Продажа электроэнергии управляющей компанией

IV. Порядок осуществления расчетов

за электрическую энергию (мощность), в том числе

при продаже по нерегулируемым ценам

78. Расчеты за электрическую энергию (мощность) по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) осуществляются с учетом того, что:

стоимость электрической энергии (мощности) по договору энергоснабжения включает стоимость объема покупки электрической энергии (мощности), стоимость услуг по передаче электрической энергии, сбытовую надбавку, а также стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям;

стоимость электрической энергии (мощности) по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) включает стоимость объема покупки электрической энергии (мощности), сбытовую надбавку, стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, и не включает стоимость услуг по передаче электрической энергии.

В стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) потребителям (покупателям), учитывается оплата расходов гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) по оплате услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, оказываемых такому гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) в случае его соответствия критериям отнесения к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. Оплата услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, оказываемых потребителям (покупателям), отвечающим критериям, определенным Правилами отнесения субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 114, осуществляется этими потребителями (покупателями) в соответствии с условиями договора, заключенного ими с указанным субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

78(1). Стоимость электрической энергии (мощности) по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии, произведенной на квалифицированном генерирующем объекте, впервые включенных в схему и программу развития субъектов Российской Федерации до 1 мая 2021 г. (за исключением квалифицированных генерирующих объектов, отобранных по результатам конкурсных отборов проектов, проведенных в соответствии с Правилами разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики после 31 декабря 2020 г.), равна произведению суммарных за расчетный период объемов продажи электрической энергии (мощности), определенных в соответствии с пунктом 65(2) настоящего документа, и цены (тарифа) на электрическую энергию (мощность), произведенную на квалифицированном генерирующем объекте и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях, устанавливаемой в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее — Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике).

(п. 78(1) введен Постановлением Правительства РФ от 23.01.2015 N 47; в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.10.2017 N 1311, от 29.08.2020 N 1298)

(см. текст в предыдущей редакции)

78(2). Стоимость электрической энергии (мощности) по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии, произведенной на квалифицированном генерирующем объекте, отобранных в соответствии с Правилами разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики после 31 декабря 2020 г., а также на квалифицированном генерирующем объекте, отобранном в соответствии с разделом XV настоящего документа, равна произведению суммарных за расчетный период объемов продажи электрической энергии (мощности), определенных в соответствии с пунктом 65(2) настоящего документа, и цены на электрическую энергию (мощность), произведенную на квалифицированном генерирующем объекте и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях, в соответствии с договорами.

(п. 78(2) введен Постановлением Правительства РФ от 29.08.2020 N 1298; в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2022 N 2556)

(см. текст в предыдущей редакции)

79. Расчетным периодом для осуществления расчетов потребителей (покупателей) с гарантирующими поставщиками является 1 месяц.

80. Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) в отношении потребителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых в границах балансовой принадлежности составляет не менее 670 кВт, заключивших договор энергоснабжения с этим гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), рассчитывает и в информационных целях указывает в счетах для оплаты электрической энергии (мощности) отдельной строкой величину резервируемой максимальной мощности, определяемую в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.12.2020 N 2319)

(см. текст в предыдущей редакции)

81. Граждане, приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, обязаны вносить в его адрес оплату стоимости потребленной за расчетный период электрической энергии (мощности) не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.

Исполнители коммунальной услуги обязаны вносить в адрес гарантирующего поставщика оплату стоимости поставленной за расчетный период электрической энергии (мощности) до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, если соглашением с гарантирующим поставщиком не предусмотрен более поздний срок оплаты.

Покупатели, приобретающие электрическую энергию для ее поставки населению, обязаны оплачивать стоимость электрической энергии (мощности) в объеме потребления населения за расчетный период до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.

82. Если иное не установлено пунктом 81 настоящего документа, потребители (покупатели), приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, оплачивают электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику в следующем порядке, кроме случаев, когда более поздние сроки установлены соглашением с гарантирующим поставщиком:

30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца;

40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца;

стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если размер предварительной оплаты превысит стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет платежа за месяц, следующий за месяцем, в котором была осуществлена такая оплата.

В случае если договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) заключается гарантирующим поставщиком с энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, в нем предусматривается условие о предварительной оплате 50 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, до 1-го числа этого месяца, если иное не установлено договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)).

Соглашением между гарантирующим поставщиком и приобретающей у него электрическую энергию энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией указанное условие может быть заменено полностью или частично условием о предоставлении гарантирующему поставщику обеспечения исполнения обязательств по оплате по договору.

