Публично правовая компания это единый заказчик в сфере строительства

Единый заказчик в сфере строительства (далее — единый заказчик) — публично-правовая компания, созданная путем реорганизации федеральных государственных учреждений, определенных Правительством Российской Федерации, с одновременным сочетанием их преобразования и слияния в целях осуществления функций государственного заказчика и застройщика при обеспечении строительства объектов капитального строительства, которые находятся или будут находиться в государственной собственности Российской Федерации (далее — объекты) и включены в программу деятельности единого заказчика на текущий год и плановый период (далее — программа деятельности) в соответствии с настоящим Федеральным законом, и в иных, определенных Правительством Российской Федерации целях в сфере осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства.

Минстрой разработал законопроект о создании единого государственного заказчика в сфере строительства. Новая госкомпания будет отвечать за распределение контрактов на 300 млрд руб. в ближайшие три года

Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Суть проекта

К началу следующего года в России планируют создать новую госкомпанию, которая будет отвечать за госзаказы в сфере строительства. Это следует из разработанного Минстроем проекта закона «О повышении эффективности использования капитальных вложений в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета». Документ опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Минстрой предлагает создать новую публично-правовую компанию «Единый государственный заказчик в сфере строительства» не позже 1 января 2021 года. Публичное обсуждение законопроекта продлится до 8 октября.

В законопроекте указано, что он не распространяется на строительство объектов транспортной инфраструктуры и безопасности государства. Речь идет о едином заказчике объектов только гражданского строительства, уточнил представитель вице-премьера Марата Хуснуллина. Ранее Хуснуллин уточнял, что единый госзаказчик в ближайшие три года будет отвечать за проекты с объемом финансирования около 300 млрд руб.

РБК направил запрос в Минстрой.

За что будет отвечать новая госкомпания

Единый госзаказчик будет отвечать за создание объектов в рамках федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) и отдельных госпрограмм, указано в законопроекте. В функции новой госкомпании войдут заказы не только в сфере строительства, но и в сфере проектирования, капремонта, реконструкции, реставрации, инженерных изысканий.

Сейчас разные министерства самостоятельно отвечают за строительство подведомственных им объектов: например, Минздраву выделяются деньги на строительство больниц, а Минкультуры — на реставрацию объектов культурного наследия. У министерств есть подконтрольные организации, выполняющие функции заказчика строительства. После создания новой госкомпании службы заказчика разных министерств объединят и единый госзаказчик будет отвечать и за строительство стадионов, и за возведение объектов науки, если они полностью или частично финансируются из федерального бюджета.

Правительство уже начало подготовку к созданию единого госзаказчика, запустив передачу в ведение Минстроя федеральных госучреждений, отвечающих за строительство объектов по заказу министерств и ведомств. В частности, в августе было решено с 1 октября передать в ведение Минстроя учреждения — заказчиков строительства объектов Минздрава, Минкультуры, Минобрнауки, Минспорта и ФНС. При создании новой госкомпании эти заказчики станут одним юрлицом. Вопрос о том, будет ли единый заказчик отвечать за строительство объектов каких-то еще министерств и ведомств, пока прорабатывается, пояснил РБК представитель Хуснуллина.

Особенности организации единого заказчика

Публично-правовая компания, в форме которой будет зарегистрирован единый госзаказчик, — это особый вид некоммерческих организаций, создающихся государством. Сейчас в России всего три компании с такой формой организации — «Фонд защиты прав дольщиков», который занимается достройкой проблемных жилых объектов, «Российский экологический оператор», отвечающий за комплексное обращение с отходами, и Военно-строительная компания, созданная для строительства объектов гособоронзаказа.

Главным органом управления компании станет наблюдательный совет, в который должны войти в том числе вице-премьер правительства, министр строительства и гендиректор новой госкомпании. Единого госзаказчика нельзя будет признать банкротом, а для его реорганизации или ликвидации нужно будет принимать федеральный закон.

Кроме основной деятельности новая госкомпания сможет совершать сделки с недвижимостью — по покупке и продаже, сдаче в аренду и субаренду. Также единый госзаказчик получит право инвестировать свободные средства, выпускать облигации и «осуществлять иную приносящую доход деятельность».

