Проводки в представительстве иностранной компании проводки

Иностранное представительство: бухгалтерский учет

Как организовать ведение бухгалтерского учета в представительстве иностранной компании? Может ли представительство иностранной компании не вести бухгалтерский учет по российским стандартам?

Иностранные компании, планирующие работать в России через постоянные представительства, должны заранее определиться со способами и стандартами ведения бухгалтерского учета в России.

Основной для ведения бухгалтерского учета российских компаний является Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Быть или не быть бухгалтерскому учету по российским стандартам?

В Законе «О бухгалтерском учете» прописано, что иностранные представительства могут не вести учет, применяя российские бухгалтерские стандарты при одном условии, – если они ведут учет доходов и расходов по правилам российского налогового законодательства (пп. 2 п. 2 ст. 6 Закона № 402-ФЗ, письма Минфина РФ от 17.04.2013 № 07-01-06/13053, от 03.12.2010 № 03-02-07/1-566).

А раз иностранные представительства уплачивают налоги в России и по правилам российского налогового законодательства, то учет доходов и расходов, они вынуждены вести.

Помимо этого, представительства иностранных компаний могут являться плательщиками налога на имущество. И если по объектам недвижимости не определена кадастровая стоимость или в регионе не принят специальный закон, то расчет налога на имущество осуществляется исходя из данных бухгалтерского учета. Причем при расчете используется остаточная стоимость недвижимости, то есть иностранное представительство должно установить срок полезного использования и рассчитывать амортизацию по основным средствам по правилам бухгалтерского учета российских стандартов.

Если же иностранное представительство осуществляет льготируемые операции по НДС, то нужно организовать раздельный учет.

На практике большинство представительств иностранных компаний ведут учет по российским стандартам, ведь им приходится отчитываться перед российскими налоговиками и предоставлять по запросу документы.

Да и формирование налоговых деклараций и расчетов осуществляется в бухгалтерских программах, как правило, в «1С бухгалтерия». Поэтому целесообразно организовать учет в программном продукте, используя «встроенный» план счетов и настройки под российские стандарты.

Помимо российского учета, иностранные компании должны формировать внутреннюю отчетность для иностранной головной компании в соответствии с требованиями иностранного государства.

Нужна ли иностранным представительствам учетная политика?

Целью формирования учетной политики является выбор одного из возможных способов ведения учета (ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций», утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н). Основой для разработки учетной политики могут быть стандарты МСФО.

В разделе, посвященном организационно-техническим аспектам учетной политики, указывается, что «представительство ведет бухгалтерский учет в соответствии с требованиями, установленными российскими стандартами и национальными стандартами».

Все совершаемые иностранным представительством факты хозяйственной жизни оформляются оправдательными документами, составленными в соответствии с требованиями законодательства РФ о бухгалтерском учете. В части первичных учетных документов необходимо привести формы документов, которые использует представительство. Это могут быть и документы, которые представительство получает от иностранной головной компании.

Далее в соответствующих разделах приводится выбор одного из альтернативных способов ведения учета.

Например, в разделе «Запасов для управленческих нужд» может быть выбран следующий способ учета: представительство не применяет ФСБУ 5/2019 в части запасов, которые используются для управленческих нужд.

К таким запасам относятся бумага, картриджи, канцелярские принадлежности (п. 2 ФСБУ 5/2019).

Представительство иностранной компании отражает приобретение запасов для управленческих нужд, минуя счет 10 «Материалы». Представительства также формируют учетную политику и для налогового учета.

Как отражаются иностранным представительством расчеты с иностранной компанией?

Данный вопрос является актуальным, поскольку иностранное представительство получает финансирование от головной иностранной компании, и могут передаваться затраты, имущество.

Для этих целей применяется 79 счет «Внутрихозяйственные расчеты».

Например, получение денежных средств от головной иностранной компании отражается записью:

Дебет 52 Кредит 79 – отражено поступление финансирования от иностранной компании.

Как правило, финансирование осуществляется в иностранной валюте, а учет ведется в рублях. Поэтому представительство пересчитывает валюту в рубли на дату зачисления денежных средств (ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте», утв. Приказом Минфина РФ от 27.11.2006 № 2н).

Должны ли иностранные представительства соблюдать сроки хранения документов?

Да, должны. Первичные учетные документы представительства, а также регистры бухгалтерского учета и отчетности, в том числе составленные в электронной форме, хранятся в течение сроков, которые предусмотрены правилами организации государственного архивного дела (Приказ Росархива от 20.12.2019 г. №236).

Более того, если по каким-то причинам иностранное представительство будет ликвидировано, то все документы, у которых не истек срок хранения, должны быть сданы в архив.

Самый длительный срок хранения документов касается документов по личному составу. Такие документы должны храниться 75 лет.

Какими проводками учесть расходы в иностранном представительстве?

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста проводки по расходам иностранного представительства (зп, аренда, 1с)? Представительство открыто в соответствии с Российским законодательством без осуществления предпринимательской деятельности, доходов нет, на расходы денежные средства перечисляет головная организация, провожу поступления от головной компании на 79 счет.

Добрый день!

Цитата (Марина17031989):Подскажите пожалуйста проводки по расходам иностранного представительства (зп, аренда, 1с)? Представительство открыто в соответствии с Российским законодательством без осуществления предпринимательской деятельности, доходов нет, на расходы денежные средства перечисляет головная организация, провожу поступления от головной компании на 79 счет.

Поскольку представительство в иностранном государстве у Вас на выделенном балансе, то все отношения между балансами головы и представительства проходят через счет 79.
Присоединении двух балансов счет 79 должен «схлопнуться».

Проводки не сложные, но их надо обязательно понять и прочувствовать. Без этого ошибки неизбежны.

Примеры проводок.

Голова отправила деньги в представительство (допустим, валютой):
— у головы:
Дт 79 — Кт 52
— у представительства:
Дт 52 — Кт 79

Представительство обеспечивает работы своего офиса:
— у представительства:
Дт 50 — Кт 52
Дт 71 — Кт 50
Дт 10 — Кт 71 — купили материалы
Дт 20 — Кт 10
Дт 60 — Кт 52
Дт 20 — Кт 60 — оплатили аренду офиса
Дт 79 — Кт 20 — в конце месяца все расходы отправили в голову 
— у головы:
Дт 26 — Кт 79 — получили расходы по содержания представительства

И так по всем расходам представительства…

Успехов!

