Проблемы малого бизнеса в краснодарском крае

Как в Краснодарском крае создают условия для некрупного предпринимательства.

Суммарный оборот субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в Краснодарском крае в прошлом году составил более 2,8 трлн руб., что на 4,7% больше, чем годом ранее, рассказали РБК+ в пресс-службе краевой администрации. «Доля малого и среднего бизнеса выводит кубанскую экономику на шестое место по объему в России», — отмечает старший менеджер EY Евгений Панасенко.

Именно нацпроект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» наиболее успешно реализуется в регионе. Об этом в середине ноября заявил губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев в ходе заседания президиума совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам. По данным официального портала «Малый бизнес Кубани», в Краснодарском крае сегодня работает свыше 280 тыс. малых и средних предприятий, на которых занято более 750 тыс. человек с учетом индивидуальных предпринимателей. По количеству рабочих мест в секторе МСП южный регион занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга (с учетом областей), говорится в материалах исследования Сбербанка. В планах местного руководства к концу 2021 года повысить численность занятых в секторе МСП до 815 тыс., а к 2025-му соответствующий показатель должен превысить 1 млн человек, говорят в администрации региона. Напомним, что в целом по стране власти рассчитывают через пять лет задействовать в сфере МСП не менее 25 млн человек.

Бизнес-климат по погоде

В последние годы Кубань, согласно результатам многих исследований, характеризующих бизнес-климат и уровень развития МСП, занимает лидирующие позиции в стране. По версии рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА») Краснодарский край на текущий момент — регион с самыми минимальными экономическими рисками. Также Кубань поделила первое место с Ульяновской областью и Республикой Башкортостан в рейтинге Министерства экономического развития РФ по оценке регулирующего воздействия (ОРВ). Цель проекта состоит в выявлении положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности. «Это был запрос от бизнеса, и мы вышли с ним на открытый диалог. Вместе смотрели, анализировали, какие законы, нормативные акты полезны для развития, а какие уже просто изжили себя», — цитирует портал «Малый бизнес Кубани» губернатора Вениамина Кондратьева. По его словам, региону нужен крепкий, успешный сектор МСП.

Среди нерешенных пока проблем — сложности с подключением к инженерным сетям, указывает декан экономического факультета Кубанского государственного университета профессор Игорь Шевченко: «Вопросы электроэнергетики на первом месте. В различных опросах бизнес ставит довольно низкие оценки по этому направлению».

Вместе с тем Игорь Шевченко соглашается, что в целом бизнес-климат в регионе благоприятный: «В Краснодарский край переезжают предприниматели из других регионов страны, открывают новые направления, все это говорит о комфортных условиях ведения бизнеса у нас». Два моря (Черное и Азовское), мягкий и теплый климат, развитая инфраструктура, живописная природа, плодородные почвы, плюс благоприятные условия для предпринимательской деятельности — все это стимулирует людей на переезд из других регионов, особенно Сибири и Дальнего Востока, соглашается член генерального совета «Деловой России», управляющий партнер инвестиционно-консалтинговой группы First Алексей Порошин.

В отраслевом разрезе наиболее развитым сегментом МСП в Краснодарском крае сейчас является торговля. На нее, по словам Игоря Шевченко, приходится около 50% общего оборота МСП: «Также активно развивается промышленность, сфера услуг. Молодые люди чаще всего начинают свой путь в бизнесе именно со сферы услуг, поскольку здесь не требуется значительных капитальных вложений».

В числе наиболее перспективных направлений для МСП эксперты называют био- и агротехнологии, сельское хозяйство, туризм и строительство. «Олимпийские и футбольные стройки, с одной стороны, и ограничения по зарубежным поездкам для довольно значительного числа наших сограждан (например, сотрудников спецслужб), с другой, способствовали тому, что инфраструктура Краснодарского края, особенно в курортных зонах, сегодня вышла на новый качественный уровень. Это способствовало увеличению туристических мощностей, росту турпотока в регион. С каждым годом приток людей в регион будет только возрастать. И ключевая роль в индустрии гостеприимства будет принадлежать именно малому бизнесу», — считает Алексей Порошин. Он добавляет, что серьезное содействие в этой области может оказать реализация утвержденной в сентябре 2019 года на федеральном уровне стратегии развития туризма (см. материал «Туризм с синергией»), которая предусматривает выделение грантов и субсидий, в том числе субъектам МСП. «Виноделие, био- и агроиндустрия могут стать фишкой региона на горизонте трех—пяти лет», — считает управляющий партнер департамента финансового консультирования «Делойт, СНГ» Александр Соколов.

Господдержка на разных уровнях

Создание благоприятного бизнес климата, как говорят опрошенные РБК+ эксперты, стало возможным во многом благодаря политике региональных властей и тем мерам поддержки, которые предусмотрены для МСП. «За последние пять лет Краснодарский край качественно изменил систему поддержки малого и среднего бизнеса. Если раньше она сводилась к неэффективной раздаче субсидий в конце года, то сейчас акцент сделан на развитие инфраструктуры поддержки», — говорит Игорь Шевченко.

В рамках региональных программ реализуются все направления нацпроекта по МСП: «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности», «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию», «Популяризация предпринимательства», «Акселерация субъектов МСП». Консолидированный объем финансовой поддержки субъектов МСП Краснодарского края с участием Национальной гарантийной системы (НГС) по состоянию на 20 декабря 2019 года достиг 21,85 млрд руб., сообщили РБК+ в пресс-службе Корпорации МСП. По программе субсидирования процентной ставки, реализуемой Минэкономразвития РФ (при участии Корпорации МСП как бэк-офиса) выдано кредитов МСП Банка на сумму более 2 млрд руб. и кредитов прочих уполномоченных банков на сумму 12,62 млрд руб. Средняя процентная ставка составила 8,47% годовых. Среднерыночная ставка коммерческих банков, по данным Банка России за январь—октябрь 2019 года, составила 10,96% годовых.

Через Фонд микрофинансирования Краснодарского края, который был докапитализирован на 1 млрд руб., финансовая поддержка, по предварительным итогам 2019 года, оказана на сумму более 1,15 млрд руб., что на 4,5% больше, чем в прошлом году. «В этом году мы приняли ряд мер, которые способствовали как развитию предпринимательства, так и укреплению существующих мер поддержки. Например, направили средства на развитие одного из самых востребованных инструментов — доступные займы для бизнеса. «Дешевые» деньги, как показывает практика, это все еще необходимая и востребованная мера», — говорят в региональной пресс-службе.

Еще одна ключевая структура — Фонд развития бизнеса Краснодарского края, через который выдаются поручительства по банковским кредитам, реализуются опции льготного лизинга и пр. В структуру фонда входят четыре профильных центра: поддержки предпринимательства, сопровождения инвестиционных проектов, инжиниринговый и инновационный.

Основная функция Центра поддержки предпринимательства, в частности, оказание субъектам МСП на бесплатной основе всесторонней информационно-консультационной помощи. Именно образовательные программы и консалтинговые услуги, как говорят в краевом департаменте инвестиций и развития МСП, являются одной и самых востребованных мер господдержки. Также центр предоставляет финансовую поддержку в виде микрозаймов (от 700 тыс. до 5 млн руб. под 5,75–7,75% годовых на два—три года), поручительства по кредитам и банковским гарантиям до 70% от суммы кредита (но не более 25 млн руб.), субсидии, софинансирование для разработки проектной документации и образцов, модернизации существующего оборудования, налоговые льготы промышленным инвесторам в рамках специальных инвестиционных контрактов, перечисляет Евгений Панасенко.

С субъектами МСП в Краснодарском крае работает и частный финансовый сектор, а также международные институты развития. В частности, Черноморский банк торговли и развития (ЧБТР), как рассказал его президент Дмитрий Панкин, осуществляет финансирование кубанских предпринимателей через южнороссийский банк «Центр-инвест». Два последних кредита ЧБТР предоставил «Центр-инвесту» в рублях, по 1 млрд руб. каждый; эти средства были направлены на финансирование субъектов МСП. Всего за десятилетний период сотрудничества были реализованы проекты на сумму более €55 млн. «Развитие кредитования в местной валюте — один из наших стратегических приоритетов в Черноморском регионе. Это увеличивает доступность финансирования для малых и средних предприятий в южных регионах России», — говорит Дмитрий Панкин.

Еще одной важной задачей краевой власти является оказание помощи экспортно ориентированным малым и средним предприятиям. В текущем году, как рассказали в пресс-службе администрации края, поддержкой регионального центра экспорта воспользовались 915 субъектов МСП, что в четыре раза больше показателя предыдущего года. При содействии центра бизнес заключил 74 экспортных контракта на общую сумму 972 млн руб.

