Пути решения проблем налогообложения малого бизнеса

Авторы


  • Н.З. Зотиков


    ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»

  • О.И. Арланова


    ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»

DOI:

https://doi.org/10.25806/uu5-22021490-499


Ключевые слова:


малые предприятия, микропредприятия, общий режим налогообложения, специальные налоговые режимы, упрощенная система налогообложения, страховые взносы, налоговая нагрузка

Аннотация

В зависимости от установленных критериев (доходы, численность работников, доля в уставном капитале) применяется следующая классификация предприятий: малые (в том числе микропредприятия), средние, крупные, крупнейшие. Действующим законодательством для малых предприятий предусмотрены специальные налоговые режимы, применение которых рассматривается как законный метод оптимизации налогообложения, влекущий собой снижение налоговой нагрузки. В статье рассмотрены структура субъектов малого и среднего предпринимательства, применяемые ими системы налогообложения, роль малого бизнеса в доходах бюджетов, проанализированы изменения в применяемых малым бизнесом системах налогообложения с 2021 года в связи с отменой единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Исследованием установлено, что большинство малых предприятий применяют упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы», незначительна доля налогоплательщиков, применяющих единый сельскохозяйственный налог. В структуре малых предприятий преобладают микропредприятия.

Список литературы

Выпуск

Раздел

Экономические науки

Способы решения больших проблем малого бизнеса

Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Известно, что в кризис малые предприятия страдают сильнее, чем средний и крупный бизнес. Именно поэтому актуальными в настоящее время становятся положения законодательных и нормативных актов, предоставляющие субъектам малого предпринимательства (СМП) разного рода льготы и помощь. В данной статье рассматриваются две формы поддержки – преимущественное право приобретения арендуемых объектов недвижимости и субсидии из средств бюджетов различного уровня. В частности, мы докажем, что СМП нередко удается выкупить арендуемый объект по более низкой цене по сравнению с той, которая заявлена органом власти (местного самоуправления), и избежать возврата субсидии по требованию администрации.

Важные документы

Основополагающим в рамках рассматриваемой темы является, конечно, Федеральный закон № 209‑ФЗ[1]. Он определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливает виды и формы поддержки таких субъектов и регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами и органами государственной власти и местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства.

Второй важный документ – Федеральный закон № 159‑ФЗ[2], предоставляющий СМП преимущественное право приобретения арендуемых объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности.

Согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона № 209‑ФЗ органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления вправе оказывать иные формы поддержки за счет средств своих бюджетов. Поэтому существует множество документов, принятых на региональном и местном уровне с целью предоставления СМП мер поддержки, например постановления:

Правительства г. Москвы от 15.09.2015 № 587-ПП «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы в целях возмещения части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся резидентами технологических парков, технополисов или индустриальных парков города Москвы, на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на поддержку и развитие их деятельности»;

Правительства Московской области от 08.12.2015 № 1188/47 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии из бюджета Московской области на частичную компенсацию затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с созданием и (или) обеспечением деятельности центров молодежного инновационного творчества»;

Правительства Ленинградской области от 03.08.2015 № 303 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере народных художественных промыслов и ремесел, для возмещения части затрат, связанных с приобретением расходных материалов, инструментов, необходимых для изготовления продукции и изделий, в рамках подпрограммы «Развитие малого, среднего предпринимательства и потребительского рынка Ленинградской области» государственной программы Ленинградской области «Стимулирование экономической активности Ленинградской области»;

Правительства Нижегородской области от 16.06.2015 № 375 «Об утверждении Порядка субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях»;

Правительства г. Севастополя от 07.12.2015 № 1171-ПП «Об утверждении Порядка субсидирования субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях на строительство (реконструкцию) для собственных нужд производственных зданий, строений и сооружений либо приобретение оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг)»;

Совета министров Республики Крым от 10.08.2015 № 458 «Об утверждении Порядка предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Республики Крым».

Однако СМП важно не только знать, в каких целях и в каком порядке можно получить бюджетные деньги или воспользоваться тем или иным преимуществом, но и уметь решать проблемы, неизбежно возникающие при применении законодательных и нормативных актов. Одним из актуальнейших вопросов последнего времени (о чем свидетельствуют многочисленные судебные акты) является выкуп арендованного имущества из государственной и муниципальной собственности.

Преимущественное право на приобретение арендуемого имущества

СМП пользуются преимущественным правом на приобретение арендуемого ими имущества по цене, равной его рыночной стоимости, определяемой независимым оценщиком (ст. 3 Федерального закона № 159‑ФЗ). Согласно ч. 4 ст. 4 данного закона договор купли-продажи должен быть заключен в течение 30 дней со дня получения СМП предложения о его заключении и (или) проекта договора купли-продажи арендуемого имущества. Если указанный срок истек, а договор не был заключен, считается, что СМП утратил преимущественное право на приобретение арендуемого имущества (п. 2 ч. 9 ст. 4). Течение установленного 30-дневного срока приостанавливается только в случае оспаривания в судебном порядке достоверности величины рыночной стоимости объекта, используемой для определения цены выкупаемого имущества (до дня вступления в законную силу решения суда) (ч. 4.1 ст. 4).

На практике нередко уполномоченный орган (продавец), сославшись на отчет оценщика, заявляет одну цену, а у покупателя есть подтвержденная другим оценщиком более низкая цена. Соответственно, получив от продавца проект договора купли-продажи, СМП предлагает заключить договор по более низкой цене, для чего направляет продавцу (например, департаменту городского имущества) протокол разногласий либо проект договора в измененной редакции. В ответ уполномоченный орган извещает о своем несогласии на уменьшение цены, а затем, сославшись на неполучение в 30-дневный срок подписанного первоначального договора, признает СМП утратившим право на преимущественное приобретение арендуемого объекта.

Такие действия продавца являются незаконными. Согласно правовой позиции Верховного суда направление в 30-дневный срок продавцу протокола разногласий или новой редакции договора не свидетельствует об отказе от использования преимущественного права на выкуп арендованного имущества. Следовательно, СМП при наличии сомнений в достоверности рыночной оценки имущества, предусмотренной в проекте договора, вправе предложить продавцу изменить один или несколько пунктов проекта договора. В случае несогласия продавца на снижение цены СМП вправе обратиться в суд (определения ВС РФ от 02.10.2015 № 305-ЭС15‑8832 по делу № А40-34226/2014, от 02.10.2015 № 305-ЭС15‑8151 по делу № А40-48277/2014, от 30.09.2015 № 305-ЭС15‑8832 по делу № А40-34226/2014 и др.).