83. Для определения размера платежей, которые должны быть произведены гарантирующему поставщику потребителем (покупателем) в течение месяца, в котором осуществляется потребление электрической энергии (мощности), стоимость электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки определяется:

на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, — исходя из нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) за предшествующий расчетный период для соответствующей ценовой категории с учетом дифференциации нерегулируемых цен;

на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, — исходя из регулируемых цен на электрическую энергию (мощность) за предшествующий расчетный период для соответствующей ценовой категории с учетом дифференциации регулируемых цен;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.05.2016 N 433)

(см. текст в предыдущей редакции)

в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, — исходя из регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для категорий потребителей, по которым осуществляется дифференциация тарифов.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 17.05.2016 N 433; в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2022 N 2556)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае выставления счета для оплаты электрической энергии (мощности) до определения цены на электрическую энергию (мощность) за предшествующий расчетный период для определения размера платежей на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые и неценовые зоны оптового рынка, используется цена на электрическую энергию (мощность) за последний расчетный период, в отношении которого она определена и официально опубликована для соответствующей ценовой категории, при этом указанная цена должна быть проиндексирована в соответствии с изменением тарифа на услуги по передаче электрической энергии, если такое изменение имело место.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.05.2016 N 433)

(см. текст в предыдущей редакции)

Подлежащий оплате объем покупки электрической энергии (мощности) для применения пункта 82 настоящего документа принимается равным определяемому в соответствии с разделом X настоящего документа объему потребления электрической энергии (мощности) за предшествующий расчетный период. В случае отсутствия указанных данных подлежащий оплате объем покупки электрической энергии (мощности) рассчитывается исходя из отношения максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя, определяемой в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее — максимальная мощность), и коэффициента оплаты мощности, равного 0,002824.

84. Стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного бездоговорного потребления электрической энергии (далее — стоимость объема бездоговорного потребления) рассчитывается сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, и взыскивается такой сетевой организацией с указанного лица на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии, составленного в соответствии с разделом X настоящего документа.

Стоимость объема бездоговорного потребления за весь период его осуществления рассчитывается исходя из цены, по которой указанная сетевая организация приобретает электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь в объеме, не превышающем объема потерь, учтенного в сводном прогнозном балансе, за последний расчетный период, в отношении которого на момент составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии такая цена определена гарантирующим поставщиком и официально опубликована в соответствии с настоящим документом, и тарифа на услуги по передаче электрической энергии на соответствующем уровне напряжения.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 07.07.2017 N 810, от 15.07.2022 N 1275)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзацы третий — пятнадцатый утратили силу. — Постановление Правительства РФ от 07.07.2017 N 810.

(см. текст в предыдущей редакции)

Стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного безучетного потребления электрической энергии (далее — стоимость объема безучетного потребления) рассчитывается и взыскивается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) с потребителя по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии, составленного в соответствии с разделом X настоящего документа.

Стоимость объема безучетного потребления по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) рассчитывается по ценам на электрическую энергию (мощность), определяемым и применяемым в соответствии с настоящим документом за расчетный период, в котором составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии, а также условиями договора.

Стоимость объема бездоговорного потребления и стоимость объема безучетного потребления в отношении потребления населением и приравненными к нему категориями потребителей определяются исходя из регулируемых цен (тарифов), установленных исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для населения и приравненных к нему категорий потребителей и применяемых для расчетного периода, в котором составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2022 N 2556)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае если проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках (дополнительного соглашения к действующему договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках), считается отозванным по основаниям, предусмотренным абзацем шестым пункта 19(1) Правил технологического присоединения, стоимость объема бездоговорного потребления за весь период его осуществления рассчитывается исходя из увеличенной в 2 раза цены, по которой указанная сетевая организация приобретает электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь в объеме, не превышающем объема потерь, учтенного в сводном прогнозном балансе, в тот же расчетный период, в котором составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии, и тарифа на услуги по передаче электрической энергии на соответствующем уровне напряжения.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 01.04.2020 N 403; в ред. Постановления Правительства РФ от 30.06.2022 N 1178)

(см. текст в предыдущей редакции)

85. Расчеты между гарантирующим поставщиком и потребителем (покупателем) при получении гарантирующим поставщиком уведомления потребителя (покупателя) о намерении отказаться от исполнения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) полностью или уменьшить объемы электрической энергии (мощности), приобретаемые у гарантирующего поставщика (далее — уведомление о расторжении или изменении договора), осуществляются на основании счета, который гарантирующий поставщик в течение 5 рабочих дней со дня получения указанного уведомления обязан направить потребителю (покупателю). Указанный счет включает в себя:

сумму задолженности потребителя (покупателя) по договору, о расторжении или изменении которого указано в уведомлении потребителя (покупателя), на дату получения уведомления (при ее наличии);

