Проверка аудиторских компаний казначейством

Федеральное казначейство

официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru

Внешний контроль деятельности аудиторских организаций

  • Регламентирующие документы
  • Перечень обязательных требований
  • Планирование контрольных мероприятий
  • Результаты контрольных мероприятий
  • Доклад о виде государственного контроля (надзора), муниципального контроля
  • Контрольная комиссия по рассмотрению результатов внешнего контроля деятельности аудиторских организаций
  • Совет по организации внешнего контроля деятельности аудиторских организаций
  • Уведомление о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита
  • Статистическая информация
  • Международный опыт
  • Профилактическая деятельность
  • Досудебное обжалование
  • Иные материалы
  • Личный кабинет аудиторской организации

Внешний контроль деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям

На основании пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и пункта 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 703, Федеральное казначейство осуществляет внешний контроль деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (федеральный государственный контроль (надзор).

Внешний контроль деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (федеральный государственный контроль (надзор), проводится Федеральным казначейством в соответствии с требованиями, установленными:

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;

Положением о внешнем контроле деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (федеральном государственном контроле (надзоре), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 1009.

  • 2023
  • 2022
  • 2021
  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • 2012
  • 2011
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Календарь

31 января 2023, 15:31 (31 января 2023, 15:47)

Уважаемый пользователь, данный сайт производит обработку файлов cookie и пользовательских данных (информацию об ip-адресе, местоположении, типе и версии операционной системы, типе и версии браузера, источнике переадресации на сайт, и сведения об открытых страницах пользователя) в целях улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований.

Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на сбор и обработку указанной информации (Статья 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «Закон о персональных данных»).

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО

ПРИКАЗ

от 22 ноября 2021 г. N 36н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА

РАССМОТРЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ АУДИТОРСКОЙ

ОРГАНИЗАЦИЕЙ ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ СВЕДЕНИЙ О НЕЙ В РЕЕСТР

АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ АУДИТОРСКИЕ

УСЛУГИ ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ

(ИЗМЕНЕНИЙ В ТАКИЕ СВЕДЕНИЯ)

В соответствии с частью 1 статьи 5.4 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 15; 2021, N 27, ст. 5187), пунктом 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст. 4908; 2021, N 1, ст. 152), приказываю:

утвердить прилагаемый Порядок рассмотрения Федеральным казначейством документов, представляемых аудиторской организацией для внесения сведений о ней в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (изменений в такие сведения).

Руководитель

Р.Е.АРТЮХИН

Утвержден

приказом Федерального казначейства

от 22 ноября 2021 г. N 36н

ПОРЯДОК

РАССМОТРЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ АУДИТОРСКОЙ

ОРГАНИЗАЦИЕЙ ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ СВЕДЕНИЙ О НЕЙ В РЕЕСТР

АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ АУДИТОРСКИЕ

УСЛУГИ ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ

(ИЗМЕНЕНИЙ В ТАКИЕ СВЕДЕНИЯ)

1. Настоящий Порядок рассмотрения документов, представляемых аудиторской организацией для внесения сведений о ней в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (изменений в такие сведения) (далее — Порядок), разработан на основании положений части 1 статьи 5.4 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 15; 2021, N 27, ст. 5187) (далее — Федеральный закон «Об аудиторской деятельности») и устанавливает порядок и сроки рассмотрения Федеральным казначейством документов, представляемых аудиторской организацией для внесения сведений о ней в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (далее — Реестр аудиторских организаций) (изменений в такие сведения).

2. Порядок регламентирует проведение Федеральным казначейством в ходе осуществления проверки соответствия аудиторской организации, представившей заявление о внесении сведений о ней в Реестр аудиторских организаций, требованиям Федерального закона «Об аудиторской деятельности» следующих процедур:

— рассмотрение документов, представляемых аудиторской организацией для внесения сведений о ней в Реестр аудиторских организаций;

— рассмотрение документов, представляемых аудиторской организацией для внесения изменений в сведения о ней, внесенные в Реестр аудиторских организаций.

3. Должностными лицами Федерального казначейства, уполномоченными на осуществление процедур в соответствии с пунктом 2 Порядка, являются должностные лица Федерального казначейства, уполномоченные на рассмотрение документов, представляемых аудиторской организацией для внесения сведений о ней в Реестр аудиторских организаций (изменений в такие сведения).

4. По результатам проверки соответствия аудиторской организации, представившей документы для внесения сведений о ней в Реестр аудиторских организаций, требованиям Федерального закона «Об аудиторской деятельности», но не позднее 35 рабочих дней со дня, следующего за днем представления аудиторской организацией в Федеральное казначейство документов для внесения сведений о ней в Реестр аудиторских организаций (с учетом приостановления течения срока принятия Федеральным казначейством решения о внесении сведений об аудиторской организации в Реестр аудиторских организаций или решения об отказе во внесении таких сведений в соответствии с частью 7 статьи 5.4 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»), лицами, проводившими проверку, составляется акт проверки.

