Профессиональные стандарты бизнес аналитик

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 25 сентября 2018 № 592н

Общие сведения

Деятельность по выявлению бизнес-проблем, выяснению потребностей заинтересованных сторон, обоснованию решений и обеспечению проведения изменений в организации

08.037

(наименование вида профессиональной деятельности)

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Обеспечение возможности проведения изменений в организации, приносящих пользу заинтересованным сторонам, путем выявления потребностей заинтересованных сторон и обоснования решений, описывающих возможные пути реализации изменений

Группа занятий:

2421

Аналитики систем управления и организации

Отнесение к видам экономической деятельности:

70.22

Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления

74.9

Деятельность профессиональная, научная и техническая прочая, не включенная в другие группировки

(код ОКВЭД)

(наименование)

Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта

Ответственная организация-разработчик

НО Ассоциация участников финансового рынка «Совет по развитию профессиональных квалификаций», город Москва

Маштакеева Диана Каримовна

Наименования организаций-разработчиков

1.

НО «Международная ассоциация организаций финансово-экономического образования», город Москва

2.

Российское отделение Международного института бизнес-анализа (IIBA Russia)

3.

ООО «Организационно-технологические решения 2000», город Москва

На чтение 18 мин. Просмотров 33 Опубликовано 12.07.2021

Содержание

  1. Введение
  2. Iii. характеристика обобщенных трудовых функций
  3. Iv. сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта
  4. Авторские права и вознаграждения
  5. Бизнес-аналитик
  6. Инструменты для совместной работы
  7. Координация разработки
  8. Необходимость в профессиональном стандарте
  9. Рабочие группы
  10. Утвержден профессиональный стандарт «бизнес-аналитик»
  11. Участие в проекте
  12. Цель, задачи и критерий успешности проекта

Введение

В соответствии с п.25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.01.2021 № 23 (в ред. от 23.09.2021) профессиональный стандарт «Бизнес-аналитик» (далее – Профессиональный стандарт, ПС) разрабатывается для применения в Российской Федерации:

“а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.”

Iii. характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Дополнительные характеристики

3.1.1. Трудовая функция

3.1.2. Трудовая функция

3.1.3. Трудовая функция

3.1.4. Трудовая функция

3.2. Обобщенная трудовая функция

Дополнительные характеристики

3.2.1. Трудовая функция

3.2.2. Трудовая функция

3.2.3. Трудовая функция

3.2.4. Трудовая функция

3.3. Обобщенная трудовая функция

Дополнительные характеристики

3.3.1. Трудовая функция

3.3.2. Трудовая функция

3.3.3. Трудовая функция

3.3.4. Трудовая функция

3.3.5. Трудовая функция

3.4. Обобщенная трудовая функция

Дополнительные характеристики

3.5.1. Трудовая функция

3.5.2. Трудовая функция

3.5.3. Трудовая функция

3.5.4. Трудовая функция

Iv. сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта

4.1. Ответственная организация-разработчик

4.2. Наименования организаций-разработчиков

——————————————-

*(1) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности

3 Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих

4 Общероссийский классификатор специальностей по образованию

Авторские права и вознаграждения

  • Данный проект является некоммерческой инициативой и не предполагает каких-либо материальных вознаграждений за участие в его работе;
  • Участие в данном проекте осуществляется исключительно на добровольной основе;
  • Поскольку цель данного проекта – разработка Государственного Профессионального стандарта, участники проекта не имеют права претендовать на авторские права на окончательный вариант как Стандарта целиком, так и любой его части;
  • Поскольку в данном проекте проводится коллективная разработка, то ни один из участников не имеет права предъявлять авторские права на любую часть рабочих материалов независимо от того, вошли они в окончательный вариант Стандарта или нет;
  • Каждый из участников имеет право использовать знания и навыки, полученные во время работы в проекте, по своему усмотрению;
  • Каждый из участников проекта имеет право упоминать в профессиональном резюме и на любых других ресурсах о своем участии в проекте;
  • Каждый из участников проекта имеет право запрашивать у организаций инициаторов и Координаторов проекта подтверждение своего участия в проекте;
  • Российское отделение IIBA, как инициатор проекта, обязуется хранить на своем web-сайте информацию об участниках проекта, и подтверждать участие по запросу участника, либо третьей стороны;
  • Вопросы дальнейшего сопровождения Стандарта и его доработки после официального принятия и опубликования на сайте Минтруда, а также вопросы организации центров компетенции и сертификации на основе разработанного Стандарта, выходят за рамки данного проекта и в данном проекте не рассматриваются.

Бизнес-аналитик

Общие сведения

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Группа занятий:

Отнесение к видам экономической деятельности:

Инструменты для совместной работы

Для совместной работы участников проекта используются следующие инструменты:

Координация разработки

Инициаторами проекта являются:

  • Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»;
  • Российское отделение Международного института бизнес-анализа – IIBA Russia Chapter.

Координаторами проекта являются:

В сферу ответственности Координаторов входят:

  • обеспечение эффективных коммуникаций между заинтересованными сторонами с точки зрения достижения целей проекта;
  • учёт при разработке профессионального стандарта потребностей заинтересованных сторон;
  • обеспечение прозрачности процесса разработки профессионального стандарта;
  • ведение и публикация реестра участников проекта и рабочих групп;
  • ведение мастер-копии проекта профессионального стандарта, пояснительной записки к профессиональному стандарту и других связанных документов.
  • оформление необходимых документов для утверждения Профессионального стандарта в профильном комитете при Минтруда Российской Федерации.
  • коммуникация по всем вопросам разработки и утверждения Профессионального стандарта с профильным Комитетом при Минтруда Российской Федерации.

Необходимость в профессиональном стандарте

  • профессиональные стандарты позволяют четко структурировать профессиональную деятельность работника за счет описания требований к трудовым функциям и качеству их выполнения, исключив дублирование трудовых функций по должностям;
  • работникам предоставляется возможность определять свой профессиональный уровень и развивать профессиональные компетенции, повышать квалификационный уровень и подтверждать его сертификатом;
  • работодатели приобретают возможность контролировать профессионализм работников, определять направления необходимого развития компетенции сотрудников;
  • система профессионального образования в виде стандартов получает содержательную основу для обновления образовательных стандартов, разработки учебных программ, модулей и учебно-методических материалов.

