Проведение реформ связанных с расширением государственного влияния на сферу бизнеса представляет собой

Банк заданий ЕГЭ Обществознание раздел  «Человек и общество» ФИПИ

1. Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется                                                                                      1) наукой                  2) искусством              3) образованием                      4) творчеством

2. Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, характеризуют его как                                                                                                                                               1) индивида                  2) индивидуальность              3) организм                     4) личность

3. Верны ли следующие суждения о личности?                                                                                                  А. Главным в характеристике личности является социальная сущность.                                                                                                                                  Б. Новорожденный человек является личностью.                                                                                                                                                  1) верно только А           2) верно только Б           3) верны оба суждения    4) оба суждения неверны

4. Верны ли следующие суждения о знаниях, получаемых в школе?                                                                                                  А. Знания, получаемые в школе, должны соответствовать современным научным представлениям.                                                                                                                                  Б. Знания, получаемые в школе, должны соответствовать познавательным возможностям учащихся.                                                                                                                                                  1) верно только А           2) верно только Б           3) верны оба суждения    4) оба суждения неверны

5. Индивидуальность – это                                                                                                                                        1) специфические черты, присущие человеку как биологическому организму                                                2) темперамент человека, его характер                                                                                                               3) неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в человеке                                             4) совокупность человеческих потребностей и способностей

6. Запишите слово, пропущенное в приведенной ниже схеме.

         http://ege.fipi.ru/os11/docs/756DF168F63F9A6341711C61AA5EC578/questions/2842/img376187n0.gif

7. Запишите слово, пропущенное в приведенной ниже схеме.

http://ege.fipi.ru/os11/docs/756DF168F63F9A6341711C61AA5EC578/questions/2845/img376188n1.gif

8. Установите соответствие между формой познания и ее особенностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.        

ОСОБЕННОСТИ

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

А. знание является побочным продуктом практической деятельности

1. миф

Б. знание существует в форме художественных образов

2. наука

В. знание раскрывается в процессе повествования

3. обыденное знание

Г. знание является результатом целенаправленной деятельности

4. искусство

9.  Запишите слово, пропущенное в схеме.  

          http://ege.fipi.ru/os11/docs/756DF168F63F9A6341711C61AA5EC578/questions/3071/img376196n0.gif

10. Какое из приведенных утверждений является научным?                                                                                     1) Время течет повсюду одинаково и ни от чего не зависит.                                                                             2) Судьба человека зависит от расположения на небе звезд в момент его рождения                                                                                                               3) Электрический ток течет по проводам так же, как вода по трубам.                                                               4) Существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям.

11. Какая из перечисленных наук занимается изучением общества?                                                                        1) социология               2) астрономия                    3) зоология               4) электротехника.

12. Примером влияния природных факторов на развитие общества является                                                      1) возникновение первых очагов цивилизации в долинах крупных рек.                                                                             2) создание древнейшего памятника писаного права – законов Хаммурапи                                                                                                               3) строительство пирамид в Древнем Египте                                                                                                       4) распад империи Карла Великого

13. Верны ли следующие суждения об обществе?                                                                                                  А. Общество представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.                                                                                                                                                                  Б. Общество является динамической системой, в которой постоянно возникают новые и отмирают старые элементы и связи между ними.                                                                                                                                                  1) верно только А           2) верно только Б           3) верны оба суждения    4) оба суждения неверны

14. Верны ли следующие суждения об обществе?                                                                                                  А. Общество находится в состоянии постоянного развития, что позволяет характеризовать его как динамическую систему.                                                                                                                                                                  Б. Общество в широком смысле – это весь окружающий человека мир.                                                                                                                                                  1) верно только А           2) верно только Б           3) верны оба суждения    4) оба суждения неверны

15. Под культурой в наиболее общем смысле понимается                                                                                      1) уровень воспитанности                                                                                                                                                         2) вся преобразовательная деятельность человека                                                                                                      3) производство и применение орудий труда                                                                                                          4) приспособление организма к окружающей действительности

16. Запишите слово, пропущенное в схеме.  

            http://ege.fipi.ru/os11/docs/756DF168F63F9A6341711C61AA5EC578/questions/4782/innerimg0.gif

17. Верны ли следующие суждения о свободе человека?                                                                                                  А. Свобода человека – это вседозволенность, возможность поступать согласно только своим желаниям.                                                                                                                                                                  Б. Свобода человека в обществе предполагает возможность сделать осознанный выбор и принять           на себя ответственность за него.                                                                                                                                                  1) верно только А           2) верно только Б           3) верны оба суждения    4) оба суждения неверны

18. Установите соответствие между составляющими и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

А. взаимодействие классов, социальных слоев и групп

1. экономическая сфера

Б. деятельность государственных органов, политических партий

2. политическая сфера

В. мораль, религия, философия

3. духовная сфера

Г. отношения в процессе материального производства

4. социальная сфера

19. Установите соответствие между элементами общественной жизни и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЭЛЕМЕНТЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

А. деятельность парламента

1. экономическая

Б. общественные классы

2. социальная

В. обмен продуктами

3. политическая

Г. религиозные организации

4. духовная

20. Установите соответствие между особенностями и видами деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОСОБЕННОСТИ

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. создание необходимых людям благ

1. игра

Б. наличие воображаемой обстановки

2. общение

В. обязательное использование языка

3. труд

Г. необходимость специальной подготовки

21. Верны ли следующие суждения о культурных процессах?                                                                           А. Интернационализации культуры способствуют мировое разделение труда, возросшая подвижность населения.                                                                                                                                                                  Б. Интернационализации культуры способствуют научно-технический прогресс, развитие информационных технологий.                                                                                                                                                  1) верно только А           2) верно только Б           3) верны оба суждения    4) оба суждения неверны

