Полис обязательного медицинского страхования (сокращенно ОМС) позволяет проверять услуги, которые предоставило вам учреждение здравоохранения. Полис ОМС есть у всех граждан России — он обеспечивает доступ к услугам бесплатной страховой медицины, которые гарантируются законом «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» (ФЗ N 323 от 21.11.2011).
Статья 91 данного закона предусматривает возможность проверки состава и качества отдельных услуг и процедур. Возможность контроля за оказанными услугами дает возможность оспорить некачественную медпомощь, в том числе и с помощью юриста.
Как проверить предоставленные виды медицинской помощи?
С развитием портала «Госуслуги» отпала необходимость делать запрос в страховую компанию. Этот сервис предоставляет доступ в «Личный кабинет застрахованного лица», в котором хранятся электронные документы об оказанных человеку услугах по полису ОМС.
В «Личном кабинете» можно проверить информацию не только об оказанных поликлиниками и больницами услугах, но и об их стоимости, то есть о той сумме, которую получает за обслуживание вас, как пациента, врач и мед. учреждение. Таким образом, возможности портала довольно обширны. Рассмотрим их более подробно.
Как пользоваться личным кабинетом на Госуслугах?
Страховые компании, которые выдают гражданину полис ОМС, обрабатывают все оказанные в сфере бесплатной медицины услуги и предоставляют эти данные порталу «Госуслуги». На данном портале сведения обо всех операциях с использованием полиса ОМС обрабатываются согласно «Закону о защите персональных данных» (ФЗ N 152 от 27 июля 2006 г.) и предоставляются только самому пациенту. В личном кабинете хранится следующая информация:
- личные данные застрахованного лица: ФИО, регион его проживания, номер выданного полиса, контакты пациента, номер поликлиники, в которой он обычно получает медицинские услуги;
- сведения об имеющихся хронических и ранее перенесенных заболеваниях, травмах, и других показателях, влияющих на здоровье (группе крови, выявленных аллергических реакциях и прочем);
- виды услуг, которые получал пациент по полису обязательного медицинского страхования с января 2015 года по настоящий момент, а также их стоимость.
Данная информация представляется в виде выписки за выбранный вами период. Особо отметим, что информация об услугах за период до 2015 года в большинстве случаях не предоставляется. Однако в некоторых регионах — например, в Москве — оцифровка сведений о пациентах началась до 2015 года, поэтому информация о предоставленной медпомощи в более ранний период может быть доступна в «Личном кабинете застрахованного лица».
Проверить информацию об оказанных вам услугах можно в четыре шага.
- Зайти на страничку «Мое здоровье» на «Госуслугах».
- Нажать на вкладку «Сведения об оказанной медпомощи».
- Авторизоваться на Госуслугах.
- Заказать выписку за нужный вам период.
Для большего удобства пользователей в разделе «Популярные услуги» можно посмотреть сведения о прикреплении к медучреждению, об оказанных услугах и их стоимости, сведения о страховом полисе и компании, которая его выдала, о медико-социальной экспертизе инвалидов. Для этого нужно выбрать соответствующий раздел и перейти по ссылке.
Кроме того, через Госуслуги можно подать заявление на прикрепление к другой поликлинике или смене страховой компании, а также вызвать врача на дом. Помимо этого, данный электронный сервис предоставляет возможность планирования вашего лечения. Вы можете воспользоваться календарем мероприятий и получить напоминание о предстоящем вам визите в медучреждение по электронной почте.
Доступ к «Личному кабинету застрахованного лица» предоставляют также территориальные порталы ОМС (так называемые ТФОМС), на которых можно найти расширенную информацию об услугах по полису, предоставленных пациенту, проживающему в этом регионе. Проверить, есть ли ТФОМС в вашем регионе, можно на официальном портале.
Как проверить услуги, оказанные по полису ОМС ребенка?
Москвичи могут получить более детальную информацию о своем здоровье и использовать некоторые другие возможности на портале МГФОМС. В частности, в г. Москве появилась возможность проверить сведения об услугах, которые были предоставлены несовершеннолетним детям застрахованного лица по их полисам. Для этого одному из родителей / законных представителей необходимо посетить страховую компанию ребенка и составить заявление о доступе к его личной информации. К заявлению необходимо приложить копии:
- свидетельства о рождении ребенка (для 14–18-летних — паспорта);
- для попечителя — удостоверения опекуна (попечителя);
- медполиса родителя или законного представителя;
- медполиса ребенка;
- СНИЛСа родителя или законного представителя;
- СНИЛСа ребенка;
- паспорта родителя или законного представителя.
После обработки заявления в личном кабинете родителя на портале МГФОМС появится раздел, посвященный услугам, предоставленным по полису ребенка. Доступ к данной информации дается только одному родителю или законному представителю и только до совершеннолетия ребенка. Для жителей других регионов возможность проверить услуги, полученные ребенком в медучреждениях по его полису, появится через некоторое время.