Рабочие группы

Разработка профессионального стандарта и других материалов в рамках проекта осуществляется в рабочих группах. Рабочие группы могут быть созданы по любому объединяющему признаку. В группу могут объединяться участники из одного города, из одной компании, из одного сообщества, либо по любому другому признаку. Никто не препятствует кандидату заявить о желании войти в состав любой группы или нескольких групп.

Утвержден профессиональный стандарт «бизнес-аналитик»

Файл с текстом стандарта размещен в разделе ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ сайта www.analitik-expert.ru

Зарегистрировано в Минюсте России 11 октября 2021 г. N 52408

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 25 сентября 2021 г. N 592н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

“БИЗНЕС-АНАЛИТИК”

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2021 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 4, ст. 293; 2021, N 39, ст. 5266; 2021, N 21, ст. 3002; 2021, N 8, ст. 1210), приказываю:

Министр

М.А.ТОПИЛИН

Утвержден

приказом Министерства труда

и социальной защиты

Российской Федерации

от 25 сентября 2021 г. N 592н

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

БИЗНЕС-АНАЛИТИК

I. Общие сведения

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Группа занятий:

Отнесение к видам экономической деятельности:

II. Описание трудовых функций, входящих

в профессиональный стандарт (функциональная карта вида

профессиональной деятельности)

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Дополнительные характеристики:

3.1.1. Трудовая функция

Трудовые действия

Анализ контекста, организационной структуры, бизнес-процессов с целью выявления заинтересованных сторон

Сбор и регистрация информации о заинтересованных сторонах

Организация хранения информации о заинтересованных сторонах и поддержания ее в актуальном состоянии

Анализ и классификация заинтересованных сторон

Необходимые умения

Использовать техники выявления заинтересованных сторон

Планировать, организовывать и проводить встречи и обсуждения с заинтересованными сторонами

Использовать техники эффективных коммуникаций

Выявлять, регистрировать, анализировать и классифицировать риски и разрабатывать комплекс мероприятий по их минимизации

Собирать, классифицировать, систематизировать и обеспечивать хранение и актуализацию информации бизнес-анализа

Оформлять результаты бизнес-анализа в соответствии с выбранными подходами

Определять связи и зависимости между элементами информации бизнес-анализа

Применять информационные технологии в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Анализировать внутренние (внешние) факторы и условия, влияющие на деятельность организации

Анализировать степень участия заинтересованных сторон

Анализировать качество информации бизнес-анализа с точки зрения выбранных критериев

Проводить анализ предметной области

Выполнять функциональную декомпозицию работ

Моделировать объем и границы работ

Необходимые знания

Теория заинтересованных сторон

Теория межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии

Теория конфликтов

Языки визуального моделирования

Теория управления рисками

Теория систем

Предметная область и специфика деятельности организации в объеме, достаточном для решения задач бизнес-анализа

Другие характеристики

3.1.2. Трудовая функция

3.2. Обобщенная трудовая функция

Дополнительные характеристики:

3.2.1. Трудовая функция

Трудовые действия

Моделирование требований к решению

Формальное описание требований к решению

Верификация требований к решению

Валидация требований к решению

Согласование требований к решению с заинтересованными сторонами

Необходимые умения

Выявлять, регистрировать, анализировать и классифицировать риски и разрабатывать комплекс мероприятий по их минимизации

Оформлять результаты бизнес-анализа в соответствии с выбранными подходами

Определять связи и зависимости между элементами информации бизнес-анализа

Применять информационные технологии в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Анализировать внутренние (внешние) факторы и условия, влияющие на деятельность организации

Анализировать требования заинтересованных сторон с точки зрения критериев качества, определяемых выбранными подходами

Оформлять требования к решению в соответствии с выбранными подходами

Классифицировать требования к решению в соответствии с выбранными подходами

Моделировать требования к решению в соответствии с выбранными подходами

Документировать требования к решению в соответствии с выбранными подходами к оформлению требований

Определять атрибуты требований к решению и их значения в соответствии с выбранными подходами

Управлять изменениями требований к решению в соответствии с выбранным подходом

Проводить анализ предметной области

Анализировать требования к решению с точки зрения критериев качества, определяемых выбранными подходами

Определять систему показателей оценки эффективности решения с точки зрения выбранных показателей

Проводить оценку эффективности решения с точки зрения выбранных критериев

Выполнять функциональную декомпозицию работ

Моделировать объем и границы работ

Необходимые знания

Языки визуального моделирования

Сбор, анализ, систематизация, хранение и поддержание в актуальном состоянии информации бизнес-анализа

Информационные технологии (программное обеспечение), применяемые в организации, в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Теория систем

Предметная область и специфика деятельности организации в объеме, достаточном для решения задач бизнес-анализа

Другие характеристики

3.2.2. Трудовая функция

3.2.3. Трудовая функция

Трудовые действия

Мониторинг проводимых изменений с точки зрения достижения разработанных целевых показателей решения

Управление взаимодействием с заинтересованными сторонами (удовлетворенность, степень вовлеченности)

Управление рисками, обусловленными проводимыми в организации изменениями

Необходимые умения

Выявлять, регистрировать, анализировать и классифицировать риски и разрабатывать комплекс мероприятий по их минимизации

Собирать, классифицировать, систематизировать и обеспечивать хранение и актуализацию информации бизнес-анализа

Оформлять результаты бизнес-анализа в соответствии с выбранными подходами

Применять информационные технологии в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Анализировать внутренние (внешние) факторы и условия, влияющие на деятельность организации

Анализировать степень участия заинтересованных сторон

Анализировать требования заинтересованных сторон с точки зрения критериев качества, определяемых выбранными подходами

Проводить анализ предметной области

Анализировать требования к решению с точки зрения критериев качества, определяемых выбранными подходами

Проводить изменения в соответствии с выбранным решением

Оценивать готовность организации к изменениям в соответствии с выбранным решением

Разрабатывать показатели и проводить оценку состояния организации

Проводить анализ деятельности организации

Необходимые знания

Методы, техники, процессы и инструменты управления требованиями

Методы и техники определения показателей оценки текущего или желаемого состояния организации

Теория управления рисками

Сбор, анализ, систематизация, хранение и поддержание в актуальном состоянии информации бизнес-анализа

Информационные технологии (программное обеспечение), применяемые в организации, в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Теория систем