5. Акт проверки содержит:

— наименование аудиторской организации, представившей документы для внесения сведений о ней в Реестр аудиторских организаций;

— основной государственный регистрационный номер аудиторской организации, представившей документы для внесения сведений о ней в Реестр аудиторских организаций, в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ);

— дату, время и место составления акта;

— перечень документов, представленных аудиторской организацией, представившей документы для внесения сведений о ней в Реестр аудиторских организаций;

— выводы о соответствии (несоответствии) сведений об аудиторской организации, представившей документы для внесения сведений о ней в Реестр аудиторских организаций, требованиям Федерального закона «Об аудиторской деятельности»;

— иные сведения, относящиеся к проведению проверки.

6. Акт проверки подписывается лицами, проводившими проверку соответствия аудиторской организации, представившей документы для внесения сведений о ней в Реестр аудиторских организаций, требованиям Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

7. В ходе рассмотрения документов, представляемых аудиторской организацией для внесения изменений в сведения о ней, внесенные в Реестр аудиторских организаций, осуществляется проверка достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных аудиторской организацией для внесения изменений в сведения о ней, внесенные в Реестр аудиторских организаций.

8. Проверка достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных аудиторской организацией для внесения изменений в сведения о ней, внесенные в Реестр аудиторских организаций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, содержащейся в ЕГРЮЛ и реестре аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов.

9. По результатам проверки достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных аудиторской организацией для внесения изменений в сведения о ней, внесенные в Реестр аудиторских организаций, но не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем представления аудиторской организацией в Федеральное казначейство заявления о внесении изменений в сведения о ней, внесенные в Реестр аудиторских организаций, лицами, проводившими проверку, составляется акт проверки.

10. Акт проверки содержит:

— наименование аудиторской организации, представившей документы для внесения изменений в сведения о ней, внесенные в Реестр аудиторских организаций;

— дату, время и место составления акта;

— перечень документов, представленных аудиторской организацией, представившей документы для внесения изменений в сведения о ней, внесенные в Реестр аудиторских организаций;

— выводы об обоснованности (необоснованности) внесения изменений в сведения об аудиторской организации, внесенные в Реестр аудиторских организаций.

11. Акт проверки подписывается лицами, проводившими проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных аудиторской организацией для внесения изменений в сведения о ней, внесенные в Реестр аудиторских организаций.

НОВОЕ В АУДИТОРСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ:

факты и комментарии

Информационное сообщение

18 января 2021 г. № ИС-аудит-38

Определены направления

дальнейшего развития аудиторской деятельности

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря
2020 г. № 3709-р утверждена Концепция развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года. Она раскрывает цель, основные задачи и приоритетные направления развития аудиторской деятельности в Российской Федерации, механизмы, меры и действия по их реализации
.

Основными задачами настоящего этапа развития аудиторской деятельности определены:

повышение качества аудиторских услуг;

повышение конкурентоспособности аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов;

укрепление престижа аудиторской профессии.

Приоритетными направлениями развития аудиторской деятельности на предстоящий период являются:

развитие рынка аудиторских услуг (уточнение предмета и сферы аудиторской деятельности, совершенствование практики оказания аудиторских услуг, др.);

совершенствование системы регулирования аудиторской деятельности (совершенствование законодательства и процедур признания международных стандартов аудита, гармонизация законодательства государств-членов Евразийского экономического союза, др.);

консолидация аудиторской профессии (активизация участия аудиторских организаций, аудиторов в деятельности саморегулируемой организации аудиторов, внедрение в саморегулируемой организации аудиторов механизмов, обеспечивающих учет интересов и потребностей разных групп ее членов, развитие членской базы саморегулируемой организации аудиторов, др.);

повышение квалификации аудиторов (активное применение современных форм обучения, определение приоритетной тематики обучения аудиторов по программам повышения квалификации, др.);

совершенствование системы мониторинга аудиторской деятельности и контроля (надзора) за ней, а также практики применения мер ответственности за несоблюдение правил аудиторской деятельности (развитие контроля внутри аудиторской профессии, а также независимого от аудиторского сообщества контроля (надзора), внедрение механизма профессионального суждения контролирующих органов по отдельным вопросам деятельности объекта проверки, др.);

повышение вовлеченности отечественного аудиторского сообщества в международное сотрудничество (взаимодействие с международными организациями и органами, устанавливающими международные стандарты аудита, обеспечение признания российской системы регулирования аудиторской деятельности и контроля (надзора) за ней эквивалентной аналогичным системам отдельных стран (групп стран), сотрудничество саморегулируемой организации аудиторов с аналогичными ей зарубежными объединениями аудиторов, др.).

