршибирском районе Республики Бурятии, в Тугнуйской долине возле села Галтай. Этот каменный остаток уцелел после ряда разломов более обширного горного массива. Вода и ветры за долгие годы создали на камне неповторимый рисунок, который по-бурятски называется «табан-хурган», а по-русски – «пять пальцев». Этот камень был сакральным для когда-то живших на этих землях гуннов, позднее – для племени меркитов, а теперь остается священным для бурят. 

Необычная каменная кисть руки как бы вырастает прямо из земли. На «ладони» видны линии и штрихи, в точности как на настоящей человеческой. Рука как бы молит небо – божественного отца всего сущего на земле – о счастье и благоденствии. Памятник олицетворяет собой единение неба и земли. История возникновения этого памятника отражена в ряде легенд. По одной из них меркиты молились Вечному синему небу. Когда случались грозы, они седлали коней и скакали по степи, крича «Я» и стреляя в небо из луков. Воины Чингисхана вытеснили эти племена с их родины, но через какое-то время меркиты вернулись на исконную территорию, где и продолжили практиковать свой божественный культ. И синее небо вознаградило древнемонгольский род этим священным символом веры – «Табан-Хурганом». Согласно другой легенде бурятский останец – это правая рука Чингисхана, левая же находится в Монголии. Так материализовалась память о былом присутствии великого хана на Земле 

Поклонение бурят «Пяти пальцам» продолжалось до 1930 года. В годы Советской власти культ был запрещен на долгие десятилетия. 

В 2019 году на месте Табан Хурган, рядом с природным памятником была установлена буддийская ступа.

Пять пальцев. Табан Хурган. Рука Чингисхана. Ладонь Чингисхана.

В окрестностях сел Галтай и Нарсата Мухоршибирского района Республики Бурятия в Тугнуйской долине на одном из невысоких холмов располагается дивный камень, называемый в народе «Пять пальцев», по-бурятски название звучит — «Табан Хурган». А еще его называют «Рукой Чингисхана» или «Ладонью Чингисхана». Необыкновенная красота окружающей степи захватывает воображение своими пейзажами, простором и раздольем, а невероятная природная скульптура вызывает уважение к Матери-природе.

Это место овеяно легендами, сюда приезжают многочисленные туристы, чтобы полюбоваться чудом природы и паломники, чтобы совершить обряд и поклониться духам местности. 

Автор фото Варанкина Е.В. Фотографии сделаны в июле 2018 года.

Этот пост не только про то, как получить разрешение на посещение ГБАО (так официально называют Памир) и какими способами можно попасть из сильно изолированного Душанбе в еще более изолированный горный регион Таджикистана. В этот раз мы расскажем про самый страшный день в нашей жизни, который все же стоило пережить для того, чтобы попасть на удивительный Памир.

Мы уже рассказывали про первые впечатления от посещения Памира, основные вещи, которые показались нам удивительными и памирские традиции. Но Памир это не Москва или Париж, чтобы туда добраться придется хорошенько подготовиться. Для начала нужно получить разрешение на посещение Горно-бадахшанской автономной области. Официально разрешение можно получить в миграционной службе Душанбе за каких-то сто рублей:
пр. Н. Карабаева, 36/3 +992 (37) 233-21-37
(Центральный офис) ул. М. Турсунзаде, 5 +992 (37) 227-67-11
Но по факту миграционная служба часто просто не выдает разрешения на поездку, ссылаясь на беспорядки на Памире или еще что-то. В то же время туристические фирмы почему-то имеют право оформлять разрешения через ту же самую миграционную службу. Только стоит это уже 30 долларов с человека. Неудивительно, если все это делается специально и турфирмы просто делятся с миграционной службой. Сама миграционная служба приостанавливает оформление бессрочно: то есть многие туристы сидят в Душанбе неделями, не зная, когда выдачу разрешений возобновят. У нас этого времени просто не было, поэтому мы заранее отправили свои паспортные данные в турфирму:
‘Pamir Silk Travel’ Co.
Phone: (+992 3522) 22277, 22299 office; (+992 93) 505 23 61 cell
E-mail: shagarf@pamirsilk.travel; shagarf@gmail.com
Skype: shagarf
По приезду в Душанбе мы встретились с их представителем, который привез нам разрешения. Однако выяснилось, что в разрешениях была ошибка: написан одинаковый номер паспорта на обоих разрешениях. Представитель турфирмы забрал разрешения и уже на следующий день отдал исправленные:
Разрешение на Памир