Развитию бизнеса должен посодействовать еще один проект региона — инновационный центр «Аквариум», который открылся в Краснодаре в декабре. На одной площадке находятся бесплатные для технологичных стартапов и начинающих предпринимателей офисные помещения, лаборатория для исследований, МФЦ госуслуг, отделения банков. В «Аквариуме» регулярно проходят обучающие мероприятия. «Мы понимаем, что без инноваций, высоких технологий и цифровизации невозможно успеть за мировыми тенденциями. Центр «Аквариум» — единое окно поддержки предпринимательства как со стороны региональных, так и федеральных институтов развития — Фонда содействия инновациям, Фонда «Сколково», Российской венчурной компании», — говорят в краевой администрации. В инновационном центре есть коворкинг-центр на 94 места, конференц-зал на 310 мест, центр прототипирования, офисы для резидентов.

Бизнес в кризис: что происходит с малым и средним предпринимательством на Кубани. Фото: Александр Ратников

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в Краснодарском крае на конец 2022 года составило около 277 тысяч. В Краснодаре свое дело развивают почти 91 тысяча бизнесменов. Открыть бизнес планируют и многие переехавшие на Кубань. Но сложное время вносит свои поправки, многие — как и новички, так и действующие предприниматели, сталкиваются с рядом проблем. По мнению главы кубанского отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Даниэля Башмакова, начинать свой бизнес можно в любое время, главное — все точно просчитать, сообщает ИА KrasnodarMedia.

Делу — время

На начало января 2023 года в Краснодаре, по данным пресс-службы города, развивают свое дело, без малого 91 тысяча предпринимателей. В сфере малого бизнеса трудоустроено 268 тысяч человек или 36,8% от численности экономически активного населения города.

В декабре 2022 года вице-губернатор Александр Руппель, выступая на пленарном заседании Совета регионов «Опоры России» в Сочи, привел аналогичные данные по Краснодарскому краю.

Количество субъектов МСП в регионе составляет около 277 тысяч. Количество самозанятых — 281 тысяча человек. В целом в секторе МСП сегодня занято 1,11 миллиона человек — это практически каждый второй экономически активный житель Кубани. 85% всего бизнеса в регионе — это малые и средние предприятия.

По словам экспертов, такой плотности предпринимательства, как в Краснодарском крае, нет больше ни в одном субъекте страны.

По данным за первое полугодие 2022 года, Сочи и Краснодар вошли пятерку лучших городов страны по привлекательности для ведения бизнеса — таковы данные опроса сервиса по поиску работы «Работа.ру» и компании «Деловая среда». 19% опрошенных отметили, что свой бизнес лучше всего вести в Сочи, еще 17% — выбрали бы Краснодар.

Сочи и Краснодар вошли пятерку лучших городов страны по привлекательности для ведения бизнеса

Сочи и Краснодар вошли пятерку лучших городов страны по привлекательности для ведения бизнеса. Фото: Сочи и Краснодар вошли пятерку лучших городов страны по привлекательности для ведения бизнеса

Кроме этого, по данным опроса сервиса Работа.ру, Краснодар вошел в число городов, куда жители разных регионов России не просто мечтают переехать, а с целью открыть свой бизнес. Кубанская столица лидирует во многих исследования, рейтингах и опросах, как самый бизнес-ориентированный город.

Ранее ИА KrasnodarMedia опросило переехавших в кубанскую столицу. В начале 2022 года опрошенные информагентством переехавшие в Краснодар россияне назвали сферы, куда, по их мнению, можно вложиться и открыть свой бизнес: грузоперевозки (край огромный, услуга востребована всегда), турбизнес — поездки на море, на горячие источники и так далее, аренда стройтехники и инструментов, учреждения для дополнительного образования детей (от языковых школ до танцевальных), частные детские сады и другое.

Ожидания и реальность

Что изменилось почти за год? Геополитические процессы, разрыв экономических цепочек, спецоперация, мобилизация, санкция и другие стресс-факторы вполне способны скорректировать планы как тех, кто намеревался открыть свой бизнес на Кубани, так и опытных предпринимателей.

— Я переехал из Сибири в Армавир, — рассказывает 37-летний Сергей. — Прочитал, что это торговый город. У меня есть опыт в торговле, планировал открыть свой магазин электротоваров. Но столкнулся с тем, что аренда очень высокая — говорят, что она взлетела так за последние несколько месяцев. Не скрою, очень высокая конкуренция. Пока все просчитываю, ищу, возможно, другую нишу, но перспективы не очень радостные.

— Я зарегистрирован как ИП, торговал фруктами и овощами, — рассказывает 44-летний Алексей из Краснодара. — Арендовал киоск в одном из спальных районов краевой столицы. Свою деятельность свернул месяц назад. Аренда крохотного киоска стоит от 40 тысяч в месяц! Это какую наценку надо делать, чтобы быть в плюсе?!

— Я приехала из Кемерово, — делится 47-летняя Анна. — планирую открыть салон красоты. Уверена, что услуги в этой сфере всегда будут востребованы. Независимо ни от чего женщины хотят быть красивыми. Пообщалась с коллегами, все говорят, что важно место расположения и пиар — но так всегда и везде. Говорят, салоны красоты в Сочи плодятся как грибы, но многие потом закрываются по причине дорогой аренды и нерентабельности. Посмотрим, как это будет. Пытаюсь все просчитать.

На Кубани в 2022 году закрылось 8 449 частных компаний

На Кубани в 2022 году закрылось 8 449 частных компаний. Фото: Антон Балашов

— В последние полгода наблюдается отток клиентов, — констатирует владелица магазина товаров для животных из Краснодара 52-летнняя Наталья. — Ко мне люди годами ходили, спальный районы, всех по именам покупателей знаю. Подорожали корма, и все товары для животных. Владельцы животных предпочитают уйти от хороших кормов, и брать по акциям продукцию масс-маркет в сетевых магазинах. Может санкции и простимулировали российских производителей кормов, но их дороговизна отталкивает покупателей. Я 20 лет в этом бизнесе, и что делать — ума не приложу.

— Мы с супругой полгода назад открыли маленькую кофейню в спальном районе Новороссийска, — рассказывает 34-летний Дмитрий. — Аренда и налоги съедают большую часть дохода, конечно же. Скорее всего, будем закрываться. Контролирующие органы, к слову, лояльны к новичкам бизнеса, работать можно. Но «выхлоп» очень скудный.

— Я занимаюсь грузоперевозками по Кубани уже 10 лет, — рассказывает 57-летний Александр. — В последнее время конкуренция в этой сфере зашкаливает. Из-за высокой миграции в край, в эту сферу часто идут переехавшие. Приходится демпинговать, что не очень выгодно, заработать становится все сложнее, держусь на старых заказчиках, которые уже успели оценить пунктуальность и обязательность.

Заметно, что многие опрошенные информагентством жаловались на высокую стоимость аренды торговых площадей

В конце 2022 года аналитики «Авито Недвижимость» заявили о резком росте спроса на площади под общепит и туристическую недвижимость в крупных городах Юга РФ. В частности, за год в Сочи такие площади выросли в цене на 29%. В Краснодаре за этот же период стоимость аренды коммерческих площадей за последний год выросла в среднем на 9%, составив 635 рублей за кв. метр.

О малом бизнесе замолвите слово

Так жив или, скорее, мертв, частный бизнес в Краснодарском крае? В свежем исследовании компании «Финэкспертиза» приводятся такие цифры: в Краснодарском крае в 2022 году открылось 6 167 новых коммерческих предприятий, а закрылось 8 449. Для сравнения: в 2021 году в регионе открылось 6 637 предприятий, а прекратили свое существование 10 108. 

По данным экспертов, на Кубани, и в целом по России ситуация с ликвидацией бизнес-предприятий в 2022 году повторяет тренд 2021 года — прекращают свою деятельность, в основном, недействующие юридические лица и компании-однодневки.

Открыть бизнес по-прежнему мечтают многие жители Кубани, включая молодежь. В регионе работает школа «Бизнес молодых» (18+). По данным пресс-службы администрации края, в 2022 году было подано более 4,5 тыс. заявок на обучение в школе молодого предпринимателя. Участие в проекте приняли более 3 тыс. молодых людей со всего Краснодарского края. В рамках первого потока свои бизнес-планы защитили 94 начинающих бизнесменов, 73 из них прошли программу наставничества. В результате 143 человека стали субъектами МСП Краснодарского края, 6 из которых воспользовались льготными займами в региональном Фонде микрофинансирования.

На Кубани работает школа "Бизнес молодых"

На Кубани работает школа «Бизнес молодых». Фото: пресс-служба администрации Краснодарского края

Краснодарец Николай Биджоян сообщил, что благодаря проекту взял льготный заем в три миллиона рублей на оборудование и открыл сервис по ремонту и обслуживанию автомобилей премиум класса.

Анна Назина во время обучения совместно с наставниками доработала идею, воспользовалась льготным займом и запустила кафе быстрого питания в центре Краснодара. В следующем году она планирует открыть еще одну точку.

Благодаря школе «Бизнес молодых», Денис Молчанов открыл в Краснодаре студию детского фитнеса. Сегодня в ней занимаются порядка 100 детей.