Причем суды нередко идут навстречу СМП и обязывают продавцов заключить договор на условиях покупателей. Также распространены ситуации, когда окончательная цена объекта определяется на основании судебной экспертизы по оценке рыночной стоимости. В подобных случаях весьма вероятно, что установленная судом цена:

  • будет являться каким-то средним значением между ценами, предложенными сторонами. В частности, из Постановления АС МО от 24.02.2016 № Ф05-489/2016 по делу № А40-4969/2015 следует, что департамент заявил цену в размере почти 31 млн руб., ООО настаивало на цене 17 млн руб., арбитры пришли к выводу о том, что договор купли-продажи надлежит заключить по цене 22 млн руб.;
  • окажется близкой к размеру, предложенному СМП. Например, в Постановлении АС МО от 15.02.2016 № Ф05-161/2016 по делу № А40-184694/2014 цена администрации составляла 15,8 млн руб., покупатель был согласен на 7,3 млн руб., суд определил цену в размере 7,5 млн руб. Другой пример – Постановление АС ЗСО от 30.12.2015 № Ф04-27197/2015 по делу № А67-5347/2014. Уполномоченный орган предложил цену 2,3 млн руб., предприниматель – 1,1 млн руб., судьи признали обоснованной цену 1,3 млн руб. Таким образом, обращение СМП в суд в большинстве случаев позволяет добиться снижения выкупной цены арендуемого объекта.

Поэтому если установленные ст. 3 Федерального закона № 159‑ФЗ условия соблюдены, уполномоченный орган не вправе отказать СМП в выкупе арендуемого объекта. Практика свидетельствует, что права СМП нередко нарушаются и отстаивать их приходится в судебном порядке. Но сделать это вполне реально. Например, незаконным является отказ в выкупе помещения на том основании, что арендуемый объект изменен в связи с выполненной организацией перепланировкой и его площадь не соответствует указанной в договоре (Постановление АС СЗО от 28.10.2015 по делу № А56-82004/2014).

Вместе с тем, если объект аренды разрушен и не подлежит восстановлению (что подтверждено техническим заключением), выкуп невозможен. Причем доказать обратное СМП не сможет. Этот вывод подтверждается Определением от 11.01.2016 № 310-КГ15‑16715 по делу № А68-8129/2014, в котором судья Верховного суда, поддержав позицию нижестоящих арбитров, отметил следующее. Решением суда установлено неисполнение арендатором установленных договором аренды обязательств (невыполнение капитального ремонта, ухудшение состояния имущества, разрушение строений). Согласно техническому заключению все строения разрушены, восстановлению не подлежат. Утрата объектами недвижимости их назначения в результате разрушения не предполагает возможность их дальнейшего использования в предпринимательской деятельности, в связи с чем такие объекты не отвечают требованиям недвижимого имущества, определяемого к использованию в порядке государственного кадастрового учета (ст. 130 «Недвижимые и движимые вещи» ГК РФ, Федеральный закон от 24.07.2007 № 221‑ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

Также напомним о том, что в силу п. 3 ч. 9 ст. 4 Федерального закона № 159‑ФЗ СМП утрачивают преимущественное право на приобретение арендуемого объекта в случае расторжения договора купли-продажи арендуемого имущества в связи с существенным нарушением его условий данным субъектом. Иными словами, повторное обращение о реализации преимущественного права на выкуп недопустимо, что и подтверждает судебная практика. В качестве примера рассмотрим ситуацию, изложенную в Постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2016 по делу № А52-3554/2015. Являясь арендатором нежилого помещения на протяжении более семи лет, предприниматель обратился в уполномоченный орган с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества. Договор купли-продажи объекта был подписан, а через год расторгнут по инициативе предпринимателя. Однако спустя два года он снова обратился с заявлением о выкупе помещения по правилам Федерального закона № 159‑ФЗ. На этот раз уполномоченный орган отказал предпринимателю, сославшись на утрату им преимущественного права выкупа арендуемого имущества и отметив, что повторное обращение о реализации преимущественного права на выкуп арендуемого имущества недопустимо. Попытка предпринимателя доказать незаконность отказа не увенчалась успехом.

Предоставление субсидий

В условиях кризиса резко возрастает роль бюджетного финансирования. Причем важно не только получить субсидию, но и не допустить нарушения условий ее предоставления, поскольку это даст органу власти (местного самоуправления) право требовать возврата ранее выделенной суммы денежных средств. Практика свидетельствует, что спорные ситуации возникают как на этапе получения субсидии, так и в период ее использования. Часто СМП приходится в судебном порядке доказывать незаконность действий уполномоченных органов.

Обращение в суд, конечно, требует материальных и временных затрат, однако позволяет добиться восстановления нарушенных прав – например, при получении отказа в предоставлении субсидии. Один из таких случаев описан в Постановлении АС УО от 03.06.2015 № Ф09-3531/15 по делу № А47-1328/2014. Уполномоченный орган отказал предпринимателю в выделении гранта на создание и развитие бизнеса, признав не подтвержденными вложения собственных средств в размере не менее 15% суммы, необходимой для осуществления бизнес-проекта. Суд установил, что:

  • предприниматель приложил к заявлению все необходимые документы;
  • на момент обращения с заявлением о выдаче гранта ИП осуществил расходы в размере более 50% испрашиваемой суммы;
  • приобретенное на собственные средства оборудование используется ИП в предпринимательской деятельности, что подтверждено актом обследования места реализации бизнес-проекта.

При таких обстоятельствах арбитры посчитали необоснованными претензии уполномоченного органа к оформлению представленных ИП товарных и кассовых чеков и признали незаконным решение об отказе в выделении гранта.

Судебная практика свидетельствует, что весьма успешно СМП отстаивают свои права в спорах о возврате средств субсидий. В подтверждение сказанного приведем несколько примеров.

Начнем с ситуации, которую анализировали арбитры в Постановлении АС УО от 16.09.2015 № Ф09-6213/15 по делу № А07-25536/2014. Орган местного самоуправления обратился в суд с требованием о расторжении договора о субсидировании СМП и взыскании задолженности. В обоснование иска администрация ссылалась на непредоставление предпринимателем ежеквартальных отчетов о целевом использовании денежных средств и достижении плановых показателей деятельности. Кроме того, в ходе проверки было установлено отсутствие у предпринимателя оборудования, на приобретение которого предоставлялась субсидия.

Арбитры исходили из следующего. Предприниматель представил в материалы дела документы, подтверждающие целевое использование денежных средств (договоры купли-продажи автофургона и коптильной установки, акты, паспорт транспортного средства, квитанции к приходным кассовым ордерам). Данные документы не оспорены, не опровергнуты, о фальсификации не заявлено.

Предприниматель обязался не допускать в течение двух лет с момента выделения субсидии приостановления деятельности, проведения реорганизации, ликвидации и введения процедур банкротства. Проверка, в ходе которой установлено отсутствие коптильной установки, проведена за три месяца до истечения указанного двухлетнего срока.

