Особенная роль в становлении теории предметного творчества Германии, установлении связи искусство-промышленность отведена творчеству Петера Беренса. Одним из первых Беренс смог понять, какие новые задачи для решения промышленным дизайнерам предлагает индустриальный век.
Приглашение Беренса в качестве художника консультанта в фирму AEG (нем. Аllgemeine Eletrizitats Gesellschaft — «всеобщая электрическая компания») в 1907 году – новый виток в творчестве архитектора. У него появляется возможность проявить себя в новом качестве. В качестве промышленного дизайнера. Созданная в 1883 году компания AEG, равно как и другие крупные компании того времени была одним из крупнеших игроков в своей производственной отрасли. В номенклатуре компании была продукция для производственных нужд и для домашнего пользователя. Производство было оборудовано по последнему слову техники, труд рабочих организован на самом высоком уровне. Компания AEG быстро развивалась, превращаясь в сверхмонополию, имея развитую сеть дочек, банков и холдингов. Для покупателей была создана специальная система обслуживания через сеть представительств. Руководители компании были заинтересованы в завоевании позиций на мировом рынке.
Именно поэтому была необходима разработка фирменного стиля, унифицированного исполнения и возможности идентификации изделий. Производственники полагали, что таким образом продвижение продукции будет более успешным. Монументальность считалась подтверждением престижности и авторитетности фирмы. Беренс создавал проекты каталогов продукции, прейскурантов, приборов, упаковки, стендов для выставок, промышленные корпуса и мастерские. В его масштабном проекте очень четко прослеживается подчинение самых разнообразных категорий единому принципу образования стиля.
Вершиной творчества Беренса как архитектора можно считать пять крупных производственных зданий, проекты которых он разработал для AEG с 1908 по 1911 г.г. Наиболее известным из них было возведенное в 1909 году в Берлине здание Турбинного цеха. Его еще называют символом промышленного производства, как важнейшей составляющей жизни в индустриальном веке. Конструкция поражает воображение своей громадностью и масштабами. Основной идеей проекта было восприятие промышленного здания как выражения силы, которая рождается при объединении человека и машины. Впервые в Германии такого эффекта удалось добиться без применения декоративных стилизаций, только за счет рациональности конструкции, выполненной из стекла и стали.
Продукцией завода были динамо-машины. Основным требованием по организации рабочего места по их изготовлению — максимальное освещение прямым светом рабочего места. Здание было поделено Беренсом на два объема, резко отличающихся друг от друга: главный корпус и пристройку, ассиметрично к нем примыкающую. Стеклянные плоскости огромных размеров, заключенные в стальные обвязки образуют боковой фасад главного здания. Опоры-шарниры выполняют функцию крепления к фундаменту для стальных стоек, имеющих сечение, уменьшающееся книзу. Шарнирные опоры здесь вынесены на фасад в открытом виде, что продиктовано желанием Беренса использовать конструктивные узлы в архитектуре, таким образом, подчеркивалось их архитектоническое значение.
В данном проекте Петер Беренс применил принцип формообразования, в основе которого лежит выявление конструкции. Стоит, однако, заметить, что указанный принцип проводится недостаточно последовательно. Плоскости остекления наклонены внутрь, формируя далеко выступающий карниз. Карниз разбивает здание на части: создается впечатление давления тяжелой крыши на основной объем. Подобный подход рационален и закономерен при создании проекта здания с массивными стенами, где карниз призван подчеркнуть деление на несущую часть и крышу. В проекте предусмотрено образование единой неделимой системы — конструкции трехшарнирной рамы. Неделимо и внутреннее пространство помещения. Особая роль отведена массивным углам. Создается впечатление, что они являются значимой частью конструкции здания. Но оно обманчиво, так как углы не выполняют статических функций, являются лишь элементами декора — переходящие от продольных стен к торцам они усиливают впечатление монументальности. Внешний облик здания чересчур драматизирован – в жертву принесена его функциональность, оно больше напоминает монумент.
На более поздних этапах творчества Петера Беренса все ярче и ярче видна монументализация рациональной формы. Решения заводских зданий AEG в Берлине (1910г.) подчеркнуто симметричны. Башни ленточных клеток выступают далеко вперед, производя впечатление внушительности. Упрощенные классические формы исполнения, характерные для входов в производственные помещения (между многоэтажными конторскими корпусам) сочетаются с оформлением боковых фасадов, имеющих вид пилонов и поверхностей из стекла.
© 2013 — 2023 История архитектуры · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Питер Беренс | |
---|---|
Родился | 14 апреля 1868. Гамбург, Северо-Германская Конфедерация |
Умер | 27 февраля 1940 (1940-02-27) (71 год). Берлин, Свободное государство Пруссия, нацистская Германия |
Национальность | Немец |
Род занятий | Архитектор |
Здания | Турбинный завод AEG |
Проекты | Deutscher Werkbund |
Питер Беренс (14 апреля 1868 — 27 февраля 1940) был ведущим немецким архитектором и промышленным дизайнером, наиболее известным благодаря его раннее открытие Турбинный зал AEG в Берлине в 1909 году. За его плечами долгая карьера: он проектировал объекты, шрифты и важные здания в различных стилях с 1900-х по 1930-е годы. Он был одним из основателей German Werkbund в 1907 году, когда он также начал проектировать для AEG, был пионером в корпоративном дизайне, производя шрифты, объекты и здания для компании. В следующие несколько лет он стал успешным архитектором, лидером рационалистического / классического немецкого Реформистского движения 1910-х годов. После Первой мировой войны он обратился к кирпичному экспрессионизму, спроектировав замечательное административное здание Hoechst за пределами Франкфурта, а с середины 1920-х годов все чаще переходил к New Objectivity. Он также был педагогом и руководил архитектурной школой при Венской академии изящных искусств с 1922 по 1936 год. Как известный архитектор, он занимался дизайном в Германии, других европейских странах, России и Англии. Несколько ведущих имен европейского модернизма работали на него, когда они только начинали в 1910-х годах, в том числе Людвиг Мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье и Вальтер Гропиус.
Содержание
- 1 Биография
- 2 Список проектов
- 3 Гарнитуры, разработанные Беренсом
- 4 Галерея
- 5 Ссылки
- 6 Внешние ссылки
Биография
Дом Беренса в Дармштадтская колония художников : музыкальный зал с роялем Schiedmayer 1901
Промышленные часы, разработанные Беренсом для AEG в 1909 году
Три версии знаменитого чайника для воды: 1,25 л, 1,0 л и 0, 75L
Питер Беренс около 1913 года в своем офисе в Берлине
Чертеж Беренса для предполагаемого небоскреба с видом на шлюзы канала в рамках проекта Atlantropa
Беренс посетил Christianeum Hamburg с сентября 1877 года до Пасхи 1882 года. С 1886 по 1889 год изучал живопись в своем родном Гамбурге, а также в Дюссельдорфе и Карлсруэ. он женился на Лилл y Kramer и переехал в Мюнхен. Сначала он работал художником, иллюстратором и переплетчиком кустарно. Он часто посещал богемные круги и интересовался темами, связанными с реформированием образа жизни. В 1899 году Беренс принял приглашение великого герцога Эрнста-Людвига Гессенского стать вторым членом недавно открытой Дармштадтской Колонии художников, где Беренс построил свой собственный модерн. дом в стиле 1901 года, и полностью продумано все, от мебели до полотенец, картин, керамики и т. Д. Строительство этого дома считается поворотным моментом в его жизни, когда он покинул художественные круги Мюнхена и показал В самом первом своем проекте он сам стал талантливым архитектором.
