Продажа товара иностранной компании на территории рф ндс

Какую ставку НДС применить по товару, проданному иностранной фирме на территории РФ

По какой ставке начислять НДС на реализацию товаров иностранной компании, если право собственности на них переходит на территории РФ до помещения под таможенную процедуру экспорта?

Ответ на этот вопрос дал Минфин в письме от 29.12.2020 № 03-07-08/115455. Как сказано в документе, все зависит от того, будет товар все-таки вывезен из России или будет использоваться на территории нашей страны.

Если реализованные российской организацией иностранному покупателю товары, право собственности на которые переходит на территории РФ до момента помещения под таможенную процедуру экспорта, не вывозятся с территории РФ, а используются или хранятся на территории РФ, налоговая база при реализации таких товаров определяется на день отгрузки (передачи) товаров. При этом ставка НДС — 20 (10) процентов.

В то же время нормы статьи 167 НК предусматривают возможность применения нулевой ставки НДС в отношении указанных товаров в случае их последующего вывоза за пределы территории РФ в таможенной процедуре экспорта при условии представления в налоговый орган документов, предусмотренных статьей 165 НК.

885 компаний подают на Google в суд

Организации хотят, чтобы их требования включили в дело о банкротстве ООО «Гугл». Компания не выполнила свои обязательства по размещению рекламы.

Цель оправдывает средства

Мы начинали свой блог со знакомства читателей с инструментами фондового рынка и его инфраструктуры. Полагая, что такие очевидные вещи как цель инвестирования детально обсуждать нет смысла.

Цель оправдывает средства

Когда продажа товара иностранной компании-экспортеру потребует уплаты НДС

Минфин разъяснил, как вести учет НДС российской организации, которая продает иностранному покупателю товары с передачей права собственности на них на территории РФ до момента помещения под таможенную процедуру экспорта.

В письме от 25.01.2022 № 03-07-08/4438 отмечается, что статья 194 НК РФ разрешает применять нулевую ставку НДС при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Моментом определения налоговой базы в этом случае является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС. В случае непредставления указанных документов в установленный 180-дневный срок НДС подлежит уплате за квартал, на который приходится дата отгрузки товаров.

В связи с этим, если реализованные российской организацией иностранному покупателю товары, право собственности на которые перешло на территории РФ до момента помещения под таможенную процедуру экспорта, не вывозятся с территории России в таможенной процедуре экспорта, налоговая база при реализации таких товаров определяется на день отгрузки.

При этом реализация таких товаров подлежит обложению НДС по общепринятым ставкам в размере 20 или 10%.

Как учитывать НДС при реализации товара иностранной компании без пересечения границы РФ?

Добрый день! Компания небольшая, на ОСНО. Опыта бухгалтерского мало. Помогите разобраться пожалуйста в ситуации.
 Планируется поставка товара иностранной компании из ЕС, но при этом вывоза товара не будет, он останется на территории России, для дальнейшей перепродажи. Как в этом случае учитывается НДС у российской и иностранной компании? Об экспорте же речь уже не идет?

Добрый день!

Цитата (Евгения Бортникова):Планируется поставка товара иностранной компании из ЕС, но при этом вывоза товара не будет, он останется на территории России, для дальнейшей перепродажи. Как в этом случае учитывается НДС у российской и иностранной компании? Об экспорте же речь уже не идет?

Да, экспорта в этой ситуации нет.
Экспорт — это вывоз товара за пределы РФ.
Поскольку товар не собирается покидать пределы РФ, то его продажа облагается НДС на общих основаниях.
Оформляете все документы и счет-фактуру, как будто продаете обычному российскому покупателю.

Успехов!

Запросить в ИФНС акт сверки по налогам через Контур.Экстерн

Спасибо большое! Получается далее иностранная компания уже будет учитывать входящий НДС в рамках своего законодательства?

Цитата (Евгения Бортникова):Получается далее иностранная компания уже будет учитывать входящий НДС в рамках своего законодательства?

Зачесть российский НДС можно только в рамках российского законодательства.
Если иностранная организация покупает и продаёт товар на территории России, то она обязана действовать по правилам российского налогового законодательства.
Т.е., встать на учет в российском налоговом органе, оформить при продаже счет-фактуру и подать налоговую декларацию по НДС. Вот в этой декларации и может поставить  Ваш НДС к вычету.

Но это уже проблемы покупателя и Вам не стоит ими заморачиваться.
Ваши налоговые обязательства в части НДС будут выполнены, если Вы выдадите покупателю счет-фактуру с НДС, отразите продажу в книге продаж и в декларации по НДС в разделе 3.