Предметная область и специфика деятельности организации в объеме, достаточном для решения задач бизнес-анализа

Другие характеристики

3.2.4. Трудовая функция

Трудовые действия

Анализ и оценка эффективности реализованного решения

Анализ причин и разработка путей доработки решения в случае недостижения решением поставленных бизнес-целей

Анализ и разработка путей адаптации организации к использованию нового решения

Необходимые умения

Выявлять, регистрировать, анализировать и классифицировать риски и разрабатывать комплекс мероприятий по их минимизации

Оформлять результаты бизнес-анализа в соответствии с выбранными подходами

Представлять информацию бизнес-анализа различными способами и в различных форматах для обсуждения с заинтересованными сторонами

Применять информационные технологии в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Анализировать внутренние (внешние) факторы и условия, влияющие на деятельность организации

Проводить изменения в соответствии с выбранным решением

Оценивать готовность организации к изменениям в соответствии с выбранным решением

Проводить оценку эффективности решения с точки зрения выбранных критериев

Оценивать бизнес-возможность реализации решения с точки зрения выбранных целевых показателей

Проводить анализ деятельности организации

Необходимые знания

Теория межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии

Теория конфликтов

Методы, техники, процессы и инструменты управления требованиями

Методы и техники определения показателей оценки текущего или желаемого состояния организации

Теория управления рисками

Методы оценки эффективности решения

Сбор, анализ, систематизация, хранение и поддержание в актуальном состоянии информации бизнес-анализа

Информационные технологии (программное обеспечение), применяемые в организации, в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Теория систем

Предметная область и специфика деятельности организации в объеме, достаточном для решения задач бизнес-анализа

Другие характеристики

3.2.5. Трудовая функция

Трудовые действия

Мониторинг состояния заинтересованных сторон с точки зрения критериев “полномочия – заинтересованность – отношение” и уровня их вовлеченности

Разработка и реализация мероприятий для коррекции состояния заинтересованных сторон по критериям “полномочия – заинтересованность – отношение” и степени их вовлеченности

Необходимые умения

Планировать, организовывать и проводить встречи и обсуждения с заинтересованными сторонами

Использовать техники эффективных коммуникаций

Выявлять, регистрировать, анализировать и классифицировать риски и разрабатывать комплекс мероприятий по их минимизации

Собирать, классифицировать, систематизировать и обеспечивать хранение и актуализацию информации бизнес-анализа

Оформлять результаты бизнес-анализа в соответствии с выбранными подходами

Применять информационные технологии в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Анализировать внутренние (внешние) факторы и условия, влияющие на деятельность организации

Анализировать степень участия заинтересованных сторон

Разъяснять необходимость проведения работ по бизнес-анализу

Оценивать готовность организации к изменениям в соответствии с выбранным решением

Необходимые знания

Теория заинтересованных сторон

Теория межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии

Теория конфликтов

Теория управления рисками

Сбор, анализ, систематизация, хранение и поддержание в актуальном состоянии информации бизнес-анализа

Информационные технологии (программное обеспечение), применяемые в организации, в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Предметная область и специфика деятельности организации в объеме, достаточном для решения задач бизнес-анализа

Другие характеристики

3.3. Обобщенная трудовая функция

Дополнительные характеристики:

3.3.1. Трудовая функция

Трудовые действия

Анализ потребностей заинтересованных сторон

Анализ контекста

Необходимые умения

Использовать техники выявления заинтересованных сторон

Планировать, организовывать и проводить встречи и обсуждения с заинтересованными сторонами

Использовать техники эффективных коммуникаций

Выявлять, регистрировать, анализировать и классифицировать риски и разрабатывать комплекс мероприятий по их минимизации

Собирать, классифицировать, систематизировать и обеспечивать хранение и актуализацию информации бизнес-анализа

Оформлять результаты бизнес-анализа в соответствии с выбранными подходами

Определять связи и зависимости между элементами информации бизнес-анализа

Представлять информацию бизнес-анализа различными способами и в различных форматах для обсуждения с заинтересованными сторонами

Применять информационные технологии в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Анализировать внутренние (внешние) факторы и условия, влияющие на деятельность организации

Анализировать требования заинтересованных сторон с точки зрения критериев качества, определяемых выбранными подходами

Оформлять требования заинтересованных сторон в соответствии с выбранными подходами

Классифицировать требования заинтересованных сторон в соответствии с выбранными подходами

Моделировать требования заинтересованных сторон в соответствии с выбранными подходами

Документировать требования заинтересованных сторон в соответствии с выбранными подходами к оформлению требований

Определять атрибуты требований заинтересованных сторон и их значения в соответствии с выбранными подходами

Управлять изменениями требований заинтересованных сторон в соответствии с выбранным подходом

Анализировать качество информации бизнес-анализа с точки зрения выбранных критериев

Проводить анализ предметной области

Выполнять функциональную декомпозицию работ

Моделировать объем и границы работ

Необходимые знания

Теория межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии

Теория конфликтов

Методы, техники, процессы и инструменты управления требованиями заинтересованных сторон

Языки визуального моделирования

Теория управления рисками

Теория систем

Предметная область и специфика деятельности организации в объеме, достаточном для решения задач бизнес-анализа

Другие характеристики

3.3.2. Трудовая функция

Трудовые действия

Выявление и документирование истинных бизнес-проблем или бизнес-возможностей

Согласование с заинтересованными сторонами выявленных бизнес-проблем или бизнес-возможностей

Формирование целевых показателей решений

Необходимые умения

Использовать техники выявления заинтересованных сторон

Планировать, организовывать и проводить встречи и обсуждения с заинтересованными сторонами

Использовать техники эффективных коммуникаций

Выявлять, регистрировать, анализировать и классифицировать риски и разрабатывать комплекс мероприятий по их минимизации

Собирать, классифицировать, систематизировать и обеспечивать хранение и актуализацию информации бизнес-анализа

Оформлять результаты бизнес-анализа в соответствии с выбранными подходами

Определять связи и зависимости между элементами информации бизнес-анализа

Представлять информацию бизнес-анализа различными способами и в различных форматах для обсуждения с заинтересованными сторонами

Применять информационные технологии в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Анализировать внутренние (внешние) факторы и условия, влияющие на деятельность организации