В 1903 году Беренс был назначен директором Kunstgewerbeschule в Дюссельдорфе, где он провел успешные реформы, разработав новые способы обучения дизайну. В 1907 году Беренс и еще десять человек (Герман Муфезиус, Теодор Фишер, Йозеф Хоффманн, Йозеф Мария Ольбрих, Бруно Пауль, Рихард Римершмид, Фриц Шумахер и др.) Плюс двенадцать компаний собрались, чтобы создать Немецкий вербунд. Как организация, она явно была обязана принципам и приоритетам движения Искусство и ремесла, но тяготела к классике в архитектуре. Члены Werkbund были сосредоточены на улучшении общего уровня вкуса в Германии за счет улучшения дизайна предметов повседневного обихода и продуктов. Этот весьма практический аспект сделал его чрезвычайно влиятельной организацией среди промышленников, экспертов по государственной политике, дизайнеров, инвесторов, критиков и ученых. Его работа в начале 1900-х годов включала серию выставочных залов и павильонов, крематорий и несколько частных домов, которые показывают новое направление сразу после его собственного дома в стиле югендстиль, в сторону изучения простых, прямолинейных объемов и классических источников.
Турбинный завод AEG, 1908–1909, в Моабит районе Берлина. Ранний пример индустриального классицизма.
В 1907 году AEG (Allgemeine Elektrizitäts-Gesellschaft) нанял Беренса в качестве художественного консультанта, и его работа для AEG стала первой крупномасштабной демонстрацией. об жизнеспособности и жизнеспособности инициатив и целей Werkbund. Он разработал весь фирменный стиль (логотип, дизайн продукта, рекламу и т. Д.), И за это его считают первым промышленным дизайнером в истории. Он также спроектировал для них серию заводских зданий на их двух заводских площадках в Берлине, наиболее известный из которых 1909 AEG Turbine Factory на территории Моабит, считающийся ранним примером модернизма. Затем он спроектировал четыре новых здания на участке Humboldthain, что показало, что его не меньше интересовали массивные, смелые, классические и живописные эффекты в зависимости от контекста, а также выражения современности. Поскольку Питер Беренс был консультантом, а не сотрудником AEG, он мог свободно работать над другими проектами и развил весьма успешную архитектурную практику. В этот период в его растущем офисе было много студентов и помощников, некоторые из которых впоследствии стали ведущими модернистами, в том числе Людвиг Мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье, Адольф Мейер и Вальтер Гропиус (впоследствии ставший первым директором Баухауса ).
Сразу после турбинного зала AEG он спроектировал серию больших офисных зданий в смелой монументальной классической форме, являющейся частью немецкого движения Реформистской архитектуры. Его посольство Германии в Санкт-Петербурге в 1912 году и административное здание Continental AG в Ганновере, построенное в 1912-1914 годах, являются хорошими примерами этого периода.
После Первой мировой войны его творчество снова изменилось, и, как и многие немецкие архитекторы, он исследовал темы и стили кирпичного экспрессионизма. Между 1920 и 1924 годами он отвечал за проектирование и строительство здания технического управления Hoechst AG в Höchst, недалеко от Франкфурта. Его высокий атриум, облицованный цветными кирпичами, представляющими красители фабрики, и экстерьер из темного клинкерного кирпича с башней с часами и эффектной аркой — это один из самых представительных образцов стиля в Германии.
Атриум, Хёхст, Франкфурт, 1924
В 1922 году он принял приглашение преподавать в Венской академии изящных искусств, став главой архитектурной школы, и занимал эту должность до 1936 года. а также проектирование для широкого круга клиентов по всей Европе. В 1926 году англичанин Венман Джозеф Бассет-Лоук поручил Беренсу спроектировать семейный дом в Нортгемптоне, Великобритания. Дом под названием «Новые пути», прямоугольный объем с белыми стенами (с зубчатыми парапетами), часто считается, вероятно, первым модернистским домом в Британии, и знаменует поворот Беренса к модернизму Новой объективности.
. 1925 г. его бывший ученик Мис ван дер Роэ пригласил его вместе со многими ведущими немецкими архитекторами, работающими в новом стиле, спроектировать жилое здание в Штутгарте, в районе, который сейчас известен как Вайссенхоф. Его вкладом был набор квартир в кубических объемах, позволяющих открывать многие квартиры на большие террасы.
В 1928 году Беренс выиграл международный конкурс на строительство Новой синагоги в г. Зильня, Чехия, которая была восстановлена в 2012-17 годах как культурный центр. В том же году он спроектировал реконструкцию универмага Feller-Stern в центре Загреба, Хорватия, превратив его из ар-нуво в комплекс почти De Stijl Modernist сочинение. Его вилла 1931 года на склоне холма для Клары Ганс, дочери франкфуртского промышленника Адольфа Ганса, представляла собой столь же сложную игру прямоугольных объемов, облицованных камнем, прекрасный пример Новой объективности.
В 1929 году Беренса пригласили на конкурс для проектирования зданий вокруг предложенной радикальной реконструкции Александерплац в Берлине, и хотя он занял второе место, его проекты зданий на юго-западной стороне новой площади были предпочтены последующим застройщиком, и Александерхаус и Беролинахаус были построены к 1932 году.
В 1929 году Беренсу в сотрудничестве с бывшим студентом Александром Поппом было поручено спроектировать новый завод для государственного предприятия Austria Tabak в Линце., который строился в течение длительного периода в связи с экономическими условиями, и окончательно завершен в 1935 году. Главное здание имеет очень длинный полностью горизонтальный слегка изогнутый фасад, самый яркий дизайн Беренса в стиле New Objectivity.
В 1936 году Беренс покинул Vie нна преподавать архитектуру в Прусской Академии художеств (ныне Akademie der Künste ) в Берлине, как сообщается, с особого одобрения Гитлера. Беренс участвовал в планах Гитлера по восстановлению Берлина вместе с заказом новой штаб-квартиры AEG на знаменитой оси север-юг Альберта Шпеера. Шпеер сообщил, что его выбор Беренса для этой комиссии был отвергнут могущественным Альфредом Розенбергом, но его решение поддержал Гитлер, который восхищался посольством Беренса в Санкт-Петербурге. Беренс умер в отеле «Бристоль» в Берлине 27 февраля 1940 г., когда искал убежища от холода в своем загородном имении.
Список проектов
Посольство Германии в Санкт-Петербурге, 1912 г.