Успехов!

Спасибо огромное за информацию!

Автоматическая сверка счетов‑фактур с контрагентами снизит риск доначислений НДС

Иностранные компании, ведущие бизнес на территории нашей страны, обязаны действовать в рамках российского правового поля. А это значит, что им необходимо перечислять в наш бюджет определенные платежи, а также надлежащим образом составлять и хранить бухгалтерские документы.

О том, чем рискуют иностранные фирмы, не оформляя отпуска, болезни и командировки по российским правилам, мы рассказывали здесь. В материале ниже мы подробно разбираем особенности уплаты зарубежными компаниями налога на добавленную стоимость.

Плательщики НДС

Напомним, плательщиками НДС признаются индивидуальные предприниматели и организации, осуществляющие коммерческую деятельность на территории РФ. В случае с иностранными фирмами есть несколько важных моментов:

  1. Если зарубежная компания имеет на территории в России филиалы или представительства, зарегистрированные в установленном порядке, налог перечисляется ими самостоятельно.
  2. При отсутствии филиала или представительства иностранной компании НДС перечисляется налоговым агентом.

Налоговые агенты — организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в российских налоговых органах и приобретающее на территории РФ товары/услуги у иностранного предприятия.

Порядок и сроки уплаты НДС

НДС иностранных организаций на территории РФ уплачивается по месту реализации продукции. Иными словами, если товар отгружается (оказываются услуги, реализуются программные продукты) в России, таковым местом будет считаться РФ.

Уплата НДС иностранными юридическими лицами при отсутствии на территории нашей страны представительства или филиала невозможна, поэтому за них это делают налоговые агенты.

Процедура уплаты НДС налоговым агентом:

  1. Агент принимает товар. Полный расчет производится после перечисления НДС.
  2. Агентом рассчитывается НДС. Если оплата производится с учетом НДС, используется формула: сумма х 20/120. При применении ставки 10% формула выглядит иначе: сумма х 10/110.
  3. Налог перечисляется по реквизитам ФНС по месту нахождения агента с одновременным перечислением «иностранцу» денежных средств.
  4. От лица иностранной компании агент оформляет счет-фактуру в двух экземплярах, один из которых регистрируется в книге продаж.

Если на территории РФ иностранная компания имеет филиал или представительство, все расчеты и перечисление НДС она производит самостоятельно.

Важно!

При приобретении (продаже в качестве посредника) электронных услуг иностранной организации НДС, так называемый налог на Google, уплачивается в особом порядке.

НДС на электронные услуги 2019 (иностранные компании стали плательщиками НДС)

Согласно ст. 174 НК РФ, налоговые агенты обязаны перечислять НДС одновременно с оплатой товаров или услуг иностранным предприятиям. В остальных случаях устанавливается иной срок — не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом. Декларации необходимо подать в аналогичные сроки.

Обратите внимание!

Если организация рассчитывается с агентом в иностранной валюте, сумма НДС подлежит конвертации в рубли по курсу на момент оплаты в ФНС.

Как оформить декларацию

Форма декларации по НДС утверждена
Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3-58 (изменения утверждены
приказом № СА-7-3/853@ от 28.12.2018), и должна заполняться после расчета налога. Документ состоит из нескольких разделов:

Наименование

Какая информация указывается

Титульный лист

ИНН, КПП, номер корректировки

Налоговый период, отчетный год

Код ИФНС

Данные о плательщике: наименование, код ОКВЭД, номер телефона

Количество страниц

Сведения об агенте и его представителе

Раздел 1

ИНН, КПП, ОКТМО

КБК

Подпись ответственного лица в конце

Раздел 2

Полные сведения о предприятии, за которое производится отчет: название, КПП, код ОКТМО, сумма налога к уплате

Важно!

Если у агента есть несколько контрагентов, второй раздел декларации заполняется по каждому из них отдельно.

Ответственность за несвоевременную уплату

Согласно ст. 122 НК РФ, за несвоевременную или неполную уплату НДС налоговыми агентами и иностранными фирмами, за исключением иностранных организаций, не являющихся плательщиками НДС, предусмотрены следующие санкции за несвоевременную уплату налога:

Обстоятельства

Размер штрафа

Неверное начисление и иные действия, не содержащие признаки умысла

20% от неуплаченной суммы

Умышленная неуплата НДС

40% от суммы

Важно учитывать, что в сроки, установленные инспектором ФНС по результатам проверки, помимо штрафа, придется заплатить сам налог и пени.