22. Общество – это                                                                                                                                                     1) направленное развитие от менее совершенного к более совершенному                                                                                                                                                         2) способы взаимодействия и формы объединения людей                                                                                                      3) часть природы                                                                                                                                                     4) материальный мир в целом

23. Понятия «развитие», «взаимодействие элементов» характеризуют общество как                                       1) динамичную систему                                                                                                                                                         2) часть природы                                                                                                                                                         3) весь окружающий человека материальный мир                                                                                                                                                     4) не подверженную изменениям систему

24. Что свойственно человеку в отличие от животного?                                                                                       1) инстинкты           2) эмоции               3) потребности               4) сознание

25. Запишите слово, пропущенное в схеме:

http://ege.fipi.ru/os11/docs/756DF168F63F9A6341711C61AA5EC578/questions/29325/innerimg0.gif

26. Запишите слово, пропущенное в схеме:

http://ege.fipi.ru/os11/docs/756DF168F63F9A6341711C61AA5EC578/questions/29784/innerimg0.gif

27. Проведение реформ, связанных с расширением государственного влияния на сферу бизнеса, представляет собой деятельность                                                                                                                        1) прогностическую                                                 2) социально-преобразовательную                                                                                                                                                         3) познавательную                                                   4) ценностно-ориентировочную

28. Установите соответствие между признаками и отраслями культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.  

ПРИЗНАКИ

ОТРАСЛИ КУЛЬТУРЫ

А. образность

1.наука

Б. логическая доказательность

2.искусство

В. эстетическое освоение мира

Г. воздействие на эмоции человека

Д. комплексное описание объекта

29. Какой из примеров иллюстрирует новаторство в развитии культуры?                                                       1) празднование Масленицы                                                                                                                                2) посещение художественной галереи                                                                                                                                                         3) прочтение стихотворения А. С. Пушкина                                                                                                          4) создание самолета братьями Райт

30. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?                                                                           А. Опыт повседневной жизни – это один из способов познания мира.                                                                                                                                                                  Б. И научным знаниям, и знаниям, полученным в повседневной жизни, свойственна теоретическая обоснованность выводов.                                                                                                                                                  1) верно только А           2) верно только Б           3) верны оба суждения    4) оба суждения неверны

31. Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, имеющие социальную природу.                        1) способность к совместной преобразовательной деятельности                                                                         2) стремление к самореализации                                                                                                                               3) умение приспосабливаться к природным условиям                                                                                          4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем                                                                                                        5) потребность в воде, пище, отдыхе

32. Найдите в приведенном списке черты общества как динамичной системы.                                               1) обособление от природы                                                                                                                                            2) отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов                                                                                                                              3) способность к самоорганизации и саморазвитию                                                                                          4) выделение из материального мира                                                                                                                    5) постоянные изменения                                                                                                                                       6) возможность деградации отдельных элементов

33. Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

А. премьера телесериала

1.массовая

Б. конкурс фольклорных коллективов

2.народная

В. празднование дня Ивана Купалы

Г. скандал с участием поп-звезды

Д. переиздание детектива-бестселлера

34. Верны ли следующие суждения об истине?                                                                                                     А. Истинные знания всегда добываются экспериментальным путем.                                                                                                                                                                  Б. Истинны только те знания, которые соответствуют моральным представлениям людей.                                                                                                                                                  1) верно только А           2) верно только Б           3) верны оба суждения    4) оба суждения неверны

35. Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, ученые характеризуют общество как                                                                                                                                                          1) систему             2) часть природы               3) материальный мир         4) цивилизацию

36. Все виды производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества, а также все их результаты в совокупности можно назвать                                                                                          1) культурой             2) экономикой               3) мировоззрением         4) историей

37. Верны ли следующие суждения об истине?                                                                                                     А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира.                                                                                                                                                                  Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека.                                                                                                                                                  1) верно только А           2) верно только Б           3) верны оба суждения    4) оба суждения неверны

38. Верны ли следующие суждения об обществе?                                                                                                     А. Общество включает в себя все способы и формы взаимодействия людей.                                                                                                                                                                  Б. Общество представляет собой динамичную систему, в которой могут возникать новые и отмирать старые элементы.                                                                                                                                                  1) верно только А           2) верно только Б           3) верны оба суждения    4) оба суждения неверны

39. В отличие от природы, общество                                                                                                                  1) является системой                                                                                                                                            2) находится в развитии                                                                                                                                           3) выступает в качестве творца культуры                                                                                                          4) развивается по собственным законам

40. Утверждение, что человек является продуктом и субъектом общественно-исторической деятельности, является характеристикой его                                                                                                      1) социальной сущности                                                                                                                                            2) биологической природы                                                                                                                                            3) физиологических особенностей                                                                                                                        4) психологических качеств

41. Верны ли следующие суждения об обществе?                                                                                                     А. К числу подсистем и элементов общества относятся социальные институты.                                                                                                                                                                  Б. Не все элементы общественной жизни подвержены изменениям.                                                                                                                                                  1) верно только А           2) верно только Б           3) верны оба суждения    4) оба суждения неверны

42. К какой сфере общественной жизни относятся взаимоотношения между сословиями и этническими группами?                                                                                                                                           1) экономической                 2) социальной               3) политической                     4) духовной

43. Какой из признаков присущ традиционному обществу?                                                                              1) развитое фабричное производство                                                                                                                                           2) создание основного продукта в сельском хозяйстве                                                                                                                                            3) завершение промышленного переворота                                                                                                                        4) высокоразвитая инфраструктура

44. Какой из признаков присущ традиционному обществу?                                                                              1) интенсивное развитие инфраструктуры                                                                                                                                           2) компьютеризация промышленности                                                                                                                                            3) преобладание патриархального типа семьи                                                                                                                       4) светский характер культуры