Квартира в «Вайссенхоф» здание, Штутгарт, 1927 1900–1901: Дом Беренса на Матильденхёэ в Дармштадте
- 1905–1907: Вилла Обенауэр в Саарбрюккене
- 1905–1908: Крематорий Эдуарда Мюллера в Хаген-Дельштерне
- 1906: Дизайн интерьера государственной и городской библиотеки в расширении Музея искусств Дюссельдорфа
- 1908–1909: Турбинный зал AEG, Берлин-Моабит
- 1908–1909: Дом Шредера в Хагене (разрушен во время Второй мировой войны)
- 1909–1910: Дом католического братства в Нойсе
- 1909-1910: Вилла Куно в Хагене
- 1909-10: Завод высокого напряжения, AEG, Берлин — Гумбольдтхайн
- 1910: Эллинг «Электра» для берлинской гребной компании «Elektra» в Берлине-Обершеневейде, основанной в 1908 году как гребной клуб для служащих и государственных служащих AEG
- 1910: Выставочный зал (временная деревянная конструкция, названная Hetzerhalle) для Немецких железных дорог с пролетом 43 метра для Всемирной выставки в Брюсселе в 1910 году, построено предпринимателем Отто Хетцером из Веймара
- 1911: Газовый завод Ост во Франкфурте-на-Майне, Остхафен
- 1911: Заводское поселение AEG в Хеннигсдорфе
- 1911–1912: Дом Маннесманна в Дюссельдорфе
- 1911–1912: Посольство Германии в Санкт-Петербурге
- 1911–1912: Дом государственного архитектора CH Goedecke в Хагене
- 1911–1912: Дом Виганда, дом археолога и директора музея Теодора Виганда в Берлине-Далеме, сегодня резиденция Немецкого археологического института
- 1912 : Завод AEG Large Motors, Берлин — Гумбольдтхайн
- 1912–1914: Административное здание Continental AG в Ганновере (пристройка 1919–1920), сегодня Дом экономического развития
- 1913: AEG Завод малых моторов, Берлин — Гумбольдтхайн
- 1914: Офисное здание Frank Lehmann в Кельне, 37 Унтер Заксенхаузен
Александерхаус и Беролинахаус, Александерплац, 1932
- 1914–1917: Завод национального Автомобильное общество (NAG) в Берлине-Обершеневейде (позже завод телевизионной электроники, названный Peter- Behrens-Bau )
- 1915: Лесное поселение Вульхайде в Берлине-Карлсхорст, Хегемейстервег
- 1918: Oberschöneweide поселение в Берлине (построено в 1919–21 по планам других, Беренс спроектировал только несколько домов на одну семью)
- 1919: поселение рабочих и мастеров для Deutsche Werft AG в Гамбурге-Финкенвердере
- 1921–1925: Здание технического управления Hoechst AG в Франкфурт-Хёхст
- 1921–1925: Административное здание Gutehoffnungshütte в Оберхаузене
- 1925: Могила Фридриха Эберта в Гейдельберге, на горном кладбище
- 1925-1926: Колледж св. Бенедика t в Зальцбурге
- 1926: «Новые пути», Нортгемптон, Великобритания
Табачная фабрика, Линц, 1929-35 1927: Многоквартирный дом в Weißenhofsiedlung в Штутгарте (участки 31 + 32)
- 1928: Реконструкция универмага Feller-Stern, Площадь Бана Елачича в Загребе, Хорватия
- 1928–1929: станции метро, линия U 8 в Берлине (Moritzplatz, Bernauer Straße, Voltastraße, разработан в 1912 г.)
- 1928-1930: Франц-Домес-Хоф в Вене — Маргаретен
- 1929: Резиденция Курта Левина в Берлине-Николассее, Waldsängerpfad 3
- 1929–1930: Группа многоквартирных домов в Берлине — Вестенд, Боливаралле 9
- 1929-1931: Вилла Ганс в Кронберг-им-Таунус, Falkensteiner Straße 19, Hesse
- 1929-1931: Синагога в ilina, Kuzmányho 1
- 1929-1935: Табачная фабрика в Линце (с Александром Поппом)
- 1930–1932: Александерхаус и Беролинахаус в Александерплац в Берлине
- 1931: Дом «Ring der Frauen» на Немецкой строительной выставке в 1931 году в Берлине-Шарлоттенбурге (снесен)
- 1932–1933: дом Гогенланке недалеко от Нойштрелица (планируется как отдельный дом престарелых, частично завершено)
- 1933–1951: Церковь Христа Царя в Линце (с Александром Поппом, Хансом Фейхтльбауэром и Хансом Фошумом)
Гарнитуры, разработанные Беренсом
Все шрифты отлиты Klingspor Type Foundry.
- Behrens-Schrift (1901-7)
- Behrens-Antiqua (1907- 9)
- Средневековый Беренс (1914)
Галерея
Дом Беренса, Матильденхёэ в Дармштадте, 1901 г.
Крематорий Эдуарда Мюллера, Хаген-Дельстерн, 1908 г.
Завод высоких напряжений, AEG, Берлин -Моабит, 1909-10
Завод больших двигателей, AEG Берлин-Гумбольдтхайн, 1912
Посольство Германии, Санкт-Петербург, 1912
Mannesmann-Haus, Дюссельдорф, 1912
Офисное здание, Унтер Заксенхаузен 37, Кёльн, 1914 г.
Офисы Continental AG, Ганновер, 1912 г. -14
Национальное автомобильное общество (NAG), Берлин, 1914-17 гг.
Административное здание Hoechst, Франкфурт, 1921-24 гг.
Администрация Hoechst, Франкфурт, 1921-25 гг.
склад Gutehoffnungshütte, Оберхаузен, 1921- 25
Могила Фридриха Эберта, 1925 г.
Колледж Св. Бенедикта, Зальцбург, 1926 г.
Универмаг Feller-Stern, площадь Бана Елачича, Загреб, 1928 г.
Franz Domes Hof, Вена, 1928-30 гг.
Вилла Ганс, Кронберг, 1931
Синагога, Жилина, Словакия, 1929-31 гг.
Александерхаус и Беролинхаус, Александерплац, Берлин, 1930-32 гг.
Табачная фабрика, Линц, Австрия, 1929-35 гг.
Табачная фабрика, Линц, 1929-35 гг.
Ссылки
- Источники
- Борски, Марош (2007). Архитектура синагоги в Словакии: к созданию мемориального ландшафта потерянной общины. Докторская диссертация, Hochschule für Jüdische Studien, Гейдельберг. По состоянию на 23 ноября 2014 г.