Пример:

Плательщику надлежало перечислить НДС в сумме 500 000 рублей.
Из-за ошибки перечислено только 250 000 рублей.
Размер штрафа можно определить следующим образом:
250 000 х 20% = 50 000 руб.

Как обезопасить себя от претензий ИФНС

Каким образом иностранные организации платят НДС — самостоятельно или через агентов — значения не имеет. Трудности, связанные с расчетом, заполнением и подачей документов возникнут в любом случае. Ибо не испытывает проблем лишь тот, кто ничего не делает. Минимизировать ошибки можно исключительно в случае соблюдения следующих условий:

  1. Идеально изучить налоговое законодательство и применять нормы налогообложения НДС в зависимости от конкретной ситуации.
  2. Если штатные специалисты не слишком сильны (или в принципе не хотят погружаться в нюансы налогообложения), то руководитель компании может себя подстраховать, обратившись за помощью к внешнему эксперту. Оптимальный вариант — аутсорсинговая компания, в штате которой есть сотрудники, специализирующиеся на бухгалтерском и налоговом учете иностранных предприятий.

Мы знаем, как обеспечить финансовую безопасность зарубежных компаний. Лучшее тому подтверждение — наши именитые клиенты.

Хотите читать советы налоговых экспертов и главных бухгалтеров?

Подпишитесь на обновления блога

Нормы, устанавливающие в НК РФ особенности определения налоговой базы налоговыми агентами, были скорректированы Федеральным законом от 02.07.2021 № 305-ФЗ

Этот закон внес дополнения в ст. 161 НК РФ. Данной статьей установлены случаи, когда при реализации товаров (работ, услуг) налоговую базу по НДС должны определять налоговые агенты. Один из таких случаев – это покупка товаров (работ, услуг) на территории РФ у иностранной компании, не состоящей на учете в налоговых органах РФ (п. 1 ст. 161 НК РФ).

Из истории налогового учета иностранных компаний

Статья 144 НК РФ, которой был установлен порядок постановки на учет экономических субъектов (в том числе и иностранных лиц) в качестве плательщиков НДС, утратила силу 01.09.2010 с принятием Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ (п. 1 ст. 2). С указанной даты постановка иностранной организации на учет в российских налоговых органах по любому предусмотренному ст. 83 и 84 НК РФ основанию рассматривается в качестве постановки данной организации на учет как налогоплательщика, в том числе и для целей НДС.

Судебные вердикты и позиция Минфина

В целях налогового контроля иностранная организация подлежит постановке на учет в налоговых органах РФ соответственно:

  • по месту нахождения каждого ее обособленного подразделения;

  • по месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и транспортных средств.

Минфину России предоставлено право определять особенности учета в налоговых органах, в частности иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (абз. 3 п. 1 ст. 83 НК РФ). Особенности налогового учета иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами такого соглашения, были утверждены приказом Минфина России от 28.12.2018 № 293н. Разделом XI указанных особенностей предусмотрена постановка на учет в налоговых органах иностранных организаций в связи с открытием ими счетов в банках на территории РФ.

Вопрос об исполнении обязанности по уплате НДС самой иностранной организацией или налоговым агентом – ее контрагентом был предметом рассмотрения высшими судебными инстанциями (определения КС РФ от 24.11.2016 № 2518-О и ВС РФ от 19.04.16 № 305-КГ16-2688 по делу № А40-198775/14). Как указали суды решение этого вопроса зависит от того, состоит эта иностранная компания на налоговом учете в России (например, в лице своего представительства) или нет.

Указанные вердикты судов были рассмотрены Минфином России. В письме от 17.09.2018 № 03-07-08/66314 финансисты констатировали, что если иностранная организация состоит на учете в налоговом органе РФ, в том числе в связи с открытием счета в российском банке, то уплачивать НДС в отношении реализуемых этой компанией товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория РФ, должна сама иностранная организация. При этом у российских покупателей товаров (работ, услуг) обязанности исчислять и уплачивать данный налог в качестве налогового агента в указанном случае не возникает.

Изменения НК РФ

С 01.10.2021 налоговым агентом по НДС признается российский покупатель товаров (работ, услуг) у иностранного лица, состоящего на учете в налоговых органах:

  • в связи с нахождением на территории РФ, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств;

  • в связи с открытием счета в банке;

  • по месту нахождения их обособленных подразделений на территории РФ (за отдельным исключением).