Анастасия Астемирова после обучения в школе открыла коррекционно-развивающий центр «Ресурс». Индивидуальный предприниматель рассказала, что проект помог взять льготный заем, обучил продажам и маркетингу. За первый месяц работы девушка совместно с работающими у нее педагогами помогла более 50 семьям с детьми с нарушением речи.

Есть у молодых жителей региона проекты по производству кондитерских изделий, детских костюмов, украшений ручной работы, сдаче в аренду строительного оборудования, авторских туров по Кавказу и югу России, рекам и озерам Краснодарского края.

Пробовать стоит

Глава Краснодарского краевого отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Даниэль Башмаков подтвердил: геополитическая ситуация играет свою роль в развитии малого и среднего бизнеса, но не все так плохо, как может показаться скептикам.

Даниэль Башмаков

Даниэль Башмаков. Фото: Из личного архива Д. Башмакова

— Действительно, покупательский спрос упал, — констатирует опытный предприниматель. — Если раньше что-то брали с запасом, что-то на перспективу — сейчас стараются чаще брать самое необходимое. Сложности со сбытом есть. Но не у всех.

По словам Даниэля Башмакова, тем, кто конкурировал в какой-то нише с европейскими производителями, стало легче — потребности у людей в товарах остались, и эту нишу старается закрыть российский бизнес. Тем, кто остался на прежней парадигме бизнеса — сложнее, именно, из-за упавшего спроса.

Непросто и новичкам — им ситуация в стране тоже корректирует планы. Взять займ на развитие, закупить товар, открыться, а потом попасть под мобилизацию — понятно, что такой ситуации хочется избежать. Поэтому многие, кто задумывался об открытии своего дела, приостановили реализацию идеи.

— По поводу аренды, ситуация, и правда, сложилась парадоксальная, — продолжает Даниэль Башмаков. — Много коммерческих площадей пустует сейчас, и именно из-за высокой ставки аренды. Раньше арендовать такие помещения было сложно — они были востребованы, и всегда заняты. Сейчас владельцы помещений, теряя арендаторов, все равно не скидывают цены. Они предпочитают ждать своего клиента, чем снизить стоимость аренды.

Упомянул он и о сезонном бизнесе — он очень развит в приморских городах края. Но и здесь нужно понимать, что востребовано, например, отдыхающими в туристический сезон. Специфику рынка знать нужно обязательно.

Всем желающим открыть свое дело, бизнесмен советует пробовать это делать. Даниэль Башмаков считает, что необходимо тщательно просчитывать риски.

— Бизнес всегда было сложно открыть. А сейчас тем более.  Детальные расчеты всегда были нужны, но с учетом нынешнего времени, необходимо предусмотреть абсолютно все: место, покупательский поток, уровень конкуренции, логистику, сбыт, рентабельность и все прочее, — говорит глава кубанской «ОПОРЫ РОССИИ».

Обучение в школе «Бизнес молодых» он рекомендует всем, кто подходит по критериям краевого проекта — по его словам, это очень полезно и информативно. А в Краснодарском краевом отделении общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства консультативную помощь готовы оказать любому обратившемуся предпринимателю.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Лежава В.А. 1, Асанова Н.А. 2


1Краснодарский кооперативный институт

2Красноарский кооперативный институт

 Комментарии


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

В цивилизованной рыночной экономике место и роль малого и среднего бизнеса определяются его функциями и реальным вкладом в экономическое и общественное развитие. В сфере малого предпринимательства осуществляется большая часть всех инноваций, что должно способствовать ускоренному росту ВВП, созданию дополнительных рабочих мест, решению проблемы формирования `среднего класса`, являющегося важнейшим фактором социальной и политической стабильности общества. В России использование возможностей малого и среднего бизнеса (МСБ) пока еще не является реальным приоритетом государственной политики. Только декларируется, но практически не решается задача наращивания предпринимательского ресурса в этой сфере и его целевого использования для ускорения экономического роста и улучшения социального климата в стране. Малый и средний бизнес между тем затрагивает интересы миллионов наших сограждан, уже занятых в этом реально действующем секторе экономики. По данным Госкомстата и МНС России, сегодня в стране имеется около 5,5 млн. субъектов малого предпринимательства — малых предприятий (юридических лиц) и предпринимателей без образования юридического лица, а также фермерских хозяйств. В целом в данном секторе экономики занято примерно 15 млн. чел., что составляет 20% от общей численности занятого населения. В то же время малый бизнес уже несколько лет (фактически, с середины 90-х гг.) находится в фазе `нулевого роста`. На 1 тыс. жителей России приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в странах-членах ЕС — не менее 30. Общий вклад малого предпринимательства в ВВП России не превышает 11%. Совокупный вклад в производство продовольствия составляет около 20%. Вместе с тем малые предприятия, удельный вес которых в промышленности составляет лишь 15%, производят 30% общего объема товаров и услуг. Однако значительная доля малого предпринимательства находится в `тени`. По данным экспертов и аналитиков Национального Фонда, эта доля колеблется в пределах от 30 до 50%. Барьеры, препятствующие развитию малого предпринимательства, можно условно разделить на внешние и внутренние. Первые в основном связаны с неразвитостью правовой системы, отношений собственности, слабой защищенностью предпринимателя, недостаточной определенностью и непредсказуемостью изменений в макроэкономической ситуации, неадекватностью финансовой инфраструктуры, исторически сложившимся монополизмом на многих рынках. Даже если наш малый бизнес и пробьется за пределы страны, то ввиду своей неопытности, некой безграмотности, а зачастую и простой безалаберности удержать свои позиции на должном уровне в сферах мировой экономики практически невозможно. К тому же может просто не хватить собственных ресурсов. Также есть риск быть «съеденным рыбой покрупней». Внутренние барьеры обусловлены низким уровнем корпоративной, предпринимательской, инвестиционной и инновационной культуры, культуры менеджмента, сохранением старой структуры экономического образования. Ведь большая довольно часть представителей нашего малого и среднего бизнеса этонеобремененные специальным образованием люди, которые грубо говоря смогли в нужное время оказаться в нужном месте и подстроиться под сложившуюся в экономике страны нестабильную ситуацию. Путем определенных и разных для многих будущих представителей МСБ доступных условий и средств эти люди смогли создать для себя самостоятельные собственные источники дохода в виде магазинов, мастерских, автосервисов, сервисов бытового обслуживания населения и т.п. Каких бы то ни было производств какой ни будь продукции было создано на порядок ниже имеющегося даже на тот момент спроса. Ведь создание производственной сферы дело трудоемкое, затратное и не быстро окупаемое. А на тот момент МСБ думал в основном о быстром обогащении, нежели о перспективах своего развития. Судьба МСБ нашего Краснодарского края мало чем отличается от МСБ страны в целом. Отличие только в сферах деятельности. Ведь, что не говори Краснодарский край это прежде всего аграрный край. И в любом случае не задействовать сельскохозяйственный сегмент МСБ края не мог. Но и практически все сферы торговли и услуг тоже охвачены представителями МСБ края. Безусловно, с одной стороны, активной предпринимательской деятельности способствует уникальность Краснодарского края (климатические условия, географическое положение, природные ресурсы, а в последние годы – и статус территории проведения масштабных спортивных мероприятий). Ведущие позиции Краснодарского края в стране по уровню развития МСБ отмечены неоднократно, по основным показателям (количество предприятий, товарооборот, численность занятых в малом и среднем бизнесе) он входит в тройку лидеров. На начало текущего года на Кубани работало порядка 400 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса. В крае наибольшее количество индивидуальных предпринимателей среди всех российских регионов. Такой широкий круг предприятий МСБ – большой плюс для региональной экономики, но и проблем в их деятельности, требующих решения, множество. Конечно же развитие МСБ требует, прежде всего, совершенствования внешней среды малого бизнеса, в первую очередь, законодательной и нормативно-правовой базы, в том числе Федерального Закона РФ `О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации`. Многие положения этого Закона до сих пор не имеют необходимой нормативной базы и потому не действуют, а ряд положений просто устарел или противоречит другим законодательным актам. Например, это относится к имущественной поддержке и порядку финансирования программ поддержки предпринимательства, получению предпринимателями информации по широкому спектру интересующих их вопросов. Вроде что-то и делается в этой сфере, однако не решена проблема предоставления малым предприятиям государственных и муниципальных заказов. Многие нормативные акты, регламентирующие этот процесс, нуждаются в кардинальном пересмотре. Законодательно установленный норматив относительно предоставления малым предприятиям не менее 15% от общего стоимостного объема заказов повсеместно не выполняется. Они практически не допускаются к госзаказу. Некоторые законы (например, `О банках и банковской деятельности`) вообще не учитывают положения данногоЗакона. Действующие в настоящее время системы налогообложения субъектов малого предпринимательства также существенно препятствуют его развитию, особенно если это касается производств. Постоянно внося изменения в порядок налогообложения власти не учитывают не только жизненные интересы предпринимателей, но исуществующие нормы законодательства о порядке принятия соответствующих решений. Непродуманное и поспешное введение в 2014 году дополнительного взноса (пусть хоть и в размере 1%) в УПФР с оборота, превышающего 300000 рублей в год имеет своим результатом, по существу, двойное налогообложение ИП, уплачивающих налог на вмененный доход, УСН, а также ИП находящихся на традиционной системе налогообложения. Решение законодателей обязать вести бухгалтерский и налоговый учет в полном объеме, а также опять платить налог на имущество малыми предприятиями, применяющими УСН тоже весьма противоречивое решение. В чем тогда упрощенная система, только в ставке налога? А введение огромного количества новых отчетов? С одной стороны, вроде принимаются законы, упрощающие документооборот малого и среднего бизнеса, например, введение патентной системы налогообложения для отдельных видов деятельности в крае. А с другой стороны этим же самым патентом «убивают» всякое желание его применять. Если представитель МСБ владеет торговыми аппаратами по продаже воды, кофе и т.п., которые не занимают много места и могут находиться практически без ограничений территориально, то система налогообложения в виде патента очень выгодна. Налог там небольшой – с одного аппарата около 12000 рублей в год, но и прибыль немаленькая. Однако, применить патент, например, сапожнику, гораздо менее выгодно, чем, например, ЕНВД. И чтобы платить меньше сапожник вынужден ежеквартально подавать декларации в ИФНС, оплачивать налог и страховые взносы в ПФ. Самостоятельно как правило он это сделать не может, что вынуждает его обращаться в расчетные центры. А если этот сапожник вздумает себе взять на работу наемного сотрудника, то начисляя соответствующие статусу работодателя налоги и взносы он рискует ежемесячно выделять время на походы в расчетные центры или будет вынужден нанять бухгалтера, а также оплачивать около 43,1% налогов и взносов с заработной платы наемных сотрудников. При чем за пусть даже одного сотрудника нужно подавать – ежемесячно данные о вакансиях в службу занятости, раз в месяц в УПФР и ежеквартально в ИФНС и это, не считая отчета и налогов, и взносов за себя. Так еще и место рабочее аттестовать нужно будет. А если у представителя МСБ пусть хоть и небольшой, но штат сотрудников, то уплата взносов за них иногда просто разорительна. Вот по этой именно причине происходит выдача зарплаты в так называемых «конвертах», с которой ведется сейчас борьба. И это я еще поднимаю в своей работе вопрос пожарного обслуживания, роспотребнадзора, вывоза мусора, всяких СЭС, кассовых аппаратов, новшеств для реализующих алкогольную продукцию, проверяющих всякого рода и т.п. Это немногие примеры безответственного отношения законодателей и других органов власти к своим обязанностям к проведению провозглашенной государством политики поддержки малого предпринимательства. Конечно следует отметить, что органы власти сейчас стараются уделять большое внимание развитию малых форм бизнеса. На Кубани действует целый комплекс программ, направленных на улучшение бизнес-среды для малых и средних компаний. Реализована долгосрочная целевая программа «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае» на 2009-2012 годы с объемом финансирования 1,7 млрд рублей. Утверждена новая краевая целевая программа на 2013- 2017 годы с объемом финансирования 760 млн рублей за счет средств краевого бюджета.Из разных уровней бюджета на 2016 год в целом на меры господдержки предусмотрено более 1 млрд рублей. Одним из финансовых инструментов помощи МСБ является кредитование с участием Гарантийного фонда поддержки субъектов малого предпринимательства Краснодарского края. Его основная задача – содействие доступу к заемным ресурсам субъектам МСБ, не имеющих достаточного залогового обеспечения. Соглашение о сотрудничестве с фондом заключили 22 кредитные организации, из них 7 – краевые банки. Еще к началу 2013 года Гарантийный фонд предоставил поручительства 173 предприятиям на сумму 571 млн рублей, обеспечив выдачу им банковских кредитов на сумму 1,1 млрд рублей. Сейчас эта сумма в разы выше. Но масштабы их деятельности еще слишком малы. Департамент инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края с 20 апреля 2012 года начал прием заявок от предпринимателей и предприятий малого и среднего бизнеса на получение субсидий. Субсидии могут получить начинающие предприниматели на приобретение основных фондов и нематериальных активов. Также субсидии могут выдать на уплату процентов по кредитам сельскохозяйственных или потребительских кооперативов, которые направили средства на предоставление займов фермерам и предпринимателям. Отделения по приему заявок на субсидии открыты во всех муниципальных образованиях края. Предусмотрено и субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, и части затрат по лизинговым платежам. Также из положительного — Законодательным собранием Краснодарского края принят закон «Об условиях применения упрощенной системы налогообложения на территории Краснодарского края», разработанный при непосредственном участии Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае Игоря ЯКИМЧИКА. Законом предусмотрена нулевая налоговая ставка в рамках упрощенной системы налогообложения для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей на территории Краснодарского края. Утверждены виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых применима ставка в размере 0%. Нулевая налоговая ставка будет действовать до 1 января 2018 года. Также, закон устанавливает налоговую ставку в размере 5% для налогоплательщиков — организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и научной сферах. Применение пониженной налоговой ставки должно способствовать нивелированию негативных последствий, вызванных сложившейся внешнеполитической ситуацией.Налогоплательщики смогут применять пониженную налоговую ставку с 1 января 2016 года. Предполагается, что данная норма будет действовать до 1 января 2018 года. Налоговые каникулы должны привлечь больше жителей Краснодарского края в сферу малого предпринимательства.