Зачем нужна реформа госзаказа для федеральных строек

О необходимости создания единого заказчика по стройкам разных министерств власти говорят не первый год. Например, осенью 2018 года об этом заявляла спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Спикер указывала о том, что «назрела необходимость» создать на базе Минстроя службу единого заказчика по стройкам других министерств и ведомств, чтобы освободить их от «несвойственных для них функций». «Они не умеют строить, они это делают неправильно, срываются сроки, [происходит] удорожание, воровство и так далее», — говорила Матвиенко.

Заниматься созданием единого строительного госзаказчика правительство начало в этом году. В марте 2020 года проработать предложения о создании системы единого строительного государственного заказчика поручил премьер-министр Михаил Мишустин. В августе, говоря о планах создания нового госзаказчика, вице-премьер Хуснуллин пояснял, что это позволит сократить сроки строительства и предотвратит появление недостроев. В сводном отчете Минстроя к законопроекту отмечается, что он нужен для повышения эффективности государственных вложений в строительство.

О неэффективном использовании федерального бюджета не раз заявляла Счетная плата. Например, по подсчетам ведомства, к 2019 году 4,3 тыс. государственных строек были остановлены более чем на полгода и, возможно, никогда не возобновятся. В такие стройки было вложено 260 млрд руб.

Также, согласно отчету Счетной палаты об исполнении бюджета в 2019 году, бюджетные расходы были исполнены на рекордно низком уровне за последние 11 лет, при этом уровень кассового исполнения расходов на реализацию ФАИП по итогам прошлого года был самым низким за 20 лет и составил 77,2% от объема выделенного бюджета. Всего на объекты ФАИП было не потрачено 192,6 млрд руб, что на 43%, больше, чем в 2018 году. Среди тех министерств и ведомств, которые израсходовали менее половины выделенного им в рамках ФАИП бюджета, оказались Минкультуры, Минпросвещения, Росрыболовство, ФСИН, Росреестр и другие.

Кроме претензий аудиторов службы заказчиков сталкиваются с коррупционными скандалами. Самым громким из них стало «дело реставраторов», возбужденное в 2016 году из-за подозрений в хищении средств на реставрацию Новодевичьего монастыря в Москве, Изборской крепости под Псковом, зданий Эрмитажа в Санкт-Петербурге чиновниками Минкультуры и руководителями подрядных компаний.

Поможет ли единый госзаказчик повышению эффективности

Централизация закупок в определенный момент может нести выгоды в связи с экономией на масштабе, сокращением административных издержек и облегчением контроля, говорит директор Института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов. «Но есть риски бюрократизации, а также, как часто шутят, — если закупки централизуют, то возрастет процент отката», — рассуждает собеседник РКБ.

Проблема системы госзаказа не в госзаказчиках, а в правоприменении законов — оно происходит формально, говорит партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям адвокатского бюро «Качкин и партнеры» Дмитрий Некрестьянов. «Зачастую происходит следующее: или на тендер приходит компания, которая получает заказ с помощью жесткого демпинга, а потом ничего не строит, или конкурс проводится под конкретную компанию, то есть превращается в формальность, которая растягивает сроки проекта», — рассуждает Некрестьянов.

Ульянов полагает, что при создании единого госзаказчика в форме публично-правовой компании власти смогут перейти с закупок по 44-ФЗ «О госзакупках» к 223-ФЗ, которые регламентирует закупки госкорпораций и компаний с государственным участием.

«Работать по 44-ФЗ просто невозможно, и его исполнение ведет не к экономии средств, а к некачественным закупкам. Растут мошеннические схемы, в результате государство покупает ненужное по завышенным ценам. 223-ФЗ, хотя и совсем не идеален, но менее забюрократизирован и более настроен на результат, поэтому желание государства перейти в закупках на него понятно», — уверен Ульянов.

Определен порядок создания публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства», ее правовое положение, цели деятельности, функции, полномочия и порядок управления

24 декабря

Федеральный закон от 22.12.2020 N 435-ФЗ

«О публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Компания создается в целях выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции (в том числе с проведением работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации), капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.

Учредителем Компании является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя от имени Российской Федерации осуществляет Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти.