Налоговую базу агент должен определять отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ исходя из суммы дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом НДС.

При продаже товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории РФ, обязанностей налогового агента по уплате НДС у покупателя не возникает.

Ранее используемое в НК РФ (п. 2 и 5 ст. 161 НК РФ) выражение «не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика» заменено словами «указанными в пункте 1 статьи 161 настоящего Кодекса».

Таким образом, налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели:

  • приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) у указанных в п. 1 ст. 161 НК РФ иностранных лиц, если иное не предусмотрено п. 3 ст. 174.2 НК РФ (п. 2 ст. 161 НК РФ);

  • осуществляющие при реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории РФ иностранными лицами, указанными в п. 1 ст. 161 НК РФ, предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с названными иностранными лицами (если иное не предусмотрено п. 10 ст. 174.2 НК РФ) (п. 5 ст. 161 НК РФ).

Налоговые агенты при этом обязаны исчислить, удержать у иностранного лица и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности плательщика НДС, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные главой 21 НК РФ.

С 01.10.2021 в новой редакции действует другая норма – п. 3 ст. 166 и абз. 2 п. 4 ст. 174 НК РФ.

Исходя из этого налогоплательщики — иностранные организации, указанные в п. 1 ст. 161 НК РФ общую сумму НДС не исчисляют. Сумму налога теперь исчисляют (п. 3 ст. 166 НК РФ) налоговые агенты отдельно по каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ в соответствии с порядком, установленным п. 1 ст. 166 НК РФ. Налог исчисляют налоговые агенты одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств налогоплательщикам – иностранным организациям (абз. 2 п. 4 ст. 174 НК РФ).


Виртуальный 1С помощник

НДС с электронных услуг: правила не поменялись

Все вышесказанное не относится к иностранным организациям – поставщикам электронных услуг. Перечень таких услуг установлен ст. 174.2 НК РФ. Это, в частности, предоставление российским покупателям платных онлайн сервисов в сети Интернет:

  • по оказанию рекламных услуг, а также предоставлению рекламной площади (пространства);

  • по прослушиванию музыки (с текстом или без текста) и кинопросмотрам;

  • использованию игровых сервисов;

  • предоставлению доменных имен, хостинга;

  • по администрированию сайтов и страниц и др.

С 2019 года по таким операциям НДС исчисляет и уплачивает иностранная организация (поставщик электронных услуг, посредник) по всем операциям независимо от того, кто является покупателем электронных услуг – физическое лицо, ИП или компания.

Заявление о постановке на учет иностранная организация, оказывающая электронные услуги российским юридическим лицам и ИП, подает удаленно через электронный сервис «НДС-офис иностранной Интернет-компании». Но независимо от наличия или отсутствия факта постановки иностранной организации на учет у российских покупателей (заказчиков) обязанность налогового агента не возникает.

Пример

Российская организация в январе 2022 года заключила контракт с иностранной фирмой. Эта фирма состоит на учете в ИФНС в связи с нахождением на территории РФ принадлежащего ей недвижимого имущества. По условиям договора иностранная фирма оказывает услуги по монтажу поставляемого ею оборудования. Вознаграждение по контракту составляет 45 000 EUR. На момент оплаты (31.01.2022) иностранной фирме за оказанные услуги установленный Банком России курс 1 EUR равен 86,6419 руб.

Монтаж оборудования производится на территории РФ. Поскольку иностранная фирма состоит на налоговом учете в РФ, российская организация – покупатель по данному факту хозяйственной жизни признается налоговым агентом по НДС. Из выплачиваемого вознаграждения она должна удержать налог в сумме 7500 EUR (45 000 EUR x 20% : 120%).

При приобретении услуг за иностранную валюту налоговая база по НДС пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату фактического осуществления расходов (п. 3 ст. 153 НК РФ). В связи с чем налоговый агент определил налоговую базу по НДС на дату выплаты (перечисления) денежных средств иностранному лицу. При этом сумма НДС с доходов иностранного лица определяется расчетным методом с применением налоговой ставки 20/120 (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Сумма дохода иностранной компании и налоговая база для исчисления суммы НДС равны 3 898 885,50 руб. (86,6419 руб/EUR x 45 000 EUR). Сумма НДС составит 649 814,25 руб. (3 898 885,50 : 120% х 20%).

Организация – налоговый агент представила в банк одновременно два платежных поручения:

  • на 37 500 EUR (45 000 – 7500) – на оплату иностранной фирме оказанных услуг по монтажу оборудования;

  • на 649 814,25 руб. – на перечисление в бюджет РФ удержанной суммы НДС.

