Методика организации и проведения классного часа в начальной школе
1
Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час
Классный час
– это гибкая по составу форма фронтальной, воспитательной работы, представляющая собой специально организованное во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов. Е.Н.Степанов
– это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру. В.П.Сергеева
3
просветительскую
формирующую
направляющую
ориентирующую
Классный час выполняет различные воспитательные функции
Просветительская функция
– расширение информационного поля учащихся по этике, эстетике, математике, о событиях и явлениях, происходящих в стране, в мире, в городе, в семье, т.е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни.
4
Ориентирующая функция
– обсуждение нравственных проблем и нравственных ценностей, которые актуальны для данного возраста. Если просветительская функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая – его оценку. Названные функции неразрывно связаны между собой.
4
Направляющая функция
– приобретение практического опыта учащимися при обсуждении нравственных и мировоззренческих проблем; предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию.
4
Формирующая функция
– развитие у учащихся самооценки и самоконтроля, аналитических умений при обсуждении той или иной темы классного часа.
4
Темы и содержание классных часов классный руководитель определяет, когда изучит уровень воспитанности школьников, их нравственные представления, взгляды, интересы, желания, суждения (с помощью анкеты, беседы), выявит проблемы воспитания и отношений в коллективе. Педагог может привлечь детей и их родителей к определению наиболее важных тем для рассмотрения на классном часе.
Подготовка классного руководителя к классному часу предполагает выполнение следующих действий:
- определение темы классного часа, формулировка его цели исходя из задач воспитательной работы с коллективом;
- тщательный отбор материала с учетом поставленных целей и задач на основе требований к содержанию классного часа;
- составление плана подготовки и проведения классного часа;
4
Подготовка классного руководителя к классному часу предполагает выполнение следующих действий:
- привлечение школьников к активной деятельности в период подготовки и в ходе классного часа;
- подбор наглядных пособий, музыкального оформления, создание обстановки, благоприятной для откровенного, непринужденного разговора;
4
Подготовка классного руководителя к классному часу предполагает выполнение следующих действий:
- определение своей роли и позиции в процессе подготовки и проведения воспитательного часа;
- выявление возможности по закреплению полученной на классном часе информации в дальнейшей практической деятельности детей.
4
Для того чтобы классный час получился, необходимо, чтобы его содержание соответствовало следующим требованиям:
- Классные часы должны быть построены так, чтобы в своём содержании они шли от простого к сложному, от информации к оценкам, от оценок к суждениям.
- В ходе классного часа классный руководитель должен тактично корректировать мнения учащихся и оказывать помощь в поисках правильного решения.
- Необходимо учитывать психологические особенности учащихся при построении содержания классного часа
Для того чтобы классный час получился, необходимо, чтобы его содержание соответствовало следующим требованиям:
- В содержании классного часа должны быть различные виды деятельности.
- Классный час должен нести положительный эмоциональный заряд, развивать чувства учащихся, положительные эмоции.
- Классный час должен содержать рефлексивную (итоговую) часть. Это момент, когда ребёнок сможет оценить и сам классный час, и время, потраченное на него, и своё отношение к данному классному часу.
При подготовке и проведении классных часов используются различные приёмы:
- рассказ, чтение газетных и журнальных материалов с последующим обсуждением;
- лекции, проводимые приглашёнными специалистами;
- анкетирование и анализ его результатов;
- беседы за круглым столом, обсуждение конкретных событий;
- знакомство с произведениями искусства, элементы художественно – творческой деятельности самих учащихся (когда в ходе классного часа поют, рисуют, сочиняют);
- обращения к высказываниям выдающихся людей с последующим обсуждением;
- «мозговой штурм», работа в творческих группах.
4
Практика показывает, что наиболее эффективны и интересны для детей приёмы и элементы методики коллективной творческой деятельности.
Виды классного часа
4
В зависимости от методики проведения классные часы подразделяют на три вида .
4
К первому виду относятся классные часы, к которым требует от классного руководителя широких познаний, жизненного и педагогического опыта. В ходе их проведения дети лишь привлекаются к обсуждению некоторых вопросов, изложению фактов и примеров. Таковы, например, классные часы на темы: «Что такое самообразование?», «Как развивать память?», «Об индивидуальности и индивидуализме» и др. Некоторые классные часы данного вида целесообразно проводить, привлекая специалистов – врача, психолога, юриста. Задача классного руководителя – оказать им помощь в подготовке беседы или выступления.
4
Второй вид классных часов характеризуется совместной деятельностью классного руководителя и учащихся. Определение главных идей и содержания, как правило, принадлежит учителю, а пути и методы их воплощения педагог разрабатывает вместе с детьми. Под руководством учителя школьники готовят отдельные фрагменты воспитательного часа, педагог ведет классный час, привлекая детей к обсуждению проблемы, объединяя выступления школьников и отдельных групп в единое целое. Примерные темы подобных классных часов: «О культуре внешнего вида», «О красоте внутренней и внешней», «Твори добро ради добра» и др.
4
Третий вид классных часов предполагает активную самостоятельную работу самих учащихся. Ответственность за их подготовку и проведение возлагается на группу школьников. Классный руководитель вместе с учащимися продумывает лишь идеи, общую композицию классного часа, помогает микроколлективам составить творческие задания. При самостоятельной подготовке по группам ученики проявляют творческий подход, много выдумки, фантазии, между группами возникает дух соревнования. Ведут воспитательный час сами учащиеся, педагог лишь иногда направляет их.
4
Для подготовки и проведения классного часа имеется алгоритм , позволяющий наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс.
4
Элементы алгоритма:
- Определение темы, целей и задач.
- Выбор формы проведения и названия.
- Предварительная подготовка:
- подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление и т.д. по теме;
- составить план проведения;
- дать домашнее задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу;
- определить степень целесообразности участия в классном часе других педагогов или родителей.
Элементы алгоритма:
- Проведение самого мероприятия.
- Педагогический анализ совершается на двух уровнях:
- обсуждение вместе с учащимися успешности (не успешности) предметного результата проектирования более продуктивной деятельности в будущем;
- собственно педагогический анализ – анализ воспитательного результата, осуществляемый взрослыми участниками.
В структурном отношении классный час состоит из трёх частей:
вступительной
основной
заключительной
25
Назначение вступительной части: активизировать внимание учащихся, обеспечить достаточно серьёзное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и науки
Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа.
25
Во время заключительной части важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса.
25
1-4 класс классный
час может длиться
до 15-20 минут.
25
Организация и проведение классного часа.
- Название
- Цель, задачи
- Оборудование
- Форма проведения
- Ход
25
- Организационный момент
(1– 3 мин.)
Цель: переключить детей с учебной деятельности на другой вид деятельности, вызвать интерес к этому виду деятельности, положительные эмоции.
Типичные ошибки : дублирование начала урока, затянутость по времени.