Анализировать требования заинтересованных сторон с точки зрения критериев качества, определяемых выбранными подходами

Проводить анализ предметной области

Выявлять и классифицировать бизнес-проблемы или бизнес-возможности

Представлять информацию о выявленных бизнес-проблемах или бизнес-возможностях различными способами и в различных форматах для обсуждения с заинтересованными сторонами

Выполнять функциональную декомпозицию работ

Моделировать объем и границы работ

Необходимые знания

Теория межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии

Теория конфликтов

Языки визуального моделирования

Теория управления рисками

Теория систем

Предметная область и специфика деятельности организации в объеме, достаточном для решения задач бизнес-анализа

Другие характеристики

3.4. Обобщенная трудовая функция

Дополнительные характеристики:

3.4.1. Трудовая функция

3.4.2. Трудовая функция

Трудовые действия

Анализ решений с точки зрения достижения целевых показателей решений

Оценка ресурсов, необходимых для реализации решений

Оценка эффективности каждого варианта решения как соотношения между ожидаемым уровнем использования ресурсов и ожидаемой ценностью

Выбор решения для реализации в составе группы экспертов

Необходимые умения

Планировать, организовывать и проводить встречи и обсуждения с заинтересованными сторонами

Использовать техники эффективных коммуникаций

Выявлять, регистрировать, анализировать и классифицировать риски и разрабатывать комплекс мероприятий по их минимизации

Оформлять результаты бизнес-анализа в соответствии с выбранными подходами

Определять связи и зависимости между элементами информации бизнес-анализа

Применять информационные технологии в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Анализировать внутренние (внешние) факторы и условия, влияющие на деятельность организации

Анализировать требования заинтересованных сторон с точки зрения критериев качества, определяемых выбранными подходами

Проводить оценку эффективности решения с точки зрения выбранных критериев

Оценивать бизнес-возможность реализации решения с точки зрения выбранных целевых показателей

Необходимые знания

Теория межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии

Теория конфликтов

Языки визуального моделирования

Методы сбора, анализа, систематизации, хранения и поддержания в актуальном состоянии информации бизнес-анализа

Информационные технологии (программное обеспечение), применяемые в организации, в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Теория систем

Предметная область и специфика деятельности организации в объеме, достаточном для решения задач бизнес-анализа

Другие характеристики

3.5. Обобщенная трудовая функция

Дополнительные характеристики:

3.5.1. Трудовая функция

3.5.2. Трудовая функция

3.6. Обобщенная трудовая функция

Дополнительные характеристики:

3.6.1. Трудовая функция

Трудовые действия

Оценка текущего состояния организации

Определение параметров будущего состояния организации

Выявление, анализ и оценка несоответствия между параметрами текущего и будущего состояний организации

Оценка бизнес-возможностей организации, необходимых для проведения стратегических изменений в организации

Необходимые умения

Планировать, организовывать и проводить встречи и обсуждения с заинтересованными сторонами

Использовать техники эффективных коммуникаций

Выявлять, регистрировать, анализировать и классифицировать риски и разрабатывать комплекс мероприятий по их минимизации

Оформлять результаты бизнес-анализа в соответствии с выбранными подходами

Определять связи и зависимости между элементами информации бизнес-анализа

Представлять информацию бизнес-анализа различными способами и в различных форматах для обсуждения с заинтересованными сторонами.

Применять информационные технологии в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Анализировать внутренние (внешние) факторы и условия, влияющие на деятельность организации

Анализировать требования заинтересованных сторон с точки зрения критериев качества, определяемых выбранными подходами

Разрабатывать бизнес-кейсы

Проводить анализ деятельности организации

Необходимые знания

Методики оценки деятельности в соответствии с разработанными показателями

Сбор, анализ, систематизация, хранение и поддержание в актуальном состоянии информации бизнес-анализа

Предметная область и специфика деятельности организации в объеме, достаточном для решения задач бизнес-анализа

Другие характеристики

3.6.2. Трудовая функция

Трудовые действия

Определение цели и задач стратегических изменений в организации

Определение основных параметров и ключевых показателей эффективности разрабатываемых стратегических изменений в организации

Определение критериев оценки успеха стратегических изменений в организации

Оценка соответствия изменений стратегическим целям организации

Определение заинтересованных сторон, которые должны быть вовлечены в инициативу по реализации стратегических изменений в организации

Определение основных аспектов организации, которые могут быть затронуты стратегическими изменениями

Выбор стратегии в составе группы экспертов

Определение промежуточных состояний при реализации выбранной стратегии изменений в организации

Разработка планов реализации стратегических изменений в организации

Мониторинг процесса проведения стратегических изменений в организации

Необходимые умения

Планировать, организовывать и проводить встречи и обсуждения с заинтересованными сторонами

Использовать техники эффективных коммуникаций

Выявлять, регистрировать, анализировать и классифицировать риски и разрабатывать комплекс мероприятий по их минимизации

Оформлять результаты бизнес-анализа в соответствии с выбранными подходами

Определять связи и зависимости между элементами информации бизнес-анализа

Представлять информацию бизнес-анализа различными способами и в различных форматах для обсуждения с заинтересованными сторонами.

Применять информационные технологии в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа

Анализировать внутренние (внешние) факторы и условия, влияющие на деятельность организации

Анализировать требования заинтересованных сторон с точки зрения критериев качества, определяемых выбранными подходами

Разрабатывать бизнес-кейсы

Проводить анализ деятельности организации

Моделировать объем и границы работ

Необходимые знания

Теория заинтересованных сторон

Методики оценки деятельности организации в соответствии с разработанными показателями

Методы сбора, анализа, систематизации, хранения и поддержания в актуальном состоянии информации бизнес-анализа

Предметная область и специфика деятельности организации в объеме, достаточном для решения задач бизнес-анализа

Другие характеристики

IV. Сведения об организациях – разработчиках

профессионального стандарта

4.1. Ответственная организация-разработчик

4.2. Наименования организаций-разработчиков

——————————–

<1> Общероссийский классификатор занятий.