Содержание страницы

  • В помощь начинающему экспортеру
  • Типовые ситуации, связанные с некорректным и неточным оформлением экспортерами документов, необходимых для возмещения НДС и подтверждения права на применение налоговой ставки 0 процентов по НДС, требуемых в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации

В помощь начинающему экспортеру

^К началу страницы

Предполагая осуществлять внешнеторговые сделки будущему российскому экспортеру необходимо ознакомиться с рядом документов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность.

Согласно положениям пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации все правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

К договорам купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах, применимы положения Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11.04.1980 г.).

Существенное влияние на условия внешнеторговых контрактов оказывают требования таможенного и налогового законодательства, Федеральных законов от 18.07.1999 №183-ФЗ «Об экспортном контроле», от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», и др..

Следует отметить, что по контракту, сумма обязательств по которому превышает в эквиваленте 50 тыс. долл. США, в уполномоченном банке необходимо оформить паспорт сделки (пункт 5.2 Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением», зарегистрировано в Минюсте России 03.08.2012 № 25103).

При рассмотрении вопросов налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее – НДС) операций по реализации товаров на экспорт в общем случае необходимо руководствоваться следующим.

  1. При реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогообложение НДС производится по налоговой ставке 0 процентов при условии представления в налоговый орган документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс). Это положение установлено нормой подпункта 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса.

    Так, в целях подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС в случае вывоза товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза одновременно с налоговой декларацией по НДС (форма декларации, порядок заполнения и формат представления налоговой декларации по НДС в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@) представляются документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 Налогового кодекса (в случае реализации товаров через комиссионера, поверенного или агента по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору, — документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 165 Налогового кодекса), в том числе:

    • контракт (его копия) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара  за пределы таможенной территории Таможенного союза;
    • таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации.

    При вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта через границу Российской Федерации с государством — членом Таможенного союза, на которой таможенное оформление отменено, в третьи страны представляется таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

    Вместо копий указанных деклараций экспортер вправе представить реестры таможенных деклараций с указанием в них регистрационных номеров соответствующих деклараций;

    • копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса.

    Вместо копий транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов экспортер вправе представить в налоговый орган реестры указанных документов по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов.

    Следует отметить, что налоговый орган, проводящий камеральную налоговую проверку, вправе истребовать у налогоплательщика документы, сведения из которых включены в указанные реестры (пункт 15 статьи 165 Налогового кодекса).

    Документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС, представляются в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенную  процедуру экспорта.

      Если по истечении 180 календарных дней налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), операции по реализации товаров на экспорт подлежат налогообложению по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 164 Налогового кодекса (в размере 10 и 20 процентов). Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 Налогового кодекса.

  2. Применение НДС при реализации товаров в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, данным в приложении № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее – Протокол).

    В настоящее время государствами – членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) помимо Российской Федерации, являются Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения и Кыргызская Республика (с 01.05.2015 года).

    В целях применения положений Протокола, под экспортом товаров понимается вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиком, с территории одного государства–члена ЕАЭС на территорию  другого государства-члена ЕАЭС (пункту 2 раздела I Протокола).

    В соответствии с пунктом 3 раздела II Протокола при экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 4 Протокола.

    Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС, экспортеру одновременно с налоговой декларацией по НДС (форма декларации, порядок заполнения и формат представления налоговой декларации по НДС в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@) в налоговый орган следует представить документы, предусмотренные пунктом 4 раздела II Протокола, в том числе:

    • договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиком другого государства-члена ЕАЭС или с налогоплательщиком государства, не являющегося членом ЕАЭС, на основании которых осуществляется экспорт товаров;
    • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (далее — Заявление) либо перечень Заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика).

    Указанное Заявление российскому экспортеру представляет налогоплательщик  государства-члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары – собственник ввезенных товаров. Форма Заявления и правила его заполнения  утверждены Протоколом «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов» от 11.12.2009 года;

    • транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена ЕАЭС, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС.

    Указанные документы представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров.

    При непредставлении этих документов в установленный срок сумма НДС подлежит уплате в бюджет за налоговый период, на который приходится дата отгрузки товаров. В случае представления налогоплательщиком документов, предусмотренных пунктом 4 Протокола, по истечении 180 дневного срока, уплаченная сумма налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, предусмотренных статьями 176 и 176.1 Налогового кодекса.»