Рекомендации : эффективному переключению детей на внеучебную деятельность способствует: использование загадок, проблемных вопросов, игрового момента, звукозаписи… изменение; организации детей (расположение детей на ковре, кругом), переход в другое помещение, (школьный музей, в класс музыки….)
2. Вводная часть (от 1/5 до 1/3 времени всего занятия).
Цель: активизировать детей, расположить их к воспитательному воздействию, определить уровень осведомленности детей по данной теме, «перебросить мостик» от личного опыта ребенка к теме занятия. На этом этапе педагогу требуется не только «зажечь» детей, но и определить, нужно ли внести коррективы по ходу занятия. Например, педагог рассчитывал на новизну своего сообщения и запланировал рассказ, а вводная беседа показала, что дети знакомы с этой проблемой. Тогда педагогу необходимо заменить рассказ на беседу или игровую ситуацию.
25
2. Вводная часть (от 1/5 до 1/3 времени всего занятия).
Типичные ошибки:
- Вводную часть педагог строит не на детской активности, а на собственной, исключая обратную связь.
- Педагог не придает значения эмоциональному настрою детей.
25
2. Вводная часть (от 1/5 до 1/3 времени всего занятия).
Рекомендации:
В вводной части педагог формирует первичные представления детей о предстоящем занятии, организует их деятельность, т.е. знакомит с системой оценки, сообщает план занятия, разбивает на команды, объясняет необходимые правила.
Если дети разбиваются на команды, то нужно построить их действия не на соперничестве, а на сотрудничестве.
В вводной части можно использовать разнообразные методы и средства активизации детей: беседу, ребус, кроссворд, задание на смекалку.
25
3. Основная часть (по времени самая продолжительная 2/4 времени).
Цель: реализация основной идеи занятия.
Типичные ошибки:
1. Активность педагога при частичной или полной пассивности детей.
2. Однообразие методов – только беседа или рассказ.
3. Преобладание методов формирования сознания над методами формирования поведения.
4. Создание учебной атмосферы урока.
5. Назидательность.
3. Основная часть (по времени самая продолжительная 2/4 времени).
Рекомендации:
- Воспитательный эффект будет выше, если дети максимально активны на занятии.
- Создание особой эмоциональной атмосферы, отличной от урока.
- Созданию теплой атмосферы способствует отсутствие оценочных суждений в речи педагога: «правильно», «неправильно», «молодец», а использование вместо оценок доброжелательных, эмоциональных реакций: «Как интересно», «Спасибо за новую версию», «Надо же!», Вот это да!»
4. Заключительная часть (от 1/5 – 1/4 времени) времени).
Цель: настроить детей на практическое применение приобретенного опыта и определить, насколько удалось реализовать идею занятия.
Типичные ошибки : это часть игнорируется вообще или сводится к двум вопросам: «Понравилось?», «Что узнали нового?».
Рекомендации:
1. Задания тестового характера в привлекательной для детей форме: кроссворд, мини-викторина, игровая ситуация ….
2. Разнообразные рекомендации детям по применению приобретенного опыта в их личной жизни.
Формы классного часа
25
Формы классного часа могут быть самыми различными. Выбор формы классного часа зависит от уровня развития коллектива, от особенностей класса, от возрастных особенностей детей.
25
Выделяются следующие формы классного часа:
— классное собрание;
— беседа (этическая, нравственная);
— встречи с интересными людьми;
— викторины по различным областям знаний;
— дискуссии;
— КВНы;
— интерактивные игры;
— игры-путешествия;
— театральные премьеры;
— тренинги;
— читательские конференции.
Советы по организации классного часа:
- Содержание классных часов строить так, чтобы постепенно переходить от предметной информации к её оценке, от общих оценок – к развёрнутым суждениям.
- В процессе обсуждения поставленных вопросов классный руководитель должен быть очень внимателен к выступлениям учащихся, должен вносить нужные коррективы, ставить дополнительные вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильные решения нравственной проблемы.
25
Советы по организации классного часа:
- Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за их вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить острый вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности и т.д.
- Количество затраченного на классный час времени зависит от темы часа, его цели, предполагаемого результата, возраста участников классного часа, формы его проведения, ситуации жизни и развития классного коллектива.
25
Советы по организации классного часа:
- Классный час не должен проводиться в назидательном тоне, классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать свое мнение, выступить с критикой.
- Для того чтобы классный час был интересен всем учащимся, и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам рекомендуется назвать темы всех классных часов, планируемых в классе. Каждому учащемуся дается право участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который чем-то для него интересен.
25
Критерии эффективности классного часа:
- личностная значимость для учащихся
- комфортность, благоприятный психологический климат
- возможность для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей школьников.
- обогащенность жизненного опыта учащихся
- духовно-нравственная ценность
- вовлеченность учащихся в подготовку и проведение классного часа
Нравственный классный час
25
Цели нравственного классного часа:
1. Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок.
2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений.
3. Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, а также поступков сверстников и одноклассников,
4. Развитие нравственных личностных качеств таких, как доброта, желание помогать другим людям, умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей и др.
25
Интеллектуально-познавательный классный час
25
Цели и формы интеллектуально-познавательных классных часов
Внеклассные мероприятия должны быть направлены на развитие интеллектуальных умений учащихся, на развитие личностных структур сознания — рефлексию самоосознания своих возможностей и стремление к их самосовершенствованию.
Развитию интеллектуальной сферы учащихся, их самопознанию и самоактуализации могут служить следующие формы работы со школьниками:
— интеллектуальные марафоны;
— дни интеллектуального творчества;
— защита интеллектуальных проектов;
— интеллектуальные ринги и викторины;
— заседание клубов интеллектуалов;
— школа интеллектуального развития.
Тематический классный час
25
Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развивать кругозор учащихся, способствовать духовному развитию учащихся, формированию их интересов и духовных потребностей, способности к саморазвитию и самовыражению.
Тематические классные часы требуют от педагога серьезной подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьезной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы.
Тематические классные часы дают больший результат, если они построены с учетом возраста учащихся, потребностей воспитательного характера в классном коллективе.
25
Информационный классный час
25
Информационный классный час должен расширять кругозор детей, знакомить их с периодической печатью и извлекать из неё много интересного и полезного для собственного развития, формировать пытливость ума и исследовательские умения учащихся. Информационные часы могут быть тематическими и обзорными.
Обзорные информационные часы знакомят учащихся с текущими событиями в мире, стране и городе.
Тематические информационные часы знакомят учащихся с проблемами сегодняшнего дня, с интересными явлениями и событиями нашей жизни, юбилеями памятных событий в жизни страны.
При подготовке информационного классного часа классный руководитель может руководствоваться следующими правилами:
- Информационный классный час должен быть актуальным и современным.
- Информация, которую обсуждают ребята, должна быть интересной и занимательной, учитывающей возраст учащихся.
- Информация должна быть всему классу заранее известной.
- Информация, которую предлагает классный руководитель учащимся, должна быть беспристрастной.
- Информационный классный час должен развивать интеллектуальные умения учащихся (умение сравнивать, обобщать, делать вывод).
