Что такое корпоративное образование?
Корпоративное образование — это способ повышения работоспособности сотрудников, в виде получения ими новых навыков работы и умений, которые положительно сказываются на процессе труда. Цель такого образования — это повышение результативности и эффективности работы каждого работника в отдельном случае и в целом всей компании. Руководством устанавливаются цели и задачи, которые стоят перед участниками этого обучения, а также вид проведения и способ обучения.
Многие бизнесмены, отметили, что ведение корпоративного образования занимает важное место. А также, что вложенные средства в этот процесс, повышают эффективность работы всей компании в несколько раз.
Каким бывает корпоративное образование?
1. Профессиональные специальные программы обучения
Обычно, такие программы имеют длительный курс обучения. А когда, курс обучения достигает фазы завершения, то каждый участник получает диплом об окончании данного курса..
Подобные программы достаточно дорогостоящие, но знания и умения, которые приобретают сотрудники, оправдывают все затраты.
Все полученные знания, полученные специалистом и примененные на практике в своей компании приводят к росту производительности труда и способствуют успешному развитию бизнеса, что с лихвой окупает все затраты на обучение. Накопленные сотрудниками знания влияют на положительную динамику развития компании и переход ее на новый коммерческий уровень.
2. Бизнес-тренинги
Это один из самых востребованных и популярных видов обучения. Такой способ корпоративного образования, достаточно эффективен и ведет к хорошим результатам.
Технология такого процесса обучения имеет две стороны:
- первая — это серьезный процесс работы и обучения необходимым навыкам, которые нужны для работы в бизнесе;
- вторая — это проведение обучения в виде деловой и ролевой игр.
Такая форма обучения не только, помогает развивать необходимые профессиональные качества, и умения, но и способствует развитию личностных качеств сотрудников. А это, в свою очередь в повышает их работоспособность и продуктивность работы.
Происходит «комплексное» развитие специалиста, что гораздо более эффективно. Попутно, могут преподаваться нужные для бизнеса программы (такие как курсы 1С) и ознакомление с теориями развития бизнеса в условиях современных условиях.
Таким образом, правильное корпоративное образование — это совмещение двух вышеуказанных способов обучения. Затраты, в таком случае, будут оправданы, ведь каждый сотрудник, начинает работать более эффективно, его профессиональный уровень становится значительно выше. Это выгодно всей компании в целом, ее развитие ставится более быстрым и эффективность увеличивается в несколько раз. — это способ повышения работоспособности сотрудников, в виде получения ими новых навыков работы и умений, которые положительно сказываются на процессе труда.
Цель такого образования — это повышение результативности и эффективности работы каждого работника в отдельном случае и в целом всей компании. Руководством устанавливаются цели и задачи, которые стоят перед участниками этого обучения, а также вид проведения и способ обучения.
Многие бизнесмены, отметили, что ведение корпоративного образования занимает важное место. А также, что вложенные средства в этот процесс, повышают эффективность работы всей компании в несколько раз.
Сегодня человек получает за несколько дней больше информации, чем в прошлом веке получал за всю жизнь. Динамичная внешняя среда заставляет постоянно совершенствоваться. Часто знаний, полученных в вузе, оказывается недостаточно, тогда на помощь приходит дополнительное образование. Как эффективно обучить своих сотрудников, какие нюансы учесть и какую пользу это принесет организации – рассмотрим в статье.
Корпоративное обучение персонала – это получение новых знаний и умений сотрудниками организации, а также повышение уровня квалификации. Почти все сферы деятельности требуют постоянного изучения новой информации – бухгалтеры должны быть осведомлены об изменениях налогового законодательства, менеджерам по продажам важно знать все тонкости предлагаемых товаров и услуг, маркетологу нужно быть в курсе новых способов продвижения.
Расходы на корпоративное образование в США в 2015 году составили в среднем 1 252 доллара на сотрудника. Не отстают от них и в Европе, так во Франции на корпоративное обучение персонала тратится около 30 млрд долларов в год, а в Великобритании почти 40 млрд долларов. Объем российского рынка дополнительного образования в 2016 году университет «Нетология» оценивал в 105,1 млрд рублей.
Виды корпоративного обучения
В зависимости от вовлеченности сотрудника обучение может быть пассивным (лекции, семинары, видеоуроки) или активным (тренинги и стажировки). Любая форма обучения имеет свои плюсы и минусы, поэтому важно выбрать ту, которая больше всего соответствует целям обучения.
1. Вводное обучение персонала
Новый сотрудник проходит обучение при поступлении на работу. Инструктор должен показать работнику как правильно и безопасно выполнять свои обязанности, эффективно выстраивать рабочий процесс. Его можно проводить в форме инструктажа и стажировки.
2. Инструктаж
Это информирование об аспектах безопасности труда, основах корпоративной культуры, рабочей деятельности с демонстрацией практических примеров.
3. Стажировка
Обычно длится несколько дней, в это время сотрудник выполняет свои обязанности под контролем наставника для приобретения опыта работы. Учитывая, что стажировка – первое знакомство новичка с рабочим местом, важно, чтобы ее проводил опытный человек, к которому можно обратиться с возникающими вопросами. Недостаток этого метода – инструктор вынужден отвлекаться от своей работы.
4. Очное обучение персонала
Включает традиционные формы обучения: лекции, семинары, ротацию и тренинги. Оно может быть разовым или систематическим – для сотрудников, деятельность которых проходит в постоянно изменяющейся среде
5. Лекция
Это самый простой в организации способ обучения, но не самый эффективный. Многое зависит от ведущего, его способности пробудить интерес и раскрыть тему, а также от желания сотрудников узнать что-то новое. Ее основное преимущество – охват большого количество слушателей.
6. Семинар
Предполагает диалог и бОльшую вовлеченность участников. Ведущий должен преодолеть первоначальную настороженность аудитории, мотивировать ее к размышлениям, беседе. В отличие от лекции, семинар предполагает работу в небольшой группе. Для обучения большого количества сотрудников нужно будет провести несколько семинаров, что дороже и сложнее в организации.
7. Ротация
Стажировка работника в другом подразделении или по другой специальности. Она помогает глубже понять суть рабочего процесса, выявить недостатки в своей деятельности или в работе коллег. Минусы этого способа – сложность организации и юридического оформления.
8. Тренинг
Это форма активного обучения, направленная на передачу знаний, развитие определенных умений, решение проблем. Самое большое преимущество тренинга – возможность получить навыки практической работы и сразу применить в деле новую информацию. Тренинг может обучить сотрудников эффективному ведению переговоров, улучшить лидерские качества, прокачать навыки публичных выступлений. Проведение тренинга обычно стоит дороже, чем лекция или семинар, но его эффективность быстрее окупится в процессе работы.
9. Дистанционное обучение персонала
Приобретает все большую популярность, благодаря относительно низкой стоимости, простоте организации, возможности обучения прямо на рабочем месте. В 2018 году ниша онлайн-обучения в России оценивалась в 21 млрд рублей, при этом, 38% приходилось на бизнес-курсы.
Онлайн-образование включает:
- Видеоуроки, предполагающие самостоятельное изучение. Их можно смотреть в удобное время, в комфортном темпе. Недостаток видеоуроков – отсутствие обратной связи от преподавателя.
- Онлайн-вебинары, в которых ведущий рассматривает конкретную тему, сопровождая рассказ презентацией по ней. В процессе трансляции зрители могут задавать вопросы в чате, благодаря чему эффективность этой формы обучение выше, чем у видеоуроков. Минус вебинара – необходимость его просмотра в конкретное, заранее определенное время, поэтому участникам приходится перестраивать свой график для участия в нем. Иногда организатор предоставляет запись вебинара, что позволяет просмотреть его позже, но это лишает возможности участия в дискуссии.
- Онлайн-курсы – серии видеоуроков, объединенных одной темой. Курсы обычно предполагают обратную связь от преподавателя, контрольные тесты и сертификат в случае успешного прохождения контрольных испытаний. Итоговое тестирование позволяет сразу оценить насколько эффективно было обучение. Недостаток курсов – их длительность, они требуют больше дисциплины от слушателей.
Кто проводит корпоративное обучение персонала?
Согласно опросу HeadHunter обучение персонала в сторонней организации имеет практически ту же эффективность, что и в собственной школе. Так курсами в другой организации удовлетворены 81%, а внутренней школой – 73%. Следовательно, можно смело использовать как внутренние, так и внешние ресурсы для повышения квалификации сотрудников.