- A. Виндзор (1981): Питер Беренс: архитектор и дизайнер, Humanities Press Intl; Первое издание для США, ISBN 0-85139-072-2
- Стэнфорд Андерсон (2002): Питер Беренс и новая архитектура для двадцатого века, MIT Press, ISBN 0-262-51130-4 ISBN 978-0262511308
- Питер Беренс (1990): Питер Беренс: Umbautes, Licht Prestel Pub, ISBN 3-7913-1059-3 (немецкое издание)
- Кэтлин Джеймс-Чакраборти (2000): немецкая архитектура для массовой аудитории, Routledge, ISBN 0-415-23654-1
- Ina Bahnschulte-Friebe: Künstlerkolonie Mathildenhöhe Darmstadt 1899–1914. Дармштадт: Institut Mathildenhöhe 1999, ISBN 3-9804553-6-X (на немецком языке)
- Георг Кравец: «Питер Беренс им дриттен Райх», Weimar 1995, VDG, Verlag und Datenbank für Geisteswissenschaften, ISBN 3-929742-57-8 (на немецком языке)
- Клаус Дж. Зембах: 1910 — Halbzeit der Moderne. Штутгарт: Hatje 1992, ISBN 3-7757-0392-6 (на немецком языке)
Внешние ссылки
- Виртуальная галерея с проектами Беренса для AEG
- Синагога в Жилине, Словакия, спроектированная Петером Беренсом
- Синагога Neolog в Жилине Прикрепленная мемориальная доска: «Эта синагога была построена всемирно известным архитектором. Питер Беренс, в 1933–1934 годах, на том же месте, что и первоначальная синагога, построенная в 1881 году. До прихода фашизма она служила местом еврейского поклонения. Вторая мировая война трагически повлияла на жизнь словацких евреев, в то время 3600 евреев составляли 19000 жителей Жилины. После войны вернулись только 500 выживших евреев. С конца войны здание использовалось городом в культурных и образовательных целях, а также как технический колледж. Еврейская община Жилины, 1934–1996 ».
- Рояль Шидмайеров из музыкальной комнаты Дома Беренс 1901
- Газетные вырезки о Питере Беренсе в Архиве прессы 20 века из ZBW
Форма и высота оси здания задаются тремя стяжками.
В Турбинный завод AEG был построен в 1909 году на Huttenstraße 12-16 в Берлин район Моабит. Это самая известная работа архитектора Питер Беренс.[1] 100-метровое здание со стальным каркасом и 15-метровыми стеклянными окнами по бокам считается первой попыткой привнести сдержанный современный дизайн в промышленную архитектуру.[2] Это был смелый шаг, первый в мире, который оказал сильное влияние на архитектуру в целом.
Источник
С 1892 года на этом месте располагалась электрическая компания Union-Elektricitäts-Gesellschaft (UEG), основанная Август Тиссен и Thomson Houston Electric Company. Целью компании было войти в быстро развивающуюся электрическую промышленность, и этот сайт был посвящен производству электрических трамваи. UEG быстро столкнулся с финансовыми трудностями, и Allgemeine Elektricitäts-Gesellschaft (AEG) вступила во владение в 1904 году и планировала строительство нового завода по производству турбин, поскольку существующий завод стал слишком маленьким.
Архитектор Питер Беренс сдан в эксплуатацию дизайн нового корпуса. Беренс был не просто архитектором, он работал в AEG с 1907 года в качестве консультанта по художественным вопросам.[1] и разработала электрическую продукцию компании, а также ее логотип и другую графику компании. Он также отвечал за общий имидж компании. Первоначально под влиянием Искусство модерн в 1901-1903 гг. Беренс вскоре стал одним из основателей Немецкой Werkbund; под влиянием британских Искусства и ремесла, они были посвящены повышению качества немецкого дизайна, развитию архитектуры, которая была бы рациональной для современной эпохи, при этом сохраняя классические традиции.
Строительство
Табличка на AEG-Turbinenfabrik
Машинный зал построен в 1909 г. Питер Беренс как ведущий архитектор и инженер Карл Бернхард[1] на углу улиц Huttenstraße и Berlichingenstraße в БерлинеМоабит. Он состоит из двух параллельных пространств, нижнее пространство примыкает к западу от основного. Основное пространство шириной 25,6 м (нижнее — 12,5 м), высотой 25 м и длиной 123 м, с корпусом, образованным 22 стальными каркасами, размещенными через каждые 9 метров.[3] Стальные колонны выглядят снаружи без украшений, с видимыми болтами и соединениями, с огромными стеклянными окнами между ними, слегка наклоненными внутрь к вершине. В фронтон концы построены из железобетона, с металлическими обвязками на опорах с обеих сторон, создающими рустованный внешний вид, а логотип фирмы отлит в бетоне фронтона.
В 1939 году Якоб Шальбергер и Пол Шмидт спроектировали расширение зала на север, увеличив его до 207 метров. Все здание было спроектировано для использования в качестве производственной площадки для турбин. Теперь это часть Сименс, где до сих пор работает газотурбинная установка. Этот завод был спроектирован с такой дальновидностью, что сто лет спустя он до сих пор служит той же цели — по производству турбин.
Значимость
Дизайн Behrens ссылается на неоклассицизм, с металлической обвязкой на опорах торца фронтона с обеих сторон, создающих рустованный внешний вид.[1] Дэвид Уоткин описывает его как «храм силы».[1] Точно так же Том Уилкинсон сравнивает его с «современным изданием Парфенона».[4]
Конструкция фабрики в то время представляла собой либо неприхотливую сталь и стекло, либо «зубчатые города-замки» с неброским пальто исторического дизайна, скрывающим внутри технологии. Питер Беренс создал промышленную архитектуру, которая впервые вышла из укрытия за историческими фасадами, преобразованная новой уверенностью в себе, создав впечатляюще впечатляющий и изысканный образ общественного лица промышленной зоны Моабита.[2]
С 1956 года здание было классифицировано как охраняемый исторический памятник, а в 1978 году его реставрировали. На южной стороне находится мемориальная доска с информацией о постройке, архитекторах и статусе наследия.
Литература
- Landesdenkmalamt Berlin (Hrsg.), Юрген Томиш (Bearb.): Deutsche Denkmaltopographie, Denkmale в Берлине, Bezirk Mitte, Ortsteile Moabit, Hansaviertel und Tiergarten. Михаэль Имхоф Верлаг, Петерсберг 2005, ISBN 3-86568-035-6, страницы 292–298.
- Уильям Дж. Р. Кертис: Moderne Architektur seit 1900 г., englische Erstausgabe von 1982, 2002
- Питер Беренс: Umbautes Licht, Мюнхен, 1990 г.
- Ф. Ноймайер, Т. Буддензиг, Х. Рогге, u. а., Industriekultur — Peter Behrens und die AEG 1907–1914, 1993
- Герберт Курт, Ариберт Кучмар: Баустильфибель, Берлин, 1964 г.
- Epochen der Kunst. Unterrichtswerk in vier Banden, Band 4, München, 1989, стр.176.
- Ян Гымпель: Geschichte der Architektur, Кельн, 1996
- Юрген Томиш: Безирк Митте. Ортштейн Моабит, Хансавиртель и Тиргартен, Петерсберг, 2005 г.
- Луи Салливан: Художественно продуманное высокое офисное здание, Журнал Липпинкотта, март 1896 г.