Просмотров работы: 2180

Код для цитирования:

Вклад Кубани в достижение показателей нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» обсудили на еженедельной планерке Законодательного Собрания края под председательством Юрия Бурлачко.

В работе приняли участие профильный вице-губернатор Александр Руппель, председатель Контрольно-счетной палаты региона Юрий Агафонов.

– Малый и средний бизнес играет важную роль в экономическом развитии региона. Реализация целей, обозначенных национальным проектом, ведет к улучшению условий для ведения бизнеса. Краснодарский край по итогам 2022 года является четвертым среди всех субъектов РФ по численности занятых в МСП и вносит существенный вклад в достижение показателя профильного национального проекта, – сказал председатель ЗСК Юрий Бурлачко.

Такой динамике способствуют меры поддержки для бизнеса и самозанятых в рамках нацпроекта. Субсидии получили 67 предпринимателей.

– В нашем регионе численность занятых в МСП за 2022 год увеличилась на 166,7 тысяч человек. Сегодня в сегменте малого и среднего бизнеса работают более 1,1 миллиона жителей. Кубань по этому показателю уступает лишь Москве, Московской области и Санкт-Петербурга, – сказал руководитель департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Василий Воробьев.

Фонд микрофинансирования за прошлый год выдал более тысячи займов на сумму свыше 2,5 млрд рублей. Фонд развития бизнеса предоставил 500 поручительств на 3,1 млрд рублей. При поддержке регионального экспортного центра на иностранные зарубежные рынки вывели 69 субъектов МСП, заключивших контракты на сумму более 58 млн долларов.

Фонд развития инноваций помог привлечь более 200 млн рублей федеральных грантов. Объем инвестиций в решения, разработанные инноваторами в рамках хакатонов, превысил 70 млн рублей. Поддержку Центра «Мой бизнес» в прошлом году получили более 15 тысяч субъектов МСП.

Василий Воробьев рассказал о пилотном проекте «Школа молодого предпринимателя. Бизнес молодых» – в нем приняли участие более 3 тысяч молодых людей. Помимо обучения основам бизнеса и наставничества он дает возможность получить льготные займы от 100 тысяч до 3 млн рублей под 0,1% годовых.

Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» направлен на увеличение численности занятых в сфере российского МСП до 25 млн человек к 2030 году.

В рамках нацпроекта, который курирует первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов, кубанские предприниматели и самозанятые могут воспользоваться широким спектром инструментов поддержки, включая консультационную, информационную и финансовую форму. Подробнее на интернет-портале МСП края и на государственной цифровой платформе поддержки предпринимательства.

Пресс-служба администрации Краснодарского края

  • Авторы
  • Файлы

Бухтаяров А.А., Кавелина П.Н., Вукович Г.Г., Егизарова Р.Н.

Становление малого бизнеса — необходимое условие роста благосостояния населения Краснодарского края. Малые предприятия способны оперативно реагировать на динамику спроса и насыщать рынок необходимыми услугами, создавать рабочие места, обеспечивать высокую окупаемость затрат.

В целях развития предпринимательства (инфраструктура, инновационный потенциал, эффективные организационно-правовые формы и др.) между администрацией края и сектором малого бизнеса должна быть двухсторонняя связь. Необходимо всесторонне изучать запросы малых предприятий и эффективно их удовлетворять посредством формирования научно-обоснованной системы регулирования и стимулирования малого предпринимательства, которая содействует их социально-экономическому успеху.