стоимость электрической энергии (мощности), рассчитанную исходя из объема, который прогнозируется к потреблению по договору до заявляемой потребителем (покупателем) в уведомлении даты его расторжения или изменения, и нерегулируемой цены на электрическую энергию (мощность) за предшествующий расчетный период (для территорий субъектов Российской Федерации, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, — исходя из утвержденных регулируемых тарифов на электрическую энергию (мощность)). Используемый при расчете стоимости электрической энергии (мощности) объем в случае расторжения договора определяется исходя из среднесуточного объема потребления электрической энергии (мощности) за предыдущий расчетный период, а в случае изменения договора — исходя из объемов, на которые будет уменьшена покупка электрической энергии (мощности) у гарантирующего поставщика, указанных в представленной потребителем (покупателем) гарантирующему поставщику в соответствии с пунктом 50 настоящего документа выписке из договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности);

абзацы четвертый — седьмой утратили силу. — Постановление Правительства РФ от 21.07.2017 N 863.

(см. текст в предыдущей редакции)

При получении энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией уведомления потребителя (покупателя) о намерении отказаться от исполнения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) полностью (далее — уведомление о расторжении договора), эта организация в течение 5 рабочих дней со дня получения такого уведомления, если меньший срок не установлен соглашением сторон, обязана передать потребителю (покупателю) счет, включающий в себя положения, предусмотренные абзацами вторым и третьим настоящего пункта.

Выставленный гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в соответствии с настоящим пунктом счет должен быть оплачен потребителем (покупателем) не позднее чем за 10 рабочих дней до заявленной им даты расторжения или изменения договора.

При наличии сумм, излишне внесенных потребителем (покупателем) в счет оплаты электрической энергии (мощности), гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) направляет потребителю (покупателю) соответствующее извещение в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления о расторжении или изменении договора от потребителя (покупателя).

Для осуществления окончательных расчетов за электрическую энергию (мощность) лицо, уполномоченное в соответствии с разделом X настоящего документа на совершение указанных действий, обязано обеспечить предоставление гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) показания приборов учета, используемых для расчетов по договору, на дату расторжения или изменения договора.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.04.2020 N 554)

(см. текст в предыдущей редакции)

Окончательные расчеты за электрическую энергию (мощность) должны быть произведены сторонами договора в сроки, предусмотренные настоящим документом, после определения за соответствующий расчетный период в соответствии с настоящим документом предельных уровней нерегулируемых цен для потребителей (покупателей) розничных рынков, функционирующих на территориях ценовых зон, и регулируемых цен, рассчитанных в соответствии с разделом XII настоящего документа в отношении потребителей (покупателей) на розничных рынках, функционирующих на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, и определенных в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике регулируемых цен на электрическую энергию (мощность), поставляемую на розничных рынках в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.05.2016 N 433)

(см. текст в предыдущей редакции)

Является ли правомерной ситуация, при которой организация-потребитель, заключившая договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, сбытовой организацией, перепродает электроэнергию с 35-ю процентной надбавкой лицам, имеющим присоединение к его сетям?

Основным нормативным актом, регулирующим отношения по продаже электрической энергии на розничном рынке электроэнергии, являются Основные положения розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ №442 от 04.05.2012.

Из совокупного анализа положений п. 6, 27 Основных положений следует, что потребители (покупатели), участвующие в сфере обращения электрической энергии на розничных рынках, вправе приобретать электрическую энергию у гарантирующих поставщиков, энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках на основании следующих видов договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности): договор энергоснабжения; договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности). При этом, в отношении одного энергопринимающего устройства может быть заключен только один договор энергоснабжения.

Из пункта 5 Основных положений следует, что электрическая энергия (мощность) продается в следующем порядке: электрическая энергия (мощность), за исключением продажи электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей, продается гарантирующими поставщиками по нерегулируемым ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен, определяемых и применяемых в соответствии с настоящим документом, а энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями — по свободным нерегулируемым ценам.

Согласно ст. 545 Гражданского кодекса РФ абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации.

Следовательно, в случае если в договоре энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключенном между гарантирующим поставщиком (сбытовой организацией) с основным абонентом присутствуют сведения о поставке электроэнергии иным лицам, имеющим присоединение к сетям основного абонента (субабоненты), то есть в объемах электроэнергии основного абонента учитываются объемы потребления третьих лиц, то электроэнергия реализуется третьим лицам по цене, выставленной поставщиком. Основной абонент не вправе устанавливать никаких надбавок.

Одновременно, с учетом положений статьи 210 ГК РФ собственник объектов электросетевого хозяйства, к которому присоединены энергопринимающие устройства третьих лиц, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества в надлежащем состоянии, обеспечивающем переток электрической энергии на объекты иных лиц. Абз. 5 п. 4 Основных положений предусмотрено, что иные владельцы объектов электросетевого хозяйства приобретают электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства, и выступают в этом случае как потребители.