Рекомендации
- ^ а б c d е Уоткин, Дэвид (1996). История западной архитектуры (Второе изд.). Издательство Лоуренс Кинг. С. 508–509. ISBN 1-85669-082-2.
- ^ а б Доктор Элизабет М. Меррилл. «Питер Беренс, Турбинный завод (статья)». Ханская академия. Получено 2020-05-31.
- ^ «Турбинный завод АЭГ». archuul.com. Получено 2020-05-31.
- ^ Уилкинсон, Том (2014). Кирпичи и смертные. Нью-Йорк: Bloomsbury Press. п.126. ISBN 978-1-62040-629-8.
внешняя ссылка
- Berliner Industriedenkmäler — AEG Turbinenhalle
- Турбинный завод AEG в ArchINFORM
- Турбинный зал AEG, список Государственного памятника Берлина.
Координаты: 52 ° 31′42 ″ с.ш. 13 ° 19′28 ″ в.д. / 52,52833 ° с. Ш. 13,32444 ° в.
From Wikipedia, the free encyclopedia
Shape and height of the building axis are given by the three joint ties.
The AEG turbine factory was built in 1909, at Huttenstraße 12–16 in the Moabit district of Berlin. It is the best-known work of architect Peter Behrens.[1] The 100m long steel framed building with 15m tall glass windows on either side is considered the first attempt to introduce restrained modern design to industrial architecture.[2] It was a bold move, and world first that would have a durable impact on architecture as a whole.
Origin[edit]
Since 1892, the site was occupied by the Union-Elektricitäts-Gesellschaft (UEG), which was an electrical company founded by August Thyssen and the Thomson Houston Electric Company. The company’s goal was to enter the booming electrical industry, and this site was dedicated to the production of electric trams. The UEG quickly encountered financial difficulties, and the Allgemeine Elektricitäts-Gesellschaft (AEG) took over in 1904 and planned the construction of a new turbine factory, as the existing factory had become too small.
Architect Peter Behrens was commissioned with the design of the new building. More than an architect, Behrens was employed by AEG since 1907 as an artistic consultant,[1] and designed the company’s electrical products, as well as its logo and other company graphics. He was also in charge of the overall image of the company. Initially influenced by the Art Nouveau in 1901-3, Behrens soon became a founding member of the German Werkbund; influenced by the British Arts and Crafts, they were dedicated to raising the quality of German design, developing architecture that was rational for the modern age, while still embracing classical traditions.
Construction[edit]
Plaque on the AEG-Turbinenfabrik
The turbine hall was built in 1909 under Peter Behrens as lead architect and engineer Karl Bernhard[1] at the corner of Huttenstraße and Berlichingenstraße streets in Berlin-Moabit. It consists of two parallel spaces, a lower space attached to the west of the main one. The main space is 25.6m wide (the lower one 12.5m), with a height of 25 m and a length of 123 m , with a body formed by 22 steel frames, placed every 9 meters.[3] The steel columns appear on the outside unadorned, with bolts and joints visible, with huge glass windows between, angled slightly inwards towards the top. The gable ends are constructed of reinforced concrete, with metal strapping on the piers either side creating a rusticated appearance, and the firm’s logo is cast in the concrete of the gable.
In 1939, Jacob Schallberger and Paul Schmidt designed an extension of the hall to the north extending it to 207m. The whole building was developed to function as a production site for turbines. It is now part of Siemens, which still operates a gas turbine plant there. This factory was actually designed with such foresight that it still serves the same purpose of producing turbines, a hundred years later.
Significance[edit]
Behrens design referenced the neo-classical, with metal strapping on the piers of the gable end either side creating a rusticated appearance.[1] David Watkin describes it as a «temple of power».[1] Similarly, Tom Wilkinson likens it to an «up-to-date edition of the Parthenon».[4]
Factory design at that time was either unpretentious steel and glass, or a «crenellated castle-cities» with a dowdy coat of historicist design, hiding the technology within. Peter Behrens created an architecture for industry that came out of hiding behind historicist facades for the first time, transformed by a new self-confidence, creating a suitably impressive and sophisticated image for the public face of the Moabit industrial site.[2]
Franz Hessel wrote, «There is no lovelier building than that monumental hall of glass and reinforced concrete: the Peter Behrens turbine factory on Huttenstrasse.»[5]
Since 1956 the building has been classified as a protected historical monument, and it underwent a restoration in 1978. On the south side there is a plaque with information about the construction, architects, and heritage status.
Further reading[edit]
- Landesdenkmalamt Berlin (Hrsg.), Jürgen Tomisch (Bearb.): Deutsche Denkmaltopographie, Denkmale in Berlin, Bezirk Mitte, Ortsteile Moabit, Hansaviertel und Tiergarten. Michael Imhof Verlag, Petersberg 2005, ISBN 3-86568-035-6, pages 292–298.
- William J. R. Curtis: Moderne Architektur seit 1900, englische Erstausgabe von 1982, 2002
- Peter Behrens: Umbautes Licht, Munich, 1990
- F. Neumeyer, T. Buddensieg, H. Rogge, among others, Industriekultur – Peter Behrens und die AEG 1907–1914, 1993
- Herbert Kurth, Aribert Kutschmar: Baustilfibel, Berlin, 1964
- Epochen der Kunst. Unterrichtswerk in vier Banden, Band 4, München, 1989, page 176
- Jan Gympel: Geschichte der Architektur, Cologne, 1996
- Jürgen Tomisch: Bezirk Mitte. Ortsteile Moabit, Hansaviertel und Tiergarten, Petersberg, 2005
- Louis Sullivan: The tall office building artistically considered, Lippincott’s Magazine, Marz 1896
References[edit]
- ^ a b c d e Watkin, David (1996). The History of Western Architecture (Second ed.). Laurence King Publishing. pp. 508–509. ISBN 1-85669-082-2.
- ^ a b Dr. Elizabeth M. Merrill. «Peter Behrens, Turbine Factory (article)». Khan Academy. Archived from the original on 2021-01-16. Retrieved 2020-05-31.
- ^ «AEG Turbine Factory». architectuul.com. Retrieved 2020-05-31.
- ^ Wilkinson, Tom (2014). Bricks and Mortals. New York: Bloomsbury Press. p. 126. ISBN 978-1-62040-629-8.
- ^ Hessel, Franz (2017). Walking in Berlin. Cambridge: The MIT Press. p. 15. ISBN 9780262036351.
External links[edit]
- Berliner Industriedenkmäler – AEG Turbinenhalle
- AEG turbine factory at archINFORM
- AEG Turbine Hall, State Monument Office Berlin listing.
Coordinates: 52°31′42″N 13°19′28″E / 52.52833°N 13.32444°E
Петер Беренс (Peter Behrens) — один из крупнейших немецких художников,
архитекторов и дизайнеров. Известен, прежде всего, как представитель
архитектуры функционализма и сторонник использования новых конструкций и
материалов, таких как стекло и сталь. Являлся одним из основателей
Веркбунда — рабочего союза, в который вошли художники, архитекторы,
ученые, промышленники и педагоги с целью облагородить промышленность
через искусство.