Основными формами работы во время информационного часа могут быть следующие:
- газетные сообщения;
- пересказ событий в мире и стране с использованием газетных текстов;
- путешествие по картам и глобусам;
- комментированное чтение газетных и журнальных материалов;
- просмотр и обсуждения телематериалов.
Информационный классный час может проходить в виде:
- викторины;
- информационного ринга;
- конкурса эрудитов;
- конкурса карикатуристов и плакатистов;
- встреч и экскурсий;
- праздников газет и журналов;
- путешествий во времени.
Классный час играет большую роль в жизни учащихся. Это гибкая по содержанию и структуре форма массовой воспитательной работы, которая представляет собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию, развитию классного коллектива и самоактуализации участников образовательного взаимодействия.
Автор: Куулар Сайзана Станиславовна
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ КЛАССНОГО ЧАСА
Методика организации классного часа прежде всего предполагает определение его содержания, которое в свою очередь, зависит от целей, задач, возрастных особенностей детей, их опыта.
Классные часы очень разнообразны по содержанию, формам и методам их подготовки и проведения. Эффективность классных часов зависит от организации цикла основной формы работы на учебный год, тщательной подготовки к нему педагогов и детей.
Классному руководителю необходимо:
§ опираться на цели и задачи, циклограмму основных традиционных мероприятий и дел воспитательной системы школы;
§ определить цель и задачи всей воспитательной деятельности в классе;
§ попытаться систематизировать воспитательный процесс в классе, спланировать основные формы;
§ темы, содержание классных часов определить, исходя из результатов уровня воспитанности, нравственных представлений учащихся (с помощью анкет, бесед), традиций школы;
§ составить (или обсудить) совместно с учащимися и родителями тематику классных часов на новый учебный год или при наличии в школе календарно-тематического планирования уточнить формы проведения и содержание;
§ продумать организацию подготовки и проведения классных часов: определить творческие группы учащихся по желанию и возможностям, привлечь родителей, педагогов, узких специалистов, сотрудников школы и внешкольных учреждений.
Технологические аспекты организации классного часа:
Подготовка к классному часу предполагает следующие действия:
§ определение (уточнение) темы классного часа, формулировка его цели;
§ определение формы проведения;
§ отбор материала, исходя из требований к содержанию классного часа (актуальность, связь с жизнью, опытом учащихся – особенности класса и уровень их развития, соответствие возрастным особенностям, образность и эмоциональность, логичность и последовательность);
§ составление плана подготовки и проведения классного часа (следует предусмотреть привлечение школьников к активному участию в подготовке классного часа — как можно больше участников);
§ использование разнообразных форм и методов, повышающих интерес к данной теме;
§ подбор наглядных пособий, музыкального и другого оформления, создание благоприятной обстановки;
§ определение участия в классном часе других действующих лиц: родителей, учащихся других классов, учителей, специалистов по обсуждаемой теме и т.д.;
§ определение роли и позиции классного руководителя в процессе подготовки и проведения классного часа;
§ распределение заданий между творческими группами учащихся и отдельными участниками;
§ выявление возможностей по закреплению полученной на классном часе информации в дальнейшей практической деятельности детей;
§ проведение классного часа;
§ анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению (что зачастую отсутствует в работе).
Особое внимание при подготовке к классному часу следует уделить психологическому настрою учащихся. Настрой начинается с момента оповещения о классном часе. Лучшим способом подготовки является коллективная творческая деятельность, когда все учащиеся, разбившись на группы, готовят фрагменты, разделы классного часа, оформляют помещение и т. д
Структура плана классного часа
Структура плана классного часа состоит из 3-х частей: вступительной, основной, заключительной.
§ Вступительная часть предусматривает постановку вопроса. Ее задача – мобилизовать внимание школьников, обеспечить серьезное отношение к теме, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека.
§ Основная часть определяется воспитательными задачами классного часа и предусматривает решение поставленной проблемы. Здесь рассматриваются основное содержание классного часа.
§ В заключительной части подводятся итоги, определяется значимость решения.
Советы по организации классного часа:
1. Содержание классного часа следует строить так, чтобы постепенно переходить от “предметной” информации к ее оценке, от общих оценок – к развернутым суждениям.
2. Быть внимательным к выступлениям учащихся, корректировать, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с ними, помочь найти правильные решения проблемы.
3. Необходимо учитывать психологические особенности восприятия учащихся.
4. Тон учителя должен быть доброжелательным, располагающим к открытому доверительному общению.
5. Предложить учащимся самим выбрать удобное место и приятного соседа.
6. Постепенно накапливать свои традиции проведения классного часа.
7. Для того чтобы классный час был интересен всем учащимся, и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам можно назвать темы классных часов, планируемых в классе на организационном классном собрании и определить творческие группы по подготовке и организации.
8. Дать право учащимся участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который им чем-то более интересен.
9. Группы, которые готовят классный час, анализируют с классным руководителем материалы, необходимые для его проведения, готовят концертные номера, если это необходимо, оформляют приглашения.
10. Результат классного часа очень часто во многом зависит от степени заинтересованности в нем самого классного руководителя.
11. Классные часы не следует использовать для поучений и наставлений, нотаций. Опытные классные руководители стремятся к тому, чтобы ученики не чувствовали, что их в данный момент воспитывают, классный час – час общения.
12. Если же классный час проводится только для “галочки”, то полезней будет сэкономить время – своё и ученика.
Итак, классный час — это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.
Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остается классный час. Необходимо определить, прежде всего, что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час.
Известные ученые считают:
«Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками».
В.П.Созонов
«Классный час можно назвать специально организационной ценностно-
ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников
системы отношений к окружающему миру ».
Н.Е.Щуркова, Н.С.Финданцевич
« Классный час. В нашем понимании это не какая-то определенная форма работы,
а час классного руководителя».
Л.И.Маленкова
Исходя из названных определений классного часа, можно сделать некоторые выводы. Прежде всего:
· это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;
· это форма общения классного руководителя и его воспитанников, приоритетную роль в организации, которой играет педагог.
Опыт успешно работающих классных руководителей свидетельствует о большом педагогическом потенциале этой формы воспитательной работы. В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач.
· Создание условий становления и проявления субъективности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.
· Обогащение сознания обучающихся знаниями о природе, обществе, человеке.
· Формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений личности ребенка.
Советы по организации классного часа
Содержание классных часов следует проводить так, чтобы постепенно переходить от «предметной» информации к ее оценке, от общих оценок к развернутым суждениям.
Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала обучающимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересные по содержанию факты или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.
В процессе обсуждения поставленных вопросов классный руководитель должен быть очень внимателен к выступлениям обучающихся, вносить нужные коррективы, ставить дополнительные наводящие вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильное решение нравственной проблемы.
Классный час или лучше его назвать «час общения» играет большую роль в жизни обучающихся, если он задуман интересно и удачно проведен.