45. Какой из признаков свойственен постиндустриальному обществу?                                                             1) завершение промышленного переворота                                                                                                                                          2) присваивающий тип хозяйства                                                                                                                                            3) развитие цифровых средств массовой коммуникации                                                                                                                      4) особая ценность коллектива, общинность

46. Верны ли следующие суждения о разновидностях культуры?                                                                                                     А. Свобода творца всегда ограничена необходимостью продажи своих произведений.                                                                                                                                                                  Б. Произведения массовой культуры, как правило, ориентированы на выражение социального протеста.                                                                                                                                                                       1) верно только А           2) верно только Б           3) верны оба суждения    4) оба суждения неверны

47. Деятельность человека от поведенческих реакций животного отличает                                                      1) создание идеального образа ожидаемого результата                                                                                                                                         2) использование предметов, данных природой                                                                                                                                            3) целесообразная активность                                                                                                                                  4) поиск средств удовлетворения потребностей

48. Строительство удобного и безопасного жилья является примером деятельности                                       1) материально-производственной                                                                                                                                       2) прогностической                                                                                                                                           3) ценностно-ориентировочной                                                                                                                                  4) социально-преобразовательной

49. Верны ли следующие суждения об истине?                                                                                                     А. Истина относительна, потому что мир изменчив и бесконечен.                                                                                                                                                                  Б. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки.                                                                                                                                                                       1) верно только А           2) верно только Б           3) верны оба суждения    4) оба суждения неверны

50. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. Социальная составляющая включает                                                                                                1) знания и умения                                                                               2) чувства и волю                                                                                                                                                    3) физическое развитие                                                                       4) возрастные особенности

Полные блоки презентаций по годовым курсам Всеобщей истории, истории России и обществознанию                                                                 (с поурочным планированием  и проверочными работами)                                             Вы можете скачать на сайте:

http://www.presentation-history.ru/

На сайте также размещены:

Ответы на задания по Обществознанию  банка ФИПИ (все тестовые задания!);

  Карты по истории России; Карты по зарубежной истории;  и многое другое.

ОТВЕТЫ на задания

Ответ

Ответ

Ответ

1

3

18

4231

35

1

2

4

19

3214

36

1

3

1

20

3123

37

3

4

3

21

3

38

3

5

3

22

2

39

3

6

рациональное

23

1

40

1

7

гипотеза

24

4

41

1

8

3412

25

социальная

42

2

9

экономическая

26

потребности

43

2

10

4

27

2

44

3

11

1

28

21221

45

3

12

1

29

4

46

4

13

3

30

1

47

1

14

1

31

124

48

1

15

2

32

356

49

3

16

результат

33

12211

50

1

17

2

34

4

Кликните по вопросу, чтобы узнать ответ
  • Потребности человека во взаимодействии с другими людьми, сотрудничестве и кооперации относятся к потребностям
  • Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. Социальная составляющая включает
  • К потребностям человека обусловленным его биологической природой, относятся потребности в
  • И человек, и животные способны
  • У таких видов человеческой деятельности, как общение и игра, общим является то, что они
  • Труд в отличие от общения
  • Для какой деятельности характерно обобщение свойств вещей в понятиях
  • Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми характеризует его как
  • Качества личности проявляются в
  • Субъектами игры в «дочки-матери» являются
  • Проведение реформ, связанных с расширением государственного влияния на сферу бизнеса. представляет собой деятельность
  • Верны ли следующие суждения о проявлении индивидуального и общественного в человеке? А. индивидуальное и общественное в человеке — результат биологической эволюции Б. Индивидуальное и общественное развитие человека никак не связаны друг с другом
  • Верны ли следующие суждения о человеке? А. Человек — это существо, которое участвует в создании самого себя Б. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы по нему судить обо всех людях
  • К потребностям человека, порожденным обществом, относится потребность в
  • Индивидуальность — это
  • И человеку, и животному свойственны потребности в
  • К социальным потребностям человека относится потребность в
  • Человек в отличие от животного способен
  • В отличие от животного человек способен
  • Научные открытия представляют собой результат деятельности
  • Игра. учение, труд выступают в качестве
  • К практической деятельности относится
  • Укажите один из признаков человеческой деятельности, отличающей ее от поведения животных
  • Олег выделялся среди ребят группы. По каждой проблеме у него была своя точка зрения, которую он умел отстаивать. Такие качества отличают поведение
  • Как называется процесс, в котором человек постигает сущность своего «я»
  • Результатом самопознания, в частности является
  • Утверждение, что человек является продуктом, субъектом общественно-исторической деятельности, характеризует его
  • Верны ли следующие суждения о личности? А. Главным в характеристике личности является участие человека в общественных отношениях и сознательной деятельности Б. Новорожденный человек является личностью
  • Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе? А. В человеке самой природой заложено умение жить в обществе Б. Личность может сформироваться только в человеческом обществе
  • Верны ли суждения о связи деятельности и общения? А. Общение — это сторона любой совместной деятельности. поскольку деятельность предполагает взаимодействие Б. Общение — это особая деятельность, основанная на обмене знаниями, идеями и действиями

Потребности человека во взаимодействии с другими людьми, сотрудничестве и кооперации относятся к потребностям

социальным

Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. Социальная составляющая включает

знания и умения

К потребностям человека обусловленным его биологической природой, относятся потребности в

самосохранении

И человек, и животные способны

использовать предметы природы

У таких видов человеческой деятельности, как общение и игра, общим является то, что они

допускают использование определенных правил и норм

Труд в отличие от общения

непосредственно преобразует предметы окружающей среды

Для какой деятельности характерно обобщение свойств вещей в понятиях

духовно-теоретической

Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми характеризует его как

личность

Качества личности проявляются в

социально-преобразующей деятельности

Субъектами игры в «дочки-матери» являются

дети

Проведение реформ, связанных с расширением государственного влияния на сферу бизнеса. представляет собой деятельность