В настоящий момент в определенной мере решены задачи по формированию инфраструктуры, по созданию льготных условий использования финансовых, материально-технических и информационных ресурсов; упрощен порядок регистрации, лицензирования, сертификации продукции; представления отчетности в налоговые органы.

Малый и средний бизнес нуждается не в поддержке, а в стимулировании своего развития. И в этом процессе стимулирования на первый план выходит подготовка квалифицированных кадров (управленческих в том числе) для обеспечения конкурентоспособности сферы малого и среднего бизнеса.

В связи с чем распоряжением главы администрации Краснодарского края 7 июля 2004 г. создан Краевой центр бизнес-образования Кубанского государственного университета (далее — Центр). За прошедший период в Центре прошли обучение и повысили свою квалификацию более 500 предпринимателей («Основы предпринимательской деятельности», «Кредитование малого и среднего бизнеса», «Управление персоналом малого предприятия», «Инновационный менеджмент» и др.).

В Центре подготовлено 350 преподавателей школ и лицеев края для ведения занятий со старшеклассниками по предпринимательству в сфере малого и среднего бизнеса. Разработан и распространен среди учащихся образовательных учреждений инновационный учебно-методический комплекс «Основы предпринимательской деятельности». Внедряются программы переподготовки в сфере высшего профессионального образования «Организация предпринимательской деятельности» и «Корпоративное управление».

Реализована российско-австрийская учебная программа, состоялась стажировка на австрийских предприятиях, заключены договора, что несомненно повысит конкурентоспособность кубанского бизнеса на международном уровне.


Библиографическая ссылка

Бухтаяров А.А., Кавелина П.Н., Вукович Г.Г., Егизарова Р.Н. ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 7.
– С. 112-112;

URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=3539 (дата обращения: 24.03.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Библиографическое описание:


Сайбель, Н. Ю. Влияние санкций на развитие предпринимательства в Краснодарском крае / Н. Ю. Сайбель, М. А. Борисенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 529-531. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36860/ (дата обращения: 24.03.2023).



В статье проводится оценка развития предпринимательства Краснодарского края после введения антироссийских санкций. При написании данной статьи был использован аналитический метод и метод факторного анализа. С помощью этих методов было выявлено, что последствия введения санкций для предпринимательства Краснодарского края имеют как положительный, так и отрицательный характер.

Ключевые слова: санкции, малый и средний бизнес, сельское хозяйство, импортозамещение, конкурентоспособность

В последние годы мы часто слышим и употребляем слово «санкции». Сегодня проблема влияния санкций на экономику России является одной из самых актуальных, потому что наша страна переживает сложный этап экономической и политической жизни, а именно: обостряется внешнеполитическая ситуация, идет экономический и финансовый кризис в стране, который существенно отражается на жизни общества. Новая экономическая ситуация, которая возникла из-за введения США и странами ЕС антироссийских санкций, а также с принятием Россией ответных защитных мер придаёт вопросам создания конкурентоспособной экономики, импортозамещения и стимулирования внутреннего спроса и потребления особую необходимость. Развитие экономики всегда было приоритетной задачей государства, в решении которой малый и средний бизнес играет важную роль. В этой связи государству важно обеспечить более активное участие предпринимателей в разработке научных открытий, внедрении новых технологий, создании и усовершенствовании современных товаров и услуг. От успеха такого рода работы прямо зависит повышение качества жизни россиян и усиление конкурентоспособности России на мировом рынке [1].

Ведущие позиции Краснодарского края в стране по уровню развития малого и среднего предпринимательства в сфере сельского хозяйства отмечены неоднократно, по таким показателям, как количество предприятий, численность занятых в малом и среднем бизнесе, товарооборот.На начало 2016 года на Кубани работало порядка 300 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса. В крае наибольшее количество индивидуальных предпринимателей среди всех российских регионов [2]. Такой большой круг предприятий малого и среднего бизнеса — большой плюс для региональной экономики, но и проблем в их деятельности, требующих решения, множество. Безусловно, активной предпринимательской деятельности способствует уникальность Краснодарского края:

  1. Выгодное экономико-географическое положение.
  2. Уникальное геополитическое положение.
  3. Экономический и человеческий потенциал.
  4. Развитие транспортной инфраструктуры.
  5. Наличие агроклиматических и рекреационных ресурсов.
  6. Развитые отраслевые комплексы.
  7. Высокая степень предпринимательской активности.
  8. Эффективность использования территориальных ресурсов [3].

В то же время необходимо учитывать и негативные факторы, а именно:

  1. Близость к зонам конфликтов на Северном Кавказе, Украине и в Грузии.
  2. Наличие потенциального конкурента для рекреационного комплекса в лице Крыма.
  3. Отток квалифицированных кадров и снижение технологического уровня сельского хозяйства.

В нашем крае производится более 80 % продовольственных товаров, потребляемых населением края. Общая земельная площадь Краснодарского края составляет 7,5 гектаров, плюс 3,9 гектара пашни. Занимая 2,2 % сельхозугодий и 3 % пашни нашей страны, в 2014 году Краснодарский край произвел около 7 % валовой продукции сельского хозяйства России: 10 % зерна, 3 % сахарной свеклы, 15 % семян подсолнечника и 37 % виноградных вин [4]. Поэтому в основном предприниматели нашего края занимаются предпринимательством в сфере сельского хозяйства.

Влияние санкций на производство в Краснодарском крае могут носить как позитивный, так и негативный характер. Одним из положительных моментов является отсутствие давления импорта, то есть на рынке стало меньше конкуренции со стороны зарубежных аналогов, что позволяет менее известным отечественным производителям занять более стойкие позиции на рынке.

Также одним из плюсов является существенное увеличение спроса на отечественную продукцию. Но здесь есть и свои минусы. Так, рост спроса на отечественную продукцию может навредить действующим компаниям, так как производство необходимо будет расширять в короткие сроки. В период растущей инфляции в стране и сокращения инвестиций это сделать достаточно сложно. Уже сегодня кубанские производители жалуются на недостаточную поддержку животноводства.

Третьим плюсом можно выделить тот факт, что общее число сельскохозяйственных предприятий после введения санкций в 2014 году увеличилось на 6,1 %.

Для сравнения до введения санкций до 2014 года количество таких предприятий увеличивалось только на 3,1 %, то есть можно сделать вывод, что санкции послужили неким катализатором для созданий новых продовольственных предприятий [6].

На развитие хозяйственного комплекса Краснодарского края также влияет внешнеторговая деятельность. Внешнеторговый оборот сократился почти вдвое по сравнению с 2014 годом, что является результатом введенных санкций, а также действий происходящих на мировой политической арене. Стоит отметить, что импорт в Краснодарском крае сократился почти на 10 %, что является положительным влиянием санкций на отечественное производство. Основную долю в составе импорта заняли: продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё — 53,8 %, машины, оборудование и транспортные средства — 20,6 %, металлы и изделия из них — 7,7 %, химическая продукция, каучук — 6,3 %, древесина и изделия из неё — 2,9 %, текстильные изделия и обувь — 2,6 % [6]. При этом сократились стоимостные объемы продовольствия, металлургической и химической продукции. Данное положение создает дополнительные возможности для развития отраслей, конкурирующих с импортом, в частности сельского хозяйства и пищевой промышленности. Также, одним из негативных моментов является рост цен на многие товары, так как был установлен запрет на ввоз некоторой продукции.

В настоящее время в Краснодарском крае наблюдается рост цен на овощи. Например, стоимость килограмма моркови увеличилась в 1,9 раза, лука, чеснока примерно в 1,3 раза. Картофель подорожал на 4,8 %. Также подскочили цена на многие фрукты примерно в 1,5 раза. А некоторые сезонные овощи наоборот упали в цене в 1,7–2,3 раза (огурцы, помидоры, капуста) [6]. И, тем не менее, рост цен привел к тому, что к концу лета 2015 года итоговая стоимость продуктовой корзины кубанцев значительно возросла. На это есть причина: ограничение импорта повлекло за собой исчезновение с полок магазинов ряда товаров или уменьшение их количества, а быстро заполнить рынок отечественной продукцией невозможно, потому что увеличить объем производства сельского хозяйства смогут очень нескоро. Можно сказать, что действует классическая формула экономики: если снижается предложение, то растет цена.

Правительством были разработаны планы по импортозамещению и выводу страны из сложившейся кризисной ситуации, которые направлены на организацию: мониторинга структуры потребления и производства; прогнозирования изменений производства и потребления; корректировки и формирования инвестиционных проектов, направленных на импортозамещение; повышения конкурентоспособности производства; благоприятных условий для производителей [7]. Следует отметить, что для полного импортозамещения краю необходимо уделить внимание созданию предприятий по переработке зерновых, плодово-ягодных и других овощных культур и на создание условиях, необходимых для круглогодичного выращивания сезонных овощей и фруктов.