Петер родился в Гамбурге 14 апреля 1868 года. Учился живописи в
художественных школах в Карлсруэ и в Дюссельдорфе и начинал свою
творческую карьеру как живописец.
После поездки в 1896 году в Италию, Беренс становится одним из
основателей «Объединенного союза работников искусств и ремесел», так
называемого Мюнхенского кружка. В 1898 году он начал заниматься
формообразованием промышленной продукции и выполнил свои первые работы в
этой области. Среди них, например, отличающиеся лаконизмом формы
прототипы бутылей и бокалов для массового производства стекольными
заводами.
В 1899 году Беренс был приглашен в Дармштадт, где войдя в группу
молодых архитекторов, живописцев и скульпторов, занимался экспериментами
в совместном использовании средств различных пространственных искусств.
Эти занятия стимулировали его интерес к архитектуре.
В 1901 году он построил свой собственный дом, для которого разработал
дизайн каждого элемента, начиная от конструкции, заканчивая кухонной
утварью. В нем чувствуется несомненное влияние Анри Ван де Вельде и
Чарльза Ренни Макинтоша, но дом этот строже, чем обычные для того
времени здания немецкого модерна (югендстиль).
В 1902 году по проекту Беренса был построен павильон Германии на
международной выставке в Турине. С 1903 по 1907 годы он занимает пост
директора в художественно-промышленной школе Дюссельдорфа.
В 1907 году Петер Беренс был приглашен на должность художественного
директора в крупнейший электропромышленный концерн Германии AEG.
Продукция AEG была рассчитана в основном на экспорт. Владельцев фирмы
интересовала не столько эстетика вещей, сколько завоевание мирового
рынка. Появилась необходимость в создании индивидуального облика
компании, разработке единого стиля изделий, их фирменной идентификации.
Это, по мнению промышленников, должно было способствовать успешному
продвижению товаров AEG на мировом рынке.
Для создания фирменного стиля, охватывающего не только продукцию и
рекламу компании, но и производственные помещения, и был приглашен Петер
Беренс, который первым воплотил подобную концепцию на практике.
Беренс проектировал каталоги, прейскуранты, электроприборы,
фирменную упаковку, выставочные стенды, а также производственные здания,
мастерские и квартиры для рабочих. Художник-практик, пришедший в дизайн
от станковой живописи и графики, он один из первых ощутил новые задачи,
встающие перед дизайнером в индустриальном обществе. Беренс очень
последовательно проводил линию по подчинению разнообразной продукции
одному принципу стилеобразования.
Внешняя форма его вещей строилась в основном на повторах нескольких
геометрических элементов — шестигранников, кругов, овалов. Истоками
формообразования этих вещей были инженерные, утилитарные формы,
гармонизированные и приведенные к определенному ритму и пропорциям.
Никаких традиционных форм, никакой орнаментации. Геометризация формы, ее
предельная ясность, отражали и техническую точность производственного
процесса, и социокультурную обозначенность вещи, например, чайник из
элемента кухонной утвари стал украшением столового буфета и
принадлежностью церемонии чаепития.
Помимо фирменного стиля, в период с 1908 по 1911 годы, Беренс
спроектировал для AEG пять крупных промышленных зданий, ставших вершиной
его архитектурного творчества. Наиболее известное среди них — Турбинный
завод в Берлине, построенный в 1909 году, считающийся убедительным
примером нового фабричного здания и ставший олицетворением
промышленности как одной из наиболее важных составляющих современной
жизни.
Не имеющий ничего общего с откровенной простотой проектов из стали и
стекла, турбинный завод Беренса был задуман как произведение искусства,
храм индустриальной мощи. Принимая власть науки и промышленности с
пессимистическим смирением, Беренс пытался сделать завод похожим на
ферму, сообщить фабричному сооружению смысл общей цели, присущий
сельскохозяйственным постройкам — чувство, по которому недавно
урбанизированный полуквалифицированный берлинский рабочий, возможно, еще
испытывал определенную ностальгию.
Производственное здание AEG
Осуществляя идею универсальности принципов построения промышленного
сооружения, Беренс использовал эту схему и для здания Германского
посольства в Санкт-Петербурге, на Исаакиевской площади (1911 — 1912),
которое также отмечено отчужденностью и сверхчеловеческим масштабом.
Интерьеры здания — вестибюль, парадная лестница, приемные залы — были
выдержаны в стиле модернизированной классики. С суровым и даже
аскетическим видом монументального фасада контрастировали обилие света в
помещениях, изящество и роскошь отделки. Черные колонны и мощные
потолочные балки вестибюля напоминали о творениях древнегреческой
архитектуры. В парадной анфиладе второго этажа залы разделялись
раздвижными дверьми, что позволяло при необходимости легко объединять
соседние помещения. В торжественных случаях многостворчатые двери
Тронного зала, выполненные из мрамора, раздвигались, и тогда за
двухколонным дорическим портиком открывался Прусский зал, выходивший на
Исаакиевскую площадь. Оба зала мгновенно наполнялись светом, льющимся с
обеих сторон.
Здание, ставшее одним из ключевых памятников европейского
неоклассицизма, не сохранилось в своем первоначальном виде, став жертвой
вспыхнувших в 1914 году анти германских настроений. Во время одного из
погромов был сожжен Тронный зал, уничтожены произведения искусства,
коллекция фарфора, а с крыши здания была сброшена скульптурная группа.
В 1914 году Беренс прекращает сотрудничество с AEG. В 1920 -1924 годах
он создает проект административного здания компании Hoechst AG в духе
архитектуры экспрессионизма.
Уделяя все больше внимания современным конструктивным решениям, в 1923
-1925 годах он проектирует виллу «New Ways» в Нортгэмптоне, которую
можно отнести к ранним образцам интернационального стиля.
После прихода к власти Гитлера Беренса обвиняют в сочувствии
коммунистам, что, по мнению нацистов, было отражено в его постройках. Но
архитектору удается убедить власти в отсутствии связи между его
творчеством и политикой. Беренс находился в пассивной оппозиции к
режиму, но в то же время монументальность его построек, возвеличивавшая
империалистические устремления предвоенной Германии, послужила образцом
для неуклюжего циклопического псевдоклассицизма третьего рейха. Петер
Беренс умер 27 февраля 1940 года в Берлине.
Творчество Беренса одновременно лежит в русле стиля модерн и выходит за
его пределы в следующую эпоху функционализма и геометризации форм.
Практическая работа Беренса имела огромное значение для формирования
нового вида деятельности — художественного конструирования и нашла много
последователей как в самой Германии, так и за рубежом. Выдвинутые
Беренсом идеи нашли свое продолжение и развитие в послевоенной немецкой
эстетике, работах Баухауза, известных архитекторов — учеников Беренса:
Вальтера Гропиуса, Людвига Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье.
текст: Виктор Храповицкий
Петер Беренс(нем.Peter Behrens; 14 апреля 1868 — 27 февраля 1940) — крупнейший немецкий архитектор и дизайнер, представитель архитектуры функционализма и стиля модерн (в Германии — югендстиль), один из основателей современной промышленной архитектуры.