Получите образец учетной политики и ведите бухучет в веб‑сервисе для небольших ООО и ИП

Нормативные основы организации учета в подразделении зарубежной компании

При открытии зарубежной компанией представительства в России необходимо решить такую важную задачу, как организация и ведение бухгалтерского и налогового учета. По этому поводу может возникнуть комплекс вопросов, например:

  • нормы какого государства используются для организации учетных процессов (того, в котором зарегистрирована зарубежная компания, или РФ);
  • обязателен ли бухучет и отчетность по российским нормам;
  • как организовать налоговый учет в представительстве (первичка, учетная политика и др.);
  • как организовать внутреннюю отчетность и др.

При решении этих вопросов необходимо исходить из того, что на основании подп. 2 п. 1 ст. 6 закона о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ у представительства иностранного юрлица (ПИЮЛ) существует возможность выбора:

  • организовать и вести бухучет в полном объеме по российским нормам (или МСФО);
  • ограничиться учетом доходов, расходов и (или) иных объектов налогообложения в соответствии с НК РФ.

Положением по ведению бухучета в РФ, утв. приказом Минфина РФ от 29. 07.1998 № 34н (абз. 2 п. 2) определено, что ПИЮЛ может вести бухучет исходя из национальных правил страны нахождения зарубежной фирмы, если они не вступают в противоречие с МСФО.

С нюансами применения международных стандартов финотчетности знакомьтесь с помощью подготовленных специалистами нашего сайта материалов:

  • «Учет дебиторской задолженности по МСФО»;
  • «План счетов при МСФО (нюансы)»;
  • «Основные перспективы применения МСФО в России».

Учетный процесс в ПИЮЛ осложняется тем, что оно обязано соблюдать учетные нормы сразу 2 видов:

  • национального законодательства страны регистрации головной фирмы (ПИЮЛ отчитывается перед ней о своей работе);
  • российского законодательства (налоговики вправе запросить у ПИЮЛ первичку, иные документы и информацию, обосновывающие правильность исчисления налогов).

Учетные особенности ПИЮЛ рассмотрим в следующих разделах.

Бухгалтерский учет в представительстве иностранной организации

Если зарубежная фирма примет решение вести в полном объеме бухгалтерский учет в иностранном представительстве, необходимо учесть следующее:

  • выбранный способ учета (по нормам РСБУ, МСФО и др.) требуется:
    • прописать в учетной политике (учетная политика ПИЮЛ должна соответствовать учетной политике открывшей его зарубежной фирмы);
    • отразить в Положении о представительстве.

Разобраться с тонкостями формирования учетной политики помогут материалы:

  • «Учетная политика в формате МСФО — основные положения»;
  • «Составляем положение об учетной политике в организации»;
  • «Приложения к учетной политике в 2021 году — образец».

Учитывая, что ПИЮЛ является подразделением (частью) зарубежной фирмы, показатели его деятельности должны найти отражение в отчетности этой фирмы. В этом случае данные бухучета ПИЮЛ должны позволить подготовить отчетность:

  • исходя из правил национального законодательства страны нахождения зарубежной фирмы, открывшей данное ПИЮЛ на территории РФ;
  • на языке страны нахождения зарубежной фирмы.

Как отечественные фирмы организуют свой бухучет — см. в материале «Порядок организации первичного бухгалтерского учета».

В отношении налогового учета у ПИЮЛ возможность выбора отсутствует — об этом в следующем разделе.

Налоговый учет и отчетность в представительстве зарубежной фирмы

Налоговый учет ПИЮЛ обязано вести в обязательном порядке — право на освобождение от него в российском налоговом законодательстве для таких субъектов хозяйствования не предусмотрено.

В отличие от нормативной базы бухучета (в которой в отношении бухучета ПИЮЛ содержится ограниченный набор информации) российское налоговое законодательство посвятило вопросам налогообложения ПИЮЛ немало статей и пояснений. Например:

Статья НК РФ

Основные аспекты, затрагивающие налогообложение ПИЮЛ

7

ПИЮЛ обязано исчислять и уплачивать налоги в соответствии с требованиями НК РФ и положениями международных договоров

306

Расшифровывает понятие ПИЮЛ в налоговых целях

307

Описывает нюансы налогообложения работающих в России зарубежных компаний (дает определение объекту налогообложения, налоговой базе и т. д.)

308

Конкретизирует особенности налогообложения зарубежных фирм при осуществлении деятельности на стройплощадке

Другие статьи НК РФ (посвященные расчетным алгоритмам отдельных налогов), а также разъяснения Минфина РФ и ФНС России по вопросам налогообложения ПИЮЛ

Кроме того, важным уточнением порядка налогообложения ПИЮЛ являются положения международных договоров РФ — если из их содержания следует иной порядок налогообложения, чем указан в российском налоговом законодательстве, то необходимо применять нормы международного договора.

Таким образом, по п. 8 ст. 307 НК РФ зарубежные компании, работающие в России через постоянное представительство, должны:

  • уплачивать авансовые платежи и налог в порядке, предусмотренном ст. 286, 287 НК РФ;
  • представлять налоговикам по итогам налогового периода декларацию и отчет (ссылки на формы приведены ниже в таблице):

Наименование отчета ПИЮЛ

Реквизиты приказов МНС России, утвердивших форму отчета

Декларация по налогу на прибыль иностранной организации

от 05.01.2004 № БГ-3-23/1

Отчет о деятельности в РФ

от 16.01.2004 № БГ-3-23/19

Как заполнить и сдать годовой отчет о деятельности иностранной организации, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы не ошибиться при оформлении отчета, переходите в Готовое решение от КонсультантПлюс, получив пробный демо-доступ к системе. Это бесплатно.

Если же зарубежная фирма открыла в России подразделение исключительно для осуществления представительских функций, по мнению Минфина России (письмо от 24.10.2005 № 03-03-04/4/66):

  • деятельность ПИЮЛ не признается предпринимательской;
  • обязанность по уплате в бюджет РФ налогов отсутствует.

О разнообразии поясняемых российскими чиновниками учетных нюансов расскажут сообщения:

  • «Минфин напомнил, как списать долг ликвидированного дебитора»;
  • «Налоговики дали рекомендации по отражению в декларации по прибыли убытков прошлых лет»;
  • «Налоговики выпустили памятку для новой декларации по налогу на прибыль».

При конкретизации своих «прибыльных» налоговых обязательств ПИЮЛ руководствуется НК РФ, но в некоторых ситуациях этот процесс требует особых подходов. К примеру, по особой схеме рассчитываются налоговые обязательства, если ПИЮЛ занимается подготовительной и (или) вспомогательной деятельностью не только в своих интересах, но и для третьих лиц (без получения вознаграждения). Об этом — в следующем разделе.

Нюансы расчета налога на прибыль

В общем случае осуществление зарубежной компанией на территории РФ вспомогательной или подготовительной деятельности в своих интересах необходимости в уплате налога на прибыль не вызывает (п. 4 ст. 306 НК РФ). Такая деятельность не приводит к образованию постоянного представительства.