Как получить дополнительные сведения из ФСС?
Кроме «Личного кабинета застрахованного лица» на Госуслугах и территориальных порталах можно воспользоваться «Личным кабинетом получателя услуг» на портале Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ). Авторизация происходит через логин и пароль портала Госуслуг.
В «Личном кабинете получателя услуг» вы можете проверить сведения:
- о несчастных случаях на производстве и профзаболеваниях;
- о программах реабилитации;
- о движениях по заявке на получение технических средств реабилитации инвалидов;
- о листках нетрудоспособности застрахованного и выплатам по ним;
- о родовых сертификатах.
Подводя итоги, отметим, что сейчас пациент может легко проверить количество и качество медпомощи. Возможность контроля оказания услуг, предоставляемых медучреждениями по страховому полису, позволяет, кроме всего прочего, предотвратить нецелевое использование средств, выделяемых государством на лечение своих граждан.
Случаи приписок визитов пациентов в поликлинику были выявлены Московским ТФОМС. Если вы считаете, что такое может произойти и в вашем медучреждении, обязательно проконтролируйте список медуслуг, которые были предоставлены страховой компанией, и сравните их с фактическими визитами к врачу. Жалобу можно отправить как в страховую компанию, так и в прокуратуру.
Источники:
«Мое здоровье» на «Госуслугах
Территориальные фонды ОМС
Кабинет получателя услуг Фонда социального страхования Российской Федерации
Как посмотреть медицинские услуги, оказанные детям по ОМС
Фото: m24.ru/Михаил Сипко
Минфин подготовил законопроект, который обязывает медиков раскрывать страховым компаниям врачебную тайну. Как полагают в ведомстве, доступ к данным о болезнях пациентов позволит страховщикам дешевле продавать страховки и меньше платить по ним, сообщает радиостанция «Москва FM».
Врачебная тайна интересует компании, занимающиеся личными видами страхования. В мире на личное страхование приходится более 80 процентов мошенничеств. В России считаются сомнительными до 10 процентов выплат – страховщики подозревают участие мошенников, но доказать это не могут.
Заместитель генерального директора страховой компании «Ресо-Гарантия» Игорь Иванов считает, что злоупотреблений со стороны страховых компаний быть не может. Им это просто неинтересно.
«Если человек сам идет в страховую компанию, претендуя на страховую выплату, и у страховщика есть сомнения, он сможет посмотреть его историю болезни и запросить необходимые данные у врача. Если пациенту нечего скрывать, то почему бы и нет? Бывают странные случаи, когда человек, приносящий справку о том, что он здоров как бык, платит огромные деньги, чтобы застраховать свое здоровье», – отметил Иванов.
По его мнению, в данном случае страховщику было бы важно проверить обращался ли человек в медучреждение за справкой. Иванов добавил, что из-за того, что страховые компании беззащитны перед мошенниками, они не страхуют изначально на очень крупную сумму.
«Если говорить про возможное злоупотребление, трудно себе представить, чтобы страховые компании поголовно проверяли всех граждан, кто и чем болел – нам это абсолютно ни к чему», – сказал Иванов.
Ссылки по теме
- Страховым компаниям могут дать доступ к историям болезни пациентов
- Медработников могут обязать к разглашению врачебной тайны страховщикам
А вот эксперты из медицинского сообщества опасаются, что страховщики будут злоупотреблять полномочиями.
Член комиссии Мосгордумы по здравоохранению, главный врач столичной горбольницы № 64, Ольга Шарапова отмечает, что сейчас существует масса законов и нормативных документов о неразглашении врачебной тайны. «Их мы четко соблюдаем в том числе при работе с органами правосудия или другими структурами, поскольку разглашать диагнозы мы права не имеем», – заявляет Шарапова.
По ее словам, в случае предоставления информации страховым компаниям, можно столкнуться со злоупотреблением данными с их стороны, поскольку это связано с финансовыми возможностями этих организаций.
«Например, ипотеку на большую сумму не дают без страхования жизни, и что теперь, врач должен сообщить об онкологии и это будет основанием, чтобы не дать кредит?», – добавила Шарапова. Депутат считает, что в этом вопросе много нюансов, поэтому раскрывать врачебную тайну было бы неправильно.
[URLEXTERNAL=http://pravila.m24.ru//site/SeeInstruction/136]Как правильно прикрепиться к поликлинике[/URLEXTERNAL]
О ее значении «РГ» рассказали руководители «Страховой компании «СОГАЗ-Мед», занимающей лидирующие позиции в системе ОМС как по числу застрахованных (44 миллиона граждан), так и по географии работы (56 субъектов РФ и город Байконур). На вопросы корреспондента ответили генеральный директор Дмитрий Толстов и исполнительный директор по экспертизе медицинской помощи, доктор медицинских наук Юрий Брудастов.