Разрешение на памир обратная сторона

Нужно признать, что разрешения у нас так никто и не проверил, возможно, из-за специфики нашего переезда на Памир, о котором мы расскажем ниже.
Первая проблема была улажена, и мы отправились улаживать вторую – транспортную. По транспорту на Памир существует три варианта.
1. Самолет Душанбе-Хорог.
Теоретически в столицу Памира, Хорог, летает два самолета в 7.00 и 7.30, билет в один конец стоит около 90 долларов. Говорят, самолет летит прямо между гор, очень красиво, но страшно. Так как билеты нельзя купить в интернете, мы отправились в аэропорт.
Душанбе. Здание аэропорта

Выяснилось, что билеты стоят 505 сомони и самолеты на 17 человек действительно летают каждый день, если погода хорошая. Но чтобы улететь нужно записаться в очередь, которая на тот момент растягивалась на две недели (и, если бы погода ухудшилась, растянулась бы еще на дольше). В путеводителях написано, что за взятку очередь можно обойти, но то ли мы предлагать не умеем, то ли кассирша в тот день была не такая. Телефон кассы 487015042, звоните, осведомляйтесь об очередях, авось повезет.
2. Автомобиль Ош-Мургаб-Хорог.
В Хорог теоретически можно добраться из Киргизии, на перекладных и платным автостопом через приграничный город Мургаб. Движение на этом участке совсем вялое, особенно на горной части Мургаб-Хорог. Мы ехали по этой дороге в обратном направлении, Хорог-Ош, о чем еще обязательно расскажем.
Памирские дороги. Едем на Ош

3. Автомобиль Душанбе-Хорог.
Машины на Хорог отправляются с пятака на улице Айни недалеко от аэропорта в Душанбе, рано утром, дорога занимает около 15 часов. Мы пришли на пятак накануне, водители ремонтировали там свои машины. Поговорили с водителем на лэндкрузере, который предложил цену в 350 сомони с человека (около 50 евро), еще один на паджеро предложил цену в 300 сомони. Мы посидели на пятачке в пивной, попили пива, подумали и решили вернуться рано утром, чтобы решить на месте.
Перед поездкой на Памир лучше попить пивка

Около 5 часов следующим утром доехали на такси до пятака (за 20 сомони). На въезде стоял хороший джип, и его водитель предложил свои услуги за 300 сомони с человека. В машине был его совсем маленький сын и племянник лет одиннадцати. Мы с радостью согласились, решив, что отец машину с сыном поведет аккуратно. Водитель представился подполковником из Москвы Николаем: приехал к родным в Таджикистан в отпуск.
Дорога до Куляба, родины президента Таджикистана, очень хорошая, так что мы особенно не беспокоились о том, как быстро ехал подполковник. В Кулябе остановились, поели, купили дынь и арбузов.
Дорога до Куляба

Лучшее средство передвижения

Сразу после Куляба дорога сильно ухудшилась.
Сразу после Куляба дорога сильно ухудшилась.