социально-преобразовательную

Верны ли следующие суждения о проявлении индивидуального и общественного в человеке? А. индивидуальное и общественное в человеке — результат биологической эволюции Б. Индивидуальное и общественное развитие человека никак не связаны друг с другом

оба неверны

Верны ли следующие суждения о человеке? А. Человек — это существо, которое участвует в создании самого себя Б. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы по нему судить обо всех людях

верно только А

К потребностям человека, порожденным обществом, относится потребность в

трудовой деятельности

Индивидуальность — это

темперамент человека и его характер

И человеку, и животному свойственны потребности в

самосохранении

К социальным потребностям человека относится потребность в

общении

Человек в отличие от животного способен

предварительно обдумывать свое поведение

В отличие от животного человек способен

прогнозировать результаты действий

Научные открытия представляют собой результат деятельности

духовной

Игра. учение, труд выступают в качестве

видов деятельности

К практической деятельности относится

производство материальных благ

Укажите один из признаков человеческой деятельности, отличающей ее от поведения животных

целеполагание

Олег выделялся среди ребят группы. По каждой проблеме у него была своя точка зрения, которую он умел отстаивать. Такие качества отличают поведение

личности

Как называется процесс, в котором человек постигает сущность своего «я»

самопознание

Результатом самопознания, в частности является

представление о своих способностях

Утверждение, что человек является продуктом, субъектом общественно-исторической деятельности, характеризует его

социальную сущность

Верны ли следующие суждения о личности? А. Главным в характеристике личности является участие человека в общественных отношениях и сознательной деятельности Б. Новорожденный человек является личностью

верно только А

Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе? А. В человеке самой природой заложено умение жить в обществе Б. Личность может сформироваться только в человеческом обществе

верно только Б

Верны ли суждения о связи деятельности и общения? А. Общение — это сторона любой совместной деятельности. поскольку деятельность предполагает взаимодействие Б. Общение — это особая деятельность, основанная на обмене знаниями, идеями и действиями

оба верны

Обществознание

Бакалавриат на базе СОО

17 июня, 2022

  • Английский язык
  • Биология
  • Информатика и ИКТ
  • История
  • Обществознание
  • Математика
  • Русский язык

Начинаем тест по предмету Обществознание

Ф. И. О. абитуриента:

Email

Телефон

У вас есть вопросы?

Оставьте заявку по вопросам поступления или образовательного процесса

Заявка

Контакты

  • 129075, Москва,
    ул. Новомосковская 15А стр. 1

  • пн – пт 09:00–18:00
    суб, вск выходной

  • +7 (495) 120-10-22

  • 8 (800) 555-33-52
    Регионы

  • +7 (905) 717-27-53

  • priem@mmamos.ru

  • info@mmamos.ru

Абитуриентам

  • Приемная комиссия

  • Стоимость обучения

  • Правила приема

  • Подать документы online

  • Перевод из другого ВУЗа

  • Раздел для ответов на обращения, связанные с приемом на обучение

  • Образовательный кредит

Студентам

  • Библиотека

  • Студенческая жизнь

  • Здоровый образ жизни

  • Информация для иностранных обучающихся

  • Центр трудоустройства

  • Дополнительное профессиональное образование
  • Международное сотрудничество
  • Базовые кафедры
  • Наука
  • Конференции

  • Сведения об образовательной организации

  • Абитуриенту


Оплата


Личный кабинет

Московская Международная Академия
Copyright ©

Текущая страница: 4 (всего у книги 35 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

ЗАДАТОК→ СПОСОБНОСТЬ→ ТАЛАНТ→ ГЕНИАЛЬНОСТЬ

Задатки – это заложенная генетически предрасположенность человека к какому-либо виду деятельности (например, музыкальный слух).

Задаток является первоосновой для развития способности, но для этого нужна не только генетика, но и благоприятные обстоятельства. Так, например, для того, чтобы стать хорошим пианистом не достаточно иметь длинные пальцы, кроме этого необходимо долгие годы заниматься музыкой и оттачивать навык игры. В противном случае это так и останется задатком.

Способности – это индивидуальные особенности, позволяющие человеку успешно заниматься какой-либо деятельностью.

Каждый человек является обладателем своего уникального набора способностей. Они формируются и развиваются на протяжении всей жизни человека.

Талант – это выдающаяся способность или высшая степень способности.

Для проявления таланта необходимо сочетание нескольких способностей, которые позволяют человеку идеально и оригинально самому осуществлять какую-либо деятельность. У разных людей талант проявляется в разной мере.

Одаренность – это способность данная человеку «от бога», т.е. человек не прикладывал усилия для получения данной способности, а получил ее в дар от природы.

Одарённым людям присущи некоторые особенности личности: внимательность, собранность, трудолюбие, высокая продуктивность умственной деятельности, логическое мышление.

Гениальность – это высшая степень таланта, способность создавать что-то принципиально новое, это исключительно высокие интеллектуальные способности.

Если признать гениями только тех, кто почти единогласно признан ими в Европе и Северной Америке, то общее число гениев за все время существования нашей цивилизации едва ли превысит 400—500. Примерно к таким цифрам приводит отбор знаменитостей, которым уделено максимальное место в энциклопедиях разных стран Европы и США, если из числа этих знаменитостей вычесть тех, кто попал в историю из-за знатности или по другим случайным заслугам.

Ифроимсон В. П. Генетика гениальности

Признанных во всем мире гениев немного, их список пополняют такие выдающиеся люди России как ученый Д. И. Менделеев, ученый-естествоиспытатель М.В.Ломоносов, великий полководец А.В.Суворов, поэт А.С.Пушкин и мн. др.

6) Виды деятельности

Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – это общение, игра, учение и труд.