Функции классных часов
Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с
учащимися. Он включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в
определенный день. Обычно классный час проходит в форме лекции, беседы или диспута, но может включать в себя и элементы викторины, конкурса, игры, а также других форм воспитательной работы
Различные формы проведения классного часа .
Беседа
Экскурсия
Игровой классный час
Поход
Посещение театра, кинотеатра, выставки
Турнир
Конкурс инсценировок
Театрализованное представление
Вечер отдыха
Акция
Выставка
Ярмарка
День открытых дверей
Деловая игра
День труда
Устный журнал
Диспут
Субботник
Генеральная уборка
Огонек
Музыкальный вечер
Студия
Вечер вопросов и ответов
Спартакиада
Совет дела
Родительское собрание
Заседание киноклуба
Конкурс проектов
Игра-викторина
Ролевая игра
Практикум
Анкетирование, тестирование
Этико-психологический тренинг
Вечер-встреча
Классный час – размышление
Праздник
Организация классного часа
Организация классного часа начинается с психологической подготовки учеников к серьезному разговору.
Немаловажную часть общей организационной работы составляет и подготовка помещения к данному мероприятию.
Комната, в которой будет проводиться классный час, должна быть чисто убрана, проветрена. Хорошо бы поставить на стол цветы.
Тема классного часа может быть написана на доске или плакате, где, кроме нее, указываются вопросы, подлежащие обсуждению.
На листе бумаги в качестве афоризма можно привести слова выдающейся личности или цитату из известной книги. На классном часу воспитанники рассаживаются так, как им хочется.
Продолжительность классного часа
Продолжительность классного часа должна быть обоснованной. Опытный классный руководитель старается не затягивать классный час, закончить его до того, как дети почувствуют усталость. Первый классный час, особенно в 5 классе, может длиться 20—30 минут, в 9— С 11 классах — более 1 часа (когда рассматривается актуальная тема, которая заинтересовала каждого школьника).
Однако в любом случае надо учитывать требования к режиму дня учащихся.
Требования к проведению классных часов
Перед проведением классного часа классный руководитель должен решить ряд задач: определить тему и методы проведения классного часа, место и время его проведения, составить план подготовки и проведения классного часа, вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников, распределить задания между творческими группами и отдельными учащимися. Как и в любом воспитательном мероприятии, он учитывает возрастные особенности детей, особенности классного коллектива, уровень его развития.
Тематика классных часов
Тематика классных часов определяется классным коллективом на классном собрании в конце каждого учебного года на будущий учебный год.
Традиционные классные часы на учебный год определяются в соответствии с общешкольным планом мероприятий, в соответствии с
анализом воспитательной работы прошедшего года, с целями
и задачами на предстоящий учебный год.
Классный руководитель при подготовке и проведении классного часа является координатором.
Тема заранее определяется и отражается в планах классных руководителей. Классные часы могут посвящаться:
-
морально-этическим проблемам. На них формируется опреде лённое отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т. д.;
-
проблемам науки и познания. В данном случае цель классных часов заключается в выработке у воспитанников правильного отноше ния к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности;
3. эстетическим проблемам. В процессе таких классных часов ученики знакомятся с основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном в природе, одежде человека, быту, труде и поведении. Важно, чтобы у школьников сформировалось эстетическое отношение к жизни, искусству, труду, себе, развился творческий потенциал;
4. вопросам государства и права. Следует развивать интерес учеников к политическим событиям, происходящим в мире, чувство ответственности за действия Родины, ее успехи на международной арене, учить воспитанников видеть суть государственной политики. Классные часы на политические темы должны проводиться в прямой зависимости от насыщенности года различными политическими событиями;
5. вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека;
6. психологическим проблемам.Цель таких классных часов заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения;
7. проблемам экологии. Необходимо привить школьникам ответственное отношение к природе. Как правило, здесь организуются беседы о животном и растительном мире;
8. общешкольным проблемам (значимым общественным событиям, юбилейным датам, праздникам и т. д.)
Работа классного руководителя требует от педагога глубоких знаний психологии школьника и умения правильно организовать работу класса, то есть создать благоприятную атмосферу в коллективе для каждого ученика.
Классный руководитель-это и педагог, и воспитатель, и организатор внешкольных мероприятий, и консультант для родителей, и подотчетное лицо, и контролер учебного процесса. Его считают «мамой» или «папой» учащегося, но у этого «родителя» нет никаких прав на ребенка, а ответственность и добрая воля воспитывать и опекать чужих детей. Так пусть же эта доброта, понимание, чуткость всегда сопутствуют в вашем нелегком труде. Результат не заставит себя долго ждать.
Школьный дом… Большой, светлый, просторный. Для самых маленьких он всегда таит в себе что-то неизведанное, непознанное, загадочное. За школьной дверью для них открывается новый мир, полный взлётов и разочарований, радостей и огорчений, но также полный доброты, созидательного труда и творчества.
В школьном доме ребёнку предстоит прожить одиннадцать важных (с точки зрения становления личности) лет своей жизни. Самыми важными являются первые четыре года, так как они служат фундаментом, каркасом всей школьной жизни.
В любое место нельзя войти внезапно, сразу. Так же внезапно нельзя войти во внутренний мир ребёнка, нужна долгая дорога поисков, наблюдений, упорной работы, терпения и любви, огромной любви к детям. И важно, чтобы каждый ребёнок понял, что он сам творец себя, своего дома, своей удивительной души. А мы? Мы только помогаем ему лепить самого себя, но помогаем настойчиво, мудро.
Мы учим наших детей и учимся сами, мы помогаем им совершенствоваться. А вдохновение черпаем в наших учениках. Они неповторимы и необыкновенно талантливы! И мы должны лишь помочь им наиболее полно раскрыть свои возможности и способности. Вот уже более двадцати лет работая по системе Леонида Владимировича Занкова, мы по-новому переосмыслили не только процесс обучения младших школьников, но и всю воспитательную работу. Обучение и воспитание в системе развивающего обучения неразрывны.
Воспитание ценных качеств в детях также важно, как и всестороннее развитие личности. Воспитательное воздействие на ученика должно осуществляться не только на уроке, но и во внеклассной работе.
Одной из главных форм внеклассной работы, которую я использую, является классный час. Классный час – это форма воспитательной работы, которая способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру. В развивающей системе он имеет немаловажное значение и создаёт условия для интеллектуального развития учащихся, их способностей и достижений, познавательных интересов, кругозора, а также индивидуальных качеств личности.
Классный час выполняет различные функции: — просветительскую функцию – расширение информационного поля учащихся о событиях и явлениях, происходящих в стране, в мире, в городе, в семье; — ориентирующую функцию – обсуждение нравственных проблем и нравственных ценностей, которые актуальны для данного возраста; — направляющую функцию – приобретение практического опыта учащимися при обсуждении нравственных и мировоззренческих проблем; — формирующую функцию – развитие у учащихся самооценки и самоконтроля, аналитических умений при обсуждении той или иной темы классного часа.