В связи с новыми экономическими условиями возрастает необходимость актуализации государственной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства, а также производства отечественной продукции. Необходимо ввести ряд льгот, снизить налоговые ставки для предпринимателей, обеспечить отлаженную работу государственных субсидий для промышленных производств, а также различных индивидуальных предприятий, усовершенствовать систему кредитования. Старт и развитие бизнеса в современных условиях без помощи кредитных организаций невозможен. Наиболее распространенными являются кредиты на пополнение оборотных средств. Банки разрабатывают специализированные предложения, учитывая разные сферы ведения бизнеса [8].

Так, с учетом специфики Краснодарского края, как сельскохозяйственного региона, важным вопросом является кредитование аграриев. Например, для производителей Кубани в сфере растениеводства ОАО «Юг-Инвестбанк» в текущем году ввел в действие предложение «Новый урожай». В рамках этого кредита можно корректировать сроки погашения до установления приемлемых цен на собранные культуры. В свою очередь «Россельхозбанк» предлагает кредит «Личное подсобное хозяйство» для привлечения индивидуальных предпринимателей в сельскохозяйственный бизнес [9].

Помимо различных кредитных предложений для производителей и предпринимателей государству следует уделить внимание усовершенствованию системы субсидий, а именно: выделять субсидии на модернизацию производства, научные разработки приобретения оборудования в лизинг. Конечно, органы власти уделяют большое внимание развитию малого бизнеса. На Кубани действует целый комплекс программ, направленный на улучшение бизнес-среды малых компаний [10]. Например, в действии целевая программа «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае». Также утверждена новая краевая целевая программа на 2013–2017 годы с объемом финансирования 760 млн. руб.

В заключение можно отметить, что сельское хозяйство Краснодарского края играет огромную роль для всей России, обеспечивая качественными продуктами питания всю страну. Это один из немногих регионов, являющимся гарантом продовольственной безопасности всего российского населения. Безусловно, основным направлением развития хозяйственного комплекса Кубани должно быть сельское хозяйство. Поддержка государства, создание льгот для малого и среднего бизнеса, усиление действий кредитной политики, своевременная реакция отечественных производителей на изменение спроса и предложения- все это позволит минимизировать негативные последствия санкций на сельское хозяйство края и обеспечит его развитие.

Литература:

  1. Богдашев И. В., Романенко А. М. Влияние санкций на состояние экономики РФ // Динамика развития современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: Аэтерна, 2015. С. 45–47.
  2. Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае. − URL:http://www. qfkuban.ru.
  3. Общая характеристика Краснодарского края. − URL:http://www.raexpert.ru.
  4. Сайбель Н. Ю. Совершенствование системы государственной поддержки малого бизнеса в агропромышленном комплексе Краснодарского края // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Региональные особенности рыночных социально-экономических систем (структур) и их правовое обеспечение». Пенза: ЧОУ ВО «МУ им. С. Ю. Витте», 2015. С. 254–260.
  5. Сайбель Н. Ю., Сайбель Я. В. Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса в России // Актуальные проблемы экономической теории и практики: сборник научных трудов / под ред. В. А. Сидорова. Выпуск 18. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2015. С. 75–83.
  6. Статистические данные о количестве производства и ценах сельскохозяйственной продукции в Краснодарском крае. − URL:http:// krsdstat.gks.ru.
  7. Сайбель Я. В., Белич С. В. Импортозамещение как эффективный инструмент оптимального развития рыночной экономики // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: Аэтерна, 2016. С. 27–31.
  8. Петренко А. С., Ерёменко А. А., Патрик В. Д. Перспективы развития малого предпринимательства в России // Инновационная наука и современное общество: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: Аэтерна, 2014. С. 63–66.
  9. Анализ кредитных продуктов для малого предпринимательства. − URL:http:// www.invb.ru.
  10. Берлин С. И., Петров Д. В., Богдашев И. В., Адаменко А. А. Стратегические приоритеты развития предпринимательства в Краснодарском крае // Экономика и предпринимательство. − 2014. − № 11–4 (52–4). − С. 182–187.

Основные термины (генерируются автоматически): Краснодарский край, сельское хозяйство, отечественная продукция, рост цен, бизнес, введение санкций, Кубань, предложение, предприниматель, химическая продукция.

санкции, малый и средний бизнес, сельское хозяйство, импортозамещение, конкурентоспособность

Похожие статьи

Развитие агропромышленного комплекса в Краснодарском крае

рост цен на материально-технические обеспечение

Основные термины (генерируются автоматически): Краснодарский край, агропромышленный комплекс, тонна, сельское хозяйство

Влияние санкций на развитие предпринимательства в Краснодарском крае.

Организация логистических процессов в овощеводстве…

– расширении спектра рынка спроса и предложения на продукции овощеводства и т. д.

Краснодарский край это один из ведущих сельскохозяйственных регионов, который имеет потенциальную

Влияние санкций на развитие предпринимательства в Краснодарском крае.

Деловой климат Краснодарского края: современное состояние…

С 2010 года по 2013 год наблюдался устойчивый рост инвестиционных поступлений.

Кубань признана территорией, где созданы комфортные условия для ведения бизнеса [5].

Развитие сельского туризма на примере Краснодарского края: состояние, проблемы, перспективы.

Внедрение инновационных технологий производства овощей…

В Краснодарском крае научно-техническая продукция

Основные термины (генерируются автоматически): Краснодарский край, агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, зона ультраклимата

Влияние санкций на развитие предпринимательства в Краснодарском крае.

Малый бизнес как панацея для кризисной экономики

Темпы роста числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в нашей стране остаются низкими — ежегодно их

Краснодарский край. 1760.

Они первыми апробируют новую продукцию, чтобы после передать ее в массовое производство крупным компаниям.

Формирование и развитие аграрного рынка Краснодарского края

Краснодарский край, сельскохозяйственная продукция, сельское хозяйство, хозяйство населения, Россия, агропромышленный комплекс, крупный рогатый скот, развитие инфраструктуры…

Инвестиционный климат и стратегия социально-экономического…

А вот в целом по России рост в 2014 году составил 4,5 %. Производство продукции сельского хозяйства на душу населения в Краснодарском крае увеличилось на 12 % к уровню 2013 года и это составило 54 тысячи рублей [3].

Обзор рынка краснодарских и крымских вин, перспективы…

Российский рынок вина и винной продукции — один из наиболее динамичных и насыщенных рынков.

При этом выделены следующие наименования вин, защищенных географическим названием: «Кубань» (Краснодарский край), «Дагестан» (Республика Дагестан), «Долина…

Повышение инвестиционной привлекательности экономики…

При этом экономическое состояние Краснодарского края определяют сельское хозяйство, промышленность

Поэтому инвестиционная привлекательность активизирует рост экономики региона.

5 Повышение качества регуляторной среды для бизнеса.

Развитие агропромышленного комплекса в Краснодарском крае

рост цен на материально-технические обеспечение

Основные термины (генерируются автоматически): Краснодарский край, агропромышленный комплекс, тонна, сельское хозяйство

Влияние санкций на развитие предпринимательства в Краснодарском крае.

Организация логистических процессов в овощеводстве…

– расширении спектра рынка спроса и предложения на продукции овощеводства и т. д.

Краснодарский край это один из ведущих сельскохозяйственных регионов, который имеет потенциальную

Влияние санкций на развитие предпринимательства в Краснодарском крае.

Деловой климат Краснодарского края: современное состояние…

С 2010 года по 2013 год наблюдался устойчивый рост инвестиционных поступлений.

Кубань признана территорией, где созданы комфортные условия для ведения бизнеса [5].

Развитие сельского туризма на примере Краснодарского края: состояние, проблемы, перспективы.

Внедрение инновационных технологий производства овощей…

В Краснодарском крае научно-техническая продукция

Основные термины (генерируются автоматически): Краснодарский край, агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, зона ультраклимата

Влияние санкций на развитие предпринимательства в Краснодарском крае.

Малый бизнес как панацея для кризисной экономики

Темпы роста числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в нашей стране остаются низкими — ежегодно их

Краснодарский край. 1760.

Они первыми апробируют новую продукцию, чтобы после передать ее в массовое производство крупным компаниям.

Формирование и развитие аграрного рынка Краснодарского края

Краснодарский край, сельскохозяйственная продукция, сельское хозяйство, хозяйство населения, Россия, агропромышленный комплекс, крупный рогатый скот, развитие инфраструктуры…

Инвестиционный климат и стратегия социально-экономического…

А вот в целом по России рост в 2014 году составил 4,5 %. Производство продукции сельского хозяйства на душу населения в Краснодарском крае увеличилось на 12 % к уровню 2013 года и это составило 54 тысячи рублей [3].

Повышение инвестиционной привлекательности экономики…

При этом экономическое состояние Краснодарского края определяют сельское хозяйство, промышленность

Поэтому инвестиционная привлекательность активизирует рост экономики региона.

5 Повышение качества регуляторной среды для бизнеса.