Следовательно, организация-потребитель (владелец объектов электросетевого хозяйства), к которым присоединены третьи лица, не вправе взимать плату на содержание объектов электросетевого хозяйства или на компенсацию потерь в них с третьих лиц, присоединенных к его сетям.

Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Базовые знания о праве на свет

Кто поможет решить проблемы потребителей электроэнергии и в каких законодательных актах искать ответы на вопросы?

Базовые знания о праве на свет

Мы начинаем публикацию цикла статей, в которых расскажем о правах потребителей электроэнергии и создадим алгоритм действий в наиболее острых ситуациях, таких как подключение к электросетям и увеличение мощности, отключение электричества, неучтенное потребление электроэнергии и т.д.

Откуда берутся опасения во время проверки счетчиков электроэнергии?

Почему все чаще чувство беспокойства у нас вызывает не уведомление о наличии задолженности по налогам либо штраф, а счет за электроэнергию или звонок со словами: «Добрый день. Энергоконтроль. Проверка пломб»?

Дело в том, что в этой сфере мы сталкиваемся не с государственным органом, а с коммерческими структурами, споры с которыми подлежат разрешению преимущественно в судебном порядке. А это затраты – как временные, так и финансовые. К тому же выиграем мы или нет – еще вопрос, а электроэнергию могут отключить «уже завтра».

Кому мы платим за электроэнергию?

Для начала попытаемся разобраться в рынке электроэнергии России. Упрощенно структура рынка выглядит так: производитель (генерирующая компания) создает электроэнергию и передает ее сетевой компании. Последняя, выполняя роль транспортной организации, передает ее через сложную систему сетей сбытовой компании. Именно у сбытовой компании мы и покупаем электроэнергию. 

Граждане, проживающие в многоквартирных домах, обычно имеют дело с управляющими компаниями, которые выступают в роли наших представителей перед энергокомпаниями, закупая у них электроэнергию для последующей поставки нам.

Отношения с сетевыми компаниями в большинстве случаев ограничиваются вопросами подключения к электрическим сетям дома или участка, увеличения мощности, установки и эксплуатации прибора учета. В отношениях со сбытовыми компаниями мы решаем вопросы учета количества потребленной энергии, определения ее стоимости и расчета за полученные киловатты. При этом часть вопросов учета электроэнергии касается и сетевых, и сбытовых компаний. К примеру, точность, исправность работы прибора учета, сохранность пломб могут контролировать и те, и другие.

Зачем нам нужны сбытовые компании, если мы подключаемся к проводам сетевой компании и поставляет электроэнергию нам она? 

Одно из обоснований – необходимость создать условия для возникновения конкуренции на рынке электроэнергетики. Дело в том, что передача электроэнергии – деятельность, которую могут осуществлять только сетевые компании, наделенные специальным статусом – субъекта естественных монополий. А реализация (сбыт) – деятельность конкурентная. Предполагалось, что если разделить эти виды деятельности, то монополистам будет сложнее навязывать свои условия потребителям. Получилось ли? Вопрос…

Кто такой гарантирующий поставщик?

С теми, кто владеет электрическими сетями и к кому обращаться, если нужно подключить электричество, мы разобрались. Это сетевые компании. Но непосредственно продает электроэнергию и выставляет счет сбытовая компания. Такая схема покупки электроэнергии действует для подавляющего большинства потребителей.

На территории каждого субъекта органы власти наделяют отдельные сбытовые компании особым статусом. Такие организации называют гарантирующими поставщиками. Главное для нас в их статусе то, что эти компании обязаны заключить договор энергоснабжения с любым обратившимся к ним лицом по установленным государством тарифам. 

Обратиться можно в любую сбытовую компанию, однако надо учитывать, что гарантирующие поставщики, как правило, очень крупные компании, которые редко разоряются. Это значит, что риск потерять деньги и остаться без электроэнергии сведен к минимуму.

Однако есть плюсы и в обращении к малоизвестным перепродавцам: как правило, они более ориентированы на потребителей и часто предоставляют более выгодные условия покупки электроэнергии.

Кто поможет решить проблемы потребителей электроэнергии?

1. Федеральная антимонопольная служба и ее региональные управления осуществляют контроль по большей части вопросов взаимодействия монополистов с потребителями. Обращаемся к ним, когда:

  • нам препятствуют в присоединении к электрическим сетям;
  • нарушаются условия договора энергоснабжения и есть перспектива отключения электроэнергии;
  • составлен акт безучетного потребления электроэнергии. Хотя не во всех случаях органы ФАС реагируют на подобные заявления.