1. Внутренний тренер компании
Очевидные преимущества – тренер в курсе специфики деятельности организации, знаком с коллективом, может предложить оптимальный вариант обучения для каждого сотрудника. Важно, чтобы преподаватель имел авторитет, высокий профессиональный уровень, постоянно совершенствовал методики обучения и сохранял объективность решений. Позволить себе выделить штатную единицу могут не все компании, и часто функции тренера выполняет сотрудник кадрового отдела.
2. Привлечение сторонних организаций
Распространенный вариант, который дает возможность выбора исполнителя с учетом запросов организации по времени проведения тренингов, бюджету и тематике. На результативность обучения оказывает влияние профессионализм ведущих, поэтому важно ознакомиться с отзывами и рекомендациями.
3. Внешние информационные ресурсы
Если организация выбирает онлайн-курсы и вебинары, она может значительно сэкономить средства – достаточно оплатить доступ к урокам и предоставить техническую возможность для их прохождения.
4. Внутренние информационные ресурсы
Любую организацию можно представить как совокупность бизнес-процессов, а для любого процесса можно написать инструкцию. Адаптация персонала будет проще, если письменно зафиксировать алгоритмы работы и предложить их сотруднику для изучения. Для повышения эффективности часть инструкций можно предоставить в форме видеоуроков. Крупные организации располагают огромными библиотеками курсов, так «Корпоративный университет МТС» насчитывает в портфеле 70 очных тренингов и 150 онлайн-курсов.
«Обучением персонала, в том или ином формате, я занимаюсь уже 10 лет. В зависимости от задач, цели обучения бывают разными: это успешная адаптация новых сотрудников, сплочение уже существующего коллектива, мотивация персонала или развитие профессиональных компетенций.
Положительный эффект от обучения есть всегда. Главное — применять индивидуальные методики для каждой конкретной аудитории»
– Светлана Беляева, бизнес-тренер в сфере ресторанного сервиса и гостеприимства
Преимущества корпоративного обучения персонала
1. Повышение квалификации сотрудников и эффективности работы
Грамотный сотрудник лучше работает с клиентами, улучшает результативность, что благоприятно сказывается на деятельности предприятия. Исследования, проведенные в 3 200 американских компаниях учеными из университета Пенсильвании, показывают, что повышение расходов на корпоративное обучение персонала на 10% увеличивает производительность труда на 8,5%, а увеличение инвестиций в улучшение производственных мощностей в том же размере ведет к росту производительности всего на 3,8%.
2. Повышение лояльности персонала
Проведение совместных тренингов и семинаров улучшает отношения в коллективе, делает его более сплоченным. Лояльные сотрудники работают с большей отдачей, эффективнее взаимодействуют с клиентами и заинтересованы в постоянном росте бизнеса.
По исследованиям Копенгагенской школы бизнеса рост лояльности работников на одну единицу в рассматриваемом квартале ведет к увеличению лояльности клиентов на 1,25 в том же квартале. Рост лояльности клиентов на 1% ведет к увеличению прибыли в следующем квартале на 0,885%.
3. Конкурентное преимущество при найме сотрудников
Организации часто указывают в вакансиях корпоративное обучение персонала как дополнительный бонус. Как показал опрос соискателей, проведенный порталом HeadHunter, 63% соискателей без опыта работы считают необходимым пройти обучение от компании, а среди соискателей с опытом работы более 10 лет также считают 38%.
«Мы реализуем целый комплекс образовательных программ, мотивирующих сотрудников приходить в офис пораньше и проводить на работе больше времени.
По утрам и по вечерам организуются занятия по английскому. Еженедельно кто-то из специалистов компании проводит семинар по своей профессиональной теме. Один раз в месяц совет директоров фирмы рассказывает сотрудникам о трендах рынка и инновациях в области криптовалют. PR отдел проводит ежедневные образовательные «брейки», во время которых персонал изучает какие-нибудь интересные факты на отвлеченную тему.
Зачем все это? Ответ простой: мы хотим превратить коллектив в одну большую семью. Сотрудники говорят, что по выходным им скучно, и они ждут возвращения на работу, потому что здесь происходит столько всего интересного. Кроме этого, мы считаем, что наш «стафф» – это несомненный актив компании. Вкладывая в него, мы вкладываем в самих себя»
– Антон Репников, специалист по связям с общественностью Mercuryo.io
Слабые стороны корпоративного образования
Необходимость постоянного повышения квалификации очевидна, но на практике периодически возникают сложности с его проведением. Образование – это инвестиция в будущее, но ресурсы на него нужно выделить уже сейчас. Иногда текущая, рутинная работа имеет более высокий приоритет, чем корпоративное обучение сотрудников. С какими еще сложностями сталкиваются организации?
1. Предубеждения руководителя
Частое опасение – сотрудник после повышения квалификации может уйти к конкурентам, и вложения не оправдаются. В некоторых случаях, если работодатель оплачивает образование работника, тот взамен обязуется отработать определенное время, в противном случае он должен возместить расходы на учебу. Для защиты прав работодателя целесообразно заключить с сотрудником соглашение, в котором будут отражены все нюансы.
2. Скептическое отношение сотрудников
Человек должен быть мотивирован на учебу. Стимулом может выступить возможный карьерный рост, увеличение доходов, облегчение текущей работы. Обучение ради обучения мало кому интересно.
3. Избыток корпоративного образования также вреден как его недостаток
В организации должен соблюдаться баланс между изучением новых методов работы и их внедрением. Если сотрудники постоянно совершенствуются на тренингах, но у них нет времени на практическое применение навыков, целесообразность образования сомнительна. Отказываться от обучения также вредно – не используя передовых знаний, компания может проиграть в конкурентной борьбе.
Осознавая эти риски, собственник бизнеса предпочитает вкладывать средства в свое образование. Это имеет свои преимущества: чем выше квалификация у руководителя, тем грамотней он сможет выстроить рабочие процессы, подобрать нужную команду и поднять продажи. Также собственник вряд ли покинет свою фирму ради должности у конкурентов.
Согласно исследованию бизнес-школы Сколково 42% опрошенных руководителей и собственников бизнесы в регионах и 37% в Москве получили дополнительное образование в 2018 году. БОльшая часть из них прошла тренинги для руководителей или курсы менеджмента. По данным того же исследования самые популярные направления обучения у бизнесменов:
- лидерство (развитие лидерского потенциала, личный коучинг, управление людьми и командами);
- маркетинг;
- стратегия (управление инновациями и цифровизация бизнеса);
- операционное управление (эффективные бизнес-процессы, финансовая грамотность, управление изменениями, принятие решений, операционная эффективность);
- коммуникации (ведение переговоров; искусство публичных выступлений; построение личного бренда, личный стиль коммуникации);
- управление проектами.
Обзор рынка корпоративного образования ассоциации ATD показывает, что в 2015 году, бОльшая часть учебных программ приходилась на долю программ для руководителей. Около половины специалистов по обучению персонала считают повышение квалификации руководителей приоритетным. По данным исследования «Аналитики РШУ» в 2018 году 45,7% организаций планируют предоставить обучение персонала топ-менеджменту, а в 2017 таких организаций было только 35,6%.
Однако, не стоит забывать, что работа организации зависит от каждого сотрудника, поэтому, вкладывая средства в корпоративное обучение персонала и повышая эффективность работы, можно добиться бОльшего результата.
Как повысить эффективность обучения
Самое главное в процессе обучения – налаженная обратная связь. Результативность учебного процесса повышается, если преподаватель может оперативно ответить на вопросы, скорректировать поведение ученика. Опытный тренер учитывает индивидуальные особенности участников – возраст, опыт работы, скорость усвоения информации.
Важно мотивировать участников, установить положительное подкрепление – аттестационные отметки, сертификаты за прохождение курсов, материальное стимулирование. В компании может формироваться внутренний рейтинг, в котором будут отражены достижения сотрудников, пройденные ими курсы и тренинги.
Эффективность обучения будет выше, если закрепить знания на практике в рабочих или смоделированных условиях.
Методы оценки эффективности обучения
1. Опрос участников
За основу можно взять анализ по модели Киркпатрика, который предполагает комплексную оценку на нескольких уровнях:
- реакция – сразу после прохождения тренинга рекомендуется провести письменное анкетирование, в котором будут отражены следующие вопросы: получили ли сотрудники новые знания, была ли программа полезна, что в ней можно улучшить.