В своей работе я использую интеллектуальные, тематические, информационные и нравственные классные часы.
Интеллектуальные классные часы стимулируют познавательный интерес учащихся, развивают внимание, память, логическое мышление, творческое воображение. Они как правило проходят в форме КВНов, турниров знатоков, викторин, интеллектуальных конкурсов и соревнований.
Всегда вызывают интерес у учащихся такие классные часы, как «В мире природы» путешествие-викторина), «Там на неведомых дорожках» (кл. час КВН по сказкам), «Как? Что? Почему?» (путешествие в мир книг), интеллектуальная игра «Я – фантазёр!», турнир знатоков по школьным предметам.
Немаловажную роль в развитии и воспитании младших школьников играют тематические классные часы. Они расширяют кругозор младших школьников, способствуют развитию их информационного поля, интересов и духовных потребностей, стимулируют саморазвитие и самовыражение. Тематический классный час должен демонстрировать младшим школьникам опыт человечества, опыт самосовершенствования людей. В моей воспитательной работе главными темами таких классных часов являются: семья — родные и близкие люди, одноклассники, государство, в котором живёт ребёнок, Вселенная, собственный мир ребёнка, его интересы и увлечения, способности и возможности. С большим успехом всегда проходят такие тематические классные часы, как: «Путешествие во времени», затрагивающий интересные события разных исторических периодов, «Учёные и изобретатели мира и их открытия», «Мои любимые книги», «Семейные традиции и праздники», «Страна, в которой я живу» и другие. Большое значение в становлении личности имеет нравственный классный час, главными целями которого являются нравственное просвещение учащихся, критическое осмысление и анализ собственных поступков и поступков сверстников и одноклассников, развитие у учащихся таких качеств, как умение признавать свои ошибки, анализировать их, делать выводы, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других.
Нравственный классный час должен проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания. Учащиеся не должны бояться говорить о своих проблемах и неудачах, победах и поражениях.
Основой для подготовки нравственного часа служат события и факты из реальной жизни страны, школы, класса, художественные произведения и фильмы, произведения искусства, периодическая печать.
Нравственный классный час – это время совместного поиска истины, смысла существования, извлечение урока, который станет стержнем поведения младшего школьника во взрослой жизни.
Информационные классные часы также играют немаловажную роль в развитии интеллектуальных, исследовательских и коммуникативных умений младших школьников. Информационные классные часы расширяют кругозор детей, знакомят с периодической печатью, с текущими событиями в мире, стране и городе, с проблемами сегодняшнего дня, юбилеями памятных событий в жизни страны. Основными формами работы, которые я использую во время информационного классного часа являются газетные сообщения, путешествия по глобусу и карте, комментированное чтение периодической печати. Информационные классные часы обычно проходят в виде викторин, путешествий во времени, конкурсов плакатов с защитой их содержания, информационного ринга.
Для того, чтобы получился любой классный час, необходимо, чтобы его содержание соответствовало следующим требованиям:
- Классные часы должны быть построены так, чтобы в своём содержании они шли от простого к сложному, от информации к оценкам, от оценок к суждениям.
- В ходе классного часа классный руководитель не должен навязывать своего мнения и своих суждений учащимся, но он должен тактично корректировать мнения учащихся и оказывать помощь в поисках правильного решения.
- Необходимо учитывать психологические особенности учащихся при построении содержания классного часа. В содержании классного часа должны быть разные виды деятельности.
- Классный час должен нести положительный эмоциональный заряд, развивать чувства учащихся, положительные эмоции.
- Классный час должен содержать рефлексивную (итоговую) часть. Это момент, когда ребёнок сможет оценить и сам классный час, и время, потраченное на него, и своё отношение к данному классному часу.
Ни для кого не секрет, что можно увидеть классные часы, на которые ученики идут с большой неохотой. Такие классные часы – это монологи одного актёра, минуты поучений и назиданий. Такой классный час не учитывает ни интересов учащихся, ни их возможностей, ни их мнения. Однако хороший классный час – это праздник, радость, удовольствие и для взрослого и для ребёнка.
В заключение, хочется вспомнить слова Сухомлинского, который сказал: «Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.»
Чубаева Наталья Николаевна,
воспитатель группы продлённого дня,
Челябинской области
Особенности организации и проведения классного часа с учётом требований ФГОС НОО
Одним из самых распространённых форм воспитательного воздействия на современного ребёнка является подготовка, организация и проведение классного часа.
Классный час — это наиболее распространённая форма организации воспитательной работы классного руководителя, воспитателя ГПД. Классный час — это не обычное воспитательное мероприятие. Он требует тщательной подготовки. Педагог должен продумать классный час так, чтобы он запоминался школьниками, оставлял след в их сознании, влиял на их поведение.
Классные часы проводятся с различными воспитательными целями:
1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.
2. Обогащение обучающегося воспитанника знаниями о природе, обществе, человеке.
3. Формирование эмоционально — чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка.
4. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.
Классный час должен быть направлен на формирование активной жизненной позиции воспитанника и выполнять следующие функции:
Просветительская функция — Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражение в учебных программах. Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие.
Направляющая — Призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.
Ориентирующая функция — Способствует формированию определенного отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.
Формирующая функция — Формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.
Классный час не должен проводиться в назидательном тоне, классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать свою мнение, выступить с критикой. В связи с этим, при подготовке к классному часу, педагог должен учитывать основные его компоненты и его структуру.
Основные компоненты классного часа.
Целевой компонент. Целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.
Содержательный компонент. Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка.
Организационно — деятельный компонент. Обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.
Оценочно — аналитический компонент. В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.
Структура классного часа
В современных требованиях ФГОС классный час имеет структуру:
Вступительная часть:
— Самоопределение к деятельности, организационный этап
— Постановка проблемы
— Постановка целей и задач
2. Основная часть:
— Актуализация знаний
— Применение знаний и умений в выполнении заданий, в процессе игровой деятельности
3. Заключительная часть:
— Подведение итогов
— Рефлексия
Классные часы разнообразны по содержанию, формам, методам их подготовки и проведения. В зависимости от этого классные часы можно подразделить на четыре типа:
Типы классного часа
Тематический классный час. Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развить кругозор учащихся, способствовать духовному развитию уч-ся.
Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьёзной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы.
Планируя тематические классные часы, необходимо предложить учащимся совместно определить темы.
Нравственный классный час. Нравственный классный час требует хорошей подготовки. Готовясь к нравственному классному часу, педагог может провести предварительную диагностику понимания учащихся нравственных понятий и ситуаций. Например: свобода, добро, зло, долг, честь, право, открытость, любовь…
Материалом для подготовки нравственного классного часа может служить периодическая печать, события и факты реальной жизни страны и мира, школы, класса, художественные фильмы, художественная литература.
Бывает и такое, когда нравственный классный час проводится незапланированный и связан со сложнейшей ситуацией в классе или школе. Главное, чтобы такая встреча с ребятами не превратилась в назидание и чтение нотаций. Нравственный классный час — это время совместного с учениками поиска истины, смысла собственного существования и взрослого и ребёнка, извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни.