Какова функция экспертизы страховых компаний в системе ОМС?
Дмитрий Толстов: Одним из важнейших страховых принципов является принцип эквивалентности страхового обеспечения. В ОМС страховое обеспечение — это медицинская помощь, которая должна быть эквивалентна страховому случаю. Причем финансовое обеспечение помощи тоже должно быть сопоставимо с затратами больницы, это определено федеральным законом об ОМС. Но контроль не может осуществляться кем-то, аффилированным с поставщиком услуг, то есть с медицинскими организациями, оказывающими помощь. Требование независимости контролера стало одной из причин, почему страховые компании были включены в цепочку финансирования больниц и поликлиник, — окончательные расчеты с ними должны опираться на финансовые результаты контроля. Наконец, в государстве, ориентированном на всеобщий охват населения медицинской помощью и на приоритет социальных целей, контрольные функции в ОМС становятся и элементом защиты прав граждан на получение качественной медицинской помощи.
Сколько экспертиз проводит ваша компания за год?
Юрий Брудастов: В 2021 году только в подразделениях нашей компании выполнено более 10 миллионов экспертиз, точнее, почти 2,7 миллиона экспертиз качества медицинской помощи и больше 7,6 миллиона медико-экономических экспертиз.
Медицинская экспертиза обычно ассоциируется с контролем качества медицинской помощи. Но вы упомянули о медико-экономической экспертизе. Что это такое?
Юрий Брудастов: Медико-экономическая экспертиза ориентирована на проверку соответствия счета на оплату объему и срокам оказанной медицинской помощи. Как все медицинские экспертизы, медико-экономическая проводится путем проверки соответствия сведений из истории болезни (медицинской карты) больного с информацией из счета на оплату.
Основные нарушения, которые мы выявляем при этом виде экспертного контроля, связаны с несоответствиями представленных к оплате счетов реально оказанному лечению. То есть речь идет о нерациональном расходовании средств системы и нашей задаче по их возврату, поддержанию эквивалентности финансового обеспечения реально оказанной медицинской помощи.
Много ли таких случаев приписок вы выявляете?
Юрий Брудастов: Мы предпочитаем говорить не о приписках, а о финансовых ошибках. В среднем выявляем подобные нарушения примерно в четверти проверяемых случаев. Причем не всегда речь идет о таких дорогостоящих видах лечения, как химиотерапия, стентирование и т.д. Тарифы на оплату, не соответствующие тяжести состояния пациента или фактически примененным препаратам, встречаются и при банальных хирургических вмешательствах, например при аппендиците. При кажущейся незначительности финансового ущерба в несколько тысяч рублей на каждом случае в масштабах больницы, региона, страны речь может идти о 10-15 процентах нерационально потраченных средств от общего бюджета.
Много ли ошибок выявляется при экспертизе качества?
Юрий Брудастов: В 2021 году в амбулаторном звене мы выявили до 30 процентов случаев с нарушениями, в стационаре — до 35-40 процентов. Но это показатели 2021 года, на которые существенное влияние оказал фактор пандемии коронавируса. Однако надо понимать, что страховая медицинская компания отбирает на экспертизу случаи, где прогнозируются возможные нарушения. В целом же в последние годы мы наблюдали существенное улучшение качества и доступности медпомощи в системе ОМС. Важно поддержать этот тренд.
Требование независимости контролера — одна из причин, включения страховых компаний в цепочку финансирования больниц и поликлиник
Какие ошибки встречаются чаще всего?
Юрий Брудастов: Подавляющее большинство нарушений качества медицинской помощи связаны с невыполнением тех или иных диагностических, лечебных или профилактических назначений и вмешательств. Например, при COVID-19 часто выявлялись случаи несвоевременной диагностики, непроведения ряда исследований и/или назначений.
В чем основные сложности проведения экспертиз качества?
Юрий Брудастов: Сегодня важнейшая проблема экспертной деятельности страховых компаний — малая востребованность ее результатов. Мы участвуем в координационных советах, где регулярно докладываем о результатах экспертной деятельности, о системных нарушениях и потерях, к которым они приводят. Там, где по результатам такого обсуждения принимаются верные управленческие решения, выстраивается конструктивный диалог с властями и больницами. Тогда удается существенно снизить число нарушений, особенно системных, что ведет к повышению качества и доступности медицинской помощи.
Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития экспертной деятельности?
Дмитрий Толстов: Чтобы экспертиза работала на результат, нужно внести в законодательство четкие критерии оценки качества медицинской помощи, придав ему большую системность. В том числе прописать в нем обязательную востребованность результатов экспертиз страховых компаний в целях устранения выявленных нарушений. Необходимо отказаться от выполнения экспертиз по нормативу, перейдя на контроль медицинской помощи по приоритетам застрахованных граждан и здравоохранения в целом.