- усвоение (было ли обучение полезно для работы) – опрос, который проводится через несколько дней после обучения и включает вопросы о том, можно ли применить знания на практике.
- применение – исследование, уточняющее, что изменилось в поведении персонала после тренинга, проводится через 1-6 месяцев.
2. Экспертная оценка результатов
Экспертами могут выступать руководители сотрудников, прошедших корпоративное обучение, специалисты кадровой службы, наблюдательные советы, потребители услуг. Оценку можно проводить анкетированием, устным или письменным опросом.
3. Количественная оценка результатов
Самая интересная, но и самая сложная. К сожалению, улучшение работы не всегда можно оценить в количественных показателях.Чтобы проанализировать эффект от обучения, нужно знать планируемый показатель (например, объем продаж) и фактический результат. Остальные факторы – сезонность, рекламные акции, экономическая ситуация должны быть неизменными. На практике провести такую оценку достаточно трудно.
В некоторых случаях проще определить время, которое сотрудник потратил на выполнение рабочей задачи до и после обучения, и рассчитать полученную выгоду. Например, до обучения дизайнер тратил 40 часов на разработку макета сайта, а после обучения, узнав как оптимизировать процесс, смог сделать аналогичный макет за 32 часа.
Резюмируем
- Важность корпоративного образования давно доказана научными исследованиями. Компании тратят огромные деньги на корпоративное обучение персонала, потому что квалифицированные сотрудники быстрее и качественнее выполняют свою работу, что повышает эффективность бизнеса. Кроме того, обучение положительно влияет на лояльность работников, улучшает отношения в коллективе.
- Проводить корпоративное обучение сотрудников компания может как своими силами, так и с помощью сторонних организаций. И в том в в другом случае, эффективность обучения зависит от профессионализма тренера, заинтересованности слушателей, налаженной обратной связи и возможности отработать знания на практике. После его завершения очень важно оценить, было ли оно полезно для участников.
- Несмотря на очевидные плюсы, обучение персонала несет определенные сложности и риски для работодателя, поэтому важно оформлять соглашения с работниками, тщательно выбирать компании, проводящие тренинги, грамотно оценивать результаты работы.
- Все большую популярность завоевывает дистанционное обучение в интернете – оно дешевле и удобнее, чем традиционные способы. Онлайн-курсы позволяют проводить корпоративное обучение персонала в любой точке мира, где есть доступ в интернет.
Что это? Корпоративное обучение персонала – это не просто выездные или внутренние тренинги, заточенные на повышение квалификации работников. Это целая система, включающая в себя развитие hard и soft skills: профессиональные, коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект и т. д.
Зачем нужно? В первую очередь, чтобы приумножать прибыль компании. Мотивированный сотрудник, который постоянно узнает что-то новое, будет стремиться это новое использовать в своей работе. Во-вторых, чтобы повысить лояльность сотрудников.
В статье рассказывается:
- Что собой представляет корпоративное обучение персонала
- Плюсы и минусы корпоративного обучения
- 5 вопросов для старта корпоративного обучения персонала
- Основные принципы системы корпоративного обучения персонала
- Формы корпоративного обучения персонала
- 3 уровня корпоративной системы обучения
- Этапы корпоративного обучения персонала
- Оценка эффективности корпоративного обучения
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Что собой представляет корпоративное обучение персонала
Сотрудники компании – одна из главных ценностей бизнеса. Руководство, идущее в ногу со временем, понимает, насколько важно для эффективной деятельности предприятия правильно мотивировать персонал, предоставляя ему возможность постоянно совершенствовать свои навыки. Для поддержания и повышения профессиональных компетенций сотрудников внедряются различные формы корпоративного обучения.
Содержание такой деятельности гораздо шире, чем просто регулярная актуализация знаний и умений, которыми персонал обязан владеть для выполнения служебных обязанностей. Корпоративное обучение включает развитие у сотрудников таких важных для успешной работы компании качеств, как лидерство, коммуникативность, эмоциональный интеллект, способность работать в тесном контакте с коллегами. В результате повышается не только профессиональная ценность отдельного члена команды, но и, в конечном итоге, растет капитализация компании.
«Прокаченный» персонал может стать одним из главных конкурентных преимуществ компании. В условиях жесткого соперничества при прочих равных именно мотивированные прогрессивные сотрудники могут оказаться той движущей силой, которая сделает предприятие лидером рынка.
Плюсы и минусы корпоративного обучения
В первую очередь перечислим преимущества внедрения командных тренингов в повседневную жизнь компании.
- Обновление профессиональных навыков и знаний работников
В любой сфере деятельности постоянно появляются свежие разработки, технологии, инструменты, которыми необходимо овладевать для повышения эффективности деятельности организации. Кроме того, одной из целей проведения семинаров и тренингов является сплочение персонала, привитие навыков командной работы, успешного общения с клиентами и партнерами.
- Повышение лояльности сотрудников
Корпоративное обучение благотворно сказывается на психологическом климате внутри коллектива. В процессе совместного получения знаний и оттачивания навыков люди сближаются, узнают даже тех коллег, с которыми не пересекаются в обычных условиях. Более того, они начинают больше ценить руководство компании, которое прилагает усилия к профессиональному и личностному росту своих работников, выделяя на это время и деньги.
Скачать файл
- Дополнительный бонус при найме сотрудников
Для соискателя указание в вакансии возможности проходить регулярное обучение за счет фирмы является серьезным конкурентным преимуществом. Компания при этом тоже в выигрыше: человек, который стремится к профессиональному и личностному росту, более выгоден с точки зрения коммерческого успеха предприятия.
Плюсы корпоративного обучения и развития персонала несомненны, однако в реальной жизни далеко не все собственники бизнеса активно внедряют в деятельность тренинги, семинары и прочие формы повышения уровня работников.
Дело в том, что это долгосрочная инвестиция, плоды которой появятся не сразу, при том что вкладывать средства в развитие персонала приходится здесь и сейчас, зачастую отрывая их от более насущных проблем. Есть и другие доводы против внедрения корпоративного обучения.
- Сомнения руководства
Многие собственники бизнеса опасаются, что инвестиции в дополнительное образование сотрудников могут выйти им боком. Работник, постоянно получающий новые знания и навыки, представляет ценность для конкурентов. Его могут переманить, предложив чуть более высокий оклад, и в результате соперники получат высокопрофессионального члена команды, не вложив ни копейки в его развитие.
Чтобы минимизировать риск потерь, некоторые работодатели добавляют в трудовой договор пункт, согласно которому сотрудник, прошедший корпоративное обучение, обязан не покидать компанию на протяжении определенного срока.
- Недоверие со стороны работников
Скептическое отношение персонала – еще одно препятствие на пути внедрения в жизнь компании регулярных тренингов и семинаров. Не все сотрудники понимают необходимость постоянного совершенствования профессиональных навыков и личностных качеств. Убедить их в важности участия в корпоративном обучении можно, только указав на будущие выгоды, например, на карьерный рост или увеличение доходов.
- Чрезмерное увлечение руководства развитием персонала
Встречаются компании, где корпоративное обучение возведено в культ. Сотрудники вынуждены еженедельно принимать участие в различных командных тренингах, проходить тестирование и отчитываться перед руководителем об изучении специальной литературы. Такой перекос в сторону профессионального образования не менее вреден, чем его полное отсутствие. Если персонал постоянно занят своим развитием, у него просто не остается времени на отработку новых приемов и методов на практике.
Еще один важный момент. Собственник бизнеса, внедряя в жизнь компании корпоративное обучение, не должен оставаться в стороне. Напротив, своим примером он может мотивировать сотрудников на приобретение новых знаний и умений, если сам держит руку на пульсе и разбирается в актуальных тенденциях своей отрасли.
5 вопросов для старта корпоративного обучения персонала
Профессиональное и личностное развитие сотрудников, как правило, входит в полномочия HR-отдела. Крупные корпорации и холдинги имеют возможность создать специализированный департамент или корпоративный университет. Компании среднего масштаба приглашают для проведения тренингов и семинаров специалистов или организуют поездки сотрудников на выездные обучающие мероприятия.
Деятельность по повышению квалификации и личностному росту персонала должна носить системный характер и быть частью долгосрочной стратегии развития бизнеса.