Игра – это вид деятельности, который направлен на удовлетворение духовных потребностей и целью которого является отдых, развлечение.

Учение – это деятельность человека направленная на получение, закрепление, совершенствование и углубление знаний, умений и навыков.

Труд – это деятельность человека направленная на получение практически полезного результата, который даёт возможность удовлетворить свои потребности.

В процессе трудовой деятельности человек производит необходимые ему материальные и духовные ценности. В отличие от учёбы и игры труд требует от человека определённый подготовки или квалификации, например: шахтёр не может провести хирургическую операцию.

Квалификация – уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Деятельность также делится на материальную и духовную (рис. 12).

Материальная (практическая) деятельность связана с практикой, созданием чего-либо нового или изменением старого порядка вещей.

Материальная деятельность, в свою очередь, подразделяется на две основные группы: материально-производственную и социально-преобразовательную. Материально-производственная деятельность представляет собой создание материальных благ, обогащение культуры человечества в целом. Например, строительство, заводское производство, ремесло. Социально-преобразовательная деятельность связанна с изменениями в обществе. К данному виду деятельности относятся издание новых законодательных актов, проведение реформ.

Духовная деятельность представляет собой процесс, связанный с интеллектом и творчеством, направленный на духовное освоение мира.

К ней относятся познавательная, ценностно-ориентировочная и прогностическая деятельность. Познавательная деятельность связана с получением новых знаний о мире, событиях и закономерностях. Установление и формирование духовных ценностей в обществе или ценностное отношение к вещам – это ценностно-ориентировочная деятельность. Прогностическая деятельность – это составление прогнозов или планов на будущее, предвидение результатов своих действий или будущих событий.

Результатами духовной деятельности являются новые идеи, ценности, представления, которые впоследствии воплощаются в философских концепциях, научных теориях, произведениях искусства, моральных, религиозных, правовых и иных нормах.

Рис.12. Материальная и духовная деятельность.

Историческими формами духовной деятельности являются религия, мораль, искусство, наука, философия, право, политическая идеология, а духовное производство – это результат деятельности в этих сферах, а именно духовные ценности и блага.

Духовное производство – производство духовных ценностей, т.е. идей, представлений, научных знаний, идеалов, а также вся система деятельности людей, связанная с данным процессом.

Деятельность также может различаться и по характеру. Так, выделяют сознательный (осознанная постановка целей и их достижение), продуктивный (создание полезного продукта), орудийный (создание орудий труда), преобразующий (изменение окружающего мира, общества, самосовершенствование) и общественный (взаимодействие с людьми) характер деятельности.

Вопросы ЕГЭ

6. Проведение реформ, связанных с расширением государственного влияния на сферу бизнеса, представляет собой деятельность

1) прогностическую

2) социально-преобразовательную

3) познавательную

4) ценностно-ориентировочную

5) социальную

7. Выберите верные суждения о видах деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В отличие от других видов деятельности, учение способствует познанию мира.

2) И учение, и труд, и игра могут осуществляться как индивидуально, так и сообща.

3) В отличие от учения и игры, труд позволяет удовлетворять материальные потребности.

4) Все виды деятельности предполагают использование специального оборудования.

5) Главная особенность учебной деятельности заключается в том, что ее целью является изменение не окружающего мира, а самого субъекта деятельности.

7) Общение как вид деятельности

Общение – процесс передачи информации от одного индивида к другому, обмен мыслями, чувствами и эмоциями.

Общение – это необходимое условие для формирования и развития общества и личности.

Слово общение схоже по смыслу с понятием «коммуникация» – общение, передача информации от человека к человеку, форма взаимодействия людей.

Функции общения:

1) коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия);

2) информационная (обмен информацией между людьми);

3) социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе).

Виды общения (рис.13).

Рис.13. Виды общения.

Вопрос ЕГЭ

8. Установите соответствие между особенностями и видами деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОСОБЕННОСТИ

А) создание необходимых людям благ

Б) наличие воображаемой обстановки

В) обязательное использование языка

Г) необходимость специальной подготовки

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1) игра

2) общение

3) труд

8) Творчество как вид деятельности

Творчество – это воодушевленная деятельность человека, которая направлена на открытие или создание не существовавших ранее предметов, ценностей.

Создавая что-либо, человек вкладывает в это «свою душу», поэтому каждое новое творение по-своему уникально. В науке творчество способствует появлению открытий и изобретений, в искусстве – новых произведений. В процессе творчества не только создаются материальные и духовные ценности, но и происходит самоутверждение и самосовершенствование человека.

Основными компонентами творческой деятельности являются вдохновение, фантазия, воображение и интуиция.

Вопрос 6. Потребности и интересы

1) Классификация потребностей человека

2) Интересы

1) Классификация потребностей человека

Одним из мотивов деятельности человека является потребность.

Потребность – это нужда человека в чём-либо.

Основными видами потребностей человека являются: биологические, социальные, духовные.

Биологические потребности связаны с физическим телом и их удовлетворение необходимо для поддержания жизни и развития. К таким потребностям относятся: необходимость дыхания, употребления пищи и воды, движения, отдыха и сна. К ним также можно отнести и ряд других более сложных, но жизненно важных потребностей таких как: тепловой комфорт, сбалансированность питания, продолжение рода, защита от болезней.

Человек может прожить: без еды 40—45 дней, без воды 7—10 дней, без сна 4 дня, без воздуха от 3 до 5 минут.

Махоткин А. В., Махоткина Н. В. Обществознание

Данный вид потребностей свойственен всем живым существам. Их также называют естественные, физиологические, природные, биогенные, органические или витальные («vita» – «жизнь»).

Социальные потребности – это потребность человека в общении с другими людьми, взаимопонимании.