К вспомогательной деятельности относятся, например:

  • мероприятия по созданию условий для ведения основной деятельности, но не относящиеся к ней (исследование рынка, получение лицензий и др.);
  • действия, нацеленные на обеспечение процесса ведения основной предпринимательской деятельности.

Однако налог на прибыль подлежит расчету и уплате, если:

  • вспомогательная (подготовительная) деятельность производится в интересах третьих лиц;
  • вознаграждение за такую деятельность не предусмотрено.

ПИЮЛ оценивает свои «прибыльные» обязательства по следующей схеме (п. 3 ст. 307 НК РФ):

  • объект налогообложения равен сумме фактических расходов ПИЮЛ (включая внереализационные);
  • налоговая база определяется умножением суммы расходов на 20%.

Если ПИЮЛ совмещает подобную вспомогательную деятельность с собственной предпринимательской, налоговики рекомендуют определять по этим видам деятельности налоговую базу раздельно (письмо МПС России от 12.05.2004 № 23-1-10/34-1571):

Вид деятельности ПИЮЛ

Метод расчета налоговых обязательств

Расшифровка метода

Статья НК РФ

Вспомогательная

«Условный»

Схема определения налоговой базы по налогу на прибыль (ПБНП):

ПБНП = ПРВД × 20%,

где ПРВД — расходы по вспомогательной деятельности ПИЮЛ в интересах третьих лиц (без получения от них вознаграждения)

п. 3 ст. 307

Основная

«Прямой»

Определение объекта налогообложения по налогу на прибыль (ОННП) осуществляется с применением формулы:

ОННП = ПД – ПР,

где ПД и ПР — полученные ПИЮЛ доходы и произведенные им расходы соответственно

ст. 247, п. 1 ст. 307

Процедура расчета и уплаты налога на прибыль российскими налогоплательщиками расшифрована в материале «Налог на прибыль организаций: плательщики, ставки и расчет».

Какие учетные данные потребуются для расчета представительством зарубежной фирмы налога на имущество

Если зарубежная фирма осуществляет свою деятельность в России через постоянное представительство и у нее есть основные средства, она признается плательщиком налога на имущество.

Для правильного исчисления налога на имущество требуется учесть следующие положения НК РФ:

  • объектами налогообложения признаются (ст. 374 НК РФ):     
    • относящееся к объектам основных средств движимое и недвижимое имущество;
    • имущество, полученное по концессионному соглашению.
  • учет объектов налогообложения для целей расчета налога на имущество ПИЮЛ должен быть организован исходя из требований ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н;

ВНИМАНИЕ: ПБУ 6/01 с 2022 года утрачивает силу. Ему на смену придут ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Применять новые стандарты можно и раньше, закрепив положения в учетной политике предприятия.

Как организации перейти на учет основных средств и капитальных вложений по ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020, пошагово разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный демо-доступ. Это бесплатно.

  • налоговая база равна сформированной по нормам бухучета среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения и не числящегося в реестре Роскадастра (ст. 375 НК РФ);
  • ставка налога устанавливается законами субъектов РФ, но не выше 2,2% (ст. 380 НК РФ);
  • схема расчета среднегодовой стоимости имущества (СГС):

СГС = (ОС01.01 + ОС01.02 + ОС01.03 + ОС01.04 + … + ОС01.12 + ОС31.12) / (12 + 1),

где:

ОС01.01 … ОС01.12 — остаточная стоимость имущества на 1 января, … 1 декабря налогового периода;

ОС31.12 — остаточная стоимость имущества на последнее число налогового периода;

12 — число месяцев налогового периода;

  • налоговый период по налогу — год, отчетные периоды — квартал, полугодие, 9 месяцев (ст. 379 НК РФ);
  • уплата налога производится по месту налогового учета ПИЮЛ (п. 5 ст. 383 НК РФ) в порядке и сроки, установленные законами субъекта РФ.

Пример

Представительство зарубежной фирмы Х-Ltd имеет на своем балансе нежилое помещение (склад) и здание офиса. Кадастровая стоимость на эти объекты недвижимости на 2021 год не установлена. Расчет налога на имущество (НИ) за 2021 год ПИЮЛ произвело исходя из среднегодовой стоимости имущества по исходным данным, представленным в таблице (тыс. руб.):

01.01

01.02

01.03

01.04

01.05

01.06

01.07

01.08

01.09

01.10

01.11

01.12

31.12

2 157

2 089

1 963

1 855

1 734

1 609

1 561

1 413

1 316

1 292

1 188

1 006

972

НИ = [(2 157 + 2 089 + 1 963 + 1 855 + 1 734 + 1 609 + 1 561 + 1413 + 1 316 + 1 292 + 1 188 + 1 006 + 972) / 13] × 2,2% = 34,11 тыс. руб.

Как рассчитать налог на имущество, если часть объектов попадает под льготу, а в регионе установлены авансовые платежи по налогу, см. в материале «Какой порядок расчета налога на имущество организаций?».

Итоги

Учет в представительстве зарубежной компании должен позволять формировать отчетные показатели для головной фирмы и формировать данные для расчета налогов по нормам российского законодательства. Бухгалтерский учет по российским нормам представительство может не вести, если свои доходы и расходы оно учитывает в соответствии с налоговым законодательством РФ.

Учет в представительстве иностранной компании

«Бухгалтерский учет», 2011, N 6

Если иностранная компания осуществляет в России только вспомогательную и подготовительную деятельность, нужно ли вести бухгалтерский учет в ее представительстве, а если вести, то как?

Для целей налогообложения постоянным представительством иностранной компании в Российской Федерации признается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с: пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов; проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования; продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов; осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной п. 4 ст. 306 НК РФ.

В силу п. 4 ст. 306 НК РФ факт осуществления иностранной организацией на территории Российской Федерации деятельности подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных п. 2 ст. 306 НК РФ, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства.

К подготовительной и вспомогательной деятельности, в частности, относится содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора, обработки и (или) распространения информации, ведения бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг), реализуемых иностранной организацией, если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью этой организации.

Деятельность отделения иностранной организации, несущая вспомогательный и подготовительный характер, не приводит к образованию постоянного представительства, что подтверждается примерами из судебной практики. Например, ФАС Поволжского округа указал, что отделение, осуществляющее работу по привлечению клиентов, первичный сбор информации о возможных клиентах, распространение информации о компании, первичный анализ деятельности предполагаемого клиента, постоянным представительством иностранной организации не является (Постановление от 26.12.2006 по делу N А55-1041/06-39).

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут вести бухгалтерский учет исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат МСФО. В свою очередь, требования Закона о бухгалтерском учете распространяются в том числе и на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Таким образом, бухгалтерский учет представительство может вести либо в соответствии с правилами, установленными в стране нахождения иностранной организации, либо в соответствии с российским законодательством о бухгалтерском учете.

