Проблемы российской практики планирования бизнеса

Библиографическое описание:


Хабалтуев, А. Ю. Проблемы бизнес-планирования в практике российских предприятий на современном этапе / А. Ю. Хабалтуев, М. А. Авдеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 44 (178). — С. 90-91. — URL: https://moluch.ru/archive/178/46201/ (дата обращения: 24.03.2023).



Ключевые слова: бизнес-планирование, проблемы бизнес-планирования, российская практика бизнес-планирования, бизнес-планирование на современном этапе

В современной российской практике управления весь потенциал такого серьезного управленческого механизма, как бизнес-планирование, чаще всего недооценивается. Такое положение вещей может быть объяснено тем, что технологии, эффективно применяемые в практике управления за рубежом, в настоящий момент недостаточно адаптированы к отечественным методикам.

Когда речь идет о бизнес-планировании, на первый план выходят проблемы усовершенствования и оптимизации технологии, методики и общей организации бизнес-планирования проектов. Актуализируется задача разработки мероприятий по анализу и уменьшению параметров риска планирования на всех стадиях жизненного цикла проекта.

Очевидно, что в условиях современного состояния отечественной экономической системы долговременное планирование серьезно затруднено в связи с неустойчивостью и нестабильностью экономики. На деятельность предприятия оказывают воздействие такие внешние факторы, как спад производства, процессы инфляции, нестабильность налоговой системы, недостаточная системность и противоречивость законодательства в экономической сфере. Воздействие подобных факторов существенно затрудняет процесс планирования для предприятий, но, тем не менее, не снижает ее значимости.

В настоящее время подавляющее большинство предприятий и организаций не имеет разработанных планов и действующих инструментов планирования. К сожалению, на предприятиях крайне редко встречаются соответствующие нормативы, правила и подобные инструменты планирования. [1]

Качественно разработанный бизнес-план имеет важнейшее значение в деятельности компании, так как он способствует выработке стратегии организации, а также может служить гарантией эффективного функционирования предприятия. [2]

Сложности при внедрении в практику полноценного бизнес-планирования формируются, прежде всего, в результате отсутствия адекватной, соответствующей действительности информации о конкурентной среде на отраслевых рынках, о конкурентоспособности выпускаемых товаров и оказываемых услуг.

Самым, на мой взгляд, частым недочетом в современной отечественной практике конструирования бизнес-планов выступает стремление использовать зарубежные методики составления подобных документов. Без адаптации к современным российским реалиям такая работа представляется малоэффективной.

Отечественный опыт бизнес-планирования в значительной степени базируется на опыте зарубежных предприятий. Но очевидно, что требуется адаптация иностранного опыта к российской действительности, поскольку современная отечественная экономика обладает целым комплексом принципиальных отличий от экономик развитых стран Запада. В России существуют характерные особенности учета и ведения и процедуры финансирования. При осуществлении бизнес-планирования в нашей стране необходимо, прежде всего, учитывать особенности реальной отечественной предпринимательской деятельности, которая несет в себе характерные национальные черты. Данный механизм бизнес-планирования на российской почве обязательно должен гарантировать компаниям и предприятиям возможность использования максимально эффективных моделей достижения ожидаемых целей предпринимательской деятельности. [3]

В России осуществление бизнес-планирования несет в себе целый комплекс характерных особенностей. К таким особенностям целесообразно отнести на современном этапе то обстоятельство, что постоянно трансформирующееся экономические реалии выдвигают задачу долговременного планирования. Руководящий состав организаций и предприятий оказывается вынужден самостоятельно прогнозировать деятельность компании, с учетом таких серьезных факторов, как конкурентная борьба, изменения на отраслевых рынках, процессы инфляции, нестабильность налоговой системы и многое другое [4].

Но одновременно с этим представители отечественного предпринимательства зачастую не обладают профессиональной подготовкой, требуемой для разработки бизнес-планов в современных экономических условиях. Отсутствие у руководителей предприятий опыта прогнозной деятельности приводит к тому, что подавляющее большинство современных российских руководителей выбирают путь ведения управления путем интуитивного реагирования на формирующиеся ситуации. Подобная практика крайне неэффективна в условиях постоянно изменяющейся внешней среды. Но именно по причине нестабильности экономической системы руководители часто избегают долговременного бизнес-планирования.

Для устранения этой проблемы представляется наиболее целесообразным использовать консультирование специалистами по бизнес -планированию. Услуги консультантов по бизнес–планированию в настоящий момент достаточно востребованы, особенно это касается долговременного планирования. Потребителями таких услуг выступают, прежде всего, крупные предприятия и организации. В сфере малого бизнеса руководители компаний чаще всего самостоятельно повышают уровень осведомленности о бизнес-планировании. Для этого представляется целесообразным посещение курсов повышения квалификации и тренингов соответствующей направленности. Также необходимо привлекать специалистов по инвестиционной аналитике и способствовать повышению уровня знаний сотрудников в сфере бизнес-планирования. [5]

В современных реалиях для эффективного функционирования компании руководящий состав должен обладать навыками реального оценивания экономического состояния компании, ее положения на отраслевых рынках в конкурентной среде. На следующем этапе планирования руководитель предприятия должен уметь извлекать выгоды из подобного анализа, иными словами, прогнозировать последующую финансовую деятельность в зависимости от обнаруженных недостатков и слабых мест.

Литература:

  1. Грицук Р. Н. Особенности бизнес-планирования на российских предприятиях // В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики развития экономики региона. — 2015. — С. 240–243.
  2. Дубровин И. А. Бизнес-планирование на предприятии // Учебник для бакалавров / Москва. — 2013. — С. 188.
  3. Планирование на предприятии: Учебник/ Р. В. Савкина- М:. издательство –торговая компания «Дашков и К», 2013.-324с.
  4. Троянова Е. Н., Рыжов А. В. Проблемы бизнес планирования на предприятиях в условиях экономического кризиса // В сборнике: Приоритетные модели общественного развития в эпоху модернизации: экономические, социальные, философские, политические, правовые аспекты. — 2016. — С. 96–98.
  5. Черняк В. З., Эриашвили Н. Д., Барикаев Е. Н.. Бизнес-планирование: Учеб. пособие / под ред. В. З. Черняк, Г. Г. Чараев. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити-Дана, 2012. — –с.36

Основные термины (генерируются автоматически): долговременное планирование, деятельность компании, конкурентная среда, налоговая система, осуществление бизнес-планирования, предприятие, процесс инфляции, Россия, современный этап, целый комплекс.

Ключевые слова

бизнес-планирование,

проблемы бизнес-планирования,

российская практика бизнес-планирования,

бизнес-планирование на современном этапе

бизнес-планирование, проблемы бизнес-планирования, российская практика бизнес-планирования, бизнес-планирование на современном этапе

Похожие статьи

Особенности и проблемы бизнеспланирования малого бизнеса

Результатом процесса планирования является бизнесплан.

Невзирая на проблемы реализации планирования в небольшом предприятии, внешняя среда у подобного

Проблемы бизнеспланирования в практике российских предприятий на современном этапе.

Современное состояние процессов планирования на…

Ключевые слова:планирование, бизнеспланирование, методы планирования. Современный опыт как отечественных, так и зарубежных экономистов неоднократно доказывал

К сожалению, проблема такова, что «культура планирования» на предприятиях России пока отсутствует.

Бизнеспланирование как инструмент реализации стратегии…

Ключевые слова: бизнеспланирование, стратегии предприятия, инструмент реализации бизнеспланирования.

Применение компанией стратегического планирования предоставляет возможность долговременного планирования деятельности организации

Стратегическое планирование, его значение и этапы

Процесс стратегического планирования в компании состоит из нескольких этапов: Определение миссии и целей организации. Анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы…

Стратегическое планирование как инструмент повышения…

Стратегическое планирование — это долговременное планирование.

В процессе стратегического планирования один из важных этапов — оценка внешних факторов, влияющих на организацию.

Предприятие, при осуществлении стратегического планирования

Бизнеспланирование как способ укрепления позиции…

Ключевые слова: бизнеспланирование, бизнесплан, предприятие, конкурентоспособность, инвестирование. В динамических рыночных условиях в деятельности организаций, особенно стратегически ориентированных, возникает потребность в осуществлении новых…

Развитие малого предпринимательства в России в условиях…

Данный вид деятельности начал развиваться в России в 90е годы и за это время прошел

При этом малое предпринимательство сильно зависит от внешней среды, испытывает

В целом, работа предприятий малого бизнеса в условиях кризиса испытывает сложности.

Бизнесплан как ключевой документ при создании и развитии…

Бизнеспланирование, как ключевой элемент стратегического планирования

Бизнесплан, несомненно, очень важен и для связи с внешней средой.

В зависимости от специфики предприятия, производимой продукции и поставленных целей, бизнеспланы имеют…

Новые подходы в стратегическом планировании деятельности

Ключевые слова:экономическое развитие, стратегическое планирование, инновационный процесс.

— инновационная политика государства; — уровень инфляции

Система стратегического планирования предприятия должна базироваться на новых концепциях и…

Похожие статьи

Особенности и проблемы бизнеспланирования малого бизнеса

Результатом процесса планирования является бизнесплан.

Невзирая на проблемы реализации планирования в небольшом предприятии, внешняя среда у подобного

Проблемы бизнеспланирования в практике российских предприятий на современном этапе.

Современное состояние процессов планирования на…

Ключевые слова:планирование, бизнеспланирование, методы планирования. Современный опыт как отечественных, так и зарубежных экономистов неоднократно доказывал

К сожалению, проблема такова, что «культура планирования» на предприятиях России пока отсутствует.

Бизнеспланирование как инструмент реализации стратегии…

Ключевые слова: бизнеспланирование, стратегии предприятия, инструмент реализации бизнеспланирования.

Применение компанией стратегического планирования предоставляет возможность долговременного планирования деятельности организации

Стратегическое планирование, его значение и этапы

Процесс стратегического планирования в компании состоит из нескольких этапов: Определение миссии и целей организации. Анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы…

Стратегическое планирование как инструмент повышения…

Стратегическое планирование — это долговременное планирование.

В процессе стратегического планирования один из важных этапов — оценка внешних факторов, влияющих на организацию.

Предприятие, при осуществлении стратегического планирования

Бизнеспланирование как способ укрепления позиции…

Ключевые слова: бизнеспланирование, бизнесплан, предприятие, конкурентоспособность, инвестирование. В динамических рыночных условиях в деятельности организаций, особенно стратегически ориентированных, возникает потребность в осуществлении новых…

Развитие малого предпринимательства в России в условиях…

Данный вид деятельности начал развиваться в России в 90е годы и за это время прошел

При этом малое предпринимательство сильно зависит от внешней среды, испытывает

В целом, работа предприятий малого бизнеса в условиях кризиса испытывает сложности.

Бизнесплан как ключевой документ при создании и развитии…

Бизнеспланирование, как ключевой элемент стратегического планирования

Бизнесплан, несомненно, очень важен и для связи с внешней средой.

В зависимости от специфики предприятия, производимой продукции и поставленных целей, бизнеспланы имеют…

Новые подходы в стратегическом планировании деятельности

Ключевые слова:экономическое развитие, стратегическое планирование, инновационный процесс.

— инновационная политика государства; — уровень инфляции

Система стратегического планирования предприятия должна базироваться на новых концепциях и…


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Сегодня можно сказать, что неустойчивость экономики часто приводит к невозможности осуществления нормального планирования. К сожалению, это заблуждение часто используется руководителями для оправдания отсутствия четкой системы планирования. Внешняя среда очень нестабильна, множество факторов , таких как инфляция, спад производства, налоги делают ситуацию неопределенной. Это значительно усложняет систему планирования, но никак не отрицает ее необходимость.

На данный момент большинство коммерческих фирм не имеет официально принятых планов, нет и необходимого механизма планирования: различного рода норм, нормативов и других правил. Планирование подменяется разного рода решениями собственника о тех или иных направлениях хозяйственной деятельности, которые, как правило, рассчитаны на ближайший период времени и не предусматривают ориентацию на перспективу. Это объясняется быстрым изменением рыночной ситуации в стране и условий хозяйствования, малочисленностью управленческого аппарата на небольших предприятиях, авторитетом управляющих крупными предприятиями, имеющих солидный опыт хозяйственного руководства, хотя практика часто ставит и таких руководителей в тупик.

Из-за этого предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

Тщательно составленный бизнес-план не только поможет проложить курс фирмы, но и послужит руководством по обеспечению деятельности . Потенциальные инвесторы практически ежедневно получают множество запросов по финансированию рискованных проектов, а поэтому необходимо предоставить им информацию о фирме и ее продукции профессионально, в соответствии с определенным планом .

К сожалению, многие предприниматели ограничиваются написанием плана на год, считая, что дальнейшая перспектива не может быть определена. Такой подход ограничивает перспективу видения предпринимателя, тем более что практически во всех областях существуют прогнозы долгосрочного развития даже в условиях нестабильной экономики. Более того, учет фактора нестабильности в будущих периодах должен приводить не к размытости высказываний, а к формированию различных вариантов развития и оценке их осуществимости и выживаемости в различных условиях.

Трудности во внедрении полноценного бизнес-планирования в России создает также отсутствие реальной информации о конкурентоспособности продукции и всей стратегии предприятия, конкурентной среде, конкурентных потенциалах. Кроме того, зачастую игнорируются интересы партнеров. В российской практике бизнес-планирования, в отличие от западных, где учет этих проблем дело само собой разумеющееся, необходимо, чтобы применительно к производству был тщательно спрогнозирован и в полной мере учтен вопрос уровня качества изделий или услуг. В западной практике, если продукт не конкурентоспособен по качеству, вопрос о его производстве сразу снимается. В России до сих пор нередко это в полной мере в расчет не принимается. Выходом из такой ситуации является стандартизация процесса бизнес-планирования, следование рекомендациям и обращение к консультантам в области бизнес-планирования – которые и направят, что необходимо для грамотного составления бизнес-плана, помогут учесть всю необходимую информацию для составления документа.

Но, пожалуй, самой распространенной ошибкой в российской практике разработки бизнес-планов является попытка применить западную методологию разработки документов без адаптации к специфике российской деловой среды.1 Российская практика бизнес-планирования во многом основана на зарубежном опыте, но не следует во всем полагаться на зарубежный опыт бизнес-планирования, так как он не всегда учитывает особенности ведения и учета и процедуры финансирования. Так же отечественные специалисты пока не имеют научно обоснованных методик разработки бизнес-планов применительно к нашим условиям новых рыночных отношений.2

Поэтому механизм бизнес-планирования в России должен включать в себя теорию, методологию и практику реального отечественного бизнеса, обладающего специфическими национальными особенностями. Этот механизм должен обеспечивать предпринимателей эффективным инструментом реализации предпринимательских целей (от возникновения до воплощения бизнес-идеи). Такого рода планирование в России призвано включать:

– разработку детализированного бизнес-плана;

–обеспечение реализации этого план;

–оценку эффективности внедрения;

– корректировку плана с целью повышения эффективности функционирования.

Бизнес-план инвестиционного проекта излагает результаты маркетингового исследования, обосновывает стратегии освоения рынка, предлагает конечные экономические и финансовые результаты. Инвестиционные проекты могут различаться по виду, например, они могут быть отнесены к социальным, экономическим, техническим и смешанным типам.(рис.1) Но самое важное в них – идея. Наличие реальной предпринимательской идеи специалисты считают основным фактором эффективности бизнеса и оправданности инвестиций. Преобладающее большинство бизнес-проектов носит инвестиционный характер.

Рис. 1.Схема классификации инвестиционных бизнес-проектов 3

Бизнес-планирование в России имеет свои особенности — меняющиеся экономические отношения ставят руководителей перед необходимостью самим просчитывать свои будущие шаги и учиться вести борьбу с конкурентами — появляется новое поколение руководителей, которые не были руководителями коммерческих организаций, и они плохо представляют весь круг ожидающих их экономических проблем, особенно в рыночной экономике — российские предприниматели должны научиться обосновывать свои заявки, доказывая инвесторам, что они могут просчитать все аспекты использования инвестиций не хуже бизнесменов из других стран.

Однако российские предприниматели часто не имеют необходимой профессиональной подготовки для написания бизнес-планов. У них большой опыт плановой и прогнозной работы, оценок экономической эффективности проектов. Поэтому многие руководители российских предприятий избегают разрабатывать бизнес-планы, предпочитая вести управление посредством интуитивного реагирования на складывающиеся ситуации. Часто говорят, что подготовка бизнес-плана не имеет особого смысла в быстроменяющейся обстановке, так как заложенные в нем положения устаревают раньше начала своего воплощения. Но современная ситуация требует смещения акцента с производственной стороны проектов на рыночную. Необходимы оценка платежеспособного спроса на продукцию, состояние конкуренции, анализ экономической и финансовой устойчивости и результативность.

Для устранения такой ситуации необходимо прибегать к консультированию по планированию. Однако услуги консультантов в области планирования, особенно долгосрочного, востребованы, в основном, крупными компаниям или фирмы, которые склонны прибегать к услугам консультантов лишь тогда, когда предприятие уже оказалось в достаточно сложной ситуации. В маленьких компаниях предприниматели должны сами повышать свой уровень знаний о бизнес-планировании, ходить на тренинги и обучение повышения квалификации, обучать персонал, привлекать специализированных инвестиционных аналитиков.

Экономическая и социальная ситуация, в которой работают российские предприятия, зачастую не позволяют им осуществлять прямое использование зарубежных методических разработок при составлении бизнес-планов. Необходима их адаптация к реальным хозяйственным, социальным, правовым и другим условиям нашей страны. Условия нарождающегося рынка диктуют необходимость использования общепринятой в других странах практики продвижения предпринимательских проектов для инвестирования

К сожалению, российская специфика инвестиционного климата даже усложняет процедуры разработки бизнес- планов и учета в них ряда трудно предсказуемых факторов. К ним можно отнести уровни инфляции, различающиеся для оцениваемых в бизнес-плане показателей например общая инфляция, инфляция на сбыт, на себестоимость продукции, на заработную плату, на основные фонды и налоговые ставки, перевод рублевых показателей в твердые валюты, проблемы оплаты поставок из-за кризиса неплатежей, недостаточность информационных и статических данных.

Для результативного анализа необходимо ввести систему мониторинга внешней среды, которая будет вести регулярные наблюдения за состоянием ключевых факторов для предприятия. Оно может осуществляться разными способами, такими как:

-обзор материалов, опубликованных в свободной печати

-изучение мнения экспертов

-участие в семинарах и конференциях

-изучение опыта деятельности другого предприятия

Наблюдение даст возможность выявить важные тенденции для составления прогнозов и определения возможных угроз финансовому состоянию.

Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать экономическое состояние, как своего предприятия и существующих и потенциальных конкурентов, так и извлекать выгоды из такого анализа, то есть планировать дальнейшую финансовую деятельность с учетом выявленных слабых мест.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Афонасова М.А. Бизнес-планирование: Учеб. Пособие./ М.А. Афонасова. — Томск : Эль Контент, 2012. — 108 с.

2. Черняк В.З. , Эриашвили Н.Д. , Барикаев Е.Н. . Бизнес-планирование : Учеб. пособие / под ред. В.З. Черняк, Г.Г. Чараев. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Юнити-Дана, 2012. — 592 с.

3. Бизнес-планирование и управление финансами: Сборник студенческих работ / под ред. Г. Чухнина. — М. : Студенческая наука, 2012. — 2176 с.

4. Планирование на предприятии: Учебник/ Р.В. Савкина- М:. издательство –торговая компания “Дашков и К”, 2013.-324с.

1 Афонасова М.А. Бизнес-планирование: Учеб. Пособие./ М.А. Афонасова. — Томск : Эль Контент, 2012. -с.98

2 Бизнес-планирование и управление финансами: Сборник студенческих работ / под ред. Г. Чухнина. — М. : Студенческая наука, 2012. — с.448

3 Черняк В.З. , Эриашвили Н.Д. , Барикаев Е.Н. . Бизнес-планирование : Учеб. пособие / под ред. В.З. Черняк, Г.Г. Чараев. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Юнити-Дана, 2012. — –с.36

7

Основные риски разработки бизнес-планов

Типичные ошибки при составлении бизнес-планов

Решения, позволяющие повысить качество бизнес-планов

С тем, что перед запуском нового бизнеса или реализацией крупного проекта в рамках существующего следует составить бизнес-план, согласны все собственники и менеджеры компаний. Однако на практике далеко не всем удается разработать качественный бизнес-план, который служил бы руководством к действию сотрудников компании. Чаще всего спрогнозированные результаты по мере реализации бизнес-плана начинают все сильнее отличаться от фактически достигнутых, и компания начинает планировать свою деятельность не согласно утвержденному бизнес-плану, а на основании итогов текущей деятельности.

Почти всегда такая ситуация возникает из-за того, что авторы бизнес-плана не учли все ключевые риски реализации плана, допустили типичные ошибки в расчетах и не использовали те решения, которые позволяют повысить качество прогнозов. Поговорим о том, как можно избежать всех этих проблем и сделать бизнес-план максимально достоверным.

Основные риски разработки бизнес-планов

Поскольку любой бизнес-план составляется на предстоящий период, то всегда есть вероятность того, что фактические результаты в процессе реализации плана из-за влияния различных внешних и внутренних факторов будут отличаться от спрогнозированных. В то же время, как показывает практика, часто эти отклонения закладываются уже на стадии разработки бизнес-плана и являются следствием недостаточной проработки его разделов и некачественной проверки достоверности информации, представленной в них.

Качественный бизнес-план должен состоять как минимум из десяти разделов, которые охватывают все значимые аспекты деятельности компании и в совокупности позволяют сделать вывод о реалистичности целей бизнес-плана (табл. 1).

И хотя раздел о рисках последний в бизнес-плане, он, безусловно, является очень важной его частью:

• во-первых, он содержит критический обобщенный анализ, подтверждающий корректность предыдущих разделов;

• во-вторых, содержит практические рекомендации для менеджмента компании по минимизации последствий в случае наступления негативных ситуаций;

• в-третьих, позволяет потенциальным заказчикам и инвесторам оценить качество проработки всех показателей бизнес-плана компании.

Риски, которые могут помешать компании достичь целей бизнес-плана, делятся на неконтролируемые (внешние) и контролируемые (внутренние).

Неконтролируемые риски возникают под влиянием внешних факторов, вероятность их реализации не зависит от действий менеджмента компании. Тем не менее последствия реализации таких рисков можно снизить с помощью финансовых и организационных методов (рис. 1).

На контролируемые риски компания может влиять в гораздо большей степени, поэтому в бизнес-плане следует отразить мероприятия по их минимизации более подробно.

Например, вероятность реализации производственных рисков можно снизить, если:

• контролировать материально-техническое оснащение, эффективно управлять амортизацией и своевременно заменять устаревшее оборудование;

• организовать оперативный контроль за ключевыми точками технологического процесса и оптимизировать производственные цепочки;

• контролировать качество продукции на всех этапах производства.

А чтобы минимизировать операционные риски:

• назначаем ответственных за функционирование бизнес-процессов на всех стадиях реализации бизнес-плана;

• по максимуму автоматизируем бизнес-процессы;

• контролируем выполнение сотрудниками внутренних инструкций и регламентов;

• постоянно обучаем, повышаем квалификацию ключевых специалистов и контролируем их деятельность.

Несмотря на большое количество рисков, которые могут влиять на выполнение бизнес-плана, они имеют характерные особенности и группируются по видам (рис. 2).

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ БИЗНЕС-ПЛАНОВ

Каждый конкретный бизнес-план имеет свою специфику и будет отличаться от других в силу отраслевой специфики компании, особенностей проекта, реализуемого в рамках бизнес-плана, организационной структуры и других факторов.

Тем не менее при разработке любого бизнес-плана часто допускаются однотипные ошибки. Рассмотрим эти ошибки и способы их устранения.

Цели проекта несоразмерны потенциалу компании.

В случае когда компания разрабатывает бизнес-план для амбициозного проекта развития, нередко показатели выручки, расходов и прибыли рассчитываются чисто математически, без привязки к ресурсным возможностям компании. А когда проект находится уже в стадии реализации, «неожиданно» выясняется, что для того чтобы достичь утвержденных показателей, необходим значительный объем инвестиций в инфраструктуру и оборотные средства, а у компании для этого нет ни собственной прибыли, ни возможности привлечь внешнее финансирование.

Еще одна ошибка, которую часто допускают при утверждении целей бизнес-плана, — игнорируют фактические возможности по увеличению объемов бизнеса: практически любая компания работает в условиях конкурентной борьбы и не может увеличить свою долю рынка сбыта за счет конкурентов в краткосрочной перспективе и без больших затрат на маркетинг и стимулирование сбыта.

Занижается требуемый объем инвестиций.

Одна из распространенных ошибок разработки бизнес-плана — недостаточная проработка объемов инвестиций в реализацию бизнес-плана.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 10, 2020.

Обновлено: 23.03.2023

В настоящее время все методологическое обеспечение базируется на отраслевых методических указаниях и инструкциях расчета плановых показателей и заполнения таблиц бизнес-плана для предприятий различных отраслей, а также методических указаниях к разработке государственных планов экономического и социального развития. Наряду с этим, существуют Правила и Положения по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов с примерами унифицированных форм документов (бизнес-планов и его приложений) [1].

Следует отметить, что указанные методические материалы не решают все задачи планирования на предприятии, адекватного рыночным методам хозяйствования. Главный недостаток указанных правил и отраслевых рекомендаций состоит в том, что они вообще не содержат методических рекомендаций по разработке планов, а содержат в большинстве своем только правила их оформления, что вызывает определенные трудности в их применении на практике.

В результате опроса работников плановых служб ряда крупных российских предприятий, были выявлены основные факторы, определяющие уровень планирования на предприятии.

Факторы, определяющие уровень планирования на предприятии:

  • Недостаток информации о новых средствах и методах планирования;
  • Недостаточная квалификация персонала;
  • Отсутствие нормативной базы на предприятии;
  • Личностные качества плановиков (специальные знания, склонность к риску, гибкость);
  • Недостаточный уровень методического обеспечения.

Главным свойством эффективной системы планирования должна быть способность к обновлению, адаптации ее структуры и содержания к изменяющимся условиям рыночной сферы. Этому будет способствовать следующее направление совершенствования:

Немногим больше в теории и практике планирования проработан механизм тактического технико-экономического планирования. Состав разделов и показателей тактического плана зависит от специфики и отраслевой принадлежности предприятия, сложившихся на нем методов управления, традиций, управленческой культуры, состояния экономики, рыночной конъюнктуры и других.

В настоящее время наиболее распространенной формой планирования на отечественных предприятиях является бизнес-планирование. Оно применяется для обоснования: направлений развития предприятия, новых видов деятельности, возможности получения кредитов, создания совместных предприятий. Независимо от цели разработки объектом планирования в бизнес-плане должна быть новация (нововведение).

Относительно новой формой планирования для российских предприятий является бюджетирование, которое широко применяется в зарубежной практике планирования [3, с.43]. Бюджетирование является разновидностью оперативно-календарного планирования и представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов планирования, контроля и реализации текущих планов как предприятия в целом, так и его структурных подразделений.

В заключение следует подчеркнуть, что практическое развитие планирования на предприятиях России требует эффективного методического обеспечения. Для этого необходимо на федеральном уровне решить все теоретико-методологические и организационные проблемы, связанные с созданием в России эффективной системы внутрифирменного планирования. Данная система, с одной стороны, должна базироваться на централизованной системе государственного регулирования, а с другой – на рыночных механизмах управления предприятием.

1. Постановление Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. N 1470 «Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации» (в ред. 03.09.1998 г.).

2. Забодаева И.В. Формирование интегрированной корпоративной информационной системы как инновационное направление совершенствования внутрифирменного планирования и управления // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2010. №6. С. 52-59.

3. Кочнев А.А. Системы стратегического управления для бизнеса: сегодня и завтра //ITeam. 2010. №5. С. 43-47.

Одной из основных проблем стратегического управления является степень обоснованности выбора того или иного направления развития. Не смотря на ограниченное количество целей, которое, как правило, преследует Компания, в выборе путей достижения этих целей всегда есть альтернативы. Подавляющее большинство известных решений в этой области сводится к удобному для размышления и обсуждения формату… Читать ещё >

Проблемы российской практики планирования ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Анализ деятельности предприятий различных отраслей показывает, что, не смотря на обилие опубликованной информации, литературы практически ни одна организация не может продемонстрировать более или менее удачный пример организации стратегического управления.

Одной из основных проблем стратегического управления является степень обоснованности выбора того или иного направления развития. Не смотря на ограниченное количество целей, которое, как правило, преследует Компания, в выборе путей достижения этих целей всегда есть альтернативы. Подавляющее большинство известных решений в этой области сводится к удобному для размышления и обсуждения формату: всевозможные матрицы, диаграммы. Однако они не дают ни малейшего представления о реальных издержках и доходах Компании, о стоимости бизнеса Компании на тех или иных направлениях.

Безусловно, вовлеченность, понимание и мотивация сотрудников всех уровней управления компанией важна, но это не решает проблем стоимостной оценки рассматриваемых стратегий. И, кроме того, учитывая, своеобразный менталитет отечественных менеджеров, вряд ли стоит надеяться на корректный выбор стратегии развития.

Относительно стабильная экономика, и прозрачность деятельности западных компаний дают возможность приблизительной оценки качества реализации бизнес стратегии по ряду признаков, и поэтому основной упор осуществляется на реализацию корпоративной стратегии. Аналогичный подход используют и отечественные предприятия. Но специфика связности корпоративной стратегии и бизнес стратегии для отечественных предприятий такова, что неиспользуемый, недооценённый производственный потенциал предприятия зачастую может перевернуть все представления о принятой, казалось бы, успешной корпоративной стратегии.

Ещё одна проблема заключается в банальной путанице долгосрочного и стратегического планирования. Главное различие между долгосрочным (его иногда называют корпоративным) и стратегическим планированием состоит в трактовке будущего. В системе долгосрочного планирования предполагается, что будущее может быть предсказано путем экстраполяции сложившихся тенденций роста, изменений динамики финансовых показателей фирмы [«https://referat-bank.ru», 27].

В системе долгосрочного планирования показатели, которых необходимо достигнуть — это скорее цель, в системе стратегического управления это ориентир. В первом случае в процессе деятельности предприятия степень достижения цели контролируется сравнением фактических и запланированных промежуточных показателей. Во втором случае так же, но каждый последующий шаг корректируется (через систему управленческих решений) по результатам предыдущего, ориентируясь на конечные показатели. В первом случае необходимость достижения цели однозначна. Во втором случае в процессе реализации ориентиры могут быть заменены.

Таким образом, в системе стратегического управления отсутствует предположение о том, что будущее непременно должно быть лучше прошлого, и не считается, что будущее можно изучить методом экстраполяции. Процесс стратегического управления предполагает, что на каждом отрезке времени будут выбираться альтернативы, позволяющие достигнуть целей с максимальным эффектом.

Ещё одна проблема касается организационной стороны стратегического управления. Эту проблему можно рассматривать с двух точек зрения: с точки зрения организационной структуры компании вообще и точки зрения подразделения стратегического управления.

Несмотря на высокую степень саморегулируемости, рыночная экономика предполагает целенаправленное внешнее воздействие на механизм собственного функционирования со стороны всех субъектов рыночных экономических взаимоотношений. В роли таких субъектов могут выступать:

· Государство (в лице различных государственных организаций)

Целенаправленное воздействие на экономические процессы немыслимо без применения определенной, научно построенной системы прогнозирования и планирования на всех уровнях рыночной экономики, как-то: индивид, предприятие, регион, страна и все мировое сообщество.

В настоящее время актуален вопрос о необходимости в общегосударственном масштабе системы планов и прогнозов развития и функционирования всех видов экономических систем при оптимальном соотношении государственного регулирования и саморегулировании субъектов рыночных отношений. Существует два основных уровня принятия и реализации экономических решений. Первый – микроэкономический, реализующийся индивидуумом, домашним хозяйством и предприятием. Основой микроэкономического управления выступают решения, принятые индивидуально или группой, сюда можно отнести и ряд государственных указов и преференций. Второй – макроэкономический уровень (регион, страна, мировая экономика), на котором происходит определение основных пропорций в рамках больших экономических систем, таких, как норма накопления, уровень агрегированного спроса, темпы роста и т.д.

1. Основные теории планирования.

Западные экономисты выделяют следующие основные теории планирования:

· Всеобъемлющий рациональный подход

· Критическая теория планирования

Рассмотрим каждую из них подробнее.

Всеобъемлющий рациональный подход состоит из ряда процедур, при помощи которых уточняются задачи, проводится системный анализ с целью выработки политических альтернатив, устанавливаются критерии для выбора оптимальной версии из этих альтернатив и анализируются результаты. При этом анализ должен быть всеобъемлющим, рациональным и нацеленным на то, чтобы все элементы системы способствовали выполнению поставленных задач.

В условиях осуществления протекционного планирования на первом месте находятся интересы лиц, получающих преимущества от реализации плановых установок, так как очень часто существующие планы отражают распределение власти в обществе и поэтому в обязательном порядке возникает необходимость учитывать интересы слоев населения с низкими доходами. Но при этом фактическое увеличение числа участников процесса планирования уменьшает власть слабых, делая их более зависимыми от тех, кто имеет доступ у знаниям.

Аполитичная политика исходит из того, что планирование определяется как использование технических знаний для достижения политических или управленческих компромиссов.

Критическая теория планирования одним из главных моментов выдвигает методы распределения власти в обществе и определяет степень влияния этого распределения на планирование. Она фокусирует свое внимание на неравномерном распределении власти и на важности свободных коммуникаций в поисках консенсуса. Именно поэтому критическая теория планирования отвергает понятие аполитичного подхода к планированию.

Стратегическое планирование зарождается в недрах корпоративного мира, что и определяет специфические особенности его принципов и методов и отражает недоверие у человеческим способностям предсказывать будущее. В этом заключается существенное отличие стратегического планирования от всеобъемлющего: оно никогда не имеет логического завершения, а всегда касается частного и заранее выработанного. Стратегическое планирование основывается на представлении случайностей и способности указать на необходимость организационной интеграции и координации для адекватного реагирования на возникающие случайности.

Инкрементализм как теория планирования исходит из того, что процесс принятия решения является бесконечно малым приращением, а выбор основывается на последовательных, но ограниченных сравнениях нескольких альтернатив. В неопределенной обстановке группы или индивиды способны только приспосабливаться друг к другу, т.е. избегать серьезных ошибок, внося очень небольшие изменения, что помогает каждой стороне понять, как действует другая. В то же время следует учитывать, что инкрементализм эффективен для таких ситуаций, когда изменения протекают медленно и осуществимо взаимное приспособление.

Большой эффект в процессе прогнозирования экономических систем способен дать программно-целевой подход, который основывается на оптимальном синтезировании обобщенного, регионального и отраслевого подходов к составлению прогнозов. При этом важнейшей, если не решающей, составной частью комплексных прогнозов должны стать целевые комплексные программы реализации экономических и социальных проблем, научно-технических задач. Эти прогнозы должны составлять основу и часть комплексного прогноза экономического и социального развития российской экономики.

Прогнозирование в условиях рыночной экономики обладает рядом преимуществ . К ним следует отнести:

· Способность к сбору, обработке, согласованию и распространению информации, к выявлению картины на микроуровне исследуемых экономических процессов

· Координация функционирования экономических субъектов и объектов, а также кооперация их деятельности с органами государственного управления

· Создание условий для рационального и эффективного использования всех видов ресурсов в том числе и государственных

· Достижение эффективности государственного воздействия на экономику

· Формирование оптимальных предпосылок долгосрочного предвидения и регулирования экономических процессов, особенно в области образования, энергетического обеспечения, научно-исследовательской деятельности

· Содействие формированию благоприятной экономической среды для деятельности всех агентов рыночных отношений

· Снятие негативных эффектов, связанных с правами личной собственности, особенно в тех случаях, когда неограниченная реализация этих прав приводит к мелким организационным формам

· Эффективное средство ужесточения бюджетных ограничений экономических объектов

· Планирование заключает потенциал укрепления положения тех слоев общества, которые попали в менее выгодные экономические условия. Этого следует достигать путем снижения безработицы, ослабления экономического и социального неравенства

· Создание стабильной политической ситуации, что является условием реализации принципов свободы и демократии.

1.1. Задачи планирования

в современных рыночных отношениях.

В задачу прогнозирования входят: выявление и исследование потребностей всех экономических объектов и субъектов, с последующим адекватным их отражением в системах прогнозов различного уровня и детализацией. При этом уровень и структура частных. Коллективных и общественных потребностей находятся в непрерывном развитии и должны соответствовать реальным

В настоящее время в нашей стране стоит проблема обеспечения более быстрого роста национального дохода по сравнению с капитальными вложениями. Для этого требуются следующие мероприятия:

· Повышение эффективности функционирования предприятий строительного комплекса

· Сконцентрировать ограниченные финансовые и материальные ресурсы на важнейших направлениях и пусковых объектах

· Качественно усовершенствовать материально-вещественную составляющую основного капитала

· Реконструировать действующие предприятия на научно-технической основе

· Уменьшить объемы незавершенного строительства

В процессе прогнозирования экономического развития необходимо оптимально учитывать действие целого комплекса противоречивых факторов, обусловленных требованиями решения текущих и перспективных задач экономического развития. На сегодняшний день в плане прогнозирования российской экономики актуален выбор такого варианта развития, который позволили бы преодолеть общую негативную тенденцию развития в сторону интенсификации, улучшения качественных показателей функционирования экономических систем, таких, как повышение эффективности использования всех видов ресурсов, ускорение темпов прироста национального дохода как абсолютно, так и относительно на душу населения, увеличение доли накопления до научно оправданных величин.

На примере современной российской экономики можно выявить следующие диспропорции, которые отрицательно влияют на развитие экономики:

· несоответствие между объемом и структурой капитальных вложений и требованиями обеспечения нормального воспроизводства основного капитала

· несбалансированность структуры и объема основного капитала и трудовых ресурсов по регионам, отраслям и предприятиям

· неоправданно высокие цены на основные виды топливных, энергетических и сырьевых ресурсов

· резкая имущественная дифференциация населения

· несовершенство налоговой системы

· несбалансированность платежного оборота, платежных средств и потребности в них предприятий и организаций

Перечисленные и другие показатели несбалансированности различных сторон функционирования рыночных экономических систем обусловлены как объективными факторами, так и факторами субъективного плана, которые проявляются в отсутствии и слабом развитии системы прогнозирования российской экономики, в недостаточно взвешенном и политически обусловленном подходе к решению целого ряда комплексных проблем.

2. Процесс планирования.

В процессе прогнозирования происходит удовлетворение определенных потребностей, среди которых можно выделить следующие основные:

Для удовлетворения потребности в интеграции различных экономических субъектов прогнозирование дает последним возможность в обмене информацией и достижения взаимоприемлемых сделок и соглашений.

Проблемы интеграции особенно актуальны в современных экономических системах, где экономические субъекты вследствие действия объективных рыночных законов относительно слабо связаны между собой. В качестве примера можно привести правительство, которое состоит из относительно автономных подразделений – министерств, каждое из которых вынуждено решать как глобальную экономическую проблему (например, борьбы с безработицей), так и локальные (министерские) проблемы (развитие той или иной отрасли промышленности). В подобных условиях прогнозы и процесс прогнозирования могут и должны выступать тем объединительным началом, которое приводит к тому, в процессе интеграции повышается эффективность функционирования всей организации, т.е. происходит реализация функций интеграции.

Значительная часть экономических и политических проблем имеет ярко выраженный комплексный характер, связанный с распределением властных полномочий, оценкой ситуации и выбором наиболее оптимальных путей решения той или иной проблемы. При этом общие цели хотя и могут быть конкретными и четкими, они не для всех приемлемы, оптимальны и достижимы. Поэтому очень часто возникают в той или иной форме различные разногласия между различными подразделениями и организациями, занятыми решениями какой – либо проблемы, исходя из противоречивости их собственных интересов. Подобная рассогласованность очень часто приводит к тому, что даже при наличии четко определенной цели или задачи они или вообще не решаются или решаются далеко не самым оптимальным образом.

Таким образом, прогнозирование не является панацеей от всех бед, в том числе и от экономических проблем. Однако в стремлении достижения согласия, которое является целью прогнозирования, определяются узкие места, выявляются различные подходы к решению той или иной проблемы.

2.1. Алгоритм прогнозирования.

Прогнозирование в современных экономических системах может подразделяться в зависимости от следующих основных факторов: степени охвата прогнозируемых явлений, заданных временных интервалов, уровня вовлеченности экономических субъектов.

Степень охвата прогнозируемых явлений зависит и обуславливает масштабы прогнозируемых явлений. В частности, одно и то же экономическое явление, например, инфляция, может рассматриваться как в отрыве от других экономических явлений, так и во взаимосвязи с многими макроэкономическими и политическими явлениями, а также во взаимной связи с процессами, протекающими в мировой экономической системе.

Прогнозирование в инновационной экономике не заканчивается только этапом выдачи рекомендаций и определения траектории движения. В настоящее время все большее значение приобретают такие функции прогнозирования как контроль и корректировка процессов выполнения прогнозов.

В общем виде процесс прогнозирования можно представить следующим образом.

С началом экономических реформ в России рухнула старая система планирования. Долгое время страна оставалась в режиме оперативного регулирования. Сейчас начинается восстановление плановых методов ведения экономики, но на новой основе. Какие шаги сделаны Россией в этом направлении? В чем состоит специфика региональных плановых систем?

В настоящее время вопросы планирования российской экономики становятся все более актуальными. Постепенно разрушаются надежды на всесилие рыночных регуляторов и приходит понимание необходимости создания новой системы стратегического планирования. Теоретические дискуссии о том, какой должна быть новая система планирования, ведутся уже давно. Однако практические шаги по ее созданию предприняты сравнительно недавно.

В данной работе анализируются основные направления федеральных и региональных органов власти по становлению системы планирования экономики переходного периода России.

Планирование советского периода

Планирование экономики началось после окончания гражданской войны, когда в составе советского правительства был создан Государственный плановый комитет (Госплан). Советский Госплан вначале разрабатывал долгосрочный план развития экономики страны. Формально он был посвящен электрификации России и назывался ГОЭЛРО, но по мере его разработки авторы, помимо электрификации, исследовали проблемы долгосрочного развития важнейших отраслей народного хозяйства. План ГОЭЛРО не был директивным. Наряду с ним в 20-е годы выполнялись и другие индикативные плановые разработки (например, первый в мире межотраслевой баланс, составленный советскими статистиками с участием В.Леонтьева, а также расчеты конъюнктурного института под руководством Н.Кондратьева).

Что касается долгосрочного планирования, то после выполнения плана ГОЭЛРО, в 30-е годы предпринимались попытки разработать новые долгосрочные планы. Часть этих разработок удалось осуществить, но по большому счету ничего сопоставимого с ГОЭЛРО не было сделано, то есть долгосрочное планирование не играло существенной роли в 30-е годы. Аналогичная ситуация сложилась и в 50-е годы. Работы по долгосрочному планированию активизировались лишь в конце 60-х — начале 70-х гг. в виде комплексных программ научно-технического прогресса, продовольственной программы, энергетической стратегии, программы социально-экономического развития Нечерноземной зоны и других территорий. Однако система целевых программ, покрывающих в совокупности все направления научно-технического, технологического и социально-экономического развития не была создана [1].

В 1990-е гг. с началом рыночных реформ созданная в ходе социалистического строительства система плановых органов была демонтирована, сам термин “планирование” исчез из официальных документов и разработок. На протяжении нескольких лет Россия не имела научно обоснованной долго- и среднесрочной перспективы экономического развития, а плановая работа на федеральном, отраслевом и региональном уровнях свелась к краткосрочному прогнозированию динамики узкого перечня обобщающих показателей.

В ходе рыночных реформ в России ранее существовавшая система отраслевого управления экономикой была демонтирована. В модифицированном виде министерская форма управления распространялась лишь на сильно интегрированные отрасли экономики, такие как промышленность в целом или сельское хозяйство. При этом непосредственно управленческие функции выполняли не сами министерства, а подведомственные им агентства. Лишь в конце 90-х годов повысился интерес к разработке и реализации промышленной политики на перспективу, учитывающей по отраслям (кластерам) потенциал ожидаемого экономического роста, включая возможный мультипликативный эффект. Таким эффектом и значительным потенциалом собственного роста обладали транспорт, строительное производство, энергетическое, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, авиационная промышленность, отчасти деревообработка, производство пластмасс. Изменилась структура исполнительной власти, объединяющая теперь три типа государственных органов – министерства, службы и агентства. Функции планирования возглавило Министерство экономического развития и торговли.

С середины 2000-х годов начался поворот к стратегическому управлению на основе реализации крупных национальных проектов, обеспеченных бюджетными ресурсами. Помимо национальных проектов элементы планирования сегодня реализуются на региональном уровне (области, края, республики) в виде областных целевых программ. Старый механизм управления экономикой сменился на региональный (на уровне государства) и корпоративный (на уровне регионов). Это означает, что федеральные власти предоставили субъектам РФ возможность самостоятельно управлять своим социально-экономическим развитием. В то же время региональные органы власти не всегда располагали действенными рычагами влияния на экономику региона, поскольку крупные промышленные и агропромышленные предприятия, кредитные и финансовые организации находились в собственности российских и зарубежных корпораций. Постепенно стали реанимироваться уже известные инструменты планирования: программы (прогнозы), стратегии социально-экономического развития РФ и ее субъектов, схемы территориального планирования на региональном и местном уровнях, а также внедряться новые – целевое бюджетное планирование и скользящий трехлетний бюджет.

Сегодня одновременно с проработкой стратегических направлений планирования ведется разработка схем территориального планирования. Эти документы стали обязательным компонентом системы управления во всех звеньях – от муниципальных образований до общегосударственного уровня – с введением в действие нового Градостроительного кодекса РФ в январе 2010 года. Обычно такие схемы включают карты планируемого развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения, изменения границ земель сельхозназначения и сельхозугодий, планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения.

Указ является ключевым методологическим документом для организации работы федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ по реализации стратегических национальных приоритетов на федеральном, региональном и отраслевом уровне. В нем определены основные принципы, цели и задачи стратегического планирования, структура и основные механизмы планирования. Установленная Указом система стратегического планирования предусматривает закрепление стратегических целей развития РФ в следующих базовых документах: Стратегии национальной безопасности до 2020 г., утвержденной в мае 2009 г., Концепции долгосрочной социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., Военной доктрине, Морской доктрине и Концепции внешней политики. В проекте закона о государственном стратегическом планировании определены правовые основы для разработки, построения и функционирования комплексной системы государственного стратегического планирования социально-экономического развития страны, определены основные понятия, структура и функции системы государственного планирования, полномочия федерации и ее субъектов в сфере государственного стратегического планирования [2].

В соответствии с данными документами была разработана Концепции долгосрочного развития РФ до 2020 г., а ее первый вариант был утвержден в конце 2008 г. Однако после финансового кризиса, который изменил перспективы экономического роста, возникла необходимость в корректировке экономической политики. В настоящее время разрабатывается правительственный вариант Стратегии 2020 г. Для его подготовки создано несколько рабочих экспертных групп из представителей федеральных, региональных органов власти, научного и бизнес-сообщества. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. опубликован в апреле 2012 г. Стратегические цели, заявленные в Концепции долгосрочного развития до 2020 г., остаются неизменными. Это – повышение качества жизни, перевод экономики на инновационные рельсы, формирование эффективных рыночных и государственных институтов. В тоже время отмечается, что необходима новая модель экономического роста, обеспечивающая конкурентоспособность страны, новые решения в экономической, социальной, бюджетной политики – модель стимулирования предложения, а не спроса [3].

Среди перечисленных выше законодательных инициатив решающее значение на сегодняшний момент имеет федеральный закон №115. Появление этого закона стало началом возрождения прогнозно-плановой работы в органах государственной власти. В обязанности Правительства РФ вменено обеспечение разработки государственных прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную (10 лет), среднесрочную (3-5 лет) и краткосрочную (очередной год) перспективы. Предусматривается преемственность в разработках среднесрочных прогнозов относительно долгосрочных, а краткосрочных – относительно среднесрочных. Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития используются при принятии конкретных решений в области социально-экономической политики органами законодательной и исполнительной власти. Эти проектировки органически увязываются с разработкой проекта федерального бюджета. В Законе также содержатся положения, определяющие порядок влияния ежегодных посланий Президента РФ на концепции и программы социально-экономического развития страны.

Вместе с тем уже в момент вступления в действие указанный закон оказался несовершенен. За его рамками остались многие вопросы принципиального характера, что стало серьезным сдерживающим фактором для плановой практики. В законе не были сформулированы определения понятий долгосрочного, перспективного, стратегического и индикативного планирования, не были прописаны назначение и формы различных видов прогнозов, программ и планов, не был рассмотрен вопрос согласования государственного и фирменного планирования. Серьезными проблемами в плановой практике обернулась недостаточная проработка вопроса взаимосвязи и координации государственных программ. Основным инструментом координации стало регулирование текущих бюджетных расходов и инвестиций, осуществляемых за счет средств государства. Между тем необходимость осуществления масштабных структурных сдвигов предполагает сбалансированность программ не только по ресурсам, но и с позиции ожидаемых организационных и институциональных изменений и их согласованности относительно преобладающих стратегий поведения существующих экономических субъектов.

Планирование на уровне федерации

Однако после финансового кризиса, который изменил перспективы экономического роста, возникла необходимость в корректировке экономической политики. В настоящее время разрабатывается правительственный вариант Стратегии 2020 г. Для его подготовки создано несколько рабочих экспертных групп из представителей федеральных, региональных органов власти, научного и бизнес-сообщества. Итоговый вариант Стратегии появился в апреле 2012 г. Стратегические цели, заявленные в Концепции долгосрочного развития до 2020 г., остаются неизменными. Это – повышение качества жизни, перевод экономики на инновационные рельсы, формирование эффективных рыночных и государственных институтов. В тоже время отмечается, что необходима новая модель экономического роста, обеспечивающая конкурентоспособность страны, новые решения в экономической, социальной, бюджетной политике – модель стимулирования предложения, а не спроса [3].

В новой модели устойчивого роста спрос должен быть поддержан более интенсивным ростом предложения за счет повышения деловой активности и роста конкуренции на внутреннем рынке, созданием условий для формирования длинных инвестиционных ресурсов, расширением секторов экономики, ориентированных на внешний спрос. Ставится задача последовательного снижения инфляции, что позволит изменить механизм предложения денег, повысит склонность к сбережениям и долгосрочному инвестированию, снизит зависимость экономики от конъюнктуры внешних рынков. Краеугольный камень новой модели – целенаправленные усилия по снятию институциональных барьеров для экономического роста и улучшению делового климата, что предполагает ряд мер по ликвидации различного рода препятствий для развития рыночных отношений, в том числе и оптимизацию государственного участия в экономике. В частности, намечается существенное ограничение государственного предпринимательства, включая планомерное сокращение прямого участия государства в экономике, сокращение численности его субъектов, формирования новых субъектов государственного сектора, новых компаний и интегральных структур с государственным участием, совершенствование корпоративного управления в компаниях с госучастием. При этом предлагается расширение частных инвестиций в развитие компаний, привлечение эффективных собственников, улучшение условий для участия в приватизации иностранных инвесторов и приобретения ими государственных активов.

Основные направления реформирования государственного участия в экономике представлены в табл. 1.

Таблица 1. Основные меры Правительства Российской Федерации по управлению государственной собственностью и приватизации

1. Ограничения по формированию новых субъектов государственного сектора, новых компаний с государственным участием

Читайте также:

      

  • Реферат метод экспертных оценок в анализе потенциала социальной сферы
  •   

  • Реферат на тему семья в жизни женщины
  •   

  • Реферат на тему республика
  •   

  • Бытие и материя реферат
  •   

  • Реферат на тему деформация сдвига

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Продажа интернет магазина готового бизнеса развод
  • Производство пенопласта как бизнес рентабельность
  • Проверка реквизитов платежных поручений отключить
  • Производство перчаток хб оборудование бизнес план
  • Продажа маринованного мяса для шашлыка как бизнес