Прежде чем приступить к разработке плана внедрения корпоративного обучения, руководитель компании должен пройти самотестирование, ответив на следующие вопросы.
- Какими знаниями, умениями и чертами характера должны обладать сотрудники?
Анализ бизнес-процессов и роли отдельных сотрудников в их реализации позволяет определить, что составляет базу для успешной работы каждого члена команды.
- Как ускорить адаптацию нового работника?
На погружение в рабочие процессы компании у вновь нанятого сотрудника может уйти много времени. При этом он не сможет в полном объеме выполнять свои обязанности и будет отвлекать коллег, мешая им работать в привычном режиме. Для преодоления этой проблемы необходима продуманная система адаптации, благодаря которой новый работник быстро вникнет в курс дела, не мешая окружающим.
- В каких специалистах у компании возникнет потребность в будущем?
Корпоративное обучение решает в том числе и задачу по подготовке кадров для воплощения в жизнь направлений и проектов, которые планируется реализовать в ближайшее время.
- Какие знания и умения потребуются сотруднику для карьерного роста?
Для мотивации персонала важно обозначить перспективы продвижения по служебной лестнице и определить, какие навыки необходимо прокачать для перехода на следующую ступень. Допустим, работник торгового зала, который стремится занять позицию директора магазина, должен разбираться в основах управления командой.
- Как можно использовать опыт лучших работников для обучения других членов коллектива?
Личные наработки отдельных сотрудников могут стать общим достоянием, если зафиксировать их и организовать внедрение в деятельность всей компании. Ценность таких технологий заключается в том, что они родились внутри бизнес-процесса и полностью учитывают специфику конкретного предприятия.
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере
Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT
ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains
Безопасные и надежные программы для работы в наши дни
Уже скачали 20090
В качестве примера можно привести случай, когда один из специалистов IT-компании оптимизировал процесс настройки оборудования у клиентов, создав собственный скрипт, который был размножен и стал базовым алгоритмом работы для всех сотрудников.
Основные принципы системы корпоративного обучения персонала
Комплекс мероприятий по повышению профессионального уровня работников компании базируется на нескольких ключевых принципах:
- Востребованность на практике. Программа корпоративного обучения персонала должна включать дисциплины, которые действительно помогут сотрудникам работать эффективнее.
- Системность. Тренинги и семинары проводятся не время от времени, а с определенной периодичностью. Тематика занятий соответствует текущим нуждам предприятия.
- Доступность информации о мероприятиях по повышению квалификации и личностному росту. Персонал извещается о предстоящем обучении заранее, проводится работа с сотрудниками, которые скептически реагируют на необходимость участвовать в тренингах. Особое внимание уделяется правильной мотивации: специалист должен осознать важность поддержания профессиональных знаний и навыков в актуальном состоянии. Для большей убедительности можно обрисовать ему те выгоды, которые он получит в результате корпоративного обучения.
- Простота изучаемых тем. Занятия должны проводиться не для галочки, в виде малопонятных лекций и конспектирования сложных статей. Учебный материал лучше преподносить в форме деловой игры, излагать интересно и доступно, добиваясь максимальной доступности знаний для всех членов команды.
- Обратная связь для определения эффективности проводимых занятий. Спустя некоторое время после тренинга персоналу предлагают заполнить анкеты, чтобы понять, насколько успешным было обучение, какие претензии есть у сотрудников к его организаторам, что надо изменить, чтобы добиться лучших результатов.
- Оценка качества обучения руководством. Деятельность сотрудника, участвовавшего в тренингах, анализируется с точки зрения изменений в лучшую сторону. Работа оценивается по предварительно сформированному перечню критериев.
- Подведение общих итогов корпоративного обучения. Осуществляется за определенный период, например, за квартал или полгода. Измеряются показатели КПД отдельных сотрудников и целых отделов, сравниваются с итогами предыдущих аналогичных отрезков времени.
- Аккумулирование знаний. Учебную информацию собирают, систематизируют, размещают на сайте компании, обеспечивая доступ к ней каждого члена коллектива. Такой подход позволяет при необходимости освежать знания в удобное для сотрудника время.
- Минимизация затрат на корпоративное обучение. Странно, если расходы на проведение тренингов будут несопоставимы с планируемой экономической выгодой. Вряд ли небольшая региональная фирма позволит себе организовать выездной семинар в турецком отеле. Донести до персонала полезную информацию можно и с минимальными затратами, в том числе используя возможности дистанционной передачи данных.
- Привлечение менеджеров к организации корпоративного обучения. Среднее руководящее звено может взять на себя некоторые функции, например, по мотивации подчиненных в процессе повседневной деятельности.
- Создание кадрового резерва. В ходе занятий нетрудно выявить амбициозных сотрудников, стремящихся к профессиональному росту и готовых к активному усвоению новых знаний и навыков. Они включаются в резерв и становятся кандидатами на замещение освобождающихся руководящих должностей.
- Закрепление навыков на практике. Полученные знания необходимо применять в работе, для этого нужна дополнительная программа поддержки сотрудников, внедряющих новые приемы в повседневную деятельность.
- Направленность всех образовательных мероприятий на достижение одной цели. Этот принцип реализуется на планировании корпоративного обучения: каждый тренинг, семинар, практическое занятие должны быть частью единой программы развития персонала.
- Осознанное участие в обучении. Нет ничего хуже, когда и организаторы, и участники подходят к этому вопросу формально. Реальную пользу компания получит только при условии полного понимания персоналом необходимости поддерживать профессиональные навыки и получать новые знания.
- Внутренняя мотивация сотрудников. При грамотном донесении руководством до членов команды информации о важности профессионального и личностного роста инициатива будет исходить от них самих. Коллективные тренинги дополнятся активным самообразованием.
- Простор для творчества. Корпоративное обучение должно стать некой отдушиной, где работники будут проявлять свои таланты и способности. Для этого развивающие мероприятия разрабатываются таким образом, чтобы участники тренинга могли дать выход накопившимся эмоциям.
Формы корпоративного обучения персонала
Поддерживать профессиональные навыки сотрудников на высоком уровне и развивать их личностные качества можно разными способами. Выбор формы обучения зависит от целей, которые планируется достичь.
- Обучение нового работника
Вводный инструктаж проводится для каждого вновь принятого сотрудника. Его знакомят с этапами рабочего процесса и служебными обязанностями. Как правило, такое обучение завершается по истечении испытательного срока.
- Инструктаж
Эта форма также применяется для введения в курс дела недавно трудоустроенного члена команды. До работника доводится информация о корпоративных традициях, технике безопасности и других аспектах деятельности компании.
Точный инструмент «Колесо компетенций»
Для детального самоанализа по выбору IT-профессии
Список грубых ошибок в IT, из-за которых сразу увольняют
Об этом мало кто рассказывает, но это должен знать каждый
Мини-тест из 11 вопросов от нашего личного психолога
Вы сразу поймете, что в данный момент тормозит ваш успех
Регистрируйтесь на бесплатный интенсив, чтобы за 3 часа начать разбираться в IT лучше 90% новичков.
Только до 27 марта
Осталось 17 мест
- Стажировка
Первое время новый сотрудник выполняет свои обязанности под присмотром наставника – опытного члена коллектива, который не только хорошо разбирается в тонкостях рабочего процесса, но и способен донести все нюансы до подопечного. У этой формы обучения есть серьезный недостаток: в этот период инструктор занят только наблюдением за стажером.
- Очное обучение персонала
Проводится в форме лекций, семинаров, тренингов. В зависимости от специфики деятельности компании может быть однократным или регулярным, если для поддержания профессионального уровня сотрудникам необходимо постоянно обновлять свои знания.
Читайте также
- Лекция
Не самый распространенный вид корпоративного обучения. Несмотря на то, что его проще всего организовать, он не отличается высокой эффективностью. Лекция не подразумевает активного участия сотрудников, а излагаемая информация будет полезна только тем слушателям, которые действительно заинтересованы в ее получении.
- Семинар
Проводится для небольшой группы сотрудников. В семинаре задействован каждый член команды, поскольку эта форма предполагает обмен высказываниями по теме занятия. От организаторов этот вид обучения требует бОльших усилий, что объясняется ограниченным количеством участников.