Представительство имеет право не вести бухгалтерский учет в соответствии с российским законодательством (Письмо Минфина России от 03.12.2010 N 03-02-07/1-566, Постановление ФАС Московского округа от 30.06.2008 N КА-А40/5642-08); иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации, подпадают под понятие организации только для целей Налогового кодекса РФ, но не в целях применения законодательства о бухгалтерском учете (Письмо УФНС России по г. Москве от 14.02.2006 N 20-12/11390).

Между тем на практике часть представительств иностранных организаций ведет бухгалтерский учет в соответствии с российскими стандартами.

Рассмотрим на примере порядок ведения бухгалтерского учета в таком представительстве иностранной организации.

Пример. Представительство иностранной компании в России осуществляет деятельность вспомогательного и подготовительного характера, которая не приводит к образованию постоянного представительства. Все расходы осуществляются за счет финансирования, поступающего ежемесячно от головной компании, в сумме 10 000 долл. США. Финансирование в сумме 10 000 долл. США 01.02.2011 поступило на валютный счет. На конец месяца (28.02.2011) компания начисляет заработную плату сотрудникам-резидентам в размере 5000 руб. и арендную плату за текущий месяц в сумме 11 800 руб. Компания 03.03.2011 направила в банк поручение на продажу валюты, согласно которому она была продана по курсу 31,15 руб. Комиссия банка составила 50 руб.

Курс рубля по отношению к доллару США:

в момент зачисления средств на валютный счет — 31,01 руб.;

на конец отчетного периода (конец месяца) — 31,10 руб.;

на дату списания валюты банком для ее продажи — 31,00 руб.;

на дату продажи валюты банком — 31,20 руб.;

курс согласно поручению на продажу валюты — 31,15 руб.

Для отражения в учете представительства информации о поступлении из головного офиса средств на содержание представительства и расходовании этих средств может использоваться счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты» (Письмо Минфина России от 30.07.2003 N 04-02-05/3/60).

Получение финансирования в долларах США отражается в сумме, определяемой путем пересчета стоимости полученных денежных активов, выраженной в иностранной валюте, в рубли по курсу, установленному ЦБ РФ, на дату зачисления денежных средств на валютный счет.

В дальнейшем пересчет стоимости денежных средств, выраженных в иностранной валюте, в рубли должен производиться на дату совершения операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату.

Курс доллара США на дату списания валюты банком для ее продажи по поручению организации уменьшился. На эту дату в учете организации образуется отрицательная курсовая разница по средствам на валютном счете, которая является прочим расходом организации. В дальнейшем счет 91 закрывается списанием суммы на счет 79. На дату продажи валюты курс доллара США, установленный ЦБ РФ, увеличился, следовательно, в учете организации возникает прочий доход в виде положительной курсовой разницы, который отражается по дебету счета 57 и кредиту счета 91, который также в дальнейшем списывается на счет 79.

В бухгалтерском учете представительства производятся следующие записи:

на дату поступления:

Д-т сч. 52 «Валютные счета»

К-т сч. 79 «Внутрихозяйственные расчеты»

310 100 руб. (10 000 x 31,01)

на валютный счет поступили средства от головного офиса на содержание представительства;

на последний день отчетного периода:

Д-т сч. 20 «Основное производство»

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

11 800 руб.

начислена арендная плата за текущий месяц;

Д-т сч. 20 «Основное производство»

К-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

5000 руб.

начислена заработная плата сотрудникам;

Д-т сч. 20 «Основное производство»

К-т сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

1700 руб. (5000 x 34%)

начислены страховые взносы с заработной платы;

Д-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»

650 руб. (5000 x 13%)

удержан НДФЛ с заработной платы;

Д-т сч. 79 «Внутрихозяйственные расчеты»

К-т сч. 20 «Основное производство»

18 500 руб. (11 800 + 5000 + 1700)

расходы представительства по основной деятельности списаны за счет средств, поступивших от головной организации;

Д-т сч. 52 «Валютные счета»

К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»

900 руб. (10 000 (31,10 — 31,01))

отражена курсовая разница по валютному счету;

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»

К-т сч. 79 «Внутрихозяйственные расчеты»

900 руб.

за счет изменения курса валют увеличилась сумма финансирования, выраженная в рублях;

на дату списания валюты банком для ее продажи:

Д-т сч. 57 «Переводы в пути»

К-т сч. 52 «Валютные счета»

310 000 руб. (10 000 x 31,00)

отражена передача валюты банку для продажи;

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»

К-т сч. 52 «Валютные счета»

1000 руб. (10 000 (31,10 — 31,00))

отражена отрицательная курсовая разница;

Д-т сч. 79 «Внутрихозяйственные расчеты»

К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»

1000 руб.

отражено уменьшение финансирования от головной организации, произошедшее в связи с изменением курса валют;

на дату продажи валюты банком:

Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

К-т сч. 79 «Внутрихозяйственные расчеты»

311 500 руб. (10 000 x 31,15)

отражен доход от продажи валюты;

Д-т сч. 79 «Внутрихозяйственные расчеты»

К-т сч. 57 «Переводы в пути»

312 000 руб. (31,2 x 10 000)

списана стоимость проданной валюты;

Д-т сч. 57 «Переводы в пути»

К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»

500 руб. (10 000 (31,2 — 31,15))

отражена положительная курсовая разница;

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»

К-т сч. 79 «Внутрихозяйственные расчеты»

500 руб. (10 000 (31,2 — 31,15))

увеличена сумма финансирования;

Д-т сч. 51 «Расчетные счета»

К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

311 500 руб.

поступили денежные средства от продажи валюты;

на дату выплаты заработной платы и уплаты арендной платы, налогов и взносов:

Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т сч. 51 «Расчетные счета»

11 800 руб.

осуществлена оплата аренды за истекший месяц;

Д-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

К-т сч. 51 «Расчетные счета»

4350 руб. (5000 — 650)

выплачена работнику заработная плата;

Д-т сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

К-т сч. 51 «Расчетные счета»

1700 руб.

уплачены страховые взносы с заработной платы;

Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»

К-т сч. 51 «Расчетные счета»

650 руб.

перечислен НДФЛ.

Е.Ю.Чиркова

Консультант по налогам и сборам

ЗАО «2К Аудит — Деловые консультации/

Morison International»

Когда при приобретении работ и услуг НДС исчисляется налоговым агентом?

Налоговый агент по НДС обязан исчислить, удержать и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость (п.4 ст.173 НК РФ). Обязанности налоговых агентов возникают даже у неплательщиков НДС, например, у ИП или организаций, применяющих УСН (п.2 ст.161 НК РФ)!