На Компанию возлагаются следующие функции и полномочия:

подготовка проектов решений об осуществлении государственных капитальных вложений в объекты, включенные или подлежащие включению в программу деятельности, а также принятие решений об осуществлении капитальных вложений в соответствии с бюджетным законодательством РФ;

подготовка предложений о включении объектов в федеральную адресную инвестиционную программу и внесении в нее изменений;

обеспечение строительства объектов, включенных в программу деятельности;

осуществление организационного, экспертно-аналитического, информационного и юридического сопровождения строительства объектов, включенных в программу деятельности;

организация выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в связи с обеспечением строительства объектов, включенных в программу деятельности;

осуществление иной деятельности, предусмотренной федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Компания в соответствии с бюджетным законодательством РФ осуществляет полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета, главного администратора доходов федерального бюджета и администратора доходов федерального бюджета при обеспечении строительства объектов.

Имущество Компании формируется за счет имущественных взносов Российской Федерации, имущества, полученного в порядке правопреемства в результате реорганизации федеральных государственных учреждений, определенных Правительством РФ, субсидий из федерального бюджета на цели, не связанные с обеспечением строительства объектов, включенных в программу деятельности, а также имущества, приобретенного за счет имущественного взноса Российской Федерации, добровольных имущественных взносов, доходов, полученных единым заказчиком от осуществления своей деятельности, и иных не запрещенных законодательством РФ поступлений.

Устанавливается, в числе прочего, что Компания является правопреемником федеральных государственных учреждений, путем реорганизации которых она создана, и федеральных государственных учреждений, преобразование и присоединение которых осуществляются при реорганизации, в том числе процессуальным правопреемником учреждений в гражданском и уголовном судопроизводстве, в судопроизводстве в арбитражных судах, в производстве по делам об административных правонарушениях, а также правопреемником учреждений в отношении исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности учреждений.

К Компании в неизменном виде переходят все права и обязанности учреждений, в том числе по договорам (контрактам, соглашениям), за исключением прав учреждений на движимое и недвижимое имущество, находящееся в оперативном управлении, и земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование учреждений. При этом заключение дополнительных соглашений к заключенным учреждениями договорам (контрактам, соглашениям) не требуется.

Компания осуществляет свою деятельность на основании лицензий, иных разрешительных документов и документов об аккредитации, выданных учреждениям, в пределах срока действия указанных лицензий и документов без обязательного их переоформления или повторной выдачи. При этом Компания вправе обратиться в лицензирующий или иной орган с требованием о внесении изменений в государственные реестры и (или) о выдаче документов, учитывающих создание или реорганизацию Компании. 

Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс» и предоставлен компанией «КонсультантПлюс Свердловская область» — информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Екатеринбурге и Свердловской области

Вернуться к списку новостей
Вернуться к списку новостей

08.12 : Разработка гравийных и песчаных карьеров, добыча глины и каолина

16.10 : Распиловка и строгание древесины

16.23 : Производство прочих деревянных строительных конструкций и столярных изделий

16.29 : Производство прочих деревянных изделий; производство изделий из пробки, соломки и материалов для плетения

22.23 : Производство пластмассовых изделий, используемых в строительстве

23.61 : Производство изделий из бетона для использования в строительстве

23.62 : Производство гипсовых изделий для использования в строительстве

23.63 : Производство товарного бетона

23.64 : Производство сухих бетонных смесей

24.33 : Производство профилей с помощью холодной штамповки или гибки

25.11 : Производство строительных металлических конструкций, изделий и их частей

25.12 : Производство металлических дверей и окон

25.30 : Производство паровых котлов, кроме котлов центрального отопления

25.61 : Обработка металлов и нанесение покрытий на металлы

25.99 : Производство прочих готовых металлических изделий, не включенных в другие группировки

27.12 : Производство электрической распределительной и регулирующей аппаратуры

27.90 : Производство прочего электрического оборудования

33.12 : Ремонт машин и оборудования

33.17 : Ремонт и техническое обслуживание прочих транспортных средств и оборудования

33.20 : Монтаж промышленных машин и оборудования

35.12 : Передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям

35.13 : Распределение электроэнергии

35.22 : Распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям

35.30 : Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха

36.00 : Забор, очистка и распределение воды

37.00 : Сбор и обработка сточных вод

38.11 : Сбор неопасных отходов

38.12 : Сбор опасных отходов

38.32 : Утилизация отсортированных материалов

41.10 : Разработка строительных проектов

41.20 : Строительство жилых и нежилых зданий

42.21 : Строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения

42.22 : Строительство коммунальных объектов для обеспечения электроэнергией и телекоммуникациями