Обзор рынка краснодарских и крымских вин, перспективы…

Российский рынок вина и винной продукции — один из наиболее динамичных и насыщенных рынков.

При этом выделены следующие наименования вин, защищенных географическим названием: «Кубань» (Краснодарский край), «Дагестан» (Республика Дагестан), «Долина…

Похожие статьи

Развитие агропромышленного комплекса в Краснодарском крае

рост цен на материально-технические обеспечение

Основные термины (генерируются автоматически): Краснодарский край, агропромышленный комплекс, тонна, сельское хозяйство

Влияние санкций на развитие предпринимательства в Краснодарском крае.

Организация логистических процессов в овощеводстве…

– расширении спектра рынка спроса и предложения на продукции овощеводства и т. д.

Краснодарский край это один из ведущих сельскохозяйственных регионов, который имеет потенциальную

Влияние санкций на развитие предпринимательства в Краснодарском крае.

Деловой климат Краснодарского края: современное состояние…

С 2010 года по 2013 год наблюдался устойчивый рост инвестиционных поступлений.

Кубань признана территорией, где созданы комфортные условия для ведения бизнеса [5].

Развитие сельского туризма на примере Краснодарского края: состояние, проблемы, перспективы.

Внедрение инновационных технологий производства овощей…

В Краснодарском крае научно-техническая продукция

Основные термины (генерируются автоматически): Краснодарский край, агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, зона ультраклимата

Влияние санкций на развитие предпринимательства в Краснодарском крае.

Малый бизнес как панацея для кризисной экономики

Темпы роста числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в нашей стране остаются низкими — ежегодно их

Краснодарский край. 1760.

Они первыми апробируют новую продукцию, чтобы после передать ее в массовое производство крупным компаниям.

Формирование и развитие аграрного рынка Краснодарского края

Краснодарский край, сельскохозяйственная продукция, сельское хозяйство, хозяйство населения, Россия, агропромышленный комплекс, крупный рогатый скот, развитие инфраструктуры…

Инвестиционный климат и стратегия социально-экономического…

А вот в целом по России рост в 2014 году составил 4,5 %. Производство продукции сельского хозяйства на душу населения в Краснодарском крае увеличилось на 12 % к уровню 2013 года и это составило 54 тысячи рублей [3].

Обзор рынка краснодарских и крымских вин, перспективы…

Российский рынок вина и винной продукции — один из наиболее динамичных и насыщенных рынков.

При этом выделены следующие наименования вин, защищенных географическим названием: «Кубань» (Краснодарский край), «Дагестан» (Республика Дагестан), «Долина…

Повышение инвестиционной привлекательности экономики…

При этом экономическое состояние Краснодарского края определяют сельское хозяйство, промышленность

Поэтому инвестиционная привлекательность активизирует рост экономики региона.

5 Повышение качества регуляторной среды для бизнеса.

Развитие агропромышленного комплекса в Краснодарском крае

рост цен на материально-технические обеспечение

Основные термины (генерируются автоматически): Краснодарский край, агропромышленный комплекс, тонна, сельское хозяйство

Влияние санкций на развитие предпринимательства в Краснодарском крае.

Организация логистических процессов в овощеводстве…

– расширении спектра рынка спроса и предложения на продукции овощеводства и т. д.

Краснодарский край это один из ведущих сельскохозяйственных регионов, который имеет потенциальную

Влияние санкций на развитие предпринимательства в Краснодарском крае.

Деловой климат Краснодарского края: современное состояние…

С 2010 года по 2013 год наблюдался устойчивый рост инвестиционных поступлений.

Кубань признана территорией, где созданы комфортные условия для ведения бизнеса [5].

Развитие сельского туризма на примере Краснодарского края: состояние, проблемы, перспективы.

Внедрение инновационных технологий производства овощей…

В Краснодарском крае научно-техническая продукция

Основные термины (генерируются автоматически): Краснодарский край, агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, зона ультраклимата

Влияние санкций на развитие предпринимательства в Краснодарском крае.

Малый бизнес как панацея для кризисной экономики

Темпы роста числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в нашей стране остаются низкими — ежегодно их

Краснодарский край. 1760.

Они первыми апробируют новую продукцию, чтобы после передать ее в массовое производство крупным компаниям.

Формирование и развитие аграрного рынка Краснодарского края

Краснодарский край, сельскохозяйственная продукция, сельское хозяйство, хозяйство населения, Россия, агропромышленный комплекс, крупный рогатый скот, развитие инфраструктуры…

Инвестиционный климат и стратегия социально-экономического…

А вот в целом по России рост в 2014 году составил 4,5 %. Производство продукции сельского хозяйства на душу населения в Краснодарском крае увеличилось на 12 % к уровню 2013 года и это составило 54 тысячи рублей [3].

Повышение инвестиционной привлекательности экономики…

При этом экономическое состояние Краснодарского края определяют сельское хозяйство, промышленность

Поэтому инвестиционная привлекательность активизирует рост экономики региона.

5 Повышение качества регуляторной среды для бизнеса.

Обзор рынка краснодарских и крымских вин, перспективы…

Российский рынок вина и винной продукции — один из наиболее динамичных и насыщенных рынков.

При этом выделены следующие наименования вин, защищенных географическим названием: «Кубань» (Краснодарский край), «Дагестан» (Республика Дагестан), «Долина…

Современные проблемы развития малого бизнеса в России и пути их решения на примере Краснодарского края

Современные проблемы развития малого бизнеса в России
и пути их решения на примере Краснодарского края

Общеизвестно утверждение о значимости малого
предпринимательства для развития и становления рыночной экономики. Малый бизнес
обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной
собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные
предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего
класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности Низкая
платежеспособность населения делает невыгодным, а часто невозможным развитие
малых предприятий. Но можно утверждать и другое: колоссальный потенциал малого
бизнеса не использован в России. Это обстоятельство не просто досадно, это
обстоятельство чрезвычайно опасно и для экономики, и для политической
стабильности государства. Для спасения ситуации не достаточно улучшить законы,
принять одну или несколько программ — поздно. Для спасения ситуации необходимо
коренное изменение государственной политики в сфере отношений с российским
производителем вообще и с малым бизнесом в частности.

Как показало время, малое предпринимательство постепенно (хотя
и не настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место
в хозяйстве страны.

Незначительный спад числа малых предприятий на территории РФ,
наблюдаемый в 1996-1997 гг.,  в 1998 г.
практически прекратился. По состоянию на 1 января 1999 г. в России действовало
868 тыс. малых предприятий (по сравнению с их количеством на 1 января 1998 г.
прирост составил лишь 6,9 тыс. малых предприятий, или 0,8%).

В целом, уровень развития малого предпринимательства в России,
измеряемый по общепринятым в промышленно развитых странах показателям, явно
недостаточный. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 МП, тогда как в
странах – членах ЕС – не менее 30. Лишь Москва и Санкт-Петербург по плотности
распространения малого предпринимательства приблизились к уровню Западной
Европы. На 1000 их жителей приходится 20 МП и 23 МП соответственно.

Наличие прослойки, пусть очень маленькой,
собственников-предпринимателей обозначило и их проблемы. Так в Резолюции I
Всероссийского съезда предпринимателей малых предприятий были выделены
следующие проблемы:

   Медленно идет процесс
создания инфраструктуры малого бизнеса;

   Низкими темпами
происходит увеличение числа малых предприятий, особенно в производственной
сфере;

   Не во многих регионах
разработаны и приняты органами власти нормативные акты, региональные программы
развития малого предпринимательства, а там где они приняты, реализация их
происходит далеко не в полной мере;

   Недостаточно налажено
взаимодействие регионов, как в плане обмена информацией и опытом по развитию
малого предпринимательства, так и в организации практического хозяйственного
взаимодействия предпринимателей различных регионов между собой.

Практика государственного содействия немонополистическому
сектору экономики развитых стран показывает, что правительственный выбор
основных направлений этого содействия происходит на основе исследований данного
круга проблем. Поэтому важнейшая задача органов власти определить приоритетные
направления развития малого бизнеса. В России к таким направлениям отнесены:

   Производство и
переработка сельскохозяйственной продукции;

Производство продовольственных, промышленных товаров, товаров
народного потребления;

   Лекарственных
препаратов и медицинской техники;

   Оказание
производственных, коммунальных и бытовых услуг;

   Строительство объектов
жилищного, производственного и социального назначения.

   Соответственно,
одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого
бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством
льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими
займов из других источников и льготного налогообложения.

   Важным инструментом
государственного содействия малым предприятиям в большинстве промышленно
развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений
позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить
процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить
конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.

Достаточно широкое развитие получили организуемые
государственными органами и частными предприятиями специальные службы по
оказанию различных консультационных услуг малым компаниям.

Особая система государственной поддержки существует для
предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в
этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение
исследовательских работ.