По общему правилу, для возникновения таких обязанностей должны выполняться одновременно два условия (п.1 ст.161 НК РФ):

Условие 1. Местом реализации таких услуг (работ) является территория РФ;

Условие 2. Иностранные лица НЕ состоят на учете в налоговых органах ИЛИ состоят на учете только в связи с:

  • нахождением на территории Российской Федерации принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств;
  • с открытием счета в банке.

А также, если иностранная организация, состоит на учете в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений на территории Российской Федерации (за исключением осуществления реализации товаров (работ, услуг) через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации).

Таким образом, российская организация или ИП должны выполнять обязанности налогового агента по НДС, если иностранная компания вообще не стоит на учете в налоговой инспекции, или состоит, но только потому, что у нее на территории России есть недвижимость, зарегистрированное транспортное средство, открыт расчетный счет, или если договор на выполнение работ (оказание услуг) или реализацию товаров заключен с иностранной компанией, имеющей подразделение на территории России, но в выполнении этого договора обособленное подразделение не принимает участие.

Но электронные услуги, указанные в п.1 ст.174.2 НК РФ и приобретаемые у иностранных компаний, составляют исключение из этого правила (п.2 ст.161 НК РФ).

Напомним, что до 1 октября 2022 года иностранные компании, оказывающие электронные услуги, должны были встать на учет в ФНС через «Личный кабинет» в соответствии с п.4.6 ст. 83 НК РФ и уплачивать НДС по электронным услугам самостоятельно в российский бюджет. Но с 1 октября 2022 года такая обязанность для иностранных компаний, реализующих услуги в электронной форме, в т.ч. для иностранных посредников с участием в расчетах, предусмотрена только, если они оказывают электронные услуги физическим лицам (НЕ ИП) (п.2 ст.161 и п.3 ст.174.2 НК РФ в ред. Закона N 323-ФЗ, новый п.10.1 ст.174.2 НК РФ).

ФНС и Минфин разъясняют, что при приобретении электронных услуг у иностранных компаний российские организации или ИП должны выполнять обязанности налогового агента по НДС, даже если иностранная компания зарегистрирована в ФНС, как компания, оказывающая услуги в электронной форме (Письмо Минфина России от 25.11.2022 г. N 03-07-08/115422). И только при приобретении «иных услуг» (не электронных) у иностранных организаций, которые зарегистрированы в качестве плательщиков НДС по электронным услугам в соответствии с п.4.6 ст. 83 НК РФ, покупатель вправе самостоятельно исчислять, удерживать и уплачивать НДС в бюджет РФ с учетом подхода, изложенного в письмах ФНС России от 24.04.2019 N СД-4-3/7937 и от 30.03.2022 N СД-4-3/3807@, т.е. выполнить обязанности налогового агента добровольно (Письмо ФНС России от 08.08. 2022 г. N СД-4-3/10308@).

Иными словами, при приобретении электронных услуг у иностранных компаний для возникновения обязанностей налогового агента по НДС должно выполняться условие № 2 или иностранная компания должна стоять на учете в соответствии с пп.4.6 ст.83 НК РФ.

Аналогичные выводы следуют из обновленного порядка заполнения декларации по НДС (п.37.3 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС в ред. Приказа ФНС от 12.12.2022 г. N ЕД-73/1191@).

Не все услуги, оказываемые через Интернет, относятся к электронным услугам. Перечень электронных услуг закрытый и он приведен в п.1 ст.174.2 НК РФ. Там же приведены услуги, которые не относятся к электронным.

Например, передача прав на использование программы ЭВМ через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ней относится к электронным услугам. А реализация (передача прав на использование) программ на материальных носителях (например, на «флешке») к электронным услугам не относится.

Также хотим обратить особое внимание, что российская организация (или ИП), приобретающая услуги (работы) у иностранных партнеров должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, только в том случае, если местом реализации услуг (работ) является территория РФ.

Как определить место реализации услуг (работ)?

Чтобы определить место реализации правильно, необходимо разобраться, каким документом пользоваться. А это зависит от того, с налогоплательщиком какого государства заключен договор.

Если партнером российской организации или ИП является налогоплательщик государств — членов ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия), то место реализации услуг (работ) нужно определить в соответствии с Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Протокол), поскольку международные договоры имеют приоритет перед нормами НК РФ (ст.7 НК РФ).

В остальных случаях заключения договоров с иностранными партнерами место реализации услуг (работ) определяется в соответствии со ст.148 НК РФ.

Место реализации услуг зависит от вида оказываемых услуг (выполнения работ).

Приведем несколько примеров определения места реализации услуг (работ) для целей НДС.

Услуги, связанные с недвижимостью

Место реализации услуг, связанных с недвижимостью (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов) определяется по месту ее нахождения.

Иными словами, если иностранная организация выполняет строительно-монтажные работы по строительству недвижимости на территории иностранного государства или сдает в аренду недвижимость, находящуюся за рубежом, то территория РФ не является местом реализации таких услуг, а значит российский заказчик или арендатор не является налоговым агентом по НДС (пп.1 п.1 и пп.1 п. 1.1 ст.148 НК РФ, п.2 и пп.1 п.29 Протокола).

Услуги, связанные с движимым имуществом

Место реализации услуг, связанных с движимым имуществом (в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание) определяется по месту нахождения имущества. Так, если, например, иностранная компания осуществляет ремонт оборудования (движимого имущества), находящегося на территории иностранного государства, то территория РФ не является местом реализации таких работ (пп.2 п.1.1 ст.148 НК РФ, пп. 2 п.29 Протокола).

Но если для ремонта оборудования специалисты иностранной компании выезжают к российскому клиенту и производят ремонт на территории РФ — у российского заказчика возникают обязанности налогового агента по НДС, поскольку местом реализации таких услуг будет территория РФ (пп.2 п.1 ст.148 НК РФ, пп. 2 п.29 Протокола).

Услуги в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта

Если фактически услуги оказываются на территории РФ, то местом их реализации является РФ (пп. 3 п.1 ст.148 НК РФ, пп.3 п.29 Протокола). И наоборот. Например, при проведении обучения за рубежом у российского покупателя обязанностей налогового агента по НДС не возникает.

Услуги иностранного перевозчика (НЕ налогоплательщика ЕАЭС)

Местом реализации таких услуг будет являться территория РФ только в случае, если пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ, т. е. если с иностранным перевозчиком заключен договор на перевозку груза по территории РФ. Исключение составляют услуги по перевозке пассажиров и багажа, оказываемых иностранными лицами не через постоянное представительство этого иностранного лица (пп.4.1 п.1, пп.5 п.1.1 ст.148 НК РФ).