2. Региональные энергетические комиссии – к ним обращаемся, если не согласны с тарифами на присоединение к электросетям, а также за поставляемую нам электроэнергию. Кроме того, данный орган проверяет полноту исполнения сетевыми компаниями инвестиционных программ, направленных на развитие электросетей. 

3. Государственная жилищная инспекция – осуществляет надзор за исполнением законодательства в жилищной сфере. Электроэнергия – коммунальный ресурс, и если вы – физическое лицо и используете ее в бытовых целях, то именно этот орган может помочь вам избежать незаконного ограничения в энергоснабжении.

4. Ростехнадзор осуществляет контроль в сфере безопасности электроустановок (электросетей, трансформаторов и т.д.), качества электроэнергии. Для потребителя важно то, что эта федеральная служба наделена правом на дачу заключения о наличии или отсутствии возможности присоединения к электрическим сетям. Это на случай, если сетевая компания сообщает об отсутствии свободных мощностей.

О способах решения проблем потребителей электроэнергии можно будет прочитать в следующих публикациях Константина Смолокурова.

Какими нормативными актами пользуемся?

1. В вопросах присоединения к электросетям, увеличения мощности – Постановлением Правительства от 27 декабря 2004 г. № 861. Этим документом утверждены крайне важные для нас Правила недискриминационного доступа (основные принципы доступности электроэнергии), а также Правила технологического присоединения (детально определяют порядок подключения к сетям и дальнейшего взаимодействия с сетевыми компаниями).

2. В вопросах учета электроэнергии – Постановлением Правительства от 4 мая 2012 г. № 442. Данный документ определяет порядок взаимодействия потребителя с сетевой и энергоснабжающей организациями уже после осуществления технологического присоединения. Это очень важный документ, содержащий в себе, помимо прочего, понятия безучетного и бездоговорного потребления, а также порядок ограничения электроснабжения.

3. В вопросах энергоснабжения в многоквартирных домах в дополнение к первым двум документам необходимо помнить о Постановлении Правительства от 6 мая 2011 г. № 354. Его нормы рассчитаны на физических лиц, потребляющих электроэнергию для бытовых нужд.

4. Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон «Об электроэнергетике» содержат общие нормы, которыми регулируются отношения, связанные с потреблением электроэнергии.

Это основные документы. Однако нередко требуется прибегать к более узким нормативным актам. К каким – зависит от возникающего вопроса, который может касаться порядка прохождения поверки прибора учета, особенностей эксплуатации энергоустановок, правильности определения тарифа и т.д. 

Может ли управляющая компания перепродавать ресурсы (электроэнергию, воду и т.д.) т.е. наценивать дополнительную наценку на установленный тариф, если да, то каким нормативом это регулируется (управляющая компания заключило договор с поставщиком ресурсов не как суб-агент, а именно как управляющая компания, покупка ресурса без НДС)

Ответы на вопрос:

перепродажа невозможна если только вы не субабонент.Тарифы устанавливаются Комитетом по тарифам СПб.

Вам помог ответ?ДаНет

В силу закона УК не может перепродавать ком.ресурсы.

Не видя данный договор — трудно о чем то рассуждать.

Обращайтесь очно к юристу/адвокату для проведения оценки перспективности дела в суде по обжалованию данного договора.

Вам помог ответ?ДаНет

Не может, т.к. УК не является энергоснабжающей организацией

ГК РФ

Статья 539. Договор энергоснабжения

1. По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

2. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

3. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются «законы» и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

4. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

Вам помог ответ?ДаНет

УО(в народе УК) есть единственный ИСПОЛНИТЕЛЬ услуг в том или ином многоквартирном доме, а именно по: УПРАВЛЕНИЮ многоквартирным домом;

СОДЕРЖАНИЮ и РЕМОНТУ общего имущества многоквартирного дома;

предоставлению КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ собственникам помещений.

Именно КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ, предоставление которых УО обеспечивает с помощью КОММУНАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ, которые УО покупает от РЕСУРСОСНАБЖАЮЩИХ организаций (РСО).

Тарифы на КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ, по которым ИХ ОБЯЗАНЫ оплачивать собственники помещений, устанавливает именно для СОБСТВЕННИКОВ Комитет по тарифам СПб.

Поэтому УО не вправе ИЗМЕНЯТЬ эти тарифы.

Вместе с тем, РСО поставляют энергоресурсы именно в УО. Причём, стоимость этих РЕСУРСОВ может быть выше, чем те средства, которые собственники помещений уплачивают за КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ. В связи с этим, УО вправе получать от города СУБСИДИИ, на покрытие разницы между стоимостью энергоресурсов и стоимостью КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ.