Реализация Концепции будет осуществляться посредством внесения необходимых изменений в законодательство, разработки и издания соответствующих рекомендаций, осуществления организационных, образовательных, информационных мероприятий.  

Результатом реализации Концепции станет повышение роли института аудита в общенациональной системе финансового контроля и уровня востребованности его результатов, а следствие ее реализации – повышение доверия к результатам оказания аудиторских услуг, качества этих услуг, конкурентоспособности отечественных аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и престижа аудиторской профессии.

Принятая Концепция заменяет Основные направления развития аудиторской деятельности в Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденные приказом Минфина России от 29 ноября 2019 г. №1592, обеспечивая преемственность целей, задач и мер совершенствования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Уточнен порядок признания
 международных стандартов аудита

         Порядок признания международных стандартов аудита (МСА) подлежащими применению на территории Российской Федерации установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2015 г.
№ 576. С целью совершенствования этого порядка постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2414 в него внесены следующие изменения.

МСА, вводимые в России, могут дополняться особенностями применения на территории Российской Федерации. Такие дополнения возможны как при первоначальном признании МСА, так и в отношении МСА, уже введенных в действие на территории Российской Федерации. В последнем случае необходимость дополнений определяется по результатам обобщения практики применения законодательства Российской Федерации, в том числе МСА.

 Официальным опубликованием МСА считается первая его публикация на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru (ранее – в официальном печатном издании, определенном Минфином России, или на его официальном Интернет-сайте). Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2414 вступило в силу 17 января 2021 г.

Рекомендации по аудиту в условиях COVID-19

         Совет по аудиторской деятельности 18 декабря 2020 г. одобрил Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, годовой консолидированной финансовой отчетности организаций за 2020 год в условиях распространения новой коронавирусной инфекции[1]. В документе обобщены основные подходы к организации и осуществлению аудиторских процедур в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. В частности, рекомендовано:

активно взаимодействовать с руководством аудируемого лица и лицами, отвечающими за корпоративное управление в нем, с целью получения понимания характера и степени влияния условий COVID-19 на систему внутреннего контроля аудируемого лица, процесс подготовки и сроки представления им бухгалтерской отчетности;

рассматривать, каким образом условия COVID-19 влияют на оценку риска  недобросовестных действий, включая рассмотрение того, присутствуют ли факторы риска совершения недобросовестных действий и возросла ли их значимость, и как это влияет на выявление аудитором рисков существенного искажения бухгалтерской отчетности вследствие недобросовестных действий на уровне этой отчетности и на уровне предпосылок;

рассматривать, внесло ли руководство аудируемого лица изменения в процесс подготовки бухгалтерской отчетности и бизнес-процессы, а также в связанные с ними автоматизированные и общие средства контроля ИТ-систем, имея в виду отсутствие или недостаточность физического доступа к системам и удаленный (дистанционный) режим работы работников;

оценивать надежность аудиторских доказательств.

Особое внимание должно быть обращено на кибер-риски. Это обуславливается тем, что кибер-преступники находят новые способы проведения фишинговых атак, включая для целей хищения идентификационных данных у работников, работающих удаленно. Кибер-преступники могут выдавать себя за ИТ-персонал аудируемого лица, перенаправлять получателей фишинговых сообщений на поддельные вэб-страницы, с которых якобы осуществляется удаленный доступ к внутренним сетям аудируемых лиц или доступ к учетным записям.

Утвержден новый регламент проверок

саморегулируемой организации аудиторов

Приказом Минфина России от 13 ноября 2020 г. № 265н утверждена новая редакция Административного регламента по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов (ранее – Административный регламент, утвержденный приказом Минфина России от 21 сентября 2011 г. № 115н).

Основными новациями Административного регламента стали:

1) установление исчерпывающего перечня документов и (или) информации, которые Минфин России вправе истребовать у саморегулируемой организации аудиторов при проведении проверки;

2) уточнение прав и обязанностей должностных лиц Минфина России при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов;

3) уточнение сроков отдельных административных действий при осуществлении государственного контроля (надзора);

4) уточнение оснований и критериев исполнения административных процедур (действий) при осуществлении государственного контроля (надзора).

Кроме того, Административный регламент приведен в соответствие с требованиями к разработке и утверждению административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора), установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 в отношении, в частности, структуры документа, последовательности изложения норм, содержательного наполнения их.

Приказ Минфина России вступил в силу 9 января 2021 г. Одновременно утратил силу приказ Минфина России от 21 сентября 2011 г. № 115н.

Уточнен порядок аудита отчетности

саморегулируемой организации аудиторов

Согласно Федеральному закону «О саморегулируемых организациях» годовая бухгалтерская отчетность саморегулируемых организаций подлежат аудиту. При этом Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» уточнялось, что такой аудит могла проводить лишь аудиторская организация, состоявшая членом другой саморегулирумой организации аудиторов.

Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. № 498-ФЗ указанное специальное требование к аудитору годовой бухгалтерской отчетности саморегулируемой организации аудиторов отменено с 10 января 2021 г.

Вопросы обеспечения независимости аудиторской организации, проводящей аудит бухгалтерской отчетности саморегулируемой организации аудиторов, решаются в соответствии с Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций и Кодексом профессиональной этики аудиторов, одобренными Советом по аудиторской деятельности.

Проверки аудиторских организаций

Федеральным казначейством

в 2021 году

В условиях распространения новой коронавирусной инфекции в 2020 г. аудиторские организации были освобождены от проверок, проводимых Федеральным казначейством в соответствии с Федеральным законом
«Об аудиторской деятельности».

В 2021 г. Федеральное казначейство будет осуществлять внешний контроль качества работы аудиторских организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», в обычном порядке.

Основание: постановление Правительства РФ от 30 ноября 2020 г.
№ 1969 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Департамент регулирования бухгалтерского учета,

финансовой отчетности, аудиторской деятельности,

валютной сферы и негосударственных пенсионных фондов

Минфина России

 


[1] Размещены на официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.gov.ru в разделе «Аудиторская деятельность / Стандарты и правила аудита / Разъяснения и рекомендации»

Аудиторское сообщество основывается на принципах саморегулирования и следования нормам, установленных в стандартах. Но этого иногда оказывается недостаточно, некачественный аудит иногда приводит к проблемным ситуациям, финансовым кризисам проверяемых компаний. С нового, 2021 года вступает в силу Приказ Минфина №97н, утвердивший принципы внешнего контроля за работой аудиторских организаций.

Органы и объекты

Приказ утвердил Положение, в котором рассматриваются особенности организации контроля за аудиторскими организациями и специалистами, работающими самостоятельно.  Документ касается всех типов проверок:

  • организуемых СРО самостоятельно;
  • проводимых казначейством.

Проверяться будут не только те организации, которые вправе оказывать услуги по обязательному аудиту, но и все, работающие в отрасли, в том числе специалисты, проводящие аудиторские проверки индивидуально. Документ имеет рамочный характер. Более подробные правила проведения контрольных мероприятий содержатся в одобренном в июле Советом аудиторских организаций (САД) проекте приказа Федерального казначейства, в котором содержится Регламент проведения проверок. Пока административный регламент касается только проверок фирм, занимающихся обязательным аудитом, не трогая инициативный.

При проведении проверок аудиторы должны предоставлять:

  • данные по компании, руководителю, сотрудникам;
  • перечень бенефициарных владельцев, иных контролирующих лиц, такие списки с 2016 года обязательно готовятся и предоставляются по запросу ФНС и Росфинмониторинга;
  • документы, которые позволяют установить родство аудиторов с сотрудниками проверяемых компаний;
  • договоры на аудит;
  • иные документы.

Из перечня очевидно, что в первую очередь будет отслеживаться аффилированность аудиторов и проверяемых компаний. Часть документов проверяющие запросят в ФНС (финансовую информацию о работе компании), а также в МВД (данные о судимостях руководителя).

Принципы проведения проверки

Документ вводит следующий перечень принципов:

  • внешний контроль (ВККР) проводится в отношении всех организаций и индивидуально работающих аудиторов, без каких-либо изъятий;
  • ВККР независим, аудиторское сообщество или его субъекты не могут влиять на контролеров при помощи механизма финансирования, назначения сотрудников, установления правил проведения контрольного мероприятия, принятия решений по его результатам. Установлены критерии независимости контролера, состоящие в том, что он не может быть родственником сотрудников проверяемой фирмы, ее бывшим или настоящим учредителем, работником, лицом, связанным с ней гражданско-правой или финансовой зависимостью;
  • органы, проводящие контроль, обеспечиваются сотрудниками, необходимы оборудованием, технологиями, другими материальными ресурсами, финансами;
  • результаты ВККР должны быть публичны, полностью открыты общественности;
  • как и любая проверка ВККР планируется, путем составления плана на следующий год. Для формирования плана применяется циклический (плановые) или риск-ориентированный подход (внеплановые мероприятия).

Пока неясно, когда будет сформирован план на следующий год, с учетом вступления приказа в силу с 1 января. О внеплановой, назначаемой по жалобе, аудиторской компании должны сообщить за 24 часа. Контрольные мероприятия могут быть документарными и выездными. Установленные для малого бизнеса надзорные каникулы коснутся аудиторских фирм, если будут продлены на следующих год.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Почта россии химкинский бульвар часы работы
  • Примеры сменных графиков работы по 12 часов
  • Проверка уникальности наименования компании
  • Приморские бани санкт петербург часы работы
  • Почта россии часы работы бирюлево восточное