- Ротация
Суть этого метода обучения заключается в перемещении работников внутри компании. Ротация позволяет сотрудникам лучше понять, как осуществляется деятельность в других подразделениях. Недостаток этой формы заключается в том, что она не может применяться ко всем членам коллектива. Например, нельзя менеджера по продажам поменять местами с бухгалтером.
- Тренинг
Наиболее популярный метод корпоративного обучения персонала. Целью тренинга является закрепление новых навыков в процессе моделирования рабочих ситуаций. Сотрудников учат правильно вести переговоры, выступать перед большой аудиторией, проявлять лидерские качества и так далее.
Организация тренинга обходится дороже, для их проведения часто приглашают профессиональных коучей. Высокая эффективность этой формы заставляет собственников бизнеса мириться с расходами, поскольку они гарантированно окупятся.
- Дистанционное обучение
В современных условиях эта форма становится все более востребованной благодаря таким преимуществам, как низкая стоимость, простая организация образовательного процесса и возможность проводить занятия, не отходя от рабочего компьютера.
Дистанционное обучение реализуется через:
- Видеолекции, которые сотрудники могут изучать самостоятельно, в удобное для каждого из них время. Минус этого вида занятий – руководству сложно проконтролировать, насколько добросовестно персонала подошел к вопросу получения новых знаний. Кроме того, нельзя задать уточняющие вопросу лектору.
- Онлайн-вебинары, на которых подробно изучается отдельная тема. В отличие от лекции, участники семинара могут общаться в чате с преподавателем и между собой. Это значительно повышает эффективность такой образовательной формы. Недостатком семинара является необходимость быть онлайн в заранее назначенное время, а это не всегда удобно. Если смотреть вебинар в записи, пропадает возможность живого общения с лектором и другими участниками.
- Онлайн-курсы, представляющие собой цикл видеоуроков, полностью раскрывающих объемную тему. В процессе изучения материала предполагается обратная связь с преподавателем, а по завершении курса – контрольное тестирование и получение сертификата. Минус онлайн-курсов заключается в их длительности, не у каждого слушателя хватает силы воли и времени, чтобы пройти их до конца.
При выборе оптимальной формы руководство компании обращает внимание на несколько моментов:
- Каким бюджетом на корпоративное обучение персонала располагает организация. Крупные корпорации могут позволить себе потратить на повышение квалификации своих сотрудников значительные суммы, а средний и малый бизнес вынужден обходиться более доступными вариантами.
- Сколько работников предстоит обучать и с какой периодичностью, как без ущерба для бизнеса совмещать образовательный процесс с обычной деятельностью предприятия.
- Какие услуги предлагают специализированные фирмы, организующие тренинги для персонала.
- Какими техническими возможностями располагает компания, есть ли у нее специальные учебные аудитории и другие помещения для проведения занятий.
Чем больше и богаче компания, тем шире ее возможности по выстраиванию эффективной системы корпоративного обучения. Крупные корпорации создают собственные образовательные структуры, разрабатывают программы для внутреннего использования с максимальным учетом специфики своего бизнеса.
В результате персонал получает именно те знания и навыки, которые помогут успешно справляться со стоящими перед ним задачами. Компании, ограниченные в расходах, вынуждены привлекать к организации образовательного процесса бизнес-школы, тренинговые центры и курсы повышения квалификации.
3 уровня корпоративной системы обучения
По степени сложности и поставленным целям выделяют несколько ступеней поддержания и повышения профессиональных навыков персонала:
- Обучение внутри компании
Может быть рассчитано на людей, только что принятых на работу. В программу входит знакомство с историей предприятия, его миссией и стратегией развития на ближайшие годы. До новичка доводят информацию о его должностных обязанностях, продукте, принятых в компании стандартах обслуживания клиентов и так далее. Завершается обучение с окончанием испытательного срока.
По результатам тестирования новый сотрудник получает рекомендации по дальнейшему совершенствованию профессиональных навыков. Для тех, кто занимает свою должность более шести месяцев, разрабатываются программы корпоративного обучения, направленные на поддержание знаний и умений в актуальном состоянии, оттачивание мастерства и освоение новых эффективных инструментов.
- Внешнее обучение
Образовательные мероприятия проводятся за пределами компании. Работники проходят стажировку на других предприятиях или осваивают программы курсов повышения квалификации. Подтверждается успешное обучение получением сертификата.
- Обучение за рубежом
Знакомство отдельных сотрудников с организацией работы в ведущих европейских компаниях позволяет повысить качество труда всего персонала за счет внедрения передовых технологий в повседневную практику.
Перечисленные уровни корпоративной системы обучения применяются не всегда. Стажировка за границей доступна крупным предприятиям, уверенно стоящим на ногах. В среднем звене повышение квалификации персонала ограничивается внутренними мероприятиями или направлением работников на специальные курсы.
Этапы корпоративного обучения персонала
Этап 1: Постановка целей
Для начала определитесь, для чего вы хотите заняться поддержанием профессионального уровня своих сотрудников. Посмотрите, насколько они соответствуют занимаемым должностям, нехватка каких знаний мешает им идеально выполнять свои обязанности. Обозначьте цели, на достижение которых будет направлена программа обучения.
Этап 2: Выбор методов обучения
Определите оптимальные инструменты, с помощью которых можно добиться желаемых результатов. Сразу скажем, что вам придется выбирать среди сотен существующих методик и форм. И в первую очередь надо понять, будет ли корпоративное обучение организовано внутри компании или вы обратитесь за помощью к специализированным фирмам.
Свои услуги предлагают большое количество курсов, тренинговых центров, онлайн-школ. В зависимости от поставленных целей и специфики бизнес-процессов можно найти варианты, полностью удовлетворяющие вашим потребностям.
Пример. Сотрудники отдела продаж кондитерской фабрики «Победа» нуждались в отработке переговорных навыков. Руководство пыталось улучшить их при помощи стандартных тренингов, но результаты такого обучения были далеки от ожидаемых. В качестве альтернативной формы повышения квалификации персонала был запущен онлайн-турнир, в котором охотно приняли участие все работники отдела продаж.
Организаторы использовали элементы игры, заразили сотрудников духом соперничества и добились поставленных целей. Турнир стал именно той формой, благодаря которой было достигнута полная вовлеченность персонала. Победители получили заслуженные призы, а общим положительным результатом стал рост продаж на 17 % по сравнению с предыдущим годом.
Для качественного профессионального развития персонала корпоративное обучение должно быть не набором формальных мероприятий, а по-настоящему интересным для сотрудников событием. Добиться такого результата поможет задействование современных технологий, например, виртуальной или дополненной реальности (VR/AR-тренажеров), позволяющей имитировать погружение в предполагаемые ситуации.
Этап 3: Подготовка сотрудников
Эффективность повышения квалификации работников во многом зависит от степени их мотивации. Если человек понимает, какую выгоду ему принесет овладение новыми знаниями и навыками, он охотно участвует в тренингах, семинарах, других занятиях, а также самостоятельно изучает видеолекции и онлайн-уроки.
Руководству компании следует предварительно провести анкетирование сотрудников, определить, какие формы обучения будут приниматься с наибольшим желанием, без скепсиса и скрытого сопротивления.
Пример. Директор ООО «Белый лотос» записал работников финансового отдела на трехнедельные курсы по изучению компьютерных программ для бухгалтерии. Занятия были назначены по вечерам, после рабочего дня. Через неделю стало известно, что уроки посещает только половина сотрудников, а остальные заявили, что не воспринимают сложную информацию из-за усталости.
Выход был предложен самими бухгалтерами: проводить занятия в рабочее время, не вычитая при этом деньги из зарплаты. В результате посещаемость занятий стала 100-процентной, а применение в работе новых знаний и навыков положительно отразилось ведении финансового учета в организации.
Этап 4: Разработка учебной программы
План занятий составляется с учетом всех перечисленных нюансов: целей проведения корпоративного обучения, выбранных методик и форм, степени мотивации сотрудников. Программу следует оформить в виде документа, утвержденного руководством компании. В ней должны быть прописаны четкие критерии оценки результатов проведенных образовательных мероприятий. На финансирование обучения предусматриваются достаточные средства в бюджете организации.
Оценка эффективности корпоративного обучения
Чтобы понять, насколько эффективны тренинги, курсы и семинары, по их завершении проводят оценку результатов, используя один из следующих методов:
Опрос сотрудников
Анкету можно составить, взяв за основу модель Киркпатрика, позволяющую оценить итоги обучения сразу по нескольким направлениям:
- Первая реакция участников по окончании тренинга. Сотрудникам предлагается ответить на вопросы наподобие, извлекли ли они практическую пользу из услышанного на занятиях, хотели бы повторить подобный опыт и т.д.