Духовные (идеальные) потребности – это потребности в самореализации, приобретении новых знаний и опыта, самосовершенствовании. Духовные потребности выступают как стремление к созданию духовных ценностей, творчеству, духовному общению. Предела реализации данного вида потребностей не существует, нет и границ в выборе средств и способов их удовлетворения.

Из множества различных классификаций потребностей самой популярной является иерархическая (иерархия – размещение элементов от низших к высшим) пирамида психолога Абрахама Маслоу (рис. 14).

Первые две ступени являются первичными или врожденными, так как если эти потребности не удовлетворены, человек не сможет заниматься другой деятельностью, а все его устремления будут направлены на реализацию именно этих потребностей. Например, если он голоден, то все его мысли, желания и действия будут о еде. От этого зависит жизнь человека. К таким потребностям относятся физиологические и экзистенциальные.

Экзистенциальные потребности (потребность в безопасности) близки к биологическим, так как тоже определяют существование человека («экзистенция» от лат. «существование»), но с другой стороны, это не только чувство безопасности, но и осознание человека своего присутствия в мире, нахождение своего места в нем.

Все остальные потребности А. Маслоу определил как вторичные или приобретенные.

На третьей ступеньке находятся социальные потребности или потребности в принадлежности и любви, на четвертой – престижные или, другими словами, потребности в оценке или уважении.

Престиж – это мера признания обществом заслуг человека.

У каждого человека в большей или меньшей степени есть потребность в соперничестве, стремлении выделиться, быть лучше кого-либо, в уважении со стороны окружающих. Поэтому стремление добиться более высокого положения в обществе, поступить на престижные, популярные факультеты, сделать карьеру, добиться благополучия – и есть престижные потребности.

Следующие три вида потребностей (познавательные, эстетические и духовные) являются стремлениями «души» и считаются высшими потребностями человека.

Познавательные потребности – это исследование окружающего мира, действительности с целью получения новых знаний, впечатлений, стремление к целенаправленной творческой деятельности. Также их называют когнитивными потребностями.

Рис.14. Пирамида потребностей А. Маслоу.

Эстетические потребности – это духовное стремление человека к гармонии и красоте, искусству и творчеству. Благодаря этим потребностям в мире существуют театры, выставки, музеи, картинные галереи, балет, музыка и танцы.

На самой верхней ступеньке находятся духовные потребности или потребности роста (саморазвитие, самосовершенствование).

Осознавая свои потребности, индивид выстраивает свою жизнь в соответствии с ними. Если базовые потребности не реализуются, то они заменяются псевдопотребностями, например, потребностью в предметах роскоши, алкоголе, азартных играх и т. п.

Вопросы ЕГЭ

1. Найдите в приведенном ниже списке социальные потребности человека.

1) потребность в общении

2) потребность в сне

3) потребность в карьерном росте

4) потребность в пище

5) потребность в труде

2. Ниже приведены названия потребностей. Все из них, за исключением двух, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потребности человека.

Биологические, физиологические, социальные, органические, идеальные, естественные.

3. Установите соответствие между проявлениями качеств человека и природой этих качеств: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА

А) способность к продолжению рода

Б) способность приспосабливаться к условиям природной среды

В) способность познавать окружающий мир

Г) способность ставить цели

Д) способность оценивать свои поступки

ПРИРОДА КАЧЕСТВ

1) социальная

2) биологическая

2) Интересы

Интересы возникают на основе потребностей.

Интерес – целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту, стремление к ознакомлению с новыми фактами о нем, более полному и глубокому его изучению.

Интересы играют огромную роль в деятельности людей. Они делают процесс достижения цели и удовлетворения своих потребностей более привлекательными. Иногда интересы перерастают в увлечения всей жизни или становятся её смыслом. В процессе удовлетворения одних интересов человек зачастую приобретает новые, что даёт ему возможность постоянно совершенствоваться.

Существует несколько классификаций интересов:

1) по направленности: социальные, экономические, политические, духовные;

2) по их носителю: индивидуальные, групповые, общественные;

3) по содержанию: непосредственный (интерес к самому процессу деятельности), опосредованный (интерес к результатам деятельности);

4) по уровню деятельности: пассивный (ограничивается восприятием интересующего объекта), активный (человек действует для того, чтобы получить объект).

Рассматривая понятие «интерес», мы должны сравнить его с понятием «склонности», так как они являются результатом потребности человека в определённой деятельности. Интерес – это направленность человека на предмет, а склонность – на деятельность. Например, когда говорят, что юноша интересуется футболом, то подразумевают, что он любит смотреть футбольные матчи, собирает информацию о знаменитых футболистах или командах, а когда говорят, что у юноши склонности к футболу, то это означает, что он хорошо играет в футбол.

Вопрос 7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности

1) Понятие «свобода»

2) Свобода как осознанная необходимость

3) Ответственность

4) Гуманизм и либерализм

1) Понятие «свобода»

В древние времена свободным считался тот, кто не являлся рабом. С юридической точки зрения, свобода – это закрепленная в законе возможность определенного поведения человека, с точки зрения политики – отсутствие вмешательства или помех, а в философии принято считать, что свобода – это возможность проявления индивидом своей воли. В наши дни самое обыденное представление о свободе – это «делать все, что хочу», но очевидно, что если каждый будет делать все, что он захочет, то в мире будет хаос и это может привести к гибели человечества, поэтому абсолютной свободы нет. Истинная свобода всегда ограниченна внешними факторами (законами, обстоятельствами, другими людьми) и внутренними (моральными принципами, долгом, совестью). Без защиты и ограничения законов свобода зачастую приводит к гнету сильных над слабыми и рабству.

Статья 29

1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Всеобщая декларация прав человека

Свобода – это способность и возможность человека поступать в соответствии со своими желаниями, стремлениями и интересами.