<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

<3> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

Участие в проекте

Для того чтобы принять участие в проекте, потенциальный участник должен сообщить о своём желании участвовать Координаторам, предоставив:

  1. краткое резюме, подтверждающее наличие профессионального опыта, связанного с бизнес-анализом;
  2. информацию о способах коммуникаций, удобных кандидату, для обмена информацией в рамках проекта;
  3. в какой роли (участник Рабочей группы или рецензент) он/а планирует принять участие в работе проекта;
  4. в случае если кандидат уже определился с группой или группами, в которых хочет принять участие, то кандидат обсуждает вопросы участия в проекте непосредственно с руководителем выбранной группы (см. Рабочие группы).

Цель, задачи и критерий успешности проекта

Цель проекта по разработке ПС: Системное и структурированное описание трудовых функций, соответствующих требований к знаниям, умениям, навыкам и личностным качествам сотрудников, работающих в области бизнес-анализа.

Задачи разработки:

  • Учесть Российский и мировой опыт развития профессии;
  • Описать набор обобщенных трудовых функций, трудовых функций и трудовых действий, которые могут быть применены бизнес-аналитиком в своей профессии независимо от отрасли, в которой применяются знания и навыки бизнес-аналитика, независимо от типа организации, выбранных подходов, процессов и инструментов;
  • Гармонизировать разрабатываемый стандарт с существующими сводами знаний и стандартами, разработанными в смежных областях.

Критерием успешности проекта является достижение целей проекта в запланированное время и в рамках запланированных ресурсов (См. раздел «Участие в проекте»). Сроки прохождения этапов проекта и полного его завершения будут определены после принятия заявки в профильный Комитет при Минтруда.

Введение

Если коротко, применение “The Business Analysis Standard” IIBA® Publications v.1.0 Nov.2022 (далее – Стандарт БА) в РФ не выдвигает блокирующих требований к бизнес-аналитику, квалифицированному по профессиональному стандарту РФ бизнес-аналитика [Профстандарт 08.037] (далее – ПС БА). Наоборот, помогает бизнес-аналитику в работе. Одно только знание Стандарта БА уже может повысить качество работы бизнес-аналитика.

Ниже приведено развернутое сопоставление положений Стандарта БА с требованиями ПС БА, как с формальной, так и с содержательной точки зрения. Изучается вопрос, насколько квалификация бизнес-аналитика по ПС БА позволяет пользоваться Стандартом БА.

Стандарт БА может применяться вне зависимости от конкретной методологии реализации проекта [BAS], что согласуется с общей концепцией места бизнес-анализа в проектах [Вигерс, Agile Extension].

Следует отметить, что ПС БА предъявляет требования к бизнес-аналитику, как к структурной единице (в организации, коллективе). Стандарт БА трактует бизнес-аналитика (в тексте используется термин «профессионал бизнес-анализа») более широко, как роль на проекте. В том числе, собирательную, функции которой реализует не один человек (профессиональный бизнес-аналитик), а несколько специалистов в иных областях (возможно, в разном составе в зависимости от обстоятельств). Это не должно быть препятствием, если требовать от специалистов, играющих собирательную роль бизнес-аналитика, соответствия ПС БА в части отдельных трудовых действий, а не всего ПС БА в целом.

О структуре и содержании Стандарта БА

Роль Стандарта БА определена как основа хорошего бизнес-анализа. Он позиционируется, как эталон (в виде обобщения концепций и проверенных практик) для получения хороших бизнес-результатов. Стандарт БА дает всестороннее представление об основах эффективного бизнес-анализа и указывает направления для будущего развития стандартов и ресурсов бизнес-анализа. Выражение «хороший анализ» (good analysis) неоднократно используется в тексте документа наряду с выражением «эффективный» (effective). Документ – обстоятельный, ясный и конкретный. Хорошо иллюстрирован. Содержит показательные примеры. Хорошо увязан с [BABOK v3]. В Стандарте БА рекомендуется использовать его, как отправную точку для других источников знаний в дисциплине бизнес-анализа.

Стандарт БА имеет разделы: Preface, About IIBA, Understanding Business Analysis, Mindset for Effective Business Analysis, Performing Business Analysis, Tasks and Knowledge Areas, Summary, Glossary and Key Terms, Contributors. Объем – 64 страницы.

В Preface приведена краткая информация о возникновении и развитии Стандарта БА. Он вводится взамен стандарта “Global Business Analysis Core Standard” (перечислены изменения). Приведены рекомендации для получения максимальной пользы от применения Стандарта БА.

About IIBA содержит краткую справку об International Institute of Business Analysis™ (IIBA®), ссылку на веб-сайт, адрес электронной почты для связи.

В Understanding Business Analysis приведено определение бизнес-анализа, обоснована важность бизнес-анализа. Введена модель хорошего анализа “Business Analysis Core Concept Model™ (BACCM™)”, как модель мышления и модель организации (процесса) для эффективного бизнес-анализа.

В Mindset for Effective Business Analysis охарактеризован правильный образ мышления для эффективного бизнес-анализа (в частности, принципы), перечислены необходимые условия для него и возможности, которые он дает.

В Performing Business Analysis охарактеризован процесс бизнес-анализа (роли участников, основные методологии и методики, ценности, ключевые аспекты, виды контекста, основные компетенции, работа с требованиями и решениями).

Tasks and Knowledge Areas подробно описывает методику бизнес-анализа на основе карточек задач в областях знаний (модели, задачи, связи со входами и выходами и т.п.).

Summary содержит общие сведения о Стандарте БА, как основе для эффективного бизнес-анализа. Перечислены основные черты бизнес-анализа как дисциплины и как практики.

В Glossary and Key Terms приведены определения ключевых терминов, используемых в Стандарте БА.

В Contributors приведены выходные данные документов, на которые ссылается Стандарт БА.

Разделы Стандарта БА в сопоставлении с профессиональным стандартом бизнес-аналитика в России

Понимание бизнес-анализа

Стандарт БА вводит модель хорошего анализа “Business Analysis Core Concept Model™ (далее – BACCM™)”, как образ мышления и модель организации (процесса) для эффективного бизнес-анализа. Ее использование не исключает применение ПС БА. Наоборот, можно достаточно однозначно соотнести обобщенные трудовые функции в ПС БА с шестью основными понятиями BAACM™:

  • изменение (Change) – «B.Обеспечение изменений в организации», «E.Управление бизнес-анализом»;

  • потребность (Need) – «C.Выявление бизнес-проблем или бизнес-возможностей» (в части выявления бизнес-проблем);

  • решение (Solution) – «C.Выявление бизнес-проблем или бизнес-возможностей» (в части бизнес-возможностей), «D.Обоснование решений», «F.Аналитическое обеспечение разработки стратегии изменений»;

  • ценность (Value) – «A.Работа с заинтересованными сторонами», «C.Выявление бизнес-проблем или бизнес-возможностей» (в части бизнес-возможностей);

  • заинтересованная сторона (Stakeholder) – «A.Работа с заинтересованными сторонами»;

  • контекст (Context) – отдельная соответствующая обобщенная трудовая функция в ПС БА отсутствует, но вполне можно связать с трудовыми действиями в составе A, C, отчасти F.