Согласно договору о выделении субсидии полученные денежные средства подлежат возврату в случае нецелевого использования и неисполнения условий предоставления субсидии. Материалами дела подтверждено приобретение предпринимателем оборудования, предоставленные денежные средства использованы на цели, указанные в договоре и смете. Следовательно, нет законных оснований для расторжения договора и возврата денежных средств.

Таким образом, предпринимателя спасло фактическое ведение деятельности и наличие документов, подтверждающих приобретение тех объектов, на которые была выделена субсидия.

Эти же обстоятельства стали решающими в другом случае. Как следует из Постановления АС ДВО от 30.04.2015 № Ф03-1413/2015 по делу № А80-161/2014, условием получения ООО субсидии в размере 5,5 млн руб. было производство молочных продуктов в селах района в течение года. Спустя девять месяцев с момента получения денег организация направила администрации письмо, в котором указала на то, что в ходе хозяйственной деятельности выявлена нерентабельность проекта, обусловленная высокими коммунальными тарифами, большой энергоемкостью производства, низкой населенностью и труднодоступностью сел, дороговизной доставки материалов. В связи с этим ООО просило расторгнуть договоры аренды и пересмотреть соглашение о предоставлении субсидии.

В ответ администрация потребовала возврата денег, указав, что договором предусмотрен возврат субсидии в полном объеме.

Арбитры обязали организацию вернуть 745 тыс. руб., поскольку организация не представила подтверждающие документы на эту сумму. Судьи не нашли оснований для взыскания с ООО денег, израсходованных по целевому назначению. В постановлении отмечено: организация осуществляет деятельность по производству молочной продукции, факт ее убыточности при доказанности соблюдения целей предоставления субсидии не может являться правовым основанием для взыскания субсидии в полном объеме.

Добиться пересмотра дела администрации не удалось (Определение ВС РФ от 10.08.2015 № 303-КГ15-10438).

Апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 13.10.2015 по делу № 33-16902/2015 свидетельствует о том, что даже прекращение деятельности в качестве ИП не всегда является основанием для возврата средств субсидии. В данном случае уполномоченный орган требовал возврата денег, ссылаясь на то, что предприниматель прекратил деятельность, чем нарушил условия договора, согласно которым он должен осуществлять предпринимательскую деятельность не менее трех лет в целях реализации бизнес-плана.

Судьи отметили: ИП использовал все денежные средства по целевому назначению и представил администрации отчет. Требование о возврате субсидии в связи с прекращением предпринимательской деятельности в течение установленного договором срока ни Федеральным законом № 209‑ФЗ, ни Законом Республики Башкортостан от 28.12.2007 № 511‑3 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан», ни муниципальной программой и договором об оказании финансовой поддержки не предусмотрено.

Вместе с тем имеются случаи, когда суды встают на сторону уполномоченных органов. Например, если в результате реализации бизнес-плана не достигнуты показатели, установленные договором о предоставлении субсидии, такие как создание определенного количества рабочих мест при условии выплаты заработной платы не ниже обусловленного уровня и перечисление налоговых платежей в бюджет в размере полученной субсидии (Постановление АС МО от 27.11.2015 № Ф05-16075/2015 по делу № А41-66980/14, Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 30.06.2015 по делу № 33-2667/2015). Причем не имеет решающего значения то, что договоры купли-продажи, акты, накладные и платежные поручения подтверждают использование денег по назначению. Определяющим является именно тот факт, что СМП не обеспечил достижение конкретных показателей, предусмотренных при выделении субсидии.

Подведем итог

Субъектам малого предпринимательства крайне важно знать о формах и мерах оказываемой им за счет бюджетных средств поддержки. Отслеживать эту информацию необходимо самостоятельно[3], поскольку наряду с федеральными и региональными программами существуют программы поддержки на муниципальном уровне.

Одной из значимых форм поддержки является предоставление СМП преимущественного права на приобретение арендуемого ими недвижимого имущества по рыночной стоимости. При наличии обоснованных сомнений в том, что уполномоченный орган заявил обычную, не завышенную цену продажи объекта, СМП целесообразно оспаривать ее в судебном порядке. Практика свидетельствует, что обращение СМП в суд в большинстве случаев позволяет добиться снижения выкупной цены арендуемого объекта.

я>

Другая актуальная форма поддержки – предоставление СМП субсидий на создание и развитие бизнеса. Однако и эти взаимоотношения часто приходится урегулировать в судебном порядке. Представленные в статье примеры подтверждают, что СМП весьма успешно отстаивают свои права в спорах о возврате средств субсидий. Так, если СМП осуществляет деятельность, то отдельные недостатки в оформлении документов, подтверждающих целевое использование средств субсидии, непредставление уполномоченному органу отчетов, наличие убытков не считаются основаниями для возврата полученных денежных средств в бюджет.


[1] Федеральный закон от 24.07.2007 № 209‑ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

[2] Федеральный закон от 22.07.2008 № 159‑ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[3] Например, существует Федеральный портал малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России (http://smb.gov.ru), а также аналогичные региональные порталы.



В данной статье рассмотрены основные актуальные проблемы систем налогообложения для малого бизнеса, которые, в свою очередь, влияют на развитие экономике в целом.

Ключевые слова: малый бизнес, налоговый режим, система налогообложения, налогообложение малого бизнеса

Малый и средний бизнес является одним из важнейших элементов рыночной экономики. Малые и средние предприятия в Европе обеспечивают рабочими местами около 67 % занятого населения и производят 58 % валовой добавленной стоимости [5, с. 4]. Данный сектор экономики отличается способностью быстро адаптироваться к внешним изменениям и служит источником инновационного роста для экономики. Малый бизнес наиболее остро реагирует на изменения рыночной конъюнктуры и налогового законодательства, формирует необходимую атмосферу конкуренции, выступает в роли источника формирования среднего класса, обеспечивает политическую и социальную стабильность в обществе и оказывает существенное влияние на предпринимательскую активность региона. Однако в России вклад малого и среднего бизнеса во внутренний валовый продукт и занятость населения составляет около 20 % и 25 % соответственно.

Несмотря на то, что развитие данного сектора является одной из приоритетных целей в государственной политике и принимаются специальные законы, указы, постановления и другие нормативные акты, направленные на поддержку малого предпринимательства, в настоящее время доля малого бизнеса очень низка. Сами предприниматели связывают это с плохим предпринимательским климатом в стране. По итогам исследования, проведенного «Российским банком поддержки малого и среднего предпринимательства» в 2015 году 53,4 % предпринимателей заявили об ухудшении условий для ведения деятельности, причем более 10 %—об ухудшении серьезном. При этом самыми важными проблемами предпринимателями названы острая конкуренция (27,3 %), проблема с доступом к кредитам или другим формам заемного финансирования (23,5 %), а также высокий уровень налогов [6, с. 10]. В сложившихся условиях ведения бизнеса предприниматели нуждаются в активных шагах навстречу бизнесу со стороны государства. К числу наиболее ожидаемых мер государственной поддержки опрошенные предприниматели относят в первую очередь снижение налоговой нагрузки (65,4 %). Из числа мер, нацеленных на стимулирование развития малого и среднего бизнеса и попавших в Антикризисную программу Правительства, наиболее ценными опрошенные руководители предприятий признали все решения по снижению налоговой нагрузки — двухлетние налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей и возможность регионов снижать ставки по упрощенной системе налогообложения и единому налогу на вмененный доход [6, с. 11].