Вам помог ответ?ДаНет

Похожие вопросы

Может ли управляющая организация взыскать с нежилого помещения оплату за электроэнергию при выявлении факта самовольного подключения.

Управляющая организация управляет домом, в котором имеются нежилые помещения. Некоторые из нежилых помещений отказываются заключать договор с ресурсниками на поставку электрической энергии, соответственно на лицо факт использование электроэнергии без заключения договора с компанией, поставляющей ресурсы, положения договора фиксируют порядок поставки ресурсов и оплаты за них (т.е. факт несанкионированного подключения). В связи с этим ресурс начисляемый на общедомовые нужды увеличивается. Может ли управляющая компания обратиться с иском к собственнику нежилого помещения с понуждением заключить договор с ресурсоснажбжающей организацией, а также взыскать с собственника плату за максимальное потребление ресурса за 3 года? Или это может сделать только ресурсоснабжающая компания?

Ооо управляющая юридическая компания

Заключен договор обслуживания между управляющей компанией (форма собственности ООО) и юридическим лицом (форма собственности ООО) на управление офисным зданием. Управляющая компания выставляет юридическому лицу счета за поставку энергоресурсов по тарифам отличающимся в большую сторону от утвержденных в комитете по тарифам (вода, водоотведение, электроэнергия, отопление). Управляющая компания не является перепродавцом энергоресурсов, а так же осуществляет поставку услуг и энергоресурсов конечному потребителю без НДС. Законна ли дополнительная наценка, если да, то чем может быть обоснована наценка на энергоресурсы в случае договорных отношений между УК и ООО. Из Договора обслуживания: п.3.3. «Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исполнителем, как произведение установленных тарифов на объем потребленных ресурсов по показаниям приборов учета, а так же на основании счетов, выставляемых обслуживающими организациями». Можно ли истолковать словосочетание «установленные тарифы», как тарифы установленные комитетом по тарифам, если не указано в Договоре, кем именно установлены тарифы. Спасибо.

Прошу Вас подсказать какие мои следующие действия по результатам проверок.

У меня управляющая компания отключала холодную воду (единственный ресурс)жизнеобеспечения. У УК договора с поставщиком ресурса нет. обращался в прокуратуру они перенаправили в жил. инспекцию где произошла отписка. Обращался в Роспотребнадзор они перенаправили в полицию по месту жительства. Прошу Вас подсказать какие мои следующие действия по результатам проверок.

Нарушение законов управляющей компанией

Управляющая компания нарушает ст. 154 ЖК, Электроэнергию на общедомовые нужды выставляет в разделе «коммунальные ресурсы». Согласно ст. 154 ЖК это жилищный ресурс.

Нарушается ст. 69 Постановления Правительства № 354 от 06.05. 2011 г.

В платёжном документе не проставляются показания общедомовых приборов учёта (ХВС, ГВС, электроэнергии, тепловой энергии)

Давление со стороны администратора интернет-форума

Ситуация неординарная, поэтому прошу помощи в советах.

Есть один форум по одному виду хобби, назовем его А.У меня такой же ресурс по той же тематике хобби, назовем его Б.

Ранее я была участником ресурса А. Но после того, как я сделала свой ресурс Б, администратор форума А забанил мой аккаунт приписав туда всякие гадости, отслеживает постоянно мой ресурс и регистрации. Ищет зарегистрированных пользователей с такими же никнеймами как на ресурсе А, пишет им личным сообщением про меня гадости и дает ссылку на забаненный профиль с тонной помоев.

Мой ресурс считает своим конкурентом.

Также на ресурсах А и Б предоставляются рекламные места для магазинов, только на А платные, на Б бесплатные. Если админ А видит размещающихся и на ресурсе Б такие же магазины как у него, он выдвигает условие этим магазинам — или даете рекламу на ресурсе А и уходите с ресурса Б, или давайте прощаться и также выливает им тонну грязи про меня.

Что делать в данной ситуации? Спасибо!

Подскажите, может ли управляющая компания не являться поставщиком услуг ЖКХ?

Подскажите, может ли управляющая компания не являться поставщиком услуг ЖКХ?

В нашем договоре с управляющей компанией был пункт о том, что УК предоставляет услуги ЖКХ.

Но на деле УК не заключила ни одного договора ни с одним из поставщиков коммунальных ресурсов.

И поставщики ресурсов рассчитывали и принимали оплату за ресурсы.

Директор УК на вопрос почему вы не оказываете услуги ЖКХ отвечал, что УК не нужны транзитные денежные средства за ресурсы.

Сейчас УК известила жителей об окончании действия договора связи истечением его срока.

В новой же редакции в разделе предоставления услуг ЖКХ УК устанавливает поставщиками услуг ресурсоснабжающие организации.

Правомерны ли действия нашей УК?