Но если договор перевозки заключен с налогоплательщиком государства — члена ЕАЭС, местом реализации будет считаться территория этого государства ЕАЭС. Т. е. заключая договор на перевозку грузов с налогоплательщиком Беларуси, Казахстана, Армении или Киргизии, российская организация не должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, независимо от маршрута пути такого перевозчика (пп.5 п.29 Протокола).

Услуги иностранных посредников (агентов, комиссионеров)

Территория РФ не является местом реализации услуг иностранных посредников, реализующих или оказывающих содействие в реализации товаров (работ, услуг) российских компаний или ИП (п.2 ст.148 НК РФ, пп.5 п.29 Протокола), а также посредников НЕ из ЕАЭС, приобретающих для российского комитента или принципала товары (работы, услуги) от своего имени (п.2 ст.148 НК РФ). Соответственно при приобретении таких услуг российский комитент или принципал не будет исполнять обязанности налогового агента по НДС.

Место реализации многих услуг (работ) определяется «по покупателю», т. е. местом их реализации является территория РФ, если покупатель — российский налогоплательщик. Так, российская организация или ИП станет налоговым агентом по НДС, если приобретает у иностранной компании услуги по передаче, и предоставлению патентов и лицензий, консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации (пп.4 п.1 ст.148 НК РФ и пп.4 п. 29 Протокола).

Также «по покупателю» определяется место реализации услуг по передаче прав на программы ЭВМ (пп.4 п.1 и п.2 ст.148 НК РФ и пп.4 п. 29 Протокола). Т. е. если российская организация или ИП приобретает у иностранной компании права на программы ЭВМ, местом реализации таких услуг является территория РФ.

Место реализации электронных услуг, указанных в п.1 ст.174.2 НК РФ и оказываемых иностранными лицами из стран «дальнего зарубежья» (НЕ из стран ЕАЭС), также определяется «по покупателю» (пп.4 п.1 и пп.4 п.1.1 ст.148 НК РФ). Соответственно при приобретении электронных услуг российскими ИП или организациями, местом их реализации является территория РФ.

Но при работе с партнерами из ЕАЭС для определения места реализации услуг, оказываемых через Интернет, нужно определить место реализации таких услуг (работ) в соответствии с Протоколом. В нем нет понятия «электронные услуги», поэтому нужно смотреть наименование услуг (работ), независимо от того, как они оказываются.

Например, местом реализации услуг по администрированию сайтов в Интернет, оказываемых организациями или ИП из стран ЕАЭС, территория РФ не является (пп.5 п.29 Протокола). Поэтому российский покупатель не является налоговым агентом и российский НДС не уплачивается. Но местом оказания рекламных услуг, в т.ч. через Интернет, приобретаемых российскими покупателями у налогоплательщиков ЕАЭС, будет территория РФ (пп.4 п.29 Протокола) и такие услуги в соответствии с п.1 ст.174.2 НК РФ относятся к услугам в электронной форме.

Если местом реализации услуг является территория РФ и компания, зарегистрированная в государстве-ЕАЭС, стоит на учете в ФНС, например, как плательщик НДС по электронным услугам, оказываемым физическим лицам на территории РФ (п.4.6 ст.83 НК РФ), то нужно определить принадлежность этих услуг к электронным услугам, указанным в п.1 ст.174.2 НК РФ. Если они названы в п.1 ст.174.2 НК РФ, то российский покупатель (организация или ИП) должна выполнить обязанности налогового агента по НДС. А если НЕ названы, то обязанность по уплате НДС лежит на самой иностранной компании, но, как уже говорилось, российский покупатель может выполнить обязанности налогового агента добровольно.

Если местом реализации услуг (работ), оказываемых компанией или ИП из ЕАЭС, является территория РФ и они НЕ зарегистрированы в налоговых органах РФ, то покупатели таких услуг (работ) должны выполнять обязанности налогового агента по НДС, независимо от того, относятся ли оказываемые услуги (работы) к электронным услугам.

В случае, если иностранная организация выполняет (оказывает) несколько видов работ (услуг) и реализация одних работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ (услуг), местом реализации вспомогательных работ (услуг) признается место реализации основных работ (услуг) (п.3 ст.148 НК РФ, п.33 Протокола).

Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются (п.4 ст.148 НК РФ, п.30 Протокола):

  • контракт, заключенный с иностранным лицом;
  • документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

Как налоговому агенту исчислить и уплатить НДС?

Когда платить?

При приобретении работ или услуг налоговый агент должен исчислить НДС при перечислении денег иностранной компании (Письмо Минфина России от 21.01.2015 N 03-07-08/1467, Письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634), т. е.:

  • при перечислении предварительной оплаты или
  • при оплате уже оказанных услуг (выполненных работ).

Если работы выполнены (услуги оказаны), но расчеты с иностранным исполнителем еще не произведены, то налоговой базы по НДС у налогового агента не возникает. Минфин РФ разъясняет, что уплачивать «агентский» НДС в бюджет до момента выплаты (перечисления) денежных средств иностранному лицу не следует (Письмо Минфина России от 07.12.2018 г. N 03-07-08/88932).

До 1 января 2023 года исчисленный и удержанный НДС налоговый агент, приобретающий услуги (работы), должен был перечислить в бюджет одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранным партнерам. Причем банк, обслуживающий налогового агента, не вправе был переводить деньги «иностранцу», если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога (п.4 ст.174 НК РФ в ред. До 01.01.2023 г.).

Но с 1 января 2023 года сроки перечисления «агентского» НДС изменены. Он перечисляется в общеустановленном порядке в составе единого налогового платежа: по 1/3 от исчисленной суммы НДС не позднее 28-го числа каждого месяца, следующего за прошедшим кварталом (п.1 ст.174 НК РФ).

Как исчислить?

Налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих услуг с учетом российского НДС (п.1 ст.161 НК РФ). Ставка НДС — 20/120 (п.4 ст.164 НК РФ).

Как правило, иностранные компании не включают в стоимость своих услуг (работ) сумму российского НДС, делая оговорку, что их стоимость не включает косвенные налоги, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ. В этом случае, чтобы определить налоговую базу по НДС налоговому агенту нужно увеличить стоимость, указанную в договоре на сумму НДС, т. е. начислить 20% сверх стоимости услуг (работ).

Также можно поступить, если о российском НДС (косвенном налоге) вообще нет упоминания в иностранном контракте (Письма Минфина России от 25.11.2022 г. N 03-07-08/115422, от 23.07.2021 г. N 03-07-14/59243, от 13.04.2016 N 03-07-08/21231, от 05.06.2013 N 03-03-06/2/20797, от 08.09.2011 N 03-07-08/276, Постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 N 15483/11).