- Усвоение материала. Смогут ли работники применить полученные знания в работе, легко ли адаптируется информация к реальной жизни.
- Применение. Спустя несколько месяцев оценивается, насколько изменились показатели деятельности компании, есть ли измеримые улучшения.
Экспертная оценка результатов
Роль экспертов возлагается на непосредственное руководство работников, принимавших участие в занятиях, HR-специалистов и клиентов компании. В качестве формы оценивания выбирается анкетирование на сайте, устный или письменный опрос.
Количественная оценка результатов
Самый точный показатель, наглядно демонстрирующий эффективность корпоративного обучения. Метрики могут быть разными, например, сравните размер среднего чека до и после повышения квалификации менеджеров по продажам.
В производственных отраслях уместно сравнивать количество времени, затрачиваемого работником на выполнение одной и той же задачи до и после обучения. К примеру, до освоения новой компьютерной программы дизайнеру требовалось не менее 40 часов на разработку макета сайта, а после он стал справляться с этой задачей за 32 часа.
Читайте также
Затраты на образование персонала, несомненно, окупаются. Это подтверждается и результатами научных исследований, и практикой многих успешных компаний. Корпоративное обучение можно организовать своими силами или привлечь опытных специалистов, которые разработают необходимые программы, выстроят удобный для сотрудников график занятий и сделают так, что они полностью погрузятся в атмосферу получения новых знаний и умений.
Корпоративное обучение
НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург – зарекомендовавший себя поставщик образовательных услуг для компаний разных отраслей рынка, в том числе государственных структур. Мы предлагаем корпоративные образовательные решения, разработанные ведущими специалистами и экспертами НИУ ВШЭ на основе современных технологий и подходов к бизнес-образованию.
Особенности корпоративного обучения:
- Создание индивидуальных обучающих программ в тесном сотрудничестве с клиентом и с учетом специфики компании
- Фокус на результатах обучения для бизнеса
- Использование реально существующих задач компании в качестве кейсов в процессе обучения
- Баланс теоретических знаний и практических навыков
- Возможность выбрать место проведения обучения: на территории университета, на территории клиента
Форматы обучения:
- Образовательный консалтинг: курсы на основе реальных ситуаций предприятия, в качестве кейсов рассматриваются конкретные проекты компании-заказчика
- Краткосрочные программы: интенсивные тренинги для решения определённых задач или развития конкретных компетенций
- Комплексные модульные программы: долгосрочные программы, состоящие из модулей, каждый из которых является частью комплекса, при этом решает самостоятельные задачи
- Обучение с использованием дистанционных технологий на базе образовательной платформы Learning Management System (LMS), разработанной специалистами НИУ ВШЭ
Основные направления обучения:
- Развитие управленческих компетенций
- Цифровое лидерство
- Производственный менеджмент
- Маркетинг (управление клиентским опытом, маркетинговые коммуникации в цифровой среде)
- Управление проектами
- Финансовый менеджмент, бухгалтерский учет
- Стратегические сессии и воркшопы
При разработке корпоративных программ обеспечивается:
- Анализ текущих потребностей компании в обучении, в зависимости от задач компании, отдела или конкретного проекта
- Определение оптимального формата обучения
- Оценка уровня подготовки сотрудников
- Составление карты компетенций и потенциала сотрудников, зон ближайшего развития для компании/отдела/сотрудника
- Формирование программы с учётом отраслевой специфики бизнеса
Заказать коммерческое предложение по корпоративному обучению
Контакты
Моисеева Елена Сергеевна
Начальник отдела корпоративного обучения
Рост бизнеса невозможен без развития сотрудников. Чтобы достигать высоких показателей, создавать новые продукты и менять процессы работы, нужно повышать компетенции персонала. Корпоративное обучение позволяет это сделать, но не все могут организовать его своими силами — по данным исследования Нетологии, 36% российских компаний обращаются за помощью к внешним провайдерам и тренерам.
Софья Ратникова, руководитель b2b-направления Нетологии, на примере курсов платформы объясняет, какими бывают корпоративные образовательные решения, от чего зависит их эффективность и стоимость и как выбрать подходящий продукт.
Российский рынок корпоративного образования предлагает широкий выбор продуктов. Обучение может быть организовано с помощью видеокурсов, тренингов, очных и онлайн-программ. Каждый провайдер предлагает свои подходы к разработке решений, но все они так или иначе строятся на общих принципах.
Как правило, корпоративную программу можно приобрести в готовом виде или сделать на заказ. У этих вариантов есть свои особенности, преимущества и недостатки. Разберёмся в этом подробно.
Это образовательные продукты, которые полностью упакованы и готовы к использованию. Их содержание продумано заранее и никак не меняется в зависимости от покупателя. Такие решения универсальны и подходят для широкой аудитории. Так, видеокурс Нетологии по техникам проведения переговоров могут использовать как компании, которые обслуживают частных клиентов, так и те, кто работает с b2b-сегментом.
Готовые программы не предполагают большой интерактивности и сложных технических решений: обычно они состоят из видео, презентаций, текстов и проходят на платформе провайдера или во внутренней системе компании.
Преимущества готовых решений в том, что они:
✅ Могут быть использованы сразу. В отличие от решений на заказ, здесь не требуется ожидания. После покупки можно сразу приступать к обучению сотрудников.
✅ Обычно стоят дешевле других решений и имеют фиксированную стоимость. Это позволяет сразу же рассчитать бюджет и организовать для сотрудников базовое обучение. Приобретая короткий видеокурс, можно уложиться в 100 тысяч рублей. Но стоит учесть, что стоимость готового решения зависит от сложности программы, её длительности и формата, поэтому такой продукт не всегда будет дешевле других. Так, комплексная программа с набором из нескольких готовых курсов может стоить более 800 тысяч рублей, а это уже дороже некоторых решений на заказ.
Недостатки в том, что готовые решения:
❌ Не учитывают конкретные бизнес-задачи компании. Эти продукты ориентированы лишь на общие требования: оптимизацию бюджета, универсальность форматов для загрузки во внутренние платформы и восприятие информации студентами. Они помогут развить у сотрудников определённые навыки для решения рабочих задач, но не подстроятся под специфику компании или конкретные бизнес-цели.
❌ Устаревают. Такие решения закроют актуальные потребности в обучении, но не подойдут для долгосрочного использования. Однажды купленный курс не получится использовать всегда — подходы и инструменты работы меняются, и вместе с ними должна меняться образовательная программа. Если сегодня отдел продаж общается преимущественно в чате, а купленный ранее курс обучает основам телефонной коммуникации, то его эффективность будет низкой. Поэтому образовательные компании постоянно пересматривают свои программы: добавляют в них свежие кейсы, обновляют материалы и их форматы в соответствии с новыми трендами. Но перед покупкой готового решения всё-таки стоит убедиться в его актуальности.
Это курсы и тренинги, которые разработаны специально для компании с учётом её индивидуальных запросов. Онлайн-программы обычно состоят из разных материалов, включая интерактивные задания и вебинары. Очное обучение проходит в формате занятий или интенсивных тренингов, иногда — с применением онлайн-платформы, где учащиеся выполняют задания и получают дополнительные материалы.
Большой упор в индивидуальных решениях делается на аналитику: отслеживание прогресса обучения и оценку результатов. В Нетологии подбор таких продуктов проходит в несколько этапов:
Сначала мы проводим бриф, на котором вместе с компанией-заказчиком обсуждаем задачи и требования.
Если необходимо, делаем предварительные замеры: оцениваем исходные навыки сотрудников и собираем их пожелания.
Затем вместе с заказчиком определяем образовательные цели и предлагаем решение.
Подробно о том, как строится весь процесс работы над индивидуальным решением, мы рассказали в предыдущей статье.
Может показаться, что разработка программы на заказ требует длительного времени и больших вложений, но это не всегда так. Многие потребности по обучению сотрудников можно закрыть с помощью доработки существующих программ, поэтому среди индивидуальных решений стоит различать адаптивные и кастомные.