Однажды некто пришел к Соломону в миг, когда тот забавлялся с охотничьей птицей, и сказал:

– Царь, помоги мне, я в печали. Вчера я освободил своих рабов, а сегодня они закидали мой дом камнями.

Царь внимательно взглянул на него, после чего спросил:

– Для чего освобождал ты рабов своих?

Пришедший за советом ответил так:

– Мне досталось богатое наследство, и я решил освободить тех из рабов, с кем провел детство. Я мнил сделать их счастливыми.

Тогда Соломон спросил:

– А кто сказал тебе, что свобода – это счастье, а счастье – это свобода?

И еще сказал он:

– Взгляни на этого хищного орла. Хотя он содержится в клетке, на охоте он – господин и повелитель. Если он не захочет охотиться, его никто не заставит – и все равно вечером он получит своего кролика. Он волен улететь, и его никто не задержит – значит, он со мной, покуда сам того желает. Для него свобода – не счастье, она для него – жизнь.

И добавил он:

– Есть и другая птица – курица. День-деньской она ходит по двору или высиживает яйца. Если ее выпустить в степи, она одуреет от свободы, а через день погибнет. Для нее свобода – несчастье, она для нее – смерть…

Смысл притчи заключается в том, что свобода – это возможность выбора. Способность осуществлять выбор – это и есть самостоятельность. Чем больше возможность выбора есть у человека, тем более самостоятельным и свободным он считается. Существует крылатое выражение «буриданов осел», смысл которого заключается в том, что зачастую столкнувшись с выбором, человек не может принять решение (например, выбор в каком учебном заведении учиться, какую получить специальность). Существует мнение, что в XIV веке философ Жан Буридан, объясняя своим ученикам проблему свободы выбора человека, рассказывал следующую притчу: перед голодным ослом положили две абсолютно одинаковые охапки сена, он долго крутил головой то налево, то направо и никак не мог сделать выбор, в результате чего он умер.

Свобода человека во многом зависит от количества и уровня знаний, накопленного жизненного опыта, так как это дает ему возможность лучше ориентироваться в социуме и принимать наиболее оптимальные для него решения.

2) Свобода как необходимость

«Свобода как познанная необходимость» – сформулированное Б. Спинозой понимание свободы. Ход его рассуждений таков. Обычно люди убеждены, что они наделены свободой воли и их поступки осуществляются ими совершенно свободно. Между тем свобода воли – иллюзия, результат того, что подавляющее большинство людей осознает свои поступки, не вникая глубоко в причины, их обусловливающие.

Философия //http://metaphilosophy.ru/svoboda-kak-poznannaya-neobhodimost.html

Многие философы считают, что человек не может быть поистине свободным, он подчинен законам, действующим в обществе, и поступает в большинстве случаев, так как необходимо, а не так как хотелось бы.

В реальной жизни не все зависит от человека, есть силы, влияние которых человек не может предотвратить, а, следовательно, не может принять то решение, которое ему хочется. Когда человек не осознает этого, он как бы становиться «рабом» данной ситуации. Но когда он понимает границы данного влияния, он уже может осознанно принять решение. Необходимость, считает ряд философов, существует в природе и обществе в виде объективных, т.е. независимых от сознания человека, законов. Помимо объективной природной необходимости человека побуждают действовать определенным образом и сложившиеся общественные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель «должного поведения». С учетом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения.

В понимании свободы можно выделить несколько точек зрения – волюнтаризм и фатализм.

Волюнтаризм – (от лат. «voluntas» – «воля») направление в философии, которое признает волю человека высшей ценностью, основой развития общества и всего существующего. Волюнтаризм рассматривает волю в качестве принципа жизни человека как «хозяина своей судьбы». Основоположниками данной идеи являются Ж.Ж.Руссо и И. Кант. Ж.Ж.Руссо утверждал, что основополагающий признак отличия человека от животного – это наличие силы воли и стремление к постоянному самосовершенствованию, что впоследствии приводит к развитию остальных способностей.

Фатализм – (от лат. «fatalis» – «определенный судьбой») философское учение, которое утверждает, что существует предопределённость всех событий в жизни человека и окружающем мире, т.е. вера в судьбу, рок. Фатализм исключает любую случайность, а также возможность свободного выбора. Все подчиняется некоторой всеобъемлющей могучей силе, которая воспринимается либо как сверхъестественная, божественная воля, либо изначальное устройство мира, представленная в виде непреложных вечных законов бытия. Так, например, в индийской философии и религии распространены такие понятия как «карма» (судьба) и «сансара» («колесо перерождений»).

«Душа блуждает в круговороте рождения и смерти, проходя сквозь 8.400.000 форм жизни»

Бхагаватгита

Свобода может быть экономической, политической, духовной, индивидуальной, гражданской, правовой, национальной и т. п.

Таким образом, свобода как осознанная необходимость – это понимание и контроль человеком независящих от него границ его деятельности, которые он может со временем расширять в соответствии с развитием науки и преумножением собственного опыта.

3) Ответственность

В одной французской легенде рассказывается о суде над человеком, который, размахивая руками, нечаянно разбил нос другому человеку. Обвиняемый оправдывался тем, что его никто не может лишить свободы размахивать своими собственными руками. Судебное решение по этому поводу гласило: обвиняемый виновен, так как свобода размахивать руками одного человека кончается там, где начинается нос другого человека.

Алексеев П. В., Панин А. В. Философия

Свобода и ответственность тесно связанны между собой, так как один из парадоксов (противоречий) нашей жизни заключается в том, что для того чтобы соблюсти свободу всех людей необходимо создать общие ограничения или другими словами, правила поведения. Человек, нарушающий правила несет ответственность за свои поступки.

Ответственность – это осознанная готовность человека отвечать за свои поступки и действия, а также их последствия.

Ответственность регулирует не только поведение отдельно взятого человека, но и общества в целом и не дает возможность рассматривать свободу как вседозволенность.