Пример: в договоре установлено, что стоимость услуг составляет 100 евро без учета НДС. В таком случае сумма дохода от реализации, с которой налоговому агенту придется удержать НДС, составит 120 евро (100 евро + 100 евро x 20%).

Если расчеты с иностранной компанией производятся в иностранной валюте, налоговую базу по НДС в рублях нужно определить по курсу ЦБ РФ, действующему на дату оплаты услуг, работ (на дату фактического осуществления расходов) (п. 3 ст. 153 НК РФ, Письмо Минфина России от 07.12.2018 г. N 03-07-08/88932, от 21.01.2015 N 03-07-08/1467).

Налоговый агент по НДС при исчислении налога должен составить счет-фактуру с учетом требований пп. 5 и 6 ст. 169 НК РФ (абз. 2 п. 3 ст. 168 НК РФ). Несмотря на то, что срок выставления счета-фактуры для налогового агента нормами НК РФ не установлен, сделать это лучше в течение пяти календарных дней считая со дня перечисления денег иностранному партнеру (предварительной оплаты или оплаты принятых на учет услуг (работ).

Так считают налоговые органы (Письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@ — данный документ размещен на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами»).

При приобретении работ и услуг в «агентском» счете-фактуре нужно указать:

  • в строках 2 и 2а — полное или сокращенное наименование и место нахождения иностранца-продавца согласно договору, заключенному с иностранным контрагентом (абз. 2 пп. «в», абз. 2 пп. «г» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры);
  • в строке 2б (ИНН/КПП продавца) можно поставить прочерк (абз. 2 пп. «д» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры).
  • в строке 5, по мнению автора, с 1 января 2023 года следует указывать номер и дату «платежки» на перечисление оплаты «иностранцу». Ранее указывали реквизиты «платежки» на перечисление НДС в бюджет. Но как уже говорилось, сроки перечисления удержанного налога для «иностранных агентов», приобретающих работы и услуги изменены и формально данное требование утратило силу (пп. «з» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее Правила заполнения счета-фактуры и Постановление N 1137 соответственно). Вероятно, в ближайшее время в Правила заполнения счетов-фактур тоже внесут уточнения.

Остальные показатели счетов-фактур заполняются в обычном порядке. Единственное, что еще необходимо помнить — ставка НДС у налоговых агентов 20/120. Поэтому если российский покупатель-налоговый агент самостоятельно рассчитал налоговую базу по НДС, добавив сверх стоимости услуг 20%, в графе 7 счета-фактуры нужно указать расчетную налоговую ставку 20/120 (п. 4 ст. 164 НК РФ), а в графе 9 — стоимость услуг с учетом НДС. В графе 5 указывают стоимость оплаченных услуг без учета НДС (разность граф 9 и  8) (см. также письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@).

Выставленный счет-фактуру нужно зарегистрировать в книге продаж, в том квартале, когда возникла обязанность по уплате НДС (т. е. в квартале перечисления денег иностранному партнеру), независимо от даты его выставления (пп. 2 п.3 и п. 15 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением N 1137). При заполнении книги продаж в графе 2 «Код вида операции» нужно указать код «06» (Приказ ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-3/136@).

Как налоговому агенту учесть исчисленный НДС?

Если налоговый агент является плательщиком НДС и иностранные услуги (работы) приобретены для осуществления облагаемых операций, НДС, исчисленный налоговым агентом можно принять к вычету (п.2.2, 3 ст.171 и п.1 ст.172 НК РФ в ред. Федерального закона от 28.12.2022 N 565-ФЗ с 01.01.2023 г., Письмо Минфина России от 16.11.2020 N 03-07-08/99626).

До 1 января 2023 года налоговые агенты могли принимать к вычету удержанный НДС только после его фактической уплаты в бюджет. Но с 1 января 2023 года из-за введения единого налогового платежа (ЕНП) «агентский» НДС уплачивается в его составе. По общему правилу ЕНП засчитывается в счет исполнения обязанностей налогоплательщиков и налоговых агентов в день наступления срока уплаты. Поэтому законодатели решили, что налоговые агенты сразу смогут «зачесть» (принять к вычету) агентский НДС, как только его удержат и начислят. Вычет НДС налоговые агенты производят на основании документов, подтверждающих исчисление сумм налога (п.1 ст.172 НК РФ в ред. с 01.01.2023 г.). Т.е. если налоговый агент, например, в 1-м квартале 2023 года при перечислении денежных средств за оказанные иностранной компанией услуги удержал НДС и отразил эти суммы в Разделе 2 декларации по НДС, то в этой же декларации начисленные суммы «агентского» НДС могут быть приняты к вычету.

Но, обратите внимание! Вычет можно произвести только после принятия на учет выполненных работ (услуг) и при наличии соответствующих первичных документов (подтверждающих факт их принятия на учет) (Письмо Минфина РФ от 20.02.2021 г. N 03-07-08/12121, Письмо ФНС РФ от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@ и Решение ВАС РФ от 12.09.2013 N 10992/13). Т. е налоговый агент не вправе заявить к вычету НДС, удержанный им при перечислении предоплаты до тех пор, пока услуги не будут оказаны (работы выполнены).

Пример. 15.02.2023 г. российская организация перечислила иностранной компании аванс 50% в счет оплаты рекламных услуг. Услуги были оказаны 01.04.2023 г. Окончательная оплата услуг была произведена 04.04.2023 г. По условиям договора стоимость услуг не включает НДС и составляет 1000 евро.

Предположим, что курс евро составляет:

  • на 15.02.2023 г. — 86 руб.
  • на 04.04.2023 г.- 87 руб.

При перечислении 50%-го аванса в сумме 500 евро налоговый агент должен уплатить в бюджет НДС. Налоговая база — 600 евро (500 + (500*20%)), соответственно НДС составляет 100 евро (600 евро*20/120), что по курсу на дату оплаты услуг (15.02.2023 г) соответствует 8600 руб. (100*86 руб.). Данная сумма должна быть начислена в декларации по НДС за 1-й квартал 2023 года и перечислена в бюджет в составе ЕНП по 1/3 от суммы: не позднее 28.04, 28.05 и 28.06.2023 г.

Поскольку во 1-м квартале 2023 года услуги не были оказаны, данная сумма НДС к вычету не принимается.

При оказании услуг (01.04.2023 г.) НДС не начисляется. Обязанность по исчислению и уплате НДС возникает на дату перечисления окончательной оплаты за оказанные услуги, т.е. 04.04.2023. Иностранной компании перечислено 500 евро, т.е. сумма «удержанного» НДС составила 100 евро (500 евро *20% или (500 + (500*20%)*20/120). По курсу на дату оплаты услуг сумма НДС, которую налоговый агент должен начислить в бюджет с оплаты иностранному партнеру составит 8700 руб. (100 евро*87 руб.).