В тексте Стандарта БА приведена наглядная иллюстрация BAACM™ (см. рисунок 1).

Рисунок 1 – BAACM™ (в переводе на русский)

Рисунок 1 – BAACM™ (в переводе на русский)

BAACM™ устанавливает очень важную связь между профессиональными навыками (обобщенными трудовыми функциями в ПС БА) бизнес-аналитика и конкретными видами работ (задач) в части бизнес-анализа при разработке ИС. Такая связь особенно актуальна в условиях гибкой методологии разработки ИС, когда конкретные необходимые работы в части бизнес-анализа четко не регламентированы методологией. Это находит подтверждение в подразделе Стандарта БА “Using the BAACM™”. Более точная взаимосвязь в условиях гибкой методологии разработки программного обеспечения моет быть почерпнута в [Agile Extension].

Приведенное соотношение показывает, что для использования BAACM™ в полном объеме (Стандарт БА настаивает на полной модели) бизнес-аналитик должен иметь 7-й уровень квалификации согласно ПС БА. С одной стороны, это дает уверенность в высоком качестве процесса и результатов бизнес-анализа, низких рисках. С другой стороны, требует высшего уровня квалификации бизнес-аналитика.

Стандарт БА не предъявляет явным образом требований к уровню квалификации бизнес-аналитика. К процессу и результатам бизнес-анализа предъявляются вполне конкретные содержательные требования. Устанавливаются ориентиры, к которым нужно стремиться для обеспечения высокого качества бизнес-анализа. Такой подход позволяет регулировать уровень качества бизнес-анализа и его результатов в целом и в составляющих частях.

Образ мышления для эффективного бизнес-анализа

Стандарт БА отмечает важность образа мышления для эффективного бизнес-анализа (“устоявшийся набор установок или привычек, которые человек привносит в различные ситуации” [BAS]), как особого вида мышления. Предпосылкой служит уникальность каждой ситуации бизнес-анализа и, как следствие, отсутствие единственного подхода к анализу, относительная неопределенность необходимых действий, поведения, инструментов. Перечислены практические аспекты, на которых следует сфокусироваться бизнес-аналитику, и возможности, которые он получит.

Стандарт БА отмечает сильную зависимость бизнес-анализа от человека, его качеств (креативности, коммуникативности, постоянного самосовершенствования и др.).

Стандарт БА выделяет и описывает важные составляющие эффективного мышления (см. рисунок 2): целостное представление, взгляд с точки зрения заказчика, выявление ценностей, реальные примеры, выявление возможностей, сотрудничество и постоянное улучшение, избегание лишнего.

Рисунок 2 – Важные составляющие эффективного мышления (в переводе на русский)

Рисунок 2 – Важные составляющие эффективного мышления (в переводе на русский)

Стандарт БА перечисляет критерии образа мышления, необходимого для эффективного бизнес-анализа, и приводит рекомендации по его формированию (улучшению). При этом, оставляя возможность регулирования степени достижения критериев, исходя из соображений эффективного бизнес-анализа в каждой конкретной ситуации.

Что касается ПС БА, то формально образ мышления выходит за рамки данного профессионального стандарта, но находит отражение в виде требований к необходимым умениям и знаниям, требований к образованию и обучению в отношении трудовых функций. Предполагается, что образ мышления формируется в ходе профессионального обучения бизнес-аналитика. ПС БА ориентирован на обеспечение бизнес-аналитиком высокого качества работ.

Можно сделать вывод, что в данном аспекте Стандарт БА в большей степени ориентирован на эффективный бизнес-анализ в конкретной ситуации. Это достигается за счет экономии человеческих ресурсов (более точный подбор специалиста с необходимым уровнем квалификации, исполнение роли бизнес-аналитика несколькими членами команды и т.п). Однако есть риск недостаточной квалификации бизнес-аналитика (особенно в условиях изменения требований). ПС БА, наоборот, в большей степени ориентирован на надежность бизнес-анализа в различных ситуациях. Это достигается за счет более широкого набора навыков у бизнес-аналитика, чем требуется в конкретной ситуации. Риск заключается в снижении эффективности бизнес-анализа за счет более высокой стоимости такого специалиста, навыки которого задействованы не полностью.

Процесс бизнес-анализа

Стандарт БА вводит понятие «профессионала бизнес-анализа» и связывает его с рядом типовых ролей (бизнес-аналитик, системный аналитик, бизнес-архитектор, ИТ-директор, консультант, руководитель проекта, владелец продукта и др.). Но основной упор делается на содержание работ, а не на должностные обязанности. Используемые в ПС БА возможные наименования должности, профессии (бизнес-аналитик и др.), а также перечень и содержание трудовых функций отвечают Стандарту БА.

Рассмотрены три распространенных подхода к изменениям в организации:

  • предиктивный – планирование и поэтапное выполнение работ;

  • адаптивный (итеративный) – получение пользы путем небольших инкрементов в порядке приоритета;

  • гибридный – использование одного из двух перечисленных подходов для решения каждой конкретной задачи или ее части.

Стандарт БА отмечает, что подход может быть навязан команде. А также содержит рекомендации по самостоятельному выбору подхода (в случае такой возможности).

ПС БА не накладывает ограничений на выбор подхода и организацию работ в рамках бизнес-анализа. Стандарт БА отвечает на вопросы организации работ бизнес-анализа и взаимодействия бизнес-аналитиков с другими сотрудниками, находящиеся за рамками ПС БА, но имеющие важное прикладное значение.