Таким образом, традиционно к числу наиболее значимых факторов, влияющих на развитие предпринимательского потенциала в экономике, относят проводимую налоговую политику. Российские предприниматели имеют право выбирать систему налогообложения своего бизнеса. Существует два вида налоговых режимов [2]:

  1. общий режим налогообложения малых предприятий;
  2. специальные режимы:

− единый сельскохозяйственный налог;

− упрощенная система налогообложения;

− упрощенная система, основанная на патенте;

− единый налог на вмененный доход.

Специальные режимы являются более приемлемыми для малого бизнеса, так как они несут в себе пониженную налоговую нагрузку и позволяют предоставлять упрощенную отчетность. Однако действуют законодательные ограничения, по которым не каждое предприятие имеет право применять тот или иной упрощенный режим.

Мировой экономический кризис стал серьезным испытанием для сложившейся в России модели экономического роста. Однако в 2010–2011 гг. российская экономика стала довольно уверенно восстанавливаться. Вместе с тем, уже с III квартала 2012 года стало заметно замедление роста ВВП. Эта тенденция сохранилась и в 2013–2014 гг., а в 2015 году прирост ВВП стал отрицательным [4]. Одной из ключевых возможностей вывода экономики страны из кризисного состояния является стимулирование малого бизнеса. Таким образом, проблема оптимизации налоговой системы Российской Федерации в секторе малого предпринимательства в текущих условиях становится критически важной.

Первым недостатком налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации является высокое налоговое бремя. Система налогообложения в ее нынешнем виде служит преимущественно фискальным целям и упрощению налогового администрирования со стороны налоговых органов, а не целям снижения налоговой нагрузки, упрощения налогового и бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства [1]. Действующая система налогообложения не учитывает особенности издержек малого предпринимательства. Основным источником ресурсов для инвестиций в развитие малых предприятий традиционно выступают собственные средства. При этом в усложняющихся кризисных условиях бизнесмены в большей степени склонны рассчитывать только на свои силы и полностью отказываться от заемных средств. Связано это и с ростом процентных ставок и ужесточением требований банков к залогам и финансовому состоянию заемщиков. В связи с этим применение общего режима налогообложения становится выгоднее для средних и крупных предприятий, имеющий доступ к заемным средствам и использующим их на финансирование развития. Кроме того, установление ставок налогов происходит без достаточного анализа и учета их экономического влияния на производство, стимулирование инвестиций, а также на создание условий, препятствующих уходу налогоплательщиков от уплаты налогов. Так, увеличение в 2013 году страховых взносов для индивидуальных предпринимателей привело к уходу с рынка около полумиллиона предпринимателей; а предложение Минэкономразвития РФ в 2016 году увеличить единый налог на вмененный доход для малого бизнеса повлекло превентивный массовый переход малых предприятий на другие системы налогообложения или закрытие бизнеса, что не позволит реально увеличить поступления от данных видов налогов в бюджет и поспособствует уходу части предприятий в теневой сектор.

Налоговая политика, направленная только на решение задачи пополнения бюджета, а не обеспечение экономического роста, в долгосрочной перспективе влечет уменьшение налоговой базы. Чрезмерно высокая налоговая нагрузка сокращает возможности накопления средств, необходимых для развития производственной базы, что ведет к прекращению деятельности предприятий, уходу их в теневой бизнес, или переориентацию на отрасли с более быстрым оборотом капитала.

Так, в настоящее время, среди отраслей малого предпринимательства преобладает торговля, что вызывает некую настороженность, так как преимущественное развитие отрасли, не создающей добавленную стоимость, опасно для экономики и общества.

С целью построения сбалансированной и самодостаточной экономики, государство должно повышать привлекательность малого бизнеса, функционирующего в производственном секторе, в том числе налоговым путем. Такой малый бизнес должен получать особые налоговые льготы, так как производственная деятельность сопряжена с высокими затратами, требует использования технологий, оборудования, квалифицированного персонала.

Следующей проблемой налогообложения малого бизнеса в России является постоянное изменение налогового законодательства, что затрудняет не только ведение бизнеса, но и работу самих налоговых служб. Нестабильность законодательства увеличивает издержки малого бизнеса сильнее, чем крупного и среднего бизнеса, так как получение информации об изменениях в порядке уплаты, оформлении документов и т. п. (даже если она общедоступная и бесплатная) сопряжено с определенными издержками, а использованы полученные результаты будут для абсолютно разных масштабов производства и реализации. Кроме того, как правило, вносимые изменения усложняют необходимую налоговую отчетность для предпринимателей. В связи с чем на малый бизнес ложатся более высокие удельные временные, денежные и психологические издержки, связанные с ведением налогового учета. При этом неправильное оформление документов или ошибки в сроках их подачи и уплаты налогов вследствие частоты изменений законодательства грозят предпринимателю большими штрафными санкциями.

Еще одной проблемой налогообложения малого бизнеса является сложность системы налогообложения. В настоящее время предприниматель должен обладать профессиональными знаниями по учету и налогообложению, чтобы самостоятельно уплачивать налоги, или нанимать высокооплачиваемых специалистов по бухгалтерскому учету и налогам, что не соответствует потребностям бизнеса и отвлекает денежные средства из производства. Большое количество налогов и сборов приводит к тому, что даже профессиональные бухгалтеры допускают ошибки, в результате которых предприятие вынуждено платить пени за несвоевременную уплату налогов. Кроме того, обязательные элементы налогов не всегда однозначно указаны в законодательстве, что приводит к появлению спустя некоторое время после внесения изменений различных инструкций с разъяснениями того, как те или иные налоги необходимо правильно считать, что так же усложняет ведение бизнеса.

Осложняет ситуацию с налогообложением малого бизнеса и низкая финансовая грамотность предпринимателей и недостаток информирования о программах государственной поддержки. В настоящее время государством проводится политика по стимулированию малого и среднего бизнеса. Наиболее распространенной формой такой поддержки является выделение из государственного бюджета целевой финансовой поддержки, направленной на развитие компаний определенных приоритетных сфер деятельности. Еще одним способом поддержки выступает введение упрощенных форм сертификации и лицензирования, предоставление льгот для участия в ярмарках и выставках, а также скидок на рекламные акции. Начинающие предприниматели имеют возможность получать бесплатные юридические консультации. Предоставляются ряду представителей малого бизнеса и налоговые каникулы.