Поскольку услуги оказаны во 2-м квартале 2023 г., НДС, начисленный в бюджет при перечислении денежных средств иностранному партнеру, налоговый агент может принять к вычету во 2-м квартале 2023 г. Т.е. в декларации по НДС за 2-й квартал 2023 года он заявит к вычету: 8600 руб. (НДС, начисленный при перечислении аванса в 1-м квартале) и 8700 руб. (НДС, начисленный при перечислении окончательной оплаты услуг).

По мнению Минфина РФ налоговый агент не вправе переносить вычет НДС на более поздний период, т.е. вычет «агентского» НДС необходимо заявить в том квартале, в котором возникло право на вычет (Письма Минфина России от 14.07.2020 г. N 03-07-14/61018, от 17.10.2017 N 03-07-11/67480) или отказаться от него вовсе.

При принятии к вычету «агентского» НДС выставленный счет-фактура регистрируется в книге покупок, а в графе 2 «Код вида операции» нужно указывать код «06» (Приказ ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-3/136@).

Если услуги приобретаются для деятельности, указанной в п.2 ст.170 НК РФ (т.е. для необлагаемой деятельности или неплательщиком НДС), то «агентский» НДС к вычету не принимается, а учитывается в стоимости приобретенных услуг, т.е. учитывается в расходах по налогу на прибыль (п.2 ст.170 НК РФ), или при применении УСН с объектом «доходы-расходы» (если такие расходы предусмотрены нормами НК РФ).

Отчетность налогового агента

Что включить в декларацию по НДС?

Налоговые агенты — плательщики НДС сдают в налоговый орган обычную декларацию по НДС, включая в нее раздел 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента». Раздел 2 Декларации заполняется отдельно по каждому иностранному лицу. Налоговый вычет «агентского» НДС отражается в строке 180 раздела 3 налоговой декларации.

Налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками НДС, тоже обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по НДС в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в котором была перечислена оплата (абз. 1 п. 5 ст. 174 НК РФ). Причем, декларацию можно представить в бумажной форме (абз. 2 п. 5 ст. 174 НК РФ), хотя на практике такая декларация вызывает удивление у налоговых инспекторов.

Налоговые агенты, НЕ являющиеся налогоплательщиками НДС (применяющие УСН, ПСН, а также освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьями 145 и 145.1 НК РФ) заполняют в декларации по НДС титульный лист и раздел 2 декларации. При отсутствии показателей для заполнения раздела 1 декларации в его строках ставятся прочерки. При этом в титульном листе по реквизиту «по месту нахождения (учета)» указывается код «231» (п.3 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС, утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ (далее — Порядок заполнения декларации).

Понятно, что «агентские» счета-фактуры, составленные при перечислении оплаты иностранному партнеру, у плательщиков НДС должны быть отражены в Разделе 9 декларации по НДС (данные из книги продаж), а при принятии это налога к вычету — в Разделе 8 декларации (данные из книги покупок).

А обязан ли неплательщик НДС, применяющий спецрежимы, например «упрощенку», включать в декларацию по НДС Раздел 9 декларации (данные из книги продаж)? Как уже упоминалось, Порядок заполнения декларации требует от таких налоговых агентов включить в декларацию только титульный лист, Раздел 1 и Раздел 2 (п.3 Порядка заполнения налоговой декларации). Кроме того, несмотря на то, что все налоговые агенты, приобретающие работы или услуги у иностранных партнеров обязаны выставлять счета-фактуры (п.3 ст.168 НК РФ), обязанность вести книгу продаж установлена только для налогоплательщиков НДС (п.3 ст.169 НК РФ).

Таким образом, по мнению автора, формально у «спецрежимников», исполняющих обязанности налогового агента по НДС нет обязанности вести книгу продаж и заполнять Раздел 9 декларации по НДС. Но многие эксперты считают иначе, поскольку в п. 47 Порядка заполнения декларации (в отличие от норм НК РФ) указано, что Раздел 9 декларации заполняется налогоплательщиками (налоговыми агентами) во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость в соответствии с НК РФ. Официальных разъяснений нам найти не удалось.

Одно можно сказать точно: налоговые органы не будут предъявлять претензий, если налоговый агент-неплательщик НДС включит в декларацию по НДС «лишний» раздел 9 и отразит в нем выставленный «агентский» счет-фактуру.

Особенности заполнения Раздела 2 декларации по НДС

Как уже говорилось, Раздел 2 Декларации заполняется отдельно по каждому иностранному лицу, у которого приобретаются услуги (работы).

По строке 020 указывается наименование иностранного лица.

В строке 060 отражается сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет налоговым агентом по произведенным «иностранцу» оплатам (п.37.7 Порядка заполнения декларации).

В строке 070 отражают код операции, осуществляемой налоговым агентом: 1011712 — при расчетах с иностранной компанией денежными средствами, а при безденежных расчетах —1011711.

При приобретении электронных услуг у иностранных компаний следует указывать код 1011720 — операции, указанные в пункте 10.1 статьи 174.2 НК РФ (Письмо ФНС от 28 сентября 2022 г. N СД-4-3/12845@).

Строки 30, 80 −100 в данном случае не заполняются.

***

Мы рассмотрели лишь общие вопросы определения порядка уплаты НДС или отсутствия такой обязанности при приобретении услуг (работ) у иностранных партнеров. Как показывает наша аудиторская практика, не всегда бухгалтеры могут правильно квалифицировать услуги (работы), оказываемые «иностранцами» в целях определения их места реализации по НДС. Во всех случаях необходим анализ условий заключенных договоров. Поэтому поддержка аудиторов и налоговых юристов поможет минимизировать риски возникновения споров с налоговыми органами или безосновательную уплату НДС в случаях, не предусмотренных НК РФ.

При проведении комплексного аудита в «Правовест Аудит» проводится углубленная проверка налогового учета (по НДС и др. налогам), предоставляется отчет о налоговых рисках, рекомендации по их устранению, а также отчет о выявленных резервах, в т.ч. о переплате налогов. А страховку от налоговых претензий в случае доначисления налогов за проверенный период обеспечивают наши налоговые юристы, представляющие интересы налогоплательщика в налоговых органах, расширенные финансовые гарантии и страховка Ингосстрах, компенсирующая пени и штрафы, если оспорить доначисления не удастся.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Программа для ведения финансового учета для малого бизнеса
  • Программа для ведения финансового учета компании бесплатно
  • Программа для диагностики газель бизнес 4216 через елм 327
  • Программа для создания финансовой модели бизнеса бесплатно
  • Программа кредитования малого бизнеса с господдержкой 2022