Надо отметить, что нравственный классный час не должен быть частым. Достаточно проводить такой классный час один раз в четверть, главное, чтоб он был значимым в жизни ребят, заметным событием в жизни класса.
Интеллектуально-познавательный классный час. Интеллектуальное развитие учащихся — неотъемлемая часть воспитательной работы классного руководителя. Сегодня перед школой стоят новые задачи — не только дать ученику определенную сумму знаний, а затем оценить, насколько хорошо и умело он распоряжается этими знаниями, но научить его самостоятельно получать различные знания сообразно своим интеллектуальным данным. Внеклассные мероприятия должны быть направлены на развитие интеллектуальных умений учащихся, на развитие личностных структур сознания — рефлексию самоосознания своих возможностей и стремление к их самосовершенствованию.
Развитию интеллектуальной сферы учащихся, их самопознанию и самоактуализации могут служить следующие формы работы со школьниками:
— интеллектуальные марафоны;
— дни интеллектуального творчества;
— защита интеллектуальных проектов;
— интеллектуальные ринги и викторины;
— заседание клубов интеллектуалов;
— школа интеллектуального развития.
Информационный классный час. Главное значение информационного часа – формировать у учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны, своего района, села, расширить кругозор, разбираться в сложных проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире.
Информационный час может быть обзорным (знакомит с текущими событиями в стране, мире) – 20 -25 минут, тематическим (знакомит с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этой проблеме различных слоёв населения, профессионалов) – до 45 минут, но не более.
Для того чтобы классный час был интересен всем учащимся, и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам можно назвать темы классных часов, планируемых в классе. Им даётся право участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который чем-то более интересен. Результат и эффективность классного часа очень часто во многом зависит от степени заинтересованности в нем самого классного руководителя.
Таким образом, классный час может проводиться в различных формах.
Формы проведения классных часов в начальной школе
Час общения;
Классный час — практикум;
Этическая беседа;
Викторины;
Классное собрание;
Игры – путешествия;
Заседания в интеллектуальных клубах.
Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся, уровня их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического коллектива. В младших классах обычно проводятся беседы о трудолюбии и бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др.
Источники
http://festival.1september.ru/articles/509203/
pandia.org/text/78/278/8393.php
5fan.ru/wievjob.php?id=13075
Обновлено: 22.03.2023
Классный час — это одна из важнейших форм воспитательной работы учителя с учащимися во внеурочное время.
Как правило, выделяют несколько функций классного часа:
• просветительскую функцию — знакомство с окружающим миром, расширение круга знаний учащихся по самым различным областям науки, техники, социальной жизни;
• ориентирующую функцию — оценка окружающего мира, формирование ценностных ориентаций учащихся, определённого отношения к миру вокруг и происходящим в нём событиям;
• направляющую функцию — перевод теоретических знаний в практические действия, разговора о жизни — в деятельность, воздействие на практическую сторону жизни учащихся, их поведение, постановку жизненных целей и их реализацию.
Все три функции неразрывно связаны между собой, например: теоретическое знакомство с тем или иным явлением, оценка этого явления, использование полученных знаний в практической деятельности. Если при проведении классного часа учитель не выполняет функцию направленности, то эффективность от проведения классного часа значительно снижается. Учителю необходимо заранее продумать, как перевести разговор в практическую деятельность.
Можно выделить также формирующую функцию классного часа — за счёт разнообразной деятельности классный час способствует формированию у учащихся различных умений и навыков и укрепляет отношения в детском коллективе.
Классные часы могут быть нескольких видов: организационные, информационные, тематические и итоговые. Названия красноречиво говорят о том, какие вопросы будут решаться на том или ином классном часе: обсуждение классных и школьных дел и организация детского коллектива перед каким-то мероприятием, обсуждение той или иной текущей информации, обсуждение какой-либо темы или события, подведение итогов.
Классный час может проводиться в форме беседы или дискуссии, круглого стола, игры, конкурса, устного журнала, интеллектуального марафона, тренинга, ток-шоу, театрализованного представления и в других формах.
Тематика классных часов должна быть разнообразна. На классный час можно выносить обсуждение нравственных, морально-этических, эстетических и психологических проблем; вопросов государства, общества и права; искусства и литературы, науки, экологии, физиологии и гигиены, здорового образа жизни, а также обсуждение общешкольных вопросов и вопросов жизни класса. Классный час может быть посвящён общественным событиям, юбилейным датам, праздникам, встречам с интересными людьми.
Перед проведением классного часа учитель должен определить его тему, цели и задачи, форму и методы, место и время проведения, а также участников классного часа. Так же как и при проведении любого мероприятия, необходимо учитывать возрастные особенности детей и особенности коллектива.
Продолжительность классного часа зависит от возраста учащихся. Опытный классный руководитель старается закончить классный час до того, как дети почувствуют усталость.
Структура построения классного часа зависит от формы его проведения. Традиционно можно выделить три части: вступительную, основную и заключительную.
При проведении классного часа важно продумать и заранее подготовить необходимое оборудование и оформление, литературу, иллюстрации, фотографии, аудио- и видеозаписи. Кроме того, следует подготовить помещение, в котором будет проводиться классный час. Комнату необходимо убрать, проветрить и оформить соответственно теме классного часа.
Учителю важно сделать классный час традиционным, таким, чтобы ученики ждали его и с интересом принимали в нём участие. Значит, готовить классный час надо всем коллективом, используя совместное творчество, обмен мнениями, интересные и нетрадиционные формы и методы его проведения.
Здесь вы найдёте сценарии классных часов, разработанные учителями-практиками. Конечно, предлагаемые сценарии нужно использовать творчески, адаптировать их к возрасту и уровню развития учащихся.
Методическая разработка классного часа на тему «Дети войны», 2-4 классКлассный час «Дети войны Цель: воспитание уважения к истории и людям, участвовавшим в Великой Отечественной войне, любви к Родине, гордости за победу русского народа, патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны. Задачи: Познавательные: — Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны; сохранить память о героях, погибших в Великой Отечественной войне. — Рассказ.
Классный час для детей начальных классов «Дети — герои Великой Отечественной войны»Цель и задачи: — Расширить кругозор учащихся о подвигах детей — героев Великой Отечественной войны. — Сформировать знания о Великой Отечественной войне через различные виды деятельности. — Воспитывать патриотизм, мужество, отвагу, смелость. Оборудование: проектор, ноутбук, наглядность, треугольные письма, видео, музыкальное сопровождение, приглашенный ветеран, дети в защитного цвета рубашках и пилотках.
1 сентября — День Знаний в 3 классе. Классный часЦель: введение детей в новую социальную роль школьника-третьеклассника Задачи: • развитие познавательных интересов; • развитие творческих способностей; • воспитание чувства доброты и сопереживания, умение прийти на помощь; • воспитание культуры поведения; • оставить незабываемые впечатления о первом уроке, тем самым проявить желание детей учиться в школе; • привитие любви к знанию, к школе, к процессу познания мира через учебные зан.