Компания «Илим-групп» поставляла электричество юрлицам, индивидуальным предпринимателям, войсковым частям, казенным и унитарным предприятиям. 

Вместе с тем стоимость энергии организация определила в два раза выше установленной региональным Агентством по тарифам и ценам. За это ведомство привлекло «Илим-групп» к административной ответственности и обязало поставщика заплатить почти 30 млн руб. штрафа.

База судей

База судей

Коллегия

3 судебный состав Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда

Компания обжаловала постановление Агентства в суде (дело № А56-21697/2017). Изначально первая инстанция и апелляция в иске «Илим-групп» отказали, но окружной суд с таким выводом не согласился и направил дело на пересмотр. 

При повторном рассмотрении к участию привлекли Федеральную антимонопольную службу. ФАС согласилась с доводом компании о том, что Агентство не может устанавливать тарифы для частных субъектов, а ими являлись покупатели «Илим-групп».

Первая инстанция уменьшила сумму штрафа в два раза – почти до 15 млн руб. Апелляция вовсе признала постановление Агентства незаконным и отменила его. С ней согласился окружной суд. При этом судьи сослались на отсутствие вины «Илим-групп», а следовательно, и отсутствие состава административного правонарушения.

Ведомство сочло не соответствующими материалам дела и фактическим обстоятельствам выводы апелляции и окружного суда. Агентство, настаивая на вине поставщика, обратилось с жалобой в Верховный суд.

Коллегия судей ВС под председательством Дениса Тютина согласилась с доводами агентства. Верховный суд оставил в силе отказ первой инстанции в иске «Илим-групп».

  • Арбитражный процесс
  • Верховный суд РФ
  • Экономколлегия ВС

УК /ТСЖ являются лицами, для которых заключение договоров энергоснабжения является обязанностью, вытекающей из их особого статуса — исполнитель коммунальных услуг.

В условиях, когда многоквартирные дома фактически присоединены к электрическим сетям, собственники помещений этих домов осуществляют фактическое потребление электрической энергии, управляющим компаниям и ТСЖ законодателем не предоставлено право выбора в возможности заключать либо не заключать договор энергоснабжения. Данная обязанность установлена жилищным законодательством (п.12 ст. 161 ЖК РФ), а также «Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями», утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 (п.21 Правил № 124) и «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (п.68 ПП РФ № 442).

Исполнитель коммунальных услуг в отношении собственников и владельцев помещений многоквартирных домов обязан оплачивать стоимость поставленной в дома электрической энергии, в том числе и израсходованной на общедомовые нужды, вне зависимости от наличия договора с ресурсоснабжающей организацией (Определение ВС РФ от 19.07.2017 № 310-КГ17-8587, Пленум Верховного Суда РФ в «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016)», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016: для взыскания задолженности за поставленную электрическую энергию в МКД ресурсоснабжающей организации не требуется письменного договора энергоснабжения, достаточно факта поставки электрической энергии).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» гарантирующим поставщиком электрической энергии является коммерческая организация, обязанная в соответствии с названным Законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя и желающим приобрести электрическую энергию.

При этом, коммерческая организация понуждать потребителя к заключению договора не вправе. Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения Общество рассматривает как фактически сложившиеся договорные.

Реформа электроэнергетики началась в 2003 году, но многие потребители все еще считают, что рынок электроэнергии — государственная монополия.
Большинство потребителей покупают электроэнергию на розничном рынке электроэнергии. В этой статья мы расскажем об устройстве розничного рынка электроэнергии, его участниках и методике ценообразования для конечного потребителя.

Основные положения и правила функционирования розничных рынков электрической энергии
утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012г. № 442
«О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном
ограничении режима потребления электрической энергии»

Упрощенная схема работы рынка представлена на изображении

ch111111

Организации, работающие на розничном рынке электроэнергии

gp1Гарантирующие поставщики — энергосбытовые компании, получившие статус гарантирующего поставщика. Все гарантирующее поставщики — коммерческие компании и принадлежат как частному капиталу, так и компаниям с государственным участием.

Обязанности гарантирующего поставщика:

  • заключить договор энергоснабжения с любым потребителем, находящимся в зоне его деятельности;
  • купить электроэнергию на оптовом рынке для потребителей, находящихся в его зоне действия;
  • урегулировать услуги по передачи электрической энергии в отношении своих потребителей.

За работу гарантирующий поставщик получает вознаграждение. Размер вознаграждение устанавливается региональными регулирующими органами и называется сбытовой надбавкой.