Биография.
Важнейшим событием в биографии Петера Беренса было его назначение в 1906 году на должность художественного директора концерна AEG. Беренса пригласили для создания фирменного стиля, охватывающего не только продукцию рекламу, но и производственные помещения компании. В последующие годы (до 1914) он занимался там всеми видами творческой деятельности — от графического и промышленного дизайна до архитектурного проектирования.Родился в Гамбурге, учился живописи в художественных школах в Карлсруэ и в Дюссельдорфе. Работая с 1891 года в Мюнхене, стал основателем Сецессиона. В 1899 году был приглашен в Дармштадт, где, войдя в группу молодых архитекторов, живописцев и скульпторов, занимался экспериментами в совместном использовании средств различных пространственных искусств. В Дармштадте Беренс проектировал частные дома, а также построил себе дом, привлекший внимание общественности. В 1903 году стал директором Художественного и ремесленного училища в Дармштадте.
Беренс стал одним из основателей Немецкого Веркбунда, отстаивая принципы функционализма, а также использование современных материалов — стекла и стали. В 1907 году он открыл архитектурную мастерскую в Берлине, в которой начинали свою деятельность такие архитекторы-модернисты, как Ле Корбюзье, Вальтер Гропиус, Ван Дер Рое
С 1922 по 1936 год Беренс возглавлял школу архитектуры при Венской академии художеств.
Петер Беренс умер в Берлине в 1940 году.
Основные проекты
В период с 1908 по 1911 годы, Беренс спроектировал для компании AEG пять крупных промышленных зданий, ставших вершиной его архитектурного творчества. Наиболее известное среди них Турбинный завод в Берлине, построенный в 1909 году,
Этот проект считается убедительным примером нового фабричного здания и ставший олицетворением промышленности как одной из наиболее важных составляющих современной жизни. Беренс пытался сделать завод похожим на ферму, придать фабричному сооружению смысл, присущий сельскохозяйственным постройкам — чувство, по которому недавно урбанизированный полуквалифицированный берлинский рабочий, возможно, еще испытывал определенную ностальгию. Беренсу принадлежит ведущая роль в создании концепции современной архитектуры Германии.
Единственная постройка Петера Беренса в России — здание Германского посольства в Санкт-Петербурге (1911—1912) один из ключевых памятников европейского неоклассицизма.
Здание считается прототипом архитектуры, которая получила развитие при тоталитарных режимах СССР и Германии в 30-е годы XX века. Интерьеры здания — вестибюль, парадная лестница, приемные залы — были выдержаны в стиле модернизированной классики. С суровым и даже аскетическим видом монументального фасада контрастировали обилие света в помещениях, изящество и роскошь отделки. Черные колонны и мощные потолочные балки вестибюля напоминали о творениях древнегреческой архитектуры. В парадной анфиладе второго этажа залы разделялись раздвижными дверьми, что позволяло при необходимости легко объединять соседние помещения. В торжественных случаях многостворчатые двери Тронного зала, выполненные из мрамора, раздвигались, и тогда за двухколонным дорическим портиком открывался Прусский зал, выходивший на Исаакиевскую площадь. Оба зала мгновенно наполнялись светом, льющимся с обеих сторон. Здание, ставшее одним из ключевых памятников европейского неоклассицизма, не сохранилось в своем первоначальном виде, став жертвой вспыхнувших в 1914 году анти германских настроений. Во время одного из погромов был сожжен Тронный зал, уничтожены произведения искусства, коллекция фарфора, а с крыши здания была сброшена скульптурная группа.
В 1921 -1925 годах Беренс создает проект завода в Оберхаузене, а в 1925-1926 проект административного здания компании Hoechst AG в духе архитектуры экспрессионизма. Кроме промышленных объектов Беренс спроектировал ряд жилых комплексов для рабочих и несколько вилл.Уделяя все больше внимания современным конструктивным решениям, в 1923 -1925 годах он проектирует виллу «New Ways» в Нортгэмптоне, которую можно отнести к ранним образцам интернационального стиля.
После прихода к власти Гитлера Беренса обвиняют в сочувствии коммунистам, что, по мнению нацистов, было отражено в его постройках. Но архитектору удается убедить власти в отсутствии связи между его творчеством и политикой. Беренс находился в пассивной оппозиции к режиму, но в то же время монументальность его построек, возвеличивавшая империалистические устремления предвоенной Германии, послужила образцом для неуклюжего псевдоклассицизма третьего рейха.
Последние работы Беренса были выполнены в духе функционализма (например, табачная фабрика в Линце, 1932—1936).
По материалам сайта «Cardesign.ru: Транспортный дизайн» (www.cardesign.ru)
Петер
Беренс
(нем.
Peter
Behrens;
14
апреля
1868,
Гамбург
— 27
февраля
1940,
Берлин)
— один из основоположников современной
промышленной
архитектуры
и дизайна.
Петер
Беренс известен, в первую очередь, как
архитектор. Вместе с тем он с успехом
подвизался на поприще художника, графика,
иллюстратора книг и разработчика
шрифтов, что сделало его одним из самых
известных представителей стиля Модерн
(в Германии — Югендстиль).
Дом
Беренса
Пройдя
обучение в Карлсруэ
и Дюссельдорфе,
Беренс в 1891—1899 гг. обосновался в Мюнхене,
где влился в ряды Сецессиона.
Его произведения тех лет тяготеют к
Югендстилю,
композиционно сохраняя при этом
геометрическую чёткость. В 1901 г.
спроектировал собственный дом в
Дармштадтской
художественной колонии,
вместе со всей мебелью и аксессуарами.
В
1903 году он становится директором
Художественно-промышленной школы в
Дюссельдорфе и занимал эту должность
до 1907 года.
С
1907 года он — художественный консультант
фирмы АЕГ в Берлине. Именно тогда он
показал себя создателем Промышленного
дизайна и промышленной архитектуры. Из
его мастерской в Берлине вышли Мис
ван дер Роэ
и Вальтер
Гропиус.
AEG
Здание
«AEG»
в Берлинском
районе Веддинг
В
1907 г. Беренс принял предложение стать
советником концерна «AEG»
и впервые в истории провёл его полный
«ребрендинг»,
спроектировав в едином стиле не только
заводские и офисные здания, но и точки
розничной продажи, офисную
мебель,
рекламные щиты, продукцию (фены,
вентиляторы),
упаковку и проч. Стоял у истоков Немецкого
Веркбунда,
отстаивая принципы функционализма,
а также использование современных
материалов — стекла и стали.
В
его мастерской делали первые шаги такие
архитекторы-модернисты, как Ле
Корбюзье,
Вальтер
Гропиус,
Мис
ван дер Роэ.
В
1911-12 гг. Беренс спроектировал один из
ключевых памятников европейского
неоклассицизма
— здание посольства Германии на
Исаакиевской
площади
в Петербурге.
Упрощённые,
лишённые классического декора колонны,
казалось, провозглашали брутальную
мощь Германской
империи.