Типовые ситуации, связанные с некорректным и неточным оформлением экспортерами документов, необходимых для возмещения НДС и подтверждения права на применение налоговой ставки 0 процентов по НДС, требуемых в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации

^К началу страницы

Ситуация 1:

Налогоплательщиком осуществляется экспорт товаров. В связи с вступлением 12.11.2014г. в силу Приказа ФТС России № 1761 от 17.09.2013 «Об утверждении порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля», с 12.11.2014 таможенные органы выдают копии деклараций на товары только по запросу организации. При этом на копиях деклараций на товары штамп «Выпуск разрешен», по мнению налогоплательщика, не ставится. Отметка о вывозе товара за пределы территории РФ ставится на копиях деклараций на товары на обратной стороне первого листа по запросу. В этой связи налогоплательщиком для подтверждения обоснованности применения ставки 0 % по НДС в налоговый орган представлена копия декларации на товары без штампа «Выпуск разрешен», но со штампом «Товар вывезен».

Комментарии:

Пунктом 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в налоговые органы представляется в том числе таможенная декларация (ее копия) в общем случае с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией.

Таким образом, указанная норма Кодекса предусматривает представление в налоговый орган копии таможенной декларации с отметками как российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, так и российского таможенного органа места убытия.

Приказ ФТС России от 17.09.2013 № 1761 «Об утверждении порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля» (далее — приказ ФТС России № 1761) регламентирует в том числе взаимодействие декларантов (таможенных представителей) с таможенными органами при таможенном декларировании и выпуске товаров в электронной форме.

Согласно пункту 26 приказа ФТС России № 1761 после выпуска товаров декларанту с использованием Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов направляется авторизованное сообщение, содержащее принятое таможенным органом декларирования решение по декларации на товары, поданной в виде электронного документа (далее — ЭДТ), а также ЭДТ с соответствующими таможенными отметками.

Пунктом 39 приказа ФТС России № 1761 предусмотрено, что по обращению декларанта таможенные органы в порядке, определенном правилами ведения делопроизводства в таможенных органах, распечатывают копии электронных документов, в том числе ЭДТ, авторизованные сообщения и протоколы информационного взаимодействия лиц на бумажных носителях после выпуска товаров.

С учетом изложенного подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, возможно при представлении налогоплательщиком в налоговый орган распечатанной в соответствии с положениями приказа ФТС России № 1761 на бумажном носителе электронной копии декларации на товары при наличии на этой копии соответствующих отметок российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенной процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия.

Ситуация 2:

Налогоплательщиком отражена реализация товаров на экспорт с территории Российской Федерации на территорию государства — члена Евразийского экономического союза (далее – государство-член) в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2015 года. При этом, на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, представленном с документами для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость, отметка об уплате косвенных налогов налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары, датирована 20 апреля 2015 года (то есть 2 квартал 2015 года).

Комментарии:

Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014г. (далее – Договор), взимание косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров выполнении работ (оказании услуг) между хозяйствующими субъектами государств — членов ЕАЭС осуществляются в порядке, установленном Приложением № 18 «Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг» к Договору (далее — Протокол).

В соответствии с пунктом 3 Протокола при экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 4 настоящего Протокола, в том числе заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов.

Указанные документы на основании пункта 5 Протокола представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров.

Операции по реализации товаров, налогообложение НДС которых в соответствии с пунктом 3 Протокола производится по налоговой ставке 0 процентов, подлежат отражению в налоговой декларации по НДС.

Указанная налоговая декларация согласно пункту 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации представляется налогоплательщиками в налоговые органы по месту своего учета в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом налоговый период для налогоплательщиков НДС статьей 163 Кодекса установлен как квартал.

Моментом определения налоговой базы по товарам, предусмотренным пунктом 1 статьи 164 Кодекса, согласно пункту 9 статьи 167 Кодекса является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, установленных статьей 165 Кодекса.

С учетом вышеизложенного, моментом определения налоговой базы по товарам, экспортированным с территории Российской Федерации на территорию государства — члена Евразийского экономического союза, является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных пунктом 4 Протокола.


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Продать компанию ооо в москве с историей без долгов цена
  • Пфр 6 ул енисейская д 2 стр 2 официальный сайт реквизиты
  • Пфр всеволожского района ленинградской области реквизиты
  • Пфр по нижегородской области реквизиты для оплаты штрафа
  • Пфр по новосибирской области реквизиты для оплаты штрафа