Это программы, разработанные с помощью готовых решений под потребности компании. В Нетологии адаптивные решения нацелены на развитие конкретных компетенций сотрудников и чаще всего подразумевают доработку практической части под специфику задач и сферы деятельности компании. Своим клиентам мы предлагаем два варианта сборки таких решений:
На основе готовых курсов. Сохраняем структуру и основное содержание программы, но дополняем её нужными элементами. Так, при создании образовательного решения для сети строительных магазинов мы взяли готовый курс Нетологии по продакт-менеджменту, добавили в него рабочие кейсы и заменили практические задания под специфику сферы.
Из модулей существующих программ. В этом случае создаём структуру курса с нуля и наполняем её готовыми материалами. Таким образом мы разработали программу обучения по лидерству. В ней мы объединили модули из курсов по продакт- и проджект-менеджменту, а затем дополнили их теорией и практикой по недостающим навыкам.
Адаптивные решения имеют свои особенности ↓
✅ Они дешевле кастомных. Стоимость адаптивных продуктов зависит от объёма доработок. Как правило, такие решения не требуют значительных изменений и разработки большого количества новых материалов, поэтому позволяют сэкономить на обучении.
✅ Более персонализированные, чем готовые. Адаптивные решения подстраиваются под сферу и специфику работы компании. При этом разница в стоимости может быть незначительной: когда в программу добавляют кейсы или практику, в среднем она становится всего на 30% дороже, чем готовая.
✅ Помогают достичь бизнес-целей. Такое обучение позволяет сотрудникам овладеть на практике необходимыми навыками для решения рабочих задач и сразу их применять. При разработке адаптивного решения провайдер не ориентируется на бизнес-цели, но если обучение подобрано верно и точно им соответствует, оно позволит достичь результатов.
❌ Не учитывают требования компании. Адаптивные решения разрабатываются на основе готовых курсов, поэтому не подстраиваются под конкретные пожелания. Если основной курс предполагает занятия в формате вебинаров, то в адаптивном курсе не получится заменить их на видео или текстовые материалы.
❌ Требуют ожидания. В отличие от готовых решений, разработка адаптивных требует времени. Так, замена кейсов или практики в готовом курсе может занять около 2 недель, а создание программы из существующих модулей — до 1,5 месяцев.
Это полностью индивидуальные разработки. В них нет готовых элементов: методики, структуру и формат подбирают под образовательные цели, а все материалы создаются с нуля. Кастомные программы нужны, когда у компании есть потребность, которую нельзя закрыть готовым или адаптивным решением. Как правило, это узкий нестандартный запрос, такой как повышение квалификации IT-специалистов для создания инновационного продукта.
Особенности кастомных решений в том, что эти продукты:
✅ Соответствуют бизнес-целям и требованиям компании. Решение разрабатывается полностью под запросы заказчика, поэтому позволяет добиться максимальной эффективности обучения. По данным наших внутренних исследований, посещаемость этих занятий составляет 95%. Такая вовлечённость достигается за счёт предварительного замера знаний сотрудников.
✅ Перед их разработкой проводится аналитика. Она помогает выстроить эффективное обучение и учесть факторы, которые могут повлиять на достижение образовательного результата. Стандартно в Нетологии мы оцениваем знания сотрудников с помощью анкетирования. Но если компании требуется специфическое решение или позволяет бюджет, мы предлагаем глубокую аналитику: проводим более точную оценку знаний сотрудников, узнаём, что их мотивирует и какие есть потребности. Это помогает адаптировать обучение под уровень и особенности восприятия студентов, разделить их на группы, организовать практику и подобрать оптимальные форматы обучения. Чем более глубокая аналитика будет проведена, тем выше шанс достичь поставленных бизнес-целей.
❌ Дороже других решений. Такие программы разрабатываются с нуля, поэтому их стоимость выше. Конечно, бывают случаи, когда кастомное решение получается не дороже других: по нашему опыту, можно создать программу и за 500–800 тысяч рублей. Но чаще всего стоимость кастомной разработки всё-таки выше. Цена зависит от многих факторов: сложности задачи, требований компании и форматов реализации. Как правило, провайдер может предложить оптимальное решение под разные бюджеты и скорректировать его в случае необходимости. Например, если сотрудники не потянут нагрузку, или материал, наоборот, покажется им слишком лёгким.
❌ Сроки их разработки дольше остальных. При кастомном обучении требуется время на анкетирование сотрудников, дополнительную аналитику, разработку концепции, создание программы и подготовку материалов. Без глубокой аналитики обучение можно начать уже через 1–2 месяца, но если такое исследование необходимо, сроки могут доходить и до 3–4 месяцев. Чтобы сократить время ожидания, в Нетологии мы по возможности предлагаем разработку программы параллельно с обучением. В таком случае после проработки концепции и создания первых модулей мы запускаем процесс, а пока сотрудники учатся, готовим оставшуюся часть. Кроме того, это позволяет получить обратную связь от студентов и учесть её в следующих модулях курса.
Чтобы подобрать подходящее образовательное решение, компании нужно учесть свои требования и ограничения. Необходимо:
Соотнести образовательный продукт с поставленными бизнес-целями: оценить, получится ли с помощью этого обучения их достичь. Готовый курс по коммуникации поможет развить навыки общения сотрудников по отдельности, но если цель — улучшить взаимодействие внутри команды, он не подойдёт. В такой ситуации лучше заказать адаптированную программу с групповой практикой.
Учесть технические и организационные требования. Необходимо продумать, как именно будет использоваться решение: может ли обучение проходить на платформе провайдера или нужно предоставлять его на внутренней платформе компании, требуется ли отслеживать прогресс обучения, планируется ли повторно использовать решение в будущем или менять его содержание.
Предусмотреть удобство для сотрудников. Эффективность обучения сильно зависит от самих студентов, поэтому необходимо подобрать такое решение, которое будет соответствовать их техническим навыкам, уровню знаний и особенностям восприятия.
Учесть потребности руководителя и HR-менеджеров. Если руководителю или HR-менеджеру необходимо контролировать процесс обучения специалистов, им должно быть удобно это делать. Нужно чтобы выбранное решение позволяло им получить всю необходимую информацию по посещаемости, выполнению заданий, результатам тестов и при этом не требовало больших усилий или времени. Особенно если планируется длительное обучение.
Найти идеальное решение, которое будет соответствовать всем требованиям, сложно. Приходится чем-то жертвовать, особенно если бюджет сильно ограничен. Поэтому стоит приоритизировать требования.
Когда в критериях есть удобство сбора статистики для бизнеса и вовлечённость сотрудников в процесс обучения, нужно выбрать, что важнее. Если работодателю важно видеть промежуточные результаты обучения, а руководитель и HR-менеджер сами готовы работать над мотивацией команды, то требования к аналитике будут в приоритете.
Если сформулировать требования или приоритизировать их самостоятельно не получается, это нормально. Специально для этого провайдеры сначала проводят бриф, на котором задают все необходимые вопросы и помогают подобрать подходящее решение.
- Теоретические знания от практикующих специалистов
- Решение рабочих задач с получением обратной связи от эксперта
- Самостоятельное выполнение упражнений для закрепления пройденного материала
Бывает, что у заказчика уже есть представление о будущем образовательном продукте: сколько в нём должно быть видео, как можно организовать практику и каких экспертов пригласить. Но даже если был предыдущий опыт обучения сотрудников, нужно понимать, что задачи бизнеса, условия и подходы к обучению меняются. Поэтому к выбору образовательного решения нужно подходить открыто, и лучше всего положиться на опыт провайдера. Он сможет сопоставить требования и подобрать оптимальное решение.
Задача провайдера — соблюсти баланс между стоимостью, сроками и эффективностью обучения.
Заказывая решение для своей компании, достаточно понимать, что поставленные образовательные задачи могут быть решены по-разному.
На стоимость и эффективность обучения влияет несколько факторов ↓
Онлайн-программа может состоять из текстов, презентаций, видео, вебинаров, интерактивных заданий. Современные курсы чаще всего комбинируют разные типы материалов — это помогает поддерживать вовлечённость студентов и делает обучение более эффективным.
Стоимость создания этих материалов различается. Так, тексты и презентации дешевле в производстве; видео, вебинары и интерактивные задания — дороже.