Конспект классного часа по ПДД, 1 классЦель: обеспечить усвоение учащимся сигналов светофора, правил пользования общественным транспортом, правил поведения в общественных местах, отработать навыки поведения на дороге. Оборудование: светофор и три цветных круга – красных, желтых, зеленый, дорожные знаки.Ход урокаУчитель: Ребята, к нам прибыл гость из сказочного Цветочного города. Вы узнаете нашего гостя? Кто это? (Незнайка) Но Незнайка чем-то смущен. Скажи, что с тобой случилось? Незнай.
Классный час на тему «Дружба» для учащихся 2 классаРазработка классного часа предназначена для учителей начальных классов, направлена на сплочение детского коллектива Тема: Дружба. Цель: содействовать созданию дружного детского коллектива. Задачи Образовательные: — вызвать интерес к проблеме дружбы, желание задуматься над тем, что дружба — ценное достояние человека; — раскрыть и углубить понятие дружбы – важного показателя воспитанности человека. Развивающие: — развивать память, в.
День знаний в 1 классе. Сценарий классного часаСоставитель: Шаравьева Светлана Александровна, МБОУ СОШ № 3 города Реж Свердловской областиСценарий классного часа для 1 класса на 1 сентября Предлагаю Вашему вниманию сценарий классного часа «Путешествие в страну Знаний» для первоклассников на 1 сентября. Данный сценарий будет полезен для учителей начальных классов и воспитателей группы продленного дня. Мероприятие предназначено для обучающихся 1 класса. Цель: создание благоприятной эмоционально.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Современные формы проведения
классных часов в начальной школе
Переступая порог школы, первоклассник попадает в огромный, новый для него мир. Ему предстоит освоить азбуку общения с людьми, узнать почему все они такие разные, по каким правилам они живут, что ценят друг в друге. Здесь главную роль сыграет учитель, который обязан продумать воспитательную работу в классе. Одна из форм воспитательной работы — это классный час.
Классные часы являются основным компонентом системы работы классного руководителя. Классный час включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день.
Различают классный час организационный и тематический.
На организационном часе подводятся итоги прошедшего мероприятия, обсуждение следующего, а так же обсуждаются итоги выполнения детьми поручений.
Тематический классный час включает в себя нравственное воспитание, гражданское, эстетическое, воспитание культуры поведение и т. д.
В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:
• обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, технике, человеке;
• формирование у детей умений и навыков мыслительной и практической деятельности;
• развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностно-смыслового ядра личности ребенка;
• содействие становлению и проявлению субъективности и индивидуальности учащихся, его творческих способностей;
• формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.
Классный час выполняет три основные воспитательные функции : просветительскую, ориентирующую и направляющую.
Просветительская функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, психологии, по различным учебным дисциплинам. Объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни.
Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них материальных и духовных, общественных ценностей. Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Если в процессе проведения классного часа отсутствует направленность, то эффективность его воздействия существенно снижается или сводится на нет, так как знания не переходят в убеждения, в реальные поступки.
Чаще всего классный час выполняет все три функции одновременно.
При подготовке классного часа в младших классах следует учитывать психологические особенности детей. Они с трудом сохраняют внимание и могут продуктивно работать не более 5-7 минут. Следует помнить, что классный час должен быть не более 35 минут, с частой сменой видов деятельности. Должна присутствовать наглядность, интересные, неожиданные моменты.
Классные часы проводятся с различными воспитательными целями.
При выборе формы проведения конкретного классного часа классный руководитель должен учитывать:
• возрастные и интеллектуальные особенности школьников
• их интересы и запросы
• соответствие формы тематике и цели классного часа
• собственный опыт воспитательной работы
Основные формы проведения классного часа:
формы состязательного характера
формы психологического просвещения
формы работы вне школы
К форме проведения состязательного характера относится викторина . Здесь идет подбор материала для познавательной активности детей. Особенно ее уместно проводить в конце учебного года, подводя итог работы в классе. Можно подключить к подготовке родителей. Например каждая семья вместе с классным руководителем придумывает игру-викторину, игру- конкурс и проводит ее вручая призы победителям, затем все вместе обсуждают , интересно ли было участникам. Это могут быть кроссворды, живые картины, репродукции, ребусы, задачки. В современной, увлекательной форме проходит расширение кругозора учащихся.
Наиболее распространенной дискуссионной формой в начальной школе является беседа . С элементами инсценировки. Можно привлекать учащихся старших классов. Например, для того, чтобы ребята рассказали первоклассникам о правилах поведения в школе, о режиме дня школьника, о правилах дорожного движения.
При проведения классного часа следует использовать игры, загадки, сказки, ролевые сюжеты, что делает их более познавательными и содержательными. Не забывать о проведении физкультминуток, которые могут быть в стихотворной, игровой форме.
Известно, что до 70% личных качеств закладываются в начальной школе. Уметь решать проблему, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир.
Культуру поведения надо воспитывать. Подрастающее поколение необходимо вооружить такими умениями, навыками и привычками, которые облегчают установление контактов, помогают в создании атмосферы доброжелательности, Многие правила культуры поведения вытекают из норм морали. Это правила воспитанности, внимательности, такта, обязательности, точности. Воспитание навыков и привычек, конечно же, начинается в семье, но также важна и систематическая работа по этому направлению в школе, начиная с первого класса и именно в большей части на классных часах.
В начальной школе провести нравственный классный час не просто. Ребятам трудно усидеть на месте, трудно слушать нравственные назидания. Поэтому нравственный классный час должен строиться на жизненных ситуациях и реальных жизненных примерах. Подготовка такого классного часа требует серьезных усилий педагога, умения общаться с детьми легко и просто. Способность учащихся младших школьников анализировать нравственную ситуацию, различать добро и зло обязательность и ответственность дают возможность определить тему классного часа.
Мы стараемся развивать у учащихся такие качества, как умение признавать свои ошибки, анализировать их, делать выводы, учиться прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.
Учащиеся не должны бояться говорить о своих проблемах и неудачах, победах и поражениях. Основой для подготовки такого классного часа у младших школьниках могут стать художественные произведения , события и факты реальной жизни страны и мира, школы и класса, произведения искусства. Нравственный классный час это время совместного поиска истины, смысла существования , извлечения урока, который станет стержнем поведения маленького человека во взрослой жизни. О чем же мы говорим на таких классных часах?
Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися и представляет собой диалог: учитель-ученик.
Характерными чертами классного часа является: СЛАЙД 2
Не должен носить форму урока (при взаимодействии не поучать, нет временных рамок).
Это форма организации фронтальной воспитательной работы с детьми, но при подготовке и проведении классного часа можно использовать групповые, и индивидуальные формы воспитательной деятельности.
Это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия.