Однако большинство предпринимателей не знают о существовании большого количества форм государственной поддержки, в том числе и налогового характера, что обуславливает необходимость совершенствования информационного обеспечения государственных инициатив. Повышение финансовой грамотности среди населения, проведение мероприятий, направленных на информирование представителей малого бизнеса о существующих мерах государственной поддержки, а также на пояснение осуществляемых изменений в налоговом законодательстве и широкая огласка таких мероприятий в средствах массовой информации могут отчасти решить названную проблему.

Таким образом, в настоящее время возникает вопрос противоречия сугубо фискальной направленности налоговой политики и стратегическим планом правительства по стимулированию роста малого и среднего предпринимательства к 2020 году. В роли основных направлений государственной поддержки малого бизнеса выступают, в первую очередь, создание благоприятного предпринимательского климата и развитой инфраструктуры, устранение существующих нормативно-правовых и административных барьеров, а также расширение доступа к инвестиционным ресурсам. Частные предприниматели нуждаются в системной финансовой, информационной и организационно-методической помощи. Только последовательная и отлаженная работа по названным направлениям поможет повысить эффективность и привлекательность малого предпринимательства в России, и занять данному сектору долженствующие позиции в экономике.

В свою очередь, налоговая политика не должна ограничивать положительный эффект государственной поддержки малого предпринимательства, выступать тормозом развития. Чрезмерно высокая налоговая нагрузка, большое количество необходимой отчетности, сложное законодательство снижают привлекательность данного сектора, вынуждают предпринимателей искать законные и незаконные способы уклонения от налогов, уводят бизнес в «тень», что в конечном итоге уменьшает величину собранных налогов.

Необходимо повышение эффективности системы налогообложения малого бизнеса, приведение ее в соответствие с современными российскими реалиями. Необходимо найти оптимальное сочетание интересов государства и предпринимательства, перейти от реализации фискальной к стимулирующей функции налогов. Однозначная, стабильная и справедливая система налогообложения сделает данный сектор более привлекательным для предпринимателей. В свою очередь, борьба с недобросовестной конкуренцией, коррупцией и незаконными налоговыми льготами, предоставляющимися совсем не тем, кто в них особенно нуждается, перекрытие каналов перетока денежных средств в теневой сектор и в оффшорные зоны за рубеж позволит сократить нелегальный бизнес, не затрагивая интересы честных предпринимателей.

В заключение отметим, что в настоящее время отчетливо видна необходимость проведения реформ в области налогообложения малого сектора. Понятная, удобная и экономически обоснованная система налогообложения играет ключевую роль как в повышении собираемости налога и упрощения его администрирования, так и в увеличении мотивации к развитию малого предпринимательства, без развития которого невозможно обойтись в условиях рыночной высококонкурентной экономики.

Литература:

  1. Доброва М. А. Проблемы налогообложения малого бизнеса / М. А. Дробова // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». — URL: www.scienceforum.ru (дата обращения: 06.11.2016).
  2. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. — URL: nalog.ru (дата обращения: 08.11.2016)
  3. Панов А. С. Проблемы налогообложения малого предпринимательства в Приморском крае / А. С. Панов // Современные научные исследования и инновации. 2014. — № 5. — URL: http://web.snauka.ru (дата обращения: 06.11.2016).
  4. Произведенный валовой внутренний продукт. Годовые данные в детализированной разработке (в текущих ценах) // Росстат. — URL: www.gks.ru (дата обращения: 10.11.2016)
  5. Развитие малого и среднего предпринимательства. Зарубежный опыт // Брошюра АО «МСП Банк». — Аналитический центр, Москва. — 2015. — 23 с. –URL: www.mspbank.ru (дата обращения: 08.11.2016)
  6. Финансовое состояние и ожидания малого и среднего бизнеса в 2015 году // Брошюра АО «МСП Банк». — Аналитический центр, Москва. — 2015. — 59 с. URL: www.mspbank.ru (дата обращения: 09.11.2016)

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, малое предпринимательство, государственная поддержка, предприниматель, система налогообложения, единый налог, налоговая нагрузка, налоговая политика, налоговое законодательство, Россия.

От системы налогообложения зависит, сколько налогов заплатит малый бизнес, сложно ли будет их рассчитывать, придется ли для этого нанимать бухгалтера или предприниматель справится сам. Расскажем, как выбрать налоговый режим, чтобы не тратить лишние деньги и время.

Налогообложение малого бизнеса

Что такое налоговый режим

Бизнес платит налоги по определенным правилам и формулам. Попросту говоря, налоговый режим (или система налогообложения) — и есть тот набор формул, по которым придется рассчитывать и перечислять в бюджет налоги. В России несколько таких систем, они отличаются по количеству налогов и их размеру, по числу отчетов, которые придется сдавать. В каждой системе есть свои допуски и критерии: если бизнес подходит под эти допуски — имеет право применять систему, если «не влезает» — то нет.

  • ОСНО — общая система налогообложения — базовая система, на которой по умолчанию оказываются все новые компании и ИП, если они не выберут другой режим и не напишут об этом уведомление в налоговую. Поэтому ОСНО называют основной системой, или «классикой», а остальные налоговые режимы — специальными, или спецрежимами.
  • УСН — упрощенная система налогообложения, упрощенка;
  • АУСН — автоматизированная упрощенная система налогообложения;
  • ПСН — патентная система налогообложения, патент.
  • НПД — налог на профессиональный доход — для самозанятых.

Что влияет на выбор налогового режима

Какие же параметры показывают, сможете вы применять конкретную систему налогообложения или нет? Перечисляем.

  • Объем годовой выручки. Скажем, для УСН это 219 200 млн рублей, для ПСН и АУСН — 60 млн рублей, для НПД — 2,4 млн рублей, а для ОСНО ограничений нет.
  • Число сотрудников. На упрощенке можно работать со штатом до 130 человек, на патенте — до 15 человек, на АУСН — до 5 человек, на НПД вовсе нельзя нанимать персонал, а на ОСНО ограничений снова нет.
  • Организационно-правовая форма — ИП, ООО и пр. Например, ИП могут работать на ПСН и НПД, а ООО — нет.
  • Виды деятельности. На ОСНО можно работать при любом виде деятельности, а вот у каждого спецежима есть список видов, для которых его можно применять. Это прописано в Налоговом кодексе и региональных законах, мы расскажем об этом подробнее, когда будем говорить о каждом спецрежиме.

Есть и другие допуски для спецрежимов: стоимость основных средств, наличие филиалов и пр. Об этом мы тоже расскажем позже.

Как выбрать налоговый режим

Шаг 1. «Отфильтруйте» все возможные режимы по организационно-правовой форме. Например, у вас ООО: подойдут ОСНО, УСН и АУСН. Если у вас ИП, подойдет любой из режимов.