Ответственность – это чувство зависимости от чего-либо (закона, обстоятельств, других людей, животных и т.д.), которое является весомым основанием при принятии решения или совершении последующих действий. Ответственность подразделяется на большое количество видов, в зависимости от того, кто и перед чем или кем несет ответственность – юридическая, политическая, личная, материальная, групповая и т. д.

Вопрос ЕГЭ

1. Выберите верные суждения о свободе личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Свобода личности проявляется в выборе человеком своего жизненного пути.

2) Свобода личности проявляется в осознанном следовании социальным нормам.

3) Свобода человека проявляется в отсутствии ответственности за совершенные поступки.

4) Свобода человека лежит в основе поведения, направленного исключительно на получение удовольствия.

5) Свобода человека возможна только в результате преодоления правил, навязанных обществом.

6) Свобода налагает на человека дополнительные обязательства и ответственность за осуществленный выбор.

4) Гуманизм и либерализм

Гуманизм – (лат. «humanus» – «человечный») это мировоззрение, основу которого составляет признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.

В основе гуманистической философии лежит человечность, это значит, что человек и его жизнь считается главной и основной ценностью в обществе. Жизнь каждого священна. Гуманизм видит человека не только как биологическое и социальное существо, а как уникальный особенный мир. Гуманизм – это особый тип философского мировоззрения, в центре которого – человек, его деятельность, с присущими его природе способностями и интересами, с характерными для него нормами поведения и отношениями. В широком смысле слова гуманизм – доброжелательное отношение к человеку, утверждающее его свободу и достоинство.

Идея о гуманизме и свободе каждого получило свое распространение в политической идеологии либерализма.

Либерализм – это философское течение, которое провозглашает свободу, как один из главных принципов человеческой жизни, но свободу не как вседозволенность, а как проявление своей воли и ответственность за свои действия.

Либерализм появился в ответ на произвол абсолютных монархов и религиозных авторитетов. Он выдвинул на первое место свободы и права человека, а уже на второе – интересы государства. Сама же система государства должна существовать для блага граждан проживающих в нем. США стали первым государством, чья конституция составлена в соответствии с принципами свободного общества.

Либерализм предполагает большой спектр свобод: свобода совести, воли, слова, убеждений, информационная, а также политическая, экономическая, творческая, духовная. Человек не может жить и развиваться вне общества, либерализм предполагает взаимную свободу и ответственное поведение, уважение не только собственной свободы, но и свободы других.

По своей сути либерализм близок к гуманизму, так как гуманизм – это человек с точки зрения свободы, а либерализм – это свобода с точки зрения человека.

Вопрос ЕГЭ

2. Найдите в приведенном списке черты, присущие идеологии либерализма.

1) сильное государство

2) соблюдение прав и свобод личности

3) гражданское равноправие

4) приоритет личности перед обществом и государством

5) стабильность

Эмаа / 29 янв. 2015 г., 21:24:41

Социальная структура современного российского общества

Т. И. Заславская – современный российский экономист и социолог.

…Российское общество состоит из четырех социальных слоев:
верхнего, среднего, базового и нижнего, а также… «социального дна». Под верхним слоем понимается, прежде всего, реально правящий слой… К нему относятся элитные… группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Их объединяет факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформ.
Второй слой назван средним… Пока этот слой слишком малочислен… Это мелкие предприниматели… менеджмент средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные… специалисты и рабочие.
Базовый социальный слой очень массивен. Он охватывает более двух третей российского общества. Его представители обладают средним профессионально-квалифицированным потенциалом и относительно ограниченным трудовым потенциалом.
К базовому слою относится часть интеллигенции (специалистов), полуинтеллигенция (помощники специалистов), служащие из технического персонала, работники массовых профессий торговли и сервиса, а также большая часть крестьянства. Хотя социальный статус… интересы и поведение этих групп различны, их роль в переходном процессе достаточно сходна. Это в первую очередь приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить и по возможности сохранить достигнутый статус.
Структура и функции нижнего слоя представляются наименее ясными. Отличительными чертами его представителей являются низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким социально-экономическим условиям переходного периода. В основном этот слой состоит либо из пожилых малообразованных, не слишком здоровых и сильных людей, не заработавших достаточных пенсий, либо из тех, кто не имеет профессий, а нередко и постоянного занятия, безработных, беженцев и вынужденных мигрантов из районов межнациональных конфликтов. Определить данный слой можно на основе таких признаков, как очень низкий личный и семейный доход, низкий уровень образования, занятие неквалифицированным трудом или отсутствие постоянной работы.
…Представителями социального дна являются преступники и полупреступные элементы – воры, бандиты, торговцы наркотиками, содержатели притонов, мелкие и крупные жулики, наемные убийцы, а также опустившиеся люди – алкоголики, наркоманы, проститутки, бродяги, бомжи и т. д.

Социология в вопросах и ответах / Под ред. проф. В. А. Чуланова. –
Ростов-на-Дону, 2000. – С. 167–168.

Вопросы и задания к тексту:
1. На основе каких критериев, по вашему мнению, образована данная структура современного российского общества? Аргументируйте свой ответ.
2. Возможно ли в современной России изменить свою принадлежность к той или иной социальной группе? Приведите пример, подтверждающий ваш ответ.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Расположите по порядку этапы распространения нормативно правовой информации компанией консультант плюс
  • Тип конкурентного преимущества который достигается компанией при реализации стратегии оптимальных издержек
  • Реквизитов не обязателен при составлении аналитических регистров налогового учета по налогу на прибыль
  • Государственное учреждение управление пенсионного фонда рф по московскому району санкт петербурга реквизиты
  • Реквизиты для оплаты госпошлины за загранпаспорт московская область старого образца московская область