Стандарт БА определяет ценности, которые должен принести бизнес-анализ («профессионалы бизнес-анализа должны помочь организации в создании ценности для своего бизнеса и заинтересованных сторон» [BAS]). Перечисляет ключевые аспекты, на которых фокусируется бизнес-анализ (осознание стратегии организации, прояснение бизнес-проблем и возможностей, выявление потенциальных ценностей, превращение бизнес-потребностей в цели и др.). Это представляется полезным для формирования критериев и оценка качества выполнения трудовых функций, перечисленных в ПС БА.

Стандарт БА перечисляет базовые (наиболее востребованные) компетенции. Им могут быть прямо или косвенно поставлены в соответствие необходимые умения, знания в ПС БА в рамках обобщенных трудовых функций:

  • реинжиниринг бизнес-процессов – «C.Выявление бизнес-проблем или бизнес-возможностей» (отдельные элементы), «D.Обоснование решений» (отдельные элементы), возможно в явном виде в рамках учебной программы подготовки бизнес-аналитика;

  • бизнес-проектирование – «D.Обоснование решений»;

  • внедрение технологических решений – «B.Обеспечение изменений в организации»;

  • цифровая трансформация – «B.Обеспечение изменений в организации», «F.Аналитическое обеспечение разработки стратегии изменений организации»;

  • хранение данных — в явном виде отсутствует, но должно входить в учебную программу подготовки бизнес-аналитика;

  • кибер-безопасность – в явном виде отсутствует, но должно входить в учебную программу подготовки бизнес-аналитика;

  • анализ данных — в явном виде отсутствует, но должно входить в учебную программу подготовки бизнес-аналитика;

  • анализ владения продуктом – «A.Работа с заинтересованными сторонами», «C.Выявление бизнес-проблем или бизнес-возможностей».

Можно предположить, что, отсутствующие явным образом в ПС БА компетенции приобретаются бизнес-аналитиками в ходе обучения по профессиональным программам.

Стандарт БА ссылается на [BABOK v3] в части описания 29 базовых компетенций, необходимых для задач бизнес-анализа. А также на [BACM v4] в части применения компетенций к решению таких задач.

Стандарт БА перечисляет пять компетенций, выделенных глобальным сообществом, как важных для проектов любого типа и для всех бизнес-аналитиков со ссылкой на [BABOK v3]. Им могут быть прямо или косвенно поставлены в соответствие необходимые умения, знания в ПС БА в рамках трудовых функций:

  • адаптивность (Adaptability) – «Взаимодействие с заинтересованными сторонами», «Подготовка к проведению изменений в организации» и др. в более или менее явном виде;

  • проведение (модерирование) совещаний (Facilitation) – «Взаимодействие с заинтересованными сторонами»;

  • лидерство и влияние (Leadership and Influencing) – «Взаимодействие с заинтересованными сторонами», «Руководство бизнес-анализом», в рамках обобщенной трудовой функции «B.Обеспечение изменений в организации»;

  • решение проблем (Problem Solving) – в рамках обобщенной трудовой функции «D.Обоснование решений»;

  • системное мышление (Systems Thinking) – в явном виде отсутствует, но должно входить в учебную программу подготовки бизнес-аналитика, поскольку является основополагающим навыком для бизнес-аналитика.

Стандарт БА ссылается на базовые методики бизнес-анализа (из более, чем 90), описанные в [BABOK v3], [Agile Extension], Guide to Business Data Analytics, Guide to Product Ownership Analysis. ПС БА не содержит ссылки на конкретные методики (что и не требуется от профессионального стандарта), но связь может быть вполне однозначно установлена на содержательном уровне.

Стандарт БА перечисляет методики, выделенные глобальным сообществом, как применимые для разного типа проектов и служащих хорошей отправной точкой для начинающих бизнес-аналитиков:

  • управление бэклогом (Backlog Management);

  • карта пути клиента (Customer Journey Mapping);

  • рассказ о данных (Data Storytelling);

  • анализ процессов (Process Analysis);

  • семинары/интервью (Workshops/Interviews).

ПС БА не содержит ссылки на перечисленные выше методики (что и не требуется от профессионального стандарта), но связь может быть вполне однозначно установлена на содержательном уровне.

Стандарт БА содержит описание работы с требованиями и решениями. Описаны отличия требований от решений (с примерами). Приведена классификация требований (“полезное представление потребности” [BAS]) (см. рисунок 3) с подробным описанием и ссылкой на [BABOK v3]: бизнес-требование (Business), требования заинтересованных сторон (Stakeholder), требования к решениям (Solution), включая функциональные и нефункциональные требования, требования к устойчивости (Sustainability), требования к переходу (Transition). Перечисленные понятия упоминаются явным образом в ПС БА, за исключением «устойчивости». Последнее является важным понятием в теории систем и его изучение должно входить в учебную программу подготовки бизнес-аналитика.

Рисунок 3 – классификация требований (в переводе на русский)

Рисунок 3 – классификация требований (в переводе на русский)

Стандарт БА отмечает важность трассировки (прослеживания) требований и решений (“возможность отслеживать взаимосвязь между требованиями и проектами от первоначальной потребности заинтересованного лица до фактического реализованного решения. …контроль изменений гарантируя, что источник требования или проекта может быть идентифицирован, а другие связанные требования и проекты, на которые может повлиять изменение, известны.” [BAS]). Этот аспект не упомянут явным образом в ПС БА, но неявно присутствует в требованиях к необходимым знаниям (например, в трудовой функции «Подготовка к проведению изменений в организации» и др.).

Стандарт БА содержит соображения о том, как топ-менеджеры видят влияние их организации на окружающий мир, а именно: устойчивость, разнообразие, равенство, инклюзивность. Они полезны для многих трудовых функций в ПС БА.

Описано управление процессом бизнес-анализа. Упомянуты такие приемы, как центр компетенций (Centre of Excellence, CoE), практикующее сообщество (Community of Practice, CoP), бизнес-анализ как услуга (Business Analysis as a Service, BAaS), распределение между разными подразделениями (dispersed within different business units). Они полезны для обобщенной трудовой функции «E.Управление бизнес- анализом» в ПС БА.

Понятия, связанные с процессом бизнес-анализа в Стандарте БА (компетенции, методики и т.п.), в большинстве своем могут быть однозначно сопоставлены с составляющими ПС БА (трудовыми функциями, требованиями к умениям, знаниям, обучению и т.п.). В то же время, Стандарт БА содержит ряд понятий, которые, возможно, найдут (более полное) отражение в ПС БА (например, цифровая трансформация, центр компетенций и др.). Квалификации бизнес-аналитика согласно ПС БА должно быть достаточно для проведения бизнес-анализа (или участия в нем) по Стандарту БА.