Если бюджет ограничен, провайдер может сократить программу или выбрать более доступные и простые форматы: уменьшить количество модулей в адаптивной программе или дать теоретические материалы в виде текстов вместо вебинаров или видео. Такое обучение может быть менее эффективным: некоторым людям сложнее осваивать программу, в которой больше текстовых материалов и меньше видео и вебинаров с преподавателем. Задача провайдера — это учесть и озвучить все риски, связанные с изменением форматов, чтобы клиент мог принять взвешенное решение.
Онлайн-обучение может проводиться в синхронном, асинхронном и смешанном форматах ↓
- Синхронное проводится вживую и требует присутствия студентов во время занятий. Чаще всего оно проходит в формате вебинаров и предполагает регулярный контакт с преподавателем. Такой формат сильнее вовлекает студентов в образовательный процесс.
- Асинхронное обучение предполагает наличие доступа к учебным материалам: видео и текстам, которые можно изучать в любое время. Такой формат снимает с HR-менеджера или руководителя часть организационных задач: не нужно собирать группу, искать подходящее место и время для занятий и контролировать присутствие сотрудников.
- Смешанное обучение позволяет объединить преимущества обоих форматов. Можно дать студентам материалы для самостоятельного изучения, а сложные темы или практику провести в формате занятий с преподавателем.
Как правило, асинхронное обучение дешевле: в нём используются более доступные в производстве материалы и требуется меньше участия образовательного персонала. Однако выбор формата зависит не только от стоимости, но и от образовательных задач. Если необходима групповая практика или плотное взаимодействие с экспертом, лучше выбрать синхронное обучение. Если предмет не требует участия преподавателя и учёта особенностей каждого студента, подойдёт и асинхронный формат.
Стоимость решений на заказ часто зависит от количества человек: для каждого студента требуется проводить отдельный учёт результатов, анализировать прогресс, давать практические задания, проверять тесты и домашние работы. Стоимость разработки материалов при этом не меняется, поэтому при обучении большого числа сотрудников выгоднее использовать более дорогой в производстве контент.
Если необходимо провести обучение по корпоративной культуре для нескольких тысяч человек, оптимальным решением станут интерактивные задания. Они позволят лучше закрепить знания, а стоимость обучения в пересчёте на одного сотрудника будет такой же, как и у курса с видео и презентациями.
Хотя иногда количество сотрудников не влияет на его стоимость. Чтобы провести обучение правилам безопасности, не требуется отдельной аналитики. Такой курс можно организовать в асинхронном формате, тогда его стоимость не будет зависеть от количества студентов.
Есть разные варианты решений для корпоративного обучения: можно выбрать готовый курс, а можно заказать адаптивную или кастомную разработку. Каждый тип продукта имеет свои плюсы и минусы:
Разработка образовательного продукта не обязательно потребует долгого ожидания и больших расходов. Главное — убедиться, что выбранное решение:
- соответствует поставленным бизнес-целям;
- отвечает организационным и техническим требованиям;
- будет удобным для пользователей;
- учитывает потребности руководителя и HR-менеджеров.
Нужно понимать, что эффективность и стоимость обучения зависит от формата, типов материалов и количества сотрудников:
- Тексты и презентации дешевле в производстве, а видео, вебинары и интерактивные задания — дороже, но сильнее вовлекают студентов. Можно изменить типы и количество материалов, но эффективнее всего комбинировать их.
- Стоимость программ на заказ зависит от количества сотрудников. Если их много, то будет выгоднее использовать более дорогие в производстве материалы.
- Синхронное обучение более вовлекающее, чем асинхронное, но требует больше ресурсов на организацию и стоит дороже, смешанное позволяет объединить преимущества первых двух. При этом выбор формата в первую очередь зависит от образовательных задач.
Материал изначально опубликован на vc.ru.
Каждой компании важно, чтобы сотрудники выполняли задачи, связанные с достижением конкретной бизнес-цели, с учётом специфики бизнеса. Главный инструмент здесь — обучение. Каким оно должно быть? Большинство работодателей ответят, что целевым, окупаемым и, желательно, с минимальным отрывом от производства.
Тренд последних лет в обучении и развитии сотрудников — корпоративный университет. Это система обучения, при которой повышение компетенций ведётся внутри самой организации и, как правило, её собственными силами.
Чем обучение в корпоративных университетах отличается от академического образования
У корпоративных университетов есть предельно практическая целевая направленность. Вместо прохождения общетеоретической и общепрактической подготовки, сотрудники постигают непосредственно то, что необходимо для их работы, для достижения конкретных целей организации в соответствии с миссией и стратегическими целями развития.
Какие задачи поможет решить корпоративный университет
Корпоративный университет поможет усовершенствовать необходимые организации компетенции сотрудников, удержать ценных работников, развить корпоративную культуру, создать благоприятный внутренний психологический климат, внедрить организационные изменения, поддержать конкурентоспособность.
Следуйте семи принципам:
- Система обучения должна быть единой, побуждать сотрудников к совместной работе.
- Обучение должно подчиняться целям бизнеса. Необходимо выявить текущие проблемы, которые можно закрыть за счёт совершенствования компетенций сотрудников и процесса управления.
- Нерегулируемые и несвязанные между собой учебные мероприятия нужно заменить целостным и последовательным подходом.
- Обучение должно быть постоянным и доступным всем, кому оно необходимо.
- Нужно постоянно вести оценку обучения с помощью всех необходимых для этого технологий.
- Ценность обучения нужно демонстрировать на основе комплексной методологии оценки его эффективности.
- Ответственность за эффективность обучения должна лежать не только на специалистах по обучению, но и на самих обучающихся, менеджерах и руководстве.
Как создать корпоративный университет внутри компании
В основе корпоративного университета должны лежать стратегические цели всей организации, а не нужды отдельных подразделений. Можно придерживаться простого алгоритма:
-
Создайте долгосрочную концепцию обучения. Ответьте на вопросы — каким оно должно быть, чего компания ждёт от него. Соберите представителей ото всех заинтересованных сторон и придите к общему согласию в вопросах:
- Какой наша компания должна быть в будущем?
- Предстоят ли в обозримом будущем фундаментальные организационные изменения?
- Чего хотят и что ждут от корпоративного обучения сами сотрудники?
- Свяжите стратегию обучения с целями бизнеса. Выявите конкретные знания, умения и компетенции, которые понадобятся сотрудникам для достижения этих целей.
- Определите методы поставки обучения, который больше всего подходит для вашей организационной модели. Это может быть классическое обучение, электронные курсы, видеообучение, голосовые конференции.
- Подумайте, с кем из внешних поставщиков обучения можно посотрудничать. Если наладить прочное сотрудничество с конкретным учебным центром или коучем, можно будет создать максимально специализированный, подстроенный под нужды вашей компании учебный процесс.
- Рассчитайте бюджет. Помните, если корпоративный университет создан и работает в соответствии с установленными принципами и целями бизнеса, он обязательно окупит себя.
Полученными выводами поделитесь со всеми остальными, разъясните идеи.
Для выявления потребности в обучении проведите многоплановую комплексную оценку. Сформируйте администрацию корпоративного университета. В неё должны войти представители руководства компании. Разработайте стратегический план деятельности корпоративного университета, определите бизнес-цели. Обязательно доведите информацию о корпоративном университете, программах и продуктах до всех заинтересованных сторон.
Какие современные практики корпоративного университета можно использовать
Корпоративный университет можно не концентрировать на очном обучении персонала в определённом месте, в определённое время и по строгому расписанию.
В последние годы набирает популярность электронное обучение как синхронное, так и асинхронное или самостоятельное. А некоторые корпоративные университеты полностью работают в форме учебных порталов.
Электронное обучение (E-learning) — это система обучения при помощи информационных и электронных технологий. Такое обучение позволяет существенно сократить расходы компании на обучение персонала, при этом приобщив к процессу большое количество сотрудников, в том числе находящихся в разных регионах.
Система обучения в корпоративном университете, основанная на технологиях e-learning, позволит адаптировать процесс к локальным потребностям и централизованно его контролировать. Учащиеся получат доступ к большему числу ресурсов и при этом не будут оторваны от основной работы. К созданию контента для электронного обучения можно привлечь собственных предметных экспертов.
Электронное обучение можно ориентировать не только на персонал компании, но и на клиентов и партнёров.
Обратите внимание, что специфика некоторых учебных материалов может потеряться при передаче в онлайн-формате, в таком случае можно использовать смешанное обучение. Это модель корпоративного университета, при которой в оптимальной пропорции используется как электронное обучение, так и очные учебные мероприятия.