   Десятилетний опыт
развития предпринимательства в России позволяет утверждать, что для создания
эффективной системы поддержки малого предпринимательства необходимы:

—            самостоятельная
законодательная и нормативная база, определяющая специфические условия
деятельности субъектов МП в их отношениях с органами власти и другими
хозяйствующими субъектами; радикальное усовершенствование налоговой системы;
минимизация административно-разрешительной и контролирующей практики;
обеспечение безопасности и защиты личности и собственности;

—            специализированные
институты и механизмы, обеспечивающие разработку и реализацию государственной
политики, направленной на поддержку МП, включая органы государственной власти и
управления, общественные объединения и организации предпринимателей,
специализированные организации поддержки МП (фонды, кредитные, страховые,
гарантийные и лизинговые учреждения; технологические парки, промышленные зоны и
полигоны; учебные, консультационные, информационные и другие обслуживающие
структуры);

—            финансово-имущественная
поддержка, необходимая для обеспечения МП производственными площадями,
земельными участками и оборудованием, финансовыми средствами (бюджетными),
создание условий и механизмов для привлечения частных отечественных и
иностранных инвестиций в сферу МП

— учет национальных,
региональных и исторических особенностей; поощрение ремесел, народных
промыслов, кооперативных, артельных и семейных форм организации
предпринимательской деятельности; сезонных работ, самозанятости;

—            создание
условий для эффективного развития межрегиональных связей и деловой кооперации
МСП.

—            государственные
программы, непосредственно ориентированные на оказание поддержки малым и
средним предприятиям, и иные смежные программы социально-экономического
развития, которые должны включать меры по привлечению сектора МП к их
реализации (реструктуризация промышленности; государственные инвестиции в
отраслевое и региональное развитие, поставки для государственных нужд, решение
проблем занятости, миграция населения).

22 мая 2002г. в г. Краснодаре состоялась краевая конференция
«Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в Краснодарском
крае». В работе конференции приняли участие губернатор Краснодарского края
Александр Ткачев, президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации
Евгений Примаков, председатель правления Федерального фонда поддержки малого
предпринимательства Александр Рунов, заместитель министра Министерства РФ по
антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Константин
Пармененков, а также главный федеральный инспектор по Краснодарскому краю, главы
администраций муниципальных образований, представители малого бизнеса.

Открывая конференцию, губернатор Кубани отметил, что
эффективность развития малого бизнеса приобретает все большую актуальность,
ведь именно этот сектор способен дать сегодня импульс интенсивному подъему
экономики региона. Позиция администрации края заключается в создании более
благоприятного климата для кубанского предпринимательства.

С конкретной картиной развития малого предпринимательства
участников конференции ознакомил заместитель губернатора Краснодарского края
Александр Ремезков: в целом Краснодарский край по показателям развития малого
бизнеса входит в двадцатку по России и лидирует по югу России. Было сказано об
основных проблемах тормозящих развитие предпринимательства и конкретных
мероприятиях, призванных устранить их.

Во-первых, необходимо упростить систему регистрации бизнеса,
которая должна проводиться по принципу «одного окна».

Во-вторых уже готовится проект постановления главы
администрации края «Об едином журнале проверяющих», согласно которому все
контролирующие организации должны проходить обязательную регистрацию, что
должно снизить число проверок.

Губернатором Кубани дано распоряжение об открытии в крае
центров содействия малому предпринимательству, которые должны оказывать
бесплатные консультационные, юридические услуги.

Администрация края собирается упростить механизм
предоставления государственных гарантий для эффективного субсидирования малого
бизнеса за счет краевого бюджета.

С информацией о том, как развивается малый бизнес в краевом
центре, выступил глава администрации Краснодара Николай Приз. Доля малого
бизнеса в общем объеме произведенной в Краснодаре продукции составляет 17
процентов. Сохраняется тенденция роста налоговых поступлений от предпринимателей.
В результате изучения опыта других городов России создана своя модель поддержки
малого бизнеса.

При городском совете директоров действует секция для оказания
поддержки и создания системы информационного обеспечения предпринимателей.
Создаются условия для обеспечения доступа к льготному кредитованию. Для
продвижения продукции создан муниципальный маркетинговый центр, работает
компания «Краснодар-ЭКСПО», Краснодарское агентство делового развития.

Помимо приведенных примеров, в крае и городе в последние годы
был принят ряд законов, постановлений также направленных на развитие и
поддержку предпринимательства.

  Закон Краснодарского
края от 5 июня 2000 г. N 270-КЗ»О государственной поддержке малого
предпринимательствана территории Краснодарского края»

Принят Законодательным Собранием Краснодарского края 24 мая
2000 года

…Глава V. Государственная поддержка малого предпринимательства

Статья 12. Государственная поддержка малого
предпринимательства на территории Краснодарского края

1. Целью государственной поддержки малого предпринимательства
на территории Краснодарского края является создание необходимых условий для
развития высокопроизводительных конкурентоспособных субъектов малого
предпринимательства при эффективном использовании государственных финансовых, материально-технических
и информационных ресурсов, выделяемых в соответствии с программами поддержки
предпринимательства.

2. Государственная поддержка малого предпринимательства на
территории Краснодарского края осуществляется по следующим направлениям:

а) совершенствование законодательства на региональном уровне в
сфере государственной поддержки малого предпринимательства;

б) формирование инфраструктуры поддержки малого
предпринимательства;

в) поддержка межрегиональных связей и внешнеэкономической
деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию
их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с
регионами Российской Федерации и зарубежными странами;

г) создание льготных условий использования субъектами малого
предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и
информационных ресурсов, научно-технических разработок и технологий;

д) подготовка предложений по содержанию и корректировке
федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства,
участие в реализации этих программ на территории края;

е) организация разработки и реализации краевых программ
развития малого предпринимательства, обеспечение участия субъектов малого
предпринимательства в реализации важнейших для экономики края программ и
проектов, а также в поставках продукции и выполнении работ для государственных
нужд;

ж) подготовка предложений об установлении для субъектов малого
предпринимательства, в первую очередь занятых реализацией приоритетных для края
направлений развития хозяйственного комплекса, налоговых и иных льгот, а также
об использовании средств краевого бюджета для поддержки малого
предпринимательства в крае;

з) содействие органам местного самоуправления при разработке и
реализации мер по поддержке малого предпринимательства, деятельности
организаций, осуществляющих поддержку малого предпринимательства, в подготовке,
переподготовке и повышении квалификации кадров для субъектов малого
предпринимательства…

…от 29 ноября 2001 г. N 1153″О совете по предпринимательству
в Краснодарском крае»

В целях реализации государственной политики в области малого
предпринимательства, обеспечения эффективного взаимодействия органов
исполнительной власти Краснодарского края и субъектов предпринимательской
деятельности и во исполнение Закона Краснодарского края от 5 июня 2000 года N
270-КЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства на
территории Краснодарского края» постановляю:

1. Образовать совет по предпринимательству в Краснодарском
крае при администрации края (далее именуется — Совет)…

Первый заместитель

главы администрации

Краснодарского края             В.М.
Бондарь

Закон Краснодарского края от 11 апреля 2002 г. N 466-КЗ

«О внесении изменений и дополнений в Закон Краснодарского
края

«О государственной молодежной политике в Краснодарском
крае»

Принят Законодательным Собранием Краснодарского края

27 марта 2002 года

…Глава II. Основные направления государственной молодежной
политики

Статья 4. Государственное содействие экономической
самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд

1. Государственное содействие экономической самостоятельности
молодых граждан и реализации их права на труд осуществляется в формах
государственного содействия решению проблемы занятости молодежи и
государственной поддержки предпринимательской деятельности молодых граждан.7.
Государственная поддержка предпринимательской деятельности молодых граждан
осуществляется в форме предоставления им в соответствии с федеральным
законодательством и законодательством Краснодарского края бюджетных кредитов,
субсидий, субвенций…

Решение XLVIII заседания городской Думы Краснодара второго
созыва

от 31 октября 2000 г. N 48 п. 5

«О поддержке предпринимательства в городе Краснодаре

на 2001 — 2002 гг.»

Программа

поддержки и развития предпринимательства в г. Краснодаре

на 2001 — 2002 гг.

     Приоритетные
направления деятельности субъектов предпринимательства

     в г. Краснодаре на
2001 — 2002 гг.                                

     I.   Разработка целевых программ, направленных
на формирование    

          благоприятных
условий для развития малых предприятий         

     II.  Финансово-имущественная и инвестиционная
поддержка           

     III.
Совершенствование нормативно-правовой базы                   

          малого
предпринимательства                                   

     IV.  Административно-организационная поддержка
малого             

         
предпринимательства                                          

V.   Инфраструктура
поддержки малого предпринимательства

При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Пункт выдачи вайлдберриз как работает бизнес
  • Проблемы с которыми может столкнуться бизнес
  • Пункт выдачи заказов wildberries часы работы
  • Проблемы становления малого бизнеса в россии
  • Проехал на моргающий желтый сигнал светофора