Шаг 2. Учитываем регион. Так, АУСН сейчас работает в порядке эксперимента и перейти на нее можно только в Москве, Московской и Калужской областях и Республике Татарстан.

Шаг 3. Смотрим на годовую выручку. Если по бизнес-плану вы должны заработать 45 млн рублей, то НПД уже не подойдет, а вот патент, упрощенка и ОСНО — да.

Шаг 4. Считаем работников в штате. Например, у вас 60 сотрудников: патент и НПД отпадают, остается упрощенка и ОСНО.

Шаг 5. Отсекаем налоговые режимы по видам деятельности: проверяем допуски для вашего вида. Скажем, страховщики не работают на УСН.

Шаг 6. Проверяем остальные критерии: например, компания с филиалами или участием другой компании в уставном капитале более 25% не может применять УСН.

Шаг 7. Если к этому шагу у вас еще есть выбор, рассчитайте налоговую нагрузку. Для этого посмотрите, какие налоги платят на каждом подходящем налоговом режиме, и рассчитайте суммы по вашим плановым или текущим доходам. Потом сравните их и выберите самый выгодный налоговый режим.

Выбор системы налогообложения можно сделать автоматически — с помощью бесплатного калькулятора от Контур.Бухгалтерии. Калькулятор поможет отсечь неподходящие режимы, подскажет, как заполнить поля для расчета, и покажет налоговую нагрузку по каждой системе. Вам останется только выбрать выгодный режим.

УСН: налоги и отчеты, кому подходит

Упрощенка — один из самых понятных и выгодных спецрежимов для малого бизнеса, правила работы и перехода на УСН есть в гл. 26.2 НК РФ. На упрощенке платят один налог (правда, если у компании есть транспорт и земля, то транспортный и земельный налог платятся отдельно). Каждый квартал перечисляют так называемые «авансы по налогу», а по итогам года рассчитывают и платят остаток налога. А вот налоговая декларация одна — ее сдают раз в год: организации до 31 марта, ИП — до 30 апреля.

Плюс системы еще и в том, что власти вашего региона могут снизить налоговую ставку по УСН для некоторых видов бизнеса, тогда экономия будет еще заметнее.

На УСН не надо работать с НДС. Поэтому другим компаниям, которые платят НДС, не выгодно покупать у компаний или ИП на УСН товары и услуги. Так что «ОСНОшники» стараются не работать с «упрощенцами». 

Допуски и ограничения при работе на УСН:

  • годовой доход — не более 219,2 млн. рублей;
  • число сотрудников — не более 130;
  • стоимость основных средств — не более 150 млн. рублей;
  • в уставном капитале компании должно быть не более 25% вклада другой организации;
  • у компании не должно быть филиалов;
  • на упрощенке нельзя работать производителям подакцизных товаров, добывать полезные ископаемые, работать с ценными бумагами, давать кредиты: в ст. 346.12 НК РФ перечислены все, кому нельзя работать на УСН.

Правила расчета налога на упрощенке зависят от объекта налогообложения. Это та сумма, с которой платится налог. На УСН есть два варианта:

  • доходы;
  • доходы минус расходы.

УСН «Доходы»

Налоговая ставка — от 1 до 6 % в зависимости от региона и вида деятельности. Обычно этот вариант выгоден, если ваши расходы сложно подтвердить или расходы составляют менее 60% от доходов. Если годовой доход компании от 164,4 до 219,2 млн рублей или число сотрудников от 100 до 130 человек, ставка вырастает до 8%.

Из суммы налога можно вычесть уплаченные страховые взносы: это взносы ИП “за себя” и взносы за сотрудников. Здесь мы подробнее рассказываем об уменьшении налога на сумму взносов.

Вести учет и сдавать отчетность на УСН “Доходы” можно самостоятельно, чтобы экономить на бухгалтере. Лучше это делать не в таблицах Excel, а в специальной программе или сервисе. Скажем, сервис Контур.Бухгалтерия рассчитает налог, заполнит книгу учета доходов и расходов и налоговую декларацию, предупредит о сроках платежей и отчетности. Для сотрудников — рассчитает и оформит зарплаты, взносы, НДФЛ, отчеты.

УСН “Доходы минус расходы”

Налоговая ставка — от 5 до 15% в зависимости от региона и вида деятельности. Будет выгоден, если ваши расходы легко подтвердить документами, и они составляют более 60% от доходов. Если годовой доход компании от 164,4 до 219,2 млн. рублей или число сотрудников от 100 до 130 человек, ставка вырастает до 20%.

Уплаченные страховые взносов за ИП и сотрудников можно включить в расходы. Но не все расходы уменьшают налоговую базу, с которой платят налог. Для признания расхода есть требования:

  • расход обоснован и совершен с целью получение дохода;
  • расход упомянут в списке из ст. 346.16 НК РФ;
  • вы получили от поставщика то, за что платите деньги, и полностью расплатились;
  • есть документы, которые подтверждают расход;
  • если расходы связаны с товарами для перепродажи, то списать их можно только после продажи этих товаров.

Чтобы не запутаться с учетом расходов на УСН, лучше вести учет в специальном сервисе или привлечь бухгалтера. Скажем, веб-сервис Контур.Бухгалтерия учитывает расходы по всем правилам, рассчитывает платежи, заполняет КУДиР и декларацию, формирует платежки, напоминает о датах платежей и отчетов. В сервисе есть зарплатный блок для работы с сотрудниками. А с помощью управленческих отчетов руководитель сможет контролировать финансы.

Автоматизированная УСН: кто может перейти

Это новый экспериментальный режим, который похож на УСН тем, что тоже имеет два вариант налогообложения — налог можно уплачивать с доходов и с доходов за вычетом расходов. На этом сходство заканчивается.

Во-первых, АУСН пока работает только в Москве, Московской и Калужской областях и Республике Татарстан. Во-вторых, численность работников за месяц должна быть не больше 5 человек, включая внешних совместителей и исполнителей на гражданско-правовых договорах. При этом все работники должны быть резидентами РФ, то есть находиться в России не менее 183 дней в течение 12 месяцев. В-третьих, лимит годового дохода — 60 млн рублей. В-четвертых, АУСН нельзя совмещать с другими налоговыми режимами.

Ставки на АУСН выше, чем на обычной УСН. При объекте налогообложения «доходы» — 8 %, при объекте «доходы минус расходы» — 20 % стандартный и 3 % минимальный налог.

Но есть у этого режима и преимущества. Так, не придется самостоятельно рассчитывать налог, отчетности будет гораздо меньше, часть функций по НДФЛ возьмут на себя банки, за сотрудников не нужно платить страховые взносы, а предприниматели не платят их и за себя, не будет выездных налоговых проверок.