Особенно чётко эта идея была выражена
скульптурной группой Диоскуров и двух
лошадей, которой сейчас не хватает для
завершения выражения художественного
замысла автора. Она была сброшена
шовинистически настроенной толпой
после начала Первой мировой войны.
Немецкое
посольство в Петербурге — прототип той
архитектуры, которая получила развитие
при тоталитарных режимах СССР и Германии
в 30-е
годы
XX
века.
В
последующие десятилетия Беренс
проектировал преимущественно заводские
и фабричные здания (в Берлине, 1909-12; Риге,
1912-14 (Два корпуса завода «Унион» — ныне
ВЭФ,
совместно с Ф.
Шеффелем
и Ф.
Зейберлихом);
Оберхаузене,
1921-25; Хёхсте,
1925-26; Линце,
1932-36). В 1922-36 гг. возглавлял Школу
архитектуры при Венской
академии художеств.
Несмотря на предельный лаконизм декора,
поздние постройки Беренса вполне
вписываются в русло немецкой традиции
со свойственной ей внушительной
тяжеловесностью и массивной суровостью.
Фирменный
стиль
AEG,
Фабрика
по производству турбин AEG.
AEG
Turbinen Fabriek построена в 1908 году в Берлине.
Архитектор проекта — Петер Беренс
(1869-1940).
Сегодня это может показаться
невероятным, но было время, когда
художественная ценность и эстетика
практически не имели никакого значения
в промышленном производстве. Гармоничное
сочетание формы и функциональности в
серийно выпускаемых товарах встречалось
редко. По крайней мере, так продолжалось
до 1907 года, пока место художественного
консультанта в компании AEG не занял один
дальновидный архитектор из Германии.
Профессор Петер Беренс был человеком
Возрождения в истинном смысле этого
слова. Он плодотворно работал в разных
направлениях: живопись, графический
дизайн, архитектура, дизайн мебели. Он
привнес в AEG простую, но мощную философию
дизайна, которая стала основной
отличительной чертой нашей компании и
ее продукции.
В 1907 году Петер Беренс
опубликовал работу «Искусство в
технологии», которая легла в основу
концепции совершенства формы и
функциональности. В компании AEG господин
Беренс стал первым в мире промышленным
дизайнером. В его мастерской работали
знаменитые архитекторы Мис
ван дер Роэ
и Ле
Корбюзье.
Именно
творческий гений Беренса создал первую
концепцию фирменного стиля. Дизайн
изделий был всего лишь началом. Беренс
и его подход к дизайну оставили след во
всей корпоративной культуре. Работая
в AEG, он первым стал создавать логотипы,
рекламные материалы и корпоративные
публикации с единообразным оформлением.
Беренс проектировал фабрики с учетом
индивидуальных требований компании
AEG и ее сотрудников. Он разработал не
только логотип, но и весь фирменный
стиль компании, а также провел ряд
рекламных кампаний. Так корпоративный
дизайн стал неотъемлемым компонентом
философии промышленной компании и ее
торговых марок.
Мировоззренческий
сдвиг, инициированный Беренсом в компании
AEG, и немецкий промышленный дизайн в
целом были основаны на принципе создания
бытовых приборов с учетом их функциональности
и эстетичности. Беренс изменил форму
функциональных объектов, что заметно
даже сегодня — в инновационных концепциях,
разрабатываемых ведущими дизайнерами
AEG.
Петер Беренс — выдающийся дизайнер,
оказавший влияние не только на деятельность
AEG, но и на историю всей Германии. Он стал
основателем промышленного дизайна и
духовным отцом современных дизайнеров
AEG.
Неме́цкий
Ве́ркбунд
(нем.
Deutscher
Werkbund)
— Немецкий производственный союз.
Основан в 1907 в Мюнхене
(Германия).
Объединение архитекторов, мастеров
декоративного искусства и промышленников.
Цель — реорганизация строительства и
художественных ремёсел на современной
промышленной основе.
В
1906 году в Дрездене прошла III Немецкая
выставка прикладного искусства, которая
выявила, что на смену экспрессивному
югендстилю
стал приходить более строгий язык
дизайна, в котором особое значение
придавалось прежде всего функциональным
качествам изделий. На выставке были
представлены образцы, созданные в тесном
сотрудничестве между дизайнерами и
известными мастерскими (к примеру,
«Дрезденская мастерская ремесленного
искусства»). Эти работы были более
утилитарными, чем все, что когда-либо
экспонировалось в Дрездене. Этот факт
прекрасно иллюстрировал убеждения
дизайнеров в том, что единственным
способом изготовления большого количества
хорошо продуманных и сделанных вещей,
которые при этом были бы доступными по
цене, являлось промышленное производство.
Пропагандируя
это направление, выставка отводила
главное место новому эстетическому и
социальному аспекту дизайна и послужила
катализатором для создания Немецкого
производственного союза (немецкого
Веркбунда).
Учредители
Веркбунда: Анри ван де Вельде, Петер
Беренс, Карл Остхаус, Карл Шмидт. и уже
через год количество его членов возросло
почти до 500 человек. Начиная с 1912 года
производственный союз издавал свои
ежегодники, в которых помещались
иллюстрированные статьи о различных
проектах его членов, таких как
производственные предприятния Вальтера
Гропиуса и Петера Беренса или автомобили
Эрнста Науманна.
В
1914 году состоялась выставка Веркбунда
в Кельне,
на которой среди прочего были представлены
модель фабрики из стекла и металла
Вальтера Гропиуса, Стеклянный
павильон
Бруно
Таута
и прочее. Также на выставке была
представлена серийная мебель, предметы
домашнего обихода, а также мебель для
спального вагона. Выставка вызвала
многочисленные дискуссии о том, нужна
ли типизация изделий, однако все споры
были прерваны начавшейся Первой
мировой войной.
С
1921 по 1926 г. председателем Немецкого
производственного союза являлся Рихард
Римершмид,
и именно в этот период получил развитие
фунциональный метод в дизайне. В 1924 году
объединение опубликовало альбом Форма
без орнамента,
в котором были представлены фотографии
образцов промышленных изделий и
доказывались преимущества простых,
лишенных всяких украшений поверхностей,
что в конечном счете вело к функционализму.
Почтовая
марка, выпущенная к столетию Веркбунда
Основными
деятелями Веркбунда являлись: Анри
Ван де Вельде,
Петер
Беренс,
Вальтер
Гропиус,
Людвиг
Мис ван дер Роэ
и другие. Действовали руководствуясь
девизом: «Индустриальное формообразования
во взаимодействии с искусством,
промышленностью и ремеслами».
В
1933 немецкий Веркбунд был упразднён
нацистами, в 1947 воссоздан в Дюссельдорфе.
Однако к тому времени его возможности
были уже исчерпаны. Немецкий производственный
союз послужил своего рода мостом между
югендстилем и модернизмом.
Своей деятельностью он оказал огромное
воздействие на развитие немецкого
промышленного дизайна.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #