Проблемы развития малого бизнеса в россии статья

Развитие малого и среднего бизнеса в России всегда сопровождается рядом трудностей. Какие перемены могут ждать предприятия в ближайшем будущем и насколько выгодно развивать свой бизнес в России? Внести некоторую ясность нам помог Андрей Мамонтов, заместитель директора Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ.

— В чем основные проблемы малого и среднего бизнеса?
— Проблемы у малого и среднего бизнеса разные. У малого основная проблема в том, что его мало, а у среднего — как вырасти в крупный.

— Почему среднему бизнесу не дают вырасти в крупный? Что мешает, административные барьеры? Возможно, нехватка инвесторов в стране или нежелание компаний вкладывать деньги в модернизацию самим?
— Дело в том, что никто не запрещает среднему бизнесу вырастать в крупный. То же самое с малым. Для среднего бизнеса вопрос роста связан с возрастающими компетенциями для перехода из одного состояния плюс внутренние психологические проблемы собственников — боязнь потерять то, что уже есть, в попытке сделать нечто большее.

— А малый бизнес почему не хотят открывать?
— У малого бизнеса проблема иного рода. Предпринимательство у нас слабо развито. Молодое поколение, которое в первую очередь должно создавать стартапы, ориентировано на наемную работу. Бизнесмены у нас относятся к не самой уважаемой категории. В целом отношение общества к предпринимательству негативное, соответственно, нет желания рисковать, а кто даже и желает, то из-за недостатка знания сдерживает свое желание, так как у нас предприниматели разрознены и не желают делиться своим опытом и помогать другим создавать свой бизнес.

— В каком направлении должен развиваться малый и средний бизнес в будущем году, что изменилось? На что следует обратить внимание предпринимателям?
— Практически ничего не изменилось, и пока изменений не предвидится. В России не изменилось налоговое право, не изменились условия для ведения бизнеса. Все, что было в прошлом году, останется и в будущем. Единственное, о чем можно говорить, это ужесточение кризиса, но и тут все зависит от того, насколько он обострится в Европе. Мне трудно отправить весь российский малый и средний бизнес в одно направление развития, которое будет для них наиболее актуальным в 2013 году. Для каждой компании будет стоять свой круг задач.

      Любой бизнес — это всегда риск, независимо от благоприятности условий. Главное препятствие — это сознание предпринимателя. Там находится главный тормоз, который видит во внешних условиях лишь препятствия, а не возможности.     

— Если рассмотреть конкретно производственные компании и сферу услуг, то кому может быть легче, тем, кто что-то производит, или тем, кто предлагает товары и услуги населению? И что лучше, предложить уникальную услугу или, наоборот, перейти на что-то жизненно необходимое?
— Да никому не легче. И производственные компании, и сервисные работают в условиях достаточно конкурентных. Всем одинаково сложно, так как сейчас нельзя построить бизнес на примитивной идее, как было в 1990-х и начале 2000-х. Сейчас потребитель умнее и требовательнее. Он просто уходит, если его ожидания не совпадают с тем, что предлагает компания. Сейчас нужно больше маркетинговых компетенций при создании и развитии бизнеса, но низкий уровень знаний у собственников и топов не дает возможности им понять функцию маркетинга в более широком смысле.

Ей отводится только роль рекламных коммуникаций, а создание продукта или услуги не хотят отдавать. Вот и получается, что производят продукт или услугу, которую потом с помощью продажников пытаются продавить на рынок. Потребитель сопротивляется, так как рыночное предложение не соответствует их потребности, но компании только усиливают блок продаж (берут дополнительный персонал, тренируют их и т д.), но с продуктом ничего принципиально не делают.

— Какими, на ваш взгляд, должны быть условия для ведения бизнеса? И почему они не могут быть подвержены положительным изменениям на данном этапе развития российской экономики?
— Основная проблема российской среды для ведения бизнеса — это непрозрачность правил взаимоотношений коммерческих структур с государством. Дело даже не в коррупции, а в том, что один и тот же закон, предписание, разъяснение и т п. может по-разному применяться к разным компаниям. Идеальных условий для ведения бизнеса ждать бессмысленно, их нигде не бывает, да и противоречит идее предпринимательства.

Любой бизнес — это всегда риск, независимо от благоприятности условий. Главное препятствие — это сознание предпринимателя. Там находится главный тормоз, который видит во внешних условиях лишь препятствия, а не возможности.

— Что, на ваш взгляд, необходимо и что можно изменить, чтобы вести бизнес стало проще?
— Чем больше будет предпринимателей, тем больше они будут создавать давление на государство в части совершенствования правил ведения бизнеса. Нам не хватает предприимчивых людей, которые готовы создавать свои компании, а еще лучше — придумывать новые интересные бизнес-идеи, которые будут конкурентоспособны на глобальном рынке, а не только в России. Пока же большинство бизнесов у нас в стране создается по образу и подобию зарубежных аналогов. Это не плохо, но недостаточно. Государство не будет опекать малый и средний бизнес, пока он совокупно создает выручку, которая в несколько раз меньше, чем любимый сырьевой рынок. Пока нефть и газ — основная статья доходов государства, правила не изменятся.

Библиографическое описание:


Быкова, Н. Н. Проблемы развития малого бизнеса в России / Н. Н. Быкова, Л. С. Рогозина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 479-483. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25602/ (дата обращения: 24.03.2023).

В данной статье поднимается вопрос эффективности функционирования малых форм предпринимательства на нынешнем этапе развития экономики Российской Федерации и необходимость поддержки малого бизнеса со стороны государства.

Ключевые слова: малые и средние предприятия, предпринимательство, малый бизнес, рыночные отношения, государственная поддержка, развитие экономики, государство.

В последнее время в России проблемы малого предпринимательства все больше привлекают внимание практиков и ученых. Малый бизнес — это важный элемент рыночной экономики, без него государство не может развиваться правильно. Эффективная работа рынка возможна только тогда, когда в экономике будет действовать большое число предпринимательских структур. Формирование благоприятных условий для развития малого предпринимательства дает получение дохода населению, а государству и регионам — налоги.

Предпринимательство занимает наиболее распространенное место в экономической деятельности страны. Эта деятельность влияет не только на рост экономики в целом и развитие научно-технического прогресса, но так же в немалой степени помогает с решением социальных проблем государства. Предприятия различаются не только составом участников, формами собственности и так далее, но и объемами продукции, которую выпускают. По перечисленным критериям, предприятия делятся на малые, средние и крупные.

Очень часто оказывается, что крупные фирмы не настолько эффективны как малые. Это объясняется усложнением структуры управления по причине появления большего количества различных уровней коммуникации внутри предприятия. Из одного отдела до другого информация доходит медленнее и изменяется благодаря человеческому фактору, таким образом, руководство крупных предприятий не в полной мере имеют представление о том, как фирма работает, а также зачастую принимают управленческие решения слишком поздно.

Именно поэтому неотъемлемой частью экономики любого развитого государства является существование малого бизнеса. При его отсутствии рыночная система каждого государства не сможет функционировать и развиваться. Порядок отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства, и основные «привилегии» определяет Федеральный закон от 24.07.2007 года № 209-ФЗ. В соответствии с этим законом все субъекты предпринимательской деятельности (как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели) в Российской Федерации обычно разделяются на три категории: предприятия малого бизнеса, в том числе микропредприятия; предприятия среднего бизнеса; крупные предприятия [1].

Малый бизнес является самым многочисленным слоем мелких собственников. Данный сектор малого предпринимательства способен успешно справляться с любыми изменениями на рынке. Предприятия малого бизнеса в большей степени специализированы и имеют возможность учесть сугубо индивидуальные особенности каждого отдельного потребителя. Очень важную роль малые предпринимательства играют в сфере занятости населения, так как они охватывают довольно значительную аудиторию экономически активного слоя населения. Этим он способствует понижению уровня безработицы в государстве.

Таким образом, полное и правильное функционирование экономики страны без развития, поддержания и укрепления деятельности субъектов малого предпринимательства невозможно. Для достойного функционирования рыночных механизмов усовершенствование малого бизнеса — это одно из самых важных направлений экономической политики государства. Следовательно, главной целью политики органов исполнительной и государственной власти становится создание обязательных для этого условий.

На сегодняшний день в России действует приблизительно 5,6 млн. субъектов малого и среднего бизнеса, которые обеспечивают занятость 25 % населения и создают около 20 % ВВП страны. Об этом заявиладиректор Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Наталья Ларионована пленарной сессии в рамках 22-ой встречи Министров АТЭС, проходящей в городе Илоило (Филиппины). Мероприятие состоялось 25 сентября 2015 года [2].

Малых предпринимательств в Российской Федерации по всем главным экономическим отраслям становится все больше с каждым годом. Это подтверждают результаты статистического наблюдения Росстата [3]. Данный рост объясняется тем, что во время всего периода развития предпринимательства правительство РФ предпринимает усиленные меры для поддержания малого бизнеса на должном уровне, улучшает законодательную базу, и создает благоприятные условия для экономического роста [4]. Фундаментом укрепления и развития малого бизнеса является Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» [5]. На каждом из уровней власти ежегодно разрабатывают государственные программы поддержки малого предпринимательства.

В целях поддержки малого предпринимательства немалую роль сыграл федеральный закон от 23 октября 2015 г.«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который должен снизить административную нагрузку на бизнес [8].

Благодаря немалым усилиям государства в поддержке малого бизнеса,

Россия поднялась на 11 ступеней в рейтинге Doing Business [11]. 27 октября 2015 г. Всемирный банк и Международная финансовая корпорация опубликовали рейтинг комфортности ведения бизнеса Doing Business 2016. Российская Федерация заняла 51-е место в рейтинге, поднявшись на 11 позиций. В настоящее время Россия занимает строчку между Перу и Молдавией. Всемирный банк особо отметил успехи России в таких сферах, как внедрение и усовершенствование онлайн-процедур, совершенствование регулирования процессов подключения, сокращение сроков на передачу недвижимости в собственность, снижение некоторых налогов, совершенствование процедур по залогу движимого имущества [12].

Однако, правительство России не останавливается на достигнутом и уже в наступившем 2016 году процедура проверок малому предпринимательству будет упрощена. Новые правила проведения проверок малого бизнеса будут введены с 01.08.2016 года в соответствии сФедеральным законом Российской Федерации от 3 ноября 2015 года № 306-ФЗ» О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [9].

Согласно принятым нормам, органами государственного надзора и органами муниципального контроля при организации и проведении проверок с 2016 года запрашиваются документы не у самого предпринимателя, а у других государственных органов, в чьем распоряжении находятся эти документы. Теперь должностные лица не будут иметь права требовать предоставления документов или информации, если ее уже предоставляли ранее в предыдущие проверки.

Таким образом, закон позволит более продуктивно производить взаимодействие органов государственной власти при организации и проведении проверок и сможет поспособствовать формированию благоприятного климата для развития предпринимательства.

Одной из наиболее важных попыток по поддержке малого бизнеса в России стала первая кредитная сделка в рамках программы стимулирования кредитования малого и среднего бизнеса Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства и Банка России. Это новый инструмент господдержки кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, которые реализуют инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики. В рамках программы процентная ставка по кредитам ограничена 10 % годовых для среднего бизнеса и 11 % — для малого.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что созданы достаточно объективные предпосылки для устойчивого поступательного развития малого предпринимательства. Но так как рыночные отношения в России недостаточно развиты, то мероприятия по поддержке малого бизнеса не реализуются в полной мере. Главными барьерами малого бизнеса в России являются высокая ставка налогообложения и невозможность получения кредитных ресурсов. Так, реформа страховых взносов для индивидуальных предпринимателей привела к тому, что только за 2013 год число зарегистрированных индивидуальных предпринимателей снизилось на 500 тысяч человек [10].

Федеральный Портал Малого и Среднего Предпринимательства сообщает, что 15–17 сентября 2015 года в Москве прошла Международная специализированная выставка «Импортозамещение». В ходе работы выставки Центр промышленной политики Института экономической политики и проблем экономической безопасности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации определил эффективность мер поддержки государством импортозамещающих производств с точки зрения предпринимателей. Было опрошено более чем три сотни российских и зарубежных компаний и официальных представительств субъектов Российской Федерации.

Результаты исследования дали возможность оценить те факторы, которые могут «тормозить» промышленное развитие. Среди этих факторов лидерами стали высокий уровень налогообложения и стоимости кредитных ресурсов (1 и 2 места соответственно).

В ходе опроса представителями одного предприятия было сказано, что они не используют банковские кредиты из-за их очень высокой стоимости. Необходимо отметить, что оба этих фактора деятельности в сфере промышленности, которые были выявлены как ключевые, находятся практически под полным контролем государственной власти (бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика).

Кроме высокого уровня налогообложения и стоимости кредитных ресурсов были выявлены такие факторы, влияющие на развития промышленности как бюрократическое давление на бизнес, коррупция и низкий уровень защиты прав собственности. Так, По словам первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Александра Буксмана, только за 10 месяцев этого года прокурорами выявлено 145 тысяч нарушений закона в сфере защиты прав предпринимателей.

Еще одним важным фактором, негативно влияющим на развитие малого бизнеса в стране, является коррупция. По данным Транспаренсинси Интернешнл Россия на 2014 год, наша страна занимала далеко не самое привлекательное место в объеме коррупции.

3 декабря 2014 года Международное движение по противодействию коррупции Transparency International опубликовало двадцатый Индекс восприятия коррупции.

Страны мира ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов, где ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а сто — самый низкий. Первые три места в общем рейтинге заняли Дания, Новая Зеландия и Финляндия (92, 91 и 89 баллов соответственно).

Рис.1. Индекс восприятия коррупции

В 2014 году Россия получила 27 баллов (на один балл меньше, чем в 2013 году) и заняла 136 место, поделив его с Нигерией, Ливаном, Кыргызстаном, Ираном и Камеруном.

Из-за нерешительности в преследовании коррупционных преступлений и хаотичности мер по предотвращению коррупции Россия остаётся в последней трети Индекса восприятия коррупции (ИВК).

Место России в ИВК сохраняется практически неизменным на протяжении последних лет. Среди основных причин можно назвать следующие:

                   коррупционные дела стагнируют;

                   международное антикоррупционное сотрудничество застопорилось;

                   декларирование конфликта интересов не заработало;

                   давление на некоммерческие организации и независимые СМИ продолжается;

                   большие проекты непрозрачны [15].

Таким образом, совершенно очевидно, что коррупция крайне негативно влияет на развитие и функционирование малого предпринимательства в России.

Все вышеперечисленные проблемы, даже не смотря на усилия государства, не позволяют малому бизнесу в нашей стране существовать на том же уровне, что и во многих других странах запада и востока. На диаграмме представлены данные на 07.04.2015 года по доле малого бизнеса в ВВП страны. [16]

Рис. 2. Доля малого бизнеса в ВВП страны

В России в настоящее время уровень развития малого и среднего бизнеса явно не соответствует ни сегодняшним потребностям экономики страны, ни, тем более, завтрашним требованиям глобализирующегося мирового рынка. И чтобы не остаться в роли вечно догоняющих, нам необходимо уже в самом ближайшем будущем устранить опасный перекос в сфере предпринимательства. Потенциал малого предпринимательства реализуется пока лишь частично, а его становление тормозится многочисленными проблемами, от решения которых зависит не только судьба малого предпринимательства, но и рыночных реформ в целом.

Таким образом, на современном этапе развития рыночных отношений в России приоритетной задачей государства является в первую очередь решение вопросов по развитию малого бизнеса. Не смотря на то, что правительство РФ прилагает все возможные на сегодняшний день усилия для поддержки и развития малого бизнеса в стране, этого не достаточно для полного его функционирования.

Необходимо отметить, что путем поддержки малого предпринимательства государство решает ключевые проблемы повышения качества жизни населения и увеличения граждан, которых можно отнести к среднему классу, а также обеспечивает пополнение бюджета в первую очередь на уровне муниципальных образований, где крупный бизнес, как правило, не зарегистрирован. Кроме того, малый бизнес позволяет повысить уровень социальной ответственности предприятий, экономической инициативы и осведомленности граждан в силу того, что он в максимальной степени ориентирован на нужды общества.

Литература:

  1.              Федеральный закон от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
  2.              Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]: http://economy.gov.ru
  3.              Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ: http://www.gks.ru.
  4.              Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изменениями от 3 ноября 2015 года).
  5.              Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г.)
  6.              Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации: www.cbr.ru.
  7.              Официальный сайт Федерального Портала Малого и Среднего предпринимательства: http://smb.gov.ru/
  8.              Законопроект № 674850–6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (об уточнении полномочий контрольно-надзорных органов при проведении проверок)»
  9.              Федеральный закон Российской Федерации от 3 ноября 2015 г. № 306-ФЗ»О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
  10.         Министерство Экономического Развития Российской Федерации. Доклад о ходе реализации мер поддержки малого и среднего предпринимательства в 2010–2013 годах и основных направлениях развития малого и среднего предпринимательства на ближайшую и среднесрочную перспективу от 14 октября 2014 года. (Стр. 11).
  11.         Оценка Бизнес Регулирования [Электронный ресурс]: http://www.doingbusiness.org/
  12.         Doing Business 2015 [Электронный ресурс]: http://www.doingbusiness.org/
  13.         Транспаренси Интернешнл Россия [Электронный ресурс]: http://www.transparency.org.ru/
  14.         Интернет-журнал Вести. Экономика. [Электронный ресурс]: http://www.vestifinance.ru/

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, малое предпринимательство, Россия, Российская Федерация, среднее, ВВП страны, государственная власть, муниципальный контроль, Предпринимательство, предприятие.

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография.

Я бы хотел сегодня выделить несколько проблем из-за которых ваш бизнес «топчется на месте» или оградить от них тех, кто только встает на путь предпринимателя. Хочу начать с истории так как корни идут оттуда.

Развитие бизнеса было прервано из-за чего уровень знаний и конкурентной борьбы снизился из огромного перерыва в виде смены власти в 1917 году. Из-за революции опыт и труд предпринимателей начала 20-го века был перечеркнут, так как страна перешла к системе Национализации и имущество на тот момент предпринимателей стало принадлежать государству. Таким образом можно сказать, что, по сути, в России и странах СНГ развитие бизнеса приостановилось почти на 60 лет. Что несомненно оставило свой след.

В 90-х бизнес получил «зеленый свет», однако в связи с таким большим перерывом рынок был буквально диким, не говоря уже о преступности. Предприниматели вели бизнес как могли буквально на смекалке.

Из-за этого можно выделить следующую проблему:

Недостаток знаний

Из-за него предприниматели не могут выстраивать грамотную политику развития у них нет горизонта планирования. И как раз с этим связаны последующие вытекающие проблемы.

Отсутствие грамотного маркетинга

Маркетинг — это двигатель вашего бизнеса он просто не может приносить прибыль если вы не продаёте. Самая яркая сфера, где он должен применяться это розничная торговля. Очень часто я наблюдаю на улицах своего города самые простые вывески, которые видимо сделаны буквально на коленке или выглядят так будто бы их не меняли с начала 00-х. Ваш бренд и грамотный маркетинг — это буквально лицо вашего бизнеса. Как клиент между безымянным магазин и известной сетью, я, конечно, выберу второй вариант. Так как он вызовет у меня больше доверия. Конечно, можно сказать: «Я всего лишь частник и у меня нет огромного количества клиентов и миллионов для того, чтобы конкурировать на достойном уровне». Хотя суть в том, что и качество, и сервис этого предпринимателя превосходит огромную сеть. Однако клиенты просто не понимают, чем он лучше.

Для этого и нужен грамотный маркетинг, который позволит продвигать ваши услуги и позволит получать хорошую прибыль, привлекать клиентов и удерживать действующих.

Менеджмент

Организация вашего бизнеса — это ключевой момент, из-за плохой организованности вы несете в первую очередь убытки. Бизнес, который до рос до крупного или среднего считают каждый рубль и думают на перед. Что и позволило им вырасти, я наблюдаю что предприниматели плохо организованны и просто на просто тонут в операционной работе из-за этого теряют клиентов, деньги и время, которое они бы могли потратить на развитие свое дела, у них нет ни грамотного делегирования задач и очень часто даже и CRM-систем. Благодаря которым вместо операционки они бы могли действительно заниматься своим любимым делом.

Стратегическое планирование

Эта проблеа тоже относится к менеджменту, однако хочу выделить это отдельно и объяснить простым языком. Суть заключается в том, что нужно планировать хотя бы 5 лет вперед, ставить грамотные цели и действовать постепенно. Мы все с вами люди и хотим получить прибыль сразу здесь и сейчас. Однако вместо того, чтобы сегодня съездить в Таиланд отдохнуть. Можно реинвестировать полученную прибыль и через пару лет отдохнуть в Арабских эмиратах или на Карибах. Так как инвестируя, сейчас ставя грамотные цели и организовывая свое дело в будущем можно получить намного больше выгод чем сейчас и даст возможность именно развиваться, а не стоять на месте и ждать чудо.

Работа с клиентами

Привлечь новых клиентов — это безусловно прекрасно. Однако нужно правильно разделять ресурсы. Действующие клиенты приносят вам прибыль уже сейчас, и вы знаете какую. Можно заметить такую тенденцию что предприниматели уделяют больше времени именно поиску новых клиентов и забывают о качественной работе со старыми тут даже нет зависимости от того какая это сфера бизнеса будь это розничный магазин или компания, которая работает в сфере B2B. Не стоит забывать, что в погоне за новым клиентом вы можете потерять старого и нужно развивать ваш сервис, который позволит как привлекать клиентов, так и удерживать действующих.

Выводы

На самом деле проблем еще вагон и маленькая тележка, однако я думаю сейчас это самые основные проблемы, которые в основном и мешают продвигать ваш бизнес. Многие жалуются на большие налоги или недостаток финансов я скажу вам что при правильном подходе эти проблемы окажутся не существенными огромное количество бизнесов преодолевают кризисы и трудности. И лучше это делать правильно что позволит вам развиваться.

Экономика27 октября 2022 в 12:0015 402

Малый бизнес и его роль в экономике России

Как государство помогает малому предпринимательству

Доли малого бизнеса в экономике России и ведущих стран мира

Рис. 1. Количество компаний: микробизнес, средний и крупный бизнес. Источник: https://ec.europa.eu/eurostat/

Рис. 1. Количество компаний: микробизнес, средний и крупный бизнес. Источник: https://ec.europa.eu/eurostat/

Рис. 2. Доля ВВП и доля занятых в разных странах. Источник: доклад уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей за 2021 г.

Рис. 2. Доля ВВП и доля занятых в разных странах. Источник: доклад уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей за 2021 г.

Какой бизнес считается малым

Рис. 3. Соотношение юрлиц и ИП в 2021 г. Источник: Федеральная служба статистики

Рис. 3. Соотношение юрлиц и ИП в 2021 г. Источник: Федеральная служба статистики

Меры поддержки развития малого бизнеса в России

Роль малого бизнеса в экономике страны

Введение

Малый бизнес является важным элементом рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство.

Тема малого бизнеса очень актуальна в условиях модернизации экономики в России. Малый бизнес играет важную роль в любой стране: вызывает здоровую конкуренцию, обеспечивает занятость населения, насыщает рынок товарами и услугами.

Развитие малого и среднего предпринимательства и возможность реализации частной предпринимательской инициативы являются необходимыми условиями успешного развития страны и регионов. Одной из важнейших задач является формирование устойчивого и эффективного механизма поддержки малого и среднего предпринимательства.

1. Анализ состояния малого и среднего бизнеса в России

11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила эпидемию, вызванную вирусом COVID-19, глобальной пандемией. Российские власти для сдерживания распространения вируса ввели запрет (ограничение) передвижения, карантин, самоизоляцию и сокращение коммерческой деятельности, включая закрытие предприятий. Данные меры значительно замедлили экономическую активность в стране и оказали негативное влияние на бизнес. Особенно они отразились на сфере услуг и торговле непродовольственными товарами, где предприятия были вынуждены остановить работу почти на три месяца – с апреля по июнь.

Некоторые малые и средние предприятия не смогли «пережить» ограничительные меры, направленные на борьбу с пандемией. По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, который ведёт ФНС России, в I полугодии 2020 года (данные на 10 июля 2020 года) количество субъектов МСП сократилось на 2,6% к аналогичному периоду прошлого года, до 6,051 млн единиц. Количество занятых в них снизилось на 2,4%, до 15,269 млн человек.

Таблица 1

Численность субъектов МСП в России

Показатель

на
10.08.2017

на
10.08.2018

на
10.08.2019

на
10.01.2020

на
10.08.2020

Изменение с начала года (10.01.20-10.08.20),%

Изменение за год (10.08.19- 10.08.20),%

Изменение за два года (10.08.18- 10.08.20),%

Изменение за три года (10.08.17- 10.08.20),%

Количество субъектов МСП, млн ед.

5,5

5,9

5,8

5,9

5,6

-5,5%

-4,2%

-5,6%

0,9%

Численность работников, млн чел.

15,7

16,1

15,4

15,3

15,5

1,3%

0,8%

-3,3%

-0,9%

На момент начала подготовки исследования (август 2020 года) количество субъектов МСП продолжило сокращение и к 10 августа достигло 5,590 млн единиц. Для сравнения 10 августа 2019 года оно составляло 5,836 млн единиц (-4,2%), в 2018 году – 5,922 млн (-5,6%), в 2017 году – 5,543 млн (0,9%). Таким образом, объём сегмента МСП фактически вернулся к уровню 2017 года; прирост, достигнутый в 2018-2019 годах, обнулился.

Самое большое сокращение численности компаний малого и среднего бизнеса с начала года произошло в Центральном (-6,3%) и Северо-Западном (-6,2%) федеральных округах. За год максимальную отрицательную динамику показал Уральский федеральный округ (-5,2%). За два года больше всего компаний МСП прекратили деятельность в Сибирском федеральном округе (-13,3%).

Из общего тренда выбилась динамика Дальневосточного федерального округа, где за три года количество субъектов МСП не только не снизилось, а, напротив, выросло на 21,1%. Причиной столь значительных темпов прироста, возможно, послужил эффект низкой базы и в целом небольшая ёмкость сектора в ДФО – в 2017 году количество субъектов МСП в округе составляло всего порядка 250 тыс. (для сравнения в ЦФО – 1,6 млн, а в 2020 году – около 300 тыс. По данным ФНС России, свыше 60% субъектов МСП в ДФО являются ИП (таблица 2). За три года наибольший прирост ИП произошел в сфере недвижимости (41,8%) и строительстве (36,7%).

Таблица 2

Количество субъектов МСП в регионах по федеральным округам, млн единиц

Федеральный округ

на

10.08

2017

на

10.08

2018

на

10.08

2019

на

10.01

2020

на

10.08

2020

Изменение с начала года (10.01.2020-10.08.2020), %

Изменение за год (10.08.2019-10.08.2020),

%

Изменение за два года (10.08.2018-10.08.2020),

%

Изменение за три года (10.08.2017-10.08.2020),

%

СКФО

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

-4,6%

-2,9%

-3,8%

4,1%

ЮФО

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

-4,0%

-5,2%

-6,6%

-1,7%

ЦФО

1,6

1,8

1,8

1,8

1,7

-6,3%

-3,9%

-5,6%

3,7%

ПФО

1,0

1,1

1,0

1,1

1,0

-5,5%

-4,6%

-6,0%

-0,1%

СЗФО

0,6

0,7

0,7

0,7

0,6

-6,2%

-4,3%

-5,1%

0,0%

УФО

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

-5,6%

-4,3%

-5,4%

-1,2%

СФО

0,7

0,7

0,6

0,6

0,6

-5,1%

-4,1%

-13,3%

-8,4%

ДФО

0,2

0,3

0,3

0,3

0,3

-4,1%

-3,5%

16,1%

21,1%

Лидером по количеству субъектов МСП является Центральный федеральный округ, на который приходится 30,5% от всех зарегистрированных субъектов в Реестре, далее следует Приволжский федеральный округ – 17,9%, затем – Южный и Северо-Западный округа, доля каждого из которых составляет порядка 12%.

Таблица 3

Распределение субъектов МСП по федеральным округам

Федеральный округ

Количество субъектов МСП на 10.08.2020, тыс. ед.

Доля региона по количеству субъектов МСП на 10.08.2020, %

Центральный федеральный округ

1706,9

30,53%

Северо-Западный федеральный округ

1000,1

17,89%

Южный федеральный округ

666,8

11,93%

Северо-Кавказский федеральный округ

649,3

11,62%

Приволжский федеральный округ

596,0

10,66%

Уральский федеральный округ

481,5

8,61%

Сибирский федеральный округ

298,5

5,34%

Дальневосточный федеральный округ

190,9

3,42%

Из 5,6 млн зарегистрированных субъектов МСП 2,3 млн единиц являются организациями – юридическими лицами (42%), 3,3 млн – индивидуальными предпринимателями (58%). ИП чаще регистрируют в Северо-Кавказском федеральном округе, где их доля превышает две трети от общего количества субъектов МСП. В то же время в Северо-Западном федеральном округе она составляет чуть более 50% – это минимальный уровень среди федеральных округов.

Практически во всех федеральных округах в общей численности субъектов МСП преобладают микропредприятия – это компании с численностью сотрудников, не превышающей 15 человек, и годовой выручкой не более 120 млн рублей. В целом по России доля микропредприятий среди юридических лиц составляет 91%, среди индивидуальных предпринимателей – свыше 99%. Больше всего микропредприятий-юрлиц зарегистрировано в Дальневосточном федеральном округе – 92%. В то же время количество предприятий, относящихся к среднему и малому бизнесу там на минимальном уровне – 0,5% и 7,5% соответственно. К малым предприятиям относятся компании с численностью персонала, не превышающей 100 человек, и годовой выручкой не более 800 млн рублей. К средним предприятиям относятся компании с численностью персонала, не превышающей 250 человек, годовой выручкой не более 2 млрд рублей.

Наибольшая доля малых предприятий сконцентрирована в Центральном федеральном округе – почти 9%. В свою очередь, доля микропредприятий здесь минимальная – 90,5%. Средних предприятий – юридических лиц больше всего в Центральном и Северо-Кавказском округах – почти 1% от всех юрлиц.

Подавляющее большинство индивидуальных предпринимателей в России (более 90%) имеют выручку менее 120 млн рублей в год. Их компании относятся к микробизнесу. Всего в двух федеральных округах – Дальневосточном и Приволжском – доля ИП, выручка которых составляет от 120 до 800 млн рублей в год, превышает 1%. В остальных федеральных округах эта доля ниже. Количество ИП с выручкой до 2 млрд рублей в год насчитывает 315 единиц.

Большая распространённость в России индивидуального предпринимательства связана с более простой регистрацией данной организационной формы, а также возможностью применять упрощённую систему налогообложения, в том числе патентную.

Стоит отметить, что не все индивидуальные предприниматели во время пандемии смогли получить доступ к финансовым ресурсам: столкнувшись с сокращением выручки вследствие приостановки деятельности во время карантина, занять средства для продолжения работы и выплаты зарплаты удалось не всем. По данным Банка России, начиная со 2 квартала 2020 года доля кредитов ИП сократилась с 20% до 9% и далее до 7% в общей выдаче кредитов субъектам МСП.

Абсолютным лидером по масштабам деятельности МСП является Москва, где оборот малых предприятий (без микро) за шесть месяцев 2020 года составил почти треть от всероссийского оборота – 3,5 трлн рублей из 11,5 трлн. На втором месте находится Санкт-Петербург – 880 млрд рублей, на третьем – Московская область – 770 млрд рублей.

Лидером по доле малых компаний в суммарном обороте региона, включая микропредприятия, в I полугодии 2020 года была Амурская область, где свыше четверти выручки пришлось на малый бизнес. Вторую и третью строки в рейтинге заняли Кабардино-Балкарская Республика и Алтай, в которых доля малых компаний в выручке региона составила 23% и 22% соответственно.

В отношении численности занятых в МСП регионы также неоднородны, как и по обороту компаний: Москва опережает ближайшего конкурента – город Санкт-Петербург в два с лишним раза – 895 тыс. человек против 372 тыс. человек. На третьем месте Московская область – 326 тыс. человек, далее с большим отставанием Свердловская область – 162 тыс. человек.

Наибольшую региональную занятость обеспечивают малые компании Ивановской области, в которой свыше четверти всех работающих трудятся в малом бизнесе. Чуть меньше доля МСП в общей занятости в Москве и Санкт-Петербурге – порядка 24%, далее следуют Калининградская и Новосибирская области – 23% и 22% соответственно.

Таким образом, проведенный анализ показал, что пандемия коронавируса привела к сокращению числа субъектов малого предпринимательства в различных отраслях. Особенно сильно пострадали сфера услуг, многие предприятия которой были закрыты в период карантина. Однако после отмены карантинных ограничений началось постепенное восстановление экономической активности.

2. Основные проблемы малого и среднего бизнеса в России и пути их решения

Наиболее приоритетными направлениями для государственной поддержки малого бизнеса в 2020 году являются: производство продукции (продовольственной и промышленной) первой необходимости; система здравоохранения; коммунальные, бытовые и прочие услуги; социальное предпринимательство; инновационные технологии.

Исследование показало, что уже с середины марта российские предприниматели испытывают сложности с ведением бизнеса и не надеются на улучшение ситуации в ближайшей перспективе. Представители бизнеса просят государство смягчить налоговый режим и предоставить другие меры поддержки. Негативные последствия кризиса особо ощутимы в малом бизнесе.

Говоря о мерах господдержки в кризис, в первую очередь предприниматели призывают отсрочить уплату налогов или отменить их. Также предприниматели просят предоставить субсидии/финансовую поддержку со стороны государства, ввести арендные и кредитные каникулы, выдавать беспроцентные кредиты на поддержание бизнеса, снизить или отменить обязательные взносы в ФСС.

Проблема заключается в отсутствии ресурсов, необходимых для жизнеобеспечения и развития малого и среднего предпринимательства в условиях экономической нестабильности. Подобные ограничения некрупных компаний связаны в первую очередь со сравнительно небольшими размерами капитала, не подходящего для поддержания длительного автономного состояния в период пандемии.

29 октября 2020 г. Президент предложил продлить мораторий на плановые проверки малого бизнеса на 2021 год, а также продлить на три месяца отсрочку по налогам и страховым взносам для пострадавших на фоне пандемии коронавируса отраслей.

Правительство РФ разработало новую кредитную программу поддержки для тех предприятий, чей вид деятельности относится к пострадавшим из-за коронавируса. На основании данных ККТ ведомство провело аналитику по восстановлению оборотов сектора МСП и сделало вывод, что «за полтора месяца 2021 года на 99% восстановились (обороты) до уровня начала 2020 года. Вместе с тем пока не все отрасли смогли вернуться к докризисным показателям».

Основные положения новой льготной кредитной программы:

  • заявки будут приниматься с 9 марта по 1 июля 2021 года;
  • срок кредита – 1 год;
  • конечная ставка для бизнеса – 3% (государство дотирует банкам средства исходя из 6%);
  • первые 6 месяцев заемщик не уплачивает ни тело кредита, ни проценты;
  • вторые 6 месяцев происходит погашение кредита и процентов;
  • максимальная сумма кредита рассчитывается по формуле:
  • МРОТ (12 792 руб.) х количество работников х 12 мес.

Программой смогут воспользоваться микро- и малые предприятия по основному или дополнительному кодам ОКВЭД, а средние и крупные предприятия – только по основному коду ОКВЭД.

Заключение

С целью повышения качества реализации государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, по результатам проведённого исследования, были выделены ряд практических рекомендаций:

а) Привлекать новые кадры путём создания благоприятных мотивационных условий для молодёжи.

б) Организовать возможность обмена опытом между регионами в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства.

в) Повысить уровень информированности субъектов малого и среднего предпринимательства о реализуемых департаментом программах.

г) Акцентировать внимание на обучение предпринимательской деятельности и прохождении курсов переподготовки, нежели на финансовую помощь малым и средним предприятиям.

д) Распределить государственную поддержку малому и среднему предпринимательству по отраслям: сельскохозяйственное предпринимательство; производство; промышленные технологии; работа с иностранными контрагентами; инновационный комплекс предпринимательства.

Следует разработать нормативно-правовую базу, которая позволила бы банкам в короткие сроки рассматривать и оформлять в качестве залога как объекты жилого сектора, так и коммерческой недвижимости.

Необходимо также на уровне государства внедрить программу информационной поддержки предпринимателей, которая бы разъясняла выгоды кредитования в банках, в том числе и под залог недвижимости.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Пробный день на работе сколько длится по времени
  • Проверка доверенности по реквизитам на сайте фнп
  • Проверочная работа по теме лента времени 4 класс
  • Провода высоковольтные газель бизнес 4216 евро 3
  • Продажа детской одежды как бизнес на дому отзывы