ОСНО: учет, отчетность, сложность

Малый бизнес редко выбирает ОСНО: только если видит выгоду в работе с плательщиками НДС — многие поставщики и покупатели охотнее сотрудничают с теми, кто тоже платит налог на добавленную стоимость. Этот налог платят на ОСНО, а еще — налог на прибыль и налог на имущество организаций, если в собственности есть недвижимость. Если есть транспорт и земля — налоги по ним платятся отдельно. Отчетность по каждому из налогов сдают ежеквартально.

На ОСНО придется вести полноценный бухгалтерский и налоговый учет — довольно сложный и кропотливый. Это вряд ли возможно без специальных бухгалтерских знаний, даже если вы работаете в специализированном сервисе. Так что на ОСНО компании и ИП чаще всего работают с бухгалтером. 

Но все же бухгалтерские сервисы упрощают работу и избавляют от ошибок. Например, в Контур.Бухгалтерии есть специальный инструмент “Расчет НДС”, который помогает сокращать налог к уплате, подсказывает, каких документов в системе не хватает и какие ошибки в учете допущены.

Патент: критерии, совмещение

Патент похож на отмененный с 2021 года режим ЕНВД. Здесь размер налога зависит не от фактических доходов, а от потенциально возможных. Такой доход устанавливают региональные власти, рассчитать стоимость патента можно на официальном сайте налоговой.

Работать на ПСН легко: нужно вовремя вносить платежи за патент и вести книгу учета доходов. Если у вас есть транспорт и земля — платить налоги по ним, а если есть сотрудники — уплачивать НДФЛ, взносы и сдавать отчеты по персоналу. С 2021 года стало можно уменьшать сумму патента на страховые взносы за себя и сотрудников по аналогии с отмененным ЕНВД. 

Вот допуски к работе на патенте:

  • работать на ПСН могут только ИП;
  • ваш вид деятельности должен подходить под ПСН, в каждом регионе свой список (скажем, общепит, детские центры развития, фотоуслуги), уточняйте эти сведения в своей налоговой;
  • в штате предпринимателя не более 15 сотрудников;
  • годовой доход — не более 60 млн. рублей.

Сдавать отчетность на патенте не нужно, кроме отчетов по сотрудникам. Поэтому справиться с учетом и отчетами на ПСН можно и самостоятельно. В Контур.Бухгалтерии есть возможность работать на патенте.

НПД: кому подходит

Налог на профессиональный доход — режим для самозанятых. Если вы временно или постоянно работаете сами на себя и продаете товары или услуги собственного производства, а ваши доходы — не более 2,4 млн рублей в год, то можно рассматривать этот режим. Его могут применять физлица и индивидуальные предприниматели. Один из плюсов этого режима — на нем не нужно платить страховые взносы “за себя”.

Совмещение налоговых режимов

Иногда в бизнесе выгодно выделить два направления, и по каждому из них применять свой налоговый режим. С 2021 года совмещать разные режимы могут только предприниматели. Есть два варианта:

  • УСН + патент;
  • ОСНО + патент.

ОСНО и упрощенку совмещать нельзя, оба эти режима — базовые и распространяются на всю деятельность. А НПД нельзя совмещать ни с чем.

Резюмируем: внимательно изучите, подходит ли вам каждый из налоговых режимов по допускам и критериям, сравните налоговую нагрузку с помощью нашего бесплатного калькулятора и работайте на самом выгодном для вашего бизнеса режиме. А веб-сервис Контур.Бухгалтерия поможет вести учет, начислять зарплату и отчитываться на любой системе налогообложения или при их совмещении. Первые две недели все новички работают бесплатно.


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Проблемы налогообложения субъектов малого бизнеса актуальны во мно­гих странах, в том числе и в России, что связано с существующими противоре­чиями в налоговом законодательстве и его нестабильностью. Особенности на­логообложения субъектов малого бизнеса зависят также от страны, от форм собственности, от льгот, которые предоставляются тем или иным видам дея­тельности предприятий малого бизнеса.

В последнее десятилетие в РФ много говорится об исключитель­ной важности малого бизнеса для развития экономики, формирования «средне­го класса», обеспечения политической и социальной стабильности в обществе. В эти же годы принято немало законов, указов, постановлений и других норма­тивных актов, направленных на поддержку малого предпринимательства. Это не намного улучшило положение представителей малого бизнеса в России. И самая главная причина этому — непосильные налоги.

Основными недостатками существующей системы налого­обложения субъектов малого бизнеса являются следующие:

1. Система налогообложения сложна и запутанна. Фактически не соблю­дается норма п. 6 ст. 3 Налогового кодекса РФ, предусматривающая формули­ровку актов законодательства о налогах и сборах таким образом, чтобы «каж­дый точно знал, какие налоги и сборы и в каком порядке он должен платить». Сегодня уплата налогов требует от предпринимателя профессиональных зна­ний по учету и налогообложению либо найма высокооплачиваемых специали­стов по бухучету и налогам.

В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. В нашей же стране система налогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые, по сути, почти ничем друг от друга не отличаются. Однако такая мас­са платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошиба­ется при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога. Возникают сомнения в социальной ориенти­рованности налоговой системы, так как она кажется специально усложненной, чтобы получать пени от налогов. Кроме того, многие законы, устанавливающие ставки налогов, и доходы, из которых они отчисляются, очень неоднозначно указывают обязательные элементы налогов. Поэтому спустя несколько месяцев после опубликования некоторых Законов (которые тоже не всегда можно найти) начинают появляться инструкции Министерства Финансов с разъяснениями того, как те или иные налоги правильно считать.

2. Чрезмерно высокое налоговое бремя. Очевиден приоритет фискальных интересов государства над всеми остальными. Сегодня в стране ставки налогов устанавливаются без достаточного экономического анализа их воздействия на производство, на стимулирование инвестиций и т.д. Между тем при установле­нии ставок налогов необходимо учитывать их влияние не только на это, но и на ликвидацию условий, способствующих вполне легальному уходу налогопла­тельщика от уплаты налогов. Аксиомой является тот факт, что последствия уклонения от налогов меньше, если различные виды доходов облагаются по одинаковым ставкам. В противном же случае наблюдается тенденция к пере­распределению доходов в пользу тех, которые облагаются налогом по наимень­шей ставке.

Действующая в стране система налогообложения со слабо проработанны­ми теоретически и экономически ставками налогов вынуждает вводить новые (и подчас совсем не рыночные) виды изъятий, способные, по мнению властей, сгладить негативные последствия, связанные с произвольностью ставок нало­гов на отдельные доходы. Поэтому сейчас из-за более низкой ставки выгоднее направлять средства на оплату труда, нежели платить налог с прибыли. Завтра это может привести к тому, что все доходы уйдут в личное потребление. Поэто­му важно, чтобы доходы облагались по одинаковым средним ставкам, чтобы при прочих равных условиях у предпринимателя не было мотива перераспреде­лять доходы в целях «легального» снижения размера уплачиваемого налога. Как видно, нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, ко­личества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.