Что делают гарантирующие поставщики:

  • заключают договоры энергоснабжения с потребителями;
  • покупают в интересах своих потребителей электрическую энергию на оптовом рынке у генерирующих компаний и у розничной генерации;
  • заключают договоры с сетевыми компаниями на передачу электрической энергии до энергоустановок потребителя;
  • рассчитывают стоимость электроэнергии по ценовым категориям для потребителей в соответствии с установленной законодательством методикой;
  • собирают денежные средства за поставленную электроэнергию с потребителей, перечисляют из них часть на оптовый рынок генерирующим компаниям, часть сетевым компаниям, а часть оставляют себе в качестве вознаграждения в размере сбытовой надбавки.

setiСетевые организации  — владельцы сетевого оборудования, оказывают услуги по передаче электроэнергию. Задача сетевых компаний — обеспечить передачу электрической энергии от генерирующих компаний к потребителям, поддерживать надежность и развитие сетевого хозяйства.

Обязанности сетевой организации:

  • содержать и обслуживать сетевое хозяйство;
  • проводить оперативный и плановый ремонт сетевого хозяйства;
  • обеспечивать бесперебойность энергоснабжения для потребителей;
  • подключать потребителей к сетевым объектам при наличии технической возможности;
  • развивать сетевое хозяйство в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.

Плата за услуги сетевых организаций устанавливается региональными регулирующими органами.

Потребители электроэнергии могут заключить с сетевой организацией прямой договор на оказание услуг по передаче электроэнергии и оплачивать электроэнергию по 2 договорам — по договору купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком и по договору на услуги по передаче с сетевой компанией.

nekНезависимая энергосбытовая организация — компания, которая покупает и продает электроэнергию в интересах клиента. В отличие от гарантирующего поставщика не привязана к региону. Может осуществлять поставку электроэнергии по всей России на договорных условиях.

Что делают независимые энергосбытовые компании на розничном рынке:

  • заключают договоры энергоснабжения с потребителями по свободным договорным ценам. Цена на услуги энергосбытовой компании определяется соглашением сторон;
  • предоставляют потребителям дополнительные услуги и сервис;
  • покупают электроэнергию на розничном рынке у гарантирующего поставщика или у розничного генератора;
  • урегулируют услуги по передачи электрической энергии в отношении своих потребителей.

genРозничная генерирующая станция  — это предприятие, которое построило собственную генерацию или электростанцию с максимальной мощностью менее 25 МВ*А, не допущенная к торгам на оптовом рынке.

Что делают розничные генераторы:

  • вырабатывают электроэнергию и выдают ее в сеть;
  • продают выработанную электроэнергию гарантирующим поставщикам, энергосбытовым компаниям, конечным потребителям и сетевым организациям.

Как покупается электроэнергия

Потребитель на розничном рынке может купить электроэнергию несколькими способами:

  1. Заключить договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком. Цена по договору – по предельной нерегулируемой цене гарантирующего поставщика

ch211

2. Заключить договор купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком и договор на оказание услуг по передаче с сетевой компанией. Цена по договорам в сумме будет равна предельной нерегулируемой цене гарантирующего поставщика

ch31111

3. Заключить договор купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком и розничным генератором, а также договор на оказание услуг по передаче с сетевой компанией. Цена по договорам в сумме может быть ниже предельной нерегулируемой цены гарантирующего поставщика за счет покупки электроэнергии у розничного генератора по более низкой цене.

ch411

4. Заключить договор с независимой энергосбытовой компанией. Цена по договору свободная и определяется соглашением.

ch511

Если ни с кем не заключить договоры – потребление электроэнергии будет признано бездоговорным. В этом случае сетевая компания ограничит потребление электроэнергии, определит стоимость потребления электроэнергии расчетным способом и будет взыскивать ее с потребителя.

Ценообразование на розничном рынке электроэнергии

Конечная цена на электроэнергию состоит из 4 составляющих, которые вытекают из структуры розничного рынка электроэнергии:

Составляющие цены на электроэнергию

Как определяется цена

Кому и за что поступают

Доля в конечной цене, %

Электрическая энергия и электрическая мощность

Определяется на оптовом рынке электроэнергии

Генерирующим компаниям оптового рынка

 ≈ 50%

Сбытовая надбавка гарантирующего поставщика

Устанавливается региональными регулирующими органами

Гарантирующему поставщику

 ≈ 2-10%

Инфраструктурные платежи

Устанавливается федеральными регулирующими органами

Администратору торговой системы и системному оператор

 < 1%

Услуга по передаче

Устанавливается региональными регулирующими органами

Сетевым организациям

≈ 40%

Хотите узнать о работе розничного рынка электроэнергии больше? Мы к вашим услугам! Проконсультируем бесплатно.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Продам готовый бизнес агентство недвижимости
  • Производство бионических протезов как бизнес
  • Продам готовый бизнес в москве салон красоты
  • Производство блоков оборудование цена бизнес
  • Производство временных татуировок как бизнес