Это форма общения классного руководителя и воспитанников, приоритетную роль в организации, которой играет педагог.
В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов мы решаем следующие задачи, обратите внимание на слайд. СЛАЙД 3
обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, технике, человеке;
формирование у детей умений и навыков мыслительной и практической деятельности;
развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностно-смыслового ядра личности ребенка;
содействие становлению и проявлению субъективности и индивидуальности учащихся, его творческих способностей;
формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.
У классных руководителей довольно часто встречается форма проведения классных часов – беседа (7, 60%), далее по рейтингу идут игры – более 50 %.
У троих классных руководителей (25%) наблюдается использование разнообразных форм. Причем формы практически не повторяются.
У половины классных руководителей встречаются следующие формы работы (в единичном количестве) – викторины, турниры, проекты, тестирование, флешмобы, соревнования, круглые столы.
Таким образом, мы пользуемся одними и теми же формами, не пытаясь их разнообразить, узнать что-то новое…
На самом деле существуют разнообразные формы проведения современного классного часа:
Они проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий.
Основные формы современного классного часа:
Конечно, никто не спорит, что очень сложно приготовить диспут, конференцию, дискуссию, но некоторые формы из предложенных выше мы можем брать.
Формы состязательного характера: СЛАЙД 5
— конкурс,
— викторина,
— путешествие,
— КВН,
— эстафета полезных дел,
— смотр,
— парад,
— презентация,
— турнир,
— олимпиада;
Творческие формы:
— фестиваль,
— выставка,
— устный журнал,
— живая газета,
— творческий труд,
— представление (проектов),
— юморина,
— спектакль,
— концерт,
— ярмарка;
Игровые формы: СЛАЙД 6
— ролевые игры,
— сюжетные игры,
— интеллектуальные,
— игры – катастрофы,
Формы психологического просвещения:
— тренинг,
— исследование;
Подвижные формы:
— веселые старты,
— малая олимпиада,
— школьная олимпиада,
— день. (атлетики, здоровья и т.д.);
Формы работы вне школы:
— экскурсия,
— поход,
— выход (концерт, цирковое, театральное представление).
И сегодня нам бы хотелось более подробно остановиться на игровой форме – квест-игра.
Что же такое квест?
Выражаясь простыми словами, квест — это движение к определенной цели, связанное с преодолением трудностей и поиском чего-либо. СЛАЙД 7
Квесты в реальности
Они пришли из мира компьютерных игр и быстро набрали популярность. Первые реалистичные приключения появились в 2007 году, быстро распространившись в Японии, Гонконге, Китае, захватив параллельно и Европу.
Разновидности реальных квестов
СЛАЙД 8 Эскейп-рум – классика жанра. Главная задача – выбраться из запертой комнаты за строго отведенное время.
Перформанс. В отличие от предыдущего варианта, в нем участвуют актеры, создающие особую атмосферу. Они могут помогать игрокам или усложнять задачу.
Экшн-игра. Подойдет любителям не только интеллектуальных, но и физических нагрузок.
Городской квест, действие которого не ограничивается комнатой.
Ролевая игра (живой квест), выстраиваемая на взаимодействии персонажей. Каждый игрок получает роль, перевоплощаясь в своего героя.
Морфеус, основанный на работе воображения. Участникам завязывают глаза, вынуждая их использовать для выполнения заданий только слух, осязание, обоняние.
Квесты представлены в разных жанрах: это может быть приключение, фэнтези, детектив, хоррор (ужас). Их сюжеты часто выстраиваются на основе популярных фильмов.
Польза от квестов СЛАЙД 9
Избавление от ощущения повседневной рутины.
Преодоление собственных страхов.
Возможность провести время без мобильного телефона и других гаджетов.
Развитие внимания, смекалки, интуиции, нечасто используемых в ежедневной рутине.
Совершенствование способности замечать мелкие детали, анализировать ситуацию в целом.
Оттачивание умения работать в команде, вырабатывая совместные решения и добиваясь общей цели.
Чем квесты могут быть опасны?
Благодарю за внимание! СЛАЙД 10
Содержимое разработки
Формы организации современного классного часа
Черты классного часа
- Не носит форму урока.
- Форма организации фронтальной воспитательной работы с детьми, но при подготовке и проведении классного часа можно использовать групповые, и индивидуальные формы воспитательной деятельности.
- Гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия.
- Педагог играет приоритетную роль в организации классного часа..
- обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, технике, человеке;
- формирование у детей умений и навыков мыслительной и практической деятельности;
- развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностно-смыслового ядра личности ребенка;
- содействие становлению и проявлению субъективности и индивидуальности учащихся, его творческих способностей;
- формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.
Формы состязательного характера
конкурс, викторина, путешествие, КВН, эстафета полезных дел, смотр, парад, презентация, турнир, олимпиада.
фестиваль, выставка, устный журнал, живая газета, творческий труд, представление (проектов), юморина, спектакль, концерт, ярмарка.
ролевые игры, сюжетные игры, интеллектуальные, игры – катастрофы, квест-игры.
Формы психологического просвещения:
веселые старты, малая олимпиада, школьная олимпиада, день. (атлетики, здоровья и т.д.).
Формы работы вне школы
экскурсия, поход, выход (концерт, цирковое, театральное представление).
Квест — это движение к определенной цели, связанное с преодолением трудностей и поиском чего-либо.
Польза от квестов
Благодарю за внимание!
-75%
Классные часы проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий.
Основные формы проведения классного часа:
- дискуссионные формы
- формы состязательного характера
- творческие формы
- игровые формы
- формы психологического просвещения
- подвижные формы
- формы работы вне школы
Формы состязательного характера:
— конкурс,
— викторина,
— путешествие,
— КВН,
— эстафета полезных дел,
— смотр,
— парад,
— презентация,
— турнир,
— олимпиада;
3. Творческие формы:
— фестиваль,
— выставка,
— устный журнал,
— живая газета,
— творческий труд,
— представление (проектов),
— юморина,
— спектакль,
— концерт,
— ярмарка;
4. Игровые формы:
— ролевые игры,
— сюжетные игры,
— интеллектуальные,
— игры – катастрофы;
5. Формы психологического просвещения:
— тренинг,
— исследование;
6. Подвижные формы:
— веселые старты,
— малая олимпиада,
— школьная олимпиада,
— день. (атлетики, здоровья и т.д.);
Формы работы вне школы:
— экскурсия,
— поход,
— выход (концерт, цирковое, театральное представление).
Формы проведения информационных часов
11. Информационный ринг.;
12. Конкурс эрудитов;
13.Праздник газет и журналов;
14. Конкурс рисунков ( плакатов)
15. Путешествие во времени ( история создания газет и журналов); 16.Рекламная акция
Читайте также:
- Современное японское право кратко
- Характер в дошкольном возрасте кратко
- Методика зайцева математика для начальной школы
- Психотерапевтическая функция религии кратко
- Положение о комбинированной группе в доу в соответствии с фгос 2021