Задачи и области знания

Стандарт БА ссылается на описание более 30 видов задач в 6 областях знаний в [BABOK v3]. Бизнес-аналитик должен выбрать задачи, исходя из контекста, принимая во внимание ряд факторов (перечисляются) и типы изменений в организации.

Согласно Стандарту БА, каждая задача описывается карточкой, содержащей: цель или потребность, ценность, решение (выходной результат или артефакт), заинтересованные стороны, описание изменения с диаграммой вход-задача-выход, часто используемые методики в контексте, примечание с информацией о контексте и ссылками на знания.

В отношении ПС БА данный подход является одной из методологий бизнес-анализа, требующей некоторых дополнительных умений (работы с описанием задач в виде специфичной карточки, использования нотации BACCM™ и др.). Однако может потребоваться обращение к [BABOK v3] в части описания видов задач.

В Стандарте БА перечислены 6 областей знания (со способом навигации по ним):

  1. Планирование и контроль бизнес-анализа.

  2. Выявление и взаимодействие.

  3. Управление требованиями и решениями.

  4. Стратегический анализ.

  5. Анализ требований и требования к решениям.

  6. Оценка решения.

Эти области знания вполне однозначно соответствуют обобщенным трудовым функциям (или отдельным трудовым действиям), перечисленным в ПС БА.

Описание каждой такой области содержит специфичную для данной области BACCM™, состав задач (в виде диаграммы) и сопоставление с входами и выходами (в табличном представлении).

В Стандарте БА подробно описана каждая из 6 областей знаний:

  • название, суть, получаемые результаты;

  • описание действий (или ответственности) бизнес-аналитика в каждом компоненте BACCM™;

  • необходимые компетенции по [BABOK v3];

  • перечень задач бизнес-анализа;

  • связь входных и выходных артефактов с задачами бизнес-анализа.

В Стандарте БА каждая задача в рамках области знаний описана отдельно:

  • название задачи;

  • цель или потребность (описание);

  • ценность (описание);

  • решение (описание);

  • часто используемые методики по [BABOK v3];

  • заинтересованные стороны (описание);

  • описание изменения с диаграммой вход-задача-выход;

  • примечание (Consider).

Описание областей знаний и задач в Стандарте БА подробное и конкретное. Занимает 35 страниц (по странице на каждую область знаний и каждую задачу).

Представляется рациональным следующее соотношение уровней квалификации в ПС БА с областями знаний и задачами в Стандарте БА:

  • уровень 5 – чтение описаний задач во всех областях. Выполнение задач, связанных с элементами BAACM™ «заинтересованная сторона», «потребность», «изменение» (в рамках трудовых функций);

  • уровень 6 – чтение описаний задач во всех областях, выполнение всех задач;

  • уровень 7 – работа с описаниями задач во всех областях (чтение, составление, изменение состава, содержания), выполнение всех задач.

Подавляющее большинство видов задач точно соответствует трудовым действиям (трудовым функциям) в ПС БА или им не сложно подобрать аналоги, поскольку ПС БА разработан с учетом передовых международных стандартов бизнес-анализа (в частности, документов IIBA®).

Заключение

Из результатов сопоставления следует, что Стандарт БА практически не требует от бизнес-аналитика знаний, умений, трудовых функций (действий), выходящих за рамки ПС БА (в рамках своего уровня квалификации). Очевидно, такая достаточность квалификации по ПС БА обусловлена тем, что ПС БА разрабатывался с оглядкой на BABOK®, а Стандарт БА прямо опирается на BABOK®. Однако для внедрения Стандарта БА в полном объеме от бизнес-аналитика потребуется освоение моделей и методов, описанных в Стандарте БА. Знание BABOK®, по-видимому, не является блокирующим требованием к бизнес-аналитику, квалифицированному по ПС БА, но представляется весьма полезным, тем более что существует перевод BABOK® на русский язык.

Согласно Стандарту БА, он может применяться [BAS] как при каскадной методологии реализации проекта (характерной для ряда проектов в РФ), так и при гибких и смешанных (широко распространенных в настоящее время). Поэтому представляется полезным применение Стандарта БА в отечественных проектах. Особенно в случаях, когда роль и место бизнес-анализа (а также бизнес-аналитика) в проекте являются предметом обсуждения (и даже спора). Но это уже тема отдельной статьи.

И коротко о применении Стандарта БА в заказной разработке (информационных систем) нашей компании. Одна из ключевых целей Стандарта БА – служить эталоном при проведении бизнес-анализа – так или иначе преследовалась нами и ранее. Но теперь этот эталон описан максимально ясно и конкретно, он универсален, верифицирован экспертами. На него удобно сослаться. Полнота применения Стандарта БА в конкретных проектах будет регулироваться соображениями качества и эффективности бизнес-анализа (тоже одна из ключевых целей Стандарта БА). И, думаю, Стандарт БА уже прочно занял свое место в нашей заказной разработке.

Ссылки на источники

[Вигерс] Вигерс К., Битти Д. Разработка требований к программному обеспечению (3-е издание, 2019 г).

[Профстандарт 08.037] Профстандарт 08.037. Бизнес-аналитик : утвержден приказом Минтруда России от 25 сентября 2018 года N 592н (в редакции, введенной в действие с 20 января 2019 года приказом Минтруда России от 14 декабря 2018 года N 807н.). Доступен, например, по ссылке [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308997/].

[Agile Extension] Agile Extension to the BABOK® guide v.2.

[BABOK v3] IIBA Guide to the Business Analysis Body of Knowledge Version 3 (BABOK® Guide v3). Или русскоязычное издание. BABOK. Руководство к Своду знаний по бизнес-анализу. Версия 3.0.

[BACM v4] IIBA’s Business Analysis Competency Model® v4.

[BAS] “The Business Analysis Standard” IIBA® Publications v.1.0 Nov.2022.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Профессиональный реквизит фокусника купить
  • Пример документа организации с реквизитами
  • Пфр на 1 новокузьминской улице часы работы
  • Профессиональный стандарт бизнес аналитика
  • Пример составления документа с реквизитами