3. Нестабильность законодательства. Недостаточная четкость и ясность нормативных документов, и слишком частые изменения налогового законода­тельства затрудняют работу самих налоговых служб, делают бесправным нало­гоплательщика. Все изменения в налоговом законодательстве должны осуще­ствляться одновременно с внесением соответствующих уточнений в бюджеты исключительно путем внесения изменений в законодательные и нормативные акты по налогам.

Еще одной проблемой является налоговая отчетность предпринимателей. Сегодня ИП отчетность становится все более сложной и запутанной. На начальном этапе становления и развития нового бизнеса, предприниматель сталкивается с проблемами ведения бухгалтерского учета и налоговой отчетности. Отсутствие знаний, а также запутанность законодательства в отношении этих вопросов, являют начинающему предпринимателю реальные проблемы, грозящие большими штрафными санкциями. Сложившаяся ситуация увеличивает расходы предпринимателя на обеспечение учета и налоговой отчетности, так как стоимость подобных услуг растет. Ко всему вышесказанному, еще подогревают существующие проблемы налогообложения малого бизнеса, возросшие в последнее время фиксированные платежи в ПФ РФ. Это увеличение уже вызвало волну закрытия ИП, ведущих периодическую деятельность.

Все это в ближайшем будущем может привести к тому, что малый бизнес постепенно будет возвращаться в состояние, в котором он начинал развиваться в 90-е гг. — полулегальный или же полностью неофициальный режим. Выиграет от этого государство? В краткосрочной перспективе — да, а вот в долгосрочной — нет. Причем с каждым годом собираемость налогов будет падать все больше и больше.

Важнейшей задачей государства в настоящее время является создание эффективной системы налогообложения субъектов малого бизнеса, адекватной российским условиям и создающей стимулы для раз­вития малого предпринимательства. Основными направлениями государствен­ной поддержки малого предпринимательства являются: формирование благо­приятного предпринимательского климата; устранение нормативно-правовых, административных и организационных барьеров; расширение доступа к финан­совым ресурсам; системное развитие инфраструктуры для предоставления предприятиям интегральной финансовой, материальной, информационной, консультационной и организационно-методической помощи. Отлаженная и по­следовательная работа в данных направлениях позволит осуществить каче­ственные изменения предпринимательской среды и повысить эффективность функционирования предприятий малого бизнеса.

Совершенствование налогообложения субъектов малого предпринима­тельства должно быть основано на оптимальном сочетании интересов государ­ства и малого бизнеса. Поэтому необходим переход от гипертрофированной ре­ализации фискальной функции налогообложения к активно-стимулирующей. Данные условия будут способствовать развитию малого предпринимательства, усиливать его социальную значимость и стимулировать инвестиционную ак­тивность.

Для того, чтобы налоговое бремя было посильным для малых предприя­тий, чтобы количество их росло, и они стремились вести свой бизнес в легаль­ной, а не теневой экономике, необходима однозначность, стабильность системы налогообложения и справедливый уровень изъятия части доходов. Также долж­ны быть предприняты меры по борьбе с предоставлением незаконных льгот и с ведением неотражаемой в бухгалтерском учете хозяйственной деятельности пу­тем ужесточения контроля за движением наличных денег в легальном секторе и перекрытие каналов их перетока в «теневой» сектор, за зарубежными банковскими счетами юридических и физических лиц (в том числе за оффшор­ными счетами), а также за предприятиями, оказывающими услуги по созданию оффшорных фирм и открытию зарубежных банковских счетов, за практикой осуществления расчетов за реализованную продукцию через счета специально создаваемых структурных подразделений и «третьих лиц».

Эффективная система налоговых преобразований в отношении субъектов малого предпринимательства должна отвечать следующим критериям:

1. Прозрачности — то есть все результаты проведенных реформ видны, от­сутствуют скрытые процессы и явления, имеющие отдаленные послед­ствия.

2. Непротиворечивости — при разрешении существующих противоречий не были заложены новые проблемы и глубинные противоречия, кото­рые потребуют решения в будущем.

3. Завершенности преобразований, что значит возвращение системы от­ношений между государством и налогоплательщиками из зоны распа­да в зону безопасности

сохранение устойчивого состояния динами­ческого равновесия.

В соответствии с этим, основными направлениями совершенствования системы налогообложения субъектов малого бизнеса являются следующие:

1. Совершенствование налогового законодательства с целью его упроще­ния, придания налоговым законам большей прозрачности, расширения базы налогообложения, снижения налоговых ставок, обеспечение ней­тральности налогов по отношению к некоторым категориям налого­плательщиков; пересмотр налоговых льгот.

2. Объединение налогов, имеющих одинаковую налоговую базу;

3. Совершенствование норм и кодификация правил, регламентирующих деятельность налоговой администрации и налогоплательщиков, устра­нение противоречий налогового и гражданского законодательства;

4. Установление жесткого оперативного контроля за соблюдением нало­гового законодательства, пресечение «теневых» экономических опера­ций, повышение ответственности граждан и организаций за уклонение от налогов.

5. Четкое установление налогов по различным уровням финансовой си­стемы, прежде всего введение и строгий контроль закрытого перечня региональных и местных налогов (на федеральном уровне будут опре­делены общие принципы установления этих налогов и предельные значения их ставок).

Существуют, конечно же, и положительные стороны налогообложения малого бизнеса, которые просматриваются только в определенных сферах бизнеса. Это касается инновационной сферы, науки и техники. Они имеют определенные льготы. Однако, высокий порог входа в данный бизнес, практически не по карману начинающим предпринимателям, поэтому примеров инновационного малого бизнеса очень мало, чтобы это каким-то образом способствовало улучшению общей картины.

Таким образом, совершенно очевидно то, что без дальнейших реформ в области налогообложения субъектов малого бизнеса не обойтись, так как удоб­ство, грамотность и простота уплаты налога является ключевым моментом не только в выполнении государством в полном объеме своей фискальной функ­ции, но и в повышении мотивации к развитию у малого бизнеса, без которого невозможно повышение конкурентоспособности страны в целом.

Литература

1. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социаль­ного страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного ме­дицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования [Электронный ресурс] : Закон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

2. Власенкова В. А. Роль налогообложения в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства: проблемы и перспективы / В. А. Власенкова // Налог. вестн. — 2011. — № 2. — С.3-8.

3. Смогина И. А. Налогообложение малых предприятий / И. А. Смогина // Право и экономика. — 2012. — № 11. — С.74-79.

4. Ресурс о малом и среднем бизнесе [Электронный ресурс]: электрон. дан.// Режим доступа: www.pro-biznes.com.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Путин проехал по отремонтированному крымскому мосту
  • Пушкинский военкомат московской области часы работы
  • Пушкинский музей часы работы в новогодние праздники
  • Пфр бабушкинского района города москвы время работы
  • Пфр боровского района калужской области часы работы