Вскоре дорога пошла вдоль реки Пяндж, которая отделяет Таджикистан от Афганистана. Мы даже подобрали одного паграничника, который признался, что личного состава не хватает, и приказывать солдатам проходить по 30 км он не может. Неудивительно, что граница эта плохо охраняется: мало кто захочет переплыть такую реку.
дорога вдоль реки Пяндж

Упасть в нее – еще веселее, как в горную реку по дороге в Местию в Грузии, машину, возможно, даже не найдут. Заграждения вдоль реки в основном отсутствуют.
Памир. Река Пяндж

Однако это не смущало Николая. Он несся как шальной, при встрече ГАИ сигналил и поднимал руку (а был он в военной форме, так что его не останавливали) и гнал дальше. Любую машину со здравой скоростью он щемил и обгонял. Также мы проезжали все пограничные посты – так что разрешение у нас никто так и не проверил. При этом по дороге мы много останавливались походить или помыть машину.
Памир. Помывка авто

Редкие куски дороги, которые шли дальше от реки, казались нам счастьем, несмотря на качество.
Не самая плохая дорога на Памире

С таджикского берега открывался вид на параллельную дорогу в Афганистане еще худшего качества. Похоже, проехать там можно только на ослике, хотя попадались и редкие машины.
По ту сторону Пянджа

Тропа

Можно проехать и на машине

Можно на мотоцикле

Потом Николай стал засыпать за рулем. Испугавшись, Витя предложил дать ему поспать и повести машину сам, и это был самый прекрасный час из 15 часов ужаса. Можно было спокойнее наслаждаться видами.
Памир. Виды

Немного легче

Выспавшись, Николай снова сел за руль и погнал с новой силой. Мы стали просить снизить скорость, но этого хватало на 10 минут. Дальше он гнал по краю дороги и печатал смс-ки.
Край дороги

Одно из страшных мест

Мы снова пытались возмущаться, на что он ответил, что дорогу он эту (15-часовую) знает как свои пять пальцев, итак из-за нас едет слишком медленно, и вообще, если Аллах считает, что мы должны умереть сегодня, мы умрем, вне зависимости от того, как едет Николай. Ужас продолжался, и уже непонятно было, пристегиваться или нет (может, выпрыгивать непристегнутому, если что, легче), и на дорогу смотреть совсем не хотелось. За первые седые волосы нам без сомнения стоит поблагодарить Николая, страшнее и напряженнее дня в нашей жизни не было. Кстати, сам Николай не пристегивался, отчего его машина ритмично пищала все 15 часов; к лобовому стеклу был подвешен небольшой проигрыватель, который показывал таджикские клипы, но все время сбивался, жужжал, перематывал музыку. От этих раздражителей, как и от клюющего носом или пишущего за рулем на краю пропасти смс-ки Николая, легче не становилось. На наши все возрастающие возмущения он сильно заводился. В то же время мы понимали, что высади он нас посреди дороги, следующего транспорта мы можем ждать несколько дней.

Облегчение наступило только по прибытию в Хорог, где мы просто не верили своему счастью, когда наконец распрощались с этим человеком. Даже сейчас, во время написания этого отчета, ужас пронизывает Настю от воспоминаний об этом дне. К сожалению, Николай явился примером того, что мы потом часто наблюдали в Таджикистане: насколько портит прекрасных таджиков Москва и власть. Те, кто ездил на заработки в Москву, оказывались малоприятными людьми, часто пьющими беспредельщиками. Это очень контрастировало с остальными таджиками, удивительными душевными людьми. Мы еще обязательно расскажем про то, как мы путешествовали на самом Памире и почему этот ужасный день стоило пережить.

P.S. Если вы очень боитесь, но очень хотите посетить Памир, то в Хорог лучше добираться из Оша. Дорога местами такая же страшная, но участок вдоль Пянджа намного короче. К тому же все обрывы находятся по левую сторону от машины, так что ощущения будут менее острые.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Пфр реквизиты для оплаты взносов за работника
  • Реквизиты депозитария сбербанка для приема цб
  • Работа в бизнес такси яндекс отзывы водителей
  • Реквизиты для возврата денежных средств в фсс
  • Пфр саввинская набережная 7 стр 3 часы работы