42.99 : Строительство прочих инженерных сооружений, не включенных в другие группировки

43.11 : Разборка и снос зданий

43.12 : Подготовка строительной площадки

43.13 : Разведочное бурение

43.21 : Производство электромонтажных работ

43.22 : Производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха

43.29 : Производство прочих строительно-монтажных работ

43.31 : Производство штукатурных работ

43.32 : Работы столярные и плотничные

43.33 : Работы по устройству покрытий полов и облицовке стен

43.34 : Производство малярных и стекольных работ

43.39 : Производство прочих отделочных и завершающих работ

43.91 : Производство кровельных работ

43.99 : Работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки

52.10 : Деятельность по складированию и хранению

56.29 : Деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания

64.99 : Предоставление прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению, не включенных в другие группировки

68.20 : Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом

71.11 : Деятельность в области архитектуры

71.12 : Деятельность в области инженерных изысканий, инженерно-технического проектирования, управления проектами строительства, выполнения строительного контроля и авторского надзора, предоставление технических консультаций в этих областях

71.20 : Технические испытания, исследования, анализ и сертификация

72.19 : Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие

77.11 : Аренда и лизинг легковых автомобилей и легких автотранспортных средств

77.12 : Аренда и лизинг грузовых транспортных средств

77.32 : Аренда и лизинг строительных машин и оборудования

77.39 : Аренда и лизинг прочих видов транспорта, оборудования и материальных средств, не включенных в другие группировки

81.10 : Деятельность по комплексному обслуживанию помещений

84.11 : Деятельность органов государственного управления и местного самоуправления по вопросам общего характера

84.12 : Государственное регулирование деятельности в области здравоохранения, образования, социально-культурного развития и других социальных услуг, кроме социального обеспечения

Показать все

Единый заказчик в сфере строительства

публично-правовая компания, выступающая как единственный заказчик в сфере строительства за счет средств федерального бюджета

Специально созданная Правительством РФ компания для централизации государственных закупок в сфере инженерного изыскания, проектирования, строительства, реконструкции, капремонта объектов капстроительства.

Компания была создана в 2020 году. В её задачи входит:

  • объединение всех функций госзаказчика по строительству и реконструкции государственных гражданских объектов;
  • за счёт единого заказчика сократить сроки возведения объектов;
  • уменьшить количество недостроев.

В ведении компании находятся как возводимые объекты и планирование по строительству новых, так и объекты с уже невыполненными сроками сдачи по контракту.

Что почитать:

  • Федеральный закон от 22.12.2020 г. №435-ФЗ «О публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный «О публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 22.12.2020 N 435-ФЗ

22 декабря 2020 года N 435-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЙ КОМПАНИИ
«ЕДИНЫЙ ЗАКАЗЧИК В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА» И О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят Государственной Думой 15 декабря 2020 года
Одобрен Советом Федерации 16 декабря 2020 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Статья 2. Единый заказчик в сфере строительства

Статья 3. Правовое положение единого заказчика

Статья 4. Функции, полномочия и деятельность единого заказчика

Статья 5. Имущество единого заказчика

Статья 6. Планирование деятельности единого заказчика

Статья 7. Особенности обеспечения единым заказчиком строительства объектов капитального строительства, включенных в программу деятельности

Статья 8. Органы единого заказчика

Статья 9. Наблюдательный совет

Статья 10. Правление

Статья 11. Генеральный директор

Статья 12. Ревизионная комиссия

Статья 13. Реорганизация и ликвидация единого заказчика

Статья 14. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации

Статья 15. О внесении изменения в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

Статья 16. О внесении изменения в Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»

Статья 17. О внесении изменения в Федеральный закон «О защите конкуренции»

Статья 18. О внесении изменения в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Статья 19. О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Статья 20. О внесении изменения в Федеральный закон «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Статья 21. Заключительные положения

Статья 22. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Режим рабочего времени сменная работа графики сменности охрана труда
  • Резюме ожидает модерации на сайте работа в россии сколько по времени
  • Рейтинг страховых компаний по осаго за последние 3 года таблица 2021
  • Рейтинг страховых компаний по страхованию недвижимости по надежности
  • Рейтинг строительных компаний новосибирска малоэтажное строительство